Древняя индия. Древняя Индия: природа и люди. Описание, особенности, касты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Индия: природа и люди. Особенности Древней Индии. Древняя индия


Древняя Индия

 Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

 Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

 Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

 Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

 

Географическое расположение и природа

 Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

 Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

 Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

Древняя Индия

 На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

 Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

 

Возникновение государства

 Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

 В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

 Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.

 Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

 В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

 Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

 

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

 Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.

Древняя Индия

 Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

 Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

 С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

 В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

 Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

 

Древняя письменность

 Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

 Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.

Древняя Индия

 Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

 

Литературное наследие

 Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.

 Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

 Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.

Древняя Индия

 Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

 

Религиозные верования индийцев

 Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

 Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

 Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.

ри божества - Брахма, Вишну и ШиваТри божества - Брахма, Вишну и Шива

 Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей.

 Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается.

 Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям.

 Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

 Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

 

 

  

taboo.su

природа и люди. Особенности Древней Индии :: SYL.ru

Не секрет, что люди и природа Древней Индии всегда были связаны друг с другом. Это влияние нашло свое отражение в культуре, искусстве и религии. Индия – это страна несметных богатств и удивительных тайн, которые ученым еще предстоит открыть.

Природа

Индостан – это огромный полуостров, расположенный на юге Азии, который как бы отделен от окружающего мира Гималаями – величественным горным хребтом с одной стороны и Индийским океаном – с другой. Лишь немногочисленные проходы в ущельях и долины связывают эту страну с другими народами и соседними государствами. Плоскогорье Декан занимает почти всю ее центральную часть. Ученые уверены, что именно здесь и зародилась цивилизация Древней Индии.

Великие реки Инд и Ганг берут свое начало где-то в горных хребтах Гималаев. Воды последней у жителей страны считаются священными. Что касается климата, то он очень влажный и жаркий, поэтому большая часть территории Индии покрыта джунглями. В этих непроходимых лесах обитают тигры, пантеры, обезьяны, слоны, много видов ядовитых змей и другие животных.

Древняя Индия природа и люди

Занятия местного населения

Не секрет, что ученых всегда интересовала природа Древней Индии и люди, населявшие эту территорию с незапамятных времен. Основным занятием здешнего народа считалось оседлое земледелие. Чаще всего поселения возникали по берегам рек, так как здесь находились самые плодородные почвы, пригодные для возделывания пшеницы, риса, ячменя и овощей. Кроме того, из сахарного тростника, который в изобилии рос в этой болотистой местности, жители делали сладкий порошок. Этот продукт был самым древним сахаром в мире.

На своих полях индийцы выращивали и хлопчатник. Из него делали тончайшую пряжу, которая затем превращалась в удобные и легкие ткани. Они как нельзя лучше подходили для этого жаркого климата. На севере страны, где осадки выпадали не так часто, древние люди сооружали сложные оросительные системы сродни египетским.

Индийцы также занимались и собирательством. Они знали как полезные, так и вредные свойства большинства знакомых им цветов и растений. Поэтому разбирались в том, какие из них можно просто употреблять в пищу, а из каких получить пряности или благовония. Богатейшая природа Индии настолько разнообразна, что она давала жителям такие растения, которых больше нигде не было, а они, в свою очередь, научились возделывать их и использовать с максимальной пользой для себя. Чуть позднее большое разнообразие пряностей и благовоний привлекло сюда много купцов из разных стран.

Общество Древней Индии

Цивилизация

Древняя Индия с ее необыкновенной культурой существовала уже в III тысячелетии до нашей эры. Примерно к этому времени относятся и цивилизации таких крупнейших городов, как Хараппа и Мохенджо-Даро, где люди умели строить двух- и даже трехэтажные дома, используя при этом обожженный кирпич. В начале XX века британским археологам удалось найти развалины этих древних поселений.

Особенно удивительным оказался Мохенджо-Даро. Как предположили ученые, этот город строили не одно столетие. Его территория занимала площадь в 250 гектаров. Исследователи обнаружили здесь прямые улицы с высокими зданиями. Некоторые из них возвышались более чем на семь метров. Предположительно, это были постройки в несколько этажей, где не было ни окон, ни каких-либо украшений. Однако в жилых помещениях имелись комнаты для омовений, в которые подавали воду из специальных колодцев.

