Древние узоры русского народа. Орнамент русского народного костюма
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Русские орнаменты и узоры. Древние узоры русского народа


Русский народный узор - Орнаменты

Уже в глубокой древности люди стремились украсить предметы быта и одежды. По полученным из раскопок предметам видно, что сначала узор отделок и композиции были очень простыми. Со временем узор усложнился, композиция стала более разнообразной, техническое исполнение - более совершенным. Для дальнейшего развития узора и композиции необходимо познакомиться со старинными традициями создания рисунка и композиции.

Русский народный узор богат и разнообразен. В его композиции встречается ряд геометрических узоров, а также в нем практически везде присутствуют растения и животные, как стилизованные, так и более-менее реалистичные.

 

Основные элементы узора.

Геометрический узор всегда состоит из отдельных мелких частей. Такие части узора, которые с изменениями или без них повторяются во многих узорах, называются основными элементами узора. В русском народном узоре самыми распространенными основными элементами являются, так называемые, елочка, крыша, крестик, солнышко, звездочка, растительный узор (рис. 1).

Основные элементы геометрического узораРисунок 1. Основные элементы геометрического узора.

А это пример старорусской вышивки, где хорошо видно, что она состоит из маленьких базовых элементов.

Образец русской вышивкиОбразец русской вышивки

Основные элементы можно изменять - варьировать. Еще и в настоящее время появляется много различных вариантов основных элементов.

Несмотря на некоторые различия, основные элементы имеют некоторые общие постоянные свойства, например:

  • 1) линии узора сгибаются под углом в 90 или 45 градусов;
  • 2) линии растительного узора связаны между собой;
  • 3) основной элемент легко включается в простейшие геометрические фигуры (рис. 2).

Ряд геометрического узораРисунок 2. Простейшие геометрические фигуры.

Основные элементы узора можно составлять различно.

 

Ряд узора.

При ритмическом повторении одного или нескольких элементов узора появляется простой или переменный ряд узора. Так как ряд узора не закончен, он создает впечатление неопределенного, распадающегося рисунка (рис. 3).

Ряд узораРисунок 3. Ряд узора.

И маленький пример славянской вышивки, где мы можем увидеть несколько видов полос.

Полосы узора русской вышивкиПолосы узора русской вышивки.

Ограничение можно произвести либо с помощью черты, либо с помощью более узких полос. Помещенные рядом основные элементы узора как бы разделяют полосу. Например, помещая один за другим основные элементы, легко включающиеся в треугольник, образуют полосу с треугольным разделением (рис. 4, Б). Аналогичным образом можно образовать полосу узора с треугольным разделением и полосу узора с разделением к углу квадрата или к стороне квадрата (рис. 4, В, Г).

geometricheskiy-uzor-4

Рисунок 4. Полосы узора.

 

Применение полосы узора.

Применяя для отделки полосу узора, мастер по возможности сохраняет разделение полосы. Заканчивается полосу всегда целым делением. Особенно тщательно размещают полосы, декорируя угол прямоугольной площади. По углам размещение полос может быть различным.

Соединенный угол.

Соединенный угол образуется, если полосу без перерыва продолжить в другом направлении (рис. 5, А). Меняя направление, мастер сохраняет деление, характерное для полосы. Соединенный угол может быть применен как для декорирования, так и для прямоугольной площади.

Полусоединенный угол.

Образуя полусоединенный угол, полосы в углах не соединяют (рис. 5, В), а помещают там квадратообразную отделку (рис. 5, Б). Полосы заканчиваются на небольшом от нее расстоянии. Обе части декора обычно соединяются ажурным или извилистым швом. Полусоединенный угол чаще всего употребляют при декорировании Квадрата.

Углы узора

Рисунок 5. Углы.

Несоединенный угол.

Несоединенный угол образуется тогда, когда полосы в углу не соединяются (рис. 5, В). Полосы мастер заканчивает полным делением.

Несоединенный угол лучше всего подходит для декорирования прямоугольного изделия.

К тому же по концам площади можно поместить более широкие полосы, даже группы полос и, наоборот, вдоль длинных краев - узкие полосы. Декор несоединенного угла отлично объединяет ажурный или извилистый шов.

Параллельное размещение полос.

Прямоугольную площадь обычно декорировалась поперечно расположенными полосами. Можно одну полосу или группу полос поместить на каждом конце прямоугольника, можно также равномерно расположить их по всей площади (рис. 5, Е). Кроме того, можно повторять одни и те же полосы, расположенные по концам, а также использовать в середине другие полосы или же менять одну за другой несколько полос (рис. 5, д).

Декорируя изделие прямоугольной формы, полосы размещаются несколько иначе. Каждая украшенная часть предмета выглядит как бы тяжелее, поэтому в вертикально расположенном изделии декор распределяется по нижней части. Например, используя только одну полосу, ее помещают в нижней части. Украшая изделие несколькими полосами различной ширины, наиболее широкую из них или же группу полос помещают в нижней части изделия (рис. 5, Е). Вверху располагают более узкие полосы.

Среди славянских этнографических отделок полоса является самым излюбленным и распространенным видом. Ее можно встретить на национальных одеждах, резьбе наличников окон и пр. Поэтому в народных узорах встречается особенно много образцов полос - то более узких, то более широких, с редким или густым рисунком. Все они могут быть с успехом использованы как в любом виде рукоделия, так и в художественной резьбе по дереву. Кроме того, полосы придают отделке изделия старинный характер.

Узор сплошного заполнения.

