Древних богов. Древние Боги и упорядочивание Азерота
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Оружие древних Богов. Древних богов


Легенды и истина. Численность Древних Богов

ognumber.jpg В рубрике “Легенды и истина” мы сравниваем реальные версии событий из истории Азерота с легендами о них, которые стали частью фольклора народов Азерота. А также сопоставляем материал из каноничных и устаревших источников. Сегодня мы взглянем на то, как менялась численность Древних Богов на протяжении истории Warcraft.

***

Эту тему проще разделить на две части. В первой мы взглянем на то, как менялось число Древних Богов в Азероте, а во второй на их численность во всей вселенной.

Конечно, сейчас мы уже знаем, что в Темной Империи, воевавшей против Хранителей, было четверо Древних Богов. И, возможно, что в первые дни этой империи их было пятеро. В итоге, хранители заключили в темницы К’Туна, Н’Зота и Йогг-Сарона, а также создали хранилище для сердца И’Шараджа, которого убил лично Аман’Тул. А всего в Великой Тьме существует неизвестное количество Древних Богов, которые были заброшены туда Повелителями Бездны. Но на этот раз мы постараемся понять, как именно эта история приняла свой нынешний облик.

Древние Боги Азерота

Древние Боги были впервые упомянуты в руководстве Warcraft 3: Reign of Chaos (2002 год):

"Элементали, поклонявшиеся расе непостижимых злобных существ, известных лишь как Древние Боги, поклялись изгнать титанов и сохранить свой мир нетронутым прикосновением этих металлических захватчиков."

12234.jpg

В этом руководстве описывалась ранняя версия истории Упорядочивания Азерота: война титанов против элементалей и Древних Богов; заключение Древних Богов; упорядочивание Азерота с помощью созданных титанами рас и благословение Аспектов. А еще там упоминалось число заключенных божеств:

“Пантеон уничтожил цитадели Древних Богов и заключил этих пятерых злобных сущностей глубоко под поверхностью мира.”

Затем в Warcraft 3: The Frozen Throne (2003 год) были впервые показаны существа, связанные с Древними Богами: Забытый и безликие. В самой игре никто не называл их слугами Древних Богов, но эта связь все равно была очевидной.

“Я не позволю тебе пройти через эту дверь, предатель. Недавние землетрясения пробудили темные вещи подо льдом… древние, ужасные вещи.” - Бейлгун Жаробород

xa9kQUnNaJ03ntc8xNbgpHx3rWhDfOw9dgFllhliYgUEtJUQtLKGOsPLeCS-UckZWJeDGwLoak0QtlcgTZ7vnO_xy3eJgmNWfWoxo7yg1qEUT3uCOUKFnY5SfL7SoJ2zcA=s1600

“Они и есть те ужасы, о которых говорили дворфы. Я думал, они всего лишь легенда.” - Ануб’арак

В одной из книг по настольной ролевой игре, Lands of Conflict (“Земли Конфликтов”; июль 2004 года), появились первые намеки относительно того, какие именно существа могли оказаться Древними Богами.

51XHMWGJD2L._SX381_BO1,204,203,200_.jpg

Напоминаю, что серия книг по настольной ролевой игре (также известная, как WoW RPG или “рулбуки”) была объявлена неканоничной. И также напоминаю, что не стоить путать WoW RPG с остальной литературой по Warcraft.

WFtSCVyCELE.jpg

Так вот. В большинстве этих “рулбуков” информация подавалась от лица знаменитого исследователя Бранна Бронзоборода, поэтому и воспринимать её стоило подчас как материал, написанный опытным путешественником, но всё же не всезнающим сверхсуществом.

Так Бранн назвал Хаккара древним богом, но почему-то не с большой буквы:

“Давным давно, местные тролли пытались призвать и подчинить себе Хаккара, своего древнего бога.”

А еще Бранн размышлял над тем, не является ли Древним Богом существо по имени Ула-Тек, Богиня-Змея:

“Зул’Аман представляет собой лес умеренной зоны из возвышающихся деревьев. Здесь повсюду темные тени, а вместе с ними древние руины и зиккураты. Я считал, что эти руины и странные ступенчатые пирамиды остались здесь со времен империи Зул’Амана, но они могут быть и гораздо древнее. Возможно, нечто оставшееся от Титанов или Древних Богов?”

“Они поклоняются древним божествам, но мне неизвестно, являются ли они мифическими Древними Богами или каким-то странным творением их знахарей вуду.”

“Святилище Ула-Тек (город, 7000): Святилище Ула-Тек - это гигантский зиккурат. Тролли собрались вокруг этого сооружения, и их столица лежит как раз среди местных руин. Простенькие хижины здесь соседствуют с обрушенными каменными стенами. Эта местность очень хорошо охраняется - слишком хорошо, чтобы я мог продвинуться дальше. Я устроил засаду одинокому лесному троллю за несколько миль от святилища и получил от него необходимую информацию. Оказалось, что Ула-Тек - это богиня-змея. Возможно, одна из Древних Богов? Тролли почитают Ула-Тек и считают зиккурат своей святыней. Среди тамошних руин они проводят свои темные обряды и ритуалы вуду. Также тролли хранят внутри зиккурата свои сокровища, накопленные за многие века, - это еще одна причина, почему они так бдительно охраняют его.”

“Великий знахарь Рал’джин становится всё более влиятельной фигурой в Зул’Амане. Рал’джин приказал охотникам захватить сотни пленников, которых он собирается использовать для огромного жертвоприношения. Этим ритуалом он собирается призвать Ула-Тек, Богиню-Змею. Очевидно, эта информация не сулит ничего хорошего, но дворфы Стальгорна ей особенно обеспокоены: они видели разрушение, которое ведет за собой перерождение повелителя элементалей, а настоящий Древний Бог должен быть еще могущественнее. Тем не менее, дворфы Черного Железа попросту ликуют. Ула-Тек, возможно, являющаяся Древним Богом, могла бы послужить соратником и союзником Рагнароса. Они отправили контингент своих сил в Зул’Аман, дабы выказать свою добрую волю и защищать Рал’джина, пока он завершает свой длительный ритуал.”

Zul'AmanLOC.JPG

оф. арт для Lands of Conflict

Сравнение с каноном: Вся эта история о Зул’Амане выпала из канона. Ула-Тек в нынешнем каноне попросту не существует, потому что кроме WoW RPG она нигде не упоминалась. И скорее всего, она задумывалась всё же не Древним Богом, а очередным лоа крылатых змеев вроде того же Хаккара - но наверняка это неизвестно.