Улицы в этом городе были расположены таким образом, что они тянулись с севера на юг, а также с востока на запад. Их ширина достигала десяти метров, а это позволило ученым предположить, что его жители уже тогда использовали повозки на колесах. В центре древнего Мохенджо-Даро было выстроено здание, где имелся огромный бассейн. Ученым до сих пор не удалось точно определить его назначение, однако ими была выдвинута версия, что это городской храм, воздвигнутый в честь бога воды. Недалеко от него размещались рынок, просторные ремесленные мастерские и зернохранилища. Центр города был обнесен мощной крепостной стеной, где, вероятнее всего, прятались местные жители, когда им угрожала опасность.

Цивилизация Древней Индии

Искусство

Помимо удивительной планировки городов и необыкновенных зданий во время масштабных раскопок, начатых в 1921 году, было найдено и большое количество различных культовых и бытовых предметов, которыми пользовались их жители. По ним можно судить о высокой развитости прикладного и ювелирного искусства Древней Индии. Печати, обнаруженные в Мохенджо-Даро, были украшены красивой резьбой, что указывает на некоторой сходство двух культур: долины Инда и Месопотамии времен Аккада и Шумера. Скорее всего, эти две цивилизации были связаны между собой торговыми отношениями.

Керамические изделия, найденные на территории древнего города, отличаются большим разнообразием. Лощеные и блестящие сосуды были покрыты орнаментом, где гармонично сочетались изображения растений и животных. Чаще всего это были покрытые красной краской емкости с нанесенными на них черными рисунками. Многоцветная же керамика встречалась очень редко. Что касается изобразительного искусства Древней Индии периода от конца II и до середины I тысячелетия до нашей эры, то оно и вовсе не сохранилось.

Искусство Древней Индии

Научные достижения

Ученые Древней Индии смогли добиться больших успехов в различных отраслях знаний и, в частности, в математике. Здесь впервые появилась десятичная система счисления, которая предусматривала применение нуля. Именно ею до сих пор пользуется все человечество. Примерно в III-II тысячелетиях до нашей эры во времена цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы, по мнению современных ученых, индийцы уже умели считать десятками. Те цифры, которыми мы пользуемся и по сей день, принято называть арабскими. На самом же деле их изначально называли индийскими.

Самый знаменитый математик Древней Индии, который жил в гуптскую эпоху, а это IV-VI века, – Арьябхата. Он смог систематизировать десятичную систему и сформулировать правила решения линейных и неопределенных уравнений, извлечений кубического и квадратного корней и многое другое. Индиец считал, что число π равняется 3,1416.

Еще одно доказательство того, что люди и природа Древней Индии неразрывно связаны между собой – это аюрведа или наука о жизни. Невозможно точно определить, к какому конкретно периоду истории она относится. Глубина знаний, которыми обладали древнеиндийские мудрецы, просто поразительна! Многие современные ученые по праву считают аюрведу прародительницей чуть ли не всех медицинских направлений. И это не удивительно. Она легла в основу арабской, тибетской и китайской медицины. Аюрведа вобрала в себя основные знания по биологии, физике, химии, естествознанию и космологии.

Ученые Древней Индии

Загадки Древней Индии: Кутуб-Минар

В 20 км от старого Дели в городе-крепости Лал-Кот стоит загадочный металлический столб. Это Кутуб-Минар, сделанный из неизвестного сплава. Исследователи до сих пор теряются в догадках, а некоторые из них склоняются к мысли, что он имеет инопланетное происхождение. Колонне около 1600 лет, однако за 15 веков она не поржавела. Похоже, что древние мастера умели создавать химически чистое железо, которое трудно получить даже в наше время, обладая самыми современными технологиями. Весь Древний мир и Индия в частности полны необыкновенных тайн, которые ученые еще не смогли разгадать.

Загадки Древней Индии

Причины упадка

Считается, что исчезновение Хараппской цивилизации связано с приходом на эти земли в 1800 году до нашей эры северо-западных племен ариев. Это были воинственные завоеватели-кочевники, которые разводили крупный рогатый скот и питались в основном молочными продуктами. Арии в первую очередь стали разрушать большие города. Со временем уцелевшие постройки стали приходить в упадок, а новые дома строились из старого кирпича.

Другая версия ученых, касающаяся природы и людей Древней Индии, заключается в том, что не только вражеское вторжение ариев способствовало исчезновению Хараппской цивилизации, но и значительное ухудшение экологии. Они не исключают такой причины, как резкое изменение уровня морской воды, что могло привести к многочисленным наводнениям, а затем и к возникновению различных эпидемий, вызванных страшными заболеваниями.

Древний мир Индия

Общественное устройство

Одной из многочисленных особенностей Древней Индии является деление людей на касты. Такое расслоение общества произошло примерно в I тысячелетии до нашей эры. Его возникновение было обусловлено как религиозными взглядами, так и политическим строем. С приходом ариев к низшей касте стали относить почти что все местное население.

