Древняя античная цивилизация. Механизм развития античной цивилизации (стр. 1 из 6)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Античная цивилизация (стр. 1 из 9). Древняя античная цивилизация


Античная цивилизация.

Государство Античная цивилизация.

Количество просмотров публикации Античная цивилизация. - 2639

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Античная цивилизация.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Древняя Греция. В VIII-VI вв.до н.э. в Греции начинает формироваться античная цивилизация. Большую роль в ее развитии сыграло появление желœеза и соответствующих орудий труда. В Греции недостаточно земель для возделывания, в связи с этим широкое развитие здесь получило скотоводство, а затем и ремесла. Греки, знакомые с морским делом, активно занимались торговлей, что постепенно привело к освоению ими окружающих территорий, расположенных вдоль побережья. С разделœением труда и появлением прибавочного продукта родовая община сменяется сосœедской общиной, но не сельской, а городской. У греков эта община называлась полисом. Постепенно полис оформлялся в город-государство. В рамках полиса происходила ожесточенная борьба между родоплеменной знатью, не желающей уступать свою власть, и демосом – незнатными членами общины.

Греки осознавали свое единство – они называли свою родину Элладой, а себя – эллинами. У них был единый пантеон богов-олимпийцев и общеэллинские спортивные состязания. Одной из главных черт эллинской культуры является принцип состязательности и стремление к первенству, что нехарактерно для цивилизаций Востока. Греция не была объединœена одним полисом – этому мешала их раздробленность и разобщенность. В результате Греция оказалась завоеванной сначала Македонией, а затем Римом. Достижения греческой культуры в конечном итоге легли в основу всœей европейской культуры и цивилизации.

Древний Рим. Рим был основан в 753 ᴦ. до н.э. в центре Италии. В ходе своего развития Рим заимствовал культуру и достижения своих сосœедей. Используя свое расположение в центре Апениннского полуострова, Риму удалось завоевать этрусков, кельтов Италии, Великую Грецию (так назывались греческие колонии в Италии) и другие племена. В III в. до н.э. Рим столкнулся с Карфагеном, финикийской колонией на севере Африки. В ходе трех ожесточенных войн Рим разгромил соперника И стал самой могущественной державой Средиземноморья. Римское государство было устроено по подобию полисов, что было эффективно для города и его округи, но не подходило для огромной державы. После продолжительной гражданской войны в Риме устанавливается императорская власть. В эпоху империи Рим достигает наибольшего могущества, присоединив земли Западной и Южной Европы, Северную Африку и Западную Азию. Большую роль в данный период начинает играть рабовладельческий уклад. Натиск варваров, связанный с Великим переселœением народов, глубокие изменения в жизни империи, привели к кризису, в итоге Римская империя раскололась на две части – Западную и Восточную. В V в.н.э. Западная Римская империя пала. 476 ᴦ. принято считать рубежом между античностью и средневековьем. Правопреемницей Рима стала Восточная Римская империя с центром в Константинополе.

Античная цивилизация. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Античная цивилизация." 2014, 2015.

