Филы и фратрии Филы (φύλαι) и фратрии (φρατριαι) — подразделения населения у древних греков, основанные первоначально на родовом принципе: каждая фратрия ("братство") заключала несколько родов, а несколько фратрий составляли филу ("колено", "племя"; ср. римские "трибы", см.). Эти деления восходят еще к доисторическому времени (Ф. и фратрии упоминаются уже в Гомеровских поэмах), но подробности о них известны нам только для сравнительно позднего времени и для немногих местностей, вследствие чего многие важные стороны этого устройства остаются неясными. Ф. встречаются у всех греков, но число их было неодинаково у разных племен. Так, у народов ионического племени мы встречаем в древнейшее время четыре Ф., причем одинаковым в разных местах является не только число, но и названия Ф.: Гелеонты, Аргадеи, Эгикореи, Гоплеты встречаются как в Аттике, так и у малоазиатских ионян. У дорян обыкновенное число родовых Ф. три, а наиболее распространенные названия их — Гиллеи, Диманы, Памфилы. В таком виде находим мы Ф. в Спарте, на острове Крите, в Мегаре, в Аргосе (где прибавилась четвертая, недорическая Ф. Гирнафиев). Так как в древнейшую эпоху родственные роды жили в ближайшем соседстве, то основанные на происхождении деления могли до известной степени носить и территориальный характер. Относительно происхождения и первоначального характера Ф. в исторической науке было высказано несколько различных мнений. Некоторые ученые видели в древнейших Ф. касты, другие — территориальные деления; в настоящее время можно считать установившимся взгляд на них как на деления, покоящиеся на родовом принципе. Истекая из родового начала и стоя в тесной связи с культом предков, Ф. и фратрии носили резко выраженный религиозный характер: в каждой были свои боги-покровители и герои-эпонимы, которым приносились жертвы и в честь которых устраивались празднества, для чего были особые жрецы. Этот религиозный характер придал Ф. и фратриям большую живучесть: они не исчезали в некоторых местах и после того, как для административных целей создавались новые деления, построенные на иных началах.
Во главе Ф. стояли старшины, которые в Афинах носили в родовых Ф. название "царей фил" (филобазилевсов), указывающее на их глубокую древность. Вместе с архонтом-царем они судили и в позднейшую эпоху дела об убийствах, если смерть была причинена животными или бездушными предметами. Во главе фратрий стояли фратриархи. Кроме того, в Ф. были казначеи. Ф. и фратрии имели особые собрания их членов (филетов и фратров). У Ф. и фратрий было свое имущество — земли, капиталы, доходы, расходовавшиеся главным образом на религиозные торжества. В древнейшую эпоху Ф. и фратрии имели громадное значение: они были основными делениями гражданского населения и служили для административных, военных, политических и религиозных целей. На основании Солоновских законов по Ф. производились выборы в члены совета 400, в архонты и т. д. Древнейшая организация Ф., насколько мы можем восстановить ее по скудным данным, имеющимся в нашем распоряжении, была в разных местах довольно однообразной; но впоследствии устройство Ф. стало усложняться и сильно разнообразиться в разных государствах. Изменения в первоначальном устройстве Ф. могли явиться прежде всего следствием завоевания. В некоторых местах Ф. завоевателей так или иначе комбинировались с Ф. побежденных, но сохранивших гражданские права первоначальных жителей (напр. в Коринфе, в Сикионе). В других случаях изменения могли быть следствием синойкизма. Позже, по мере падения и разложения родового начала и вытеснения его из политической сферы, первоначальное число и характер Ф. часто изменялись действиями законодательной власти, которая в значительной части греческих государств создала новые деления, обыкновенно основанные на территориальном начале. Этим наносился удар положению родовой аристократии, имевшей в родовых Ф. и фратриях одну из опор своего влияния. Новые деления обыкновенно также назывались Ф. Новые Ф. могли быть заменой старых или же становились рядом с прежними, за которыми в таком случае оставались почти исключительно религиозные функции. Так, Клисфен (см.) создал в Афинах 10 новых территориальных Ф., которые состояли каждая из трех триттий, а триттии слагались из демов (поселков). Во главе новых Ф. стали "попечители Ф.", по нескольку в каждой. К новым Ф. перешли все политические функции, но Клисфен сохранил и прежние четыре родовые Ф. к фратрии (число фратрий с точностью неизвестно). За фратриями в Афинах до конца оставалась проверка законности происхождения граждан и внесение их в особый список, которое и служило доказательством совершеннолетия и гражданского происхождения. Эта важная функция часто подавала повод к жалобам на злоупотребления фратров, которые склонялись на подкуп и вносили в гражданский список лиц, не имевших на то право. Впоследствии, в македонскую и римскую эпоху, число Ф. в Афинах доходило до 13. Новые Ф. создавались из политических целей и в других местах. Так, в некоторых ионических малоазиатских городах к древнейшим ионическим Ф. с течением времени прибавились две новые (Бореев и Ойнонов). В Спарте, наряду с дорическими родовыми Ф., появилось пять новых территориальных Ф., которые подразделялись на оды. В таком виде Ф. удержались у греков и во времена римского владычества. Литература по вопросам, касающимся Ф. и фратрий, очень обстоятельно указана Валер. Шеффером в его работе "Афинское гражданство и народное собрание" (М., 1891).
