Древнего государства. Пособие по истории 3 раздела / Раздел 1 Особенности становления государственности в России и мире / Тема 3 Античные государства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение государств Древнего Востока. Древнего государства


Тема 3 Античные государства

Тема 3 Античные государства

3.1. Место Античности в мировом историческом процессе.

Слово «античный» в переводе с латинского языка означает «древний», «старинный». Географически античный мир охватывал огромные территории в Европе, Северной Африке, Азии, но фактически античная цивилизация связана с историей возникновения, развития и упадка Древней Греции и Древнего Рима, когда центром притяжения многих народов были Средиземное море, Апеннинский и Балканский полуострова. Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески — это не только мир, вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры — рациональность.

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия — демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество — вторичными.

Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации

3.2. Политическое развитие античных государств.

Первые политические сообщества Европы сложились во II – I тыс. до н.э. в странах Средиземноморья. Начало государственной и правовой истории Европы положили Древняя Греция и Древний Рим. Особенность становления античных государств было то, что этот процесс проходил на фоне колонизации. Управление большими территориями требовало особой организации управления, поэтому именно здесь впервые в мировой истории были выработаны административные и правовые формы взаимоотношений метрополии и колоний.

. Становление государственности в Древней Греции во многом было предопределено природно – географическими факторами. Греция – горная страна, где было мало плодородных почв, поэтому здесь не могла сохраниться и получить развитие крестьянская община восточного типа. На рубеже IX–VIII вв. до н. э. по влиянием внешних факторов поселения отдельных племен объединяются вокруг городов. Социальная дифференциация, которая приводит к необходимости создания государственности, здесь была обусловлена развитием ремесла и торговли. Кроме того, горный ландшафт, морское побережье, множество островов явились существенным препятствием для политического объединения страны и делали невозможным централизованное управление. Поэтому на территории Древней Греции возникли многочисленные, сравнительно небольшие и изолированные друг от друга города – государства – полисы. В полис входил сам город, а так же близлежащие села. Так появились крупнейшие впоследствии города-государства Эллады: Спарта, Афины, Коринф и др.

Полис имел особенности, которые определяли условия его существования:

  1. Античная форма собственности, которая сочетала собственность государственную и частную. Правом собственности на землю обладал только гражданин полиса. Верховное право распоряжения над землей имела гражданская община.

  2. Институт гражданства- неотъемлемая черта полисной организации. Население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий жителей. Всеми правами – политическими и социальными обладали только граждане полиса и являлись привилегированными его жителями. Полис, как верховный собственник земли обеспечивал своим гражданам стабильность и гарантии земельной собственности. Таким образом, государство существовало не над общиной, а вырастало и нее, оставаясь в замкнутых рамках ее коллектива.

  3. Особая форма самоуправления. Народное собрание являлось важнейшим институтом полисного управления. Наличие органов исполнительной власти – советов, судов и др. так же были неотделимы от гражданской общины.

  4. Граждане и военная организация полиса. При отсутствии регулярной армии в полисе все его граждане являлись потенциальными воинами, членами ополчения.

  5. Стабильность гражданского коллектива и небольшие размеры территории полиса. Никто, кроме граждан полиса не имел права владеть и распоряжаться землей на его территории, участвовать в его военной и политической организации. Горожане и сельские жители, члены гражданской общины, составляли весьма сплоченный и замкнуты коллектив, строго хранивший и контролирующий права и привилегии своих сограждан.

Древнегреческий полис был наиболее совершенной формой организации государства для своего времени. Полис объединял всех собственников земли – крупных (рабовладельческих) и мелких (крестьянских). При этом и те и другие получали гарантии собственности на землю и широкие политические и социальные права.

В истории Древнего Рима выделяют три периода: царский период – VIII – VI вв до н.э.; республиканский период – VI – I вв. до н.э.; императорский период – I в до н.э.- V в.

В царский период истории Древнего Рима родовые отношения еще сохранялись. Римская община состояла из 300 родов, называвших себя патрициями и считавшими себя потомками основателей Рима. Переселенцы и их потомки назвались плебеями, они были лично свободны, но не могли пользоваться общинной землей, которая распределялась только среди патрициев.

Государственное устройство воспроизводило семейные отношения. В главе римской общины стоял царь, которого выбирали на народных собраниях. Римские цари не располагали всей полнотой власти и выполняли функции военного вождя, законодателя и судьи. Основные вопросы жизни римской общины предварительно обсуждались на Совете старейшин, называемом Сенатом, а окончательно решения принимались на народных собрания – куриатных комициях, в работе которых могли принимать только полноправные члены общины – патриции.

Значительные изменения в политическом устройстве Древнего Рима произошли в

VI в. до н.э. в результате реформ Царя Сервия Тулия, важнейшей из которых была центуриальная реформа, заменившая родовое деление римского общества на территориальное. В итоге, плебеи были введены в состав римской общины. Все население Рима было поделено на пять разрядов на основе имущественного ценза. Каждый разряд выставлял в римское ополчение определенное количество войсковых единиц- центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Самые бедные римляне не попавшие ни в один разряд считались пролетариями. Таким образом, распределение политических прав и военных обязанностей происходило независимо от сословной принадлежности, но на основе имущественного ценза, а центурия стала не только войсковой, но и политической единицей.

Завершение царского периода ознаменовало изгнание последнего царя Рима-Тарквиния и в конце VI в. начинается республиканский период истории Рима. В отличие от рабовладельческой демократии Древней Греции, в Римской республике сочетались аристократические и демократические элементы, при существенном преобладании первых. Высшими органами власти считались – народные собрания, Сенат и магистратуры. Народные собрания, как органы власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии. Однако на практике, реально власть осуществлялась Сенатом и магистаратами.

