Кузнец на Руси: колдун или последователь Сварога? Древние кузнецы
Кузнечное ремесло. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам
Немного истории
Медный век
Первыми металлами, освоенными людьми, были золото, серебро, медь и ее сплавы. Это обусловлено существованием этих металлов в самородном виде, химической стойкостью и лёгкостью их обработки в холодном состоянии. Легкоплавкость меди сделала ее первым металлом, выплавляемым человеком. Древнейшие находки медных изделий датируются VII тыс. до н. э.
Кузнец за работой Marie Reed, CC BY-SA 3.0
Говорить о кузнецах «медного века» не совсем корректно. Собственно кузнечную ковку для обработки использовали редко, чаще изделие отливали.
Собственно кузнечные (ударные) технологии для медных изделий в тот период в основном касались отделки — чеканка, гравировка, полировка или покрытия изделий (фрагментов) чернением, золотом или серебром.
Железный век
Приблизительно в 1200 году до нашей эры наступил «Железный век» — человек перешагнул барьер температур и научился получать железо из руд. Открытый огонь (пламя костра) может дать температуру 600–700˚С.
Походный вариант горна Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
В замкнутом гончарном горне получают температуры 800–1000˚С., и уже есть вероятность получения зерен чистого металла. Лишь в сыродутной печи можно обеспечить температуру до 1100˚–1300˚С. и уверенно получают восстановленное железо.
Нужны печи особой конструкции (с интенсивным наддувом) металл плавится и стекает в нижнюю часть горна, так что шлаки всплывают на нём. К сожалению, такая технология приводит к науглероживанию железа и получению чугуна, который не поддается кузнечной ковке.
Ковка
Ковка — основное техническое действие кузнеца. Она производится исключительно с нагретым металлом, что принципиально отличает кузнецов от слесарей, мастеров по холодной обработке металла.
Большое количество одинаковых фасонных изделий из металла может изготавливаться штамповкой, которая может быть горячей и холодной. Этот способ также относят как к кузнечному, так и слесарному делу.
Инструменты
В кузнице можно обнаружить множество оборудования, инструментов и приспособлений. К основному (обязательному) оборудованию относят:
Горн (устройство для нагрева заготовок)
Ёмкость с водой (для охлаждения).
Большая (основная) наковальня.
Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки различного вида и назначения.
Наковальня Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
Названы и классифицированы лишь главные инструменты, оборудование и устройства. Помимо них существует множество других, с помощью которых раньше кузнецы выполняли и массу специфических операций, в настоящее время полностью автоматизированных на промышленных предприятиях.
Изделия
Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов:
инструменты
оружие
подковы
строительные элементы
украшения и т.д.
С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия.
Работа кузнеца Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
В настоящее время термин также используется в значении рабочего кузнечно-прессового цеха (например, «кузнец-штамповщик»)
В наше время кузнечное ремесло так же сильно востребовано. Кованая мебель, заборы, предметы интерьера и быта. Наверное, люди не смогут обойтись без этой профессии ещё очень долго. Даже технический прогресс не заменит ручной труд кузнеца — ремесленника.
Подковать лошадь, выковать подкову, выполнить сложную фигуру для интерьера — это работа только ручная.
Фамилии
Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком.
Кузнец за работой Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
Одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко (укр.), Ковальский, Ковальчик (польск.), Смит (англ.), Шмидт (нем.), Лефевр, Ферран (фр.), Эрреро (исп.), Дарбинян (арм.), Мчедлидзе (груз.), Чкадуа (мегр.), Ажиба (абх.), Сепп (эст.), Сеппенен (фин.) и так далее.
Кузнец в мифологии, религии и литературе
В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем.
Композиция «Паровоз» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами.
В древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным (отсюда особый ум героев-кузнецов).
Кованые кошки Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто — культурный герой.
ru.russianarts.online
колдун или последователь Сварога? — Славянская культура
На море, на океане, на острове Буяне, стоят три кузнеца, куют кузнецы там на трех станах. Не куйте вы, кузнецы, железа белого, а прикуйте ко мне молодца.
Заговор из обряда на привлечение суженого.
Сварог, повелитель огня и защитник семьи, был помимо прочего еще и покровителем ремесел на Руси, а особенно выделялось среди всех мастерство кузнеца: ведь чтобы сковать серп или плуг, подковать лошадь или сделать десяток иголок для хозяйки — за всем шли именно к нему. Существовало множество поверий, согласно которым человек, освоивший это мастерство, может «приковать» двух людей друг к другу, связав их жизни вместе до самой Мариной чаши. Возможно, это связано с обручальными кольцами, искусно создаваемыми талантливыми кузнецами. В народе считалось, что воля Сварога передалась и его подопечным, и таким образом кузнецы невольно стали еще и покровителями брачных уз. А как же иначе, ведь если неподатливое железо в руках мастера легко меняет свою форму, значит, и с Судьбой этот человек может потягаться.
Жить бы кузнецам, да радоваться, но не бывает большого количества меда без дегтярной приправы. И уважали их, и выделяли среди сельчан, но ходили слухи, что нет среди мастеров кузнечного дела хоть одного, который не знался бы с нечистой силой. Если не брать в расчет суеверия, то современному человеку такой вывод покажется странным. Кузню старались ставить если не за пределами, то на окраине деревни, а в идеале – у воды. Для нас это элементарная техника безопасности: ведь если не все, то большинство домов были деревянными, а кузница предполагала наличие искр и раскаленных углей. Деревянный сруб мог воспламениться от крошечного уголька, а вслед за ним в одночасье полыхнет вся деревня. Поэтому наличие рядом с кузней водоема было наилучшим решением при выборе места ее постройки. Предки тоже это понимали, но…
По славянским поверьям, воду населяли духи разной степени силы, не отличающиеся дружелюбием по отношению к человеку. И они не просто спокойно жили под водой, чинно перебирая на дне ракушки и заплетая водоросли, а с завидной периодичностью пытались заманить людей в подводное царство, где заправила-водяной превратит их в своих рабов и заставит чистить песок. Это в лучшем случае. Русалки могут защекотать, но с ними как-то ухитрялись договариваться, стараясь по возможности обходить искусительниц по кривой дуге. А вот с мавками (навками) так не получалось: русалками становились утопленницы, сводившие счеты с жизнью из-за несчастной любви, мавки же – мстительные и злобные создания, души, не отжившие земной срок и несущие возмездие всем встречным за свою раннюю смерть. И водяной, и его прислужницы вполне успешно заманивали путников в водоем, откуда не было обратной дороги. В связи с этим у крестьян возникал вполне закономерный вопрос: а что же кузнец? Почему он безбоязненно живет в непосредственной близости с рекой, и не боится пополнить ряды рабов подводного царства?
