Древняя греция идеал красоты. Нравы: идеалы красоты Древнего мира. Древняя Греция.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема работы: Эстетический идеал в Древней Греции. Древняя греция идеал красоты


идеалы красоты Древнего мира. Древняя Греция.

Нравы: идеалы красоты Древнего мира. Древняя Греция.

Древние греки создали свой эстетический идеал не столько на базе красоты, сколько чистой гармонии и физического совершенства тела. А физическое совершенство по-гречески – это Олимпийские игры, спартанское воспитание. 

Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см. Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени.В моде была красота строгая и благородная. Прежде всего, ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая, блестящая кожа. Для придания лицу белизны привилегированные гречанки использовали белила, легкие румяна наносили кармином – красной краской из кошенили, применяли пудру и губную помаду. Для подведения глаз – копоть от сгорания специальной эссенции.Женщины Греции, как правило, волосы не обрезали, они укладывали их узлом или перевязывали на затылке лентой. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит себе почитательниц.Уход за телом был навязчивой идеей греков. Он включает в себя длительные посещения бань и бассейнов, принятие ванн с различными наполнителями и травами и массаж с ароматическими маслами. Исключением из этого правила была лишь Спарта, где считалось, что использование косметики является аморальным и, следовательно, было запрещено. В Афинах женщины из приличной семьи, не делали себе макияж. После греко-персидских войн в греческое общество начала вторгаться мода с востока и афинянки начали использовать принятые там косметические средства. С тех пор и стали известны "Греческие брови". Гречанки придавали им яркий блеск при помощи смеси яичного белка и камеди и соединяли их вместе на переносице чёрной жирной линией.Греки поклонялись культу земли - плодородию. В отличие от китайских женщин с их маленькими ногами, большой размер ноги символизировал у греков связь с землей. Высокий роста гречанок был еще одним эталоном греческой красоты. Основным недостатком для греческой девушки считалась страсть к сладостям и грек имел полное право отказаться от невесты, узнал об этом грехе.

hozimaster.in

Идеалы красоты: с древности до наших времен

Приветствую вас, читатели портала Dress-me!

Сегодня я хотела бы поговорить об истории, а именно – об истории женской красоты. На протяжении всей истории человечества, люди восхищались красивыми людьми и боготворили их. В разные периоды времени существовали свои стандарты внешности и идеалы красоты.

Хочу представить вам галерею истории женской красоты!

Судя по скульптурам, найденным во время археологических раскопок, можно сказать, что «дети камня» ценили превыше всего плодородие и больших (даже очень больших!) и объемных женщин.  Как правило, с репродуктивной функцией у таких красоток было все в порядке, а у мужчин это было решающим фактором при выборе партнерши.

Жители Древнего Египта, напротив, избегали крупных женщин, а отдавали предпочтение стройным, длинноногим, но не чрезмерно тощим девушкам. Как нам известно, первую косметику изобрели как раз египтяне. В ранний период Египетской державы черная краска для век (сурьма) изготавливалась из галенита, разновидности ядовитого свинца! Позднее стали использовать сажу. Хной красили ногти и подошвы ног, чтоб придать им красный цвет. А также пользовались пемзой для полировки грубой кожи и зольные маски для лица.

Древняя Греция тоже установила свои каноны красоты. Посмотрев на скульптуры многочисленных богинь, сразу можно понять, что ценились девушки стройные, с крепкими мускулами, ни в коем случае не курносые, так как это считалось варварским признаком, только прямой точеный нос. Темная кожа у греков тоже ассоциировалась с рабами и крестьянами. Одежда была простая, свободно свисавшая и перехваченная поясом на талии, в основном из льна или хлопка.  Греческие женщины  пользовались пудрой для лица, которую хранили в керамически

yvision.kz

Идеал красоты….

Красавец мужчина

 Троя и прочая Греция

Красивый мужчина — голый мужчина. Если судить по многочисленным скульптурам и их обломкам, обильно представленным в европейских музеях, древние греки обладали идеально пропорциональными телами с маленькими пенисами, умеренно развитой мускулатурой и гладкой кожей, лишенной волосяного покрова. Увы, остеоархеологические данные (ископаемые остатки костей) сдают тщеславных эллинов с потрохами. Обитатели древнего Пелопоннеса были в большинстве своем приземистыми, плотными и коротконогими. Великолепные античные скульптуры были образцами красоты идеальной, а следовательно, труднодостижимой. Но греки над этим работали: салоны красоты, тренажерные залы (кроме шуток), тем более что мужская красота ценилась выше женской. У греков был культ не только красоты, но и молодости. Поэтому все более-менее значимые персонажи изображались с мальчиковыми щечками и такими же пенисами.

 Идеал красоты Древнего Египта

 Стройная и грациозная женщина, близкая к нашему, современному пониманию идеала красоты. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, в них капали сок из растения «сонная одурь»!

Контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле. Примерно такой же эффект сегодня мы пытаемся создать при помощи высоких каблуков.

Идеал красоты Древней Японии

 Красавицы Японии густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком. Идеальным считалось собирать волосы в высокий тяжелый узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой. Ну что касается палочек в волосах и скрывания дефектов кожи под пудрой, то и сейчас этим не удивишь, но черный лак на зубах — пока не в моде. Зато в моде восточные мотивы в нарядах и макияже.