Элементы узора (рис. 6, А) или большие части его размещаются по всей площади или на определенных участках ее. Узор в этом случае ограничивается делениями. Узор сплошного заполнения мастер по возможности заканчивает полным делением. Он легко распространяется во всех направлениях, поэтому одним и тем же узором можно покрыть и маленькую и большую площадь. Так как это оставляет впечатление легко распространимого разливающегося узора, то отделываемую площадь ограничивают одноцветной или узорчатой полосой. Узор сплошного заполнения применяется для декорирования как квадратного, так и прямоугольного вида площади при любой технике.

Узор сплошного заполненияРисунок 6. Узор сплошного заполнения.

Центральный узор.

Центральный узор (рис. 7, А) распространяется от центра равномерно во все стороны. Так как он имеет растительный характер, то в композиции его ограничивают полосами (рис. 7, Б). Этот узор используется для отделки различного вида площади.

Центральный узорРисунок 7. Центральный узор.

Растительный орнамент.

Растительный орнамент может располагается над извилистой или прямой линией. Цвета растительного орнамента обычно чередуют. Растительный орнамент также обычно помещается вдоль края декорируемой площади, так как он хорошо соединяет украшенную, тяжелую площадь с неукрашенной, пустой (рис. 8).

Растительный орнамент

Рисунок 8. Растительный орнамент.

И на последнем рисунке представлены образцы орнаментов, где используются мотивы из мира фауны.

vishivka-3

Тэг:

zen-designer.ru

Русские орнаменты и узоры | Традиционная русская одежда. Русские орнаменты и узоры.

Эта статья в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной одежды и, в частности, русской народной женской рубахи.

Так выглядит русская народная женская рубаха

Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.

Ткань выглядит примерно так:

Льняное полотно, отрез для рубахи

На самом деле, крой рубахи очень простой. В зависимости от вида (о видах говорили в предыдущих статьях), рубаха состоит из 5 — 6 основных элементов. Это рукава, подол, две ластовицы, косая бейка и, иногда, накладка на вырез горловины.

Крой русской народной женской рубахи

Предварительно надо подготовить ткань, отпарить её или отутюжить, чтобы не было складок и работать с ней было удобно.

Далее начинаем кроить.

В зависимости от размера рубахи 44-46-48-50-52, необходимо отрезать, соответственно, от 44 до 52 сантиметра ткани от края. Это будет заготовка под рукава (верх рубахи).

Кроим ткань

Если шьете на себя, или есть возможность снять мерку, то просто замерьте расстояние от плеча и до центра груди и умножьте на два. Не забудьте оставить по 2 сантиметра на швы.Либо снимите мерку от центра груди и до желаемой длины и добавьте со стороны подола 4 сантиметра на подгибку.

Результат кроя

Необходимо обработать края ткани оверлоком или мелким зигзагом.

Обработка краев ткани

Основные элементы рубахи готовы.

Основные детали рубахи

Из остатков ткани необходимо вырезать две ластовицы (примерно 8 на 8 сантиметров, если размер больше 48 размера или крупная грудь , то 10 на 10 сантиметров или 12 на 12 сантиметров). Так же необходимо обработать края ткани.

Ластовицы обработка краев

Обработка краёв ластовиц

Верх рубахи (рукава) сложить сначала поперек, затем по вдоль, совместив края. Далее на сгибе необходимо начертить горловину — примерно 10 сантиметров в ширину и 4- 6 сантиметров в низ, в зависимости от размера горловины, которая необходима.

Отмеряем горловину

Чуть выше необходимо параллельно провести еще одну линию (горловинка сзади) и вырезать сначала её.

Вырезаем горловину

Важно! Отрезанный кусочек ткани нельзя просто выкидывать. Этот кусочек надо обязательно протаскивать внутрь рубахи. Да, это просто манипуляция с кусочком отрезанной ткани — вытянуть отрезанный лоскуток снизу. Но так мы соблюдаем традиции наших предков, а предки считали, что так соблюдается закон обережности для сохранения сил будущего владельца.

Вот таков результат.

Результат выкройки горловины

Выкраиваем косую бейку. Для этого измеряем длину горловины метром (примерно 50 — 60 сантиметров), далее на остатках ткани чертим линию (соответственно длине горловины) под углом 45 градусов и шириной 4- 5 сантиметров и вырезаем её. Обрабатывать края не надо.

Горловина

Если Вы хотите для удобства сделать прорезь в горловине, то вырезается кусочек ткани шириной 10 на 8 сантиметров, обрабатываются его края. Кусочек прикалывается к лицевой части горловины, прорисовывается карандашом или мелком ровная линия и эта линия обшивается вокруг с отступом 1 сантиметр с трёх сторон.

Прорезь в горловине

Далее необходимо прорезать двойную ткань, уже по линии, как показано на фото

Вырезка горловины

Выворачиваем пришитую ткань на изнанку, прикалываем булавочками и прошиваем, стараясь попадать «в русло» и по ходу откалывая булавки.

Прошиваем края вырезки

Убираем булавочки

Прошиваем с лицевой стороны, один раз! Если не попали «в русло», то прошиваем аккуратно по ткани, как на фото.

Прошиваем горловину

Прошиваем аккуратно по ткани

Косая бейка должна быть, желательно контрастного цвета и изготовленная своими руками.

Косая бейка

Но, для тех, кто не хочет заморачиваться — не обязательно самому изготавливать. Можете купит готовую в магазине.