Скорее всего, покровительство Сварога не бралось в расчет: он хоть и был одной из главных персон славянского пантеона, но единобожие на Руси появилось только после крещения. Чтили всех, однако особо выделялось одно божество, которое, по мнению сельчан, лучше всего помогало их деревне. И это не обязательно был Сварог. С учетом этого напрашивался логичный вывод: кузнец как-то договаривался с подводными обитателями, оттого они и не искушали мастера. Вот и побаивались крестьяне такого соседства. Хотя как знать, может, он обладал какими-то знаниями-оберегами, позволяющими защитить себя, семью и древнее ремесло? Поэтому, несмотря на опасения и толику суеверного страха, к кузнецу всегда шли за помощью, а священная стихия Огня всегда брала верх над Водой и ее обитателями.
Похожие статьи:
Археология → О археологических находках оружия IX-XV веков в Карелии
Славянский быт → Мужская магия в русской традиционной культуре. XIX - XX вв.
Древний мир → Мы кузнецы, и дух наш молод
Ремесла → Копоть в кузнице останется...
Фольклористика → Святогор - богатырь
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
история промысла, документальный фильм, фотографии изделий.
Кузнечный промысел — одно из древнейших ремесел. Выковывать самородное и метеоритное железо начали еще в каменном веке. Работать кузнецом было престижно и почетно. Простые люди нередко считали коваля «вещим человеком» или чародеем за то, что он превращал кусок бурого камня в ценную вещь.
Занимательный факт:Даже среди русских монархов были любители ковки — Иван Грозный (1530–1584) и Петр I (1672–1725). Исторически засвидетельствовано, что Петр I принимал участие в ковке якорей на Воронежской судоверфи. Как раньше изготавливали большие железные поковки — якоря показано в кинофильме «Петр Первый».
Изначально металлы обрабатывали молотом только в холодном состоянии: так приравнивали металл к камню. Интересное предположение о первой выплавке железа сделал английский археолог А. Лукас: «Почти наверняка в первый раз железо было выплавлено случайно, возможно, в результате ошибочного использования железной руды вместо медной. Такого рода попытки, вероятно, повторялись не раз, пока мастер случайно не ударил молотком по полуостывшему металлу, что могло увенчаться частичным успехом. Наконец люди догадались, что для полного успеха овладения новым металлом нужно ковать его в раскаленном докрасна состоянии».
Сельские кузницы были маленького размера, и окон в них практически не было. Для того чтобы качественно выковать заготовку, кузнецу нужно было определить, насколько она раскалилась. Пирометров и специальных приборов для определения температуры не было, поэтому готовность определяли по цветам каления. Только полумрак позволял разглядеть и понять необходимый оттенок свечения, в котором степень накала отливает желто-красными переливами.
Кузница постройки 1910 года. Музей деревянного зодчества, пос. Тальцы. Фотография: М. Игнатьев / фотобанк «Лори»
Интерьер старинной кузницы. Фотография: А. Тихонов / фотобанк «Лори»
Кованые изделия на столе в кузнице. Фотография: А. Тихонов / фотобанк «Лори»
Занимательный факт:Говорят, что раньше кузнецы даже бороду использовали, чтобы определить температуру металла для сварки. Подносили нагретую деталь к бороде и, если волоски начинали трещать и закручиваться, сваривали заготовки.
Экспонаты и находки
В наши дни здание музея «Городская кузница XVII века» — самый старый дом Смоленска. В нем собраны подлинные орудия труда и многочисленные изделия кузнечного ремесла XVII–XIX веков и воссоздана творческая лаборатория кузнеца.
Самым древним предметом из кованого железа, найденным археологами, считаются бусы из полых трубочек. Их нашел английский археолог Петри при раскопках египетских могил конца IV века до н. э.
Научные сотрудники Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» отыскали места, где в древности велась плавка меди и железа. Были найдены целые комплексы плавильных печей, обломки тигельков. На Лайском мысу обнаружили грунтовые печи, остатки глинобитных печей и небольшие каменные печи.
Новое селище «Уралочка», относящееся к эпохе раннего железного века на левом берегу реки Малая Медведка, открыли помогавшие археологам школьники.
Самая любопытная находка тагильских археологов — железный, изъеденный ржавчиной кинжал, который пролежал в земле с VI века. Химический анализ металла показал, что в нем содержится кремний, марганец, фосфор — элементы, входящие в состав современной стали.
Кузнец за работой. Фестиваль «Времена и эпохи — 2013», Коломенское. Фотография: Н. Уварова / фотобанк «Лори»
Кованая виноградная гроздь. Фотография: А. Сидоров / фотобанк «Лори»
Кузнец у наковальни. Фотография: С. Майтелес / фотобанк «Лори»
Мастера и промыслы
Дагестанское селение Кубачи прославилось своими искусными ювелирами. Издавна они занимались оружейным ремеслом и жили в основном доходами с него. Первое упоминание о Кубачи встречается у арабских историков IX–XII веков, называвших эту территорию Зирихгеран или Зерекеран, что означает «кольчужные мастера» (Али аль-Масуди, Х век; Абу Хамид Андалуси, XII век). Здесь издревле делали кольчуги, стремена, оружие (мечи, луки, ножи, кинжалы), шлемы, медную посуду и др. Позднее название селения было заменено на арабское Кубачи, имевшее тот же смысл. Путешественники XVIII–XIX веков сообщали о производстве огнестрельного оружия, о выделке ружей, пистолетов, а также сабель, ножен и панцирей, о злато- и сереброкузнечной работе. Знаменитая кубачинская насечка применяется в нескольких видах, представляющих технику инкрустации цветными металлами по металлу, кости, рогу.
