Древние скифские имена. Царские скифы имели европейскую внешность.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культ «семи богов» у скифов. Древние скифские имена


Царские скифы имели европейскую внешность.

kul-oba-voin-skif-natyagivayushhij-luk

В результате двадцатипятилетних исследований доктор исторических наук, антрополог и скульптор Михаил Михайлович Герасимов установил, что существует закономерная зависимости между строением костей человеческого черепа и строением мягких тканей лица. Это открытие Герасимова открыло новые пути в изучении антропологии, этнографии и истории.

Появилась возможность изучения истории расселения человечества, перемещения племён и народностей по земному шару. Открытие М. М. Герасимова даёт возможность увидеть воочию портреты многих великих людей из исторического прошлого.

Применяя научную методику восстановления человеческого лица по черепу, Герасимов с большой точностью смог сделать документальное восстановление облика человека и создать скульптурный портрет, передающий облик некогда жившего исторического персонажа.

rus-skif-iz-nikopolskogo-mogiln-skif-car-skilur

В VIII—II веках до н. э. в степях Причерноморья и Приазовья жили многочисленные племена скифов. Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Северному Причерноморью в  в античную эпоху — в VI -V вв. до н. э., в своей «Истории» рассказал об жизни, обычаях, религии, языке скифов. Из рассказов Геродота о сколотах мы узнаём, что скифские «племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов – все вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами» (IV, 6. )

Геродот, очерчивая «скифский квадрат» племён, сообщает о кочевниках, степняках, не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений. Геродот говорит о них, как о людях, говорящих на другом языке, отличающимся от скифского. Например сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским». Геродот пишет о скифах: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание скифов — сколоты (skolot, skolt… kelt)

«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами».rus-srubnoj-kultury

Геродот о праславянских племенах говорит, что «достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы». Царские скифы-сколоты, называвшие себя царями

Любор Hидерле, историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности», утверждал, что «скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами».

Любор  Hидерле пишет: «Скифы-земледельцы, живущие между Бугом и Днепром (Herodot, IV. 17,18, 53, 54) над порогами и ведущие совершенно иной образ жизни по сравнению с подлинными скифами-кочевниками, не могли быть никем иным, кроме как предками восточных славян. Подолье и Волынь были славянскими уже в эпоху Геродота, судя по его сообщениям о жителях этих областей, которых он называет неврами (Neupoi) (Геродот IV. 100-118) и славянское происхождение которых вполне очевидно.»  «Теppитоpия, населенная славянами до их расселения, пpостиpалась между Эльбой и средним Поднепровьем (с Десной, Пpипятью и Беpезиной).

Во  время своего этнического и языкового единства славяне жили на теppитоpии современной восточной Польши, южной части Белоpyссии (в районе сpеднего течения Беpезины, а также по течению Сожа и Ипyти), в севеpной части Укpаины, Подолии, Волыни и Киевщины с Десной».

Этнический очаг русского народа возник 4500 лет назад на Среднерусской возвышенности, занимающей центральную часть Русской равнины – это место максимальной концентрации носителей гаплогруппы R1a1, являющегося генетическим маркером русского народа. Отсюда он вышел и распространился на территориях Восточной Европы и Сибири. Спорным остаётся и вопрос о той «области дpевней индоевpопейской теppитоpии, где славянство заpождалось.» (Любор Нидерле). Общие признаки европеоидной расы.

1-yamnaya-i-tripole-kukuten

Фатьяновская археологическая культура 2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век)

По лингвистическим, археологическим, архаичным славянским гидронимам северная часть «скифского квадрата» Геродота абсолютно совпадает с последующей Чернолесской археологической культуры X -VIII вв. до н. э.

Царские курганы скифов указывают на иерархию скифского общества, артефакты, найденные в скифских курганах, свидетельствуют об искусном владении скифских мастеров технологиями обработки металлов, художественными ремёслами.

Исследуя сотни скифских курганов, учёные генетики пришли к выводу, что антропологический тип скифов был индоевропейский, а не иранский. Осетин по национальности, В.И. Абаев, знаток древних иранских наречий, составил «словарь скифских слов», включив в него слова из сарматских наречий, пришедших на территорию Скифии, когда самой Скифии уже не существовало. (Георгий Дремин «Скифо-сарматские» наречия и «скифский» словарь В.И. Абаева).

Скифы занимались скотоводством, охотой, земледелием, они были знакомы с добычей и обработкой таких металлов, как золото, бронза, железо, медь.

Геродот в Истории (II, 167) пишет, что более всего скифы-кочевники «почитают благородными тех, кто занимается военным делом…». Скифы были сильные и смелые войны, часто совершали они набеги на земли своих соседей.

antropogenez-zhen-russkoj-ravniny30-tys-do-n-e-16-vek

В скифских племенах женщины были равноправны с мужчинами и наравне с мужчинами молодые женщины участвовали в военных походах. Скифские имена из античной литературы.

На берегу Куры, недалеко от небольшого грузинского городка Мцхета археологи обнаружили развалины древней столицы Грузии.

Упоминания об этом богатом и красивом городе есть в древнеримских историках, о нём пишут и путешественники, побывавшие в этих краях в первых веках до нашей эры.

skifskaya-zhenshhina-iz-mcxety-ix-vek-do-n-e-210x300На Северном Кавказе, близ Мцхета было найдено погребение скифской амазонки, похороненной с оружием в руках. Прекрасная амазонка погибла в расцвете лет в 66 году до н. э. Это произошло во время Понтийских войн, когда Римская империя воевала с понтийским царем Митридатом Евпатором, а скифские племена, жившие на кавказском побережье Чёрного моря, были союзниками Митридата.

Облик скифской амазонки был восстановлен Михаилом Герасимовым. Обнаружены при раскопках, останки молодой женщины с традиционной славянской косой, уложенной на голове высокой короной. Её одежда, воспроизведена на основании остатков ее костюма. Геродот пишет, что скифы хоронили с оружием женщин-воинов.

Древняя Мцхета была сожжёна и разрушена легионерами римского правителя Помпея, следы пожара были обнаружены во время археологических раскопок.

Герасимов создал несколько скульптурных портретов людей древней Мцхеты — женщин, воинов, жителей города, живших в разные времена.

Скифские реки из «Истории» Геродота

Скифские имена из античной литературы.

Скилур — царь скифов. Сказание о скифских царях.

ru-sled.ru

Сказание о скифских царях. | Русский след

karta-mira-po-gerodotu-450-g-do-n-e

О жизни, обычаях, традициях скифов мы узнаём из «Истории» Геродота, посетившего Скифию в 449-446 гг. до н. э. «Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами». Геродот знал о связях скифов с другими гиперборейскими народами живущими ближе к арктическому поясу и признавал, что традиции скифов древнее греческих.

karta-reki-skifii

Древнейшие скифские сказания о царях Скифии Геродот, возможно, узнал от Тимна (греч. Τυμνης), представителя скифского царя в Ольвии. Именно, Тимн мог рассказать Геродоту множество сведений из истории Скифии, о реках Скифии, о войне скифов с персами, о скифских богах, обычаях, о родословной скифских царей, о племенах скифов. (Геродот IV 76, V 37).

По Геродоту самоназвание скифов – Сколоты, а персы называли их саками. В слове «сколот» ясно слышится слово «коло» — круг солнца, возможно, слово «сколот» означало «с солнцем иду» или «за солнцем иду». Известно, что скифские племена пришли с востока и расселялись на запад, то есть они шли за солнцем.

Возможно, от самоназвания скифов — СКОЛОТ (skolot, или skolt), происходит слово КЕЛЬТ (лат. Celtae, бретонск. Kelted, валлийцы Celtiaid, ирл. na Ceiltigh, шотл. (гэл. ). Ceilteach, мэнск. ny Celtiee, корн. Kelt). Цезарь и Павсаний утверждали, что это было самоназвание кельтов.

Геродот сообщает, что «племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов – все вместе называются сколотами, эллины же зовут их скифами.» По утверждению Рыбакова, все четыре племени Сколотов — авхаты, катиары, траспии, паралаты — во всех отношениях хорошо объединены в единую лесостепную земледельческую археологическую культуру.

В «Истории» Геродот записал древние сказания скифов о том, откуда пошёл скифский род. В сказаниях говорится об основоположнике скифского племени мифическом царе Таргитайе (Ταργιταος), который был сыном Геракла от змееногой богини, дочери реки Борисфен (Днепр).