В Римской республике существовало три вида народных собраний. Центуриальные комиции (собрания воинов по центуриям) – избирали высших должностных лиц – консулов, преторов, цензоров и рассматривали наиболее значимые уголовные преступления. Трибутные комиции – собрания плебеев и патрициев на основе территориальных триб, избирали трибунов, а позже получили право законодательства Куриатные собрания – собрания патрициев по куриям к VI в. до н.э. утратили свое значение в политической жизни общества, но формально вводили в должности лиц, избранных другими собраниями. Наличие трех видов собраний, имеющих схожие функции, исключало эффективное влияние народа на принятие политических решений.

Высшей властью в республике обладал Сенат. Сенаторы не избирались, как правило это были представители знатных фамилий и лица уже занимавшие государственные должности. Формально Сенат был совещательным органом, но фактически имел широкие компетенции – контролировал законодательную деятельность, назначение высших чиновников. В его распоряжении находились казна, Сенат устанавливал налоги.

Исполнительная власть была сосредоточена в руках магистратов – должностных лиц, которых избирали комиции. Среди магистров особое положение занимали консулы, сочетавшие высшую военную и гражданскую власть, преторы – ведали судебными делами и обеспечивали общественный порядок в Риме. Цензоры – производили перепись населения и определяли их разряд, а так же составляли список сенаторов. Народные трибуны защищали интересы плебса. Особое место в политической жизни занимал диктатор, его должность не была выборной, диктатора назначал консул для решения чрезвычайных задач (как правило это было связано с военными действиями), поэтому диктатор обладал неограниченной властью и решения его отменить никто не мог.

К концу I в. до н.э. римская республика переживала глубокий кризис, ее потрясали многочисленные восстания провинций, гражданская война в самом Риме. Попытка Луция Корнелия Суллы преодолеть кризис с помощью установленной им диктатуры не имела успеха. В 79 г. до н.э. Сулла сложил с себя полномочия диктатора. Официально основателем империи считается Гай Юлий Цезарь, избранный в 59 г. до н.э. консулом, а с 45 г.до н.э. пожизненным диктатором. Цезарь провел реформы, изменившие политический строй государства. Сенат оставался органов высшей государственной власти, но Цезарь получил императорский титул и право передавать его наследникам. Цезарь сосредоточил в своих руках несколько магистрских должностей, что противоречило традициям республики. У Цезаря было много противников, созрел заговор, в результате которого он был убит, а Рим погрузился в пожар новой гражданской войны.

Рис 1. Гай Юлий Цезарь

Победу в этой войне одержал преемник Цезаря- Октавиан. Он принял республиканский титул «принсепса сената» (первого консула). Формально Октавиан сохранил республику с ее органами власти: Сенатом, народными собраниями и магистрами, но фактически власть сосредоточилась в руках первого консула. Он стал пожизненным народным трибуном, что гарантировало ему личную неприкосновенность и и право налагать вето на неугодные законы. Тенденция к усилению монархической власти продолжалась при преемниках Октавиана Августа. Датой падения Римской империи считается 476 год, когда, последний император Ромул Август был свергнут и на территории Западной Римской империи образовалось несколько десятков варварских государств.

3.3. Экономика античных государств.

Античные государства имели более высокий уровень развития по сравнению с Древним Востоком. Коллективный труд общины относительно быстро заменялся более производительным индивидуальным трудом. Община распадалась. Отделение ремесла от земледелия способствовало росту обмена, развитию имущественного неравенства и товарно-денежных отношений. В истории Древней Греции и Рима большую роль сыграло установление частной собственности на землю. В странах античного мира преобладающую роль в сфере производства играл дешевый труд рабов, Это приводило к вытеснению из сферы производства мелких хозяйств крестьян и ремесленников. Рабовладельческие отношения в этих странах сложились в классическом виде. Рабы не имели собственности, семьи и каких-либо прав. Они считались "говорящими орудиями".

В Древней Греции, в условиях существования полиса, лежала античная форма собственности, сочетавшая государственную и частную собственность. Полис, как коллектив граждан обладал верховной собственности на землю, а основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности). Основной формой хозяйственной деятельности было земледелие. Греки выращивали ячмень и пшеницу. Но на территории Греции было мало пригодных полей для выращивания зерновых, поэтому урожаи были невысокими, зато такие почвы были пригодны для выращивания винограда и плодовых деревьев. Греки имели довольно высокие урожаи винограда и маслин, которые обеспечивали нужды местного населения и продавались на внешнем рынке. Скотоводство занимало небольшое место в сельскохозяйственном производстве, в основном разводили овец, рабочий и тягловый скот. В целом сельское хозяйство Древней Греции. В целом сельское хозяйство Древней Греции было многоотраслевым и мело товарную направленность.

Рис 2 Древнегреческий полис

Развитие ремесла и торговли стимулировалось, прежде всего, ростом городов. В Греции развитие получили горнодобывающее и кузнечное производство, ткачество и изготовление керамических изделий. Греческое ремесленное производство было тесно связано с рынком, где ремесленники продавали свои изделия и покупали сырье и продовольствие. Подъем деловой активности делал ремесло выгодным делом и ремесленники расширяли свои мастерские, активно привлекая труд рабов.

Греки остро нуждались в экспорте хлеба и сырья для ремесленного производства и стремились обменять излишки вина, оливкового масла, изделия ремесленников, что создавало благоприятные условия для развития торговли. Для удобства в проведении торговых сделок торговцы объединялись в купеческие союзы – фиасы, обеспечивали взаимную страховку, ссуды, контролировали цены. Природные условия, изрезанность береговой линии способствовали развитию судостроению и морской торговли. Освоение морских путей открывали перед греческими купцами широкие возможности для торговли во всем Средиземноморье и в бассейне Черного моря. Кроме того, развитию торговли способствовало появление денег. Средством обмена стала монета, она имела определенный вес и гарантировалась государством.

Успехи социально-экономического и культурного развития Древней Греции способствовали образованию многочисленных греческих колоний на побережье Средиземного моря и в Северном Причерноморье. Города – метрополии были заинтересованы в колониях, с которыми устанавливались взаимовыгодные связи и получали необходимое сырье. Великая греческая колонизация стала мощным фактором социально-экономического и культурного развития не только греческого мира, но и всего Средиземноморья. Таким образом, в Греции сложился новый тип экономики, для которого характерен высокий уровень организации хозяйства, его интенсивный и товарный характер при сохранении натуральной основы.