Кованая решетка на окне
Фигурный подсвечник
Кованая жиковина на двери
Гороховец — один из древних владимирских городов, где металлопроизводству и металлообработке всегда уделялось особое внимание. Местные мастера славились своими работами в металле. Гороховецкие кузнецы делали хозяйственный инвентарь и торговали им на ярмарках. Ими изготавливалось большое количество предметов, необходимых в городской и в сельской жизни. Это жиковины, замки и ключи для деревянных дверей, подковы, обручи, различные инструменты, применявшиеся в любом деле. С большим старанием трудились мастера над созданием церковной утвари: фигурных подсвечников, паникадил, решеток для окон.
www.culture.ru
Кузнечное дело в разные времена
Кузнечное дело – самое древнее ремесло, связанное с металлом. Впервые человек начал ковать металлы еще в каменном веке. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты тех далеких времен. Это небольшие круглые камни – молоты и овальные плоские массивные камни – наковальни. На рельефах древних египетских храмов можно видеть кузнецов, работающих каменными молотками. Но точного времени зарождения кузнечного мастерства на планете указать невозможно.
О том, как развивалось кузнечное дело в древней Руси, мы можем судить по данным археологических исследований. При раскопках древних поселений археологи находят предметы, изготовленные из металла. Это остатки разнообразных инструментов, приспособлений и оборудования, которые применялись в кузнечном производстве. Это доказывает то, что все изделия из черного металла, которые оставила нам древняя Русь, были созданы русскими кузнецами, владевшими очень сложной техникой производства. В древнерусском поселении кузница ставилась отдельно от места проживания. Одна кузница обслуживала население в радиусе 10 – 15 километров. Основным оборудованием кузницы были кузнечный горн и меха, а инструментами – наковальня, молот, клещи, зубило, бородки. При горне были лопатка для угля, кочерга и прыскалка – швабра из мочала для смачивания угля водой.
В XIII веке существовали узкие специальности, связанные с обработкой железа. Например, кузнец, делающий только серпы и косы – серповик-косник, топоры и секиры – секирник, рыболовные принадлежности – удник, оружие – оружейник, украшения – булавочник или колечник. В деревне основную и единственную группу ремесленников по обработке железа составляли кузнецы-универсалы, они изготовляли весь необходимый железный инвентарь. В большинстве деревенских кузниц работали два человека – мастер и подручный. Иногда в работе были заняты все члены семьи. Отец передавал сыну свое ремесло по наследству вместе с личным клеймом, которому сын добавлял «отпятныш» – дополнительную черту, обозначавшую, что клеймо принадлежит лично ему. По наследству передавались и производственные секреты ремесла.
Обычай брать на работу подмастерьев раньше всего возник в кузнечном ремесле. В Псковской Судной грамоте говорится, что уже в XIV– XV веках кузнецы начинают брать к себе на работу учеников.
Древние кузнецы ковали железо при очень высокой температуре – свыше 1000 градусов. Температуру определяли по цвету каленого металла. Применяли сварку железа и стали.
У всех народов мира кузнецы считались колдунами, чародеями. Смелое обращение кузнеца с огнем казались простому крестьянину загадочными и таинственными обрядами. Русские кузнецы считались знахарями и колдунами, способными «сковать счастье», приворожить любимого, определить судьбу. У славян было поверье, что кузнец может заключать браки подобно тому, как сваривает железо. Поэтому кузнецы считались покровителями браков. К ним часто обращались девушки с просьбой сковать колечко или венец. У древних славян языческого периода покровителем кузнечного дела считался бог Сварог. Он же почитался как покровитель семейных отношений и исцелитель. С приходом христианства святые Козьмы и Демьяна стали почитаться как покровители кузнецов, браков, семейного очага. 14 ноября в день Козьмы и Демьяна кузнецы никогда не работали.О том, насколько почетным было на Руси ремесло кузнеца, можно судить по количеству пословиц и поговорок о кузнецах. В русском фольклоре ни одному ремеслу не уделяется столько внимания.
Кузнец – всему делу венец.
Куй железо, пока горячо.
Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца.
Кому Бог ума не дал, тому кузнец не прикует.
Всяк своему счастью кузнец.
В окрестностях Изборска по сей день существует родник, который местные старожилы называют «кузнецким». Изборский краевед Николай Петрович Дроздов рассказал нам предание, связанное с этим источником. С самых давних времен изборские кузнецы считали «кузнецкий ключ» чудотворным. Они верили, что вода из ключа дает кузнецам силу, а их изделиям – прочность. Из «кузнецкого ключа» брали воду для закалки металла, сюда приносили готовые изделия и опускали в ключевую воду. Считалось, что после этого орудия труда и инструменты будут прочными, а боевое оружие не будет знать поражения.
Как же развивалось кузнечное дело в древнем Изборске?
По сведениям, предоставленным нам заместителем директора музея-заповедника «Изборск», археологом Еленой Владимировной Воронковой, при раскопках Изборского городища VII – IX веков были найдены каменные литейные формы, полуфабрикаты цветных металлов, железные шлаки, наковальня и многочисленные изделия из железа. Это подтверждает то, что в Древнем Изборске было развито кузнечное дело. В фондах Государственного историко-архитерктурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск» большая коллекция железных изделий. Ученые считают, что значительная часть их изготовлена местными мастерами. Это:
Орудия сельского хозяйства и промыслов – сошники, мотыги, косы (в основном, горбуши), серпы, крючки, гарпуны, остроги.