Скифы, современники Геродота, считали, что царь Таргитай жил ровно за 1000 лет до вторжения персидского царя Дария, которое произошло в 513 году до нашей эры, то есть около 1513 г. до н. э. (Геродот IV 5, 7.)

voin-bogatyr

Тархунт – «гром и молния», упоминается в русских былинах о богатыре Тархе Тарховиче (о Тархе Годиновиче). Академик Б. А. Рыбаков видит в прародителе скифов старца-богатыря Тарха Тарховича в наших древнейших сказаний, где богатырь Тарх Тархович живет 1000 лет на Сиянской горе и враждует с Бабой-Ягой, которая в древнерусском сказании выступает верхом на коне предводительницей женского конного отряда степного войска и воюет с пастухами (Тархами или Турами), пасущими быков-туров.

По-русски богатыря величали бы Тур Турович (Бык Быкович). Тарх Тархович — земное имя солнечного божества Дажьбога, поэтому старец-богатырь живёт на Сиянской горе (на Сияющей горе) и является земным образом Даждь-бога.

Бычий рог у скифов — ритуальный предмет и обязательный атрибут в обряде захоронения в кургане.

Само имя Тарх Тархович имеет сходство с хеттским богом-быком Тагимасаду, и Тагу из Малой Азии.  В середине II тыс. до н. э. иранцы ещё не выделились из арийской общности.

skifiya-v-i-tys-do-n-e

В XVI веке до н. э. началось постепенное вытеснение арийских племен из восточной Анатолии и северной Месопотамии, племенами хеттов. Из Палестины арийские племена вытеснялись египтянами, а с Балкан (из Фракии), из Греции и острова Крита арийские племена вытеснялись ахейцами. Археологические памятники найденные на этих территория, такие как многочисленные курганы фракийских племён, на территории современной Болгарии, дворец царя Миноса в Кноссе, на о. Крит.

На рубеже XV и XIV вв. до н. э. в западной и юго-западной Анатоли образовалась коалиция арийских племён Арсавы, которой правил могущественный царь Тархуно-радус, разбивший хеттов. Имя Тархуно-радуса явно созвучно имени Таргитая, а «радус» исходит из арийско-славянской лексики и означает «родитель», «радетель» или «раджа» — «ратник» на санскрите — царь. Тархуно-радус (царь Тархун) жил примерно 1613 г. до н. э., он был одним из основоположников династии царей, правивших в арийском государстве Арсава, вероятно, поэтому, скифы вспоминали именно Тархуно-радуса, как своего прародителя и в своих сказаниях называли его Таргитай.

Имена правителей с основой «тарх» («тарг») в Анатолии очень редки, среди хеттских царей их тоже нет. В хеттских источниках есть упоминание о царе Таргасналисе (сыне Тарха) правившим страной Капаллой, которая во второй половине XIV веке до н. э. входила в состав коалиции «стран Арсавы».

Потомки скифского царя Таргитая, видимо, происходят из восточной Анатолии и северной Месопотамии. Скифские племена — выходцы из коалиции арийских племён Арсавы, которые мигрировали не только в Причерноморье, но и на Апеннинский полуостров (Penisola italiana).

1-karta-etrusskaya-civilizaciya

Первого царя этрусков звали Тархон (Тархетий), это имя созвучно с именем Таргитай. Этруски — выходцы из Лидии (западной Анатолии), именно, они принесли в Европу скифскую традицию вести свой род от бога Тура (Тарха), представленным в образе быка, которому поклонялись и этрусски и сарды на острове Сардиния. У этрусков есть легенда о боге Таге, который появился из борозды, пропаханной божественным быком Тархоном, пашущим священное поле. В легенде этрусков и Таг, и Тархон предстают в образе людей, а не быка. Таг рождается мальчиком с седыми, как у старца, светлыми волосами, Таг-бог — светлое, солнечное божество, прототип солнечного Дажь-бога.

gerros-skifskie-kurgany

По сведениям Геродота, у легендарного скифского царя Таргитая было три сына Липоксай, Арпоксай и Колоксай.

«Ксай» по-скифски означает царь, ведь, известно, что скифы называли себя царями.

Сайи — ЦАРИ — Σαιοι – это самоназвание царских скифов. О Царях сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…»

В ведическом санскрите слова — Сару, сарратья — sarru, sarи, sirratu, sarathya — рать, ратный, соратник, (sа – совместно, ratha- колесница, воитель, герой. От слова ведического санскрита «сарру»- sarru- происходит слово – «царь» в славянских языках, а в германских — кезарь и кайзер. В Риг-веде: саратхи — Sarathi — возница колесницы – «соратник». Первоначальное значение слова царь означало «саратник», воин.

Геродот записал сказание о том, что на скифскую землю с неба упали золотой плуг, ярмо, золотая секира и чаша. Это предметы стали символами определённых классов, разделили общество на роды и классы — на рядовых общинников — земледельцев, воинов, кавалеристов соратников царя, который был и судьёй и жрецом.

В 1917 году А. Кристенсен считал, что племена скифов-авхатов, чей символ — плуг, были земледельцами. Скифы-катиары, чей символ ярмо, были воинами и колесничими. Скифы-траспии, чей символ секира, были верховыми воинами. Скифы-паралаты, чей символ чаша, были царями.

fibula-v-vide-svastiki-daniya-5-v

Липоксай (Λιποξαις) – старший сын Таргитая, родоначальник скифского рода авхатов (авхетов), их символ — плуг, они были земледельцы. По свидетельству Плиния Старшего: «От Тафр (Перекопа) по направлению внутрь материка живут Авхеты, во владениях которых берет начало Гипанис» (река Южный Буг) К авхатам условно Б. А. Рыбаков относит городища Буда-Макеевское, Пастырское и Шарповское, находящиеся на водоразделе Днепра и Буга. (Геродот IV 5, 6; Плиний Старший; Б.А. Рыбаков). В имени Липоксай славянский корень Лип. Имя Липоксай, возможно, означает «Леса-Царь».

tork

Арпоксай (Αρποξαις) – средний сын Таргитая, родоначальник родов катиаров и траспиев, скифские племена, называвшие себя сколоты. (Геродот IV 6;) Само имя Арпок+сай – это Арп, Карп (Карпаты) и Сайи — Σαιοι –Цари — самоназвание царских скифов, т.е Арпок+сай значит «Царь Карпат». По другой версии скифского генеалогического мифа Арпоксая звали Агафирс. Род Арпоксая-Агафирса заселил Прикарпатье, где жили катиары- акатиры-агафирсы. Другой род дал линию траспии-траки-фракийцы. ( Геродот VI 5, 6;)  Катиары и тираспеи жили у реки Тирас (река Днестр) на Подолии. Скифы-катиары — воины-колесничие, их символ — ярмо, или торк, который они носили на шее. У скифских племён катиаров городища: Немировское, Севериновское и в Якушинцах.

sagaris-skifskij-topor

Скифы-траспии — верховые воины, их символ — секира. У траспиев городища в Григоровке, в Дарабани и в Поливановом Яру.

chasha-6-v-do-n-e

Колоксай (Κολαξαις) – младший сын Таргитая, от него ведут свое начало скифы из рода паралатов – цари, их символ — золотая чаша. Имя Колоксай – «Солнце-Царь», «коло» – колесо-солнца, «сай» – царь скифов-сколотов. ( Геродот IV 5, 7) Артамонов считает, что Колоксай-Кол-Скол-Сколот происходят от одного корня слова. Городища паралатов расположены: на севере близ Киева, среднее — между Днепром и рекой Росью, правый приток Днепра, на юге — на реке Тясмин.

Царские скифы имели европейскую внешность. Скифские реки из «Истории» Геродота

ru-sled.ru

Скифский язык. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Как известно, всего пять столетий длилась скифская эпоха в Северном Причерноморье. К VII в. до н. э. относится первое упоминание о скифах, а в III в. до н. э. Великая Скифия уже прекратила свое существование. С VII в. до н. э. по III в. до н. э. Скифская эпоха достигла своего расцвета и угасла, сменившись сарматской эпохой.  Сарматская эпоха – сменилась аланской, затем  нашествие готское сменилось нашествием гуннов и завершилось всё Великим переселением народов.

Осетин по национальности, В.И. Абаев был большим знатоком древних иранских языков. Главной идеей его лингвистических трудов было найти связи осетинского языка и языка алан, через язык алан провести связать с сарматскими диалектами и дальше с языком скифов. Подбирая  лексический материал для реконструкции скифской речи, В.И. Абаев не ограничивался временными рамками скифской истории, включал в словарный запас скифов слова более позднего сарматского и аланского происхождения.

Так, остатки скифского языка были погребены в словаре В.И. Абаева под последующими значительными следами сарматских и аланских наречий, которые существовали на территории Северного Причерноморья до  V в. н. э.

