Древняя батарейка. Древняя батарейка, инопланетный артефакт или все гораздо проще?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первая в мире батарейка, или Откуда электричество в древности. Древняя батарейка


Первая в мире батарейка, или Откуда электричество в древности

Учебники по истории могут оказаться неправдивыми: человечество могло начать изучение электрики намного раньше, чем это принято считать. Существование тысячелетней Багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта. Сегодня общепринято считается, что именно итальянский физик Алессандро Вольта в 1800 году придумал электрическую батарею. Он обнаружил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в химический раствор, между ними протекают электроны. С этого начались работы других ученых над электричеством, и это дало огромный толчок развитию науки. Но Багдадская батарея сдвигает срок на несколько тысячелетий раньше.

Составные части Багдадской батареи

Электричество люди пытались изучать задолго до Вольта, о чем сохранились записи в папирусах и настенных рисунках Древнего Египта. Однако это косвенные доказательства, и им мало кто верил, пока в 1938 году немецкий археолог Вильгельм Кениг не описал так называемую Багдадскую банку (ее еще называют Багдадской батареей). Этот глиняный сосуд с электричеством нашли в 1936 году в месте Куджут-Рабу за чертой Багдада, когда рабочие равняли грунт под железную дорогу.

Заслуга Кенига состояла в том, что он увидел в овальном кувшине из ярко-желтой глины высотой 13 см типичную конструкцию батарейки, которые к тому времени массово использовались. Сосуд имел все, что нужно для хранения энергии: свернутый лист меди по периметру, железный стержень в центре и несколько кусков битума внутри. Последний запечатывал верхний и нижний края медного цилиндра. Такое герметичное соединение говорит о том, что кувшин когда-то содержал жидкость. Эту гипотезу же подтверждают следы коррозии на меди. Это же дает разгадку о типе жидкости – уксус или вино. Эти природные вещества содержат в себе кислоту – необходимое условие для любой батарейки.

Багдадская батарея в разрезе

Зачем батарейки, если нет электроприборов

В скором времени похожие на Багдадскую банку артефакты нашли возле городов Селевкия и Ктесифона. Это дало точное знание, что уже несколько тысяч лет тому назад люди пользовались электричеством. Однако зачем им электроэнергия, ведь у них не было лампочек, телевизоров, холодильников и других электроприборов?

Точный ответ на этот вопрос пока что неизвестен, но ученые имеют на этот счет некоторые догадки. Например, Кениг в своих статьях считал, что эти источники питания использовались для гальванизации ювелирных украшений. Этот технологический процесс применяется сегодня повсеместно: омеднение проводов, позолота медных и серебряных украшений, хром на стальных деталях и тому подобное. Его особенностью является то, что под воздействием электрического тока можно нанести тонкое и прочное покрытие из одного материала на другой.

Эта версия имеет право на жизнь, ведь ее проверили на практике. Инженер главной лаборатории высоковольтного электричества в американском городе Питсфилд Уиллард Грей создал по рисункам из статьи Кенига точную копию древней батарейки. Он наполнил глиняный кувшин поочередно виноградным соком и уксусом и получил напряжение на металлических выводах около 1,5 В. Именно столько дает сегодня любая стандартная батарейка формата АА.

Конструкция Багдадской банки

Батарейки для магии и лечения

Кроме гипотезы об использовании древними батареек для гальванизации, существуют еще две: электротерапия и магия.

Древние верили, что если приложить к больному месту электрический ток, тогда оно онемеет и перестанет болеть. Об этом есть записи в трудах древнегреческих и римских медиков. Греки, например, для этих целей часто применяли электрического угря, которого прикладывали к воспаленной конечности и держали до тех пор, пока воспаленная конечность не онемеет.

Размер Багдадской батареи в сравнении с рукой

Еще электричеством могли укреплять религиозную сферу жизни граждан. Жрецы, например, собирали несколько Багдадских банок в один мощный элемент питания и присоединяли выводы к металлической статуе бога. Каждый, кто к ней прикасался, думал, что получил контакт с высшим существом. Хотя на самом деле это был всего лишь слабый разряд тока.

Жрец еще больше укреплял веру в свою связь с божеством тем, что мог спокойно прикасаться к статуе и не получать удары электричества. Для этого он носил сандалии, которыми становился на металлический пол под статуей. Обувь служила изолятором и не пропускала ток. А простые верующие ходили чаще всего босиком, из-за чего этот трюк работал безотказно.