Смотреть что такое "Филы и фратрии" в других словарях:
ФИЛЫ — (греч., ед. ч. phyle) в Древней Греции родоплеменные объединения, позднее, в результате реформ Клисфена и Эфиальта, преобразованные в территориальные округа. Древние родовые Ф. были средоточием политической, военной и религиозной жизни населения… … Юридическая энциклопедия
Филы — (φύλαι) и фратрии (Φρατριαι) подразделения населения у древних греков, основанные первоначально на родовом принципе: каждая фратрия ( братство ) заключала несколько родов, а несколько фратрий составляли филу ( колено , племя ; ср. римские трибы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Филы — (греч., единственное число phyle) в Древней Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в территориальные округа. Древние родовые Ф. были средоточием политической, военной и религиозной жизни населения Греции периода… … Большая советская энциклопедия
ФИЛЫ — (греч., ед. ч. phyle) в Древней Греции родоплеменные объединения, позднее, в результате реформ Клисфена и Эфиальта, преобразованные в территориальные округа. Древние родовые Ф. были средоточием политической, военной и религиозной жизни населения… … Энциклопедический словарь экономики и права
ФИЛЫ — (греч., ед. ч. pyln) в Др. Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в терр. округа. Древние родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода… … Советская историческая энциклопедия
Филы — 1. в Др. Греции родопленные объед., позднее преобразов. в терр. округа. Древ. родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода родового строя. Власть в Ф.… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Метойки — или метеки (Μέτοικοι) так назывались в Аттике чужеземцы, поселявшиеся там на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении известного срока обязан был вписаться в число М. Кроме того, в класс М. поступали отпущенные на волю… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Мифология — Содержание понятия. Происхождение М. Специфика М. История науки о мифах. Библиография. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. М. входящая в систему религии совокупность мифов, т. е. сказаний о богах и героях, о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и… … Литературная энциклопедия
Метэки — Метеки, метойки (греч. Μέτοικοι, букв. «переселенцы») в Древней Греции класс неполноправных жителей Аттики. Метэками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении… … Википедия
Метек — Метэки, метеки, метойки (греч. Μέτοικοι, букв. «переселенцы») в Древней Греции класс неполноправных жителей Аттики. Метэками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении… … Википедия
dic.academic.ru
Филы и фратрии
Филы (φύλαι) и фратрии (φρατριαι) — подразделения населения у древних греков, основанные первоначально на родовом принципе: каждая фратрия ("братство") заключала несколько родов, а несколько фратрий составляли филу ("колено", "племя"; ср. римские "трибы", см.). Эти деления восходят еще к доисторическому времени (Ф. и фратрии упоминаются уже в Гомеровских поэмах), но подробности о них известны нам только для сравнительно позднего времени и для немногих местностей, вследствие чего многие важные стороны этого устройства остаются неясными. Ф. встречаются у всех греков, но число их было неодинаково у разных племен. Так, у народов ионического племени мы встречаем в древнейшее время четыре Ф., причем одинаковым в разных местах является не только число, но и названия Ф.: Гелеонты, Аргадеи, Эгикореи, Гоплеты встречаются как в Аттике, так и у малоазиатских ионян. У дорян обыкновенное число родовых Ф. три, а наиболее распространенные названия их — Гиллеи, Диманы, Памфилы. В таком виде находим мы Ф. в Спарте, на острове Крите, в Мегаре, в Аргосе (где прибавилась четвертая, недорическая Ф. Гирнафиев). Так как в древнейшую эпоху родственные роды жили в ближайшем соседстве, то основанные на происхождении деления могли до известной степени носить и территориальный характер. Относительно происхождения и первоначального характера Ф. в исторической науке было высказано несколько различных мнений. Некоторые ученые видели в древнейших Ф. касты, другие — территориальные деления; в настоящее время можно считать установившимся взгляд на них как на деления, покоящиеся на родовом принципе. Истекая из родового начала и стоя в тесной связи с культом предков, Ф. и фратрии носили резко выраженный религиозный характер: в каждой были свои боги-покровители и герои-эпонимы, которым приносились жертвы и в честь которых устраивались празднества, для чего были особые жрецы. Этот религиозный характер придал Ф. и фратриям большую живучесть: они не исчезали в некоторых местах и после того, как для административных целей создавались новые деления, построенные на иных началах. Во главе Ф. стояли старшины, которые в Афинах носили в родовых Ф. название "царей фил" (филобазилевсов), указывающее на их глубокую древность. Вместе с архонтом-царем они судили и в позднейшую эпоху дела об убийствах, если смерть была причинена животными или бездушными предметами. Во главе фратрий стояли фратриархи. Кроме того, в Ф. были казначеи. Ф. и фратрии имели особые собрания их членов (филетов и фратров). У Ф. и фратрий было свое имущество — земли, капиталы, доходы, расходовавшиеся главным образом на религиозные торжества. В древнейшую эпоху Ф. и фратрии имели громадное значение: они были основными делениями гражданского населения и служили для административных, военных, политических и религиозных целей. На основании Солоновских законов по Ф. производились выборы в члены совета 400, в архонты и т. д. Древнейшая организация Ф., насколько мы можем восстановить ее по скудным данным, имеющимся в нашем распоряжении, была в разных местах довольно однообразной; но впоследствии устройство Ф. стало усложняться и сильно разнообразиться в разных государствах. Изменения в первоначальном устройстве Ф. могли явиться прежде всего следствием завоевания. В некоторых местах Ф. завоевателей так или иначе комбинировались с Ф. побежденных, но сохранивших гражданские права первоначальных жителей (напр. в Коринфе, в Сикионе). В других случаях изменения могли быть следствием синойкизма. Позже, по мере падения и разложения родового начала и вытеснения его из политической сферы, первоначальное число и характер Ф. часто изменялись действиями законодательной власти, которая в значительной части греческих государств создала новые деления, обыкновенно основанные на территориальном начале. Этим наносился удар положению родовой аристократии, имевшей в родовых Ф. и фратриях одну из опор своего влияния. Новые деления обыкновенно также назывались Ф. Новые Ф. могли быть заменой старых или же становились рядом с прежними, за которыми в таком случае оставались почти исключительно религиозные функции. Так, Клисфен (см.) создал в Афинах 10 новых территориальных Ф., которые состояли каждая из трех триттий, а триттии слагались из демов (поселков). Во главе новых Ф. стали "попечители Ф.", по нескольку в каждой. К новым Ф. перешли все политические функции, но Клисфен сохранил и прежние четыре родовые Ф. к фратрии (число фратрий с точностью неизвестно). За фратриями в Афинах до конца оставалась проверка законности происхождения граждан и внесение их в особый список, которое и служило доказательством совершеннолетия и гражданского происхождения. Эта важная функция часто подавала повод к жалобам на злоупотребления фратров, которые склонялись на подкуп и вносили в гражданский список лиц, не имевших на то право. Впоследствии, в македонскую и римскую эпоху, число Ф. в Афинах доходило до 13. Новые Ф. создавались из политических целей и в других местах. Так, в некоторых ионических малоазиатских городах к древнейшим ионическим Ф. с течением времени прибавились две новые (Бореев и Ойнонов). В Спарте, наряду с дорическими родовыми Ф., появилось пять новых территориальных Ф., которые подразделялись на оды. В таком виде Ф. удержались у греков и во времена римского владычества. Литература по вопросам, касающимся Ф. и фратрий, очень обстоятельно указана Валер. Шеффером в его работе "Афинское гражданство и народное собрание" (М., 1891).
Д. К. Поделитесь на страничке
slovar.wikireading.ru
Афинские филы, фратрии, роды, соседские общины
Греческий народ (греч. этнос) делился на отдельные этнические группы (греч. фила), которые занимали определённую область (греч. хора). Фила делилась на фратрии (досл. “братства” – союзы родов). Фратрии, в свою очередь, делились на род`ы (греч. генос), которые являлись основой политической (в народном собрании) и военной (отряды) организации общины. Фратрии и роды жили общинами. Роды делились на большие семьи (греч. ойкос; 2-3 поколения родственников). Каждая семья получала, по жребию, надел (греч. клер “жребий”) из земель общины. Несмотря на то, что в общине жили родственники – это уже была не родовая община. Земля делилась на наделы, которые получали отдельные семьи, самостоятельно обрабатывавшие свои клеры собственным трудом. Это была уже соседская община (ахейск. греч. дем, дорийск. греч. кома – “поселение”).