Ухудшение в отношениях скифов и Боспорским царством началось с 310 года до н.э., когда умер боспорский царь Пересид I и началась борьба за престол между двумя его сыновьями,  царевичами: Евмелом и Сатиром. Боспорский царевич Сатир, в борьбе за престол, опирался на старых союзников – скифов, а Евмел привлёк на свою сторону сарматские племена сириков, которые только появились в Северном Причерноморье.  Евмел победил в этой гражданской войне, и Боспорское царство прекратило все союзнические отношения со Скифией. С этого времени в Боспорском царстве появляются «иранские» сарматские имена, появляется лексика из сарматских наречий. Пантикапейский царский некрополь Куль-Оба относится к IV в. до н. э. Он  хорошо изучен археологами,  и не вызывает сомнений, что это место погребения скифского вождя. Со второй половины III века до н. э., характер захоронений на территории Боспорского царства меняется, появляются надгробья с сарматскими именами.

В III-II вв. до н. э. скифы  совсем вытесняются из политической жизни Боспора. Гарантом мирного договора 179 года боспорского царя, одного из сыновей Митридата VI Евпатора,  Фарнака I с Каппадокией, Вифинией и Пергамом, становятся сарматы, во главе с сарматским царем Гаталом. В это время в боспорских надписях появляется много сарматских имен. Многие имена из Пантикапея, Фанагории, Горгиппии, относящиеся к III-II вв. до н. э. имеют сарматское происхождение и вполне подойдут для реконструкции сарматских наречий, но не для характеристики скифского языка.

Рассказывая о племенах, населяющих Скифию, Геродот сообщает о кочевниках, степняках, «не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений». Пытаясь определить язык, на котором говорят степные  кочевники, Геродот отмечает, что их язык отличается от скифского, а сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским».

«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл  «борисфенитами», то есть «днепровцами».  Любор  Hидерле,  историк-славист,  археолог,  этнограф и лингвист, автор  одиннадцатитомной энциклопедии «Славянские древности», утверждал, что «скифы именуемые пахарями  и  земледельцами  … были  несомненно славянами». Согласно этим утверждениям, мы можем отнести к скифскому языку, только те слова  из словаря  В.И. Абаева, которые имеют корни в ведическом санскрите, в языке  той «древней индоевpопейской теppитоpии, где славянство зарождалось.»(Любор Нидерле).

Скифский язык (Абаев) Русский язык Ведический санскрит Русский язык
Абра — abra облако Абра — abhra облако, небо
Агар — agar огромный Агра — agra огромный
Ад — Ad еда, есть ад – ada еда, есть
Алуф – aluθ Спиртной, алкоголь Али — ali алкогольный, спиртной, эль
Арма – arma Кисть руки Ирма – īrma – Рамо- плечо
Арта — arta Истина, правда Арта -Artha — цель Толк, смысл
Арьяна — Aryana арийский. Арья, ария — Ā́rya, ari̯a господин, хозяин дома
Аста — ašta восемь Аста — aṣṭā Осмь, восемь
Бага – Baga  бог Бага — bhaga БОГ, доля, судьба
Бала – Bala военная сила Бала – bala — сила Бала(клава)- военная (крепость)
Бор, бора — Bor(a) Желтый, коричневый Бур – bhūr бур, бурый, (бура- земля; буравить)
Брата – Brata Брат Братр — bhrātṛ Брат
Брин – brin Брить Бри –bhrī –ранить Брить
Вак – Vac Слово Вака – vaca Вече, вякать, вокал
Вараза — Varaza кабан Вараха– varāha боров, хряк, кабан
Варка — varka волк Врка — vṛka Волк, урка
Гару – garu Тяжелый Гуру – guru – весомый Груз
Гасти – gasti Гость Гости-goṣṭhī-собрание Гость, гости
Гау — gau Корова, говядина (говор) Гава – gava — говядина Говядина, говорить
Да – Da — Дар – dar — Дарана – darana — Дарга — darga давать.Держать, разрушать, ломать долго Да- dā Дар – dar Дарана — daraṇa — Дирга — dīrgha дать. Дай- dai -давать.  Дана–daan’a–даяние. Держи, держать, Дрань, драньё, Долог, длинный
Данта – Danta зуб Данта – danta зуб
Дану – Danu река Дану – danu Река (ДОН, ДНепр, ДОНец, Днестр)
Даса — dasa десять. Даша — daśa десять.
Двара — dvara дверь, ворота Двар, двара- dvār, dvāra дверь, ворота
Зевак — zevak лентяй Жаб — jabh Зев, зевака
Зура — zura сила Сара — sāra Сила, энергия
Кути – kuti Кутя Кутя, кутёнок
Маду – Madu Мёд мадху – madhu Мёд
Ман – mān Думать, хотеть ман – man Мнить, мания
Мар – mār Убивать мр — mṛ -умирать Мор, умирать
Мата – māta Мать Мата- mātā, matri Мать
Мизда – mizda плата, взятка Мидха- mīḍha — премия, взятка Мзда, взятка
Нава – Nava Новый Нава – nava Нов, новый
Нама – Nama Имя Наман – NAMAN НАИМЕНование, имя
Пада – Pada След, пята, подножье Пада – pāda-нога Пята, стопа, под ногой
Панти – panti Путь Пата – patha Путь
Парадата – paradata Устанавливать Парада –parādā Порада (совет), парад
Пари — pari- Через, за Пари– pari – через, за Пере-
Пасу – pasu Овца Пашу – paśu — крупный  рогатый скот Пасти, пасу, пастух
Пати — Pati господин Гаспати – ghasspati господин, хозяин
Пай – pay Поить Пайя – pāya – вода Поить
Пита – Pita Отец питар, питр – pitar, Pitr питатель, отец, небо
Пората — porata Большая река Парата — paratā-высшая степень Порадис — рай
Сапта (хапта) — Hapta семь сапта – saptá семь
Сата — sata сто Śata — сто сто
Шати — šati счастье Сита- Śita- довольный Сыт, сытый
Стана — stāna Стан, стоянка Стана — sthāna  Стан, стоянка, страна
Сьява — syāva чёрный Сиява — śyāva Сивый, сивка — тёмно серый цвет
Свар\хвар — Hvar Солнце, Свар, бог Сварожич Савитар – savitar Солнце, светило
Така — taka Ткать, нить ткать
Тап — tap Топить, греть Тап — tap топить
Угра – Ugra Мощный угра – ugra угроза.
Фри – fri Любовь при — pri – приятно, угодить, порадовать Приять, приятно
Хварз — hvarz хорошо хршу — hṛṣu Хорош, хорошо

Из словаря скифского языка, составленного  В.И. Абаевым, следующие слова имеют также славянские корни:  Зевак — Зевак — Zevak – ленивый ( родственное слово в рус. яз. — зевака),  Гасти — Gasti – гость (рус. яз. — гость),  Кана — Kana — конопля (греч. κανναβις).  Казар  — Kazar дом (греч. καραρυες ) — хаза – (родственные слова в рус. яз. — хата, казарма).  Кути — Kuti  — собака — (греч. κουζαιος ). (в рус.яз.:  кутя). Мука – Muka- семя (греч. Μουγισαγος).

Скифская лексика по данным письменных источников.

Акинак – короткий, прямой скифский меч.  Слово  имеет скифское происхождение. В русском языке есть близкое по звучанию – «клинок», и абсолютно то же самое значение. Но В.И. Абаев связывает слово «акинак» согдийским и хорезмийским словом «кинк» -kynk – меч, клинок, впрочем, в русском языке и слово «кинк» — kynk тоже сохранилось — кинжал и клинок.

Анаксирида или сарабары – широкие штаны скифов-саков, собранные внизу или подвязанные у щиколотки, они заправлялись в сапоги. Геродот сообщал, что «саки, они же скифы, имели на головах прямые остроконечные шапки, носили анаксириды, имели местные луки, кинжалы и топоры-сагарии». (Геродот VII 64.) В греческом языке нет шипящих звуков «ц», «ч», «ш», «щ», поэтому греческий историк Геродот, записывая скифские слова, заменял звук «ш» на похожий греческий звук «с» — «шаравары» он записывает, как «саробары».

Саравара —  Σαραβαρα – так комедиограф первой половины IV в. до н. э. Антифан в своей комедии «Скифы» назвал скифские штаны: «все одеты в шаровары и хитоны«.  Греки не знали штанов, поэтому Антифан для обозначения штанов, использовал скифское слово «шаровары». (Антифан, комедия «Скифы»)

Сагарий или сагарис – σαγαρις – скифский топор (секира). Оружие скифов, записанное Геродотом, как «топоры-сагари» — это «топоры-секиры» — оружие древних славян. На Крите почитался символ Зевса Критского — секира или двусторонний  топор — λάβρυς — лабрис, на лидийском наречии означает «секира«.

