Объединение древнего египта. ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕГИПТА И СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОБЩЕЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ЭПОХА СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКИХ ПИРАМИД
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Объединение Египта и создание централизованного общеегипетского государства (31-23вв. До н.Э.). Объединение древнего египта


Объединение Египта

ЕгипетВ IV тысячелетии до н. э. на территории Египта  возникают первые государственные образования. Первые не только для этой  территории, но, вероятно, и во всем мире. Необходимость правильной эксплуатации  водного потока, а именно самой длинной реки на земле - Нила, заставляла роды и  племена объединяться, подчиняться центральному руководству. В пользу этого  руководства и подчиняющегося ему аппарата устанавливаются особые поборы - налоги,  создается общая армия, общие законы. После объединения Египта начинается новая, уже не первобытная  эпоха в истории человечества.

Древнеегипетская цивилизация просуществовала  несколько тысячелетий. История только "набирала обороты", поэтому весь этот  период не так насыщен разнообразными событиями, консервативный Восток в то  время был еще более консервативным. Впрочем, небольшое количество ярких  эпизодов может быть связано вовсе не с их отсутствием, а с отсутствием у нас  достаточного количества источников.

 

Южным пределом Древнего Египта были труднопроходимые  нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1200 км от  Средиземноморского побережья; с запада к реке подступали безжизненные  каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на  север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1  до 20 км. Лишь в 200 км от устья, там, где река в древности разветвлялась на  несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту  (Нижний Египет). Ежегодно Нил разливался, затопляя долину и образуя  плодородную, легкую для обработки почву, на которой и трудились, и жили древние  египтяне - вся их жизнь полностью зависела от реки и ее наводнений.

Ирригационные работы, которые масштабно  начали проводиться с наступлением энеолита (медно-каменного века), стали  предпосылкой образования государства. Вся история этого образования  сконструирована учеными гипотетически. По всей вероятности, в IV тысячелетии до н.  э. у египтян существовала соседская община. Претерпевали изменения функции  племенных вождей и жрецов - на них теперь ложилась  ответственность за организацию сложного ирригационного хозяйства и управление  им; таким образом в руках вождей и их ближайшего окружения концентрируются  экономические рычаги управления. Это повлекло за собой начало имущественного  расслоения, создается новая политическая система, способствующая развитию и  сохранению нового порядка. Поначалу (а начало само по себе растянулось на  века), такие системы существовали в рамках небольших общин, создавших свою  автономную оросительную сеть. По традиции, такие региональные  протогосударственные объединения принято называть греческим словом "ном".  Каждый из них был ограничен территорией своей ирригационной системы, имел  административный центр - город, окруженный стенами, в котором располагались  дома правителя и его приближенных. В городе же находился и главный храм  местного божества.

К моменту образования единого государства номов  было около 40. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном соприкасался  со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще  изолированы друг от друга болотами. На протяжении всей истории Древнего Египта  номы сохраняли некоторую обособленность. Сланцевые таблички донесли до нас  изображения кровавых войн между отдельными номами. В результате этой постоянной  борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте возникают крупные объединения номов,  возглавляемые правителем сильнейшего из них. Не исключено и более или менее  мирное присоединение слабых номов к могущественному соседу.Гор в короне объединенного Египта

В конце концов, где-то во второй  половине IV тысячелетия до н. э. номы Юга и Севера страны объединились в два  царства - Верхний Египет и Нижний Египет. Произошло объединение Египта. Один из самых южных номов Южного  Египта с центром в городе Иераконполь объединил верхнеегипетские номы.  Объединителем Севера стал один из номов запада Дельты с центром в городе Буто.  Цари Верхнего Египта носили головной убор белого цвета, Нижнего - красного. С  созданием единого Египта объединенная красно-белая корона этих царств стала  символом царской (фараонской) власти до конца древнеегипетской истории.Мы мало знаем о многовековой ожесточенной  войне между Верхним и Нижним царствами. Известно, что победу одержал Верхний  Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до н.  э., история называет совершенно условную дату - 3000 г. до н. э. По легендам,  заслуга в объединении Египта принадлежала правителю Мене (Менесу). Столицей  его исконных владений был Тин, который находился на территории Верхнего Египта,  приблизительно в 400 км от современного Каира. Столицей же объединенного Египта государства стал город Абидос.

Около 3000  г. до н. э. фараон Мени предпринял поход в Нижний Египет и вскоре завоевал его.  Не исключено, что еще предшественники Мени пытались объединить земли, но их  попытки не увенчались успехом.Этот фараон считается основоположником I династии  египетских царей, которая насчитывает семь или восемь правителей. Представители  этой династии укрепили и увеличили достижения Менеса. Для усиления своего  могущества они предпринимали военные походы, главным образом на Синайский  полуостров, там их привлекало наличие меди, и в Нубию, богатую золотом. Все это  явилось предпосылкой для образования древнейшего в истории человеческой  цивилизации государства, которое возникло примерно на пять столетий раньше,  нежели аккадское царство Саргона в Месопотамии.

Период правления первых двух династий (3000-  2800 гг. до н. э.) называют Ранним царством. Затем последовал более длительный  период существования Древнего царства - время правления III и IV династий -  2800-2250 гг. до н. э. Столицей теперь стал город Мемфис. Именно в это время в  Египте были построены знаменитые пирамиды. Фараон Джосер, основатель III династии, пробывшей  у власти более ста лет, был первым правителем Древнего царства. Джосер  продолжил завоевательную политику своих предшественников и присоединил к Египту  часть Синая и Нубии. Именно он отдал приказ построить на мемфисском кладбище  рядом с Саккаром первую пирамиду. Она была ступенчатой. Из следующих правителей  многие знают имя фараона из IV династии Хуфу (по-гречески - Хеопс),  построившего самую известную египетскую пирамиду.В эпоху  Древнего Египта фараон превращается в деспота, который правит страной по  собственному усмотрению, владеет всеми землями Египта. Именно это позволило  привлекать к строительству колоссальных пирамид сотни тысяч совершенно бесправных  людей. Фараон управлял страной с помощью огромного и сложного бюрократического  аппарата, раздавал земли жрецам и вельможам.

piramids

В XXIII в. до н. э. Древнее царство приходит в  упадок. Средства фараонов истощились, их усыпальницы стали значительно  скромнее, египтяне больше не строили пирамид. Между владетелями регионов  разгорается междоусобная война, начался так называемый первый переходный  период в истории страны. Он продолжился до XXI в. до н. э. За это  время в упадок пришли и ирригационная сеть, и внешняя торговля. К тому же на  Египет постоянно нападали азиатские кочевники. Мемфис был не в состоянии  остановить разрушительные процессы. На первый план вышли другие, новые центры,  например Фивы на юге страны.После ряда военных столкновений с верхнеегипетскими правителями победу  одержали именно фиванцы, в результате чего вновь произошло объединение Египта около 2050 г.  до н. э. Так началась эпоха Среднего царства, продолжавшаяся до 1750 г. до н.  э.

Comments:

www.archivarium.ru

Объединение Египта. 50 великих дат мировой истории

Объединение Египта

Поначалу Египет был разделен на множество мелких политических единиц — «номы», — имевших каждая своего бога-покровителя в виде различных животных. В течение IV тыс. до н. э. номы объединились в два царства — Верхнего Египта со столицей в Фивах и Нижнего Египта со столицей в Мемфисе в верховьях дельты, вблизи современного Каира.

К 3100 г. до Р. Х. (или чуть ранее) царь Верхнего Египта, которого греки звали Менес и который, возможно, соответствует Нармеру в египетских надписях, захватил Нижний Египет. Так возникает объединенное царство, просуществовавшее три тысячелетия.