Не батарейка, а камера хранения

Теории о том, что древние могли целенаправленно использовать энергию в химических источниках, не позволяют с уверенностью сказать, что это было в действительности. Причиной этому является очень малая мощность и большой вес таких аккумуляторов, из-за чего на практике они оказываются бесполезными. Например, от яблока можно заставить работать обычный калькулятор или простые наручные часы. Но куда удобней современные источники питания.

Кроме этого, то, что Багдадская банка на самом деле была батареей, опровергают другие находки. Например, находка в той же Селевкии содержала в себе свиток папируса. А артефакт из Ктесифона имел внутри скрученные листы бронзы. Поэтому, по мнению некоторых ученых, такие сосуды использовались для хранения вещей, а не для генерации электричества.

Их версию подтверждает то, что битумная крышка была полностью герметичной и не имела выводов для металлических контактов для проводов. В ней также не было отверстий для заливки электролита, а ведь такой источник питания требует его частой замены.

По мнению ученых, в таких сосудах хранились священные свитки из материалов органического происхождения – пергамента или папируса. При их разложении выделяются органические кислоты, что объясняет наличие следов коррозии на медном цилиндре внутри глиняного сосуда.

Кстати, если у древних проблемой было создать источник электричества, то сегодня главная задача – их утилизация с минимальным вредом для экологии. И в этом МТС помогает украинским пользователям. Оператор запустил национальную программу «Выбрасывай правильно!», с помощью которой они смогут утилизировать элементы питания правильно. О том, куда девать отработанные батарейки, можете прочитать здесь.

По материалам: Gizmodo

techtoday.in.ua

Я выживаю везде!: ДРЕВНЯЯ БАТАРЕЙКА.

В 1936 г. к немецкому исследователю Вильгельму Кёнигу, который работал в Археологическом музее столицы Ирака Багдаде, попал странный предмет. Его нашли среди руин древнего парфянского поселения неподалеку от Багдада. (Парфяне властвовали здесь, на территории древней Месопотамии, в 250 до н.э. — 224 н.э.) Это была невзрачная глиняная ваза высотой примерно 15 см. В ней находился цилиндр из листовой меди со вставленным в него проржавевшим железным стержнем. Все эти детали были залиты смолой, склеивавшей их, — в той местности существовали месторождения асфальта.

Кёниг обследовал странный предмет и внезапно понял, что же попало ему в руки. Это были остатки электрической батарейки! Стало быть, парфяне уже тогда использовали электрический ток — почти за две тысячи лет до открытий Луиджи Гальвани (1737— 1798) и Алессанд-ро Вольта (1745 — 1827). А ведь именно эти ученые считаются изобретателями электрической батарейки. Заключение Кёнига казалось невероятным.

И вот тогда за дело взялся египтолог Арне Эггебрехт. Он изготовил точно такие же «вазу», стержень, цилиндр. Наполнил «вазу» винным уксусом и подключил к ней измерительный прибор. Датчик зафиксировал напряжение 0,5 В. Эггебрехт предположил, для чего парфянам мог понадобиться электрический ток. В его коллекции была небольшая серебряная статуэтка египетского бога Осириса, созданная около 400 г. до н.э. Она покрыта необычайно тонким слоем позолоты. Эггебрехт давно уже пытался понять, как древний мастер сумел равномерно покрыть статуэтку золотом. Ученый взял серебряную копию фигурки и погрузил ее в соляной раствор золота. Затем он последовательно соединил 10 батареек, то есть глиняных «ваз», и подключил этот источник питания к раствору. Всего за несколько часов статуэтка покрылась тонким слоем золота.

И все же вопросы остаются. Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь без измерительных приборов напряжение, равное 0,5 В, нельзя обнаружить. Даже крохотная батарейка, которую мы вставляем в электрический фонарик, вырабатывает в три раза большее напряжение. Спустя 18 столетий Гальвани сделал свое открытие по чистой случайности. Он заметил, что если к лапке лягушки приложить пластинки из разных металлов, то ее мышцы непроизвольно сократятся от электрического удара.

Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они поняли, что к батарейке надо подключать провода? Как догадались, что с помощью тока можно осаждать содержащееся в растворе золото? Интересно, а в других странах знали об этом открытии? Как-никак, батарейками, наверное, пользовались не одно столетие. Увы, нам ничего не известно об этом.

