Древний китай право. 6. Государство и право Древнего Китая.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Право Древнего Китая (стр. 5 из 5). Древний китай право


6. Государство и право Древнего Китая.

Возникновение – 2-е тыс. до н.э. Китайцы называют свою страну – Чжунго – Срединное гос – во. Выд. 4 периода в развитии страны: Шан (Инь), Чжоу, Цинь, Хань; каждый из к-рых связан с правлением определенной династии. Особенности: наличие в течение многих лет 2х неизменных социальных институтов: это традиционная кресть-ая община, предельно развитая бюрократ-кая иерархия. Высшая ступень соц.иерархии – царь. Затем, рабовладель-ая арист-тия и жречество. Далее, рабовлад-кая арист-тия покоренных племен. В зависимости от близости к царю, арис – я обладала титулами, к-рые давали право на опред.привелегии. Основная часть населения свобод общинники. Были и рабы, к-рыми владели частн.лица и гос-во. Источниками рабства явл. военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за нек-рые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Гос-ный строй – восточная деспотия. «Царь–сын неба».Трон передавался по наследству. Власть царя (Вана) обожествлялась. Власть правителя абсолютна, за ослушание – казнь вместе с семьей. Царь и его аппарат выполняли функции: забота об орошении и ирригоции, сбор налогов, ведение войн. Длжност.лица подразделялись на высших граждан.чиновников, военных чиновников, советников. Близкие советники – полководец, судья, главный жрец, великий гадатель. Старшие писцы запис. речи монарха, младшие – записывали его указы решения по судебным делам. Должности чиновников переходили по наследству. В духе конфуцианский принципов, для управления страной, кандидаты в чиновники должны были сдавать конкурсные экзамены. Традиция утверждала, что верхи всегда управл. низами. Правители имели штат соглядатаев, доносчиков, шпионов. В гос – ве имелась полиция. Стержнем управленческ. системы были конфуцианские и даосские нормы. Идеал правителя – пассивность и бездеятельность. В период гос-ной раздробленности в Китае нач-ся реформы. Крупным реформатором эпохи Цинь является Шан Ян (390-338)гг. до нэ. Его принцип: иметь много наказаний и мало наград, жестко карать за мелкие преступления, тогда большим неоткуда будет взяться; разобщать людей взаимным доносительством и слежкой. Цель системы: наведение гос-ного порядка и насильственное объединение Китая. Реформы коснулись многих сторон жизни: покупка и продажа земли, нанесло удар по землевладению общины. Закон о дроблении семей ускорил распад общины. Проведено административное деление по территор-му признаку. Изменена система налогов. В армии введено 18 степеней отличий. В расчет принималась храбрость в бою. 9 – й год нэ в результате гос-го переворота, получил власть Ван Ман, провозгласивший себя императором. Его реформы: запрет к-продажи земли и рабов, ввод гос–го регулирования цен и %ов по ссудам, проведение ден.реформы и введение новых налогов. 2-я пол 2го века нэ – в Китае разразился политич.кризис. В 184 г. – мощное восстание «Желтых повязок» . В 220 г. император свергнут. Китай распалчя нп 3 части. Право Древнего Китая10 – в.до н.э. по преданию ознаменован разработкой Уложения о наказаниях Му – ваном. Оно представляло собой запись отдел. Судеб.решений и закрепляло нормы обычного права. Впоследствии большое влияние на развитие права оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуций предпочитал нормы морали. Легисты – распространяли правовые нормы. Легизм враждебно настроен к людям. Они счит., что люди глупые сущ-ва, кот-х нужно подчинять порядку. Под порядком легисты понимают – полное безволие людей, их преданность власти. Право знало понятия владения и распоряжения. Земля – госуд-ная собственность . но владела ей община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. В начало правления династии Чжоу, дейстаовала система «колоддезных полей», - 9 надело земли. 8- в частном пользовании крестьян, с 9-ого, урожай, собранный всей общиной, отдавался царю. Позднее положение крестьян ухудшилось – введен денежный налог с каждой семьи. Объектом права явл-сь рабы. Известны виды договоров: мены, купли – продажи, дарения, займа, личного найма. Семейное право – патриархальное. Абсолютная власть отца, мужа. Женщина личного имущ-ва не имела, ее права в наследовании ограничены. Брак закл. Родители .Распространено многоженство. Выделялись следующ. Виды преступлений; госуд – ные (мятеж, заговор), религиозные(шаманство, выбрасывание золы на улицу). Против личночти(убийство, нанесение телесн. Повреждений), против собственности(кража грабеж убой чужого скота), воинские(неявка на место сбора, не проявление мужества воином), отказ от уплаты, пьянство. Му – ван выделял 5 основн. наказаний: Мосин (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 разл. Провинностей Исин(отрезание носа) за 1000 разл провинностей Фейсин(отрезание ног) за 500 разл. Провинност. Чужин (кастрация для мужчин и превращение в рабынь – затворниц женщин), За 300 провинностей. Данисин(отрубание головы) –за 200 пров. Такие наказания множили число инвалидов, но судя по всему, преступность не исчезла. От наказания можно было откупиться: За клеймо – 100 хуаней(=2кг меди), за носи ногу- 200 хуаней, за оскорбление – 600, за смертную казнь – 1000. За укрывательство и недоносительство виновного рубили пополам., действовало правило круговой поруки. Суд не отделен от администрации, верховный судья – император. На местах – представители местн. администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, начальники тюрем и палачи.