Древний Рим располагался на Апеннинском полуострове в центре Средиземноморья. Апеннинский полуостров отличался богатой растительностью, обширными землями, поэтому главной отраслью экономики Древнего Рима было земледелие. Мягкий климат и плодородные почвы обеспечивали высокие урожаи. Римляне выращивали полбу (разновидность пшеницы), ячмень, просо, от греков римляне переняли искусство виноградарства и выращивание оливок. Развивались и новые отрасли сельского хозяйства – животноводство и птицеводства.

Первоначально земля находилась в собственности общины, но уже в VI в. до н.э. она становится частной собственностью крестьян. В период образования государства в Риме существовало два типа хозяйств – рабовладельческая вилла и крестьянское хозяйство. Вилла – сравнительно небольшое хозяйство, обслуживалось рабами, крестьянский двор, на котором работали свободный земледелец и его семья. Постепенно мелкие крестьянские хозяйства стали разоряться, не выдерживая конкуренции с крупным производством, основанным на рабском труде. Разорившиеся свободные крестьяне уходили в города, а их земли присоединялись к более крупным владениям. Так на месте небольших вилл формировались крупные латифундии, на которых трудились уже тысячи рабов. Появление крупных хозяйств, в свою очередь, создавало условия для развития товарного производства и подъему развития сельского хозяйства в целом.

Наличие обширных запасов железной руды, меди, строительного камня и леса способствовало развитие ремесла и торговли в городах. Самыми развитыми ремеслами Древнего Рима были керамическое производство и ткачество. Постепенно складывается ремесленные центры со специализацией производства: в Капуе – литье бронзы, район Калы – изготовление сельскохозяйственных орудий, Северная Италия производила лен. Специализация районов привела к интенсификации торговой деятельности, а центром торговли становится Рим. Кроме того, развитие торговли расширялось по мере строительства римских мощеных дорог, которые пересекали всю Европу и сохранились до наших дней.

Большое значение для экономики Греции и Рима имел институт рабства. В отличие от государств Древнего Востока, где рабство было патриархальным, в античных государствах сложилось классическое рабство. Концентрация производства, распространение частной собственности, развитие ремесла и торговли требовали дешевой рабочей силы. Количество рабов здесь было значительно больше и эксплуатация сильнее. Рабов использовали во всех отраслях - в сельском хозяйстве, в ремесленных мастерских, на рудниках. Источником пополнения рабов были бесконечные войны и порабощение завоеванного населения. Однако, использование рабского труда разрушало натуральное хозяйство, стремление получить больший прибавочный продукт приводил к усилению эксплуатации рабов, они становились основными производителями товарного продукта. Численность рабов постоянно росла и они стали самым многочисленным классом античного общества, (особенно в Риме). Использование труда рабов не позволяло перейти к интенсивному хозяйствованию, особенно это проявилось в сельском хозяйстве. Пределы Римской империи расширились на столько, что не мог уже удерживать провинции под контролем. Рим перестал быть победителем, сократился приток рабов. В результате во II – III вв. н.э. рабовладельческая система хозяйства вступила в стадию кризиса. В поисках выхода из кризиса стали возникать новые формы эксплуатации рабов – им стали выделять пекулии - земельные наделы для самостоятельного хозяйства или ремесленные мастерские. Раб, получивший пекулий, вел самостоятельное хозяйство, мог иметь частную собственность, имел семью и был материально заинтересован в росте производства. Определенную часть дохода он обязан был отдавать хозяину. Так в недрах рабовладельческой системы рождались феодальные отношения.

Схема 1 Особенности Античной цивилизации

Античность дала первый опыт создания межгосударственных союзов

Античные цивилизации

Античный мир заложил основы демократии

Античные государства дали первый опыт гражданского права

Отличительная черта античного государства – колонизация

В хозяйственной жизни важную роль играло рабство

Античность дала первый опыт организации политических партий и межпартийной борьбы за власть

Изменилось содержания функций государства

Заложены основы судебной системы

studfiles.net

Возникновение древнейшего государства. История Древнего Востока

Возникновение древнейшего государства

К сожалению, очень обрывочные сведения, которые можно извлечь из древнейших надписей эпохи Инь, позволяют только в самых общих чертах говорить о системе государственного строя этого времени. Очевидно, в Китае этой эпохи уже формировалась деспотическая государственная власть, опирающаяся на централизованный в руках государства земельный фонд.

В «Книге песен» (Ши-цзин) говорится о том, что все земли принадлежали царю. «Под широким небом нет земли, которая не была бы царской». Можно предполагать, что на этих крупных землях, принадлежавших государству и верховному представителю его — царю, в крупных масштабах организовывалось земледельческое хозяйство. В очень многих кратких, почти трафаретных надписях, сохранившихся на гадательных костях, говорится о том, как царь спрашивал оракула: «Даст ли мне просо урожай?» или «Соберу ли я урожай проса?». Опираясь на основное богатство страны, на основной хозяйственный фонд — землю, государство приобретало форму централизованной бюрократической деспотии. Религия использовалась для укрепления авторитета царя. Царь изображался в виде сверхъестественного существа, его сравнивали с богом, иногда его прямо называли божеством. В легендах рассказывается о божеетвенном происхождении царя, главным образом основателя династии. Так, в одном древнем сказании рассказывается о том, что мать предка родовой группы «це», по имени Цзя Ди, идя со своей сестрой, чтобы принести жертву, проглотила яйцо, которое уронила пролетающая ласточка. В результате этого она зачала ребёнка, которому при его рождении дали название Цио (яйцо). Потомок этого рода Чэн Тан основал династию Инь, свергнув последнего царя из династии Ся.

В эпоху образования древнейшего рабовладельческого общества царь в значительной степени являлся также и первосвященником. Мы знаем, что в древнем Китае царь совершал важнейшие религиозные церемонии культа предков и культа богов. В столице Таи дворец царя был окружён храмом предков и южным храмом торжественных царских аудиенций.

