ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Древняя история черкесов
История адыгов, черкесов и их фамилий.
По утверждению ученых древняя история черкесов начинается с периода Босфорского царства, сформировавшегося вскоре после крушения Киммерийской империи около 720 г. до Р. X. под натиском скифов.
Согласно Диодору Сицилийскому, сначала управляли Босфором «старые князья» со столицей Фанагорией, около Тамани. Но настоящая династия основывается в 438 г. до Р. X. Спартоком, родом из "старых принцев". Фракийское же имя Спартока - вполне нормальное явление при фрако-киммерийском характере местного населения.
Власть спартокидов не утвердилась сразу на все население Черкесии. Левкон I (389-349) называется «царствующим» над синдами, торетами, дандарами и псессами. При Перисаде I (344-310), сыне Левкона I, перечень подвластных царю народов древней Черкесии делается полнее: Перисад I носит титул царя синдов, маитов (меотов)(5) и фатеев.
Кроме того, одна надпись с Таманского полуострова подчеркивает, что Перисад I правил всеми землями между крайними границами тавров и границами Кавказской земли, т. е. маиты (в их числе фатеи), а также синды (в их числе керкеты, тореты, псессы и другие черкесские племена) составляли основное население Босфорского царства. Лишь южные прибрежные черкесы: ахейцы (6), хениохи и саниги (7) не упоминаются в надписях, но во всяком случае в эпоху Страбона они тоже входили в состав царства, сохраняя при этом своих князей «скептухов». Впрочем и другие черкесские племена сохраняли свою автономию и имели собственных князей, как-то синды (8) и дарданы. Вообще синды занимали особое место в царстве. Автономия их была настолько широка, что они имели собственную монету с надписью «Синдои». Вообще же, судя по монетам городов Босфора, древняя Черкесия пользовалась монетным единством.
Рядом с королем - архонтом, с автономными принцами Черкесии, с легатом в Танаисе (у устья Дона), городское управление свидетельствует о высоком развитии босфорского общества. Во главе города стоял градоначальник, представитель центральной власти, и коллегия, нечто вроде городской думы.
Социальный строй босфорского царства являет собой высокую ступень развития с просвещенной монархией, с административной децентрализацией, с хорошо организованными купеческими союзами, с аристократией служилой и деловой, с здоровым земледельческим населением. Никогда Черкесия так не преуспевала культурно и экономически, как при Спартокидах в IV и III вв. до Р. X. Короли Босфора по блеску и богатству не уступали современным им монархам. Страна представляла последний форпост эгейской цивилизации на северо-востоке.
Вся торговля в Азовском море и значительная часть торговли в Черном море находилась в руках Босфора (9). Пантикапея на Керченском полуострове служила главным портом для ввоза, а Фанагория и другие города Черкесского побережья преимущественно вывозили. Южнее Цемеза (Сунджук-Кале)(10) предметами вывоза служили: ткани, пользовавшиеся известностью в античном мире, (11) мед, воск, конопля, дерево для стройки кораблей и жилищ, меха, кожа, шерсть и т. д. Порты к северу от Цемеза вывозили главным образом зерно, рыбу и пр. Здесь в стране маитов находилась житница, кормившая Грецию. Средний вывоз его в Аттику достигал 210 000 гектолитров, т. е. половины нужного ей хлеба.
Другим источником богатства босфорцев-черкесов было рыболовство. К востоку от Азовского моря имелись центры для посола рыб и оптовые склады.
Наряду с этим была развита и индустрия, в особенности производство керамики, кирпича и черепицы. Предметами ввоза служили со стороны Афин вино, оливковое масло, предметы роскоши и украшения.
Французский консул в Крыму Пейсонель (1750-1762 гг.) пишет, что древние черкесы занимались не только скотоводством, хлебопашеством и рыболовством, но имели и развитое огородничество, садоводство, пчеловодство и ремесленное производство в виде кузнечного дела, шорничества, портняжества, выделки сукон, бурок, кожи, ювелирного искусства и т. д.
О хозяйственном уровне жителей Черкесии более позднего времени свидетельствуют размеры торговли, которую они вели с внешним миром. Средний годовой вывоз из Черкесии только через порты Тамань и Каплу составлял: 80-100 тыс. центнеров шерсти, 100 тыс. штук сукна, 200 тыс. готовых бурок, 50 - 60 тыс. готовых шаровар, 5-6 тыс. готовых черкесок, 500 тыс. овечьих шкур, 50 - 60 тыс. сыромятных кож, 200 тыс. пар бычачьих рогов. Затем шел пушной товар: 100 тыс. волчьих шкур, 50 тыс. шкур куньих, 3 тыс. медвежьих шкур, 200 тыс пар кабаньих клыков; продукты пчеловодства: 5-6 тыс. центнеров хорошего и 500 центнеров дешевого меда, 50 - 60 тыс. окка воску и т. д.
Ввоз в Черкесию свидетельствовал равно о высоком уровне жизни. Ввозились шелковые и бумажные ткани, бархат, одеяла, купальные полотенца, полотно, нитки, краски, румяна и белила, а также духи и ладан, сафьян, бумага, порох, ружейные стволы, пряности и т. д.