Египетского царя мы называем фараоном (pharaon) — словом, заимствованным из Библии. Оно происходит от египетского «Pir-?» (большой дом, дворец и, соответственно, царь). Слово не употреблялось египтянами, царя они звали разными иносказательными именами, как, например, «господин Верхнего и Нижнего Египта». В продолжение трех тысяч лет фараон носил на голове двойную корону как символ объединения двух царств. Одна — в виде высокой конической шапки — обозначала юг, другая — плоская — север. Вместе они составляли «пшент» — знак царского достоинства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Объединение Древнего Египта | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Чтобы получить большой урожай, не­обходим был постоянный труд многих людей. Египтяне защи­щали низины от лишней воды дамбами — валами из глины. К высоким местам они, на­оборот, подводили воду, выка­пывая каналы. Ежегодно раз­лив Нила размывал дамбы и стенки каналов. Приходилось вновь и вновь всё восстанавли­вать. С такой работой можно было справиться только сооб­ща, при хорошей организации труда. В Египте раньше, чем в других районах мира, появля­ются государственная власть и управление.

Вначале возникло около 40 маленьких государств, ко­торые воевали между собой. К концу IV (4) тысячелетия до н.э. образовалось два госу­дарства — Нижний, или Юж­ный (в верховьях Нила), и Верхний, или Северный, Еги­пет (в дельте). Царь Южного Египта носил высокую белую корону, а царь Северного Египта — невысокую красную. Борьба между царствами окончилась около 3000 года до н.э. победой Южного Египта, и Египет стал единым государством. Единый правитель стал носить двойную красно-бе­лую корону.

Образование единого государства в Египте
Короны правителей Южного Египта и Северного Египта

Об этом событии напоминает древний рельеф — выпуклое изображение, высеченное на камне. На одной стороне плитки показа­но, как правитель Южного Египта побеждает своего противника. Внизу видны убегающие враги. На другой стороне плитки царь-победи­тель носит уже корону Северного Египта. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Первой столицей Египетского государства был город Мемфис, расположенный на рубе­же дельты и долины. Правителей Египта во II (2) тысячелетии до н.э. стали называть фараонами (в переводе это значит «боль­шой дом»).

Древний рельеф с изображением победы правителя Южного Египта
Вопросы по этому материалу:
  • Почему работы по орошению долины Нила привели к по­явлению государственной власти и управления?

doklad-referat.ru

Объединение Египта и создание централизованного общеегипетского государства (31-23вв. До н.Э.)

Объединение нижнеегипетского и верхнеегипетского царств было революционным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила, появились благоприятные условия для создания общеегипетской ирригационной сети. На смену постоянным внутриегипетским войнам, ославившим страну, пришло политическое единство.

Объединение Египта было достигнуто в результате многих войн между верхнеегипетским и нижнеегипетскими царствами.

Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. В списках царских династий, составленных Манефоном, он назван Миной. Мина стал родоначальником I общеегипетской династии, стремясь сплотить Египет Мина на стыке Дельты и долины основал город Мемфис. При Мине была построена система каналов и плотин. В столице был возведен храм богу Птаху.

Фараон Джер был удачливым завоевателем. При I династии египтяне стали продвигаться на богатый медью Синайский полуостров, походы в Нубию.

При II династии опять становиться неспокойным Нижний Египет, одной из главной задач остается окончательное воссоединение страны, решительное подавление нижнеегипетского сепаратизма. Последние цари II династии называют себя не только именем Гора – покровителя Верхнего Египта, а Гфом и Сетом, почитавшегося в Нижнем Египте. Очевидно, что при фараонах II династии была успешно решена задача окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство.

Социально-экономическая структура: Объединение всех египетских номов в рамках одного государства, организация единого управления страной привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках центрального правительства. Его усилия были направлены на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы, причем все существующие местные системы в номах входили в нее как составная часть.

Основа хозяйства: Ирригационное земледелие.

Разводили: ячмень, полву, лен. Дополнением к земледелию было разведение крупного и мелкого рогатого скота (коров, овец, коз, ослов, свиней). В Дельте получило развитие виноградарство и садоводство. Основная масличная культура – кунжут.

Заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гончарном деле. Эпоха Древнего царства – начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные сооружения).

Организация сельского хозяйства и ремесленного производства.

Основными были крупные хозяйства трех типов: царские, храмовые и вельможные. Крупное хозяйство вельмож состояло из двух частей: перешедшей по завещанию или купленной земли, которая обозначалась как “дом отца” и была собственностью, и земли полученной за службу, которая считалась условным владением. Эта неридическая разница была номинальной, поскольку должности передавались по наследству, так же как и родительское землеимущество. Однако даже собственность на наследственную землю не была полной частной собственностью, т.к. земля в Египте могла быть обработана лишь при условии ее орошения, а верховным организатором и распорядителем общеегипетской ирригационной системы было государство, т.е. фараон, поэтому фараону принадлежали верховные права на всю возделываемую землю, которые и ограничивали права собственности на все виды египетских земель.

Хозяйство египетского вельможи состояло из резиденции – дворца, окруженной поселениями земледельцев и домами ремесленников. На полях господина трудились многочисленные работники, объединенные в рабочие отряды. Они получали из господской усадьбы посевное зерно, тягловый скот, сельхоз инвентарь. Они работали под наблюдением надсмотрщиков. В особых мастерских на тех же основаниях работали ремесленники, продукция которых поступала на склады господина.

Основные работники вельможного хозяйства не имели ни собственной земли, ни орудий труда, и не могли распоряжаться собранным урожаем или изготовленными изделиями. Все необходимое они получали со склада вельможи таким образом, крупное поместье было натуральным, замкнутым в себе производством, мало связанным с рыночным обменом. Основные работники вельможных хозяйств не имели своей земли, орудий труда и не распоряжались произведенной продукцией, тем не менее, они не были рабами так как имели свою семью и некоторое личное имущество. В письменных текстах их называют “мерет” или “жемуу”, в то время как рабов обозначали термином “бак” очевидно, что организация царского и храмовых хозяйств, была такой же, как и в вельможных имениях, хотя, возможно, что роль рабского труда в них была выше. Хозяйство вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даря им иммунитетные грамоты.

На ряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте Древнего царства существовали территориальные или соседские общины. Земли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином “царские люди”, платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (меред или хемуу) и члены египетских общин (нисутму или хентиуше), включая сюда и ремесленников, составляли две прослойки египетского общества, которые противостояли господствующему классу во главе с фараоном.

Рабы “бак” составляли особую прослойку египетского общества. Рабов покупали и продавали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Так как большей нужды в рабах не было, источники порабощения были ограничены: завоевательные походы были редкими, а порабощение коренных египтян не поощрялось центральной властью. Рабы имеющиеся использовались на тех же работах, что и отряды подневольных работников. Резкой разницы между жестоко эксплуатируемыми работниками вельможных, царских и храмовых хозяйств и, собственно рабами не было. Таким образом во времена Древнего царства сложилась специфическая система эксплуатации основной массы египетского населения, зависимых работников и рабов, которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Это тщательно организовано центральной властью эксплуатация низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедняков и рабов, приводило к возрастанию социальной напряженности в египетском обществе.

Организация государственного управления. Египетская деспотия: необходимость в защите привилегий господствующего слоя, организации ирригационного земледелия, в поддержании общественного порядка привела к созданию многочисленного и хорошо организованного государственного аппарата. Он состоял из трех звеньев: центрального, областного (номового) и местного (на уровне поселений – общин) аппарата.