Первобытная соседская община являлась верховным коллективным собственником земли. Её права верховного коллективного собственника земли проявлялись в том, что она проводила: (1) переделы земли, (2) перераспределение произведённого продукта (греч. литургии), (3) община не допускала к земле не общинников. Отдельные общинники при переделах получали наделы (по количеству едоков) в трудовую собственность. Пока общинники обрабатывали землю – они имели право на неё и на производимый на ней продукт; если земля забрасывалась – соседская община, как верховный коллективный собственник земли, изымала пустующий участок и передавала её семье, где появились новые едоки, и которая могла её обработать своим трудом.
Система управления этих соседских общин была такова:
1. Во главе общины стоял вождь (ахейск. греч. басилей “правитель”; дорийск. греч. архагет “владыка”). Он был выборным, выбирался народным собранием, заключая договор с народом (греч. демосом, т.е. с общинниками), обязуясь соблюдать древние обычаи. Но басилей выбирался не из всех общинников, а из рода правителей. Любой родственник вождя (дяди, братья, сыновья, племянники и т.п.) могли на выборах претендовать на эту должность. Поэтому выборность сочеталась с наследственностью, но никакого порядка престолонаследия не было. Басилей выполнял:
а) административные функции – управляли делами общины;
б) судебные функции – судил народ (т.е. общинников), хранил и толковал обычаи;
в) военные функции – был главой дружины и общинного ополчения;
г) религиозные функции – являлся верховным жрецом общинных культов и имел право на получение даров (греч. дотинай).
Так как в Греции не было необходимости в системе ирригации (искусственного орошения), то коллективный фонд здесь возник в форме священного хозяйства при хозяйстве вождя. Поэтому, при необходимости, в особых случаях, басилей собирал с общинников средства на общие нужды, что стало прообразом будущей системы налогообложения.
Для того, чтобы кормиться, басилею из земель общины выделялся специальный надел, который назывался теменос (досл. “отрезанный”; т.е. изъятый из переделов земли).
2. Вторым органом в соседской общине был совет знати (ахейск. греч. бул΄э “совет”; дорийск. греч. герусия “совет старцев”), члены которого назывались геронтами (букв. “старцами”). Но не следует путать этот совет с советом старейшин, так как в бул΄э заседали только знатные люди. Совет знати являлся совещательным органом при вожде, вместе они занимались решением текущих дел. Члены совета знати выполняли также судебные функции (решали споры общинников), военные функции (в общинном ополчении возглавляли отряды своих сородичей), религиозные функции (были жрецами родовых культов, исполняли обряды на родовых праздниках).
3. Третий орган – народное собрание (афин. агора).
studfiles.net
Слово ФИЛА - Что такое ФИЛА?
Слово фила английскими буквами(транслитом) - fila
Слово фила состоит из 4 букв: а и л ф
Значения слова фила. Что такое фила?
Фила
Фи́ла (греч. φυλή) — в древней Аттике — родовое объединение, община. Позже филами стали называться территориальные единицы Аттики, населённые этими общинами. Родовые филы обычно делились на 3 фратрии (у дорийцев на 4 фратрии).
ru.wikipedia.org
ФИЛА, Φυλή, племя (колено), обозначение подразделения народа у греков, — название, происшедшее, очевидно, из стремления дать отдельным частям народа, равно как и самому народу, генеалогическое происхождение…
Классические древности. — 2007
Фила (греч.), осн. подразделение гражданского коллектива в греч. полисе, по своему происхождению восходит к родовому обществу. Она состояла из неск. фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собств. жрецами…
dictionary_of_ancient.academic.ru
ФИЛА (от греч. phyle) - англ. phyle; нем. Phila. В Древней Греции при первобытнообщинном строе - племя, состоящее из трех фратрий, к-рые, в свою очередь, делились на отдельные роды; при рабовладельческом строе - территориальный округ.
Большой словарь по социологии
ФИЛА (греч.) В Древней Греции при первобытнообщинном строе - племя, состоявшее из 3 фратрий, которые в свою очередь делились на отдельные роды; при рабовладельческом строе - территориальный округ.
Термины по истории государства и права зарубежных стран
Малявин, Филипп Андреевич
МАЛЯ́ВИН Фил. Анд. (1869—1940) — живописец. Начал худож. деят-ность в иконописной мастерской на Афоне (1885—91). При содействии скульптора В. А. Беклемишева переехал в Пб. Учился в АХ (1892—99) у И. Е. Репина…
Гуманитарный словарь. — 2002
Миронов, Филипп Кузьмич
МИРО́НОВ Фил. Куз. (1872—1921) — военач. Кр. армии периода гражд. войны. Казак Усть-Медведицкого округа войска Донского, выпускник Новочеркасского юнкер. уч-ща.
Гуманитарный словарь. — 2002
Русский язык
Фи́л/а.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
ФОРТУНАТОВ Филипп Федорович
ФОРТУНА́ТОВ Фил. Фед. (1848—1914) — лингвист, внесший большой вклад в развитие общего и сравнит.-ист. яз.-знания, глава моек, лингв, школы. Окончил Моск. ун-т в 1868 и был оставлен при нем для подготовки к проф. званию.
Гуманитарный словарь. — 2002
Филе
Филе (фр. filet). Термин, который имеет широкое значение, но которым обычно обозначают лучшую, самую нежную и вкусную и самую дорогую часть мяса домашних животных, птицы, дичи и рыбы.
Объединенный словарь кулинарных терминов
ФИЛЕ (фр. filet). Термин, который имеет широкое значение, но которым обычно обозначают лучшую, самую нежную и вкусную и самую дорогую часть мяса домашних животных, птицы, дичи и рыбы.
Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства
Филы
Филы (греч., единственное число phyle), в Древней Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в территориальные округа. Древние родовые Ф. были средоточием политической…
БСЭ. — 1969—1978
ФИЛЫ (греч., ед. ч. pyln) - в Др. Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в терр. округа. Древние родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич.
Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982
ФИЛЫ (греч., ед. ч. phyle) - в Древней Греции - родоплеменные объединения, позднее, в результате реформ Клисфена и Эфиальта, преобразованные в территориальные округа.
