Языческие религии древних славян формировались длительное время в процессе отделения исконно славянских верований из общих праиндоевропейских и индоевропейских. Также на формирование славянского язычества имели влияние язычески религии мира, контактирующие и передающие сведения через соседние народы. Так различные формы языческих религий стали синкретическими и приобрели славянский колорит, став языческой религией, присущей исключительно славянским народам.
Религия языческой Руси мало изучена, так как вследствие насаждения христианства на Руси были уничтожены большинство письменных источников, которые могли бы хоть как-то прояснить ситуацию и дать полезную информацию. Вся информация о религии древних славян получена благодаря археологическим и этнографическим разведкам, а также косвенным, не касающимся религии, письменным источникам. Особенно много «рассказал» исследователям Збручский идол. Это изваяние из камня с четырьмя гранями обращено ко всем частям света. Каждая из сторон и весь идол целиком поделен поперечными линиями на три части, которые символизируют мир небесный, земной и подземный. Это говорит о том, что наши предки верили в существование трех миров: Прави – неба, где живут боги, Яви – мира людей и Нави – подземного мира, где обитает Чернобог и его прислужники. Рай славяне называли Ирием – местом, куда улетают птицы, а также души умерших.
Мир представлялся славянами как огромный океан, посреди которого располагается остров и могучее дерево дуб, а также Алатырь – священный камень, из которого Сварог выковал весь материальный мир. А весь мир, который раскинулся не только на земле, но и за ее пределами, — это Род. Род является первобогом для славян, он появился из темноты и пустоты, из Золотого яйца и наполнил собой пространство. Небо, земля, планеты и все вокруг – это тело Рода. На небе можно повидать его глаза – это Луна и Солнце. Он является родителем для первых богов и всех последующих, он – великий предок, от которого ведут свой род все славяне. В зависимости от степени родства к первобогу выделяли, соответственно, главных и менее важных богов. С абсолютной уверенностью можно сказать, что подобное представление мира и его создания у славян очень схоже с германским и скандинавским. Поэтому не исключено, что было заимствовано.
Исконно славянскими являются следующие понятия, это было доказано. Дух и душа, навь (мертвец) и рай, упырь и волкодлак, а также треба – жертвоприношения различного характера. но ни в коем случае не следует понимать языческое представление душа как христианское. Душа была не абстракцией, а сущностью, личностью каждого человека. После его смерти душа переходила в навь, откуда богиня рожениц Лада могла ее забрать и вновь принести в мир людей в качестве новорожденного младенца. Также интересным является тот факт, что славяне верили в уход души в рай после смерти, это понятие исконно славянское. А вот понятие ада и преисподни было позже заимствовано из иных религий.
pagandom.ru
Религия древних славян - Религия Библиотека русских учебников
Религиозные представления славян-праукраинцев эволюционировали так же, как и в других древних народов. Историческая литература свидетельствует о том, что уже в IX в вдоль среднего течения. Днепра жили поляне, на левобережье. Днепра и берегах. Десны - северяне на побережье. Буга - бужане, вокруг реки. Днестр - уличи, между. Бугом и. Прутом - тиверцы, у берегов этих и других рек проживали еще кривичи, ильменци, радимичи и др. их мировоззрение религиоведение определяет как совокупность антропоморфного анимизма, тотемизма и магии. Основаниями для таких определений является как древние литературные источники, так и пережитки ранних народных верований у народов современных Украина. Беларуси,. Росиосії.