Бутир – взбитое молоко до густоты сливок или сметаны. ( Гиппократ, «О болезнях»).  Скифское слово Бутир созвучно  с немецким «Butter» – масло.

Гиппака (иппака) – название сыра, изготовляемого скифами из кобыльего молока. По-скифски «гиппа» — лошадь. (Гиппократ, «О болезнях» ).  Науке известен род ископаемых трёхпалых лошадей Гиппарион (Hipparion).

    Горит – футляр для лука и стрел у скифов.Зарива, Царива — Ζαρινα – царица у скифов-саков. (Ктесий.)  В древнерусском эпосе есть схожее имя царевны -«Зоря-Зоряница».

В комедии Аристофана (Aristophanes, Ran., 608.), упоминаются четыре скифских имена – это скифы-полицейские: Дитилас — Διτυλας – Скифское имя-прозвище Дитилас — «здоровяк» (родственное слово в рус. яз. «детина»).

   Пардокас – Παρδοκας — историк Бледйз читает скифское имя Пардокас, как Спардокас — Σπαρδοκας или Спардакос -Σπαρδακος, и считает это  имя тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

    скиф Скивлиас –Σκεβλυας – «Скиф-Лиас» и Скиф-Тахотай — (греч.  σκυθαι τοξοται)– «Тахо-Царь».

  Каннабис — Κανναβις – скифское слово, означающее конопля.(Геродот IV 74.)

   Karares — Καραρυες – название дома у скифов. (из сочинений Гесихия.) Слово «карарес» созвучно с древнерусским русским названием дома «хорома», хоромина — что тоже означает «дом».

  Коландак — Κολανδακης  – скифское имя, написанное  на черно-лаковом килике из Ольвии начала IV в. до н. э. Несомненна связь имени Коландакис- (греч. κολανδακης) со скифским самоназванием «сколоты» – «идущие за солнцем».»С Коло» —  skolo  — с колесом-солнца. Ит\т – «идти» происходит от глагола ведического санскрита- Ит, итати — iṭ, eṭati – идти, идёт, войти. Слово «сколот», записанное Геродотом, возможно, звучало, как «сколоит» — «С солнцем иду» или «за солнцем иду».

   Скиф Матасий — Ματασυς  – это имя написано в письме жителя Березани Ахиллодором в 30-10 гг. VI в. до н. э. Из письма следует, что Матасий был владельцем построек и рабов. Ю.Г. Виноградов считает, что Матасий — скифское имя. ( Ю.Г. Виноградов, ВДИ, 1971, №4;)

Олкас — Ολκαβας – скифское имя.(Аппиан, Фронтин.)

сына скифского царя Скилура (II в. до н. э.) — Палак — означает «сильны, мощный». Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории»  Плиний Старший (23-79 гг. н. э.)  связывали название гавани и крепости Палакион или Балаклава с именем сына скифского царя Скилура Палака. Бала — bala — власть, сила, мощь, энергия, сила. Клава — крепость.

Саки\сакас — Σακαι – персы называли саками и азиатских, и европейских скифов. Геродот пишет, в древнеперсидских надписях упомянуты 4 группы саков-скифов:

Cаки – «хаома+варга», «варящие sauma» жили в долине реки Мургаб. В ведическом санскрите – сома, хаома —  soma, haoma — дурманящий напиток,  вар — var – варить.

Саки – «тигра+хауда» — «в остроконечных шапках», жили в предгорьях Тянь-Шаня (античные авторы отождествляются их с массагетами).

Саки – «пара+да+райя» — «которые за морем (за рекой)». В ведическом санскрите «пра\пара» — вперёд. (-УРА! — возглас войска, атакующего врага.)

Саки- «пара+сугудам» — «за Согдианой», т.е. которые проживали за Согдианой — в низовьях Сырдарьи и Амударьи, в бассейне Аральского моря.( Геродот I 153;)

Сакиндак — Σακυνδακη – вид скифской одежды.( из сочинения Гесихия). Сакиндак созвучно со словом «армяк» — верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани, которую носили славяне.

Скифики – кожаная скифская обувь. Слово упоминается в произведениях Лисия – аттического оратора V-IV вв. до н. э., а также в стихах Алкея: «…и подвязавши скифики…«. ( В. Латышев. «Известия…», ВДИ, 1947, №2, стр. 301.). В скифской одежде многое было сделано из кожи, шапки, сапоги, пояса и детали одежды. Возможно, по созвучию с названием кожаных изделий греки назвали скифов «скифами». (Известно, что Юфть — толстая кожа, а сафьян — выделанная кожа коз.).   По-русски «скуфья» — небольшая остроконечная шапочка, которую носили скифы (др.-русск. скуфиа  -остроконечная шапка, через ср.- греч. skouphia, из греч. skyphos — «чашка») — в архитектуре — купол, скиния, сводчатое перекрытие.

Скиф – сын бога Зевса ( в сочинениях Диодора), сыновья Скифа – Пал и Нап, разделили Скифию. Плиний Старший рассказывая о народах Средней Азии, пишет: «Там напеи, как говорят, были уничтожены палеями.». Войны-«палы» от скифского bala — военная сила, дружина.  Палы – славянское племя— поляне. Напы – земледельцы.Скифы-Русь — Σκυθας τους Ρως – этот этноним упоминается в схолиях, византийского писателя Фемистием к сочинению Аристотеля «О небе». «Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причем скифы-русь и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу…«. (В. Латышев цитирует этот отрывок по собранию сочинений Аристотеля, изданному Берлинской академией наук в 1836 г.).

Сколопит — Scolopitus – скифский юноша царского рода. Легенда рассказывает об изгнании с родины царевичей Сколопита и Плина. Изгнанники со своими дружинами скифов поселились у реки Термодонт, что в Малой Азии. Здесь они стали родоначальниками племени амазонок. Имя Сколопит, несомненно, связано с самоназванием скифов – сколоты\ сколоиты. По Геродоту самоназвание скифов – Сколоты, а персы называли их саками. ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, 1).

Тевтома — Τευταμος – это скифское имя встречается у Ктесия. Имя Тевтома  созвучно имени-прозвищу «Невтома» (Неутомимый). Возможно, в имени есть указательное местоимение «Те» — то, тот, этот. «втома» — утомление, усталость.

Тевтар – имя скифа, который, согласно древнегреческому мифу, обучил Геракла стрельбе из скифского лука. (из сочинений Геродора Гераклейского).  Возможно, в этом имени есть указательное местоимение «Те» — то, тот, этот. «втар» — второй.

Шпако — имя сестры скифского царя Ишпакая. Шпако стала женой киммерийского царя Теушпы (Теиспа). (Геродот I 110).  Имена Ишпакай и Шпако Абаев производит от слова «špaka» – собака, хотя, в скифском языке собака – это «кути» (в рус.яз.: кутя, кутёнок). Фасмер видит в имени Шпако авестийский корень «aspa» – лошадь.

Эорпата, Орпата — Οιορπατα – Геродот пишет: «скифы называют амазонок «эорпата», что по-эллински означает мужеубийцы; «эор» – ведь, означает муж, а «пата» – убивать«. (Геродот IV 110.)

Пата – скифское слово, обозначающее «убивать». В ведическом санскрите слово пад, пата – pad, Pata – падать, летать, ( в русском «пята», подошва), в авестийском — pada – наследство, (в русском – потомство, потомок, потом).

Эор – мужчина, муж по-скифски. (Геродот IV 110.) Ленгвисты отмечают, что скифское слово «эор» похоже на тюркское ойор, эйр, эр – мужчина. Но гораздо раньше тюркского, в ведическом санскрите появилось слово:  арья\арий — Ā́rya, ari̯a — «господин», «хозяин дома», мужчина. В древнерусском «оратай» — пахарь, земледелец, мужчина.

ЭнАреи -– εναρεες  – гадатели у скифов, женоподобные мужчины, гадающие с помощью ивовых прутьев (ЭнАреи — «не арии»). Геродот предположил, что энареи – это потомки тех скифов, которые кощунственно разграбили святилище Афродиты Урании в Сирии. Афродита Урания наказала их, навеки поразив женским недугом. (Геродот I 105, IV 67.)

Энареи или Анарии\Анарья  — anārya- «не арий», то есть не мужчина, не господин, не хозяин дома.

Да, скифская эпоха была очень короткой, но скифы не исчезли, как это принято считать, они, просто, стали называть себя по-другому, и это было известно ещё Геродоту — «Скифия — Русь«

Карта миграций народа с гаплогруппы R1a начиная с эпохи неолита (2800 г. до.н.э.) до позднего бронзового века (ок. 1000 г. до н.э.).  Гаплогруппа   R1a1 — является биологическим маркером русского этноса.