Верх рубахи можете украшать, как душа пожелает! По традиции желательно вышивкой ручной, со специальными обережными узорами и орнаментами.

Если традиции соблюдать не желаете — можно украсить вышивкой машиной, жаккардовой тесьмой или кружевом!

украшение верха рубахи

Тесьмой — сначала прикалываем, и потом ровненько пришиваем!

украшение тесьмой ворота

Одновременно, можно пришить тесьму и на рукава, если есть желание…

украшаем тесьмой рукава

Результаты нанесения «украсов» в разных вариантах могут быть такими:

вариант украса 1

вариант украса 2

вариант украса 3

Пришиваем косую бейку. Для этого, накладываем её на лицевую сторону рубахи, оставляя 2 сантиметра. Пришиваем сильно натягивая, чтобы она держала форму воротничка.

Пришиваем косую бейку

После того, как пришили, подворачиваем её два раза внутрь, чтобы скрыть необработанный край. Прикалываем и снова с лицевой стороны пришиваем, стараясь попасть в русло или по краю ткани.

Пришиваем бейку 1

Пришиваем бейку 2

Обрабатываем низ, то есть подол рубахи. Можно сразу его украсить, если есть желание.

Сгибаем по ширине и сшиваем сбоку. Чуть не доходя до верха, прикладываем к внутренней стороне ластовицу, прикалываем булавками (фиксируем) и прошиваем сначала одну сторону, потом другую.

Обрабатываем подол

Обрабатываем края подола

Напоминаем, что подол представляет из себя единый отрез ткани, шириной 1,5 метра. Перебивается и сшивается с одной стороны. Но, можно сшить подол и из двух половин, если у Вас нет единого куска ткани, а есть два пусть небольшого, но подходящего размера. Если не соблюдается традиция — это не принципиально. Напоминаем так же, что по традиции на швы и края одежды обязательно наносится обережная вышивка.

С другой стороны делаем надрез вниз на длину ластовицы примерно 10 сантиметров. Так же прикалываем ластовицу и пришиваем сначала с одного края, потом с другого.

Подшиваем вторую ластовицу

Пришиваем вторую ластовицу

По традиции, ластовицы красного цвета считаются обережными.

Ластовица красного цвета

В древности, мастерицы шили всё «в ручную». Сейчас у нас есть верные помощницы — машинки для шитья.Они упрощают работу, делают её лёгкой и быстрой.

Выставляем на машинке ширину строчки 4 -мм и проходим верхний край платья не заходя на ластовицы, отдельно спереди и сзади. Можно двумя строчками: одна под другой — для более удобной стяжки.

Работаем швейной машинкой

Края, обработанные швейной машинкой

Начинаем стягивать. Тянуть надо одновременно за обе ниточки. Стягиваем и периодически прикладываем к себе, так, чтобы ластовицы оказались четко под мышками, спинка стягивается чуть сильнее.

Стягиваем ластовицы 1

Стягиваем ластовицы 2

После стягивания, распределяем равномерно складочки и намечаем булавочками середину сзади и спереди, так же отмечаем середину на верхней части рубахи.

Далее — самый ответственный момент. Совмещаем низ (подол) и верх (рукава) рубахи с изнаночной стороны и примётываем, начиная от середины.

Совмещаем рукава и подол

Альтернатива примётке — всё те же незаменимые булавочки.

Примётка булавочками

Пришиваем! Теперь осталось лишь обработать рукава и убрать ниточки.

Поздравляем! Ваша рубаха готова!

Вот такими могут быть результаты Вашей работы:

За столь подробный материал и предоставленные фотографии благодарим группу =Возрождение родных традиций=Воронеж= в социальной сети ВКОНТАКТЕ и мастерицу Наталью Колесникову!

Если у Вас появились вопросы — вы можете задать их в комментариях к данной статье, либо в администрацию группы «Русские орнаменты и узоры» в социальной сети ВКОНТАКТЕ.

rusorn.ru

Орнамент русского народного костюма

орнамент русского народного костюма

У русских женщин не было европейского обилия тканей для создания одежды. Все, что было им доступно, это лен, хлопок и шерсть. Но все равно русским удавалось создавать из малого наряды удивительной красоты. И достигалось это благодаря орнаментам русского народного костюма. Орнамент в то время выступал не только в качестве украшения, но и в качестве оберега. Так, элементы народного костюма обогащали хранительной вышивкой и узорным ткачеством. Подобного рода обереги вышивались на краях одежды, а именно на подоле, манжетах и вороте. Это были расшитые письмена-идеограммы, защищающие человека от беды. Орнаменты выполнялись в определенных цветах, которые также имеют особое значение. Самым популярным цветом считается красный, который символизирует огонь, жизнь и кровь.

А подробнее...

Основным элементом русского народного костюма была рубаха с обильно украшенным вышивкой воротом. Рукава рубахи обязательно должны были быть широкими и длинными, но у запястья обхваченные тесьмой. Поверх рубахи женщины носили сарафан. Он имел форму высокой юбки с бретелями и шился изо льна, шерсти и хлопчатобумажной ткани. В качестве декора применялись ленты, бахрома, тесьма и цветные полоски ситца. Третьим неотъемлемым элементом наряда была юбка. Стоит отметить, что замужние женщины носили поневу, которая отличалась от обычной юбки распашным фасоном с несшитым разрезом сбоку.

Не стоит забывать и о переднике. Женщины носили его поверх рубахи или сарафана. Передник, как элемент русского костюма, также оснащался богатым символическим орнаментом, олицетворяющим русские древние традиции и обереги, связанные с природой.