referatwork.ru

Античные цивилизации

Эллинская цивилизация В основном охватывает госва Средиземноморского бассейна. Изначально античная цивилизация появилась на балканском полуострове, потом на Апеннинском п-ове, потом дальше. Эллинская и римская часть Средиземноморья резко отличаются от госв Древнего Востока. Если на Востоке мы говорили о великих речных цивилизациях , то в античности у госв нет таких условий. Эллинская цивилизация –морская. Небольшие полуострова, части с большим кол-вом бухт, но нет ни великой реки, ни плодородных земель. Но все же сказать, что ничего нет вообще нельзя. Сходство и различия. Как и в странах Древнего востока, процесс исторического развития в Эгейском бассейнов 3-2 тыс донэ. Протекал в рамках общих закономерностей разложения родовой организации через ее соц дифференциацию, вызванную совершенствованием производительных сил, и социальную напряженность, которая , в с вою очередь, определяла появление гос аппарата, призванного обеспечить известный порядок в обществе и создать условия для его дальнейшего развития. Как и в странах Др востока в эгейском бассейне возникают в рамках небольших государственных образований, объединяющих несколько общин с одним административным центром, кот вместе с тем был и сосредоточием культа. Подобные госва возникли на о. Крит в конце 3 тыс. дальнейшее их развитие привело к образованию крупного госва. Различия: Возникновение первых ростков цивилизации в Эгиде относится к более позднему времени, чем в долине Нила или Двуречья, где общество достигло известной зрелости к концу 3 тысячелетия донэ. Для Балканской греции природная среда имела большое значение. В Др. востоке как известно рождению цивилизации способствовала орошаемая земля в речных долинах с плодородной почвой. (Природно-географический фактор) В южной части Балканского полуострова условия были иными. Там была каменистая, трудная для возделывания почва. Расчленненость территории многочисленными горными хребтами на мелкие изолированные долины. Огромную роль в развитии отдельных центров греции 2 тыс играло освоение моря – получения морских продуктов питания и возможность связей с другими народами. Особую роль Эгейское море играло в жизни таких островов : Лемноса и Лесбоса, Киклад и Родоса. Ограниченность островной территории не позволяло сосредоточиться на земледелии, но с другой стороны – богатство полезными ископаемыми – рудами , камнем, хорошей глиной => развитие ремесла, заставляло жителей искать средства к жизни путем организации ремесла, развития рыболовства, активной морской торговли, кораблестроения, пиратства. В островной зоне Эгиды эти мелкие госва представляли собой аристократические структуры, связанная с морской торговлей и пиратством олигархия. Ведущими стали госва с монархическими устройствами. Состояли из дворцового центра, резиденции правителя, его администрации, жречества, составлявшую большую часть господствующего класса и разбросанные по всей территории госва родовых общин. Производственной основой об-ва были централизованное дворцовое хозяйство, в котором трудились рабы и зависимые работники, и родовые коллективы, где велось примитивное земледелие и скотоводство, поставлявшее излишки продуктов в пользу царского дворца и местной аристократии. Если в странах Др. востока монархичекий режим и связанная с ним аристократия играло роль в организации земледелия, то на Крите и в Балканской греции примитивные монархии принимали минимальное участие в организации земледелия. Общины были лишь объектом и насильственной эксплуатацией => это определило внутреннюю слабость ахейских и критских госв, постоянные войны, кот велись между мелкими госвами, делали их еще более не прочными. Свою роль играл факт этнической неоднородности чреватой как правило раздорами и конфликтами.

Потребовавшая большого напряжения Троянская война, давление с севера дорийских племен, кот двигались в южном направлении, привели к постепенному разрушению микенских дворцов и падению олицетворяемой ими государственности, цивилизации, бюрократического уклада хоз - ва. Родовые стуктуры сохранили свою структуру и продолжали существовать дальше. Проникновение дорийских племен, живших в сходных условиях доклассного быта, лишь укрепили родовые отношения, которое заняло господствующее положение в Греции 2-1 тысячелетия донэ. Уничтожение микенской аристократии как носителей раннеклассового общества и государственности, паразитических резиденций, дворцов с их роскошью, утонченным искусством , письменностью привело к общему понижению соц-экономического и культурного уровня Греции, которая в целом вернулась к родоплеменной структуре общественного устройства.

Значение античной цивилизации в истории мировых цивилизаций:

а) Античная цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения. Хотя принадлежность к гражданской общине порождала ощущение защищённости и стремление воспроизводить существующий порядок. Но в жизни античного человека изменения происходили очень быстро. На протяжении одной жизни могла измениться форма правления, могущество родного полиса смениться упадком, происходили многочисленные войны, часто существенно менявшие материальное положение граждан. Производство, рассчитанное на рынок и особенно занятие торговлей показывали античному человеку, что всё очень изменчиво в мире. Эта обстановка способствовала развитию активности, направленной на обеспечение процветания полиса и личный жизненный успех, а и то и другое предполагало постоянные изменения окружающего мира. То есть ради общей стабильности жизни нужны были частные изменения.

б) В античности впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было. Верховным собственником было и оставалось государство. Земля давалась в пользование. В Спарте равные наделы давались всем мужчинам, которые могли держать в руках оружие. В Риме же наделы были далеко не равные...

в) В античном мире впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок. В дальнейшем, развиваясь, эта Рыночная экономика составила основу товарно-денежных отношений нашего общества.

г) Античный мир изобиловал многообразием развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Наибольшую ценность для нашего времени представляет теория и практика демократии.

д) Античный мир - исторически первая цивилизация, основанная на требовании соблюдения хорошо разработанных законов. Наибольший интерес в этом аспекте представляет римское право, а также отношение граждан к законам своего государства.

