Древний египет писцы. Писцы Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Писцы Древнего Египта. Древний египет писцы


WikiZero - Писцы Древнего Египта

Open wikipedia design.

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

www.wikizero.com

Писцы Древнего Египта — Туркмения ВиКи

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Атрибуты

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Образование

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Обязанности

Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Они вели учёт в храмах, армии, ведали министерствами при дворе фараона, руководили ремесленниками и художниками при возведении и декорировании памятников архитектуры, рассчитывали налоги и уровень урожая. К писцам обращались остальные неграмотные граждане для составления прошений, договоров и прочих документов.

Из дошедших до наших дней письменных документов известно о следующих должностях писцов:

  • главный писец казначейства;
  • писец-переписчик постановлений;
  • архивист;
  • писец при храме;
  • учётчик подношений;
  • хранитель царских свитков;
  • писец отдела кадров;
  • писец кадастра;
  • переписчик скота;
  • секретарь суда;
  • писец административного здания;
  • учётчик призывников;
  • сопровождающий писец;
  • и др.

Известен составитель папируса Ринда Агамезу или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

См. также

Примечания

Документальные фильмы

  • 2013 — Писцы Древнего Египта / Scribes of Ancient Egypt / Le Scribe qui dessine (реж. Бернар Жорж / Bernard George)

Ссылки

tm.ru.net

Писцы Древнего Египта - Википедия

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Атрибуты[ | ]

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и (фр. calame‎).

Образование[ | ]

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы.[3]

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса.

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Обязанности[ | ]

Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Они вели учёт в храмах, армии, ведали министерствами при дворе фараона, руководили ремесленниками и художниками при возведении и декорировании памятников архитектуры, рассчитывали налоги и уровень урожая. К писцам обращались остальные неграмотные граждане для составления прошений, договоров и прочих документов.

Из дошедших до наших дней письменных документов известно о следующих должностях писцов:

  • главный писец казначейства;
  • писец-переписчик постановлений;
  • архивист;
  • писец при храме;
  • учётчик подношений;
  • хранитель царских свитков;
  • писец отдела кадров;
  • писец кадастра;
  • переписчик скота;
  • секретарь суда;
  • писец административного здания;
  • учётчик призывников;
  • сопровождающий писец;
  • и др.

Известен составитель папируса Ринда Агамезу или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Документальные фильмы[ | ]

  • 2013 — Писцы Древнего Египта / Scribes of Ancient Egypt / Le Scribe qui dessine (реж. Бернар Жорж / Bernard George)

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Писцы египетские - это... Что такое Писцы египетские?

 Писцы египетские

(священные П., иерограмматеи, Noömones, гарпедонапты греческих писателей) составляли, по словам Климента Александрийского, третий класс египетской жреческой касты. В религиозных процессиях они занимали третье место, имея перья на голове, а в руке книгу, линейку, чернила и палочку для письма. Главными обязанностями их были заведование, с технической стороны, зданиями храма и управление его земельною собственностью. Этому соответствовали и специальные их сведения: знание иероглифов и наружных украшений храма, ориентирование частей последнего, черчение, астрономия, геометрия, география Египта, описание вселенной, или космография. Все эти обязательные для П. знания были изложены в десяти книгах, принадлежавших к числу герметических (см.). Употребляемое греческими писателями для обозначения египетского П. слово гарпедонапт, обозначающее, собственно, "натягивающий веревку", произошло, по всей вероятности, от употребления размеренных веревок как при измерении земельных участков, так и при построении (см. Ориентирование) рационального прямоугольного треугольника со сторонами, пропорциональными числам 3, 4, 5. Из египетских П. известен, как составитель папируса Ринда (см.), Агамезу или Амес, живший при царе из второй династии Гиксов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис греческих писателей), между 2000 и 1700 гг. до Р. Хр.

В. В. Бобынин.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Писцы в московской Руси
  • Писчая бумага и ее потребление

Смотреть что такое "Писцы египетские" в других словарях:

  • Пунт — …   Википедия

  • Литература Древнего Египта — Египетские иероглифы с картушами имени Рамсеса II в Луксорском храме от периода Ново …   Википедия

  • Египет — I Египет (Древний         древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке.          Исторический очерк.          Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… …   Большая советская энциклопедия

  • Египет (Древний) — Египет( Древний), древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10‒6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным, кочевавшие по территории Е.… …   Большая советская энциклопедия

  • Десять казней египетских — «Деся …   Википедия

  • ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ — вторая после Месопотамии по времени возникновения великая мировая цивилизация. Культуры Египта эпохи неолита, знакомые с земледелием, ирригацией и оседлым сельским образом жизни, сложились ок. 5000 до н.э. Вероятно, примерно к 3500 до н.э.… …   Энциклопедия Кольера

  • Древний Египет — Цивилизация Древнего мира • Северо Восточная Африка Древний Египет …   Википедия

  • Культура Древнего Египта — Содержание 1 Древнеегипетская письменность, литература и мифология 1.1 Письменность …   Википедия

  • Рамсес III — У этого термина существуют и другие значения, см. Рамсес (значения). Рамсес III XX династия Новое царство …   Википедия

  • МУСУЛЬМАНЕ — приверженцы религии, основанной пророком Мухаммедом (ок. 570 632). ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА Период пророчества. Центром Аравии времени возникновения ислама была Мекка, лежавшая на древнем пути пряностей и благовоний из Южной Аравии и стран Индийского …   Энциклопедия Кольера

dic.academic.ru

Писцы Древнего Египта — Википедия

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Содержание

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Они вели учёт в храмах, армии, ведали министерствами при дворе фараона, руководили ремесленниками и художниками при возведении и декорировании памятников архитектуры, рассчитывали налоги и уровень урожая. К писцам обращались остальные неграмотные граждане для составления прошений, договоров и прочих документов.

