Письменные источники о истории древних славян. Древние славяне источники
Письменные источники о славянах. Славянская энциклопедия
Письменные источники о славянах
С начала новой эры о славянах говорят многие письменные источники.
В Певтингеровых таблицах – дорожнике, составленном при императоре Августе, – дважды упоминается племя венетов, соседей бастарнов, обитавших на Карпатах, и гетов, и даков, занимавших низовья Дуная; дважды, потому что, очевидно, дорога два раза проходила через их землю. Певтингеровы таблицы – один из первых источников, говорящих о венедах.
В «Естественной истории» Плиния Старшего, жившего в I в. н. э., мы читаем: «Некоторые писатели передают, что эти местности, вплоть до реки Вистулы (Вислы), заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами».
Летописец Нестор о первоначальном размещении славян и путях их расселения
Тацит также говорит о венетах или венедах: «Здесь конец страны свевов. Относительно племен певкинов, венетов и финнов я не знаю, причислять ли мне их к германцам или сарматам… Более похожи венеты на сарматов по своим нравам и обычаям».
Еще одно упоминание о венедах мы находим в «Географии» Птоломея: «Сарматию занимают очень большие племена – венеды вдоль всего Венедского залива; на Дакии господствуют певкины и бастарны; по всей территории, прилегающей к Меотийскому озеру, – языги и роксаланы; в глубь страны от них находятся амаксобии и аланы – скифы».
Что под термином «венеды» скрываются славяне, не вызывает никаких сомнений.
Если для Плиния, Тацита и Птоломея венеды – малоизвестный народ далекого севера, а Тацит откровенно сознается в своей неосведомленности по поводу того, к кому из известных римлянам народов – германцам или сарматам – их причислить, то более поздние писатели, познакомившиеся со славянами и антами во времена их вторжения в пределы Византийской империи, не колеблясь, считают венедов древним названием славян и антов.
Историк готов Иордан, писавший в VI в., указывает: «От истока реки Вислы на неизмеримых пространствах основалось многолюдное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различных племен и местностей, однако, главным образом они именуются склавинами и антами».
Венедами называли славян и позднее. Так, Алкуин говорит о «славянах, которых мы называем венедами».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
Древние авторы о ранних славянах
К оглавлению книги В. В. Седова «Славяне в древности»
Первые определенные исторические и географические сведения о древних славянах, называемых венедами (венетами), содержатся в трудах греко-римских авторов первых веков н.э. О том, что под этим именем действительно скрываются славяне, свидетельствует рад факторов. Историк VI в. Иордан прямо отождествляет венедов и славян. В эпоху средневековья германцы, соседствовавшие со славянами, называли их венедами, что зафиксировано многими историческими источниками. До сих пор в нововерхненемецком диалекте и немецких верхне- и нижнелужицких говорах Wenden/Winden — название славян. Этот этноним для наименования славян распространился и в прибалтийско-финской среде (финск. venaja, эстон. vene, карел, venea — ‘русский’).
[adsense]
Относя этноним венеды, встречающийся в источниках первой половины I тыс. и.э., к славянам, большинство исследователей полагает, что это не самоназвание славянского этноса. В источниках раннегосредневековья, происходящих из бесспорно славянской среды, славяне никогда ие именуют себя венедами. Очевидно, так называли славян их соседи .
Впервые этноним венеды встречается в «Естественной истории», написанной Гаем Плинием Старшим, погибшим при извержении Везувия в 79 г. н.э. . Этот труд является своеобразной энциклопедией античных знаний, в нем содержится описание Римской империи, ее истории и географии и приводятся сведения о Северной Европе. Сочинение Плиния отражает комплекс известных античности знаний о географии Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Сведения о народах, которые не входили в непосредственный контакт с Римской империей, весьма неконкретны. Плиний называет венедов в числе племен, заселявших территорию восточнее Вислы и соседящих с группой германских племен — ингевонами: «Некоторые передают, что она населена вплоть до реки Вистулы сарматами, венедами, скирами, хиррами…» .
Ингевоны (ингвеоны) — общее название германских племен, заселявших побережье Северного и Балтийского морей и низовья Рейна, Везера и Эльбы. Скиры — наиболее юго-восточное германское племя. В начале нашей эры они жили, по всей вероятности, в верхнем течении Вислы. Хирры — неизвестное племя. Кроме Плиния они никем не упоминаются. Сарматы в I в. н.э. заселяли все Северное Причерноморье, достигая на севере Киева, а на западе занимали Пруго-Днестровское междуречье вплоть до низовьев Дуная. Где-то между ингевонами, скирами и сарматами около Вислы и в более восточных землях и следует локализовать венедов Плиния.
К концу I в. н.э. относятся сведения о венедах римского историка Публия Корнелия Тацита (55—120 гг. н.э.). Одно из его произведений, «О происхождении и местах обитания германцев», целиком посвящено описанию жизни и этногеографии германских племен. Рассказывая о племенах, живших восточнее германцев, он называет венедов: «Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право не знаю… Венеды переняли многое из их (то есть, певкинов) нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой все; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне» .
Певкины во времена Тацита занимали северную часть Нижнего Подунавья. Фенны — финские племена, заселявшие обширнейшую территорию лесной зоны Восточной Европы от восточного побережья Балтики до Урала. Свебия — область расселения германских племен. Следовательно, по Тациту, венедам принадлежали пространства от Балтийского побережья до Карпат и на юго-востоке до сарматского региона.
Несколько конкретнее этногеографическая информация греческого географа, астронома и математика Клавдия Птолемея (89—167 гг. и.э.), жившего в Александрии в Египте. Его труд «Географическое руководство», как полагают исследователи, был написан в 30-х гг. II в. н.э., но при этом были использованы сведения, содержавшиеся в недошедшем до нас сочинении географа I в. н.э. Марина Тирского. В нем нашли отражение и малоизвестные территории Европы с сотнями географических названий. Согласно Птолемею, венеды — одно из крупнейших племен Европейской Сарматии, западным пределом которой была река Вистула (Висла). Западнее Вислы начиналась уже Германия. С юга Европейскую Сарматию ограничивали Карпаты и северный берег Понта (Черного моря), а севера — Венедский залив Сарматского океана (Балтийского моря). «Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды — по всему Венедскому заливу; выше Дакии — певкины и бастарны; по всему берегу Меотиды — языги и роксоланы; далее за ними внутрь страны — амаксовии и скифы-аланы… И меньшие народы населяют Сарматию: по реке Вистуле ниже венедов готоны, затем финны, затем сулоны… Восточнее названных, снова ниже венедов, суть галинды и судины и ставаны вплоть до аланов» .
На основании этих данных венедов следует локализовать в бассейне Вислы между побережьем Балтийского моря и Карпатскими горами, за которыми жили певкины и бастарны. Самые низовья Вислы заселяли готоны (готы). Восточными соседями венедов, очевидно, были западные балты (галинды и судины). Как далеко простирались земли венедов на юго-востоке, определить невозможно.
