Доклад: Древнерусские музыкальные инструменты. Древнейшие музыкальные инструменты
Древние музыкальные инструменты Армении | Вне Строк
Музыка в культуре армянского народа занимает одну из ведущих ролей. Как минимум, «Музыкальная культура армянского народа насчитывает около трёх тысячелетий своего существования … и развивалась она вполне самостоятельно, сохраняя глубоко своеобразные, самобытные национальные черты … Ещё во времена родового строя в Армении появляются профессиональные мастера народной музыки…
сопровождающие своё пение игрой на пандире или бамбирне (струнные щипковые древнеармянские инструменты, прим. С.Н.)».
Предки армян – «первый народ Амалек» (см. статью «Таинственный народ Амалек») искусно играли на многих своих национальных инструментах. В египетских (а позднее и в арабских) источниках они фигурируют как «пранарод аму», принесшие многие музыкальные инструменты в разные страны, в Египет в том числе. П.Монтэ пишет: «Цитра (многострунный, преимущественно щипковый инструмент) пришла в Египет из Азии. Кочевники — аму приходят в Менат-Хуфу и предстают перед управителем нома Орикса с цитрой в руках. Музыканты-азиаты иногда играли на больших цитрах с подставкой. Были и небольшие цитры, порой довольно изящные, всего с пятью струнами». Также стали пользоваться в Египте популярностью двойные флейты, гобой арфы.
Прародиной многих музыкальных инструментов, по праву, считается Армения. Следует добавить и то, что этот факт сильно повлиял (не только на далёкий Египет), а также на музыкальную культуру соседних, с ней, народов например, Кавказа. Ведь Кавказ прилегал «почти вплотную к одному из древнейших очагов мировой цивилизации – Двуречью».
Поэтому многие армянские традиционные народные инструменты и распространялись по территории Кавказа. Где они, с древности и по настоящее время, используются – как в периоды работы и отдыха, так во время праздников, национальных игр, состязаний и т.д.. Л. Кожевникова пишет: «Большая часть этих инструментов известна на всей территории Кавказа и отличается лишь названиями.
Они прочно вошли в быт закавказских республик. Наибольший интерес представляют старинные духовые инструменты». Армянские инструменты настолько уникальны и технически совершенны, что это позволяет говорить о том, что они являются носителями древнейшей мировой музыкальной культуры и традиций. Некоторые из этих традиций не канули в лету.
До сих пор горные пастухи Армении мастерски владеют древними музыкальными приёмами игры, позволяющими легко управлять большими стадами. О чём, в своё время, писали, буквально ошеломлённые учёные в «Известиях императорcкого русского географического общества». (1)
Едва ли не самым древним и оригинальном духовым армянским инструментом является армянская волынка («паракапзук» — древ. арм.), получившая позднее горячее признание в Европе (Шотландия). Национальные флейты имели множество видов, из всего многообразия на данный момент, сохранились три – «сринг», «тутек», (2) а также, оригинальная флейта, с боковым нагубником — «шви». Тутек вырезали из тутового и орехового деревьев.
Но, мастера некоторых областей Армении (Сюник, Арцах и др..) применяли только абрикосовое дерево не менее 4-х летнего возраста роста жизни. Древняя армянская традиция резьбы по древесине абрикоса гласит, что сырьё надо пускать в работу пока оно сырое, т.к. высыхая, оно становится твёрдым как кость. Не менее оригинальными можно считать и некоторые виды медных труб («пох» — древ. арм.), а также костяной рог («ехджерапох» — древ. арм.). Заслуженной любовью в народе пользуются зурна и дудук. На зурне играют только на улице, в помещениях её заменяет дудук.
Так же многообразен и реестр щипковых древнеармянских инструментов: «бамбирн», (3) «саз», «кеменча», «пандир», «кнар» (разновидность лиры), а «джнар» и «вин» — виды кнара. Из всего многообразия щипковых инструментов, до сих пор у армянских музыкантов используется кеменча. Начиная с древности, бродячие армянские артисты («рапсоды», позднее «ашуги»), традиционно, развлекали слушателей игрой на кеменче и сазе.
(4) А также, кеменча и саз были, можно сказать, правой рукой во время выступлений певцов — «гусанов», бродячих сказителей «випасанов» (аналог славянских «гусляров-баянов») и скоморохов («цахрацу» — древ. арм.»). По старинному преданию родиной гусанов был Гохтан. Цахрацу веселили публику весёлыми историями («завешт» — древ. арм.) и анекдотами («катак» -древ. арм.), сопровождая их музыкой. Где главным действующим лицом, был народный герой карабахский балагур Пыл-Пуги (аналог русского Петрушки).
В отдалённых армянских сёлах местные жители-музыканты бережно хранят наследие предков. В значимые праздники они достают семейные реликвии и играют по старинке на бамбирне (древний щипковой инструмент по типу скрипки) или сазе (древний инструмент грушевидной формы по типу мандолины). Позднее саз полюбился иранским и азербайджанским музыкантам, в этих странах он стал считаться их национальным инструментом.
Важное место в армянской музыкальной культуре занимают ударные инструменты – двухсторонний барабан («д(h)ол» — древ. арм.), барабан — «дап», небольшие по размеру, керамические и медные литавры («диплипито» — древ. арм.) и бубен («даф» — древ. арм.). Во время исполнения какого либо танца, на дафе играют женщины, нисколько не уступающие в игре мужчинам. Конечно, следует сказать, что музыкальные инструменты использовались с глубокой древности и в армянском театре. (5)
Куда-бы не заносила армян судьба, они трепетно сохраняли во всех сферах культуры и жизни, тысячелетние традиции своего народа, при этом, беря на вооружение полюбившиеся им культурные традиции соседей. Например, польский историк З.Косцюв писал, что помимо национальных музыкальных инструментов (свирели, «дап» и мн. др.), армяне играли на скрипках, цимбалах и пр.. (6) Как на родине, так и далеко на чужбине армяне старались воспроизводить национальные музыкальные инструменты не нарушая заветов корифеев своего дела.
Мастера, творящие музыкальные инструменты, пользовались всенародным уважением и почётом. В настоящее время, в Армении работают уникальные талантливые мастера, создающие инструменты по старинным технологиям. Например, бережно сохраняет древние традиции знаменитый мастер-кеменчист Александр Мовсесян. Его работы получили мировое признание и находятся во многих частных коллекциях мира.
