Древний период архаика. Архаика - это примитивная культура или нет? Значение слова "архаика"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос 2. Гомеровский период и древнегреческая архаика. Древний период архаика


Архаический период Википедия

Архаи́ческий пери́од в исто́рии Гре́ции (750—480 гг. до н. э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

В конце XX века термин «архаический» был подвергнут критике: Энтони Снодграсс указывает, что неверно рассматривать этот период как «подготовку» к классической эре — он был самостоятельным эпизодом греческой истории с собственной развитой культурой[1], а Майкл Грант замечает, что «архаичность» подразумевает некую примитивность, тогда как архаическая Греция была одним из наиболее плодотворных периодов в мировой истории[2].

По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения (население Греции выросло десятикратно) и материального благосостояния (уровень материального производства в Элладе и эллинских колониях был определённо самым впечатляющим по найденным артефактам), пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры.[3] Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись, характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

Периодизация

  • Архаический период — VII век до н. э.— начало V века до н. э.
    1. Ранняя архаика — начало VII века до н. э. — 570-е годы до н. э.
    2. Зрелая архаика — 570-е годы до н. э. — 525-е годы до н. э.
    3. Поздняя архаика — 525-е годы до н. э. — 490-е годы до н. э.

Общество

Полисы

Микенская Греция была разделена на царства, на территории каждого из которых население жило в городах и крупных поместьях, принадлежавших знати. Царствами правили цари, претендовавшие на божественное происхождение и правившие из столиц — «полисов», в которых находились дворцы или цитадели-акрополи («высокие города»), которые для целей эффективной обороны возводились на наиболее высоких в данной местности холмах. В течение тёмных веков дворцы, цари и усадьбы перестали существовать, население уменьшилось, города были покинуты или превратились в деревни среди руин, а на смену царской бюрократии пришли более примитивные формы власти в виде племенной структуры.

Резкий рост населения в начале архаического периода стал причиной возврата к городскому образу жизни, основания новых городов и расширения старых центров.

Маргалит Финкельберг[4] посвятила своё исследование обычаям наследования легендарных и исторических царей в доклассической Греции, где наследование от отца к сыну не было нормой, а существовал иной обычай: новый царь, обычно изгнанный из какого-либо иного царского рода, завоёвывал своё право стать «зятем» прежнего царя, что легимизировалось браком с его «дочерью» (термин, по-видимому, также условный). Такая традиция неоднократно повторяется в греческой мифологии и связана с такими известными именами, как Пелопс, Беллерофонт, Мелампой, Пелей, Теламон, Тевкр, Андраймон, Диомед, Менелай и рядом других. В Греции вплоть до эллинистического периода отсутствует перечень царей, столь характерный для Ближнего Востока и Анатолии. Если царю наследовал его «зять», то, как отмечает Финкельберг (1991:305), это означало, что царице наследовала её дочь, притом, что в остальном культура оставалась патриархальной: «Это означает, что в Спарте, очевидно, и в других местах, где засвидетельствовано царство по праву брака скорее чем по праву наследования, мы наблюдаем линию цариц от матери к дочери».

К концу Архаического периода, цари были смещены тиранами, появился новый вид правительства- город-государство, также называемый полисом. Царства окончательно исчезли, даже несмотря на то, что продолжали существовать царские династии, память о которых хранилась обществом. Взамен возникла новая организация: многие крупные населённые пункты стали автономными, во главе с правительством республиканского типа. Этот процесс обозначает древнегреческий термин синойкизм, который обозначает поглощение деревень и включение племенных структур в состав полисов. Типичным публичным зданием становится акрополь.[5]

Искусство

Надгробный сфинкс, 560—550 гг. до н. э., Археологический музей, Афины

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. В эпоху архаики, бывшей временем становления греческих полисов и интенсивного сложения древне-греческой культуры, формируются основные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие ордерная система (в том числе дорический и ионический ордера) [6].

Керамика

В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. — краснофигурный стиль.

В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль.

С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем».

Архитектура

Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.

Скульптура

В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Примеры архаического греческого искусства

История

Конфликты

Смотрите также

Важные деятели архаического периода

Государственные деятели

Эпические поэты

Философы

Лирические поэты

Логографы

Баснописцы

Сатирические поэты

Примечания

  1. ↑ Snodgrass, p. 13.
  2. ↑ Grant, Michael. The Rise of the Greeks. — New York : Charles Scribner's Sons, 1988. — P. xii.
  3. ↑ Snodgrass, pp. 13, 23.
  4. ↑ Margalit Finkelberg, «Royal Succession in Heroic Greece» The Classical Quarterly, New Series, 41.2 (1991:303-316)
  5. ↑ Snodgrass, pp. 28-34.
  6. ↑ Архаика. Медиаэнциклопедия ИЗО.