R1a_- 1000 г. до.н.э.map

 

 

Статьи по теме:

from your own site.

www.evpatori.ru

Скилур — царь скифов. | Русский след

neapol-skifskij

Во II веке до нашей эры в Северном Крыму было образовано скифское рабовладельческое государство, со столицей в Неаполе-Скифском, близ современного города Симферополя.

Археологические раскопки столицы Скифского государства Неаполя-Скифского, проводил археолог Павел Николаевич Шульц. Археологи нашли стену и основание городской стены с крепостной башней, которая служила мавзолеем.

В центре мавзолея находился сложенный из массивных известняковых плит саркофаг, в котором был похоронен знатный скифский воин, возможно, скифский царь. В мавзолее было найдено около тысячи золотых украшений и царское оружие, бронзовый шлем с серебряной инкрустацией, мечи с богато украшенными золотыми и серебряными рукоятками, копья.

Когда Герасимову прислали череп, найденный во время археологических раскопок в мавзолее Неаполя Скифского, для восстановления лица, у него не было никаких исторических свидетельств о человеке похороненном в кургане. Кто он? Для какой цели восстанавливается его облик? Михаилу Герасимову ничего не сообщалось.

Руководитель раскопок Шульц прислал из Симферополя две посылки. В одной находился череп из каменной гробницы, в другой – все остальные сорок шесть черепов из мавзолея Неаполя Скифского. Большая посылка, собственно, предназначалась не Герасимову, а антропологическому институту для определения расовых признаков сорока шести черепов из мавзолея Неаполя Скифского.

sarkofag-caricy-neapol-skifskij

Все сорок шесть черепов из мавзолея Неаполя Скифского были отнесены к европеоидному типу внешности. Это достаточно убедительно опровергало представления некоторых учёных о монгольском происхождении скифов. Герасимов выяснил ещё одно обстоятельство. Среди мужских черепов большинство принадлежало скифам европиодного вида, а среди женских – много было греческих типов. Это подтверждало мнение Шульца, что население города было скифским и что царские скифы охотно брали в наложницы гречанок. Показания вещей и черепов из мавзолея сходились. На этом Герасимов своё дело закончил и отослал сорок шесть черепов в антропологический институт.

Остался один череп, присланный ему в отдельной посылке для восстановления лица. Но почему из всех черепов выбран этот, а не какой-нибудь другой, почему он заинтересовал Шульца – оставалось неизвестным.

Проведя необходимые измерения и расчёты, Герасимов смог восстановить лицо скифа, оно оказалось красивым, с правильными чертами, с тонкими губами и круглым подбородком.

1-greben-skif-v-doline-carej

Герасимову уже приходилось восстанавливать лицо скифского воина. Правда, тот череп нашли не в Крыму, а в могильнике Нижнего Приднепровья. Воин из Приднепровья был ранен стрелой, пущенной снизу. Об этом свидетельствовала поврежденная челюсть. Такое повреждение кости могло произойти в том случае, если получивший ранение воин сидел на коне, а стрелял в него из лука пеший воин. Повреждения костей челюсти скифского воина восстанавливали картину боя, напоминавшую сцену боя пешего воина и всадника, изображённую на золотом гребне из кургана Солоха.

На черепе из мавзолея Неаполя не было следов ранений или других каких-либо отметин, оставленных судьбой. Обыкновенный череп с типичными скифскими признаками. В этом отношении он походил на череп из могильника Приднепровья. Возраст тоже сходился: тому и другому было лет сорок пять – пятьдесят, но у черепа из Неаполя Скифского, конечно, обнаружились и свои особенности. Голова удлиненная, нос, судя по носовому щипу, тонкий и заостренный. Характерна посадка головы с наклоном вперёд.

Скифский-царь-Скилур-реконструкция-Герасимова

Скифский царь Скилур реконструкция Михаила Герасимова

Герасимов установил череп на подставку и сделал воском обводку гребней. После этого рельеф черепа выступил более четко. Характерные черты стали виднее. Скульптор-антрополог начал наслаивать восковую массу по рельефу черепа. Стало вырисовываться лицо, но не всё, а только половина. Этот приём дает возможность сохранить асимметрию лица, потому что левая и правая сторона лица никогда не бывают одинаковыми, кроме того, так удобнее проверять себя в ходе работы. Ни один едва заметный изгиб или шероховатость кости не ускользают от внимания, мельчайшее изменение – и слой воска накладывается уже иначе, создавая новый штрих лица. Голова получилась своеобразной: высокий лоб и орлиный нос. Сняв с черепа восковую маску, Герасимов делает с неё гипсовый отливок, и вот голова скифа из каменной царской гробницы Неаполя готова.

Шульц посмотрел скульптуру и задумался, но что-то ему было неясно. Герасимов восстанавливал только формы лица и на этом считал свою работу законченной. По черепу нельзя узнать, какие волосы были у человека. А если нужно сделать бороду, приходилось с помощью историков разыскивать какие-нибудь письменные свидетельства или сохранившиеся изображения известного в истории деятеля, лицо которого восстанавливалось. Но череп из Неаполя принадлежал неизвестному человеку, и тут Герасимову не за что ухватиться, пришлось додумывать самому.

Герасимов изобразил скифа с бородой, так как многие скифы носили бороды, их бородатые лица можно увидеть на скифских монетах, греческий барельефах, на чеканных рельефах скифских ваз.

1Помог серебряный сосуд из скифского кургана под Воронежем. На этом сосуде изображены скифы с непокрытой головой. У них длинные волосы и обычные бороды клинышком. Герасимов сделал такие же волосы в скульптуре скифа из Неаполя. Теперь волосы у него падали на плечи, была остроконечная борода, и небольшой рот прикрывали усы.

gerasimov-skifskie-cari-prichernomorya-skilur-i-palakСкульптуру бородатого скифа пришли осматривать археологи. Увидев скульптурную голову, Шульц воскликнул: «Это – он». Герасимов привык к тому, что восстановленное им лицо узнают те, кто знал человека ранее, но откуда Шульц мог знать скифа из гробницы в Неаполе Скифском?

Археологи обменивались своими замечаниями, а через минуту Герасимов понял, чем они были взволнованы. Восстановленный Герасимовым облик скифа сравнили с куском барельефа с изображением Скилура и его сына Палака, найденным над мавзолеем в Неаполе Скифском (близ г. Симферополя, Крым). Шульц показал изображение скифского царя Скилура на ольвийской монете и на мраморном рельефе — они были похожи.scythian-kings

Облик скифского царя Скилура из Неаполя Скифского, восстановленный Герасимовым, совпадал с этими изображениями: то же лицо с орлиным носом, тяжелыми веками и выступающими скулами, та же удлиненная голова с характерной посадкой вперёд. Теперь археологи узнали, кто был погребён в мавзолее царской гробницы Неаполя Скифского.

В восстановленном Герасимовым облике скифа сходство с изображением на древнем барельефе было очевидным – перед нами портрет скифского царя Скилура. На монетах, хранящихся в Историческом музее отчеканен портрет скифского царя Скилура, жившего во II век до н. э.

О скифском языке мы можем судить по названиям рек, городов, которые оставили скифы, по именам скифских царей, известных в истории личностей, о которых упоминали античные греческие авторы.

Скилур (греч. Σκιλουρος, лат. Skiluros) – царь Малой Скифии. В 108 г. до н. э. в Крыму основал Неаполь Скифский. По преданию, оставил после себя 80 детей. Передал власть старшему сыну Палаку.( Strabo, Geogr., VII, 4, 3.)

Палак (греч. Παλακος, лат. Palakos) – cкифский царь, сын царя Скилура. Правил Крымской Скифией со столицей в городе Неаполе Скифском. Палак воевал с Херсонесом в 107 г. до н. э., Палак был убит в сражении с полководцем царя Митридата VI Диофантом. (С.А. Жебелев, Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре, ВДИ, 1938, №3; О.Н. Трубачев, Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в северном Причерноморье, Вопросы языкознания, №6, 1977, с. 17.) Имя скифского царя Палак — означает «сильны, мощный».

Палакион (Παλακιον) – так называлась крепость, построенная скифами в Крыму во II в. до н.э., очевидна связь названия этой крепости с именем скифского царя Палака.( А. Андреев, История Крыма, М.-2002.)

Известно, что имя бога войны в древней Греции — Паллас (лат. Pallas), также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала» — «мощь, военная сила, войско». 

От слова Палакион образовано название «Балаклава» — «Бала» -bala — «власть, мощь, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из ведического санскрита (Риг-веды — RV), который лежит в основе всех индоевропейских языков, в том числе греческого языка, латыни, русского языка и др. Возможно, название гавани «Бала+клава» — происходит от «Бала» — военная, «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») , то есть БалаКлава — Военная Крепость.