studfiles.net

Право Древнего Китая - часть 5

От наказания можно было в ряде случаев откупиться высоким штрафом. Помимо казни и членовредительства, применялись тю­ремное заключение, клеймение тушью на лице, битье малой и большой бамбуковой палкой, плетью, превращение женщин в рабынь-затворниц.

Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функ­ции на местах исполняли представители местной администра­ции. Имелись специальные чиновники, разыскивавшие преступ­ников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполне­ние судебные решения).

Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид про­цесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.

Заключение

Колыбелью ки­тайской цивилизации является обширный район вокруг места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ, где уже в V тыс. до н.э. возникли сельскохозяйственные общины.

Начиная с династии Шан, позднее получившей название Инь, историю древнего Китай принято делить на четыре периода:

1) царство Шан (Инь) – XVII–XII в. до н.э.;

2) царство Чжоу – XII в. до н.э. – 221 г. до н.э.;

3) царство Цинъ – 221–206 гг. до н.э.;

4) царство Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.

Отметим, что Циньский император являлся неограниченным главой государства, в руках которого была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, административ­ной и высшей судебной власти. Власть императора была наследственной и передавалась, как правило, старшему сыну. Император стремился сосредоточить в своих руках и духовную власть, ведя решительную борьбу против мест­ных культов. Он фактически являлся верховным жре­цом страны.

Центральные административные органы страны под­разделялись на несколько крупных ведомств: военное, су­дебное, финансовое, ведомство императорского двора, ве­домство обрядов, ведомство по охране императора и вер­ховная прокуратура.

Вся территория циньской империи была разделена на тридцать шесть округов, каждый из которых делился в свою очередь на уезды(сянь), уезд – на волости (сян), а волость –на десять типов – низшие административные единицы, объединявшие около десяти общин (ли) .

Несмотря на распространение частной земельной собственности и реформы Шан Яна, в Китае в период империи Цинь сохранились общинные органы самоуправления, что свидетельствует и о существовании общины.

Как и у других народов, право древнего Китая имело в осно­ве правовой обычай, судебные решения и постановления цен­тральной власти. На формирование правового менталитета ки­тайского общества определяющее влияние оказали две основные школы – конфуцианство и легизм.

Основателем первой был Конфуций. Конфуцианство пропо­ведовало духовное благородство, гуманизм, строгое соблюдение обычаев.

Список литературы

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1953.

2. Адамчик ВВ., Адамчик MB., Бадан А.И. и др. История Китая М Мн., 2005.

3. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М. : Знание, 1983

4. Грэй Дж. Г. История Древнего Китая / Пер. с англ. А.Б. Вальд-ман. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 606 с.

5. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Мысль , 1974

6. История Древнего Востока/ под ред. В. И. Кузищина.–2-е изд., перераб. и доп.– М.: Высш. шк., 1988

7. Крюков М.В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных импе­рий. М.: Знание, 1983

8. Переломов Л.С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае. М.:Восточная литература, 1962

mirznanii.com

Право Древнего Китая - часть 4

Хотя прежняя структура государственного аппарата в основ­ном была сохранена, в интересах укрепления централизации про­ведено разделение страны на 13 крупных округов, увеличено ко­личество областей и уездов. Местная администрация была по­ставлена под жесткий контроль центра, который осуществляли специальные чиновники. В то же время Лю Бан стремился внеш­не дистанцироваться от прежнего правителя, демонстрируя жела­ние следовать советам мудрых приближенных, людей из народа, выбираемых достаточно сложным и многостепенным путем.

Несмотря на незнатность происхождения, Лю Бан тем не менее проводил политику ограничения и урезания в правах тор­говцев и ростовщиков, возвеличивая родовую аристократию. Ей были возвращены прежние титулы и отчасти земли. Осторож­ный правитель в качестве противовеса старой аристократии уси­ливал чиновничий аппарат, наделяя его землей и различными привилегиями. С целью укрепления собственных позиций он уничтожил практически всех своих бывших соратников.

При ханьской династии сделана попытка несколько приот­крыть «шлюзы» для доступа незнатной части общества к госу­дарственной службе. Если состоятельный неаристократ мог ку­пить ту или иную должность, бедному человеку предоставлялась возможность сдать экзамен на чин, изучив несколько томов специальных пособий.

В 8 г. в результате дворцового переворота к власти пришел новый император Ван Манн, который сделал ставку на конфуци­анцев с целью смягчить социальную напряженность. Он ввел запрет на куплю-продажу земли и рабов, отменил частную соб­ственность на землю, объявил землю собственностью императо­ра, восстановил систему общинного землевладения, объявил ра­бов собственностью государства. Ван Манн провел денежную и налоговую реформы; были сделаны попытки регулирования ры­ночных цен и регламентации ссудного процента. Однако самая главная реформа – земельная, успеха не имела. Изменившиеся экономические и социальные условия требовали иного подхода. Через три года продажа земли и рабов была восстановлена. То, что Ван Манн пытался сделать силовым способом, хотя и в опоре на закон, противоречило требованиям времени. Достичь желаемой консолидации общества не удалось. Социальные про­тиворечия углублялись, пропасть между роскошью и богатством становилась все шире. Об этом повествует трактат «Янь те лунь».

Рост крупной земельной собственности в руках ограниченной группы богачей и повсеместное разорение мелких землевладель­цев создало взрывоопасную ситуацию.

Начиная с 15 г. происходит множество восстаний. Они подав­лялись с неимоверной жестокостью. Особенно мощным стало восстание «Красных бровей», вспыхнувшее в 18 г. и длившееся несколько лет. В 23 г. восставшие взяли императорский дворец и жестоко расправились с Ван Манном. Новый император Гэн-ши не сумел стабилизировать ситуацию и в 25 г. также был убит. Взошедший на престол император Лю Сю сумел справить­ся с восстанием, и в 29 г. восстание «краснобровых» было окон­чательно подавлено.

В Китае утвердилась новая династия, получившая название Младшей (Поздней, Восточной) династии Хань. Стабилизировать обстановку в стране удалось только к 37 г. Для этого пришлось отменить многие указы Ван Манна, пойти на некоторые уступки крестьянам, облегчить налоговое бремя. Был реорганизован госу­дарственный аппарат. При императоре создан Императорский совет с совещательным голосом. Созданы различные ведомства по управлению страной. Относительно стабильным стало эконо­мическое развитие [5, с. 202-203].

