Древние образы. Урок: "Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние образы в народном искусстве – наше наследие. Древние образы


Древние образы в народном искусстве – наше наследие

В школьной программе важное место в изучении национальной культуры занимают древние образы в народном искусстве. ИЗО (изобразительное искусство) начинают преподавать с начальных классов, и одна из первых тем посвящена символам, которые наши далекие предки вышивали на одежде, вырезали на деревянной утвари, изображали на украшениях и глиняных чугунках. Эти образы служили не только украшением – они несли сакральный смысл.

Древние образы в народном искусстве

Одухотворение образов

Закодированные в архитектурных композициях, предметах быта, художественных произведениях и фольклорных текстах древние образы в народном искусстве отражают представления наших предков об окружающем мире. Выдающийся ученый Николай Костомаров считал древние символы образным проявлением нравственных идей с помощью предметов физической природы, наделенных духовными свойствами.

Академик Вернадский отмечал, что в произведениях народного искусства проявляется жизнь данной эпохи и данного народа, и благодаря этому можно изучать и понимать душу народа. Он признавал глубокий символизм художественного творчества, которое дарует нам Космос, проходя сквозь сознание живого существа.

Древние образы в народном искусстве 5 класс

Основные образы

Примеры сакральных символов и их значение точно в доступной форме представлены в школьной теме «Древние образы в народном искусстве» (5 класс, Изобразительное искусство). Это геометрический орнамент, образы солнца, яйца, Древа Жизни, неба, воды, матери-земли, изображения животных и другие.

  • Солнце олицетворяло лоно Вселенной.
  • Древо Жизни – центр мироздания, иерархическая структура бытия.
  • Яйцо – символ жизни, небесная сфера, из которой возникают звезды, планеты.
  • Образ Земли ассоциировался с образом матери-кормилицы.
  • С помощью орнаментов изображались небо, земля, вода, животные и растения, огонь, проявления природы (ветер, дождь, снег и т.д.).

Солнце

Древние образы в народном искусстве изо

Это самый древний образ в народном искусстве. Солнце считалось центром мира и источником жизни, символизировало небесную духовность, часто приобретая образ отдельных богов. Культ Солнца был всемирным. В Ипатьевской Летописи 1114 года указывается, что «Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог». По другим источникам, богом солнца считался Сварог.

Солнце – это «Око Божье», которое наделяется эпитетами «святое», «праведное», «ясное», «красное», «прекрасное». Позже Солнце занимает особое место в небесной иерархии рядом со Всевышним: ясный месяц, светлое солнышко и Бог Небесный. Вспомним поучение Владимира Мономаха, который указывал на необходимость отдавать «утреннюю Похвалу Богу, а затем восходящему солнцу».

В школьном учебнике про древние образы в народном искусстве (5 класс) сказано, что Солнце обозначалось нашими предками иносказательно в виде ромбов, круглых розеток и даже лошадей (символизируют приход весны). Им украшали женские головные уборы, пояса, бусы, выпечку, свадебный каравай, яйца-писанки, керамику и т.д.

Древо Жизни

Это не менее древний образ в народном искусстве, чем Солнце. Древо Жизни символизирует триединство мира, мировое дерево, мифическую птицу – создателя Сущего. Оно объединяет небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). Также Древо означает род – отсюда название «родовое древо», «корни рода», «родные корни».

Изображение Древа Жизни имеет, пожалуй, самую сложную орнаментальную структуру. Это причудливый узор, изображающий раскидистое дерево, с листьями, крупными плодами и цветами. Часто верхушки дерева-орнамента венчают изображения волшебных птиц-хранителей (отсюда выражения «синяя птица», «птица счастья»). Канонически Древо изображается растущим из чаши (сосуда), указывая тем на истоки своих корней от священного лона (вместилища мира, вселенной). Известный фольклорист Ксенофонт Сосенко отмечал, что идея Мирового Дерева «считается народом как первый миротворческий фактор».

Древние образы в народном искусстве обсуждение

Мать-Земля

Земля всегда ассоциировалась с женским образом матери, ведь Земля – это кормилица. Богиня плодородия встречается во многих мировых культурах. Древние образы в народном искусстве матери-Земли олицетворялись с большегрудой женщиной. Она может и детей родить, и урожай «родить». До сих пор археологи находят фигуры деревянных истуканов женского пола, установленных в полях.