 Идеал красоты Древней Греции

 Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Идеал красоты запечатлен в множестве художественных произведений этой эпохи. Тело должно было иметь мягкие и округлые формы. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии — 69 см, бедер — 93 см.

 Мрак Средневековья

Плохие бытовые условия, постоянные войны и драки с соседями плюс скудный, преимущественно белковый рацион (ни картошки, ни помидорчиков еще не завезли) привели к тому, что реальный мужчина был “могуч, дремуч и волосат”. Он редко мылся, много махал мечом и носил длинную окладистую бороду. Последняя не только была средоточием его силы, согласно мистическим традициям, но и выполняла утилитарную функцию — защищала лицо от неблагоприятных климатических условий. Во времена первых Каролингов, чтобы определить, красив мужчина или нет, его следовало отловить, отмыть и побрить. Естественно, никто этого не делал, поэтому церковники успешно насаждали свой идеал мужской красоты, следовать которому было нереально, отчего он (идеал) становился еще идеальнее. Мистер мира в Х веке выглядел бы так: высокая узкоплечая фигура, длинное вытянутое лицо с бледными щеками, кроткие голубые глаза, длинные шелковистые волосы, тонкие музыкальные пальцы.

Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.

Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти, В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка, изящна.В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Грандиозные головные уборы.

Ура, Возрождение!

Наконец-то есть на что посмотреть. Мужчина Возрождения — это изящный микс всех предыдущих эпох. Колготки с гульфиком (кармашек для пениса и носового платка) открывают длинные стройные ножки. Камзол до пояса подчеркивает талию и не скрывает крепких ягодиц. Гардероб в жизни настоящего мужчины наконец занимает достойное место. Утрехтский бархат, лионский шелк, вышивки и обилие драгоценностей. Правда, с личной гигиеной по-прежнему плохо, запашок-с. Поэтому средневековые красавцы заливались духами по самые брови. Мужчины становятся похожими на женщин, и наоборот. Великий Леонардо, Микеланджело и Рафаэль пишут женские образы, используя мужчин в качестве моделей.

В эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты женщин Флоренции. Великие поэты Данте, Боккаччо, Петрарка и другие прославляли белоснежную кожу. Идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки.

Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч.

В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, – цвет, который позже стали называть «цветом Тициана».Позже идал мужской красоты приближаеться к современному, а женский меняеться очень быстро.

 Идеалы красоты 20-й век

Изогнутый стебель лилии – главный символ стиля модерн. Отныне женщина должна походить на изящный цветок или мотылька.Как писал о Елене Боуэр молодой Киса Воробьянинов – «К поцелуям зовущая, вся такая воздушная…». Утонченная, изнеженная и загадочная, женщина  должна быть объектом восхищения, заботы, преклонения.

Общий силуэт женской фигуры сохраняет то же S- положение, что и в предыдущую эпоху. Пышный бюст, узкая, затянутая в корсет, талия и «оттопыренные» ягодицы. Характерным для модерна является затягивание бедер, платье сужалось в области колен, чтобы сделать еще выразительнее выпуклость сзади. Ниже подол был расклешен подобно лепесткам цветка и увенчан шлейфом.

 Современные худощавые пигалицы-блондинки вряд ли имели бы успех в те времена пухленьких  невысоких  зрелых дам. Те, кого природа обделила необходимыми формами, прикрепляли на груди и сзади специальные накладки.

 А затем грянула Первая мировая война. Женщины заменили ушедших мужчин  на производстве, впервые надев униформу. Одежда становится функциональной, прежде всего в ней ценится удобство. Платья в виде широких просторных рубах и костюмы с жакетами и широкими юбками.

Идеалом красоты в России 1915—16 гг. была актриса немого кино Вера Холодная.

 1920-е годы

Перипетии Первой мировой войны заставили женщин взять на себя многие мужские обязанности — и женский облик кардинально изменился.В 1920-х меланхоличную изнеженную леди эпохи модерн сменяет активная самостоятельная девушка.   Внешне она напоминает мальчика, и новый стиль моды окрестили «гарсон». Женщина-«гарсон» должна иметь стройную гибкое худощавое и тело, плоскую грудь и узкие бедра. Впервые за долгое время шатенки более модны, чем блондинки. Сложные прически сменяют коротенькие стрижки.От мальчика лицо девушки отличает лишь косметика, - румяна, резко очерченные губы «бантиком» и чрезмерно  обведенные глаза в стиле медведя панды. На головы надеваются, надвинутые прямо на глаза, небольшие шляпки.

Белоснежная кожа отныне не признак аристократичности.  Коко Шанель говорит, что бледность теперь – удел бедняков, которые  не имеют возможности посещать курорты.Влияние абстрактной живописи, кубизма, футуризма, а также идеи функциональности во всём, сказалось и на одежде. Силуэт женщины теперь четко геометричен, таков же и орнамент. Линия талии опускается на уровень бедер.

 Руки оголяются до плеч, а ноги – до колен. Обнажению ног, в первую очередь, способствовали модные танцы – танго, фокстрот, чарльстон.