Документы подтверждают, что в мироощущении и миропонимании праславян все явления природы (неодушевленные предметы, представители растительного и животного мира, природные явления)"жили"таким же жизнью, как и и человек. Они представляли их способными чувствовать, наделяли свойствами бороться за свое существование подобно человеку. Например, в"Слове о полку. Игореве"вся природа с пониманием относится к несчастью братьев-князей: цветы прив'яли, дерева склонились к земле, вороны не каркали, вороны умолкли, сороки не скрекотилы, дятлы показывали. Игорю путь к реке, с ветром, солнцем,. Днепром и. Донцом. Ярославна и. Игорь говорят как с живыми существами, обращаются к ним с просьбами и жалобами. Для мировоззрения праукраинцев не было существенных различий между человеком и другими представителями живой природы. Считалось возможным рождения одного вида живых существ от другого (корова, кабан, собака, бык могли родить человека; из яиц могли вылупиться дети и, наоборот, женщина способна была родить животное; представлялись возм ивимы браки между человеком и другими природными существами: медведь живет с бабой, змеи летают ночью до женщин и т.д.). Даже сегодня в украинских сказках можно прочитать, что волк снес яйца, свинья их высидела а, а вылупившиеся из них три пары волов и бык. И в наше время в некоторых селах корова считается батраком, ей дают хлеб-соль как батрацкого"отходную", а на. Пасху христосуются с ней и дарят ей яйцристосуються з нею і дарують їй яйце.
Наши предки поклонялись и леса, там, по их мнению, живет леший; воде, поскольку в ней живет водяной; полю, потому что в нем хозяйничает полевик. Они поклонялись также дереву, прикосновение к которому считался эти илющим, приносили ему в жертву хлеб, соль, яйца, украшали как живое существо лентами, нитями т.д. поклонялись и умершим праукраинцы, как и другие древние народы, считали умерших живыми, но надела ли их свойствами, что делали их опасными. По их мнению, мертвецов можно увидеть, их можно встретить на горе, если там хоронили умерших утопленники продолжают жить под водой и не против того, чтобы зао ягнуты на дно людей, купающихся. Мертвецов надо кормить, удовлетворять их желания и прихоти и предупреждать их, иначе они могут наделать массу неприятностей, на перекрестках дорог нужно пруды ты камень, чтобы мертвецы во время своих путешествий могли присесть и отдохнуть; следует помнить, что они не откажутся помыться в бане, а потому необходимо вечером, накануне мытья, натопить ее и приготовить воду и веники; мертвецы женятся и выходят замуж, потому, на всякий случай, умершую девушку или умершего парня одевали как к венцу. Мертвецы ходят селами до крика петуха, умерщвляют людей, но умеют и воскрешать их своими чарами украинских сказка рассказывает, как один солдат трудом спасся от мертвеца, которого должен похоронить. Ночью, когда солдат виз покойника к попу, мертвец поднялся из гроба и накинул ся на солдата, но тот спрятался на дубе. Мертвец пидгриз дуб, и тогда солдат перескочил на другой дуб. Мертвец пидгриз и этот дуб, и солдат спасся лишь на третьем дереве, потому что как раз запели петухи. Каз ка - свидетельство того, что закапывание мертвецов в землю когда-то считалось средством защиты от них и мертвецы якобы это понимали. Но мертвец может и помочь своей силой: открыть человеку клад, исцелить от бо делай, помочь бедствийарадити лиху.
Со временем анимистические,. Тотемистические и магические верования эволюционировали в праукраинцев к культам и мифов. Прежде всего это были земледельческие культы в приднипровцив, преимущественно полян, и специальные культы ресниц йськово-купеческой. Аристократї.
Основная особенность земледельческой дохристианской религии заключалась в доминировании в ней практики магии и культа над мифологией; практика была богатой и отличалась строгим традиционным ритуалом, мифоло. Аггея же, наоборот, имела бессистемный, отрывочный характер. Мифологическая систематизация состоялась лишь за христианской эпохи, когда размыты, оформленные образы божеств были конкретизированы, получили имена. В христианской земледельческой религии славян не было мифических. Деметры,. Д ионе ся,. Осириса,. Адониса и других богов земледельческого цикла. Земля оставалась матерью-кормилицей, силой, которую следует уважать и которой следует поклоняться. С землей можно было говорить, ждать от нее ответа относительно будущего урожая. Считалось, что она определенным образом ответит, нужно лишь приложить к ней ухо и слушать вер в послышится, что идет виз с грузом, то будет урожай, если же послышится грохот пустого телеги, то будет голо голод.