На орнаментальных изображениях мать-Земля почти всегда стоит с воздетыми к небу руками, а вместо головы может быть изображен ромб – один из символов Солнца. Тем самым подчеркивается зависимость урожая от солнечного тепла и неба (дождя).

Небо

Согласно древним верованиям, Небо представлялось стержнем мироздания, символом космоса, то есть порядка и гармонии, источником жизни. Семантика слова «небо» у многих народов означает «число», «гармония», «середина», «порядок», «пуп», «жизнь» (в частности в латинском, английском, латышском, хеттской, ирландской, валлийском языках). Древние образы в народном искусстве наделяли Небо особой силой: часто интерпретация слова «небо» созвучна понятию «Бог».

Наши далекие предки считали, что Небо - это река, по которой путешествует яркое солнце. Иногда с Небом отождествлялась корова, которая считалась небожителем и называлась «небесной коровой». Людям Небо представлялось полусферой, куполом, крышкой, сосудом, которые защищали их. Образы неба обозначались на расписных яйцах, рубашках, полотенцах, коврах и т.д.

Древний образ в народном искусстве

Орнамент

Издревле гончарные, тканые, вышитые, рисованные, плетеные, резные деревянные и каменные предметы быта украшались различными орнаментами. Узоры имели мировоззренческую семантику и композиционно состояли из простых элементов: точек, зигзагов, завитков, прямых и спиральных линий, кругов, крестов и других. Среди основных групп и видов орнаментов (геометрического, растительного, зооморфного и антропоморфного) исследователи выделяют группу символов небесных тел (солнца, луны, звезд и т.д.).

Именно в виде орнаментов чаще всего изображались древние образы в народном искусстве. Центральное место в таких композициях обычно занимали астральные знаки небесного огня, звезд, солнца и месяца. Позднее эти обожествленные элементы трансформировались в цветочный орнамент.

Вывод

Солнце, Древо Жизни, мать-Земля, Небо, Месяц – это основные древние образы в народном искусстве. Обсуждение их значений и на школьном уроке, и среди ученых перерастает в увлекательную полемику. Достаточно представить себя на месте давнего предка, чтобы понять, какое неизгладимое впечатление производят величественный восход Солнца и бездонная глубина небесного свода над головой, буйство стихии и умиротворяющий огонь очага. Всю эту красоту, величие, необузданность наши прародители запечатлели доступными им способами для грядущих поколений.

fb.ru

Древние образы в народном искусстве

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программа: “Изобразительное искусство” Б.М. Неменский

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель:

  • Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности;
  • Формировать общекультурную, учебно-познавательную, информационную компетенций учащихся;
  • Развитие навыки работы в технике “гуашь”;
  • Повторить ранее изученный материал;
  • Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества;
  • Систематизировать и обобщить полученные знания.

Задачи:

  • Воспитывающая: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся;
  • Развивающая: учащиеся осваивают выразительность форм, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, учатся мыслить на языке данного искусства;
  • Обучающая: создание рисунка на тему древних образов в узорах.

Педагогические личностно-ориентированные технологии на уроке:

1. Технология сотрудничества (совместная работа учащихся друг с другом и с учителем на основе доверительных отношений)

2. Гуманно-личностная технология (индивидуальный подход с учётом способностей)

3. Игровая технологи (на основе игровой ситуации возбуждение интереса, активизация познавательных потребностей)

4. Наглядная технология (через визуальные образы восприятие и осмысление информации)

5. Технология саморазвивающего обучения (в ходе выполнения групповой работы уметь проявить себя – свои личностные качества)

6. Проблемная технология обучения (самостоятельно решить, определить смысловое назначение образа)

7. Технология коллективного творчества (выполнение итоговой коллективной работы)

8. Проектная технология (определении целей задания, план выполнения и в итоге – работа)

9. Интерактивная технология (просмотр презентации на интерактивной доске)

10.Интегрированная технология (использование музыкального и литературного произведений)

11.Технология коммуникативного обучения (активное общение учащихся друг с другом и учителем)