Словарь экономики и права. - 2005
Филе, или Филэ, или Филы (лат. Philae, греч. Φιλαί или Φίλαι, от егип. П-и-лак, что значит остров Лак или, возможно, остров Конца) — остров посреди Нила, на котором, по древнеегипетским поверьям, был погребён Осирис.
ru.wikipedia.org
Якубович Петр Филиппович
ЯКУБО́ВИЧ Петр Фил. (псевд.: П. Я, П. Гриневич, Л. Мельшин) (1860—1911) — писатель, поэт, переводчик. Род. в небогатой дворян. семье. Окончил филол. ф-т Петерб. ун-та (1882). В том же году стал членом организации "Народная воля"…
Гуманитарный словарь. — 2002
Примеры употребления слова фила
Все усилия Стюарта и Фила будут направлены на освобождения Алана из… психиатрической больницы.
Об этом он сообщил сегодня на конгрессе Международной федерации объединенных стилей борьбы /ФИЛА/.
Во время освобождения Фила пропадает другой их друг, Даг, которого, как оказалось, забрали гангстеры.
Дабы помочь своему товарищу, Стю и Фил решают выкрасть его, но во время освобождения Фила пропадает Даг.
2Ледокол: Джонсона, Руссоо и Фила уже вроде как попросили.
В Сочи он встретился с руководителями ФИЛА и других организаций и скоординировал их действия.
филателистский
филателист
филателия
фила
филевский
филейный
филей
wordhelp.ru
Филы - это... Что такое Филы?
(φύλαι) и фратрии (Φρατριαι) — подразделения населения у древних греков, основанные первоначально на родовом принципе: каждая фратрия ("братство") заключала несколько родов, а несколько фратрий составляли филу ("колено", "племя"; ср. римские "трибы", см.). Эти деления восходят еще к доисторическому времени (Ф. и фратрии упоминаются уже в Гомеровских поэмах), но подробности о них известны нам только для сравнительно позднего времени и для немногих местностей, вследствие чего многие важные стороны этого устройства остаются неясными. Ф. встречаются у всех греков, но число их было неодинаково у разных племен. Так, у народов ионического племени мы встречаем в древнейшее время четыре Ф., причем одинаковым в разных местах является не только число, но и названия Ф.: Гелеонты, Аргадеи, Эгикореи, Гоплеты встречаются как в Аттике, так и у малоазиатских ионян. У дорян обыкновенное число родовых Ф. три, а наиболее распространенные названия их — Гиллеи, Диманы, Памфилы. В таком виде находим мы Ф. в Спарте, на острове Крите, в Мегаре, в Аргосе (где прибавилась четвертая, недорическая Ф. Гирнафиев). Так как в древнейшую эпоху родственные роды жили в ближайшем соседстве, то основанные на происхождении деления могли до известной степени носить и территориальный характер. Относительно происхождения и первоначального характера Ф. в исторической науке было высказано несколько различных мнений. Некоторые ученые видели в древнейших Ф. касты, другие — территориальные деления; в настоящее время можно считать установившимся взгляд на них как на деления, покоящиеся на родовом принципе. Истекая из родового начала и стоя в тесной связи с культом предков, Ф. и фратрии носили резко выраженный религиозный характер: в каждой были свои боги-покровители и герои-эпонимы, которым приносились жертвы и в честь которых устраивались празднества, для чего были особые жрецы. Этот религиозный характер придал Ф. и фратриям большую живучесть: они не исчезали в некоторых местах и после того, как для административных целей создавались новые деления, построенные на иных началах.
Во главе Ф. стояли старшины, которые в Афинах носили в родовых Ф. название "царей фил" (филобазилевсов), указывающее на их глубокую древность. Вместе с архонтом-царем они судили и в позднейшую эпоху дела об убийствах, если смерть была причинена животными или бездушными предметами. Во главе фратрий стояли фратриархи. Кроме того, в Ф. были казначеи. Ф. и фратрии имели особые собрания их членов (филетов и фратров). У Ф. и фратрий было свое имущество — земли, капиталы, доходы, расходовавшиеся главным образом на религиозные торжества. В древнейшую эпоху Ф. и фратрии имели громадное значение: они были основными делениями гражданского населения и служили для административных, военных, политических и религиозных целей. На основании Солоновских законов по Ф. производились выборы в члены совета 400, в архонты и т. д. Древнейшая организация Ф., насколько мы можем восстановить ее по скудным данным, имеющимся в нашем распоряжении, была в разных местах довольно однообразной; но впоследствии устройство Ф. стало усложняться и сильно разнообразиться в разных государствах. Изменения в первоначальном устройстве Ф. могли явиться прежде всего следствием завоевания. В некоторых местах Ф. завоевателей так или иначе комбинировались с Ф. побежденных, но сохранивших гражданские права первоначальных жителей (напр. в Коринфе, в Сикионе). В других случаях изменения могли быть следствием синойкизма. Позже, по мере падения и разложения родового начала и вытеснения его из политической сферы, первоначальное число и характер Ф. часто изменялись действиями законодательной власти, которая в значительной части греческих государств создала новые деления, обыкновенно основанные на территориальном начале. Этим наносился удар положению родовой аристократии, имевшей в родовых Ф. и фратриях одну из опор своего влияния. Новые деления обыкновенно также назывались Ф. Новые Ф. могли быть заменой старых или же становились рядом с прежними, за которыми в таком случае оставались почти исключительно религиозные функции. Так, Клисфен (см.) создал в Афинах 10 новых территориальных Ф., которые состояли каждая из трех триттий, а триттии слагались из демов (поселков). Во главе новых Ф. стали "попечители Ф.", по нескольку в каждой. К новым Ф. перешли все политические функции, но Клисфен сохранил и прежние четыре родовые Ф. к фратрии (число фратрий с точностью неизвестно). За фратриями в Афинах до конца оставалась проверка законности происхождения граждан и внесение их в особый список, которое и служило доказательством совершеннолетия и гражданского происхождения. Эта важная функция часто подавала повод к жалобам на злоупотребления фратров, которые склонялись на подкуп и вносили в гражданский список лиц, не имевших на то право. Впоследствии, в македонскую и римскую эпоху, число Ф. в Афинах доходило до 13. Новые Ф. создавались из политических целей и в других местах. Так, в некоторых ионических малоазиатских городах к древнейшим ионическим Ф. с течением времени прибавились две новые (Бореев и Ойнонов). В Спарте, наряду с дорическими родовыми Ф., появилось пять новых территориальных Ф., которые подразделялись на оды. В таком виде Ф. удержались у греков и во времена римского владычества. Литература по вопросам, касающимся Ф. и фратрий, очень обстоятельно указана Валер. Шеффером в его работе "Афинское гражданство и народное собрание" (М., 1891).
