Истоки в основные виды цивилизации в древности. Истоки древней цивилизации
Истоки в основные виды цивилизации в древности — КиберПедия
В зависимости от основ ментальности, историко-политического и экономического развития, культуры, перспектив развития выделяют три типа цивилизаций.
1. Природные сообщества. К этому типу цивилизаций относятся народы, живущие в рамках природного годового цикла в единстве и гармонии с природой: австралийские аборигены, американские индейцы, африканские племена, малые народы Сибири. Их духовные системы принято именовать язычеством: они построены на обожествлении могущественных сил природы (Воды, Земли, Огня и т. д.) . Природные цивилизации характеризуются статичностью, отсутствием развития, т. к. человек не отделяется от природы, а существует в соответствии с ее законами.
2. Восточные цивилизации. В данном случае имеется в виду не географический восток, а Восток как символ особого мировосприятия и образа жизни, противоположный Западу. Этот тип цивилизации возник в глубокой древности (общества Египта, Индии, Китая) и продолжает существовать в настоящее время (арабо-мусульманская цивилизация) . Общественное сознание восточной цивилизации носит харизматический характер, и действительность воспринимается через призму веры в сверхъестественные силы. Цель такого общества – движение к некоему божественному (харизматическому) идеалу. Общественное сознание сосредоточено на духовном, поэтому главной целью бытия является постижение высшего смысла, а не реализация конкретных целей.
Общества восточных цивилизации построены на принципах коллективизма: личные интересы полностью подчинены общим (общинным, государственным) . Общественная иерархия выстраивается не по классовому, а по сословно-корпоративному принципу. Частная собственность с полными правами не характерна: верховным собственником всего выступает государство.
Община охватывает все стороны жизни человека, поэтому она самодостаточна и тяготеет к замкнутости. Основной формой государственного правления является деспотия, для которой характерно абсолютное преобладание государства над обществом.
Основой восточного общества является традиция. Социальные изменения происходят медленно, несколько поколений людей существуют в одинаковых условиях, используя одни те же стереотипы поведения, поэтому не возникает проблемы «отцов и детей» .
3. Западные цивилизации. Запад понимается как символ определенных ценностей, а не как географическая категория. Этот тип цивилизации характеризуется прогрессивным развитием, при котором возникла самоподдерживающая (рыночная) экономика. Западная цивилизация представлена античной цивилизацией Древней Греции и Рима, некоторыми цивилизациями доколумбовой Америки (ацтеки) , современной европейской цивилизацией.
Этот тип цивилизации характеризуется постоянными изменениями в жизни человека: общество может полностью измениться на протяжении жизни одного поколения. Но изменения касаются не только социума, но и природной среды, предметного мира, в которых существует человек. Жизнь так резко меняется, что опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми, что определяет возникновение проблемы «отцов и детей» . Прошлое воспринимается как учебный материал, а новые поколения устремлены в будущее.
Образование древнерусского государства: внутреннее и внешние факторы.
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных.
В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).
На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.
В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.
Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так, наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.
К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.
Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.
Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.
Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.
К внешним предпосылкам следует отнести то “давление”, которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.
С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.
С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.
Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению “зародыша” государственности.
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IХ-Х вв.
cyberpedia.su
Истоки древней цивилизации Узбекистана (часть 2)
В исторической науке существуют различные точки зрения о зарождении государственности. В течение длительного времени в истории цивилизации Узбекистана имелось множество белых пятен, исследованию которых, с обретением нашей страной независимости, уделяется все больше внимания. Свой вклад в научные изыскания на этом поприще вносят совместно с узбекскими учеными их японские, французские, немецкие, итальянские, американские, английские и австралийские коллеги, работающие в археологических экспедициях на территории республики. Мы продолжаем публикацию материалов о древней цивилизации Узбекистана.
Сергей САВЧУК-КУРБАНОВ(Окончание)
Второй период — начало I тыс. до н.э. — 539 г. до н.э. — формирование так называемых историко-культурных областей — Бактрии, Согда, Хорезма, в которых возможно усмотреть первоначальные формы государств с разветвленнои системой иерархии политической власти.
Об этом свидетельствуют, в частности, данные «Авесты», где упоминаются структурные единицы общества: нмана (дом-семья), вис (род, родовое поселение), занту (племя), дахью (область, страна), а также различные высшие правящие лица: вплоть до владыки страны, области (дахью-пати), правителя, повелителя (састар) и др.
Не исключено, что в это время зарождаются и более крупные территориальные владения типа царств — Древнебактрийское и «Большой Хорезм» или конфедерация племен обычно во главе с царицей, как у саков (Зарина, Томирис).
Этот период можно разделить на несколько этапов. IX-VIII вв. до н.э. — время формирования военно-политических союзов, городов-государств и небольших государственных объединений в бассейне Амударьи, долинах Мургаба, Сурхана, Кашкадарьи и Зарафшана.
Его характеризуют данные «Авесты» (свод законов — священных книг зороастрийцев-огнепоклонников), где упоминаются практически все исторические области, многие из которых стали ранними государственными образованиями Средней Азии.
Согласно авестийским канонам государство должно быть земным воплощением небесного царства Ахурамазды (Бога добра и света, имя которого переводится как «Господь Мудрость»). Оно должно защищать подданных от зла и, борясь против него, проповедовать добро. Эти идеи созвучны и сегодняшнему дню.