Не сохранилось никаких письменных упоминаний. Нет и новых находок. Лишь этот неприметный музейный экспонат свидетельствует об удивительном открытии, сделанном почти две с половиной тысячи лет назад.

shkola-v.blogspot.com

Багдадская батарея.Древний Египет. - 8 Июня 2012

На настенных рисунках и в папирусах Древнего Египта сохранились свидетельства о существовании электричества. Хотя эти утверждения, в основном, лишены реальных доказательств, есть один артефакт, который, по мнению ученых, является примером источника электроэнергии. Его существование бесспорно, а значит, этот маленький невзрачный кувшин может изменить уже сложившееся в науке мнение. Объект, который принять называть электрической батарей 2000-летней давности, в 1936 г. был найден рабочими, равнявшими землю под новую железную дорогу в районе Куджут-Рабу, к юго-востоку от Багдада. Оказалось, что батарея находилась в подземной гробнице парфянского периода (247 г. до н. э. — 228 г. н. э.). Находка представляла собой овальный кувшин из ярко-желтой глины высотой 13 см со свернутым листом меди, железным стержнем и несколькими кусками битума внутри. Битумом запечатывали верхний и нижний края медного цилиндра. Наличие битумных пломб наводит на мысль о том, что в сосуде когда-то хранилась жидкость. Это же подтверждают следы коррозии на меди, которые, видимо, появились в результате действия кислоты, предположительно уксуса или вина. Похожие артефакты были найдены возле городов Селевкия (где в подобном кувшине нашли свиток папируса) и Ктесифона (где в сосуде находились скрученные листы бронзы).

В 1938 г. немецкий археолог Вильгельм Кениг, который позднее возглавил лабораторию Багдадского музея, в подвале музея обнаружил странный предмет или несколько предметов (в разных источниках данные не совпадают). Сделав тщательный анализ, он пришел к выводу, что артефакт очень напоминает гальванический элемент, то есть является прототипом современной электрической батарейки. Вскоре Кениг опубликовал статью, в которой утверждал, что это древняя батарейка, которая использовалась для гальванизации (перенесения тонкого слоя золота или серебра с одной поверхности на другую) золота на серебряные предметы. Он также предположил, что для усиления мощности могли связывать вместе несколько батарей. Принято считать, что первая известная электрическая батарея, Вольтов столб, была изобретена итальянским физиком Алессандро Вольта лишь в 1800 г., в то время как багдадская батарея датируется 250 г. до н. э. — 640 г. н. э. Итак, если это была примитивная батарея, откуда древние парфиняне получили знания о ее конструкции и о том, как она работает? Инженер главной лаборатории высоковольтного электричества в Питсфилде (штат Массачусетс) Уиллард Ф. М. Грей, познакомившись со статьей Кенига, решил создать и проверить точную копию древней батареи. Наполняя глиняный кувшин виноградным соком, уксусом или раствором сульфата меди, он получил напряжение 1,5—2 В.

В 1978 г. египтолог доктор Арне Эггебрехт, на тот момент директор музея Ромера-Пелизаеса в Хильдесхайме (Германия), создал точную копию багдадской батареи, заполнив сосуд виноградным соком. Прибор выдал напряжение 0,87 В, достаточное для того, чтобы позолотить серебряную статую слоем толщиной приблизительно 10~4 мм. Ссылаясь на результаты эксперимента, Эггебрехт заявил, что многие древние музейные экспонаты, которые ныне считаются золотыми, в действительности выполнены из позолоченного серебра. В 1999 г. студенты колледжа Смита (штат Массачусетс) под руководством профессора математики и истории науки доктора Марджори Сенешала сделали несколько точных копий багдадского артефакта. Они наполнили один из кувшинов уксусом, и тот дал напряжение 1,1 В. Этот эксперимент позволяет сделать вывод, что багдадская батарея могла давать ток небольшой мощности, но для чего же он использовался?

Самой популярной теорией является версия, предложенная Кенигом. По его версии, несколько таких элементов связывались вместе и вырабатываемого электричества хватало для того, чтобы осуществлять гальванизацию металлов. Кениг обнаружил шумерскую медную вазу 2500 г. до н. э., покрытую серебром. По его словам, покрытие наносилось с помощью прибора, похожего на найденный в Куджут-Рабу, однако доказательств существования батарей в Шумере нет. Кениг утверждал, что ремесленники современного Ирака все еще используют примитивные электрические технологии для покрытия медных украшений тонким слоем серебра, поскольку этот метод передавался из поколения в поколение со времен Парфянского царства. Надо сказать, что современная техника золочения несколько отличается от древних технологий: слой золота или серебра наносится на участок украшения.