Д. К.
dic.academic.ru
ФИЛА это что такое ФИЛА: определение — История.НЭС
ФИЛЕ
• Phyle,
????, еще теперь ?? ????, хорошо укрепленная пограничная крепость афинян на границе с Беотией, в 100 стадиях от Афин, на верхушке крутой скалы на юго-западном склоне Парпета. Отсюда Фрасибул предпринял нападение на 30 тиранов. Хеn. Hell. 2, 4, 2. Diod. Sic. 14, 32. Strab. 9, 396.
(philae), плодородный остров на Ниле, недалеко от Элефантины, здесь находится один из интереснейших храмов Птолемеевского периода . Грекоязычные надписи на обелиске, сопровождавшиеся иероглифами, и Розеттский камень позволили Шампольону осуществить расшифровку древнеегипетской письменности.
Оцените определение:
Источник: Археологический словарь
ФИЛЫ
• Philae,
?????, ?????, прелестный остров Нила на южной границе Египта, с городом того же имени, представлявший самый южный пункт Египта. Там, по преданию, были похоронены Изида и Озирис, почему город был украшен многими храмами и великолепными постройками. Strab. 17, 803. 818. 820; н. Djesiret el Berbeh, т. е. остров храмов, с великолепными развалинами.
остров на Ниле между Египтом и Нубией, выше первого порога, где находился храм Исиды. При Птолемеях туда были перенесены религиозные церемонии с о. Элефантина, располож. несколько ниже первого порога (напротив Сиены, ныне Асуана). При Юстиниане I в 6 в. н. э. храм был закрыт. Сохранившиеся самые др. храмовые постройки на Ф. относятся ко времени Нектанеба I, т. е. к периоду после 370 до н. э. После строительства Асуанской плотины руины храма б. ч. года бывают затоплены и подвержены постеп. разрушению, в последнее время в ЮНЕСКО была начата кампания по их спасению.
Оцените определение:
Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.
ФИЛЕЙ
I.
• Philaeus,
????????, сын Аякса Теламонского и Текмессы, брат Эврисака, вместе с которым он, по сказанию, уступил афинянам за право гражданства в Аттике доставшийся им от деда остров Саламин. Hdt. 6, 35. Plut. Sol. 10.
II.
• Phyleus
??????, сын Авгея в Элиде, изгнанный им за то, что он против него свидетельствовал в пользу Геракла, отец Медета, через Геракла получил позже, по преданию, отцовское царство, но уступил его потом своему брату Агасфену, чтобы вернуться в Дулихий. Ноm. Il. 2, 625. 15, 530. Он является также участником калидонской охоты. Ov. met. 8, 308.
????????, сын Аякса Теламонского и Текмессы, брат Эврисака, вместе с которым он, по сказанию, уступил афинянам за право гражданства в Аттике доставшийся им от деда остров Саламин. Hdt. 6, 35. Plut. Sol. 10.
II.
• Phyleus
??????, сын Авгея в Элиде, изгнанный им за то, что он против него свидетельствовал в пользу Геракла, отец Медета, через Геракла получил позже, по преданию, отцовское царство, но уступил его потом своему брату Агасфену, чтобы вернуться в Дулихий. Ноm. Il. 2, 625. 15, 530. Он является также участником калидонской охоты. Ov. met. 8, 308.
в Др. Греции родопленные объед., позднее преобразов. в терр. округа. Древ. родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода родового строя. Власть в Ф. принадлежала нар. собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу. объед. в одном лице религ., суд. и воен. власть. В процессе формирования рабовлад. госуд. родовые Ф., явл. опорой родовой знати, заменялись терр. В Аттике по реформе Клисфена (510 — 509 до н.э.) вместо 4 родовых Ф. было создано 10 терр., каждая из к-рых состояла из 3 частей (триттий), взятых по одной из 3 выделенных также по терр. признаку обл. Терр. Ф. в Аттике стали опорой демократич. гос. устр-ва.
Оцените определение:
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
Фила
греч. phyle - род, племя).
1. Родоплеменное объединение в Греции. Ф. была средоточием политической, военной и религиозной стороны жизни греков в период родового строя. С отмиранием родовых отношений ф. утратила свое первоначальное значение: вместо родовых ф. были созданы территориальные. Периандр в Коринфе, напр., утвердил 8 таких ф., а Клисфен в Афинах - 10 (впоследствии их стало 12). В Спарте было 3 ф.: Гиллеи, Диманы и Памфилы.
2. Отряд пехотинцев или всадников, выставлявшийся от каждой аттической территориальной ф.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Оцените определение:
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима
ФИЛА
осн. подразделение гражд. коллектива в греч. полисе, по своему происхожд. восходит к родовому обществу. Она состояла из неск. фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собств. жрецами, в перио-ды войны представляла собой воин. подразделение. Число Ф. было различным: в Ионии чаще всего их было четыре, в дорийской обл. — три. Клисфен заимствовал это назв. для терр. деления Аттики и создал в 508 — 507 до н.э. десять новых Ф. как адм. единиц, причем старым Ф., в к-рых власть находилась в руках родовой знати, он оставил только религ. функции. Эти новые Ф. распадались в свою очередь на три триттии (побережье, город и горы) и многочисл. демы. Каждая Ф. посылала в совет 50 членов, пританов, занимавш. ведением дел в совете на протяжении 1/10 части года.
Оцените определение:
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
ФИЛЫ
греч., ед. ч. pyln) - в Др. Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в терр. округа. Древние родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода родового строя. Власть в Ф. принадлежала нар. собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу (афин. термин), объединявшему в одном лице религ., судебную и воен. власть. В процессе формирования рабовладельч. гос-в родовые Ф., являвшиеся опорой родовой знати, заменялись территориальными. В Аттике по реформе Клисфена (510-509 до н. э.) вместо 4 родовых Ф. было создано 10 территориальных, каждая из к-рых состояла из 3 частей (триттий), взятых по одной из 3 выделенных также по терр. признаку областей. Терр. Ф. в Аттике стали опорой демократич. гос. устройства.
Оцените определение:
Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.
Фила
(греч.), осн. подразделение гражданского коллектива в греч. полисе, по своему происхождению восходит к родовому обществу. Она состояла из неск. фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собств. жрецами, в периоды войны представляла собой воинское подразделение. Число Ф. было различным, в Ионии чаще всего их было четыре, в дорийской области — три. Клисфен заимствовал это назв. для территориального деления Аттики и создал в 508–507 до н. э. десять новых Ф. как административных единиц, причем старым Ф., в которых власть находилась в руках родовой знати, он оставил только религиозные функции. Эти новые Ф. распадались в свою очередь на три триттии (побережье, город и горы) и многочисл. демы. Каждая Ф. посылала в совет 50 членов, пританов, занимавшихся ведением дел в совете на протяжении 1/10 части года.
