Искусство древнего греции. Искусство Древней Греции и Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древней Греции. Искусство древнего греции


Искусство Древней Греции — Википедия РУ

  1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н. э.—VIII в. до н. э.
    1. Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н. э.— ок. 900 г. до н. э.
    2. Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н. э.— ок. 750 г. до н. э.
    3. Поздний геометрический период (Дипилон) — ок.750 г. до н. э.— нач. VII в. до н. э.
  2. Архаический период — VII в. до н. э.— нач. V в. до н. э.
    1. Ранняя архаика — нач. VII в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.
    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.
  3. Классический период — V в. до н. э.— сер. IV в. до н. э.
    1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н. э.
    2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н. э.
    3. Поздняя классика — IV в. до н. э.
  4. Эллинистический период — сер. IV в. до н. э. — I в. до н. э.

Характеристика периодов

Эпоха геометрики
  Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725—700 гг. до н. э., Лувр

Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.

В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставлено на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Характерна сырцово-деревянная архитектура с перекрытиями вальмового типа (четырёхскатная крыша). Постройки, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

  • Храм Аполлона Карнейского на о. Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.
  • Храм Артемиды Орфии в Спарте.
  • Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

Поздняя геометрика
  Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н. э. Лувр

Эпоха поздней геометрики получила название «дипилонской» по сосудам и фрескам, найденным у Дипилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т. н. ковровое решение.

Изображения человека выполняются практически по-древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лощение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.

Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:

  • стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
  • стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.
Архаический период (VII—VI вв. до н. э.)
  Голова куроса, Музей Афинского Акрополя

7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Классический период (5 в. до н. э.— сер.4. в. до н. э.)

Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Эллинизм

Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и её распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э. — период упадка эллинизма и его гибели.

Отмечают отход в III—II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие — с «суровой любовью к року»[1].

Архитектура

Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира. В греческой архитектуре получили распространение три архитектурных ордера (стиля): дорический, ионический, коринфский.

Скульптура

Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён, великих, скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода — эллинизма.

См. также: Канон Поликлета.

Живопись

Основная статья: Живопись Древней Греции

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции‎

Основная статья: Декоративно-прикладное искусство Древней Греции

Вазопись

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Костюм

Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела. На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками.

Литература

Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Ко всему этому присоединяется порча первоначальных текстов по вине времени, по невежеству переписчиков и иным обстоятельствам

Театр

В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.

Музыка

Древнегреческая музыка (наряду с поэзией) оказала большое влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки. Из греческого произошло само слово «музыка». Музыка как предмет образования и воспитания и как составляющая общественной жизни играла огромную роль. Музыка, по Аристотелю («Политика»), — один из четырёх основных предметов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием. Платон вспоминает изречение Сократа о том, что нельзя что-либо изменить в музыке без изменений в государственном устройстве и человеческой жизни.

http-wikipediya.ru

Искусство Древней Греции — википедия орг

  1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н. э.—VIII в. до н. э.
    1. Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н. э.— ок. 900 г. до н. э.
    2. Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н. э.— ок. 750 г. до н. э.
    3. Поздний геометрический период (Дипилон) — ок.750 г. до н. э.— нач. VII в. до н. э.
  2. Архаический период — VII в. до н. э.— нач. V в. до н. э.
    1. Ранняя архаика — нач. VII в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.
    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.
  3. Классический период — V в. до н. э.— сер. IV в. до н. э.
    1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н. э.
    2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н. э.
    3. Поздняя классика — IV в. до н. э.
  4. Эллинистический период — сер. IV в. до н. э. — I в. до н. э.

Характеристика периодов

Эпоха геометрики
  Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725—700 гг. до н. э., Лувр

Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.

В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставлено на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Характерна сырцово-деревянная архитектура с перекрытиями вальмового типа (четырёхскатная крыша). Постройки, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

  • Храм Аполлона Карнейского на о. Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.
  • Храм Артемиды Орфии в Спарте.
  • Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

Поздняя геометрика
  Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н. э. Лувр

Эпоха поздней геометрики получила название «дипилонской» по сосудам и фрескам, найденным у Дипилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т. н. ковровое решение.

Изображения человека выполняются практически по-древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лощение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.

Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:

  • стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
  • стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.
Архаический период (VII—VI вв. до н. э.)
  Голова куроса, Музей Афинского Акрополя

7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Классический период (5 в. до н. э.— сер.4. в. до н. э.)

Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Эллинизм

Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и её распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э. — период упадка эллинизма и его гибели.

Отмечают отход в III—II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие — с «суровой любовью к року»[1].

Архитектура

Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира. В греческой архитектуре получили распространение три архитектурных ордера (стиля): дорический, ионический, коринфский.

Скульптура

Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён, великих, скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода — эллинизма.

См. также: Канон Поликлета.

Живопись

Основная статья: Живопись Древней Греции

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции‎

Основная статья: Декоративно-прикладное искусство Древней Греции

Вазопись

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Костюм

Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела. На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками.

Литература

Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Ко всему этому присоединяется порча первоначальных текстов по вине времени, по невежеству переписчиков и иным обстоятельствам

Театр

В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.

Музыка

Древнегреческая музыка (наряду с поэзией) оказала большое влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки. Из греческого произошло само слово «музыка». Музыка как предмет образования и воспитания и как составляющая общественной жизни играла огромную роль. Музыка, по Аристотелю («Политика»), — один из четырёх основных предметов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием. Платон вспоминает изречение Сократа о том, что нельзя что-либо изменить в музыке без изменений в государственном устройстве и человеческой жизни.

www-wikipediya.ru

Искусство Древней Греции и Древнего Рима

Реферат по предмету: «Культурология»

Тема: «Искусство Древней Греции и Древнего Рима»

План

1. Критское искусство

2. Искусство греческой архаики

3. Греческая скульптура

4. Особенности античного искусства

5. Эпоха эллинизма

6. Культура Рима

Список используемой литературы

1. Критское искусство

Искусство Древней Эллады своими корнями уходит не только в культуру древневосточных цивилизаций, но также и в Критомикенскую культуру, которая была открыта благодаря археологическим раскопкам на о. Крит. Найденные в конце XIX в. – начале XX в. останки этой культуры позволяют судить о достаточно высоком уровне развития духовной и материальной культуры народов, проживавших в конце III – нач. II тыс. до н. э. на о. Крит, а несколько позже в городе Микены, расположенном на греческом материке близ побережья Эгейского моря.

Критские письмена до сих пор не расшифрованы, и остается открытым вопрос о том, к какой этнической группе принадлежали эти народы и каков был их общественный уклад. Большинство ученых склоняются к выводу, что на Крите, так же как и в Египте, была рабовладельческая монархия. Другие считают, что там существовало родовое, доклассовое общество типа военной демократии.

При раскопках в Кноссе на о. Крит найдены останки дворцового сооружения. Своей причудливой архитектурной формой оно напоминает греческий миф о Лабиринте. По-видимому, поэтические фантазии мифа появились не на пустом месте, и лабиринт действительно существовал. Стены дворца покрыты фресками, фрагменты которых достаточно хорошо сохранились. Довольно часто на них, так же как и на критских сосудах, можно встретить изображения быка: то мирно пасущегося, то разъяренного. Образ быка в критском искусстве, так же как и в античных мифах, встречается часто - очевидно, это животное играло какую-то важную роль в жизни древнего народа и его религии.

Критское искусство не подчинялось строгим канонам, как предшествовавшее ему египетское искусство. Отсюда впечатление радости и непосредственности, которым веет от произведений критского искусства. В то же время критские изображения во многом напоминают египетские рельефы с часто встречающимися изображениями животных (львов, кошек и проч.). Найденные в Кносском дворце рельефные изображения человеческих фигур также во многом по своей манере напоминают египетские. Все это свидетельствует о том, что критяне, поддерживавшие торговые и культурные отношения с Египтом, могли позаимствовать у него и манеру написания рельефов.

Однако за внешним сходством с египетским искусством обнаруживаются и существенные различия в мироощущении и стиле критян. На Крите предпочитают непринужденность и большую свободу в изображении фигур, в то время как в египетском искусстве главное - это строгость и геометрические формы, суровая величавая простота, симметрия, каноничность изображения. Достаточно часто критяне изображали женские фигуры, которые отличались непринужденностью и большей свободой - возможно, они были жрицами или это явилось отражением матриархальных отношений на о. Крит - неизвестно. Кроме того, критское искусство отличает стремление к причудливым и извилистым линиям, в живописи и дворцах-лабиринтах царит ассиметрия. В искусстве древних критян часто встречается тема моря - пейзажи, лазурный цвет, изгибы водорослей в орнаменте на амфорах. Со временем критское искусство претерпевает изменения, становится манерным, что свидетельствует, по-видимому, о его увядании. В конце XV в, до н.э. города, расположенные на о. Крит, превратились в развалины. Предполагают, что критяне подверглись опустошительному набегу ахейских племен, но не исключены также стихийные бедствия - землетрясение или извержение вулкана.