Правда, у нас еще есть шанс однажды увидеть гигантский зиккурат Зул’Амана. Всё-таки в WoW это царство лесных троллей представили всего лишь небольшим рейдом, а на картах Восточных Королевств из Warcraft 3 и руководства оригинального WoW всё-таки был отмечен зиккурат Зул’Амана.

12.jpg

фрагмент карты из руководства оригинального WoW

И вот что еще интересно - история Ула-Тек вдохновила собой одну из сюжетных линий первого тома “Хроник”. Речь о к’тракси по имени Кит’икс. То был безликий генерал, благодаря которому была основана империя Аз’Акир и началась война троллей и акиров. В конце концов, тролли вышли из этой войны победителями, а тяжелого раненого после битвы с лоа Кит’икса выследили тролли. На том же месте, где они убили этого к’тракса, тролли основали храмовый город Зул’Аман.

Вполне возможно, что гипотетическое возвращение в земли лесных троллей будет связано как раз с историей этого чудовища - как раз на манер истории Ула-Тек. В пользу этого говорит то, что Закажа (аналогичного к’тракса) смог воскресить Сумеречный Молот. И даже после того, как он, находясь в ослабленном состоянии, был убит безымянным воином, его снова пытался воскресить всё тот же культ Сумеречного Молота. Закаж был окончательно уничтожен лишь тогда, когда его силу поглотили Ксал’атат и верховный жрец Конклава.

А еще известно, что Повелитель проклятий Малакрасс привязал к себе эссенцию самого мрачного лоа-зверя своего племени. Разработчикам известно, что это за лоа, но они все еще не хотят раскрывать, кто это был. Возможно ли, что то был вовсе не лоа, а как раз Кит’икс?

***

Возвращаясь к “Землям Конфликтов”. Там почему-то указывали Древним Богом и Рагнароса. Возможно, эта ошибка была вызвана тем, что именно в этой книге впервые упомянули Повелителя Огня. Или это была намеренная ошибка, которая должна была показать ошибочность суждений Бранна или жителей Тенегорна. Но больше похоже на первый вариант.

“Однако, он ненароком призвал Рагнароса, полыхающего Древнего Бога, чье рождение разорвало землю на куски.”

“Их глаза светятся оранжевым пламенем - один из многих даров их повелителя-Древнего Бога.”

В ноябре 2004 года на официальном сайте WoW появилась страница “История Warcraft”. В частности, там была обновленная версия текста “Упорядочивания Азерота” из руководства WC3. Новая версия текста отличалась некоторыми деталями, например: титаны создали из камня не дворфов, а земельников; элементали не сами собой исчезли после заключения Древних Богов, а были заключены в План Стихий. А еще там изменили число Древних Богов с пятерых на четырех:

“Пантеон уничтожил цитадели Древних Богов и заключил этих четырех злобных божеств глубоко под поверхностью мира.”

5.jpg

В ноябре 2004 года также состоялся релиз и самого World of Warcraft. И тогда уже в самой игре можно было прочитать внутриигровую книгу, повторяющую текст одноименного абзаца из страницы с оф. сайта - “Древние Боги и Упорядочивание Азерота”.

462765-древние-боги-и-формирование-азерота-darnassus-craftmens-terrace-argent-dawn-buil.jpg

Следующим источником, в котором упоминалась численность Древних Богов был заключительный роман трилогии “Война Древних” от Ричарда Кнаака - “Война Древних: Раскол” (июль 2005 года). В этом романе (как и во второй части трилогии) полнее раскрыли мировоззрение и мышление Древних Богов, описывая, как они сами видят происходящее в мире и планируют сбежать из своих тюрем. Речь идет о троице Древних Богов, которые телепатически общались друг с другом. Но и это еще не всё, Крас утверждал, что всего Древних Богов было не четыре или пять, а вообще лишь трое:

Waroftheancients3.jpg

“Древние Боги представлялись всего лишь легендой даже большинству драконов, которые родились еще на заре этого мира. Но благодаря своей неуемной любознательности, или как выражался Ронин “неуемному желанию всюду совать свой нос”, Крас знал, что Древние Боги - это нечто куда большее.

Если верить легенде, то три темные сущности когда-то правили кровавым хаосом, который не смогли бы себе представить даже повелители демонов Пылающего Легиона. Они правили изначальным планом до пришествия творцов мира. Затем последовала война космических масштабов, и в конце концов, Древние Боги пали.

Троица была низвергнута в вечное заточение. Место их заключения было сокрыто от всех, а их силы были сломлены до скончания времен. Этим и должна была бы закончиться эта сага, но теперь Крас начал подозревать, что Древние Боги каким-то образом нашли способ обращаться к смертному плану и вести поиски того, что смогло бы освободить их.”

Сейчас мы знаем, что в эту троицу входили К’Тун, Йогг-Сарон и Н’Зот. И выходит, что Крас просто ошибся, доверившись легенде, и посчитав, что представители нынешней троицы были единственными Древними Богами.

В обновлении 1.8: Драконы Кошмара (октябрь 2005 года) наконец-то стало известно имя первого Древнего Бога - К’Тун. В том обновлении в Силитус было добавлено много новых заданий, и в одном из них было раскрыто “Пророчество К’Туна”. Это и было первое упоминание К’Туна и киражи - до этого никто не знал, что именно скрывается за Стеной Скарабея в разрушенном царстве под названием Ан’Кираж.

Crystal_Unlocking_Mechanism.jpg

Это пророчество было написано пророком Скерамом и представляет собой фольклор киражи. В пророчестве написано, что киражи были созданы К’Туном из силитидов, рожденных из эфира Источника Вечности. На самом деле, киражи - это акиры, которые завоевали тюремный комплекс Ан’Кираж. Присутствие Древнего Бога поблизости медленно изменяло их облик, пока они не стали расой, ныне известной как киражи. Впрочем, остается вопрос того, как появились силитиды. Возможно, они были частью изначальных акиров, или же появились только вместе с цивилизацией киражи.

Также в пророчестве опускается тот факт, что современное королевство киражи было построено на руинах тюремного комплекса выкованных титанами.