Литература

  • Андреев Ю. В. Гомеровское общество: Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции 11-8 вв. до н. э. — СПб., 2004. — 496 с. — ISBN 5-98187-029-X.
  • Залюбовина Г. Т. Архаическая Греция: Особенности мировоззрения и идеологии. — М., 1992. — 92 с. — ISBN 5-7042-0793-6.
  • Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в 6 в. до н. э. — М., 1964. — 272 с.
  • Кембриджская история древнего мира. Т. 3. Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII—VI века до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда. Пер. с англ., подготовка текста, предисловие и примечания А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2007. 653 с. ISBN 978-5-86218-467-9
  • Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества: о. Родос 9-7 вв. до н. э. — Л., 1951. — 344 с.
  • Лаптева М. Ю. У истоков древнегреческой цивилизации: Иония 11-6 вв. до н. э. — СПб., 2009. — 512 с. — ISBN 978-5-93762-061-3.
  • Суриков И. Е. Проблемы раннего афинского законодательства. — М., 2004. — 144 с. — ISBN 5-9551-0040-7.
  • Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. — СПб., 2004. — 272 с. — ISBN 5-288-03520-2.
  • Шишова И. А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. — Л., 1991. — 224 с. — ISBN 5-02-027289-2.
  • Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. — М., 1990. — 272 с. — ISBN 5-02-016456-9.
  • Richter, Gisela M.A. A Handbook of Greek Art: Third Edition Newly Revised. — Phaidon Publishers Inc., 1963.
  • Snodgrass, Anthony. Archaic Greece: The Age of Experiment. — London Melbourne Toronto : J M Dent & Sons Ltd, 1980. — ISBN 0-460-04338-2.
  • George Grote, J. M. Mitchell, Max Cary, Paul Cartledge, A History of Greece: From the Time of Solon to 403 B.C., Routledge, 2001. ISBN 0-415-22369-5

Ссылки

wikiredia.ru

Архаический период (архаика) | История культуры

Следующий период, о котором пойдёт речь – это архаический период (VIII — VI века до н.э.), период архаики, это эпоха формирования греческого полиса.

Итак, что есть полис? Есть много определений, что есть полис, причём над этим задумывались ещё в эпоху античности. В частности, скажем, в произведениях Аристотеля, в его же “Политике” и даётся исследование определения этого уникального явления. То есть сами греки уже осознавали специфичность и особенность своей общественной жизни. В современной науке обычно используется два определения наиболее широко распространённых.

Самое элементарное, самое примитивное определение, которое есть и в школьном учебнике: полис — это есть город-государство. Это хорошее определение, оно возникло в немецкой исторической науке в XIX веке, и в этом определении следующее является справедливым. Первое, на что указывает это определение — то, что для полиса очень важно наличие городского центра. Вот греческая цивилизация, которая с этого момента, т.е с периода архаики, возникнет – это цивилизация, в отличие от предшествующей эпохи, это цивилизация городская. Это цивилизация урбанистическая. Город будет являться центром всей жизни: экономической, культурной, политической жизни и т.д. Понимаете ли, и раньше были города, и на востоке были города, но они вписывались в структуры существующих деспотических монархий, прежде всего, как административные центры, как укрепления и т.д., здесь же впервые возникнет город, прежде всего, как политический и экономический центр. Это очень важно.

Вот современная городская цивилизация, западная цивилизация, она в основном городская, она в какой-то степени берёт начало именно оттуда. Хотя здесь трудно проследить прямую преемственность. В следующем году, надеюсь, когда я вам буду рассказывать о средних веках, мы будем говорить о средневековых городах. Они в какой-то степени наследники античности, но в значительной степени они возникнут исходя из своих собственных причин и по своим собственным закономерностям будут развиваться. Вот современные города связаны жёстко со средневековыми городами Западной Европы. Но, повторяю, город как таковой возникнет у нас ещё в античности.

Второе, что в этом определении важно – город-государство. Вот это определение подчёркивает очень интересную особенность, интересную особенно для нас. То, что все греческие государства, а полис – это государство, этим же словом обозначается и город, это тоже полис, потому что это в принципе характеризует то, что все греческие государства были очень маленькими. А вот это очень важный момент.

Понимаете ли, конечно хорошо жить в большой, мощной державе, все народы как-то так стремятся быть крупными. Вот нам было хорошо быть 1/6 частью суши. Сейчас мы 1/8 часть суши, это тоже неплохо. Китайская, скажем, империя, империя Александра Македонского, Римская империя, всё колоссальные такие политические образования. Так вот греческие полисы, а мы сегодня же с вами будем говорить о архаическом периоде, в частности будем говорить об одном из самых ярких достижения греческой цивилизации – именно о демократии. Так вот хочу сразу определить, что многие явления, которые и делают античность столь яркой и впечатляющей, были возможны только потому, что эта культура, эта цивилизация развивалась в маленьких политических организмах.

Далее — Греческие полисы

www.culturhistory.ru

Архаика Википедия

Архаи́ческий пери́од в исто́рии Гре́ции (750—480 гг. до н. э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

В конце XX века термин «архаический» был подвергнут критике: Энтони Снодграсс указывает, что неверно рассматривать этот период как «подготовку» к классической эре — он был самостоятельным эпизодом греческой истории с собственной развитой культурой[1], а Майкл Грант замечает, что «архаичность» подразумевает некую примитивность, тогда как архаическая Греция была одним из наиболее плодотворных периодов в мировой истории[2].

