Древние произведения. Ошибкаадресациик веб-серверу
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Синило - Древние литературы Ближнего Востока. Древние произведения


Древнейшие произведения литературы - LIQE... без границ

Едва лишь освоив письменность, люди стали фиксировать свои мысли и идеи, стремясь через слова достичь своего рода бессмертия. Многие из ранних письменных трудов человечества, к сожалению, бесследно утеряны, так и не найдя современного читателя. Но есть те немногие, кому повезло сохраниться до сегодняшних дней...

Рассказ о двух братьях. Египет, 1185 г. до н.э.Рассказ о двух братьях был написан вскоре после конца правления фараона Сети II (1200 — 1194 гг. до н.э.), и некоторые считают его самой первой сказкой. Точная дата находки папируса, увы, неизвестна, но известно, что Британский музей купил его в 1857 году, и что впоследствии был осуществлен перевод текста. Первая часть рассказа повествует о двух братьях: Анубисе и Бате. Жена Анубиса пытается соблазнить Бата, который пресекает все ее попытки. Тогда женщина притворяется больной и заявляет, что Бата избил ее, после того как якобы безуспешно пытался ее совратить.

Услышав это, Анубис приходит в ярость и жаждет убить Бата, который убегает из дома, моля бога Ра о спасении. Ра услышал его мольбу и создал между братьями реку, полную крокодилов. Желая доказать собственную невиновность, Бата отрезает себе гениталии и выбрасывает их в реку. После этого Анубис возвращается домой и убивает свою лживую жену. Его брат же уходит в Долину Кедра, где вешает свое сердце на дерево, которое, в ходе сложных перипетий, позднее срубает супруга Бата, в результате чего мужчина погибает.

Вторая часть рассказа несколько отличается от первой, превращаясь уже в историю о царствовании, так как Бата в конечном итоге возрождается и становится царем, а Анубис — принцем.

Папирус Весткар. Египет, 1700 гг. до н.э.Папирус Весткар представляет собой коллекцию из пяти независимых историй, каждая из которых рассказывает об одном древнеегипетском жреце или колдуне и о чудесах, которые они совершили. Предположительно папирус был найден британским авантюристом Генри Весткаром, в честь которого он и был назван. В конце концов он попал в руки немецкого египтолога, который и занялся его переводом. Хотя происхождение папируса до сих пор остается тайной, его можно найти в египетском музее в Берлине.

Наиболее известной сказкой этого папируса, пожалуй, является сказка о Джеди. Ему было 110 лет, он очень любил поесть и был известным колдуном, который мог выполнять один удивительный трюк — воссоединять отрезанные головы с телами. Однажды Хеопс пригласил его к себе во дворец и предложил одного из своих слуг для демонстрации этого чуда, но Джеди отказался, сказав, что не творит «магию» на людях. Тогда ему принесли гуся, на котором колдун и показал фараону свое умение. Хеопс остался доволен трюком и потребовал показать ему еще; так, среди прочего, Джеди повторил свой фокус на быке (к несчастью, подробного описания, как ему это удалось, в истории не приведено).

«Плач о гибели Ура». Шумеры, 2000 гг. до н.э.Один из старейших примеров мировой поэзии «Плач о гибели Ура» является погребальной песней о разрушенном городе, написанной первыми королями династии Исин, желавшими отстроить его заново. Этой песней авторы хотели успокоить разгневанную и страдающую душу бога города Ур Нанна, что было необходимым условием для начала строительства. Помимо этого «Плач о гибели Ура» должен был рассеять подозрения народа о том, что короли династии Исин были каким-то образом связаны с уничтожением города.

Повествование в первой половине песни ведется от лица жены Нанны богини Нингаль, во второй части в дело вступают голоса выживших в этой страшной трагедии. Песня начинается со списка разных шумерских городов, которые были уничтожены и, по мнению автора, покинуты богами. После этого Нингаль описывает разрушение города Ур «с сброшенными в кучу телами мертвых людей на улицах» и говорит о том, как городские здания взывают к ней. Песнь заканчивается тем, что выжившие прославляют Нанну и Нингаль.