17.Групповая технология (работа в “дружинах” под руководством “воевод”)

19.Деятельностная технология (смена видов деятельности на уроке)

20.Рефлексивная технология (самостоятельная оценка учащимися урока и своей деятельности)

Оборудование урока:

для учителя:

  • Конспект урока
  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Учебник “Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс” Н.А.Горяева, О.В. Островская, М., Просвещение, 2013.
  • Наглядность натурная
  • Художественны материалы (гуашь, кисти, бумага А3)
  • Карточки - “солярные знаки” для рефлексии и самооценки
  • Аудиозапись русской народной песни “Калинка-малинка”
  • Презентация на электронном носителе
  • Лучшие работы с прошлых уроков по данной теме
  • Таблица самооценки

для учащихся:

  • Дневник
  • Альбом для рисования
  • Учебник
  • Ручка
  • Гуашевые краски
  • Кисти жёсткие крупные
  • Бумага (ватман)

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие. Внешняя и внутренняя собранность. Нужный эмоциональный настрой

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Беседа с учащимися на тему “Что мы узнали на прошлых уроках о народном искусстве и древних образах”, параллельный просмотр таблицы <Рисунок 1> и презентации.

- что мы изучали на прошлых уроках?

- народное искусство

- какое искусство называют народным, почему?

- созданное народом, не имеет автора

- что относят к народному искусству?

- игрушки, посуда, вышивка, росписи, платки и т.д.

- а зачем нам изучать народное искусство?

- чтобы знать историю своего народа, окружать себя красотой

- на прошлых занятиях мы много изучали древни образы; сегодня у нас урок повторения: как вы думаете - какова будет тема сегодняшнего урока?

- древние образы

Актуализация знаний.

Работа с наглядностью <Рисунки 1-7.GIF>

- какие древние символы мы знаем?

- солнце, земля, вода, воздух

- как они выглядят?

- рисуют на доске

- какие древние образы знаем?

- берегиня, конь, птица, древо

-что означают эти образы?

парная работа: обсуждение и прикрепление значения к образу

- как вы думаете, что сегодня мы будем вместе рисовать?

- древние образы

- а как мы это будем делать?

- вместе

Обобщение и систематизация знаний.

- да, мы будем выполнять работы вместе - в “дружинах”,

- выбираем воевод в дружину, объявляем конкурс на лучшую работу

- тянем жребий - кому какой образ достанется

- получаем задание по цветовой гамме, обсуждаем проблему в группе

Применение знаний и умений в новой ситуации.

- как разместим рисунок в листе?

- какой цвет любили народные мастера, почему? (в том же цвете делаем “подрисунок”)

выполнение групповой работы в цвете по полученным заданиям (разделение обязанностей внутри группы)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

демонстрация и презентация работ “воеводами”

Чтение стихов:

На скаку играя гривой,Скачет быстро он, красиво.Не догонишь, не дого...Ишь, как скачет: И-ГО-ГО

В замечательной странеПоселилась чудо-птица -Настоящая царица.Удивляют красотойПерья, хвостик золотой.Светом радужным искрится.А зовут ее - Жар-птица.

Девица - красавица,Широка душа.До чего ж ты девица,Право, хороша!Скромная и кроткая,Неба синь - глаза.Тянется до поясаРусая коса.

А у наших у ворот Чудо-дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, Чудо расчудесное! И листочки на нём, И цветочки на нём, Сладки яблочки!

Выделение “воеводами” лучшей работы

- почему она кажется тебе лучшей, что понравилось?

Рефлексия (подведение итогов занятия).

выбор “солярного знака” по желанию:

  • красный – урок понравился,
  • зелёный – не понравился

выставление самооценки на знаках по категориям

- интересно было работать?

- узнал что-то новое?

- получилось нарисовать что хотел?

- нравится твоя работа?

- нравятся работы одноклассников?

Итог: 5 х = “5”

- украсим солярными значками нашу коллективную работу

Домашнее задание:

  • создать “древний образ” в приложении Point (по желанию)
  • показ слайда примерных работ <Рисунки 1-4. JPG>

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Древние образы в народном искусстве.

5 класс. 2 урок. Тема: »Древние образы в народном искусстве».