По другой теории, электричество, вырабатываемое батареей, использовалось в медицине. В трудах древнегреческих и римских авторов находили немало подтверждений существования довольно сложной системы знаний об электричестве в древнем мире. Грекам было известно, что боль можно убрать, приложив электрического угря, и держать до тех пор, пока воспаленная конечность не онемеет. Гнюса, или электрического ската, у которого возле глаз находится орган, вырабатывающий электрический ток силой 50 А и напряжением от 50 до 200 В, использовали в качестве оружия: с его помощью глушили проплывающую мимо мелкую рыбу. Римский писатель Клавдиан описывает историю о том, как гнюса поймали на бронзовый крючок и тот ударил рыбака током, который прошел через воду и линь. Сохранились также сведения о лечении ряда болезней, от головной боли до подагры, путем прикладывания пары таких электрических скатов к вискам пациента. Известно, что врачеватели Древнего Вавилона использовали электрических скатов для местной анестезии.

Кроме того, еще древние греки открыли статические свойства электричества: натирая янтарь (по-гречески «электрон») кусочком меха, они обнаружили, что мех после этого притягивает перья, пылинки и соломинки. Впрочем, хотя греки и обратили внимание на столь странное явление, они не смогли разгадать, почему так происходит и, вероятно, сочли это просто чем-то удивительным. Однако у утверждения, что электрическую батарею использовали для избавления от боли, много противников.

Главным недостатком медицинской теории является очень низкое напряжение батареи, которое вряд ли позволило эффективно воздействовать на организм больного, разве только при несильных болях, хотя несколько таких батарей, связанных вместе, могли давать более мощный электрический разряд. Соглашаясь в основном с версией о медицинском назначении багдадской батареи, Пол Кейзер из канадского университета Альберта предложил новую гипотезу. На мысль его натолкнули обнаруженные во время раскопок в Селевкии, недалеко от Вавилона, рядом с напоминающими батареи устройствами бронзовые и железные иглы. Согласно его версии, суть которой была опубликована в статье за 1993 г., эти иглы могли использоваться для свого рода электроакупунктуры — метода лечения, в те времена уже известного в Китае.

Некоторые исследователи склонны верить в ритуальное назначение багдадской батареи. Эксперт по истории металлургии из отдела научных исследований Британского музея доктор Пол Крэддок предположил, что связку из нескольких древних гальванических элементов располагали внутри металлической статуи, и верующие, прикасаясь к идолу, получали небольшой удар, похожий на действие статического электричества. Вероятно, такое случалось, когда они давали неверный ответ на вопрос, заданный жрецом. Этот удивительный эффект покалывания, по-видимому, воспринимался верующими как доказательство того, что жрец обладает магической силой, является избранным, поэтому его храм посещали более остальных. К сожалению, пока такие статуи не найдены, ритуальное использование гальванических элементов остается лишь еще одной любопытной теорией.

Испытания копий багдадской батареи проводились неоднократно, но скептики утверждают: сегодня нет доказательств тому, что она когда-либо функционировала как электрическая батарейка, и отмечают, что о парфинянах — древних создателях этого устройства, говорили как о великих воинах, но в источниках ничего не сказано об их научных достижениях. А тот факт, что ни в одном из сохранившихся исторических документов того периода не упоминается использование электричества, подтверждает их скепсис. Нет среди археологических находок парфянского периода ни статуй, позолоченных электролитическим способом, ни проводов, кабелей или более сложных образцов древних батарей. Некоторые исследователи оспаривают результаты экспериментов с копиями батареи, утверждая, что невозможно воссоздать те же условия. В частности, эксперименты доктора Арне Эггебрех-та проводились над огнем. По словам сотрудницы музея Ро-мера-Пелизаеса (где в 1978 г. Эггебрехт проводил свои эксперименты с копией батареи) доктора Беттины Шмитц, никаких фотографии или отчетов об экспериментах Эггебрехта не сохранилось.

В то же время, скептики предлагают альтернативное объяснение теории об электрической батарее. По их мнению, кувшины были сосудами для хранения священных свитков из материалов органического происхождения — пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении выделялись органические кислоты, что объясняет наличие следов коррозии на медном цилиндре, а битумная пломба, найденная возле багдадской батареи, была не частью гальванического элемента, а герметичной крышкой, которая позволяла хранить содержимое кувшина длительное время.