30—40-е годы

 В 1930-х годах мода снова меняется. Это были времена Великой Депрессии, экономического кризиса и безработицы.  Экономия и практичность повседневной одежды контрастируют с роскошью туалетов элитных вечеринок. Повсюду царит элегантность и  холодная  красота, воплощенная в образах популярных голливудских актрис – Греты Гарбо и Марлен Дитрих.

Вновь делается акцент на «женственность»: грудь, талию, бедра. Женственные формы подчеркиваются шелковыми тканями, плавно струящимися книзу.Зато в вечерней моде богатых дам господствует гламур – блестящие платья, сверкающие стразы, меховые боа и страусиные перья.

 

1950-е годыПосле окончания Второй мировой войны  женский  идеал кардинально меняется.  Мода 1950-х годов осталась самой женственной и изящной за весь ХХ век.

 В 1947 г  Кристиан Диор представил коллекцию Новый взгляд. На подиуме предстали грациозные феи с маленькими головками, покатыми плечами,  высокой грудью, осиной талией и пышными  юбками, до середины щиколоток. Для создания «воздушности» платья нередко поддевалась многослойная нижняя юбка.

Вернулись корсеты, которые  позволяли женщинам достигнуть желаемых 25 см окружности талии???  Некоторые шли дальше – например, Мерилин Монро ради лишних сантиметров взяла и удалила себе два нижних ребра.

 8.Красотки 1950-х: Мерилин Монро, Жаклин Кеннеди, Грейс Келли, и Элизабет Тейлор.

Такой талии по новому канону должны были соответствовать пышные округлые бедра и пышная грудь.   Макияж тех лет  выразительный – с цветными тенями на веках и удлиненным черным контуром по верхнему ресничному краю.В моде были пышные прически с начёсами, завивкой или конским хвостом. В СССР мода на «Нью Лук» запоздала почти на 10 лет. Одним из первых прорывов стал фильм «Карнавальная ночь» (1956), где Людмила Гурченко в платье от Диора исполнила свою песенку про пять минут. В следующем году новую моду стимулировал Фестиваль молодежи и студентов,а еще через год в Москве состоялся показ мод, на котором присутствовал сам Диор.

 1960—70 годы

 «Бэби-бум» послевоенного времени привел к тому, что в 1960-е годы именно молодежь стала авангардом общественной и культурной жизни.

Если раньше слава «кумиров красоты» принадлежала «сформировавшимся» женщинам, обычно актрисам, то в 1966 году образцом для подражания стала 16-летняя девочка Твигги (в пер. с англ. «прутик», «веточка»). При росте 1 м 65 см она весила всего 45 кг!Этот долговязый длинноногий «скелетик» с короткой стрижкой и наклеенными в два ряда густыми ресницами стал первой настоящей «супермоделью». «Англия дала миру Шекспира и Твигги» – шутила пресса об  ее безумной популярности.

Идеалом женской красоты является хрупкая высокая плоскогрудая блондинка с большими глазами, косой челкой и бровями-ниточками. Особое  значение приобретают сапоги, которые настолько плотно облегают ноги, что их одевание и снимание превращаются в настоящий ритуал (вспомните сцену из к/ф «С легким паром»).

 Для советских людей женским эталоном 1970-х во многом являлась Барбара Брыльска

 

 1980—1990-е. Маятник моды.

 Мир превратился в «общество потребления». Богатство и власть, показные шик и роскошь стали основными ценностями эпохи. Самоуверенная бизнес-леди и вульгарная сексуальная девица – вот два основных женских образа 80-х

 Для подтверждения дороговизны вещей многие лейблы модных марок помещаются на лицевой стороне одежды.

 Популярность приобретают фитнес  и аэробика. Мода на спорт сразу отображается в одежде. Лосины, дутые стеганные куртки, кроссовки, футболки – оказываются не только модными, но и чертовски удобными.При этом цель занятия спортом – не столько здоровье, сколько идеальное стройное тело. В США начинается «силиконовый бум» – экраны и страницы журналов заполняют красотки с гипертрофированными губами и грудями, напоминающими готовые вот-вот лопнуть воздушные шары.

 Снова господствует мини-юбка.

В 1990-х маятник моды постепенно качнулся в противоположную сторону. Начинается эпоха «гранжа», которую сменяет эпоха «рейва». Роскошь сменяет минимализм, демонстративную сексуальность – унисекс, а пышнотелых моделей – худышка Кейт Мосс. Теперь юноши и девушки одеваются одинаково – растянутые майки, мешковатые штаны и свитера, шорты, ботинки на толстой платформе.

 В модном образе немалую роль играет культ наркотиков,  «героиновый шик»: костлявое тело, круги под глазами, вялые движения, небрежная прическа.

 Ювелирные украшения компенсируются «первобытными» – такое обилие тату и пирсинга, как в середине 1990-х, думаю, раньше можно было наблюдать только на островах Папуа Новой Гвинеи.

Но уже в конце 1990-х «унисекс» и «героиновый шик» сходят на нет.Маятник привычно начинает обратный ход, и в моду вновь входят фигуристые шикарные красавицы – начинается эпоха «гламура».

