Древний могильник. Тайны «города мертвых». Какие загадки таит в себе древний могильник Опушки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Быт и любовь суровых эфталитов: в Бальджуване нашли древний могильник. Древний могильник


Древний могильник с ценными артефактами нашли на стройке «Тавриды»

При раскопках на будущей автомобильной трассе «Таврида» был обнаружен нетронутый позднескифский могильник II-IV веков нашей эры. Об этом сказано в пресс-релизе Института археологии РАН, который поступил в распоряжение «Звезды».

Картинка

Некрополь был обнаружен в районе Севастополя, на левом берегу реки Бельбек. Ему дали название Фронтовое-3. Специалисты утверждают, что данная находка - это «огромная удача», потому что в этом регионе Крыма предыдущие раскопки аналогичных памятников проводились в 60-х - 70-х годах прошлого столетия. И найденные тогда могильники не были в достаточной мере исследованы.

Картинка

Обнаруженный могильник сохранился полностью, что предоставляет возможность исследовать нетронутые захоронения на современном научном уровне.

Специалисты отметили, что пока сложно сказать, кем были люди, которые похоронены в этом могильнике. Способы захоронения и найденные в них предметы указывают на разные культурные влияния: сарматское, скифское, готское и греческое.

Картинка

Также в склепах археологи нашли оружие (кинжалы и мечи), посуду (кружки, амфоры, кувшины) и украшения (бусы, серьги, кольца).

В ходе раскопок исследовано свыше ста погребений, было собрано более 1300 артефактов.

Картинка

«Могильник интересен для изучения культуры ближайших соседей Херсонеса», - заявил руководитель экспедиции Сергей Внуков.

В настоящее время ученые заканчивают раскопки на юго-восточном участке и продолжают исследования на северо-западном, где, возможно, находятся захоронения более раннего периода. После того, как работы окончатся, участок будет сдан строителям, а материалы раскопок передадут в музей-заповедник «Херсонес Таврический».

tvzvezda.ru

Древний могильник с ценными артефактами нашли на стройке «Тавриды»

При раскопках на будущей автомобильной трассе «Таврида» был обнаружен нетронутый позднескифский могильник II-IV веков нашей эры. Об этом сказано в пресс-релизе Института археологии РАН, который поступил в распоряжение «Звезды».

Картинка

Некрополь был обнаружен в районе Севастополя, на левом берегу реки Бельбек. Ему дали название Фронтовое-3. Специалисты утверждают, что данная находка - это «огромная удача», потому что в этом регионе Крыма предыдущие раскопки аналогичных памятников проводились в 60-х - 70-х годах прошлого столетия. И найденные тогда могильники не были в достаточной мере исследованы.

Картинка

Обнаруженный могильник сохранился полностью, что предоставляет возможность исследовать нетронутые захоронения на современном научном уровне.

Специалисты отметили, что пока сложно сказать, кем были люди, которые похоронены в этом могильнике. Способы захоронения и найденные в них предметы указывают на разные культурные влияния: сарматское, скифское, готское и греческое.

Картинка

Также в склепах археологи нашли оружие (кинжалы и мечи), посуду (кружки, амфоры, кувшины) и украшения (бусы, серьги, кольца).

В ходе раскопок исследовано свыше ста погребений, было собрано более 1300 артефактов.

Картинка

«Могильник интересен для изучения культуры ближайших соседей Херсонеса», - заявил руководитель экспедиции Сергей Внуков.

В настоящее время ученые заканчивают раскопки на юго-восточном участке и продолжают исследования на северо-западном, где, возможно, находятся захоронения более раннего периода. После того, как работы окончатся, участок будет сдан строителям, а материалы раскопок передадут в музей-заповедник «Херсонес Таврический».

tvzvezda.ru

в Бальджуване нашли древний могильник

Путь из райцентра в Сари Хосор, расположенном в окружении горных хребтов на севере Бальджуана, лежит через реку Сурхоб. Не через, а прямо — по течению. 40 километров наш уазик, раскачиваясь и подпрыгивая, прорывается по булыжникам и через тяжелые водяные потоки реки.

Сурхоб с двух сторон сопровождают невообразимо красивые, загадочные, суровые хребты. Наблюдая за ними, невольно впадаешь в раздумья об эволюции — белый, красный и черный пласты почв в одном горном отроге — эволюция здесь еще продолжается.

А вот гора, словно выстроенная камнями…

В затаенный, как его некоторые называют, Сари Хосор, я приезжаю только к пяти вечера, после сложной трех часовой дороги.

Расположившийся у подножья гор центр джамоата, выглядит, по-моему, куда лучше, чем райцентр. Магазины, новые административные здания, даже Международный реабилитационный центр на стадии завершения строительства. Единственное, с чем у жителей не получилось, проложить дорогу до райцентра.

© Sputnik Фируз Умарзода

Набитая пассажирами УАЗ едет в Сари Хосор, впереди 40 километров такой "дороги"

Сейчас-то ладно, есть машины, а как сюда попадали до? Как это место люди вообще нашли?, — ловишь себя на мысли.

Местные жители говорят, что, по рассказам, их предки заселились сюда из Самарканда. Во время задуманной советскими властями миграции, как и в Ягнобе, жителей Сари Хосор переселили в другие районы. Но после заката Союза, они вернулись на родину.

Это все, что знают жители. Подробности, сожалеют они, нужно было им в свое время узнать у старожилов.

О своих непосредственных предках они знают мало, а вот древнюю историю своей родины они видят воочию. Один из памятников обнаружили совсем недавно.

Монета за 100 долларов

Памятник эпохи эфталитов расположен в центре Сари Хосор, в селе Шаидон.

Этот десятиметровый белый холм чистого грунта, контрастируя, выступает среди каменистой местности. Земля холма служила местным жителям строительным материалом, пока в 2012 году местный житель Саидахмад Ятимов не обнаружил здесь следы истории.

© Sputnik Фируз Умарзода

Десятиметровый холм в кишлаке Шаидон 15 столетий хранил в себе тайну

— Мы копали грунт для строительства магазинов, — рассказывает он. — Ребята, которые работали на меня, были сверху. И вот они кричат, что там много камней, спрашивают капать им дальше или брать другое место? Я подошел, увидев аккуратную каменную кладку, понял, что здесь что-то может быть.

Отложив камни, он обнаружил череп лошади и удила. Откопав дальше, нашел черную бусинку, что еще больше вдохновило его. А в следующий раз у него в руках оказался человеческий череп.

— Все 32 зуба белые как молоко, видно высокопоставленным человеком был, — говорит Саидахмад. — Поднял череп, а из него выпала монета. На одной стороне золотой монеты был изображен принц, на другой — принцесса, которая держит в руке кувшин. На грудь человека был положен меч, весь покрытый ржавчиной.

Меч и другие вещи он передал местному музею, а монету продал.

— Продавец антиквариатами тогда сказал мне, что она относится к византийской эпохе. Но я получил за нее всего около 100 долларов, просто по цене золота, — говорит Саидахмад.

О находках сообщили властям, которые передали их археологам. В том же году в Сари Хосор прибыла археологическая экспедиция в составе таджикских и российских ученых. Спустя три года они завершили свою работу.

