Загадочные фигурки дошумерской цивилизациив закладки 7. Фигурки древних людей
Загадочные фигурки дошумерской цивилизации | Наука и жизнь
Согласно древним мифам, людей сотворили боги где-то на землях между Тигром и Евфратом. Именно там когда-то находилось Шумерское царство. В этих благословенных местах существует множество загадок…
Откуда пришли шумеры и кто они были – бог весть. Но и до шумеров эти благодатные земли не пустовали. Цивилизация, обосновавшаяся там в дошумерское время, оставила после себя множество интереснейших артефактов, даже статуэтки. Вот по поводу этих статуэток из археологического памятника Телль-эль-Убейд ученые и любители древностей до сих пор ведут ожесточенные споры…
Из камня и глины
Находки статуэток – не редкость для археологов. Первые антропоморфные изваяния известны еще со времен палеолита – это так называемые палеолитические Венеры, женские фигурки с огромными бедрами и грудями, что, по мысли пещерных скульпторов, должно было указывать на главную функцию женщины в первобытно-общинном мире – детородную.
Прошли тысячелетия, и на смену «Венерам» пришли статуи правителей и богов. В Месопотамии люди рано перешли к оседлости. Появились первые протогорода. Появились сакральные комплексы, где наши предки совершали священнодействия, чтобы избежать всяких напастей и всегда иметь хороший урожай.
Жертвенники богам сопровождались и каменными изваяниями этих богов. Земные правители удостаивались увековечивания, поскольку они тоже причислялись к богам – выполняли их функцию на земле и даже принимали небесные имена. Обычно и у богов, и у правителей тела и лица были вполне человеческими. Однако не всегда…
Храм из Телль-эль-Убейда
Телль-эль-Убейд – искусственный холм вблизи древнего города Ур. Первым обратил внимание на этот привлекательный холм археолог Гарри Холл, который по воле судьбы возглавил раскопки 1918-1919 годов вместо внезапно заболевшего руководителя экспедиции Леонарда Кинга. Именно ему пришла в голову идея провести в Телль-эль-Убейде разведочные раскопки.
Почти сразу же Холл наткнулся на развалины храма, относившегося к III тысячелетию до нашей эры. Храм, даже разрушенный, выглядел великолепно: он был построен на высоком основании в виде террасы, опиравшейся на надежные стены из обожженного кирпича; к самому святилищу вела многоступенчатая лестница, по обе стороны которой стояли огромные львиные головы из битума, покрытого медью, их глаза были инкрустированы красной яшмой, ракушечником и стеатитом, а изо ртов высовывались красные языки.
Лестница приводила ко входу в храм, украшенному барельефом орла с головой льва, и судя по символу богини Нинхурсаг, храм был посвящен ей. Однако Холлу довершить начатые раскопки не удалось. Слава исследователя Телль-эль-Убейда досталась не ему, а другому археологу – Леонарду Вулли.
Вулли должен был, согласно плану работ, заниматься раскопками Ура. Но он сразуже влюбился вдревнийхрам вТелль-эль-Убейде. Продолжив работу Холла, он нашел около лестницы деревянные колонны, одни из которых были инкрустированы перламутром, сланцем и яшмой, а другие были обшиты листами меди.
Там же лежали медные быки, барельефы из меди, изображавшие отдыхающих быков, инкрустированные глиняные цветы на высоких стеблях (некоторые даже сохранились целыми).
Вулли реконструировал внешний вид храма так: быки прежде стояли на карнизе вдоль храмовой стены, между ними в специальные отверстия были вставлены глиняные цветы, и создавалось впечатление, что животные пасутся на лугу; выше этой сценки один над другим располагались три фриза: на одном быки лежали на лугу, на другом изображалась дойка коров, на третьем – птицы.
Продолжив раскопки, Вулли нашел ниже лестницы статуи тельцов, видимо, поддерживавших трон божества, символом которого был барашек. Но на этих эпохальных находках храма Вулли не остановился. Он тут же принялся исследовать соседний холм меньшего размера. Холм, к великой радости археолога, оказался кладбищем! Именно здесь, в могилах, и обнаружились статуэтки весьма странного вида…
Впрочем, сначала древние могилы вызвали лишь вздох разочарования: все погребения были очень бедными, единственное достояние, которое нашлось в могилах, – черепки керамики. Но черепков оказалось так много и все они были настолько различными, что скоро Вулли удалось составить первую для убейдской культуры таблицу древней керамики.