Постепенно оформляется чиновничья бюрократия, в состав которой входили представители древней родовой, а затем рабовладельческой знати. Существовали особые должности высших чиновников, помощников царя по управлению страной. Среди них выделяются: великий писец, казначей, церемониймейстер двора и другие высшие должностные лица.

Карта № 10. Древний Китай

Таким образом, древнейшее государство, возникшее на территории северного Китая в эпоху первого деления общества на классы — на класс рабовладельцев и класс рабов, с целью подавления и порабощения широких трудовых масс, приобретает черты древневосточной деспотии. Древнейшее государство долго и прочно сохраняет многочисленные пережитки родового строя. При царе существовал аристократический совет, в состав которого входили представители родовой знати и потомки племенных вождей. В гадательных надписях этот совет называется «советом больших и малых». Царский род представлял собой, как и в древнем Египте, большой царский клан, члены которого занимали высшие должности в государственном и военном управлении. Самый термин, служивший для обозначения слова «царь» (ван), уже встречается в иньских надписях. Царская власть в период существования государства Шан внешне сохраняла пережитки того времени, когда племенной вождь, некогда стоявший во главе племени или союза племён, объединял в своих руках древнейшие функции руководителя охот, военачальника и первосвященника.

Как указывает китайский филолог Го Можо, архаические формы современных знаков «ван» (царь) и «цзу» (предок), встречающиеся в гадательных надписях, тождественны друг другу.

Церемониальный бронзовый топор из Аньяна.

Эпоха Шан-Инь

Политическая история этой эпохи почти неизвестна. В некоторых надписях говорится о войнах, которые китайские цари постоянно вели с кочевыми, горными и степными племенами, защищая от них цветущие равнины и богатые земледельческие области древнего Китая. Особенно упорные войны вели китайские цари с западными горцами, совершавшими набеги на деревни и поля государства Инь. Царь спрашивал оракула, начинать ли ему войну с этими неспокойными горными племенами и окончится ли эта война успешно. В гадательных надписях сохранились жалобы на то, что иноземцы тревожат границы страны. Прося советов и помощи у божества, царь указывает на необходимость ведения войны с этими кочевниками. В середине и в конце царствования династии Инь китайцы постепенно колонизуют и завоёвывают горные районы, заселённые варварами, а также долины Вэй и Фэнь, т. е. центральную часть провинции Шэньси и юго-западную часть провинции Шаньси. Необходимость защиты границ страны от кочевников и политика захвата соседних земель, рабов и различной добычи требовали соответствующей организации армии. С древнейших времён китайская армия делилась на основные части: на пехоту, конницу и колесницы. На широких степных просторах Средней и Восточной Азии уже в глубокой древности появились колесница и домашняя лошадь. Колесница и лошадь упоминаются в иньских надписях. При раскопках в Аньяне было найдено около 400 бронзовых украшений колесниц и скелеты лошадей. Китайское войско было вооружено очень примитивно — большей частью бронзовым оружием, саблями из бронзы, боевыми топорами и широко распространённой алебардой, а также луком и стрелами. Численность войск достигала 5 тыс. человек. Кавалерийские отряды состояли обычно из 300 всадников. Некоторые надписи позволяют предполагать существование определённых форм боевых построений. Весьма возможно, что применялись методы фланговой атаки, флангового окружения и ночных нападений.

Очевидно, в это время возникает древнейшая пиктографическая (картинная) и гиероглифическая система письменности. Отдельные слова обозначались наглядными рисунками, изображающими солнце, луну, землю, лес, мужчину, женщину, животных и т. п. Затем появляются более сложные знаки, обозначающие отвлечённые понятия (идеограммы). Так, слово «восток» изображалось рисунком дерева, позади которого восходит солнце. С того момента, как отдельными идеограммами начинают обозначать подобозвучащие слова (омофоны), древняя картинная письменность уже сочетается с более сложным принципом фонетической письменности. Однако эта чрезвычайно сложная гиероглифика, насчитывавшая до полутора тысяч знаков, не смогла выработать более или менее чётких форм не только гиероглифической письменности, но даже и самых примитивных форм звукового письма.

Длительная борьба с кочевниками ослабила государство Шан-Инь. Чжоуские племена, осевшие в бассейне реки Вэй, после ряда крупных побед, разгромили древнее царство Инь и на его развалинах основали новое государство, которое получило название от племени чжоу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 5. ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

§ 5. ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1.     В чём заключались предпосылки создания древнейших государств? Почему образование первых государств является свидетельством перехода человечества на новую ступень развития?

2.     Назовите основные цивилизационные и культурно-исторические особенности государств Древнего Востока. Что вам уже известно о них из курса истории Древнего мира?

1. Предпосылки возникновения государства. Время, начавшееся с возникновения первых государств, называют эпохой Древнего мира. Она обычно разделяется на три периода. В 4-2 тысячелетиях до н.э. возникают первые государственные образования (период раннего Древнего мира). В конце 2-1 тысячелетий до н.э. наступает период расцвета древних государств. В первой половине I тысячелетия до н.э. эти государства вступают в период упадка (период поздней древности), возрастает роль новых государств, возникших на периферии Древнего мира — античной Греции и Древнего Рима.

В эпоху неолита все основные вопросы жизни племени решались непосредственно его членами на основе традиции, обычая. Особенным уважением пользовалось мнение старейшин, обладавших большим опытом. При столкновении с другими племенами за оружие брались все мужчины, а иногда и женщины. Власть вождей опиралась на силу авторитета, а не принуждения.

Возникновение государства означало, что права принятия и исполнения решений переходят к специально созданным для этого институтам. Обычаи и традиции заменяются законом, соблюдение которого обеспечивается вооружённой силой. Убеждение дополняется, а то и заменяется принуждением. Общество делится по новому признаку — на управляемых и управляющих. Возникает новая

группа людей — чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть и действующих от её имени.

Материальные основы создания государства были заложены с переходом к обработке металлов. Это повысило производительность труда, обеспечило достаточный излишек продуктов, чтобы содержать аппарат власти и принуждения.