Музыкальная культура немыслима без нотной грамоты. Так вот, в мире всего два народа имеют свои национальные ноты («невменная запись» или «хазы» — дре. арм.) – это армяне (7) и ещё эфиопы (абиссинцы). (8) Рукописи с хазами сохранились в библиотеках («матенадаранах» — древ .арм.) Эчмиадзина, в монастыре Армянского квартала в Иерусалиме и др..
И это лишь, небольшой перечень богатого, древнего и уникального музыкального культурного наследия Армении. Но даже эта малая толика помогает представить полнее глубину музыкальной культуры армянского народа. Редкие экспонаты этого наследия можно увидеть в Государственном Историческом Музее (Армения). Кроме того, в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (Россия) тоже собрана уникальная коллекция по этой тематике.
Автор: Наталья Соболь, историк-арменовед
PARKAPZUK
LEVON TEVANYAN — Shvi
Harut Asatryan — zurna/Арут Асатрян — зурна
Армянский дудук Горы Армении
YANNI Prelude and Nostalgia-Live_1080p (From the Master)
Артист уровня дзен! Армянский виртуоз-барабанщик
Комментарии к публикации:
(1) «Как и тысячи лет назад горные пастбища оглашаются звуками духовых инструментов. О том, насколько высоко искусство пастухов – чабанов («(h)овив» — древ. арм.; прим. С.Н.), пасущих стада на горных пастбищах, писал один из очевидцев: «Стоя, где-нибудь на склоне или обрыве, они командуют стадом, пасущимся далеко внизу на склонах гор; повинуясь их голосу, овцы двигаются вперёд и назад, поворачиваются направо и налево и по данному знаку моментально собираются вокруг своего пастуха или рассыпаются во все стороны». «Известия императорского русского географического общества», т. III, Спб., 1888, с.29. Кожевникова Л. «ГЦ Музей им. М.И. Глинки «Музыкальные инструменты республик Закавказья», фонды, М., 1980, с. 3-4.
(2) Небольшой тутек был популярен у уличных комедиантов. «Под звуки тутека выступали акробаты, канатоходцы, заклинатели змей». Там же, с. 5.
(3) Следует добавить, что в глубокой древности, при игре на бамбирне, предки армян пользовались плектром! При архео/раскопках нашли костяной древний плектр. О его применении во игры на инструменте, упоминают такие корифеи армянской истории как великий Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский-лат.) и И.Драсканакертци (Х в.). Хоренаци М. «История Армении», кн.I, гл.31. Энциклопедия «Хайазг».
(4) «Ашуги – бродячие музыканты. Их появление в деревнях и сёлах было радостным событием … на праздниках и торжествах они вдохновенно исполняли эпические сказания («Давид Сасунский», «О маленьком М(h)ере», «О Вардане и войне армянской», «Об Александре Великом», «Об Аре Прекрасном» и т.д.; прим. СН.), импровизировали шуточные и лирические песни. Всегда собиралось много народу послушать состязания ашугов и разгадывание музыкально-поэтических загадок («дешме»-древ.арм.) … в импровизированной стихотворной форме». Там же.
(5) В Арташате (столица древней Армении) зародился древнеармянский театр. Он имеет богатейшие традиции и уходит своими корнями в народные, языческие праздники и ритуалы. Еще в 50-х г.г. до н.э. армянский царь Тигран II «Великий» построил национальный театр по типу античного амфитеатра. У высшей знати в тот период были в фаворе греческий язык и традиции (грекофильство). Армения сыграла большую роль в популяризации и продвижении греческой культуры (театр, философия, медицина, астрономия, математика и т.д.). Армянские писцы переводили античных авторов.
Ни для кого не секрет, что благодаря именно армянам мировая современная наука пользуется редкими античными произведениями, по сохранившимся армянским переводам. Ведь много ценнейших фолиантов сгорело при войнах по указанию завоевателей. Например, знаменитую Александрийскую библиотеку сжёг халиф Омар (он велел на протяжении года топить рукописями городские бани). А сын Т.В. — царь Артавазд II был первым армянским драматургом и режиссером-постановщиком трагедий Еврипида и других античных авторов. «Сохранилось любопытное описание Плутархом одного представления в Аштаракском театре, под руководством А..
В числе зрителей были армянский и парфянский цари, которые в то время были союзниками». А. поставил «Вакханку» (53г. до н.э.). «Когда мать царя Пентея (её роль исполнял мужчина) собиралась выйти на сцену, н
vstrokax.net
Древнерусские музыкальные инструменты
Из всех источников о древнерусском музыкальном инструментарии самый бесспорный возник при археологическом изучения Новгорода. Здесь в культурных наслоениях ХI - XV вв. обнаружено множество предметов сигнального и музыкального назначения. Различной степени сохранности, изготовленные из кости, глины, металла, дерева - все они есть научное и культурное сокровище не только национальное русское но, и общеевропейское.
Впервые описание, классификацию и варианты реконструкции древних новгородских музыкальных инструментов предпринял в 1960 - 1970 гг. Б.А. Колчин. За последнее десятилетие усовершенствовались методы реконструкции, заметно увеличилось число археологических музыкальных находок, среди которых выявились и типологически новые. Всё это побуждает к составлению свода древнего новгородского инструментария, краткому обзору которого посвящено настоящее сообщение.
Можно предполагать, что в древнем Новгороде, как и поныне в некоторых сёлах на русском Северо-Западе, самыми архаичными из звукообразующих приспособлений были те, которые изготавливались посезонно в полевой обстановке из непрочных материалов, например, древесной коры или трубчатых растений. Идеологическая их нагрузка, связанная с повериями об охранительной силе их звучания, перешла позднее на инструменты, изготовляющиеся в стационарных условиях, - керамические погремушки и свистульки, металлические бубенчики, колокольчики, шумящие привеси, ботала, варганы и, наконец, деревянные, так называемые, благородные - сопели, гусли, гудки. Последние, в большей мере, подвергались эстетизации, что и отражено в их конструкции, художественном оформлении, способе изготовления, музыкальных исполнительных возможностях и, по-видимому, репертуаре, содержавшем какие-то элементы византийского профессионального музицирования. В былинах, например, варьируется такая мысль:
"Играет-то Садке в Новгороде,
А выигрыш ведет от Царя-града ".