Эфталитская история Лайли и Мейджнуна

© Sputnik

В Сари Хосоре нашли могильник эфталитов

Археологи нашли около 100 бесценных экспонатов, по которым заключили, что этот могильник относится к эфталитам.

Каждое обнаруженное захоронение давало новые факты о погребальных обрядах и ритуалах оставившей могильник народности.

— Были найдены останки человека с лошадью, человека с коровой, женщины с ребенком, рядом с которыми лежали кувшин и зеркало, — рассказывает директор музея Сари Хосор Чигагул Азизова.

Кувшин, по словам археологов, мог содержать какой-то напиток. Еще один элемент в этом погребальном обряде — это золотые серьги, которые только по одной, а не пару оставляли с покойными.

Здесь также были обнаружены стремя, необычные удила, костяные обкладки луков и колчанов с резным орнаментом.

Археологов, между тем, воодушевило, следующее захоронение.

— Здесь нашли останки двоих человек, — рассказывает директор музея, — мужчину и женщину. Между ними было несколько круглых ровных камушков. Судя по всему, "Лайли" и "Мейджун" жили именно здесь.

Останки всех этих людей, пролежавшие здесь около 15 столетий, сохранились, на удивление, очень хорошо. Это представляет особую важность для их изучения и позволит реконструировать внешний их облик.

Раса наша?

Эфталиты, к которым ученые относят новый памятник, в V веке образовали огромное государство.

© Sputnik Фируз Умарзода

Первые находки на холме - меч, удила, драгоценный камень из сережки, нижняя челюсть воина - местные жители передали в музей

Оно просуществовало век, но памятников материальной культуры почти не оставило. Найденный в Сари Хосоре могильник считается вторым в Центральной Азии, первый был найден в Узбекистане, но данные по нему остаются довольно спорными.

Таким же спорным остается происхождение этого народа. Группа ученых считает их тюркским, другие относят их к древнеиранским народам.

Последние подкрепляют свою версию языком эфталитов, которые говорили на бактрийском. Ученые также видят сходство слова хайтал (эфталит на таджикском хайтали) со словом Хутталь (Хатлон).

Найденные в Сари Хосоре останки, ученые относят к средиземноморскому типу европеоидной расы. Только у одной женщины были определены незначительные признаки монголоидной расы. Новые данные стали еще одним аргументом в пользу иранской версии происхождения этого народа.

ru.sputnik-tj.com

Проклятие марийского могильника (аномальные явления)

 Команда Кочующие - проклятие могильника

 

Предисловие:

Честно говоря, при первом прочтении этого рассказа создается впечатление неправдоподобности, нереальности описанных событий, однако при более глубоком анализе можно отметить, что ничего странного в этом нет. За годы работы над сайтом мы слышали десятки разных историй о том, когда за рубку деревьев в священных рощах, за кражу котлов из кюсото, за осквернение могил и т.п. - человек наказывался невидимыми силами страшными проклятьями и болезнями, а то и преждевременной смертью! Эти истории мы буквально слышали из первых уст, то есть от свидетелей реальных событий, либо от тех, кто видел печальные последствия святотатства. И по возможности, многие из этих историй мы опубликуем в наших статьях.  В частности, про такие истории мы писали в статьях  про деревню Мари-Луговая, про Ошутьялы и Ший памаш.

 

 

По этой причине мы думаем, что и в этом рассказе высказана хоть и субъективная, но вполне реальная точка зрения человека, который принимал участие в раскопках на марийском могильнике в Уржумском районе Кировской области. 

В каждом народе живы такие предания – когда за осквернение святынь и могил предком преступники несли наказание, вспомним хотя бы разрушение  и расхищение храмов и церквей в безбожные годы прошлого века. Известна масса случаев, когда таких людей давило разрушенной стеной, падающим колоколом, либо такие люди теряли разум, или их постигало иное несчастье. Вполне возможно, что в жизни человека есть такие сакральные области, куда нельзя заходить с меркой нашего «рыночного» времени, где всё покупается и продается. Оказывается, что не всё можно купить, и в погоне за быстрой наживой – не все средства хороши! На самом деле – есть такие освящённые понятия, как жизнь и смерть, как память предков, как уважение веры любого народа! Хотим мы этого или нет! Это ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – про это и будет наша статья!

 

 

 

**********************************************

Волею судьбы мне довелось работать в течение ряда лет в Кировском областном краеведческом музее, в отделе археологии. Помимо камеральной работы, мы ежегодно отправлялись в экспедиции с целью изучения археологических памятников, раскопок поселений древнего человека, языческих и ранне-христианских могильников. Преимущественно мы организовывали работы в рамках совместных проектов с Госавтодором, который осуществлял финансирование археологических раскопок на объектах, расположенных в местах предполагаемой прокладки новых автомобильных трасс, либо случайно обнаруженных в ходе земельных работ при строительстве дорожного полотна.

Итак, иногда в ходе раскопок мы сталкивались с явлениями, мягко говоря, выходящими за рамки обыденности, порой приводящими к драматическим последствиям. Так, в результате подобного явления фактически были парализованы раскопки в 1990-91 годах на территории древнего марийского могильника, названного нами «Кадочниковский».

 

 

В 1990 году к нам поступила информация от Госавтодора о том, что при прокладке трассы Шурма-Лазаревское в Уржумском районе Кировской области при земельных работах дорожниками был обнаружен значительный по площади древний могильник с богатым погребальным инвентарём, ориентировочно, отнесенный к дохристианской эпохе, к культуре т.н. «луговых мари» (выходцы из финно-угорской языковой группы).

В июле-августе 1990 г. мы произвели рекогносцировочные раскопки в центральной части могильника, примыкающей к построенному уже дорожному полотну. К сожалению, в ходе предварительного осмотра археологического объекта мы констатировали факт полного разрушения центральной, самой интересной части могильника, в связи с прокладкой дорожного полотна. В результате раскопок было выявлено несколько рядов погребений, по инвентарю датированных XIV-XVII вв н.э. Глубина захоронений варьировала от 25 до 60 см., антропометрические данные свидетельствовали о принадлежности погребенных к племени луговых мари.

В непосредственной близости от могильника расположено сакральное место марийцев — «Священная роща», в которой время от времени проводятся поминальные ритуалы.

 

 

Насколько функционально данное место в настоящий момент, сказать сложно, но при осмотре рощи в 1990 г. нами были обнаружены следующие особенности:

- состав пород: преимущественно лиственные (берёза, осина),

- конфигурация рощи: практически идеальный круг правильных пропорций,

- возраст деревьев: до 70-100 лет,

- многие деревья имеют сильно деформированные стволы и ветви, характер деформаций не связан с воздействием человека: ветви многих деревьев растут перпендикулярно стволу, затем изгибаются на 90 градусов вверх, при этом деформации подвержены не только старые деревья, но и достаточно молодые,

- при нахождении в роще у всех без исключения людей возникает ощущение присутствия некой невидимой силы, как бы «эффект присутствия», не связанный с предубежденностью визитёров,

- в роще не селятся птицы и млекопитающие,

- в центральной части рощи расположена круглая поляна, с одной стороны ограниченная старой берёзой, также с деформированным стволом и кроной. На берёзе на момент нашего посещения были развешены марийские полотенца. Вероятно это—результат проведённого здесь недавно языческого обряда.

