Древние школы руси. Первые школы древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Школы на Руси в старину. Древние школы руси


Школы на Руси в старину / Малютка

В IX веке, когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).X век В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.
«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» — картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.XI век
Реконструкция старинных счетов и азбуки Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей. Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.XVI век Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.
Стоглав (Титульный лист) В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.Первый русский букварь Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.
Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. XVII век До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.
Дореволюционный учебник геометрии. В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы.
Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.

malyutka.net

Архитектурные школы Древней Руси - Любовь к жизни

    Предлагаю всем любителям древнерусской архитектуры небольшой опрос на тему: "Какой архитектурной школе Древней Руси вы отдали бы предпочтение и почему?".

    Чтобы не было лишних псевдоисторических дискуссий, сразу оговорюсь, что под Древней Русью в данном случае я имею в виду не только домонгольский период нашей истории, но и русское средневековье, вплоть до конца XVII века, а территориально - не только Древнерусское государство IX - XIII веков или Московскую Русь, но и те русские земли, которые входили в состав ВКЛ или Австрийской монархии (к примеру, Галицко-Волыские или Полоцкие земли, Киевщину), ну и конечно же, относительно самостоятельные до конца XV - начала XVI веков Рязанское княжество, Новгородскую и Псковскую республики.

1. Владимирская школа

    Голосовалка под катом (голосовать можно за несколько вариантов, но не более 4-х).    А пояснения, почему вы проголосовали именно так, прошу оставлять в комментариях.

2. Галицко-Волынская школа

3. Киевская школа

4. Московская школа

5. Муромо-Рязанская школа

6. Новгородская школа

7. Полоцкая школа

8. Псковская школа

9. Черниговская школа

  Коллажи взяты отсюда: Архитектура Средневековья

Какой архитектурной школе Древней Руси вы отдаете предпочтение?

Владимиро-Суздальская школа

3(27.3%)

Галицко-Волынская школа

0(0.0%)

Киевская школа

1(9.1%)

Московская школа

2(18.2%)

Муромо-Рязанская школа

1(9.1%)

Новгородская школа

2(18.2%)

Полоцкая школа

0(0.0%)

Псковская школа

1(9.1%)

Черниговская школа

1(9.1%)

Я не разбираюсь

0(0.0%)

  Заранее благодарен всем, кто принял участие.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Первые школы древней Руси

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеМасловская основная общеобразовательная школа

Первые русские школы в Древней Руси.Учебные книги.

Колчанова Анастасия Александровна2002 г.р., ученица 6 класса

Масловской ООШ

Московская обл., Зарайский р-он,пос. Масловский, ул. Клубная д. 8 кв. 48

Тел: 8-929-591-15-80

Руководитель Галкина Инна Геннадиевна

учитель русского языка и литературыМасловской оошп. Масловский, ул. Школьная, 16

2014 г.

Цели:

    1.    Познакомиться с историей возникновения первых школ на Руси.

    2.    Узнать, по каким учебникам учили в древности.

     3.    Осознать важность образования в жизни человека.

Среди предложенных тем меня привлекла тема о первых школах на Руси и первых учебниках. Мне было интересно узнать о том, как обучались дети в то время.

Я знаю, что принятие христианства в 988 г. способствовало быстрому распрост­ранению письменности и письменной культуры.

В ходе подготовки работы, я узнала ещё, что с введением христианства связано и начало школьного об­разования в Древней Руси. Первые школы в Киевском госу­дарстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», — сообщалось в «Повести временных лет». Князь Ярослав Мудрый расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь быва­ет польза от учения книжного». В Новгороде им была создана школа, в которой обучалось 300 детей.

Позже в Киеве при Андреевском монастыре была открыта специальная женская школа, где «младых девиц» обучали писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам».

Созданная князем школа «книжного учения» являлась дворцовым учебным заведением.

Со временем в древнерусском языке рядом с понятием «книжное учение» от глагола «учить» стал складываться более удобный термин «училище». В.И. Даль записал тверское диалектное — учельня — «всякое заведение для обучения чему-либо, школа».

В древнерусской письменности термин «школа» впервые встречается в 1382 г. Первые русские школы создавались в основном при монас­тырях, преподавало в них духовенство. Сведения о таких школах содержатся в жити­ях русских святых — Сергия Радонежского, Александра Свирского и других. В таких школах изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «лучших людей детей», где готовили к государственной и церков­ной деятельности, давали знания по философии, риторике, грамматике. Многие видные деятели древнерусской культуры вышли из школы при Киево-Печерском монастыре — веду­щем центре книжности.