И самое главное в этой истории:

“Во времена до начала времен, когда этот мир еще только появился на свет, на этой самой земле произошла яростная битва между Титаном и сущностью невообразимой силы и зла. В пророчестве не говорится, был ли Титан сражен в этой схватке, но оно гласит, что Титан пал. Древний Бог тоже пал - по крайней мере, так думали.” - геолог Ехидная

Сейчас нам известно, что единственным прямым вмешательством настоящих титанов в войну против Темной Империи было убийство И’Шараджа Аман’Тулом.

“Аман’Тул, лидер Пантеона, буквально вырвал из земли И’Шараджа и раздавил его в хватке своего кулака. А И’Шарадж был сильнейшим из Древних Богов Азерота, и тогда еще не было тюрем, которые могли бы сдержать его силу или пленить его тело размером с гору. И’Шарадж был настолько силен, что был в шаге от того, чтобы свести с ума своими шептаниями и видениями всю армию выкованных титанами, включая Хранителей (которые в те времена тоже были ужасно могущественны). Ситуация была настолько плачевной, что в дело вмешался лично Аман’Тул. И он справился с этим просто играючи.” - из второй части Spoiler Alert по обновлению 7.3

И если сильнейший Древний Бог не смог ничего противопоставить титану, то что уж говорить о К’Туне?

Вообще до этого момента Пантеон не вмешивался в войну лично, потому что боялся ранить мир-душу. А после этого титаны стали еще осторожнее, ведь смерть И’Шараджа оставила на теле Азерота ужасную рану. Еще одно такое ранение угрожало убить мир-душу, поэтому Древних Богов и было решено заключить в темницы. Но вообще достаточно сказать, что это не мог быть титан, потому что нам известны имена всех титанов Пантеона, и они все успешно пережили конфликт с Древними Богами.

Однако, возможно, что некий безымянный выкованный титанами и сыграл свою роль в победе над К’Туном. Или то был один из Хранителей. Ведь народы Азерота очень часто ошибочно называют Хранителей титанами и приписывают их деяния Пантеону. Но это все равно только спекуляция.

“Затем выкованные титанами отправились на юго-запад к беспорядочному храмовому городу, который вырос вокруг третьего Древнего Бога, К’Туна. Хранители и их союзники очистили территорию от роев н’раки прежде, чем осадили самого Древнего Бога и покорили его. Также как и в случае с Н’Зотом, хранители похоронили эту сущность заживо под землей и построили тюрьму вокруг его тела.” - первый том “Хроник”

А уже в обновлении 1.9: Врата Ан’Киража (январь 2006 года) К’Тун стал финальным боссом рейда Ан’Кираж.

uwiUvDlG89t4IwZ4u4yKYsz-fJdzL1LYRW6dPqVZi6YvqTzQG7LP4fls0_cOuamtYRk9XTL6HO0QMxIHiHVbIeL_S5RBbfv8byp41LmCbKC0AV3pNuPEtr1W3_d3oPVvgQ=s1600

В очередной ныне неканоничной книге по настольной ролевой игре, Lands of Mystery (“Земли Тайн”; апрель 2006 года), появились новые размышления от Бранна о личностях и местоположении Древних Богов:

WoWLandsofMystery.jpg

“Меч Властителя: Этот необычный монумент представляет собой большую статую (или труп?), окруженную маленьким озером. Некогда священная земля ночных эльфов, сейчас эта местность находится под контролем Сумеречного Молота. После того, как я затащил за угол одного из этих одетых в робы психов, я пришел к выводу, что статуя - это что-то вроде божественного трупа, останков Древнего Бога. Термин “Меч Властителя” относится к одной из частей монумента: если осмотреть всё внимательно, то выходит, что странная статуя или курган в центре - это похожий на раковину череп, пронзенный огромный клинком. Я предполагаю, что возможно, здесь Титан убил одного из Древних Богов или их слуг.”

Master's_Glaive.jpg

Сравнение с каноном: В ходе Катаклизма культ Сумеречного Молота смог раскопать останки данного существа, тогда же и стало известно, кем оно являлось на самом деле:

“Меч Властителя - это поле древней битвы. Титаны отправили двадцать каменных великанов против Соггота. Из двадцати выжил лишь один.

Скрижали гласят, что Кронн, самый большой из великанов, позволил Согготу связать его своими щупальцами - чтобы чудище подняло его поближе к своей голове… как раз в досягаемости для удара его могучего меча. Это хорошо, что он мертв… у нас сейчас-то и нет поблизости двадцати каменных великанов, чтобы снова остановить его.” - археолог Грофф

Soggoth_aerial.jpg

“Долина Костей: Многие считают Долину Костей проклятой, и поэтому большинство кланов кентавров избегает её. Считается, что поверхность этой долины усеяна костями Древних Богов. Эту местность занимают кентавры-некроманты из Маграма и скелеты.”

Сравнение с каноном: До сих пор неизвестно, кому принадлежат эти два скелета, ныне известные как Мертвые Голиафы. Но совершенно ясно, что они не были Древними Богами.

Valley_Bones.jpg

Неизвестно, когда конкретно это произошло, но уже к обновлению 1.11: Тень Некрополя (июнь 2006 года) число Древних Богов из внутриигровой книги “Древние Боги и Упорядочивание Азерота” изменили с четырех на пятерых. На официальном сайте это изменение произошло позже - в августе 2006 года:

“Пантеон уничтожил цитадели Древних Богов и заключил этих пятерых злобных божеств глубоко под поверхностью мира.”

ыыы1.jpg

Во внутриигровой книге до сих пор говорится о пяти Древних Богах. С точки зрения сюжета это можно списать на то, что эта книга написана кем-то из Азерота, а значит может содержать в себе ошибки. А данная конкретная ошибка могла быть вызвана всё теми же легендами о былой бытности Ксал’атат Древним Богам.

Затем о личностях Древних Богов вспомнили в очередной ныне неканоничной книге по настольной ролевой игре, Horde Player’s Guide (“Руководство игрока Орды”, ноябрь 2006 года):

latest

“Возможно, Хаккар - дитя Древнего Бога? Сложно сказать: я даже не уверен, что у них могут быть дети. И я не то чтобы хочу узнать ответ на этот вопрос.”

Сравнение с каноном: Личность Хаккара - загадка, заслуживающая отдельного обсуждения. В самом WoW тоже были намеки на его возможную связь с Древними Богами, но дальше этих намеков дело так и не зашло. На данный момент, известно, что Хаккар - лоа. Правда, очень специфический.

zandalari-1920x1080.jpg

В ноябре 2008 года вышло дополнение World of Warcraft: Wrath of the Lich King. В нем было раскрыто имя второго Древнего Бога - Йогг-Сарон. Влияние этого чудовища было ощутимо в самых разных местах Нордскола, и в итоге, он стал предпоследним боссом рейда Ульдуар, введенного в обновлении 3.1: Тайны Ульдуара (апрель 2009 года).