Оцените определение:
Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.
ФИЛИ
быв. подмосковная деревня (ныне входит в состав Киевского р-на Москвы), где 1(13) сент. во время Отечественной войны 1812 состоялся созванный М. И. Кутузовым Военный совет для решения участи Москвы. На совете присутствовали М. Б. Барклай-де-Толли, Л. Л. Беннигсен, Д. С. Дохтуров, А. П. Ермолов, П. П. Коновницын, А. И. Остерман-Толстой, Н. Н. Раевский, К. Ф. Толь, Ф. С. Уваров. Выслушав мнения генералов, Кутузов принял решение: не давая сражения, отступить из Москвы (ибо, по его словам, "с потерянием Москвы не потеряна еще Россия"), чтобы сберечь армию для продолжения войны и сблизиться с подходившими резервами. Изба А. Фролова, в к-рой происходил Совет (т. н. Кутузовская изба) сгорела в 1868, в 1887 восстановлена, с 1962 - филиал музея-панорамы "Бородинская битва". В Ф. сохранился выдающийся памятник рус. архитектуры конца 17 в. - церковь Покрова в стиле "рус. барокко".
Лит.: Володин П., Кутузовская изба, (5 изд., М.), 1967; Струков Д., Воспоминание о дне 1-го сент. 1812 г. на Филях под Москвою, М., 1887; М. И. Кутузов. Сб. док-тов, т. 4, ч. 1, М., 1954. Д. Г. Тартаковский. Москва.
Оцените определение:
Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.
ФИЛА
• ????,
племя (колено), обозначение подразделения народа у греков, — название, происшедшее, очевидно, из стремления дать отдельным частям народа, равно как и самому народу, генеалогическое происхождение, привести эти части к определенным родоначальникам и дать, таким образом, государственным учреждениям, приводя их в связь с естественными отношениями, прочность и уважение.
I. Аттические Ф.
Миф рассказывает о многих древних делениях на племена, которые относят к древнейшим аттическим царям. Так, одно деление приписывается Кекрону (Кекропида, Автохфон, Актея, Паралия), другое — Кранаю (Кранаида, Атфида, Месогея, Диакрида), третье — Эрихфонию (Диада, Афенаида, Посейдонада, Гефестиада), имена, частью мифологические, частью же, как Актея, Паралия, Диакрида, указывающие на местные различия и имевшие впоследствии важное политическое значение. В историческое же время эти деления, равно как и деление Тесея (Тезея) на евпатридов, геоморов и демиургов (которое, очевидно, указывает на различие сословий) исчезли. Напротив того, до Клисфена сохранилось относимое ко времени Иона ионийское деление на четыре племени гелеонтов, гоплетов, эгикореев и аргадов (?????????, ´???????, ???????????? и ?????????), значение которых не выяснено с достаточною убедительностью. В каком отношении означенные 3 сословия Тесея находились к 3 фратриям, на которые в свою очередь распадалась каждая Ф., этого нельзя с точностью определить. Во всяком случае, во главе каждой Ф. стоял ???????????? из евпатридов; последние были, следовательно, разделены по всем Ф. Каждая фратрия распадалась на 30 родов (????), а в каждом роду заключалось средним числом по 30 семей. Члены одного и того же рода отчасти соединены между собой кровным родством (????????????), и эти составляли, вероятно, дворянство, отчасти принадлежали к одному роду вследствие общности жертвоприношений и храмов (??????????). Polib. 3, 52. Эта организация была, очевидно, очень тверда, пока ???? были отделены друг от друга и по местности. Sch?mann предполагает, что Ф. гоплитов жила преимущественно в Теграполе, Ф. эгикореев — от Брилесса и Парнета до Киферона, Ф. аргадов — в долинах на запад и на юг от Брилесса, Ф. гелеонтов главнейшим образом в Афинах и около Афин. С переменою места жительства это устройство сделалось само собою негодным в политическом отношении; отсюда возникло учреждение навкратий, созданных специально для административных целей (ср. ?????????, Навкрария). Опасность для государства увеличилась, когда бедные запутались в больших долгах, отчасти сделавшись из собственников арендаторами (???????????, также ?????? и ???????, которые или платили в виде аренды 1/6 часть доходов, что отвергают Sch?mann и B?ckh, или же оставляли себе шестую часть), отчасти же попавши в рабство и крепостную зависимость. Plut. Sol. 13. Это положение делало совершенно необходимым полное преобразование государственного устройства, которое действительно и совершил Солон. Сперва, чтобы подготовить почву для своих законов и сделать народ способным восприять свободное государственное устройство, он принял приготовительные меры, уничтожив права личного задержания должников, возвратив их в прежнее сословие и установив облегчение в пользу должников (??????????, собственно снятие бремени, не есть эвфемизм для понятия «сложение долгов», ?????? ????????, но уменьшение тяжести долга посредством возвышения ценности прежних монет, таким образом, что 100 новых драхм = 73 старым; таким образом, тот, кто был должен 100 старых драхм, обязан был заплатить эту сумму новой монетой, т. е. стоимость 73 старых драхм). Он сохранил, правда, ионийское деление народа, но отнял у него прежнее политическое значение введением тимократического и вместе с тем демократического устройства, т. к. принял состояние за меру политических прав. Именно он разделил народ по состоянию на 4 класса (????????, ????):
1. ?????????????????? — которые получали со своих земель ежегодного дохода 500 или более медимнов хлеба или столько же метретов жидких продуктов,
2. ?????? [Названы они так потому, что, кроме рабочих лошадей, они должны были содержать боевого коня. Зевгиты, имевшие одну пару рабочих волов или упряжь, должны были платить всадническую дань (???????, ?????????, ??????? [?????] ???????).] — которые получали от 500-300,
3. ????????? — 3-150 и
4. ?????? — менее 150 мер.