Время правления ханьских династий существенно повлияло на судьбу страны. Несмотря на социальную нестабильность и многочисленные восстания, это блестящий период истории Ки­тая в отношении культуры, искусства, торговли. Были изданы классические произведения конфуцианства, установлена система экзаменов на чин, просуществовавшая вплоть до XX в., разрабо­тано и опробовано уголовное уложение, послужившее образцом для уложений позднейших династий. Это период интенсивного строительства многих общественных сооружений, дорог и мостов. Появилась бумага из дерева и старых сетей. Получили развитие математика и астрономия. Власть ханьских императоров распро­странилась на громадную территорию, вплоть до Каспийского моря. Китай вступил в торговые отношения с Римской империей. Однако мощные крестьянские восстания второй половины II в. привели династию Хань к кризису и наконец к упадку. Ус­мирение и подавление восстаний укрепляли роль военачальни­ков, которые превратились в лидеров различных политических группировок, проводивших независимую от императора полити­ку. В 220 г. Ханьская империя распалась на три самостоятель­ных царства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

5. Древнекитайское право

Как и у других народов, право древнего Китая имело в осно­ве правовой обычай, судебные решения и постановления цен­тральной власти. На формирование правового менталитета ки­тайского общества определяющее влияние оказали две основные школы – конфуцианство и легизм.

Основателем первой был Конфуций. Конфуцианство пропо­ведовало духовное благородство, гуманизм, строгое соблюдение обычаев. Задолго до христианства и категорического императива И. Канта он сформулировал следующее положение: «Не делай другому того, чего не пожелаешь себе». Конфуций ставил обще­ственную мораль выше права. Он отмечал:

Если руководить народом посредством законов и поддерживать по­рядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться от наказания и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ри­туала, народ познает стыд и исправится [1, с. 68-69].

В основе человеческой добродетели лежит моральное начало (ли).

В основе правопонимания легистов лежит строгое соблюде­ние юридического закона (фа). Легизм возник позже конфуци­анства, в III в. до н.э., и между этими школами шла напряжен­ная дискуссия, которая нередко перерастала в открытую поли­тическую борьбу, поскольку философские концепции служили идейной основой определенных политических сил. Со временем был достигнут компромисс, который выражался в формуле «где не хватает «ли» пусть применяется «фа».

Основными объектами права собственности выступали земля и рабы. На различных этапах развития государственности отно­шение к ним изменялось. Так, в период господства иньской дина­стии вся земля считалась собственностью императора, частные лица могли ею владеть на правах пользования. Рабы были также государственной собственностью, и хотя находились в пользова­нии частных лиц, не могли быть объектом купли-продажи. В госу­дарстве Чжоу земля становится частной собственностью, а рабы – предметом покупки и обмена. Существовало разделение на госу­дарственных рабов и рабов, принадлежащих частным лицам. Во времена господства династии Цинь интенсивно развивается част­нособственническое землевладение, основной земельный фонд сосредоточивается в руках новой знати. В ряде регионов Китая стали активно применяться торговые сделки с землей, а торговля рабами осуществлялась свободно и повсеместно.

В древнекитайском праве достаточно рано сложилась прак­тика договорных отношений. Распространенными были договоры мены (самый древний), купли-продажи (обязательно письмен­ный и с уплатой государственной пошлины, от чего императорская казна имела немалый доход), дарения различного имущества, в том числе рабов, займа, существовавшего, вероятно, и раньше, но юри­дическое оформление в виде долговой расписки, залога, пись­менных обязательств, получивших только в период Чжаньго, аренды земли. Существовали ростовщичество и долговое рабство.

Семейное право было типичным для Древнего мира, и изме­нения политической ситуации на него не оказывали существен­ного влияния. Власть главы семьи, которым являлся мужчина, была абсолютной. Жены и дети всецело зависели от его воли. Семьи были многочисленные, поскольку существовало много­женство. В семье свято хранились традиции и поклонение пред­кам. Замужняя женщина не могла иметь личного имущества, всецело зависела от мужа, хотя имела некоторые весьма ограни­ченные права на наследование имущества после смерти мужа.