Завершающим элементом русского национального костюма был головной убор, который по тем временам был некой визитной карточкой. По нему можно было определить возраст и место, откуда прибыла женщина, и ее социальное положение. Девичьи головные уборы имели открытую макушку. Чаще всего использовались повязки и ленты. А вот замужние полностью закрывали волосы. Уборы украшались бусами, лентами и вышивкой.

 

womanadvice.ru

Разнообразие и значение традиционного русского орнамента

Разнообразие и значение традиционного русского орнамента

Традиционный русский орнамент хранит в себе душу народа

 Современное искусство кардинально отличается от вековых традиций древнего славянского народа. Сегодня в рисунках на стенах, одежде или предметах обихода изображения редко несут какую-либо смысловую нагрузку: круги — это просто круги, звезды — это просто звезды, а цветочные узоры — это обыкновенный декор. В древние времена узоры имели глубокое сакральное значение. Для тех, кто почитает традиции предков и многовековую культуру славянских народов, орнамент представляет собой богатое наследие неисчерпаемой народной мудрости. 

Содержание [Скрыть]

  • 1 Что такое орнамент
  • 2 Особенности русского орнамента
  • 3 Древняя символика
  • 4 Золотая хохлома
 Что такое орнаментКак утверждают ученые, народный орнамент — это особая знаковая система, каждый элемент которой имеет свое значение. Традиционный русский орнамент — это язык тысячелетий, который использовался нашими предками задолго до возникновения письменности. Не случайно узоры появлялись на предметах одежды, текстильных изделиях, предметах обихода и даже в виде филигранной резьбы в архитектуре.

Русский орнамент чрезвычайно разнообразен и наполнен глубоким смыслом

 

В старину, украшение каждого элемента дома имело свой посыл

 В русском орнаменте невероятной красоты детали использовались не только для красоты, но неизменно несли глубокую смысловую нагрузку.

Каждый элемент композиции наши предки наделяли особой силой

 Обладая знаниями тайнописи, понимая концепцию композиции и цветовых сочетаний, понимая смысл того или иного элемента узоров, можно и сегодня «прочитать» немало интереснейших фактов о древнем русском мире наших предков. Источником для нанесения узоров всегда была природа. Именно тесная связь славян с природой в свое время дала жизнь такому яркому явлению, как декоративно-прикладное искусство.

Чаще всего встречается геометрический и растительный орнамент

 Первое, что люди стали изображать на одеянии, рисовать на стенах своих жилищ и кухонной утвари, были именно дары природы. Постепенно простое проявление талантов народных умельцев переросло в настоящее искусство, которое является наибольшей культурной ценностью в современном мире.

На посуде и других предметах быта изображались сцены из природы и повседневной жизни народа

 Наши предки верили, что орнамент служит не только для украшения повседневности, но также для защиты от всяческого зла. Через искусство нанесения знаков они стремились к истине. Сегодня многие тайны узоров канули в Лету, но большинство их раскрыты и знаниями может овладеть каждый, кто желает прикоснуться к истории. Особенности русского орнаментаВсем известный факт, что каждый народ имеет свою собственную культуру, гордится ею и бережно передает ее традиции из поколения в поколение. Орнамент — это величайшая ценность, ведь в нем сохраняется тайный посыл предков своим последователям.

Наши предки верили, что орнамент наделяет обычные вещи силами оберегов

 Как и любой другой, орнамент в русском стиле имеет свои правила и особенности:

  • Составление декоративной композиции выстраивается по принципу чередования. Согласно древним поверьям, чем больше символичного чередования и повторения, тем быстрее желание исполнится. Чередование узора несет еще и чисто декоративную ценность 
  • Нужно владеть информацией о значении тех или иных символов, тщательно отбирая их по смыслу.
  • Особое место занимает выбор цветовой гаммы, так как каждый цвет, также как и знак, имеет свое значение. При этом одним из самых распространенных цветов является красный 
  • Конечный узор должен вызывать только положительные эмоции, рождая в душе гармонию.
  • Составляя узор-оберег из определенной группы символов, важно иметь не только творческий настрой, но и помыслами своими заряжать орнамент на то или иное действие.
Узорчатые мотивы в русском народном стиле — это всегда красиво, ярко и самобытно. Кроме выразительной эстетики, орнамент может не только украсить, но и защитить или исполнить заветные желания.

К примеру, нанесенные на одежду орнаменты и символы должны были уберечь ее обладателя от невзгод

 Древняя символикаОдни из наиболее древних узоров относятся к тем временам, когда только зарождалась славянская цивилизация. По преданию наших предков, познавая тайны того или иного символа, мы дарим ему вечную жизнь! Этнокультурное происхождение каждого знака в орнаменте имеет свой магический и тайный смысл:

  • Крест Сварога, или звезда Алатырь — графическое изображение семи лепестков, символизирующее Вселенную, ее цикличное разворачивание и сворачивание. Изображение звезды Алатырь 
  • Линии. Они использовались для изображения Воды. Если изображался дождь — линии наносились вертикально, если реки — горизонтально. К слову, геометрические символы использовались в русском орнаменте для передачи природных явлений. Вода, земля, солнце — это залог богатого урожая.
  • Знак Перуна. Изображение представляет собой шестиконечный крест, заключенный в круг. Сакральное значение такого символа — мощный оберег жилища от гнева древнего бога Перуна. Символ Перуна 
  • Символ солнца. На протяжении многих веков знак видоизменялся и сегодня известно множество его изображений. К солярным (солнечным) знакам можно отнести привычное всем колесо, и даже любимый всеми сказочный персонаж Колобок тоже в каком-то смысле солярный знак. Солнце у славян изображалось по-разному 
  • Орепей — ромбовидный знак, приносящий счастье, душевное равновесие и спокойствие. Вышитый символ Орепей  Использовали его в оберегах, поясах и других аксессуарах 
  • Треугольник. В зависимости от изображения, треугольник может иметь разное значение. Если вершина его стремится вверх, он символизирует жизнь, огонь и даже мужское начало. Если острый верх фигуры «смотрит» вниз — это женский символ, который олицетворяет материнскую любовь и защиту.
  • Берегиня. Символичный женский образ имеет глубокое значение и олицетворяет Природу-мать, которая дала жизнь всему живому на земле. Берегиня обычно изображается с парой птиц в руках  Берегиней также называлась особа кукла-оберег 
  • Дерево. Для славян орнамент с изображением дерева имеет особо ценное значение. Именно дерево, по мнению предков, могло накормить и обогреть в холодную зиму. Кроме этого, дерево — это символ рода, корни истории и памяти своих предков. В славянской мифологии символ дерева очень глубокий и сложный  Наши предки изображали его следующим образом 
  • Ладинец — исключительно женский символ. Согласно древним поверьям, изображение такого знака на одежде незамужней девушки помогало найти истинную любовь, обрести счастье с любимым, родить ребенка. Зрелой женщине он придавал сил для поддержания лада и гармонии в доме. Женский символ Ладинец   Ладинец наносился на женские обереги 
  • Свадебник. Славянский обережный символ олицетворял слияние двух родов, рождение новой семьи и изображался традиционно на одежде жениха и невесты. Славянский символ свадебник  В наши дни свадебник часто наносят на обручальные кольца 
Древний русский орнамент всегда иллюстрировал тесную взаимосвязь между Человеком, Природой и Богами. В хитросплетениях графических символов изображалось представление предков о мире, вере и истинах. Орнамент может состоять из самых разных знаков и символов, главное правило при составлении русского орнамента — единый смысл и гармоничность узоров. Золотая хохломаРусская народная культура является одной из наиболее ярких и богатейших на события. Русь всегда славилась умельцами, мастерами и художниками. Именно поэтому, в первую очередь, это отражается в декоративно-прикладном народном искусстве. Яркой иллюстрацией художественного промысла на Руси является множество различных приемов и техник. Наиболее известной и не менее популярной в современном искусстве по праву считаются хохлома.

Хохлома — это не только самое известное, но и одно из красивейших проявлений русского народного творчества

 Такая техника отличается не только яркими красками и самобытным колоритом, но также глубокой народной философией, ведь в хохломском орнаменте каждый элемент имеет свое значение. История такого художественного промысла уходит корнями в средние века. Легенда гласит, что в древние времена на Руси, на берегу реки, жил умелец, который изготавливал из дерева посуду, раскрашивая ее так, что казалось, будто она сделана из чистого золота. Весть дошла до царя, он велел отыскать умельца и доставить во дворец. Художник волшебным образом узнал об этом загодя и исчез, но успел научить жителей своей деревни секретам своего мастерства. Именно поэтому хохломские узоры — это поистине народное искусство.

Расписанная под хохлому посуда является одним из символов русского народа

 Хохлома в русской стилистике – это, как правило, растительные мотивы. Основные цвета, которые используются в росписи, — золотой, красный, черный и иногда зеленый. 

Created with SnapCreated with SnapCreated with SnapCreated with SnapCreated with SnapCreated with SnapCreated with Snap

Роспись под хохлому Каждый элемент такой росписи имеет свое значение:

Народные умельцы филигранно составляли композиции, нанося их на посуду и другие предметы обихода. Особое значение имел цвет росписи:
  • золото — излюбленный цвет росписи в русском народном стиле, символ изобилия; Особенно эффектно смотрится золотая хохлома на черном фоне 
  • красный — обладает обережными свойствами, символ тепла и огня; Красные элементы орнамента часто сочетают с золотыми 
  • черный — символ Матери-Земли, дарящей людям урожай и плодородие. В хохломской росписи черный цвет выступает в роли фонового 
Несмотря на почтенный возраст такой росписи, хохлома и сегодня не теряет своей актуальности. Такие самобытные мотивы в народном стиле часто используются не только для декорирования модной одежды, но и для придания особого русского колорита интерьеру. А традиционные русские деревянные матрешки, украшенные хохломскими узорами, и сегодня самый популярный сувенир!

Расписанные под хохлому матрешки

 Традиционный русский орнамент оригинален, самобытен и многолик. Вместе с развитием прикладного искусства узоры видоизменялись, менялись формы, но неизменным оставалось глубокое значение каждого элемента и символизм узоров. Сегодня, будучи посвященным в глубины тайн необыкновенных русских народных узоров, можно не только создавать невероятные по красоте шедевры, но также исполнить желания и защитить свою семью от любых невзгод.

rod.nextohm.com

Русский орнамент

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ

Во время раскопок на местах древних поселений археологи находят различные предметы быта: вещи домашнего обихода и украшения, орудия труда и боевое оружие. На многих из них сохранялись изображения людей и животных, геометрические фигуры, составляющие порой затейливый рисунок. Только ли стремление к красоте нашло отражение в этом узорочье? Или древний орнамент имеет еще ка­кое-то значение?