е) В ходе развития этой цивилизации были заложены основы гражданского общества - самоорганизации населения. Правда, оно не противостояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины.

ж) Античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и особенно на новоевропейскую культуру. Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры - в частности, в греческой литературе и греческом искусстве. Основным методом греческой науки было созерцание. Этим объясняется то развитие, которое в античности получила астрономия. Греческие ученые, начиная с Фалеса, конструировали различные модели космоса. Первые модели были крайне несовершенными и произвольными, но к началу IV в. до н. э. греч. астрономия имела существенные достижения. Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки нового времени. Наука нового времени, творцами которой были великие ученые эпохи Возрождения и ХVII в., с самого начала была наукой интернациональной. Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер - все они были представителями различных наций. Античная наука - это прежде всего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обходиться без науки показывает пример Рима. Практическому складу римского ума было чуждо стремление к теоретическому умовозрению, являвшееся столь характерным признаком греческ научной мысли. Несмотря на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, замечательных историков, блестящих ораторов. Римские учёные специализировались более на практичес ких науках , таких как, например, агрономия. В основном они развивали знания, полученные от греческих учёных. Во времена Ренессанса люди возродили культуру Рима, гумманистические идеи о человеке, как о личности. В те времена писали: "Выдающиеся авторы древности были причастны к божественной истине и подготавлиали человечество к её восприятию". Название самой эпохи - Возрождение - подчёркивает, что это было возрождение античности.

з) Достижения античности - это достижения свободного человека. “Классическая эксплуатация рабов - исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Римской империи (II в. до н.э. - III в. н.э.) было одним из основных факторов гибели античного мира.

studfiles.net

Античные цивилизации

Количество просмотров публикации Античные цивилизации - 418

Эллинская цивилизация

В основном охватывает госва Средиземноморского бассейна. Изначально античная цивилизация появилась на балканском полуострове, потом на Апеннинском п-ове, потом дальше. Эллинская и римская часть Средиземноморья резко отличаются от госв Древнего Востока. В случае если на Востоке мы говорили о великих речных цивилизациях , то в античности у госв нет таких условий.

Эллинская цивилизация –морская. Небольшие полуострова, части с большим кол-вом бухт, но нет ни великой реки, ни плодородных земель. Но всœе же сказать, что ничего нет вообще нельзя.

Сходство и различия.

Как и в странах Древнего востока, процесс исторического развития в Эгейском бассейнов 3-2 тыс донэ. Протекал в рамках общих закономерностей разложения родовой организации через ее соц дифференциацию, вызванную совершенствованием производительных сил, и социальную напряженность, которая , в с вою очередь, определяла появление гос аппарата͵ призванного обеспечить известный порядок в обществе и создать условия для его дальнейшего развития.

Как и в странах Др востока в эгейском бассейне возникают в рамках небольших государственных образований, объединяющих несколько общин с одним административным центром, кот вместе с тем был и сосредоточием культа. Подобные госва возникли на о. Крит в конце 3 тыс. дальнейшее их развитие привело к образованию крупного госва.

Различия:

Возникновение первых ростков цивилизации в Эгиде относится к более позднему времени, чем в долинœе Нила или Двуречья, где общество достигло известной зрелости к концу 3 тысячелœетия донэ. Для Балканской греции природная среда имела большое значение. В Др. Размещено на реф.рфвостоке как известно рождению цивилизации способствовала орошаемая земля в речных долинах с плодородной почвой.

(Природно-географический фактор) В южной части Балканского полуострова условия были иными. Там была каменистая, трудная для возделывания почва. Расчленненость территории многочисленными горными хребтами на мелкие изолированные долины. Огромную роль в развитии отдельных центров греции 2 тыс играло освоение моря – получения морских продуктов питания и возможность связей с другими народами.

Особую роль Эгейское море играло в жизни таких островов : Лемноса и Лесбоса, Киклад и Родоса. Ограниченность островной территории не позволяло сосредоточиться на земледелии, но с другой стороны – богатство полезными ископаемыми – рудами , камнем, хорошей глиной => развитие ремесла, заставляло жителœей искать средства к жизни путем организации ремесла, развития рыболовства, активной морской торговли, кораблестроения, пиратства.

В островной зоне Эгиды эти мелкие госва представляли собой аристократические структуры, связанная с морской торговлей и пиратством олигархия.