На Певтингеровой таблице — карте мира, в дошедшем до нас виде изготовленной в XII—XIII вв., но восходящей к позднеримскому времени (III в. н.э.), — венеды обозначены в двух местах (рис 1). Один раз венеды-сарматы локализованы южнее Балтийского моря и северо-западнее бастарнов. При перенесении этого этнонима на современную карту он оказывается на территории, расположенной севернее или северо-восточнее Карпатских гор, то есть где- то в верховьях Вислы и Днестра. Второй раз этноним венеды на Певтингеровой карте помещен рядом с гетами и даками, то есть между Дунаем и Днестром .
Причины двукратного нанесения на карту этнонима венеды объясняется исследователями двояко. Е. Ч. Скржииская высказала предположение, что поскольку Певтингерова таблица отражает сведения о дорогах времени римского императора Августа, обозначение венедов в двух местах обусловлено пересечением их территории двумя путями, один из которых соединял земли венедов с областью бастарнов, а другой — с регионом даков . Другие исследователи полагают, что надпись на карте «венеды» между Днестром и Дунаем говорит о перемещении к III в. н.э. части славян-венедов на юг от прежнего региона их расселения .
Рис. 1. Сегмент VIII Певтингеровой карты с этнонимами «venadisarmatae» и «venedi»
Начиная с VI в. н.э. исторические сведения о славянах более значительны и многообразны. Теперь славяне называются уже своим именем. Византийские авторы (Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Феофилакт Симокатта, Маврикий и другие) описывают в основном славян Подунавъя и Балканского полуострова, что обусловлено историческими событиями VI—VIII вв.: славяне в ту пору переходят Дунай и вторгаются в пределы Восточно- римской империи. Только Прокопий Кесарийский дает также некоторые данные об этногеографии Северного Причерноморья.
Обширная информация византийских авторов о различных сторонах жизни и быта славян касается уже их раннесредневековой истории и культуры и только отчасти может быть использована для ретроспективной характеристики их предыстории.
Для исследования проблемы славянского этногенеза несомненный интерес представляют сведения, содержащиеся в сочинении готского епископа Иордана «Гетика» . Оно было закончено в 551 г., но автором широко была использована не дошедшая до нашего времени «История готов» в 12-ти книгах Кассиодора, писавшего между 526 и 533 гг. В произведении Иордана описаны не только исторические события, современные автору, но и более раннего времени (IV-V вв.). По Иордану, венеды суть славяне. Он сообщает, что «многолюдное племя венетов» в его время было известно под разными названиями: «…все же преимущественно они называются склавенами и антами» или «…ныне известны под тремя именами; венетов, антов, склавенов» . Имеются в этом сочинении и географические координаты расселения венедов: «Между этими реками (Тисой, Олтом и Дунаем) лежит Дакия, которую наподобие короны ограждают скалистые Альпы (Карпаты). У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов» . Для Иордана, как и для его греко-римских предшественников, венеды — крупная этническая общность, проживавшая где-то на территории, связанной с бассейном Вислы.
К оглавлению книги В. В. Седова «Славяне в древности»
В этот день:
Дни рождения
1851 Родился Артур Эванс — английский историк и археолог, первооткрыватель минойской цивилизации, с 1900 года вёл раскопки в Кноссе, в своих трудах реконструировал историю, культуру и религию древнего Крита.
Дни смерти
2012 Умер Борис Андреевич Шрамко — советский и украинский историк и археолог, исследователь Бельского городища, специалист по археологии раннего железного века Северного Причерноморья.
Свежие записи
arheologija.ru
Источники по истории древних славян.
Стр 1 из 4Следующая ⇒
Вопрос №1
Источники по истории древних славян.
В настоящее время ещё нельзя составить полную и подробную историю славянских племён в I—IVвв. н.э. Греческие и латинские авторы сообщали очень беглые сведения о древних славянах, отделённых от римских пределов широкой полосой земель германских, кельтских, фракийских, сарматских и других племён. Не соприкасаясь непосредственно со славянами, античный мир знал о них сравнительно мало.
Тем не менее, античные авторы указывают на территории, занятые славянами в эти отдалённые времена. Это позволяет связать со славянами ряд археологических культур первой половины I тысячелетия н.э. и изучить развитие производства, быт и культуру этих племён.
Самые ранние упоминания о древних славянах содержатся в труде римского учёного Плиния Старшего, жившего в Iв. н.э. Плиний, пользовался данными карты полководца Агриппы. Он, по-видимому, следовал установившемуся в античной историографии обычаю давать наименование скифов самым отдалённым и почти неизвестным племенам. Говоря о Скифском (Балтийском) море, Плиний помещал на его юго-восточном побережье сарматов, германцев, венедов, скифов и гирров. Одно из перечисленных племён, а именно венеды — славянское, о чём свидетельствует тот факт, что племенное название венедов, вентов, виндов и т.д. сохранялось за западными славянами до сравнительно позднего времени. Так, готский историк VI в. н. э. Иордан писал, что племена венедов весьма многочисленны и имеют различные названия, «однако, главным образом, они именуются склавинами и антами».
Очень важны свидетельства Тацита. Отмечая этническое различие венедов и германцев. Тацит отводит венедам довольно большую территорию, указывая, что они живут между певкинами (бастарнами), которых он помещает в Прикарпатье, и фенами (финнами), находившимися к востоку и северо-востоку от современного Рижского залива.
Однако даже такие неполные сведения о древних славянах были известны в Риме сравнительно немногим писателям. Большинство римских авторов, по-прежнему, включало славянские территории в понятие Сарматии. Эта тенденция сказывается в большом труде древнего географа Птолемея (составленном около 160—180гг.), который территорию к востоку от Вислы и Карпатских гор называл Европейской Сарматией, а Балтийское море — Сарматским океаном. Данные Птолемея также показывают, что в его время название венедов уже приобрело значение обобщающего имени многих племён и порождало географические наименования — Венедский залив, Венедские горы. Среди географических названий карты Птолемея встречаются славянские термины, как, например, название города Калисия (сохранившееся до сих пор в названии Калиш), наименование горы Бодин и некоторые другие. Наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены.
Несколько иначе область обитания венедов показана на римской дорожной карте IV в. н.э. (т.н. Певтингерова карта), где венеды помещены у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. Видимо, эта римская дорожная карта отразила начало движения славянских племён к Дунаю. Рассмотренные выше сведения древних писателей о распространении славян в I—IV вв. н. э. позволяют предположить, что эти племена занимали территорию от берегов Балтийского моря до северных отрогов Карпатских гор, гранича на западе с германцами и кельтами, на юге и юго-востоке — с сарматами; восточная граница славянских племён для этого времени не может быть определена.