Во главе центрального управления стоял царь, носивший пышные титулы царя Верхнего и Нижнего Египта. Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был полновластным правителем, сосредоточил в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти. Но он считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловчеком, а его распоряжения приобретали характер безусловного повеления. Фараон считался воплощением бога Бора, сыном бога Ра, после смерти его изображали как Осириса. Для почитания умершего фараона строились грандиозные пирамиды.

Ближайшим помощником фараона был высший чиновник – чати, наподобие средневекового везира. Он был руководителем многочисленного чиновничества, принадлежавшего к разным ведомствам. Организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками военного дела, налоговых поступлений и повинностей, судебных дел, строительства.

Особенность центрального аппарата Египта – его нерасчлененность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей. Носитель царских сандалий был вместе с тем и главнокомандующий армией, управителем дворца и начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-нибудь храма. Государственное управление имело двойственную структуру: каждое ведомство делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний и Нижний Египет. Армия была органической частью гос. аппарата. Она комплектовалась по царскому двору из свободных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооруженной луками, стрелами, копьями и короткими мечами, но в армии могли быть и отряды иноземных наемников.

Номовый аппарат управления копировал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Номовое управление возглавлялось номархами представителями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии.

“Джаджат” и “кенвет” - советы, управляющие жизнью общин. Они наблюдали за местной оросительной сетью, вершили суд, особенно в области семейного права и в делах наследственных. Постепенно общинные советы были подчинены вышестоящим властям, а их члены превратились в низших чиновников.

Таким образом такую систему государственного управления, существующую в эпоху Древнего царства, предполагающую неограниченную власть обожествленного монаха, опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников, определяется как монархия деспотического типа, или древневосточная династия.

Внутренняя и внешняя политика: После объединения Верхнего и Нижнего Египта военным путем при Хасехемун перед основателем III династии фараоном Джоаром (28 в. до н.э.) встала задача укрепления единства страны. Оно проводилось следующими путями: через строительство единой ирригационной сети для всего Египта активизацию внешней политики, организацию центрального управления. Одним из путей стала ослабление наследственной власти мирных династий в номах путем назначения представителей центра на должности номахов и их перемещение из нома в ном.

Важную роль в укреплении центральной власти сыграла новая концепция обоготворения царя. Это выразилось в строительстве гробниц невиданных размеров и ступенчатых пирамид. При IV династии централизация государственного управления достигла своих крайних пределов, поскольку высшие должности оказались сосредоточенны в руках царской семьи (дети и родственники фараона).

Внешняя политика: Энергичная завоевательная деятельность развернувшаяся при основателе IV династии Снофру (28 в. до н.э.). выработаны основные направления внешней политики Египта: 1) на юг, в Нубию; 2) северо-восток, на Синай и в Палестину; 3) на запад, в сторону Ливийских племен.

При IV династии Египет, осуществляющий контроль гад захваченными территориями в Нубии, на Синае, среди части Ливийских племен, превратился в одну из самых крупных держав на Ближнем Востоке.

Однако в конце правления IV династии внутреннее положение в Египте – осложнилось. Строительство гигантских пирамид и активные завоевательные походы привели к расточению огромных людских и материальных ресурсов, что привело к общему истощению страны. Эксплуатация населения вызвала недовольство, приводила в к обострению социальных противоречий. Излишняя централизация власти в руках относительно узкой группы царских родственников вызывало недовольство номовой знати и служилой аристократии.

Стремясь укрепить внутреннее положение в стране, фараоны V династии (26-25 вв. до н.э.) отказываются от строительства огромных пирамид. Они привлекают в центральный аппарат представителей местной и служимой знати, открывая дорогу вверх более широки кругам аристократии, укрепляют общее положение египетской знати. Изменилась и религиозная политика. Начинается активное строительство храмов солнечному богу Ра, культ которого становится главным государственным культом. Господствует идеал прямого происхождения от верховного бога Ра объявленного отцом царствующих фараонов. Успех во внешней политике, дальнейшее расширение влияния Египта за его рубежами. На юге египетские отряды доходят до третьего порога Нила, морские походы на Финикию.

При VI династии (25-23 вв. до н.э.) продолжается процесс укрепления номовой и служилой знати. Многие ее представители добиваются от фараонов иммунитетных грамот. Происходит перераспределение материальных и людских ресурсов в пользу местных властей. Экономическое и политическое могущество центрального правительства падает так же как и внешнеполитическое влияние Египта. После прекращения VI династии власть мемфисских царей становиться номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или нескольких номов.

studfiles.net

Объединение Египта

ЕгипетВ IV тысячелетии до н. э. на территории Египта  возникают первые государственные образования. Первые не только для этой  территории, но, вероятно, и во всем мире. Необходимость правильной эксплуатации  водного потока, а именно самой длинной реки на земле - Нила, заставляла роды и  племена объединяться, подчиняться центральному руководству. В пользу этого  руководства и подчиняющегося ему аппарата устанавливаются особые поборы - налоги,  создается общая армия, общие законы. После объединения Египта начинается новая, уже не первобытная  эпоха в истории человечества.

Древнеегипетская цивилизация просуществовала  несколько тысячелетий. История только "набирала обороты", поэтому весь этот  период не так насыщен разнообразными событиями, консервативный Восток в то  время был еще более консервативным. Впрочем, небольшое количество ярких  эпизодов может быть связано вовсе не с их отсутствием, а с отсутствием у нас  достаточного количества источников.

 

Южным пределом Древнего Египта были труднопроходимые  нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1200 км от  Средиземноморского побережья; с запада к реке подступали безжизненные  каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на  север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1  до 20 км. Лишь в 200 км от устья, там, где река в древности разветвлялась на  несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту  (Нижний Египет). Ежегодно Нил разливался, затопляя долину и образуя  плодородную, легкую для обработки почву, на которой и трудились, и жили древние  египтяне - вся их жизнь полностью зависела от реки и ее наводнений.

Ирригационные работы, которые масштабно  начали проводиться с наступлением энеолита (медно-каменного века), стали  предпосылкой образования государства. Вся история этого образования  сконструирована учеными гипотетически. По всей вероятности, в IV тысячелетии до н.  э. у египтян существовала соседская община. Претерпевали изменения функции  племенных вождей и жрецов - на них теперь ложилась  ответственность за организацию сложного ирригационного хозяйства и управление  им; таким образом в руках вождей и их ближайшего окружения концентрируются  экономические рычаги управления. Это повлекло за собой начало имущественного  расслоения, создается новая политическая система, способствующая развитию и  сохранению нового порядка. Поначалу (а начало само по себе растянулось на  века), такие системы существовали в рамках небольших общин, создавших свою  автономную оросительную сеть. По традиции, такие региональные  протогосударственные объединения принято называть греческим словом "ном".  Каждый из них был ограничен территорией своей ирригационной системы, имел  административный центр - город, окруженный стенами, в котором располагались  дома правителя и его приближенных. В городе же находился и главный храм  местного божества.