Орудия ремесленников – молотки, топоры, зубила, сверла, долота, скобели, пила, гвоздильни; строительные элементы – гвозди, скобы, заклепки, костыли, крючки, дверные пробои и накладки.
Предметы вооружения – наконечники стрел и копий, дротики, кольчуги, панцирные пластины.
Снаряжение всадника и коня – шпоры, стремена, удила, пряжки.
Кузнечное дело в Изборске развивалось за счет применения прогрессивных технологий и было направлено на постоянное увеличение продукции для рынка сбыта.
При раскопках более поздних слоев Изборского городища (второй половины X – начала IVX веков) не обнаружено остатков построек, которые можно было бы считать кузницами, нет среди находок и кузнечных инструментов. Были найдены небольшой железный молоток десятого – одиннадцатого века, несколько бородков, две гвоздильни. Эти находки ученые относят к XII – XIV векам. Они не позволяют сделать какие-либо серьезные выводы. Ученые-археологи предполагают, что в XI – XII веках кузнечное производство тоже было вынесено за пределы городища.
В XIV веке Изборское поселение переносится на Жеравью гору. Крупные археологические исследования территории крепости на Жеравьей горе до настоящего времени не проводились. Но работы, проведенные в 2001 – 2002 годах позволили обнаружить в районе северной стены крепости остатки печи, предположительно производственной, с мощным слоем обожженной глины, большим количеством остатков железоделательного производства. Специалисты не могут пока сказать, сколько кузниц было в средневековом Изборске. Но совершенно очевидно, что кузнечное ремесло было жизненно необходимо древнему городу-воину.
О развитии кузнечного ремесла в Изборске в конце IXX – начале XX века удалось собрать интереснейшие материалы со слов местных жителей. Эту работу проводила старший научный сотрудник Изборского музея-заповедника Татьяна Владимировна Румянцева.
По воспоминаниям изборян, кузнецы изготовляли предметы быта (гвозди, болты, ножи, светцы, ухваты, кочерги), орудия сельского хозяйства (серпы, плуги, бороны), ковали лошадей (подковы ковали тоже сами), делал перетяжку колес, оковку телег, саней, различные инструменты, паяли и лудили домашнюю утварь и посуду. На окнах многих жилых домов и хозяйственных построек ставились кованные решетки, изготовленные местными кузнецами. Специализации у кузнецов не было – каждый мастер мог выполнять любую работу. Но между мастерами существовала конкуренция – можно было обратиться к дорогому мастеру и воспользоваться качественными услугами, а можно было заплатить поменьше, но и изделие было качеством похуже. В довоенное время плоский металл для обтяжки колес и тормозов заказывали в магазине Костенко (сейчас это ул. Псковская, д. 20). Для изготовления инструментов и утвари металл перековывали.
Кузнец, в основном, работал один, иногда ему помогали сыновья-подростки, но чаще помощником был сам заказчик: мастер показывал операцию, например, нарезка болтов, и заказчик уже сам продолжал работу. По звуку, доносившемуся из кузниц, можно было определить, какой именно мастер работает, так как у каждого кузнеца был свой стиль. Кузнецы свои секреты не раскрывали, старались товар лицом показать. Как и в древности, к кузнецу приходили за советом, он со многими людьми общался, считался человеком опытным.
По воспоминаниям изборян, самая древняя кузница стояла на реке Смолке, рядом с Футовой мельницей. Мельник был и кузнецом – пока происходил помол, он выполнял заказы по ковке. Имя хозяина неизвестно, но славился он тем, что делал хорошие замки, запоры. Мельница же была небольшая, маломощная, ток воды был сделан под колесо.
В 1950 - 1960-е годы у каменотесов Изборска были свои горны-кузницы для заточки инструментов (шпунтов). Такие кузницы представляли собой деревянный навес на четырех деревянных столбах. Под навесом находился горн с колесом, которое надо было крутить для нагнетания воздуха.
В довоенное и послевоенное время в Изборске работало несколько кузнецов. Нам удалось собрать сведения почти обо всех изборских кузнецах этого периода.
www.microarticles.ru
Древние кузнецы или железных дел мастера
Человек отделился от животных, когда научился делать орудия из камня. Но человек стал великаном только тогда, когда на смену камню, а затем меди и бронзе пришло железо. Когда этот металл подчинился людям, им стало неизмеримо легче покорять природу.
Какие же люди первыми научились добывать железо из руды, изготовлять из него орудия труда? Кто были эти древние кузнецы? Об этом существуют различные мнения. И одно таково: этот великий переворот в технике впервые произошел в Азии и в Африке.
Уильям Фостер написал книгу «Негритянский народ в истории Америки». В первой главе этой книги он рассказывает о том, как жили негры в Африке и чего они достигли на своей родине. «Полагают,- пишет Фостер,- что негры изобрели способ выплавки железа, что явилось огромным вкладом в мировую цивилизацию». Американский прогрессивный ученый Франц Боас высказал почти то же самое мнение. Он заявил, что в то время, когда предки нынешних европейцев обходились все еще каменными орудиями труда либо, когда они еще только переходили к бронзе, африканцы умели уже плавить железо. Боас говорит также, что африканцы, живущие к югу от Сахары, вероятно, внесли в дело раннего развития железа больше, чем кто-либо иной. Немецкий ученый фон Лvшан много лет изучал способы выплавки и обработки железа у африканцев, устройство их плавильных печей и кузнечных мехов. И он пришел к выводу, что африканские мастера до всего дошли сами.
Мы не можем узнать, когда именно африканцы к югу от Сахары овладели искусством добывать железо из руды и научились превращать его в орудия труда. Но по всему видно, что это было давным-давно. Африканцы сохранили глубокое уважение к своим героям труда мастерам плавильного и кузнечного дела. У первобытных племен кузнецы были самыми уважаемыми людьми. Воспитание молодого поколения доверялось именно им. Древние кузнецы были окружены почетом и во многих государствах средневековой Африки.