Конструктивные идеи струнных, развитые некогда в древних цивилизациях Ближнего и Среднего Востока, Египта и Средней Азии, проникая в 1-м тысячелетии в различные уголки Европы, приспосабливались к местным ремесленным и музыкальным традициям и воплощались в обновленных формах. Таковы, к примеру, гусли с игровым окном. Факт их бытования в истории человечества - полная неожиданность. Расширяя в целом границы европейской традиции строительства лирообразных, по принципу звукообразования они явно отличались от западноевропейских лир.
Среди традиций, слагавших музыкальную культуру в древнем Новгороде, основными представляются следующие: 1) народная песенная - преимущественно обрядовая дохристианская, бесписьменная; 2) народная инструментальная - профессиональная и непрофессиональная, бесписьменная, взаимодействовала с народной песенной; 3) церковная певческая - официальная культовая христианская с канонами, воспринятыми от Византии, письменная.
На Руси во время церковного богослужения музыкальные инструменты не использовались. Иерархия православия, следуя традиции ранневизантийского христианства, осуждали народные игрища с их "бесовскими песнями" и "гудебными сосудами" такими, как бубен и сопель, гусли и смык, то есть гудок. Осуждение в ХVII в. обернулось преследованием профессиональных народных музыкантов - скоморохов, что известно из письменных источников. Археологические же материалы подобных событий пока что не отражают и говорят скорее о другом: во-первых, о популярности гуслей и гудка среди всех сословий древних новгородцев, во- вторых, об изготовлении некоторых инструментов руками отроков.
Открытие археологами в Новгороде обломков древних музыкальных инструментов повлекло за собой их научную реконструкцию. Было достигнуто формальное звучание сопелей, гуслей, гудков. После чего стало возможным поставить перед фольклористами задачу поиска на Северо-Западе России образцов традиционного инструментального музицирования. Ныне такие образцы, пополнившие золотую фонотеку народной музыки, дают право на попытки доказательного озвучивания средневековых инструментов.
В комплексе новгородских музыкальных древностей представлены основные группы инструментов - самозвучащие, мембранные, духовые и струйные. Кроме непосредственно музыкальных инструментов, о них имеются также изобразительные и письменные свидетельства.
С А М О З В У Ч А Щ И Е
Колокол, било или блюдо (гонг). В берестяной грамоте № 605 второй четверти ХII в. раньше, чем в других источниках, сообщается о церковных звонах на Руси. В посланиях одного монаха к другому говорится: "А пришьла есве оли звонили" - А пришли (то есть вернулись) с ним, когда звонили. Звоны в христианских храмах унаследовали от древности охранительный смысл.
Ботало или колоколка. Традиционно привешивается домашнему скоту к шее для того, чтобы он не потерялся в лесу и чтобы на него не напал зверь или дух болезни. Уплощенная, согнутая из жести и сваренная медным припоем колоколка встречается в слоях ХII - XV вв. Одновременно бытовали литые колоколки из цветных металлов, некоторые из них, возможно, предназначались для музыкальных целей.
Звонец или колокольчик. Небольших размеров, литой, бронзовый. Имеются образцы конца XI, первой половины XII и последней четверти XIV вв. Мог использоваться как в сигнальной так и в музыкальной роли.
Бубенчик или шарок. Несколькими разновидностями бубенчики литые или тесненые из цветных металлов представленных в слоях с X по XV вв. Одни из них использовались как привески к одежде, другие могли входить в комплект музыкальных погремушек.
Шумящая привеска-амулет. Типологически различные образцы привесок, как правило бронзовые литые, обнаружены в слоях XI-XV вв. Это были, надо полагать, детские игрушки с охранительной сущностью.
Варган. Изготовлялся из железа в форме подковки с удлинёнными концами и проскакивающим упругим язычков. В слоях XIII-XV вв. найдено пят экземпляров. Варган конструктивный прототип гармоник.
Трещотки. Наподобие книжицы, состоят из набора деревянных дощечек (по 5-7 штук), одна из которых снабжена ручкой. Свободно скрепляющий их ремешок проходит сквозь пару отверстий, прорезанных в каждой из дощечек. При встряхивании, ударяясь одна о другую, издают щёлкающий звук. Таковы реконструированные трещотки, замечательный образец которых в виде двух уцелевших от них еловых дощечек был в 1992 г. в слое первой половины XII в. Это, наверно, и есть первое свидетельство о загадочной разновидности трещоток, которые в "Реэстре" на случай свадьбы Никиты Зотова в 1714 г. были поименованы "новгородскими". Возможны два варианта их реконструкции - с односторонним относительно дощечки-держалки расположением дощечек - лопасток и с двухсторонним. Выяснилось, что второй вариант в ХХ в. на Новгородчине использовался как "колотушка" сторожа.
М Е М Б Р А Н Н Ы Е
Бубен. Обнаружены его принадлежности, датируемые XI - XV вв. Это деревянные колотушки с шарообразным навершием а также деревянные с петелькой шарики, составляющие, по-видимому, вощагу, то есть бич с шариком на конце, навощив который, ударяли в бубен. Роль колотушки известна, а вот с вощагой дело обстоит сложнее. Известны описания ее устройства и считается, что бич с шариком на конце, ударяемый бубнистом в бубен, запечатлён в Радзивиловской летописи XV в. на миниатюре "Игрища славян" - лист 6-й, на обороте. Но более вероятно другое толкование этой нарисованной детали: миниатюрист, допустив неточность, пытался изобразить не вощагу, а изогнутую колотушку, подобную той, которой ударяет в бубен один из персонажей миниатюры "Гадание у чудского волхва" - лист 105. Устройство же вощаги как известного некогда орудия наказания показано на листе 103-ем упомянутой летописи. При новом толковании в книге сохраняется логичная система условных знаков, но оказывается вне изобразительных свидетельств вощага как составная деталь музыкального бубна. Всё это подкрепляет лишь одну мысль: на Руси вощага могла быть в комплекте ратного, прежде всего конного, мембранного ударного инструмента.