По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения (население Греции выросло десятикратно) и материального благосостояния (уровень материального производства в Элладе и эллинских колониях был определённо самым впечатляющим по найденным артефактам), пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры.[3] Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись, характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

Периодизация

  • Архаический период — VII век до н. э.— начало V века до н. э.
    1. Ранняя архаика — начало VII века до н. э. — 570-е годы до н. э.
    2. Зрелая архаика — 570-е годы до н. э. — 525-е годы до н. э.
    3. Поздняя архаика — 525-е годы до н. э. — 490-е годы до н. э.

Общество

Полисы

Микенская Греция была разделена на царства, на территории каждого из которых население жило в городах и крупных поместьях, принадлежавших знати. Царствами правили цари, претендовавшие на божественное происхождение и правившие из столиц — «полисов», в которых находились дворцы или цитадели-акрополи («высокие города»), которые для целей эффективной обороны возводились на наиболее высоких в данной местности холмах. В течение тёмных веков дворцы, цари и усадьбы перестали существовать, население уменьшилось, города были покинуты или превратились в деревни среди руин, а на смену царской бюрократии пришли более примитивные формы власти в виде племенной структуры.

Резкий рост населения в начале архаического периода стал причиной возврата к городскому образу жизни, основания новых городов и расширения старых центров.

Маргалит Финкельберг[4] посвятила своё исследование обычаям наследования легендарных и исторических царей в доклассической Греции, где наследование от отца к сыну не было нормой, а существовал иной обычай: новый царь, обычно изгнанный из какого-либо иного царского рода, завоёвывал своё право стать «зятем» прежнего царя, что легимизировалось браком с его «дочерью» (термин, по-видимому, также условный). Такая традиция неоднократно повторяется в греческой мифологии и связана с такими известными именами, как Пелопс, Беллерофонт, Мелампой, Пелей, Теламон, Тевкр, Андраймон, Диомед, Менелай и рядом других. В Греции вплоть до эллинистического периода отсутствует перечень царей, столь характерный для Ближнего Востока и Анатолии. Если царю наследовал его «зять», то, как отмечает Финкельберг (1991:305), это означало, что царице наследовала её дочь, притом, что в остальном культура оставалась патриархальной: «Это означает, что в Спарте, очевидно, и в других местах, где засвидетельствовано царство по праву брака скорее чем по праву наследования, мы наблюдаем линию цариц от матери к дочери».

К концу Архаического периода, цари были смещены тиранами, появился новый вид правительства- город-государство, также называемый полисом. Царства окончательно исчезли, даже несмотря на то, что продолжали существовать царские династии, память о которых хранилась обществом. Взамен возникла новая организация: многие крупные населённые пункты стали автономными, во главе с правительством республиканского типа. Этот процесс обозначает древнегреческий термин синойкизм, который обозначает поглощение деревень и включение племенных структур в состав полисов. Типичным публичным зданием становится акрополь.[5]

Искусство

Надгробный сфинкс, 560—550 гг. до н. э., Археологический музей, Афины

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. В эпоху архаики, бывшей временем становления греческих полисов и интенсивного сложения древне-греческой культуры, формируются основные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие ордерная система (в том числе дорический и ионический ордера) [6].

Керамика

В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. — краснофигурный стиль.

В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль.

С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем».

Архитектура

Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.

Скульптура

В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Примеры архаического греческого искусства

История

Конфликты

Смотрите также

Важные деятели архаического периода

Государственные деятели

Эпические поэты

Философы

Лирические поэты

Логографы

Баснописцы

Сатирические поэты

Примечания

  1. ↑ Snodgrass, p. 13.
  2. ↑ Grant, Michael. The Rise of the Greeks. — New York : Charles Scribner's Sons, 1988. — P. xii.
  3. ↑ Snodgrass, pp. 13, 23.
  4. ↑ Margalit Finkelberg, «Royal Succession in Heroic Greece» The Classical Quarterly, New Series, 41.2 (1991:303-316)
  5. ↑ Snodgrass, pp. 28-34.
  6. ↑ Архаика. Медиаэнциклопедия ИЗО.