В «Авесте»—одном из древнейших в мире памятников письменности и духовной культуры человечества — содержатся данные о зарождении ранних форм дипломатических отношений.
VIII-VII вв. до н.э. датируются многочисленные поселения, дома-усадьбы, крепости и города, изученные в различных областях Узбекистана. К ним относятся городища Афрасиаб (Самарканд), Куктепа (долина Зарафшана), Кызылтепа (долина Сурхана), Узункыр и Еркурган (долина Кашкадарьи), Кузалигыр (Хорезм) и другие памятники. Эти древнейшие государственные образования также упоминаются в различных письменных источниках.
К примеру, одно из них упоминается «уже в древнейших частях «Авесты» как Бахди, в греко-римских источниках — как Бактрия или Бактриана, а в китайских хрониках первых веков н.э. — как Дахя или страна Ту-хо-ло — искаженное название племени тохаров, каковое наименование—в местном произношении Тохаристан — здесь сохранялось и в средневековье», — писала в одной из своих работ известный исследователь, академик Г.А.Пугаченкова.
Археологические исследования последних лет документально подтверждают реальность их существования еще в доахеменидский период. Это, в свою очередь, свидетельствует в пользу возможной достоверности сведений древнегреческого автора Ктесия о могущественном и богатом Бактрийском царстве, существовавшем, судя по ним, в конце IX — начале VIII веков до н.э., имевшем множество городов и сильно укрепленную столицу, на которую якобы совершали военные походы ассирийский царь Нин и легендарная царица Семирамида.
Косвенным подтверждением этому служат и данные поздней зороастрийской традиции, по которой правитель Балха Кави Виштаспа покровительствовал самому Заратуштре — пророку и основателю однойиз древнейших мировых религий — зороастризма. По другой версии двор этого правителя находился в ту пору в могучем государстве, именуемом как Большой Хорезм, границы которого охватывали земли запределами собственно Хорезма.
До сих пор эта тема оставалась предметом оживленных научных споров, а наиболее достоверными считались сведения персидских клинописных источников VI века до н.э., в которых впервые упоминается Бактрия. Такое название, за занимаемыми ею территориями сохранялось, возможно, по IV век н.э. Затем оно сменилось на Тохаристан (по имени одного из народов, обосновавшихся в древности на этой территории — тохаров).
Третий период — 539 г. до н.э. — 330 г. до н.э. — перерыв в развитии местной государственности, вызванный завоеванием Ахеменидов и вхождением областей Центральной Азии в состав Ахеменидского государства. На протяжении двухсот лет юг Центральной Азии входил в состав Ахеменидской империи, причем вся ее территория была разделена на сатрапии, вносившие внушительную дань в определенных весовых единицах серебра — талантах в казну ахеменидских царей. Три из среднеазиатских сатрапий — Бактрия, Согд, Хорезм — полностью или частично находились на территории современного Узбекистана. Крах империи наступил с приходом Александра Македонского, который, покончив с главными силами Ахеменидов в 330 г. до н.э., вступил на территорию Средней Азии в погоне за последним претендентом на ахеменидский престол — сатрапом Бактрии Бессом. Три года (330-327 гг. до н.э.) потратил Александр Македонский на завоевание Центральной Азии, народы которой, особенно согдийцы во главе со Спитаменом, оказывали его войскам ожесточенное сопротивление. Более 2,5-2 тысяч лет назад степень цивилизованности наших предков достигла такого уровня, что во многих городах существовали водопровод и канализационные системы с керамическими трубами. В то время в Бактрии, Согде, Хваразме (Хорезме) и других исторических областях и царствах, частично или целиком располагавшихся на территории Узбекистана, уже существовала высокая земледельческая культура с развитой системой ирригации (каналов и водоподъемников). На полях выращивали хлопок, люцерну, рис, пшеницу. Известно, что муку готовили не только с использованием ручных зернотерок и жерновов, но и водяных мельниц. Античные авторы прославляли их как страны с райским изобилием, цветущими оазисами, утопавшими в зелени садов, люди которых создали высокую цивилизацию. Бактрию середины III века до н.э. называли страной тысячи городов.
Четвертый период — конец IV в. до н.э. — начало второй половины II в. до н.э. — от завоеваний Александра Македонского и до конца политического господства эллинов (падение Греко-Бактрийского царства). Одновременно происходит процесс возрождения местной государственности: в последней четверти IV в. до н.э. возникает царство в Хорезме. Из сочинения Арриана известно, что в 329 г. до н.э. в Мараканде Александр Македонский принял хорезмийского царя Фарасмана, который прибыл к нему с целью заключения союзнических отношений.
В конце III в. до н.э. — II в. до н.э. формируются отдельные владения в Бухаре, Давани (Фергане), Согде. Вероятно, в это же время происходит становление государства Канпой, в состав которого впоследствии вошло почти все Среднеазиатское Двуречье. После смерти Александра и последующей за ней ожесточенной войны диадохов юг Средней Азии входит в состав Селевкидской империи (310-250 гг. до н.э.). Но уже в середине III в. до н.э. сатрап Селевкидов в Бактрии Диодот поднял восстание против метрополии и создал самостоятельное государство, получившее в науке название Греко-Бактрийского. Греко-Бактрийское царство пало под ударом сакских племен (асиев, пасиан, сакаравлов), а затем юечжи-тохаров, пришедших в Бактрию под давлением хуннов.