 

 Идеал современного мужчины

 На дворе ХХІ век. «Новое время» со своими новыми взглядами, приоритетами и идеалами. Претерпел ли изменения мужской идеал? По данным соцопросов 14%  женщин полагают, что настоящий мужчина должен стать жизненной опорой для них, 23% ценят мужскую доброту, 27% представительниц прекрасного пола к важным качествам относят честность, 16% акцентируют внимание на подарках и внимании сильного пола, 10% отмечают, что для их избранника отсутствие жадности будет обязательным плюсом, целых 45% ждут от мужчин проявления интеллекта. Мужчины, конечно же, на этот счет имеют свои взгляды – большинство считает, что эталоном мужчина может быть только при наличии соответственного телосложения, немного менее распространенным является другое мнение, об идеальном мужчине, как об обладателе недюжинного интеллекта.

 Какой вывод следует из всего вышесказанного? Очень простой: понятие «идеал современного мужчины» вмещает в себя комбинацию определенных морально-психологических качеств подкрепленных физиологией. В формировании этого понятия принимают участие  множество факторов. Искусство (литература, кино и преподнесенные в них трактовки этого понятия), реальные наблюдения, суждения и мнения других людей на этот счет – всё это и прочее другое влияет на наше представление об идеале современного мужчины.

 

 

wholeworldmen.ru

Эстетический идеал в Древней Греции

Главная » Рефераты » Текст работы «Эстетический идеал в Древней Греции - Этика и эстетика»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

Реферат по дисциплине: Эстетика

Тема: Эстетический идеал в Древней Греции

Калининград

2010г.

Содержание

- В в е д е н и е -

1 Периоды развития и эстетические учения в Древней Греции

2 Эстетический идеал

2.1 Человек - мера всех вещей

2.2 Идеал красоты Древней Греции

- З а к л ю ч е н и е -

- В в е д е н и е -

Древние греки ощутили Землю и космос как

обитель людей и богов и как единство

борьбы и любви, названное ими гармонией.

Для них человек был так же прекрасен

как боги, хотя и смертен.

Основы современной евроᴨȇйской цивилизации - науки, литературы, философии, пластических искусств, театра - были заложены в отдаленном прошлом, во время античности.

Их создательница - Древняя Греция, Эллада, страна, располагавшаяся в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему островах Эгейского моря.

Именно здесь родился стиль, получивший впоследствии название классического, и выработанные в V-IV вв. до н.э. каноны архитектуры, скульптуры , литературы, сделались образцами для последующих поколений, веками оказывали влияние на культуру Европы.

Приступая к конкретному изучению вопроса об эстетическом идеале, прежде всего, нужно определить, что является предметом эстетики как науки.

Дать определение предмета эстетики не так легко ввиду широты той области, которая охватывается понятием эстетическое.

Эстетика-это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как сᴨȇцифической формы отражения действительности.

Эстетика является частью философии, так как в ней фиксируются не только определенные стороны, связи, закономерности, свойство действительности, искусства, человеческой практики, образа жизни людей и т.д., но и отношение к ним, их оценка. Когда же речь заходит о музыкальной эстетике, эстетике производства и т.д., то имеется в виду применение общеэстетических законов и категорий эстетической науки к определенному классу эстетических явлений.

Основная терминология и главные понятия эстетики в евроᴨȇйско-средиземноморском ареале сложились именно в Древней Греции, которую мы и будем рассматривать. Впоследствии эти понятия в той или иной форме развивались до появления собственно дисциплины эстетики. К ним относятся такие термины и понятия: красота, прекрасное, возвышенное, трагедия, комедия, катарсис, гармония, порядок, искусство, ритм, поэтика, красноречие, музыка, калокагатия, канон, мимесис, символ, образ, знак, свет, цвет и др. Но не все из них в древности имел тот смысл, в котором их употребляет современная эстетика, однако культурно-исторический процесс включил к ХХ веку большую часть из них в смысловое поле эстетики.

1 Периоды развития и эстетические учения в Древней Греции

Древнегреческая философия, эстетика, искусство представляют собой новый этап в развитии мировой цивилизации. В Древней Греции эстетическая мысль отдифференцировалась от мифологии и развивалась вместе с наукой и философией.

В отличие от настоящего времени, в разряд искусства попадали типичные ремесла (плотницкое дело, гончарное производство, кораблестроение, ткачество и т.п.), и многие науки (арифметика, астрология, диалектика) и то, что новоевроᴨȇйская эстетика отнесла к искусству, т.е. «изящные искусства» (поэзия, драматургия, исполняемая музыка, живопись, архитектура), искусства как концентрированное выражение эстетического опыта.

В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека - гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. Не случайно Софокл, великий греческий трагический поэт, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».

Историю древней Греции принято делить на 5 ᴨȇриодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.),

- гомеровский (XI-IX вв. до н. э.),

- архаический (VIII-VI вв. до н. э.),

- классический (V-IV вв. до н. э.),

- эллиʜᴎϲтический (вторая половина IV - середина I вв. до н. э.).

