Древних городов культура. Эволюция пространственной среды городов. Древние города
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Аркаим — «Страна городов». Древних городов культура


Города в древних обществах. Зарождение городской культуры в древнем Азербайджане. – 1905.az

Продолжаем публикацию работ Член-корреспондента НАНА, доктора исторических наук, профессора Ильяса Бабаева в рубрике ИССЛЕДОВАНИЕ.

 

Caucasian_albanian_stone_azerbaijan_mingechaur2

 

Как и ныне, города в древних обществах являлись не только крупными населенными пунктами, но и политико-административными, культурно-экономическими и идеологическими центрами.

 

Города в древности возникли в результате многовекового социально-экономического развития обществ. Зарождение городской культуры было связано с возникновением имущественной дифференциации, классового общества и государства.

 

Все эти качественные изменения в жизни древних обществах являлись продукцией длительного сложного процесса. Города на разных этапах развития общества имели свои особенности. Древние города возникли в оседло-земледельческих обществах. Они возникли в тех местах, где были благоприятные природно-географические условия для жизни многих людей.

 

Если подойти к некоторым городам древности с мерками современности, трудно будет отнести их к разряду городов. Поэтому многие исследователи уделили внимание вопросу определения древних городов. Одним из первых этому вопросу уделил внимание английский археолог Г.Чайлд. Он в своей статье «The urban revolution» (Городская революция), опубликованной 1950 г., определил 10 признаков древнего города: Крупные поселения с большим числом населения (более 5000), специализация труда и ремесла, концентрация богатств, монументальные общественные здания, классовое общество, изобретение письменности и календаря, зарождение науки, сложное искусство, торговля на больших расстояниях и возникновение государства. Вслед за Г.Чайлдом этим вопросом занимались многие исследователи в разных странах. Этим вопросом занимались также и русские ученые: И.М.Дьяконов, В.М.Массон, Г.А.Кошеленко и др. Урбанологи городами называют поселения с большим количеством населения, наличием монументальных сооружений с развитым ремеслом, то есть с происхождением глубокой дифференциации в ремесле, торговлей не только с 6лизкими, но и отдаленными странами. Но все эти показатели городов появляются при наличии классового общества и государства.

 

Города были административными, хозяйственными, политическими, идеологическими центрами определенных территорий. Они возникли главным образом в результате внутреннего развития оседло-земледельческих обществ. Но на этот процесс оказывали определенное влияние и внешние факторы — различные контакты с высокоразвитыми странами. Например, в Азербайджане возникновению городской культуры некоторое влияние оказывали связи со странами Ближнего и Среднего Востока, а также с античным миром.

 

Природные богатства Южного Кавказа с глубокой древности привлекали внимание более развитых стран Древнего Востока. Археологическими раскопками установлено, что еще в IV-III тысячелетиях отдельные группы племен урукского периода из Месопотамии поселились на Кавказе. Ныне Майкопскую культуру Северного Кавказа и Лейлатепинскую культуру Южного Кавказа исследователи связывают с этими переселенцами. И племена Кавказа с глубокой древности поддерживали связи со странами Древнего Востока.

 

Эти связи, раньше носившие спорадический характер, постепенно стали регулярными, оказывали влияние на социально-экономическое развитие местных племен. Освоение железа в конце II — начале I тысячелетий дало мощный толчок социально-экономическому развитию общества, способствовало усилению имущественной дифференциации, что хорошо прослеживается по археологическим материалам.

 

Возникновение и ранние стадии имущественной дифференциации среди населения всего Кавказа особенно хорошо прослеживается по погребальным памятникам. В середине II тысячелетия до. н. э. элементы социальной и имущественной дифференциации особенно усиливаются, что хорошо документируют богатые курганные погребения племенных вождей.

 

Корни этих качественных изменений в жизни общества восходят к третьему тысячелетию. Этот процесс постепенно усиливался. Сильный толчок данному процессу дало освоение железа в конце II-начале I тысячелетий. В эпоху бронзы и раннего железа интенсивно развивались различные отрасли ремесла и некоторые виды ремесла отделилось от земледелия и скотоводства, усовершенствовались орудия производства, что способствовало бурному развитию продуктивности сельского хозяйства, повышению плотности населения, что привело к появлению союзов родственных племен. Как пишет Ф.Энгельс: «Богатство соседей возбуждает жадность народов», война становится регулярной. Военный вождь народа становится необходимым должностным лицом. Появляется народное собрание. Энгельс этот строй называет «военной демократией». В это время появляются укрепленные поселения. На Кавказе к этому периоду относятся, так называемые, «циклопические поселения». Очень часто эти сооружения расположены не очень далеко друг от друга. Считается, что они в основном служили в качестве убежища (рефугиум) при нападении воинственных племен.

 

Они еще не были городами, но являлись их прототипами, временными убежищами или поселениями с оборонительными сооружениями племен, переживавших последний этап разложения первобытно общинного строя, перехода к классовому обществу.