Не бесспорным является и утверждение, что багдадская батарея, вернее, несколько связанных между собой, схожа с современными электрическими устройствами. Все же нельзя отрицать, что устройство могло выполнять функцию электрического элемента. Вполне возможно, создатель этого предмета до конца не понимал принципов того, что он использовал, как в случае с древнегреческим янтарем. И этот случай не единичный. Многие открытия, например порох и лечебные свойства трав, были сделаны до того, как удалось определить их пользу. Впрочем, даже если будет доказано, что багдадский артефакт является древней электрической батареей, останутся сомнения в том, что древние люди 2000 лет назад действительно осознавали феномен электричества. Была ли багдадская батарея единственной находкой такого рода, а ее создатели единственными представителями древнего мира, открывшими (возможно, случайно) электричество? Очевидно, необходимо искать новые письменные или археологические данные, подтверждающие ее уникальность. К сожалению, в 2003 г. во время войны в Ираке багдадскую батарею вместе с тысячами других ценных артефактов украли из Национального музея. Сегодня ее местонахождение неизвестно...

strangeworlds.at.ua

Древняя электрическая батарейка

Terra Incognita | Древняя электрическая батарейка

Древняя электрическая батарейка

В 1936 г. к немецкому исследователю Вильгельму Кёнигу, который работал в Археологическом музее столицы Ирака Багдаде, попал странный предмет. Его нашли среди руин древнего парфянского поселения неподалеку от Багдада. (Парфяне властвовали здесь, на территории древней Месопотамии, в 250 до н.э. — 224 н.э.) Это была невзрачная глиняная ваза высотой примерно 15 см. В ней находился цилиндр из листовой меди со вставленным в него проржавевшим железным стержнем. Все эти детали были залиты смолой, склеивавшей их, — в той местности существовали месторождения асфальта.

Кёниг обследовал странный предмет и внезапно понял, что же попало ему в руки. Это были остатки электрической батарейки! Стало быть, парфяне уже тогда использовали электрический ток — почти за две тысячи лет до открытий Луиджи Гальвани (1737— 1798) и Алессанд-ро Вольта (1745 — 1827). А ведь именно эти ученые считаются изобретателями электрической батарейки. Заключение Кёнига казалось невероятным.

И вот тогда за дело взялся египтолог Арне Эггебрехт. Он изготовил точно такие же «вазу», стержень, цилиндр. Наполнил «вазу» винным уксусом и подключил к ней измерительный прибор. Датчик зафиксировал напряжение 0,5 В. Эггебрехт предположил, для чего парфянам мог понадобиться электрический ток. В его коллекции была небольшая серебряная статуэтка египетского бога Осириса, созданная около 400 г. до н.э. Она покрыта необычайно тонким слоем позолоты. Эггебрехт давно уже пытался понять, как древний мастер сумел равномерно покрыть статуэтку золотом. Ученый взял серебряную копию фигурки и погрузил ее в соляной раствор золота. Затем он последовательно соединил 10 батареек, то есть глиняных «ваз», и подключил этот источник питания к раствору. Всего за несколько часов статуэтка покрылась тонким слоем золота.

И все же вопросы остаются. Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь без измерительных приборов напряжение, равное 0,5 В, нельзя обнаружить. Даже крохотная батарейка, которую мы вставляем в электрический фонарик, вырабатывает в три раза большее напряжение. Спустя 18 столетий Гальвани сделал свое открытие по чистой случайности. Он заметил, что если к лапке лягушки приложить пластинки из разных металлов, то ее мышцы непроизвольно сократятся от электрического удара.

Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они поняли, что к батарейке надо подключать провода? Как догадались, что с помощью тока можно осаждать содержащееся в растворе золото? Интересно, а в других странах знали об этом открытии? Как-никак, батарейками, наверное, пользовались не одно столетие. Увы, нам ничего не известно об этом.

Не сохранилось никаких письменных упоминаний. Нет и новых находок. Лишь этот неприметный музейный экспонат свидетельствует об удивительном открытии, сделанном почти две с половиной тысячи лет назад.