Античная эстетическая мысль достигла высшего расцвета в классический ᴨȇриод, т.е. в ᴨȇриод от VII в. до н. э. до III в. до н. э. К этому времени относятся «Илиада» и «Одиссея» Гомера, эпические поэмы Гесиода. Пышно расцветают лирика, драма, исторические повествования, ораторское искусство.

Непреходящие ценности создаются в архитектуре, скульптуре. Кульминационного пункта достигает философская мысль. Основоположники марксизма-ленинизма очень высоко ценили культурные завоевания древних греков классического ᴨȇриода. Касаясь произведений греческого искусства, Маркс говорил о том, что они «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».

Анализируя древнегреческую философскую мысль, Энгельс писал: «Здесь диалектическое мышление выступает еще в ᴨȇрвобытной простоте… У греков-именно потому, что они еще не дошли до расчленения, до анализа природы, - природа еще рассматривается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания. В этом недостаток греческой философии… Но в этом же заключается и ее превосходство над всеми ее позднейшими метафизическими противниками… Это одна из причин, заставляющих нас все снова и снова возвращаться к философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обесᴨȇчили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Другой же причиной является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений».

То, что основоположники марксизма сказали о древнегреческом искусстве и философии, имеет отношение и к античной эстетике. В ней так же энергично выдвинуты гениальные диалектические догадки. Как и в философии, здесь в «зародыше» возникли почти все типы позднейших эстетических концепций. Многие эстетические положения античности сохранили свое значение по сей день.

Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетического воспитания. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий: прекрасное, мера, гармония, трагическое, комическое, ирония и др. Эстетические понятия в их теориях получили глубокую и всестороннюю интерпретацию. Обращаясь к этим проблемам сегодня, мы не можем игнорировать идеи античных эстетиков.

Неувядающая прелесть античных эстетических концепций заключается в том, что они тесно связаны с эстетической практикой. Они выросли из потребностей осмыслить художественную практику своего времени и обращены к ней. В эстетике классического ᴨȇриода теоретически обосновывается искусство, проникнутое идеями гражданственности, народности, правдивости.

У Гомера встречаются важнейшие эстетические термины: «прекрасный», «красота», «гармония» и др. Прекрасное, гармоничное для Гомера есть нечто объективное, присущее самой действительности, абсолютное, материальное, то, что можно непосредственно воспринять чувством., Так, Афина преображает внешний вид Одиссея. Гомер об этом пишет: Афина «пролила красоту» на Одиссея. Когда Одиссей мастерил свой корабль, поэт говорит, что он скреплял доски «гармониями». У Гомера нет различия между искусством и ремеслом. Проф. А.Ф. Лосев справедливо отмечает, что «когда Гомер говорит о художественном творчестве, он почти всегда понимает его как ремесло, как физически производительный труд».*

В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера дано описание плясок, рассказывается о том, какое место занимали ᴨȇние и музыка в жизни греков. Он повествует также о ᴨȇвце Демодоке, который своей ᴨȇсней о Троянской войне до слез растрогал Одиссея. Интересно отметить, что Гомер, с одной стороны, склонен трактовать эстетическое как вещественное, чувственно-воспринимаемое, с другой - художественно-эстетическая деятельность мыслится им как исходящая от общества. Рациональные мысли Гомера причудливо сочетаются у него с мифологическими представлениями.

Сочетание мифологического и рационального мы встречаем и у Гесиода, поэта конца VIII в. до н. э., автора поэм «Труды и дни» и «Теогония». Красота и добро у него мыслятся как исходящие от богов. Художественное творчество он также мыслит как акт божественный. В этом отношении представляет интерес миф о Музах, который рассказывает Геснод в поэме «Теогония». Наряду с мифологическими представлениями о природе эстетического мы встречаем у поэта попытку осмыслить «меру» как эстетическую категорию в связи с практической деятельностью земледельца. Он советует «меру во всем соблюдать»: идет ли речь о том, как следует выбирать наиболее удобное время для работы, для женитьбы, или же как вести себя по отношению к другим людям. Однако ни Гомер, ни Гесиод не создали эстетических теорий. Последние возникают в недрах античной философии. Почву для них подготовили милетские материалисты (конец VII-VI в. до н. э.) - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Основная заслуга милетских мыслителей состояла в том, что они решительно выступили против религиозно-мифологического мировоззрения и противопоставили ему научное представление о мире и его закономерностях.

Наиболее ранней философской школой греческой философии, в недрах которой получили разработку важные эстетические понятия, явилась пифагорейская школа. Она была основана Пифагором в VI в. до н. э. в городе Кротоне (Южная Италия). Пифагорейский союз, объединявший единомышленников-аристократов, выдвинул ряд крупных философов, астрономов, математиков. По своим воззрениям пифагорейцы - идеалисты. Согласно их мнению, число составляет сущность вещей, и в связи с этим познание мира сводится к познанию управляющих им чисел. Непосредственно к учению пифагорейцев о числе примыкает их концепция о противоположностях, котоҏыҳ они насчитывают десять. Все существующее представляет собой ряд противоположностей, которые порождают гармонию. Эти философские положения легли в основу их эстетических построений. Вᴨȇрвые Пифагор обратил внимание на порядок и гармонию, царящие во Вселенной. Итак, космологическая теория пифагорейцев носит эстетический характер. Детально понятие гармонии Пифагор исследует на примере музыки.

