10 самых странных законов Древнего Рима, о которых вам будет любопытно узнать. Древний рим законы
Странные законы Древнего Рима
Древний Рим подарил современному миру свое знаменитое право, которое лежит в основе юриспруденции всех направлений. Исследователи до сих пор ворошат римские церы в поисках новых особенностей и, конечно же, находят много интересного.
Стоит отметить, что времена тогда были совершенно иные, впрочем, как и нравы, а потому родоначальники права вполне могут удивить странностью некоторых своих правил. Это вызвано еще и тем, что само Римское государство пережило несколько этапов своего становления. Вот несколько законов, которые сейчас могут показаться настоящим варварством.
Запрет на ношение пурпура
Строгих правил в одежде в Риме не было, кроме одного: тунику такого цвета мог носить только император. Причина кроется в обычном прагматизме — краситель нужного цвета был невероятно дорогостоящим и изготавливался только в Финикии, да и то по специальному заказу. Чтобы раскрасить одежду одного императора нужно было использовать 10 000 моллюсков — это было круто даже для него.
Запрет на пиры
В Древнем Риме считали, что излишняя роскошь ни к чему хорошему не приведет, поэтому в ходу были так называемые сумптуарные законы. К примеру, Фанниев закон, согласно которому у себя в доме нельзя было угощать более 3 человек, а в праздники — не более 5. Готовить позволялось не дороже, чем на 2,5 драхмы, а на копченое мясо в течение года можно было потратить всего лишь 15 талантов. Ограничений не было только на овощи и бобы.
Запрет на похоронных плакальщиц
Хоронили в Риме всем миром: с глашатаем, музыкантами, певчими и актерами — настоящее театральное действо. Старались все, а особенно плакальщицы. Совершенно посторонние женщины порой даже не знали покойного, но рвали на себе волосы взаправду, изображая вселенскую скорбь. В итоге всякий плач на похоронах был запрещен.
Отец имел право убить любовника своей дочери
Эта часть римских законов весьма своеобразна и несколько противоречива. Если вдруг муж заставал жену с любовником, то должен был звать соседей, чтобы они стали свидетелями. Затем ему следовало развестись, чтобы его не обвинили в сутенерстве. Если любовником оказывался актер или кто-то не из граждан, то муж имел право его убить. Если любовника застал отец дочери, то он мог убить любовника независимо от его статуса.
Убийцу родственников следовало топить в кожаном мешке с животными
К такому виду смертной казни обычно приговаривали римлян, совершивших убийство близких родственников. Утопление тогда считалось довольно унизительным способом лишения жизни, так казнили довольно часто, причем за довольно разные провинности. Но именно к убийцам родственников в мешок подсаживали собаку, змею или обезьяну. Согласно поверью, эти животные слишком плохо чтят своих отцов.
Проституткам положено было красить волосы в светлый или рыжий цвет
Из-за многочисленных завоевательных походов в Центральную Европу столицу Римской империи очень скоро наводнили рабыни из Германии и Галлии. Чаще всего они попадали в публичные дома в качестве проституток, а так как среди них преобладали блондинки и рыжие, то был издан указ, согласно которому все римские жрицы любви должны были красить волосы в светлый цвет, чтобы отличаться от порядочных брюнеток.
На самоубийство нужно было получить разрешение сената
Если вдруг гражданин решал уйти из жизни, он должен был подать прошение в сенат с подробным объяснением причин, которые сподвигли его на подобный шаг. Если сенат решал, что эти причины действительно являются достаточными, просителю выдавали бесплатный яд, помогающий уйти из жизни. Вот какой уровень сознательности!
Отец мог трижды продать своих детей в рабство
Отец семейства в Риме обладал рядом неотъемлемых прав и пользовался непререкаемым авторитетом. К примеру, он имел право продать своих детей во временное рабство. А мог и в постоянное. Кроме прочего, он мог потребовать продать ему, скажем, сына обратно и снова получал над ним власть. Так он мог поступить трижды. Наверное, это было удобно, когда в семье заканчивались деньги. Продал сына — и живешь!
Женщина имела право уйти на три дня, чтобы продлить «испытательный срок» перед браком
Это правило касалось только брака, который заключался лишь после года совместной жизни. Да, еще тогда римляне использовали возможность присмотреться друг к другу, эдакий испытательный срок. Если в течение года женщина уходила из дома больше чем на трое суток, отсчет начинался заново. Кажется, неплохая система!
Отец семейства мог убить всю свою семью
Этот закон был особенно актуален в доимперский период: тогда отцом, патриархом, считался старший член всей династии. В рамках своей семьи он обладал эксклюзивными правами судьи, верховного жреца, повелителя. И палача, если придется. Ему в прямом смысле слова принадлежали жена, дети и их супруги. Он имел законное право убить жену за измену, а детей за совершенные преступления.
Источник
roza2017.ru
Обычаи и законы Древнего Рима
Законы
12-ти таблиц ( V в. до н. э.)
Еще в
законах двенадцати таблиц предпринимается попытка придать децемвирами (decem
viri) последующим постановлениям народного собрания силу закона
(таблица 12 “впредь всякое решение народного
собрания должно иметь силу закона” [20]), т.е. происходит
распространение регулятивной функции зарождающейся законодательной власти на
изменяющиеся обстоятельства будущих правоотношений, некая специализация
правотворчества и перенос необходимости принятия решений в области
правоотношений на коллегию из десяти мужей.
Значимые
дела не должны осуществляться без волеизъявления народа, на ком лежит
обязанность назначать магистратов, осуществлять судебную власть и исполнять
закон. Закон принятый впоследствии имеет главенство над утратившим силу. [19.3]
Институции Гая ( II
в н.э.), кодификация Юстиниана (529 - 534 г н.э.
)
Гай о Jus Civile и Jus Gentium.