 

Археологические исследования показывают, что социально-экономическое развитие общества не по всей территории древнего Азербайджана шло равномерно. Так, в южных областях страны этот процесс шел более быстрым темпом. Например, на территории Нахичевана в эпоху средней и поздней бронзы возникали поселения с развитой системой оборонительных сооружений, которые по многим своим показателям напоминали древние города. Но в северных областях Азербайджана, охватывающих территорию юго-восточного Кавказа, условия для возникновения городов созрели во второй четверти и в середине I тысячелетия до н.э.

 

В это время здесь формировалось классовое общество, некоторые поселения, расположенные на торговых путях, в благоприятных в природно-географическом отношении местах, развивались постепенно, стали городами.

 

На этой территории в VII в до н.э. возникло Скифское царство. Юго-восточный Кавказ, видимо, вошел еще в состав Мидии, а потом Ахеменидской империи. Судя по археологическим материалам, Ахемениды этой территории уделяли особое внимание, сооружали здесь дворцы. После падения Ахеменидской империи здесь образовалось Албанское государство.

 

В Албании возникло много городов. В I-II вв. н.э. античные источники упоминали 29 городов (полис) и другие крупные населенные пункты (коме) Албании.

 

Тогда в Албании, как в других странах античного мира, некоторые поселения, развиваясь, стали городами, могли возникнуть храмовые города и вероятно, практиковалось сознательное градостроительство. Эти города были административными, политическими, идеологическими и торгово-ремесленными центрами страны.

 

Ильяс БАБАЕВ, Институт археологии и этнографии НАНА (Баку, Азербайджан)

 

Тезисы Международной научной конференции «Древнегородская культура Азербайджана в контексте мировой урбанизации» (Габала, 6-10 ноября 2012 года). Баку, «Университет Хазар», 2012, стр.54-56

1905.az

Древнерусские города | Культура Руси

Города древней Руси

Николо-Дворищенский собор был поставлен князем Мстиславом в 1113 г. на Ярославовом дворище, где служили попы, подчинявшиеся князю. Новгород.

Первые города на Руси возникли в конце IX—X в.

К началу XI в. известно 30 городов, а уже через полтора столетия их количество выросло до 150. Такое бурное гра­достроительство предполагает, что они занимали разное положение в государстве. Это действительно так, поскольку древнейшие из них становились столицами земель и княжеств, образованными позже, — владетельными княже­скими городами, центрами небольших волостей.

В летописях терминами «град», «город» обозначалось укреплённое (огороженное) поселение. (Но не всякое огорожен­ное селение можно называть городом, так как там должен накапливаться и перерабатываться прибавочный про­дукт.) В городе должна осуществляться ремесленная и тор­говая деятельность, вестись административная, культур­ная и религиозная жизнь. Кроме того, город всегда тесно связан с широкой округой, получая оттуда сырьё и рабо­чую силу. Таким образом, хотя, по археологическим данным, к рубежу XII—XIII вв. на Руси насчитывалось более 1000 укреплённых поселений, только 150 из них стали городами. Остальные представляли собой замки, сторо­жевые крепости и т. п.

Городские укрепления обязательно включали ров и вал, насыпа­емый из грунта. Чтобы он не оползал, внутри вала ставились деревянные опоры, чаще всего в виде срубов (клети), запол­нявшихся землёй или камнями. По верху вала устанавливался частокол либо ряд бревенчатых срубов с бойницами. Наибо­лее уязвимые части укрепляли глухими башнями, а там, где к валу подходили крупные городские улицы, делали про­ездные ворота. Иногда, как в Киеве Золотые ворота и во Вла­димире Золотые и Серебряные ворота, они выкладывались из камня или кирпича. Но для Руси это единичные случаи. Основным материалом оставалось дерево, использовавше­еся в строительстве укреплений вплоть до XIV—XV вв., когда начали применять огнестрельное оружие.

Деревянным был весь средневековый русский город, отличи­тельной чертой которого является улично-усадебная пла­нировка. От одной проездной башни до противоположной город пронизывали крупные улицы, между ними проходили небольшие проулки, иногда тупики. Все они мостились дере­вянными плахами, уложенными на лаги. Усадьбы, распо­лагавшиеся вдоль улиц, огораживались высоким частоко­лом. Все постройки, как правило, представляли собой сруб из сосновых, редко дубовых брёвен. В лесной зоне Руси дома имели подклет (из-за сырой почвы). В лесостепной зоне, наоборот, жилища слегка углублялись в землю. Но и на юге, и на севере площади усадеб отличались устойчивостью.

Дворы были разных размеров — от 120 до 1500 квадратных метров. На больших усадьбах ставились хоромы, возможно двухэтажные, и несколько хозяйственных построек. На малых дворах (125 — 150 кв. м) располагались лишь жилой дом да хозяйственный сруб. Постройки обновлялись по мере их ветшания (через 30—40 лет), но значительно чаще они уничтожались пожарами — бедствием русских городов. Бывало, пожар охватывал практически весь город, и тогда это событие отмечалось в летописи. Очень редко дом стоял неизменно в течение 60—100 лет (на тысячи раскопанных построек таких срубов единицы).