7-TO-aCk6BOGxOc07ZLzf96pT3mASmdBle_tRVYBzm-tDlBIef38rhmGFbi8WNB234X894G-oETUk_ddff0EMPuaSDldPz1zgLRO4UTW6Tu8NQtHRVPSJCJ_x2k_Zes6iA=s1600

В апреле 2009 года на официальном сайте в очередной раз поколдовали над числом Древних Богов - на этот раз его решили и вовсе убрать:

“Пантеон уничтожил цитадели Древних Богов и заключил этих злобных божеств глубоко под поверхностью мира.”

ыыы1й.jpg

На Blizzcon 2010 (октябрь 2010 года) Крис Метцен раскрыл имя третьего Древнего Бога - Н’Зот. Но в самой игре Н’Зота впервые упомянули только в обновлении 4.3: Время Сумерек (ноябрь 2011 года). И хотя в WoW его еще не показали, это всё-таки сделали в дополнении “Шепот Древних Богов” для Hearthstone (апрель 2016).

N'Zoth.jpg

В феврале 2012 года Nyorloth, который тогда занимал должность комьюнити-менеджера официального форума по истории, дал довольно пространный ответ на вопрос о путаницк с количеством Древних Богов в Азероте:

““Они не живут; они не умирают. Они вне цикла.”

Возможно, чтобы по-настоящему убить нечто, что живет вне пространства и времени, жизни и смерти, его нужно окончательно стереть из бытия? Возможно, это объяснит, почему записи о Древних Богах кажутся такими… противоречивыми?

Лишь те, кто находятся на другой стороне, могут знать наверняка…

Всего лишь пустые размышления, не обращайте внимания.”

Nyorloth.gif Кстати, о смерти Древних Богов. В марте 2017 года гейм-мастер Kelethross ответил на вопрос об их смерти следующее:

“Мы сегодня обсуждали это с командой историков, и согласно их словам, оба варианта тут толком не подходят. Да, они явно побеждены, но технически не мертвы в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово.

И’Шарадж был вырван из планеты Аман’Тулом, а его останки, в итоге, стали ша после того, как они дождем хлынули на Пандарию. К’Тун и Йогг-Сарон не были побеждены подобным образом, но даже если бы оно случилось так, ша относятся только к И’Шараджу. Каждый из Древних Богов довольно уникален в своих способах достижения целей, в том, какой облик он принимает и в том, на что способен.

Ша бы не появились, если бы К’Туна или Йогг-Сарона также вырвали из планеты. Но можете смело ставить на то, что в мире бы стало куда больше безумия и саронита!”

9 сентября 2012 года вышло дополнение World of Warcraft: Mists of Pandaria. В нем в сюжет ввели четвертого Древнего Бога Азерота, который к тому же оказался уже мертвым - И’Шарадж. Это божество упоминалось в легендах могу и сказаниях Клакси. В “Шепоте Древних Богов” из Hearthstone И’Шарадж, как и Н’Зот, тоже удостоился первого официального изображения своей персоны.

Y'Shaarj.jpg В марте 2016 года вышел первый том “Хроник”, в котором раскрыли множество ранее неизвестных фактов о Древних Богах. Стало известно, что Древние Боги были созданы Повелителями Бездны с целью осквернить один из миров-душ и таким образом создать темного титана. А если говорить о том, к какой изначальной силе восходят их способности, то Древние Боги - это физические проявления Бездны.

В первом томе не упоминается конкретное число Древних Богов, рухнувших на Азерот:

“Повелители элементалей упивались первобытным бедламом, пока группа Древних Богов не рухнула на мир из Великой Тьмы. Они врезались в поверхность Азерота, прикрепив себя к различным локациям по всему миру. Эти Древние Боги возвышались над землей, горы из плоти, украшенные сотнями скрежещущих пастей и черных бесчувственных глаз. Миазма отчаяния вскоре окутала всё, что лежало под их корчащимися тенями.”

absbO2f8_KU.jpg

Темная Империя

оф. арт для первого тома “Хроник” от Peter Lee

Однако, известно, что на момент победы Темной Империи над Повелителями Элементалей Древних Богов было четверо.

HCcAYgvbl-I.jpg

Карта Азерота под властью Темной Империи

из первого тома “Хроник”

В августе 2016 года вышло дополнение World of Warcraft: Legion, в котором появился новый персонаж - Ксал’атат, Клинок Темной Империи. В истории этого артефакта, описанной во внутриигровой книге “О Свете и Бездне”, упоминается, что в незапамятные времена он мог быть Древним Богом:

“Существует много теорий о происхождении клинка. В наиболее диковинных из них утверждается, что кинжал - это всё, что осталось от забытого Древнего Бога, который был пожран своим же родом в первые дни Темной Империи. В других теориях говорится, что Ксал’атат - коготь И’Шараджа, вырванный с его чудовищного тела и дарованный его слугам для использования в ритуальных жертвоприношениях.

Какими бы невероятными ни были эти теории, возможно, в них есть доля правды. Ксал’атат пульсирует отвратительной эссенцией Древних Богов. Более того, говорят, что клинок способен даровать своему обладателю видения Темной Империи, но все, кто взглянули на эти ужасы стали жертвами безумия.”

1Wiwjdclcqx2GiDiavuk-SrOaiOA9yRUlfYoyhpLv3ViWaYWW3Akm3Ku_DSuXUaWNkXvYDdnw04w3tzYkPOCsNMsOXHBJrMSEINVixQF6SVF2yBD3G5_xbU81uhHVFFgTclYd1FI

Стоит отметить, что авторы книги из Конклава оставили следующее предупреждение для своего верховного жреца, который овладел этим клинком:

“У Ксал’атата есть собственный разум. Игнорируйте его сводящий с ума шепот. Не доверяйте лжи, которой он вас опутывает. Возьмите от него то, что нужно, но всегда помните о том, что темное присутствие в клинке - не ваш союзник.”