Наличник окна светелки крестьянского дома. Резное дерево. Нижегородская губ. 2-я половина XIX века.

Орнамент, донесенный до нас архелогическим  материалом, складывался веками, а порой и тысячелетиями. И   конечно, дело не только в извечной тяге человека к красоте. Все гораздо сложнее. Многие  мотивы связаны с мировоззрением наших далёких предков и имели для них вполне  определенное значение. Так, горизонтальная волнистая линия обозначала воду. Та же линия, повернутая вертикально, — уже дождь, столь необходимый земледельцу. С помощью креста, или круга со вписанным крестом, или не­скольких перекрещивающихся линий изображали солнце, огонь.

Пластинчатый браслет. Серебро, позолота. Гравировка. Киез. XII—XIII вв. Фрагмент. Верхнюю зону браслета мастера часто расчленяли несколькими арочками, внутри которых гравировали изображения птиц, зверей, людей, деревьев. В нижней преобладали два мотива: распластанные корневища и ритмичная «плетенка» — древняя идеограмма воды. Вода и корни — прекрасное выражение идеи плодородия.Но суть не в отдельных элементах орнамента, которые используем в декоративном искусстве и мы. Главное — в сочетании этих фигур, являющихся как бы иероглифами. Перед нами система письменности, только очень своеобразная. Недаром глагол «писать» имеет два значения: можно писать письмо, а можно — картину. В древности человек еще не знал такого различия. Составляя свои узоры, древний художник тем самым писал целые фразы —заклинания, в магическую силу которых он верил.

Вот глиняный сосуд, которому пять тысяч лет. На нём — настоящая «картина» мира: небо с запасами воды, текущие по «воздуху» дождевые струи, зем­ля с растениями и точечками се­мян. Этим рисунком древний земледелец как бы говорил: «Пусть пойдет дождь!»

Колт с изображением грифонов. Серебро. Чернь. 4 Киев. XII в.Глядя на орнамент, мы мо­жем понять, как этот человек воспринимал природу, представ­лял устройство мира. Он не знал, что дождевые тучи обра­зуются из земных испарений. Где-то над землей, считал он, расположена твердь - голубой купол, выше которого находятся водные запасы. Иногда они про­ливаются на землю дождем. Когда быть дождю — зависит от божества, к которому хлебопа­шец обращался с молением. Ви­дите, как много может расска­зать орнамент. Поистине это язык тысячелетий.

Удивительный мир обра­зов, словно пришедших из на­родной сказки, окружал русско­го крестьянина совсем еще не­давно — на рубеже XIX и XX веков. Жил он в доме, увенчанном резным конем, с оконных наличников смотрели на него русалки, драконы, Павы-птицы. В доме тоже многое по­казалось бы нам необычным. И на полотенцах, что висят по стенам, и на подзорах кроватей, на прялках и на посуде — всю­ду украшения из крестов и ром­бов, женские фигурки — то держащие под уздцы коней, то с птицами в поднятых руках... Ка­кова история этих таинственных образов? Как связаны они с на­родными представлениями о земле и человеке, живущем на ней?

Колт с мотивом орла. Золото. Перегородчатая эмаль. Киев. XII — начало ХШ века.Декоративному искусству русской деревни не одна сотня лет. Правда, в руках у нас, как правило, материалы конца про­шлого — начала нынешнего ве­ка. Однако и крестьяне — со­временники Петра Великого, и крестьяне времен Ярослава Муд­рого украшали свой быт, по су­ти дела, одними и теми же узо­рами.

Взять, например, вышивку. На северорусских полотенцах часто можно встретить изобра­жение женщины, держащей под уздцы коней. Или женщины с воздетыми вверх руками, а по обе стороны от нее изображены птицы. Каково содержание этих образов? Ответить на вопрос бу­дет проще, если вспомнить, что подобная композиция встре­чается еще на праславянских вещах VII века до н. э. Женщи­на с поднятыми руками обраще­на к солнцу, а по бокам — лебе­ди, как бы влекущие светило по небу. Прошло почти три тысячи лет, а образ сохранился! Он пе­рекликается и с сюжетом антич­ного мифа о том, как лебеди Аполлона тянут по небу сол­нечную колесницу. Очевидно, перед нами отражение представ­лений древних славян о какой-то богине весны. Может быть, той самой Ладе, о которой по­ют: «Ой, Ладо, дай-до, Ладо...»

Итак, перед нами миф, выши­тый на холсте. Точнее, отголо­сок какого-то древнего, неведомого нам мифа. Таково, по су­ти, и все русское народное ис­кусство недавнего прошлого. Образы его восходят к глубокой древности, когда люди совсем не так, как мы теперь, без опо­ры на завоевания науки, осмыс­ляли мир. И не только осмысля­ли, но и пытались своим искус­ством воздействовать на него. Ведь что такое миф? Это поэти­ческое восприятие природы, не­отделимое от заклинания сил, которые, по мнению людей сред­невековья, ею управляли.

Русский человек той поры ощущал себя необходимой частью мироздания (миро-зда­ния — вдумайтесь в изначальный смысл слова). Обращение, а значит, и приобщение к могуще­ственным силам природы было для него делом жизненной важ­ности, глубоко духовным актом. Поэтому в изготовление того или иного предмета быта, в его украшение мастер вкладывал всю душу. И, что не менее важ­но, в своих произведениях он отражал свое представление о мире, творил как бы «модель» познанного им мира.