Заметим кстати, что английский путешественник Эдмунд Спенсер (12), посетивший Черкесию в первой четверти прошлого века, и сравнивая ее с древней, пишет, что в Анапе насчитывалось более 400 магазинов, 20 больших дровяных складов, 16 хлебных ссыпок и т. д. Кроме черкесов, здесь жили турки, армяне, греки, генуэзцы, 50 поляков, 8 евреев, 5 французов, 4 англичанина. Ежегодно в Анапский порт заходило более 300 крупных кораблей под иностранными флагами. О размерах торговли в городе можно было судить хотя бы по ежегодной продаже полотна, которого в год продавалось на сумму 3 000 000 пиастров, из которых 2 000 000 приходилось на долю Англии. Характерно, что общая сумма торговых оборотов Черкессии с Россией не превышала в то время 30 000 рублей. Нельзя забывать и того, что торговля с заграницей велась не только через Анапу, но и через другие порты, как, например, Озерск, Атшимша, Пшат, Туапсе.
Со времен Сатура I греки пользовались в Босфоре особыми льготами, но и босфорцы тоже имели в Афинах свои преимущества. Параллельно с торговыми связями развивались и культурные связи между обеими странами. Древние черкесы участвовали в олимпийских играх в Греции, в праздниках Панафиней и бывали увенчаны в Афинах золотой короной. Афиняне присуждали почетное гражданство ряду босфорских царей; на народных собраниях золотого венца (Такими увенчанными золотыми венцами были Левкон I, Спарток II и Перисад). Левкон и Перисад же вошли у греков в галерею знаменитых государственных мужей и их имена упоминались в греческих школах.
К концу II века до Р. X. Босфор вступает в полосу кризисов, вызванных давлением со стороны скифов, настолько, что Перисад I должен был вручить свою корону Митридату Великому (114 или 113 гг. до Р. X.). С этого момента начинается римский период Босфорского царства. Цари последнего ищут протекции Рима, но население враждебно иностранному вмешательству в его дела. Некоторые черкесские племена: хениохи, саниги и зихи зависят от Рима с эпохи Адриана.
Около середины III в. после Р. X. германские племена герулы и готы или бораны вторгаются в Босфорское царство.
Номинальная связь Черкесии с Римом продолжалась и тогда, когда Византия заступила его место.
В греческий и римский периоды религия древних черкесов была фрако-греческая. Помимо культов Аполлона, Посейдона, в особенности лунной богини и т. д., почитались великая богиня мать (как у фригийцев Кибела), и бог грозы - верховный бог, соответствующий греческому Зевсу.
Интересно отметить, что черкесами почитались: Тлепш - Бог кузнец; Псэтхэ - Бог жизни; Тхаголедж - Бог плодородия; Амыш - Бог животных; Мэзытхэ - Бог лесов и охоты; Созреш - Бог домашнего благополучия; Емынэж - Бог зла; Уашхо - Бог неба и др. (13).
Христианство начало проникать в Босфор очень рано, согласно сказаниям о путешествии апостола Андрея. Известно, что на первом Вселенском соборе в Никее в 325 г. присутствовал и епископ Босфора.
adyghe.ru
история происхождения, традиции и обычаи, геноцид и депортация
Есть народы, история которых читается как захватывающий роман – столько в ней головокружительных поворотов, ярких эпизодов и удивительных событий. Один из таких народов– черкесы, коренное население КЧР. Этот народ не только обладает самобытной культурой, но и сумел стать частью истории стран, весьма отдаленных от Северного Кавказа. Несмотря на трагические страницы истории, эта нация полностью сохранила свою ярко выраженную индивидуальность.
История происхождения черкесов
Никто точно не знает, когда предки современных черкесов появились на территории Северного Кавказа. Можно сказать, что они жили там со времен палеолита. К наиболее древним памятникам, связанным с ними, относятся памятники Дольменной, а также Майкопской культур, достигших расцвета в III тыс. до н.э. Ареалы этих культур ученые считают их исторической родиной. Что до этногенеза, то, по мнению ряда исследователей, своим происхождением они обязаны как древним адыгским племенам, так и скифам.
Античные авторы, называвшие этот народ «керкетами» и «зихами», отмечали, что они жили на большой территории – от черноморского побережья в районе нынешней Анапы до Кабардино-Балкарии. Сами обитатели этих земель называли и называют себя «адыгэ». Об этом напоминает строка из «Гимна черкесов», написанного в наше время М.Дзыбовым: «Самоназвание – Адыгэ, Иноназвание – Черкес!».
Примерно в V-VI столетии многочисленные адыгейские (древнечеркесские) племена объединяются в единое государство, которое историки называют «Зихией». Характерными чертами его были воинственность, постоянное расширение земель и высокий уровень социальной организации.
Тогда же сформировалась та черта менталитета народа, которая неизменно вызывала восхищение современников и историков: категорическое нежелание подчиняться любым внешним силам. На протяжении всей своей истории Зихия (с XIII столетия получившая новое название – Черкесия) никому не платила дань.
К эпохе позднего Средневековья Черкесия стала самым большим государством Кавказа. По форме правления это была военная монархия, в которой важную роль играла адыгская аристократия, возглавляемая князьями (пщы).
Постоянные войны превратили народ черкесов в нацию рыцарей, неизменно поражавших и восхищавших наблюдателей своими воинскими качествами. Так, генуэзские купцы нанимали черкесских воинов для охраны своих городов-колоний.