До сих пор вопрос об археологических данных по истории славянских племён в первой половине I тысячелетия н.э. представляет весьма сложную проблему Дело в том, что археологические памятники на древних славянских землях ещё в конце XIXв. были известны очень плохо, да и в настоящее время остаётся много неизученных территорий. Наиболее характерны для конца 1 тысячелетия до н.э.— первой половины I тысячелетия н.э. археологические памятники в виде больших бескурганных могильников с различными обрядами погребений: трупоположениями и трупосожжениями. В XIXв. учёные спорили о том, кому принадлежали обнаруженные в Средней Европе поля погребений—славянам, германцам, фракийцам или кельтам. Такая постановка вопроса была сама по себе неверна, т.к. обряд захоронения на полях погребальных урн принадлежал не одному только племени, а всем вышеперечисленным племенным массивам.
Поля погребений к востоку от верховьев Днестра были открыты только в конце XIXв. известным русским археологом В. В. Хвойкой, исследовавшим их на территории Среднего Поднепровья. Изучение уже первых памятников этой культуры позволило. В. В. Хвойке утверждать, что они принадлежат древним славянам. Эти раскопки показали, что не только Среднее, но и Верхнее Поднепровье в первой половине I тысячелетия было заселено славянскими племенами, хоронившими своих покойников на полях погребений и значительно отличавшимися образом жизни от соседних племён — кельтов, фракийцев и других, имевших подобный же обычай захоронения. Образ жизни и уровень развития производства всех славянских племён этого времени столь близки, что можно отметить только некоторое отличие исторического развития западных славянских племён от истории их восточной группы.
Вопрос №2
Вопрос №3
Вопрос №4
ВОПРОС №5
Вопрос №6
Вопрос №7
Гуситское движение.
Гуситское революционное движение - многолетняя борьба нар. масс Чехии в 1-й пол. 15 в. против феод. эксплуатации, католич. церкви и иноземной агрессии. Начавшись с выступлений чеш. патриота и реформатора Яна Гуса, она вылилась в гуситские войны.
Экономич. подъем в Чехии в кон. 14-15 вв., предшествовавший началу Г. р. д., был достигнут ценой значит. усиления эксплуатации нар. масс. Особенно тяжелым стало положение феод.-зависимых крестьян. Антагонизм между феод.-зависимым крестьянством и феодалами сочетался с жестокой борьбой в городах между объединенными в цехи ремесленниками и патрициатом. Эта борьба приобретала остроту в связи с выступлениями гор. бедноты (плебса). Особенностью назревавшего конфликта была его антикатолич. окраска. Католич. церковь являлась крупнейшим феодалом и владела одной третью всех земель.
Клас. борьба сливалась с серьезными нац. противоречиями. В результате многолетней герм. агрессии, принимавшей то явные формы - вооруж. вторжений, то скрытые - т. н. нем. Колонизации, немцы и др. иноземцы заняли видное место среди крупных светских и особенно духовных феодалов, а гор. патрициат стал почти сплошь немецким. Обострялись также противоречия между крупными и мелкими феодалами. Все эти противоречия, усиливали общую напряженность и приближали революц. взрыв. К нач. 15 в. в Чехии были налицо объективные условия, облегчавшие развязывание вооруж. борьбы народа против эксплуататоров. В этих условиях роль подготовки и мобилизации нар. масс на борьбу выпала ранней чеш. реформации, представителями к-рой были Ян Гус и нар. проповедники, подхватившие и углубившие революц. элементы его учения. В деятельности Гуса и его сподвижников, явившейся начальным периодом Г. р. д., нашла свое отражение вся сложная обстановка Чехии 15 в. Г. выступал в защиту прав чеш. народа, подверг уничтожающей критике всю церк. католич. организацию, поставил под сомнение законность феод. эксплуатации.
Весть о казни Гуса (6 июля 1415) всколыхнула все слои чеш. народа и вызвала ряд антицерк. выступлений нар. масс. Крестьяне и гор. ремесленники громили церкви и монастыри, расправляясь с попами и монахами. В то же время паны стали захватывать церк. земли. Происходило размежевание сил, к-рым предстояло вступить в вооруж. столкновение. Под знаменем реакции объединились духовенство, часть крупных феодалов и нем. патрициат. Подавляющая часть народа с гордостью называла себя гуситами. Формой мобилизации масс и подготовкой их к решит. вооруж. борьбе явились в 1415-1419 т.н. "хождения на горы", когда сотни и тысячи крестьян и гор. бедняков собирались, чтобы послушать проповедников, многие из к-рых призывали навсегда покончить со всякой эксплуатацией. Среди руководителей масс и нар. проповедников наиболее известны были Микулаш из Гуси, Вацлав Коранда, Ян Чапек и др. Эти "хождения" особенно усилились весной и летом 1419г.
В такой обстановке 30 июля 1419 началось восстание в Праге и оно вступило в новый период - началась вооруж. борьба. Волна нар. гнева охватывала все новые р-ны. Однако феодалы прилагали все усилия, чтобы подавить разгоравшееся восстание. В ходе первых месяцев открытой вооруж. борьбы завершилось размежевание социальных сил внутри гуситов. Гор. плебс и крестьянство выделились в революц. крыло, к-рое по имени своего гл. центра Табора получило назв. таборитов. Большинство примкнувших к движению земанов (мелкие дворяне) и бюргеров образовали лагерь т.н. чашников. Если табориты вдохновлялись идеалами общества, где нет эксплуатации и гнета, а отношения между людьми строятся на основе свободы и братства, то для чашников на первое место выдвигались задачи церк. реформации и создания дешевой церкви. Различный социальный состав этих лагерей делал неизбежным обострение противоречий между ними.
Но в 1420 противоречия между таборитами и чашниками не могли еще дойти до полного разрыва, т.к. над Чехией нависла грозная внеш. опасность. В апр. 1420 папа римский Мартин V и герм. имп. Сигизмунд объявили крестовый поход против Чехии. Крестоносцы осадили Прагу, 14 июля 1420 гуситами под рук. Яна Жижки здесь была одержана решит. победа.
В 1419-1421 с особой силой проявился нар. характер Гуситского револ.движения. Взгляды радикальных нар. проповедников, отвергавших собственность, требовавших социального и имуществ. равенства, отрицавших церк. иерархию и королев. власть, разделялись в это время большинством участников движения. Более того, табориты даже пытались претворить эти идеи в жизнь. Однако по мере развития событий интересы шляхетско-бюргерских элементов все больше расходились с интересами нар. масс. Это нашло свое выражение и в размежевании внутри самих таборитов. 1421г. явился переломной датой в истории всего движения. Умеренные табориты расправились с вождями пикартов - Быдлинским, Канишем, Гуской и др. Тяжелым ударом для гус.движения было убийство 9 марта 1422г. Желивского.