«Классика поэзии». Китай, 1000-600 гг. до н.э.Старейшим из сохранившихся сборником стихов в китайской истории является «Классика поэзии» или «Shijing»; считается, что его собрал великий философ Конфуций. Книга является частью сборника «Пять классических трактатов», состоящего из пяти независимых книг. На протяжении столетий поэмы устно передавались из поколения в поколения; автор их неизвестен, хотя основная масса, скорее всего, была придумана людьми, жившими во времена правления царского дома Чжоу, которому приписывают основание всей китайской культуры.

В «Классике поэзии» представлено 305 поэм, сама книга разделена на три части: Feng (песни), Ya (оды и эпосы) и Song (гимны). Самой примечательной из них является, пожалуй, Feng, в которой собраны фольклорные песни и стихи о гнете и притеснениях простых людей, смешанные с надеждой и оптимизмом.

«Речение Ипувера», Египет, 1650 г. до н.э. 05Несмотря на заявления о том, что это произведение литературы доказывает истинность и историчность Ветхого Завета, «Речение Ипувера», по мнению историков, было написано еще египтянами в далеком XVII в. до н.э. Первоначально носившее название «Жалобы египетского мудреца», «Речение» рассказывает о социальных бедствиях, которые обрушились на египетское царство. Среди прочего в тексте говорится о свирепствовавшей в Египте чуме, во время которой воды Нила окрасились в красный как кровь цвет, став непригодными для питья.

Источником всех бед послужило то, что бедные люди пытались жить выше закона. Гражданское неповиновение привело к тому, что Египтом стали править воры и бандиты. Документы на собственность были уничтожены по всей стране, вследствие чего возникла неразбериха с землей и недвижимостью; дело дошло до того, что люди просто начали кончать жизнь самоубийством в водах Нила. К сожалению, подлинный источник документа найти невозможно, а само «Речение Ипувера» является лишь копией старого манускрипта.

«Сказание Синухе». Египет, 2000 гг. до н.э.«Сказание Синухе» считается величайшим литературным произведением Древнего Египта и рассказывает о египтянине знатного происхождения. Будучи в поездке по Ливии вместе с принцем Сенусертом I, Синухе узнает об убийстве фараона Аменемхета I и о том, что замышляется покушение на самого Сенусерта. Боясь за собственную жизнь из-за дружбы с принцем, Синухе бежал из страны и обосновался в Сирии, где женился на дочери местного вождя и стал уважаемым членом общества.

Несколько лет Синухе защищал родину своего тестя от разных вторженцев, чем заработал себе определенную славу. В связи с этим он несколько раз принимал у себя египетских эмиссаров, которые в конце концов рассказали о нем Сенусерту, пережившему-таки попытку покушения и ставшему к тому времени фараоном. Сенусерт пригласил к себе Синухе, который струсил и сбежал, бросив его, и встретил мужчину с распростертыми объятиями, простив ему все и взяв к себе на службу.

«Путешествия Уну-Амона». Египет, 1000 гг. до н.э.Единственная сохранившаяся копия этого египетского романа находится в государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Роман повествует о, вероятно, правдивой истории высокопоставленного жреца храма Амона по имени Уну-Амон. Уну-Амона отправили в Финикию (современная Сирия), чтобы он нашел там кедр для реставрации священной барки, на которой статую Амона проносили по городу во время фестивалей.

Поездка эта, хоть и казалась сперва самой заурядной, оборачиваетсся долгим и насыщенным путешествием. Под конец когда мужчина добрался до Кипра, его чуть не растерзала разъяренная толпа, но местная царица успела взять его под свою защиту. К несчастью, на этом история обрывается, так как никаких других листов папируса найдено не было.

Произведение представляет огромную пользу для историков, так как оно является одним из немногочисленных источников, дающих представление о жизни в Египте и Финикии того времени.