Из дошедших до наших дней письменных документов известно о следующих должностях писцов:

  • главный писец казначейства;
  • писец-переписчик постановлений;
  • архивист;
  • писец при храме;
  • учётчик подношений;
  • хранитель царских свитков;
  • писец отдела кадров;
  • писец кадастра;
  • переписчик скота;
  • секретарь суда;
  • писец административного здания;
  • учётчик призывников;
  • сопровождающий писец;
  • и др.

Известен составитель папируса Ринда Агамезу или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

Документальные фильмыПравить

  • 2013 — Писцы Древнего Египта / Scribes of Ancient Egypt / Le Scribe qui dessine (реж. Бернар Жорж / Bernard George)

pywb-hypothesis.herokuapp.com

Писцы в Древнем Египте: VIKENT.RU

«…после основания первых городов, приблизительно в эпоху первых династий в Египте и ранних королевств в Месопотамии, стало очевидным, что потребности широкой общественной организации ведут к отходу самих организаторов от действенных технических процессов. По мере роста числа правителей и неизбежности их власти они превращались в касту, заметно отделившуюся от ремесленников и свысока относившуюся к ним.

Очень интересный, пример, характеризующий это новое положение, содержится в отрывке из египетского папируса неизвестной, но, по-видимому, ранней даты. Из его содержания видно, что это - инструкция отца своему сыну, которого он посылает в «Школу обучения писцов».

«Я постиг тяжёлый физический труд - отдай своё сердце буквам. Я также любуюсь человеком, который свободен от физического труда, поистине нет ничего более ценного, чем буквы. Как человек бросается в воду, так и ты погружайся в самую глубь литературы Египта... Я видел кузнеца, руководящего своими подручными, но я видел и металлиста во время его тяжкого труда перед ярко горящим горном. Его пальцы подобны коже крокодила, от него исходит зловоние больше, чем от рыбьей икры. И каждый плотник, который работает и обтачивает что-то, больше ли он отдыхает, чем пахарь? Его полем является дерево, его сохой - паяльник. Освободившись от работы ночью, он работает больше, чем его руки (в течение дня). Ночью он зажигает лампу.

Участь ткача, сидящего в тесной хижине, хуже участи женщины. Его бедра плотно прижаты к груди, и он не может свободно дышать. Если за целый день он не сможет изготовить положенное ему количество тканого материала, его изобьют, как лилию в пруду. Только подкупив надсмотрщика у дверей (своим) хлебом, он сможет поглядеть на солнечный свет... Я говорю тебе, что ремесло рыбака хуже всякого другого ремесла, - он поистине не живёт за счёт своей работы на реке. Он путается среди крокодилов, и если свитков папируса будет недостаточно, он может кричать (о помощи). Если ему не скажут, где прячется крокодил, страх слепит его глаза. Поистине нет лучшего занятия, чем то, лучше которого не найти, исключая профессии писца, лучшей из всех.

Человек, который знает искусство письма, - высший в силу одного этого, чего нельзя сказать о других занятиях, только что обрисованных мной. Поистине каждый рабочий проклинает своего товарища. Ни один человек не скажет писцу: «Паши поля для этого господина»... Один день (провести) в помещении для обучения лучше для тебя, чем вечность за пределами её; эти работы (длятся подобно) горам... Поистине богиня Реннит находится на пути бога. Она находится рядом с писцом и в день его рождения и тогда, когда он, став мужчиной, войдёт в палату Совета. Поистине не существует ни одного писца, который бы не ел пищу из дворца короля (жизнь, сила и здоровье ему)».

Как будет видно, занятия белоручек считались морально и практически более высокими и даже не менее важными, чем интенсивный труд по кладке стен, если учесть фантастически сложную систему письма и подсчетов эпохи ранних цивилизаций.

Жрецы-правители, освобожденные от работы с материальными предметами, стремились разработать свои символические методы и наделить их независимой реальностью. В одном смысле это было ценно, поскольку позволяло, по меньшей, нескольким избранным умам, иметь досуг для мышления; и действительно, они были в состоянии создавать из этих символов абстрактные системы в математике.

Огромные достижения людей, производивших расчёты в Египте и Вавилоне, являлись основой, на которой позднее была создана абстрактная математика греков. Тем не менее, такое обращение с символами позволило сохранить гораздо больше первобытных идей, таких, как симпатическая магия времен охотничьего уклада жизни и дальнейшее увеличение силы духов».

Джон Бернал, Наука в истории общества, М., «Издательство иностранной литературы», 1956 г.,  c.79-80.

vikent.ru


Смотрите также