письменность и язык, история развития и происхождение, основы и особенности иероглифов
Письменность Древнего Китая, кратко о которой пойдет речь в статье, - древнейший феномен, развивающийся на протяжении многих тысячелетий и продолжающий иметь место в современном мире. Письменности других цивилизаций, возникших в давние времена, давно утратили свое существование. И только китайская письменность сумела адаптироваться к динамичным условиям становления цивилизации и стать подходящим для китайцев способом передачи информации. Какая письменность в Китае была в древние времена? Какие этапы развития она прошла? Кратко о письменности Китая и пойдет речь в статье.
Зарождение китайской письменности в эпоху Шэнь Нуна и Фу Си
История письменности Китая началась за 1500 лет до н. э. Древние мифы связывают ее возникновение с именами древних императоров Шэнь Нуна и Фу Си. Тогда для передачи важных сообщений была изобретена система триграмм, представляющих собой сочетание линий разной длины. Так появились первые символы, обозначающие отдельные предметы. На самом деле символов было всего два – целая и прерванная линия. Их разные уникальные комбинации связывались между собой в триграммы.
Существовало восемь триграмм, имеющих определенное значение и изменяющихся в зависимости от того, что необходимо отразить в письме. Они могли комбинироваться парами и образовывать 64 гексаграммы, которые складывались в двустишие, выражающее определенное событие. Значение этих двустиший расшифровывал провидец. Это была первая система кодировки при помощи символов, которая зародила основы китайской письменности, дала китайцам понять, что для записи сообщений могут использоваться сочетания различных знаков. Важно было создать такую систему, чтобы каждый символ имел определенное значение.
Эволюция письма Древнего Китая при императоре Хуан Ди
Следующий шаг в истории письменности Китая был сделан в эпоху правления императора Хуан Ди. Тогда его придворный Цан Цзе, рассматривая птичьи следы на берегу реки, пришел к мысли, что каждый предмет можно обозначить при помощи определенного уникального знака. Так появились первые простейшие иероглифы. В дальнейшем эта система стала совершенствоваться, усложняться, появились новые иероглифы, складывающиеся из нескольких элементарных. Первые иероглифы назывались вэнь, что означало «изображение». Более сложные символы называли цзы. Это слово переводилось как «рожденный» и указывало на их происхождение от нескольких элементарных знаков.
Существует и другое мнение о том, когда появилась письменность в Китае. Оно также основано на данных мифов и легенд Древнего Китая. Дело в том, что согласно этим данным, император и его подданные жили в XXVI веке до н. э. Приверженцы этой теории считают, что Цан Цзе не закладывал основ письменности, а совершенствовал систему, существовавшую до этого.
Теория развития письменности, основанная на данных археологии
Согласно сведениям археологов, зарождение и развитие письменности в Китае ведет свою историю с изображений на древнейших сосудах из керамики. Эти сосуды относятся к неолитической эпохе развития страны. Изображения были в виде сложных сочетаний линий разной длины. Возможно, эти комбинации выражают первые древние значения числительных.
Различные вариации состава и графики изображений говорят о том, что каждая неолитическая культура имела свою письменность. Особую роль в развитии китайской письменности имеют основы, заложенные в местечке Давэнькоу. Их символы и знаки более сложны по сравнению с аналогами более поздних культур. По своей сути они являются изображениями различных предметов. По мнению сторонников данной теории, именно эти рисунки представляют собой зародыши будущих иероглифов и являются основой китайской письменности.
В начале второго тысячелетия до н. э. существовали керамические изделия с символами, группирующимися по несколько штук, они были найдены на стоянке Учэн провинции Цзянси. Это обстоятельство рассматривается историками как появление первых древнейших надписей. К сожалению, растолковать их так и не удалось. Их изучение продолжается по сей день. Эволюция надписей на керамике просматривается четко: от простейших ручных насечек до замысловатых иероглифов, выполненных штампами. Постепенно простейшие изображения, не имеющие ничего общего с языком, превращались в самые настоящие буквенные знаки.
Наступил такой период развития общества, когда появилась необходимость четко передавать свои мысли. Письмо появилось в качестве способа передачи и хранения информации, необходимого на данном этапе развития цивилизации.