Юечжи-тохары вначале расселились в Северной Бактрии (современная Сурхандарьинская область Узбекистана и Южный Таджикистан), а затем захватили всю Бактрию, основав столицу в Бактрах (нынешний Балх в Северном Афганистане). Они создали своеобразное государство конфедеративного типа, состоящее из отдельных самостоятельных владений. Аналогичного типа государство Кангюй складывается во II в. до н.э. в Трансоксиане — Среднеазиатском Двуречье, состоящее, по сведениям Хоуханьшу, из пяти владений, каждое из которых чеканило свою монету, что свидетельствует об их самостоятельности. Уже в IV-II вв. до н. э. в Центральной Азии возникают, на базе арамейской, местные письменности.
Пятый период — вторая половина II в. до н.э. — начало I в.н.э. — укрепление и дальнейшее развитие местной государственности — Кангюя, Хорезмий-ского царства, владений Бухары, Согда, Давани, становление Юечжийского государства и распространение его власти вплоть до Гандхары. Наличие почти у каждого из этих владений развитой монетной системы (за исключением Давани), основанной на серебре или меди. Появление местной письменности: согдийской и хорезмийской, что вкупе с монетным чеканом является главенствующим признаком развитой государственности.
Шестой период — начало I в.н.э. — первая половина III в.н.э.—расцвет местной государственности в античное время. Вхождение юга Узбекистана в состав могущественной Кушанской империи, возникшей на основе конфедеративного Юечжийского государства. Наиболее ярким представителем кушанской династии был царь Канишка I, в период правления которого в первой половине 2 в.н.э. империя достигла наивысшего расцвета. Территория Кушанского государства при Канишке включала многие области Средней Азии, Северной Индии, Афганистана и Восточного Туркестана.
Китайский путешественник VII века Сюань-цзан писал: «Прежде, когда Канишка царствовал, его слава распространилась в соседних государствах, и его военное могущество признавалось всеми. Платившие подать принцы к западу от Китая, признавая власть Канишки, послали к этому царю своих заложников».
Бизнес-Вестник Востока № 99
touruz.com
Истоки древней цивилизации Узбекистана | Горы, лыжи, путешествия. Консалтинг
В исторической науке существуют различные точки зрения о зарождении государственности. В течение длительного времени в истории цивилизации Узбекистана имелось множество белых, пятен, исследованию которых, с обретением нашей страной независимости, уделяется все больше внимания. Свой вклад в научные изыскания на этом поприще вносят совместно с узбекскими учеными их японские, французские, немецкие, итальянские, американские, английские и австралийские коллеги, работающие в археологических экспедициях на территории республики.
Сергей САВЧУК-КУРБАНОВ
Ярким свидетельством заботы о культурном наследии и стремления к возрождению духовных ценностей являются ежегодно проводимые под эгидой ЮНЕСКО торжества, связанные с юбилеями выдающихся предковузбекского народа — государственными деятелями, учеными, мыслителями, свидетелей древней государственности и градостроительства -городов — 2500-летием Бухары, Хивы и Термеза, 2700-летия Шахрисабза и Карши…
Исследованиями совместной узбекско-французской экспедиции на согдийских городищах Афрасиаб и Кук-тепа (в 30 км от первого) доказано существование оазисов городской культуры в VIII-VII вв. до н.э. на территории Самарканда и близ него более 2750 лет назад. Этот юбилей будет отмечаться в 2007 году.
Так, в своем выступлении (журнал «Мулокат», 1998 г., № 5) перед учеными-историками страны Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, в частности, отметил, что, по признанию всего мира, регион, называемый сейчас Узбекистаном, то есть наша Родина была одной из колыбелей не только восточной, но и общемировой цивилизации. На этой древней и благословенной земле выросли великие ученые, политики и полководцы. Именно здесь были заложены основы религиозных и светских наук, получивших в дальнейшем свое развитие. Сложные ирригационные сооружения, построенные до нашей эры и в последующие годы, древние памятники, сохранившие свою красоту и величие по сей день, свидетельствуют о существовании в нашей стране испокон веков древних сельскохозяйственных, ремесленных культур, архитектурного и градостроительного искусства.
Тогда-то из его уст прозвучал призыв к тому, чтобы в науке появились новые направления, определяющие наши исторические корни, возвышающие наше национальное достоинство, а создание объективной, научной истории нашего государства, нации должно стать для широкой общественности самой важной и актуальной задачей.
И это, бесспорно, необходимо, поскольку памятники истории и культуры народов Узбекистана составляют часть всемирного культурного наследия. Они свидетели вклада наших предков в развитие мировой цивилизации.
В истории человечества, насчитывающей сотни тысяч лет, формирование первых государств и городов, развитие ремесла и торговли, зарождение письменности — события относительно поздние.
Известно, что первые государства зарождались там, где получили развитие производящие формы хозяйства — земледелие и скотоводство. Поэтому многие племена и народности,жившие на протяжении тысячелетий исключительно за счет охоты, рыболовства и примитивного земледелия,так и не смогли перейти к более высокой ступени общественного развития — государственности.
Именно земледелие заложило основы постоянного, оседлого образа жизни людей, стимулировавшего развитие архитектуры, ремесленного производства и торговли.
Историко-правовые и археологические исследования показывают, что о появлении первичных форм государственности можно говорить только в том случае, когда возникает достаточно развитая экономика, отраженная в земледелии, основанном на ирригационном орошении, металлургии, ремесле, торговле — вначале менового характера, а затем — в денежной, слитковой форме, появляется имущественная дифференциация с выделением соответствующих социальных групп и классов, устанавливается сложная иерархия общества во главе с монархом, государственно-управленческий аппарат, право наследования и институт письменности, способствующий составлению различного рода юридических документов для управления государством.