В обязанности владельцев усадеб входило благоустройство прилегающих уличных участков, что выражалось, во-первых, в уборке мостовых, а во-вторых, в их ремонте по мере надобности. В Новгороде, например, рядом с настилом мостовой отмечаются вбитые в землю колышки — ими, видимо, размечались участки, закреплённые за разными хозяевами. К городскому хозяйству относятся водоотводные и водосборные сооружения, известные как на усадьбах, так и на улицах. Трубы для водоотвода делались из двух долблё­ных половинок бревна, их соединяли и оборачивали берёс­той. Поскольку длина водоотвода обычно была не меньше 10 метров, требовалось несколько брёвен для одного колена. Водосборником служили бездонные бочки, вкапывавши­еся либо во дворе, либо рядом с мостовой. Так отводились излишки грунтовых вод.

kulturarusi.ru

Аркаим — «Страна городов»: matveychev_oleg

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Огромный интерес всегда вызывает новая и неожиданная информация о древних цивилизациях, существовавших ранее на Земле. В 1987 году на Южном Урале, недалеко от горы Аркаим в Челябинской области планировали строительство Большого Караганского водохранилища для орошения засушливых степей. При предварительном обследовании местности, исследователи увидели в центре долины загадочные круги. Дальнейшие археологические раскопки, под руководством Геннадия Борисовича Здановича, обнаружили следы древней цивилизации, погибшей около 1700 — 1800 года до н.э., её назвали по местоположению — Аркаим. Это был древний город легендарной арийской расы, возраст которого более 40 веков, возраст Аркаима приравнивается к возрасту египетских пирамид фараона Хеопса. Это сенсационное открытие на Южном Урале остановило строительство Большого Караганского водохранилища, и в 1991 году территория памятника у горы Аркаим получила статус филиала Ильменского заповедника.

Около 4 тысяч лет назад жители этого таинственного места, по неизвестным причинам, внезапно покинули своё жилье, и поселение Аркаим сгорело и разрушилось, возможно, его сожгли сами жители, или оно погибло в результате вражеского нашествия.

Аркаим относится к поселению оседлых скотоводов среднего бронзового века. Вместе с некрополями памятники 25 городов Аркаима составляют Синташтинскую археологическую культуру Южного Зауралья и Северного Казахстана, для которой получены радиоуглеродные датировки XXI-XVIII века до н. э. Синташтинская культура демонстрирует очень высокий уровень металлургии и металлообработки меди и бронзы, большую концентрацию металлических предметов, в том числе оружия.

Мнения учёных о предназначении города Аркаима разделились: одни считают, что Аркаим был древним святилищем, а другие – что это астрологическая обсерватория, как Стоунхендж. Можно с уверенностью утверждать, что уникальное городище играет важную роль в мировой истории.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Представление древних ариев о миропорядке наглядно отражено в золотой царской пекторали, найденной археологом Борисом Мозолевским в феврале 1971 года в большом скифском кургане, который местные жители называли Толстая могила . Он находится в 10 километрах от знаменитого скифского кургана Чертомлык, недалеко от Никополя. Золотые жгуты скифской царской пекторали разделяют окружающий мир концентрическими кругами на опасные и безопасные сферы обитания — отражая существующий миропорядок.

Древняя цивилизация Аркаима включала в себя около тридцати посёлков, расположенных в виде свастики. Свастический крест был ориентирован строго по сторонам света, имел два круга оборонительных сооружений, при построении окружностей использовалось правило золотого сечения. Интересно, что длина внутреннего круга поселений точно соответствовала географической широте древнего поселения! Ещё одна особенность этого места заключается в том, что Аркаим находится на той же широте, что и Стоунхендж в Англии, и курган Арджан на Алтае. Не исключено, что у древних астрономов эта широта являлась чем-то значительным.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Два круга оборонительных стен, построенных концентрическими кругами, деревянный каркас стен был обмазан глиной. возможно, они имели культовое значение.

Городище Аркаим было построено по предварительному плану радиально, примерно 150 метров был диаметр окружности всех городских построек. Внутри города, вплотную друг к другу в радиальном порядке дома с дверями на крышах. Об этом свидетельствуют найденные фундаменты 60 разрушенных домов, расположенных по кругу. Дома все одинаковые – судя по всему, особо богатых и особо бедных не было.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Вдоль внешней стены Аркаима проходил ров заполненный водой. По деревянным настилам можно было перейти ров и выйти из города. Жилища древних жителей Аркаима принадлежали отдельным семьям, и, видимо, каждая семья строила свой дом самостоятельно. Между домами в Аркаиме проходили улицы, хорошо спланированные уличные переходы, город был снабжён системой канализации и водоснабжения. По подземному рву шла подача воды в город, канализация шла по траншеям и сливалась за городской стеной в наружный защитный ров.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