 

Так или иначе, но в роще неприятно находиться, ощущение возникает такое, что за тобой что-то или кто-то пристально наблюдает. Это не тот лес, в котором можно прогуливаться, получая удовольствие…

 

 

Лагерь экспедиции был расположен на некотором удалении от рощи и могильника, примерно в полутора километрах к северу, на опушке леса, в живописном места. Поблизости от лагеря находился родник и небольшая речка Шурминка.

В первый же день, когда был поставлен лагерь, произошло первое ЧП (я бы назвал его знаковым явлением): вечером, когда все сидели у костра, в условиях полного штиля прямо поперёк лагеря, чуть не задев палатки, рухнула огромная старая пихта. Дерево неожиданно треснуло у самой земли, прямо за нашими спинами, и медленно рухнуло поперёк поляны. Распиловка его заняла много времени. Несколькими днями позже, когда были найдены и вскрыты первые погребения на могильнике, у членов экспедиции появились слуховые галлюцинации. Неоднократно при попытках набрать воды в источнике, расположенном буквально в 50 м. от лагеря, в склоне оврага, в лесу, сотрудники экспедиции в ужасе бежали обратно в лагерь, кинув вёдра, и наотрез отказывались возвращаться обратно. Никто не описывал причину своих страхов, так как боялись выглядеть глупо. Просто речь шла о том, что в лесу ЧТО-ТО, или КТО-ТО есть. При всём скептицизме, коллектив экспедиции начал понемногу впадать в депрессивное состояние.

В очередной раз, когда я пошёл за водой на родник, услышал странный голос, который звал меня откуда-то из леса по имени. Вначале я решил, что это кто-то из ребят меня разыгрывает, и не придал никакого значения услышанному. Но голос вновь повторил моё имя, на это раз уже в другой тональности. Затем этот голос стал трансформироваться то в мужской, то в женский, то в детский. Голос как бы звучал уже не где-то в лесу, а непосредственно в моей голове, его требования были всё навязчивей и навязчивей. У меня возникло желание уйти в лес, повинуясь этим голосам…  Набрав воды, собрав всю свою волю, я вернулся в лагерь в некоторой задумчивости. При этом обратил внимание на то, что абсолютно все члены экспедиции сидели у костра на построенной нами накануне «кухне». То есть, из числа участников экспедиции в лесу на тот момент никого не было. Я успокоил себя мыслью о том, что это просто слуховые галлюцинации, вызванные жарой и переутомлением на раскопках.

 

 

Однако, в течение нескольких последующих дней голоса неотрывно следовали за мной, и всякий раз обнаруживали себя при моих попытках набрать воды из источника. Я решил поинтересоваться у других членов экспедиции о том, слышат ли они нечто подобное в этом месте, и все в один голос утверждали, что слышат странные голоса, которые называют их по имени, при этом возникает ощущение ужаса, сильная слабость, желание углубиться в лес…

Таким образом, стало известно, что все члены экспедиции столкнулись в одном и том же месте со слуховыми галлюцинациями. Мы решили проверить, возникнет ли подобное явление, если за водой спустятся сразу несколько человек. И этот эксперимент чуть не стоил нам жизни! Когда мы втроём пошли на родник, неожиданно произошло буквально следующее: в ясный безветренный день прямо над нашими головами в лесу началась настоящая буря, с высоких сосен и пихт полетели на наши головы огромные сухие ветви, в лесу стоял жуткий треск и грохот, было ощущение того, что происходит настоящий ураган…

Сильных травм удалось избежать только благодаря тому, что мы молниеносно взобрались обратно в лагерь, и на всякий случай отбежали от этого места как можно дальше. Так что, нам удалось отделаться лишь ссадинами и незначительными ушибами. При этом погода стояла совершенно ясная и безветренная. На следующий день к нам на раскоп прибежала девушка, которая была оставлена в лагере в качестве дежурного: на её лице был запечатлен сильный ужас. Мы решили, что она нас разыгрывает, но когда вернулись в лагерь, обнаружили полный беспорядок и признаки какой-то борьбы: все вещи и продукты были разбросаны по поляне, как будто на лагерь кто-то совершил набег. Придя в себя, девушка рассказала нам о том, что вначале услышала какие-то голоса, но игнорировала их. Затем подул сильный ветер, начался настоящий ураган, и в этот момент она почувствовала, что находится на поляне не одна! Какая-то огромная фигура возникла на окраине леса, в том месте, где стояла упавшая ранее пихта. Она описала фигуру как призрак человека высотой около 3-х метров, в чёрном балахоне с накинутым на голову капюшоном.

 

 

Мы сочли её объяснения совершенно невероятными, однако нас смутило то обстоятельство, что в лагере было сыро, как будто только что прошёл дождь (чего быть не могло по определению, ибо стояла жаркая сухая погода, невыносимая жара выше 30-ти градусов в течение уже нескольких дней). Кроме того, на т.н. «камеральной» палатке, где хранились находки с могильника, была отчетливо видна странная деформация, как будто кто-то с невероятной силой стукнул по ткани изнутри палатки, но направление удара было СНИЗУ, как бы из-под земли. В таком месте человек не мог бы произвести удар по данной траектории…

Количество тайн росло, а заодно и возрастали наши опасения.

С тех пор, как столкнулся со странными голосами, я стал замечать за собой беспричинные приступы агрессивности, для меня не характерные, с каждым днём я чувствовал себя всё хуже и хуже, как если бы меня покидала энергия. Сильная слабость без каких бы то ни было видимых причин стала в нашем лагере повальным явлением.

После инцидента с нашей сотрудницей, мы на всякий случай оставляли в лагере по двое дежурных.

 

 

 

Вслед за слуховыми галлюцинациями у сотрудников экспедиции всё чаще стали появляться и визуальные. Например, во время очередного похода за водой на родник, я вдруг почувствовал, что за мной пристально наблюдают. Боковым зрением я увидел буквально следующее: на высоте 5-7 м. от поверхности земли передвигалось какое-то тёмное пятно, отдалённо напоминающее человека, укутанного в ткань, очертания его были слегка размыты, но при движении НЕЧТО трансформировало пространство перед собой, и стволы деревьев как бы деформировались, визуально это выглядело как на отражении в воде…

Пространство расплывалось неподалёку от меня, как на водной глади при лёгкой волне, и чёрный силуэт скользил сквозь древесные стволы и ветви. Глядя на происходящее уже в упор, я оцепенел от ужаса, испытал ощущение сильного холода и слабости. Галлюцинация длилась, вероятно, совсем недолго, возможно, секунды 4-5, но по моему внутреннему ощущению время как бы растянулось, остановилось, и я не мог оторвать взгляд от происходящего. Вернулся я в лагерь совершенно бледный и с трясущимися руками, без ведра и в задумчивости. На многочисленные вопросы о том, что со мной приключилось, я ничего не ответил, опасаясь возникновения паники в отряде.