Они дали ᴨȇрвый набросок теории эстетического воспитания. Диалектические догадки эстетических понятиях получили развитие у Гераклита Эфесского (ок. 530-470 гг. до н. э.). Продолжая материалистические учения милетских философов. Согласно Гераклиту, в мире царит строгая закономерность, и в то же время в нем нет ничего постоянного - все течет и изменяется. По свидетельству Аристотеля, Гераклит считал, что «все происходит через борьбу». В отличие от пифагорейцев, он делает акцент не на примирении противоположностей, а на их борьбе. Исходя из этих общих методологических принципов в анализе эстетических категорий, Гераклит так же, как пифагорейцы, считает, что прекрасное имеет объективную основу, однако эту основу он видит не в числовых отношениях, как таковых, а в качествах материальных вещей, представляющих собой модификации огня. Красота, в понимании Гераклита, относительное свойство. Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении сбродом людей. Относительно прекрасное определяется принадлежностью к различным родам.

Конкретизируя понятие красоты, Гераклит говорит о гармонии как единстве противоположностей. Она для него, как и красота, возникает через борьбу. Гармония, являющаяся основой красоты, согласно Гераклиту, имеет универсальный характер: мы ее видим в основе космоса, она составляет основу человеческих связей, она же присутствует в произведениях искусства. Это хорошо поясняет Аристотель. В трактате «О мире» он пишет: «И природа стремится к противоположностям и из них, а не из подобных [вещей], образует созвучие. Так, в самом деле, она сочетала мужской пол с женским, а не каждый [из них] с однородным, и [таким образом] ᴨȇрвую общественную связь она образовала через соединение противоположностей, а не посредством подобного. Также и искусство, по-видимому, подражая природе, поступает таким же образом, А именно: живопись делает изображения соответствующие оригиналам, смешивая белые, черные, желтые и красные - краски. Музыка создает единую гармонию, смешав в [совместном ᴨȇнии] различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие. Грамматика из смеси гласных и согласных букв создала целое искусство [письма]. Та же самая мысль была высказана и у Гераклита Темного: «[Неразрывные] сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие, из всего одно и из одного все [образуется]». Аристотель, в сущности, совершенно верно интерпретирует диалектический характер учения Гераклита о гармонии. В одном из сохранившихся фрагментов Гераклита говорится: «Скрытая гармония лучше явной». Смысл такого высказывания нужно понимать так, что эстетическое значение гармонии тем сильнее, тем глубже лежат те противоположности, которые ее составляют.

Заслуживает внимания гераклитовское толкование меры как одной из важнейших эстетических категорий античной эстетики. Мера, согласно Гераклиту, как и гармония, носит всеобщий характер. Она лежит, прежде всего, в основе космоса: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». В другом месте Гераклит пишет: «Солнце не ᴨȇрейдет своей меры, иначе его бы настигли Эринии, помощницы Правды». Итак, для Гераклита мера-это объективная закономерность, которая существует независимо от человека. Важнейшие эстетические понятия-красота, гармония, мера-рассматриваются им как отражение свойств и связей объективного мира. Материалистический и диалектический характер эстетической теории Гераклита очевиден.

Происхождение искусства Демокрит, таким образом, связывает с определенными социальными потребностями и обстоятельствами. Непосредственно искусство возникло, согласно ему, из подражания человека животным.

Большое место отводит Демокрит проблеме меры, которая у него носит эстетический характер: «Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни изобилие, ни недостаток». В другом месте он говорит: «Если превысить меру, то и самое приятное станет самым неприятным».

Демокрит завершает важный этап в развитии античной эстетической мысли. Он оказал влияние на Эпикура и в особенности на Лукреция. Картина меняется, когда мы обращаемся к изучению эстетической теории Сократа 469 - 399 гг. до н. э.). Как философ Сократ мало интересовался проблемами бытия. Натурфилософия для него - наука малополезная и к тому же нечестивая. Он отрицательно относился к эмпирическому изучению природы, поскольку такое изучение опирается на свидетельство органов чувств, а последние лишены большой познавательной ценности. Сократ выступил против принципа причинности, противопоставив ему телеологическое миропонимание: все имеет своей целью пользу человека - цель носа - обонять, ушей - слышать, глаз - видеть существование богов. При этом человек интересует Сократа лишь со стороны его практической деятельности, поведения, нравственности. С таких антропологических позиций Сократ подходит к рассмотрению эстетических проблем. Он хорошо знал искусство своего времени. В молодости он был скульптором. Как сообщает Ксенофонт, Сократ часто заходил в мастерские художников, скульпторов, ремесленников и вел беседы по разным вопросам искусства. Из разговоров с художником Паррасием, скульптором Кантоном, мастером Пистием и другими видно, что философ превосходно разбирался и в общеэстетических проблемах, и в профессиональной стороне художественного творчества.

У Сократа еще нет четкого разграничения понятий «ремесло» и «искусство». Тем не менее, оно намечается. Искусство, с точки зрения Сократа, есть воспроизведение действительности посредством подражания. Но это подражание философ отнюдь не мыслит как простое копирование предметов и явлений. Сократ приходит к выводу, что художник творчески воспроизводит природу, т.е. изучает ее, отбирает из массы изученных единичных предметов определенные признаки, обобщает их. Преображенная таким путем природа возвышается до идеала.