Литература

  • Андреев Ю. В. Гомеровское общество: Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции 11-8 вв. до н. э. — СПб., 2004. — 496 с. — ISBN 5-98187-029-X.
  • Залюбовина Г. Т. Архаическая Греция: Особенности мировоззрения и идеологии. — М., 1992. — 92 с. — ISBN 5-7042-0793-6.
  • Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в 6 в. до н. э. — М., 1964. — 272 с.
  • Кембриджская история древнего мира. Т. 3. Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII—VI века до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда. Пер. с англ., подготовка текста, предисловие и примечания А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2007. 653 с. ISBN 978-5-86218-467-9
  • Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества: о. Родос 9-7 вв. до н. э. — Л., 1951. — 344 с.
  • Лаптева М. Ю. У истоков древнегреческой цивилизации: Иония 11-6 вв. до н. э. — СПб., 2009. — 512 с. — ISBN 978-5-93762-061-3.
  • Суриков И. Е. Проблемы раннего афинского законодательства. — М., 2004. — 144 с. — ISBN 5-9551-0040-7.
  • Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. — СПб., 2004. — 272 с. — ISBN 5-288-03520-2.
  • Шишова И. А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. — Л., 1991. — 224 с. — ISBN 5-02-027289-2.
  • Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. — М., 1990. — 272 с. — ISBN 5-02-016456-9.
  • Richter, Gisela M.A. A Handbook of Greek Art: Third Edition Newly Revised. — Phaidon Publishers Inc., 1963.
  • Snodgrass, Anthony. Archaic Greece: The Age of Experiment. — London Melbourne Toronto : J M Dent & Sons Ltd, 1980. — ISBN 0-460-04338-2.
  • George Grote, J. M. Mitchell, Max Cary, Paul Cartledge, A History of Greece: From the Time of Solon to 403 B.C., Routledge, 2001. ISBN 0-415-22369-5

Ссылки

wikiredia.ru

это примитивная культура или нет? Значение слова "архаика"

История человечества поделена на множество периодов. Считается, что подобный способ позволяет лучше разобраться в прошлом. Древнейшие периоды, в которые существовало человечество, называют архаикой. Что означает это понятие и где оно употребляется - можно узнать из статьи.

Перевод и общее значение

архаика это

Слово происходит из греческого языка и переводится на русский как "старинный" или "древний". Каково же значение слова "архаика"? В словарях их два.

Первое означает ранний этап в историческом формировании какого-нибудь явления. Второе значение описано более подробно, поскольку так называют период в искусстве Древней Греции. То есть архаика – это период, который предшествовал классике.

Архаический период Древней Греции

что такое архаика

Период был введен в обиход историками в восемнадцатом веке. Он датируется 750-480 годами до нашей эры. Подобные временные рамки были взяты не зря. На 750 год до нашей эры пришелся пик резкого роста греческого населения и улучшения его материального благосостояния. Завершился архаический период 480 годом до нашей эры, когда Ксеркс вторгся в Элладу.

Архаика – это понятие о культуре Древней Греции. Оно возникло в результате изучения греческого искусства, а именно декоративного и пластического.

Позже понятие распространилось на всю историю искусства и общественную жизнь Эллады. В архаический период происходило значительное развитие философии, политической теории, поэзии, театра, а также подъем демократии и возрождение письма.

Ученый Энтони Снодграсс подвергает критике термин "архаичность" для истории Древней Греции. Для него архаика – это примитивность, поэтому применять такое понятие по отношению к Элладе того времени недопустимо. Он считает данный период наиболее плодотворным в мировой истории. Что же это за историческое явление в общих чертах?

Архаическая культура

значение слова архаика

Данный период в своем историческом развитии предшествует цивилизованному миру. Он является наиболее ранней формой человеческой коллективности с соответствующей культурой и представлениями о вере.

Архаика – это определенная постоянная величина, которая гарантирует постоянное и стабильное воспроизводство социокультурного объекта. Время в данной культуре является нескончаемой цепью возвращения к первоистокам. Благодаря этому мир никогда не меняется и остается на этапе своего появления.

Что такое архаика для духовного мира человека? Она представляет собой абсолютную неизменность жизни. Ее механизмы ограждают человека от новых моделей поведения в мире. Социокультурные механизмы препятствуют появлению новых желаний.

Существовавший миф о постоянном возвращении к истокам давал человеку этого периода возможность преодолеть быстротечность его бытия. Мир в данной культуре отличался своей упорядоченностью. Он оставался таким, как в момент своего сотворения из хаоса.

Принципы архаики положены в основу этнических культур человеческой истории. В сферу искусства архаика окончательно была привнесена в период Нового времени.

fb.ru

Вопрос 2. Гомеровский период и древнегреческая архаика

При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Боннар, А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. / А. Боннар; пер с фр. – М. – 1995. – 671 с.; Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегречечской культуре / М. Л. Гаспаров. – М. – 2002. – 384 с.; Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий; пер. с польск. – М. – 1986. – 350 с.