Первые древнейшие государства возникли в IV- начале III тысячелетия до н.э. в Двуречье (между реками Тигр и Евфрат — в Месопотамии, на территории современного Ирака. Их назыли Шумер и Акад), Древнем Египте и Восточном Средиземноморье. И произошло это не случайно, поскольку известно, что Ближний Восток является родиной земледелия.
Постепенно земледелие из первоначальных очагов — центров развития распространилось на соседние территории (Закавказье, Иран, Среднюю Азию, Индию, Китай). Так, уже в III-II тысячелетии до н.э. население разных областей Древнего Востока имело тесные историко-культурные связи. В это время и формировались основные сухопутные и морские пути транзитного передвижения и торговли (Великий Лазуритовый путь, Месо-потамо-хараппская система дорог и т.п.), связывавшие между собой отдаленные культуры и цивилизации Среднего Востока. Они славились длительными традициями их эксплуатации — задолго до сложения и функционирования Великого Шелкового пути (кон. II в. до н.э.- нач. XIV в.н.э.), были его предтечей.
Первичным типом государственных образований являются древнейшие города, представлявшие собой хозяйственные, политические и религиозные центры весьма маленьких по занимаемой территории «государств», объединенные затем в результате экспансии отдельных правителей в сравнительно большие царства.
Так начинался процесс перехода к ранней государственности.
История становления и развития ранних государств Востока свидетельствует, что формирование основ государственности было связано с влиянием экономических, военных и религиозных факторов,обусловивших процесс углубления социальной дифференциации.
Так в истории появляются территориально «средние» государства типа Ассирийской державы, а затем и «мировые империи» — типа Ахеменидского государства, границы которого в V веке до н.э. простирались от севера Индии до Средиземного моря, а также следовавшие за ним, охватывавшее еще большие территории — — царство Александра Македонского, Селевкидов.
Несомненно, читателей интересует вопрос о развитии ранней государственности и на территории Средней Азии. Истоки ранней государственности предков узбекского народа, как и других народов региона, имеют глубокие корни и богатое прошлое. Зарождение здесь первых государственных образований также было обусловлено производственно-экономическими факторами, необходимостью защиты населения земледельческих оазисов от военных набегов и правового регулирования связей между общинниками.
Среднеазиатское Двуречье — особая историко-географическая и историко-культурная территория, цивилизация которой на протяжении многих тысячелетий существовала благодаря двум великим рекам: Амударье (древний Оке) и Сырдарье (древний Яксарт).
Возникшие здесь государства по многом признакам как в древности, так и в средневековье при наличии общих черт отличались от других государств в остальных частях Средней Азии. Да и в пределах территории Среднеазиатского Двуречья северные области (Хорезм) и южные (Бактрия), а также располагавшиеся между ними (Согд), особенно в древности, заметно отличались друг от друга в этническом и культурном отношении, в языке и письменности, в системе государственного устройства.
Например, еще в глубокой древности — во II тысячелетии до н.э. территория Узбекистана стала местом, где проходили интенсивные передвижения земледельческих, а затем и скотоводческих племен.
В эволюции государственности в Среднеазиатском Двуречье в древности можно выделить несколько периодов, охватывающих время от второй половины II тыс. до н. э. до III в. н. э. — IV в. н. э., т. е. до перехода к государствам средневековья.
Становление ранней формы государственности происходит в оседло-земледельческой культуре эпохи поздней бронзы, распространенной на юге Узбекистана.
Ее завершение приходится на время почти одновременной гибели Кушанской и Парфянской империй, существовавших на территории Средней Азии в первой половине III в. н. э. Примерно тогда же прекращает свое существование государство Кангюй (II в. до н.э. — III в.н.э.).
Первый период — вторая половина II тыс. до н.э. — становление протого-сударственного образования в эмбриональной форме на юге Узбекистана, приближающегося по своей структуре к ному.
* * *
Первые свидетели цивилизации укрепленные поселения (Сапаллитепа), протогорода с цитаделями, храмами и дворцами правителей (Джар-кутан), некрополи (Молали) появились здесь в эпоху бронзы —во II тысячелетии до н.э. (по последним данным, возможно, кон. III — сер. II тыс. до н.э.). Полученные при их раскопках материалы подтверждают существование высокоразвитой при-амударьинской цивилизации эпохи бронзы типа всемирно известных на Среднем Востоке — эламской, сейистанской, белуджистанской и хорасанской.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
24.09.2008Бизнес-вестник Востока, № 97
touruz.com
Истоки античной цивилизации - Из глубины веков - Детям
Восток заслужил свое право называться «древним». Самым древним, потому что в иные, более поздние времена выделяют еще один «древний» период. Название его связано с цивилизацией народов, живших на другом берегу Средиземного моря – противоположном, европейском, находящемся по карте Земли на северо-западе от Древнего Востока. Это древние греки и римляне. А весь период, связанный с эпохой расцвета их цивилизации и влиянием ее на остальной мир, называют античностью, от латинского слова antiquitas -древность, старина.
Начиналась цивилизация античности в Древней Греции, а корни ее надо искать еще раньше, в доантичные времена, когда племена самых древних греков, ахейцев, пришли на территорию Балканского полуострова с земель, расположенных по берегам реки Дунай и его притоков. Это произошло в конце III – начале II тысячелетия до н. э. До этого времени территорию будущей Древней Греции заселяли догреческие племена.
