Амфитеатр в древней Греции. Древний театр в греции
Театр в Древней Греции
Греческие древние театры.
Истоки происхождения театра историки относят к древнейшим временам, когда человечество пребывало чуть ли не в первобытно-общинном строе. Это искусство зародилось в ходе игрищ охотников, земледельцев. Чаще они имели магический облик. Люди просто подражали животным и птицам, надевая на себя звериные шкуры и украшая свои головы перьями. Это, по их поверьям, несло удачную охоту. Когда земледелие начало развиваться интенсивно, первым из праздников стал День урожая. Устраивали его в честь Диониса – бога виноделия. Считалось, что пиршества могли повлиять на плодородность земли, предстоящий урожай винограда и других культур. Превалировали на торжествах «скачки» в козлиных шкурах, а также показывались сцены из мифологических сюжетов о Дионисе.Из таких пиршеств почти одновременно возникла и трагедия, и комедия. Дословно «песнь козла» переводится как «трагедия». Комедия же (от слова «комос») означало «необузданное веселье». Она должна была вызвать у присутствующих радость и смех. С течением времени жители Афин и других городов начали рассказывать и о иных богах, сцены из историй о которых содержались в богатой греческой мифологии.
На что был похож греческий театр?
Как правило, все театры Древней Греции располагались на открытом воздухе. Наиболее удобным считалось строительство их на горных склонах. Разместиться в театрах могли сразу несколько тысяч зрителей. Они рассаживались на каменных уступах, уходивших, как полукруглые лестницы, вверх. Перед гостями театральных представлений открывался вид на «орхестру» и «скену» (сцену). В древние времена сценой называли помещения для переодевания актеров. Они находились позади, за орхестрой и именовались «скещ». А орхестра представляла собой небольшую круглую или квадратную площадку, на которой и разворачивалось главное действо.Актеры, которые занимались увеселением зрителей и участвовавшие в спектаклях, были довольно ярко одеты, а на лицах их красовались массивные маски. Изначально эти маски делали из дерева, позже — из тканого материала, пропитывали жидким гипсом. Краски выбирали самые броские. При этом выражения «лиц» на масках были довольно разнообразные:
За счет того, что маски были очень крупные, их было видно даже тем зрителям, которые располагались на самых дальних рядах театра. Маски изготавливали с открытыми ртами, что позволяло распространяться звуку, при говорении актера, естественным образом.Маски выражали не только человеческие эмоции, но и представляли характер и даже здоровье персонажа, которого играет актер. Так, например, в темноватые, смуглые цвета окрашивали маски здоровых, успешных людей, а в желтоватый – больных. Лики хитрецов «облачали» в красный, а гневливых личностей – в сливово-бардовый. Маска с гладким лбом – человек веселый, с наморщенным – мрачный.Женщин среди актёров не было. Их роли исполняли мужчины. Чтобы в процессе действа зрители могли видеть каждого персонажа, актеры вставали на специальные сандалии, подошва которых была плоской и довольно высокой. Благодаря такой манипуляции фигуры были хорошо видны всем.
Первый театр Греции увидели жители Афин
Служители Мельпомены греческой столицы стали образцом для остальных театров страны. Но это случилось намного позже того, как афиняне начали наслаждаться актерским мастерством своих собратьев.Театр в Афинах был простроен в Юго-Восточной части Акрополя. Возведение его историки относят к 500 гг. до н.э. Считается, что представления на этой территории давали и в более раннее время. Но официально строительство приравнивают к периоду расцвета греческой культуры.Афинский театр расположили на склоне холма. В нем высекли ступени, на которых могли одновременно разместиться до 30 тысяч зрителей, благодаря огромному количеству ярусов. Они состояли почти из 80 рядов, разделенных на 3 крупных сектора. Для сравнения, в маленьких театрах Греции вымащивали всего пару ярусов с 2 широкими проходами. В проходах устраивали лестницы. Они, как лучи солнца, расходились от основания вверх.В театре Афин, как и в большинстве других храмов Мельпомены, места с краю имели загородки из перил. На первом ряду располагались знатные особы. Для них не просто прорубали ступени-сидения, а оснащали их каменными спинками.