Автор - Учитель: Трифаненкова Татьяна Анатольевна.

Цель: Научить: детей работать в коллективе, работать на достижение результата: превращать реальный образ в символический; Формировать умение, передавать своё восприятие жизни, смело украшать и фантазировать; создавать свой неповторимый образ в любом материале. Развивать творческую активность и способности через основные средства художественной выразительности (линия, пятно, тон, фактура, фон). Познакомиться: с традиционными народными, крестьянскими и профессиональными промыслами (резьба по кости, резьба по дереву, вышивка ). Раскрыть в полной мере выразительные возможности ДПИ и его материалов. Расширить и обогатить словарный запас учеников.

Тип урока: Повторение пройденного материала; Изучение нового материала.

Планируемые результаты.

Предметные: научатся - сравнивать объекты по заданным критериям (конструктивность, декоративность, материалы) ; работать по плану, по картам – схемам, размещать на листе бумаги свою композицию; работать в коллективе, парами и индивидуально. Познакомятся с новыми терминами , материалами, видами искусства.

Метапредметные: Научатся понимать назначение различных видов искусства и связь с предметами: технология, история, МХК, ОДНКНР – (Основы духовно – нравственной культуры народов России), черчение, математика, музыка, кружки…

Личностные: осознают и поймут, что «Без труда не выймешь рыбку из пруда».,изучат свойства различных материалов и научатся их экономно расходовать, смогут определиться с выбором профессии и увлечений, рационально использовать своё время.

Формы обучения: Перекрёстно – фронтальная, групповая, индивидуальная, вариативная.

Методы обучения : научно – поисковый, экскурс в историю (межпредметные связи), словесно- «клиповый»;

Способы обучения : наглядный - плакаты, видео - ролики, видео - клипы, предметы быта,

Учебники – стр. 12-19 , рабочие тетради, раздаточный материал, интернет ресурсы, планшеты)

Организационный момент -3 – 5 минут:

а) приветствие– 1 мин. б) проверка присутствующих– 2 мин.

в) проверка готовности класс к уроку – 2 мин.

Введение – 5 минут

(просмотр видео – ролика, картин, схем, плакатов - на доске под музыку, чтение своего стиха).

Стих: Трифаненковой Т.А. 03.09.2016год.

« Изобразительное искусство».

- Вокруг себя всё время видим, - В крестьянских избах вечерами,

Предметы разные на вид, За прялкой сидя иль станком

Утилитарные, нарядные. Родную Землю воспевая,

Народ их бережно хранит! Творили чудо – босиком.

- Предмет - искусно украшая, - В народной мудрости глубинной,

А в нём – душа, талант, любовь… Стежок к стежку пролёг на холст,

И обычное убранство Животные, растения и птицы,

Декоративным стало вновь. Цветы – имеют общность форм.

- Посуда, ткани и одежда … - Объём и форму, цвет, фактуру,

В руках умельца - оживёт. Диктует только материал,

Изящной станет форма вазы, Металл на тонкой, стройной ножке,

Причудливым узор ковша, Кувшином, вазой может, стал!

- И на поверхности возникнут, - Материалов - очень много…

Неповторимы – чудеса! У каждого - свой образный язык.

Употреблять в полезных целях, И изучив предмет – искусство,

Запечатлев движенье рук… Что? Как? Зачем? Когда возник?

- Из глины, камня и деревьев, - На все вопросы по предмету,

Не только возводили – сруб. Найдёшь всегда любой ответ,

И выразительный орнамент, Если ты дружишь с интернетом…

Стелился, стилизуя – всё! И любишь, этот вот – предмет!

- И на металле и на коже… - Тогда ты многое узнаешь!

Видна нам мастера рука, Уму, ни - где преграды нет!

Декоративное искусство, И многогранное искусство …

Возникло сразу – на века! Тебе раскроет свой секрет!

Формирование новых знаний - 5 минут. Используя картины и видео- клипы.

Посмотрите внимательно символы, используемые в вышивке, резьбе, схемах вязания и ответьте на вопросы:

1.Как называют науку, изучающую быт, культуру древних народов по сохранившимся памятникам?

а) Антропология; б) Антропософия;

в) Археология!; г) Археография;

2. Как в восточнославянской мифологии называли дух дома?