Вторая волна греческих переселенцев пришла на Балканский полуостров с севера-запада еще через тысячу лет, в конце II – начале I тысячелетия до н. э. Эти племена назывались дорийцами. С тех времен на Балканском полуострове начала складываться греческая народность, делившаяся изначально на большие племенные группы: ахейцев, дорийцев, ионийцев и эолийцев. Все эти племена говорили на разных диалектах греческого языка, но легко понимали друг друга. Единый общегреческий язык сложился только в III—II вв. до н. э.
Цивилизация и культура
Семь чудес света, золото фараонов, угаритский алфавит, древнегреческий театр, римское право и многое другое, вплоть до космических кораблей и клонированных животных – все это плоды цивилизации и составляющие культуры человечества. Или наоборот? Составляющие цивилизации и плоды культуры? Чем схожи и чем отличаются два эти понятия? Что раньше появилось на земле – цивилизация или культура? Чтобы…
По лестнице славы – к диктатуре
Восстания рабов поселили тревогу в римском обществе. Граждане Рима почувствовали себя незащищенными в собственном государстве. Неудачи консулов в подавлении восстания подрывали доверие ко всему существующему в Риме порядку. Знали римляне и то, сколько злоупотреблений происходит при ведении государственных дел, например при попустительстве Сената консулы раздают должности за взятки. С надеждой обращались они к достойным людям…
Властелины моря
Внутри Средиземного моря люди издревле выделяют моря поменьше, но тоже не маленькие. Их границы отмечены гигантскими языками полуостровов, далеко забравшихся в соленые воды, и россыпями островов. Всего таких морей в Средиземном пять: Лигурийское, Эгейское, Ионическое, Адриатическое и Тирренское. Речь пойдет о последнем и даже не о море, а о народе, в честь которого оно называется….
Начало демократии
В IX-VIII вв. до н. э. на территории Древней Греции возникают города-государства, имеющие одну особенность. Если древнейшие города ахейцев управлялись царями, так же как и все возникавшие до этого государства, то в греческих городах-государствах IX-VIII вв. возникает совсем иной, новый строй правления – демократическая республика. В таких городах не было царя, и управлялись они общим…
Знаменитые торговцы, мореходы, пираты
Но все богатства и умения сами по себе не могли защитить финикийцев от полного разорения завоевателями. В борьбе за выживание финикийцев прежде всего выручала торговля и торговый флот. Одними из первых финикийцы научились делать корабли, а торговать, как видно, умели всегда. Вывозя свои товары в дальние страны, финикийские купцы привозили несметные богатства в кладовые Тира,…
Представления о величии и красоте
Великая держава процветала. Неприступные города – древний Ашшур, Ниневия, новая столица Ассирии, Калах и многие другие возвели ассирийцы вдоль течения Тигра. Еще в третьем тысячелетии до н. э. древний Ашшур был уже вполне благоустроенным городом, во многих его жилых домах были ванны, в городе действовал водопровод и канализация. Существовал даже путеводитель по городу, содержащий перечень…
Народ, переживщий Великий потоп
Первыми, насколько это известно историкам, в Междуречье поселились шумеры – древнейший народ, пришедший в эту долину в конце IV тысячелетия до н. э. Впрочем, известно, что поселения на месте будущих городов шумеров существовали уже в V тысячелетии до н. э., об этом же говорили шумеры в своих мифах, но первые здешние города уничтожил Великий потоп….
Кто такие фараоны?
Шло время, на тучных хлебах население росло, и плодородной земли уже не стало хватать на всех. Простейшее решение – отнять ее у соседей. Стычки за землю привели к обогащению одних и обнищанию других, накоплению богатств и появлению рабов, которые бесплатно обрабатывали землю хозяев, так в долине Нила сформировалось раннее рабовладельческое общество, возникли первые города-государства. К…
Август – первый среди равных
Убийство Цезаря не послужило возрождению Римской республики. Более того, гибель Юлия Цезаря ввергла государство в жестокую гражданскую войну. Требуя отмены многих ограничивающих республиканское правление постановлений Цезаря, сенаторы не захотели отказываться от дарованных им привилегий и земель. Сенат поддержал друга и помощника погибшего императора Марка Антония. А тот расправился с заговорщиками. И все же сторонники возрождения…
Целесообразность и справедливость в «вечном городе»
Гордым гражданам «вечного города» Рима совсем не нравилось возводить истоки своей государственности к соседям, с которыми они много и долго воевали. Больше к лицу гордым римлянам было происхождение их государства от царей легендарных народов. С давних времен среди них укрепилась легенда, говорящая, что первые римляне — это потомки героических защитников древней Трои. А точнее –…
www.poznovatelno.ru
Истоки античной цивилизации - Из глубины веков - Детям
Восток заслужил свое право называться «древним». Самым древним, потому что в иные, более поздние времена выделяют еще один «древний» период. Название его связано с цивилизацией народов, живших на другом берегу Средиземного моря – противоположном, европейском, находящемся по карте Земли на северо-западе от Древнего Востока. Это древние греки и римляне. А весь период, связанный с эпохой расцвета их цивилизации и влиянием ее на остальной мир, называют античностью, от латинского слова antiquitas -древность, старина.