Повезло ему еще и в том, что, продолжив углубляться в нижние археологические слои, он наткнулся на гончарную мастерскую, где обнаружил даже древний гончарный круг. По мере движения вниз, в глубины истории, были вскрыты и другие захоронения, некоторые с более богатым содержимым, то есть не только с обломками сосудов.
Среди найденных артефактов наибольшее внимание ученых привлекли глиняные фигурки, которые родственники усопших клали им в могилы. Это были антропоморфные фигурки мужчин и женщин. Но пропорции тела и головы этих статуэток вызвали настоящее потрясение.
Все изваяния изображали весьма странных людей – с необычайно широкими плечами, имевшими какие-то бугорчатые украшения, которые делали плечи еще шире, с очень узким тазом и длинными руками и ногами.
Лица фигурок и вовсе были нечеловеческими: больше всего они напоминали морды ящериц – глаза, посаженные по обе стороны головы, а не на «лице», сильно вытянутые и лишенные растительности головы, широкие рты, больше напоминающие пасти.
Головы некоторых фигурок венчали высокие конические шапки. У одних руки были поставлены на поясе, у других – сложены на груди, некоторые женские фигурки держали на руках младенцев того же нечеловеческого типа – с вытянутым черепом, глазами по бокам головы и пастью вместо рта.
Впрочем, самого Вулли гораздо больше интересовала трансформация керамики во времени и найденная им полоса «чистой земли», точнее – ила, за которой снова следовал культурный слой.
Вулли был сторонником теории о достоверном происхождении библейской легенды о Всемирном потопе. Облик терракотовых статуэток, найденных экспедицией, интересовал его гораздо меньше. Зато последующие поколения эти странные фигурки молчанием не обошли. Любители непознанного тут же окрестили их людьми-ящерицами, или рептилоидами, которые якобы и основали в Месопотамии цивилизацию людей.
Энки, спаситель людей
Откуда пришли эти люди – неясно. Некоторые горячие головы считают, что едва ли не с другой планеты. Якобы они быстро подчинили себе местных жителей, сделав из них рабов. Местные жители сильно отличались от завоевателей – настолько сильно, что они считали своих повелителей богами.
Отголоски исторической правды о древних богах вошли в мифологию Месопотамии и прилегающих территорий. Со временем люди забыли, как выглядели их боги-творцы. Но те, кто жил тысячелетия назад, еще отлично это помнили. Вот и изображали создателей в истинном обличье – с головами, как у рептилий, длинным тощим телом и слаборазвитой мускулатурой.
На самом деле человечество, конечно, ничем не обязано ни динозаврам, ни драконам, ни крокодилам, ни прочим земноводным и пресмыкающимся. Но вот боги и богини с нечеловеческими лицами и пропорциями вполне могли существовать.
По многим мифам (и не только месопотамским), одни боги сошли с небес, а другие вышли из моря. Морские боги жителей Телль-эль-Убейда вполне могли выглядеть как рептилии. К сожалению, об этих древних богах нам известно только одно: они были.
Например, в Шумере с огромным уважением относились к доброму водному божеству Эа (Энки). Именно он решил спасти людей от насланного на них богом Энлилем потопа.
Энки
По его совету благочестивый Зиусудра (он же Утнапиштим) построил корабль, на котором спаслись от разбушевавшейся стихии члены его семьи, а также другие живые существа. Изображался этот бог с птичьими или рептилоидными чертами.
И не только Энки изображался не совсем человеком. И не только у шумеров. Достаточно обратить взгляд на соседний Египет. Уж там-то мы найдем богов с птичьими головами, богов в кошачьем облике, и главный водный хищник Египта – крокодил – тоже не обойден вниманием!
Так что не память о рептилоидах хранили благодарные им земляне, а попросту наделяли своих богов чертами той стихии, где божество проводило большую часть жизненного цикла, – воды, воздуха, горных массивов, языков огня, подземелий и бескрайних пустынь.
Мар 28, 2016
zhizninauka.info
Как привычные нам предметы выглядели давным-давно
Мы так привыкли к современным технологиям, что едва ли задумываемся о том, как выглядели некоторые предметы обихода в древности.