Почитание земли наблюдалось также в других обрядах, например, в обращении к ней с извинениями, клятвы землей, возложении на голову куска дерна или поедании его в знак правдивости сказанного или правильности сделанного. Считалось, что нарушение клятвы, ложь и отказ от обращения к земле с прощением наказываются неурожаям.
Культы военно-купеческой аристократии праукраинцев имели преимущественно городское происхождение. Они посвящались богам с именами и изображениями, то есть идолам. Идол считался не просто изображением боже естве, но также его вместилищем. Идолы - это уже не обычные фетиши, которые периодически производят и выбрасывают, а постоянные и требовательные богоги.
Летописи свидетельствуют об идолах двух богов -. Перуна, культ которого господствовал в. Киеве, и. Велеса, или. Волоса, бога скотоводства, каменный идол которого стоял в. Ростове еще в начале XI в. Перун - это молния, все-таки им является первоначальное значение этого имени. Он - бог-воин,. Бог - покровитель военных и торговцев, именно ему присягала часть дружины князя. Игоря на одном из киевских холмов. Киевляне обращались к. Перун а с просьбой о помощи в защите от нападений врага. Итак, славяне почитали. Перуна, как греки. Зевса, а римляне. Юпитера. Влияние византийских верований прослеживается и в отношении других богов: бога. Солнца -. Даждьбога, огня -. Сварога, ветра -. Стрибога общем, славянский пантеон выгляделигляд:
Авсень (Овсень) - бог смены времен года и начале весны и осени;
Белбог - бог света, добра, удачи, счастья;
Берегиня - великая богиня, мать всего сущего;
Велес (Волос) - сын. Сварога, бог скотоводства, олицетворение хозяйственной мудрости;
Громислав - бог-великан, помощник. Сварога при создании. Земли;
Культ городских богов обусловил не только сооружение их изображений (идолов), но и строительство целых сооружений - святынь их создавали под открытым небом, окружали частоколом, в центре ставили высокий сто. ОВП с человеческим лицом главного бога, а вокруг - столбы с его"женами"и"дочками"После приезда в город купец приносил высоком идолу в жертву хлеб, мясо, лук, молоко, хмельной напиток и просил бога послать ему богатого покупателя. Если торговля шла плохо, то жертва повторялась, но обращение направлено уже к"женщин"и"дочек"бога с просьбой о заступничестве перед их повел ителем. В случае успеха приносилось щедрое пожертвование: свежевали овец и волов, их головы вешали на частокол позади богов. При этом богов представляли полигамной семьей, как и семьи князей, такими же сла бкимы перед лицами женского пола, как и их человеческие прототипы. По свидетельству летописцев, в исключительных случаях жертвой бывали и народ у надзвичайних випадках жертвою бували й люди.
Такими были особенности верований праукраинцев перед принятием. Русью христианства
Итак, в истории человечества существовало много различных религий. Этнографические и исторические исследования выявили удивительную разнообразие верований и обрядов у разных народов и на разных ступенях их исторически ого развития. Религиоведение описывает их, создает каталоги, классифицирует и систематизирует на основании выявления подобных и общих их характеристик и различий. При этом каждую конкретную религию оно рассматривает в контексте всей совокупности условий ее существования - материальных, политических, правовых, этических, эстетических, философских и других. С позиций научного религиоведения, история религии является помета вним и наследственным эволюционным процессом, который прошел путь от политеизма к монотеизму, от ранних верований, через родоплеменные культы-, мифологию и национальные религии, к мировым религиямігій.
uchebnikirus.com
Религия восточных славян
Эпохе первобытнообщинного строя у восточных славян соответствовала языческая религия. Славянское язычество — это целый комплекс верований, представлений, обрядов, который пришел из древнейших времен и в котором отразилась полнейшая зависимость древних людей от сил природы. Древние славяне представляли окружающий их мир населенным добрыми и злыми духами. Боги и духи находились везде: в дожде и в солнце, в лесу и под порогом дома, в воде и в земле. Одни помогали человеку в его производительной деятельности, другие, напротив, тормозили ее. Славяне старались со всеми найти общий язык, умилостивить одних и напугать других.