В каждом доме Аркаима был свой колодец, почти в каждом – плавильная печь, в которой из смеси медной и оловянной руды выплавляли бронзу и изделия из неё – инструменты, оружие, зеркала, украшения. Печи в Аркаиме были удивительной конструкции они были соединены с колодцем, и благодаря разности температур создавалась сильная тяга, что позволяло достигать высокой температуры плавления металла. Трудно сейчас представить, что древние жители Аркаима выплавляли металл в печи при высоких температурах в то время, когда в странах будущей Европы даже не знали о таком способе обработки металла.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Технология выплавки прочной бронзы была настоящим открытием Аркаима и дала мощный толчок развитию технологии и культуры, поэтому и вся эпоха называется «бронзовым веком». Иглы и рыболовные крючки изготовляли из кости, одежду – из кожи и ткани, которую сами делали из конопли. Питались в основном кашами, добавляли туда мясо диких и домашних животных, ловили рыбу в реке.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

«Впервые именно ариями была создана та система хозяйства, к которой мы привыкли – крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. Жители Аркаима возделывали землю, и земледелие приносило хорошие плоды — рассказывает Зданович, – на аркаимских огородах выращивали просо, лук и ячмень. Найденные кости животных свидетельствуют о том, что в Аркаиме разводили лошадей, а крупный и мелкий рогатый скот, который пасли за первой городской стеной, дальше был ров. Им очень важно было окружить себя со всех сторон водой, города строили возле речки и обводили каналом, — поясняет Зданович,- видимо, это имело символический смысл».

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Археологи обнаружили не только жилые помещения, но и гончарные мастерские, кузницу, и мастерские по выплавке бронзы и обработке камня. До сих пор вызывает удивление мастерство и высокий технологический уровень обработки бронзы и камня.

В центре древнего Аркаима была расположена площадь, где, по утверждению археологов, проводились религиозные обряды и мистерии. На участке прямоугольной формы найдены, выстроенные в особом порядке, места для ритуальных костров.

О развитости религиозного культа свидетельствуют найденные кости жертвенных животных и керамические изделия с изображением символа древнего бога солнца.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Символикой здесь пронизано всё, от орнаментов из свастик на керамике до самого города, построенного разом по единому плану – и при этом никаких рисунков, изображений богов, никаких надписей. Это была бесписьменная культура устного слова. Тем не менее, о силе исторической памяти этой культуры говорит уже то, что когда они уходили, сжигая свой город, а потом, через поколение, возвращались, то всё восстанавливали, как было, каждый колодец, каждый столб ставили на то же место. И так несколько раз подряд.

Изучение материалов, полученных в результате археологических раскопок в Аркаиме, потрясло учёных. Было выдвинуто предположение, что это древняя цивилизация ариев, которая могла быть родоначальницей русской нации. Тайной остается не только широкие познания древних поселенцев в астрологии, но и в математике.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

О древней цивилизации, существовавшей в Аркаиме сложено много легенд, многие исследователи считают Аркаим колыбелью ариев, местом, откуда арийские племена разошлись по земле. Индийские жрецы считали Аркаим городом-обсерваторией, где проживали в древности благородные Арьяварта. Об этом городе знали и давно искали, но, видно, не хотела родина ариев, чтобы её нашли. Уральские казаки знали об этом тайном месте, но хранили тайну, считая его сокровенным мистическим местом.

Судя по раскопкам, Аркаим был очень красивым городом, дома были построены из крупного сырцового кирпича, высушенного на воздухе без обжига. Кирпич делали из глины смешанной с мелкой соломой (саман) и некоторым количеством навоза — это нетеплопроводный материал для стен жилых домов и хозяйственных построек. Стены домов и городских башен в Аркаиме раскрашивали, поэтому город был разноцветным.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

При раскопках в Аркаиме были найдены человеческие останки, по которым удалось воссоздать облик жителя древнего поселения. Жители Аркаима были представителями европеоидной расы. Даже захоронения попадаются престранные – мужчина и женщина лежат обнявшись, при этом в руке у женщины боевой топор, занесённый над головой мужчины. Впрочем, обычно хоронили на боку — в позе «спящего» или «эмбриона», то ли намекая на новое рождение, то ли на то, что смерть – это сон.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Все поселения Аркаима построены по принципу звездного неба, согласно знакам зодиака. Именно отсюда арии разошлись по всей индоевропейской территории. Летописи утверждают, что где бы ни появились посланники Аркаима, они приносили с собой знания, религиозную культуру, просвещение, добро и процветание. Древние арии были духовными, религиозными просветителями и при знакомстве с другими народами они передавать знания, религиозные обряды и традиции, призванные защитить народ и стада от вымирания, а посевы — от неурожая. Благодаря своим знаниям, умениям и владениям уникальными, по тем временам, технологиям, арии часто занимали высокое положение в обществе.

Во времена существования Аркаима, и в период расселения арийцев в северной Индии был впервые записан на ведическом санскрите устный эпос древних ариев — Риг-Веда — самая древняя часть Вед, в которой совсем нет черт буддизма. Позднее в Древней Персии были записаны священные тексты Авесты, и возникло учение Заратуштры, привнесённое ариями.

Согласно выводам учёных, исследовавших находки, обнаруженные археологами во время раскопок, Аркаим простоял на территории Южного Урала около 300 лет. На территории Сибири и Южного Урала были найдены развалины ещё нескольких городов, подобных Аркаиму, археологи нарекли эти находки «Страной Городов». Сразу же возникло предположение, что именно эти места и есть знаменитая страна Аррата, из которой, согласно древним легендам, вышли предки шумер!