К моменту образования единого государства номов  было около 40. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном соприкасался  со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще  изолированы друг от друга болотами. На протяжении всей истории Древнего Египта  номы сохраняли некоторую обособленность. Сланцевые таблички донесли до нас  изображения кровавых войн между отдельными номами. В результате этой постоянной  борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте возникают крупные объединения номов,  возглавляемые правителем сильнейшего из них. Не исключено и более или менее  мирное присоединение слабых номов к могущественному соседу.Гор в короне объединенного Египта

В конце концов, где-то во второй  половине IV тысячелетия до н. э. номы Юга и Севера страны объединились в два  царства - Верхний Египет и Нижний Египет. Произошло объединение Египта. Один из самых южных номов Южного  Египта с центром в городе Иераконполь объединил верхнеегипетские номы.  Объединителем Севера стал один из номов запада Дельты с центром в городе Буто.  Цари Верхнего Египта носили головной убор белого цвета, Нижнего - красного. С  созданием единого Египта объединенная красно-белая корона этих царств стала  символом царской (фараонской) власти до конца древнеегипетской истории.Мы мало знаем о многовековой ожесточенной  войне между Верхним и Нижним царствами. Известно, что победу одержал Верхний  Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до н.  э., история называет совершенно условную дату - 3000 г. до н. э. По легендам,  заслуга в объединении Египта принадлежала правителю Мене (Менесу). Столицей  его исконных владений был Тин, который находился на территории Верхнего Египта,  приблизительно в 400 км от современного Каира. Столицей же объединенного Египта государства стал город Абидос.

Около 3000  г. до н. э. фараон Мени предпринял поход в Нижний Египет и вскоре завоевал его.  Не исключено, что еще предшественники Мени пытались объединить земли, но их  попытки не увенчались успехом.Этот фараон считается основоположником I династии  египетских царей, которая насчитывает семь или восемь правителей. Представители  этой династии укрепили и увеличили достижения Менеса. Для усиления своего  могущества они предпринимали военные походы, главным образом на Синайский  полуостров, там их привлекало наличие меди, и в Нубию, богатую золотом. Все это  явилось предпосылкой для образования древнейшего в истории человеческой  цивилизации государства, которое возникло примерно на пять столетий раньше,  нежели аккадское царство Саргона в Месопотамии.

Период правления первых двух династий (3000-  2800 гг. до н. э.) называют Ранним царством. Затем последовал более длительный  период существования Древнего царства - время правления III и IV династий -  2800-2250 гг. до н. э. Столицей теперь стал город Мемфис. Именно в это время в  Египте были построены знаменитые пирамиды. Фараон Джосер, основатель III династии, пробывшей  у власти более ста лет, был первым правителем Древнего царства. Джосер  продолжил завоевательную политику своих предшественников и присоединил к Египту  часть Синая и Нубии. Именно он отдал приказ построить на мемфисском кладбище  рядом с Саккаром первую пирамиду. Она была ступенчатой. Из следующих правителей  многие знают имя фараона из IV династии Хуфу (по-гречески - Хеопс),  построившего самую известную египетскую пирамиду.В эпоху  Древнего Египта фараон превращается в деспота, который правит страной по  собственному усмотрению, владеет всеми землями Египта. Именно это позволило  привлекать к строительству колоссальных пирамид сотни тысяч совершенно бесправных  людей. Фараон управлял страной с помощью огромного и сложного бюрократического  аппарата, раздавал земли жрецам и вельможам.

piramids

В XXIII в. до н. э. Древнее царство приходит в  упадок. Средства фараонов истощились, их усыпальницы стали значительно  скромнее, египтяне больше не строили пирамид. Между владетелями регионов  разгорается междоусобная война, начался так называемый первый переходный  период в истории страны. Он продолжился до XXI в. до н. э. За это  время в упадок пришли и ирригационная сеть, и внешняя торговля. К тому же на  Египет постоянно нападали азиатские кочевники. Мемфис был не в состоянии  остановить разрушительные процессы. На первый план вышли другие, новые центры,  например Фивы на юге страны.После ряда военных столкновений с верхнеегипетскими правителями победу  одержали именно фиванцы, в результате чего вновь произошло объединение Египта около 2050 г.  до н. э. Так началась эпоха Среднего царства, продолжавшаяся до 1750 г. до н.  э.

Comments:

www.archivarium.ru

Объединение Египта при Менесе. Древний Восток

Объединение Египта при Менесе

Победоносные войны в Нижнем Египте вел не только правитель Нармер, но и некоторые его предшественники из «0-й» династии. Однако основателем I общеегипетской династии (и, стало быть, подлинным объединителем страны) сами египтяне считали сына Нармера Менеса (или Аха — егип. «Воитель»; ок. второй половины XXXI в. до н. э.). Именно Менес (в другой передаче этого имени — Мина) построил в стратегически важном пункте на границе Верхнего и Нижнего Египта, из которого было удобно контролировать обе части отныне объединенной страны, укрепленный город Мемфис (егип. Инеб-хедж — «Белая стена», позднее Мен-нефер — букв. «Благое пребывание», в связи с сооружением рядом с этим городом пирамиды царя VI династии Пепи I; отсюда произошло и греческое обозначение этого города; совр. Мит-Рахинэ). Туда начали сселять окрестных жителей.

Хотя область Тиниса, откуда Менес был родом, сохраняла свое значение (там, в некрополе Абидоса, Менес и его преемники по традиции сооружали свои гробницы), похоже, что настоящий центр страны переместился именно в Мемфис. К западу от него, в районе современного Саккара, возникает некрополь, который ряд исследователей считал даже царским; однако в наше время большинство египтологов полагают, что при Менесе и его преемниках в Саккара погребали высокопоставленных представителей столичной знати.

Согласно преданию, сохраненному Манефоном и некоторыми античными авторами, Менес много воевал за пределами Египта (памятники его времени действительно говорят о его войнах в Нубии), а в конце жизни был похищен богом, принявшим облик гиппопотама. Предания о Менесе очень похожи на эпическую традицию, обычно возникающую в общинной среде. Особенно характерно, что в них, вопреки установкам более поздней официальной идеологии царской власти, правитель-герой не предстает сверхъестественным существом: он уязвим для опасности — даже от погнавшихся за ним собственных охотничьих собак, — а его похищение божеством не тождественно обожествлению, которого царь удостаивался после смерти автоматически, а выглядит именно как воздаяние выдающемуся по своим делам, но обычному по своему естеству человеку. Это служит важным показателем того, что в эпоху объединения Египта сельская община существовала, хотя, скорее всего, уже находилась под контролем государства.

Прочное объединение долины и Дельты Нила уже в конце IV тысячелетия до н. э. позволяет назвать Египет самым ранним государством на Древнем Востоке и в истории человечества в целом, объединившим в своем составе целый регион. Надо заметить, что уже при Менесе насильственный, военный характер объединения страны, что подчеркивалось «агрессивными» «Хоровыми именами» правителей, стал, очевидно, рассматриваться как помеха упрочению единства государства, которое мыслилось только при том условии, если недавним побежденным в ходе объединительных войн переставали напоминать об их ущемленном положении. Поэтому уже само личное имя Менеса, под которым он вошел в анналы истории, сопрягалось с новым царским титулом «Обеих Владычиц», по-видимому, отождествлявшим царя, наподобие «Хорова имени», с двумя богинями культовых центров Верхнего и Нижнего Египта: Нехбет, чтившейся в облике самки коршуна в городе Энхаб на противоположном от Иераконполя берегу Нила, и Уаджит в виде змеи-урея (особого оберега, помещавшегося над челом царя на его головных уборах) из города Буто.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕГИПТА И СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОБЩЕЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ЭПОХА СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКИХ ПИРАМИД

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

 

1. Раннее царство (XXXIII—XXIX вв. до н. э.)

Объединение нижнеегипетского и вер­хнеегипетского царств было революцион­ным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного государ­ства были сосредоточены ресурсы всей до­лины и Дельты Нила, появились благоприятные условия для создания общеегипет­ской ирригационной сети. На смену посто­янным внутриегипетским войнам, ослаб­лявшим страну, пришло политическое единство.