После исчезновения критской культуры ее преемником явилась близкая ей Микенская культура, которая просуществовала еще примерно три столетия. Ее стиль отличался большей сухостью и строгостью линий, архитектура была более суровой. Если в критских поселениях не было крепостных стен и военных укреплений, то в Микенах, напротив, крепости встречаются достаточно часто. Они воздвигались на высоких холмах, окружались стенами, сложенными из высоких каменных глыб (так называемая «циклопическая кладка»). Такая архитектура была обусловлена частыми длительными войнами.

О Троянской войне, длившейся десятилетия, рассказано Гомером в «Иллиаде». Война ахейцев против Трои относится примерно к XIII—XII вв. до н.э. Тем самым Гомер запечатлел историческую память о микенской эпохе, где правда переплетается с художественным вымыслом. Знаменитое описание щита Ахилла свидетельствует о высокой культуре эгейского мира. По преданию, щит был изготовлен самим богом ремесла Гефестом, который покрыл его картинами полевых работ, плясок и празднеств. Со временем эгейская культура пришла к упадку ввиду вторжения дорийцев - северных племен, стоявших на значительно более низком уровне культуры, чем микенцы. Для дорийского искусства был характерен геометрический стиль, во многом напоминающий древнее искусство эпохи неолита (большие деревянные идолы, глиняные сосуды, покрытые однообразным узором, мелкие глиняные статуэтки во многом напоминающие наши вятские дымковские игрушки).

2. Искусство греческой архаики

Искусство греческой архаики начинает складываться в VII—VI вв. до н.э. В нем можно обнаружить как черты крито-микенской культуры, так и геометрического стиля эпохи архаики. Однако это была совершенно иная культура, на развитии которой сказались общественные изменения того времени. В отличие от стран Древнего Востока, в Греции уже в эпоху архаики складывался республиканский способ правления, когда правил не единоличный властелин, а целый колектив рабовладельцев и свободных граждан государства-полиса.

В эпоху архаики искусство еще не обрело завершенных форм, а находилось в становлении. В архитектуре начинал складываться тип храма, окруженного колоннадой, в скульптуре - статуи обнаженных юношей и девушек, рельефы со сценами битв, игр, состязаний, а в росписи сосудов отдается преимущество чернофигурным вазам с разнообразными сюжетами из античных мифов. В литературе того периода процветала лирика (Сапфо, Анакреонт), да и философия, не освободившаяся от мифологических черт, была близка поэзии своей образностью и афористичностью (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). В изобразительном искусстве утверждается обобщенный человеческий образ, который впоследствии назовут «аполлоновским» - так же как и все греческое искусство того периода. В образе Аполлона отразится образ не столько бога, сколько греческого героя, привлекающего не только красотой своего тела и атлетическим сложением, но молодостью и силой. «Аполлоновское» искусство отличает неповторимый рационалистичный стиль, соизмеряющий и уравновешивающий пропорции человеческого тела и архитектурных форм. О гармонии космического целого поэты и философы начального этапа греческой культуры рассуждали не абстрактно, а поэтично и образно, пытаясь рационально обосновать основы красоты, подводя под это математическую базу. Не случайно число у греков содержало сакральное знание, и на основании его было выработано понятие меры, гармонии и в целом понимание канона в искусстве.

3. Греческая скульптура

Ранняя греческая скульптура заметно отличается от скульптуры более поздних периодов. Первоначально греки окрашивали статуи в светлые и радостные цвета: волосы были золотистыми, щеки розовыми, а глаза синими. Храмы облицовывались цветной терракотой. Позднее они перестали использовать цвет и от внешнего украшения фигур перешли к созданию строгих статуй из мрамора акцентируя внимание на целостности образа. Впервые в истории мирового искусства грекам удалось найти простую, но в то же время изысканную форму, которая заметно отличает их архитектурные строения и скульптурные силуэты от искусства ранних эпох (образы Коры и Куроса). Таким образом, искусство архаики отличается строгой архитектурностью своих форм, оно соразмерно уравновешенно.