Европ. феод.-католич. реакция после поражения у Витковой горы 1-го крестового похода организовала еще неск. крестовых походов, но все они окончились провалом. Наиболее крупными были походы таборитов в 1427-1428, 1429-1430гг. В 1433г. гуситские войска вышли к берегам Балтийского моря. Эти походы имели не только воен. Значение, они пробуждали революц. активность соседних народов.
Несмотря на воен. успехи, силы восставшей Чехии таяли. Многолетние войны, постоянные вторжения врагов и связанные с этим опустошения разрушали, производит. силы. Значит. часть рядовых участников стала отходить от Гуситского движения, а рыцарские и бюргерские элементы завершили предательство, на путь к-рого они вступили уже с 1421.
Гуситское революционное движение - важнейший этап в истории чеш. народа в эпоху феодализма. В ходе его была предпринята решит. попытка свергнуть феод. строй. Восставший народ нанес сокрушит. удар крупнейшему феодалу Чехии - католич. церкви, задержал вторичное закрепощение. Революц. выступление чеш. народа явилось прологом к началу всемирно-ист. борьбы зарождавшейся буржуазии против феодализма - к реформации 16 в.
Вопрос №8
Эпоха Карла IV. Карлов университет (1346-1378гг.).
Карл IV - чешский король и император Священной Римской. С 1333г. управлял Чехией в качестве маркграфа Моравского. После гибели отца Яна (Иоганна) Люксембургского в битве при Креси 23 августа 1346г. занял чешский престол (под именем Карла I), в 1355г. коронован как император «Священной Римской империи» (под именем Карла IV). При Карле IV средневековая Чехия достигла своего расцвета. Прага стала фактическим центром империи. В 1348г. основан Пражский (Карлов) университет, в Праге построен Карлов мост и начато строительство собора св.Вита. Император построил замок Карлштейн и г.Карловы Вары (нем. Карлсбад), впоследствии прославившийся своими термальными источниками. Карл IV укрепил королевскую власть в Чехии, сделав своей опорой духовенство и города. Пражское епископство преобразовано в Пражское архиепископство и приобрело самостоятельность. Карл IV заботился о развитии чешской экономики и торговли. В империи же фактически закрепил феодальную раздробленность. С помощью династических комбинаций расширил территорию земель чешской короны.
Его отец, чешский король Иоанн, в 1333г., отдал ему маркграфство Моравское и назначил своим наместником в Богемии. Молодой правитель, искренне любивший свою родину, старался улучшить ее положение. Хорошее управление финансами дало ему возможность выкупить из залога многие города и земли; он также несколько ослабил жупанов, раздавая лены другим, менее могущественным вельможам. Он вызывал из Италии каменщиков, архитекторов и других мастеров; с их помощью он украсил Прагу прекрасными зданиями и увеличил ее целым кварталом, постаравшись застроить его по образцу виденного им в Париже и в Италии.
Цветущее состояние и богатство Чехии давали ее королю большой вес в имперских делах. В 1346г. враги Людовика IV провозгласили Карла императором. 26 ноября он короновался в Бонне. Оба противника готовились к войне, но междоусобие было прекращено внезапной смертью Людовика в октябре 1347г. После этого шансы Карла занять престол значительно возросли, однако и теперь корона досталась ему лишь после упорной борьбы с другими претендентами.
7 апреля 1348г. Карл основал Пражский университет и обеспечил его весьма значительными доходами с некоторых земель и деревень. Он был первым университетом в центральной, северной и восточной Европе, который сегодня зовется Карловым Университетом и является самым старым чешским университетом и первым немецким университетом. Правда, немцы пользовались в университете преимуществами перед чехами, но роль его в развитии национальной культуры все равно была огромна. Карл сам говорил на 5 языках, писал юридические и исторические сочинения, покровительствовал художникам, поэтам и ученым, оказывал большое уважение Петрарке, Боккаччо и возбуждал деятельность чешских историков.
В том же году он также основал Новый Город (Нове Место) рядом со Старым Городом. Карл восстановил Пражский Град и Вышеград, и построил новый мост, ныне называемый Карловым мостом. Тогда же началось строительство Собора святого Вита. Было основано много новых церквей.
Упрочив за собой немецкий престол. Карл в 1355г. короновался в Риме императорской короной. Возвратившись, он занялся устройством дела Чехии и Германии. Прага стала столицей Священной Римской империи. Карл хотел, чтобы Прага стала одним из самых красивых городов в мире и была господствующим городом во всей империи. Всё строилось в претенциозном Готическом стиле и украшалось в самостоятельном художественном стиле, названном Богемской школой. В годы правления Императора Карла IV чешские земли были одними из самых могущественных в Европе.
В октябре 1356г. на съезде в Нюрнберге была принята т.н. Золотая булла, установившая порядок выбора и коронации немецкого короля и дававшая курфюрстам много новых привилегий за счет городов. Этот закон считается едва ли не важнейшим имперским деянием Карла. Он вообще уделял империи и Германии мало внимания, целиком сосредоточившись на приращении могущества своей династии. Здесь его труды были очень успешны.
В 1368г. Карл совершил еще один поход в Рим по просьбе папы Урбана V. На обратном пути он имел тяжелое сражение с сиенцами, которые одолели немецкий отряд и целую неделю осаждали императора в его дворце.
Вопрос №9
Вопрос №10
Вопрос №11
Вопрос №12
Вторая Болгария (1187-1396гг.). Условия образования государства и причины краха.
Второе болгарское царство (1187-1396). В 1185г. в Болгарии началось массовое народное восстание против византийского владычества, которое возглавили братья Асен и Петр. Восстание увенчалось полным успехом — независимость Болгарии была восстановлена. Столицей Второго Болгарского царства стал город Тырново, хорошо укрепленный и обнесенный каменными стенами. Тырново был важнейшим культурным центром всего Балканского полуострова.
В 1197г. на престол сел Колоян (1197 - 1207), младший брат Лесна и Петра. Он отвоевал у византийцев г.Варна и большие районы Фракии и Македонии. Но в 1207г. был убит в результате заговора, организованного недовольными боярами.
Во время царствования Ивана Асена II (1218 - 1244) наступил новый период расцвета болгарского государства. Были восстановлены границы страны со времен Симеона, сильный толчок получило развитие искусств и торговли, впервые началась чеканка собственных монет из золота, серебра и меди. Царю приходилось разделять власть с дворянами и монастырями, земли которых обрабатывались свободными или зависимыми крестьянами. В стране развивалась торговля, установились также торговые связи с Венецией и Генуей. Иван Асень II покровительствовал искусству, архитектуре и литературе. После того как в 1230 болгары одержали победу над армией Феодора Ангела, правителя Эпирского государства со столицей в Фессалониках, границы Болгарии стали простираться от современного Белграда до области Эпир (на западе современной Греции) и от Черного моря до Адриатического. К исконной территории Болгарского государства теперь добавились Македония и бóльшая часть Албании. После поражения влияние Феодора Комнина Ангела в Сербии ослабело, и его племянник Радослав был вынужден передать королевские права в Сербии Владиславу, зятю Ивана Асеня II.