рождение Афины из головы Зевса, в руках Зевса ваджра. — 550 г до н.э.

рождение Афины из головы Зевса, в руках Зевса ваджра. — 550 г до н.э.

Второе имя древнегреческой богини Афины — Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы змееногой Гаргоны.

Имена Паллас, Палада, Палак, Балаклава происходят из корня ведического санскрита: «Бала» — bala — «власть, сила, мощь, военная сила, войско, армия».

1-dinamiya-carica-bospora

Михаил Михайлович Герасимов воссоздал десятки скульптурных портретов и создал удивительную галерею скифских портретов и восстановил образы, внешний вид многих других исторических персонажей.

В большой серии портретов-реконструкций Герасимов показал, как выглядели скифские войны, жившие когда-то в Приднепровье, Приуралье, Средней Азии и Сибири — у них европеоидные лица.

Скифский «звериный стиль». Царские скифы имели европейскую внешность.

ru-sled.ru

Боги скифов — Религия скифских племен

Поделиться с друзьями: Боги скифов

Геродот описывает и религию скифов. «Они были язычниками и почитали многих богов: прежде всего Гёстию, затем Зевса и Гёю. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табйти, Зевс - Папай, Гея - Апи».

Табити

Это божество скифы почитали «более всего». Клятва этой богине считалась важнейшей, нарушивших её казнили. Культ Табити, как и культ греческой богини Гестии, был связан с огнём и очагом, которые почитались. Табити считалась также подательницей пищи и благополучия.

Папай

Папай - прародитель скифов и скифских царей. Его имя иранского происхождения и означает «отец», «защитник». Папай - олицетворение неба, творец мира и людей. Апи считалась супругой Папая. В скифской мифологии её представляли змеедевой, «рождённой землёй девой», прародительницей скифов. Её образ связан и с водой, питающей землю, подземными водами. На Кубани найдено довольно много изображений Апи-змеедевы - в курганах Большая Близница на Таманском полуострове, возле станицы Ивановской и Усть-Лабинска. На золотой бляшке из станицы Ивановской, украшавшей деревянную чашу, изображена крылатая богиня в хитоне, складки которого завершаются головками змей и грифонов. На голове богини - высокий головной убор, в её руке - мужская голова. Интересно, что в этом же погребении были найдены золотые бляшки (украшения одежды) с изображениями Геракла.

Геракл

Его скифского имени Геродот не приводит. Но ему близок образ Таргитая - первого человека скифской мифологии, победителя чудовищ, отца Липоксая, Арпоксая и Колаксая, ставших родоначальниками скифских племён. Геракл-Таргитай одновременно человек и бог, создатель мирового порядка, олицетворение силы и доблести. В отличие от Папая-Зевса его образ ближе к людям и потому был очень популярен на Боспоре и в среде варварских племён. На ритоне из кургана Карагодеуашх он изображён в виде всадника в сцене божественной передачи власти. О популярности образа Таргитая говорит использование его имени. Так, известная меотская царица носила имя Тиргатао. Другие скифские боги также связаны с греческими: Аргимпаса - с греческой Афродитой Уранией (Небесной). Она почиталась как божество плодородия, заступница и покровительница.

Арей

Арей - близок греческому богу войны Аресу. В его честь сооружали алтари, жертвоприношения ему отличались особой пышностью и жестокостью. «В каждой скифской области по округам воздвигнуты святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую... Наверху устроена четырёхугольная площадка. На каждом таком холме водружён древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот...»

Тагимасад - Посейдон

Глубоко почитался скифами Тагимасад - Посейдон, бог плодоносящей воды (морей, рек) и покровитель лошадей. Сведения Геродота о скифских культах и святилищах подтверждаются археологическими находками.

Похожие материалы:

www.anapacity.com

Культ «семи богов» у скифов.

В.И. Абаев // Древний мир. Сб. статей академику В.В. Струве. М.: 1962. С. 445-450.

Серебряная бляха. Краснокутский курган

 

Наши сведения о религии причерноморских скифов очень скудны и основываются главным образом на известном кратком сообщении Геродота (IV, 59): «...Из божеств чтут скифы только следующих: Гистию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причём Землю представляют себе супругою Зевса), далее — Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Арея. Эти божества почитаются у всех скифов, а так называемые дарственные скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. По-скифски Гистия называется Табити (Ταβιτί), Зевс — Папаем (Παπαῖος), последнее, по моему мнению, совершенно правильно; Земля называется Апи (Άπί), Аполлон — Гойтосиром (Γοιτόσυρος, вариант Οιτόσυρος), Афродита Урания — Артимпасою (Άρτιμπασα), Посейдон — Фагимасадою (Θαγιμασάδας)». [1]

Табити.Золотой конский налобник, Цимбалка

Геродот интерпретирует скифский пантеон на свой, греческий, лад, отождествляя скифских богов с греческими. Эти отождествления могут иметь, разумеется, лишь приближённое значение, поскольку полного типологического тождества между греческой и скифской религией не могло быть. Но для суждения об общей «структуре» скифского пантеона показания Геродота можно считать вполне надёжными.

Скифский бог Гойтосир.

Прежде всего обращает на себя внимание число скифских божеств. Если не считать Посейдона, который почитался не всеми скифами, а только частью, то скифских божеств оказывается семь, причём Геродот подчёркивает, что скифы чтили только этих семь. Случайна ли эта цифра? По-видимому, не случайна. Культ семи богов засвидетельствован у одного из скифо-массагетских племён, именно у алан. Анонимный автор Перипла Понта Эвксинского (V в. н.э.) сообщает, что город Феодосия в Крыму «называется на аланском или таврском языке Ардавда (Άρδάβδα), что значит Семибожий (έπτάθεος). Вопреки высказывавшимся сомнениям, нет никаких оснований усматривать какую-либо неточность в свидетельстве анонима как в передаче аланского названия Феодосии, так и в толковании этого названия как «[город] семи богов».

 

 Название Ардавда действительно означает ‘семь (осет. авд, др.-ир. haf’a) богов’ (осет. ард, др.-перс, arta ‘божество’, авест. aša-vahišta ‘божество’). Порядок частей (числительное после определяемого) соответствует обычной в скифском языке инверсии в сложных словах. [2]

Скифская богиня Аргимпаса

 

Наименование города «Семибожным» говорит о том, что культ семи богов занимал центральное место в религии алан. Посвятив город «Семи богам», они поступили так же, как греки, давшие своему прославленному городу имя наиболее чтимой богини Афины.

Традиция культа «Семи богов» не обрывается на аланах. Она была продолжена потомками алан — осетинами. Впервые Всеволод Миллер отметил существование в Осетии близ селения Галиат святилища под названием Avd dzwary, т.е. ‘семь божеств’. [3] К сожалению, В. Миллер не сообщает никаких подробностей относительно связанных с этим святилищем представлений и культовых церемоний. Пишущий эти строки имел возможность посетить это святилище и узнать из расспросов стариков, что в старину оно пользовалось большой популярностью и привлекало жителей не только ближних, но и отдалённых селений. О подробностях культа уже никто не мог сообщить надёжных и точных сведений.

Таким образом, культ «семи богов» с удивительным постоянством прослеживается на протяжении огромного периода — от геродотовских скифов через алан до современных осетин.

 

 В этой связи можно, кажется, привлечь ещё один факт из осетинской мифологии. В мифологических верованиях и фольклоре осетин известно мифическое существо под названием Ævdiw (иронск. диалект), Ævdēw (дигорск. диалект), иногда Avdīwag. Оно рисуется обычно как злой дух, демон, но иногда и как благое существо. [4] В. Миллер возводил Ævdēw к др.-иран. āp-daiva — ‘водный демон’. Однако внимательное изучение всех текстов, где встречается Ævdēw, убеждает, что нигде, ни в одном случае, это существо не связывается с водной стихией. А в одном тексте прямо говорится, что Avdīwag обитает на небе. [5]

 

 Это заставляет отнестись с сомнением к этимологии Ævdēw — *āpdaiva и искать для него другое объяснение. Исходя из доказанного факта существования культа «семи богов» на скифо-алано-осетинской почве, мы думаем, что Ævdēw получилось из Avddēw, др.-иран. Hafta-daiva ‘семь богов’ (resp. ‘демонов’). Со временем, когда утратилось этимологическое значение и в Ævdēw уже не чувствовалось числительное «семь», Ævdēw стал мыслиться как единое существо, и стали возможны такие выражения, как avd Ævdēwy ‘семь Авдеу’. [6]

 Вернёмся, однако, к скифскому «семибожию». Даже беглого взгляда на скифский пантеон достаточно, чтобы убедиться, что он не имеет ничего общего с «семью богами» («амшаспандами») зороастризма (Ahura Mazdā, Vohu Manah, Aša Vahišta, Xšaθra Vairya, Spənta Ārmaiti, Haurvatat, Amərətat).