На высшей ступени находились брахманы – жрецы, правившие религиозные культы и не занимавшиеся тяжелым физическим трудом. Они жили исключительно за счет жертвоприношений верующих. На ступень ниже находилась каста кшатриев – воинов, с которыми брахманы не всегда ладили, так как часто не могли поделить власть между собой. Далее следовали вайшья – пастухи и крестьяне. Внизу находились шудры, которые выполняли только самую грязную работу.

Последствия расслоения

Общество Древней Индии было устроено так, что кастовая принадлежность людей передавалась по наследству. К примеру, дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а кшатриев – исключительно воинами. Подобное деление только тормозило дальнейшее развитие общества и страны в целом, так как много талантливых людей не могли реализовать себя и были обречены жить в вечной нищете.

www.syl.ru

Цивилизация древней Индии | Железный век

Индия в глубокой древности

Синдху — так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены — как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово — Индия.

На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростершейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце 20 в. находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.

В незапамятные времена просторы Древней Индии населяли дравиды — невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далеких предков.

Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей.

Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью почитаемых богов.

Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода — залог богатого урожая, а урожай — это жизнь. Поклонение воде, насчитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую полноводную реку Ганг индийцы считают священной…

Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уже тогда была не мыслима индийская кухня. Кстати сказать, впоследствии именно пряности и благовония, ценившиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени «подтолкнули» Христофора Колумба к открытию Америки…

Величественные руины Виджаянагара, юг Индии

Величественные руины Виджаянагара, юг Индии

Как жили древние Индийцы

Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.

Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.

Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.

Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.

Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.

Мохенджо-Даро и Хараппа

История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник 2 в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.

Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа.

По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.

Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа — два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.

Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.

Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме — юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты — жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу — круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.

Раскопки Мохенджо-Даро в Индии

Раскопки Мохенджо-Даро в Индии

Индийские Веды и деление на касты

В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:

Пусть Небо и Земля оросят нас медом,Те, что медом пропитаны,мед источают,медом воздействуют,Те, что приносят жертвуи богатство богам,Великую славу, дбычу и мужество нам.

А вот как звучит заклинание при постройке дома:

Вот здесь стой прочно, о хижина,Богатая конями,богатая коровами,богатая радостями,Богатая силой,богатая жиром,богатая молоком!Возвышайся на великую судьбу!

Это слава Вед — древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает «знание») являются «Ригведа» (Веда гимнов), «Яджурведа» (Веда жертвенных формул), «Сомаведа» (Веда песнопений), «Атхарваведа» (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией «двиджати» — «дважды рожденных». Кто они?

Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их «джати«, а ученые — «варны«). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов «Ригведы» описывает так.

Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры. Шудры считались «экаджати» — «единожды рожденными». Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд «упанаяна«, сопровождавшийся торжественным надеванием «упавита«. После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли «авадхья» — «неприкосновенные«. Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.

Царь, военную знать представляли кшатрии — «наделенный могуществом». Хорошо знакомое нам слово «раджа» (царь, вождь) относится именно к кшатриям.

Свободные общинники — земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы — относились к вайшьям.

Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения «дважды рожденным».

Кшатрий - представитель индийской касты воинов

Кшатрий — представитель индийской касты воинов

Государства древней Индии

Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине 1 тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные «пуры». Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.

В нижнем течении Ганга находилась Магадха – само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в 4-3 вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры.

В 4 в. до н.э. возникла сильная держава Гуптов, просуществовавшая почти два столетия.

Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты — каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем громадной Кушанской империи, через которую проходил в древности Великий шелковый путь.

Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности Александра Македонского. Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая — под командованием Пердикки и Гефистиона — переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.

Наряду с царем Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора — правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой.

В 326 г. до н.э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царем. Александр, восхищенный его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.

Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н.э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.

Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры.

Во 2 в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.

Буддизм в Индии

Буддизм и индуизм в Индии

Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернемся немного назад. В 268 г. до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока («Лишенный печали»). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока («Жестокий Ашока»). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.

Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: «...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам» (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.

Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: «И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно». Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до н.э., и стал следовать ее правилам.

Индия является также родиной индуизма — одной из древнейших на земле религий, зародившейся в 4 тыс. до н.э.

Отличительная особенность индуизма — многобожье. Древние индийцы считали, что боги, как люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зори), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра — повелитель дождя, победивший Вритру — демона засухи.

Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).

Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.

Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришел к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас бали, великодушный Вишну делать не стал.

Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют «Синегорлым». В руке у Шивы трезубец, и выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает «Горянка», два сына. Первый — четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой — стрелы.

Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает «Хорошо пахнущая». По преданию эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы и змеям — нагам. В современной Индии есть штат, который называется Нагаленд — «Земля змей».

В Древней Индии сложился обычай посещать святые места. Особой добродетелью считалось побывать в Хардваре — месте, где река Ганг выходит на равнину, хоть раз в жизни, как бы далеко ни жил человек, совершить омовение в ее священных водах.

Махабхарата содержит столько фантастических историй, изобилующих странными подробностями, что порой кажется - а что, если тут написана хотя бы толика правды?

Махабхарата содержит столько фантастических историй, изобилующих странными подробностями, что порой кажется — а что, если тут написана хотя бы толика правды?

Махабхарата и Рамаяна

Бесценным наследием великой индийской культуры является «Махабхарата» — огромное собрание легенд, сказок, преданий, религиозно-филисофских текстов.

Автор этого грандиозного произведения неизвестен. В «Махабхарате» много сюжетов, главный из которых повествует о борьбе двух царских родов — Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре победили братья Пандавы, но не без божественной помощи: колесницей одного из них, храброго и могучего Арджуны, правил его наставник великий Кришна. Разговор Кришны и Арджуны перед битвой изображен в «Бахагават-гите» («Божественной песне»), считающейся самой священной частью «Махабхараты». Некоторые места «Бхагават-гиты» звучат вполне современно:

Кто сам себя победил, тот сам себе союзник,Кто же собой не владеет,тот, враждуя, себе враждебен.

Эпическая поэма «Рамаяна» в противоположность «Махабхарате» — единое и стройное произведение, приписываемое поэту Вальмики. В «Рамаяне» рассказывается о старшем сыне царя Дашаратхи — Раме, который из-за коварства одной из царских жен вынужден с братом Лакшманом и верной женой Ситой уйти в изгнание. Они зажили в лесу, питаясь кореньями и плодами. Царь демонов, злой Равана, похитил Ситу и унес к себе. В страшном гневе Рама, объединившись с предводителем обезьян Хануманом, убивает похитителя и освобождает прекрасную Ситу. Вернувшись в столицу, Рама становится царем.

«Рамаяну» и «Махабхарту» можно назвать энциклопедией жизни Древней Индии: так много там сведений о стране, обычаях людей, государственном управлении и культуре.

Древние индийцы были сведущи не только в литературе, но и в математике, астрономии, медицине. Именно они подарили миру шахматы. Наука врачевания называлась Аюрведа — «наука о долгой жизни». Древнеиндийский врач был одновременно и ботаником , и фармакологом, и биологом, и психологом. Искусные хирурги, они не только почти безболезненно для пациента извлекали стрелы из ран, но даже восстанавливали правильную форму искалеченных в бою носов и ушей, т.е. делали пластические операции. Ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали себе равных!

Из глубокой древности дошли до нас интереснейшие памятники архитектуры. Буддийские святилища-ступы внешне очень напоминают колокол.

При взгляде на них неосознанно возникают мысли об их космическом происхождении – настолько они необычны. Основу их составляет насыпной холм, выложенный кирпичами или покрытый по беленной штукатуркой. Верх сооружения венчает квадратная терраса «хармика» («дворец богов»). Из ее центра вверх устремляется шпиль, на который нанизаны зонты (три либо семь), называемые «амалака». Семь зонтов символизируют семь ступеней с земли на небо, а три — количество небесных сфер. Внутри находится небольшая камера (иногда не одна) с останками Будды или буддийских святых. Все моления и обряды совершаются только снаружи.

Наиболее известно святилище-ступа в Санчи, которое сооружали с 3 до 1 в. до н.э. На его знаменитых четырех воротах, называемых «торана», представлена вся Индия: природа, архитектура, предания и легенды, связанные с жизнью богов и людей, фантастические существа, животный мир, деревья и цветы, жизнеописание Будды. Рассматривать ворота можно часами — как читать увлекательную книгу.

Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость Вед:

Да не будет ненавистиУ брата к брату, а у сестры к сестре!Оборотившись друг к другу,следуя одному обету,Говорите доброе слово!

Источник: ifni.ru

ageiron.ru

Древняя Индия

Субконтинент Индостан отрезан от остального мира практически со всех сторон. На севере он ограничивается Памиром и Гималаями, на юге – океаном, на северо-востоке – непроходимыми топями, тропическими лесами и нагорьями.