Первые государственные образования сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Хуанхэ.

Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с тёплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год. В то же время в низовьях рек на поля наступали болота, выше по течению плодородные земли поглощала пустыня. Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Первые государства возникли на основе союзов племён, нуждающихся в чёткой организации труда множества людей.

Ирригационные работы в верховьях рек влияли на условия земледелия ниже по течению, плодородная земля была ценностью. В результате между первыми государствами развернулась ожесточённая борьба за контроль над всем руслом реки. В IV тысячелетии до н.э. в долине Нила сложились два крупных царства — Нижний и Верхний Египет. В 3118 г. до н.э. Верхний Египет был завоёван Нижним. Столицей нового государства стал город Мемфис, лидер завоевателей Мен (Мина) стал основателем I династии фараонов (царей) Египта.

В Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата (его иногда называют также Двуречьем), где жили родственные племена шумеров, на верховенство претендовало несколько городов (Аккад, Умма, Лагаш, Ум и др.). Централизованное государство здесь сложилось в XXIV в. до н.э. Царь города Аккад Саргон (правил в 23162261 до н.э.), первым в Месопотамии создавший постоянное войско, объединил её под своей властью.

На рубеже Ш-П тысячелетий до н.э. возникают первые государственные образования в Индии, Китае, Палестине. Финикия (находилась на территории нынешнего Ливана) стала основным центром средиземноморской торговли.

2. Рабовладение и общественные отношения в древних государствах. В условиях родоплеменного строя пленных или убивали, или оставляли в семейной общине, где они работали вместе со всеми на правах младших членов семьи. Подобное рабство получило название патриархального. Оно было широко распространено, но не имело большого значения для жизни племён.

С возникновением первых государств, ведущих постоянные войны друг с другом, число пленных значительно возросло. Так, в ходе одной из войн Верхнего Египта с Нижним было захвачено 120 тыс. человек, обращённых в рабство. Рабы становились собственностью центральной и местной власти, знати, храмов, ремесленников. Именно они создавали ирригационные сооружения, строили дворцы и пирамиды. Рабы превратились в товар, в «говорящее орудие», их продавали и покупали. При этом рабы, обладающие навыком ремесла, письма, молодые женщины ценились выше. Походы в соседние страны для захвата новых пленных стали регулярными. Например, египтяне неоднократно вторгались в Эфиопию, Ливию, Палестину, Сирию.

Завоёванные земли переходили в собственность храмов, фараона и его приближённых. Жители этих земель либо обращались в рабство, либо оставались формально свободными, но лишались собственности. В Египте их называли хешу. Они зависели от воли чиновников фараона, которые направляли их на общественные работы, в мастерские или выделяли им земельный надел.

Большую хозяйственную роль играло сохраняющееся общинное н’млевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Важнее было совместное пользование землёй и выполнение общих повинностей (уплата податей, служба в войсках фараона во время походов, выполнение ирригационных и иных работ).

Высшая власть в Древнем Египте принадлежала фараону, который считался живым богом, его воля была абсолютным законом для подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и рабов. Наместниками фараона чаще всего назначались его родственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками.

Это придавало египетской деспотии (от греч. беБро1е(а — «неограниченная власть») патриархальный характер.

Большую роль в обществе Древнего Египта играли чиновники, осуществляющие сбор налогов, непосредственно

Фараон Тутанхамон с женой. Позолоченная спинка трона

тутанхамон

управляющие имуществом фараона и его приближённых, отвечающие за строительство.

Значительным влиянием пользовались жрецы. Они вели наблюдения за погодой, солнечными и лунными затмениями, их благословение считалось необходимым при любом начинании. В Древнем Египте особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам. Они были не только служителями культов, но и хранителями знаний. Строительство пирамид, как и проведение ирригационных работ, расчёты времени разливов Нила требовали довольно сложных математических выкладок.

Примерно такой же характер носили общественные отношения в Древней Месопотамии, где цари обожествлялись, а храмам принадлежала особая роль в жизни государства.

3.                     Особенности развития древних государств.

Древнеегипетское государство просуществовало более двух тысяч лет, что в динамичное Новое и особенно Новейшее время представляется почти невероятным. Необходимо, однако, учитывать характер общественного развития в Древнем мире. Жизнь цивилизаций шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения техники изготовления посуды, инструментов не могли качественно изменить сложившийся уклад.

Постепенно в государствах древности сложилась система правовых норм. Первые дошедшие до наших времён писаные законы были изданы в Шумере в XXI в. до н.э. Наибольшую известность приобрели законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792-1750 до н.э.), создавшего в Месопотамии мощную державу. Они делили население Вавилонии на такие категории, как свободные общинники, люди, работающие в государственном (царском) хозяйстве, и рабы. За одинаковые преступления устанавливались разные наказания, наиболее суровые — для рабов. При этом рабы не были бесправными: они могли жаловаться на жестокость своего хозяина.

 

Из законов Хаммурапи

Я, Хаммурапи, царь, поставленный богами, <...> приведший к послушанию четыре стороны света. Чтобы сильному не притеснять (лабого, чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и I праведливость в уста страны и дал благоденствие людям...

Если человек не укрепил плотину на своей земле и вода прорвала плотину, затопила поля общины, пусть виновный возместит хлеб, который он погубил.

Если он не может возместить хлеб, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой...

Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве три года; на четвёртый год их следует отпустить на свободу...

Если раб женится на свободной женщине, то их дети — свободные, а не рабы...

Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому Шамаш (бог солнца) даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны.

1. Чьи интересы защищают эти законы?

2.     Охарактеризуйте социально-политическое развитие Вавилонского государства на основе законов Хаммурапи.

Основную угрозу стабильности древних государств представок! и набеги кочевых племён, сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными властителями, резко обострявшиеся при внешних вторжениях.