В эпоху греческой классики искусство развивает и усовершенствует рациональную конструктивность формы и чувственную непосредственность содержания, доводя их единство до подлинной гармонии. По-видимому, понимание гармонии и порядка было присуще жизненному мироощущению греков, живших в античном демократическом полисе в классический период своей истории, что и проявилось со всей очевидностью в архитектуре, пластике и живописи. Общественный строй Афин в V в. до н.э. достигает своей высшей точки в экономическом, политическом и духовном развитии. Все мужское население Афин, за исключением рабов, представляло собой коллектив граждан, пользующихся одинаковыми правами. Все они могли быть избраны на любую государственную должность. Наряду с рабским трудом, был распространен свободный труд ремесленников и земледельцев. Труд на благо общества высоко почитался в античной Греции. Плутарх перечислил оплачиваемые государством профессии афинских граждан - плотников, каменщиков, медников, мореходов, кожевников, дорожных рабочих, шахтеров, ткачей, а также представителей художественных профессий - скульпторов, живописцев, золотых дел мастеров и т. д. Таким образом, изобразительное искусство считалось в Греции одним из видов особо почитаемого ремесла, поэтому художники пользовались почетом и уважением в обществе. Так, знаменитого скульптора Фидия называли «прекрасным ремесленником». Физический труд не считался у греков унизительным, как позже у римлян.

Афинское общество отличалось подлинной демократией во всех сферах жизни. Греки ценили разумность, уравновешенность, меру. Общественные отношения строились на принципе согласия с природой человека, естественными человеческими желаниями. Греки равно ценили и разум, и силу страстей. Они стремились привести их в состояние гармонии и в этом видели одну из целей искусства. Были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), но в основном произведения искусства окружали греков повсеместно. Статуи находились на площадях, рядом с храмами или внутри, возле них проходили праздники, спортивные игры, шествия. По замечанию Плутарха, «в Афинах было больше статуй, чем самих людей». И хотя греки ценили произведения живописи не меньше, чем скульптуру, однако предпочтение они отдавали именно пластическому виду искусства, который с наибольшей силой сумел выразить мироощущение античного мира («человек - мера всех вещей»).

Большинство греческих скульптурных произведений известно по римским копиям, которые дают нам лишь отдаленное представление о шедеврах, не передавая красоты оригинала. Материал, из которого создавались греческие шедевры - не белый, а желтоватый мрамор, который светился изнутри, поэтому не случайно скульптуры словно дышали и воспринимались как живые. Античные статуи были столь прекрасны, что были случаи, когда юноши влюблялись в статуи обнаженной Афродиты, Венеры и других греческих богинь. Известно, что при изготовлении статуй богов древнегреческим скульпторам позировали натурщицы и натурщики. Так, Фидию при его работе над Зевсом Олимпийским служил его помощник Калос, Пракситель ваял Афродиту со своей любовницы, а известная античная гетера служила многим живописцам натурой для Венеры. Греки идеализировали выполненные с натуры произведения искусства, поклоняясь чувственным статуям, подражающим оригиналу. Особое значение имели культовые статуи античных богов, которые помещались в храмах или перед ними, а также на площадях и улицах городов. Статуи богов считались священными, и перед ними совершались жертвоприношения. Пластическое искусство в Древней Греции более других способствовало утверждению культа античных богов, поэтому уже на заре своего становления христианство активно выступило против него,

Памятником золотого века античной культуры является Афинский Акрополь - большой продолговатый холм, возвышающийся над городом и венчающий его храмами, посвященными покровительнице города Афине (богине мудрости и труда). Комплекс Акрополя органически связан с окружающим ландшафтом - с просторами Средиземного моря и голубыми силуэтами гор архипелага. Акрополь являлся одновременно и святилищем, и укреплением, и общественным центром, в нем хранилась государственная казна, помещалась библиотека и картинная галерея. Ежегодно в нем устраивались празднества в честь богини Афины. После конных и гимнастических состязаний, соревнований певцов и музыкантов наступал самый торжественный момент праздника всенародное шествие в Акрополь: всадники на конях, воины в доспехах, государственные мужи, молодые атлеты, девушки и юноши несли жертвенных животных, везли модель священного корабля с прикрепленным к его мачте роскошным покрывалом, предназначенным в дар Афине. Праздник заканчивался всеобщим пиром на Акрополе. В центре всего ансамбля Акрополя на большой площади возвышалась бронзовая восьмиметровая статуя Афины, отлитая Фидием. Блеск ее копья отражали солнечные лучи, и он был виден далеко с моря, приветствуя приближающиеся корабли.