Слава их дошла до Египта, султаны которого охотно приглашали уроженцев далекого Кавказа для несения службы в отрядах мамлюков. Один из таких воинов – Баркук, попавший в Египет не по своей воле в отрочестве, в 1381 стал султаном и основал новую династию, правившую до 1517 г.
Одним из главных врагов государства в этот период являлось Крымское ханство. В XVI столетии заключив военный договор с Московским царством, их войско совершило ряд успешных походов в Крым. Противостояние продолжилось и после ухода Московского царства из региона: в 1708 г. черкесы Кавказа разгромили войско крымского хана во время Канжальской битвы.
Неукротимый, воинственный характер в полной мере проявился в ходе Кавказской войны. Даже после разгрома аула Гуниб они не прекращали сопротивления, не желая переселяться на отведенные им болотистые кубанские равнины. Когда стало очевидным, что этот народ никогда не смирится, руководство царской армии пришло к идее его массового переселения в Османскую империю. Депортация черкесов официально началась в мае 1862 г. и принесла народу неисчислимые страдания.
Десятки тысяч не только черкесов, но и убыхов, абхазов, абазов были согнаны в пустынные местности на берегу Черного моря, не приспособленные для проживания, лишенные элементарной инфраструктуры. Голод и инфекционные болезни привели к значительному сокращению их численности. Те же, кто сумел выжить, никогда не вернулись на Родину.
В результате переселения в Турции сегодня живет их 6,5 миллионов, в Сирии – 100 тысяч, а на их исконных землях – 80 тысяч. В 1992 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии в специальном постановлении квалифицировал эти события как геноцид черкесов.
После депортации на Кавказе осталось не более четверти народа. Лишь в 1922 г. карачаевцы и черкесы получили свою автономную область, в 1992 ставшую Карачаево-Черкесской Республикой.
Традиции и обычаи, язык и религия
В течение своей тысячелетней истории черкесы были приверженцами нескольких религий. В эпоху ранней бронзы зародилась их ранняя монотеистическая религия с мифологией, по сложности и развитости не уступавшей древнегреческой.
С древности адыгэ поклонялись дарующему жизнь Солнцу и Золотому Древу, Огню и Воде, верили в замкнутый круг времени и в единого бога Тхэ, создали богатый пантеон героев нартского эпоса. В первой книге о черкесах, написанной генуэзцем Д.Интериано в начале XVI в., мы находим описание ряда обычаев, явно восходящих корнями к язычеству, в частности, погребальных ритуалов.
Следующей религией, нашедшей отклик в душе народа, было христианство. Первыми, кто принес весть о нем в Зихию, были, по легенде, апостолы Андрей и Симон. Начиная с VI в. христианство стало ведущей религией и оставалось таковым до падения Византийской империи. Они исповедовали православную веру, но небольшая их часть, получившая название «френккардаши», приняла католичество.
Примерно с XV в. начинается постепенное принятие ислама, ныне являющегося официальной религией. Процесс этот завершился лишь к XIX столетию. В 1840-х годах происходит утверждение норм шариата, заменивших прежние правовые обычаи. Ислам не только помог создать стройную правовую систему и консолидировать этнос, но и стал частью народного самосознания. Сегодня черкесы – мусульмане суннитского направления.
Все, кто писал про черкесов в разные периоды их истории, среди главных традиций особо отмечали культ гостеприимства. Любой гость мог рассчитывать на место в кунацкой и за столом хозяина, который не имел права докучать ему расспросами.
Другая черта, поражавшая иноземных наблюдателей – это пренебрежение к материальным благам, доходившее в средние века до того, что для адыгской аристократии считалось позором заниматься торговлей. Высшими доблестями почитались храбрость, воинское искусство, великодушие и щедрость, а самым презренным пороком была трусость.
Воспитание детей было направлено на развитие и закрепление этих доблестей. Дети знати так же, как и все, проходили суровую школу, в которой выковывался характер и закалялось тело. Взрослые были безупречными наездниками, способными на скаку подхватить монету с земли, и выносливыми воинами, в совершенстве владевшими оружием. Они умели сражаться в самых сложных условиях – в высокогорье, в непроходимых лесах, на узких перешейках.
Быт черкесов отличался простотой, органично сочетавшейся со сложной социальной организацией. Простыми были и излюбленные блюда этноса, украшавшие пиры – лягур (баранина с минимумом специй), гедлибже (отварная и тушеная курятина), бульоны, пшенная каша, адыгейский сыр.
Основной элемент национального костюма – черкеска – стал символом кавказского костюма в целом. Ее покрой не изменился за несколько столетий, как видно по одежде на фото XIX века. Этот костюм весьма шел к внешности черкесов – высоких, стройных, с темно-русыми волосами и правильными чертами лица.
Неотъемлемой частью культуры были танцы, сопровождавшие все торжества. Такие популярные у черкесов танцы, как удж, кафа, удж хаш, уходят корнями в древние обряды и не только очень красивы, но и исполнены сакрального смысла.
Одним из главных ритуалов является свадьба. Традиционная свадьба у черкесов выступала логическим завершением ряда обрядов, которые могли продолжаться не один год. Интересно, что невеста покидала дом родителей сразу после заключения соглашения между отцом девушки и женихом. Ее отвозили в дом родственников или друзей жениха, где она и жила до свадьбы. Таким образом, предсвадебный ритуал представлял собой имитацию похищения с полного согласия всех сторон.