В XVIII в. до н.э. Египет подвергся нашествию кочевников гик- еосов, разгромивших войска фараона и поселившихся в плодородной долине Нила. Единое государство распалось на соперничающие провинции (номы). Лишь через два века власть фараонов была восстановлена. В XII в. до н.э. в Египет вторглись ливийские племена п гак называемые «народы моря», живущие на Балканском полуострове и в Малой Азии. Они уже овладели мастерством изготовления оружия из железа и были грозным противником. Египту удалось отбить это нападение, но его силы были подорваны. Начался упадок центральной власти. Страна вновь распалась на два царства — I бокний и Верхний Египет, которые были завоёваны более сильными соседями.

4. Военные деспотии Древнего мира. С наступлением железного века — появлением первых орудий из железа — производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников. Это требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись собственными силами.

Новые государственные образования представляли собой военные деспотии. Они обеспечивали земледельческим общинам, ремесленникам и торговцам городов защиту от внешних врагов. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная деспотия, тем большие средства оказывались в распоряжении её повелителей, что, в свою очередь, стимулировало постоянную экспансию. Войны ради расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, поскольку опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при серьёзных военных поражениях приводили к их распаду.

Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском нагорье (держава хеттов, Ассирия, царство Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В Х1У-Х1Н вв. до н.э. наибольших успехов добились хетты. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Ассирия. Она ещё с XIX в. до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х-УН вв. до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и индийских племён.

В VII в. до н.э. союз индийских племён отказался подчиняться Ассирии и начал против неё войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть её владений.

В VI в. до н.э. началось возвышение Персидской державы. Освободившимся при царе Кире II (правил в 558-530 до н.э.) от власти Мидии персам удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом.

11ерсидский царь Дарий I (правил в 522-486 <)<> н.з.), завоевавший запад Индии, учредил новую административную систему управления.

I го империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати и зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчётов и торговли впервые в мире началась чеканка серебри пой монеты, в качестве платёжного средства и( пользовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра 11о приказу Дария был прорыт канал от Нила до Красного моря, впоследствии занесённый песками, установлено прямое морское сообщение 11ерсии с городами Средиземноморья.

!>. Древняя Индия. В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В Ш-П вв. до н.э. большую часть её территории контролировала империя Маурьев. После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершивший- ев лишь в IV в., когда расширились границы державы династии ¡'унтов. Однако под ударами кочевых племён в VI в. распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью её территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и горы, большую роль играла здесь уникальная система общественных отношений.

Ещё в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), ( ложилась жёсткая система наследования профессий. Общество разделилось на варны — замкнутые группы людей. К высшим относились варны брахманов (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). 11аиболее многочисленная варна вайшьи объединяла рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну — шудр. Переход из одной варны и другую был невозможен.

Варновая система, зародившаяся в долине Ганга, постепенно распространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в XX в.), делила общество на множество мелких сегментов, избегавших контактов друг с другом. Система эта была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жёстко определённые привилегии, права и обязанности. Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.

6. Китай в эпоху древности. Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории современного Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (их число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II—I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава которого, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми.

В VIII в. до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих государств. Самое могущественное из них, империя Цинь, в III в. до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. При императоре Цин Шихуанди жесточайшими методами создаётся централизованная система управления. Китай был разделён на области, во главе которых ставились два управителя, представлявшие гражданскую и военную власть. Они обязаны были контролировать друг друга. Кроме того, их деятельность постоянно ревизовалась посылаемыми из столицы инспекторами, подчинёнными лично императору. Во всей империи были введены единые деньги, письменность и система законов.

После смерти Цинь Шихуанди со II в. до н.э. до III в. н.э. главенство в Китае переходит к империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, уста-

навлинаются торговые отношения со многими государствами Центральной Азии и Ближнего Востока. Так появился Великий шелковый путь, он начал приходить в упадок лишь в XVI в. н.э., | развитием морской торговли. Китайские купцы везли по нему изделия из шёлковой ткани, которую долгое время умели производить только в Китае, бумагу, железо (оно считалось лучшим в мире), лакированные изделия, драгоценные металлы. В Китай ввозили рабов, изделия из стекла, драгоценные и полудрагоценные камни, пряности и косметику.

Особенность Китая состояла в том, что при обширности его территории главную опасность целостности страны создавали сепара- пшапские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений её позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где со времени Цинь Шихуанди предпринимались попытки ослабить значение шаги, в частности освободить государственный аппарат от её вли- инин. Назначение на государственную должность требовало определённых знаний, сдачи экзамена. К нему допускались выходцы из всех слоёв населения. За службу чиновники не награждались зем- н<-II, а получали регулярное жалованье.

Власти стремились опереться на поддержку рядовых общинников, выступая в защиту их интересов, привычного для них |'традиционного уклада жизни. Неоднократно предпринимались попытки ограничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей государству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в I в. пыли отменены все наследственные титулы, а купля и продажа в'мл и запрещена. Государство регламентировало предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника. В то же время государственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы.

Большой проблемой оставались злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их службы. Налоги на содержание государственного аппарата постоянно росли. Всё но нередко приводило к крестьянским восстаниям, однако политика властей не менялась.

 

1.      Укажите, в чём отличия государственной власти от родоплеменного устройства. Перечислите признаки государства.

2.      В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.

3.      Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним государствам? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

4.      Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории велись непрерывно?

5. Как было организовано управление персидской деспотией?

6.      Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?

7.      В чём состояли особенности цивилизации Древнего Китая? Какими методами обеспечивалась целостность древнекитайских империй?

eclassed.ru

Возникновение государств Древнего Востока

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации, сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек.

Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока. Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт — главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу. Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.

Особенности государств Древнего Востока:

  • рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;
  • земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности;
  • государство на Востоке приобрело форму "восточной деспотии", т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.