Народы, живущие по законам и в соответствии с обычаями,
пользуются вместе со своим собственным правом, общим правом всех людей: таким
образом, право, установленное народом для себя самого является собственным и
называется цивильным правом, свойственным самим гражданам. А право, которое
устанавливается среди всех людей, называется правом общенародным. Так римский
народ пользуется наряду со своим собственным правом, правом, общим для всех
людей. [12]
Со слов одного из известнейших римских историков, Тита
Ливия:
Брат, давно уже мы живем друг с другом не как сотрапезники
на пирах. Любой ценою желаешь ты царствовать. Но твоей надежде мешает мой
возраст, мешает право народов, мешает древний македонский обычай, мешает,
наконец, и воля отца. [13]
Слова Персея, старшего сводного брата Деметрия по отцу,
рожденного от наложницы подтверждают преобладающую власть домовладыки в то
время. (Позднее Персей убил Деметрия.)
У аргосцев был обычай, чтобы в первый день народных
собраний преторы возглашали имена Юпитера, Аполлона и Геракла как бы для
доброго предзнаменования. Позднее закон добавил к этому перечню имя царя
Филиппа. [13]
Напоминает более поздний закон о цитировании в эпоху
домината, который по конституции Константина (321 г. н.э.) сначала установил
приоритет использования мнений видных юристов при рассматривании дел в
следующем порядке; Попениан, Павел и Ульпиан, а затем в 426 г. н.э. (Кодекс
Феодосия) добавил к ним Гая и Модестина и в конце закрепил это в Кодексе
Юстиниана (529 — 534 г н.э.).
Из
декрета императора Юстиниана префекту Джону.
Более
того я приказываю, что бы время подачи жалобы для опротестования завещания
после открытия наследства согласовывалось с мнением Ульпиана. Мнением
Модестина, который утверждал, что это время должно исчисляться от смерти
наследодателя — пренебрегать, дабы наследник не был введен в заблуждение …
[19.2]
Сципион сказал им, что карфагеняне нарушили не только
перемирие, но и право народов, защищающее послов, он, однако, не сделает ничего
недостойного римских обычаев и собственных его правил. С этими словами он
отпустил послов и стал готовиться к войне. [13]
Cобытия 209 г. до н.э. правовая оценка которых могла быть
проведена римской магистратурой, учрежденной в 242 г. до н.э. и использующей в
своей работе право народов (jus gentium).
Около
двух тысяч лет спустя:
Статья 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях (
Вена, 18 апреля 1961 г н.э.)
Личность
дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в
какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с
должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо
посягательств на его личность, свободу и ли достоинство. [14]
Ведь ничто внешне так не
обманчиво, как ложное суеверие. Когда преступления оправдывают религией,
закрадывается опасение, что, карая людские заблуждения, мы можем нарушить
связанные с ними права богов. Но от сомнений такого рода вас избавляют
бесчисленные декреты понтификов, постановления сената, ответы гаруспиков...
[13]
Для того, чтобы преступление не осталось без наказания,
достойное кары безрассудство заставляет неоднократно повторять постановленное,
поскольку даже недавним запрещением оно не было исправлено. Ибо если столько
раз запрещалось, то теперь уже обычай никому не позволяет еще активнее
стремиться к запрещенному. [14]
Замкнутая мысль с
надеждой на успех и очень напоминает условный рефлекс, возникающий в течение
жизни особи и не закрепляющийся генетически (не передаются по наследству).
Юлиан, Ульпиан, Павел, Гермогениан об обычае ( II – IV в. н.э.)
Будучи
одной из самых ранних форм права, обычай остался прежним с точки зрения способа
выражения и порядка обеспечения правовых норм. Это объясняется связью обычая
как формы права с общественным и личным правосознанием и правовым поведением. В
отличие от судебной деятельности, изданных законов и заключенных договоров,
которые являются продуктами субъектов права, обычай представляет собой
следствие самих общественных отношений. Исследование обычаев говорит о
специфике общественной и правовой организации той или иной общности, а также
выявляет общие пути развития отдельных национальных правовых систем.
Интересны
замечания Римских юристов в отношении своих обычаев, как проявлений
морально-этических правил поведения и их постепенным превращением в закон,
изданный одним, записанный некоторыми и исполняемый всеми ставшие обычаи уже
для нас:
Новицкий,
известный среди современных юристов за составление удачного учебника по
Римскому Частному Праву различает писанное (ius scriptum) и неписанное (ius non
scriptum) право, где писаное право – это письменные указания органов власти на
определенный момент времени, а неписаное – это нормы жизни людей,
подтвержденные практикой их применения. И если такие сложившиеся в практике
правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной
власти, они остаются простыми обычаям (бытовыми). [16]
- Юлиан. Если мы не имеем писаных законов для каких-либо
дел, то следует соблюдать установленное нравами и обычаем. Прежний
укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется
правом, установленным нравами. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю
путем голосования или путем дел и действий. Поэтому весьма правильно принято,
что законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым
согласием всех путем неприменения.
- Ульпиан. Долго применявшийся обычай следует соблюдать как
право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного (закона).
- Павел. Но и позднейшие законы относятся к предшествующим,
если они не противоречат последним; и это подтверждается многими примерами.
- Он же. Это право (обычное право) пользуется тем большим
авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему письменную
форму.[17]
Рассмотрим
главу 22 из 5-й книги сентенций Павла (приведена полностью), вошедшую в Свод
Законов Юстениана,
1 Лицо,
которое явилось причиной мятежа, бунта или неповиновения группы людей должно
быть распнуто, брошено диким зверям или выдворено на остров.
2 Раб,
выкорчевывающий земельные отметки, должен быть послан на рудники. Свободные
граждане лишаются трети своей собственности и высылаются на остров. Неимущие
приговаривается к общественным работам.