Свадебный пир длился до шести дней, но жених на нем не присутствовал: считалось, что родные гневаются на него за «похищение невесты». Лишь после окончания свадьбы он возвращался в родовое гнездо и воссоединялся со своей женой – но ненадолго. После свадьбы жена перебиралась к родителям и жила там достаточно долго, иногда до рождения ребенка. Свадьбы в КЧР и сегодня празднуют пышно (в чем можно убедиться, увидев свадебное торжество черкесов на видео), но, конечно, старинные обычаи подверглись коррективам.
Говоря о сегодняшнем дне этноса, нельзя не вспомнить термин «рассеянная нация». Черкесы живут в 4 странах, не считая России, а в пределах РФ – в 5 республиках и краях. Больше всего в КЧР (свыше 56 тыс.). Однако всех представителей этноса, где бы они ни жили, объединяет не только язык – кабардино-черкесский, но и общие обычаи и традиции, а также символы, в частности, известный с 1830-х гг. флаг народа – 12 золотых звезд и три золотые перекрещенные стрелы на зеленом фоне.
В то же время черкесская диаспора в Турции, диаспоры Сирии, Египта и Израиля живут своей жизнью, а Карачаево-Черкесская республика – своей. Республика известна своими курортами, и прежде всего Домбаем, но в то же время в ней развиты и промышленность, и животноводство. История народа продолжается, и нет сомнений, что в ней будет еще немало ярких и запоминающихся страниц.
tanci-kavkaza.ru
История адыгов, черкесов и их фамилий.
По утверждению ученых древняя история черкесов начинается с периода Босфорского царства, сформировавшегося вскоре после крушения Киммерийской империи около 720 г. до Р. X. под натиском скифов.Согласно Диодору Сицилийскому, сначала управляли Босфором «старые князья» со столицей Фанагорией, около Тамани. Но настоящая династия основывается в 438 г. до Р. X. Спартоком, родом из "старых принцев". Фракийское же имя Спартока - вполне нормальное явление при фрако-киммерийском характере местного населения.Власть спартокидов не утвердилась сразу на все население Черкесии. Левкон I (389-349) называется «царствующим» над синдами, торетами, дандарами и псессами. При Перисаде I (344-310), сыне Левкона I, перечень подвластных царю народов древней Черкесии делается полнее: Перисад I носит титул царя синдов, маитов (меотов)(5) и фатеев.Кроме того, одна надпись с Таманского полуострова подчеркивает, что Перисад I правил всеми землями между крайними границами тавров и границами Кавказской земли, т. е. маиты (в их числе фатеи), а также синды (в их числе керкеты, тореты, псессы и другие черкесские племена) составляли основное население Босфорского царства. Лишь южные прибрежные черкесы: ахейцы (6), хениохи и саниги (7) не упоминаются в надписях, но во всяком случае в эпоху Страбона они тоже входили в состав царства, сохраняя при этом своих князей «скептухов». Впрочем и другие черкесские племена сохраняли свою автономию и имели собственных князей, как-то синды (8) и дарданы. Вообще синды занимали особое место в царстве. Автономия их была настолько широка, что они имели собственную монету с надписью «Синдои». Вообще же, судя по монетам городов Босфора, древняя Черкесия пользовалась монетным единством.Рядом с королем - архонтом, с автономными принцами Черкесии, с легатом в Танаисе (у устья Дона), городское управление свидетельствует о высоком развитии босфорского общества. Во главе города стоял градоначальник, представитель центральной власти, и коллегия, нечто вроде городской думы.Социальный строй босфорского царства являет собой высокую ступень развития с просвещенной монархией, с административной децентрализацией, с хорошо организованными купеческими союзами, с аристократией служилой и деловой, с здоровым земледельческим населением. Никогда Черкесия так не преуспевала культурно и экономически, как при Спартокидах в IV и III вв. до Р. X. Короли Босфора по блеску и богатству не уступали современным им монархам. Страна представляла последний форпост эгейской цивилизации на северо-востоке.Вся торговля в Азовском море и значительная часть торговли в Черном море находилась в руках Босфора (9). Пантикапея на Керченском полуострове служила главным портом для ввоза, а Фанагория и другие города Черкесского побережья преимущественно вывозили. Южнее Цемеза (Сунджук-Кале)(10) предметами вывоза служили: ткани, пользовавшиеся известностью в античном мире, (11) мед, воск, конопля, дерево для стройки кораблей и жилищ, меха, кожа, шерсть и т. д. Порты к северу от Цемеза вывозили главным образом зерно, рыбу и пр. Здесь в стране маитов находилась житница, кормившая Грецию. Средний вывоз его в Аттику достигал 210 000 гектолитров, т. е. половины нужного ей хлеба.Другим источником богатства босфорцев-черкесов было рыболовство. К востоку от Азовского моря имелись центры для посола рыб и оптовые склады.Наряду с этим была развита и индустрия, в особенности производство керамики, кирпича и черепицы. Предметами ввоза служили со стороны Афин вино, оливковое масло, предметы роскоши и украшения.