Сайт Bright Side собрал коллекцию изображений старейших предметов, дошедших до нас и используемых в настоящее время. Возможно, что некоторые из них появились даже раньше, чем смогли установить ученые благодаря археологическим находкам.
Старейшая пара носков (1500 лет)
Эти шерстяные носки из Египта носились под сандалии и были произведены где-то в промежутке между 300 и 499 годами нашей эры. Обнаружили их в 19 веке (см. главное фото).
Старейший записанный рецепт (около 5000 лет назад)
Это рецепт с необходимыми ингредиентами для шумерского пива, датируемый 3000 годом до Рождества Христова. Напиток, судя по всему, был очень крепким, с плавающими хлебными кусочками в нем.
Древнейшая пара солнечных очков (800 лет)
Очки нашли на Баффиновой земле в Канаде. Они использовались в качестве защиты от лучей солнца, которые отражаются от снежного покрова.
Древнейшая фигурка, изображающая человека (35–40 тысяч лет)
Эта скульптура Венеры была найдена в пещере Холл Фелс в Германии. Археологи предполагают, что фигурка вырезана из бивня мамонта.
Старейшая обувь (5500 лет назад)
Этот правый мокасин выполнен из шкуры вола (левый так и не был найден). Его обнаружили на территории Армении. Обувь сохранилась благодаря тому, что была укрыта травой и овечьими экскрементами.
Старейшие брюки (3300 лет)
Эта пара штанов была обнаружена в западной части Китая. Такие брюки ткали из шерсти и украшали различными орнаментами. Предположительно, такую одежду носили азиатские кочевники.
Самый старый лифчик (500 лет)
Этот предмет гардероба носила какая-то девушка из Австрии примерно в 1390-1485 годах. Это самый «старший» из найденных лифчиков, но в манускриптах также встречались и более ранние упоминания о «мешочках для груди».
Древнейший кошелек (4500 лет)
Предмет обнаружили недавно в Германии. Спустя тысячи лет кожа и другие материалы, из которых был изготовлен кошелек, немного разрушились. Видны только собачьи зубы, которые, скорее всего, использовались для украшения и защиты.
Самый древний протез ноги (3000 лет)
Ученые и археологи сошлись во мнении, что эта деревянная нога является прообразом современных протезов. Они помогали людям, потерявшим конечность, не только ходить, но и носить сандалии (это была самая распространенная обувь в древнем Египте).
Древнейший презерватив (370 лет)
Многоразовое средство контрацепции выполнено из овечьей кожи. Такими презервативами пользовались жители Швеции в 1600-х годах. Сохранилась даже инструкция по уходу за ним после использования, где уточняется, что промывать вещь следует теплым молоком, во избежание передачи венерических заболеваний.
Старые общественные туалеты (2000 лет)
В древнем Египте были вот такие общественные туалеты. Вода протекала по канализации и выносила все отходы в ближайшую реку.
Древнейший кусок жевательной резинки (5000 лет)
Окаменевший кусочек березовой смолы был обнаружен в Финляндии. Археологи предположили, что это прототип современных жевательных резинок. Возможно, его использовали для того, чтобы избежать ротовых инфекций или в качестве пломбы для сломанного зуба.
Старейший музыкальный инструмент (40 тысяч лет)
Эта флейта из кости животного была обнаружена в южной части Германии. Такие музыкальные инструменты древние люди изготавливали из костей птиц или бивней мамонта. По одной из теорий, именно музыкальное искусство является преимуществом человека разумного над неандертальцами.
Самая древняя записанная мелодия (3400 лет)
Эта запись была найдена на территории древнего города Угарит (территория современной Сирии). Она посвящена жене бога Луны.
Древняя монета (2700 лет)
Старинная монета была обнаружена в древнем городе эллиникийцев Эфесе (современная территория Турции). Она выполнена из сплава золота и серебра. На монете изображена в профиль голова льва.
Древний глобус (510 лет)
Глобус выполнен из самой широкой части страусиного яйца. Карты Старого и Нового мира располагаются на двух полушариях. Эксперты считают, что глобус был изготовлен во Флоренции, а может, его даже собственноручно сделал великий Леонардо да Винчи.
fb.ru
Древние люди лепили статуэтки в виде ДИНОЗАВРОВ.Статуэтки из Акамбаро.