Индия в средние века осваивалась людьми, пришедшими с северо-запада, через расположенные на территории современного Афганистана горные перевалы. Субконтинент географически разделяется достаточно четко на плоскогорье Декан (Юг) и Индо-Гангскую равнину (Север).

Древняя Индия славилась своим развитым земледелием. Особенно пригодны для этого вида деятельности были долины Ганга и Инда. Следует сказать, что взаимосвязь между бассейнами рек и Деканом была весьма затруднена. Однако Пенджаб являлся относительно постоянными воротами, сквозь которые чужеземцы проникали в долину. Климат субконтинента позволяет собрать два достаточно богатых урожая за год. Однако на территории случаются частые ураганы, наводнения, засухи. Эти катаклизмы обрекают население на голод.

Древняя Индия была населена племенами австралоидной расы. Эти народы проживали ранее на территории от Индокитая до Южного Ирана. На субконтиненте жили также европеоиды. Они, смешиваясь с аборигенами, ассимилировали их в этнокультурном плане.

Приблизительно в 7-5 веке до н. э. древняя Индия на северо-западе оказалась занята племенами дравидов. Языки этих народностей включены в ностратическую макросемью (вместе с индоевропейскими и прочими языками). Ко второму тысячелетию до н. э. древняя Индия населяется индоевропейцами – индоариями. Эти народности к 1 веку до н. э. стали основным населением северных территорий. Дравидоязычные народности смещаются к югу под натиском ариев и вследствие самостоятельного расселения, ассимилируя большинство аборигенов.

С 7-го века до н. э. в долинах рек Сарасвати и Инд началось развитие производящего хозяйства. К 3-му веку дравиды создали на этих территориях первую цивилизацию. В науке она стала называться Хараппской или Индской. Цивилизация была представлена городскими поселениями, которые были обнесены стенами, выложенными из обожженного кирпича. Крупнейшие из них были в Мохенджо-Даро и Хараппе (современные названия).

Все города, вне зависимости от своего размера, отличались регулярной двухчастной планировкой: на искусственном возвышении стояла цитадель, отделенная от остального поселения специальной зубчатой стеной. Такая планировка свидетельствует о достаточно высоком уровне социального развития и переходе к ранней форме государственности. В поселениях осуществлялось прямоугольное разделение на кварталы, которые были весьма многолюдны. Так, например, в Мохенджо-Даро проживало порядка нескольких десятков тысяч человек. Отличались кварталы (для того времени) очень высоким уровнем благоустройства – самыми совершенными канализационными и водопроводными системами.

Дравиды осуществляли и монументальное строительство. В частности, они возводили огромные водохранилища, которые предназначались для корабельных стоянок и были снабжены шлюзами.

Население использовало слоговую письменность. На территории древней Индии хорошо была развита бронзовая металлургия. Археологами обнаружено большое количество разнообразных печатей. Это указывает на ранее развитие частнособственнических отношений. Особое значение в формировании Индской цивилизации имела внешняя торговля, сухопутная и морская.

Религия древней Индии, система ценностей, менталитет выкристаллизовался к середине 1-го века до н. э. Цивилизация соединила в себе корпоративно-коллективистские и индивидуально-гедонистические начала. Другими словами, смысл человеческого существования представлялся в его счастье и независимости самой личности, что, в свою очередь, не могло быть достигнуто вне общества.

fb.ru

Древняя Индия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

С Ш №43

Реферат на тему:

Ученицы 10 «В» класса

Кутузовой Елены

Могилев, 2002

Список литературы :

1.Г.И. Довгяло «Что такое История?»

2. О.В. Перзашкевич и А.А. Прохорова «Страны Древнего Востока»

г. Минск

«Народная Асвета»

1996г. Содержание:

1. СПисок литературы…………………………………………2стр

2. СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………3стр

3. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4стр

4. ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ИНДИЯ…………………………….5стр

4.1. Местоположение и природа Древней Индии…………..5стр

4.2. Образование государств в Древней Индии.………………6стр

4.3. Хозяйственная жизнь. ……………………………………...7стр

5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ …………………………………9стр

5.1. Языки и письменность Древней Индии. …………………..9стр

5.2. Литература. …………………………………………….……9стр

5.3. Религия Древней Индии.…………………………………...10стр

6. ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ………………………………………11стр

6.1. Раскопки в Махенджо-Даро……………………..…………11стр

6.2. Общественное устройство индийце по древним законам...12стр

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………13стр

Введение

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день.

Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Почитали и верили в разных богов. Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брах­маны как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами.

Это очень интересное государство и народ.