«Сказка о ниппурском бедняке». Аккад, 1500 гг. до н.э.«Сказка о ниппурском бедняке» — один из старейших примеров древнего устного фольклора. Сказка рассказывает историю о человеке по имени Гимиль-Нинурта, который был столь беден, что у него даже не было «сменного белья». На последние гроши мужчина купил козу, чтобы устроить себе последний пир, и с ней пошел в резиденцию главы города, чтобы поесть у него (в некоторых версиях, коза служит подарком чиновнику). Завидев бедняка, чиновник рассмеялся над ним и козой, после чего забрал животное себе и велел слугам побить Гимиль-Нинурта и вышвырнуть его на улицу. В ответ Гимиль поклялся отомстить главе города в тройном размере.

Сперва Гимиль посетил короля Ниппура, которого каким-то образом убедил дать ему роскошную одежду и королевскую колесницу. Вернувшись обратно в свой город Гимиль хитростью подтолкнул чиновника к тому, чтобы тот ограбил его. После этого он шантажирует его (и избивает) за то, что он ограбил короля. В следующий раз Гимиль переоделся жрецом и снова избил своего обидчика, перед этим так же соблазнив на бесчестный поступок. И наконец в третий и в последний раз, когда чиновник усилил охрану, Гимиль заплатил незнакомцу, чтобы тот отвлек стражников, пробрался в дом и избил чиновника в третий раз.

«Поучения Шуруппака». Шумеры, 2500 гг. до н.э.«Поучения Шуруппака» — это собрание народных мудростей, составленное отцом для Зиусудры, героя шумерского сказания о потопе. В тексте присутствуют сотни полезных советов, начиная практическими и заканчивая моральными принципами, которые должны были помочь Зиусудре по жизни. «Поучения» заканчиваются хвалой Нисабе, покровительнице письма.

Можно предположить, что «Поучения Шуруппака» пользовались большой популярностью в свое время, так как было найдено огромное количество сохранившихся копий этого своеобразного учебного пособия.

«Поучения Птахотепа». Египет, 2400 гг. до н.э.«Поучения Птахотепа» — это 18-тистраничная книга житейской мудрости, собрание идей и мыслей Птахотепа, который был советником двух разных фараонов: Менкаура и Дад-ку-Риа. Отказавшись самому стать фараоном, Птахотеп посвятил свою жизнь жречеству и служению государству. Как и «Поучения Шуруппака», это собрание мудростей предназначалось для сына Птахотепа.

Книга начинается с замечания о том, что молодость быстро уходит и ее сменяет старость, после чего плавно переходит к правилам о гражданской ответственности и социальном устройстве общества и затем к вопросам, касающимся личных отношений и секса. Благодаря за свою мудрость и вдохновение бога, Птахотеп заканчивает книгу, вспоминая свою долгую жизнь, говоря о следовании принципам Маат, богини истины и справедливости, о служении фараону и о желании, чтобы его сын продолжил его дело.homsk.com

liqe.livejournal.com

Античная литература - это... Что такое Античная литература?

Греческий поэт Софокл

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях).

Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Общие сведения

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне.

Эстетика античной литературы

Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен ее упадка.

Публичность

Античной литературе присущи публичные формы существования. Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Стихотворная форма

Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Идейное наполнение и ценности

Античный гуманизм

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.

Подъем земной красоты

Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

Философия

Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла свое значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.

Этапы античной литературы

Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Античная литература пережила пять этапов.

Древнегреческая литература

Архаика

Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (8 — 7 век до н. э.). Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.

Классика

Начальный этап периода классики — ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова ионийской Греции (7 — 6 век до н. э.).

Высокая классика представлена жанрами трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан), а также нелитературной прозой (историография — Геродот, Фукидид, Ксенофонт; философия — Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; красноречие — Демосфен, Лисий, Исократ). Её центром становятся Афины, что связано с подъемом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте (5 век до н. э.).

Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии, театр же теряет свое значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (4 века до н. э.).

Эллинизм

Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (3 век до н. э. — 1 век н. э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики (Каллимах, Феокрит, Аполлоний) и творчеством Менандра.