Статуэтки из Акамбаро. Древние статуэтки ДИНОЗАВРОВ.
Обратите внимание на первую фотографию-это самый настоящий ЧЁРТ! Значит действительно жил вид динозавров, который потерял возможность реинкарнироваться и теперь живёт на нижнем астрале!
Николай Левашов: “Интересно то, что в момент такого «раскрытия» мозг человека может принимать информацию с других планов планеты: человек начинает видеть «чёртиков» (ещё говорят – допился до чёртиков) и разных других, мало приятных существ. Просто в таком состоянии мозг человека видит астральных животных, которые действительно по внешнему облику не приятнее, а часто ещё омерзительнее, чем сами черти… Кстати, о «чертях»… В эпоху динозавров, был один их вид (также, уже вымерший) – прямоходящий, с развитыми передними трёхпалыми конечностями, очень похожими на руки, такими же трёхпалыми ногами, с хвостом, с формой черепа, похожей на человеческую, с огромными глазами и клювовидным ртом, а у некоторых разновидностей даже были роговые наросты – рога… Чем не полная картинка чертей, которые в аду на сковородках грешников жарят?!.. “
В 1944 году датский предприниматель Вольдемар Джульсруд, объезжая свои мексиканские владения (штат Гуанахуато), заметил на размытой дождями обочине дороги странную фигурку. Заинтригованный Джульсруд, проведя масштабные раскопки, обнаружил 33 000 (по другим данным – более 37 000) древних произведений искусства. 2 600 статуэток мистическим образом представляли собой изображения вымерших миллионы лет назад динозавров…
В сухой мексиканской земле Джульсруд нашёл: человеческие черепа, обсидиановые и нефритовые инструменты, маски, зубы лошади ледникового периода, скелет мамонта, несколько видов фигурок и статуэток (из глины, камня, керамики). Помимо динозавров (видовая принадлежность многих остаётся загадкой и по сей день), неизвестные мастера изобразили все расы, живущие на Земле (от кавказцев до монголоидов).
Официальная наука к открытию Джульсруда отнеслась, мягко говоря, прохладно. Первые десять лет его и вовсе игнорировали. В 50-х, когда не замечать факт обнаружения тысяч статуэток стало невозможно, учёные обвинили датчанина в подлоге и фальсификации артефактов.
Мог ли Джульсруд подготовить мистификацию такого масштаба? Нет! В Акамбаро не хватило бы людских и природных ресурсов (глина, дерево) для обеспечения трюка предпринимателя-археолога. Недостаток людских ресурсов можно было бы решить при помощи строительства фабрики (что невероятно трудно скрыть от мексиканских властей), но осуществлять продолжительную тайную поставку всех необходимых материалов в бедный район Мексики? – это превышает возможности любого, даже самого одарённого бизнесмена. Власти штата Гуанахуато в 1952 году опрашивали местных жителей, по их словам, в Акамбаро уже сотни лет не занимались производством каких бы то ни было глиняных изделий. Или кто-то всерьёз полагает, что Джульсруд привёз тысячи фигурок из Европы, которые, к тому же, ещё и закопал метра на 3-4 под землю?
Коллекция датчанина состоит не только из глиняных артефактов, каменные скульптуры имеют следы длительной эрозии, которые практически невозможно подделать. В конце 60-х стали проводиться радиокарбонные и термолюминесцентные датирования статуэток. Все экспертизы подтверждали древний возраст находок (никак не меньше 2 000 лет до нашей эры). Одна «независимая» исследовательская группа максимально точно установила дату создания коллекции — 2 700 год до нашей эры, каждый образец проверяли по 18 раз. Когда учёные узнали о происхождении исследуемых образцов, они тут же изменили своё решение, сообщив о «неполадках» с оборудованием, и назвали новый возраст артефактов – 30 лет.
Во второй половине 20 веке в Акамбаро не раз находили статуэтки динозавров, как две капли воды похожие по стилю исполнения на находки датчанина. Ходят слухи, что 30 тысячная коллекция Джульсруда – лишь часть гигантской библиотеки подземного города, расположенного в склоне холма Эль Торо. Впрочем, раскрывать свои тайны Эль Торо пока не торопится…
Статья скомпилирована из разных источников.