Так же царям африканских государств южнее Сахары совершенно необходимо было знать кузнечное дело. Например, в средние века, в Конго, существовало большое государство. Царя здесь избирал совет вельмож, и избирал, разумеется, не из простолюдинов. Но каждый феодал, хотевший стать царем, обязательно должен был убедить, что он искусный кузнец.
Во всех книгах об истории древнего Египта говорится, что египтяне раньше многих других народов научились добывать и обрабатывать медь, золото и серебро, делать бронзовые орудия труда. Они овладели этим искусством уже около четырех тысяч лет назад. Но с железом дело у них обстояло хуже, чем в ряде других стран. Между тем в бою воин железным мечом мог перерубить бронзовый.
Египетское государство пало потому, что рабовладельцы жестоко угнетали простых людей, обескровили страну захватническими войнами. Государство, которое было сильнее соседей, стало слабее их. Страна, шедшая многие годы впереди других, оказалась отсталой и в военном отношении — бронзовое оружие ее армии устарело.
Уже в VII веке до н. э. Египет был завоеван войсками Ассирии. Победить египтян ассирийцам помогли короткий железный меч и копье с железным наконечником. Затем в 525 году до н. э. Египет захватили цари Персии. Их войско тоже имело железное оружие. С этого времени Египетское государство на много столетий потеряло независимость, стало добычей сменявших друг друга завоевателей.
Гордые своей победой над древними египтянами, персы попытались двинуться из Египта вверх по Нилу — в пределы государства Судан. Но утвердиться здесь они не смогли.
Страна, давшая им отпор, в древности называлась Нубией или Куш. Она лежит у самой Сахары. Египетские фараоны часто предпринимали набеги на это государство, грабили, жгли, уводили в рабство ее жителей. А затем цари Египта и вовсе завладели нубийским краем, богатым золотом. Но нубийцы не пожелали мириться с игом египетских рабовладельцев. В конце XII века до н. э. они изгнали египетские войска и чиновников и создали на Ниле государство, столицей которого была Напата.
informvest.ru
Кузнец в мифологии, религии и литературе ⋆ Кузнечный Двор
В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем. Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. В древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным (отсюда особый ум героев-кузнецов). В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто — культурный герой.
Античные персонажи
Гефест — древнегреческий бог кузнечного ремесла, первый бог-ремесленник
Вулкан — древнеримский бог кузнечного ремесла, отождествлявшийся с Гефестом
Сефлакс — этрусское божество подземного огня, бог-кузнец, соответствует римскому Вулкану
Тельхины
Кельтские и скандинавские персонажи1.Гоибниу — кельтский бог-кузнец, чье имя даже происходит от слова «кузнец».2.Гофаннон — аналог Гоибниу у валлийцев3.Тор — скандинавский бог-громовержец4.Велунд (Вёлунд, Weyland) — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») — см. персонаж «Фауста» Гете, откуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста5.Мимир — бог-кузнец, учивший Зигфрида (также сына кузнеца)6.ирландский кузнец Куланн, чью собаку убил Кухулин7.Кальвис — бог-кузнец прибалтийской мифологии, «выковавший» Солнце, как и финский бог Илмаринен (см. «Калевала»), финно-угорский Ильмарине, карельский Ильмойллин и удмуртский бог Инмар, также Телявель8.А. Галлен-Каллела «Создание Ильмариненом Сампо»
Азиатские персонажи1.Хасамиль — бог хатти (протохеттов)2.Таргитай — бог скифов3.Вишвакарман — индуистский бог4.Тваштар — божественный кузнец, демон-асур индийской мифологии5.кузнецы Шьашвы, Айнар и Тлепш в абхазской мифологии (см. нартский эпос). Также Пхьармат6.Амиран7.Пиркуши — кузнец грузинской мифологии8.Кава — в персидском эпосе «Шахнаме» герой-кузнец, поднявший восстание против тирана Заххака. Ему посвящено стихотворение Хлебникова «Кавэ-кузнец»9.Кусар-и-Хусас — в западносемитской мифологии помогавший Балу10.Амацумара — японский бог-кузнец, создавший зеркало, которым нужно выманить Аматэрасу11.Сумаоро у мандингов в Африке, Сундьята. Способен становиться невидимым, одно из качеств божественных кузнецов и создаваемых ими предметов.12.Курдалагон — божественный кузнец в осетинском варианте нартского эпоса. Закалил чудо-богатыря Батрадза.
kuznec-dvor.ru
Изготовление меча: тайны древних кузнецов-оружейников, дамасская и булатная сталь
Сложно назвать изобретение, которое бы оказало такое значительное влияние на развитие нашей цивилизации, каким может похвастать меч. Его нельзя рассматривать, как банальное орудие убийства, меч всегда был чем-то большим. В разные исторические периоды это оружие представляло собой символ статуса, принадлежности к воинской касте или благородному сословию. Эволюция меча как оружия неразрывно связана с развитием металлургии, материаловедения, химии и горного дела.
Практически во все исторические периоды меч был оружием элиты. И дело здесь не столько в статусности этого оружия, сколько в его высокой стоимости и сложности производства качественных клинков. Изготовление меча, которому можно было доверить свою жизнь в бою, было не просто трудоемким процессом, а настоящим искусством. А кузнецов, занимавшихся этой работой, можно смело сравнить с виртуозами-музыкантами. Недаром с древнейших времен у разных народов существуют предания о выдающихся мечах с особыми свойствами, изготовленных настоящими мастерами кузнечного дела.
Цена даже среднего клинка могла достигать стоимости небольшого крестьянского хозяйства. Изделия известных мастеров стоили еще дороже. Именно по этой причине наиболее распространенным видом холодного оружия эпохи Античности и Средневековья является копье, но никак не меч.
На протяжении столетий в разных регионах мира сформировались развитые металлургические центры, продукция которых была известна далеко за их пределами. Они существовали в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае и Японии. Труд кузнеца был почитаем и весьма хорошо оплачивался.