Древнее государство Индия

Местоположение и природа Древней Индии .

На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна — Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древ­няя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Ма­лой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым.

На этой огромной территории были разнообразные при­родные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи.

На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество раз­нообразных насекомых.

Центральная и южная части Индии в древности представ­ляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных камен­ными и медными топорами. Поэтому первые поселения возни­кают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У доли­ны Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

Образование государств в Древней Индии .

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована пись­менность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и пер­вой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было еди­ное государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов . Точно не известно, кто управлял госу­дарством. Но большую роль играли жрецы.

С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность.

Появившись в середине II тысячелетия до н. э. , арии при­несли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов) . Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе.

Существовало и разделение среди самих ариев. Они дели­лись на три сословия-варны . Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы, учителя, хранители культуры . Вторая варна — кшатрии . Ее составляла военная знать . В третью варну — вайшьи — входили земледельцы, ремесленники и тор­говцы . В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна — шудры . Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу.

С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям . Это дробление называется делением на касты.

И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брах­ман, если в семье шудры — ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждо­го индийца.

Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По - древнеиндийски «раджа» означает «царь».)

В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263—233 гг. до н. э.).

Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Меж­дуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возник­ла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культу­ра просуществовала до наших дней.

.

Хозяйственная жизнь.

Уже в III тысячелетии до н. э. ос­новным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник.

Хорошо было развито животноводство. Индцы разво­дили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже.

Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Из нее выплавляли ножи, нако­нечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занима­ла бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали.

Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабаты­вали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и рако­вины.

Высокого уровня достигла морская и сухопутная торгов­ля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря.

Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Ин­дию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья.

С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хо­зяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади.

Только на рубеже II — I тысячелетий до н. э. новое населе­ние Индии — индийцы — вновь перешло к земледелию. По­явились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джу­та. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг.

Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями.

Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в на­чале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями.

Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани.

Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами.

Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Языки и письменность Древней Индии.

В конце III тыся­челетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокораз­витой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говори­ли жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых.

mirznanii.com

природа и люди. Описание, особенности, касты

Древняя Индия – это одна из наиболее необычных цивилизаций древности. Уже в те времена о ней высказывались как о «стране мудрецов». Древняя Индия находилась в плотном взаимодействии как с арабскими странами, так и с античным миром, оказывая значительное влияние на их развитие. Немало писателей и философов древности стремились хоть раз в жизни побывать в Индии, чтобы обогатить свое мировоззрение.

древняя индия природа и люди

Первые люди на территории Индии

И это неспроста – природа и люди Древней Индии до сих пор продолжают интересовать ученых-археологов. Ее территория была заселена в глубокой древности. Первым племенем, обитавшим на территории современной Индии, были дравиды. Затем на смену дравидам приходили другие поселенцы, которые значительно разнились между собой по укладу жизни и традициям. Два крупнейших города древней Индии, которые в различное время являлись политическими центрами – это Мохенджо-Даро и Хараппа.

Неожиданное открытие археолога Сахни

Впервые Хараппская цивилизация была открыта археологами, которых интересовала природа и люди Древней Индии, и для которых сама Индия являлась родиной. Изначально целью индийского археолога Р. Сахни и его коллеги по работе Р. Банерджи было открытие местонахождения храма Старого Шивы. Однако вместо руин древнего святилища перед исследователями предстали останки от фундамента древнего городского квартала. Когда-то на месте, где проводились раскопки, находились двух- и трехэтажные жилые здания, на улицах стояли статуи. Город был украшен садами, мостами и парками, и практически в каждом из кварталов находился колодец.

природа и люди древней индии

Легенда, подтвердившаяся фактами

После этого открытия ученого еще больше заинтересовала Древняя Индия, природа и люди, которые когда-то были частью древней цивилизации. Сахни решил предпринять еще одну экспедицию. На этот раз он отправился на расстояние в 600 км от того места, где было сделано первое открытие. Интуиция археолога, а также рассказы местных жителей не подвели исследователей. Даже название холма, где когда-то англичане выбирали кирпичи для стройки железной дороги, внушало мистический трепет. В переводе «Мохенджо-Даро», куда собиралась направиться экспедиция Сахни, означает «Поселение мертвецов».

Легенда, которую рассказывали местные жители, впоследствии полностью была подтверждена находками Сахни. Поверье гласило, что в древности на месте, где находился холм Мохенджо-Даро, находился город. Его правитель прогневал высшие силы своей распутной жизнью, и боги решили уничтожить эту цивилизацию. Действительно, в процессе раскопок Сахни обнаружил на территории холма огромный город, который был современником Древнего Египта.