Д У Х О В Ы Е
Брунчалка или гудалка. Небольшая трубчатая косточка животных или птиц с одним (или двумя) просверлённым отверстием, в которое продевался тонкий ремешок (или нитка). Вращаемая взад-вперёд посредством периодичного натяжения ремешка, она издавала угрожающий гул. В древности, вероятно, использовалась жрецами народных культов для отпугивания злых духов. Позже перешла в распоряжение детей. Брунчалки обнаруживаются в слоях XI - XV вв. В 1991 г. найдена 40-я по счёту гудалка. Она уникальна: один из её концов оформлен резной мордочкой зверька, что делает допустимой о её сакральной роли.
Свистулька. Керамическая, с двумя игровыми отверстиями, в виде коника или каплеобразная. Насчитывается более 20 экземпляров. Популярна в XIV -XV вв. и позднее, хотя отдельные обломки позволяют предполагать бытование свистулек в XIII, XII и даже XI вв. В 1849 г. И.П. Сахаров сообщал, что в Вятской губернии свистулька использовалась во время "свистопляски" - праздника поминовения предков. Ныне свистулька - детская игрушка. Суть конструкции свисткового приспособления та же, что и у деревянных сопель.
Сопель. Было найдено три экземпляра сопелей. Реконструировать удалось две - XV и XI вв.; первая с тремя игровыми отверстиями, вторая с четырьмя. Они мастерились из древесных стволиков; первая из ясеня, вторая из ивы. В вероятной конструктивной связи с ними была дудка, изображённая на створке серебряного обруча из Старорязанского клада XII - XIII вв. Восстановление внешних форм сопелей привело к открытию их звукорядов. При комбинированном их перекрывании игровых отверстий на сопелях XI и XV вв. извлекаются следующие звуки: (Ноты вставить)
Стрелками указаны звуки, каждый из которых в отличии от предыдущего извлекается, не меняя расположения пальцев с несколько усиленным вдуванием. При ансамблевой игре, отмечаемой на Руси с XI в., настройка инструментов зависела от звукоряда сопелей. И сегодня документ такого рода - ориентир, достойный внимания при реконструкции строя древних струнных, особенно гуслей.
mirznanii.com
Доклад - Древнерусские музыкальные инструменты
Из всех источников о древнерусском музыкальном инструментарии самый бесспорный возник при археологическом изучения Новгорода. Здесь в культурных наслоениях ХI — XV вв. обнаружено множество предметов сигнального и музыкального назначения. Различной степени сохранности, изготовленные из кости, глины, металла, дерева — все они есть научное и культурное сокровище не только национальное русское но, и общеевропейское.
Впервые описание, классификацию и варианты реконструкции древних новгородских музыкальных инструментов предпринял в 1960 — 1970 гг. Б.А. Колчин. За последнее десятилетие усовершенствовались методы реконструкции, заметно увеличилось число археологических музыкальных находок, среди которых выявились и типологически новые. Всё это побуждает к составлению свода древнего новгородского инструментария, краткому обзору которого посвящено настоящее сообщение.
Можно предполагать, что в древнем Новгороде, как и поныне в некоторых сёлах на русском Северо-Западе, самыми архаичными из звукообразующих приспособлений были те, которые изготавливались посезонно в полевой обстановке из непрочных материалов, например, древесной коры или трубчатых растений. Идеологическая их нагрузка, связанная с повериями об охранительной силе их звучания, перешла позднее на инструменты, изготовляющиеся в стационарных условиях, — керамические погремушки и свистульки, металлические бубенчики, колокольчики, шумящие привеси, ботала, варганы и, наконец, деревянные, так называемые, благородные — сопели, гусли, гудки. Последние, в большей мере, подвергались эстетизации, что и отражено в их конструкции, художественном оформлении, способе изготовления, музыкальных исполнительных возможностях и, по-видимому, репертуаре, содержавшем какие-то элементы византийского профессионального музицирования. В былинах, например, варьируется такая мысль:
«Играет-то Садке в Новгороде,
А выигрыш ведет от Царя-града ».
Конструктивные идеи струнных, развитые некогда в древних цивилизациях Ближнего и Среднего Востока, Египта и Средней Азии, проникая в 1-м тысячелетии в различные уголки Европы, приспосабливались к местным ремесленным и музыкальным традициям и воплощались в обновленных формах. Таковы, к примеру, гусли с игровым окном. Факт их бытования в истории человечества — полная неожиданность. Расширяя в целом границы европейской традиции строительства лирообразных, по принципу звукообразования они явно отличались от западноевропейских лир.
Среди традиций, слагавших музыкальную культуру в древнем Новгороде, основными представляются следующие: 1) народная песенная — преимущественно обрядовая дохристианская, бесписьменная; 2) народная инструментальная — профессиональная и непрофессиональная, бесписьменная, взаимодействовала с народной песенной; 3) церковная певческая — официальная культовая христианская с канонами, воспринятыми от Византии, письменная.
На Руси во время церковного богослужения музыкальные инструменты не использовались. Иерархия православия, следуя традиции ранневизантийского христианства, осуждали народные игрища с их «бесовскими песнями» и «гудебными сосудами» такими, как бубен и сопель, гусли и смык, то есть гудок. Осуждение в ХVII в. обернулось преследованием профессиональных народных музыкантов — скоморохов, что известно из письменных источников. Археологические же материалы подобных событий пока что не отражают и говорят скорее о другом: во-первых, о популярности гуслей и гудка среди всех сословий древних новгородцев, во- вторых, об изготовлении некоторых инструментов руками отроков.
Открытие археологами в Новгороде обломков древних музыкальных инструментов повлекло за собой их научную реконструкцию. Было достигнуто формальное звучание сопелей, гуслей, гудков. После чего стало возможным поставить перед фольклористами задачу поиска на Северо-Западе России образцов традиционного инструментального музицирования. Ныне такие образцы, пополнившие золотую фонотеку народной музыки, дают право на попытки доказательного озвучивания средневековых инструментов.
В комплексе новгородских музыкальных древностей представлены основные группы инструментов — самозвучащие, мембранные, духовые и струйные. Кроме непосредственно музыкальных инструментов, о них имеются также изобразительные и письменные свидетельства.
С А М О З В У Ч А Щ И Е
Колокол, било или блюдо (гонг). В берестяной грамоте № 605 второй четверти ХII в. раньше, чем в других источниках, сообщается о церковных звонах на Руси. В посланиях одного монаха к другому говорится: «А пришьла есве оли звонили» — А пришли (то есть вернулись) с ним, когда звонили. Звоны в христианских храмах унаследовали от древности охранительный смысл.