Дорийское переселение привело к временному упадку культуры. Этот период называют также темными веками, предполисным и мифологическим. Основным источником для его характеристики служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Изучение поэм Гомера породило большую литературу, связанную с так называемым гомеровским вопросом, т.е. с вопросом об авторстве и времени создания поэм. Большинство ученых считают, что основной текст гомеровских поэм сложился в IX в. до н.э., а записаны они были гораздо позже; окончательной обработке и разделению на песни текст поэм подвергли александрийские ученые III-II вв. до н.э. Описанная в «Илиаде» и «Одиссее» Троянская война отражает реальные исторические события. Факт вторжения греков в Малую Азию и имена некоторых упомянутых в поэмах племен и вождей нашли подтверждение в расшифрованных документах архива хеттских царей. Крушение централизованных систем Крита и Микен привели к стремлению военных предводителей родовой аристократии превратить свою первоначальную власть во власть институализированную и наследственную. Развернулась борьба за славу, доблести и богатство. Подвиги греческих героев-аристократов воспеваются в поэмах Гомера. В них мы видим своеобразный «кодекс чести», которым руководствуются гомеровские герои. Основная норма, в соответствии с которой дается позитивная или негативная оценка героя, - его «доблесть» («арете»). Доблесть эта – военная, она отождествляется с храбростью, воинственностью. Плод геройской доблести – честь («тиме»), имеющая не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определенными благами, почет и уважение, связанные с высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды. Греки стремились к славе – признанию их воинских заслуг обществом. Третья норма гомеровского героя – стыд («айдос»). «Айдос» - наиболее оперативный механизм, который позволяет обществу оценить поступки героя сообразно их общественному значению. Таким образом, нормами гомеровского героя становятся «честь», «слава», «стыд», являющиеся одновременно и индивидуальными, и общественными [18, C. 509-511]. Они тесным образом связаны с нормами родового строя. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание; боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, должен и может рационально строить с ними отношения. Гомеровская эпоха демонстрирует агональность (состязательность) как норму культуротворчества.

Следующий архаический период (VIII – VI вв. до н. э.) – это период наиболее интенсивного развития античного общества, характеризующийся дальнейшим развитием процесса имущественного и социального расслоения, ростом обмена и торговли, образованием классового общества и государства, обострением социальной борьбы. В это время проходила Великая греческая колонизация. По мнению Фукидида и Геродота, вывод колоний за пределы собственной территории был для многих греческих общин средством сравнительно мирного разрешения социальных противоречий. Выделяют три основных направления колонизации: западное, самое мощное: Сицилия, Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой Грецией; северо-восточное – на побережье Черного моря; южное и юго-восточное – самое слабое, так как здесь греки встретили мощное сопротивление финикийских торговцев. Основные причины колонизации: недостаток земли в связи с увеличением населения и концентрация земель в руках знати; необходимость новых источников сырья; поиск новых рынков сбыта для сельскохозяйственной продукции и ремесла; потребность в металле, который отсутствовал в Греции; стремление греков поставить под контроль торговые пути; политическая борьба, которая вынуждала потерпевших поражение искать удачи в колониях [4, C. 118-119].

Именно в этот период определились специфические особенности цивилизации античного типа. К ним можно отнести классическое рабство, систему денежного обращения и рынок, что было свидетельством рациональной экономики и формирование полисного строя. Честь, храбрость, верность слову, готовность защитить себя и своих близких, стремление считать интересы полиса выше собственных имущественных или семейных интересов составляли основу полисного мировоззрения.

Полис появился в Греции около VI в. до н.э.. Полис – это город-государство, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Следовательно, полис имел определенную территорию, был самостоятельным государством с определенной системой органов власти и управления, внутренней и внешней политикой, экономическим и культурным центром. По формам правления различались демократические, олигархические, тиранические и др. полисы. Так, Афины были демократическим полисом. Фивы, Фессалия, Спарта – олигархическим, Коринф – аристократическим.

Полис имел постоянное население, небольшое по численности, избыточное население выводилось из полиса в процессе колонизации. В состав населения полиса входили полноправные граждане (коренные жители), неграждане (метеки), прибывшие из других греческих городов, рабы. Каждый полис являлся определенной формой общности людей, объединявший лишь полноправных свободных граждан (гражданской общиной). Экономической основой полиса была двуединая форма собственности. С одной стороны – общая собственность гражданского коллектива на всю территорию и богатства полиса, с другой – индивидуальная частная собственность каждого гражданина. Собственником земли в полисе мог быть только полноправный гражданин. Вне зависимости от формы правления, существовавшей в полисе, члены гражданской общины обладали правами на участие в его политической жизни. Вместе с тем, члены гражданской общины были обязаны участвовать в полисном ополчении, защищать землю и население от внешних врагов. Особый вклад в формирование афинской полисной системы внес Солон, ставший в 594 году до н. э. архонтом (высшим должностным лицом) и проведший ряд реформ, положивших начало цензовой демократии.

Граждане афинского полиса имели права и обязанности. К основным правам можно отнести возможность владения землей и движимым имуществом, получение экономической помощи государства; право на решение дел своего полиса, участие в Народном собрании, Совете, выборных органах; право на свободу и личную независимость; на ношение оружия и службу в ополчении, наличие места в фаланге тяжеловооруженных гоплитов; право защиты своего дела перед судом и на защиту и покровительство афинских законов; право на участие в общественных праздниках; на вступление в законный брак; на почитание и защиту отечественных богов. В обязанности афинских граждан входило бережное отношение к своему имуществу и необходимость трудиться на своем участке, оказание помощи полису всеми средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защита его от врагов с оружием в руках, повиновение законам и избранным властям, активное участие в общественной жизни и почитание отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имевший земельный участок и обладавший известным достатком, физически развитый и получивший определенное воспитание.