а) Леший; б) Кикимора;

в) Домовой!; г) Злыдень;

hello_html_m726d9fed.jpg

hello_html_m7e5987f3.jpg

hello_html_199af850.jpg

hello_html_4ec43eac.jpg

hello_html_m62e134de.jpg

hello_html_7f0e0c42.png

hello_html_m1b7dac48.png

hello_html_604b1f14.jpghello_html_m6d26e195.jpghello_html_7078d517.jpghello_html_60cc4b8c.jpghello_html_m7b7753f.jpghello_html_m5b15b9d.jpg

hello_html_9d01f0a.jpg

Формирование новых знаний: Люди всегда зависят от сил природы, не могли многого понять и объяснить. Так появились верования в сверхъестественные силы и люди пытались их задобрить. Силы природы получили символический смысл и знаки, их назвали солярными.

На всех предметах изображали : древо – жизни, чудо – птиц, Матушку- Землю, коня звали - «охлупень»…

hello_html_5b7b9055.jpghello_html_m417fde0a.jpghello_html_22c239bb.jpghello_html_2b919a9f.jpg

20.11.2016года 15.40-16.00ч.

Стих: Трифаненковой Т.А.

Древние образы и символы в « ИЗО»

- В далёком прошлом наши предки, - А древо - символ вечной жизни,

Чтобы укрыться в непогоду, Давало кров, тепло в печи,

Чтобы привлечь силы природы, Ветвей чудесных разветвленье,

Богов просили – дать им силы! Есть рода Вашего – продленье.

- От колыбели до могилы, - Конь - «охлупень» кормилец и опора,

От злых предчувствий – оградить! С ним легче стали тяготы труда.

Чтобы понять, как мир устроен? В народных песнопеньях - спас Весну!

И из чего им дом построить? Дав вешним водам путь и Солнцу.

- И чтобы жизнь стала прекрасна… - Изображали птиц разнообразных,

Огонь изображали – красным. С хвостами пышными и поднятым крылом.

А жёлтым – ясно солнышко… Пекли печения – «кулички»,

И, голубым – вода. С песнями «закличками».

- А Мать – землица, чёрная, - Теперь ты выполни рисунок,

Загадок тайных полная… Реальный образ в символ преврати,

В условных знаках выражали Ты обобщи изображенья,

Свои эмоции и чувства. Придумай образ и создай!

- Что мы зовём теперь – искусством. – А можно в пластилине, в глине, в тесте,

Люди - изделья украшали, Пластину – пряник с образом ваять.

Круги и ромбы рисовали… Постарайтесь в книгах, в интернете.

Добром и светом наполняли. Себе образчик подыскать.

- И «Берегиней» - женщину назвали. – Народный опыт поколеньям,

Чтобы источник жизни не иссяк, Передают из века в век.

Чтобы большие были урожаи… Хоть украшенья – украшают,

И плодородьем славилась земля! Но, духом – славен человек!

hello_html_ea8f110.jpghello_html_25a60b47.jpg

hello_html_m4b16de6d.jpghello_html_m27d861cf.png

hello_html_m40167ca6.jpg

Запиши, запомни, заучи! Повтори! Сложные слова:

« Берегиня» Ваять Кров Конь - «Охлупень» Эмоции

Печенья – «кулички» Песни – «заклички» Панно Резьба

« Розетка» Черпак Чувства Сруб Узор

Убранство Украшение Утилитарное (ый) Фрагмент

hello_html_54ea7462.jpg

hello_html_cc14b42.jpg

hello_html_21f983c4.jpghello_html_m3106bdb9.jpghello_html_5ab963e2.jpg

hello_html_23b33d2a.jpg

Закрепление знаний. Практическая работа.

Задание: изобразить чудо – птицу, древо жизни, чудо – коня или композицию из различных элементов древней символики. Смело фантазируй, создай свой оригинальный образ для вышивки или резьбы. Можно: вылепить фигурки, вырезать орнамент из цветной бумаги, создать барельеф или горельеф (индивидуально и по желанию).

Текущий контроль: через 10 – 15 минут, по необходимости, по просьбе ученика.