Преемники Ивана Асеня II не смогли сохранить целостность государства и обуздать феодалов, укрепившихся в некоторых провинциях. Со второй половины XIIIв. начался упадок болгарского государства, раздираемого внутренними конфликтами. Крестьяне, угнетенные произволом бояр и тяжелым бременем налогов, поднялись на восстание и после побед над царскими войсками и взятия столицы Тырново провозгласили свинопаса Ивайло царем. Ивайло сумел остановить очередное нашествие татар с севера. Но в 1280г. бояре свергли Ивайло с престола и его место занял Георги Тертер (1280 - 1292). Вплоть до 1323г. Болгарией правили наследники династии Тертеров. Среди них только Тодор - Святослав (1300-1321) сумел преодолеть внутренние междоусобицы и наладить взаимоотношения с соседними татарскими правителями.
Михаил Шишман (1323 - 1330) дал начало династии Шишманов. При правлении царей Ивана Александра (1331-1371) и Ивана Шишмана (1371-1396) возродились и стали процветать болгарские культурные традиции, прежде всего, в области литературы, изобразительного искусства и архитектуры.
Но непрерывные войны с Византией и Сербией ослабили политическую и военную мощь второго болгарского царства. В конце своего существования независимые владельцы управляли отдельными его областями: в Северо-восточной Болгарии, в Вощине, в Родопах. Эта разрозненность государства помогла туркам, проникшим на Балканы в начале XIVв. овладеть всеми территориями страны. После осады города Тырново пал в 1393г. Царь Иван Шишман был схвачен в Филиппополе (совр. Пловдив) и там в 1395 казнен. В 1394 турки оккупировали северо-восточную часть Болгарии, а в 1396 – Видинское царство. Так завершилась 210-летняя история Второго Болгарского царства. Многие болгары бежали в русские княжества, Румынию и Сербию. Некоторые из них, например Константин Философ (Константин Костенечский) и Григорий Цамблак в Сербии, стали известными просветителями. С этого момента в течение почти 5 столетий Болгария превратилась в провинцию Османской империи.
Вопрос №13
Вопрос №14
Вопрос №15
Вопрос №16
Вопрос №17
Вопрос №18
Вопрос №19
Сербия в XII – XIV вв.
История Сербии отсчитывает своё начало с VIв., с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова. В VIII—IXвв. возникли первые протогосударственные образования сербов. В конце XIIв. Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине XIVв. развилось в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан.
Полагают, что в сербских землях вплоть до XIIв. существовал племенной строй. Каждое племя обладало собственной племенной территорией (жупой), во главе с предводителем (жупаном), власть которого была основана на принципе родоплеменных отношений.
В середине XIIв. центром объединения сербских земель и борьбы против Византии вновь стало княжество Рашка. Около 1190г. великий жупан Стефан Неманя добился восстановления полной независимости сербского государства и стал родоначальником династии Неманичей, которая правила до конца XIVв. Границы сербского государства расширяются до Ниша (Нисса) на востоке и до Адриатики на западе, в 1180-1190гг. Стефан Неманя присоединил к своим владениям Косово Поле, Метохию и Призрен. Сербия XIII – XIV веков – одна из экономически процветающих держав. Его сын Стефан Первовенчаный в 1217г. принял королевский титул, и Сербия стала королевством.
В XII–XIIIвв. в Сербии окончательно сформировались феодальные отношения и сложилось сословное деление общества. Высший слой составляли духовенство, властели, властеличи. Властели получали от царя земельные владения на наследственном праве, монопольно занимали государственные должности, освобождались от всех повинностей и податей за исключением военной службы и поземельной подати – сока. Существовали 2 категории земельных владений: баштина (бащина) и прония. Особый статус и привилегии предоставлялись сербской православной церкви, монастырям.
Низшие слои общества назывались людьми и подразделялись на меропхов – крепостных крестьян, влахов – пастухов, отроков – лично зависимых крестьян, себров – свободных крестьян. Крестьяне жили общинами, но по мере развития феодальных отношений общинная собственность постепенно исчезала. Промежуточной формой собственности (между общинной и частной собственностью), характерной для южных славян, была собственность задруги – большой семьи, состоящей из нескольких связанных кровным родством семей.
В государстве Неманичей высшей властью обладал король (царь). При короле действовал постоянный совет из высших чиновников, знати, духовенства. Важнейшие вопросы решались на саборах (съездах феодалов). Главным должностными лицами были логофет (1-ый министр), казнач (глава финансового ведомства).
Сербия достигает наивысшего могущества в годы правления Стефана Душана (1331–1355гг.). После смерти Душана государство распалось на ряд владений. В 1389г. сербы потерпели поражение на Косовом поле и попали в вассальную зависимость от Турции. Окончательно Сербия утратила национальную независимость в 1459г. До середины XIX века входила в состав Османской империи.
Вопрос №20
Вопрос №1
Источники по истории древних славян.
В настоящее время ещё нельзя составить полную и подробную историю славянских племён в I—IVвв. н.э. Греческие и латинские авторы сообщали очень беглые сведения о древних славянах, отделённых от римских пределов широкой полосой земель германских, кельтских, фракийских, сарматских и других племён. Не соприкасаясь непосредственно со славянами, античный мир знал о них сравнительно мало.
Тем не менее, античные авторы указывают на территории, занятые славянами в эти отдалённые времена. Это позволяет связать со славянами ряд археологических культур первой половины I тысячелетия н.э. и изучить развитие производства, быт и культуру этих племён.
Самые ранние упоминания о древних славянах содержатся в труде римского учёного Плиния Старшего, жившего в Iв. н.э. Плиний, пользовался данными карты полководца Агриппы. Он, по-видимому, следовал установившемуся в античной историографии обычаю давать наименование скифов самым отдалённым и почти неизвестным племенам. Говоря о Скифском (Балтийском) море, Плиний помещал на его юго-восточном побережье сарматов, германцев, венедов, скифов и гирров. Одно из перечисленных племён, а именно венеды — славянское, о чём свидетельствует тот факт, что племенное название венедов, вентов, виндов и т.д. сохранялось за западными славянами до сравнительно позднего времени. Так, готский историк VI в. н. э. Иордан писал, что племена венедов весьма многочисленны и имеют различные названия, «однако, главным образом, они именуются склавинами и антами».
Очень важны свидетельства Тацита. Отмечая этническое различие венедов и германцев. Тацит отводит венедам довольно большую территорию, указывая, что они живут между певкинами (бастарнами), которых он помещает в Прикарпатье, и фенами (финнами), находившимися к востоку и северо-востоку от современного Рижского залива.