Самым большим сооружением Акрополя являлся Парфенон - сооружение, посвященное Афине-Парфенос (Афине-Деве). Гармоничный по своим пропорциям, из светлого мрамора, окруженный 46 колоннами (по 8 колонн на коротких сторонах и по 17 - на длинных), Парфенон создает образ чистоты и строгости. «Шествие» колонн напоминает шествие людей. Кверху колонны сужаются. Все скульптурное убранство Парфенона исполнялось по замыслу и под руководством скульптора Фидия и его учеников. Над восточным входом Парфенона, где находился алтарь, располагалась скульптурная группа, изображающая миф о рождении Афины из головы Зевса. Внутри храма находилась большая статуя Афины из слоновой кости и золота. На северном склоне холма несколько позднее (в конце IV в. до н.э. на рубеже зрелой и поздней классики) был построен другой храм - Эрехтейон.

4. Особенности античного искусства

Особенностью античного искусства явился подчеркнутый интерес к человеку, который был его главной темой. Греков мало интересовала окружающая среда: ландшафту стали уделять внимание только в эллинистический период. Однако в греческом искусстве еще не было культа индивидуального, он возникнет позже - в эпоху эллинизма в Древнем Риме. А пока главенствовал эстетический идеал, основанный на обобщенном представлении о красоте человеческого тела, созвучного космосу, населенному богами. Человек у греков рассматривался в качестве микрокосмоса, созданного по аналогии с макрокосмосом. Поэтому и портрет в греческом искусстве был развит слабо, что вовсе не означает, что передача сложной гаммы человеческих чувств и переживаний грекам была чужда. Они решали эту задачу другими средствами и в других видах искусства (античный театр, литература, музыка и проч.) Это было время философов Платона и Аристотеля, драматургов - авторов великих трагедий Софокла, Эсхила и Еврипида и других классиков античной культуры.

Что касается греческой скульптуры, то выразительность образа заключалась во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть (как, например, «Ника Самофракийская» или «Ника, развязывающая сандалии» и другие) и дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа. Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены. К этому периоду относятся известные статуи «Дискобол», «Мальчик, вынимающий занозу из пятки» и другие. Лица античных статуй классического периода похожи друг на друга, и лишь в IV в. до н.э. - в период поздней классики - искусство начинает тяготеть к большей конкретности и характерности образа.

В это время политическое могущество Афин пошатнулось, подорванное длительной войной со Спартой, что отразилось и на искусстве. Усиливаются и внутренние противоречия полиса, что та же ведет к нарушению гармонии и покоя, уступая место внутренней тревоге и драматичности создаваемых в это время образов искусстве. В скульптуре заметно меняется характер движений и поз. Эти тенденции заметно обнаруживают себя в пластическом искусстве у скульпторов - Праксителя и Скопаса. Если в архаический период предпочтение отдавалось прямым фигурам, то в эпоху зрелой классики появляются плавные движения, сохраняющие состояние устойчивости и внутреннего покоя, а уже в позднюю классику фигурам необходима какая-то внешняя точка опоры (так, «Раненая амазонка» опирается на полуколонну). Пракситель и художники его круга не любили изображать мускулистые торсы атлетов, отдавая предпочтение красоте женского тела с ее плавными и мягкими переходами объемов, поэтому мужчины нередко имели у них женоподобный облик. И хотя подлинных произведений Праксителя почти не сохранилось, одни лишь римские копии, но дух его искусства передает мелкая греческая пластика - танагрские глиняные статуэтки (в коллекции Эрмитажа), которые передают живу грацию, они мечтательны, задумчивы, ласковы и лукавы - все это характеризует искусство Праксителя. В отличие от него, Скопас был художником бури, страстным и порывистым, поэтому и движения созданных им скульптурных образов столь же порывисты и динамичны, как он сам. Его сцены битвы с амазонками передают упоение от боя, хмельной пыл сражения. Образ «Менады» предстает в буре диониссийской пляски, она напрягает все тело, выгибая торс и запрокидывая голову, уподобляясь натянутому луку.

Подобные образы раньше не встречались в греческом искусстве, которое отличалось гармонией чувств и тела, ясностью духа. Теперь в движениях скульптур передается буря чувств. Подобные изменения вызваны напряженной общественной атмосферой разложения и гибели греческой демократии. Этому положило начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную монархию, простирающуюся от Дуная до Индии. Воспитателем Александра был сам Аристотель, а придворным художником - Лисипп, явившийся последним великим скульптором поздней классики, создавшим известный пластический образ своего ученика в IV в. до н.э.