Орудия письма
Первым инструментом для письма в Древнем Китае был острый предмет, которым наносили линии. Чтобы они проявлялись на материале, на который их наносят, его поверхность должна была быть ровной и достаточно мягкой. В гончарном производстве для этих целей использовали глину. Применялись также кости животных, панцири черепах. Для лучшей видимости процарапанные линии заполняли черным красителем. Все вышеизложенные составляющие являются определенным этапом становления письменности, формируют среду для появления настоящих лингвистических единиц.
Иньское письмо
Город Инь являлся столицей династии Шан до 1122 г. до н. э. При его раскопках обнаружено множество надписей на костях, которые свидетельствуют об активном развитии письменности в этом периоде. То же самое доказывает следующая история.
В качестве лекарства в китайских аптеках в те времена продавались кости дракона, на самом деле являющиеся фрагментами костей различных млекопитающих. На них были нанесены определенные символы. Эти кости были частой находкой при земляных работах, люди боялись их и считали драконовыми. Предприимчивые торговцы нашли выгодное применение этим костям: они наделили их чудодейственными свойствами и сбыли в аптеки. Изучение надписей на этих предметах показало, что это были древние гадания, предсказания и общение с духами. По датам и именам, содержащимся на костях, удалось восстановить ход исторических событий Китая в те времена.
Символы в надписях на сосудах и колоколах из бронзы также были предметом пристального внимания тех времен. При помощи них реконструировались знаки иньской письменности, сравнивались с современными.
Современные палеографы сделали издание, содержащее иньские надписи, которое пополняется по мере изучения вопроса иньской письменности и нахождения новых объектов исследования. При этом специалистов интересует в большей мере расшифровка значений иероглифов. Их произношение до сих пор остается неизученным вопросом из-за невозможности раскодировки транскрипции.
Письмо является способом отображения информации, который перевоплощает речь в визуальные образы. В письменности древнейшего племени майя каждый символ описывает событие, и хотя точного соотношения между знаком и действием нет, смысл описываемой ситуации всегда верен. Письменность южнокитайского народа носу аналогична вышеописанной. Более сложной оказалась система, при которой каждый знак соответствует определенному звуку. Изучение иньской письменности дало понимание того, что первые шаги в данном направлении в те времена уже были сделаны.
Так как в китайском языке множество одинаково звучащих слов, для различия их значения были созданы двусложные и трехсложные слова. Они присутствуют в китайском языке и в настоящее время. Читая текст на китайском, человек должен различать смысл многосложных слов, полагаясь в основном на свою интуицию и знания.
В иньской письменности обозначение одного предмета выражалось пиктограммами. Идеограммы, состоящие из нескольких пиктограмм, обозначали определенный процесс или действие. Отчетливо видно, что идеограммы строятся из пиктограмм аналогично тому, как предложения строятся из слов. Смысл, который несут в себе идеограммы, тоже очевиден. Например, числа писали при помощи горизонтальных линий, середину предметов обозначали кругом, разделенным пополам, для выражения глагола «слушать» применяли комбинацию обозначений «ухо» и «дверь».
Стремясь наилучшим образом выразить определенные действия, пишущий наносил большее количество черточек на изображение, детализируя его.
В иньском письме иероглиф воспринимался как единое целое и не делился на отдельные графические составляющие. Так, например, знаки, символизирующие обработку земли, представляли собой рисунки человека с земледельческим орудием в руках и не делились графически на орудие и человека.
Письменность Древнего Китая (кратко о которой мы ведем речь в статье) неразрывно связана с изобразительным искусством и с техникой рисования узоров, орнаментов. Она основывается, прежде всего, на зрительном восприятии. Вследствие этого в китайском языке особое место занимает каллиграфия, а грамматика и синтаксис не являются сильной стороной.
Чжоуское письмо
Первые вещественные источники доказательства существования чжоуской письменности – сосуды и колокола из бронзы для жертвоприношений и других обрядов. Надписи на этих источниках объясняли суть процесса, были своеобразным документом, подтверждающим определенные права и полномочия. Надписи на колоколах и сосудах были сделаны на том же языке, что и надписи на костях. Однако впоследствии, за тысячелетие правления чжоуской империи, язык и письмо сильно изменились. Стали заметными территориальные диалекты, различные варианты обозначения одного и того же предмета в разных местностях. Развитие письменности шло в это время интенсивными темпами, так как появилась конкуренция между отдельными провинциями. Выживали и становились общеимперскими самые удобные и прогрессивные формы знаков. Именно в это время получила широкое распространение переписка.