Начиналась цивилизация античности в Древней Греции, а корни ее надо искать еще раньше, в доантичные времена, когда племена самых древних греков, ахейцев, пришли на территорию Балканского полуострова с земель, расположенных по берегам реки Дунай и его притоков. Это произошло в конце III – начале II тысячелетия до н. э. До этого времени территорию будущей Древней Греции заселяли догреческие племена.
Вторая волна греческих переселенцев пришла на Балканский полуостров с севера-запада еще через тысячу лет, в конце II – начале I тысячелетия до н. э. Эти племена назывались дорийцами. С тех времен на Балканском полуострове начала складываться греческая народность, делившаяся изначально на большие племенные группы: ахейцев, дорийцев, ионийцев и эолийцев. Все эти племена говорили на разных диалектах греческого языка, но легко понимали друг друга. Единый общегреческий язык сложился только в III—II вв. до н. э.
Цивилизация и культура
Семь чудес света, золото фараонов, угаритский алфавит, древнегреческий театр, римское право и многое другое, вплоть до космических кораблей и клонированных животных – все это плоды цивилизации и составляющие культуры человечества. Или наоборот? Составляющие цивилизации и плоды культуры? Чем схожи и чем отличаются два эти понятия? Что раньше появилось на земле – цивилизация или культура? Чтобы…
Восстание Спартака – потрясение для Рима
Однако в самом рабовладельческом Риме не все было благополучно. Одно за другим государство потрясли несколько восстаний рабов. Самым серьезным из них было гладиаторское восстание под предводительством Спартака. Спартак был уроженцем покоренной к тому времени римлянами Фракии – государства, располагавшегося западнее Балканского полуострова. Некоторое время Спартак служил во вспомогательных войсках римской армии, но дезертировал, был схвачен…
Победоносный завоеватель, изменивший ход истории
После гибели отца от кинжала убийцы Александр вступил на македонский престол двадцати лет от роду. Опыт правления у него уже был – уходя в походы, Филипп оставлял сына управлять государством, когда Александру было шестнадцать лет. Теперь, получив полную царскую власть, он смог развернуться по-настоящему, с божественным размахом. Для начала он быстро расправился со всеми противниками…
Возникновение эллинской культуры
Сами греки называли себя эллинами, а всю землю Древней Греции – Элладой. Ее территория в античные времена делилась на области — Фессалия, Македония и Эпир составляли Северную Грецию, Среднюю Грецию образовывали Аттика и Беотика. Южная Греция – это полуостров Пелопоннес, входящий в состав Балканского полуострова и отделенный от его остальной, примыкающей к материку части узким…
Города мастеров – смена владык
Если египетский корабль эпохи Древнего царства, выйдя из устья великого Нила, отправлялся в плавание вдоль берега на восток, а именно в этом направлении посылали первые морские экспедиции фараоны, он относительно скоро достигал земель, на которых вы строили свои города древние финикийцы, Угарит, Тир, Сидон, Библ, Арад – вот их далеко не полный перечень. Сами жители…
Могущественная империя завоевателей и торговцев
Второе возвышение Ассирийского царства приходится на XIV в. до н. э. Большую роль в этом сыграл ассирийский царь Ашшурубаллит I. Он установил дипломатические отношения с Египтом, рассчитывая на поддержку фараона в борьбе с царством Митанни – поработителем Ассирии. Ашшурубаллиту I удалось разбить войска царя Митанни и освободить свою страну от иноземного ига, золотые ворота из…
Две реки – четыре цивилизации
Месопотамия, или по-русски – Междуречье. Даже название говорит о том, где находится местность, о которой идет речь. Говорит безошибочно. Междуречьем, или Месопотамией, называют землю, заключенную между двумя большими реками, самыми большими на обширном пространстве суши между Средиземным, Черным, Каспийским, Красным морями и Персидским заливом. Эти реки называются Тигр и Евфрат. И так же, как Нил…
Египет – дар Нила
Так назвал эту древнюю страну «отец истории» Геродот. Но если Египет можно назвать даром Нила, то бесценным даром для египтян была и есть до сих пор великая, самая длинная в мире река – Нил. На 6670 километров протянулся Нил, извиваясь по просторам африканского континента. Начинаясь в большом озере Виктория, собирая по пути воду многих озер…
Четырежды триумфатор отменяет республику
Единственным, кто поддержал Помпея, был молодой, но опытный политик из старинного, но обедневшего рода патрициев Юлиев. Этот человек еще не проявил себя в те времена как полководец, но успел приобрести известность своими выступлениями в Сенате, в том числе и против Катилины. К тому же Гай Юлий Цезарь, так звали этого человека, завоевал популярность у народа,…
Города и культура этрусков
В этрусских городах поражали дома знати, и самый большой и красивый с множеством комнат – «реджиа», царский дворец. Дома же простых горожан, людей низкого звания, ремесленников намного меньше и зауряднее, состоят из двух или трех комнат. Рядом с городом обязательно имелся источник питьевой воды. Чистый поток из него по разветвленной сети каналов и труб, изобретенной…
www.poznovatelno.ru
Истоки античной цивилизации - Из глубины веков - Детям
Восток заслужил свое право называться «древним». Самым древним, потому что в иные, более поздние времена выделяют еще один «древний» период. Название его связано с цивилизацией народов, живших на другом берегу Средиземного моря – противоположном, европейском, находящемся по карте Земли на северо-западе от Древнего Востока. Это древние греки и римляне. А весь период, связанный с эпохой расцвета их цивилизации и влиянием ее на остальной мир, называют античностью, от латинского слова antiquitas -древность, старина.