 

 

В последующие дни произошло следующее: во время похода за водой начальница экспедиции подвернула ногу (возможно, в испуге пыталась убежать в лагерь, но по спешке оступилась). Ей пришлось выехать в Киров, на это время на меня были возложены обязанности руководителя экспедиции. Раскопки на могильнике продвигались весьма успешно, были обнаружены многочисленные погребения с богатым инвентарём. Внимание привлекали бронзовые перстни с магическими знаками и изображениями языческих божков. Чаще всего встречались изображения, призванные отпугивать Шайтана (чёрта), по мнению марийцев,  похищающего иногда души умерших. В одном из погребений был найден скелет высокого мужчины с чертами, не характерными для марийцев. Судя по всему, это был славянин весьма высокого роста, его сопровождал большой боевой нож, изготовленный из железа. Также были найдены несколько погребений со следами поминальных кострищ и с костями домашних животных в заполнении могильных ям, что указывает на проведение магических обрядов в момент захоронения.

В отличие от остальных членов экспедиции, девушка, ранее напуганная появлением фигуры в чёрном балахоне, попыталась начать общение с пришельцем, и это ей удалось! Она рассказала мне о том, что, постоянно находясь в лагере (она работала экспедиционным поваром) чувствовала присутствие поблизости незнакомца, и, в конце концов, решила начать с ним диалог. Отойдя в сторону от лагеря и углубившись в лес, она мысленно попросила у него разрешение задать вопрос. Вначале не последовало никакого ответа, лишь непонятным образом от куста отклонилась в её сторону ветка со спелыми ягодами малины, как бы предлагая попробовать её. Затем по пути следования девушки ветки начали расступаться, образуя широкую тропу. А далее она почувствовала, что может задавать свои вопросы незнакомцу.

Ниже приведён их диалог:

- Извините, что я вторглась в ваши владения, но я так напугана всем тем, что было, что мне нужно знать, кто Вы,

- Я не причиню тебе никакого вреда, - ответил глухой мужской голос.

- Кто Вы: человек, призрак, пришелец из космоса?

- Это не так важно, я жил здесь когда-то, но душа моя не получила права покинуть этот мир, и многие сотни лет я вынужден скитаться в вашем мире…

- Как я могу обращаться к Вам, у Вас есть имя?

- Называй меня так, как сочтёшь необходимым, - ответил призрак.

- Можно, буду называть Вас Кереметь?

- Хорошо, можно и так;

- Вам скучно здесь, наверное, одному?

- Да, я всегда один, мне не с кем общаться, и вот приехали вы… Но вы потревожили могилы моих современников, и это приведёт вас к страшным последствиям.

- Вы будете мстить нам за это?

- Нет, не я, но меня просили остановить вас.

- Хорошо, я передам вашу просьбу, - ответила девушка; - как я смогу Вас найти, если станет скучно и захочется пообщаться?

- Просто позови меня. И я тотчас же буду рядом…

 

После некоторых колебаний девушка передала мне содержание своей беседы с призраком. Также в ходе бесед с ним её удалось узнать о том, что для того, чтобы материализоваться в нашем мире, им необходимо получить значительное количество нашей энергии, и только в этом случае мы можем соотноситься с ними: слышать, видеть их. Но также духи могут и полностью уничтожить человека, либо, получив от него значительное количество энергии, истощить его и вселиться в его тело, обретя возможность действия в нашем мире.

О прекращении раскопок не могло быть и речи. Поскольку мы были связаны договорными обязательствами с Госавтодором, и экспедиционные деньги нужно было отработать на все «100». Кроме того, я не представлял себе, как мог бы сообщить начальнице экспедиции (которая вскоре приехала из Кирова), что некий дух де просил нас убираться отсюда подобру-поздорову?

Это поставило бы меня в, мягко говоря, неловкое положение.

Вскоре работы всё же пришлось свернуть из-за наступления ненастной погоды.

Несколько дней кряду лил непрекращающийся ливневой дождь, и вскрытые нами захоронения были заполнены водой. В раскопе воды было по колено, и нам пришлось срочно выбирать все находки, снимать лагерь и возвращаться в Киров.

На следующее лето, в 1991 году, мы вновь вернулись сюда для продолжения раскопок. Аномальные явления в то лето не заставили себя долго ждать: многие члены экспедиции видели огромную, устрашающего вида черную фигуру, скользящую в метре над поверхностью земли и возникающую в самых разных местах и в разное время суток. Как-то в полнолуние мы, поддавшись романтическому настрою, решили сходить прогуляться на могильник. Я с коллегой ушёл немного вперёд, а остальные ребята шли позади нас, и вдруг мы услышали крики и проклятия, обернувшись, увидели, что все в панике бросились бежать обратно в лагерь. Оказалось, что вслед за нами дорогу им пересекла всё та же призрачная фигура, что и явилось причиной бегства. На самом могильнике никаких аномальных явлений не наблюдалось, мы решили прогуляться до священной рощи, но, подойдя к ней, всё же не осмелились заходить внутрь, так как возникло ощущение тревожности и подавленности. Повторюсь ещё раз, это место—не для прогулок.

Как-то, уже ближе к окончанию раскопок, на могильнике средь бела дня произошло нечто странное: все вдруг, не сговариваясь, прекратили работать (после зарисовки плана расположения захоронений каждый сидел на расчистке «своего» погребения) и с тревогой глядели в сторону священной марийской рощи. Несмотря на сильную жару, вмиг стало холодно, возникло ощущение леденящего душу беспричинного ужаса, причём явно чувствовалась некая мощная негативная энергия, исходившая со стороны рощи. Время как бы перестало существовать, мы попали в какой-то совершенно иной мир, мир холода и ужаса. Множество голосов отдавалось эхом где-то в глубине сознания, казалось, говорили они на незнакомом, давно забытом языке. Затем вмиг всё стихло, ощущение могильного холода у всех исчезло. Роща определённо на всех нас оказывала сильное влияние.

Нам удалось выяснить, что в селе Шурма живёт бабка-марийка, которая слывёт у местного населения «колдуньей», что якобы, узнав о том, что на древнем кладбище, где похоронены её прапредки, начались археологические раскопки, она навела на нас порчу, обратившись к душам предков, обитающим в священной роще. Вероятно, именно это обстоятельство и привело к возникновению всех тех явлений, которые были описаны выше.

Но это ещё не всё…

Вместе с находками и костяками древних марийцев мы привезли в Кировский музей полтергейст! В музее начались странные явления, порой предметы самопроизвольно начинали двигаться, у сотрудников возникало спонтанное состояние ужаса, неконтролируемые эмоциональные всплески и т.д. После того, как мы выставили в экспозиции реконструкцию одного из погребений, в музее началась буквально катастрофа: постоянные взрывы электропроводки, аварии в системе отопления, водоснабжения. В один «прекрасный» момент рухнул потолок в одном из залов, к счастью, это произошло вечером, и лишь чудом никто не пострадал. В тот же год музей был закрыт на капитальный ремонт, который так и не начат по сей день!!!