 Дело не только в том, что не совпадает ни одно наименование. Самый характер «божеств» в корне различный. Зороастрийские божества — это олицетворённые абстракции: «Добрая мысль» (Vohu Manah), «Власть» (Xšaθra), «Бессмертие» (Amərətat), «Целостность» (Haurvatat) и т.п. Вся система — продукт отвлечённо-умозрительного мышления. Скифские боги — совсем другой мир. Это — олицетворение сил природы (небо, земля) или социальных категорий (домашний очаг, война).

 Если на зороастризме лежит отпечаток индивидуальной религиозно-философской спекуляции, то скифская религия — типичный образец древних, родо-племенных культов дозороастрийсксго Ирана.

 Пользуясь терминами старой теологии, можно сказать, что скифская религия — религия «естественная»; зороастрийская — «откровенная» (основанная на «откровении», точнее, на индивидуально- умозрительных спекуляциях). Данные Геродота подтверждают то, что приходится предполагать и по другим соображениям: скифы одни среди иранских племён остались чужды зороастризму, сохраняя верность «естественной» религии древних арийцев. [7]

 

Келермесское зеркало или скифский календарь

К

КЧто же касается наличия семи богов и там и тут, это совпадение объясняется тем, что семибожный пантеон был древним общеарийским трафаретом, который был унаследован и скифами, и зороастризмом независимо друг от друга. [8] Действительно, не раз указывалось, что семь зороастрийских амшаспандов соответствуют семи ведийским Āditya. [9]

Сохраняя традиционную «семибожную» схему, каждый индоиранский народ заполнял её своим содержанием, соответствующим уровню его хозяйственного, социального и культурного развития.

В чем же заключалась специфика скифского «семибожия», какими чертами характеризуется скифский пантеон? При всей краткости сообщение Геродота позволяет сделать некоторые выводы.

Бляшка,изображающая битву греков со скифами. Курган Чертомлык

 

Первостепенный интерес представляет прежде всего ясное свидетельство Геродота, что во главе скифского пантеона стояло женское божество. Это сообщение Геродота находит полное подтверждение в данных скифо-сарматской археологии. По словам М.И. Ростовцева, «археологические данные говорят за то, что высшим божеством, которому поклонялись скифы, была державная богиня...». «Особенностью племён Тамани, связывающей их с населением остального побережья Чёрного моря... является крупная роль, которую играл в их религиозной жизни культ верховного женского божества...» Эта черта характеризует и религиозное состояние Боспорского царства. Здесь также «господствует, почти подавляя остальные, один культ — старый местный культ великой верховной богини». [10]

 

 Верховная богиня скифов носила, по Геродоту, имя Tabiti. Это имя сопоставимо с древнеиранским tapayati (женский род от причастия tapayant-), букв. «согревательница». [11] Если так, то Геродот был близок к истине, отождествляя Tabiti с греческой Гистией, богиней домашнего очага.

 

 Известно, что всякое общество формирует мир богов по собственному образу и подобию. Если во главе пантеона стоит богиня — покровительница домашнего очага, это несомненная матриархальная черта. Если же мы вспомним, что, помимо Tabiti, в скифский семибожный пантеон входили ещё две великие богини: Api (Земля) и Artimpasa (Афродита), то должны будем признать, что женское начало занимало в скифской религии несравненно более значительное место, чем, скажем, в ведийской, которую справедливо называют «религией мужчин». [12]

 

 Между тем мы знаем, что общество причерноморских скифов геродотовских времён было отнюдь не матриархальным. Во главе скифских племён и родов стояли мужчины, имена которых известны нам по Геродоту и другим авторам. Родство велось по отцовской, а не по материнской линии. Приходится, стало быть, думать, что матриархальная тенденция, которая так ясно проступает в скифской религии, сохранялась в ней как пережиток. Она отражала не сегодняшний, а вчерашний день скифского общества. Как обычно, идеологическая надстройка отставала в своём развитии от развития общества.

 

 Нам не приходится строить догадки относительно более древних общественных отношений, наложивших отпечаток на скифский пантеон. Эти отношения существовали во времена Геродота и позднее у ближайших родичей скифов — савроматов (сарматов) и массагетов. Об исключительной роли женщины у савроматов сообщают Геродот, псевдо-Гиппократ и псевдо-Скилак. Последний определяет общественный строй савроматов как «гинекократию», власть женщин (σαυροματῶν δὲ έστίν ἒθνος γυναικοκρατούμενον). Удивительная стойкость матриархальных пережитков у сарматов подтверждается и археологическими материалами. [13]

 

О роли женщин у массагетов можно судить по таким фигурам, как царица Томирис, победившая персидского царя Кира (Геродот, 1, 205-214), и царица Зарина, о которой рассказывает Ктесий. Рядом с ними можно поставить и сарматскую царицу Амагу (Άμάγη) из рассказа Полиэна (VIII, 56).

 Там, где женщина занимает господствующее положение в обществе, она занимает такое же положение и в пантеоне. Если бы до нас дошли более точные и надёжные сведения о религии сарматов и массагетов, мы, без сомнения, нашли бы там отражение той «гинекократии», которая была характерна для их общественного строя.

 В скифском пантеоне с его верховной богиней Tabiti и двумя другими богинями, с одной стороны, И богом «Зевсом» (Παπαῖος) и тремя другими богами — с другой, старый матриархальный мир как бы вступил в компромисс с новой патриархальной идеологией.

Отождествление Геродотом бога Παπαῖος с верховным греческим богом Зевсом говорит о том, что этот мужской бог в какой-то мере приближался по значению к великой Tabiti. Его имя следует толковать как ласково-почтительное наименование «отец».

 Πάπας как наименование верховного бога засвидетельствовано у фракийцев и фригийцев. [14] «Отец» было также постоянным эпитетом Зевса (Ζευς Πατήρ — Jupiter).

 Вполне естественно, что верховный бог неба назывался у скифов, как и у многих других народов, «отцом». Но тогда мы вправе ожидать, что богиня земли опять-таки, как у ряда других народов, рассматривалась как «мать». Л. Згуста видит в имени скифской богини земли Άπί (вариант Άπία) «детское», ласково-почтительное обращение «мать», как Παπαῖος — «отец». [15]

 В пользу такого толкования можно было бы привести распространенное в узбекских и таджикских говорах обращение ара — «мать» или «старшая сестра». Таким же «детским» словом, как скифское папай, было имя согдийской богини Нанай [16] или индо- скифской Нана. [17]

Бронзовое навершие с изображением бога Папая. Урочище Лысая Гора. Днепропетровская область

 

Но нельзя полностью отвергать и напрашивающееся сближение имени Api с иранским «вода». Дело в том, что легенда о союзе неба с водой (а не с землёй) была стойкой мифологической традицией скифов, которая, как мы указывали в другом месте, выступает и в легенде о происхождении скифов от брака Зевса с дочерью Борисфена, и в некоторых сюжетах нартовского эпоса осетин. [18]

 Об остальных скифских богах можно сказать немного.

 Имя Artimpasa (Афродита Урания) в первой части сближается с именем чтимой иранской богини Artī. Свойственные ей черты богини плодородия и покровительницы брачащихся позволяют сближать её с Афродитой. [19] Культ её был распространен, в частности, у ближайших родичей скифов — согдийцев, где она зовется ’rtωγ = *Art(i)vax = др.-иран. Artī vahvī «Добрая Арти». [20] Если так, то встречающееся в некоторых рукописях «Истории» Геродота написание Άργίμπασα следует рассматривать как ошибку (легко объяснима описка Γ вместо Τ).

 Возможность ошибки приходится допускать и в имени бога Οίτόσυοος (Γοιτόσυρος), так как в данной форме имя не даёт удовлетворяющего иранского истолкования. [21] Если допустить здесь описку Τ вместо Γ, то мы приходим к Οίγοσυρος, что идеально соответствует иранскому Vayuka-sūra —«Могучий Вайу», осет. Wæjug. [22]

 Есть много оснований думать, что знаменитый арийский бог Vayu был одним из популярнейших скифских божеств. Об этом говорят, в частности, данные осетинского фольклора. [23] Поэтому весьма вероятно, что Vayu входил в скифскую «семёрку» богов и занимал в ней не последнее место.