Начиналась цивилизация античности в Древней Греции, а корни ее надо искать еще раньше, в доантичные времена, когда племена самых древних греков, ахейцев, пришли на территорию Балканского полуострова с земель, расположенных по берегам реки Дунай и его притоков. Это произошло в конце III – начале II тысячелетия до н. э. До этого времени территорию будущей Древней Греции заселяли догреческие племена.
Вторая волна греческих переселенцев пришла на Балканский полуостров с севера-запада еще через тысячу лет, в конце II – начале I тысячелетия до н. э. Эти племена назывались дорийцами. С тех времен на Балканском полуострове начала складываться греческая народность, делившаяся изначально на большие племенные группы: ахейцев, дорийцев, ионийцев и эолийцев. Все эти племена говорили на разных диалектах греческого языка, но легко понимали друг друга. Единый общегреческий язык сложился только в III—II вв. до н. э.
Цивилизация и культура
Семь чудес света, золото фараонов, угаритский алфавит, древнегреческий театр, римское право и многое другое, вплоть до космических кораблей и клонированных животных – все это плоды цивилизации и составляющие культуры человечества. Или наоборот? Составляющие цивилизации и плоды культуры? Чем схожи и чем отличаются два эти понятия? Что раньше появилось на земле – цивилизация или культура? Чтобы…
Восстание Спартака – потрясение для Рима
Однако в самом рабовладельческом Риме не все было благополучно. Одно за другим государство потрясли несколько восстаний рабов. Самым серьезным из них было гладиаторское восстание под предводительством Спартака. Спартак был уроженцем покоренной к тому времени римлянами Фракии – государства, располагавшегося западнее Балканского полуострова. Некоторое время Спартак служил во вспомогательных войсках римской армии, но дезертировал, был схвачен…
Победоносный завоеватель, изменивший ход истории
После гибели отца от кинжала убийцы Александр вступил на македонский престол двадцати лет от роду. Опыт правления у него уже был – уходя в походы, Филипп оставлял сына управлять государством, когда Александру было шестнадцать лет. Теперь, получив полную царскую власть, он смог развернуться по-настоящему, с божественным размахом. Для начала он быстро расправился со всеми противниками…
Возникновение эллинской культуры
Сами греки называли себя эллинами, а всю землю Древней Греции – Элладой. Ее территория в античные времена делилась на области — Фессалия, Македония и Эпир составляли Северную Грецию, Среднюю Грецию образовывали Аттика и Беотика. Южная Греция – это полуостров Пелопоннес, входящий в состав Балканского полуострова и отделенный от его остальной, примыкающей к материку части узким…
Города мастеров – смена владык
Если египетский корабль эпохи Древнего царства, выйдя из устья великого Нила, отправлялся в плавание вдоль берега на восток, а именно в этом направлении посылали первые морские экспедиции фараоны, он относительно скоро достигал земель, на которых вы строили свои города древние финикийцы, Угарит, Тир, Сидон, Библ, Арад – вот их далеко не полный перечень. Сами жители…
Могущественная империя завоевателей и торговцев
Второе возвышение Ассирийского царства приходится на XIV в. до н. э. Большую роль в этом сыграл ассирийский царь Ашшурубаллит I. Он установил дипломатические отношения с Египтом, рассчитывая на поддержку фараона в борьбе с царством Митанни – поработителем Ассирии. Ашшурубаллиту I удалось разбить войска царя Митанни и освободить свою страну от иноземного ига, золотые ворота из…
Две реки – четыре цивилизации
Месопотамия, или по-русски – Междуречье. Даже название говорит о том, где находится местность, о которой идет речь. Говорит безошибочно. Междуречьем, или Месопотамией, называют землю, заключенную между двумя большими реками, самыми большими на обширном пространстве суши между Средиземным, Черным, Каспийским, Красным морями и Персидским заливом. Эти реки называются Тигр и Евфрат. И так же, как Нил…
Египет – дар Нила
Так назвал эту древнюю страну «отец истории» Геродот. Но если Египет можно назвать даром Нила, то бесценным даром для египтян была и есть до сих пор великая, самая длинная в мире река – Нил. На 6670 километров протянулся Нил, извиваясь по просторам африканского континента. Начинаясь в большом озере Виктория, собирая по пути воду многих озер…
Четырежды триумфатор отменяет республику
Единственным, кто поддержал Помпея, был молодой, но опытный политик из старинного, но обедневшего рода патрициев Юлиев. Этот человек еще не проявил себя в те времена как полководец, но успел приобрести известность своими выступлениями в Сенате, в том числе и против Катилины. К тому же Гай Юлий Цезарь, так звали этого человека, завоевал популярность у народа,…
Целесообразность и справедливость в «вечном городе»
Гордым гражданам «вечного города» Рима совсем не нравилось возводить истоки своей государственности к соседям, с которыми они много и долго воевали. Больше к лицу гордым римлянам было происхождение их государства от царей легендарных народов. С давних времен среди них укрепилась легенда, говорящая, что первые римляне — это потомки героических защитников древней Трои. А точнее –…
www.poznovatelno.ru
Истоки античной цивилизации - Из глубины веков - Детям
Восток заслужил свое право называться «древним». Самым древним, потому что в иные, более поздние времена выделяют еще один «древний» период. Название его связано с цивилизацией народов, живших на другом берегу Средиземного моря – противоположном, европейском, находящемся по карте Земли на северо-западе от Древнего Востока. Это древние греки и римляне. А весь период, связанный с эпохой расцвета их цивилизации и влиянием ее на остальной мир, называют античностью, от латинского слова antiquitas -древность, старина.