Один из работавших с нами ребят вскоре после раскопок трагически погиб, заехав на мотоцикле под движущийся КАМАЗ…

Его друг сообщил мне о том, что до самой гибели он носил перстень, найденный во время раскопок, на котором было изображение «марийского чёрта».

Сам же я сразу по возвращении с раскопок могильника поехал в другую экспедицию, после чего решил уйти из археологии, уволился из музея и поехал в Москву получать геологическое образование. Впечатления от общения с душами умерших, призраками, фантомами, голосами и т.д. и т.п. превысили критическую массу моего терпения.

 

Добраться до Кадочниковского могильника можно следующим образом: от г. Кирова (обл.) рейсовым автобусом до г. Уржум, от Уржума по трассе 28 км. до села Шурма, от села, по Казанскому тракту, перейдя по мосту речку Шурминку, ок. 2 км. до правостороннего поворота на с. Лазарево, 2,5 км. по трассе в сторону с. Лазарево.

Слева в 500 м. от трассы, в самой высокой точке местности (отметка 159 м) расположена священная роща, напротив неё, по обе стороны от трассы — Кадочниковский могильник.

Если свернуть с трассы вправо, и по полю пройти вдоль леса ок. 1,5 км. в сторону реки Шурминки, можно попасть на живописную поляну, где был расположен в 1990-91 гг. наш лагерь.

 

 

 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:

http://www.kotelnich.info/

http://www.edengarden.ru/

http://www.public-republic.net/

http://www.photosight.ru/

 

 

 

komanda-k.ru

Археологи из Китая обнаружили древний могильник

В центре Китая, неподалеку от городка Синьчжен, ученые обнаружили необычный древний могильник. В 770-221 гг. до н.э. на этой территории находилось царство Чжэн. Археологи предполагают, что захоронение принадлежит правителю этого государства, его супруге и членам приближенных семей.

Археология

Примерный возраст могильника – 2400 лет. Всего было найдено 18 довльно больших ям и более 3 тысяч могил. Вместе с останками людей также нашли скелеты 90 лошадей и колесницы.

Древности

Именно по одной из колесниц удалось установить, что она принадлежала царской семье. Так и появилось гипотеза о том, что здесь покоятся правящие особы.

Китай

Для чего были лошади? Вероятно, их убивали и хоронили вместе с умершим владельцем. А сверху прикрывали транспортным средством.

Могильник

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Судане найдено древнее захоронение лошади

Раскопки на этой территории начались еще в феврале 2017.

Раскопки

За все время было найдено множество ценных артефактов, в том числе и различных бронзовых изделий. Все это еще предстоит изучить и систематизировать.

Ученые

А вы удивлены такой огромной древней могилой? Расскажите о ней друзьям, сделайте репост!

facte.ru

Раскопки грунтовых могильников |

инструкция

Составлена Ю. А. Красновым

Грунтовыми принято называть такие древние могильники, погребения в которых совершались в могилах, вырытых в земле, а на поверхности в настоящее время отсутствуют какие-либо внешние признаки погребений или такие признаки (незначительные по высоте бугорки, западины, каменные оградки, остатки каменных выкладок и т. п. ) сохранились только над частью могил.

Выявление грунтовых могильников представляет значительные трудности именно ввиду того, что они в большинстве случаев ничем не выделяются на поверхности. И хотя в их топографическом расположении иногда прослеживаются определенные, но весьма относительные закономерности, далеко не каждый пункт, подходящий для устройства кладбища древнего населения, действительно занимался могильником. Поэтому грунтовые могильники, как правило, выявляются случайно при различного рода земляных работах, а также при размывах берегов рек и оврагов, разрушении дюнных всхолмлений и т. п. Грунтовые могильники, располагающиеся на площади древних и средневековых городов, выявляются при их раскопках широкой площадью.

Приступая к поиску грунтовых могильников, археолог должен прежде всего ознакомиться по литературе и архивным материалам с топографическими особенностями местностей, в которых могильники интересующего его времени располагаются (если, конечно, они не исследовались здесь раньше). Большую помощь в поисках могильников может оказать опрос местных жителей, работников организаций, производящих земляные работы, краеведов. Целесообразно спрашивать о местах находок человеческих костей, так как они более всего обращают на себя внимание, а также о находках древних вещей.

Затем следует тщательно осмотреть все обнажения и все места ведущихся в районе разведки крупных земляных работ. В обнажениях берегов рек и оврагов, разрезах карьеров, котлованов и т. п. могут быть видны в профиле могильные ямы, заполнение которых обычно отличается от окружающей земли цветом и структурой. Здесь же могут быть найдены выпавшие из могил человеческие кости, отдельные предметы погребального инвентаря, позволяющие датировать могильник. Особенно результативным бывает осмотр обнажений после дождей. На пашне, а также на поверхности развеянных дюн можно обнаружить отдельные человеческие кости из разрушенных погребений, обломки сосудов и вещей, сопровождавших погребения или брошенных в засыпь могильных ям, кости животных, сложенные кучкой, — остатки поминальных обрядов древности. В некоторых случаях на свежей пахоте можно различить даже пятна могильных ям. Иногда на бедных почвах, например песчаных, над древними могилами трава растет более интенсивно, она зеленее и ярче, а цветы более крупные и пышные. Это объясняется тем, что в засыпи могильных ям больше гумуса, способствующего росту растений. Особенно хорошо различия в характере растительности над могилами и между ними видны на аэрофотоснимках, сделанных со сравнительно небольшой высоты. Естественно, что при наличии хотя бы над частью могил каких-либо внешних признаков поиск могильников существенно облегчается.

Грунтовые могильники являются наиболее распространенной категорией погребальных памятников и могут относиться к самым различным периодам истории, изучаемым археологами, — от мезолита до позднего средневековья. Уже это обстоятельство обусловливает огромное разнообразие таких памятников, которое не может не сказаться на особенностях методики их раскопок. Более того, каждый отдельный могильник обычно имеет те или иные специфические черты, которые следует учитывать при его стационарном исследовании. Тем не менее существуют определенные общие правила раскопок и фиксации грунтовых могильников, применимые к памятникам различного времени и различной культурной принадлежности. Именно о таких общих правилах и будет идти речь в настоящей инструкции.

Грунтовые могильники необходимо исследовать сплошной площадью, как и поселения, даже если на площади могильника хорошо прослеживаются следы отдельных погребений, например в виде углублений над погребальными камерами или выкладок из камней. Действительно, никогда не может быть полной уверенности в том, что все могилы памятника сохранили следы на поверхности. Далее, между могилами могут быть обнаружены различные следы погребальных и поминальных обрядов, например захоронения жертвенных животных, сосуды с жертвенной пищей, помещаемые в неглубокие ямки, кострища, зольные пятна и т. п., столбовые ямы от оградок отдельных могил. Кроме того, могут быть выявлены следы ограды самого могильника, рвы, ограничивающие площадь кладбища, а также другие объекты, связанные с функционированием могильника. Там, где бытовал обряд трупосожжения, на площади могильников можно обнаружить места кремации трупов. Все это чрезвычайно важно для воссоздания максимально полной и целостной картины могильника как кладбища, реконструкции погребальных и поминальных обрядов, в конечном итоге — для использования памятника как полноценного исторического источника. Наконец, на площади могильника может быть прослежен культурный слой более позднего или более раннего поселения, который трудно уловить, если ведутся раскопки только отдельных могил.