При этом сущность кинжала часто нашептывала верховному жрецу различные советы, которые, по большей части, оказывались относительно дельными. И это еще не всё. Некоторые её цитаты добавляют ощутимый вес теории о том, что некогда она была Древним Богом:

“Мы можем столкнуться с некоторыми из моих сородичей в этом конфликте. Эта перспектива - она мне нравится. Их сила будет моей. Они заплатят за то, что было сделано со мной давным давно.”

Здесь Ксал’атат упоминает, что готова сражаться против других сил Древних Богов. И хочет им за что-то отомстить и при этом заполучить себе их силу. Это вполне подпадает под теорию о том, что её поглотили другие Древние Боги.

“Какая ирония, что слабейший из нас может оказаться окончательным победителем. К’Тун, Йогг-Сарон, И’Шарадж и… ну… только один мог остаться, чтобы поглотить мир. Так и должно было быть.”

Под слабейшим божеством кинжал подразумевает Н’Зота - она вообще часто подмечает его успехи и постепенное ослабление его темницы. Но в нашем случае важно другое - то, что Ксал’атат ставит себя вровень Древним Богам и по сути причисляет себя к ним.

“Я с нетерпением жду дня, когда наши хозяева смогут по-настоящему пройти в это измерение. Ты видел лишь фрагменты, тени, самые тусклые эха. Спроси эфириалов о том, на что способно одно из его проявлений.”

А эта цитата примечательна тем, что кинжал называет своими хозяевами Повелителей Бездны. Вкупе с тем, что Древних Богов она считает равными себе, это еще одна монета в копилку теории о том, что когда-то она сама была Древним Богом.

_xsdc_yKrHLIMdE1Tz0R5cMe_nJd-BfbdwZVxO4W0vdf2Jrb6Bg9IZhbieJfOpvTJjUFCDVgy5PYtHgMQKO2mBW8BRh5xDRatXy5mh38rHMV2iiBJDM-tJw1CH-COZOtPBoZS43_

Действительно, в “Хрониках” не упоминается конкретное число Древних Богов в момент их пришествия в Азерот. Так что Ксал’атат вполне могли поглотить как раз в первые дни Темной Империи, как это и описывают некоторые из теорий историков Азерота. Впрочем, пока что они все равно остаются только теориями.

Древние Боги за пределами Азерота

В World of Warcraft: The Burning Crusade (январь 2007 года) появились первые свидетельства того, что Древние Боги Азерота - не единственные в своем роде. Первое свидетельство - история предвестника Скайрисса, пророка киражи, плененного в Аркатраце. Его каким-то образом заточили в космической тюрьме наару, из которой он освободился благодаря телепатии: просто свел с ума главного тюремщика из эльфов крови, занявших спутники Крепости Бурь. Благо его успели сразу же убить герои. И судя по тому, что в Аркатраце было пленено достаточно обитателей Азерота вроде драконида из свиты Нефариана, Скайрисс, вероятно, тоже был родом с Азерота. Если бы он был просто акиром, то это был бы другой вопрос.

latest

Впрочем, Скайрисс ясно дал понять, что силы, которым он служит, простираются далеко за пределы Азерота:

“Мне несложно контролировать разум слабого создания… ибо я верен силам, неподвластным времени и судьбе. Ничто в этом мире и вне его не сможет поставить нас на колени… даже могучий Легион!”

“Мы заполонили всю вселенную, мы бесчисленны как звезды!”

Освобождением Скайрисса был также очень обеспокоен сам А’дал:

“<В голосе А’дала слышится негармоничная нота.>

Принц Кель’тас ошибся в выборе тюремщика, и теперь запертые нами сущности в Аркатраце начинают вырываться на свободу. Среди них есть слуга Древних Богов, известный как Предвестник Скайрисс, он желает воплотить видение своих повелителей по завоеванию всех миров во вселенной. Ты должен помешать ему сбежать. Возвращайся в Крепость Бурь, проникни в Аркатрац и убей Предвестника Скайрисса, пока еще не слишком поздно!”

И его же цитата после убийства киражи:

“<Кристаллический тембр голоса А’дала начинает звучать в твоем разуме более гармоничной мелодией, нежели в последний раз, когда вы говорили>

Ты снова доказал свою храбрость. Если бы предвестник Скайрисс освободился, бесчисленные тысячи сгинули в страшном конфликте. То же случилось и с другим слугой Древних Богов, Скерамом, в твоем мире, Азероте.”

А еще Скайриссом очень интересовался Торговец ветром Зарим, эфириал из Шаттрата:

“Сегодняшнему клиенту нужно кое-что воистину уникальное.

Говорят, что Предвестник Скайрисс - слуга Древних Богов. А еще говорят, что у него есть при себе большой свиток, содержащий инструкции о том, как он должен повелевать жизнью во вселенной от их имени.

Мой нынешний покупатель хочет прибрать к своим рукам этот свиток, хотя он даже не в состоянии прочитать язык, на котором он написан. Отправься в Аркатрац Крепости Бурь и добудь его для меня, хорошо?”

И его же цитата при сдаче свитка:

“Я не смею прикоснуться к свитку, ведь иначе тоже рискну навлечь на себя внимание Древних Богов. Я поручу доставку этой посылки одному из своих ассистентов. Ты более чем заслужил свою награду, и я желаю тебе удачи во всех известных мирах.”

А вот и второе свидетельство - собственно, неизвестный Древний Бог из какого-то иного мира. Он известен нам лишь как “Призванный Древний Бог” и “древнее и могущественное зло”. Его пытались призвать призраки араккоа из Темного Конклава.

“Духи темного конклава пытаются призвать древнее и могущественное зло с помощью ритуала, который они сейчас проводят у лавовых ям к югу от Лагеря Скет’лона. Магия Гул’дана слилась с их собственной, и она придала им силы помочь этому существу явиться в наш мир! Мы должны помешать им. Невозможно себе представить, сколько смерти и разрушения принесет с собой это существо!” - Паршах

209451-thwart-the-dark-conclave.jpg

Бывший член Темного Конклава по имени Паршах и безымянный герой смогли остановить ритуал призыва этого чудища.