3
Римский гражданин, кто совершит обряд обрезания себе или своему рабу по
Еврейскому обычаю после конфискации собственности, должен жить на острове до
самой смерти, а врач совершивший это должен быть казнен.
4
Еврей, совершивший обряд обрезания своему рабу из другого народа, должен быть
выдворен или серьезно наказан. [19] в которой выделяются группы лиц в Римском
обществе принадлежащие по мнению Павла к возмутителям спокойствия обычного
положения вещей.
- Гермогениан. Но и, то, что одобрено долговременным
обычаем и соблюдалось в течение многих лет, должно быть соблюдаемо как
молчаливое соглашение граждан не менее, чем записанное право. [17]
Глоссаторы (XI—XIII в н.э.):
- Плацентин. Отмечал необходимость наличия длительности
времени применения и условия разумности в отношении обычая. [18]
- Ирнерий, изучавший римское право по Дигестам Юстиниана настаивал на
невозможности судьями изменять закон, и при его толковании согласовываться с
порядком его обычного применения.
biofile.ru
Странные и пугающие законы Древнего Рима, которые сейчас могут показаться настоящей дикостью
Римское право стало основной современной юриспруденции. Его обязаны знать все: юристы, адвокаты, прокуроры, судьи, все, кто имеют дело с законами. На тот момент это было самое развитое и передовое государство в мире. Впрочем, в самом Древнем Риме существовали такие законы, которые сейчас кажутся не просто дикостью, а настоящим варварством.
Запрещалось носить пурпур
Основной одеждой римского гражданина была тога — большой кусок шерстяной материи, который повязывали вокруг тела. Тога, как правило, была белого цвета, часто имела пурпурные или золотые полосы или цветной орнамент. Скорбящие носили серую или чёрную тогу. Каких-то строгих правил в выборе цвета тога в Риме не было. Кроме одного: носить тогу пурпурного цвета мог лишь император. Причём продиктовано это ограничение было сугубо прагматичными соображениями.
Дело в том, что фиолетовый краситель в те времена был невероятно дорогим. Его изготавливали только в Финикии и привозили в Рим по специальному заказу императора. Причём для того, чтобы изготовить достаточное количество красителя для покраски одной тоги, требовалось раздавить около 10 тысяч моллюсков. Так что пурпур был в прямом смысле слова на вес золота.
Запрещалось закатывать большой пир
В Древнем Риме были весьма распространены сумптуарные законы — законы против излишней роскоши в обстановке, одежде, еде и прочем. Один из таких — закон Гая Орхидия от 181 года до н. э., который ограничивал расходы на пиры. Впоследствии была принята его более строгая версия, которая называлась Фанниев закон. Этот закон разрешал угощать у себя в доме не более трех гостей, а в базарные дни — не более пяти: таких дней было три в месяц. Приварок позволялось готовить не дороже, чем на 2,5 драхмы, на копчёное мясо разрешалось тратить в год не больше 15 талантов, овощей же и бобов для похлёбки — сколько давала земля.
Запрещалось плакать на похоронах
Похороны в Древнем Риме были весьма интересной церемонией. Вынос тела, особенно если покойный был человеком знатным и состоятельным, сопровождал глашатай. Перед преданием тела земле или сожжением на костре, покойного в сопровождении процессии проносили по городу с обязательным посещением форума. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже — плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков.
Чем более знатным и почитаемым человеком был усопший, тем больше плакальщиц нанимали в его процессию. Совершенно посторонние женщины, которые даже не знали покойного, буквально рвали на себе волосы, стенали и царапали лица, изображая скорбь. В конце концов дошло до того, что плач на похоронах просто запретили, чтобы люди не нанимали таких актёров.
Отец мог легально убить любовника своей дочери
Вообще, по части супружеских измен законодательство Древнего Рима было достаточно своеобразным, хотя и отражало в достаточной мере мораль и нравы того времени. Если мужчина заставал свою жену с любовником, он должен был запереть их обоих в доме и позвать как можно больше соседей, чтобы они засвидетельствовали факт измены. После официального обвинения мужчина должен был обязательно развестись со своей женой, чтобы его самого не обвинили в сутенёрстве.
В том случае, если любовник жены оказывался актёром или вольноотпущенником, мужчина имел полное право убить его. А вот если отец застанет свою незамужнюю дочь с любовником, то имеет право бить его в независимости от его социального статуса. С другой стороны, измена мужчин своим жёнам с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами юридически никак не наказывалась.
Убийцу родителей надлежало утопить в кожаном мешке с животными
К такому виду смертной казни обычно приговаривали римлян, совершивших убийство близких родственников. Причём топили людей за совершенно разные провинности и тоже достаточно часто. Но именно к убийцам родственников в мешок клали животное — собаку, змею или обезьяну. По древнему поверью считалось, что эти животные слишком плохо чтят своих отцов. Да и вообще, само утопление в мешке в те времена считалось крайне унизительным и недостойным способом лишить человека жизни. Аристократов обычно казнили по-другому.
Проститутки обязаны были красить волосы в светлый или рыжий цвет
Виной всему многочисленные завоевательные походы римских полководцев в Центральную Европу. Очень скоро столицу огромной империи буквально наводнили пленные женщины из Германии и Галлии. Чаще всего они попадали именно в публичные дома в качестве рабынь и проституток. А так как среди них преобладали блондинки и рыжие, в скором времени был издан официальный указ, обязывающий всех римских «жриц любви» красить волосы в светлый или рыжий цвет, чтобы их можно было отличать от «порядочных брюнеток».
Чтобы совершить самоубийство, нужно было получить разрешение сената
Гражданам тогда не разрешалось совершать самоубийства просто так, по собственному желанию. Если человек высказывал желание свести счёты с жизнью, он должен был подать официальное прошение в сенат с подробным описанием причин, которые подтолкнули его к такому шагу. Если сенаторы после совещания находили эти причины удовлетворительными, то выдавали просителю бесплатный яд для ухода из жизни.