Однако даже такие неполные сведения о древних славянах были известны в Риме сравнительно немногим писателям. Большинство римских авторов, по-прежнему, включало славянские территории в понятие Сарматии. Эта тенденция сказывается в большом труде древнего географа Птолемея (составленном около 160—180гг.), который территорию к востоку от Вислы и Карпатских гор называл Европейской Сарматией, а Балтийское море — Сарматским океаном. Данные Птолемея также показывают, что в его время название венедов уже приобрело значение обобщающего имени многих племён и порождало географические наименования — Венедский залив, Венедские горы. Среди географических названий карты Птолемея встречаются славянские термины, как, например, название города Калисия (сохранившееся до сих пор в названии Калиш), наименование горы Бодин и некоторые другие. Наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены.
Несколько иначе область обитания венедов показана на римской дорожной карте IV в. н.э. (т.н. Певтингерова карта), где венеды помещены у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. Видимо, эта римская дорожная карта отразила начало движения славянских племён к Дунаю. Рассмотренные выше сведения древних писателей о распространении славян в I—IV вв. н. э. позволяют предположить, что эти племена занимали территорию от берегов Балтийского моря до северных отрогов Карпатских гор, гранича на западе с германцами и кельтами, на юге и юго-востоке — с сарматами; восточная граница славянских племён для этого времени не может быть определена.
До сих пор вопрос об археологических данных по истории славянских племён в первой половине I тысячелетия н.э. представляет весьма сложную проблему Дело в том, что археологические памятники на древних славянских землях ещё в конце XIXв. были известны очень плохо, да и в настоящее время остаётся много неизученных территорий. Наиболее характерны для конца 1 тысячелетия до н.э.— первой половины I тысячелетия н.э. археологические памятники в виде больших бескурганных могильников с различными обрядами погребений: трупоположениями и трупосожжениями. В XIXв. учёные спорили о том, кому принадлежали обнаруженные в Средней Европе поля погребений—славянам, германцам, фракийцам или кельтам. Такая постановка вопроса была сама по себе неверна, т.к. обряд захоронения на полях погребальных урн принадлежал не одному только племени, а всем вышеперечисленным племенным массивам.
Поля погребений к востоку от верховьев Днестра были открыты только в конце XIXв. известным русским археологом В. В. Хвойкой, исследовавшим их на территории Среднего Поднепровья. Изучение уже первых памятников этой культуры позволило. В. В. Хвойке утверждать, что они принадлежат древним славянам. Эти раскопки показали, что не только Среднее, но и Верхнее Поднепровье в первой половине I тысячелетия было заселено славянскими племенами, хоронившими своих покойников на полях погребений и значительно отличавшимися образом жизни от соседних племён — кельтов, фракийцев и других, имевших подобный же обычай захоронения. Образ жизни и уровень развития производства всех славянских племён этого времени столь близки, что можно отметить только некоторое отличие исторического развития западных славянских племён от истории их восточной группы.
Вопрос №2
Читайте также:
lektsia.com
Письменные источники о истории древних славян — Язычество
Античные авторы указывают на территории, занятые славянами в эти отдалённые времена. Это позволяет связать со славянами ряд археологических культур первой половины I тысячелетия н. э. и изучить развитие производства, быт и культуру этих племён.
Самые ранние упоминания о древних славянах содержатся в труде римского учёного Плиния Старшего, жившего в I в. н. э. Плиний, пользовавшийся данными карты полководца Агриппы и сам служивший в Германии, знал о том, что за нею тянулись территории, населённые не германскими племенами. Называя эти земли Скифией, Плиний, невидимому, следовал установившемуся в античной историографии обычаю давать наименование скифов самым отдалённым и почти неизвестным племенам. Говоря о Скифском (Балтийском) море, Плиний помещал на его юго-восточном побережье сарматов, германцев, венедов, скифов и гирров. Одно из перечисленных племён, а именно венеды — славянское, о чём свидетельствует тот факт, что племенное название венедов, вентов, виндов и т. д. сохранялось за западными славянами до сравнительно позднего времени. Так, готский историк VI в. н. э. Иордан писал, что племена венедов весьма многочисленны и имеют различные названия, «однако, главным образом, они именуются склавинами и антами». Свидетельство Плиния отвечает археологической карте расположения племён к северо-востоку от Эльбы, где жили самые северные из германских племён, затем за ними славяне, а далее на север и северо-восток — финские племена.
Очень важны свидетельства Тацита, хотя он специально описал Германию и поэтому уделил сравнительно мало внимания соседям германских племён. Отмечая этническое различие венедов и германцев, Тацит сообщает, что по образу жизни венеды ближе к германцам, чем к кочевникам-сарматам. Это свидетельство Тацита вполне подтверждается характером культуры славянских племён того времени. Тацит отводит венедам довольно большую территорию, указывая, что они живут между певкинами (бастарнами), которых он помещает в Прикарпатье, и фенами (финнами), находившимися к востоку и северо-востоку от современного Рижского залива.
Однако даже такие неполные сведения о древних славянах были известны в Риме сравнительно немногим писателям. Большинство римских авторов попрежнему включало славянские территории в понятие Сарматии. Эта тенденция сказывается в большом труде древнего географа Птолемея (составленном около 160—180 гг.), который территорию к востоку от Вислы и Карпатских гор называл Европейской Сар-матией, а Балтийское море — Сарматским океаном.
Венедов Птолемей упоминает среди племён Европейской Сарматии, помещая их по всему Венедскому заливу (так он называет юго-восточную часть Балтийского моря) и далее в глубь Европы. Определить точно восточную границу венедов по данным Птолемея довольно трудно, однако то обстоятельство, что древний географ помещает Венедские горы далеко от балтийского побережья, позволяет думать, что, по его мнению, территория венедов была значительной. Данные Птолемея также показывают, что в его время название венедов уже приобрело значение обобщающего имени многих племён и порождало географические наименования — Венедский залив, Венедские горы. Среди географических названий карты Птолемея встречаются славянские термины, как, например, название города Калисия (сохранившееся до сих пор в названии Калиш), наименование горы Бодин и некоторые другие. Наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены.
Несколько иначе область обитания венедов показана на римской дорожной карте IV в. н. э. (так называемая Певтингерова карта), где венеды помещены у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. Видимо, эта римская дорожная карта отразила начало движения славянских племён к Дунаю. Рассмотренные выше сведения древних писателей о распространении славян в I—IV вв. н. э. позволяют предположить, что эти племена занимали территорию от берегов Балтийского моря до северных отрогов Карпатских гор, гранича на западе с германцами и кельтами, на юге и юго-востоке — с сарматами; восточная граница славянских племён для этого времени не может быть определена.
pagandom.ru
Первые упоминания о славянских племенах и их быте в античных источниках
Славянские племена занимали обширную территорию в Европе и были известны всем могущественным государствам того времени. Их называли венедами, их страну Гардарикой, то есть страной городов. Действительно, на территории, заселённой славянами, насчитывалась большое количество городов, которые были основаны по берегам крупнейших европейских рек. Славянский народ был поистине могучим и сильным, он славился своим умением вести земледельческое хозяйство и торговлю. Этот народ отличался не агрессивным поведением, новые территории славяне приобретали в ходе мирной колонизации.