Ботало или колоколка. Традиционно привешивается домашнему скоту к шее для того, чтобы он не потерялся в лесу и чтобы на него не напал зверь или дух болезни. Уплощенная, согнутая из жести и сваренная медным припоем колоколка встречается в слоях ХII — XV вв. Одновременно бытовали литые колоколки из цветных металлов, некоторые из них, возможно, предназначались для музыкальных целей.
Звонец или колокольчик. Небольших размеров, литой, бронзовый. Имеются образцы конца XI, первой половины XII и последней четверти XIV вв. Мог использоваться как в сигнальной так и в музыкальной роли.
Бубенчик или шарок. Несколькими разновидностями бубенчики литые или тесненые из цветных металлов представленных в слоях с X по XV вв. Одни из них использовались как привески к одежде, другие могли входить в комплект музыкальных погремушек.
Шумящая привеска-амулет. Типологически различные образцы привесок, как правило бронзовые литые, обнаружены в слоях XI-XV вв. Это были, надо полагать, детские игрушки с охранительной сущностью.
Варган. Изготовлялся из железа в форме подковки с удлинёнными концами и проскакивающим упругим язычков. В слоях XIII-XV вв. найдено пят экземпляров. Варган конструктивный прототип гармоник.
Трещотки. Наподобие книжицы, состоят из набора деревянных дощечек (по 5-7 штук), одна из которых снабжена ручкой. Свободно скрепляющий их ремешок проходит сквозь пару отверстий, прорезанных в каждой из дощечек. При встряхивании, ударяясь одна о другую, издают щёлкающий звук. Таковы реконструированные трещотки, замечательный образец которых в виде двух уцелевших от них еловых дощечек был в 1992 г. в слое первой половины XII в. Это, наверно, и есть первое свидетельство о загадочной разновидности трещоток, которые в «Реэстре» на случай свадьбы Никиты Зотова в 1714 г. были поименованы «новгородскими». Возможны два варианта их реконструкции — с односторонним относительно дощечки-держалки расположением дощечек — лопасток и с двухсторонним. Выяснилось, что второй вариант в ХХ в. на Новгородчине использовался как «колотушка» сторожа.
М Е М Б Р А Н Н Ы Е
Бубен. Обнаружены его принадлежности, датируемые XI — XV вв. Это деревянные колотушки с шарообразным навершием а также деревянные с петелькой шарики, составляющие, по-видимому, вощагу, то есть бич с шариком на конце, навощив который, ударяли в бубен. Роль колотушки известна, а вот с вощагой дело обстоит сложнее. Известны описания ее устройства и считается, что бич с шариком на конце, ударяемый бубнистом в бубен, запечатлён в Радзивиловской летописи XV в. на миниатюре «Игрища славян» — лист 6-й, на обороте. Но более вероятно другое толкование этой нарисованной детали: миниатюрист, допустив неточность, пытался изобразить не вощагу, а изогнутую колотушку, подобную той, которой ударяет в бубен один из персонажей миниатюры «Гадание у чудского волхва» — лист 105. Устройство же вощаги как известного некогда орудия наказания показано на листе 103-ем упомянутой летописи. При новом толковании в книге сохраняется логичная система условных знаков, но оказывается вне изобразительных свидетельств вощага как составная деталь музыкального бубна. Всё это подкрепляет лишь одну мысль: на Руси вощага могла быть в комплекте ратного, прежде всего конного, мембранного ударного инструмента.
Д У Х О В Ы Е
Брунчалка или гудалка. Небольшая трубчатая косточка животных или птиц с одним (или двумя) просверлённым отверстием, в которое продевался тонкий ремешок (или нитка). Вращаемая взад-вперёд посредством периодичного натяжения ремешка, она издавала угрожающий гул. В древности, вероятно, использовалась жрецами народных культов для отпугивания злых духов. Позже перешла в распоряжение детей. Брунчалки обнаруживаются в слоях XI — XV вв. В 1991 г. найдена 40-я по счёту гудалка. Она уникальна: один из её концов оформлен резной мордочкой зверька, что делает допустимой о её сакральной роли.
Свистулька. Керамическая, с двумя игровыми отверстиями, в виде коника или каплеобразная. Насчитывается более 20 экземпляров. Популярна в XIV -XV вв. и позднее, хотя отдельные обломки позволяют предполагать бытование свистулек в XIII, XII и даже XI вв. В 1849 г. И.П. Сахаров сообщал, что в Вятской губернии свистулька использовалась во время «свистопляски» — праздника поминовения предков. Ныне свистулька — детская игрушка. Суть конструкции свисткового приспособления та же, что и у деревянных сопель.
Сопель. Было найдено три экземпляра сопелей. Реконструировать удалось две — XV и XI вв.; первая с тремя игровыми отверстиями, вторая с четырьмя. Они мастерились из древесных стволиков; первая из ясеня, вторая из ивы. В вероятной конструктивной связи с ними была дудка, изображённая на створке серебряного обруча из Старорязанского клада XII — XIII вв. Восстановление внешних форм сопелей привело к открытию их звукорядов. При комбинированном их перекрывании игровых отверстий на сопелях XI и XV вв. извлекаются следующие звуки: (Ноты вставить)
Стрелками указаны звуки, каждый из которых в отличии от предыдущего извлекается, не меняя расположения пальцев с несколько усиленным вдуванием. При ансамблевой игре, отмечаемой на Руси с XI в., настройка инструментов зависела от звукоряда сопелей. И сегодня документ такого рода — ориентир, достойный внимания при реконструкции строя древних струнных, особенно гуслей.
С Т Р У Н Н Ы Е
Номинальное число струнных инструментов, найденных в виде крупных частей или мелких деталей в 1992 г., достигло 65. Из них 30 шпеньков — это детали для натяжения струн, сходство между гусельными и гудочными затрудняет их классификацию.
Гусли
Бесспорно классифицировано 18 образцов. Из них пользуясь терминологией К.А. Верткова, гуслей шлемовидных — 1 экз., гуслей крыловидных — 17. Это струнные щипковые безгрифовые музыкальные инструменты. Образованию «чистого» резонанса как основы их звукообразовательного принципа способствует свойственный каждому из них вариант стационарного струнодержателя.