Уголовное право было в Китае доминирующей отраслью и от­личалось чрезвычайной жестокостью. Практически большинство правонарушений в области не только уголовных, но и граждан­ских, административных, равно как и других сфер правоотноше­ний, рассматривалось в качестве уголовных. По преданию в ко­декс (X в. до н.э.) входило 3 тыс. статей, было до 500 видов пре­ступлений. Однако это не всегда помогало и, как гласит древняя китайская мудрость, «через сеть законов могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли». В эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных видов преступлений. Среди основных можно выделить следующие:

• государственные – мятеж, заговор;

• религиозные – шаманство, выбрасывание золы на улицу;

• против личности – убийство, нанесение телесных повре­ждений;

• против собственности – кража, грабеж, убой чужого скота;

• воинские – неявка к установленному сроку на место сбо­ра, трусость.

Обычай кровной мести, существовавший в догосударственную эпоху, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания, особенно во времена Цинь, было устрашение. Существовала традиционная пятичленная сис­тема наказания (сян), которой мог подвергаться преступник: та­туировка, отрезание носа, отрубание ноги, кастрация, смертная казнь. Наказания могли применяться как выборочно, если преступ­ник не приговаривался к смертной казни, так и в комплексе.

Смертная казнь существовала в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглав­ливание, закапывание живым в землю). Смертная казнь была долгой, изощренной и мучительной. Она подразделялась на ста­дии: сначала татуировка, затем отрезание носа, отрубание ног и забитие палками. Истреблялись родственники в трех поколени­ях. Этот способ был отменен только в начале II в. до н.э.

mirznanii.com

Право Древнего Китая

Количество просмотров публикации Право Древнего Китая - 809

На правовую систему Китая большое влияние оказали противоборствующие философские учения конфуцианства и легизма. Объединяющей чертой явилась их политическая направленность, стремление построить жизнь общества на ʼʼрациональныхʼʼ, ʼʼсправедливыхʼʼ началах, понимаемых, правда, ими по-разному, что привело к ожесточенной борьбе между ними, с многочисленными жертвами, закончившейся, однако, компромиссом.

Конфуцианство проповедовало этические нормы (ли), а не законы. Основатель этого учения Конфуций (551 – 479 гᴦ. до н.э.) учил, что государство - ϶ᴛᴏ семья. Призывал к установлению строго порядка между людьми: между государством и подданными, между отцом и сыновьями, знатными и незнатными. (ʼʼГосударь должен быть государем, подданный – подданным. Отец – отцом, сын – сыномʼʼ.) Правитель должен быть добродетельным, а подчинœение его власти – высшая моральная добродетельность. Создание гармоничного общества – идеал учения конфуцианства. Основой такого общества должна стать сыновья любовь (сяо) с почитанием старших и начальников.

В период Чжанго (V – III вв до н.э.) роль права усиливается, и возникает учение легизма. Ярким представителœем его был Шан-Ян, отстаивавший неограниченную власть ванна, правящего посредством установленных им и не обсуждаемых подданными законов. Для поддержания законов и ʼʼхорошего управленияʼʼ они проповедовали жесточайшие наказания и коллективную ответственность. Даже малейшее нарушение императорских указов каралось жестоко. С целью укрепления власти вана ʼʼравенствоʼʼ перед законом распространялось и на весь чиновный аппарат.

В III в. до н.э. – III в. н.э. происходит слияние конфуцианства и легизма, и вырабатывается новое отродоксальное ханьское конфуцианское учение. Не отвергая законы и строгое наказание, оно синтезировали право и мораль. Нормы морали должны насаждаться строгой карой закона (ʼʼфаʼʼ). Это выразилось в формуле: там, где недостает ʼʼлиʼʼ, следует применять ʼʼфаʼʼ, или что наказуемо по ʼʼфаʼʼ, не должна быть дозволено по ʼʼлиʼʼ, то, что позволено по ʼʼлиʼʼ, не должна быть наказуемо по ʼʼфаʼʼ.

Первые писанные законы возникли в Шань, а в уже в Х в. до н.э. появляется Уголовный кодекс с 3 тыс. статей. Первый же материальный писаный памятник права ʼʼОбозрения законовʼʼ относится к 536 ᴦ. до н.э. На рубеже V – IV вв. до н.э. появляется ʼʼКнига законов царства Вэйʼʼ – один из первых сводов законов, составленный Ли Фуем.