Однако несмотря на то что Александр был воспитан на лучших образцах античного искусства, захватив Персию и Египет, он стал насаждать культы восточных культур, провозгласив себя богом и потребовав, чтобы ему воздавались божественные почести в духе египетских фараонов: славили в гимнах, возносили его силу и мудрость. На смену рабовладельческой демократии приходит рабовладельческая монархия. Наступает эпоха эллинизма, когда под эгидой монархии объединяются две культуры - эллинская и восточная.

Но уже в III в. до н.э. единая держава, созданная Александром Македонским, распадается на несколько монархических государств, образовавшихся в Египте, Сирии и Малой Азии. Теперь античная культура эпохи эллинизма, в свою очередь, начинает влиять на культтуру Востока. Египетская скульптура своими чертами начинает напоминать греческую: она становится более демократичной, проявляет интерес к человеку. Центром античной культуры на Востоке становится новый город Египта- Александрия, в котором успешно развиваются философия и точные науки. В Александрии жили и совершили свои великие открытия известные всему миру ученые Архимед и Евклид. А Аристарх Самосский за восемнадцать столетий до Коперника доказал вращение Земли вокруг Солнца.

5. Эпоха эллинизма

Эпохе эллинизма принадлежат такие великие шедевры греческой скульптуры, как Ника Самофракийская (конец IV в. до н.э.) и Афродита Милосская (II в. до н.э.). В обеих скульптурах воскрешается дух высокой классики, который не был характерен для того времени, когда большей частью создавались скульптуры более чувственные и порывистые. Если Афродита возвышенно спокойна, то Ника более динамична и эффектна. Когда-то Ника стояла на утесе на берегу моря, трубя в рог, обдуваемая ветрами и омываемая морской пеной. Сегодня ее подлинник хранится в Лувре, встречая посетителей на площадке широкой лестницы. Скульптура Ники Самофракийской сохранилась не полностью: она обезглавлена, без рук, с поломанными крыльями, и тем не менее она словно парит над окружающим ее пространством.

Искусство эллинизма уже далеко отстоит от канонов классического античного искусства: его формы утрачивают былую органичность, а композиции теряют свое равновесие. В эпоху эллинизма рождается новый культ - культ единоличного властелина, который был чужд греческому полису. Искусство начинает приобретать черты официального искусства, становится придворным искусством римских императоров. Эллинистические правители обожествляются и предстают в пластическом искусстве в образе греческих героев (Август, Цезарь и другие).

Постепенно содержанием искусства становится частная жизнь человека. Возрастает интерес к сугубо личным и индивидуальным переживаниям человеческой души, что заметно меняет и художественный язык. Греческий бог любви Эрот - великий и властный - теряет свои черты и превращается в шаловливого купидона. Образы Аполлона становятся томными и изнеженными. Развиваются мелкая пластика, парковая скульптура, носящая черты декоративности, широкий размах принимает градостроительство. Возрастает интерес к бытовым и жанровым сценам. Однако в целом искусство эллинизма не смогло превзойти классическую Грецию, оставаясь ее учеником.

6. Культура Рима

В недрах античной культуры параллельно с эллинизмом развивается культура Рима. Сначала Рим являлся небольшой олигархической республикой на берегах Тибра, а затем завоевал Италию и огромную территорию, простирающуюся по всему Средиземноморью. Падение Карфагена, по свидетельству историков, явилось переломным событием в истории античного мира - с этого момента Греция пала перед Римом. Однако, как писал Гораций, плененная Греция сумела победить своего «некультурного победителя». Если в области материальной культуры Рим шагнул намного дальше Греции, то в духовной сфере он не смог превзойти ее великую духовную культуру и «смиренно преклонил» перед ней свои колени.

Античные греческие каноны искусства были не просто механически усвоены Римом, но творчески им переработаны. Трудно представить себе римскую культуру без греческой - она впиталась в его плоть и кровь. Собственные художественные традиции Рима заметно уступали греческим. Римская мифология ассимилировала греческую и дала божествам другие имена: греческий Зевс становится у римлян Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом и т. д.

Пластические искусства римлян во многом также копируют греческие образцы, но на свой лад - в скульптурах больше внешней эффектности, чем подлинного величия, что в конечном итоге явилось отражением общественно-политической жизни властного Рима с его культом силы. Римские императоры нередко изображались в образе богов, что свидетельствовало о заимствовании также и египетских традиций. Однако со временем кризис Римской империи и власти привел к кризису в искусстве.