Древнеримская литература

Основная статья: Древнеримская литература

Эпоха Рима

В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:

  • этап республики, который завершается в годы гражданских войн (3 — 1 век до н. э.), когда творили Плутарх, Лукиан и Лонг в Греции, Плавт, Теренций, Катулл и Цицерон в Риме;
  • «Золотой век» или период императора Августа, обозначенный именами Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция (1 век до н. э. — 1 век н. э.)
  • литературу поздней античности (1 — 3 века), представленную Сенекой, Петронием, Федра, Луканом, Марциалом, Ювеналом, Апулея.
Переход к средневековью

В эти века происходит постепенный переход к средневековью. Евангелия, созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи, латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских — итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских — английского, немецкого и др., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.

Античность и Россия

Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у неё православное христианство и написание букв в соответствии с греческим алфавитом. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешёл в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.

См. также

Литература

Использованная литература

  • Гаспаров М. Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. — М.: Наука, 1983. — 584 с. — С.: 303—311.
  • Шалагинов Б. Б.. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. — М.: Академия, 2004. — 360 с. — С.: 12-16.

Рекомендуемая литература

  • Античная литература / Под редакцией А. А. Тахо-Годи; перевод с русского. — М., 1976.
  • Античная литература: Справочник / Под редакцией С. В. Семчинский. — М., 1993.
  • Античная литература: Хрестоматия / Составитель А. И. Белецкий. — М., 1936; 1968.
  • Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции / Перевод с русского. — М., 1967.
  • Парандовский Я Мифология / Перевод с польского. — М., 1977.
  • Пащенко В. И., Пащенко Н. И. Античная литература. — М.: Просвещение, 2001. — 718 с.
  • Подлесная Г. Н. Мир античной литературы. — М., 1992.
  • Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, А. Д. Пономарев. — М., 1989.
  • Содомора А Живая античность. — М., 1983.
  • Тронский И. М. История античной литературы / Перевод с русского. — М., 1959.

Ссылки

dic.academic.ru

История античной литературы «

Автор: Дементьева Светлана

 

Актеры Древней Греции

Прежде всего хотелось бы еще раз напомнить, что термин «Античный» в переводе с латинского означает «древний». Принято понятие античности использовать применительно к истории и культуре Древней Греции и Рима.

Так или иначе, но история античной литературы основана прежде всего на культуре Древней Греции. Древнегреческая литература зародилась, благодаря языческой религии. С появлением письменности заклинания, гимны, истории богов, плачи и пословицы, словом все то, из чего состояли мифология и фольклор, стали записываться. Через определенное время появились писатели и поэты, и так зародилась древнегреческая литература.

Самые древние памятники античной литературы относятся к VIII — VII вв. до н.э. На этот же период приходятся гомеровские поэмы. Далее происходит расцвет лирики. В V в. до н.э., этот век еще называют «Золотым веком» древнегреческой литературы, центральное место принадлежало театру, а городом всех городов стали Афины. В IV в.до н.э. Греция оказалась под огромным влиянием Древней Македонии, далее — под властью Рима. Однако не Греция стала терять свою культуру, а Рим оказался под мощным влиянием отлично развитой греческой культуры. В Риме стали появляться литературные произведения, основанные на образцах древнегреческой литературы. Древнеримский язык обогатился. Так получила значительный толчок в своем развитии древнеримская литература.

Античная литература является основой всей европейской литературы. Жанры, сюжеты и образы античной литературы, древнегреческий и латинский языки, изучение античных классиков являлись основой для любой образовательной европейской программы лицеев и гимназий.

Вот примерная структура античной литературы:

Античная мифология:

Античный эпос:

Античная лирика:

Античный театр:

  • Античная трагедия
  • Античная комедия

Античная проза:

demsvet.ru

Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха

Эта книга приглашает читателя погрузиться в мир древнейших известных нам письменных культур - египетской, шумерской, аккадской, хетто-хурритской, ханаанейской, а также тесно взаимосвязанной с ними и вместе с тем уникальной древнееврейской культуры, в лоне которой рождаются библейские тексты.

Первоистоки, первоначала - истории, цивилизации, литературы, нашей общей судьбы - о них эта книга.