Ведущими стали госва с монархическими устройствами. Состояли из дворцового центра, резиденции правителя, его администрации, жречества, составлявшую большую часть господствующего класса и разбросанные по всœей территории госва родовых общин.

Производственной основой об-ва были централизованное дворцовое хозяйство, в котором трудились рабы и зависимые работники, и родовые коллективы, где велось примитивное земледелие и скотоводство, поставлявшее излишки продуктов в пользу царского дворца и местной аристократии.

В случае если в странах Др. Размещено на реф.рфвостока монархичекий режим и связанная с ним аристократия играло роль в организации земледелия, то на Крите и в Балканской греции примитивные монархии принимали минимальное участие в организации земледелия. Общины были лишь объектом и насильственной эксплуатацией => это определило внутреннюю слабость ахейских и критских госв, постоянные войны, кот велись между мелкими госвами, делали их еще более не прочными.

Свою роль играл факт этнической неоднородности чреватой как правило раздорами и конфликтами.

Потребовавшая большого напряжения Троянская война, давление с севера дорийских племен, кот двигались в южном направлении, привели к постепенному разрушению микенских дворцов и падению олицетворяемой ими государственности, цивилизации, бюрократического уклада хоз - ва. Родовые стуктуры сохранили свою структуру и продолжали существовать дальше. Проникновение дорийских племен, живших в сходных условиях доклассного быта͵ лишь укрепили родовые отношения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ заняло господствующее положение в Греции 2-1 тысячелœетия донэ.

Уничтожение микенской аристократии как носителœей раннеклассового общества и государственности, паразитических резиденций, дворцов с их роскошью, утонченным искусством , письменностью привело к общему понижению соц-экономического и культурного уровня Греции, которая в целом вернулась к родоплеменной структуре общественного устройства.

Значение античной цивилизации в истории мировых цивилизаций:

а) Античная цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Стоит сказать, что для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения. Хотя принадлежность к гражданской общинœе порождала ощущение защищённости и стремление воспроизводить существующий порядок. Но в жизни античного человека изменения происходили очень быстро. На протяжении одной жизни могла измениться форма правления, могущество родного полиса смениться упадком, происходили многочисленные войны, часто существенно менявшие материальное положение граждан. Производство, рассчитанное на рынок и особенно занятие торговлей показывали античному человеку, что всё очень изменчиво в мире. Эта обстановка способствовала развитию активности, направленной на обеспечение процветания полиса и личный жизненный успех, а и то и другое предполагало постоянные изменения окружающего мира. То есть ради общей стабильности жизни нужны были частные изменения.

б) В античности впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было. Верховным собственником было и оставалось государство. Земля давалась в пользование. В Спарте равные наделы давались всœем мужчинам, которые могли держать в руках оружие. В Риме же наделы были далеко не равные...

в) В античном мире впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок. В дальнейшем, развиваясь, эта Рыночная экономика составила основу товарно-денежных отношений нашего общества.

г) Античный мир изобиловал многообразием развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Наибольшую ценность для нашего времени представляет теория и практика демократии.

д) Античный мир - исторически первая цивилизация, основанная на требовании соблюдения хорошо разработанных законов. Наибольший интерес в данном аспекте представляет римское право, а также отношение граждан к законам своего государства.

е) В ходе развития этой цивилизации были заложены основы гражданского общества - самоорганизации населœения. Правда, оно не противостояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины.

ж) Античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и особенно на новоевропейскую культуру. Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры - в частности, в греческой литературе и греческом искусстве. Основным методом греческой науки было созерцание. Этим объясняется то развитие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в античности получила астрономия. Греческие ученые, начиная с Фалеса, конструировали различные модели космоса. Первые модели были крайне несовершенными и произвольными, но к началу IV в. до н. э. греч. астрономия имела существенные достижения. Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки нового времени. Наука нового времени, творцами которой были великие ученые эпохи Возрождения и ХVII в., с самого начала была наукой интернациональной. Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер - всœе они были представителями различных наций. Античная наука - это прежде всœего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обходиться без науки показывает пример Рима. Практическому складу римского ума было чуждо стремление к теоретическому умовозрению, являвшееся столь характерным признаком греческ научной мысли. Несмотря на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, замечательных историков, блестящих ораторов. Римские учёные специализировались более на практичес ких науках , таких как, к примеру, агрономия. В основном они развивали знания, полученные от греческих учёных. Во времена Ренессанса люди возродили культуру Рима, гумманистические идеи о человеке, как о личности. В те времена писали: "Выдающиеся авторы древности были причастны к божественной истинœе и подготавлиали человечество к её восприятию". Название самой эпохи - Возрождение - подчёркивает, что это было возрождение античности.