К этому периоду относится появление труда «Книга историографа Чжоу». Он содержал 15 глав с последовательно расположенными иероглифами. Возможно, уже в те времена зародились основы будущих справочников и словарей.
Древнекитайские иероглифы
Иероглифы отличаются от букв сложностью написания и тем, что их существует великое множество. В письменности и литературе Древнего Китая их насчитывалось около пятидесяти тысяч. На появление большого числа иероглифических символов оказала действие длительность существования и развития иероглифического письма. Еще одно существенное отличие иероглифов от алфавитных знаков состоит в том, что каждый иероглиф, в отличие от буквы, имеет собственное значение.
Смысл слова зависит от того, в какой части фразы стоит иероглиф. В начале предложения, как правило, находится подлежащее, после него – сказуемое, затем идут дополнение и обстоятельство.
Множественное число выражалось при помощи символов «сто» или «все». Кстати, в современном китайском языке одним из способов обозначения множественного числа является удвоение существительных – написание двух иероглифов вместо одного.
Сохранение и развитие иероглифической письменности в Китае имеет также политические причины. Она являлась объединяющей социальной силой, не давала произойти диалектическому расколу.
Иероглифы в плане отношения к различным языкам наиболее универсальны. Они могут выражать информацию на любом языке.
Еще одна особенность иероглифов - один знак может иметь несколько прочтений в зависимости от языка. Один иероглиф может произноситься по-вьетнамски, по-корейски и по-японски. В самом Китае он тоже может читаться по-разному, применительно к местности, в которой используется. Различается и «жанр» прочтения, он может быть разговорным и литературным. Гибкость в применении иероглифов дает существенный толчок развитию языка и письменности Китая. Стираются временные рамки и ограничения при прочтении текстов, усиливается понимание, облегчается восприятие информации.
Литература Древнего Китая
Литература Древнего Китая – старейшая в мире. В иероглифах сохраняется тень первозданности и неизменности китайской культуры, ее духовности и богатства. Произведения литературы Древнего Китая являются достоянием мировой культуры, хотя сложны для нашего восприятия так же, как и сам китайский язык.
Одним из первых китайских трактатов является «Книга перемен».
Для китайцев она имеет такое же значение, как для нас Библия. Древняя легенда гласит, что гексаграммы из этой книги были написаны на панцире черепахи гигантских размеров, появившейся однажды на поверхности моря.
Древнекитайская поэзия
Китайская поэзия является древнейшей на земле. Она возникла на рубеже 12-7 вв. до н. э. Стихи считались совокупностью слов и душевного порыва. Свои чувства, переживания, восторги и страхи человек стремился обратить в слова и, выпустив их в мир, очистить свою душу.
Первым поэтическим сборником Древнего Китая является «Книга песен». Она содержит песни различных жанров. Наряду с заклинаниями и тотемными, имеются похоронные и даже трудовые. Всего в сборнике около 300 различных стихов, песен и гимнов, собранных Конфуцием. Запретной темой, согласно конфуцианской цензуре, были песни о смерти, старости и болезнях, а также божественных существах. В песнях имеются повторяющиеся выражения и параллелизмы.
Еще один необычный южнокитайский сборник поэзии – «Чуские строфы». Он, наоборот, содержит стихи с элементами фантастики, о волшебстве, необычных созданиях, неземных мирах.
Эпоха Тан – время великих древнекитайских поэтов, таких как Ли Бо, Мэн Хаожань, Ду Фу и Ван Вэй. В целом в этот период в Древнем Китае насчитывалось около 2000 известных поэтов. Характерными чертами танской поэзии стали наглядность и прозрачность образов, светлость и ясность изложения мыслей. В своей лирике Ван Вэй ориентировался на красоту природы, его вдохновением были безграничные морские просторы и горные долины. Ли Бо пропагандировал тему уединения, внутренней свободы, отсутствия ограничений.
Стихи Цы – жанр эпохи Сун, в котором строки и слова подбирались под определенную мелодию и исполнялись под музыку. В отдельный литературный жанр эти стихи выделились лишь спустя некоторое время.
Проза Древнего Китая
Китайская проза началась с изложения исторических событий и фактов. Огромное влияние на нее оказали буддизм и труды индийских повествователей. Недаром первым жанром китайской прозы был чуаньци – рассказы о чудесах. Первым собранием древнекитайской прозы стало «Записки о поисках духов Гань Бао», написанное в 4 в. Самое позднее и в то же время самое удачное – «Рассказы Ляо Чжая о чудесах Пу Сун Лина», собранное в 17 в.