Отец мог трижды продать своих детей в рабство
Отец семейства в Риме вообще пользовался очень серьёзным уважением и обладал рядом неотъемлемых прав. Одно из них — право продать своих детей во временное рабство. Впрочем, временное оно будет или постоянное, тоже решал отец. В дошедших до нас текстах нет чётких указаний на то, какой именно в таком случае заключался договор и какие имел ограничения. Известно, что в какой-то момент отец мог потребовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случаен он снова получал власть над своим ребёнком и мог продать его повторно. Однако, закон Двенадцати таблиц разрешал повторять эту продажу до трёх раз. После троекратной продажи сын полностью освобождался от власти отца.
Женщина могла уйти из дома на три дня, чтобы продлить «испытательный срок» перед браком
Вообще, в те времена в Риме существовало три вида брака. Первые два напоминали собой современный официальный брак, а вот третий вид предполагал, что пара заключает брак лишь после года совместной жизни. Эдакий «испытательный срок», во время которого оба могут присмотреться друг к друг и понять, стоит ли связывать себя узами официального брака. При этом, если в течение года женщина уходила из дома своего будущего мужа больше чем на три дня и три ночи, то отсчёт начинался заново.
Отец семейства мог законно убить всю свою семью
Особенно ярко это было выражено в ранний доимперский период Рима. Отцом семейства считался старший член династии. Ему предоставлялись абсолютные права в рамках своей семьи. Здесь он был и верховным жрецом, и обвинителем, и судьёй, и палачом, если придётся. При этом даже если сыновья уже взрослые и имеют собственные семьи, пока жив их отец, именно он считается главой семьи. Ему принадлежат и жена, и дети, и их супруги. Причём принадлежат в прямом смысле слова. Жену отец семейства мог убить за измену, дочь — за внебрачную связь, сыновей — за совершённое правонарушение.
Источник
obaldela.ru
10 самых странных законов Древнего Рима, о которых вам будет любопытно узнать
Впрочем, в самом Древнем Риме существовали такие законы, которые сейчас кажутся не просто дикостью, а настоящим варварством. Фактрум называет десяток примеров.
Запрещалось носить пурпур
Основной одеждой римского гражданина была тога — большой кусок шерстяной материи, который повязывали вокруг тела. Тога, как правило, была белого цвета, часто имела пурпурные или золотые полосы или цветной орнамент. Скорбящие носили серую или чёрную тогу.
Каких-то строгих правил в выборе цвета тога в Риме не было. Кроме одного: носить тогу пурпурного цвета мог лишь император. Причём продиктовано это ограничение было сугубо прагматичными соображениями. Дело в том, что фиолетовый краситель в те времена был невероятно дорогим. Его изготавливали только в Финикии и привозили в Рим по специальному заказу императора. Причём для того, чтобы изготовить достаточное количество красителя для покраски одной тоги, требовалось раздавить около 10 тысяч моллюсков. Так что пурпур был в прямом смысле слова на вес золота.
Запрещалось закатывать большой пир
В Древнем Риме были весьма распространены сумптуарные законы — законы против излишней роскоши в обстановке, одежде, еде и прочем. Один из таких — закон Гая Орхидия от 181 года до н. э., который ограничивал расходы на пиры. Впоследствии была принята его более строгая версия, которая называлась Фанниев закон. Этот закон разрешал угощать у себя в доме не более трех гостей, а в базарные дни — не более пяти: таких дней было три в месяц. Приварок позволялось готовить не дороже, чем на 2,5 драхмы, на копчёное мясо разрешалось тратить в год не больше 15 талантов, овощей же и бобов для похлёбки — сколько давала земля.
Запрещалось плакать на похоронах
Похороны в Древнем Риме были весьма интересной церемонией. Вынос тела, особенно если покойный был человеком знатным и состоятельным, сопровождал глашатай. Перед преданием тела земле или сожжением на костре, покойного в сопровождении процессии проносили по городу с обязательным посещением форума. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже — плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков.
Чем более знатным и почитаемым человеком был усопший, тем больше плакальщиц нанимали в его процессию. Совершенно посторонние женщины, которые даже не знали покойного, буквально рвали на себе волосы, стенали и царапали лица, изображая скорбь. В конце концов дошло до того, что плач на похоронах просто запретили, чтобы люди не нанимали таких актёров.
Отец мог легально убить любовника своей дочери
Arles muséee archeologique
Вообще, по части супружеских измен законодательство Древнего Рима было достаточно своеобразным, хотя и отражало в достаточной мере мораль и нравы того времени. Если мужчина заставал свою жену с любовником, он должен был запереть их обоих в доме и позвать как можно больше соседей, чтобы они засвидетельствовали факт измены. После официального обвинения мужчина должен был обязательно развестись со своей женой, чтобы его самого не обвинили в сутенёрстве. В том случае, если любовник жены оказывался актёром или вольноотпущенником, мужчина имел полное право убить его.
А вот если отец застанет свою незамужнюю дочь с любовником, то имеет право бить его в независимости от его социального статуса. С другой стороны, измена мужчин своим жёнам с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами юридически никак не наказывалась.
Убийцу родителей надлежало утопить в кожаном мешке с животными
К такому виду смертной казни обычно приговаривали римлян, совершивших убийство близких родственников. Причём топили людей за совершенно разные провинности и тоже достаточно часто. Но именно к убийцам родственников в мешок клали животное — собаку, змею или обезьяну. По древнему поверью считалось, что эти животные слишком плохо чтят своих отцов. Да и вообще, само утопление в мешке в те времена считалось крайне унизительным и недостойным способом лишить человека жизни. Аристократов обычно казнили по-другому.