В афинском полисе высшая власть принадлежала Народному собранию (экклесии). Его полномочия были достаточно широки – принимать государственные законы; утверждать объявление войны и заключение мира; вести переговоры с другими государствами и ратифицировать договоры с ними; избирать должностных лиц; обсуждать отчеты выборных лиц после их годичного управления; обсуждать и утверждать полисный бюджет; решать дела по продовольственному снабжению города; осуществлять контроль за сдачей в аренду полисного имущества, земель, рудников; утверждать наиболее крупные завещания; принимать решения об остракизме, т.е. изгнании любого гражданина, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй; осуществлять тщательный контроль за воспитанием юношей. Народное собрание решало вопросы организации празднеств и театральных представлений, проблему раздачи денег малоимущим гражданам, организации общественных работ. В греческих полисах было провозглашено равенство всех граждан перед законом. Таким образом, город-государство – полис выступал социальным гарантом своих граждан. Чувство патриотизма к полису – нравственная ценность гражданина. Полис был высшей ценностью для греков, они испытывали гордость за принадлежность к нему, существование человека вне полиса было невозможно. Защита полиса была высшим долгом гражданина, идеей гражданского долга и гражданского служения. Наряду с приоритетом общественных интересов над личными ценилась личная свобода, обладание правами, уважение к закону. Необходимо отметить приоритет традиций, почитание прошлого, обычаев, богов; личную свободу граждан и единство гражданского коллектива. Таким образом, сложился особый тип личности – свободной, преданной полису. Организация жизни в полисе создавала условия для появления ярких и сильных личностей в различные периоды исторического развития Греции: Гомер и Гесиод, Солон и Перикл, Софокл и Эсхил, Еврипид и Аристофан, Архилох и Анакреонт, Алкей и Сафо, Геродот, Фукидид и Ксенофонт, Фалес и Сократ, Фидий и Пракситель и их было очень много.

Греки никогда не отделяли власти религии от власти государства. Народное собрание, заседание сената и ареопага (высший орган судебной и политической власти в Афинах) открывались жертвоприношениями. Вначале своих речей ораторы взывали к богам-покровителям. Именно в период архаики завершается формирование древнегреческого пантеона богов. Боги в Элладе не зооморфны, как в Египте, а антропоморфны, т.е. уподоблены человеку, наделены человеческими свойствами. Боги Эллады – это те же люди, им присущи радость, гнев, страдание, печаль. Живут они на горе Олимп. В отличие от людей они бессмертны, в их жилах течет бесцветная кровь – ихор, питаются они нектаром и амбросией. Несмотря на то, что боги были всесильны, они, как люди, не были свободны от бедствий – над миром царит неизбежная судьба, распоряжающаяся участью и человека, и богов. Судьба, рок, неотвратимость и неизбежность («ананке») властвует над всем миром. Но люди не знают заранее, что написано в книге судеб и действуют по собственному разумению. Но если человек пытается нарушить волю богов и уклониться от выпавшей ему на долю судьбы, его жизнь неизбежно превратится в трагедию.

В космогонических мифах греки считали, что первоначально существовал Хаос – зияющее пустое пространство, породившее Гею, Эреба, Эроса, Тартар, Никту. Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов были дети Геи и Урана – титаны: Океан, Кей, Крий, Гиперион, Япет, Крон и титаниды: Тейя, Рея, Фемида, Мнемосина, Феба, Тетия, которых Уран заключил в глубокую пропасть под землю. Титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них Кронос (время) воцарился над миром. Но ему не удалось избежать борьбы со своими детьми, в результате победу одержал его младший сын Зевс. Он и стал верховным богом, а его жена Гера – владычецей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату – Аиду – подземное царство. Богом света и поэзии стал Аполлон, которого сопровождали девять муз: муза истории – Клио, лирической поэзии – Евтерпа, комедии – Талия, трагедии – Мельпомена, танца – Терпсихора, любовной, эротической поэзии – Эрато, пантомимы – Полигимния, астрономии – Урания, эпической поэзии и науки – Каллиопа. Афродита была богиней красоты, Гефест – богом огня и кузнечного мастерства, богом войны был Арес, богиней мудрости – Афина. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина – ткачеству, Дионис – виноделию, Гермес – торговле и т.д. Это были общегреческие боги. Кроме них в каждой области Греции были и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. У каждой гражданской общины были свои боги-покровители, которым покланялись в храмах. Вход в храм был доступен только гражданам. Каждый полис имел и свое сословие жрецов. Между жрецами двух различных городов не было никакой связи, никаких отношений. В Греции не было не только замкнутой касты жрецов, как в Египте, но и прочно организованного жреческого сословия. Большая часть жрецов выбиралась по жребию сроком на один год. В некоторых городах места жрецов продавались государством желающим приобрести их гражданам, которые, в свою очередь, их перепродавали или переуступали как личную собственность. Жрецы только отправляли религиозные культы, этому они обучались перед вступлением в должность. Их компетенция ограничивалась рамками храма. Над всеми ними не существовало никакой иной высшей власти, кроме власти народа.