Представления
Еще самые древние греки думали, что мир и их жизнь – это и есть театральная сцена, либо подобие ее. Актеры играют, и исчезают, снова выходят на сцену, и прячутся за кулисами. Мысля по этому же принципу, греки верили, что люди спускаются с небес и уходят в них, снова возвращаясь. Еще именно и поэтому театр имел такой ошеломительный успех.Представления, которые ставились на сценах повсеместно, были наделены геройством, торжеством, величественной страстью. Как правило, театральное действо, будь то крупный, или маленький храм Мельпомены, начиналось с раннего утра. К своему итогу оно подходило с уходом последних солнечных лучей.Среди главенствующих тем – политика, нравственное воспитание молодежи, вопросы социально-бытовые, эстетическое восприятие мира и прекрасного в нем. По сути, такие представления оказывали сильнейшее влияние не только на индивидуальное восприятие, но и общественное сознание.Это в современном театральном искусстве люди привыкли ходить на спектакли с участием известных актеров и сформировавшихся на долгий срок трупп. А в Древней Греции все было совсем иначе. На каждом представлении появлялись новые актеры, которые не всегда были профессионалами своего дела. Часто на сцену выходили и рядовые горожане. Роли раздавались буквально первым встречным, желающим показаться на публике.Тем не менее, каждая из постановок готовилась тщательно в плане создания костюмов и масок. Атрибуты подбирались в строгом соответствии со сценарием, который, кстати, был довольно прост.Историки — исследователи греческого театра отмечают, что трагедия, комедия и пафосная драма обладали высокохудожественной выразительностью. В них отражалось богатое воображение и глубокий замысел создателя пьесы. Пик своего развития искусство театра Древней Греции получило примерно в 600 гг. до н.э.В орхестре обязательно имелось место поклонения Дионису. На ступеньках неподалеку сидели музыканты. Начиналось представление внизу, в орхестре. В разгар трагедии или комедии, актеры могли перемещаться по зрительным рядам, и снова возвращались на исходные позиции.Позже, спустя несколько веков после основания греческого театра, в орхестру допускали только хор, а актеры рассредоточивались за ним, на специальном помосте. Помещение для переодевания перенесли еще дальше за сцену.Пьесы в театрах ставили по сочинениям:
Аристофана.Софокла.Эсхила.Еврипида.
На первый план чаще выходили боги. С наиболее грозными из них вступали в схватки выдающиеся люди. Многие из них гибли, но некоторым удавалось одержать победу. Со временем сюжеты для своих постановок греческие авторы стали брать из жизни, бытовой и социальной сфер. Это касается драмы. Что же до комедий, то здесь за основу брались вовсе не легенды и мифы и даже не повседневные сцены быта, а жители. Среди них — рабы, над которыми издевались, ремесленники, купцы. В комедии почти никогда не упоминали богов. Но если такие факты и имели место, то чаще всего высмеивались негативные стороны характеров небожителей.Поначалу в действе играл лишь 1 актер. Он исполнял все роли. Но, спустя небольшой промежуток времени, в постановках стали участвовать сразу по двое, а позже и довольно большое количество актеров. А в качестве декораций стали применять современные, на тот момент, идеи технического прогресса. На сцене в спектаклях появлялись летающие машины и прочие аппараты, завораживающие зрителя.Если актер появлялся на сцене справа, относительно проскения (комнат для переодевания), это значило, что персонаж сельский житель, а если слева – горожанин.Как правило, действие было очень динамичным. Перевоплощение действующих лиц происходило молниеносно. Для этого не нужно было проявлять особых способностей. Актеры просто заходили за сцену в раздевалки и меняли свои маски. Реквизит театралов находился повсюду вокруг храма Мельпомены и в помещениях. По краям имелась масса пристроек, где актеры не только держали костюмы и маски, но и хранили многочисленные декорации.
old.gidvgreece.com
Театр в Древней Греции - Древняя Греция
Театр являлся важнейшей сферой общественной жизни Эллады. Возникший из культа Диониса, театр в Греции стал государственным учреждением, в котором организацию представлений брало на себя само государство (назначая для этих целей специальных людей). Театр объединял разнообразные слои населения, распространяя религиозные понятия и социальные нормы.
Театральные представления являлись неотъемлемой частью государственных праздников — Дионисий и Линей. Театрализованные действия проводились в специально построенных для этого огромных каменных театрах, вмещающих тысячи людей.
В праздничные дни к театрам стекалось огромное количество людей со всей Греции. Облачившись в праздничные одежды и украсив головы венками, гости наслаждались представлением. Ели и пили зрители непосредственно в театре.
Театральные представления носили характер состязания драматургов, на котором трагические и сатирические поэты представляли на суд публики свои пьесы. В основном использовались мифологические сюжеты. В постановках поднимались вопросы воспитания молодежи, войны и мира, организации государственных учреждений.