Объединение Египта было достигнуто в результате многих войн между верхнеегипетским и нижнеегипетским царствами. До нашего времени дошла шиферная таблица, где рассказывается о деяниях царя Нармера.

Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. В списках царских династий, составленных Манефо- ном, он назван Миной. Мина стал родоначальником I общеегипетской династии, его многогранная деятельность нашла отраже­ние в произведениях античных писателей. Стремясь сплотить Египет, Мина на стыке Дельты и долины основал столицу объеди­ненного царства город Мемфис, один из крупнейших городов Египта. При Мине была построена система каналов и плотин, благодаря которой оказалась освоенной значительная территория вокруг Мемфиса. В столице был возведен храм богу Птаху.

Фараоны I династии начали строить себе особые гробницы в районе Абидоса. Это были внушительные сооружения с под­земной камерой, стены которой обкладыва­лись сырцовым кирпичом. Выработался ритуал торжественного погребения фараона вместе с его придворными и слугами, что свидетельствовало о росте значения цар­ской власти.

Фараон Джер был удачливым завоева­телем. Наскальные изображения, обнару­женные в Нубии, — доказательство его успешных походов за пределы Египта. При_ I династии египтяне стали продвигаться и на богатый медью Синайский полуостров, о чем свидетельствуют надписи и изображе­ния, в частности в районе Вади-Магхара.

При II династии опять становится не­спокойным Нижний Египет, одной из глав­ных задач остается окончательное воссоединение страны, решительное подавле­ние нижнеегипетского сепаратизма. Глав­ные события развернулись при фараоне Хасехемуи. На двух дошедших до нас его статуях Нижний Египет символически изо­бражен поверженным, а надписи сообщают, что в одном случае число убитых достигает 48205, а в другом — 47209. Последние.цари II династии называют себя не только именем Гора—покровителя Верхнего Египта, а Гором и Сетом, т. е. уже находятся под покровительством и бога Сета, почи­тавшегося в Нижнем Египте.

Видимо, при фараонах II династии была успешно решена задача окончательного объединения Египта в одно сильное цент­рализованное государство.

 

 

2. Общество и государство в период Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. э.)

Социально-экономические отношения.

Объединение всех египетских номов в рам­ках одного государства, организация едино­го управления страной привели к кон­центрации людских и материальных ресур­сов в руках центрального правительства. Его усилия в экономической области были на­правлены прежде всего на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы, причем все существующие мест­ные системы в номах входили в нее как составная часть. Наблюдения над разлива­ми Нила, строительство новых дамб, маги­стральных и отводных каналов, отстойни­ков и водохранилищ позволили не только получать стабильные и более щедрые уро­жаи зерновых на поливных землях, но и ввести в сельскохозяйственный оборот но­вые площади, которые прежде или забола­чивались из-за излишней влаги, или, напротив, испытывали ее недостаток из-за слишком быстрого стока. Органическим дополнением земле­делия было разведение мелкого и крупного скота (коров, овец, коз, ослов, свиней), особенно на обширных затопляемых про­странствах Дельты, изобилующих сочными травами. В Дельте получили развитие садо­водство и виноградарство. Основной мас­личной культурой был сезам, или кунжут. Продуктивное земледелие— основа египетской экономики и богатства египетского гос-ва в период Древнего царства.

Заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гон­чарном деле. Большое значение имело внед­рение в производство меди, расширившее технические возможности человека. Они овладели непростой техникой ковки и литья, могли уже соединять медные пласти­ны при помощи твердого припоя. В гроб­ницах того времени обнаружены целые клады медных изделий.

Эпоха Древнего царства — начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные сте­ны), потребовавших высокого искусства об­работки камня.

Изобретение и повсеместное примене­ние гончарного круга привело к сдвигам в керамическом деле, которое приобретает черты серийного, или «массового», произ­водства, не говоря уже о разнообразии форм керамики.

Как было организовано сельскохозяй­ственное и ремесленное производство в Египте? Многочисленные рельефы и рос­писи, покрывающие внутренние стены рас­копанных гробниц вельмож, позволяют ответить на этот вопрос. Согласно этим, а также другим источникам, основными были крупные хозяйства трех типов: царские, хра­мовые и вельможные. Лучше всего известно по источникам крупное хозяйство вельмож. Оно состояло из двух частей: перешедшей по завещанию или купленной земли, кото­рая обозначалась как «дом отца» и была собственностью, и земли, полученной за службу, которая считалась лишь условным владением. Однако даже собственность на наследствен­ную или купленную землю не была полной частной собственностью. Ведь земля в Египте могла быть обработана лишь при условии ее орошения, а верховным органи­затором и распорядителем общеегипетской ирригационной системы было государство, т. е. фараон. Поэтому фараону принадлежа­ли верховные права на всю возделываемую землю.

Основные работники вельможного хо­зяйства скорее всего не имели ни собствен­ной земли, ни орудий труда и, естественно, не могли распоряжаться собранным урожа­ем или изготовленными изделиями. Как показывают изображения, они получали свое довольствие (продукты питания, одеж­ду и ремесленные изделия) из общего скла­да. Основные работники вельможных хозяйств не имели своей земли, орудий труда, работали под наблюдением надсмотрщиков и не распоряжались произведенной продук­цией, тем не менее вряд ли они были раба­ми, так как имели свою семью, некоторое личное имущество.

Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности (строительст­во пирамид, дорог, перевозка тяжестей, по­грузка судов и др.) в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даруя им так назы­ваемые иммунитетные грамоты.

Наряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте Древнего царства существовали территориальные, или сосед­ские, общины. Земли их обрабатывали об­щинники, которые обозначались термином «царские люди», платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли раз­личные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу) и члены египетских общин (нисутиу или хентиуше), включая сюда и ремеслен­ников, составляли две прослойки египет­ского общества, которые противостояли господствующему классу во главе с фарао­ном.

Рабы «бак» составляли особую прослойку египетского общества. Судя по докумен­там, рабов продавали и покупали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи воен­нопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Однако в период Древнего цар­ства эти источники были ограничены: заво­евательные походы за пределы долины Нила были довольно редкими, а порабощение коренных египтян не поощрялось централь­ной властью, так как большой нужды в рабах еще не было. Во времена Древнего царства сложилась спе­цифическая система эксплуатации основ­ной массы египетского населения, зави­симых работников и рабов, которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Эта тщательно организованная центральной властью экс­плуатация низших слоев египетского обще­ства порождала некоторую близость со­циальных интересов бедняков и рабов, при­водила к возрастанию социальной напря­женности в египетском обществе.

Организация государственного управле­ния. Египетская деспотия. Необходимость в защите привилегий господствующего слоя, организации ирригационного земледелия, в поддержании общественного порядка при­вела к созданию многочисленного и хорошо организованного государственного аппара­та. Он состоял из трех основных звеньев: центрального, областного (номового) и ме­стного (на уровне поселений-общин) аппа­рата.

Во главе центрального управления сто­ял царь, носивший пышные титулы царя Верхнего и Нижнего Египта, воплощенного бога Гора. Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был наделен всей полнотой власти, т. е. сосре­доточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Фараон считался не только всемогущим правите­лем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловеком, а его распоряже­ния приобретали тем самым характер без­условного повеления. Был разработан тор­жественный ритуал его почитания, фараон изображался в сонме богов. Он считался воплощением бога Гора, сыном бога Ра, после смерти его изображали как Осириса. Для почитания умершего фараона строи­лись храмы и грандиозные усыпальницы-пирамиды.