Кроме мифологии, другой формой мировоззрения, прославившей античную Грецию, была философия, которая также появляется в архаический период. Стремление к истолкованию мифа, отсутствие замкнутой касты жрецов способствовало возникновению этой формы мировоззрения. Основой развития античной философии стало обобщение зачатков научных знаний, наблюдение за явлениями природы, анализ фактов и событий в общественной жизни своей страны, анализ достижений человеческой мысли народов Древнего Востока. Философия архаики очень близка к физике, поэтому получила название натурфилософии. Мудрецы (философ – греч. «любитель мудрости»), творившие в это время – Пифагор, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид – основное внимание уделяли проблемам природы, Космоса, бытия, первоначалам мира.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, которые устраивались греками в честь некоторых богов, именно в них ярче всего проявился агональный дух древнегреческой нации. В честь Аполлона – Пифийские игры, в честь Посейдона – Истмийские, но самыми значительными из них были Олимпийские игры в честь Зевса. Знатные аристократы состязались в силе, ловкости, упорстве. Победа в этих состязаниях приносила славу. Постепенно в греческом обществе утвердилась идея о победе как высшей ценности, которая прославляла победителя, приносила ему почет и уважение в обще6стве.

В архаический период появилась новая система письменности. Греки заимствовали семитский (финикийский) алфавит, усовершенствовали его, добавив несколько знаков для обозначения гласных, что привело к появлению алфавитного письма. Теперь стало возможно зафиксировать литературное творчество не только бессмертных эпических поэм Гомера, Гесиода, но и зарождающуюся лирическую поэзию. Внимание поэтов привлекают не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Архаика подарила миру много замечательных поэтов, среди них: Архилох с острова Парос (VII в.до н.э.) в своих произведениях боролся с устаревшими условностями во взглядах и поступках и критиковал героический пафос гомеровской поэзии. Другой поэт с острова Теос, Анакреонт (VI в. до н.э.) был певцом дружеских пиров и любви, его лирические и изящные стихи полны радости и грусти. В творчестве поэта Алкея преобладают темы любви, застолья мужчин, политики, войны, богов и героев. У поэтессы тончайшего лирического дарования Сафо с острова Лесбоса (VII-VI вв. до н.э.), которую древние греки называли «девятой музой», преобладали любовные стихи и эпиталамы (свадебные песни). По мнению А.Ф.Лосева «индивидуальная лирика могла появиться только тогда, когда появился индивидуальный поэт, а этот последний только тогда, когда человеческая личность вообще стала осознавать себя как нечто самостоятельное, что происходило в связи с распадом первобытного стихийного коллектива… Личность, зародившаяся в период восхождения рабовладельческой формации, была бесконечно свободнее и самостоятельнее той, которую допускала родовая община».

В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства, которые затем получили дальнейшее развитие в период классики. Начинает формироваться идеал красоты, который находит свое воплощение в статуях могучих обнаженных юношей – куросов. Создаются и задрапированные нарядными одеждами статуи девушек (кор), с загадочной архаической улыбкой, правдиво передающие облик. Греческие скульптуры ярко раскрашивались, что усиливало их выразительность и достоверность.

Подобно прекрасному телу атлета, в котором сочетались сила, стройность и спокойствие строились греческие храмы. Они возводились на возвышенностях, так чтобы их можно было видеть с любой точки долины, с соседних холмов и с моря. В эпоху архаики в VII в. до н.э. возникла система архитектурных ордеров – особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-строечной конструкции. Основные элементы конструкции четко расчленяются: постамент, колонны - несущие и антаблемент - несомые части здания. Наиболее распространенные в античном зодчестве ордера – дорический, ионический и коринфский. Отличить один ордер от другого можно по верхней части колонны – капители, на которую опирается горизонтальное перекрытие, антаблемент.

В период формирования полисной системы возникла монументальная живопись. Основными сюжетами росписей выполненных в технике фрески, служили древнегреческие мифы. Однако подлинного расцвета достигло искусство вазописи. Первоначально в вазописи господствовал геометрический стиль. С развитием торговых связей с Египтом и Малой Азией, с Месопотамией в росписях появились восточные мотивы: сфинксы, цветы лотоса, пальмовые листья, сирены. Затем вазописцы обратились к жанровым и мифологическим сценам, фантастическим образом, нанося на красный фон черные фигуры. Чернофигурная техника утверждается в конце VII в. до н.э., краснофигурная вазопись появляется менее чем через сто лет – в VI в. до н.э. Таким образом, архаический период заложил прочную основу для расцвета культуры в классический период.

studfiles.net

Древний период архаика 600 -480

 • Древний период – архаика. 600 -480 гг. до нашей эры. • Период • Древний период – архаика. 600 -480 гг. до нашей эры. • Период расцвета – классика. 480 -323 годы до нашей эры. • Поздний период – эллинизм. Этот период закончился в тридцатом году до нашей эры при завоевании Древнего Египта римлянами, который находился под греческим влиянием.