В то же время римское искусство подарило миру и свои шедевры. Безусловным явлением в художественной жизни эпохи Рима явились знаменитые фаюмские портреты (I – IV вв. н.э.), найденные в некрополях Фаюма, входившего в состав огромной Римской империи. Фаюмские портреты являются самыми ранними образцами станкового портрета в мировой живописи. Они были открыты сравнительно недавно – в 80-е годы XIX в. Написанные на небольших деревянных дощечках, портреты прекрасно сохранились, о чем свидетельствует их коллекция в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Подобно предшествовавшим им древнеегипетским погребальным маскам, фаюмские портреты носили преимущественно ритуальный характер. Однако если маски передавали условный образ портретируемого лица, то фаюмским портретам были свойственны черты индивидуальности, в них присутствовали также характерные этнические особенности. Пожалуй, ни одна из предшествовавших великих культур не смогла в столь реалистичной форме передать человеческий облик.

Фаюмские портреты, по-видимому, оказали влияние на развитие знаменитого римского портрета. В римских портретах не только натуралистически точно передаются черты внешнего облика известных римских императоров, но и психологические особенности их личности. Нередко за мужественными чертами лица римлян (волевым подбородком, жесткими складками у рта, массивным носом, внушительными надбровными дугами) угадывается усталость и внутренний надлом (например, бюст «Филипп Аравитянин» сер. III в. н.э.). Образ в римском скульптурном портрете заметно отличается от греческого своей индивидуальностью и интересом к внутренней жизни человека (напомним, что у греков он носил обобщенный характер и им был важен не столько портрет, сколько композиционное пластическое решение фигуры в целом, ее позы, жестов). Да и возраст портретируемого в Риме заметно возмужал по сравнению с юными греческими героями. Перед нами взрослые мужи - императоры, завоеватели народов с сильным и волевым характером, вкусившие радость побед и горечь разочарований и уже пресыщенные властью. Наступившая агония рабовладельческого строя предвещала начало конца великой Римской империи. Поэтому в пластическом искусстве этого периода отразилась нарочито подчеркнутая важность позы и театральность жестов императоров, стремящихся любыми способами удержать власть (например, статуя Августа конца I в. до н.э., театрально простирающего руку к войскам).

Необходимость поддержания престижа власти отразилась не только в пластическом искусстве, но также и в архитектуре. Помимо портретного искусства, Рим был знаменит своим зодчеством. Конечно, римская архитектура не может сравниться с греческой ни своим обаянием, ни совершенством и гармонией форм, но она значительно превзошла ее своей инженерно-строительной техникой. При строительстве храмов греки пользовались сравнительно простой балочной конструкцией, в то время как в Риме появляется конструкция сводов, заметно повлиявшая на развитие всей мировой архитектуры в более позднее время. Прежде всего это знаменитый тип базилики со сводчатым перекрытием, который в средние века становится столь распространенным и используется при строительстве христианских крестово-купольных церквей. Но первоначально тип базилики использовался в Риме в качестве светского сооружения преимущественно при строительстве многоярусных каменных мостов, триумфальных арок, которые стали воздвигать в честь военных побед. К I—II вв. н.э. относят строительство знаменитого Колизея, построенного в виде амфитеатра и вмещающего десятки тысяч зрителей, а также Пантеона - «храма всех богов», представляющего внушительных размеров купольную ротонду. В Пантеоне впервые зодчие сосредоточили внимание не столько на внешнем виде храма, сколько на его внутреннем убранстве.

Римскую архитектуру заметно отличало от греческой разнообразие форм и инженерных конструкций, применяемых при строительстве как культовых сооружений, так и светских. По свидетельству историков, в III-IV вв. н.э. Рим имел достаточно внушительный и роскошный вид благодаря разнообразным сооружениям - памятникам, дворцам, аркам, мостам.

Постепенно римское искусство, так же как и культура в целом, приходит в упадок. Античное пластическое искусство вырождается и на смену ему приходит средневековое, но именно портретное искусство долго не сдает своих позиций. Состояние кризиса в античном обществе заметно отразилось не только в искусстве, но и в философии того времени. Стоики проповедовали невозмутимость и спокойствие, покорность судьбе, отстаивали возможность самоубийства ввиду невозможности человека жить разумно и морально. Участие в общественной жизни государства допускалось, по их мнению, лишь в случае, если оно не вынуждало к безнравственным поступкам.