Примером такого отражения большого мира вселенной в ма­лом мире повседневного быта может служить народная одеж­да. Подол женской рубахи и юбка-панева часто были украшены тканым либо вышитым орна­ментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля - квадратики с точками посредине. На рубахах выше пояса - веточки, цветы, услов­ные изображения растений. Все эти узоры выражают идею зем­ли, плодоносящей почвы.

Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. Потому многие русские наименования женских головных уборов восхо­дят к названиям птиц - су­ществ, как бы связывавших зем­лю и небо: кичка (утка), соро­ка, кокошник (от «кокошь» — курица). На челе уборов очень часто изображались солнце, звезды и композиции, связан­ные с небесным «ярусом» мира. К кокошнику на лентах при­креплялись «пушки» - шарики из птичьего пуха, висящие у висков или над плечами. Эти вертикальные ленты, иногда сплошь затканные бисером, мо­гут выражать идею дождя — не­бесной влаги, необходимой па­харю. Все это можно было уви­деть еще в прошлом веке. В Ки­евской Руси цепочки-рясны, сви­савшие с кокошника, заверша­лись подвесками-колтами с изоб­ражениями птиц или фантасти­ческих крылатых дев (сиринов, русалок), тоже связанных с дож­дем.

Кокошник владимирско-нижегородского типа (тыльная сторона). Золотное шитье. Конец XVIII века. Верхняя часть народного костюма всегда была связана с идеей неба. На кокошнике изображено древо жизни с сидящими на ветвях птицами.

Серебряные плетеные пояса древнерусских женщин были украшены на концах (свисав­ших до колен) головами яще­ров, символизирующих ниж­ний — подземно-подводный мир. Таким образом, одетая в праздничный наряд русская княгиня XII столетия или кре­стьянка XIX века представляли собой как бы модель вселенной.

Фрагмент юбки-подольницы. Ткачество. Олонецкая губ. Конец XIX в. Приглядитесь к узору. Вы увидите стилизованные фигурки оленей, как бы идущих по кругу. Ромб в середине — солнце.А жилище крестьянина? Рас­смотрите повнимательнее городецкий наличник прошлого ве­ка. Наверху, над полукругом «небосвода», показаны три солн­ца: утреннее, полуденное и ве­чернее. Ниже солнечного хода, над самым оконным проемом изображены «рощения» с сидя­щими на ветвях птицами. Вни­зу, под окном, — русалка-берегиня (от слова «беречь», «обере­гать») и ящерообразные львы. Человек, смотревший из своего дома в такое окно, оказывался как бы в центре мироздания. Над ним были птицы, кроны де­ревьев и солнце, идущее по небо­своду, а под ним — фантасти­ческие существа, олицетворение водной, глубинной стихии.

Очень полно средневековое восприятие мира отразилось в убранстве русской прялки. С глубокой древности с прялкой и нитью человечество связывало представления о жизни. Напри­мер, у южных славян существо­вал миф о богине Срече - кра­сивой девушке, прядущей золо­тую «нить жизни». Считалось, что Среча заботится о нивах, о стадах, помогает человеку в борьбе со злом. Это удача, доб­рая судьба. Ей противостоит злая судьба — Несреча, о кото­рой говорили, что она «танко преде», то есть прядет нить, которая легко может оборваться. Первое, что обращает внима­ние на прялке, — это обилие со­лярных (солнечных) знаков. Простейшая схема узора тако­ва: в верхней половине лопатки изображается огромное солнце. Под ним, в нижней половине, — прямоугольник  земли, пашни (иногда представленной древней идеограммой: косопоставлен­ный квадрат разделен на четыре части, внутри каждого деле­ния — точка). А еще ниже, на шейке прялки, опять солн­це, теперь уже «подземное».

Фрагмент женской рубахи. Вышивка. Олонецкая губ. Конец XIX века. Это один из самых распространенных сюжетов народной орнаментики: всадники, предстоящие мифическому «древу жизни» — олицетворению добра, мирного произрастания.

В простейшем виде здесь представлена геоцентрическая гипотеза, согласно которой Зем­ля неподвижно покоится в цент­ре мира, а небесные светила дви­жутся вокруг нее.

Лопасть прялки. Резное дерево. Вологодская губ. 1890. Гармонией тончайших Геометрических фигур мастер не просто изобразил схему солнечного круговорота, но выразил идею гармонично и мудро устроенной вселенной с ее незыблемым и математически точным ходом светил.Обилие солярных знаков нель­зя расценивать только как из­любленный декоративный при­ем. Система их расположения говорит о более глубоком зна­чении этих образов, выражаю­щих идею вселенной в целом. Дневной и ночной бег солнца по краям прялки, вокруг кудели, из которой прядется «нить жиз­ни», составляет неотъемлемую часть того комплекса представ­лений, которые уже в незапа­мятные времена сделали прялку средоточием размышлений о круговороте мира и о человече­ской жизни.

За последние  столетия ритм жизни человечества неизмеримо вырос, особенно в на­шем веке. Исторические измене­ния, которые в иные времена заняли бы сотни лет, совершаются сейчас буквально на наших глазах.    Искусство, о котором мы говорим, возникло и  достигло своего зенита, когда   человечество еще не «торопилось» жить. Многие поколения жили тогда в  рамках  одной формации, одной культуры. Чтобы выработалась традиция (ведь культура — это прежде всего традиция), требовались века. От поколения к поколению она укоренялась в сознании людей, была освящена многовековым прошлым.