Проститутки обязаны были красить волосы в светлый или рыжий цвет
Виной всему многочисленные завоевательные походы римских полководцев в Центральную Европу. Очень скоро столицу огромной империи буквально наводнили пленные женщины из Германии и Галлии. Чаще всего они попадали именно в публичные дома в качестве рабынь и проституток. А так как среди них преобладали блондинки и рыжие, в скором времени был издан официальный указ, обязывающий всех римских «жриц любви» красить волосы в светлый или рыжий цвет, чтобы их можно было отличать от «порядочных брюнеток».
Чтобы совершить самоубийство, нужно было получить разрешение сената
Гражданам тогда не разрешалось совершать самоубийства просто так, по собственному желанию. Если человек высказывал желание свести счёты с жизнью, он должен был подать официальное прошение в сенат с подробным описанием причин, которые подтолкнули его к такому шагу. Если сенаторы после совещания находили эти причины удовлетворительными, то выдавали просителю бесплатный яд для ухода из жизни.
Отец мог трижды продать своих детей в рабство
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Отец семейства в Риме вообще пользовался очень серьёзным уважением и обладал рядом неотъемлемых прав. Одно из них — право продать своих детей во временное рабство. Впрочем, временное оно будет или постоянное, тоже решал отец. В дошедших до нас текстах нет чётких указаний на то, какой именно в таком случае заключался договор и какие имел ограничения. Известно, что в какой-то момент отец мог потребовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случаен он снова получал власть над своим ребёнком и мог продать его повторно. Однако, закон Двенадцати таблиц разрешал повторять эту продажу до трёх раз. После троекратной продажи сын полностью освобождался от власти отца.
Женщина могла уйти из дома на три дня, чтобы продлить «испытательный срок» перед браком
Вообще, в те времена в Риме существовало три вида брака. Первые два напоминали собой современный официальный брак, а вот третий вид предполагал, что пара заключает брак лишь после года совместной жизни. Эдакий «испытательный срок», во время которого оба могут присмотреться друг к друг и понять, стоит ли связывать себя узами официального брака. При этом, если в течение года женщина уходила из дома своего будущего мужа больше чем на три дня и три ночи, то отсчёт начинался заново.
Отец семейства мог законно убить всю свою семью
Особенно ярко это было выражено в ранний доимперский период Рима. Отцом семейства считался старший член династии. Ему предоставлялись абсолютные права в рамках своей семьи. Здесь он был и верховным жрецом, и обвинителем, и судьёй, и палачом, если придётся. При этом даже если сыновья уже взрослые и имеют собственные семьи, пока жив их отец, именно он считается главой семьи. Ему принадлежат и жена, и дети, и их супруги. Причём принадлежат в прямом смысле слова. Жену отец семейства мог убить за измену, дочь — за внебрачную связь, сыновей — за совершённое правонарушение.
Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:
Поделиться
Класснуть
www.factroom.ru
10 самых странных законов Древнего Рима, о которых вам будет любопытно узнать
Фото из открытых источников
Римское право стало основной современной юриспруденции. Его обязаны знать все: юристы, адвокаты, прокуроры, судьи, все, кто имеют дело с законами.
Впрочем, в самом Древнем Риме существовали такие законы, которые сейчас кажутся не просто дикостью, а настоящим варварством. Фактрум называет десяток примеров.
Запрещалось носить пурпур
Основной одеждой римского гражданина была тога — большой кусок шерстяной материи, который повязывали вокруг тела. Тога, как правило, была белого цвета, часто имела пурпурные или золотые полосы или цветной орнамент. Скорбящие носили серую или чёрную тогу.
Каких-то строгих правил в выборе цвета тога в Риме не было. Кроме одного: носить тогу пурпурного цвета мог лишь император. Причём продиктовано это ограничение было сугубо прагматичными соображениями. Дело в том, что фиолетовый краситель в те времена был невероятно дорогим. Его изготавливали только в Финикии и привозили в Рим по специальному заказу императора. Причём для того, чтобы изготовить достаточное количество красителя для покраски одной тоги, требовалось раздавить около 10 тысяч моллюсков. Так что пурпур был в прямом смысле слова на вес золота.
Запрещалось закатывать большой пир
В Древнем Риме были весьма распространены сумптуарные законы — законы против излишней роскоши в обстановке, одежде, еде и прочем. Один из таких — закон Гая Орхидия от 181 года до н. э., который ограничивал расходы на пиры. Впоследствии была принята его более строгая версия, которая называлась Фанниев закон. Этот закон разрешал угощать у себя в доме не более трех гостей, а в базарные дни — не более пяти: таких дней было три в месяц. Приварок позволялось готовить не дороже, чем на 2,5 драхмы, на копчёное мясо разрешалось тратить в год не больше 15 талантов, овощей же и бобов для похлёбки — сколько давала земля.
Запрещалось плакать на похоронах
Похороны в Древнем Риме были весьма интересной церемонией. Вынос тела, особенно если покойный был человеком знатным и состоятельным, сопровождал глашатай. Перед преданием тела земле или сожжением на костре, покойного в сопровождении процессии проносили по городу с обязательным посещением форума. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже — плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков.
Чем более знатным и почитаемым человеком был усопший, тем больше плакальщиц нанимали в его процессию. Совершенно посторонние женщины, которые даже не знали покойного, буквально рвали на себе волосы, стенали и царапали лица, изображая скорбь. В конце концов дошло до того, что плач на похоронах просто запретили, чтобы люди не нанимали таких актёров.