Крыловидные гусли с характерным для них веерообразным расположением струн бытовали в двух разновидностях: у одних было игровое окно, у других его не было. При строительстве тех и других соблюдались следующие общие правила. Из цельного бруса дерева изготавливался корпус, в нём долбилось корытце, в выступающей от корытца части — окрылке — просверливались отверстия для шпеньков, и, если требовалось, вырезалось игровое окно. Цельной выстругивалась и палочка (дека), которая крепилась поверх корытца, как правило, с помощью клея, вероятно, рыбьего. Свидетельством приклейки являются насечки по краям корытца и с нижней стороны палочки. В узком конце палочки располагались или специальные два ушка, или вставные «утицы» с продетым в них стержнем-струнодержателем; первый вариант присущ гуслям с игровым окном, второй — гуслям без окна. В обломке одной из трёх палочек, датированных XI — XIII вв., имеется отверстие величиной 2 Х 3 мм. Изготовлялось ли оно в роли голосника — определённо сказать невозможно. Тем более, что характерное отсутствие голосников в гуслях прослеживается в изобразительных источниках вплоть до рисунка пятиструнных гуслей в «Дисертации о русских древностях» М. Гютри — 1795 г.
Подвергались реконструкции четыре образца гуслей с игровым окном. Длина меньшего из них 36 см, большего — 85 см. Число струн бронзовых или кишечных — от 5 до 8 (9?). При строительстве таких гуслей использовались можжевельник, ель, сосна, дуб, берёза. Характерны сочетания в одном инструменте двух пород — хвойной и лиственной. В художественном оформлении использовались животные и растительные мотивы с элементами плетёнки.
Корпус пятиструнных гуслей 1070 — 1080 гг. был изготовлен из сосны и имел дубовую полочку. На бортике уцелела резная надпись «СЛОВИША». По лингвистически обоснованной точке зрения А.А. Зализняка, СЛОВИША — это, вероятнее всего, личное имя инструмента, а не его владельца. Надпись гласит также о принадлежности гуслей славянину.
Богатством резных художественных украшений отличаются шестиструнные гусельки первой половины XII вв.
Гусельки из слоя начала XIII в. имеют семь струн. Их корпус берёзовый, палочка из сосны. Полочка вставлена в специальный паз, отобранный по всему периметру корытца, как в польских гэншьле XI в. из Ополе.
Обломки больших гуслей, изготовленных из сосны и украшенных резьбой растительного характера, обнаружены в слое 1240 — 1260 гг. В прежних публикациях эти гусли — девятиструнные. Но всё же восьмиструнный вариант их реконструкции более отвечает расположению древесных волокон в оригинале и его художественным контурам.
Наличие у рассмотренных инструментов игрового окна предполагает их вертикальное, подобно щипковым лирам, положение при игре. Но обосновать способы игры на них невозможно без изучения другой разновидности крыловидных гуслей.
Гусли без игрового окна в новгородской археологии прослеживаются в слоях XIV — XV вв. Но знали о таковых на Руси уже в XII в., о чём свидетельствуют их изображения на створках обручей из Киевского и Старорязанского кладов. Образцов гуслей с иным числом струн, кроме пяти, пока что не выявлено. Корпусы долбились из хвойных древесных пород. Им свойственны полочки со вставными «утицами» струнодержателя.
Большие из них, длинной 53 или 56 см, изъятые из слоя 1370-х гг., кроме предполагаемого завитка в верхней их части, особых украшений не имели.
Меньшие, длиной до 37 см, попали в культурный слой на рубеже XIV — XV вв. Они украшены резьбой; примечательна свастика, в вариациях доведённая до образа священной лозы.
Наконец, частичная реконструкция гуслей конца XIV в. показывает, что в окрылке, также как и в предыдущих двух инструментах, могло разместится пять шпеньков.
На гуслях, не имевших игрового окна, музицировали, держа их в горизонтальном положении. Расположив левую руку на струнах, а правой бряцая по ним, играли скоморохи, запечатленные на створках известных обручей из Киевского и Старорязанского кладов XII — XIII вв. То же, но с подробностями, подтверждают и материалы музыкальных этнографических экспедиций в некоторые из бывших окраин Новгородского государства. По постановке левой руки узнаётся тот или иной из основных двух способов игры. Первый способ: три пальца левой руки, располагаются между струн и одновременно перемещаясь в плоскости полочки вниз-вверх, по мере надобности глушат то минорное, то мажорное трезвучия. При втором способе те же три пальца левой руки, располагаясь поверх струн, выполняют не только роль глушителей, но и могут извлекать отдельные звуки. Оба эти способа игры применимы к гуслям с игровым окном с той лишь разницей, что пальцы левой руки касались струн с тыльной стороны инструмента.
Струны крыловидных гуслей традиционно настраивались в диатоническом порядке. Таким же был строй и гуслей шлемовидных.
Шлемовидные гусли имели не менее десяти струн. Струны располагались параллельно и крепились одним концом к шпенькам, а другим — к изогнутому и приклеенному к полочке деревянному струнодержателю. Раннее их изображение помещено на листе 39 в Хлудовской Псалтири конца XIII в. Родственный им на Западе был псалтерион. Похоже, что оба инструмента возникли на основе общей древней консруктивной идеи.
Из культурного слоя Новгорода происходят:
маленькая свинцовая накладка XIII -XV вв., на ней изображены шлемовидные гусли с вогнутым основанием; наконец, обломок дубовой полочки гуслей данного типа, датируемый концом XIV в. На обломке сверху сохранились следы приклейки струнодержателя, а снизу следы приклейки его самого к корпусу гуслей, что и позволяет обобщённо представить эти гусли с вогнутым основанием.
Гудок
Струнный смычковый без грифовый музыкальный инструмент. Его грушеобразные контуры включают в себя головку с тремя шпеньками, короткую шейку и долблёную полость или сосуд, который сверху накрывался полочкой. Посередине полочки имелись два полукруглых выреза, в районе которых устанавливалась способная перемещаться кобылка (подставка). Через её верхнюю грань от струнодержателя к шпенькам тянулись три кишечных струны. Кобылка, передавая вибрацию струн корпусу гудка, механически влияла на резонансный процесс, чего нет в гуслях. Звук на гудке извлекался изогнутым погудальцем (смычком), прядь его конских волос натиралась смолой хвойных деревьев.