Начиналась цивилизация античности в Древней Греции, а корни ее надо искать еще раньше, в доантичные времена, когда племена самых древних греков, ахейцев, пришли на территорию Балканского полуострова с земель, расположенных по берегам реки Дунай и его притоков. Это произошло в конце III – начале II тысячелетия до н. э. До этого времени территорию будущей Древней Греции заселяли догреческие племена.
Вторая волна греческих переселенцев пришла на Балканский полуостров с севера-запада еще через тысячу лет, в конце II – начале I тысячелетия до н. э. Эти племена назывались дорийцами. С тех времен на Балканском полуострове начала складываться греческая народность, делившаяся изначально на большие племенные группы: ахейцев, дорийцев, ионийцев и эолийцев. Все эти племена говорили на разных диалектах греческого языка, но легко понимали друг друга. Единый общегреческий язык сложился только в III—II вв. до н. э.
Цивилизация и культура
Семь чудес света, золото фараонов, угаритский алфавит, древнегреческий театр, римское право и многое другое, вплоть до космических кораблей и клонированных животных – все это плоды цивилизации и составляющие культуры человечества. Или наоборот? Составляющие цивилизации и плоды культуры? Чем схожи и чем отличаются два эти понятия? Что раньше появилось на земле – цивилизация или культура? Чтобы…
Восстание Спартака – потрясение для Рима
Однако в самом рабовладельческом Риме не все было благополучно. Одно за другим государство потрясли несколько восстаний рабов. Самым серьезным из них было гладиаторское восстание под предводительством Спартака. Спартак был уроженцем покоренной к тому времени римлянами Фракии – государства, располагавшегося западнее Балканского полуострова. Некоторое время Спартак служил во вспомогательных войсках римской армии, но дезертировал, был схвачен…
Победоносный завоеватель, изменивший ход истории
После гибели отца от кинжала убийцы Александр вступил на македонский престол двадцати лет от роду. Опыт правления у него уже был – уходя в походы, Филипп оставлял сына управлять государством, когда Александру было шестнадцать лет. Теперь, получив полную царскую власть, он смог развернуться по-настоящему, с божественным размахом. Для начала он быстро расправился со всеми противниками…
Возникновение эллинской культуры
Сами греки называли себя эллинами, а всю землю Древней Греции – Элладой. Ее территория в античные времена делилась на области — Фессалия, Македония и Эпир составляли Северную Грецию, Среднюю Грецию образовывали Аттика и Беотика. Южная Греция – это полуостров Пелопоннес, входящий в состав Балканского полуострова и отделенный от его остальной, примыкающей к материку части узким…
Города мастеров – смена владык
Если египетский корабль эпохи Древнего царства, выйдя из устья великого Нила, отправлялся в плавание вдоль берега на восток, а именно в этом направлении посылали первые морские экспедиции фараоны, он относительно скоро достигал земель, на которых вы строили свои города древние финикийцы, Угарит, Тир, Сидон, Библ, Арад – вот их далеко не полный перечень. Сами жители…
Могущественная империя завоевателей и торговцев
Второе возвышение Ассирийского царства приходится на XIV в. до н. э. Большую роль в этом сыграл ассирийский царь Ашшурубаллит I. Он установил дипломатические отношения с Египтом, рассчитывая на поддержку фараона в борьбе с царством Митанни – поработителем Ассирии. Ашшурубаллиту I удалось разбить войска царя Митанни и освободить свою страну от иноземного ига, золотые ворота из…
Две реки – четыре цивилизации
Месопотамия, или по-русски – Междуречье. Даже название говорит о том, где находится местность, о которой идет речь. Говорит безошибочно. Междуречьем, или Месопотамией, называют землю, заключенную между двумя большими реками, самыми большими на обширном пространстве суши между Средиземным, Черным, Каспийским, Красным морями и Персидским заливом. Эти реки называются Тигр и Евфрат. И так же, как Нил…
Кто такие фараоны?
Шло время, на тучных хлебах население росло, и плодородной земли уже не стало хватать на всех. Простейшее решение – отнять ее у соседей. Стычки за землю привели к обогащению одних и обнищанию других, накоплению богатств и появлению рабов, которые бесплатно обрабатывали землю хозяев, так в долине Нила сформировалось раннее рабовладельческое общество, возникли первые города-государства. К…
Август – первый среди равных
Убийство Цезаря не послужило возрождению Римской республики. Более того, гибель Юлия Цезаря ввергла государство в жестокую гражданскую войну. Требуя отмены многих ограничивающих республиканское правление постановлений Цезаря, сенаторы не захотели отказываться от дарованных им привилегий и земель. Сенат поддержал друга и помощника погибшего императора Марка Антония. А тот расправился с заговорщиками. И все же сторонники возрождения…
Целесообразность и справедливость в «вечном городе»
Гордым гражданам «вечного города» Рима совсем не нравилось возводить истоки своей государственности к соседям, с которыми они много и долго воевали. Больше к лицу гордым римлянам было происхождение их государства от царей легендарных народов. С давних времен среди них укрепилась легенда, говорящая, что первые римляне — это потомки героических защитников древней Трои. А точнее –…