Для студентов гуманитарных факультетов университетов, и прежде всего - культурологов, филологов, философов, религиоведов, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами духовной и художественной культуры.

1998 г.

471 стр.

Галина Синило - Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета) - Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ШУМЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АККАДСКАЯ (ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА

ХЕТТО-ХУРРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ХАНААНЕЙСКАЯ (ФИНИКИЙСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ.

Структура и жанровый состав ТаНаХа (Ветхого Завета).

Мировоззренческие основы древнееврейской литературы. Исторические условия формирования текстов библейского канона. ТаНаХ как синтез исторического опыта еврейского народа

Фольклорные основы ТаНаХа. Особенности стихосложения

 

ТОРА (ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЕВО) КАК ЕДИНЫЙ РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭПОС

Космогония и антропогония Книги Берешит (Бытие)

Истории патриархов в Книге Бытия - истории Завета и Обетования

Эпос об Исходе и рождение народа как сакральной общности

Скрижали Завета

 

ЭПИЧЕСКИЕ КНИГИ РАЗДЕЛА "НЕВИИМ" ("ПРОРОКИ") 

Книга Иешуа бен Нуна (Иисуса Навина) как образец библейского воинского эпоса

Героические образы Книги Шофтим (Судей)

Личность и история в Книгах Самуила н 1-й Книге Царей (1-й-З-й Царств)

Коллизия "пророк и царь" в Книгах Царей (3-й и 4-й Царств)

 

ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ

Этическая концепция пророков и специфика жанра пророческой книги

Первые "письменные" пророки - Амос, Хошеа (Осия)

Мечта о мировой гармонии: Книга пророка Иешаяху (Исайи)

Иермияху (Иеремия) - поэт скорби и утешения

Видение Славы Божьей: Книга пророка Иехэзкэля (Иезекииля)

 

ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В СОСТАВЕ ТАНАХА

Поэтика Книги Хвалений (Псалтири)

Поэтика Песни Песней

 

"ЛИТЕРАТУРА ПРЕМУДРОСТИ" В СОСТАВЕ ТАНАХА (ФИЛОСОФСКАЯ ПРИТЧЕВАЯ ТРАДИЦИЯ)

Поэтика Книги Притчей Соломоновых

Книга Иова (Иова): Проблема теодицеи и своеобразие ее художественного решения

Кохэлет (Экклесиаст): Философский смысл и художественное своеобразие

 

ПРИТЧЕВАЯ НАЗИДАТЕЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ (КНИГА РУТ, КНИГА ЙОНЫ, КНИГА ЭСТЕР)

"ВНЕШНИЕ КНИГИ" НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ, СВЯЗАННЫЕ С МИРОМ ТАНАХА.

Исторические хроники (1-я и 2-я Книги Маккавеев) и повести-притчи (Книга Юдит, Книга Товия)

Афористика: Премудрость Иешуа Бен-Сиры (Иисуса сына Сирахова)

 

ЖАНР АПОКАЛИПСИСА В ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Нравственно-философский смысл Книги Даниэля

(Даниила) и ее жанровая специфика

Апокрифическая апокалиптика (Книга Еноха

 

САДДУКЕИ, ФАРИСЕИ, ЕССЕИ. КУМРАНСКИЕ ТЕКСТЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН РЕАЛЬНЫХ ЛИЦ

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН МИФОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

 

От автора

 

Откуда же действительно пришло Слово? Где и когда впервые роди­лась поэзия, литература? Долгое время (практически до начала XIX в.) древнейшими образцами художественной словесности считали произведения древнегреческой литературы. И поныне Древность ассоциируется в массовом сознании с греками и римлянами, а слово "античный" навсе­гда связалось с культурой Древней Греции и Древнего Рима. Однако "античный" означает "древний", и можно утверждать, что наряду с за­падноевропейской (греко-римской) античностью существовала и суще­ствует восточная античность.