Ближайшим помощником фараона был. высший чиновник — чати, напоминающий средневекового везира. Он был руководите­лем многочисленного, построенного по принципу строгой иерархии чиновничест­ва, принадлежавшего к разным ведомствам: организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками, военного дела, налоговых поступлений и повинностей, проведения строительства, судебных дел. Особенностью центрального аппарата Египта была нерасчлененность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управ­ления и выполнения жреческих обязанно­стей.

Как фараон носил титул царя Верхнего и Нижнего Египта, так и государственное управление имело двойственную структуру: каждое ведомство практически делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний или Нижний Египет.

Органической частью государственного аппарата была армия. В то время она ком­плектовалась по царскому набору из сво­бодных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооруженной луками, стрелами, копьями и короткими мечами.

Номовый аппарат управления копиро­вал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Как правило, номовое управле­ние возглавлялось номархами, представите­лями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии. Насколько можно судить по источникам, могуществен­ные фараоны Древнего царства подчинили своей власти местные династии номархов, хотя были вынуждены зачастую оставлять их во главе номов, что подготавливало на будущее возможность возрождения номового сепаратизма.

Сложившаяся в эпоху Древнего царства система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествленного монарха, опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников, определяется как монархия деспотического типа, или древневосточная де­спотия (от греческого термина «деспотес» — господин, которому противостоит термин «раб»).

Внешняя и внутренняя политика фарао­нов Древнего царства.После объединения Верхнего и Нижнего Египта военным путем при Хасехемуи перед основателем III дина­стии фараоном Джосером (XXVIII в. до н. э.) встала задача укрепления единства страны. Оно проводилось разными путями: через строительство единой ирригационной сети для всего Египта, активизацию внешней политики, организацию центрального уп­равления. Одним из путей стало ослабление наследственной власти местных династий в номах путем назначения представителей центра на должности номархов и их пере­мещения из нома в ном.

Важную роль в укреплении централь­ной власти сыграла новая концепция обо­готворения царя. Чтобы подчеркнуть особый характер власти, неземное могуще­ство фараона, его прямую причастность к миру богов, его погребение получает прин­ципиально иное решение. Джосер возводит себе гробницу невиданных доселе размеров и формы. Если с религиозно-идеологической точки зрения строительство пирамиды было эффективным средством обоснования де­спотической власти обожествленного фара­она, то с точки зрения архитектурной и культурной возведение пирамид было ог­ромным достижением: впервые в истории было построено гигантское сооружение из камня, найдена новая форма пирамиды, решен ряд сложнейших инженерных и ар­хитектурных задач.

При IV династии централизация госу­дарственного управления достигла своих крайних пределов, поскольку все высшие должности оказались сосредоточенными в руках царской семьи. Сосредоточение в руках центрального правительства огромных ресурсов всего Египта привело к успехам во внешней политики. Особенно энергичную завоевательную деятельность развил основатель IV династии Снорфу. При нем были выработаны основные направления внешней политики Египта: 1) на юг, в Нубию, 2) на северо-восток, на Синай и в Палестину, 3) на запад, в сторону ливийских племен.

При IV династии Египет, осуществляющий контроль над захваченными территориями в Нубии, на Синае, среди части ливийских племен, превратился в одну из самых крупных держав на Ближнем Востоке.

Однако в конце правления IV династии внутреннее положение в Египте осложнилось. Строительство гигантских пирамид и проведение активной завоевательной политики потребовали крайнего напряжения всех сил гос-ва, привели к расточению огромных людских и материальных средств и в конечном итоге к истощению страны. Эксплуатация населения вызывала недовольство, приводила к обострению социальных противоречий. Излишняя централизация власти в руках относительно узкой группы царских родственников вызывала недовольство номовой знати и служилой аристократии.

В надписях пропадают данные о по­следних представителях IV’ династии, не сохранились даже их пирамиды —факт до­статочно красноречивый. Вполне вероятно, что смена одной династии другой произош­ла насильственным путем.

Стремясь укрепить внутреннее положе­ние в стране, фараоны V династии (XXVI— XXV вв. до н. э.) отказываются от строи­тельства огромных пирамид (их пирамиды — достаточно скромные постройки по сравне­нию с IV династией). Они привлекают в центральный аппарат представителей мест­ной и служилой знати, открывая дорогу вверх более широким кругам аристократии, укрепляют общее положение египетской знати. Изменилась и религиозная политика. Начинается активное строительство храмов солнечному богу Ра, культ которого стано­вится главным государственным культом. Имя бога Ра чаще, чем раньше, включается в систему тронных имен ряда фараонов (Саху-Ра, Неферирка-Ра и др.). Теперь кон­цепция божественности фараона обосновы­вается не гигантскими сооружениями заупокойного культа, а иными идеологиче­скими средствами: идеей прямого проис­хождения от верховного бога Ра, объяв­ленного отцом царствующих фараонов. Эти меры, несколько успокоившие страну, обеспечили успехи внешней политики V династии и дальнейшее расширение влия­ния Египта за его рубежами.

При VI династии (XXV—XXIII вв. до н. э.) продолжается процесс укрепления номовой и служилой знати. Многие ее представители добиваются от фараонов иммунитетных грамот, по которым их владельцы освобож­даются от налогов и повинностей в пользу центральной власти. Происходит перераспределение мате­риальных и людских ресурсов в пользу местных властей. Экономическое и полити­ческое могущество центрального прави­тельства падает, так же как и внешне­политическое влияние Египта.

После прекращения VI династии (сере­дина XXIII в. до н. э.) власть мемфисских царей становится номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или не­скольких номов.

Эпоха Древнего царства завершается. Начинается период упадка и раздробленно­сти Египта, так называемый I переходный период истории Древнего Египта.

 

 

\

 

ОБЩЕЕГИПЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (XXI—XVHI ВВ. ДО Н.Э.)

 

1. Распад Египта на номы.

Борьба Гераклеополя и Фив за объединение Египта (I Переходный период: середина XXIII— середина XXI в. до н. э.)

Распад централизованного государства на полусамостоятельные, враждующие между собой номы привел к упадку обще- ггипетской ирригационной сети, кризису экономики и прежде всего сельского хозяй­ства. Как ни старались отдельные предпри­имчивые номархи преодолеть экономичес­кую разруху, голод, упадок строительства, о чем они сообщают в своих надписях, огра­ниченных средств небольших номов явно не хватало для выхода из тупика.

Хозяйственная разруха и голод вызыва­ли недовольство народных масс, которое прорывалось в протестах и даже открытых восстаниях беднейшей части египетского населения1. Гераклеопольский царь Ахтой пишет в своем поучении: «Вредный человек — это подстрекатель. Уничтожь его, убей... сотри его имя, погуби сторонников его... Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее. Не возвышай человека враж- пебного. Тот, кто беден,— он враг. Будь враждебен к бедняку. Он дает разъяриться толпе, помещенной в рабочие дома».

Многие египтологи относят именно к кон- пу I Переходного периода крупное народное госстание (а возможно, несколько восстаний в тззных районах страны), о котором повествуется з * Речении Ипусера» и «Речении Неферти».

Внутренним упадком Египта восполь­зовались соседние племена ливийцев на западе и кочевников на востоке, которые опустошали Дельту. «Подл азиат,— говорил тот же Ахтой,— плохо место, в котором он живет,— бедно оно водой, трудно из-за множества деревьев, дороги тяжелы из-за гор. Не сидит он на одном месте».