В Японии кадзи (это кузнец-оружейник, «мастер мечей») в общественной иерархии находился на одном уровне с самураями. Неслыханное дело для этой страны. Ремесленники, к которым, по идее, и должны относиться кузнецы, в японском табеле о рангах находились даже ниже крестьян. Более того, самураи иногда и сами не гнушались браться за кузнечный молот. Чтобы показать, насколько уважаемым Японии был труд оружейника, можно привести один факт. Император Готоба (правил в XII веке) объявил, что изготовление японского меча – это работа, которой могут заниматься даже принцы, никак не умаляя своего достоинства. Готоба и сам был не прочь поработать около горна, сохранились несколько клинков, которые он изготовил своими руками.
Сегодня в СМИ много пишут о мастерстве японских кузнецов и качестве стали, которая использовалась для создания традиционной катаны. Да, действительно, изготовление самурайского меча требовало огромного мастерства и глубоких познаний, но можно ответственно заявить, что европейские кузнецы практически ни в чем не уступали своим японским коллегам. Хотя о твердости и прочности катаны ходят легенды, но изготовление японского меча принципиально не отличается от процесса ковки европейских клинков.
Человек стал использовать металлы для изготовления холодного оружия еще в V тысячелетии до нашей эры. Сначала это была медь, которую довольно быстро заменила бронза, – прочный сплав меди с оловом или мышьяком.
Кстати, последний компонент бронзы очень ядовит и нередко превращал древних кузнецов и металлургов в калек, что нашло отображение в легендах. Например, Гефест, греческий бог огня и покровитель кузнечного дела, был хромым, в славянских мифах кузнецы также нередко изображаются увечными.
Железная эра началась в конце II – начале I тысячелетия до нашей эры. Хотя, оружие из бронзы использовалось еще многие сотни лет. В XII веке до н. э. кованое железо уже использовали для изготовления оружия и инструментов на Кавказе, в Индии и Анатолии. Примерно в VIII веке до н. э. сварное железо появилось в Европе, довольно быстро новая технология распространилась по континенту. Дело в том, что количество месторождений меди и олова в Европе сравнительно невелико, зато запасы железа значительны. В Японии железный век начался только в VII столетии новой эры.
Изготовление меча. От руды до крицы
Очень продолжительное время технологии получения и обработки железа оставались практически на одном месте, они не могли должным образом удовлетворить постоянно растущий спрос на этот металл, поэтому изделий из железа было мало и стоили они дорого. Да и качество инструментов и оружия из этого металла было крайне низким. Удивительно, но на протяжении практически трех тысяч лет металлургия не претерпела никаких принципиальных изменений.
Прежде чем перейти к описанию процесса изготовления холодного оружия в древности, следует дать несколько определений, связанных с металлургией.
Сталь – это сплав железа с другими химическими элементами, прежде всего с углеродом. Он определяет основные свойства стали: большое количество углерода в стали обеспечивает ее высокую твердость и прочность, снижая при этом пластичность металла.
Основным способом получения железа в эпоху Античности и в Средние века (до XIII века) был сыродутный процесс, названный так из-за того, что в печь вдували неподогретый («сырой») воздух. Главным методом обработки полученного железа и стали была ковка. Сыродутный процесс был очень неэффективным, большая часть железа из руды уходила вместе со шлаком. Кроме того, полученное сырье не отличалось высоким качеством, и было очень неоднородным.
Получение железа из руды происходило в сыродутной печи (сыродутный горн или домница), которая имела форму, напоминающую усеченный конус, высотой от 1 до 2 метров и диаметром основания 60-80 см. Такую печь делали из огнеупорного кирпича или камня, сверху обмазывали глиной, которую потом обжигали. В печь вела труба для подачи воздуха, его нагнетали с помощью мехов, а в нижней части домницы находилось отверстие для отвода шлаков. В печь загружали большое количество руды, угля и флюсов.
Позже для подачи воздуха в печь стали использовать водяные мельницы. В XIII веке появились более совершенные печи – штукофены, а затем блауофены (XV век). Их производительность была гораздо выше. Настоящий прорыв в металлургии состоялся только в начале XVI века, когда был открыт передельный процесс, в ходе которого из руды получалась качественная сталь.
Топливом для сыродутного процесса служил древесный уголь. Каменный уголь не использовали из-за большого количества вредных для железа примесей, которые он содержит. Коксовать уголь научились только в XVIII столетии.
В сыродутной печи происходит сразу несколько процессов: пустая порода отделяется от руды и уходит в виде шлаков, а оксиды железа восстанавливаются, вступая в реакции с угарным газом и углеродом. Оно сплавляется и образует так называемую крицу. В ее состав входит чугун. После получения крицы, ее разбивают на мелкие куски и сортируют по твердости, в дальнейшем с каждой фракцией работают отдельно.
Это сегодня чугун является важнейшим продуктом черной металлургии, раньше было иначе. Он не поддается ковке, поэтому в древности чугун считался бесполезным отходом производства («свиным железом»), непригодным к дальнейшему использованию. Он значительно снижал количество сырья, полученным в ходе плавки. Чугун пытались использовать: в Европе из него делали пушечные ядра, а в Индии гробы, однако качество этих изделий оставляло желать лучшего.
От железа к стали. Ковка меча
Железо, полученное в сыродутной печи, отличалось крайней неоднородностью и низким качеством. Нужно было приложить еще массу усилий, чтобы превратить его в прочный и смертоносный клинок. Ковка меча заключала в себе сразу несколько процессов:
очистку железа и стали;
сварку разных слоев стали;
изготовление клинка;
тепловую обработку изделия.
После этого кузнецу необходимо было изготовить крестовину, головку, рукоять меча, а также сделать для него ножны.
Естественно, что в настоящее время сыродутный процесс не используется в промышленности для получения железа и стали. Однако силами энтузиастов и любителей старинного холодного оружия он был воссоздан до мельчайших подробностей. Сегодня эта технология изготовления меча используется для создания «аутентичного» исторического оружия.