Список используемой литературы

1. Мамонтов С.П. Основы культурологи. – М., 1993.

2. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия. Культура. – М., 1991.

3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998 г.

4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 2000.

baza-referat.ru

Искусство Древней Греции - Википедия

Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи. Характерно для Древней Греции, её колоний, части Скифии и эллинистического побережья Передней Азии.

Периодизация древнегреческого искусства[ | ]

  1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.—VIII в. до н. э.
    1. Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.— ок. 900 г. до н. э.
    2. Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н. э.— ок. 750 г. до н. э.
    3. Поздний геометрический период (Дипилон) — ок.750 г. до н. э.— нач. VII в. до н. э.
  2. Архаический период — VII в. до н. э.— нач. V в. до н. э.
    1. Ранняя архаика — нач. VII в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.
    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.
  3. Классический период — V в. до н. э.— сер. IV в. до н. э.
    1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н. э.
    2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н. э.
    3. Поздняя классика — IV в. до н. э.
  4. Эллинистический период — сер. IV в. до н. э. — I в. до н. э.

Характеристика периодов[ | ]

Эпоха геометрики[ | ]
Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725—700 гг. до н. э., Лувр

Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.

В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставлено на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Характерна сырцово-деревянная архитектура с перекрытиями вальмового типа (четырёхскатная крыша). Постройки, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

  • Храм Аполлона Карнейского на о. Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.
  • Храм Артемиды Орфии в Спарте.
  • Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

Поздняя геометрика[ | ]
Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н. э. Лувр

Эпоха поздней геометрики получила название «дипилонской» по сосудам и фрескам, найденным у Дипилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т. н. ковровое решение.

Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лощение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.

Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:

  • стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
  • стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.
Архаический период (VII—VI вв. до н. э.)[ | ]
Голова куроса, Музей Афинского Акрополя

7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Классический период (5 в. до н. э.— сер.4. в. до н. э.)[ | ]

Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Эллинизм[ | ]

Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и её распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э. — период упадка эллинизма и его гибели.

Отмечают отход в III—II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие — с «суровой любовью к року»[1].

Историография[ | ]

В «Истории искусства древности» (1764) И. И. Винкельман приписал «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов» влиянию «отчасти климата, отчасти государственного устройства и управления, и вызванного ими склада мыслей, но, не менее того, и уважению греков к художникам и распространению и применению в их среде предметов искусства»[2].

Виды искусств[ | ]

Архитектура[ | ]

см.: Архитектура Древней Греции

Скульптура[ | ]

см.: Скульптура Древней Греции

В целом, носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип — калокагатия — сочетание красоты и силы.

История древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э.. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8 вв. до н. э. — гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. — архаика; 5 в — первые 3 четверти 4 в до н. э. — классика; 4 четверть 4 в — 1 в до н. э. — эллинизм. Принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько более того, что видит глаз. Бронза становится излюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нём легче придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас даже «выдуманное». Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. «Дискобол» «Дорифор» — юноша-копьеносец (Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Неаполь, Национальный музей). В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности: юный атлет, тоже, конечно, олицетворяющий прекрасного и доблестного гражданина, кажется нам углубленным в свои мысли — и вся фигура его исполнена чисто эллинского классического благородства. Это не только статуя, а канон в точном смысле слова. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) был знаменитейшим скульптором. Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновение) Калокагати́я («прекрасный и хороший», в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.

Терракота[ | ]

Терракоты - статуэтки из обожжённой глины.

Костюм[ | ]

Глиптика[ | ]

Глиптика(резьба по камню) получает распространение в эпоху эллинизма.

Литература[ | ]

см.: Древнегреческая литература

Театр[ | ]

см.: Древнегреческий театр

Памятники[ | ]

Материальные свидетельства[ | ]

  • Археологические памятники
  • Римские копии

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. — Искусство, 1987.
  • Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. — М., 1953.
  • Бритова Н.Н. Греческая терракота. — М., 1969.
  • Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. — М., 1972.
  • Колпинский Ю. Д. Искусство Древней Греции. — М.: Искусство, 1961.
  • Колпинский Ю. Д. Скульптура Древней Эллады. — М.: Искусство, 1963.
  • Лосев А.Ф. История античной эстетики. — М., 1963-1988.
  • Полевой В. М. Искусство Греции. — М.: Советский художник, 1984.
  • Сомов А. И.,. Древне-греческое искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также