Калачев Вячеслав 2013 год.
Источник http://via-midgard.info/
pandoraopen.ru
В Каталонии найдена самая древняя статуэтка человека
Эта самая древняя статуэтка, найденная на Пиренейском полуострове
В ходе раскопок в пещере Кан-Садурни (Бегес, Каталония) члены Общества по доисторическому и археологическому исследованию Гарраф-Ордаля (CIPAG) совместно с Научным семинаром по доисторическому исследованию в Университете Барселоны (SERP) нашли часть керамической статуэтки человека с одной целой рукой и основной частью второй руки. Хроностратиграфический компонент статуэтки делает ее самой древней глиняной фигуркой человека в доисторической Каталонии: она датирована приблизительно 4500 годом до нашей эры. Следовательно, ее возраст – около 6500 лет.
Эта самая древняя статуэтка, найденная на Пиренейском полуострове, является важным доказательством того, что Кан-Садурни являлась местом встречи жителей близлежащих территорий в эпоху неолита. Это – не первое открытие, сделанное в данной пещере, где исследователи CIPAG работают уже на протяжении 34 лет, и где ранее были обнаружены самые ранние доказательства производства и потребления пива. Эти открытия означают, что Кан-Садурни, возможно, была местом проведения религиозных праздников, в ходе которых потреблялись редкие продукты. Кроме того, здесь, возможно, проводились другие ритуалы с символическими обозначениями природы – любые виды важных праздников, во время которых соседствующие группы собирались вместе, чтобы обеспечить свое экономическое, идеологическое и половое репродуцирование.
Фигурка относится к началу среднего неолита, а точнее, открытие было сделано в 11-м слое (посткардиальный средненеолитический 1a) на месте его контакта со слоем 11b (посткардиальный ранненеолитический 0). Статуэтка (на настоящий момент найдены ее туловище, шея и правая рука) изображает человека, вероятно, мужчину. Сохранившийся фрагмент имеет 8 см в высоту, 1,9 см в толщину, а его ширина зависит от места измерения: 2,5 см в талии, 4 см в груди (если мы принимаем во внимание сохранившуюся руку) и приблизительно 5,5 см на том уровне, где мы можем представить две вытянутые руки. Вероятно, в изначальном варианте статуэтка была 16-18 см высотой.
Хотя это невозможно четко увидеть невооруженным глазом, но при исследовании статуэтки с помощью специального освещения можно заметить две линии; вероятнее всего, это резьба, воспроизводящая некоторые элементы одежды и украшений. Обычно подобные изваяния одеты в человеческую одежду, но у них нет четких половых признаков, поэтому чаще всего единственным элементом, который позволяет определить пол, является грудь. В случае бегесского открытия отсутствие женской груди позволяет предположить, что это, вероятно, мужская статуэтка. Мужская атрибуция является новшеством для Пиренейского полуострова, потому что до сих пор более 80% подобных средиземноморских и европейских статуэток были женскими.
Статуэтка датируется 4500 г. до н. э. и называется «el'Encantat de Begues» («Заколдованный из Бегеса»). Фото с сайта ub.edu
Существование левой руки довольно очевидно, так как на противоположной стороне присутствуют следы излома. Ученые надеются, что рука будет найдена в ходе последующих раскопок. Обе руки имеют вертикальные отверстия. Эта особенность указывает на то, что статуэтка свисала со шнура или кожаного ремня. Шнур, возможно, использовался для того, чтобы вешать статуэтку на шее человека или в пещере. Шея статуэтки почти полностью сохранилась. Как у большинства статуэток того времени, голова, возможно, была съемной и сменной и вставлялась в отверстие в шее.
В местах расселения неолитических балканских и западносредиземноморских культур были найдены примеры отдельных голов, сделанных из камня, терракоты или керамики. Большинство исследователей полагают, что эти головы были сменными и часто делались из дерева, чем объясняется немногочисленность их находок.