Французский консул в Крыму Пейсонель (1750-1762 гг.) пишет, что древние черкесы занимались не только скотоводством, хлебопашеством и рыболовством, но имели и развитое огородничество, садоводство, пчеловодство и ремесленное производство в виде кузнечного дела, шорничества, портняжества, выделки сукон, бурок, кожи, ювелирного искусства и т. д.О хозяйственном уровне жителей Черкесии более позднего времени свидетельствуют размеры торговли, которую они вели с внешним миром. Средний годовой вывоз из Черкесии только через порты Тамань и Каплу составлял: 80-100 тыс. центнеров шерсти, 100 тыс. штук сукна, 200 тыс. готовых бурок, 50 - 60 тыс. готовых шаровар, 5-6 тыс. готовых черкесок, 500 тыс. овечьих шкур, 50 - 60 тыс. сыромятных кож, 200 тыс. пар бычачьих рогов. Затем шел пушной товар: 100 тыс. волчьих шкур, 50 тыс. шкур куньих, 3 тыс. медвежьих шкур, 200 тыс пар кабаньих клыков; продукты пчеловодства: 5-6 тыс. центнеров хорошего и 500 центнеров дешевого меда, 50 - 60 тыс. окка воску и т. д.Ввоз в Черкесию свидетельствовал равно о высоком уровне жизни. Ввозились шелковые и бумажные ткани, бархат, одеяла, купальные полотенца, полотно, нитки, краски, румяна и белила, а также духи и ладан, сафьян, бумага, порох, ружейные стволы, пряности и т. д.Заметим кстати, что английский путешественник Эдмунд Спенсер (12), посетивший Черкесию в первой четверти прошлого века, и сравнивая ее с древней, пишет, что в Анапе насчитывалось более 400 магазинов, 20 больших дровяных складов, 16 хлебных ссыпок и т. д. Кроме черкесов, здесь жили турки, армяне, греки, генуэзцы, 50 поляков, 8 евреев, 5 французов, 4 англичанина. Ежегодно в Анапский порт заходило более 300 крупных кораблей под иностранными флагами. О размерах торговли в городе можно было судить хотя бы по ежегодной продаже полотна, которого в год продавалось на сумму 3 000 000 пиастров, из которых 2 000 000 приходилось на долю Англии. Характерно, что общая сумма торговых оборотов Черкессии с Россией не превышала в то время 30 000 рублей. Нельзя забывать и того, что торговля с заграницей велась не только через Анапу, но и через другие порты, как, например, Озерск, Атшимша, Пшат, Туапсе.Со времен Сатура I греки пользовались в Босфоре особыми льготами, но и босфорцы тоже имели в Афинах свои преимущества. Параллельно с торговыми связями развивались и культурные связи между обеими странами. Древние черкесы участвовали в олимпийских играх в Греции, в праздниках Панафиней и бывали увенчаны в Афинах золотой короной. Афиняне присуждали почетное гражданство ряду босфорских царей; на народных собраниях золотого венца (Такими увенчанными золотыми венцами были Левкон I, Спарток II и Перисад). Левкон и Перисад же вошли у греков в галерею знаменитых государственных мужей и их имена упоминались в греческих школах.К концу II века до Р. X. Босфор вступает в полосу кризисов, вызванных давлением со стороны скифов, настолько, что Перисад I должен был вручить свою корону Митридату Великому (114 или 113 гг. до Р. X.). С этого момента начинается римский период Босфорского царства. Цари последнего ищут протекции Рима, но население враждебно иностранному вмешательству в его дела. Некоторые черкесские племена: хениохи, саниги и зихи зависят от Рима эпохи Адриана.Около середины III в. после Р. X. германские племена герулы и готы или бораны вторгаются в Босфорское царство.Номинальная связь Черкесии с Римом продолжалась и тогда, когда Византия заступила его место.В греческий и римский периоды религия древних черкесов была фрако-греческая. Помимо культов Аполлона, Посейдона, в особенности лунной богини и т. д., почитались великая богиня мать (как у фригийцев Кибела), и бог грозы - верховный бог, соответствующий греческому Зевсу.Интересно отметить, что черкесами почитались: Тлепш - Бог кузнец; Псэтхэ - Бог жизни; Тхаголедж - Бог плодородия; Амыш - Бог животных; Мэзытхэ - Бог лесов и охоты; Созреш - Бог домашнего благополучия; Емынэж - Бог зла; Уашхо - Бог неба и др. (13).Христианство начало проникать в Босфор очень рано, согласно сказаниям о путешествии апостола Андрея. Известно, что на первом Вселенском соборе в Никее в 325 г. присутствовал и епископ Босфора.
По материалам: Р. Трахо - Древняя история черкесов
adyghe.ru
История адыгов, черкесов и их фамилий.
О древней истории черкесов, которые являются одним из древнейших народов, известно немногое. Наши знания основываются большей частью на устных преданиях, легендах, старинных песнях, сказаниях, которые донесли до нас некоторые события прошлого.
По своему содержанию во многих случаях они совпадают с известными историческими фактами, которые можно иногда объяснить и прокоментировать с помощью этих преДаний.
Так как Кавказ служил естественным мостом между Европой и Азией, а также перекрестком дорог, связывающих Восток и Запад, Север и Юг, в исторические времена он приобрел громадное значение. Этот фактор также сыграл значительную роль в формировании его этнического состава.
Известно, что многие народы, проиграв сражения на бескрайних русских равнинах, находили убежище в Кавказских горах. Среди этих народов были скифы, сарматы, меоты, аланы, киммерийцы, геты, гунны, татары, аварцы, анты, болгары, хазары, мадьяры, монголы и многие другие, все они оставили этнический и культурный след в горах и долинах Кавказа.