Период Мин считается пиком развития древнекитайской прозы. Это время увлекательных демократичных повестей хуабэнь, которые так полюбились людям самых различных слоев за свою искренность, правдивость и увлекательность.
В 15 веке начал свое восхождение на литературный олимп жанр романа. В Древнем Китае выделялись следующие направления жанра: исторический, приключенческий, бытовой, критический, любовный и фантастический.
Из-за отсутствия в китайском сознании теории антропоцентризма, в литературе Древнего Китая отсутствуют эпопеи. Прекрасное в понимании китайцев – это гармония, основанная на взаимодействии природы и социума, это понятие никак не связано с личностью отдельного человека.
Заключение
Согласно точке зрения китайцев, возникновение письменности в Китае явилось следствием преображения сути предметов и образов, их теней и следов, изменения бытия, которое раскрывает смысл всех объектов. Это – сила взаимодействия ума, фантазии и познания, фактор единства природных явлений и культурных ценностей. Иероглифическая письменность Китая – чрезвычайно устойчивое и приспосабливающееся явление. Она прошла долгий, многоступенчатый путь развития и все же сохранила свою первозданность и уникальность. Она представляет огромный интерес для изучения. Чтобы понять, какая письменность была в Китае, необходимо изучить историю и культуру страны, ознакомиться с иллюстрациями Древнего Китая. Письменность в них часто отображается, кроме того, наглядно переданы особенности, быт и традиции страны.
загрузка...
worldfb.ru
Сочинение на тему "Древний Китай" на английском языке с переводом на русский язык
Сочинение на тему «Древний Китай» на английском языке с переводом на русский язык
Ancient China
What do we know about Ancient China? We definitely know that it is one of the most long living civilizations in the history. Many resources believe that it began as far as in seventeenth century BC and lasted up to the third century AC.
Its geographical position made Ancient China secluded from the rest of the world and they had to find they own way to develop. Before 221 BCE China consisted of numerous kingdoms, which were permanently at war with each other. But Qin Shi Huang, the first emperor of China, united the lands. He unified the written language. It was an important thing to do as all Chinese provinces had its own dialect, which was like a foreign language to people from a different province. The Emperor was a great leader, but was terrified of death, so he started building his own tomb. When the emperor died his terracotta army of over 8000 soldiers was buried with him. It is amazing that each of the soldiers had a different face, some had saddled horses, and others had real weapons. It is believed that over 700 000 craftsmen were making the army. It was accidently found in 1974.
Before Emperor Qin there were many protecting walls. But he wanted one giant structure to guard the northern border. And thus the Great Chinese Wall was build. It length was over 8ooo km. The Qin dynasty started to build the wall and the next dynasties added to it or kept it.
Those facts are just a tiny piece of knowledge we have today about the unique civilization of the Ancient China.
Перевод:
Древний Китай
Что мы знаем о Древнем Китае? Мы точно знаем, что это одна из наиболее долговечных цивилизаций в истории. Во множестве источников говорится, что начало ей положено в семнадцатом веке до н.э., а окончанием считается третий век н.э.
Географическое положение Древнего Китая изолировало его от остального мира, и китайцам пришлось искать свои пути развития. До 221 г. до н.э. Китай состоял из многочисленных царств, постоянно воевавших между собой. Но первый император Китая Цинь Шихуанди объединил земли. Он унифицировал письменный язык, что было очень важно, поскольку во всех китайских провинциях говорили на своем диалекте, который звучал как иностранный язык для жителей других провинций. Император был отличным правителем, но ужасно боялся смерти, поэтому при жизни начал строить свою гробницу. Когда император умер, его терракотовая армия, состоявшая из более чем 8000 солдат, была похоронена с ним. Потрясающе, но у каждого солдата свое лицо, у некоторых оседланные лошади, у других настоящее оружие. Считается, что для изготовления армии было задействовано более 700 000 мастеров. Армию случайно нашли в 1974 году.
До императора Цинь было много защитных стен. Но он захотел сделать одну гигантскую структуру, так была построена Великая китайская стена. Ее длина составляла более 8000 км. Династия Цинь начала строить стену, а другие династии достраивали ее и укрепляли.