Отец мог легально убить любовника своей дочери
Вообще, по части супружеских измен законодательство Древнего Рима было достаточно своеобразным, хотя и отражало в достаточной мере мораль и нравы того времени. Если мужчина заставал свою жену с любовником, он должен был запереть их обоих в доме и позвать как можно больше соседей, чтобы они засвидетельствовали факт измены. После официального обвинения мужчина должен был обязательно развестись со своей женой, чтобы его самого не обвинили в сутенёрстве. В том случае, если любовник жены оказывался актёром или вольноотпущенником, мужчина имел полное право убить его.
А вот если отец застанет свою незамужнюю дочь с любовником, то имеет право бить его в независимости от его социального статуса. С другой стороны, измена мужчин своим жёнам с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами юридически никак не наказывалась.
Убийцу родителей надлежало утопить в кожаном мешке с животными
К такому виду смертной казни обычно приговаривали римлян, совершивших убийство близких родственников. Причём топили людей за совершенно разные провинности и тоже достаточно часто. Но именно к убийцам родственников в мешок клали животное — собаку, змею или обезьяну. По древнему поверью считалось, что эти животные слишком плохо чтят своих отцов. Да и вообще, само утопление в мешке в те времена считалось крайне унизительным и недостойным способом лишить человека жизни. Аристократов обычно казнили по-другому.
Проститутки обязаны были красить волосы в светлый или рыжий цвет
Виной всему многочисленные завоевательные походы римских полководцев в Центральную Европу. Очень скоро столицу огромной империи буквально наводнили пленные женщины из Германии и Галлии. Чаще всего они попадали именно в публичные дома в качестве рабынь и проституток. А так как среди них преобладали блондинки и рыжие, в скором времени был издан официальный указ, обязывающий всех римских «жриц любви» красить волосы в светлый или рыжий цвет, чтобы их можно было отличать от «порядочных брюнеток».
Чтобы совершить самоубийство, нужно было получить разрешение сената
Гражданам тогда не разрешалось совершать самоубийства просто так, по собственному желанию. Если человек высказывал желание свести счёты с жизнью, он должен был подать официальное прошение в сенат с подробным описанием причин, которые подтолкнули его к такому шагу. Если сенаторы после совещания находили эти причины удовлетворительными, то выдавали просителю бесплатный яд для ухода из жизни.
Отец мог трижды продать своих детей в рабство
Отец семейства в Риме вообще пользовался очень серьёзным уважением и обладал рядом неотъемлемых прав. Одно из них — право продать своих детей во временное рабство. Впрочем, временное оно будет или постоянное, тоже решал отец. В дошедших до нас текстах нет чётких указаний на то, какой именно в таком случае заключался договор и какие имел ограничения. Известно, что в какой-то момент отец мог потребовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случаен он снова получал власть над своим ребёнком и мог продать его повторно. Однако, закон Двенадцати таблиц разрешал повторять эту продажу до трёх раз. После троекратной продажи сын полностью освобождался от власти отца.
Женщина могла уйти из дома на три дня, чтобы продлить «испытательный срок» перед браком
Вообще, в те времена в Риме существовало три вида брака. Первые два напоминали собой современный официальный брак, а вот третий вид предполагал, что пара заключает брак лишь после года совместной жизни. Эдакий «испытательный срок», во время которого оба могут присмотреться друг к друг и понять, стоит ли связывать себя узами официального брака. При этом, если в течение года женщина уходила из дома своего будущего мужа больше чем на три дня и три ночи, то отсчёт начинался заново.
Отец семейства мог законно убить всю свою семью
Особенно ярко это было выражено в ранний доимперский период Рима. Отцом семейства считался старший член династии. Ему предоставлялись абсолютные права в рамках своей семьи. Здесь он был и верховным жрецом, и обвинителем, и судьёй, и палачом, если придётся. При этом даже если сыновья уже взрослые и имеют собственные семьи, пока жив их отец, именно он считается главой семьи. Ему принадлежат и жена, и дети, и их супруги. Причём принадлежат в прямом смысле слова. Жену отец семейства мог убить за измену, дочь — за внебрачную связь, сыновей — за совершённое
Источник
planet-today.ru
Дикие законы Древнего Рима | One of Lady
Римское право стало основной современной юриспруденции. Его обязаны знать все: юристы, адвокаты, прокуроры, судьи, все, кто имеют дело с законами. На тот момент это было самое развитое и передовое государство в мире. Впрочем, в самом Древнем Риме существовали такие законы, которые сейчас кажутся не просто дикостью, а настоящим варварством.
Запрещалось носить пурпур
Основной одеждой римского гражданина была тога — большой кусок шерстяной материи, который повязывали вокруг тела. Тога, как правило, была белого цвета, часто имела пурпурные или золотые полосы или цветной орнамент. Скорбящие носили серую или чёрную тогу. Каких-то строгих правил в выборе цвета тога в Риме не было. Кроме одного: носить тогу пурпурного цвета мог лишь император. Причём продиктовано это ограничение было сугубо прагматичными соображениями.
Дело в том, что фиолетовый краситель в те времена был невероятно дорогим. Его изготавливали только в Финикии и привозили в Рим по специальному заказу императора. Причём для того, чтобы изготовить достаточное количество красителя для покраски одной тоги, требовалось раздавить около 10 тысяч моллюсков. Так что пурпур был в прямом смысле слова на вес золота.
Запрещалось закатывать большой пир
В Древнем Риме были весьма распространены сумптуарные законы — законы против излишней роскоши в обстановке, одежде, еде и прочем. Один из таких — закон Гая Орхидия от 181 года до н. э., который ограничивал расходы на пиры. Впоследствии была принята его более строгая версия, которая называлась Фанниев закон. Этот закон разрешал угощать у себя в доме не более трех гостей, а в базарные дни — не более пяти: таких дней было три в месяц. Приварок позволялось готовить не дороже, чем на 2,5 драхмы, на копчёное мясо разрешалось тратить в год не больше 15 талантов, овощей же и бобов для похлёбки — сколько давала земля.