Собственность и обязательства. Понятие собственности появилось в IV –III в. до н.э. и обозначалось словом ʼʼюʼʼ (ʼʼиметь собственностьʼʼ). Верховная государственная собственность на землю являлась особенностью Китая. Несмотря на то, что земля продавалась и покупалась, дробилась, тем не менее их хозяин считался лишь владельцем.

С I в. до н.э. к купле-продаже допустили женщин и государственных рабов. Распространенными были договоры аренды земли, найма людей, ростовщичество. Существовало долговое рабство в виде заклада детей за долги на три года.

Брак и семья. Патриархальная семья – характерная черта семейного права Китая с абсолютной властью отца над домочадцами. С развитием частной собственности на землю большие семейные связи постепенно ослабевают и усиливаются политикой легистов, принудительно разделив патриархальные семьи. Брак заключался по договору. В конфуцианской книге Ли Цзы были закреплены низший и высший пределы брачного возраста: мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет. Главная цель брака – обеспечение воспроизводства семьи в физическом и духовном планах. Первоначально допускались браки между родственниками. Запрещались межсословные браки. Несмотря на принцип ʼʼодин муж – одна женаʼʼ, тем не менее мужу разрешалось иметь других жен и наложниц. Развод разрешался и даже поощрялся, но для жены он был затруднен. Инициировать развод могли не только супруги, но и родственники. Причины развода: прелюбодеяние, побои, ранения, непослушание жены свекру и свекрови, в случае если жена была бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, воровала семейное имущество.

Уголовное право и судопроизводство. Право Китая развивалось в основном как право уголовное, охватывающее гражданские, семейно – брачные и пр. Размещено на реф.рфотношения. Понятие преступления связывалось с преступной волей правонарушителя, который считался ʼʼнизким человекомʼʼ. В ханьский период складывается учение о форме вины: выделяются предумышленные и умышленные преступления, преступления, совершенные с умыслом и без такового. Различали оконченные преступления и покушения, соучастие и групповое преступление. Китайскому праву было известно 500 видов преступлений (по другим данным более 3000). В нем всœегда присутствовали государственные преступления (измена ванну, бунт, хранение запрещенной конфуцианской литературы). Традицией стала ответственность чиновников за ошибки и за служебные проступки или знавшие о таковых своих коллег и не донесшие об этом.

Наказание обозначалось термином ʼʼбаоʼʼ и рассматривалось как воздаяние по принципу талиона. Главной целью наказания было устрашение. Предусматривались такие виды наказания, как: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация, смертная казнь. Это дополнялось битьем палками от 100 до 500 ударов, обращением в рабство, штрафом. В циньский период преступников варили в котле, сверлили головы, вырывали у них ребра. Особенностью китайского права было применение символических наказаний (ʼʼсянʼʼ): смертная казнь заменялась ношением холщовой рубахи, отрезание ноги – покраской тушью колена. Существовала ответственность родственников преступников, а в древности даже истреблялся весь род преступника. За государственные преступления в циньском царстве смертной казнью наказывались и три поколения родственников преступника. За клевету, злословие, оскорбление, за проклятие императора у преступников перед казнью отрезали язык. От телœесных наказаний освобождались дети моложе 8 лет и старики старше 70 лет.

Китайский состязательный процесс постепенно дополнялся элементами инквизиционного (розыскного) процесса. Заявление или донос подавались в уездную управу или управление округа. Под угрозой смертной казни запрещалось доносить на родителœей, деда и бабку, других родственников. Местные чиновники вели следствие и приводили приговор в исполнение. Тяжкие преступления (мятеж, измена) расследовались окружными управами. Доказательствами считались свидетельские и вещественные доказательства, клятва. В судах применялись пытки. Тела или головы казненных преступников выставлялись в открытом поле, на рынке, во дворе дворца (для сановных преступников).