Эти факты – лишь малая толика того, что мы знаем об уникальной цивилизации Древнего Китая.
Автор — Дарья Царева
1hello.ru
Древний Китай | 汉语 Учу китайский!
Древний Китай – сколько удивительного в этом словосочетании! Великая культура, подарившая миру глубокую философию, порох и боевые искусства – все это Древний Китай. Когда начинается история Китая? Как менялась его культура? О чем спорили Конфуций и Лао Цзы? Сколько вопросов! Невозможно дать единый исчерпывающий ответ.
Китайская цивилизация по праву считается одной из старейших во всем мире. Согласно многим данным и исследованиям ученых-археологов и историков, ее возраст, вполне вероятно, составляет приблизительно пять тысяч лет. Причем, огромная часть относится к дописьменной истории, и, как следствие, покрыта мраком неясности.
Первые письменные источники появились, приблизительно, пять тысяч лет назад. Это далеко не точная датировка, а только приблизительная. Дата возникновения китайского письма постоянно уточняется. Известно, что первые иероглифы писались на костях животных.
Китайское письмо возникло в тоже самое время, когда возникла первая исторически-достоверная династия Китая – династия Шан. Это не только первая династия в истории китайской цивилизации, но еще и ее начало, ее фундамент. Именно в этот период возникла китайская письменность, так называемая цзягувэнь (甲骨文), что в переводе с китайского языка буквально означает “письмена на черепашьих панцирях и костях”. Как правило они несли магический смысл. На них писались результаты гаданий, а здесь мы видим истоки традиционного китайского гадания. Со временем оно претерпит эволюцию и станет основой для Книги Перемен.
В эту же эпоху развивались и науки. Острономы уже знали о существовании различных планет, а в частности Марса. Основной религией той эпохи была вера в божество, по имени Шанди. Его отождествляли тогда с умершими предками, ушедшими на небо. Само же небо стало со временем отождествляться с умершими духами. Так начал развиваться культ Неба, а император стал первосвященником, получившим титул Сына Неба, ведь именно он исполнял обряды поклонения духам предков.
Но все это только начало. Развитие продолжалось, династии сменяли друг друга, развивалась китайская философия и медицина. Древний Китай подарил миру множество великих вещей, об всех и не расскажешь. Остановимся лишь на некоторых из них.
Даосизм
Само слово “даосизм” (道教) в переводе с китайского языка означает “путь вещей”. Это традиционное китайское учение может включать в себя элементы философии и религии. В каком-то смысле можно говорить даже о двух “даосизмах”. Один религиозный, включающий в себя храмовое поклонение, обрядность и многие другие атрибуты, присущие именно культу. Другой чисто философский, учение Лао Цзы, основанное на концепции Дао. Вечного Абсолюта и всеобщего Закона. Дао – это основа вселенной, оно многозначно и постоянно находится в движении. Дао – источник всего сущего, из него все пришло и в него все вернется. Сливаясь с Дао, человек становится счастливым.
Чтобы слиться с Дао, нужно овладеть его силой, под названием У-вэй. Эта сила противоположна силе в привычном понимании этого слова. Она противоположна усилию, она – недеяние. Деятельность же противостоит естественному порядку вещей, активность отдаляет человека от счастья. Лишь посредством медитации, созерцательного отношения к жизни и понимания естественного ритма мироздания можно стать счастливым. Из этого, кстати, вытекали выводы, которые касались как личной сферы жизни, так и гражданской и политической.
В каком-то смысле даосизм можно назвать древнейшей формой анархизма. Лао Цзы верил в авторитет императора, но считал, что он также должен прийти к недеянию. Философ отвергал активную гражданскую деятельность, осуждал вмешательство власти в жизнь граждан и несправедливо большие налоги. В этом аспекте даосизму противостояло другое великое китайское учение – конфуцианство.
Конфуцианство
Как явствует из самого названия, это философское учение было разработано китайским мыслителем Конфуцием. В императорском Китае оно играло центральную роль, являясь главной идеологией. Оно было принято официально во времена династии Хань. У конфуцианства не было своей церкви, но оно глубоко проникало в душу. По сути конфуцианство играло практически роль религии. Основные темы и проблемы конфуцианства касаются моральных качеств человека, подданого и правителя, отношений между правителями и подчиненным и так далее.