Запрещалось плакать на похоронах
Похороны в Древнем Риме были весьма интересной церемонией. Вынос тела, особенно если покойный был человеком знатным и состоятельным, сопровождал глашатай. Перед преданием тела земле или сожжением на костре, покойного в сопровождении процессии проносили по городу с обязательным посещением форума. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже — плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков. Чем более знатным и почитаемым человеком был усопший, тем больше плакальщиц нанимали в его процессию. Совершенно посторонние женщины, которые даже не знали покойного, буквально рвали на себе волосы, стенали и царапали лица, изображая скорбь. В конце концов дошло до того, что плач на похоронах просто запретили, чтобы люди не нанимали таких актёров.
Отец мог легально убить любовника своей дочери
Вообще, по части супружеских измен законодательство Древнего Рима было достаточно своеобразным, хотя и отражало в достаточной мере мораль и нравы того времени. Если мужчина заставал свою жену с любовником, он должен был запереть их обоих в доме и позвать как можно больше соседей, чтобы они засвидетельствовали факт измены. После официального обвинения мужчина должен был обязательно развестись со своей женой, чтобы его самого не обвинили в сутенёрстве. В том случае, если любовник жены оказывался актёром или вольноотпущенником, мужчина имел полное право убить его. А вот если отец застанет свою незамужнюю дочь с любовником, то имеет право бить его в независимости от его социального статуса. С другой стороны, измена мужчин своим жёнам с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами юридически никак не наказывалась.
Убийцу родителей надлежало утопить в кожаном мешке с животными
К такому виду смертной казни обычно приговаривали римлян, совершивших убийство близких родственников. Причём топили людей за совершенно разные провинности и тоже достаточно часто. Но именно к убийцам родственников в мешок клали животное — собаку, змею или обезьяну. По древнему поверью считалось, что эти животные слишком плохо чтят своих отцов. Да и вообще, само утопление в мешке в те времена считалось крайне унизительным и недостойным способом лишить человека жизни. Аристократов обычно казнили по-другому.
Проститутки обязаны были красить волосы в светлый или рыжий цвет
Виной всему многочисленные завоевательные походы римских полководцев в Центральную Европу. Очень скоро столицу огромной империи буквально наводнили пленные женщины из Германии и Галлии. Чаще всего они попадали именно в публичные дома в качестве рабынь и проституток. А так как среди них преобладали блондинки и рыжие, в скором времени был издан официальный указ, обязывающий всех римских «жриц любви» красить волосы в светлый или рыжий цвет, чтобы их можно было отличать от «порядочных брюнеток».
Чтобы совершить самоубийство, нужно было получить разрешение сената
Гражданам тогда не разрешалось совершать самоубийства просто так, по собственному желанию. Если человек высказывал желание свести счёты с жизнью, он должен был подать официальное прошение в сенат с подробным описанием причин, которые подтолкнули его к такому шагу. Если сенаторы после совещания находили эти причины удовлетворительными, то выдавали просителю бесплатный яд для ухода из жизни.
Отец мог трижды продать своих детей в рабство
Отец семейства в Риме вообще пользовался очень серьёзным уважением и обладал рядом неотъемлемых прав. Одно из них — право продать своих детей во временное рабство. Впрочем, временное оно будет или постоянное, тоже решал отец. В дошедших до нас текстах нет чётких указаний на то, какой именно в таком случае заключался договор и какие имел ограничения. Известно, что в какой-то момент отец мог потребовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случаен он снова получал власть над своим ребёнком и мог продать его повторно. Однако, закон Двенадцати таблиц разрешал повторять эту продажу до трёх раз. После троекратной продажи сын полностью освобождался от власти отца.
Женщина могла уйти из дома на три дня, чтобы продлить «испытательный срок» перед браком
Вообще, в те времена в Риме существовало три вида брака. Первые два напоминали собой современный официальный брак, а вот третий вид предполагал, что пара заключает брак лишь после года совместной жизни. Эдакий «испытательный срок», во время которого оба могут присмотреться друг к друг и понять, стоит ли связывать себя узами официального брака. При этом, если в течение года женщина уходила из дома своего будущего мужа больше чем на три дня и три ночи, то отсчёт начинался заново.
Отец семейства мог законно убить всю свою семью
Особенно ярко это было выражено в ранний доимперский период Рима. Отцом семейства считался старший член династии. Ему предоставлялись абсолютные права в рамках своей семьи. Здесь он был и верховным жрецом, и обвинителем, и судьёй, и палачом, если придётся. При этом даже если сыновья уже взрослые и имеют собственные семьи, пока жив их отец, именно он считается главой семьи. Ему принадлежат и жена, и дети, и их супруги. Причём принадлежат в прямом смысле слова. Жену отец семейства мог убить за измену, дочь — за внебрачную связь, сыновей — за совершённое правонарушение.
link Похожие материалы:
www.oneoflady.com
Странные законы и запреты Древнего Рима
Основной современной юриспруденции стало Римское право. Его обязаны знать все: юристы, адвокаты, прокуроры, судьи, все, кто имеют дело с законами.
Впрочем, в самом Древнем Риме существовали такие законы, которые сейчас кажутся не просто дикостью, а настоящим варварством.
Представляем вам 10 самых странных законов Древнего Рима, о которых вам будет любопытно узнать.
Запрещалось носить пурпур
Основной одеждой римского гражданина была тога — большой кусок шерстяной материи, который повязывали вокруг тела. Тога, как правило, была белого цвета, часто имела пурпурные или золотые полосы или цветной орнамент. Скорбящие носили серую или чёрную тогу.