Но, безусловно, из всех этих мигрирующих народов самыми важными были индоарийцы.
В течение нескольких столетий до новой эры этот путь сообщения и миграции вел арийцев через Кавказ в Малую Азию, Персию, Индию и Туркестан, где они завоевывали страны и основывали империи, как например, государства Митанни в Малой Азии и другие. Затем они исчезли.
Не все из переселенцев покинули Кавказ, некоторые из них остались здесь /синды/.
По этому поводу Е. Д. Филлипс писал в книге
«Королевская орда»: «Название синдов может быть санскритским /Синдхава/. Предполагается, что эти арийцы остались на своей старой родине /Кубань/, когда большинство отправилось к югу /1900-1000 гг. до н.э./ вдоль Каспийского побережья, с целью добраться до реки под названием Синдху /Инд/».
Другая часть арийцев двинулась на юг, чтобы поселиться в Иране /предки персов и мидийцев/ и завоевать Индию. Группа, которая осталась на Северном Кавказе, превратилась в верховых кочевников /киммерийцы, фракийцы/.
adyghe.ru
История адыгов, черкесов и их фамилий. - Меотские таблетки
Вот уже более полвека археологи добывают на Кубани т.н. таблетки на меотских городищах, но никто из них не взялся за разгадку их назначения. Добывают и складируют. Основной исследователь меотской культуры Анфимов Н.В. во всех своих публикациях и отчетах характеризовал эти находки как глиняные таблетки неизвестного назначения. Только Ю.С. Крушкол в книге «Древняя Синдика» (Москва, 1971 г.) связала плитки с изображением меотских городищ Средней Кубани с письмом синдов Таманского полуострова. Киевская исследовательница Соломоник Э.И. в статье 1979 г., изданной в журнале Археология СССР - №4, классифицировала изображения «кубанских керамических плиток» как культовые символы, геральдику и письменные знаки. Киевлянка осторожно сравнила их с каподокийскими табличками.
Что же собой представляют «кубанские плитки» или «меотские таблетки»?
Это плоские прямоугольные плитки из обожженной глины средних размеров 10*16 см. при толщине 2 см. За редким исключением они поломаны пополам, но есть фрагменты в 1/3 и 1/4 плитки. Другой части плитки, как правило, не находится ни на одном этом городище, ни на другом. Примерно 1/3 плиток украшена геометрическими изображениями (кресты косые и прямые, окружности и овалы, треугольники, «восьмерки», дуги, углы, параллельные и пересекающиеся линии, прямоугольные и косые композиции). Сделаны они по сырой глине да обжига палочкой, каламусом, остроконечником типа иглы, а часто пальцем. По оставшемуся фрагменту всегда можно восстановить весь рисунок.
Этот район по правому берегу р. Кубань на западе доходит до станицы Елизаветинской, т.е. почти до западной окраины г. Краснодара. По этому берегу реки круглоплановые городища святилища тянутся полосой, в среднем шириной 20 км. В левобережье Кубани городища с плитками на востоке ограничиваются рекой Шхагуаще (Белой), на западе – низовьем р. Афипс. Южную границу можно провести по линии Майкоп – станица Тверская, т.е. по подножию Скалистого хребта, не заходя в горы.
Самое большое скопление плиток со знаками обнаружено на площади адыгейского куадже Нечерезий, затопленного кубанским водохранилищем у подножья высоты Зае1уашъхьа. По всей вероятности, здесь был какой-то склад «таблеток»; что-то наподобие школы или библиотеки. Но и здесь две с половиной сотни плиток с изображениями, которые удалось собрать в экспедиции 1995 г., поломаны и других частей ( в этом месте) не найдено. Воды водохранилища размыли склад таблеток и разбросали их по площади 50*50 м. в пределах меотского поселения. Нечерезийские «таблетки» дважды опубликованы автором: в Информационно-аналитическом вестники АРИГИ (Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований) серии история, этнология, археология в 5 выпуске за 2002 г.; и отдельной брошюрой под названием «Послание из древнего города Хатупсы» в г. Краснодаре в 2002 г.
До этого автором опубликовано 220 «таблеток» с 8 городищь левобережья Кубани в сборнике «Культура и быт адыгов» за 1989 г. По количеству среди изображений на плитках первое место занимают решетки (сетки), второе – окружности, третье – дуги, четвертое – параллельные и одиночные прямые линии, пятое – косые кресты, шестое – прямые кресты. Кроме этих массовых изображений, много плиток с четырьмя ямками по углам, оставленных пальцем.
Действительно, можно согласиться с Э.И. Соломоник в том, что кубанские плитки полифункциональны из-за различного рода изображений. В частности, многие знаки сходны или совпадают с тамгами, т.е. родовыми или фамильными знаками северокавказских народов и абхазов. Из них подавляющая часть принадлежит адыго-абхазам: адыгейцам, черкесам, кабардинцам, абазинам, абхазам. Но здесь уместно вспомнить устойчивое мнение, высказанное европейскими вояжерами и подтвержденное адыгским фольклором о том, что тауры (тамги) адыгов происходят от хеттских иероглифов. При сравнении тех и других с учетом естественной трансформации из-за хронологического разрыва в одну тысячу лет и из-за расстояния это мнение не опровергается. Знаки хеттских иероглифов, пиктограмм и силаб, а, с другой стороны, адыго-абхазские тауры были бы практически несопоставимы, не будь меотских таблеток. Последние как раз и соединяют развитие знаковой системы хатто-хеттов от ранней бронзы до средневековья К слову сказать, все знаки известной Майкопской плитки позднебронзового периода отыскиваются среди знаков меотских «таблеток».
