Древняя греция изобразительное искусство. Тема 5 Архитектура и изобразительное искусство Греции гомеровского периода
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по МХК на тему "Изобразительное искусство Древней Греции". Древняя греция изобразительное искусство


Искусство Древней Греции – кратко о живописи и театре

Искусство Древней Греции изучается во всех своих проявлениях. Оно формировалось и развивалось на протяжении большого промежутка времени и являлось фундаментом римской и современной культуры.

Греческая керамика

Историю Древней Греции на 5 отдельных периодов, тянувшихся с 3 тысячелетия до н.э. и до 5 века н.э.: Крито-микенский, Гомеровский период, Архаический, Классический и Эллинистический.

Говоря кратко про изобразительное искусство Древней Греции, следует отметить, что оно дошло до нас благодаря сохранившимся керамическим вазам. Именно на них большинство ремесленников оставляли свои рисунки. В более древние века декоративно-прикладное искусство было представлено геометрическими фигурами, из которых составлялись орнаменты. Главным отличием живописи Древней Греции стала характерная только эллинам меандровая роспись как ваз, так и рисунков на одеждах и зданиях.

В классический период к этим двум методикам добавился еще один вид живописи – монументальный. Он использовался при изготовлении фресок и мозаик.

Во времена крито-микенского периода преобладающим стилем был морской. Керамика украшалась изображениями дельфинов и осьминогов, кораллов и прочих морских обитателей. Но также использовался и стиль «Камарес», согласно которому посуда украшалась линейными или спиральными узорами.

В росписи ваз использовалось только два цвета. Рисунок выполнялся либо красным цветом на черном фоне, либо наоборот. Чернофигурный метод использовался немного раньше краснофигурного.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Именно греки открыли игру светотени, автором которой стал Апполодор Афинский, а также первыми стали оставлять автографы под своим творением.

Древнегреческая амфора

Рис. 1. Древнегреческая амфора.

Музыка и театральное искусство

Классическими жанрами древнегреческого театра были комедия и трагедия, а его неотъемлемой частью является хор.

Жанр трагедии возник в процессе хвалебной песни богу Дионису. Само слово переводится как «песнь козла». Музыканты надевали козлиные шкуры для подражания мифическим спутникам бога виноделия.

Фундаментальной основой древнегреческой музыки был одноголосый вокал. Направление развития музыки определяла поэзия. Певец просто пел свои стихи, играя музыку на каком-либо музыкальном инструменте. В древней Греции музыканты использовали лиру, флейту, авлодию, кифародию и «флейту Пана».

Наиболее популярными произведениями оставались гимны богам и богиням, а также народные песни, среди которых выделялись крестьянские, свадебные и поминальные.

Среди театрально-хоровых песен преобладали элегии, исполняемые под флейту, и оды.

Скульптура

Высочайшим достижением античности являются древнегреческие скульптуры. Зарождение скульптуры происходило во времена Гомера, а в архаическую эпоху были созданы лучшие статуи и ансамбли. Уникальным достижением греков во времена античности стало подчеркивание красоты человеческого тела как высшего идеала. Многие статуи героев и богов представляли их без одежды, указывая на это превосходство над обычным человеком.

Скульптура Геракла

Рис. 2. Скульптура Геракла.

Литература

Из литературных трудов до наших дней дошли знаменитые басни Эзопа, труды по истории Геродота, а также всеми известные «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, рассказывающие о легендарной войне с Троей. Таинственностью и многими загадками покрыты труды философа Платона «Тимей» и «Критий», повествующие о гибели Атлантиды. Уже во времена Рима эти труды переводились на другие языки и пользовались огромной популярностью.

Бюст Аристотеля

Рис. 3. Бюст Аристотеля.

Что мы узнали?

Именно в Древней Греции появились зачатки театрального, изобразительного и музыкального искусства. Заложенные в Древней Греции основы используются даже современными творцами.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Тема 5 Архитектура и изобразительное искусство Греции гомеровского периода. Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие

Тема 5 Архитектура и изобразительное искусство Греции гомеровского периода

Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.

Гомеровский период (XII–VIII вв. до н. э.) – объяснение терминов «гомеровский», «геометрика», «темные века». Краткая характеристика политической и экономической ситуации во время и после дорийского нашествия, общая характеристика архитектуры и искусства (утрата строительных техник и искусства обработки камня, исчезновение монументальной скульптуры, отход назад по отношению к искусству эпохи бронзы в Эгейском бассейне.

Представление об архитектуре гомеровского периода по произведениям греческого эпоса («Одиссея», «Илиада»), фундаментам (находки фундаментов храмов на Крите и материковой Греции) и моделям жилищ и храмов, современные реконструкции.

Протогеометрические и геометрические вазы: назначение (культ, быт), размеры, способ изготовления, места находок (некрополи), особенности композиции росписей (пояса, «метопы», круги, рамки», сюжеты (оплакивание умершего, состязание колесниц, корабли, животные, шествия), орнаменты (меандры, концентрические круги, треугольники, квадраты, зигзаги, штрихи), наиболее выдающиеся памятники (дипилонская амфора, дипилонский кратер)

Мелкая пластика гомеровского периода: материалы (бронза, глина), размеры (только небольшие, отсутствует монументальная скульптура), сюжеты (воины, животные, плодородие), наиболее выдающиеся памятники (скульптура коня из Сиракуз, скульптурная группа «Герой и кентавр», находки в Олимпии)

Литература по теме:

• Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. С. 43–54

• Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.,1970. С. 20–25

• Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М, 1980. 27-34

• Акимова Л. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. СПб, 2007. С. 19–96

• Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М, 1988. С. 42–56

• Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 2. Древняя Греция и Древний Рим М., 1973.