Использованы материалы: http://tainy.info/unknown/yakutskie-anomalii/

www.rgo-sib.ru

Древняя батарейка, инопланетный артефакт или все гораздо проще? - Идентификация

"В 1937 г., во время раскопок под Багдадом, немецкий археолог Вильгельм Кениг обнаружил глиняные вазы, внутри которых находились цилиндры из меди, закрепленные на дне с помощью смолы. Кениг не придал этому значения, но после войны раскопки в Ираке возобновили, и возле древнего шумерского города Селевкия археологи вновь обнаружили подобные сосуды, назначение которых сначала было непонятно. Но потом кто-то догадался налить в один из таких сосудов лимонный сок и опустить в него железный стержень. И что же? Между этим стержнем и медным цилиндром возникла разность потенциалов, около 0,5 В. Таинственные вазы были древними гальваническими элементами! Потом изображение подобных "элек-трических ваз" обнаружили в Египте. Так, в начале 80 гг, археолог Ренхард Хабек, исследовал древнеегипетский храм Хатор, находящийся в Дендере, в пятистах километрах к югу от Гизе и в пятидесяти километрах к северу от Фив. Рельефы на стенах этого храма изображали несколько грушевидных сосудов с волнистыми линиями внутри, стилизованными под змей. От них шли какие-то шнуры, укрепленные на стойках, названных "колоннами Джеф". Можно было предположить, что грушевидные объекты с волнистыми ли-ниями внутри - нечто вроде электрических ламп накаливания, а "колонны Джеф" - столбы с изоляторами, поддерживающие электрические провода. Изображения подобных колонн стали находить затем во всех храмах Центрального Египта. Наконец, были найдены и сами "колонны Джеф", на которых висели тонкие изолированные медные провода! Такие провода обнаружили и в захоронениях разных фараонов, в том числе и в гробнице Тутанхамона в Долине царей. В фундаменте храма Хатор были найдены также узкие длинные камеры, размерами 1,12х4,60 м. Стены этих камер, в которых, по-видимому, размещались электрические батареи, украшены стилизованными изображениями электрических светильников, провода от которых идут к ящику, на котором сидит бог воздуха. А рядом стоит бог Гор с собачьей головой и держит в руках нечто вроде ножей. Инженер-электрик Вальтер Гарн, увидев фотографии этих рельефов, предположил, что бог Гор держит в руках рубильник, с помощью которого жрецы включали в храме электрическое освещение: на одном из рельефов "ножи" разведены, а на другом - сведены. Действительно, на стенах и потолках египетских храмов нет следов копоти от факелов. Это можно объяснить только тем, что они освещались электричеством. На мысль о том, что древние египтяне были знакомы с электричеством, наводят и изображения фараонов в стран-ных высоких шапках, от которых вниз тянется нечто вроде заземления. Служили ли эти странные головные уборы для защиты от поражения током? А может быть, они, наоборот, служили приемниками электромагнитной энергии? " Техника молодёжи 2000год.

www.nakop.ru

Багдадская батарея - Тайные миры

Багдадская батарея

     На настенных рисунках и в папирусах Древнего Египта сохранились свидетельства о существовании электричества. Хотя эти утверждения, в основном, лишены реальных доказательств, есть один артефакт, который, по мнению ученых, является примером источника электроэнергии. Его существование бесспорно, а значит, этот маленький невзрачный кувшин может изменить уже сложившееся в науке мнение. Объект, который принять называть электрической батарей 2000-летней давности, в 1936 г. был найден рабочими, равнявшими землю под новую железную дорогу в районе Куджут-Рабу, к юго-востоку от Багдада. Оказалось, что батарея находилась в подземной гробнице парфянского периода (247 г. до н. э. — 228 г. и. э.). Находка представляла собой овальный кувшин из ярко-желтой глины высотой 13 см со свернутым листом меди, железным стержнем и несколькими кусками битума внутри. Битумом запечатывали верхний и нижний края медного цилиндра. Наличие битумных пломб наводит на мысль о том, что в сосуде когда-то хранилась жидкость. Это же подтверждают следы коррозии на меди, которые, видимо, появились в результате действия кислоты, предположительно уксуса или вина. Похожие артефакты были найдены возле городов Селевкия (где в подобном кувшине нашли свиток папируса) и Ктесифона (где в сосуде находились скрученные листы бронзы).

   В 1938 г. немецкий археолог Вильгельм Кениг, который позднее возглавил лабораторию Багдадского музея, в подвале музея обнаружил странный предмет или несколько предметов (в разных источниках данные не совпадают). Сделав тщательный анализ, он пришел к выводу, что артефакт очень напоминает гальванический элемент, то есть является прототипом современной электрической батарейки. Вскоре Кениг опубликовал статью, в которой утверждал, что это древняя батарейка, которая использовалась для гальванизации (перенесения тонкого слоя золота или серебра с одной поверхности на другую) золота на серебряные предметы. Он также предположил, что для усиления мощности могли связывать вместе несколько батарей. Принято считать, что первая известная электрическая батарея, Вольтов столб, была изобретена итальянским физиком Алессандро Вольта лишь в 1800 г., в то время как багдадская батарея датируется 250 г. до н. э. — 640 г. н. э. Итак, если это была примитивная батарея, откуда древние парфиняне получили знания о ее конструкции и о том, как она работает? Инженер главной лаборатории высоковольтного электричества в Питсфилде (штат Массачусетс) Уиллард Ф. М. Грей, познакомившись со статьей Кенига, решил создать и проверить точную копию древней батареи. Наполняя глиняный кувшин виноградным соком, уксусом или растворим сульфата меди, он получил напряжение 1,5—2 В.