Основы Конфуцианства изложены в двух книгах, составляющих так называемый Конфуцианский Канон. Речь идет о “Пятикнижии” и “Четверокнижии”. Позже, начиная с конца XII столетия стало также публиковаться “Тринадцатикнижие”.
Интересно отметить, что само название учения в китайском языке совершенно иное, чем в переводах. В китайском языке используется термин 儒教 (rújiào), что можно перевести как “школа образованных людей”. То есть в самой китайской традиции конфуцианство никогда не связывалось с одним именем одного отца-основателя. Это совокупность всех учений и традиций, которые стали закономерным результатом последовательного развития различных учений, мифов и идеологем.
Моизм
Надо сказать, даосизм был не единственным направлением в древнекитайской философии, которое противостояло конфуцианству. Одним весьма популярным учением был моизм. В период с пятого по третий век до н.э. это направление составляло серьезную конкуренцию учению Конфуция. В отличии отвлеченного и мистического даосизма, моизм в большей степени фокусировался на вопросах общества и социальных взаимоотношений.
Эта школа занималась разработкой специальной программы, целью которой было совершенствование всего общества посредством знания. Основатель учения, по имени Мо-цзы, был убежден, что ритуализм является лишь бессмысленный тратой средств государственной казны, а соответственно не признавал пышные церемонии и обряды. Важнее всего, с его точки зрения, было покориться воле Небес. В отличии от Конфуция, который различал любовь к детям, родителям и прочим ближним, Мо-цзы был убежден, что любовь должна быть нелицеприятной и единой по отношению ко всем без особых различий.
Мо-цзы ставил всем в пример Великого Юя, легендарного правителя эпохи Ся (достоверность которой является предметом дискуссий среди историков), который усмирил потоп. Его поступок рассматривался как образец той самой любви, которая объемлет всё и всех.
xn--80apbdbbd9cgha1c.xn--p1ai
Древний Китай/ Ancient China | Топики по английскому языку
The history of ancient China has always fascinated people. Along with ancient Egypt, Babylon and India, this country presents one of the four ancient civilizations with thousands of years of continuous history. Its cradle is believed to be the Yellow River. The first written facts lead us to the Shang dynasty, which existed around the 16th-11th centuries BC. However, there are some historical texts that prove the existence of Xia dynasty, which was long before the Shang. The next dynasty, known as Zhou, developed most of Chinese culture, religion and philosophy. The geography of ancient China has largely determined its further development. Being located in Asia, this country consists of forests, mountains and hills. So, ancient Chinese people irrigated land for living, fished and farmed. One of their most interesting inventions was silk fabric. It played an important role in the economy and culture of the country for thousands of years. Silk was traded for other goods or services through the “Silk Route”. In fact, Chinese people were good at trading goods and they were the first to use metal coins in community bartering. Other inventions that are related with China include kites, compasses, fireworks, etc. The ancient Chinese used special symbols in written language, called hieroglyphs. China boasts one of the oldest structures in the world. Some of the parts of the Great Wall are said to be built as early as the 7th century BC. This remarkable fortification was built the emperor Shi Huang to protect and unite the nation. In conclusion, I’d like to say that ancient China has contributed a lot to the world literature, philosophy, science and arts.
История древнего Китая всегда интересовала людей. Наряду с Древним Египтом, Вавилоном и Индией, эта страна представляет одну из четырех древних цивилизаций с непрерывной тысячелетней историей. Ее колыбелью считается Желтая река. Первые письменные факты ведут нас к династии Шан, существовавшей около 16-11-вв. до нашей эры. Тем не менее, есть некоторые исторические тексты, доказывающие существование династии Ся, которая была задолго до Шан. Следующая династия, известная как Чжоу, больше всего повлияла на развитие китайской культуры, религии и философии. География древнего Китая во многом определила ее дальнейшее развитие. Располагаясь в Азии, эта страна состоит из лесов, гор и холмов. Поэтому, чтобы выжить, древние китайцы орошали земли, ловили рыбу и разводили хозяйство. Одним из самых интересных изобретений была шелковая ткань. Она сыграла важную роль в экономике и культуре страны на протяжении тысяч лет. Шелк продавался в обмен на другие товары или услуги через “Шелковый путь”. На самом деле, китайцы были хорошими купцами, и они были первыми, кто использовал металлические монеты в торговле. К другим изобретениям, которые связаны с Китаем, относятся воздушные змеи, компасы, фейерверки и т. д. Древние китайцы использовали специальные символы в своей письменности, которые назывались иероглифами. Китай может похвастаться одним из старейших сооружений в мире. Считается, что некоторые части Великой китайской стены были построены еще в 7 веке до нашей эры. Эта выдающаяся фортификация была построена императором Цинь Шихуан-ди для защиты и объединения нации. В заключение я хотела бы сказать, что древний Китай внес большой вклад в мировую литературу, философию, науки и искусства.