• ЧубоваА.П, Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966. С. 13–20 Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Конспект урока по МХК на тему "Изобразительное искусство Древней Греции"

Тема 2. Художественная культура Античности

Урок № 12

Тема урока. Изобразительное искусство Древней Греции.

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – урок-исследование.

Цель урока – формирование знаний учащихся об изобразительном искусстве

Др. Греции.

Задачи урока: 1. Формирование представления о развитии скульптуры и

вазописи Др. Греции.

  1. Осознание роли и места человека в художественной культуре Др. Греции на протяжении её исторического развития, отражение поисков эстетического идеала в лучших произведениях искусства того времени.

  2. Формирование навыков аналитического осмысления изучаемого материала.

  3. Развитие образно-ассоциативного мышления, навыков анализа произведений искусства.

  4. Воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса и уважения к ценностям мировой культуры.

План проведения урока.

  1. Организационная часть.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, эпиграфом к нашей новой теме будут слова Максимилиана Волошина, русского поэта и художника:

Всё было осязаемо и близко –

Дух мыслил плоть и чувствовал объём,

Мял глину перст и разум мерил Землю…

Мир отвечал размерам человека,

И человек был мерою вещей.

Так оценивал древнегреческое мировоззрение и связанное с ним неразрывно изобразительное искусство М. Волошин.

Давайте попробуем сейчас приблизиться к удивительному миру художественной культуры Древней Эллады, чтобы составить собственное мнение и оценить насколько прав был поэт.

  1. Восстановительное повторение.

Прежде, чем начать разговор об изобразительном искусстве Др. Греции, давайте вспомним об её архитектуре (теме нашего прошлого урока).

Вопросы:

  • В какой период развития древнегреческой культуры складываются основные типы храмов, создаётся ордерная система?

  1. Изучение нового материала. Постановка практического задания.

Во время просмотра презентации уч-ся заполняют следующую таблицу:

Развитие скульптуры и вазописи Др. Греции.

Период

развития

культуры

Особенности

вазописи

Произведения.

Автор

Особенности

скульптуры

Произведения.

Автор

Геометрический

Архаический

Классический

Эллинистический

Презентация «Изобразительное искусство Древней Греции».

5. Физкультминутка

«В здоровом теле – здоровый дух» - эта формула идеального человека изобретена древними греками. Но не наоборот. Мы занимались развитием духа, но для физического здоровья необходимы физические нагрузки.

Давайте представим себя в древнегреческой гончарной мастерской, в которой создавались прекрасные амфоры. Прежде всего глину надо было хорошенько размять. Это была тяжёлая физическая работа, глину мяли ногами рабочие.

Теперь гончар на гончарном круге должен создать форму будущей амфоры. Гончарный круг приводился в движение с помощью ременной передачи тоже ногами. Руки мастера в это время должны были контролировать симметричность формы будущего изделия. Координация движений у гончара должна быть незаурядной.

  • Упражнения на координацию движений. (Одна рука должна делать вращательные движения в области живота, а другая – поступательные в области темени. Затем руки надо поменять).

  • Давайте изобразим получившиеся вазы. Вот стройная амфора для оливкового масла. А этот широкий кратер – для вина. В эту высокую гидрию будут наливать чистую родниковую воду. (Симметричные движения левой и правой рукой одновременно в воздухе рисуют две половины контуров разных по форме ваз).

6. Заключение.

Ребята, посмотрев презентацию, мы проследили эволюцию осознания древними греками творческого потенциала человека, силы его разума и красоты. Мы открыли для себя то, как отразились в изобразительном искусстве поиски древними греками эстетического идеала Человека. Древнегреческие представления о красоте стали основополагающими для европейского искусства на многие столетия. Мы увидели как постепенно совершенствовалось мастерство древних художников и скульпторов, которые, создав величайшие шедевры, задали высокие художественно-эстетические требования к произведениям искусства на все времена..

Возвращаясь к эпиграфу нашего урока, подумайте и ответьте на вопрос:

Подводя итоги урока, опираясь на информацию нашей таблицы, давайте обобщим Характерные черты изобразительного искусства Древней Греции:

1. Главная цель древнегреческого искусства — эстетическое наслаждение.

  • Какими видами, в основном, представлено древнегреческое изобразительное искусство?

2. Представлено, в основном, вазописью и скульптурой.

3. Является гуманистичным, т.к. рассматривает человека как «меру всех

вещей».

– Каким представляет человека древнегреческое искусство?

4. Носит идеалистический характер, т.к. представляет человека в его физическом и моральном совершенстве.

  1. Характеризуется упорядоченностью, уравновешенностью,

пропорциональностью, гармонией и красотой форм.

– Повлияло искусство Др. Греции на развитие мировой культуры?

Каким образом?

6. Задало высокие художественно-эстетические требования к произведениям искусства. Открыло перспективы для дальнейшего развития европейского искусства.

7. Рефлексия.

Вопросы:

– Какое произведение древнегреческих художников на вас произвело большее впечатление?

– Понравился ли вам урок?

8. Домашнее задание.

infourok.ru