    1978 г. египтолог доктор Арне Эггебрехт, на тот момент директор музея Ромера-Пелизаеса в Хильдесхайме (Германия), создал точную копию багдадской батареи, заполнив сосуд виноградным соком. Прибор выдал напряжение 0,87 В, достаточное для того, чтобы позолотить серебряную статую слоем толщиной приблизительно 10 в минус 4 мм. Ссылаясь на результаты эксперимента, Эггебрехт заявил, что многие древние музейные экспонаты, которые ныне считаются золотыми, в действительности выполнены из позолоченного серебра. В 1999 г. студенты колледжа Смита (штат Массачусетс) под руководством профессора математики и истории науки доктора Марджори  сделали несколько точных копий багдадского артефакта. Они наполнили один из кувшинов уксусом, и тот дал напряжение 1,1 В. Этот эксперимент позволяет сделать вывод, что багдадская батарея могла давать ток небольшой мощности, но для чего же он использовался?

   Самой популярной теорией является версия, предложенная Кенигом. По его версии, несколько таких элементов связывались вместе и вырабатываемого электричества хватало для того, чтобы осуществлять гальванизацию металлов. Кениг обнаружил шумерскую медную вазу 2500 г. до н. э., покрытую серебром. По его словам, покрытие наносилось с помощью прибора, похожего на найденный в Куджут-Рабу, однако доказательств существования батарей в Шумере нет. Кениг утверждал, что ремесленники современного Ирака все еще используют примитивные электрические технологии для покрытия медных украшений тонким слоем серебра, поскольку этот метод передавался из поколения в поколение со времен Парфянского царства. Надо сказать, что современная техника золочения несколько отличается от древних технологий: слой золота или серебра наносится на участок украшения.

   По другой теории, электричество, вырабатываемое батареей, использовалось в медицине. В трудах древнегреческих и римских авторов находили немало подтверждений существования довольно сложной системы знаний об электричестве в древнем мире. Грекам было известно, что боль можно убрать, приложив электрического угря, и держать до тех пор, пока воспаленная конечность не онемеет. Гнюса, или электрического ската, у которого возле глаз находится орган, вырабатывающий электрический ток силой 50 А и напряжением от 50 до 200 В, использовали в качестве оружия: с его помощью глушили проплывающую мимо мелкую рыбу. Римский писатель Клавдиан описывает историю о том, как гнюса поймали на бронзовый крючок и тот ударил рыбака током, который прошел через воду и линь. Сохранились также сведения о лечении ряда болезней, от головной боли до подагры, путем прикладывания пары таких электрических скатов к вискам пациента. Известно, что врачеватели Древнего Вавилона использовали электрических скатов для местной анестезии. Кроме того, еще древние греки открыли статические свойства электричества: натирая янтарь (по-гречески «электрон») кусочком меха, они обнаружили, что мех после этого притягивает перья, пылинки и соломинки. Впрочем, хотя греки и обратили внимание на столь странное явление, они не смогли разгадать, почему так происходит и, вероятно, сочли это просто чем-то удивительным. Однако у утверждения, что электрическую батарею использовали для избавления от боли, много противников.

   Главным недостатком медицинской теории является очень низкое напряжение батареи, которое вряд ли позволило эффективно воздействовать на организм больного, разве только при несильных болях, хотя несколько таких батарей, связанных вместе, могли давать более мощный электрический разряд. Соглашаясь в основном с версией о медицинском назначении багдадской батареи, Пол Кейзер из канадского университета Альберта предложил новую гипотезу. На мысль его натолкнули обнаруженные во время раскопок в Селевкии, недалеко от Вавилона, рядом с напоминающими батареи устройствами бронзовые и железные иглы. Согласно его версии, суть которой была опубликована в статье за 1993 г., эти иглы могли использоваться для своего рода электроаккупунктуры — метода лечения, в те времена уже известного в Китае.

   Некоторые исследователи склонны верить в ритуальное назначение багдадской батареи. Эксперт по истории металлургии из отдела научных исследований Британского музея доктор Пол Крэддок предположил, что связку из нескольких древних гальванических элементов располагали внутри металлической статуи, и верующие, прикасаясь к идолу, получали небольшой удар, похожий на действие статического электричества. Вероятно, такое случалось, когда они давали неверный ответ на вопрос, заданный жрецом. Этот удивительный эффект покалывания, по-видимому, воспринимался верующими как доказательство того, что жрец обладает магической силой, является избранным, поэтому его храм посещали более остальных. К сожалению, пока такие статуи не найдены, ритуальное использование гальванических элементов остается лишь еще одной любопытной теорией.