До начала раскопочных работ нужно провести фотофиксацию могильника. Необходимо сделать снимки общего вида местности, на которой располагается памятник, по возможности с различных сторон. Если поблизости от могильника находится синхронное ему поселение, желательно сделать снимок, фиксирующий взаимное расположение обоих памятников. Любые внешние следы погребений также должны быть сфотографированы, чтобы зафиксировать все характерные их особенности: ведь в процессе раскопок они будут уничтожены.

Еще до закладки раскопов в полевой дневник следует занести максимально подробное описание могильника и его окрестностей.После снятия плана могильника, его фотофиксации и описания в дневнике приступают к разбивке раскопа. Предварительно скашивается трава. Если площадь могильника занята древесной или кустарниковой растительностью, ее необходимо убрать. Чтобы не повредить погребения и другие объекты, корневые части деревьев не выкорчевывают, а удаляют постепенно, в процессе разборки слоя. Разумеется, вырубка деревьев должна быть согласована с организацией, в ведении которой находится лес. Вообще выбирать для стационарного исследования памятники, площадь которых занята лесом, следует в крайнем случае, если в данном районе нет аналогичных памятников, расположенных на открытой местности.

Нецелесообразно разбивать раскоп сразу на всей предполагаемой площади могильника, так как представления о ней бывают неточными. Лучше последовательно закладывать вплотную друг к другу серию сравнительно небольших раскопов площадью 100—120 м2. Если не мешают какие-либо топографические особенности местности, раскоп ориентируется сторонами по странам света.

Раскоп с максимальной точностью наносится на план могильника. Ориентирами при этом служат прежде всего установленные на памятнике постоянные реперы. Нанесение раскопа на план могильника служит еще одной проверкой правильности его разбивки. Если позволяет масштаб, на план наносится и сетка квадратов.

Для каждого раскопа составляется отдельный план (рис. 2), как правило, в масштабе 1: 20. В таком же масштабе изготовляются чертежи профилей раскопа.

 

Существуют два способа ведения раскопок грунтовых могильников: одновременное вскрытие всей площади раскопа с удалением отработанной земли за его пределы и последовательное изучение раскопа участками шириной, как правило, 3—4 м (одна линия квадратов 3X3 и 4X4 м или две линии квадратов 2X2 м) с выбросом земли на уже исследованные участки. Каждый из этих способов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Применяя первый способ, исследователь может непосредственно наблюдать взаимоотношение могил и других объектов сразу на значительной площади. Это особенно важно на памятниках, имеющих сложные надмогильные сооружения, взаимосвязь которых сразу понять нелегко. Но такой способ требует удаления земли из раскопа носилками или тачками, что усложняет, замедляет и удорожает работу. Второй способ более прост и дешев, но применяя его, исследователь может одновременно наблюдать лишь небольшую часть площади могильника. Остатки надмогильных сооружений, могильные пятна и другие объекты часто уходят при этом за пределы исследуемого участка, что заставляет вскрывать их только после снятия земли на следующих линиях квадратов, а для выброса земли использовать лишь часть отработанных участков. Зато исследователь имеет возможность наблюдать и фиксировать большое количество профилей раскопа. Следует отметить, что участки, на которых ведется работа, лучше закладывать в направлении, перпендикулярном ориентировке могил, если она известна.

В грунтовых могильниках могут быть встречены все основные конструктивные формы могильных ям: наиболее часто встречающиеся простые ямы, ямы с заплечиками, ямы с подбоями, катакомбы или земляные склепы. Несмотря на различия внутренней конструкции, все они на уровне выявления выглядят практически одинаково.   

Следы могильных ям при раскопках обычно начинают прослеживаться на уровне материка или близком к материку. Поэтому сам процесс раскопок грунтовых могильников может быть условно разделен на два этапа: 1) снятие почвенного слоя и выявление верхнего контура могильных ям;2) расчистка могильных ям и содержащихся в них остатков погребений.

При ручной работе с намеченного для раскопок участка прежде всего снимается дерн. Его следует сложить отдельно от остальной земли, чтобы по завершении работ можно было задерновать засыпанную площадь раскопа. Иногда материк, на котором можно проследить очертания могильных ям, открывается сразу же по снятии дерна. Но в большинстве случаев почвенный слой под дерном имеет еще более или менее значительную мощность. Снимать его до материка или до горизонта, на зачищенной поверхности которого можно видеть пятна могильных ям, следует осторожно, слоями в 10—20 см, с точной фиксацией на плане и в дневнике всех сделанных находок, часть которых может относиться к могильнику. Обязательна нивелировка уровня, на котором сделаны эти находки. Слой режется лопатой вертикально, небольшими порциями, чтобы не повредить и не сдвинуть возможные находки и вовремя заметить изменения цветности и структуры слоя, которые могут свидетельствовать о приближении могилы или иного объекта. С этой же целью после снятия каждого слоя необходимо делать тщательную горизонтальную зачистку. Особенно внимательно следует следить за снятием второго и последующего слоев.

При обнаружении в почвенном слое объектов, которые могут являться остатками надмогильных сооружений, с поверхности невидимых или видимых лишь частично (например, выкладки из камней, каменные оградки и т. п. ), их надо расчистить полностью, нанести на план раскопа с нивелировкой верхней и нижней поверхности, сфотографировать в расчищенном виде в разных ракурсах. Одновременно вычерчивается более подробный план участка раскопа с таким сооружением в масштабе 1: 10. На этот план в дальнейшем должны быть нанесены контуры могильной ямы, располагающейся под данным сооружением. Если надмогильное сооружение не закрывает контуров могильного пятна, они обозначаются сплошной линией, а сам план в дальнейшем используется как план погребения. Если надмогильное сооружение полностью или частично закрывает могильное пятно, его контуры обозначаются пунктиром, а план погребения составляется отдельно.Разбирать остатки надмогильных сооружений следует только после их полной расчистки, описания и фотофиксации и по достижении в раскопе того уровня, на котором хорошо прослеживаются пятна могильных ям. Кольцевые выкладки над могилами и другие подобные сооружения, не закрывающие пятна могильных ям, лучше не снимать до расчистки могилы, чтобы можно было провести фотофиксацию погребения вместе с надмогильным сооружением.

В почвенном слое нередко встречаются углистые и золистые пятна различных размеров и мощности, находки целых и фрагментированных сосудов, кости животных, иногда положенные кучкой, в определенном порядке. Фиксации этих и им подобных объектов следует уделять особое внимание, так как они могут быть следами различных погребальных и поминальных обрядов, совершавшихся на площади могильника. Если на памятнике наличествует обряд трупосожжения, угольно-золистые пятна могут оказаться местами кремационных костров. Последние характеризуются большой мощностью угольно-золистой прослойки, нередко со следами головешек или крупных углей, наличием под ней сильного прокала почвы, сажистостью угля в центре пятна, находками кальцинированных костей человека.