Четвертым источником для истории письма Северо-Западного Кавказа служат десяток иероглифических пиктрографов на скалах и гальках горной Адыгеи. Эти надписи выполнены в различные периоды истории (средняя бронза – позднее средневековье), но типологически они без особого напряжения вписываются в одну систему. Пятым местом использования этого иероглифического письма являются предметы из различного материала – керамика ; предметы культа из металла, кости, камня и глины; металлическая и глиняная посуда, украшения и предметы туалета, элементы одежды.
Возвращаясь к меотским «таблеткам», необходимо представить ситуацию, при которой произошло массовое появление или возрождение письменно-знаковой системы иероглифического характера в Фатии-Керкетии Северо-Западного Кавказа в античную эпоху, когда вокруг этого региона была распространена эллинская письменность.
Это случилось после походов Александра Македонского на Восток. В Малой Азии войны Искандера потревожили многие народы и племена. Так, грузинский историк средневековья Леонтии Мровели пишет в негативном тоне о том, что Александр Македонский навязал грузинам чуждый или пресловутый культ пятерицы звезд. Несложно представить, как могло племя халибов, т.е. хаттов Южного Причерноморья (Понтика и Пафлагония), поклонявшегося, в основном Тлепшу и Мэзытху, отреагировать на навязывание им чуждой религии. Айтек Намиток, черкесский историк, в книге «Происхождение черкесов» приводит подобный пример для раннего средневековья. Племя, жившее в Южном Причерноморье и поклонявшееся Тлепшу и Мэзытху, предпочло исламу, навязываемому арабами, покинуть Южное Причерноморье и переселиться на Западный Кавказ в Керкетию (Касахию). Если не все халибы, то часть этого народа, зафиксированного там античными историками в эпоху эллинизма, переселилась в Керкетию в последней четверти IV-го в.до н.э. По археологическим материалам Средней и Нижней Кубани того времени, замечается массовое появление меотских поселений особенно на узкой полосе правого берега реки и всего левобережья. Причем, на этих поселениях наблюдается масса предметов малоазийского стиля, особенно керамики: рыболовные грузила и ткацкие пирамидальные грузики из глины, канфары, трёхручные гочесы, сосуды с поддержками, амфоры Синопского и Гераклейского центров и другая керамическая тара. Очень важно, что вскоре после этого на Средней Кубани по обоим берегам образуется Фатейское царство, царь которого по имени Арифарн, упоминается Диодором Сицилийским в связи с событиями 309-го года до н. э. Подтверждением предположения о переселении халибов-хаттов Южного Причерноморья в Керкетию может служить гидроним Антикит или Аттикит, появляющийся в древнегреческой письменной традиции и на картах в IV в. до н. э. Г.Ф. Турчанинов в книге «Памятники письма языка народов Кавказа и Восточной Европы» (Ленинград, 1971г.) предлагает этимологизацию «Аттикит» в виде «аттикэ» - адыгэ и «кыт» по-абхазски – селение. Логичнее в Аттикит видеть вместо хаттов, учитывая удвоенное «тт»,передающее кавказский абрубтив, а второй вариант «Антикит» - по аналогии с именем хеттского царя Хаттили-Хантили, объяснять метатезой. По другой аналогии адыгско-диалектного характера, метатезу «Хьа» на «а» - Хьатахшуков-Атушуков и древнеассирийской Хаммурапи-Амурапи – можно считать естественной. Следовательно, Аттикит можно понимать как хаттскую реку.
Таким образом, не синдам Тамани, которые к тому времени были уже сильно эллинизированы, принадлежит письмо меотских «таблеток», а фатам-фатеям, независимым от Босфора. Логичный вывод из всего сказанного о том, что переселившееся племя халибов в Керкетию принесло с собой идею, а, может быть, и материал из района Синопа и Трабзона для продолжения или возрождения древнего хатского письма таков: иероглифическое письмо с его широкой свободой индивидуального прочтения, более чем конкретное, линейного типа древнегреческого, подходило меото-адыгам с их ассоциативно-метафорическим мышлением.
В статье и брошюре 2002 г. мною сделана попытка конкретного сопоставления знаков хеттско-хатских иероглифов и силаб со знаками меотских «таблеток». Получился своеобразный хеттско-адыгско-русский лексикон из шести десятков знаков и чуть меньшего количества слов.
Эта первая робкая попытка побуждать к дальнейшему изучению древнекавказского письма и даёт возможность к прочтению древних текстов на скалах горной Адыгеи и других материалов на основе хатско-хеттской иероглифики. Подобные попытки уже предприняты и довольно результативно. Получена историческая информация из десяти памятников эпохи бронзы, раннего железа и средневековья.
В заключение хочется призвать эпиграфистов, археологов, историков, занимающихся Кавказом и передним Востоком, обратить внимание на «меотские таблетки» со знаками, которых собраны уже тысячи. Не складировать их, равнодушно констатируя количество, а публиковать для активного изучения. Половинчатость «таблеток», благодаря симметричности знаков, позволяет без труда восстанавливать полный рисунок, а каждый знак – дополнительная историческая информация, возникающая при сравнении с более-менее изученной иероглификой хатто-хеттов Анатолии.