Однако необходимость ликвидации тя­желой разрухи ставила перед господствую­щим классом Египта проблему восста­новления сильного египетского государст­ва. Борьба за новое объединение Египта началась и на севере, и на юге. На севере объединительным центром стал Гераклео- поль, на юге — Фивы. Вокруг Гераклеополя сплотились номы Южной Дельты и Сред­него Египта. Гераклеопольским правителям удалось отразить нападение ливийцев с за­пада и кочевников-азиатов из Синая, по­строить в Дельте ряд крепостей. Они даже объявили себя царями Верхнего и Нижнего Египта, претендуя на общеегипетскую ко­рону (IX—X общеегипетские династии). Однако их власть не простиралась на всю страну. Вокруг города Фив, удобно распо­ложенного в большой излучине Нила, спло­тились южные номы, которые не приз­навали власти Гераклеополя. Итогом оже­сточенной борьбы между Гераклеополем и Фивами была победа фиванского правителя Ментухотепа. На победной стеле высечено, что он «покорил правителей обеих стран (т. е. Верхнего и Нижнего Египта.— Ред.), уста­новил порядок на юге и на севере, в ино­земных странах и в Египте». Надпись

дополняется рельефным изображением по­верженных противников: нубийца, азиата, ливийца и египтянина, видимо, олицетво­ряющего гераклеопольского царя.

Ментухотеп стал основателем XI обще- египетской династии (XXI в. до н. э.), ко­торая объединила разрозненные номы в сильное централизованное государство. На­чался новый расцвет египетского общества, государства и культуры, который продол­жался около трех столетий и получил назва­ние Среднего царства (2005—1715 гг. до н. э., XI—XIII династии).

2. Египет Среднего царства

Состояние экономики. Общественные отношения. Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках централь­ного правительства людские и материаль­ные ресурсы страны, восстановили об­щеегипетскую ирригационную систему, су­ществовавшую в эпоху Древнего царства. Однако потребности возросшего населения требовали новых земельных площадей. По­этому центральное правительство предприняло крупные ирригационные работы в об­ширной и болотистой, бывшей до сих пор малопригодной для земледелия фаюмской котловине. Был прорыт магистральный ка­нал, соединивший фаюмскую впадину с Нилом, а ранее заболачиваемое озеро стало колоссальным водохранилищем, из которо­го через систему дополнительных каналов орошалась окрестная территория. Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным рай­оном Египта с многочисленным населени­ем. Одним из центров оазиса стал новый город Иллахун, построенный по всем пра­вилам градостроительного искусства, с ши­рокими, пересекающимися под прямым углом улицами. Здесь же, у входа в Фаюм- ский оазис, было возведено грандиозное каменное здание с тысячами комнат, кори­доров, переходов, разнообразными залами, которое греки назвали лабиринтом. Судя по всему, это был заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (ок. 1843—1798 гг. до н. э.). По всей вероятности, этот храм рассматри­вался как своего рода символ объединенно­го Египта и абсолютной власти фараона, а в его залах хранились изваяния многочис­ленных (их насчитывают до тысячи) мест­ных и общеегипетских божеств. Однако лабиринт не сохранился, и о нем можно судить лишь по описаниям. Чтобы обезопа­сить вновь освоенный район Фаюма от набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с посто­янным гарнизоном.

Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие об­ласти жизненно важными центрами госу­дарства, и именно сюда, в новый город Ит-тауи («соединяющий обе земли»), фара­оны XII династии перенесли свою резиден­цию из Фив. Введение новых освоенных площадей способствовало подъему всего сельского хозяйства: появляется более удоб­ный плуг, облегчающий труд пахаря, выво­дятся новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дающих ценную шерстью.

В это время египтяне освоили бронзу — металл, который по своим качествам намно­го превосходит более мягкую медь. Нужно сказать, что многие народы Месопотамии, Малой Азии, Восточного Средиземноморья применяли бронзу значительно раньше египтян. Это отставание было вызвано прежде всего отсутствием в долине Нила и окружающих его странах олова, необходи­мого компонента для получения бронзового сплава, и известной удаленностью Египта от источников добычи олова. Из других важных достижений следует отметить появ­ление принципиально новой отрасли — производства пастового стекла (изделия из него не выдуваются мастером через трубки,

2 изготовляются путем разлива расплавлен­ной массы-пасты в специальные формы).

Развивавшаяся экономика позволяла не только удовлетворять нужды всего населе­ния, но и давала значительные излишки продукции: зерна, ремесленных изделий. Но Египет нуждался в металлах, особенно в олове и серебре, в строительном дереве, столь необходимых для ремесел. Все это активизировало торговые операции, охва­тывающие теперь значительно больший ареал, чем в эпоху Древнего царства. Еги­петские торговые караваны через Дельту и Суэцкий перешеек, через палестинские и : ирийские города доходят до Малой Азии и Вавилонии. Например, при раскопках палестинского города Гезер обнаружены египетские статуи из песчаника и гранита, изделия из слоновой кости, развалины еги­петского храма.

Одним из центров северо-восточной торговли Египта был город Библ в Фини­кии. Именно через Библ в Египет шли олово ■ серебро из Малой Азии, ценный ливан­ский'кедр и строевой лес. При раскопках города Угарит в Северной Сирии обнаруже­ны многочисленные вещи, вывезенные из Египта. Недалеко от Фив обнаружены вещи завилонского происхождения: куски лазу- гита, жемчужины, амулеты, цилиндриче­ские печати с клинообразными надписями н изображениями месопотамских божеств. Египтяне устанавливают связи с государст­вом на Крите. Критские вещи обнаружены г Египте, а египетские — в развалинах !Шосского дворца.

Другим направлением египетской тор- н: зли было южное—в богатую золотом Нубию и далекую страну Пунт. Обычно торговая экспедиция формировалась в Фи- 12х и по снабженной колодцами дороге в • "лелье Вади Хаммамат прибывала в порт ~;гуу. недавно обнаруженный археологами в а берегу Красного моря. Здесь загружались корабли, которые брали курс или на Синайский полуостров, к району медных рудни­ков, или на юг, в Пунт, откуда привозили эбеновое дерево, слоновую кость, благово­ния, экзотических животных.

Торговые связи с Нубией шли по Нилу, и чтобы облегчить плавание, при Сенусерге III, был проведен обводной канал, позволяв­ший обогнуть один из труднопроходимых нильских порогов. В надписи Сенусерта III упоминается крупный торговый центр Икен около второго порога Нила, где найдена египетская надпись.

В Среднем царстве произошли сущест­венные изменения в организации производ­ства. В источниках мало сведений о громадных царских хозяйствах, доминиро­вавших в эпоху Древнего царства, что скорее всего говорит о падении их удельного веса в экономике. Однако вельможные и храмо­вые хозяйства сохраняют свое ведущее зна­чение. По документам из архива одного из жрецов можно представить организацию среднего по своим размерам имения. Оно

пользовалось известной самостоятельно­стью как по отношению к царскому, так и к крупному храмовому хозяйствам и свиде­тельствует об устойчивом положении сре­дних поместий. Во многих произведениях Среднего царства упоминаются небольшие хозяйства, обрабатываемые не только их владельцами, но и дополнительной рабочей силой, в том числе и рабами.

В египетских поселениях выделяются отдельные зажиточные «дома», включаю­щие целый коллектив родственников, «от­роков», «воспитанников», «детей», которые были лишь условными обозначениями за­висимых лиц «дома», а также рабов.

Особенностью ..египетской экономики эпохи Среднего царства было укрепление средних хозяйств, в которых известный про­стор получили отношения частной собст­венности, связи с рынком, применение рабского труда.