Зачищать угольно-золистые пятна следует тонкими горизонтальными срезами, а разбирать ножом и совком вертикально, чтобы постоянно был виден их профиль. Расчистку таких пятен следует вести по секторам, от периферии к центру. Кости животных расчищаются ножом и кистью. До полной расчистки, зарисовки и фотофиксации нужно сохранять их в первоначальном положении.

В процессе раскопок грунтового могильника археологу весьма важно определить уровень дневной поверхности памятника. Это позволяет вычислить действительную глубину могильных ям, разобраться в природе и назначении прослоек и других включений, обнаруженных в слое над могилами, объяснить многие вопросы стратиграфии памятника. Древняя дневная поверхность могильника обычно не совпадает ни с современной его поверхностью, ни с тем уровнем, на котором удается проследить очертания могильных ям, а располагается между ними. Определяемая с известным приближением, она фиксируется прежде всего уровнем, на котором возводились надмогильные сооружения, располагались угольно-золистые прослойки, связанные с разведением костров при совершении погребальных и поминальных обрядов. Поэтому необходима тщательная нивелировка подобных объектов. В профилях раскопов удается иногда проследить уровень, с которого была выкопана могильная яма и который соответствует древней дневной поверхности могильника . Могильная яма здесь обычно резко расширяется, у стенок за ее пределами можно видеть тонкую полоску материкового выкида. Остатки тризн далеко не всегда могут фиксировать древний дневной уровень памятника: нередко они располагаются в неглубоких ямках, не затрагивающих материкового грунта, поэтому в плане их проследить трудно. Наиболее полное представление о дневном уровне могильника можно получить при анализе профилей раскопа.

В силу ряда причин древняя поверхность могильника на разных его участках может располагаться на разной глубине от современной поверхности. Поэтому наблюдения в этом плане должны вестись при раскопках постоянно, на каждом участке могильника. Следует отметить, что иногда древняя дневная поверхность может быть разрушена смывами, особенно если памятник находится на склоне.

Не так уж редки случаи, когда грунтовый могильник располагается на месте более древнего поселения или, наоборот, на месте могильника через некоторое время возникло поселение. В этих случаях раскопки должны вестись по правилам стационарного исследования поселений того или иного типа, а перед археологом встает дополнительная и очень важная задача — определить стратиграфическое соотношение культурного слоя и могильника. Она решается прежде всего путем анализа соотношения древнего дневного уровня могильника с культурным слоем.

Выявление могильных и других ям на археологических памятниках основано на ряде признаков. Важнейший из них — отличие ям по цвету и плотности от окружающего грунта. Нетронутый материк и даже неперепаханный почвенный слой обычно более плотный, чем перекопанная земля могильных и других ям, к тому же, как правило, отличается и по цвету. Засыпь могил состоит обычно из смеси материковой земли с гумусными включениями почвенного слоя («пестроцвет») и отличается от материка наличием гумусных включений, а от почвенного слоя — включениями материковой земли. Иногда могильное пятно имеет характерную окраску лишь по краям или, наоборот, в центральной части. В заполнении могильной ямы могут встречаться угольки и зола — следствие захоронения остатков трупосожжений. Угольки и золу нередко бросали в засыпь могил и при трупоположениях, что отражает определенные особенности погребальной обрядности. Придать могильному пятну характерный цветовой оттенок могут и попавшие в засыпь частицы минеральной краски (охры и др. ), которой иногда посыпали погребаемых.

В тех случаях, когда материк и засыпь могильной ямы все же не различаются по цвету, следует обращать внимание на мельчайшие детали, которые можно уловить при тщательной горизонтальной зачистке — основном методе выявления пятен могильных ям. Во время зачистки при определенном опыте можно уловить разницу в плотности материка и засыпи ямы. Перекопанная земля (яма) не дает столь гладкого среза, как неперекопанная, и шероховатость зачистки может служить одним из признаков наличия могилы. Нередко случается, что могильные ямы, незаметные в сухом грунте, оказываются видными во влажном. Поэтому поиски ям следует вести на свежем почвенном срезе. Неплохой результат дает иногда полив зачищенной поверхности водой из лейки: более плотный материк по-иному впитывает влагу, чем менее плотная и более пористая засыпь могильных ям.

Некоторые археологи при поисках могильных ям, не отличающихся по цвету от материка, применяют щуп, т. е. обычный нетолстый металлический стержень достаточной длины и крепости. Работа щупом основана на уже упоминавшейся разнице в плотности материкового грунта и перекопанной земли могильной ямы. Она также требует определенных навыков, приобретаемых практикой.

Даже комбинируя указанные методы, не всегда удается уловить могильные пятна в плане. Особенно часты такие случаи, когда неглубокие могилы бывают вырыты в черноземе большой мощности так, что дно их не достигает материка. В таких случаях работа по выявлению могил заключается в снятии слоя с максимальными предосторожностями (тонкими пластами и даже только горизонтальной зачисткой) до появления первых признаков захоронений — костей человека или кучки кальцинированных костей, дерева, гроба, сосудов, сопровождающих погребенного или содержащих остатки трупосожжений, и т. п.

Могильные ямы на уровне их выявления обычно прослеживаются еще нечетко, составить ясное представление об их форме и размерах бывает при этом затруднительно. Зафиксировав уровень, на котором были встречены первые, еще нечеткие следы могильных ям, следует еще раз провести зачистку слоя до полного и четкого выявления их контуров. Этот уровень также должен быть точно зафиксирован. Таким же образом выявляются следы других ям, которые могут встретиться на площади могильника: столбовых, содержащих жертвенные комплексы и т. п.

 

Разборка заполнения могильной ямы преследует цель не только выявить на определенной глубине остатки погребения, но также установить характер и состав заполнения, наличие или отсутствие в нем находок, выявить особенности формы и конструкции самой ямы, устройство внутримогильных сооружений, если они имеются. Исходя из этого заполнение могильных ям раскапывается строго горизонтальными пластами, толщина которых зависит от характера заполнения. Если оно однородно и не содержит находок, можно копать пластами по 20 см. При сложном заполнении, в котором прослеживаются различные прослойки и встречается значительное количество находок, толщина пласта должна быть 10 и даже 5 см. Внутри пластов грунт снимается тонкими вертикальными срезами, как и при разборке культурного слоя, чтобы не пропустить изменения структуры и цветности заполнения, возможных находок и самого погребения, глубина залегания которого обычно неизвестна. После снятия каждого пласта нужно проводить легкую горизонтальную зачистку.

Заполнение могильной ямы разбирается строго в пределах видимого могильного пятна. Особое внимание следует обращать на выборку заполнения у стенок могилы, чтобы точно их выявить. Для этого рекомендуется начинать разборку заполнения отступя внутрь могилы на 10—15 см от видимых границ могильного пятна. После снятия двух-трех пластов оставшуюся у стенки землю расчищают ножом и кистью. Расчистка будет тем успешнее, чем лучше просохла земля у стенок. В ходе такой расчистки можно уловить и следы дерева, если стенки могилы были облицованы.