СПРАВКА: Ловпаче Нурби Газизович (р. 1937, Грозный)Археолог, искусствовед, художник. Член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея. Родился в семье кадрового офицера. До 1964 года жил в Северной Осетии, где познал и полюбил горный Кавказ. Переехал в Адыгею в 1967 году, после окончания Ленинградского художественного института им. И.Е. Репина. В 1982 году защитил диссертацию на звание кандидата исторических наук в г. Тбилиси на тему: "Художественная керамика Средневековой Адыгеи". Долгое время занимался педагогической деятельностью. Преподавал на художественно-графическом отделении в АПУ, на историческом факультете в АГПИ. Впоследствии возглавлял творческую студию отделения искусства в АТУ. В данное время заведует отделом археологии в АРИГИ. Автор монографий: "Новые дольменные памятники Западной Черкесии" (в соавторстве с Джанхотом Н. Ю.), "Кавказские испыуны и Египетские пирамиды", "Декоративное искусство адыгских нартов". "Древнее золото Майкопа и Анатолии", "Древний Майкоп".(Источник: Н. Ловпаче. "Живопись". Майкоп, 2007.)
adyghe.ru
История адыгов, черкесов и их фамилий.
О древней истории черкесов, которые являются одним из древнейших народов, известно немногое. Наши знания основываются большей частью на устных преданиях, легендах, старинных песнях, сказаниях, которые донесли до нас некоторые события прошлого.
По своему содержанию во многих случаях они совпадают с известными историческими фактами, которые можно иногда объяснить и прокоментировать с помощью этих преДаний.
Так как Кавказ служил естественным мостом между Европой и Азией, а также перекрестком дорог, связывающих Восток и Запад, Север и Юг, в исторические времена он приобрел громадное значение. Этот фактор также сыграл значительную роль в формировании его этнического состава.
Известно, что многие народы, проиграв сражения на бескрайних русских равнинах, находили убежище в Кавказских горах. Среди этих народов были скифы, сарматы, меоты, аланы, киммерийцы, геты, гунны, татары, аварцы, анты, болгары, хазары, мадьяры, монголы и многие другие, все они оставили этнический и культурный след в горах и долинах Кавказа.
Но, безусловно, из всех этих мигрирующих народов самыми важными были индоарийцы.
В течение нескольких столетий до новой эры этот путь сообщения и миграции вел арийцев через Кавказ в Малую Азию, Персию, Индию и Туркестан, где они завоевывали страны и основывали империи, как например, государства Митанни в Малой Азии и другие. Затем они исчезли.
Не все из переселенцев покинули Кавказ, некоторые из них остались здесь /синды/.
По этому поводу Е. Д. Филлипс писал в книге
«Королевская орда»: «Название синдов может быть санскритским /Синдхава/. Предполагается, что эти арийцы остались на своей старой родине /Кубань/, когда большинство отправилось к югу /1900-1000 гг. до н.э./ вдоль Каспийского побережья, с целью добраться до реки под названием Синдху /Инд/».
Другая часть арийцев двинулась на юг, чтобы поселиться в Иране /предки персов и мидийцев/ и завоевать Индию. Группа, которая осталась на Северном Кавказе, превратилась в верховых кочевников /киммерийцы, фракийцы/.
adyghe.ru
Происхождение и расселение черкесов
Черкесы жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые исторические сведения о них восходят к началу 6 века до Рождества Христова.
Название «черкесы» дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли «адиге». Клапрот выводит название «черкесы» из тюркских слов: «чер» (дорога) и «кесмек» (отрезывать), так что «черкесы» синоним разбойника. Но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии. Уже у греческих историков встречается название «керкет», которое относят именно к черкесам. Греки их называли также «зюхой» (у Appiana).
В древности территория черкесов, кроме западного Кавказа, простиралась и на Крымский полуостров. Еще в 1502 году они занимали весь восточный берег Азовского моря до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. О древнейшей истории черкесов сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими.
Согласно древним описаниям, датированных 10 веком, они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный строй воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией.
От 16 века дошло до нас первое детальное описание быта черкесов, сделанное генуэзцем Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявшие из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с Каиром. Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на Херсонес, беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин.
Быт черкесов был полон грубости и жестокости. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды часто были языческие. Черкесы придерживались многоженства, жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь.
Письменности черкесы не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты. Роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в Родежде.
В 17 веке другой путешественник, Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина черкесов уже исповедует магометанство. Не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь черкесов, постепенно подпавших и политическому влиянию турок.
По заключении Адрианопольского мира в 1829 году, когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России, черкесы (с территорией которых Россия граничила по реке Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну, кончившуюся эмиграцией большинства черкесов в Турцию и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости.
В 1858 году черкесов насчитывалось на правом склоне Кавказского хребта до 350 тысяч мужчин, из коих 100 тысяч одних благородных. По окончании войны до 400 тысяч человек выселилось в Турцию. К концу 1880-х годов всех черкесов насчитывалось 130 тысяч, из коих большая часть (84 тысячи) — кабардинцы. Из собственно черкесов (адиге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тысяч, бжедухов 12 тысяч, бесленеевцев 6 тысяч, шапсугов 2,5 тысячи — все в Кубанской области, да еще в Черноморской губернии до 1 200 человек.