Рассказ о жизни древних людейДревнейшие люди. Древнейшие люди появились на Земле больше миллиона лет назад. Они сильно отличались от людей нашего времени и были похожи на крупных обезьян. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. При ходьбе люди сильно наклонялись вперед. Их руки свешивались ниже колен. Пальцы у них были неловкие; люди могли выполнять своими руками только самую простую работу: рыть землю, хватать, ударять. Люди издавали лишь немногие отрывистые звуки. Этими звуками они выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. 2. Орудия труда. У человека не было таких могучих лап, крепких когтей и зубов, как у больших хищных зверей. Но древнейшие люди пользовались камнями с заостренным краем. Чтобы заострить край камня, человек откалывал от него мелкие кусочки, ударяя по нему другим камнем. Камень с заостренным краем называют ручным рубилом. Им можно разрубить кости, вырубить дубину, заточить конец палки для копания земли. Рубило крепче любых зубов и когтей, а удар тяжелой дубиной сильнее удара медвежьей лапы. Рубило, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека; с помощью их люди добывали себе пищу, Ни одно животное не может сделать даже самых простых орудий труда. Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейшего человека от животных. 3. Занятия древнейших людей. Люди собирали плоды и птичьи яйца, с помощью палок и рубил выкапывали съедобные корни и личинки насекомых, разрывали норы небольших животных. Такое занятие называется собирательством; люди собирали то, что им давала природа. Группы людей, вооруженных дубинами, заостренными палками и рубилами, охотились на больных и отставших от стада крупных животных: зубров, оленей, кабанов. Собирательство и охота были первыми занятиями человека. 4. Овладение огнем. Как боятся огня дикие звери, так боялись его и древнейшие люди. В страхе бежали они от лесного пожара, вспыхивавшего от удара молнии. Еще страшнее была огненная лава, разливавшаяся при извержении вулкана. Но люди заметили, что грозный огонь может быть и верным другом: он согревает в холодную погоду и защищает от хищных, зверей. Взяв огонь при пожаре или извержении вулкана, люди разводили костры. День и ночь у костра дежурили люди, подбрасывавшие в него хворост. Если люди переходили на новое место, они несли с собой тлеющую головню. Свирепые хищники не осмеливались нападать на людей, сидевших ночью у ярко горевшего огня". Они отступали перед человеком с пылающей веткой в руках. Мясо и растения, запеченные на огне, были вкуснее и питательнее сырых. 5. Человеческое стадо. Жизнь древнейших людей была очень тяжелой и полной опасностей. Нередко встреча с крупным зверем оканчивалась гибелью человека. Далеко не всегда людям удавалось найти достаточно пиши. Больше половины их не доживало до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие — от болезней и голода. Древнейшие люди не могли жить поодиночке, они не добыли бы себе еды и не смогли бы поддерживать огонь. Люди вымерли бы от голода или были бы истреблены хищниками. Поэтому они жили группами — коллективами, совместно добывали пищу и обогревались около общего костра. В коллективе было несколько десятков человек; большее число людей не прокормилось бы в одной местности. Коллективы не были постоянными. Люди сходились и расходились, как сходятся в стада дикие животные. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом. Древнейшие человеческие стада могли жить только в теплых странах, где была богатая растительность и где можно было обходиться без одежды и жилища. Следы жизни древнейших людей обнаружены в Африке, Азии и Европе.
