#49987083 - Red christmas decoration baubles with ribbon bow isolated on..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43325925 - Colorful Christmas balls in a row golden background decoration..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#45523432 - vector Christmas ball
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#42984563 - Set of calligraphic elements for design can be used for invitation,..
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36528101 - Christmas backgrounds with evening balls, garlands and fir-trees..
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#51815063 - Christmas tree with decoration, detail
Похожие изображения
ru.123rf.com
Орнаменты для рисования. Виды орнамента. Простые и красивые орнаменты для рисования :: SYL.ru
Чувство прекрасного, эстетические потребности заложены в нас от природы. Еще в древнейшие времена, как только человек осознанно выделил себя из окружающего мира, он стремился украсить свой быт, нанося на стены пещер рисунки углем, а на орудия труда, одежду, посуду – различные орнаменты. Примитивные, несовершенные, сделанные грубой, неразвитой рукой, тем не менее эти явные следы тяги наших предков к красоте весьма и весьма показательны. Ведь они – истоки тех великолепных вышивок, прихотливых архитектурных лепнин, изящных и изысканных кружевных изделий, которые окружают нас сейчас, вызывая искренний восторг и удивление.
Типы орнаментов
Предмет нашей с вами беседы сегодня – различные орнаменты для рисования, которые могут служить декором для посуды, изделий из бумаги, рамок для фотографий, основой для вышивки и т.д. Орнаментом называются художественные украшения, нанесенные тем или иным способом на предметы. Они должны гармонировать с той поверхностью, на которую наносятся, подчеркивая и усиливая эстетическую составляющую изделия. Именно поэтому орнаменты для рисования теснейшим образом связаны с формой объекта, его назначением, размером и стилем, в котором вещь изготовлена. Традиционно художники подразделяют орнаментальное художественное искусство на такие типы, как геометрический, растительный, анималистический, символика человека.
Описание
Первый, как правило, включает в себя разного рода геометрические фигуры. Такие орнаменты для рисования содержат параллельные и пересекающиеся линии, кресты, ромбы и квадраты, круги и трапеции в разных вариациях и чередованиях. Растительные состоят из переплетения веток, стеблей и листьев, распустившихся цветов и бутонов, плодов и ягод, деревьев. Орнаменты для рисования с животными мотивами включают схематические изображения медведей, оленей, ланей, зайцев, а также птиц: петухов, голубей, горлинок, павлинов. Символические рисунки людей делятся на мужские и женские и часто намекают на род занятий, профессию. И, естественно, практически все орнаменты для рисования различаются по национальному признаку. У каждого народа и даже малых народностей они свои – самобытные, связанные с уникальной культурой и философско-эстетическими воззрениями.
Русская старина
Попутно заметим, что не всякий рисунок является и считается орнаментом. Одно из главных требований к нему – единство композиционных элементов и наличие повторяющихся чередований в схеме. Важно и так называемое движение рисунка. Например, русские орнаменты чаще всего наносятся по кругу, по ходу часовой стрелки, или, как говорили в старину, «по солнышку». Знатоки и ценители художественного искусства не зря считают их одним из самых выразительных проявлений мировой изобразительной культуры. Формировались русские орнаменты под влиянием культур Запада и Востока, Кавказа. Заимствования адаптировались и творчески перерабатывались художниками в соответствие с русской «почвой», национальными традициями, восходящими к язычеству. Такие рисунки служили часто оберегами, являлись как бы магической защитой от дурного влияния или злых сил. Или же отражали понимание народом основ мироздания. Декоративный рисунок наносился либо сплошь на изделие, покрывая всю его площадь, либо на какую-то часть, подчеркивая выразительность вещи.
Древняя геометрия
Традиционным у древних славян, потомков нынешних русских, украинцев и белорусов, был все тот же геометрический орнамент, порой напоминающий сложные пиктограммы. Особенно часто встречалось стилизованное изображение солнца, которому славяне-язычники поклонялись. Нередко встречалась свастика – полная или частичная, тоже считавшаяся символом солнца, коловорота. Позднее геометрия уступает место декоративному плетению в рисунках – его еще называли магическим или мимитивным. Одним из главных элементов декора становится розетка. Рисуется она с разным количеством лепестков: четырьмя, шестью, восьмью, десятью. А олицетворяет все то же солнце, которое для славян было центром мироздания. В более поздние времена, примерно с 12 века, древнерусский геометрический орнамент соединяется с растительным. Особенно ярко прослеживается это в рисунках, украшавших рукописные книги. Так в изобразительном искусстве древних славян появляются арабески – под влиянием культур народов Азии и Востока.