Параллельно с греческой и римской куль­турами развивались египетская, ассиро-вавилонская, финикийская, древнеиранская (персидская), древнееврейская, древнеиндийская, древ­некитайская культуры, и многие из них оказали не меньшее, чем антич­ная культура, влияние на современную цивилизацию. Но время возник­новения и живого функционирования этих культур различно, как от­личны, при всех чертах типологического сходства, их миросозерцание и внутренние закономерности развития.

 

По мере изучения Древнего мира, представляющего первую гигант­скую фазу общечеловеческой культуры (за ней последуют Средневеко­вье и Новое время), выяснилось, что за относительно хорошо изучен­ным классическим Древним миром скрывается мир еще более древний, который известный востоковед Н. И. Конрад назвал Прологом ко всей по­следующей культуре. Этот архаический Пролог стал по-настоящему доступен для исследования лишь в XX в. причем некоторые культуры, пройдя положенный им срок, остались в рамках "старого" Древнего ми­ра (шумерская, хетто-хурритская, крито-микенская, культура иньских китайцев и индийцев бассейна Инда), другие же продолжили свое разви­тие и в пределах "нового", классического Древнего мира (египетская, ассиро-вавилонская, финикийская).

 

Известны три основные культурно-исторические зоны, в которых раньше всего сложились высокоразвитые городские цивилизации, роди­лась письменность и литература: Евро-афро-азиатская (Присредиземно-морская), Южноазиатская и Восточноазиатская. Эти три больших ареала -своеобразные сценические площадки, на которых началось великое действо человеческой культуры. Различно время начала культурно-исторической активности народов этих зон, и не все в них в равной сте­пени изучено.

 

Раньше всего культурно-историческая жизнь складывается в первой -Евро-афро-азиатской - зоне. Начало ее датируют IV тыс. до н. э. Место географической и культурной "встречи" Европы, Африки и Азии - При-Средиземноморье и Ближний Восток (поэтому первую зону можно име­новать Присредиземноморской, или относительно Востока - Ближне­восточной). В первой зоне выделяются несколько наиболее важных культурных центров. Один из них располагался в долине Нила, где скла­дывалась и развивалась египетская культура и египетская литература одна из старейших из известных нам на земном шаре. Второй, не менее важный и древний центр находился в долине рек Тигра и Евфрата в Древнем Двуречье (Междуречье, или Месопотамии). Раньше всего в [V тыс. до н. э,- здесь возникает высокоразвитая шумерская цивилиза­ция (шумеры - народ, не принадлежащий ни к одной известной нам эт­нической группе, в равной степени как и шумерский язык не входит ни в одну известную языковую семью).

 

На рубеже III-II тыс. до н. э. история Древней Месопотамии становится преимущественно историей семит­ских народов - прежде всего аккадцев (вавилонян и ассирийцев), кото­рые, опираясь на достижения шумерской цивилизации, создают собст­венную высокоразвитую культуру и богатую литературу. Шумеры постепенно ассимилируются, сливаются с аккадцами. В Междуречье обитали также семитские арамейские племена (арамейский, как и аккад­ский, язык принадлежит к группе восточносемитских языков). В Север­ной Месопотамии и Сирии жили племена хурритов, чья культура пред­ставляла собой ответвление месопотамской традиции, а язык, до сих пор слабо изученный, предположительно, был родственен языкам Урарту и принадлежал к восточнокавказской (кавказо-иберийской) группе кавказ­ской языковой семьи.

 

Позднее, в первой половине II тыс. до н. э. хурри - там пришлось столкнуться с хеттами, которые первоначально обитали в центре Малой Азии (Анатолии), но постепенно продвигались на юг В результате хеттская культура испытала очень сильное воздействие хурритской, хотя язык хеттов принципиально отличался от хурритского: в этом регионе хеттский, наряду с лувийским, был древнейшим предста­вителем индоевропейской языковой семьи ее хетто-лувийской, или анатолийской, группы (в нее входили также языки, являющиеся про­должением хеттского и лувийского - лидийский и ликийский'). Хетты сыграли очень важную роль как посредники в передаче культурного влияния Востока на Запад (на ахейскую и греческую культуру).

esxatos.com


Смотрите также