з) Достижения античности - это достижения свободного человека. “Классическая эксплуатация рабов - исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Римской империи (II в. до н.э. - III в. н.э.) было одним из базовых факторов гибели античного мира.

referatwork.ru

Античная цивилизация

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА:

У ИСТОКОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

3.1. Феномен Античной культуры

3.1.1. Понятие “Античной культуры” и её периодизация.

То, что принято называть Античностью, античной культурой явление далеко неоднозначное. Несмотря на имеющееся по данному вопросу огромное количество публикаций существует большая разноголосица в трактовке этого феномена, определения его исторических и географических границ.

К началу ХХ в. в научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует пониматькультуру древних греков и римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических рамках эпохи Античности остаётся открытым. Некоторые исследователи определяют этот феномен едва ли не трёхтысячелетним периодом, другие - двухтысячелетним, третьи - полуторатысячелетним и т.д. С более распространённой точки зрения исторические рамки греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в.н.э.). В пределах этого времени выделяют различные этапы её развития.

Для греческой культуры:

1. Архаический период (IX-VIII - VI вв. до н.э.).

2. Классика (V-IV вв. до н.э.).

3. Ранний эллинизм (конец IV в. до н.э. - I в. до н.э.).

4. Поздний эллинизм (I в. н.э. - V в. н.э.).

Для римской культуры:

1. Культура царского периода (VIII - VI вв. до н.э.).

2. Культура периода республики (V - I вв. до н.э.).

3. Культура периода империи (I - V вв. н.э.).

3.1.2. Происхождение греков и римлян.

Небезынтересен вопрос о том, “кто такие греки и римляне, какова их древнейшая история?”. Ответить на него с высокой степенью достоверности очень сложно. Греки и римляне (точнее италики) - народы арийского происхождения, которые на очень раннем этапе откололись от других ариев и пошли собственным путём. Вначале совместно, а затем самостоятельно. Начиная примерно с ХХ в. до н.э. греческие племена (ахейцы, ионийцы, эолийцы, дорийцы) переселились с севера Балканского полуострова на юг и близлежащие острова. Позже других это сделали дорийцы - наиболее воинственное греческое племя. Ощущая стеснённость в территории, греки колонизировали едва ли не всё побережье Средиземного моря. Они основали поселения даже в Крыму. То, что называют Древней Грецией - понятие условное (скорее культурное, чем политическое), ибо греки не представляли собой единого целого. Это был конгломерат огромного числа небольших городов-государств, которые жили по собственным законам, часто конфликтовали. Наиболее значительными из них являлись Афины, Спарта, Коринф, Милет, Эфес, Дельфы, Фивы. Надо сказать, что греки никогда не называли себя греками. Подобное название им дали римляне. Сами же греки именовали себя вначале данайцами , затем ахейцами и с IX в. до н.э. эллинами , а территорию, которую они населяли, обобщёно называли Элладой . В силу этого справедливее древнегреческую культуру называть эллинской .

Истоки римлян еще более темны, чем эллинов. Римский народ образовался из большого числа разных племён. Его основу составили латины, умбры, вольски, герники, сабины, этруски, эквы. Не исключено и присутствие троянцев, о чём свидетельствуют мифы и другие источники. Рим, начиная с VIII в. до н.э., стал постепенно разрастаться и укреплять свои позиции, вначале на Апеннинском полуострове, которым полностью завладел к III в. до н.э., затем на соседних с ним территориях. Ко II в. н.э. образовалась гигантская по масштабам, мощи и культурной развитости держава, которая впоследствии не сумела устоять под натиском варваров, а также в силу внутренних противоречий раскололась на две части, а затем Западную римскую империю завоевали германские племена.

3.1.3. Истоки античной культуры. Влияние других культур.

Разумеется, эллинская и римская культуры не возникли на пустом месте. Каждая из них имела как свой внутренний ресурс, так и испытала воздействие других культур. Исследователи эллинской культуры считают, что на неё оказали сильное влияние (или даже были непосредственными предшественницами) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры.