5. Государство и право Древней Греции

Возникновение государства в Спартепроизошло в результате вторжения дорийских племен и подчинœения им ахейских, что в VII в. до н.э приводит к их объединœению. Общественное развитие Спарты приняло застойный характер: долго сохранялись элементы общинного строя, городская жизнь и ремесло развивались слабо. Жители в основном занимались сельским хозяйством. Поддержание господства и порядка над порабощенным населœением обусловило военный строй всœей жизни спартиатов. Законодателю Ликургу приписывают установление общественного порядка и государственного строя, издание договора (Ретры).

Общественный стройявлялся рабовладельческим. Господствующим классом были спартиаты, пользующиеся всœей политической властью. Οʜᴎ наделялись земельными наделами, которые передавались им вместе с рабами (илотами), которые обрабатывали их и фактически содержали спартиатов. Последние жили в городе Спарте, представляющем из себя военный лагерь. Вся жизнь спартиатов походила на военно-лагерный строй: питались они за общим столом; жизнь протекала по-солдатски. Государство брало заботу о воспитании детей: с 7 лет мальчиков отрывали от семьи, они проходили выучку под руководством особых лиц (педономов) и в особых школах агелах (бук. ʼʼскотʼʼ). Обучение заканчивалось в 20, лет и до 60 лет спартиаты были военнообязанными. При этом особе внимание обращалось на физическое воспитание, на выучку качеств стойкого и выносливого, дисциплинированного воина, готового к повиновению властям.

В процессе завоевания часть покоренного населœения была превращена в рабов (илотов), которых государство передавало в распоряжение спартиатов. Οʜᴎ обрабатывали земли спартиатов и платили им половину урожая. Илоты не считались товаром, как рабы. Их призывали в войско в качестве легковооруженных воинов. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали террором: ежегодно им объявлялась война (ериптии), во время которой сильных и смелых илотов убивали.

Покоренные жители горных районов Спарты – периеки (бук. ʼʼживущие вокругʼʼ) – не пользовались политическими правами, но были свободными, занимая промежуточное положение между илотами и спартиатами. Главными их занятиями были торговля и ремесло. Οʜᴎ несли воинскую повинность в качестве тяжеловооруженных воинов. Периеки находились под надзором гармостов.

Государственный строй был монархическим и являлся образцом рабовладельческой аристократии.

Народное собрание (апелла) не играло большой роли и собиралось один раз в месяц. В нем участвовали граждане, достигшие 30 лет. Созывалось оно царями, а потом эфорами. К его компетенции относились законотворчество; вопросы войны и мира; избрание должностных лиц; во время войны оно решало, кому из двух царей идти в поход.

Царская власть осуществлялась двумя царями (архагетами) и была наследственной. При этом каждые 8 лет эфоры проводили гадание по звездам, в результате которого цари могли быть преданы суду или отстранены от должности. Οʜᴎ же сопровождали царя в военном походе и наблюдали за ним. Кроме военной власти, цари обладали властью жреческой и судебной. Οʜᴎ были окружены почетом, в их пользу устанавливались различные сборы.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 членов и двух царей. Первоначально она созывалась царями, а потом эфорами. Ее членами могли быть лица, достигшие 60 лет, избиравшиеся в народном собрании криком из представителœей знатных родов. Компетенция герусии: предварительное обсуждение дел, которые должны были рассматриваться в народном собрании; переговоры с другими государствами; судебные дела (государственные и уголовные преступления). Роль герусии падала с увеличением роли эфоров.

Эфоры (ʼʼнаблюдателиʼʼ) – коллегия высших должностных лиц. Избирались народным собранием криком ежегодно в количестве пяти человек на один год. Первоначально они являлись заместителями царей в гражданском суде, впоследствии их власть настолько расширилась, что перед ней склонялись цари. Полномочия эфоров: созыв герусии и народного собрания; внешние сношения; контроль должностных лиц; гражданская юрисдикция; во время войны руководили мобилизацией войск, двое эфоров сопровождали царя в военном походе. Отчитывались эфоры перед своими преемниками по истечении годичного срока.

referatwork.ru


Смотрите также