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Все арийские жрецы были искусными целителями, знали лечебные свойства множества трав и растений, знали магические чудодейственные заклинания и молитвы Риг-Веды, за это их называли кудесниками.

На ведическом санскрите: Куд, кудати, кудат, кудда, куддата = cud,cudati,cudat, cud-da, cud-data — просить, побуждать, подстрекать, помогать, ходатайство по просьбе. Кудаяти — codayati — ускорить просьбу, вызывать быстрое действие, побуждать, подстрекать, (RV.)(родственные слова в др. рус. яз.: КУДО – чудо, кудесы – чудеса, кудесник. КУДЪ – вождь; в рус. яз.: кудесничать).

Куд, кудайати – kud, kudaiati — лгать (родственные слова в др. рус. яз.: КУДО – чудо, кудесы – чудеса, кудесник. КУДЪ – вождь).

Кудесники-целители Аркаима носили белые одежды, эта традиция передалась и другим народам, например, друидам, которые тоже облачались в белые одежды. Кудесники-целители и друиды должны были просвещать и обучать молодёжь, и передавать свои знания следующему поколению, как это делали их древние предки.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Древние волхвы и кудесники совершали обряды жертвоприношений, они знали порядок всех ритуалов, поэтому к ним обращались с различными просьбами и вопросами, они могли вершить суд и обеспечивать устойчивый миропорядок. В храме природы были и женщины-жрицы, их называли жрицами бога Агни (Огня), они поддерживали в алтарях священный Огонь всего рода, племени, и раздавали огонь жителям города для разжигания домашнего очага.

Неожиданной находкой в Аркаиме стала свастика, жители Аркаима рисовали её везде — на глиняной посуде, бронзовых и каменных изделиях.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

И Аркаим, и Стоунхендж входили в структуру «мегалитических культур», значительно повлиявших на развитие мировой культуры и технологий. Племена древних ариев с территории Южного Урала постепенно распространялись не только по Малой Азии и Индостану, но расселились по всей Европе, обогащая другие народы своими знаниями, религиозными представлениями о миропорядке, культурой устного мифотворчества.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Следы арийской цивилизации Аркаима найдены на территории современного Таджикистана и Туркмении. Сегодня учёные уже не сомневаются, что на Южном Урале, в древности, обитали индоарийские племена, которые во II тысячелетии до нашей эры пошли двумя путями миграции. Один путь арийских племён лежал через Древнюю Персию (Иран), где были записаны тексты Авесты. Второй путь вёл арийские племена в северную Индию, где были записаны тексты Риг-Веды, на родном языке древних ариев — ведическом санскрите.

Ведический санскрит Риг-Веды лежит в основе всех пра-языков Индоевропейской группы, и в первую очередь, русского языка.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

В ведическом санскрите: Ид – id — принесение жертвы, молитва.Ид, иде, итте, идише, идишьяте, идитум, иле, илише — ID, IDe, ITTe, IDiSe, IDiSyate, IDitum, ILe, ILiSe — молить, спрашивать, попросить, спросить, вопрошать; хвалить (RV). (родственные слова в рус. яз.: идол, иди, или, лишать)

Руководитель аркаимской экспедиции, профессор Геннадий Борисович Зданович рассказывает, о том, как арии пришли сюда с Запада, вероятно, откуда-то с Волги, а потом двинулись в Среднюю Азию. Он считает, что их знаменитый священный напиток сома, представлял собой отвар конопли на молоке с добавлением эфедры.

— Почему решили, что это именно те арии, которые потом пришли в Индию и Иран? — спрашиваю Сергея.— В текстах Ригведы и Авесты описана прародина ариев, похожий на наш климат, и растительный мир — березы, многие элементы материальной культуры и орнаментов, использование свастики. Захоронения и скелеты в Аркаиме индоевропейского антропологического типа.

Hallstatt-750-450-гг.-до-н.э.-e1480172001282

Ещё одна уникальная, ключевая особенность – колесницы, которые в то время были только у ариев. Сравнивая тексты Ригведы и Авесты с данными наших раскопок Аркаима, мы реконструируем мифологические сюжеты. Я верю, что на этой территории формировались древнейшие стихи Ригведы, тот самый источник Ригведы и Авесты, который ищут все специалисты…

источник

matveychev-oleg.livejournal.com

Эволюция пространственной среды городов. Древние города -

Городская среда — это сложная функционально-пространственная система неразрывно связанных частей города. В этой системе равноправно взаимодействуют как здания и сооружения, так и пространства улиц, перекрестков и площадей. Кроме того, в эту систему входит множество других составляющих: от уникальных произведений монументально-декоративного искусства до стандартных элементов городского оборудования и благоустройства.

Пространство города — это строгие линии проспектов и уютные переулки, гигантские предприятия и тенистые парки, одетые гранитом набережные и старые уютные дворы. Все это представляет сегодняшний облик города, к которому человечество шло тысячелетия.