А в первом томе “Хроник” уже стало известно, что Повелители Бездны забросили в реальность неизвестное число этих нечестивых созданий, дабы осквернить спящие души титанов. В ходе своих странствий Саргерас обнаружил мир-душу, оскверненную Древними Богами, и расколол её надвое. Последовавший за этим взрыв поглотил Древних Богов и их энергии, но также убил и новорожденного титана.

meFEyiWYsoU.jpg

Саргерас уничтожает оскверненную мир-душу

оф. арт для первого тома “Хроник” от Peter Lee

"Что ж, хорошо... Узрите то, что видел я, и СОДРОГНИТЕСЬ! Аватары не-существования... знающие лишь голод. Это существа, которые пожрут будущее, которое вы так бессмысленно пытаетесь защитить!" - Звездный авгур Этрей

NItaCs__sIQ.jpg

Такая вот запутанная история того, как менялась численность Древних Богов на протяжении развития вселенной Warcraft. И это при том, что мы рассмотрели только те случаи, когда речь наверняка шла о Древних Богах.

***

Спасибо, что прочли этот выпуск

И до встречи в следующих! *)

По традиции благодарю читателей, поддерживающих блог на patreon: pitet, dervesp, Владимира Кравчука, Максима Зуева, Vemy, Дениса Матвеева, zymko, Леорика, Fadj, Sergey, Dyshik, d-pro, LEKAROK и Артёма Бочарова.

kiraser.blogspot.com

Оружие древних Богов

Все больше и больше обнаруживается фактов, практически недвусмысленно доказывающих теорию

. Либо же это – свидетельства того, что в далекой древности люди уже достигали высокого уровня технологического развития. Сейчас, на нашем теперешнем уровне развития, мы имеем самолеты, вертолеты, космические корабли и прочее. Поэтому нам становится понятно, что древние наскальные рисунки или фрески показывают нам не каких-то необычных птиц, а самые что ни наесть летательные аппараты и т.д. Одними из подобных изображений являются изображения страшного оружия – ваджры.

В санскрите термин «ваджра» имеет два значения: «алмаз», «молния». Следует знать также, что в Тибете это оружие называют дордже, Японии – конгосё, Китае – дзиньганси, а в Монголии – очир.

В индуизме, буддизме и джайнизме – ваджра является важным ритуальным предметом. Ее можно сравнить с крестом в христианской религии, к примеру. Ваджра используются при проведении различных обрядов, а на изображениях Будды мы часто видим ваджру в его руке. Кстати, одна из ветвей буддизма называется ваджраяна, и Будда в ней зовется Ваджрасаттвой. Поза йоги ваджрасана практикуется для того, чтобы тело сделать, словно алмаз.

В индийской мифологии ваджра является мощным оружием бога Индры – оружием, бьющим без промаха. Причем саму ваджру, крепкую как алмаз, повредить невозможно, на ней даже царапин не остается. Главный бог в индуистской мифологии – Индра – кроме того, что может разрушать с помощью Ваджры крепости, используя ее, может также менять погоду, направления течения рек, взрывать скалы.

Кстати, не только индусы знакомы с ваджрой. Древнегреческие фрески изображают верховного бога Зевса с похожим на это оружием. А ведь Зевс тоже мог метать молнии и управлять погодой.

Макеты ваджр в большом количестве изготавливаются и в наши дни. Много религий Востока используют этот предмет в своих ритуалах, как отмечалось выше. Даже есть несколько изделий, оставшихся с древности.

Другие астры, упоминаемые в древнеиндийских эпосах

Брахмастра - оружие Брахмы. Невероятно мощное и точное оружие, которое может быть использовано как против одиночной цели, так и против целой армии противника. Часто сравнивается с ядерным оружием. Вызывается посредством особой медитации на творца вселенной Брахму. Брахмастра была создана Брахмой и способна уничтожить любое существо во вселенной.

Тришула - трезубец бога Шивы. Известно как неотвратимое оружие, бьющее точно в цель. Не может быть остановлено никем, кроме самого бога Шивы.

Буздыган - булава Ханумана. Является основным оружием бога Ханумана, наносящее сокрушительные удары. 

Сударшана-чакра бога Вишну. Легендарный вращающийся огненный диск, обладающий невероятной оккультной и духовной силой, способной сокрушить всё, что угодно. Не может быть никем остановлен, кроме бога Вишну и бога Шивы. Использовался богом Вишну через его аватару - Кришну. Сударшаной владел также Арджуна.

Тин Баан бога Шивы. Оружие представляло из себя три "безошибочные" стрелы. Бог Шива подарил Барбарике эти три стрелы. Одной такой стрелы было достаточно, чтобы уничтожить всех врагов в любой войне, а затем снова вернуться в колчан Барбарики. Первая стрела использовалась для обозначения всех целей, которые Барбарика хотел уничтожить. Выпущенная третья стрела должна была уничтожить все намеченные цели и вернуться в колчан Барбарики. Вторая стрела была предназначена для обозначения всех целей, которых Барбарика собирался бы спасти. Использование третьей стрелы в этом случае было призвано уничтожить все необозначенные цели.

Агниастра - оружие бога огня Агни. Испускает неугасимые сгустки пламени.

Нагастра - оружие Нагов. Оружие принимало форму смертоносной змеи и было 100% точным.

Гарудастра - оружие Гаруды. Было способно защитить от нагастры, применяемой противником. Было использовано богом Рамой в эпосе Рамаяна.

Пашупатастра - оружие Шивы. Испускается разумом, глазами, словом, или луком. Одно из самых мощных и разрушительных в древнеиндийских эпосах, способное заставить исчезнуть любое живое существо. Остановить его действие может только сам бог Шива. В Махабхарете бог Шива дарит пашупатастру Арджуне.

Энергия атома на службе древних людей?

Когда в начале XX века человечество начало понимать потенциал радиоактивного распада, появилось предположение, что, возможно, человечество обнаруживает это не впервой, и что когда-то это привело к краху передовой технологической цивилизации, существовавшей много веков назад. Эту теорию предложил Фредерик Содди – ученый, предсказавший существование изотопов радиоактивных элементов.

На одной из своих лекций Содди выдвинул гипотезу существования древней высокоразвитой цивилизации, способной обуздывать энергию ядерных реакций. Затем, из-за злоупотребления этого источника энергии, древняя раса была почти полностью уничтожена. Если примем в расчет исторические описания, которые современные ученые рассматривают как аллегорические истории, такие как Махабхарата, вполне возможно, найти там часть древнего технологического наследия, сохранившегося до нашего времени.

Поиски древних артефактов или оружия имеет смысл постольку, поскольку их можно использовать. Это понимали правители многих стран мира. Кто знает, сколько раз добытые сакральные знания ускоряли развития такого-то сообщества. Знали об этом, например, в Германии, где в 1935 г. была основана исследовательская организация Deutsches Ahnenerbe, целью которой был именно поиск забытых технологий и знаний предков. Организация провела многочисленные исследования в таких странах, как Боливия и Тибет. Официально это были антропологические измерения, но по неофициальным данным известно, что немцы искали антигравитационное транспортное средство, известное как вимана, а также оружие богов – ваджру.