Наряду со средними поместьями повы­шается удельный вес мелкого землевладе­ния. Возделыванием крохотных участков традиционно занимались жители сельских поселений. Но количество мелких земле­дельцев в эпоху Среднего царства пополни­лось за счет дробления многих царских хозяйств, централизованно обрабатывае­мых прежце рабочими отрядами.Теперь эти владения делятся на множество наделов, которые передаются в пользование земле­дельцам с обязательством уплаты налогов и выполнения повинностей. Аналогичный процесс происходит и во многих храмовых хозяйствах.

Мелкие земледельцы, составляющие основной контингент непосредственных производителей, обозначались в докумен­тах Среднего царства термином «хемууни- сут»—«царские люди». Причем так обозначали с ь'нТ ТОЛЬКО работники царских и храмовых владений, но и трудовое насе­ление вельможных и средних частных по­местий. Данное положение объясняется не только наличием деспотической власти фа­раона, считавшегося верховным собствен­ником всех египетских земель, но и специфическим характером учета и распре­деления рабочей силы, сложившимся в Египте во времена Среднего царства.

Система организации рабочей силы за­ключалась в следующем: все «царские лю­ди» юного возраста переписывались писцами и распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, вои­ны, торговцы и т. д.). После определения профессии «царские люди» направлялись в царские, храмовые, вельможные, средние и всякие другие хозяйства, в которых они должны были работать пожизненно, хотя были возможны перераспределения рабо­чей силы. Причем эксплуатация «царских людей» допускалась двоякая: они или рабо­тали в централизованном хозяйстве и полу­чали все довольствие с господских складов, или им выделялся земельный участок, с которого они кормились. Довольно распро­страненной практикой было и совмещение обоих типов эксплуатации, когда выдачи со склада дополняли продукцию, получаемую с участка.

Однако государственное распределение рабочей силы «царских людей» не отрицало необходимости использования рабского труда. Количество рабов в период Среднего царства увеличилось по сравнению с эпохой Древнего царства. При централизованном распределении «царских людей» в первую очередь учитывались интересы царских, храмовых и вельможных хозяйств, предста­вителей царской администрации. В этих условиях устойчивое существование сред­них хозяйств возможно было лишь с ис­пользованием рабского труда, хотя в них были заняты и другие категории работни­ков. Рабы требовались во многих средних хозяйствах, где применялись интенсивные методы хозяйствования, укреплялись то­варные связи с рынком, частнособственни­ческие отношения.

Основными источниками рабов были успешные войны, во время которых в Еги­пет пригонялись десятки тысяч пленников. Они и пополняли прежде всего царские, храмовые, вельможные поместья, но попа­дали и в средние хозяйства. Так, Сенусерт III после одного из походов подарил своему телохранителю сначала 60 «голов» (рабов), а затем еще 100 «голов». О количестве об­ращаемых на рабском рынке рабов можно составить представление по одной из куп­чих того времени. В ней говорится: «Я при­обрел 31 голову людей, 33 быка и 13 ослов».

Развитие частного рабовладения —ха­рактерная черта общественных отношений Египта Среднего царства.

Изменения произошли ^господствую­щем классе Египта. Можно говорить о рас­ширении его состава. К нему относились родовитая и служилая аристократия. высшее жречество, члены государст­венного аппарата. Но в своих низших :зсньях он пополнялся за счет средних и 1лких собственников частных владений ~гв «домов», существующих в сельских по- :е.~ениях.

Государственное управление. Завоевательная политика. После объединения Египта в единое централизованное государ- ~о был восстановлен многочисленный гггократический аппарат управления с ттзрхией, сложившейся в основных чертах

з Древнем царстве. Во главе всего уп­равления стоял фараон, «сын Ра от плоти сто», богочеловек, наделенный абсолютной шаегью. Однако фараонам Среднего царст- к не удалось поставить под свой контроль «вое управление, которое находилось в г **2Х номархов, происходивших из местной тяги.

В переходный от Древнего к Среднему _1эству период, когда централизованное го- г?ззрство распалось на номы, в последних окжились сильные номовые династии, и оораонам XI—XII династий приходилось с :-"чм считаться. Фараоны Сенусерт III I "62—1843 гг. до н. э.) и его сын Аменем- хет III (1843—1798 гг. до н. э.) сделали попытку заменить ряд наследственных но­мархов царскими ставленниками и пресечь местные династии, но они встретили мощ­ное сопротивление, заставившее их отсту­пить. Недовольство номархов в конечном итоге вылилось в заговоры против жизни фараонов. Фараон Аменемхет I (1963— 1943 гг. до н. э.) сообщает, что заговорщики напали на него с оружием в руках в его спальне. Хотя этот заговор не удался, осно­ватель XII династии в конце концов погиб насильственной смертью. От кинжала убий­цы пал и фараон Аменемхет II.

Свидетельствами сложных отношений между центральной властью фараонов и местными номархами служат сравнения царских усыпальниц и гробниц номархов. За исключением величественного погре­бального сооружения Ментухотепа I в Дейр- эль-Бахри и грандиозного поминального храма-лабиринта Аменемхета III в Фаюме, усыпальницы многих правителей Среднего царства представляют собой довольно скромные сооружения в виде небольших и невыразительных пирамид, сложенных из сырца. В то же время сохранились гробницы номархов, высеченные в скалах. Одними из

лучших являются погребения, найденные в Бени-Хасане. Они представляют собой ро­скошные помещения, заполненные дороги­ми вещами, а их стены покрыты росписью, реалистически изображающей богатства и могущество погребенных. Сильные пози­ции местных правителей были питательной средой для проявления сепаратизма, ослаб- ляя-а целом власть фараонов. В этих усло­виях царствующие фараоны предпочитали комплектовать центральное управление из среды служилых людей, приближая ко двору выходцев из средних прослоек, противопо­ставляя их номовой и родовитой аристок­ратии.

В целом XII династии (1963—1789 гг. до н. э.) удалось стабилизировать положе­ние в стране и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным воен­но-экономическим потенциалом. Опираясь на этот потенциал, XII династия проводила успешную завоеиател ы |ую i юл ити ку по тра­диционным направлениям. Продолжалось освоение Фаюма.

Большие успехи были сделаны и в ос­воении Нубии, где были открыты богатые золотые прииски. Стремясь закрепить свое господство в золотоносных районах Север­ной Нубии, египтяне прокладывают здесь дороги, строят систему крепостных город­ков, куда переселяют колонистов из Египта. В районе вторых порогов на обоих берегах Нила были построены мощные крепости Семне и Кумме, которые контролировали движение на юг к на север. Нубия в период Среднего царства превратилась фактически в провинцию Египта, усиленно эксплуати­руемую центральной властью. Сенусерт III объявил официальной южной границей го­сударства линию крепостей Семне и Кумме, т. е. отнес границу от Асуана ко вторым порогам.

Жизненно важным для Египта было направление завоевательной политики в Восточное Средиземноморье, откуда егип­тяне получали серебро, олово, строитель­ный лес, ценное кедровое дерево. В этом регионе власть египетских фараонов рас­пространялась не только на Синайский по­луостров, ставший египетской провинцией, но и на южную часть Палестины, а также на некоторые города Финикии, в частности Библ. В целом при XII династии Египет превратился в крупную державу на Ближнем Востоке.

Присоединение обширных территорий сопровождалось захватом больших партий рабов, скота, материальных ценностей, на­правляемых в Египет. Кроме единовремен­ных захватов египтяне организовали систематическую эксплуатацию завоеван­ных стран, естественные богатства которых направлялись на развитие египетской эко­номики, на обогащение различных просло­ек господствующего класса.

megapredmet.ru


Смотрите также