Эгейская культура, центром которой был остров Крит, сформировалась в середине III тыс. до н.э. Судя по археологическим находкам, критяне мастерски сооружали здания, знали секреты живописи, прикладного искусства, имели письменность, земледелие. В критском государстве правил царь, имелись юридические установления, так называемые законы Миноса. Греческие племена знали достижения критян и поддерживали с ними контакты.

Микенская культура является более близкой предшественницей античной культуры. Её расцвет приходится на середину II тыс. до н.э. Микенская культура - это не только культура этого небольшого города, но и других городов-государств. В микенский период слагаются мифы, формируются религии, развиваются строительство, ремесло, прикладное искусство. По разным причинам к XII в. до н.э микенская цивилизация себя исчерпала, и в эллинской истории наступили так называемые “тёмные века” (XI -IX вв. до н.э.).

Эллинская культура ощутила на себе влияние египетской, финикийской, вавилонской и других древних культур. Любознательные эллины внимательно изучали всё значимое у этих народов, заимствовали самое ценное, достойное подражания, перерабатывали. Однако чужеродный элемент не возобладал, а лишь придал дополнительную энергию самобытно развивающейся греческой культуре. Греки первыми предприняли попытку раздвинуть горизонт одной культуры за счёт других. Как своеобразный феномен она сложилась уже к VIII веку до н.э. Если культура как таковая зарождается в глубочайшей древности, и очень медленно эволюционирует, то на земле Эллады происходит как бы её второе рождение, осуществляются глубинные содержательные и структурные изменения, можно даже сказать, свершается величайшая культурная революция, которую когда-либо испытывало человечество.

Что касается римской культуры , то вначале в ней преобладал этрусский компонент, а затем она сильнейшим образом эллинизировалась . Некоторые исследователи считают её вторичной (дочерней от эллинской культуры). Конечно, в мифологии, религии, литературе, философии, архитектуре, скульптуре, живописи, праве и других элементах культуры, греческое влияние велико. Тем не менее, заимствуя многое у греков, следуя культурному конформизму, римляне придавали всему собственный колорит. Несколько упрощая духовное начало, они усиливали прагматичную, регулятивную стороны заимствованного. Во всём римляне стремились видеть практическую пользу. В некоторых вещах - военном деле, организации государства, праве, строительстве, экономике, культуре быта - они, пожалуй, сумели превзойти греков. Не стесняясь, они у них учились, и стали достойными учениками. Можно сказать, что римляне завоевали эллинов политически, а те их - духовно. На римскую культуру некоторое воздействие оказали и культуры порабощённых ими других народов. Благодаря колонизации, а затем македонской и римской экспансии греко-римская культура распространилась далеко за пределы Балкан и Апеннин. В орбиту её влияния было вовлечено огромное число народов .

3.1.4. Причины культурного взлёта

Античность - это уникальный феномен в истории мировой культуры. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную раннее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической.

Чем можно объяснить столь блистательный культурный взлёт? Однозначно ответить нельзя. Можно лишь предполагать.

Во-первых , Греция - приморская территория , а море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов;

во-вторых , недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В то же время в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и др.;

в-третьих , интенсивный характер экономики , её многопрофильный характер (садоводство, овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, наличие конституированной частной собственности;

в-четвертых , широкое использование рабского труда , благодаря чему греки освобождались от тяжёлой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью;

в-пятых, природный талант эллинов , их увлечённость делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость;

в-шестых , стремление понять природу человека , сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека , человеческой жизни, его знаний и умений, развитой индивидуализм ;

в-седьмых , стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству, полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений между индивидами, между личностью и государством;

в-восьмых , отсутствие деспотии , преимущественно демократический характер власти , её сменяемость и ответственность перед народом, контроль за её деятельностью, свобода личности, активное участие в культурном созидании большинства населения;

в-девятых , светский характер древнегреческой религии ; отсутствие профессионального жречества как тормозящей консервативной силы, свободомыслие;

в-десятых , высокий уровень образованности и воспитанности граждан, патриотизм, здоровый образ жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни , приоритет духовного начала по отношению к остальному;

mirznanii.com

Механизм развития античной цивилизации

Возникновение античной цивилизации

Античная цивилизация может быть определена как дочерняя по отношению к цивилизациям Передней Азии и как вторичная по отношению к Микенской цивилизации. Она возникла на периферии ближневосточного культурного комплекса в зоне влияния сирийско-месопотамской и египетской цивилизаций. Поэтому ее рождение можно рассматривать как следствие социальной мутации, происшедшей в Восточном Средиземноморье при особом стечении целого комплекса обстоятельств.