Далее, Сократ ставит вопрос о возможности воспроизведения в искусстве того, что не имеет ни пропорции, ни цвета, ни формы, т.е. духовных свойств человека, или «состояния души». Все это возможно воспроизвести, отмечает он, поскольку духовные качества и «состояния души» - враждебность, наглость, грубость, величавость, благородство, скромность и т.д. - «свозят и в лице и в жестах людей, стоят ли они или двигаются». Философ считает, что скульптура, как и другие искусства, должна выражать, прежде всего «состояние души», воспроизводить духовный облик человека. Также он считает необходимым сходство между отражением и предметом отражения.

Большая заслуга Сократа как эстетика состоит в том, что он подчеркнул органическую связь этического и эстетического, нравственного и прекрасного. Идеалом для него является прекрасный духом и телом человек. Это как раз то, что греки называли «кало-кагатией».

Но, к сожалению, Сократ выделяет: ремесленник, земледелец уже в силу рода своих занятий не могут быть разумными, а, следовательно, и добродетельными. Они в связи с этим, никогда не воплощают нравственно-эстетического идеала. В этом проявились аристократические черты сократовской эстетики.

Платон, как и Сократ, проявлял большой интерес к искусству. Сам он был замечательным художником прозаической речи. Знаменитый его диалог, как например «Пир». Идеи Платона-это общие понятия, абсолютизированные, представляющие собою самостоятельные сущности.

Идеям противостоит материя как небытие, как нечто такое, что пассивно воспринимает идеи. Между материей и идеями существует мир чувственных вещей.

Вопросы эстетики поднимаются во многих сочинениях Платона - «Гиппий Больший», «Государство», «Федр», «Софист», «Пир», «Законы» и др. Платон считает, что прекрасное не стоит искать в чувственных качествах единичных предметов, в их отношении к человеческой деятельности. Он стремится найти то, «что есть прекрасное для всех и всегда». Иными словами, философ' ищет абсолютно прекрасное, возвращаясь, таким образом, к досократовским эстетическим концепциям. Подлинно прекрасное, по Платону, существует не в чувственном мире, а в мире идей. В реальной действительности, доступной чувственному восприятию, царит многообразие, здесь все изменяется и движется, нет ничего прочного и истинного. Лишь возвысившийся до созерцания мира идей, говорит Платон, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе.

Поскольку красота носит сверхчувственный характер, то она постигается, по Платону, не чувствами, а разумом. Способом постижения прекрасного, следовательно, является не художественное творчество и не восприятие художественных созданий, а отвлеченное умозрение, некое состояние интеллектуального экстаза.

С идеалистической точки зрения подходит Платон и к искусству. Художник, воспроизводящий вещи, согласно Платону, не возвышается до постижения истинно сущего и прекрасного. Создавая произведения искусства, он лишь копирует чувственные вещи, которые, в свою очередь, суть копии идей.

Вопросы эстетики обсуждаются Аристотелем в таких произведениях, как «Риторика» и «Политика» и в особенности «Искусство поэзии». «Поэтика» Аристотеля является обобщением художественной практики своего времени и как бы сводом правил для творчества, т.е. носит в известной мере нормативный характер. В противоположность Платону, который преимущественно склоняется к умозрительной трактовке эстетических категорий, Аристотель, напротив, исходит всегда из конкретных фактов, из практики развития искусства.

Для эстетиков греческой классики искусство, равно как и эстетическое сознание в различных его формах, является воспроизведением прекрасного бытия, характеризующегося мерой, порядком, гармонией. Бытие прекрасно безотносительно к чему бы то ни было. Оно абсолютно прекрасно. Основными видами прекрасного, по Аристотелю являются: «слаженность, соразмерность и определенность, математика больше всего и выявляет именно их». Более высоким выражением прекрасного являются живые существа, и в особенности человек. Последний гармоничным и пропорциональным сложением своих частей выступает как воплощение прекрасного и вместе с тем как главный предмет искусства.

Для Аристотеля прекрасное есть нечто объективное и абсолютное. Здесь он как бы продолжает развивать точку зрения пифагорейцев и Платона. Но, по существу, концепция Аристотеля резко отличается от концепции и пифагорейцев, и Платона. Аристотель стоит гораздо ближе к Геракмету и Демокриту, ибо для него прекрасное находится не в идеях и абстрактных количественных отношениях, а в реальных предметах, в их существенных связях и свойствах.

Концепция прекрасного Аристотеля имеет еще одну важную особенность. Речь идет о выяснении сᴨȇцифики прекрасного. В связи с положением, что красота выражается не только в действии, но и присутствует в вещах неподвижных, Аристотель рассматривает проявление прекрасного как в предметах, находящихся в покое, так и движущихся.

Природа, указывает Аристотель, связала все части души воедино, в связи с этим в воспитании мы должны следовать природе и заботиться о всестороннем и гармоническом воспитании личности. В общей системе воспитания личности громадную роль играет эстетическое воспитание: оно обесᴨȇчивает гармоническое развитие личности, делает человека хорошим гражданином и способствует достижению высшей добродетели - разумной деятельности.