Самые древние поселения городского типа, возникшие в VII—VI тыс. до н.э., городами в сегодняшнем понимании еще не были. Поселок Чатал-Хюйюк, расположенный в горах на территории нынешней Турции, состоял из сотен прижавшихся один к другому толстостенных каменных домов. В поселке не было ни улиц, ни даже крошечной площади. Весь поселок представлял собой спрессованное в единое целое жилище.

Улицы и площади в поселениях появились гораздо позже. Наиболее крупные и компактные из них стали называть городами. Пространственную организацию городов формировали взаиморасположение и взаимосвязи улиц и площадей, т.е. система, образующая планировочную структуру города.

Многовековой опыт градостроительства свидетельствует, что при самых разнообразных условиях формирования городов пространственная структура их планировки имеет достаточно ограниченное число типов. С точки зрения геометрического начертания городские структуры можно свести к трем основным типам.

Эволюция пространственной среды городов в течение более чем двух тысячелетий отражена в чередовании именно этих трех типов планировочных структур.

Появление прямоугольной планировки относится к древнейшим периодам градостроительной деятельности, связанным с развитием цивилизаций Индии, Египта, Двуречья и Китая. Индийский город, по описанию в трактате Манасара, имел прямоугольный план, окруженный стеной с восемью въездами и разделенный на равные кварталы с взаимно перпендикулярными улицами. Квартал застраивался группой жилых домов, отгороженных от улиц стеной. Ширину городских улиц рекомендовалось изменять в зависимости от их назначения: пешеходные внутриквартальные улицы были узкими и имели естественное начертание, а основная сеть широких улиц (сегодня мы их называем магистралями) была прямоугольная и четко ориентирована по странам света. Центр города занимала площадь размером в четыре квартала, в середине которой располагалось главное здание.

В Индии в древние времена градостроительные принципы формировались на основе «священных диаграмм, называемых «мандалами».

План Джайпура (Индия). Квадрат № 3 заменен существующей горой и переместился к квадрату. Далее квадраты № 1 и 2 соединились, дав место дворцу

Наиболее раннее описание прямоугольных планов связано с индийским городом Мохенджо-Даро (в переводе — город мертвых), период расцвета которого относится к III тыс. до н.э. В точности построения плана выражена градостроительная концепция, соответствующая нуждам высокоорганизованного для того времени общества. Улицы прямые, параллельные и перпендикулярные •дна другой. Отдельные элементы и кварталы города взаимосвязаны и создают единую структуру.

Правильные геометрические очертания плана сыли свойственны и небольшим древнеегипетским городам. Крупные города, застраивавшиеся. как правило, долго и стихийно, чаще имели нерегулярную планировку. Малые города можно рассмотреть на примере Кахуна, построенного

Кахун (Египет). План северо-западной части города в начале II тыс. до н.э. Он имел форму прямоугольника, ориентированного строго по странам света. Его территория в 10 га состояла из двух частей: первая была заполнена одинаковыми по размеру кварталами для рабов, вторая — домами высшей администрации. Гак же был застроен восточный район Ахетатона (Тель-Эль Амарна).

Китайский город, упоминающийся в трактате III—II вв. до н.э., Чжоу-ли-Као-Гунцзы также основан с использованием модульной квадратной сетки со значительно большим размером квартала (со стороной около 200 м), представляющего собой довольно крупный комплекс жилых или общественных зданий. План центрнчный, без выделения основных направлений движения от периферии к центру.

Анализ пространственной структуры древних городов Индии, Египта и Китая позволяет утверждать, что в этот период уже сформировались два первичных элемента города: пространство (поселение) и коммуникации (дороги). Кроме того, четко проявлялась центричность городского пространства. Фокус, центр тяжести пространства занимал храм — символ поселения. Вокруг него оставлялась незастроенной большая площадь, еще не получившая самостоятельной архитектурной значимости, но игравшая важную социальную роль. В древних городах архитектура каждого объекта, как правило, формировалась самостоятельно, независимо от других соседствующих объектов.

Прямоугольная планировка получила блестящее развитие в городах Древней Греции и Древнего Рима. В древнегреческой культуре города вообще занимали совершенно особое место, поскольку являлись самостоятельными единицами не только в экономическом, но и в военном, политическом отношениях, т.е. фактически были городами-государствами.

Еще в архаический период сложилась характерная структура античного города, ядром которой являлся священный участок — акрополь, вмещавший главные храмы и располагавшийся, как правило, на скале или вершине укрепленного холма. У подножия акрополя, который служил цитаделью для населения города, строились жилые кварталы — так называемый нижний город с торговой площадью (агорой) и общественными сооружениями. Город был защищен стенами по всему периметру.

Вначале греческие города имели нерегулярную, свободную планировку, подчиненную естественному рельефу местности. Однако начавшаяся в V в. до н.э. перестройка греческих городов, разрушавшихся в ходе многолетних греко-персидских войн, велась уже на основе регулярных планов. Совершенствуется модульная структура античных городов, приобретая очертания так называемой гипподамовой сетки (системы). По этой сетке были, как предполагают, построены Пирей, Фурии и города Родоса. Поскольку прямоугольная модульная сетка была известна еще древним градостроителям, Гипподаму (V в. до н.э.) принадлежит не открытие этой системы, а ее совершенствование и распространение. Несмотря на жесткость прямоугольной. греки свободно размещали кварталы на границе города, что придавало планировке пределенную гибкость и способствовало рассредоточению зон для размещения общественных функций города. Это были первые попытки применения полицентрической структуры. Применение гипподамовой системы позволило жилым кварталам нижней части греческого города приобрести форму квадратов или слегка вытянутых прямоугольников, разделенных равной сеткой улиц. Внедрению в жизнь гипподамовой сетки способствовали тенденции греческого общества к демократизации, что приводило к стандарту при распределении городской территории.