Со­хранялась и поддерживалась в XIV—XV вв. грамотность в сре­де торгово-ремесленного населения Новгорода и Пскова. Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного со­держания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.Универсальной учебной книгой долгое время была Псалтирь, служившая первоосновой для толкования библейских текстов. Кроме того, по ней изучались грамматика, риторика и философия.  С начала книгопечатания на Руси появляются первые печатные учебные книги, первое место среди которых принадлежит «Азбуке» Ивана Федорова. «Азбука» была издана первопечатником во Львове в 1574 г. Книга была рассчитана на широкое овладение грамотой. В мире сохранилось только три экземпляра этих уникальных книг. К сожалению, ни одним из них не владеет Россия. «Азбука» 1574 г. хранится в библиотеке Гарвардского университета (США). «Азбука» 1578 г. хранится в Копенгагене в Королевской библиотеке (Дания) и в Готском университете (Германия).

Слово «азбука» происходит от названия первых букв алфавита «Аз» и «Буки». «Азбука» И.Федорова отражает древнюю буквослагательную систему обучения грамоте, унаследованную от греков и римлян. В начале книги помещен алфавит, насчитывающий 46 букв, от буквы «аз» до « ижицы». Учащиеся должны были запоминать по внешнему виду буквы и выучивать их названия: Аз, буки, веди, глагол, добро, есть и т.д. Затем складывать слоги и также заучивать их. Далее в особом разделе приводятся некоторые сведения из грамматики, прежде всего о глаголе. «Азбука» в грамматическом разделе имеет рубрику: «По прозодии» , где помещены сведения об ударениях ; «По ортографии» , который включает первоначальные сведения об отдельных частях речи (глаголе, имени существительном и прилагательном, местоимени (совр. местоимение). Упор делался на обучении грамотному чтению и письму.

После усвоения грамматических сведений дети переходили к чтению отдельных предложений, которые давались в алфавитном порядке. Затем следует материал для чтения. Это, конечно же, были молитвы, которые и по сей день читаются в православной церкви. Тексты для чтения были взяты из Библии. Приводятся обращения и к детям, и к родителям. Например, обращаясь к детям, автор пишет: «Чада послушайте своих родителей». И в то же время – к родителям: «Отцы не раздражайте чад своих».

Издания Ивана Федорова открыли новую страницу в истории просвещения русского, белорусского, украинского и всех славянских народов, которые использовали опыт И. Федорова для первоначального обучения грамоте в своих странах. Это первая светская книга, которая была предназначена, как говорит в послесловии сам составитель, «возлюбленному честному христианскому русскому народу» и которую он «писах» и «сложих» «ради скорого младенческого научения».Изданная в Москве в 1634 г. «Азбука» Василия Бурцова продолжала традиции федоровских букварей. По–прежнему использовался буквослагательный метод обучения чтению, стали включаться для чтения отрывки из сочинений о языке, о славянской письменности, сохранялось простое оформление книги.

Значительным событием в истории учебников русской грамоты конца 17 века явились «Малый» и «Большой» буквари Кариона Истомина. Он создал оригинальный учебник. Стали изучаться русские слова, их звучание и написание. Тексты носили нравоучительный характер. В учебнике были иллюстрации.

В «Букваре» Кариона Истомина дано 257 слов, они соотнесены с рисунками. Даются образцы печатных и рукописных букв.

Во всех древних учебниках было мало грамматического материала.В ходе работы над темой у меня возникло желание узнать об учебных заведениях моего родного Зарайска. Я обратилась к книгам по истории родного края и нашла некоторые данные.

В 1859 году в городе Зарайске существовало 4 училища: духовное, приходское, для благородных девиц, уездное. Были земские школы, которые содержала местная власть. Многим школы были обязаны и отдельным благотворителям, например, А.А.Бахрушину.

Проведя небольшое исследование, я узнала, что возникновение школ в Древней Руси связано с именем святого князя Владимира, Крестителя Руси. Познакомилясь с первым букварем, узнала об учебных заведениях своего города.

Источники:

http://museum.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12971http://dates.gnpbu.ru/4-9/Pervaja_azbuka/pervaja_azbuka.htmЛопушанская С.П. Страницы истории русского языка : кН. Для учащихся 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений / С.П.Лопушанская, О.А.Горбань, Е.М. Шептухина. – М : Просвещение, 2007. – 191 с.

multiurok.ru


Смотрите также