   Испытания копий багдадской батареи проводились неоднократно, но скептики утверждают: сегодня нет доказательств тому, что она когда-либо функционировала как электрическая батарейка, и отмечают, что о парфинянах — древних создателях этого устройства, говорили как о великих воинах, но в источниках ничего не сказано об их научных достижениях. А тот факт, что ни в одном из сохранившихся исторических документов того периода не упоминается использование электричества, подтверждает их скепсис. Нет среди археологических находок парфянского периода ни статуй, позолоченных электролитическим способом, ни проводов, кабелей или более сложных образцов древних батарей. Некоторые исследователи оспаривают результаты экспериментов с копиями батареи, утверждая, что невозможно воссоздать те же условия. В частности, эксперименты доктора Арне Эггебрех-та проводились над огнем. По словам сотрудницы музея Ромера-Пелизаеса (где в 1978 г. Эггебрехт проводил свои эксперименты с копией батареи) доктора Беттины Шмитц, никаких фотографий или отчетов об экспериментах Эгтебрехта не сохранилось.

   В то же время, скептики предлагают альтернативное объяснение теории об электрической батарее. По их мнению, кувшины были сосудами для хранения священных свитков из материалов органического происхождения — пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении выделялись органические кислоты, что объясняет наличие следов коррозии на медном цилиндре, а битумная пломба, найденная возле багдадской батареи, была не частью гальванического элемента, а герметичной крышкой, которая позволяла хранить содержимое кувшина длительное время.

   Не бесспорным является и утверждение, что багдадская батарея, вернее, несколько связанных между собой, схожа с современными электрическими устройствами. Все же нельзя отрицать, что устройство могло выполнять функцию электрического элемента. Вполне возможно, создатель этого предмета до конца не понимал принципов того, что он использовал, как в случае с древнегреческим янтарем. И этот случай не единичный. Многие открытия, например порох и лечебные свойства трав, были сделаны до того, как удалось определить их пользу. Впрочем, даже если будет доказано, что багдадский артефакт является древней электрической батареей, останутся сомнения в том, что древние люди 2000 лет назад действительно осознавали феномен электричества. Была ли багдадская батарея единственной находкой такого рода, а ее создатели единственными представителями древнего мира, открывшими (возможно, случайно) электричество? Очевидно, необходимо искать новые письменные или археологические данные, подтверждающие ее уникальность. К сожалению, в 2003 г. во время войны в Ираке багдадскую батарею вместе с тысячами других ценных артефактов украли из Национального музея. Сегодня се местонахождение неизвестно.

secretworlds.ru

Первая батарейка | История мира

Батарейку изобрел итальянский физик Алессандро Вольта, произошло это в 1799 г. Первое описание этого изобретения появилось в письме от 20 марта 1800 г., которое Вольта направил Дж. Бенксу, президенту Королевского общества. Увлеченный изучением феномена электричества, будоражившим умы в XVIII в., Алессандро Вольта сделал свое открытие, основываясь на опытах другого итальянца, анатома Луиджи Пшьвани. В 1791 г. Гальвани заметил, что, если дотронуться до мускула лягушки пластинками из двух разных металлов, цинка и меди, ее лапы непроизвольно согнутся. Ученый пришел к заключению, что эти движения вызваны электричеством. Свое заключение он представил Болонской академии наук в виде сочинения с латинским названием «De viribus electricitatis in motu muscolari animalium» («Об электрических силах в мускульных движениях животных»). Вольта, повторив эксперименты Гальвани, заметил, что электричество присутствует не в теле лягушки, а возникает от контакта двух металлов.

Это наблюдение привело в горячему спору двух ученых, повлекшему за собой полемику между университетом Павии, где преподавал Вольта, и Болонским университетом, где работал Гальвани. В этих спорах Вольта черпал вдохновение для дальнейших экспериментов. Он открыл, что если два разных металла, соединенных проводом, поместить в соляной раствор, который называется электролитом, то по проводу пойдет электрический ток. Итальянский физик построил батарею следующим образом: ряд цинковых и медных дисков, лежащих вперемежку, между ними — подушечки из пропитанной соляным раствором ткани, соединенные с проводом. Химическая реакция между двумя металлами и соляным раствором порождала движение электронов от одного диска к другому: так возникал электрический ток.

После того как Алессандро Вольта представил свое изобретение Лондонскому королевскому обществу, 7 ноября 1801 г. он был приглашен в Париж его большим поклонником — Наполеоном I Бонапартом. Едва узнав об открытии Вольта, французский император пожелал призвать ученого к своему двору, чтобы тот лично продемонстрировал ему работу батареи. За это Вольта были пожалованы орден Почетного легиона, титул короля электриков и премия 6000 лир.

history-of-world.ru


Смотрите также