Зрители выражали свои эмоции либо аплодисментами и криками (в случае одобрения), либо свистом, топотом ног и щелканьем языков (если постановка не нравилась). При особо неудачных постановках актеров могли закидать камнями.
Актеры древнегреческих театров имели высокий социальный статус. Ими могли стать только вольнорожденные и только мужчины. Все роли, включая женские, исполняли мужчины. Актер должен был обладать безукоризненной дикцией, иметь звучный голос, уметь танцевать.
В постановке обычно было задействовано не более трех актеров, которые, меняя наряды и маски, играли сразу по несколько ролей (включая женские).
Актерская мимика в то время никакой роли не играла – в представлениях использовали театральные маски, пришедшие в театр из культа Диониса. Различные маски выражали разные эмоции – хохот, скорбь, умиротворение. Кроме того, цвет маски также имел значение – рыжий показывал хитрость и коварство, багровый олицетворял раздражительность и злобу.
Выразительная маска была необходима актеру, чтобы зритель мог разглядеть его лицо с самых дальних скамей. Кроме того, она служила рупором, усиливая голос актера.
onhistory.ru
Окунитесь в древний театр Греции
Окунитесь в древний театр Греции. Начиная с древних времён и по сегодняшний день, театр является неотъемлемой частью греческой культуры. И много из древних театров всё ещё используются летом для постановок драм или музыкальных мероприятий.
Это несравнимое чувство – смотреть древнюю драму, которая разворачивается в том же самом месте, где она имела место быть в 5 тысячелетии до нашей эры.
Каждый год фестиваль в Афинах предоставляет возможность представителям местного населения и туристам быть свидетелями представлений в разнообразных театрах по всей стране.
Этот амфитеатр периода Римской империи с крутым склоном, вмещающим 5000 мест, был построен в 161 году афинским магистратом Геродом Аттиком.
Этот амфитеатр до сих пор используют, как место проведения музыкальных концертов и театральных представлений и этим летом в нём будут представлены несколько премьер.
Театр Герода Аттика
Учитывая тот факт, что люди любят театр и прочитают много греческих трагедий, так же как и работы английского барда Вильяма Шекспира, они всегда стараются посетить хотя бы одно представление в древнем театре, именно по этой причине много туристов посещают Грецию.
Одно особенно знаменательное представление – это постановка “Гамлета” британской компании в Героде Аттике. Как только дневной свет погаснет, звучит звук грома на расстоянии, звук которого возрастал со сгущающимися сумерками.
Над тыльным траверсом за сценой появляется фигура призрака. Ещё одним запоминающемся событием было увидеть Питера Устинова, о котором можно узнать, прочитав “Прометея”; и концерт Теодоракиса, во время которого маэстро выходит на сцену.
Герод Аттик
Можно также посетить несколько греческих драм в театре Эпидавра. Нет ничего захватывающе, чем сидеть высоко на трибуне и смотреть роботы Софокла, Еврипида и Эсхила, разворачивающиеся перед вашими глазами.
Примечателен театр Эпидавра благодаря своей невероятной акустике, и если вы попали в однодневный тур, то, прежде всего, посетите этот театр.
Этот театр был одним из самых важных святынь древнего мира, посвящённый богу врачевания Асклепию и он был частью терапии, предложенной в святилище. Сегодня, пьесы представляются здесь в период афинского фестиваля с июня по август.
Театр Эпидавра
Театр на 14,000 мест расположен среди пышного пейзажа лесов и холмов. Если вы попадёте туда рано, то у вас будет время рассмотреть всё вокруг, включая святыню Асклепия. Пьесы играются на греческом языке, так что неплохо для начала прочитать перевод. Английский перевод пьес доступен здесь. Вы можете добраться в театр на специальных автобусах из Афин.
Греческая драма процветала в Греции в период между 6 и 2 веком до нашей эры в Афинах, своё начало берёт из религиозного Орфического таинства, которое имело место быть в Древней Греции. Трагедия, комедия и сатира представлялись во время фестиваля, посвящённого Дионису, известному богу вина, веселья и удовольствия.
Руфь в театре Эпидавра
Помимо театров, где представления и по сей день проходят, есть ещё несколько древних мест, которые стоит посетить. В Афинах, маленький театр Диониса – один из самых ранних театров, используемый для проведения фестивалей в честь бога Диониса.
Театр удобно расположен на южном крыле Акрополя и именно здесь шедевры Аристофана, Эсхила, Софокла и Еврипида были впервые показаны.