Предполагается, что упоминаемые в письменных источниках названия «смык» в XI — XVI вв. и «гудок» в XVII в. и позднее относились к конструктивно одному бытовавшему на Руси смычковому музыкальному инструменту. В устной народной поэтической традиции почти не упоминается о смыке, и, напротив, популярен гудок. Этимологически ближайшим к гудку является болгарский смычковый инструмент — гъдулка. В изображениях XVII — XIX вв. гудок конструктивно подобен и болгарской гъдулке и одновременно новгородским археологическим образцам смычковых инструментов. Вот почему за последними в науке утвердилось название — гудок.
На Западе родственным гудку был смычковый музыкальный инструмент — фидула (лат.), фидель (нем.).
Сложная относительно гуслей конструкция гудка предполагает исторически более позднее и географически иное происхождение. Это подтверждается хотя бы тем, что Античная Греция, через которую в Европу проникали струнные щипковые, не знали смычковых. Названия частей европейских смычковых — головка, шейка, кобылка или седло — как принято считать, указывают на них связь с центральноазиатским культом лошади. В подлинной мифологической грандиозности предстаёт образ гудка в знаменитой былине «Вавило и скоморохи». Силой волшебства святых скоморохов Кузьмы и Демьяна вожжи превращаются в «шёлковые струнки», а кнут — в «погудальце» для того, чтобы «заиграл Вавило во гудочек». При этом не упомянутый в былине конь, от головы которого вдоль шеи тянутся вожжи — струны, и есть корпус сакрального гудочка.
В Новгороде собраны археологические свидетельства о 17 гудках. Большинство из них делалось из хвойной, с преобладанием еловой, древесины. В двух использовался клён.
Гудочек из слоя первой половины XIV в. сохранился полнее других. Его долбленный из ели корпус соединялся с полочкой при помощи клея, об этом свидетельствуют насечки, нанесённые ножом по кромке корытца. В центре полочки прорезаны два сегментовидных голосника, в верхней её части — узор, знак из шести отверстий, ещё одно отверстие пониже голосников, по — видимому, намечает место для кобылки. Утрачены струны, три шпенька и весь струнодержатель с кобылкой.
При неизменном конструктивном назначении струнодержателя его форма, материалы и способ крепления были различны. В рассмотренном выше гудочке использовалось сквозное отверстие, в котором закреплялась кожаная или жильная петля; к ней привязывались струны. в другом случае струны могли крепится к металическому гвоздю, как в гудочке, строившемся неумелыми руками отрока. В третьем случае петля обхватывала выступ, образованный или полочкой, как в реконструированном гудке XII в., или корпусом, как это было у гудка XI в. — древнейшего из новгородских.
Головка гудка могла украшаться резным орнаментом. Иногда в головке, помимо трёх шпеньковых отверстий, сверлилось четвёртое, в него вдевался шнурочек для подвешивания.
О стадиях строительства гудка дают представления две заготовки из слоёв XIV — XV вв. В одной из них, обгоревшей при пожаре, сосуд остался не выдолбленным.
Археологических образцов погудальца пока что не выявлено. Его реконструкция осуществленна по изобразительным и этнографическим материалам.
Теперь в двух словах об основном реконструкторском методе. После извлечения обломка музыкального инструмента из влажного культурного слоя необходимо сразу же изготовить его копию. Из бруса современной размоченной и соответствующей подлиннику породы древесины изготавливается его копия вместе с научно обоснованным вариантом реконструктивного дополнения. Далее копия тонируется под цвет археологического образца, а дополненные части остаются светлыми. В отличии от подлинника такая копия, высыхая, даёт естественную усадку, в следствии чего без особых математических расчётов сами собой определяются размеры древнего музыкального инструмента в его здоровом сухом состоянии.
Таковы краткие сведения о древнем новгородском инструментарии, богатейшее собрание которого вместе с реконструкторским опытом давно уже способствует решению проблем музыкальной археологии в других местностях. Вот почему одна из археологических находок IX — XIV вв. в Хедебю (Норвегия) была определена как заготовка фиделя, то есть инструмента, идентичного гудку, а гданьская находка гэншьле (Польша), то есть гуслей XIII в., доказательно реконструирована как щипковый музыкальный инструмент. Точно также по сравнительно небольшому обломку удалось реконструировать и псковский гудок XIII в., принадлежавший, вероятнее всего, профессиональному музыканту — скомороху.
Всё это, обнажая подчас неизвестные стороны европейской музыкальной культуры, не может не влиять и на понимание некоторых общеисторических процессов в средневековой Европе.
www.ronl.ru
Музыкальные инструменты Древнего Китая
С древности китайцы считали, что правильное звучание музыкальных инструментов, или, как говорили, «чистый звук», очищает слух и проясняет зрение, позволяя постичь сокровенное и недоступное восприятию обыкновенных людей. Китайские знатоки музыки единодушно называют главным достоинством музыки «размеренность», или «гармоничность», звучания. Среди тонких ценителей музыки концерт мог ограничиться исполнением одной-единственной ноты, демонстрирующим точное совпадение звучаний всех инструментов.
Изобретательные китайцы придумали множество оригинальных музыкальных инструментов, каждый из которых наделялся определенным символическим смыслом.
Пристрастие китайцев к классифицированию вещей побудило их еще в древности выделить отдельные классы музыкальных инструментов: звенящие (колокола и каменные пластины), струнные, духовые и ударные (барабаны). В некоторых книгах первый класс инструментов разделяется на инструменты металлические и каменные, причем те и другие должны были звучать в унисон.
Эти виды инструментов соотносились с временами года, сторонами света и др.
Барабан соответствовал зимнему солнцестоянию (рождению ян в недрах инь), а на войне возвещал о наступлении.
Весне – времени цветения – подобали инструменты из бамбука – растения очень жизнестойкого.
Инструменты с шелковыми струнами ассоциировались с летом – временем появления шелковых коконов.
Осени соответствовали инструменты из металла, застывшей жидкости, которые на войне оповещали об отступлении.
Кроме того, барабаны традиционно символизировали небо, колокола и гонги – землю, каменные инструменты – воду, духовые – небесные светила.
Самая полная классификация инструментов включала в себя восемь видов «источников звука» - камень, металл, шелк (струнные инструменты), бамбук, дерево, кожу, глину и тыкву.