Названия славян в разных источниках
Первое упоминание о славянах
Римские источники (Плиний,Тацит) называли древнейших славян: венедами
Скифы — не родственные славянам племена.
1. Византийские источники называют древнейших славян:
а) венедами
б) антами
в) скифами
г) склавинами
Расселение славян и их соседей:
К восточнославянским племенам относятся:
Не славянские:
тиверцы
вятичи
уличи
мещера
меря
пруссы
венгры (восточные соседи)
хазары
византийцы
днепровские болгары
мурома (финно-угорские племена)
«Северный» путь восточнославянской колонизации
«Северный» путь восточнославянской колонизации вел в район: Ладожского и Ильменского озер
Южный путь восточнославянской колонизации
Южный путь восточнославянской колонизации вел в район: Прикарпатья и Среднего Приднестровья
Северо-восточный путь восточнославянской колонизации
Северо-восточный путь восточнославянской колонизации вел в район Волго-Камского междуречья
Западный путь восточнославянской колонизации
Западный путь восточнославянской колонизации вел в район Одера и Эльбы
Путь «из варяг в греки» проходил по: Днепру и соединял моря: Балтийское и Черное.
Волжский путь проходил по Волге и соединял моря: Балтийское и Каспийское
Общественный строй
Родоплеменной строй
Государство
Общественный строй восточных славян, для которого характерно наличие народного собрания при выделении из общины князей и их дружины, назывался «военной демократией»
раннефеодальным
раннеклассовым
с «примитивным рабовладением»
«Гардарика»
Скандинавское название Древней Руси
Хозяйство:
Для подсечно-огневой системы земледелия восточных славян является характерным:
а) использование земли до полного истощения.
б) использование примитивных орудий труда.
в) удобрение земли золой.
Земледелие в лесостепной зоне расселения восточных славян было: залежным (переложным)
глубокая вспашка почвы не применялась.
Хозяйство славян. Главное занятие – земледелие. Территория, покрытая густыми лесами – система подсечно-огневая. Степная и лесостепная зона – переложная система. Также занимались скотоводством: разводили коров, лошадей, коз, свиней. Большую роль в жизни играли бортничество, рыболовство и охота. Развивались ремесла – кузнечное, гончарное и ювелирное.
Быт и нравы.
Жили преимущественно по берегам рек и озер. Жили семьями, в домах-полуземлянках. Славяне были добродушны и гостеприимны. Они были известны как храбрые воины, вооружение составляли копья, луки и стрелы, круглые деревянные щиты, мечи и другое железное оружие было редкостью. Культ предков, уважение к родителям.
Религия, культура и боги:
Язычеству не свойственно: единобожие.
Язычеству свойственно
а) поклонение силам природы
б) идолопоклонство
в) наличие множества богов
Перун- Бог грома и молнии
Ярило-бог солнца и плодородия
Даждьбог-бог солнца
Мокошь-богиня плодородия
Велес-бог –покровитель скотоводства и торговли
Сварог-бог неба
Семарлг-бог ссоры и разногласия
Стрибог-бог ветра
Род и Рожаници(пращуры)- души предков
Мара-символ смерти и холода
Славянское язычество – религия «доосевая»
Славянское язычество относится к архаическому типу культуры.
Славяне верили в загробную жизнь. Признавалось существование разного рода «нечистой силы». Для поклонения богам славяне не строили храмов, они совершали обряды вблизи идолов, принося в жертву животных, а в особо важных случаях и людей.
Восточные славяне не пользовались следующим видом письменности:
а) узелковая
б) пиктография (рисунки)
в) иероглифы
г) буквенная
Родоплеменные отношения. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина. Позже кровнородственную сменила соседская община – вервь. На общий совет – вече – сходились все домохозяева округи. Во время нападений иногородних племен славяне собирали народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь – в племенные союзы.
Взаимоотношения с соседями. Продвижение славян по территории Восточной Европы и ее освоение носили характер мирной колонизации.
Влияние финно-угорских племен: заимствование названий рек, озер, селений; принятие веры в волшебников; изменение внешнего облика славян.
Влияние скифо-сарматского населения: многие иранские слова прочно вошли в речь; некоторые славянские языческие божества носили иранские имена.
Частыми были нападения тюрко-язычных кочевников-аваров на племена волынян. В 8 веке племена полян, северян, вятичей и радимичей покорили хазары, заставив их платить дань.
В первом веке нашей эры Римский писатель Плиний старший называл их скифами его же соотечественник историк Тацит считал их Венедами, древнегреческий ученый Птолемей именовал их Сарматами они верили, что их прародители есть лестные животные они покланялись своим божествам хранили свои обереги.
histerl.ru
источники и гипотезы. Древнейшие сведения о славянах.
Количество просмотров публикации Происхождение славян: источники и гипотезы. Древнейшие сведения о славянах. - 577
Костанайский филиал
Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО
заседанием кафедры СГЕНД
Протокол № ____ от ʼʼ____ʼʼ ________ 20__ ᴦ.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине ʼʼИстория ʼʼ
Костанай 2014 ᴦ.
Краткий конспект лекций по дисциплине ʼʼИсторияʼʼ составлен: Федотовым А.А., магистром истории, старшим преподавателем кафедры СГЕНД
Краткий конспект лекций по дисциплине ʼʼИсторияʼʼ обсужден на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от ʼʼ____ʼʼ _________ 20__ ᴦ.
Председатель метод. комиссии __________________ И.А. Волошина
Тема 1. Сложение русской народности и проблема образования Древнерусского государства
ПЛАН:
1. Происхождение славян: источники и гипотезы. Древнейшие сведения о славянах.
2.Проблема образования Древнерусского государства: норманнская, антинорманская, евразийская теории.
Цель: изучить и проанализировать основные гипотезы и теории о происхождении славян и образовании у них государства.
Ключевые слова: исторический источник, научная гипотеза, норманны, евразийство
Происхождение славян: источники и гипотезы. Древнейшие сведения о славянах.
История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.
Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен — ингевонами: ʼʼземли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррамиʼʼ. Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы и, должна быть, более восточные земли.
К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов — это несомненно славяне. Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем — словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян. Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды — суть славяне. Из его труда видно, что в VI веке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.
Информацию о восточных славянах дают нам не только византийские авторы, содержится она и в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX—X вв. О славянах имеются и полулегендарные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях. Места проживания древних славян, получившие название ʼʼпрародиныʼʼ, определяются неоднозначно.
Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор — автор ʼʼПовести временн‹х летʼʼ. Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как ʼʼдунайскаяʼʼ, или ʼʼбалканскаяʼʼ. Дунайскую ʼʼпрародинуʼʼ славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Размещено на реф.рфПо мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII—VIII вв. К эпохе средневековья восходит зарождение другой миграционной теории происхождения славян — ʼʼскифо-сарматскойʼʼ. Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами ʼʼскифыʼʼ, ʼʼсарматыʼʼ, ʼʼаланыʼʼ и ʼʼроксоланыʼʼ. Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.
Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.
Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II—III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шахматова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой ʼʼприбалтийскойʼʼ теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.
Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их ʼʼпрародиныʼʼ — это и ʼʼазиатскаяʼʼ, выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев ʼʼпрародинаʼʼ, это и ʼʼсреднеевропейскаяʼʼ, по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, — и ряд других теорий.
В противоположность миграционным теориям признается автохтонное — местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.
Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, праславянский и собственно славянский периоды.
Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослеживается до н. э. с III тысячелетия до I.
Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI—VII вв. завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.
В VIII—IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит складывание современных славянских народов.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян.
referatwork.ru
Науки и источники о древних славянах
Поиск Лекций
Проблема происхождения славянства в отечественной и зарубежной историографии. Теории происхождения славян.
Одной из важнейших проблем истории Древнерусского государства является проблема формирования того этнического массива, из которого выросла и развилась древнерусская народность.В современной историографии спор антинорманистов и норманистов включает несколько сложных и важных проблем: 1) о роли внутренних причин и роли иноземцев (варягов) в процессе формирования и развития древнерусского государства; 2) о степени норманнского влияния на развитие социальных отношений и культуры, 3) о происхождении имени Русь, русского народа, причем этот терминологический вопрос представляющий широкий интерес, все же имеет меньше научное значение, чем первые два. Самым значительным трудом, оказавшим наибольшее влияние на сложение представлений о начальном периоде восточнославянской истории, в 40-50-е годы, явилась монография Б.Д. Грекова 7, где впервые проблема славянского этногенеза выступила в тесной органической связи с проблемами экономического и социального развития Киевского государства. Этногенетическая позиция Б.Д. Грекова была в основе своей ярко автохтонистской. Ворсклы. Ареал чернолесской культуры полностью совпадает с областью распространения архаичной славянской гидронимии по О.Н. Трубачеву, что подтверждает, по мнению Б.А. Рыбакова, славянскую принадлежность населения, создавшего эту культуру. В 1764г. А.Л.Шлёцер (1735-1809гг.), представил в Академию наук записку “Обзор русских древностей в свете греческих материалов”, в которой обосновал необходимость создания свода древнейших иностранных свидетельств по историиРуси для сравнения и проверки летописных данных.Использование зарубежных источников представляет большую сложность – и далеко не только из-за языка. Дело прежде всего в специфике отражения событий, происходивших в чужом, подчас чуждом для их авторов мире. Интерес к народам Восточной Европы, бесспорно, существовал в окружающих ее странах, но далеко не всегда он носил целенаправленный и систематический характер. Следовательно использование зарубежного источника без глубокого исследования его контекста, как правило, ведет к его неверной интерпретации и созданию историографических мифов. Исследуемые в своей совокупности, зарубежные источники освещают кардинальные вопросы отечественной истории и помогают воссоздать целостную картину зарождения и становления Древнерусского государства.
Теория происхождения славян Летописец "Повести временных лет" в начале своего труда писал: "Был один народ славянский" Проблему составляет не только определить прародину славян , но даже и ответить на вопрос об их происхождении. В своей книге "Мир истории" Б.А. Рыбаков пишет, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, германские, балтийские ("литовско-латышские"), романские, греческие, индоарийские и другие, раскинувшиеся еще в древности на огромном Рыбаков считает, что приблизительным геометрическим центром первоначального "индоевропейского массива" была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. То есть, по словам Рыбакова, создало славянский народ не размножение одного единственного племени. Начавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к широчайшему расселению пастушеских племен не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до Средней Волги. Расселение велось отдельными, самостоятельно действующими племенами. Здесь важно отметить, что в момент расселения еще не было ни славянской, ни германской, ни балтийской общности; все племена перемешивались и меняли соседей по мере постепенного движения. "Примерно к 15 веку до н.э. расселение прекратилось," - утверждает Рыбаков. Вся зона европейских лиственных лесов и леса степей была занята индоевропейскими племенами. Началась новая, оседлая жизнь, в ходе которой складывались различного рода связи между соседствующими племенами.
Науки и источники о древних славянах
Предки славян , так называемые праславяне, принадлежали к народам индоевропейской общности, населявшей территорию Евразийского материка.
Также по топонимике ученые определяют время возникновения городов, — например, Киевец (маленький город под Киевом) был основан позже самого Киева, поскольку в славянских названиях уменьшительное название свидетельствует о более позднем основании городов (также Ярославль — Ярославец).
Этнография изучает сохранившиеся из древности обряды, песни, культуру народа.
Ни одна из этих наук в отдельности не может дать полное представление о древности славян . Потому так важно совместить данные разных наук и сопоставить их с письменными источниками.
Письменные источники:
• Греческий историк Геродот, в V веке до н.э. посетивший Скифию, говорит о скифах-земледельцах, сколотах-земледельцах, в которых некоторые историки (Б.А. Рыбаков) видят древних славян .
• Древнегреческие и древнеримские авторы Диодор Сицилийский, Птоломей, Тацит, Плиний с начала нашей эры знают славян под именем венедов. и говорит, что анты и венеды, — родственные племена и у них один язык.
• «Повесть временных лет» — древнейшая дошедшая до нас русская летопись, составленная около 1113 года. В ней говорится о дунайской прародине славян. А другие древлянами, потому что жили в лесах, а иные дреговичами, иные полочанами. Славяне же, которые поселились у озера Ильмень, прозвались своим именем — словене. И построили они город, и назвали его Новгород. А другие славяне назвались северянами. И так разошелся по земле язык славянский».
Хозяйство древних славян.
Экономика восточных славян носила комплексный характер: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Системы земледелия тесно связаны с природно-климатическими условиями. Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере в лесной зоне господствовало подсечное земледелие Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не углубляясь в землю.На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу.Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. Не случайно в древнерусском языке слово «скот» означает также и деньги.. Летописи пестрят сообщениями о княжеских охотах и ловах. Но еще важнее то, что охотой занималось рядовое население, о чем свидетельствуют археологические находки. Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, били острогой и т.д. добычу меда диких пчел. Что касается ремесла, зависело от природных условий, распространение получило железоделательное ремесло.
В древнейший период зарождается и торговля, развитие которой связано со становлением путей сообщения. Из варяг в греки