Возникнув в глубокой древности, когда еще только начало формироваться человеческое сознание, славянское язычество не осталось окаменевшим, а развивалось вместе с первобытным обществом. Ученые отмечают 4 этапа в развитии славянского язычества:
На первом этапе, который соответствует эпохе каменного века, славяне приносили жертвы «упырям» и «берегынам». «Упыри» — злые духи — это вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь, вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегыны».
Позднее, когда у древних славян совершился переход от кочевого к оседлому образу жизни, когда появилось земледелие, — зародился культ Рода и Рожаниц. Согласно поверьям древних славян, Род — это творец всей Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, дождем, огнем, посылал на землю молнии. Вместе с Родом выступали две Рожаницы — богини плодородия.
Постепенно многие из функций Рода перешли в «ведение» других богов. У Рода появились «помощники» — Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, который ездил по полям и селениям на белом коне и в белой мантии. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Его день отмечался 24 июня, а предшествовали празднику «русалии» — торжества, посвященные нимфам полей и вод.
Весьма почитался славянами бог Волос (Велес) — покровитель скота и скотоводства. Поклонение этому богу возникло в период, когда древние славяне научились приручать диких животных. Считалось, что этот бог способствовал накоплению богатства.
В VIII—IХ вв. складывается «божественная» картина, где каждому божеству есть свое место.Сварог — властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная (сравним с Зевсом у древних греков). У Сварога было несколько детей.Сварожич, сын Сварога, — бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров.Дажьбог — сын (по другой версии — дочь) Сварога, олицетворяющий собой солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице Дажьбог совершает круговой объезд по небу.Хоре — божество, близко стоящее к Дажьбогу и непосредственно с ним связанное. Он представлялся белым конем, также совершающим свой бег над землей с востока на запад.Стрибог — бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, путники, моряки и т. п.Мокошь (Макошь) — покровительница женщин, женского рукоделия, а также торговли.Симаргл (Семаргл) представлялся священным крылатым псом. В назначении этого божества разобраться не удалось до конца. Ясно только, что он был божеством низшего порядка, крылатый пес, который охранял семена и посевы, считался богом подземного царства.
Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых почитаемых богов становится Перун — повелитель грома и молний, покровитель князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает» верховную власть над остальными языческими богами, «оттесняя» на второй план Сварога. За последним остается право покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой металлов.
В «Повести временных лет» под 980 г. говорится о том, что киевский князь Владимир Святославич, захватив Киев и начав в нем княжить, еще до крещения Руси поставил на Горе, недалеко от княжеского дворца, деревянные идолы богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симергла и Макоши. Однако среди богов не было Рода, Рожаниц, Сварога, Сварожича и Волоса. Ученые объясняют такой выбор князя тем, что языческий пантеон Владимира был предназначен для моления не простых людей, а киевской знати, которая проживала на Горе и предпочитала поклоняться своим богам. Языческая религия постепенно переставала быть связующим звеном между различными социальными группами в Киевской Руси. Рано или поздно она должна была уступить место другой религии, которая могла бы в той или иной мере удовлетворить интересы всех социальных прослоек.
Из древности до нашего времени дошло много языческих праздников и обрядов.
Новый год у славян начинался 1 января. Накануне Нового года отмечался праздник Коляды: молодые люди, ряженные в «шкуры», вывороченные тулупы, с рогами на голове, масками на лицах, с шутками, танцами и песнями ходили по дворам, поздравляли хозяев и получали хорошие гостинцы. И сегодня в некоторых местах сохранился этот обычай.
Повсеместно отмечается Масленица как народный праздник проводов зимы.
Дошел до сегодняшних дней и праздник в честь Ивана Купалы.
Рождения, свадьбы, похороны сопровождались определенными обрядами, многие элементы которых и сегодня сохраняются в быту русских, украинцев, белорусов.
* * *
Связанные вопросы:
Как звали главного бога славян?
Религия восточного славянства в VI - IX вв.
Бог - покровитель скотоводства у славян – язычников?