Тщательный осмотр груди и спины статуэтки выявляет центральное и вертикальное углубления на спине, означающие позвоночник и плечи. Положение продольного раздела правой руки указывает на то, что руки статуэтки были протянуты как бы в жесте берущего. Кроме того, тазовая область имеет угол меньше 180º между талией и началом нижних конечностей, что наводит на мысль о том, что статуэтка находилась в сидячем положении или с согнутыми ногами. Неизвестно, как заканчивались ноги, но, вероятно, стопы были плоскими, как и у большинства статуэток, найденных на территории от Франции до Ближнего Востока, включая Италию, Балканы и Анатолию. Исследователи надеются, что в ходе последующих раскопок будут обнаружены другие фрагменты статуэтки, позволяющие лучше понять, как выглядел этот артефакт целиком.
Все известные факторы указывают на то, что статуэтка обладала большой символической и духовной ценностью. В литературе, посвященной такому виду статуэток, превалирует мнение, что это были изваяния с божественными признаками.
Таким образом, все характеристики статуэтки указывают на то, что в доисторические времена она была тем, что принято считать идолами. Исследователи приняли во внимание этот магический религиозный компонент, а также тот факт, что традиционно жителей Бегеса называют «Els Encantats» (заколдованные), и дали статуэтке название «el'Encantat de Begues» («Заколдованный из Бегеса»).
Раскопки в Кан-Садурни координировались профессором факультета доисторической эпохи Барселонского университета Джозепом Марией Фаллолой, а также археологом, изучающим доисторическую эпоху, и президентом CIPAG Мануэлем Эдо. Раскопки во главе с исследователями Мануэлем Эдо и Феррэном Антолином спонсировались Муниципалитетом Бегеса, Отделом культуры в правительстве Каталонии и Центром изучения Бегеса, а также другими организациями и местными предприятиями, такими как пещеры Монто-Садурни, где и расположена пещера Кан-Садурни.
www.km.ru
Фигурки древних людей | DocumentBase.net: обмен учебными документами
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Изготовление из пластилинафигурок древних людейРаботу выполнила: ученица 3 класса Гаряева Настя Тема проекта: Изготовление из пластилина фигур древних людейЦель проекта: Изготовить из пластилина фигурки древних людей Задачи: 1. изучить историю лепки, узнать о древних людях. 2.составить план (что будем лепить), калькуляцию;3. подготовить необходимый материал и инструмент; 4. изучить и освоить необходимые приемы лепки; {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Возможно, человек догадался начать лепить, когда заметил свой след на мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался. Первую примитивную посуду лепили из мокрой глины : комок глины раскатывали в круглую лепешку, а затем у нее просто загибали края.Еще скатывали длинный глиняный жгут и сворачивали его в спираль и получалась чаша.2. История возникновения лепки. Откуда взялся древний человек? Основные версии: 3. Древний человек.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Человека создал Бог Жизнь зародилась в космосеТеория эволюции. Человек произошел от обезьяны Некоторые этапы теории эволюции:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Очень и очень давноНа Земле появились человекообразныеобезьяны – ДРИОПИТЕКИ.Небольшого роста,жили на деревьях.Они – первые предки людей. Затем появился Австралопитек{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Они уже могли стоять на ногах.Могли держать палку или камень. Ими сбивали плоды с деревьев, использовали при нападении. Позже появился другой вид - Питекантроп{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Больше похож на человека, чем на животное.Умел пользоваться огнем, но не добывать.Уже умел изготавливать примитивные орудия труда. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Потом на земле началось сильное похолодание. Появился новый вид – неандертальцы. Они умели добывать огонь, делали одежду из шкур, строили жилища из костей животных. Неандерталец {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Прошло еще много лет и появился другой вид Кроманьонец. Он относится к виду ГОМО САПИЕНС– человек разумный. Это наш вид.Они рисовали сцены из жизни на стенах пещер, приручили собаку, делали сложные орудия труда и охоты. Кроманьонец 5. Изготовление фигурок древних людейНеобходимые материалы: Моё рабочее место В процессе лепки клеенка на столе мне стала мешать, и я ее убрала. Но стол после работы пришлось хорошенько протереть. Я начала лепить с тела человека. Затем я слепила ему руки и ноги. После сделала голову. Потом - волосы и лицо Затем я слепила человеку одежду. После этого я приступила к лепке костра.Затем я стала лепить остальных членов древней семьи. Я слепила бизона и человека, который пытается его приручить. Потом девочку, которая изготавливает нож. Второй ребенок – мальчик. На моей поделке он рисует углем. Четвертый член семьи сидит у костра и лепит из глины. Итог работы: Спасибо за внимание!