Русская деревня исстари жи­ла землей. Земледельческий уклад породил не только идею «небесной воды», но и сельско­хозяйственную обрядность вооб­ще. Основой этих обядов был аграрный цикл: земля - семе­на - новые колосья. Существо­вание землепашца неотделимо от годичного круга солнца: вес­на и лето были связаны с пред­ставлением о жизни природы, зима же олицетворяла ее смерть. И засеянная хлебом нива, коло­сящаяся под лучами летнего солнца, была в сознании народа своеобразным синонимом поня­тия счастья. Этим и жила на протяжении многих веков на­ша Россия.

Подобному мировосприятию соответствовала и образная сис­тема народного искусства очень цельная и тонко разрабо­танная. О некоторых элементах ее мы уже говорили, нужно только добавить несколько слов о растительном узоре. Основное значение его - прославление жизненной силы природы, хва­ла плодородию земли.

Ковш. Резное дерево. Русский Север. Начало XIX века. Один из символов солнца — крест. На резных ковшах рядом с ним часто изображался конь или уточка. Ведь на. протяжении многих веков в народе жило поэтическое представление о том, что днем по небу светило везут кони, а ночью по подземному океану его влекут плавающие по воде птицы.Шли века, менялась жизнь, и многое стиралось в памяти на­рода. На рубеже XIX —XX сто­летий даже вышивальщицы не знали смысла большинства по­вторяемых ими изображений. Тайна их, казалось, навсегда скрыта в веках. Но ничто не исчезает сразу и бесследно. Что-то хранят в памяти народные мастера и поныне, некоторые традиционные образы продол­жают жить и в наши дни. Зада­ча ученых - расшифровать их. Время от времени нам это удается.

С. Веселое. Чашки. Расписное дерево. Горьковская обл., Ковернинский р-н, дер. Семино. 1976. В творчестве современных народных мастеров продолжают жить древние образы солнца, древа жизни, Павы-птицы.Многие образы, связанные с народными поэтическими воззрениями на мир и приро­ду, постепенно отходят в прошлое. На смену им приходит но­вая  эмблематика — обществен­ная и государственная. Но нет ли среди древних символов «вечных», отвечающих и сего­дняшним и завтрашним чая­ниям людей?

Конечно, есть. Скажем, солнце — чем не пример «вечной»  символики? Не   заслоненное тучами небо, хорошая пого­да, свет, а не тьма, наконец, тепло — вот с какими представ­лениями связано в нашем созна­нии солнце. Потому с самого детства оно становится для че­ловека символом хорошей, свет­лой, обогретой жизни. Он будет понятен людям всегда, поэтому древняя символика полно­стью не умрет. Может получить­ся даже наоборот: старые сим­волы по мере их разгадывания обретут как бы вторую жизнь.

Произведения народного творчества заняли достойное место в сокровищнице мирового искусства. Они бережно хранят­ся в музеях, экспонируются на выставках, публикуются в науч­ных статьях и художественных альбомах.

Фрагмент паневы. Ткачество. Брянск. 2-я половина XIX века. Подол женской одежды часто украшали орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянной пашни.Народное искусство выра­ботало немало ценных художе­ственных принципов. Скажем, пропорциональность частей, гар­моничность их расположения от­носительно друг друга. Возьми­те ромбический узор - может быть, древнейший, зародивший­ся еще во времена палеолита -в XII—X тыс. до н. э. Простень­кий орнамент как будто... и в то же время какое в нем совер­шенство! Народное искусство, как и природа, отбирает только лучшее и отбрасывает лишнее. И лучшее шлифует столетиями, создавая действительно совер­шенное произведение. Так же и орнамент отрабатывался сотня­ми поколений. И в результате стал таким, что сразу действует на человека своей волшебной красотой и гармонией.

У древнего орнамента замеча­тельное прошлое и не менее ин­тересное будущее. Конечно, не­обходимо искать новые формы вещей и новые узоры. Поиски эти бывают удачными, но, к сожалению, не всегда. Нужны под­линный талант и тонкий вкус, чтобы из современных элемен­тов составить красивый узор. А вкус, кстати, оттачивается и вдумчивым изучением уроков народного искусства.

Могут быть использованы се­годня и сами старые образы. Надо лишь правильно понимать их и с чувством меры приме­нять. Обои, ковры, занавеси, скатерти, покрывала, полотен­ца — здесь всюду широко мож­но использовать народные моти­вы. Не нужно только слишком буквально, примитивно копиро­вать вещи старого быта.

Но бывает и обратное. Загля­ните в магазин сувениров - не все там порадует вас. Сейчас в моде резные и расписные прял­ки. Но делают их не так, как прежде: искажают полную глу­бокого смысла композицию, вы­брасывают важнейшие элементы орнамента. И почему именно прялку сделали сувениром - вещь, практически отжившую в городе свой век? В старом деко­ративно-прикладном искусстве как раз не было праздных ве­щей: каждая и нарядна, и не­обходима человеку. Бездумное и бездушное отношение порочит идею обращения к художествен­ному наследию родного народа.

Язык орнамента надо понимать. Хотя бы в некоторых пределах. Раз­глядывая загадочные узоры, воспроизводя их в альбомах, можно проникнуть в секрет вла­дычества орнамента над наши­ми чувствами — в тайну красо­ты. А во вдумчивом постиже­нии замысла древнего художни­ка скажется связь поколений.

Искусство орнаментации из­давна придавало простым быто­вым предметам более глубокий смысл.

shedevrs.ru