Каких-то строгих правил в выборе цвета тога в Риме не было. Кроме одного: носить тогу пурпурного цвета мог лишь император. Причём продиктовано это ограничение было сугубо прагматичными соображениями. Дело в том, что фиолетовый краситель в те времена был невероятно дорогим. Его изготавливали только в Финикии и привозили в Рим по специальному заказу императора. Причём для того, чтобы изготовить достаточное количество красителя для покраски одной тоги, требовалось раздавить около 10 тысяч моллюсков. Так что пурпур был в прямом смысле слова на вес золота.
Запрещалось закатывать большой пир
В Древнем Риме были весьма распространены сумптуарные законы — законы против излишней роскоши в обстановке, одежде, еде и прочем. Один из таких — закон Гая Орхидия от 181 года до н. э., который ограничивал расходы на пиры. Впоследствии была принята его более строгая версия, которая называлась Фанниев закон. Этот закон разрешал угощать у себя в доме не более трех гостей, а в базарные дни — не более пяти: таких дней было три в месяц. Приварок позволялось готовить не дороже, чем на 2,5 драхмы, на копчёное мясо разрешалось тратить в год не больше 15 талантов, овощей же и бобов для похлёбки — сколько давала земля.
Запрещалось плакать на похоронах
Похороны в Древнем Риме были весьма интересной церемонией. Вынос тела, особенно если покойный был человеком знатным и состоятельным, сопровождал глашатай. Перед преданием тела земле или сожжением на костре, покойного в сопровождении процессии проносили по городу с обязательным посещением форума. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже — плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков.
Чем более знатным и почитаемым человеком был усопший, тем больше плакальщиц нанимали в его процессию. Совершенно посторонние женщины, которые даже не знали покойного, буквально рвали на себе волосы, стенали и царапали лица, изображая скорбь. В конце концов дошло до того, что плач на похоронах просто запретили, чтобы люди не нанимали таких актёров.
Отец мог легально убить любовника своей дочери
Вообще, по части супружеских измен законодательство Древнего Рима было достаточно своеобразным, хотя и отражало в достаточной мере мораль и нравы того времени. Если мужчина заставал свою жену с любовником, он должен был запереть их обоих в доме и позвать как можно больше соседей, чтобы они засвидетельствовали факт измены. После официального обвинения мужчина должен был обязательно развестись со своей женой, чтобы его самого не обвинили в сутенёрстве. В том случае, если любовник жены оказывался актёром или вольноотпущенником, мужчина имел полное право убить его.
А вот если отец застанет свою незамужнюю дочь с любовником, то имеет право бить его в независимости от его социального статуса. С другой стороны, измена мужчин своим жёнам с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами юридически никак не наказывалась.
Убийцу родителей надлежало утопить в кожаном мешке с животными
К такому виду смертной казни обычно приговаривали римлян, совершивших убийство близких родственников. Причём топили людей за совершенно разные провинности и тоже достаточно часто. Но именно к убийцам родственников в мешок клали животное — собаку, змею или обезьяну. По древнему поверью считалось, что эти животные слишком плохо чтят своих отцов. Да и вообще, само утопление в мешке в те времена считалось крайне унизительным и недостойным способом лишить человека жизни. Аристократов обычно казнили по-другому.
Проститутки обязаны были красить волосы в светлый или рыжий цвет
Виной всему многочисленные завоевательные походы римских полководцев в Центральную Европу. Очень скоро столицу огромной империи буквально наводнили пленные женщины из Германии и Галлии. Чаще всего они попадали именно в публичные дома в качестве рабынь и проституток. А так как среди них преобладали блондинки и рыжие, в скором времени был издан официальный указ, обязывающий всех римских «жриц любви» красить волосы в светлый или рыжий цвет, чтобы их можно было отличать от «порядочных брюнеток».
Чтобы совершить самоубийство, нужно было получить разрешение сената
Гражданам тогда не разрешалось совершать самоубийства просто так, по собственному желанию. Если человек высказывал желание свести счёты с жизнью, он должен был подать официальное прошение в сенат с подробным описанием причин, которые подтолкнули его к такому шагу. Если сенаторы после совещания находили эти причины удовлетворительными, то выдавали просителю бесплатный яд для ухода из жизни.
Отец мог трижды продать своих детей в рабство
Отец семейства в Риме вообще пользовался очень серьёзным уважением и обладал рядом неотъемлемых прав. Одно из них — право продать своих детей во временное рабство. Впрочем, временное оно будет или постоянное, тоже решал отец. В дошедших до нас текстах нет чётких указаний на то, какой именно в таком случае заключался договор и какие имел ограничения. Известно, что в какой-то момент отец мог потребовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случаен он снова получал власть над своим ребёнком и мог продать его повторно. Однако, закон Двенадцати таблиц разрешал повторять эту продажу до трёх раз. После троекратной продажи сын полностью освобождался от власти отца.
Женщина могла уйти из дома на три дня, чтобы продлить «испытательный срок» перед браком
Вообще, в те времена в Риме существовало три вида брака. Первые два напоминали собой современный официальный брак, а вот третий вид предполагал, что пара заключает брак лишь после года совместной жизни. Эдакий «испытательный срок», во время которого оба могут присмотреться друг к друг и понять, стоит ли связывать себя узами официального брака. При этом, если в течение года женщина уходила из дома своего будущего мужа больше чем на три дня и три ночи, то отсчёт начинался заново, пишет Фактрум.
Отец семейства мог законно убить всю свою семью
Особенно ярко это было выражено в ранний доимперский период Рима. Отцом семейства считался старший член династии. Ему предоставлялись абсолютные права в рамках своей семьи. Здесь он был и верховным жрецом, и обвинителем, и судьёй, и палачом, если придётся. При этом даже если сыновья уже взрослые и имеют собственные семьи, пока жив их отец, именно он считается главой семьи. Ему принадлежат и жена, и дети, и их супруги. Причём принадлежат в прямом смысле слова. Жену отец семейства мог убить за измену, дочь — за внебрачную связь, сыновей — за совершённое правонарушение.