Согласно древнему трактату «Записки о музыке», стук каменных пластин должен был навевать благородному мужу «глубокие думы», звучание цитр и гуслей – «возвышенную волю», звучание бамбуковых дудок – «радушие и милосердие», бой барабанов – «бодрость и отвагу».
Сцены повседневной жизни, изображенные на стенах древних погребений, свидетельствуют о том, что в Древнем Китае существовали большие оркестры, где инструменты располагались в соответствии с их классом. Оркестр состоял из разнообразных ударных инструментов, флейт, больших глиняных свистулек с несколькими отверстиями, обычно выполненных в виде животного или птицы, а также струнных музыкальных инструментов, похожих на гусли и др.
Ручные колокольчики, издающие звуки разной высоты, известны в 12 в. Поочередно позванивая в разные колокольчики, можно сыграть любую мелодию.
Китайский колокольчик бо-чжун считался символом плодородия. Звук из него извлекался специальной палочкой. В храмах звуки таких колокольчиков сопровождали священные ритуалы.
Особенно важная роль в китайской музыке отводилась колоколам, которые в древних концертах начинали звучать первыми, как бы задавая тон всему исполнению. Полный состав древнекитайского оркестра включал в себя 12 и более колоколов разного размера. В древнем погребении одного правителя был обнаружен набор из 64 колоколов. Все колокола подвешивались на специальных рамах высотой до 1 м и длиной почти 2,5 м. Они не имели «языка». Звук из большого китайского колокола извлекали посредством длинного деревянного молоточка, которым по нему били снаружи, как в гонг. Позднее число колоколов в оркестре намного сократилось, и на одну раму вешали не более 2 колоколов.
Древнейшими музыкальными инструментами Китая были струнные щипковые — сэ и чжэнь. Они представляли собой горизонтально ориентированный многострунный инструмент. Существовала и вертикальная разновидность — иисяньиинь, который считают прототипом европейской цитры. Иисяньиинь считался в Китае утончённым инструментом, он служил в поэзии символом красоты и гармонии. Другая разновидность щипковых — яньиинь. На яньцине (ориентирован горизонтально) играют специальными палочками-молоточками. Была в китайской музыке и своя лютня под названием «пипа» — четырёхструнный щипковый инструмент с круглым резонатором и длинным грифом. Очень интересно устроены два струнных смычковых инструмента — эрху (двухструнный) и сыху (четырёхструнный), популярные в народной музыке. У них нет традиционного грифа; исполнитель укорачивает струну, зажимая её фалангой пальца, а волос смычка при этом продет между струнами. Это особенно поражает европейцев, привыкших к тому, что музыкант проводит волосом смычка по струнам.
В китайской музыке существовали и разные виды духовых - флейта, труба и горн.
Арсенал ударных инструментов особенно богат и красочен. Китайская музыка тяготеет к высоким и резким звучаниям, поэтому особое мастерство вкладывалось в создание звонких ударных.
Один из самых оригинальных музыкальных инструментов Древнего Китая – каменные пластины (литофоны), которые называют «цин». Они имели обычную треугольную или полукруглую форму, достигая 50 см в длину и ширину.
Ударяя по пластинке молоточком, можно получить громкий звук определенной высоты. Соединяя разные по высоте звучания цины, мастера создали бяньцин (как правило, в нем 16 цинов), на котором можно играть, как на металлофоне.
Таким же образом использовали и металлические гонги: их объединяли в инструмент под названием «юньло». Эти инструменты могли как солировать, так и звучать в ансамблях, дублируя главную мелодию и придавая музыке необходимую эмоциональную напряженность.
В Древнем Китае сложилось обширное семейство барабанов. Существовали большие барабаны, закреплявшиеся на специальных подставках, их украшали лентами и перьями, нередко устанавливали в центре оркестра, а звук из них извлекали с помощью двух бит. Такие барабаны стояли у ворот чиновничьих управ. Ударами в них оповещали о прибытии важных лиц, а в ночное время отбивали часы.
Большие переносные барабаны, издававшие громкий звук, были непременным атрибутом китайских праздников, особенно Нового года. Существовали круглые плоские барабаны, по которым били пальцами, палочками или даже ногами.
Имелись, наконец, маленькие плоские барабанчики с рукояткой и двумя шариками на шнурах. Когда музыкант тряс такой барабан, о него ударялись подвешенные к нему шарики.
Своеобразными шариковыми барабанчиками – погремушками привлекли покупателей уличные торговцы, извещавшие о приходе и расхваливавшие товары каждый на свой лад.
Му-ю (в переводе «деревянная рыбка») – экзотический ударный инструмент в форме рыбки. Он использовался в религиозных обрядах, символизируя нескончаемую молитву (считалось, что рыбы непрерывно бодрствуют).
Цинь – китайская разновидность цитры – известен уже три тысячи лет. В Древнем Китае этот музыкальный инструмент наделялся множеством символических значений. По преданию, легендарный основатель китайской цивилизации Фу Си впервые изготовил цинь длиной тир локтя и шесть с шестью десятыми вершков, что символизирует 360 дней китайского календарного года, а шесть десятых вершка – шесть видов мировой энергии.
Была в китайской музыке и своя лютня под названием «пипа» - четырехструнный щипковый инструмент с деревянным грушевидным корпусом.
Древнейшим музыкальным инструментом были китайские гусли сэ. Они представляли собой прямоугольную доску, на которую натягивались шелковые струны (вначале – пять, а позднее – семь). При игре сэ располагался горизонтально. Музыкант играл, стоя на коленях и перебирая пальцами струны.
В Китае известны самобытные духовые инструменты, которые с древних времен получили названия «юи» и «шэн». Эти старинные губные органчики состоят из воздушного резервуара и нескольких бамбуковых трубок разной длины, в нижней части которых находится язычок, позволяющий извлекать звук. В древности резервуар этих инструментов делали из тыквы, отчего их относили к категории «тыквенных». Впоследствии тыкву заменило дерево.
В китайской музыке существовали и разные виды духовых – флейта, труба и горн. Из бамбука китайцы делали изящные поперечные флейты – лун-ти. Мундштук у них прикрыт тонким листом бумагт, что придает звучанию пронзительно жужжащий оттенок. Такие флейты с деревянными украшениями в форме головы дракона использовались в религиозных обрядях.