 Имена оставшихся двух скифских богов, которые соответствуют греческим Гераклу и Арею, Геродот не сообщает. Поэтому об их природе и происхождении нельзя утверждать ничего определённого. Можно только думать, что культ бога войны, которому скифы поклонялись в образе меча, занимал в скифской религии важное место, так как Геродот специально на нём останавливается (IV, 62), чего он не делает в отношении других богов.

 Суммируя изложенное, мы приходим к следующим выводам.

 Культ «семи богов» был прочной религиозной традицией скифо-сарматских племён, прослеживаемой от геродотовских скифов через алан до современных осетин, т.е. на протяжении почти 2500 лет.

 Скифский семибожный пантеон не имеет ничего общего с зороастрийским; он унаследован независимо от последнего от дозороастрийских времён. По своему характеру и составу (соотношение «женского» и «мужского» элементов) скифский пантеон представляет своего рода компромисс между матриархальной идеологией недавнего прошлого и идеологией восторжествовавших патриархальных отношений.

 Из известных в иранском мире божеств в скифском пантеоне с известной долей вероятности распознаются Arti (Άρτίμπασα) и Vayu (*Οιγόσυρος = Vayuka-sūra).

 Культ бога войны занимал в скифской религии особое место.

 

Навершие гребня с изображением сцены боя скифов с греками. Золото. IV в. до н.э.

 

 

 

 

[1] Геродот, История, перевод Ф.Г. Мишенка, I, 329.

 

[2] В.И. Абаев, Осетинский язык и фольклор, I, М.-Л., 1949, стр. 231-234.

 

[3] В. Миллер, Осетинские этюды, II, М., 1882, стр. 259.

 

[4] В.И. Абаев, Из осетинского эпоса, 1939, стр. 30, 31, 35, 82.

 

[5] Там же, стр. 30, 31.

 

[6] «Юго-осетинский фольклор», 1936, стр. 353. — Нечто подобное произошло с христианской «троицей», которая в народе мыслилась как единое существо.

 

[7]АО, XXIY, 1956, str. 52.

 

[8] «...die Siebenzahl ein altes theologisches Schema vertritt, das man auf verschiedene Weise auszufüllen suchte... Dieses Schema ist vermutlich uraltarisch» (H.S. Nyberg, Die Religionen des alten Iran, 1938, S. 282).

 

[9] Darmesteier, Ormazd et Ahriman, 1877, p. 38 ff.; Oldenberg, ZDMG, 50, S. 43 ff., B. Geiger, Die Aməša Spəntas, 1916, S. 176 ff.; H.S. Nyberg, Religionen des alten Iran, S. 279-282.

 

[10]М.И. Ростовцев, Эллинство и иранство на юге России, стр. 73, 124, 170.

 

[11]Н. Jacobsohn, Σχυθιχα (KZ, 54), p. 258, note.

 

[12] A. Barth, Quarante ans d’indianisme, IV, 1918, p. 281.

 

[13] Б. Граков, ΓΥΝΑΙΚΟΚΡΑΤΥΜΕΝΟΙ (Пережитки матриархата у сарматов) (ВДИ, 1947, №3, стр. 100-121).

 

[14] Владимир Георгиев, Тракийският език, Софiя, 1957, стр. 40-53. — В связи с фракийскими и греческими фактами автор привлекает также скифское Παπαῖος. См. также L. Zgusta, Zwei skythische Götternamen: Παπαῖος und Άπί («Archiv Orientálni», XXI, 1933, str. 270 sq.).

 

[15] Згуста приводит др.-инд. pitā dyaus mātā pŗthivī- «небо — отец, земля — мать».

 

[16] BSOAS, XII, 1943, 3-4, р. 603.

 

[17] J. M. Unvala, Observations on the Religion of the Parthians, Bombay, 1925, p. 20.

 

[18] В.И. Абаев, Осетинский язык и фольклор, I, стр. 242 сл.

 

[19] H.S. Nyberg, Die Religionen des alten Iran, S. 66, 262.

 

[20] BSOAS, XII, р. 607.

 

[21] «Рукописи Геродота дают чтение Οιτόσνρος, и это чтение, по моему мнению, должно быть удержано в тексте Геродота» (С.А. Жебелев, Геродот, и скифские божества, — С.А. Жебелев, Скифское Причерноморье, М.-Л., 1953, стр. 35).

 

[22] Sūra «могучий» — обычный эпитет богов; сp. авестийское Arədvī-sūra, Ašī-sūra, Miθra-sūra, Tištrī-sūra и др.

 

[23] В.И. Абаев, Этимологические заметки («Труды Института языкознания. АН СССР», VI), стр. 450-457.

 

 

 

 

s30556663155.mirtesen.ru

Древние Скифы — Альтернативный взгляд Salik.biz

Когда-то давным-давно, начиная со второй половины VIII — начала VII в. до н. э., на необъятных просторах степной и лесостепной зон Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами».

Но уже сами древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Позднее термин «скифы» нередко применялся по отношению ко всем народам, населявшим евразийские степи, будь то кочевые племена или наши предки славяне. Даже Русское государство в некоторых средневековых сочинениях именовалось Скифией.

Шли столетия. Долгое время скифы оставались загадкой. Еще в начале XX в. этот образ оставался овеянным легендами и служил благодатной почвой для поэтов, писателей, художников. Всем хорошо известны знаменитые строки Александра Блока: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы! С раскосыми и жадными очами!..».

Но каков был настоящий облик скифов, откуда они пришли и куда исчезли в волнах истории?

Окончательного ответа на все вопросы скифской истории нет, и вряд ли можно их получить. Но многое позволила узнать археология, открывшая удивительный мир скифских курганов, образцы великолепного неповторимого искусства, грандиозных погребальных сооружений. Древности скифов стали известны науке уже в XVIII в. Но научная база скифской археологии была создана в XX в. усилиями многих ученых. Благодаря археологии по-новому зазвучали и скудные строки античных сочинений о скифах.

В современной науке принято как узкое, так и расширенное толкование понятия «скифы». В первом случае «скифы» — это название только одного народа степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном.

Тогда других представителей различных культур, родственных скифам, называют народами скифского мира. Это савроматы, жившие к востоку от причерноморских скифов, саки в степях Казахстана и Средней Азии, меоты в Прикубанье и иные, имена которых история не сохранила.

Во втором случае ими называют все народы, жившие на обширной территории, но имевшие когда-то общее происхождение и обладавшие близкими чертами хозяйственного уклада, культуры. Близость культуры выражается в некоторых чертах повседневной жизни, обрядов и мировоззрения. В археологии все эти черты объединены в так называемой «скифской триаде».

В нее включают оружие (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, боевые топоры), конское снаряжение (своеобразная узда) и предметы искусства скифского звериного стиля. Очень похожие типы этих предметов широко распространились в культурах народов, населявших степь и лесостепь Евразии со второй половины VIII в. до н. э. до первых веков новой эры. Вместе эти крупицы знаний открывают перед нами мир, на протяжении многих веков сохранявший свою самобытность и оставивший в летописи мировой цивилизации свою особую страницу.

Происхождение этой культур и их дальнейшая судьба крайне загадочны. Причина этого — отсутствие у народов скифского мира собственной письменности и противоречивые данные о скифах в рассказах иных народов.

Изучая древние тексты, в которых античные и восточные историки упоминают имена скифских вождей, некоторые скифские слова, ученые все же могут кое что понять о происхождении скифов. Они говорили на языке иранской группы индоевропейской языковой семьи, а другие народы скифского мира имели похожие языки.

Но откуда и когда пришли представители скифской культуры в европейские степи, где с ними и познакомились древние греки, оставившие самые полные описания этого народа? До прихода сюда скифских племен здесь жили народы, также говорившие на иранских языках. Самыми известными из них были киммерийцы. История киммерийцев также полна тайн. На сегодняшний день точно не установлено, кто такие киммерийцы. Одни исследователи считают, что киммерийцы — это родственные скифам кочевые народы, существовавшие с ними в одно время. Другие ученые предполагают, что понятие «киммерийцы» может быть одним из названий самих древних скифов. По легенде, которую приводит греческий историк V в. до н. э. Геродот, скифы-кочевники, пришедшие из Азии, изгнали киммерийцев с территории Северного Причерноморья. Но тот же Геродот в своей «Истории» приводит и другие легенды скифов. Согласно им, эта цивилизация в Северном Причерноморье жила извечно.

Легенды мало помогают решению вопроса о происхождении причерноморских скифов. Не дают прямого ответа и археологические источники. Ведь большинство скифских племен вело кочевое хозяйство и могло передвигаться на огромные расстояния за короткое время. Да и выделить их предков среди множества родственных племен со сходными чертами культуры очень сложно. Все же большинство ученых склоняются к тому, что основное ядро скифов Причерноморья составляли племена, пришедшие с востока, из за Волги.

salik.biz