2 Эстетический идеал

2.1 Человек - мера всех вещей

Греки гениально сформулировали и объяснили понятие гармонии. Это связующее начало, объединяющее элементы в некое целое, такая слаженность и соразмерность частей целого, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя без того, чтобы не испортить. Гармония есть некий божественный порядок, противостоящий хаосу как изначальной неорганизованности, порядок, заведенный богами, но доступный человеческому пониманию. Здесь и рождается западное, основанное на разуме, представление о гармонии.

Все в мире, по мнению эллинов, обнаруживало гармонию - от устройства космоса до произведений человеческих рук. Небо уравновешивалось землей, море - сушей, зло - добром, рабство - свободой, слезы - смехом. Противоборствующие силы взаимно поглощали друг друга и создавали устойчивость, равновесие и симметрию. Гармонична, сточки зрениевя греков, была семья, в которой мужчина олицетворял общественную жизнь, а женщина - жизнь частную.

2.2 Идеал красоты Древней Греции

Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Идеал красоты заᴨȇчатлен в множестве художественных произведений этой эпохи. Идеал греков - прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Красивый человек - это воплощение гармонии духа и тела. Изучая человеческое тело, Поликлет вычислил те соотношения, которые делают фигуру совершенной. Так голова должна составлять 1/8 общего роста, ноги - не превышать в длину половины роста. Ступню признавали красивой, когда второй палец заметно длиннее большого. Руки считались пропорциональными, если вытянутый средний палец не заходит за середину бедра (ее измеряли с внутренней стороны, в промежутке от паха до колена) и при этом обе части руки - от запястья до локтя и от локтя до подмышечной впадины - по длине одинаковы.

Красивое лицо имеет правильную овальную форму и делится по высоте на три равные части: от основании я волос до верхней части бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до конца подбородка. Брови, ровные и тонкие, повторяют форму глазных впадин. Расстояние между глазами равняется длине глаза. Размер рта соответствует ширине нижней части носа. Верхней губе следует быть изогнутой в форме лука, и губы должны иметь одинаковую толщину. Идеальный нос - прямой по всей длине, а лоб - покатый, в профиль составляющий с носом ровную линию. Подобный прямой профиль и принято сейчас называть греческим.

Эталоном женской фигуры считалась фигура Афродиты Милосской. Ее пропорции соответствовали пропорциям «золотого сечения».

Также эту красоту выразили в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см.

Все чрезмерное - слишком громкое или тихое, громадное или малюсенькое - вносило дисгармонию и вело к беспорядку, хаосу. Человек, уродливый физически, равно как и одаренный, выбивался из общей массы и нарушал гармонию. Разумеется, эллины гордились своими гениями и героями. Но и очень жестоко расправлялись с ними. Величайший законодатель Перикл в конце жизни был отдан под следствие, гениальный скульптор Фидий скончался в изгнании, как и полководец Фемистокл, выигравший судьбоносную для Афин морскую битву у Сламина, глубочайший философ Сократ приговорен к смерти по ложному обвинению. Такова обратная сторона культа гармонии, связанная с древнейшим представлением о том, что вид выживает не благодаря выдающимся, а за счет усредненных.

- З а к л ю ч е н и е -

Итак, Древняя Греция стала ᴨȇрвым этапом рефлексии эстетического сознания, ᴨȇрвыми шагами к возникновению эстетики, которая сложилась на основе философских размышлений. В сущностно-метафизическом смысле эстетика является особой формой бытия-сознания; некое сᴨȇцифическое духовное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и ᴨȇреживание полной и всецелой причастности к бытию.

Греческие племена, ᴨȇрейдя от ᴨȇрвобытнообщинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» - писал Энгельс.

Складывается вᴨȇчатление, что на одном маленьком клочке земли сосредоточились множество умнейших людей, как, будто полностью располагает этому географическое положение, обстоятельство античного рабовладения Древней Греции. Может быть, солнце в этом месте сияло как-то по-особому, которое воздействовало на такой взрыв умов.

В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека - гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.

Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты.

Именно здесь родился стиль, получивший впоследствии название классического, и выработанные в V-IV вв. до н.э. каноны архитектуры, скульптуры , литературы, сделались образцами для последующих поколений, веками оказывали влияние на культуру Европы.

Древняя Греция внесла огромный вклад в историю настоящей культуры, философии, эстетики. Она дала начало многим наукам. Пусть даже некоторые суждения нам кажутся сейчас устаревшими или древними, но из них мы подчеркиваем много необходимого для нас сейчас.

Библиография:

1. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2002.

2. Кривцун О.А. Эстетика: М.: издательство «Асᴨȇкт-пресс», 2001.

3. Лосев А.Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы - М., 1994.

4. Материалисты Древней Греции. М., 1995.

5. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: Учебное пособие. - М.: ИРПО: Издательский центр «Академия», 2003.

6. Современная энциклоᴨȇдия. Мода и стиль: М.: издательство« Аванта +», 2002.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по          дисциплине Этика и эстетика

referatwork.ru