Виманы являются летательными аппаратами по технологии, если опираться на описания древних индийских эпосов, превосходившей возможности всех существующих сейчас самолетов. По некоторым данным, немцы нашли в Тибете одну виману и попытались скопировать технологию, чтобы получить преимущество во время Второй мировой войны.

Ваджра - это опять-таки оружие, последствия использования которого странным образом напоминают последствие применения ядерного оружия. В описаниях об этом инструменте говорится, как о предмете, способном метать молнии. Все это удивительным образом напоминает мифы о Зевсе. Если на самом деле есть такое оружие, неудивительно, что многие правительства делают много, чтобы заполучить его.

Есть информация, что в 1980-х годах в СССР по приказу генсека Юрия Андропова был создан некий исследовательский центр, занимавшийся подобной тематикой. Специальная исследовательская группа под кодовым названием «Бриллиант» занималась изучением глобальных катастроф, а также (дополнительно) нахождение технологического наследия исчезнувших цивилизаций. Занимались этим в рамках проекта «Орион», где русские собрали все, что знали об оружии исчезнувших цивилизаций.

В последнее время рассекречены записи и представлены ксерокопии свидетельств арестованного в 1929 г. разведчика Якова Григорьевича Блюмкина, утверждавшего, что в 1925 г. в Тибете он видел устройство, которое выглядело как большая ваджра. По его словам, тринадцатый Далай-лама сказал, что «оружие богов» хранится здесь с XV-XX тысячелетия до н.э. и показал ее в действии! Ваджра превратила золотые самородки в порошок, который затем должен был использоваться для перемещения больших платформ.

Еще одно устройство, о котором упоминает Блюмкин, это – колокол, который иногда называют колокол «ghanta drilbu» на санскрите и тибетском. Колокол символизирует совершенную мудрость. По словам советского агента, этот колокол способен «ослепить» даже большую армию. Принцип действия заключается в генерировании электромагнитных волн определенных частотах, которые воздействуют непосредственно на мозг.

Несчастный Блюмкин получил некоторые планы этих устройств и решил продать немецкой разведке. Это стало приговором советского агента, который был обвинен в работе на иностранные разведки. Кажется, что, когда СС организовал свою экспедицию в Тибет, искали конкретные устройства.

Еще о ваджре в разных культурах

В Ригведе мы находим альтернативное описание ваджры. В некоторых текстах это оружие описывается как металлическая булава с тысячами зубцами. Такая форма ваджры встречается во многих других культурах. Самые известные истории, которые изображают ваджру такой, проходят к нам из скандинавской космологии. Они связаны с богом неба Тором.

Могучий молот Тора - Мьёльнир был самым грозным оружием в скандинавской мифологии. Изображения бога грома Тора традиционно показывают его с ним. Некоторые тексты описывают Мьёлнир как молот, в то время как другие, как топор или булаву. Сделали это оружие мастера-строители гномы, орудующие в недрах земли. Еще древние скандинавы описывали этот молот, как «всегда разящий цель». Он способен сравнять горы с землей. Утверждается, что молот всегда возвращается в руки владельца.

Тор использовал свой могучий молот, чтобы сражаться со своим смертоносным врагом – гигантским змеем Ёрмунгандом. Змей был повержен Тором в апокалиптической битве Рагнарок, когда Тор сразился с Ёрмунгандом в последний раз.

Из славянской мифологии мы узнаем о змее Велесе, который поднимается из подземного мира и крадет что-то ценное для бога неба Перуна. Перун с помощью молнии загоняет Велеса обратно в подземное царство, и так ежегодно. Свой смертоносный топор Перун использовал, как Тор свой молот – чтобы покорить зло и преодолеть несправедливого змея Велеса. Этот топор также возвращался к хозяину после броска.

В ирландской мифологии магическим оружием героя Ольстера Кухулина является Gae Bolga или копье-молния. Кухулин борется и убивает своего друга детства и приемного брата Фердиа этим магическим оружием. Gae Bolga описывается как дротик или копье, делящееся на несколько шипов при входе в тело, нанося смертельные раны. Его уже нельзя вытащить обратно. Ирландская Книга Лейнстер описывает последствия попадания Gae Bolga так:

«Оно входит в тело человека с единственной раной, как дротик, а затем раскрывается тридцатью щипами. Лишь срезав мясо, его можно было вытащить из тела убитого им».

Когда обнаруживаются подобные описательные и соответствующие образы в отдаленных регионах мира, эта концепция приобретает более серьезный тон.

Мифы об оружии, напоминающем ваджру, найдены во всем мире. В Австралии небесные боги, братья Вати Кутйяра использовали волшебный Во-Мур-Ранг или булаву, имеющей свойство бумеранга. Легенда гласит, что их отец Кидили пытался изнасиловать нескольких первых женщин. Бросив свой Во-Мур-Ранг, они кастрировали его.

Ваджра в Новом Свете

В сказаниях Нового Света также есть описанием смертельного оружия – молний, используемых богами неба. В ацтекской культуре есть бог Уицилопочтли. Он, с помощью своего оружия - Шиукоатля или «огненного змея», убил свою сестру Койольшауки вскоре после того, как родился. Майянский бог дождя Чак (Чаак), а позже и ацтекский Тлалок оба изображены, несущими свои топоры, разящие молниями. Иногда они изображены, держащими змей, представляющие собой молнии, которые боги метают с вершин гор, где отступают. В Перу, мы находим бога инков Иллапу, который описывается как человек с булавой в левой руке и пращой в левой.

По всей Африке широко распространена идея, что молнии падают с неба, когда боги сражаются друг с другом. Йоруба на юго-западе Нигерии, например, считают, что топор богов несет бог Шанго. Он создает гром и бросает молнии на землю.

Таким образом, существует множество примеров огромного количества общностей, обнаруженных в мифах, легендах, культурах и иконографии по всему миру. Сходства есть в греческой, шумерской, древнескандинавской, ацтекской, австралийской и американской космологии. Эти параллели включают богов, их жизнь и удивительное оружие. Они также включают в себя законы и обычаи, которые регулируют нашу жизнь – саму структуру общества.

ancientcivs.ru

Древние Боги и упорядочивание Азерота | WoWWiki

Не знавшие том, что Саргерас намерен уничтожить плоды их бесчисленных трудов, титаны продолжали передвигаться от мира к миру, формируя и приводя в порядок те планеты, что они находили пригодными. В своем путешествии они случайно попали в небольшой мир, который его обитатели позже назвали Азеротом.