Члены общины, которые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, поделили землю между собой, и каждая семья стала вести свое хозяйство. Общей осталась лишь обязанность защищать эту землю и свой народ с оружием в руках. На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. Поэтому коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства. Само государство, как было сказано, возникло из необходимости объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что эти системы стали государственной собственностью. Но в условиях орошения земля без воды ценности не представляет. Поэтому и земля становится государственной собственностью. Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть свободными. В этих условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль. В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы. Карл Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления — отрасль управления общественными работами. Для управления общественными работами требовался мощный государственный аппарат. Следствием сочетания верховной собственности государства на землю и общественных работ являлась "верховная собственность" государства и на все хозяйство страны. Иными словами, там сложилась централизованная государственная система хозяйства. Но если рабы в древневосточных государствах не составляли основную производительную силу общества, можно ли эти государства считать рабовладельческими? К.Маркс выделял их в особый "азиатский способ производства". Дискуссия о сущности этого способа производства, о сущности социально-экономического строя этих государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Одни считают, что это особая формация, другие — что это особый вариант рабовладельческой формации, третьи — что это затянувшийся переходный период от первобытно- общинного строя к классовому обществу. Но для нас важнее другое: основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке очень долго, на протяжении всего периода европейского феодализма. И феодализм в Азии был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме. Там оставалась государственная или государственно-общинная собственность на землю, т.е. крестьяне зависели не от отдельных феодалов, а от государства и государственных чиновников. Территория государства являлась как бы общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян были как бы формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка.

Строго говоря, там не было классов , т.е. групп людей, которые различались по отношению к собственности. Вместо них существовали касты — группы людей, которые различались по положению в государстве и обществе.

Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. "Древние общины там, где они продолжали существовать, — писал Ф.Энгельс,– составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма... Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".

Экономическое развитие этих стран почти остановилось — это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации было то, что интересы личности подавлялись общественными интересами — интересами общины, касты, государства. Общинно государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община — это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаем.

mirznanii.com

Основные типы государств древнего мира

Территориально-гражданская община

Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин — основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Древневосточные общины по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Она состояла из отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин,

Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация, выделились богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Богатые и знатные общинники имели в своем распоряжении рабов. Несмотря на это, община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Отдельная семья, небольшое поселение не могли справиться с могучей речной стихией. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.

Территориально-централизованная монархия

 Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы рабовладельческого государства,— в подавлении сопротивления эксплуатируемых (рабов и свободных мелких производителей) в интересах господствующего класса.

Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога.

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы рабовладельческого государства,— в подавлении сопротивления эксплуатируемых (рабов и свободных мелких производителей) в интересах господствующего класса.

Таким образом, в руках деспота сосредоточивалось большое количество производимой в стране сельскохозяйственной и ремесленной продукции, других материальных ценностей, получаемых непосредственно из царских имений или в виде налогов со всего населения.

Древневосточная деспотия как специфическая форма рабовладельческой монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии.

Мировая держава

В I тысячелетии до н. э. наблюдается экономический подъем древневосточных государств, вызванный внедрением в производство железа, интенсивным развитием сухопутной и морской торговли, заселением всех удобных для жизни территорий Ближнего Востока. Между различными государствами устанавливаются экономические и культурно-политические связи. В это время становится заметной неравномерность социально-экономического и политического развития древневосточных государств. Ряд «старых» государств, таких, как Хеттское царство, Митанни, распадаются на части, поглощаемые другими государствами, и сходят с исторической арены. Другие, например Египет, Вавилон, переживают внутри- и внешнеполитический упадок, уступают свою ведущую в мировой политике роль другим государствам, среди которых выделяется Ассирия. Третьи (государства Восточно-средиземкоморского побережья) после краткого периода независимого существования, вызванного ослаблением крупных государств, снова становятся объектом их ожесточенной экспансии. На политическую арену Ближнего Востока в I тысячелетии до н. э. выходят и начинают играть большую роль новые, «молодые» государства — Урарту, Куш, Лидия, Мидия, Персия.

Уже во II тысячелетии до н. э. развернулась борьба за создание обширных империй. Вавилон, Египет, Хеттское царство, Ассирия поочередно пытались утвердить свою гегемонию на Ближнем Востоке, но она, как правило, распространялась не на всю ближневосточную территорию, а только на ее отдельные части к была кратковременной. Лишь в I тысячелетии до н. э. борьба за «мировое» господство приобрела огромный размах и привела к образованию крупных военно-рабовладельческих держав древности, грандиозных империй, первой среди которых стала Ассирийская держава, добившаяся господства на всем Ближнем Востоке.

Реформы Тиглатпаласара III и начало третьего возвышения Ассирии. В 746—745

гг. до н. э. в обстановке недовольства только что понесенным от Урарту поражением вспыхнуло восстание в Кальху, вследствие которого к власти при поддержке военной партии пришел новый царь Тиглатпаласар III, проведший серию важных реформ,способствовавших укреплению государства. Одной из реформ была административная: разукрупнение наместничеств, подчинение их правителей, которые стали именоваться областеначальниками, контролю центральной власти и ограничение их функций. В обязанности областеначальников входило обеспечить поступление в казну податей, выполнение повинностей населением области, поставку воинских контингентов и командование ими. Однако управляемые ими территории стали гораздо меньше, чем прежде, их собственные владения были раздроблены, им запрещалось давать иммунитетные грамоты, освобождавшие от податей и повинностей в пользу государства, самостоятельно предпринимать военные походы.

Другая реформа Тиглатпаласара III была проведена в сфере военного дела и армии. Ранее Ассирия вела войны силами ополчения, формировавшегося по наместничествам из числа мужского населения страны, а также из воинов-колонистов, получавших за службу участки, называемые «землей лука». Снабжение армии базировалось на принципе самоэкипировки. Теперь была создана постоянная армия — «царский полк»,— комплектовавшаяся на основе рекрутского набора и находившаяся на царском снабжении. Закреплено было деление по родам войск, введено единообразное вооружение, увеличено число легковооруженных пехотинцев. Численность армии возросла за счет средних и бедных слоев населения, заинтересованных в военных походах. В отличие от многих древневосточных государств Ассирия почти не использовала наемников. Но в ее армию включались лучшие военные силы, мастера-оружейник и, кораблестроители покоренных народов, использовалось их вооружение.