Греция – страна с великим архитектурным прошлым, в которой уделялось много внимания возведению храмов. Греция – страна с великим архитектурным прошлым, в которой уделялось много внимания возведению храмов. Греки в строительстве древнейших храмов еще в эпоху архаики заменили дерево белым мрамором и желтоватым известняком. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался своей многовековой прочностью.

Образ храма напоминал древнее жилище греков. Совсем скоро планировка каждого храма стала индивидуальной. Но Образ храма напоминал древнее жилище греков. Совсем скоро планировка каждого храма стала индивидуальной. Но некоторые особенности все же остались неизменными. Например, осталось неизменным ступенчатое основание храмов.

Храм представлял собой помещения без окон, которые окружали в несколько рядов колонны, а внутри Храм представлял собой помещения без окон, которые окружали в несколько рядов колонны, а внутри здания стояла статуя божества. Колонны поддерживали двускатную крышу и балки перекрытия. Народу не позволялось входить в храм, здесь имели право присутствовать только жрецы, поэтому все остальные любовались его красотой снаружи.

1 Храм в Антах. 2 Простиль. 3 Амфипростиль. 4 Периптер. 5 Диптер. 6 Псевдодиптер 1 Храм в Антах. 2 Простиль. 3 Амфипростиль. 4 Периптер. 5 Диптер. 6 Псевдодиптер 7 Толос.

В греческой архитектуре различались типы колонн и фризов, получившие названия ордеров. В греческой архитектуре различались типы колонн и фризов, получившие названия ордеров.

Самый ранний – дорический связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В дорическом Самый ранний – дорический связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В дорическом ордере мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы.

Ионический ордер развился в островной и малоазийской Греции. Ионические колонны, более тонкие и вытянутые, Ионический ордер развился в островной и малоазийской Греции. Ионические колонны, более тонкие и вытянутые, опираются на базу и завершаются капителью, высеченной из прямоугольного блока. Капитель образована двумя завитками (волютами). В большинстве дошедших до нас храмов применены дорический и ионический ордера.

Коринфский ордер появился в Афинах в 5 веке до н. э. Колонну венчает пышная Коринфский ордер появился в Афинах в 5 веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма.

Театры строились на склонах холмов, зрительские подмостки делались поперек склона, сценическая площадка находилась внизу. Театры строились на склонах холмов, зрительские подмостки делались поперек склона, сценическая площадка находилась внизу. Жилые дома строились таким образом, чтобы в центре получался маленький прямоугольный дворик.

Акрополь – священный город, в котором каждая руина говорит о красоте, неподвластной даже времени. Акрополь – священный город, в котором каждая руина говорит о красоте, неподвластной даже времени. На холм ведет мраморная широкая лестница. Возле нее, справа, возведен изящный небольшой храм богине победы Нике. Его очертания напоминают драгоценную шкатулку. Чтобы попасть на главную площадь, следует миновать ворота с колоннами-Пропилеи.

present5.com

Архаический период кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Архаический период кратко характеризовался сугубо только отношением его к искусству. Однако ученые пришли со временем к выводам, что это был период какой охватывал и общественную жизнь. В этот период, который наступил после «темных веков», полным ходом шло развитие политики, философии, театров и заново возрождалась письменность с созданием нового алфавита, на замену того, что был полностью позабыть во времена предыдущей эпохи.

Данный период конечно считается подготовительным к классическому, однако в мировой истории он оказал большое влияние на ее развитие и был совершенно самостоятельным, поэтому с определением «архаический» еще можно и поспорить.

В архаическом периоде кратко следует сказать, что начинается значительное увеличение местного населения, а также общего благосостоянии Греции. Пик периода приходится на 750 г. до н. э. А вот конец его наступает тогда, когда происходит вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э.

В архаическом периоде кратко следует отметить что ученые его определяют до восьмого-шестого веков до н. э. Но несмотря на это в данное время происходят очень значительные открытия. Довольно значимо увеличивается производительность в сельском хозяйстве, так как предыдущая эпоха подарила людям в этом периоде орудия из железа. Происходит быстрый рост ремесла за счет появления большого количество избыточного продукта. Начинают появляться рынки, так как постоянно происходит обмен среди ремесленников и тружеников сельского хозяйства. Выходит, новая валюта обмена – чеканные монеты. Именно деньги считаются теперь новым видом богатства и между ними и старым богатством в виде земельной собственности появляются противоречия и противостояния.

В итоге первобытные отношения очень быстро разлагаются и устанавливаются уже новые социальные и экономические нормы. Такой процесс совершенно по-разному проходит в различных частях Эллады. Однако исход всегда один – разногласия среди простых крестьян и аристократией.Аристократией в то время считалась группка людей, какие обладали особыми ценностями и образом жизни. Этот слой общества был главным, особенно если все дело касалось правосудия, войны. Только войны знатного рода могли иметь тяжелое вооружение. Именно по этой причине сражения всегда были поединками сугубо аристократов.

antiquehistory.ru


Смотрите также