englishtopic.ru
Древняя история Китая - Школа китайского языка и культуры
Древний Китай
(формирование основ государства и общества)
В отличие от Индии Китай - страна истории. Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотеи - летописцы фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания. Отсюда - гигантское, практически необозримое количество письменных источников, которые, в сочетании с обильными данными археологии, дают богатый материал для реконструкции политических событий, социальных процессов, мировоззренческих идей. Не все источники и далеко не во всем заслуживают полного доверия: стоит напомнить, что значительная часть текстов - прежде всего трактаты религиозно-этического содержания, но частично также и исторические сочинения - имеет явно дидактический характер. Одно несомненно: все древнекитайские тексты, или почти все, сыграли огромную роль в последующей ориентации страны и народа, китайской цивилизации.
ЯО-ВАН –покровитель медицины в Древнем Китае
Женский костюм Древнего Китая
Китай. Предыстория. Летописные данные.
Традиционные и классические описания истории Китая довольно ясно и последовательно изображают возникновение китайской цивилизации и ее развитие на раннем этапе. Однако современными учеными они больше не воспринимаются как история. Сегодня любое изучение ранней китайской культуры основывается скорее на результатах археологических поисков, чем на этих традиционных литературных источниках. Легенды и мифы составляют важный элемент культурной первоосновы народа. Это особенно справедливо для Китая, где нравственные нормы приписывались учениям мудрых правителей далекого прошлого. Поэтому, прежде чем говорить об археологических свидетельствах, следует кратко сказать о самой классической традиции.
После того, как Земля и Небо разделились и возник наш мир, вначале космосом управляли двенадцать Небесных императоров, каждый в течение 18 тысяч лет; затем им наследовали одиннадцать Земных императоров, каждый из которых также правил по 18 тысяч лет. Они, в свою очередь, были сменены императорами-людьми, их всего было девять, и они правили в общей сложности 45,6 тысяч лет. Затем шли шестнадцать владык, о которых не известно ничего, кроме их имен, а вслед за ними — трое Повелителей: Фу Си, Шэнь-нун и Хуан-ди. Не во всех легендах Хуан-ди признается одним из трех повелителей, некоторые считают его первым из пяти Императоров. Фу Си и два его преемника создали все искусства и ремесла. Они обитали на территории нынешней провинции Хэнань, южнее Желтой реки. Шэнь-нун (Божественный земледелец) был первым, кто вспахал землю. Хуан-ди, Желтый император — самый ранний правитель, признаваемый историком Сыма Цянем, написавшим или, точнее, составившим первую общую историю Китая в I веке до н. э. Уже в его времена было очевидно, что период трех повелителей нельзя считать историческим.
Хуан-ди
Фу си
Шень-нун
Сыма Цянь делает Хуан-ди, от которого все последующие правители и наследники вели свое происхождение, героем-основателем китайской цивилизации. Если предыдущие трое Владык являются не людьми, но божествами с телом змеи и головой человека, то Хуан- ди — это правитель-человек. При нем и четырех его наследниках: Чжуань Сюе, Ку, Яо и Шуне, — люди, бывшие до этого дикарями, обучились ремеслам и нормам цивилизации. Эти пять мудрецов установили не только формы правления, но и жертвоприношения, которыми следовало умилостивлять богов, горы и реки, а также дали правила нравственности и должного поведения.