Во главе ассирийской армии стоял главнокомандующий, часто родом из царской семьи, военными действиями на местных фронтах руководили областеначальники. Армия делилась на отряды по 10, 50, 100, 1000 человек. Имелись знамена и штандарты, на которых изображались символы, связанные в основном с культом бога Ашшура — верховного бога и бога войны у ассирийцев. В армии и чиновничьем аппарате полагалось приносить присягу.

Судя по дошедшим данным, наибольшая численность ассирийской армии достигала огромной цифры в 120 000 человек. Это была одна из самых крупных и прекрасно организованных армий древнего мира.

Располагая крупной и прекрасно организованной армией, опираясь на военную партию, требующую новых завоеваний, Тиглатпаласар III (745—727 гг. до н. э.) возобновил захватническую политику.

Наибольшие трудности ожидали Ассирию на западе. В 743—740 гг. до н. э. Тиглатпаласар III разгромил коалицию северосирийских и малоазийских правителей, которую поддерживало Урарту, и получил дань от 18 царей. На территорию самого Урарту было совершено два успешных похода (в 738 и 735 гг.). В 734—732 гг. до н. э. против Ассирии выступила новая коалиция, включавшая в себя Дамасское и Израильское царства, многие города побережья, арабские княжества и Эдом. И эта тяжелая война была выиграна, а власть Ассирии над Восточным Средиземноморьем упрочена.

Все эти успешные завоевания превратили Ассирию в крупнейшее государство Передней Азии. В его состав вошли Месопотамия, большая часть Восточного побережья Средиземного моря, ряд областей Мидии.

Теперь перед завоевателями встал вопрос об организации стабильного и прочного управления завоеванными областями. Тиглатпаласар III попытался внести некоторые новшества в его решение. На завоеванных Ассирией землях создавались провинции, ставшие частью Ассирийской державы: они были лишены самостоятельности и отданы под власть гражданской и военной администрации, назначаемой царем. Система провинций прежде всего была введена на землях Восточно-средиземноморского побережья.

При Тиглатпаласаре III впервые стали проводить систематическое переселение народов из одной завоеванной ассирийцами области в другую или непосредственно в Ассирию, Завоеватели преследовали далеко идущие экономические цели (освоение разоренных и новых территорий), а также политические, военные и религиозные (смешение народов, забвение ими старых традиций, отрыв от родной земли, родственников, прежних культов).

Социально-экономический строй Ассирии и организация государства

В результате завоеваний территория страны увеличилась, выросли земельные площади и пастбища. Усовершенствовался плуг, улучшилась система ирригации и водоснабжения. Получили значительное развитие такие интенсивные отрасли сельского хозяйства, как садоводство, виноградарство, разведение технических культур. Военная добьиа и дань преумножили поголовье крупного и мелкого рогатого скота, ослов, лошадей, в большом количестве поступили в Ассирию из Аравии верблюды. В основе технического прогресса в ассирийском хозяйстве лежало активное использование железа. Из отраслей ремесла в первую очередь развивается металлургия, а также производство вооружения.

В огромной Ассирийской державе сосредоточились важнейшие источники сырья, торговые пути и крупнейшие торгово-ремесленные центры. В изобилии поступали в Ассирию пленные, переселенцы с завоеванных территорий, богатая добыча, дань, подати «без счета» из покоренных государств.

Победоносные войны бесспорно способствовали развитию ассирийской экономики, однако имелась и оборотная сторона: беспрерывные войны ослабляли экономическую базу Ассирии. Сама возможность существования такого источника доходов, как грабеж чужих территорий, рождала паразитические черты ассирийской экономики, не способствовала развитию производительных сил. Господствующий класс ассирийского общества был представлен военной, служилой, жреческой и торговой знатью, обладавшей большими богатствами и привилегиями, тесно связанной с существовавшим политическим режимом и активно его поддерживавшей. Основную массу «низших» слоев ассирийского общества составлял класс мелких производителей: земледельцев-общинников, ремесленников. Они обязаны были платить в казну налоги сельскохозяйственными продуктами, скотом, серебром, выполнять различные повинности и при этом были связаны между собой круговой порукой. В I тысячелетии до н. э. в ассирийском обществе наблюдается резкое имущественное расслоение, разложение общинной организации, разорение крестьянства в связи с отмиранием общинной и развитием частной собственности, распространение ростовщичества, займов под залог земли и личности. Свободные земледельцы-общинники нередко теряли не только свои земли, но и свободу, превращаясь в рабов.

Самую низшую ступень социальной лестницы составляли переселенцы, пленные и рабы, образуя класс подневольных работников. Первые две категории были значительной группой населения Ассирии. Чаще всего их сажали на царские, иногда на храмовые и частновладельческие земли. Они могли иметь семью, своих рабов, передавать по наследству имущество, несли воинские обязанности, т. е. имели некоторые права, но в то же время могли продаваться владельцем, правда, вместе с землей и семьей. Мало отличались от них категории рабов. Только рабы-слуги находились в полностью бесправном положении. Существовавшая социальная структура ассирийского общества обусловила наличие острых противоречий между «верхами» и «низами». В то время как представители класса рабовладельцев скупали сады и огороды, поля и дома, давали займы под высокие проценты, покупали «души» и целые селения, рядовые общинники продавали свои поля и сады, рабов, членов семьи и самих себя.

Власть царя опиралась на армию и огромный бюрократический аппарат. Главную роль в Ассирийском государстве играли военное и финансовое ведомства. Первое обеспечивало «порядок» внутри государства и на покоренных территориях, второе — приток доходов в государственную казну и их учет.

Все население Ассирийского государства обязано было платить несколько видов налогов: подоходно-поземельные, некоторые виды храмовых податей и выполнять повинности: строительную, ирригационную, воинскую. Только царские «защитные» (иммунитетные) грамоты освобождали от несения этих повинностей, но они выдавались лишь некоторым привилегированным городам (Вавилону, Борсиппе, Сиппару, Ниппуру, Харрану, Ашшуру), храмам, придворным чинам.



biofile.ru


Смотрите также