Рисунок и миф
Некоторые виды орнамента в русском декоративном искусстве имеют мифологическую природу. В первую очередь, это растительные и зооморфные. Сюда можно отнести изображение сакрального древа жизни (чаще всего дуба), на ветках которого сидят птицы, олицетворяющие силы природы. Порой рядом с ними рисовали змею-дракона. Согласно древним народным поверьям, она воплощала молнию и покровительствовала жилищам. Помимо культа солнца, у древних восточных славян широко бытовал культ огня. Именно там находятся корни традиции, пережившей века. Речь идет о двуглавых птицах, вошедших впоследствии в российскую государственную символику. Об этом мало кто знает, но виды орнамента с данным элементом восходят к языческим поклонениям огненной стихии и духам, за нее «отвечающим». И еще одну птицу очень часто рисовали в декоративных узорах. Это утка, олицетворение Мировой Уточки, прародительницы животных и птиц. В старинных рукописных книгах, в летописях в русском орнаменте часто встречаются переплетение лоз винограда, завитки, тонкая прорисовка деталей чашечки цветка, прожилок на листиках. Нередко животные и растения изображались в смешанном варианте, когда хвост змеи плавно переходил в изгибы веток. Обычно подобный рисунок украшал заглавные буквы в летописях.
Художественное искусство Востока
Что представляет собой живописный восточный орнамент? Естественно, единообразия в нем нет, у каждого региона есть свои традиции и отличия. Например, арабески. Данный тип узора был широко распространен в средневековых восточных государствах и переводится как «арабский». Он состоял из сложного переплетения геометрических и растительных мотивов, стилизованных цветов, листьев и вьющихся стеблей. Часто в него же вклинивалась изящная вязь – надписи, сделанные арабским шрифтом. В национальный орнамент персов обычно включались изображения грифонов и других фантастических существ. Также присутствовали цветы и листья, плоды. А еще рыбы, стилизованные в форме ромбов. Орнаменты народов Китая и Японии состояли, в основном, из нарисованных крупно цветов с прихотливо изогнутыми стебельками и листочками.
С берегов Эллады
По-своему оригинален и интересен греческий орнамент. На Русь он попал из Византии, с распространением христианства и установлением тесных культурно-политических связей. Название орнамента – меандр, и представляет он собой непрерывную ломаную линию, состоящую из прямых углов. Как и другие древние виды декора, меандр имеет неоднозначное символическое толкование. Он олицетворяет человеческую судьбу, жизненный путь, а прямизна символизирует добродетельный характер. При внимательном рассмотрении в некоторых вариантах орнамента можно увидеть свастику. Она, по мнению греков, означала мистическую благодать, счастье. Кроме того, по философским воззрениям древних эллинов, непрерывная линия меандра была равна знаку бесконечности, смене времен, поколений, человеческих родов. Старое сжималось и умирало, молодое раскручивалось и набирало силу.
Заключение
Помимо эстетической, рисование орнамента несет и сугубо практическую пользу. Этот процесс развивает глазомер и память, абстрактное мышление, наблюдательность, умение вычленять главное и видеть мелкие детали. Формирует точность движений, понимание перспективы, роли композиционных элементов. И воспитывает тонкий художественный вкус. Конечно же, нельзя забывать о познавательной функции. Изучая принципы построения национальных орнаментов, художник-оформитель узнает новое о культуре, мировоззрении и быте народа, его верованиях и суевериях.
www.syl.ru
Бурятские орнаменты и узоры и их значение
Кто-то может подумать, что этнический орнамент – это всего лишь набор произвольных геометрических фигур, соединённых вместе по воле фантазии автора. Но это совсем не так. В действительности элементы орнамента – это не что иное, как древние письмена, несущие определённый смысл и неразрывно связанные с древней мифологией и общей культурой народа. Вовсе не являются исключением и бурятские орнаменты, о которых пойдёт речь в данной статье. Вы узнаете об основных символах, а также цветовом решении рисунка и областях его применения.
Источники идей для орнаментов
Бурятские орнаменты и узоры имеют свои выразительные особенности и отражают верования этого народа, его жизненный уклад и даже особенности той природной среды, в которой жили многие поколения людей. Например, весьма популярны элементы, символизирующие явления природы (дождь, гроза, ветер, солнце, луна, звёзды, радуга) и божества-животные из бурятской мифологии.