К их числу в первую очередь следует отнести чрезвычайную близость двух материнских цивилизаций – Древнеегипетской и Месопотамской – зоны влияния которых неизбежно должны были пересечься. Их многовековое параллельное развитие оказывало перекрестное воздействие на соседние народы. В результате образовалась зона мощного социо-культурного напряжения, включавшая в себя Ближний Восток, Анатолию и Восточное Средиземноморье (Эгеида, Балканы, Крит). Египет и Месопотамия постепенно обрастали культурной периферией, развивавшейся под их непосредственным влиянием и зачастую контролем: Ливия, Куш, Ханаан, Финикия, Анатолия, Урарту, Мидия, Персида. Сближение зон влияния двух цивилизаций привело к возможности их объединения, которая с переходом к железному веку стала реальной. Попытки создания "мировых" держав Ассирией, Урарту, Вавилонией, Мидией были способом придать этому процессу определенную форму. Его смогла завершить Персидская держава Ахеменидов. Она стала политической формой единой Ближневосточной цивилизации. Ее логическим центром стала Вавилония, поэтому Египет навсегда сохранил обособленное положение, которое он периодически пытался оформить политически, и особую культуру.

Цивилизации более дальней периферии Месопотамии, такие как Бактрия, Согдиана, Крит, Эллада, находились под ослабленным влиянием материнской культуры и поэтому оказались способны создать собственные, отличные от исходной, системы ценностей. На Востоке такая система воплотилась в зороастриазме. Однако отсутствие природных рубежей, способных остановить экспансию Ближневосточной цивилизации, привело к включению дочерних цивилизаций Бактрии, Маргианы, Согдианы в состав Персидской державы, а следовательно, в зону распространения ближневосточной культуры. Зороастризм стал господствующей религией державы Ахеменидов.

Иная ситуация сложилась в зоне западного влияния месопотамской культуры, где оно пересекалось с египетским. Два фактора оказывали деформирующее воздействие на распространение ближневосточной культуры в Восточном Средиземноморье – иная ландшафтная зона в Анатолии и на Балканах и давление этносов индо-европейского происхождения. Уже в эпоху бронзового века на территории Анатолии и Балкан сформировались совершенно иные, чем в Месопотамии, природно-хозяйственные комплексы. Особенно большое влияние оказывала близость моря, наложившая отпечаток на культуру Крита и островов Эгеиды. Однако в эту эпоху приобщение древних средиземноморцев и их северных соседей – индо-европейцев к достижениям месопотамской и египетской культур только развивалось. Поэтому культура Минойской цивилизации Крита и Микенской цивилизации Балкан выглядят на первый взгляд столь своеобразными по отношению к материнским цивилизациям. Местный этнический компонент еще преобладал в их культуре, однако общественная организация строилась на сходных принципах.

Качественные изменения внес третий фактор – переход Ближнего Востока и Средиземноморья к железному веку. Распространение железа было, хотя и меньшей по масштабам, чем переход к производящему хозяйству или промышленному производству, но заметной технологической революцией в истории человечества. Она привела к окончательному отделению ремесла от сельского хозяйства, а следовательно, развитию разделения общественного труда, специализации и качественному изменению в человеческих отношениях, которые лишь с этой поры стали принимать форму экономических.

Изменение экономической основы всколыхнуло все общество Ближневосточной цивилизации, которое было вынуждено подвергнуться в той или иной степени перестройке с целью приспособления общественных форм к потребностям новых производственных отношений. При этом, если изменения в традиционных центрах концентрации цивилизационного поля были сравнительно невелики, периферия оказалась в ином положении. Сравнительная слабость популяционного поля на периферии привела во многих местах к его полному уничтожению во время перестройки, что выражалось в ликвидации городских и дворцовых центров, выступавших в роли социо-культурных ячеек цивилизационного поля. Одновременно пришла в движение буферная между цивилизацией и первобытным миром зона, что выразилось в передвижениях арамеев, народов моря, дорийцев, италиков, пеласгов, тирренов и др. Причиной этих передвижения стала интенсификация социо-культурного воздействия цивилизации на свою этническую периферию, имевшая объективной целью дальнейшее расширение цивилизационного поля. Таким образом, в Восточном Средиземноморье возник исторический феномен, именуемый современными историками темными веками или временным возвратом к первобытности.