Полученная в печи крица состоит из низкоуглеродистого железа (0-0,3% содержания углерода), металла с содержанием углерода 0,3-0,6% и высокоуглеродистой фракции (от 0,6 до 1,6% и выше). Железо, в котором мало углерода, отличается высокой пластичностью, но оно очень мягкое, чем выше содержание углерода в металле, тем больше его прочность и твердость, но одновременно сталь становится более хрупкой.
Для придания нужных свойств металлу кузнец может либо насыщать углеродом сталь, либо же выжигать его избыток. Процесс насыщения металла углеродом называется цементацией.
Перед кузнецами прошлого стояла серьезная проблема. Если изготовить меч из высокоуглеродистой стали, то он будет прочным и хорошо держать заточку, но одновременно слишком хрупким, оружие из стали с низким содержанием углерода вообще не сможет выполнять свои функции. Клинок одновременно должен быть и твердым и эластичным. Именно это была ключевая проблема, которая стояла перед мастерами-оружейниками на протяжении многих сотен лет.
Существует описание использования длинных мечей кельтами, сделанное римским историком Полибиосом. По его словам, мечи варваров были изготовлены из такого мягкого железа, что становились тупыми и гнулись после каждого решительного удара. Время от времени кельтским воинам приходилось исправлять их клинки с помощью ноги или колена. Однако и очень хрупкий меч представлял огромную опасность для своего хозяина. Например, сломавшийся меч едва не стоил жизни Ричарду Львиное Сердце – английскому королю и одному и самых прославленных бойцов своего времени.
В ту эпоху сломавшийся меч означал примерно то же самое, что отказавшие автомобильные тормоза в наши дни.
Первой попыткой решить эту проблему было создание так называемых ламинированных мечей, в которых мягкие и твердые слои стали чередовались друг с другом. Клинок подобного меча представлял собой многослойный сендвич, что позволяло ему одновременно быть и прочным и эластичным (при этом, правда, большую роль играла правильная тепловая обработка оружия и его закалка). Однако с такими мечами была одна проблема: при затачивании поверхностный твердый слой клинка быстро стачивался и меч терял свои свойства. Ламинированные клинки появились уже у кельтов, по мнению современных экспертов, такой меч должен был стоить раз в десять дороже обычного.
Еще одним способом сделать прочный и гибкий клинок было поверхностное цементирование. Суть этого процесса заключалась в науглероживании поверхности оружия, изготовленного из сравнительно мягкого металла. Меч помещали в сосуд, наполненный органическим веществом (чаще всего это был уголь), который затем ставили в печь. Без доступа кислорода органика обугливалась и насыщала металл углеродом, делая его прочнее. С цементированными клинками была такая же проблема, как и с ламинированными: поверхностный (твердый) слой довольно быстро стачивался, и лезвие теряло свои режущие свойства.
Более продвинутыми были многослойные мечи, изготовленные по схеме «сталь-железо-сталь». Она позволяла создавать клинки отменного качества: мягкое железо «сердцевины» делало клинок гибким и упругим, хорошо гасило колебания при ударах, а твердая «оболочка» наделяла меч отличными режущими свойствами. Следует отметить, что вышеприведенная схема компоновки клинка является наиболее простой. В Средние века кузнецы-оружейники часто «строили» свои изделия из пяти или семи «пакетов» металла с различными характеристиками.
Уже в раннем Средневековье в Европе образовались крупные металлургические центры, в которых выплавлялось значительное количество стали и производилось оружие достаточно высокого качества. Обычно такие центры возникали около богатых месторождений железной руды. В IX-X столетии хорошие клинки делали в государстве франков. Карлу Великому даже пришлось издавать указ, согласно которому продавать оружие викингам строго запрещалось. Признанным центром европейской металлургии была область, где позже возник знаменитый Золинген. Там добывали железную руду отличного качества. Позже признанными центрами кузнечного дела стала итальянская Брешиа и испанский Толедо.
Любопытно, но уже в раннем Средневековье клинки известных оружейников нередко подделывали. Например, мечи знаменитого мастера Ульфбрехта (жил в IX веке) отличались великолепным балансом и были выполнены из отлично обработанной стали. Они отмечались личным знаком оружейника. Однако кузнец просто физически не мог сделать всех клинков, которые ему приписываются. Да и сами клинки уж очень сильно отличаются по качеству. В период позднего Средневековья золингенские мастера подделывали продукцию кузнецов из Пассау и Толедо. Остались даже письменные жалобы последних на такое «пиратство». Позже стали подделывать мечи самого Золингена.
Подобранные полосы нагревают, а затем с помощью ковки сваривают в единый блок. Во время этого процесса важно выдержать правильную температуру и не пережечь заготовку.
После сварки начинается непосредственно ковка клинка, в ходе которой формируется его форма, изготавливаются долы, выделывается хвостовик. Одним из основных этапов ковки является процесс уплотнения лезвий, который концентрирует слои стали и позволяет мечу дольше сохранять свои режущие свойства. На этой стадии окончательно формируется геометрия клинка, определяется расположение его центра тяжести, задается толщина металла у основания меча и у его острия.
У средневековых кузнецов, естественно, не было термометров. Поэтому необходимая температура высчитывалась по цвету накала металла. Чтобы лучше определять эту характеристику, раньше кузницы обычно затемнялись, что еще больше добавляло мистики в ауру кузнецов.
Затем начинается тепловая обработка будущего меча. Этот этап крайне важен, он позволяет изменить молекулярную структуру стали и добиться от клинка необходимых характеристик. Дело в том, что кованая сталь, сваренная из различных кусков, имеет грубую зернистую структуру и большое количество напряжений внутри металла. С помощью нормализации, закаливания и отпуска кузнец должен максимально избавиться от этих недостатков.