По этим классам он распределил права и обязанности граждан. Каким образом определялось количество прямых податей, изложено подробно в статье о государственном хозяйстве, см. ????????, Доходы государства, ?, 11. Относительно военной службы следует заметить, что феты служили только легковооруженными и во флоте, три же первые податные класса — гоплитами, причем только из двух первых классов набиралась конница (см. Exercitus, Войско, 4). Сообразно с этим и права были различны. Доступ к должностям (которые были тогда занимаемы по выбору в народном собрании посредством поднятия руки, см. ??????????, Хиротония), вероятно до должности булевтов включительно, имели только первые три класса, архонтом же мог быть только пентакосиомедимн; феты имели доступ только в народное собрание и в суд гелиастов, влияние которого не было еще так велико, как впоследствии, т. к. архонты, несомненно, еще имели во многих случаях самостоятельную судебную власть. (ср. об олигархическом элементе в государственном устройстве Солона также еще ????? и ´?????? ?????, 2, доступ к которому имели тоже только пентакосиомедимны; см. также ´??????, Эфеты) Фратрии и родa сохраняли все еще политическое значение в качестве наблюдателей за чистотой происхождения, как существенным условием права гражданства. Вновь вышедшая замуж гражданка заносилась в списки фратрии мужа, всякий родившийся ребенок — в списки фратрии рода своего отца (???? ???????? или ???? ????? ???????? ?????????, ?????????? ???? ?? ?????? или ?????????? ??????????o?). Полному изменению в демократическом смысле подверглись учреждения Солона после изгнания Клисфеном Писистратидов. Он совершенно уничтожил ионийский Ф., а фратрии и родa оставил только ради религиозных обычаев, но без всякого политического значения. Вместо того он разделил страну на 10 новых, местных Ф., названных по именам аттических героев: ????????, ???????, ?????????, ???????, ?????????, ???????, ????????, ??????????, ????????, ????????. Соответственно числу Ф. и число навкрарий было увеличено до 50, а число булевтов до 500. Относительно организации совета, находившейся в связи с Ф., ср. ?????, Буле. Во главе Ф. стояли ???????????? ???? ??????. ?. были разделены на демы (??????), число которых со временем возросло до 174. Большие подробности об управлении в демах, об их обязанностях и об участии в военной службе см. Exeritus, Войско, 4., а об их отношении к родам см. ??????, Демос. Таким образом было положено основание неограниченной демократии, которая была еще более развита введением остракизма (см. ????????, Экклесия, 8) и тем, что большая часть государственных должностей была занимаема по жребию (???????), а не по выборам, как прежде; наконец Аристид (в 479 г.) довершил это демократическое устройство, предложив закон о допущении ко всем государственным должностям всех граждан без различия рождения и имущественного положения. В 307 г. из лести Деметрию Полиоркету число Ф. было увеличено еще на две, ????????? и ?????????, которые, после его падения получили названия ????????? и ???????.
II. Дорийские Ф.
Происхождение дорийских племен сказание соединяет с именем дорийского царя Эгимия. Он уступил Гераклу третью часть своей земли в благодарность за помощь, оказанную ему против лапифов. Сын Геракла, Гилл, и сыновья Эгимия, Диман и Памфил, дали, по преданию, племенам дорян (Гомер уже, Ноm. Od. 19, 177, называл их ?????????, разделенные на три части) свои имена: Гиллеи, Диманы, Памфилы (???????, ????????, ????????). Везде, где есть доряне, находятся и эти племена, которые состоят исключительно из дорян, так что там, где в делах правления принимали участие в более или менее значительном количестве колена недорийского происхождения, они рядом с дорийскими образовали свою собственную Ф., как, напр., в Аргосе и Эпидавре гирнефия, в Сикионе эгиалейская Ф. В Спарте, где дорийское племя было исключительно господствующим и составляло собственно государство, мы видим поэтому только три дорийские Ф., разделенные каждая на 10 об, ?????, известные тоже под именем ????????, из которых 2 обы гиллеев были царскими обами. Находились ли 30 геронтов в связи с 30 обами (из каждой обы по одному геронту), нельзя положительно утверждать, но это, во всяком случае, весьма вероятно. Пять округов (??????), на которые делилась Спарта или ее ближайшие окрестности, именно ??????, ??????, ?????? и ????????? (имя пятого округа неизвестно; он, может быть, назывался ´?????? или ????), неверно называются также Ф. Что Ф. и обы по месту были различны, можно принять с достаточною вероятностью, хотя отношение их к 5 комам неизвестно.
племя (колено), обозначение подразделения народа у греков, — название, происшедшее, очевидно, из стремления дать отдельным частям народа, равно как и самому народу, генеалогическое происхождение, привести эти части к определенным родоначальникам и дать, таким образом, государственным учреждениям, приводя их в связь с естественными отношениями, прочность и уважение.
I. Аттические Ф.
Миф рассказывает о многих древних делениях на племена, которые относят к древнейшим аттическим царям. Так, одно деление приписывается Кекрону (Кекропида, Автохфон, Актея, Паралия), другое — Кранаю (Кранаида, Атфида, Месогея, Диакрида), третье — Эрихфонию (Диада, Афенаида, Посейдонада, Гефестиада), имена, частью мифологические, частью же, как Актея, Паралия, Диакрида, указывающие на местные различия и имевшие впоследствии важное политическое значение. В историческое же время эти деления, равно как и деление Тесея (Тезея) на евпатридов, геоморов и демиургов (которое, очевидно, указывает на различие сословий) исчезли. Напротив того, до Клисфена сохранилось относимое ко времени Иона ионийское деление на четыре племени гелеонтов, гоплетов, эгикореев и аргадов (Γελέοντες, 'Όπλητες, Αι̉γικορει̃ς и Άργαδει̃ς), значение которых не выяснено с достаточною убедительностью. В каком отношении означенные 3 сословия Тесея находились к 3 фратриям, на которые в свою очередь распадалась каждая Ф., этого нельзя с точностью определить. Во всяком случае, во главе каждой Ф. стоял φυλοβασιλεύς из евпатридов; последние были, следовательно, разделены по всем Ф. Каждая фратрия распадалась на 30 родов (γένη), а в каждом роду заключалось средним числом по 30 семей. Члены одного и того же рода отчасти соединены между собой кровным родством (ο̉μογάλακτες), и эти составляли, вероятно, дворянство, отчасти принадлежали к одному роду вследствие общности жертвоприношений и храмов (ο̉ργεω̃νες). Polib. 3, 52. Эта организация была, очевидно, очень тверда, пока γένη были отделены друг от друга и по местности. Schömann предполагает, что Ф. гоплитов жила преимущественно в Теграполе, Ф. эгикореев — от Брилесса и Парнета до Киферона, Ф. аргадов — в долинах на запад и на юг от Брилесса, Ф. гелеонтов главнейшим образом в Афинах и около Афин. С переменою места жительства это устройство сделалось само собою негодным в политическом отношении; отсюда возникло учреждение навкратий, созданных специально для административных целей (ср. Ναυκραρία, Навкрария). Опасность для государства увеличилась, когда бедные запутались в больших долгах, отчасти сделавшись из собственников арендаторами (ε̉κτημόριοι, также θη̃τες и πελάται, которые или платили в виде аренды 1/6 часть доходов, что отвергают Schömann и Böckh, или же оставляли себе шестую часть), отчасти же попавши в рабство и крепостную зависимость. Plut. Sol. 13. Это положение делало совершенно необходимым полное преобразование государственного устройства, которое действительно и совершил Солон. Сперва, чтобы подготовить почву для своих законов и сделать народ способным восприять свободное государственное устройство, он принял приготовительные меры, уничтожив права личного задержания должников, возвратив их в прежнее сословие и установив облегчение в пользу должников (σεισάχθεια, собственно снятие бремени, не есть эвфемизм для понятия «сложение долгов», χρεω̃ν α̉ποκοπή, но уменьшение тяжести долга посредством возвышения ценности прежних монет, таким образом, что 100 новых драхм = 73 старым; таким образом, тот, кто был должен 100 старых драхм, обязан был заплатить эту сумму новой монетой, т. е. стоимость 73 старых драхм). Он сохранил, правда, ионийское деление народа, но отнял у него прежнее политическое значение введением тимократического и вместе с тем демократического устройства, т. к. принял состояние за меру политических прав. Именно он разделил народ по состоянию на 4 класса (τιμήματα, τέλη):
1. Πεντακοσιομέδιμνοι — которые получали со своих земель ежегодного дохода 500 или более медимнов хлеба или столько же метретов жидких продуктов,
2. Ίππη̃ς [Названы они так потому, что, кроме рабочих лошадей, они должны были содержать боевого коня. Зевгиты, имевшие одну пару рабочих волов или упряжь, должны были платить всадническую дань (ι̉ππάδα, ζευγίσιον, θητικòν [τέλος] τελει̃ν).] — которые получали от 500-300,
3. Ζευγι̃ται — 3-150 и
4. Θη̃τες — менее 150 мер.