технологическая карта природа и люди древней индии

Дальнейшие исследования

Сахни и его экспедиция продолжали делать открытия, которые давали все больше информации о том, какими были природа и люди Древней Индии. Они нашли на этой же территории еще несколько крупных городов, а также порядка тысячи мелких поселений. Найденная цивилизация была названа Хараппской. По своим размерам она в четыре раза превосходила Шумерскую.

Когда археологами были изучены добытые останки, они пришли к выводу: Хараппская цивилизация возникла приблизительно в 3300 году до н. э. По оценкам ученых, в годы ее расцвета ее население составляло порядка 5 млн человек. Население города Мохенджо-Даро представляло собой микс разных рас. Большую часть жителей составляли дравиды, которые, как полагают ученые, были австралоидами. А также на территории Хараппской цивилизации жили представители с шумерской, европейской и монголоидной внешностью.

Учеными в процессе проведения раскопок также была составлена технологическая карта. Природа и люди Древней Индии, по всей видимости, находились в гармонии между собой. Городские улицы Хараппской цивилизации чередовались с садами, не отделялись от окружающей природы. По своему расположению улицы во многом напоминают современные. Ширина их составляла около десяти метров. Широкие улицы соединялись между собой узенькими переулками.

природа и люди древней индии индийские касты

Преимущества индийских земель в древности

Но города были построены далеко не сразу. Природа и люди Древней Индии, кратко описываемые в трудах упомянутых археологов, являли своеобразный симбиоз. Самые первые из поселений, которые относятся к 6-4 векам до н. э., и стали прародителями древнеиндийской цивилизации. Место для поселения между Северным Белуджистаном и долиной реки Ганг обеспечивало предков современных индусов водой, зерном, залежами кремня. В долинах паслись стада диких коз и буйволов – все условия способствовали развитию в этих местах сельского хозяйства и земледелия.

Ученые считают, что представители древнеиндийской цивилизации вели торговлю главным образом с шумерами. На этот факт также указывают и шумерские манускрипты. На территории, где когда-то располагалась Хараппская цивилизация, в больших количествах были найдены различные товары иностранного происхождения. Это хлопчатобумажные ткани, бусы, украшения и раковины.

природа и люди древней индии кратко

Упадок протоиндийской цивилизации

Считается, что период упадка Хараппской цивилизации приходится на 1800 год до н. э. Многие ученые убеждены, что это произошло по причине нашествия ариев – воинственных завоевателей с северо-запада. В переводе с древнеиндийского языка «арии» означает «благородные». Это были кочевые племена, которые занимались разведением крупного рогатого скота и питались главным образом молочными продуктами. В будущем корова у индийцев получила статус священного животного. Природа и люди Древней Индии, таким образом, уступили место пришедшим извне «божествам».

Другие версии ученых

В первую очередь ариями были разрушены большие города. Многие постройки приходили в упадок, а для строительства новых домов использовался старый кирпич. Природа и люди Древней Индии, изученные другими археологами, возможно, и не полностью вписываются в стройную теорию исследователя Сахни. Некоторые ученые считают, что причиной упадка Хараппской цивилизации являлись не только вражеские вторжения, но и ухудшение экологии. Это изменение уровня морского дна, что стало причиной наводнений, и эпидемии страшных заболеваний. Не исключается также и версия, что к кризису привела низкая урожайность, наступившая из-за засоления почв.

Природа и люди Древней Индии: индийские касты

В древнеиндийском обществе деление на касты берет свое начало примерно с первого тысячелетия до н. э. Необходимость в нем была обусловлена не только религиозными взглядами, но и политическим строем. Дело в том, что к самой низшей касте относилось все население, которое было покорено завоевателями-ариями. В самую высшую касту входили брахманы – жрецы, которые не занимались тяжелым физическим трудом. Они существовали за счет жертвоприношений.

природа и люди древней индии схема

Последствия кастового строя для общества

Следующая каста, с которой у брахманов часто происходили конфликты, – это воины, или кшатрии. Между собой они часто не могли поделить власть. За кшатриями следовали вайшьи – крестьяне и пастухи. Самой низшей кастой были шудры. К шудрам относились слуги, выполнявшие самую грязную работу. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Дети брахманов могли быть только брахманами, дети шудр – шудрами. Такое расслоение общества приводило к тому, что многие талантливые люди были обречены прозябать в нищете, что тормозило развитие всего народа.