Если грунт, в котором вырыта могильная яма, достаточно плотен и заведомо известно, что стенки ямы не имеют крепления деревом, оставшуюся у стенки землю можно подкопать снизу и обрушить легким ударом сверху. При этом земля осыпается обычно точно по границам ямы, а на стенках могилы можно увидеть следы инструментов, которыми она была выкопана в древности.

В тех случаях, когда заполнение ямы имеет особо сложную структуру, желательно вынимать его по частям — сначала из одной половины могилы, разделенной по ее длинной оси, затем — из другой. При этом должен быть снят профиль заполнения могилы в том же масштабе, в котором составлялся план. Разумеется, выборка заполнения по частям возможна лишь тогда, когда размеры могилы позволяют сделать это.

 

Очертания и размеры могильных ям по мере углубления нередко меняются.

obzor-novostei.ru

Тайны «города мертвых». Какие загадки таит в себе древний могильник Опушки | КУЛЬТУРА

Лошадь как друг человека 

«Хотите на лошадей взглянуть?» Но разве это в диковину — в древности коням положено было сопровождать в другой мир умерших хозяев. Некоторые вожди «уводили» с собой небольшие табуны.

В раскопе кипит работа: над расчищенной поверхностью возвышаются два лошадиных черепа, будто собранные из мозаики — костей и земли. Видны рёбра, лопатки. Скакуны — при жизни небольшие и невысокие, вовсе не жертвы. Скорее, друзья, похороненные с почетом. Участок могильника, как выяснилось, был отведён лошадям. «Мы их нашли уже с десяток, — рассказывает заместитель начальника экспедиции Анастасия Стоянова. — Никакой привязки к могилам людей нет: лошадей в сбруе уложили на брюхо, обложили камнями, чтобы сохранить вертикальное положение. Такое впечатление, что к ним проявили уважение, культ коня существовал у кочевников».

Первыми могильник разрыли мародеры Могильник находится в Симферопольском районе, недалеко от современной Мазанки. Фото: АиФ-Крым

«Осторожно!» «Яма впереди!» К другим раскопам идти приходится, что называется, опустив очи долу. Некоторые ямы уже изрядно замаскированы травой, другие заметны с нескольких шагов. Могильник, занимающий около двух гектаров, напоминает место, где соревновались в своих умениях гигантские кроты. Это — следы мародёрских «изысканий».

Один из участков могиьльника был отведен лошадям. Фото: Из личного архива/ А.Стояновой

Первооткрывателями Опушек примерно полтора десятка лет назад стали грабители могил. Времена были такие: супруги первых лиц Украины щеголяли в древних украшениях, богатые коллекционеры открыто хвастались собраниями уникальных археологических предметов. Откуда? Да так, купили по случаю… В Крыму тогда мародёры копали древние могильники просто остервенело — спешили заработать.

Амулеты в виде египетских скаребеев и сфинксов. Фото: Из личного архива/А.Стояновой

«О том, что неподалёку от современной Мазанки Симферопольского района есть могильник, стало известно, когда местные дети забегали по улицам с костями — они их находили у разграбленных погребений, — вспоминает доктор исторических наук, руководитель археологической экспедиции Опушек Игорь Храпунов. — Разграблены были сотни могил».

Стеклянная бусина с изображением лица человека. Фото: Из личного архива/А.Стояновой

Примечательно, что здесь не только ни разу не задержали грабителей — напротив, когда-то «спустили на тормозах» нападение мародёров на археологов. Обычно, когда приезжала экспедиция, грабители отступали. Но в тот раз набрались наглости ночью залезть в уже открытую входную яму склепа, которую утром намеревались изучить археологи. Тогда у второго такого же склепа на следующую ночь поставили дежурных. Мародёры, обнаружив охрану, начали стрелять в членов экспедиции из ружья: потом археологи насобирали немало дроби. Ею, кстати, правоохранители даже не заинтересовались, зато оперативно объявили, что стреляли далеко от раскопок — местный житель, мол, опробовал охотничье ружьё. Преступления не было, археологам всё показалось.

В одном из склепов оказалось больше двух тысяч самых разных бусин. Фото: Из личного архива/А.Стояновой

Вместе кочевали?

Могильник Опушки использовался непрерывно почти пятьсот лет, начиная с I века до нашей эры. Он — такая же загадка, как и несколько других крымских некрополей в Бахчисарайском, Симферопольском, Белогорском районах. Ведь, казалось бы: есть могильник — где-то рядом должно быть поселение. И наоборот: найдено место, где жили люди — неподалёку ищи древнее кладбище. Искали археологи тщательно, но следов поселений не обнаружили. Одно из объяснений — что «хозяевами» могильника были кочевники. Они двигались по единому «закольцованному» маршруту, и всегда находились, как бы сегодня сказали, в шаговой доступности от того или иного места, отведённого для погребений.

Опушки непрерывно использовали почти 500 лет. Фото: Из личного архива/ Анастасия Стоянова

Тайна номер два: определённо вместе жили — точнее, кочевали, представители не одного народа. Самые древние погребения — огромные семейные склепы. Некоторые скелеты целые — значит, их оттащили с почётного центрального места вскоре после похорон, чтобы освободить место очередному покойнику. Другие рассыпаны: видимо, склеп долгое время был невостребованным, в сторону сгребали уже кости. «Такие склепы использовались носителями позднескифской культуры, — объясняет Игорь Храпунов. — Все они разграблены, в одном мы насчитали больше тридцати погребённых, в другом — свыше ста двадцати, в третьем — больше ста сорока. Хоронили здесь своих умерших не только скифы, но и сарматы, проникавшие в Крым и оседавшие здесь. Они использовали могилы другого типа — с нишей-подбоем. Мы находим характерные для сарматов наборы вещей, в том числе железные предметы, покрытые тончайшей золотой фольгой. Нашли один склеп — пока один, относящийся совсем к другой культуре — предположительно, аланской, представители которой пришли в Крым с Северного Кавказа. И, наконец, обнаружили каменный ящик с сосудом, заполненным обожжёнными костями. Такой обряд характерен для германцев. На днях расчистили ещё одно такое погребение».

Еще парочку амулетов. Фото: Из личного архива

Кстати, археологи нашли здесь и другой «германский след»: часть горшка со вставками из стекла. Такие были в ходу у этого народа, это первая подобная находка в Крыму.

Сейчас археологический сезон в разгаре, наверняка будут новые сюрпризы, новые находки — одни подтверждающие уже имеющиеся гипотезы, другие — задающие новые загадки.

Опушки Серебряные серьги с золотой фольгой и вставками из стекла. Фото: Из личного архива

Археологические культуры на могильнике Опушки:

  • Поздние скифы - I век до н.э. – III век н.э.
  • Раннесарматская культура – I в. н.э. - начало II века н.э.
  • Позднесарматская – вторая половина-конец II в. н.э. - середина III в. н.э
  • Аланы - IV век
  • Германцы - IV век

Примечательные находки:

  • Серебряные серьги с золотой фольгой и вставками из стекла.
  • В одном из склепов оказалось больше двух тысяч самых разных бусин.
  • Стеклянная бусина с изображением лица человека.
  • Амулеты в виде египетских скаребеев и сфинксов.

Смотрите также:

www.krym.aif.ru


Смотрите также