Первоначально клинок нагревают примерно до 800 градусов, а затем подвешивают за хвостовик, чтобы металл не «повело». Этот процесс называется нормализация, для разных типов стали данную процедуру проводят несколько раз. После нормализации следует мягкий отжиг, в ходе которого меч нагревают до коричнево-красного цвета и оставляют остывать, завернув в изолирующий материал.
После нормализации и отжига можно приступить к наиболее важной части процесса ковки – закаливанию. Во время этой процедуры клинок нагревают до коричнево-красного цвета, а затем быстро охлаждают в воде или масле. Закаливание как бы замораживает структуру стали, полученную в ходе нормализации и отжига.
Дифференцированное закаливание. Это техника характерна для японских мастеров, она заключается в том, что разные зоны клинка получают различное закаливание. Чтобы добиться такого эффекта, перед закалкой на клинок наносились слои глины различной толщины.
Абсолютно понятно, что на любом этапе описанного выше процесса кузнец может допустить ошибку, которая будет фатальной для качества будущего изделия. В Японии любой кузнец, дорожащий своим именем, должен был безжалостно ломать неудавшиеся клинки.
Чтобы улучшить качество будущего меча нередко применяли метод нитрования или азотирования, то есть обработку стали соединениями, содержащими азот.
В саге о Виланде-кузнеце описан довольно оригинальный способ нитрования, который позволил мастеру создать настоящий «супермеч». Чтобы повысить качество изделия кузнец спилил меч в опилки, добавил их в тесто и скормил голодным гусям. После этого он собрал птичий помет и проковал опилки. Из них получился меч «…настолько твердый и крепкий, что трудно было на земле сыскать второй такой». Конечно, это литературное произведение, но подобный способ мог вполне иметь место. Современные «азотистые» стали имеют высочайшую твердость. Во многих исторических источниках сообщается, что мечи закаливали и в крови, что наделяло их особыми качествами. Вероятно, что подобная практика действительно имела место, и здесь мы имеем дело с еще одним способом нитрования.
Сразу после закалки клинок еще раз отпускают. После окончания процесса тепловой обработки начинается шлифовка, причем она проводится в несколько этапов. Во время этого процесса меч должен постоянно охлаждаться водой. Шлифовкой и полировкой меча, а также установкой на него крестовины, рукояти и навершия в Средние века обычно занимался не кузнец, а специальный мастер – швертфегером.
Естественно, что перед началом работы над мечом, кузнец до мелочей продумывал его будущий дизайн и конструкцию. Будет ли он боевым или предназначается больше для «представительских» целей? Как в основном будет сражаться его будущий владелец: в пешем или конном строю? Против каких доспехов предположительно будет использоваться? Ну и, конечно же, во время изготовления меча учитывались особенности самого воина: его рост, длина рук, излюбленная техника фехтования.
Дамасская сталь и булат
Каждому, кто хотя бы раз в жизни интересовался историческим холодным оружием, известно словосочетание «дамасская сталь». Оно и сегодня очаровывает своим налетом таинственности, экзотики и мужественности. На самом деле, дамасская сталь – это еще одна попытка решить вечное противоречие между хрупкостью стали и мягкостью железа. И надо сказать, что данная попытка получилась одной из самых удачных.
Неизвестно, кому первому пришла в голову мысль соединить воедино большое количество слоев мягкой и твердой стали, но этого человека можно смело назвать гением кузнечного дела. Хотя, сегодня историки считают, что подобная технология была независимо разработана в разных регионах мира. Уже в начале нашей эры оружие из дамасской стали изготавливали в Европе и Китае. Ранее считали, что этот вид стали был изобретен на Ближнем Востоке. Однако сегодня доподлинно известно, что он был придуман европейскими мастерами. Да и вообще, пока не найдено никаких доказательств, что Дамаск когда-либо был серьезным центром изготовления оружия.
Дамасские ножи, клинки и т.п. легко отличить по внешнему виду, на их поверхности хорошо различим характерный узор, который получается после протравливания клинка кислотой. Что же представляет собой этот вид стали? Нередко, когда говорят о дамаске, имеют в виду в виду булат – особую сталь, которую изготавливали совсем по другой технологи в Индии и Персии. Это неверно.
Дамасская сталь или сварной дамаск – это сложный комбинированный материал, состоящий из множества слоев с разным содержанием углерода, надлежащим образом прокованный и подвергнутый соответствующей термической обработке. Сразу следует сказать, что японский меч катана к дамасской стали никакого отношения не имеет.
В зависимости от способа изготовления различают несколько типов дамасской стали:
полосовой;
дикий;
крученный;
штампованный.
Наиболее древним и примитивным считается полосовой дамаск. Для его изготовления брали четыре полосы железа и три полосы стали, раскаляли их и сваривали ковкой. После этого из заготовки выковывали прут, который сгибали в виде латинской буквы V, заваривали внутрь него железный сердечник, а на внешние стороны заготовки наваривали стальные лезвия. После протравливания на таком клинке проявлялся характерный для дамасской стали узор.
Дикий дамаск получался, если исходную заготовку разрубывали пополам, половинки накладывали друг на друга и опять проковывали. Подобную операцию обычно проводили несколько раз, постоянно удваивая количество слоев металла, улучшая тем самым его свойства. Несложный математический расчет показывает, что заготовка, перекованная семь раз, получает 896 слоев высокоуглеродистой и низкоуглеродистой стали.
В Средние века в Европе был популярен так называемый крученый дамаск. Во время его получения бруски из разных сталей перекручивались спиралью и сваривались ковкой. Этот процесс повторялся несколько раз. Обычно из такой стали изготавливалась центральная часть клинка, на которую затем наковывались лезвия из обычной твердой стали.
Клинки из дамасской стали в средневековой Европе ценились так высоко, что их нередко дарили королям.
Булат или вутц – это сталь, изготовленная особым образом, благодаря которому она имеет своеобразную внутреннюю структуру, характерный узор на поверхности и высочайшие характеристики по прочности и упругости.