Путешествуя по этому девственному миру, по первобытной земле, титаны встречали множество агрессивных элементалей. Эти духи, поклонявшиеся расе невероятно злых существ, известных как древние боги, поклялись отбросить титанов и сохранить их мир от металлического прикосновения захватчиков.

Пантеон, обеспокоенный склонностью древних богов ко злу, начал войну против элементалей и их темных повелителей. Армии древних богов вели в бой наиболее могущественные элементали: Рагнарос Повелитель Огня, Теразан Матерь Камня, Ал'Акир Владыка Ветра и Нептулон Хозяин Приливов.

Эти силы хаоса бушевали и бились с колоссами-титанами на груди мира. Несмотря на то что элементали были настолько могущественны, что смертным даже представить невозможно, их объединенных сил было недостаточно, чтобы остановить могучих титанов. Один за другим повелители элементалей пали, а их силы отступили.

Пантеон разрушил цитадель древних богов и заточил пятерых злых богов глубоко в недрах мира. Элементали, которые не могли сдерживать свое буйство без власти древних богов, были изгнаны в бездну миров, где они остались сражаться друг с другом на веки вечные. С исчезновением элементалей природа смягчилась, и в мире наступила полная гармония. Титаны увидели, что с угрозой покончено, и принялись за работу.

Титаны наделили силой многие расы, чтобы те смогли помочь им придавать миру форму. Для создания бездонных подземных пещер титаны сотворили дворфоподобных земельников из магического живого камня. Чтобы помочь им осушить моря и поднять землю над уровнем моря, титаны создали огромных, но кротких морских великанов. Многие столетия титаны придавали форму землям, пока не смогли сотворить совершенный континент.

В центре континента титаны поместили озеро искрящейся энергии. Озеро, которое они назвали Источником Вечности, было источником жизни в мире. Его могущественная энергия питала корни мира и давала возможность жизни пустить побеги в его плодородной почве. Со временем травы, деревья, монстры и создания всех видов появились на первобытном континенте.

В честь сумерек, павших на мир в их последний день работы, титаны назвали этот континент Калимдором – "землей вечного звездного света".

ru.wow.wikia.com

Тайны изображений древних богов — Всё самое интересное!

В разделе: Интересности | и в подразделах: красиво. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер

Недавно наткнулись на поразительное совпадение, касающееся интересной тайны изображений древних богов. Но сначала — небольшое вступление. Замечали ли вы, что пропорции детских тел отличаются от пропорций взрослых тел? Или нет, начнём ещё раньше.

Давным-давно (но намного позже древних богов) некие душеведы заметили: когда человеку что-то нравится, то у него расширяется зрачок при взгляде на это. Ненамного, чуть-чуть — но всё же расширяется. Как будто глаз запускает больше света, чтобы лучше рассмотреть понравившееся. Само собой, были набраны добровольцы, которым показывался ряд более менее красивых изображений. И специальные приборы следили за расширением зрачка.

Тайны изображений древних богов

Что выяснилось? Что у всех подопытных мужчин из всех просмотренных изображений максимально зрачок расширяется при взгляде на женщин без одежды. Вот так вот, автоматическая реакция тела. А у всех женщин наибольшее расширение зрачка — при взгляде на изображение ребёнка. Само собой, есть расширение и у мужчин при виде детей, и у женщин при виде мужчин. Но максимум именно таков.

Само собой, дальше этих интересных опытов дело не пошло, и никто не знает, что происходит со зрачком, если соединяются черты наибольших предпочтений. Но это никто не знает СЕЙЧАС. А вот раньше…

Итак, возвращаемся к пропорциям. Пропорции детских тел отличаются от тел взрослых. Обычно заметно только соотношение головы к всему телу. Так, в теле стоящего взрослого помещается от 6 до 8 голов в зависимости от генотипа и пола. А у детей — голова помещается в теле от 4 раз и больше по мере роста тела. Схема:

Тайны изображений древних богов

Пропорции годовалого ребёнка:

Тайны изображений древних богов

Пропорции трёхлетнего ребёнка:

Тайны изображений древних богов

Далее, обратите внимание на ногу ребёнка:

Тайны изображений древних богов

И на ногу взрослого:

Тайны изображений древних богов

Если взять за единицу отсчёта стопу, то получатся такие соотношения: стопа младенца помещается 2 раза в его голени и 1 раз в его бедре. Само собой, с ростом эти пропорции постепенно меняются ко взрослым: 2,-3 раза в голень и столько же раз в бедро.

Далее, возьмём, например, глаза. Глаза детей относительно лица намного больше, чем глаза взрослого:

Тайны изображений древних богов

Лица взрослых:

Тайны изображений древних богов

К чему мы всё это.

Создатели изображений древних богов старались, чтобы на богов было приятнее смотреть. И поэтому придавали им детские пропорции — и мужским, и женским богам.

Примеры: Геракл из Евпатории:

Тайны изображений древних богов

Соотношение головы и тела — как у ребёнка. И соотношение стопы, голени и бедра как у младенца.

Индийский Ганеш:

Тайны изображений древних богов

Здесь художники даже голову постарались сделать по размерам как у младенца.

Индийская богиня:

Тайны изображений древних богов

Рука и глаза — пропорции как у детей.

Ассирийский бог:

Тайны изображений древних богов

Соотношение головы и тела — как у ребёнка.

Бог неизвестного нам народа:

Тайны изображений древних богов

Полностью детская фигура.

Какой-то ацтекский бог:

Тайны изображений древних богов

Полностью детская фигура, как у младенца.

Детские пропорции лица индийской богини (или бога):

Тайны изображений древних богов

Кельтский рогатый бог в трико:

Тайны изображений древних богов

Детские соотношения головы и тела.

Половецкая каменная баба:

Тайны изображений древних богов

Детские соотношения головы, тела, рук.

Вот такая вот тайна изображений дренвих богов: делать их похожими на детей.

Цель — выглядеть привлекательнее в глазах зрителей.

Кстати, женщины и сейчас этим пользуются 🙂

interesko.info


Смотрите также