Это был золотой век, когда управление миром было совершенным. Пять Императоров не основали династии, действительно, их дети не были достойны своих августейших отцов и потому были лишены трона. Чжуань Сюй был внуком Хуан-ди, Ку — его правнуком, но не сыном Чжуань Сюя. Яо также был выбран вместо сына Ку, который не был достойным. Яо, в свою очередь, передал царство Шуню, отвергнув при этом своего сына как неподходящего для этой цели. Шунь выбрал своим наследником Юя, также одного из потомков Хуан-ди, внука Чжуань Сюя. Юй оправдал этот выбор великим свершением — усмирением потопа, нахлынувшего на империю и поднявшегося почти до вершин высочайших холмов. Над этим он трудился в течение тридцати лет, причем столь усердно, что ни разу не вступил в собственный дом, пока не закончил все, хотя за это время он трижды проходил мимо его дверей и слышал плач собственных детей. Труды Юя охватили все части Китая, и осталось немного рек, русла которых не были бы изменены или расширены его деятельностью по осушению страны. Юй является основателем первой династии — Ся, так как после его смерти люди настояли, чтобы их повелителем стал его сын, и отвергли министра Юя по имени И, которому тот передал власть. Классическая традиция относит правление Юя к 2205 году до н. э., однако другая хронология, "бамбуковых книг", помещает его царствование под 1989 год до н. э. Династия Ся, основанная Юем, правила до 1557 года до н. э. (1766) и насчитывала семнадцать владык. Кроме легенд, касающихся самого Юя, история этой династии является не более чем родословной, при случае украшенной анекдотическими подробностями.
Цзе, последний правитель Ся, был тираном, чья жестокость вызывала ненависть народа и оскорбляла знать. Один из ее представителей, Тан, поднял восстание, разгромил и сверг тирана и основал новую династию Шан (Инь). Это произошло в 1557 году до н. э. (1766). Тан был потомком Желтого императора (Хуан-ди). Его наследники правили Китаем, пока не были свергнуты династией Чжоу в 1050 году до н. э. (1122). После смерти Тана история каждой династии предстает такой же голой летописью смертей и наследований, как и история Ся.
Живопись Древнего Китая
В Древнем Китае для обретения гармонии в семье следовали строгим нормам: уважение являлось основой.
Цзи, первопредок семьи Чжоу, получил прозвание "Правитель Зерна" (Хоу Цзи) и удивительным образом считался сыном императора Ку, третьего после Хуан-ди. Он получил удел в Шэньси, где его потомки жили в течение многих поколений. Со временем обедневшие и утратившие влияние, они восприняли обычаи жунов и ди, варварских племен, обитавших на западе Шэньси. Только когда вождем стал отец Вэнь-вана, чжоусцы "отбросили обычаи жунов и ди" и переселились на восток в окрестности Сяньфу (Чанъани), столицы Шэньси. Там вождь построил обнесенный стенами город и осел, хотя до этого времени был кочевником. Тем не менее, его наследник, Вэнь-ван, был одним из трех "Князей дворца" при дворе Чжоу Синя и считался подданным шанского правителя. Правление первых чжоуских ванов датируется не точно, но традиция зафиксировала гораздо более важные события этого времени. Сам У-ван создал удельную систему правления, разделив империю на области, которые он распределил между своими братьями и родственниками, причем маленький удел был дан и Шан, чтобы "можно было продолжить жертвоприношения". После смерти У-вана девять правителей сменяли друг друга, пока не настал период, получивший название "регентства Гун-Хэ". Об этих девяти правителях традиция сохранила некоторые сведения. Му, четвертый из девяти правителей, совершил великий поход на запад против варваров цюань-жунов (жунов — "собак"), но вернулся с весьма маленькой добычей, хотя это знаменитое путешествие окутано множеством легенд. Ли, последний из этих девяти правителей, был скупым, жестоким и надменным. Подданные роптали, возмущаясь непомерными налогами, но он установил такие суровые законы против всех, кто критикует правление, что ни один человек не осмеливался заговорить с другим на улице. Правитель был весьма доволен таким положением дел в государстве. Но в 831 году до н. э. угнетенный народ поднял восстание и изгнал правителя из столицы. С этого момента наступает период "регентства Гун-Хэ" и начинается подлинная хронология, предыстория отходит в прошлое. Регентство, согласно одной из версий, осуществлялось двумя князьями второстепенной линии чжоуского дома, Шао и Чжоу, а название "Гун-Хэ" следует понимать как девиз "всеобщая гармония". Однако, согласно другому описанию, содержащемуся в "бамбуковых книгах", это было регентство человека по имени Хэ, князя местности Гун. Несмотря на такую неопределенность, нет сомнения, что "регентство Гун-Хэ" является подлинным историческим фактом, и начиная с этого времени все важнейшие события китайской истории четко датированы и определены.
Великая китайская стена, названная одним из (семи чудес света), является самым крупным оборонительным сооружением Древнего Китая.