cwetochki.ru
рассказ о древних людях
Древнейшие люди. Древнейшие люди появились на Земле больше миллиона лет назад. Они сильно отличались от людей нашего времени и были похожи на крупных обезьян. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. При ходьбе люди сильно наклонялись вперед. Их руки свешивались ниже колен. Пальцы у них были неловкие; люди могли выполнять своими руками только самую простую работу: рыть землю, хватать, ударять. Люди издавали лишь немногие отрывистые звуки. Этими звуками они выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. 2. Орудия труда. У человека не было таких могучих лап, крепких когтей и зубов, как у больших хищных зверей. Но древнейшие люди пользовались камнями с заостренным краем. Чтобы заострить край камня, человек откалывал от него мелкие кусочки, ударяя по нему другим камнем. Камень с заостренным краем называют ручным рубилом. Им можно разрубить кости, вырубить дубину, заточить конец палки для копания земли. Рубило крепче любых зубов и когтей, а удар тяжелой дубиной сильнее удара медвежьей лапы. Рубило, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека; с помощью их люди добывали себе пищу, Ни одно животное не может сделать даже самых простых орудий труда. Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейшего человека от животных. 3. Занятия древнейших людей. Люди собирали плоды и птичьи яйца, с помощью палок и рубил выкапывали съедобные корни и личинки насекомых, разрывали норы небольших животных. Такое занятие называется собирательством; люди собирали то, что им давала природа. Группы людей, вооруженных дубинами, заостренными палками и рубилами, охотились на больных и отставших от стада крупных животных: зубров, оленей, кабанов. Собирательство и охота были первыми занятиями человека. 4. Овладение огнем. Как боятся огня дикие звери, так боялись его и древнейшие люди. В страхе бежали они от лесного пожара, вспыхивавшего от удара молнии. Еще страшнее была огненная лава, разливавшаяся при извержении вулкана. Но люди заметили, что грозный огонь может быть и верным другом: он согревает в холодную погоду и защищает от хищных, зверей. Взяв огонь при пожаре или извержении вулкана, люди разводили костры. День и ночь у костра дежурили люди, подбрасывавшие в него хворост. Если люди переходили на новое место, они несли с собой тлеющую головню. Свирепые хищники не осмеливались нападать на людей, сидевших ночью у ярко горевшего огня". Они отступали перед человеком с пылающей веткой в руках. Мясо и растения, запеченные на огне, были вкуснее и питательнее сырых. 5. Человеческое стадо. Жизнь древнейших людей была очень тяжелой и полной опасностей. Нередко встреча с крупным зверем оканчивалась гибелью человека. Далеко не всегда людям удавалось найти достаточно пиши. Больше половины их не доживало до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие — от болезней и голода. Древнейшие люди не могли жить поодиночке, они не добыли бы себе еды и не смогли бы поддерживать огонь. Люди вымерли бы от голода или были бы истреблены хищниками. Поэтому они жили группами — коллективами, совместно добывали пищу и обогревались около общего костра. В коллективе было несколько десятков человек; большее число людей не прокормилось бы в одной местности. Коллективы не были постоянными. Люди сходились и расходились, как сходятся в стада дикие животные. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом. Древнейшие человеческие стада могли жить только в теплых странах, где была богатая растительность и где можно было обходиться без одежды и жилища. Следы жизни древнейших людей обнаружены в Африке, Азии и Европе.
gramotey.com
Древнейшие люди. - история, уроки
Урок 2. Древнейшие люди
Цели: подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями; правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии). *
I. Организационный момент
Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум главным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом организует другие формы проверки домашнего задания.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»
Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно ис- I юльзовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восстанавливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.
Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)
Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка выполнения задания № 1 в рабочих тетрадях.
Переход к новой теме
Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.
Изучение новой темы
План
Облик далеких предков.
Первое орудие труда.
Охота и овладение огнем.
На доске: тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое
стадо, палка-копалка, рубило.
Рассказ учителя.
Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).
Работа по карте (с. 7 Вигасина или с. 15 Михайловского).
Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)
Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)
Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.
Задание: рассмотрите рисунки (с. 8 Вигасина или с. 13 Михайловского) и опишите облик древнейших людей.
Беседа по вопросам.
Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.) *
Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)
(Это определение дается учителем и записывается на доске, детьми - в тетради.)
Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)
Работа с текстом учебника (с. 9 Вигасина или с. 18-19 Михайловского).
Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди.
Работа с новыми терминами.
Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.
Рассказ учителя.
Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Выслушать доводы детей. Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...
Работа с художественной литературой.
Зачитать отрывок из книги Д'Эрвильи «Приключение доисторического мальчика». Остановить прочтение на одном из интересных мест и попросить рассказать продолжение на следующем уроке. Такой прием часто является стимулом для работы с дополнительными источниками информации. Например, цитата из вышеуказанной книги.
«.. .Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли вовремя вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.
Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.
Огонь умер... - проворчал один начальник. - И пусть он будет отомщен.
Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.
Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и...»
Закрепление изученного материала
Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 2 (с. 3).
Впишите недостающие слова.
Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)
Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).
Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).
Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 1 Вигасина или § 1 Михайловского; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»; знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?
Дополнительный материал
В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, почему они и получили название южных обезьян (от лат. australis - южный и греч. pitekos - обезьяна).
Ростом австралопитеки были примерно с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам. И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня - грубые желваки с режущим краем. Второй этап становления человечества - эпоха питекантропов (от греч. pitekos - обезьяна и anthropos - человек). Объем мозга у них достигает до 1 ООО см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см3). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг. Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем. Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы помнились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению
они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.
Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.