Следует особо отметить, что греческим градостроителям удавалось вписывать жесткие планировочные сетки планов в сложный рельеф местности. При этом портовые города, чей контур следовал сложной береговой линии, внутри были организованы комфортно, разнообразно и гармонично. Гипподамова сетка в них напоминает не столько жесткую решетку планировочной конструкции, сколько канву, пользуясь которой архитектор без всяких помех создает изысканную «вышивку» [20]. Удивительное умение сочетать регулярность плана и живописность природы позднее было утрачено.

Известный историк градостроительства А. Бунин объяснял это тем, что греческие города были невелики, население самых крупных из них составляло не более 50 тыс. человек [14]. Конечно, при таких размерах гипподамова сетка не грозила утомить своим механистическим однообразием, которое неизбежно в крупных городах. Как бы то ни было, планы греческих городов навсегда остались жемчужинами мирового градостроительства, в которых органичность творения природы удивительным образом соединилась с разумной волей человека.

Регулярная структура греческих городов V—II вв. до н.э. стала прообразом многих градостроительных решений последующих двух тысячелетий, в том числе и проектов так называемых идеальных городов.

Являясь творческим продолжением и развитием древнего греческого зодчества, римская градостроительная культура в условиях той же античной рабовладельческой формации сделала значительный шаг вперед. Планировка многочисленных городов и военных лагерей, основанных по всей территории гигантской империи, строилась на применении стандарта, позволяющего экономить силы, средства и время. Значение римского градостроительного опыта состоит еще и в том, что в нем впервые были проведены значительные мероприятия по инженерному оборудованию и благоустройству городов.

Планировочные принципы римских городов, построенных из камня и мрамора, имеют большое сходство со структурой военных лагерей тех же римлян, состоявших из переносных палаток, то есть чисто военные требования того периода наложили основной отпечаток на планировку римских городов.

Характерным примером прямоугольных модульных решений является план Тимгада (Римская колония в Африке, I в. до н.э.).

Сравнивая регулярные планы древних городов многих стран, можно заметить много общих черт, что вызвано не только возможными влияниями и преемственностью, но и объективными закономерностями, обусловившими появление очень близких по смыслу планировочных решений.

Судьба европейских городов этого пери- m iW—X вв. н.э.) складывалась по-разну. Некоторые из них возрождались на те древних римских поселений. Глядя на планы таких городов, как Флоренция или Милан, нетрудно опознать в центральном ядре фрагменты регулярной древнеримской планировки. Большая же часть средневековых городов возникает на «чистом месте», являясь для своего времени тем, что мы называем сегодня новыми городами. Нередко такой город образуется около хорошо защищенного замка феодала или монастыря, которые служили убежищем для окрестного населения в периоды частых тогда войн и междоусобиц. Наряду с этим важнейшим фактором возникновения, особенно древнерусских городов, таких как Москва, Новгород, Ростов Великий и др., были природные условия: топография местности, излучина реки и т.п.

Сначала средневековый город был разбросанным, состоял из нескольких относительно обособленных районов, разделенных участками природного ландшафта или сельскохозяйственными угодьями. Однако требования обороны заставляли обносить территорию города хорошо укрепленными стенами. Свободные земли в черте городских укреплений быстро застраивались — город становился компактным.

Таким образом, независимо от того, с чего начинал средневековый город свое развитие (с остатков римского лагеря, с феодального замка или вообще «с нуля»), он в сравнительно короткое время, в большинстве случаев, приходил к стереотипной радиальной форме компактного плана.

По мере того, как город расширял свои границы, одних только радиальных связей становилось недостаточно. Появляются поперечные, кольцевые связи. Самым подходящим резервом для их создания становились постепенно терявшие свое оборонительное значение кольца городских укреплений. Впоследствии так было в Париже, Милане, Вене. Так было и в Москве, где на месте стен Белого города пролегло Бульварное кольцо, а на месте земляных валов — Садовое.

Естественно сформировавшийся радиально-кольцевой план средневекового города представляет собой искривленную решетку, которая, в отличие от равномерной ортогональной решетки, свернута в наиболее компактную форму около главного центра. Рост поселений вокруг одного центра можно сравнить с образованием годовых колец ствола дерева.

В XII в. на севере Франции зарождается готический стиль, «создавший систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции». Градостроительство того времени также можно назвать пространственным. Любая новая постройка увязывалась с условиями существующего окружения, а неотъемлемой задачей стало стремление к решению ансамбля.