Этот театр мог принять 17, 000 зрителей, хотя на данный момент только 20 из 64 ярусов остались в целости и сохранности.
Театральные представления обычно там происходили рано утром. Когда трагедия Эсхила “Персы” была впервые представлена здесь, то как только были произнесены первые фразы актёров, взошло солнце.
Пьеса, в которой праздновалось поражение армии персов под руководством Ксеркса, была написана для поднятия ликования и гордости греческой аудитории.
Она взяла призовое место в соревновании среди драм на фестивале Диониса в 472 году до н.э.
Театр Диониса
Дельфы, древний театр, построенный в 4 веке до н. э и использовался для проведения Пифического фестиваля. Театр, вместимостью в 5, 000 мест, так же был отождествлён с богом виноделия Дионисом и вдохновлял к проведению ежегодный Дельфийский фестиваль в июле месяце.
Если вы в северной Греции, посетите Додонский театр в Эпире – часть святыни Додона, которая является древнейшим греческим оракулом. Он расположен в горной местности, усеянной лесами. Раннее использовался для проведения фестивалей в честь бога Диониса. В Додоне до сих пор проходят театральные представления летом по выходным. Сверяйте всё с местным графикам работы.
Помимо театральных фестивалей, здесь есть несколько музыкальных и культурных мероприятий, проходящих в другой части Греции так же, как и по всем Афинам.
Поделиться ссылкой:
mydominfo.ru
Амфитеатр в древней Греции.. Греция. Туристический портал
амфитеатр в древней греции
Древние амфитеатры в туристических странах мира – часть 2
В прошлой записи я начал рассказывать о самых знаменитых амфитеатрах на курортах разных стран, о том, какие из них интереснее всего посетить туристам. Продолжим.
Самый посещаемый амфитеатр в Турции – Иерополис в Памуккале
Вы удивитесь, но страна-рекордсмен по количеству греческих и римских амфитеатров – это не Италия и не Греция, а Турция. Особо ничего в этом удивительного нет, турки же еще и одни из лидеров по производству шуб, хотя в этой стране в этом предмете одежды особого смысла нет. Греки – обладатели самого большого флота танкеров, хотя нефть эта страна не добывает. Танкер даже изображен на одной из греческих монет как символ торговой мощи Греции.
А в Турции больше всего амфитеатров. И самый посещаемый туристам из них находится на раскопках римского города Иерополис в местечке Памуккале. Он же является и самым большим в Турции – 12 000 зрителей. Он отличается от Колизея в Риме или от Эль-Джема в Тунисе. Это полукруглый амфитеатр, а не овальный.
Полукруг – это классическая греческая форма, а овал – классическая римская. Большинство амфитеатров в Турции можно назвать греко-римскими, так как, несмотря на полукруглую форму, они несут много римских черт. Такие театры больше были приспособлены театральных представлений, диспутов и выступлений ораторов, чем для боев гладиаторов. Гладиаторские бои тут также проводились, но были не такими масштабными, все-таки сцена для этого маловата.
В истории Турции не всегда присутствовали турки. Они появились на полуострове Малая Азия только в 11-м веке нашей эры. До этого момента полуостровом владели греки, их города-полисы находились по всему побережью.
Знаменитая Троя находилась на территории современной Турции и раскопки сейчас доступны для посещения туристами. Правда, смотреть там особо нечего, так как город был основательно разрушен, больших построек не уцелело. У туристов больше популярен аквапарк в Белеке. который также называется “Троя”. Из экскурсий на историческую тематику более интересной мне кажется поездка на развалины города Эфес. но тут нет амфитеатра, поэтому я о нем говорить не буду.
Памуккале находится достаточно далеко от популярных турецких курортов. К примеру, из Антальи или Кемера сюда придется ехать 4 часа или даже больше. Но сюда приезжают не только ради амфитеатра, а чтобы погулять по белоснежным террасам кальциевых отложений – “травентин” и искупаться в “бассейне Клеопатры”, амфитеатр всего лишь приятное дополнение к экскурсии.
Второй по величине – амфитеатр города Капуи в Италии
Капуя – была “городом гладиаторов”. Тут находилось самое большое количество школ гладиаторов, они называли “лудосы”. Поставки гладиаторов в древнем Риме стали серьезным бизнесом еще во времена Римской республики. а в эпоху Римской империи переживали свой рассвет.
Именно тут началось знаменитое восстание рабов под предводительство Спартака. Вероятнее всего, это было даже не восстание рабов, а организованный бунт всех подряд: рабов, гладиаторов, сторонников Гая Мария и других оппозиционеров. Мы очень мало знаем о Спартаке и этой странице римской истории, так как его подвиги не очень любили документировать.