Однако все сходятся на том, что исчезновение минойских и микенских дворцов не могло полностью стереть социальную память народа. Возможно, ориентация населения на протогородские или протополисные центры гомеровской эпохи была следствием сохранившейся ориентации социальных связей бронзового века на дворцовые центры. Демографический рост, подстегнутый дорийским переселением и хозяйственным освоением железа, только усилил эту ориентацию, заложив таким образом основу для формирования цивилизационных ячеек нового типа. Их небольшие размеры и характер организации во многом были обусловлены господствующим ланшафтом географической среды, представленным сравнительно небольшими равнинными или плоскогорными территориями, разделенными горными хребтами, морскими просторами либо сочетанием того и другого.

С переходом к железному веку на первый план в качестве ячеек организации социального поля выдвинулись вместо дворцов микенской эпохи общинные организации. Повышенная плотность населения и малоземелье делали борьбу за землю главным организующим началом общественного развития. Территориальная близость противников друг к другу и ориентированность на одинаковые ландшафтные зоны не способствовали складыванию иерархии соподчиненных общин. Вместо этого возникали более простые формы организации общин: полное покорение одних общин другими (Лаконика), объединение в союз равных вокруг единого центра (Беотия), синойкизм – слияние в единый коллектив (Аттика). Новая организация приводила либо к консервации первобытного принципа противопоставления своих чужим (Лаконика), либо к переносу его на более масштабное объединение представителей разных племен. Таким образом, складывавшиеся в VIII-VI вв. до н.э. государственные образования на населенной эллинами территории формировались в тесной зависимости от условий природно-географической среды и сохраняли стойкую связь с первобытной категорией общинности. Не случайно поэтому характерным признаком античной цивилизации, определявшим соционормативные принципы и ориентацию общественной культуры, была автономная городская гражданская община (полис).

Становление цивилизации.

Формирование автономных городских гражданских общин происходило параллельно с расширением популяции эллинских полисов в Средиземноморье и Причерноморье. Превращение объединений сельских и родовых общин в однотипные гражданские коллективы было сложным и длительным процессом, растянувшимся на VIII-VI вв. до н.э. В соответствии с традициями бронзового века первоначально на роль объединителя родовых сообществ претендовали архаические цари (басилеи). Однако их претензии не были подкреплены ни их ролью организаторов ремесленного производства, ни их значением религиозного символа коллективного единства. К тому же изменился характер военной организации, в которой на смену колесничему войску пришла конница. Поэтому с началом железного века в обществе резко повысилась роль родовой аристократии, контролировавшей жизнь простолюдинов – своих младших сородичей. На смену объединениям общин вокруг дворцовых центров бронзового века пришли родовые коллективы, в которых роль хранителя традиций и объединяющего начала для коллектива играла аристократия. Родовая собственность была экономическим рычагом ее власти, а труд сородичей – ее экономической опорой, которая позволяла иметь досуг для совершенствования в военном деле и образования. Мощь аристократической конницы также базировалась на содержащем ее труде всего родового коллектива.

Поэтому претензии басилеев на роль реальных правителей формирующихся полисов оказались несостоятельны: они безнадежно и повсеместно проиграли в конкурентной борьбе с опиравшейся на родовые коллективы аристократией. Около VIII в. до н.э. власть басилеев была ликвидирована почти во всех полисах Греции и повсеместно установилось коллективное правление аристократии. Во всех других общественных структурах переходного между первобытностью и классовым обществом строя борьба родовой аристократии и царской (княжеской, королевской) власти заканчивалась победой последней. Большие по сравнению с Грецией размеры протогосударственных объединений других областей и эпох позволяли архаическим властителям опереться на народ и подчинить себе родовую аристократию. На значительных территориях всегда складывалась иерархия общин, противоречия между которыми позволяли царской власти выступать в роли арбитра. В небольших по размеру греческих полисах на ранней стадии их развития практически не было свободных людей, не входивших в родовые коллективы и не подчиненных родовым владыкам. Условия же существования в обстановке постоянной угрозы внешнего мира ("война – общая работа", по выражению К.Маркса) формировали равенство прав отдельных родов и представлявших их аристократов. Так было положено начало той социальной мутации, которая привела к установлению в эллинских полисах особого общественного строя.

mirznanii.com


Смотрите также