Действительно, город в средние века развивался не в каком-то заранее определенном стиле и не на основе зафиксированного на бумаге двухмерного плана, а на основании той трехмерной картины, которая представлялась архитектору в его воображении. С точки зрения эстетического восприятия городского пространства это был наилучший способ проектирования.

Центрическая композиция средневекового города была обусловлена не только конфигурацией плана и его небольшими размерами, но и всей историей и внутренней логикой его становления. Она находила отражение, в частности, в пирамидальности силуэта города, поскольку этажность застройки повышалась к центру, который был подчеркнут доминантами ратуши и главного собора. При этом для центра часто выбирали вершину холма или излучину крутого берега реки.

Сравнительно небольшие размеры средневековых городов еще больше усиливали пространственный эффект естественно складывающейся органичной моноцентрической планировки. Десять, пять, даже две тысячи человек — такова численность населения не самых маленьких европейских городов XIV— XV вв. Нюрнберг — один из крупнейших городов Германии — насчитывал всего 20 тысяч человек. И только такие мировые центры ремесел и торговли, как Венеция и Флоренция, имели население около 100 тысяч. Крупнейшие русские города Киев и Новгород не уступали по площади европейским столицам, однако их застройка была менее плотной: на Руси издревле селились просторнее, шире. Но и в таких городах диаметр застроенной в черте стен территории не превышал 2—3 км, а в большинстве случаев и вовсе был меньше 1 км. При таких размерах город был удобен для пешеходов, легко и органично вписывался в природный ландшафт и воспринимался в качестве единого архитектурного целого как изнутри самого города, так и снаружи.

Старинные гравюры запечатлели для нас характерный облик средневекового города — подобие искусственного холма, образованного плотным скоплением прилипших друг к другу домов, над которыми возвышаются величественные и изящные башни ратуши и собора. Образующиеся таким образом контуры весьма характерны для каждого города. Эту картину называют городским силуэтом.

Средневековье дало мощный импульс развитию городов, по сути заново сформировало их. Именно в средние века города получили рациональную, комплексную планировку и, что очень важно, стал применяться пространственный подход при их проектировании. Среди градостроителей средневековых городов постепенно побеждала точка зрения, противостоявшая раздельному рассмотрению архитектурных и планировочных задач.

Усовершенствование городского облика, насыщение его престижными зданиями и общественными пространствами было следствием роста экономического и политического могущества городов, которого они достигли в Европе уже к началу XIV в.

На почве глубоких преобразований в экономической и политической структуре общества происходили прогрессивные изменения в общественном сознании. Рождалось новое мировоззрение, новое отношение к жизни, вера в безграничные возможности человека, творящего собственную судьбу. Все это было созвучно духу античной философии и культуры. Свойственный античности культ гармонически развитого человека отвечал настроениям нового времени, когда всемерное развитие личной инициативы, а значит, и определенное раскрепощение индивидуального сознания стали важнейшими факторами социального и экономического прогресса. Этот уникальный период в истории культуры принято называть Возрождением (Ренессанс).

Началам гуманизма служило заново открытое наследие античности. Незаменимым источником по истории античной культуры стал заново открытый трактат Витрувия (I в. до н.э.) «Десять книг об архитектуре». В изучении античной архитектуры этот труд играл не меньшую, а порой даже большую роль, чем памятники архитектуры.

Первыми городами, ставшими ареной архитектурного обновления в эпоху Возрождения, стали города северной Италии — Венеция и Флоренция. Они раньше других обрели политическую самостоятельность, стали крупнейшими центрами международной торговли, ремесленного, а затем и мануфактурного производства.

Экономический и политический статус процветающего города обязывал заботиться об архитектурном престиже: строились великолепные соборы и дворцы (палаццо). Раскинувшаяся по берегам р. Арно, окруженная зелеными холмами с одной стороны и отрогами Апеннин — с другой, Флоренция выглядит сдержанно-монументальной. В силуэте Флоренции безраздельно господствует огромный купол главного собора Санта-Мария дель Фьоре, строительство которого началось еще в 1296 г., а завершено было архитектором Ф. Брунеллески в 1436 г.

Венеция же расположена на абсолютно плоском месте, в лагуне, на песчаных островах, разделенных узкими протоками и прорезанных каналами. В силуэте Венеции доминируют стройные вертикали колоколен, которые хорошо просматриваются на плоском рельефе. Если во Флоренции архитектурные объемы подавляют, подчиняют себе городское пространство, то в Венеции архитектура кажется призрачной, вымышленной декорацией, обрамляющей плотную сеть каналов и узких пешеходных проходов.

Несмотря на то, что эти города считаются жемчужинами итальянского градостроительства эпохи Возрождения, в своей планировочной структуре они остались средневековыми. Для них характерна запутанная сеть узких улиц, неожиданно выводящих на случайные площади, никак не связанные друг с другом и не играющие в планировке города существенной роли. В то же время следует заметить, что площади в этих городах сами по себе прекрасны не только безошибочно найденными пропорциями главного сооружения и открытого пространства, но и бессмертными творениями итальянских скульпторов, которыми они украшены. Особенно подчеркивают средневековость этих городов их силуэты: вертикали соборов над живописным, компактным массивом городской застройки.

alyos.ru


Смотрите также