Когда смотришь фильмы про Спартака, то всегда показывают большую арену, где сражались гладиаторы в Капуе. На самом деле в эпоху Спартака этого амфитеатра еще не существовало. Он был построен при императоре Августе – первом полноценном императоре Римской империи.
На момент постройки он был самым крупным во всей империи. Напомним, что Колизея тогда еще не существовало даже “в проекте”. В Риме даже не было организованного места проведения гладиаторских боев. Изначально – бои гладиаторов существовали как погребальный ритуал, что-то вроде жертвы умершему, и уже потом они стали народным зрелищем. В Риме их устраивали “где попало”.
На сегодняшний момент амфитеатр Капуи сохранился хуже, чем Колизей в Риме или Эль-Джем, и его не так интересно осматривать. Только нижние помещения остались нетронуты временем и любителями добыть строительный материал бесплатно. Капуя находится рядом с городом Неаполь, и тут можно посмотреть еще одну достопримечательность римского периода – раскопки города Помпеи .
Самый доступный туристам амфитеатр в Греции – город Линдос на Родосе
В Греции много древних амфитеатров, но находятся они в континентальной части страны. Самый крупный – амфитеатр акрополя Афин, который вмещал 5 000 зрителей. Я бы сказал “скромненько”. Но 90% туристов в Греции едут на острова Крит и Родос – это “мекки” пляжного туризма в Греции, а на островах крупных амфитеатров в хорошем состоянии не сохранилось.
Самый интересный амфитеатр на островах Эгейского моря находится в акрополе города Линдос на острове Родос, но и он сохранился очень плохо. Этот амфитеатр интересен тем, что был не построен, а вырублен в скале.
С этим связаны проблемы с его восстановлением. Обычно, вокруг развалин собирают камни и из них собирают постройку, получается настоящий 3D-пазл огромных размеров. К примеру, в Удне в Тунисе и в Памуккале так и поступили. Но тут такой способ не годится, а иного пути реставрации так и не придумали.
Жаль видеть амфитеатр Линдоса в таком плачевном состоянии. Кроме него на Родосе остался театр в акрополе самого города Родос, но он очень маленький и не вызывает большого восторга у туристов. Выглядит он куда лучше, но только благодаря масштабной реставрации.
Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса. Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.
Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.
Если перевести слова «трагедия» и «комедия» с греческого языка на русский, то они дадут пояснение происхождения греческой драмы. Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры – козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.
Слово «комедия» также имеет в своем составе два греческих слова: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». Следовательно, комедия – это «песнь комоса».
Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии. По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр. Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир. В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов. Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.
Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики. Живший в то время трагик Феспид сделал одно нововведение: он выделил из хора особого исполнителя – актера, которого еще называли «гипокрит» – «ответчик». Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.
Феспид – это первый афинский трагический поэт. Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.
Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.
Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису. В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к больному и пр.). В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры. Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.
Пика своего расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Конечно, в то время жили и писали и другие драматурги, но их произведения, к сожалению, не дошли до наших дней. Иногда историкам и исследователям театра известны только имена греческих авторов, а из их произведений – небольшие отрывки.
Поскольку театр в Древней Греции был учреждением государственным, то и организацией представлений занимались специально назначенные для этого люди.
Драмы давались два раза в год: на Великих Дионисиях и на Ленеи. Великие Дионисии первоначально продолжались пять дней, а позднее – шесть. Первый день – открытие праздника. В этот день приносили в жертву козла и торжественная процессия проходила по строго определенному маршруту, неся статую бога Дониса: исполнялись дифирамбы, прославляющие его. Второй день был посвящен состязанию хоров юношей и мужчин. На третий играли комедии, а в остальные три дня – трагедии. В последний день оглашали имена победителей, награждали их призами.Для определения победителя состязаний на представлениях присутствовали особые выборные лица. Для победивших драматургов имелось три награды. Тем не менее тот драматург, который занимал третье место, считался проигравшим. Кроме награды в виде гонорара, поэт получал от государства венок из плюща. Все результаты состязаний обязательно вносились в особый протокол, который назывался «дидаскалия» и хранился в государственном архиве.
Все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали огромное количество зрителей (например, афинский театр Диониса) был рассчитан на 17 000 человек) и состояли из трех основных частей: орхестры, тэатрона и скены, причиной таких модификаций зданий послужила популярность театральных действий.