По этим классам он распределил права и обязанности граждан. Каким образом определялось количество прямых податей, изложено подробно в статье о государственном хозяйстве, см. Πρόσοδοι, Доходы государства, Ι, 11. Относительно военной службы следует заметить, что феты служили только легковооруженными и во флоте, три же первые податные класса — гоплитами, причем только из двух первых классов набиралась конница (см. Exercitus, Войско, 4). Сообразно с этим и права были различны. Доступ к должностям (которые были тогда занимаемы по выбору в народном собрании посредством поднятия руки, см. Χειροτονία, Хиротония), вероятно до должности булевтов включительно, имели только первые три класса, архонтом же мог быть только пентакосиомедимн; феты имели доступ только в народное собрание и в суд гелиастов, влияние которого не было еще так велико, как впоследствии, т. к. архонты, несомненно, еще имели во многих случаях самостоятельную судебную власть. (ср. об олигархическом элементе в государственном устройстве Солона также еще Βουλή и 'Άρειος πάγος, 2, доступ к которому имели тоже только пентакосиомедимны; см. также 'Έφέται, Эфеты) Фратрии и родa сохраняли все еще политическое значение в качестве наблюдателей за чистотой происхождения, как существенным условием права гражданства. Вновь вышедшая замуж гражданка заносилась в списки фратрии мужа, всякий родившийся ребенок — в списки фратрии рода своего отца (ει̉ς φρατρίαν или ει̉ς τοὺς φράτορας ει̉σάγειν, ε̉γγράφειν ει̉ς τò κοινόν или φρατορικòν γραμματει̃oν). Полному изменению в демократическом смысле подверглись учреждения Солона после изгнания Клисфеном Писистратидов. Он совершенно уничтожил ионийский Ф., а фратрии и родa оставил только ради религиозных обычаев, но без всякого политического значения. Вместо того он разделил страну на 10 новых, местных Ф., названных по именам аттических героев: Έρεχθηϊς, Αι̉γηίς, Πανδιονίς, Λεοντίς, Άκαμαντίς, Οι̉νηΐς, Κεκροπίς, Ίπποθωντίς, Αι̉αντίς, Άντιοχίς. Соответственно числу Ф. и число навкрарий было увеличено до 50, а число булевтов до 500. Относительно организации совета, находившейся в связи с Ф., ср. Βουλή, Буле. Во главе Ф. стояли ε̉πιμεληταὶ τω̃ν φυλω̃ν. Φ. были разделены на демы (δη̃μοι), число которых со временем возросло до 174. Большие подробности об управлении в демах, об их обязанностях и об участии в военной службе см. Exeritus, Войско, 4., а об их отношении к родам см. Δη̃μοι, Демос. Таким образом было положено основание неограниченной демократии, которая была еще более развита введением остракизма (см. Έκκλησία, Экклесия, 8) и тем, что большая часть государственных должностей была занимаема по жребию (κλη̃ρος), а не по выборам, как прежде; наконец Аристид (в 479 г.) довершил это демократическое устройство, предложив закон о допущении ко всем государственным должностям всех граждан без различия рождения и имущественного положения. В 307 г. из лести Деметрию Полиоркету число Ф. было увеличено еще на две, Άντιγονίς и Δημητριάς, которые, после его падения получили названия Πτολεμαΐς и Άτταλίς.
II. Дорийские Ф.
Происхождение дорийских племен сказание соединяет с именем дорийского царя Эгимия. Он уступил Гераклу третью часть своей земли в благодарность за помощь, оказанную ему против лапифов. Сын Геракла, Гилл, и сыновья Эгимия, Диман и Памфил, дали, по преданию, племенам дорян (Гомер уже, Ноm. Od. 19, 177, называл их τριχάϊκες, разделенные на три части) свои имена: Гиллеи, Диманы, Памфилы (Ύλλει̃ς, Δυμα̃νες, Πάμφυλοι). Везде, где есть доряне, находятся и эти племена, которые состоят исключительно из дорян, так что там, где в делах правления принимали участие в более или менее значительном количестве колена недорийского происхождения, они рядом с дорийскими образовали свою собственную Ф., как, напр., в Аргосе и Эпидавре гирнефия, в Сикионе эгиалейская Ф. В Спарте, где дорийское племя было исключительно господствующим и составляло собственно государство, мы видим поэтому только три дорийские Ф., разделенные каждая на 10 об, ω̉βαί, известные тоже под именем φράτριαι, из которых 2 обы гиллеев были царскими обами. Находились ли 30 геронтов в связи с 30 обами (из каждой обы по одному геронту), нельзя положительно утверждать, но это, во всяком случае, весьма вероятно. Пять округов (κω̃μαι), на которые делилась Спарта или ее ближайшие окрестности, именно Πιτάνα, Λίμναι, Μεσσόα и Κυνόσουρα (имя пятого округа неизвестно; он, может быть, назывался 'Έδωλος или Δύμη), неверно называются также Ф. Что Ф. и обы по месту были различны, можно принять с достаточною вероятностью, хотя отношение их к 5 комам неизвестно.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.