Встречаются в том числе мотивы, возникшие до распространения буддизма. Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы.
Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и ветер. Сама природа, в гармонии с которой жили древние буряты, давала пищу для создания своеобразных народных орнаментов.
Что украшают узорами
Техники выполнения и составные части орнамента передаются из поколения в поколение. Ключевыми особенностями являются простота и чёткость линий, затейливость и оригинальность композиции, а также сочетание узора с формой предмета, на который он наносится. Орнаментами украшается религиозная атрибутика, талисманы, одежда и обувь, конская сбруя, пояса, колчаки для стрел, мебель, посуда и другие бытовые предметы. Наносится роспись на различные поверхности: дерево, ткань, цветные и чёрные металлы.
Очень распространён бурятский орнамент на одежде: унтах, чулках, рукавах традиционных халатов, а также на разнообразных головных уборах. Рисунки зачастую наносились не только для красоты, а в первую очередь для защиты от злых сил. Любопытно, что шитьём и украшение одежды всегда занимались мастерицы-женщины, а изготовление и нанесения узоров на головные уборы считалось привилегией мужчин.
Основные бурятские орнаменты и их значение
Исследователи подразделяют разновидности узора на несколько групп. Самые многочисленные из них – природные и геометрические. Кроме того, существуют так называемые культовые орнаменты, в которых используются символы тибетского буддизма. Как правило, таким узором украшают храмы и объекты, используемые в богослужении.
Природные орнаменты
К природным можно отнести рисунки, символизирующие растения и животных: завитки, рога, черепашьи панцири. Один из популярных мотивов – «бараний рог», означающий богатство народа, издревле занимавшегося скотоводством.
Часто изображаются 12 животных из восточного календаря, что используется в качестве пожелания здоровья и долголетия. Популярны стилизованные изображения дракона, слона, льва, черепахи.
Одним из часто встречающихся элементов, который включают в себя бурятские орнаменты, является цветок лотоса как важнейший символ буддийской культуры. Также часто встречаются узоры «бабочка» (около 30 разновидностей изображения), «птица» и «ёлочка».
Также к природным орнаментам относят стилизованные изображения явлений природы (огонь, дождь, ветер) и космических объектов (солнце, земля, звезды).
Геометрические орнаменты
Так называемые молоточные (алхан хээ) узоры напоминают классический древнегреческий орнамент меандр. Такой рисунок наносили на предметы культа и особо важные вещи, его значение – вечное движение мира.
Другие популярные бурятские орнаменты представляют собой плетёный узел (улзы), являющийся символом долголетия, счастья и достатка. Этот символ имеет множество вариаций и может быть нанесён на любой предмет. Таким образом мастер выражает свои добрые пожелания.
Ещё один распространённый древний узор – свастика (хас). Он связан с зимним и летним солнцестоянием, четырьмя сторонами света или четырьмя стихиями, а также движением Солнца вокруг Земли. Как и улзы, это буддийский символ. Свастика, направленная по ходу движения Солнца, считалась оберегом и сосредоточением доброй энергии.
Особое значение бурятских орнаментов выражает важнейший элемент – круг (дугуй хээ), олицетворяющий диск Солнца, а также движение и бесконечность. Его часто изображали на оружии, талисманах и семейных, родовых печатях.
Символика цвета
Бурятские орнаменты, узоры и символы неизменно использовались в сочетании с определёнными цветами, которые также имели своё значение. Самым важным считался небесно-голубой и синий цвет, связанный с божественной силой, а также означающий постоянство и верность. Белый – святость, чистота и счастье. Красный – огонь, свет, тепло, исцеление, красота, радость, и в то же время – борьба, сила, агрессия. Оранжевый – рассвет, возрождение, символ восхода солнца. Зелёный – природа, плодородие, обновление, рост, бескорыстие. Жёлтый (золотой) – солнце, величие, прочность, вечность. Чёрный – самый печальный и неудачный цвет, с которым связаны несчастья, болезни, смерти, опасности, зло. Чаще всего в декоративно-прикладных работах бурятских мастеров используются сочетания красного с жёлтым, синего с белым, зелёного с оранжевым.
Национальные бурятские орнаменты и узоры привлекают взгляд своим ярким, необычным внешним видом, а также древней историей и глубоким символизмом.