На протяжении всего времени раскопок загадкой Хараппской цивилизации увлекались и другие ученые. Среди них и антропологи, которых интересовала Древняя Индия, природа и люди, обитавшие в Мохенджо-Даро. Ими был составлен приблизительный портрет типичного представителя Хараппской цивилизации. На основании раскопок ученые сделали вывод, что это были темноволосые и темноглазые люди со смуглой кожей. Они относились к средиземноморской ветви европеоидной расы.

природа и люди древнеи индии 5 класс

Природа и люди Древней Индии: схема построения городов

Крупнейшие города Хараппской цивилизации были построены с большой точностью. Улицы были словно вырисованы под линейку, дома – одинаковые и геометрически правильные. По своей форме жилища древних индусов напоминали коробки для тортов. В этих городах люди имели возможность пользоваться всеми удобствами. По улицам протекали так называемые арыки, из которых в каждый дом подавалась вода.

Чем гениальны протоиндийские архитекторы

Матушка-природа и люди Древнеи Индии (5-классники начинают знакомиться с культурой и традициями этой страны в контексте изучения истории Древнего мира) научились жить в удивительной гармонии. Этот симбиоз может впечатлить некоторыми фактами самых искушенных знатоков. Удивительным достижением того времени была канализация. Еще не имея ни малейшего понятия о том, что бактерии особенно быстро размножаются при теплой температуре, тогдашние архитекторы приняли гениальное для своего времени решение. Под землей они проложили трубы из обожженного кирпича, по которым все нечистоты выводились за пределы города. Это позволяло жить большому количеству людей на ограниченной территории.

fb.ru

Древняя Индия

Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь

7.06.2008/реферат

История формирования древнерусского государства. Происхождение и история восточных славян. Киевская Русь в IX - XIII вв., внутренняя и внешняя политика. Развитие культуры Киевской Руси. Период феодальной раздробленности. Княжеские династии на Руси.

Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь

11.01.2011/контрольная работа

История происхождения и расселения восточных славян. Природные условия и их роль в жизни славян. Общественный строй, развитие торговли и появление первых городов. Обычаи, нравы и верования древних славян. Создание единого государства – Киевская Русь.

Цивилизация Древнего Востока. Древняя Вавилония

23.01.2011/контрольная работа

Характеристика первоисточников: законов Хаммурапи, Среднеассирийских законов, Хеттского царства. Развитие хозяйства стран Древнего Востока, особенности. Государство и общество Древнего Востока. Восточные государства-деспотии, их судопроизводство и право.

Древний Рим

3.06.2008/реферат

Царская власть в Риме. Особенности полисной идеологии. Городское управление и полиция. Римская религия. Древняя литература и искусство. Римская драма и поэзия. Римская прозаическая литература. Архитектура IV-I вв. до н. э. Скульптура. Мышление римлян.

Киевская Русь

16.12.2003/курсовая работа

Образование древнерусского государства в IX веке. Древняя Русь конца IX – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Развитие феодальных отношений на Руси. Проблемы государственного единства Руси. Культура Древней Руси.

Понятие цивилизации в истории

27.02.2009/реферат

Основные (глобальные) типы цивилизации, их особенности. Сущность цивилизационного подхода к истории. Характерные черты политической системы восточного деспотизма. Особенности цивилизации классической Греции. Цивилизации в древности и Древняя Русь.

Рабовладельческий строй, его суть и экономические основы

10.04.2009/контрольная работа

Зарождение рабовладельческой общественной формации. Экономическое развитие древневосточных обществ. Древняя Греция и Римская республика, как выразители экономической сути рабовладельческого строя. Общие черты хозяйственного развития древних цивилизаций.

Россия с древних времен и до наших дней

9.10.2009/курс лекций

Русь древняя и средневековая, образование централизованного государства. Россия в новое время, эпоха Петра I, рождение империи. Новейшее время, Первая мировая война, октябрьский переворот, победа в Великой отечественной войне. Современная история России.

Финикия и Палестина

18.01.2010/реферат

Расположение древней Финикии. Город Библ как центр торговли строевым лесом. Алфавит, государственное устройство Финикии. Значение и устройство Карфагена. Описание климата и природных условий Палестины. Происхождение и древняя история Иерусалима.

Езоп і Жан де Лафонтен

13.01.2011/презентация

Життя байкаря Езопа. Сварка з жерцями Аполлона. Служба у відомого своїм багатством царя Лідії Креза. Древня усна народна традиція архаїчних грецьких поетів. Перший видавець байок Езопа. Включення байок у збірники й антології. Деякі цитати Езопа.

referatwork.ru


Смотрите также