Материалы: гуашь или акварель, фломастеры, мелки, кисти, пластилин, стеки, «досточка,» Цветная и белая бумага, клей, ножницы, картон…

Зрительный ряд: (на доске) Плакаты с солярными знаками, варианты изображений птиц, коня, дерева - жизни, «Берегини», резьбой по дереву и кости…

(на партах) учебники – стр.12-19, рабочие тетради, словари ,раздаточный материал, интернет ресурсы, планшеты.

ТСО: Компьютер, проектор, музыкальный центр, экран, ксерокс.

Музыкальный ряд: звуки природы и народная музыка.

Посмотрите внимательно символы, используемые в вышивке, резьбе, схемах вязания и ответьте на вопросы:

1.Как называют науку, изучающую быт, культуру древних народов по сохранившимся памятникам?

а) Антропология; б) Антропософия;

в) Археология!; г) Археография;

2. Как в восточнославянской мифологии называли дух дома?

а) Леший; б) Кикимора;

в) Домовой!; г) Злыдень;

Итоги урока. Рефлексия -3 – 5 минут.

Анализ работ: работа « эксперта » (тот ученик, который по всем критериям выполнил работу на «5») в содружестве с учителем.

Мини экспресс - выставка лучших работ учеников.

Задание на дом: Стр.10 -19 учебник.

Стих: Трифаненковой Татьяны Анатольевны.

« Домашнее задание».

Изобразить фрагмент Вам нужно наличника или фронтона,

А можно вырезать узоры из цветной бумаги и картона.

А, может, аппликацию Вы сделать захотите?

Но, прежде образцы Вы где – то посмотрите!

- Запомнить нужно Вам слова… О дисциплине помни тоже!

А потому возьмём – словарь. - А, если, можешь, то ответь –

Запишем всё, что на доске, Мне в стихотворной форме тоже.

Посмотрим у меня на диске. На сайт « Инфоурок» - зайдите…

- Придумаешь кроссворд из слов, И, очень много почерпните.

И чтоб к уроку был готов (с.10-19) - Оставьте мысли там свои…

Любой из класса твоего, С заметкой о моём уроке.

Запомни, что важней всего! А, может, что-то Вы найдёте,

- Потом ответив на уроке, И посоветуете мне!

Заслуженный получишь балл! - Я, благодарна Вам вдвойне!

И чтоб родитель не ругал, За помощь и участие.

Запиши, запомни, заучи! Повтори! Сложные слова:

« Берегиня» Ваять Кров Конь - «Охлупень» Эмоции

Печенья – «кулички» Песни – «заклички» Панно Резьба

« Розетка» Черпак Чувства Сруб Наличник

Украшение Утилитарное (ый) Фрагмент Фронтон

Уборка рабочих мест.

Прощание : Спасибо за внимание и активную работу, все старались - молодцы! Пожелание успехов в учёбе…

infourok.ru

"Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы"

Разделы: МХК и ИЗО

Цель урока: Познакомить учащихся с языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Задачи урока:

  1. Формировать знания о специфике языка декоративно-прикладного искусства;
  2. Познакомить с древними образами в народном искусстве;
  3. Научить обобщению формы предметов, стилизации;
  4. Совершенствовать навыки работы различными художественными материалами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Зрительный ряд:

Архангельская щепная птица, полотенца с вышивками, деревянный ковш; таблицы с изображением предметов и знаков, таблица с изображением солярной символики; компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

  1. Крыша северной избы с конем-охлупенем;
  2. Причелины, полотенца с солярными знаками;
  3. Архангельская щепная птица;
  4. Вышивки на полотенцах, передниках с изображением птиц, коней, древа жизни, матери-земли;
  5. Пряничные доски;
  6. Ковши.

Музыкальный ряд: народная музыка.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы учебного года, темы урока.
  3. Ход урока.
  4. Динамическая пауза.
  5. Практическое выполнение задания.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Деление класса на группы.

2. Сообщение темы учебного года и темы урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы с вами приобщимся к тайнам декоративно-прикладное искусства. Это особый мир. Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями этого искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Человек познает мир не только умом, но и руками. И главное – сердцем!

Сегодня на уроке вы научитесь понимать, что выражают древние образы и символы.

3. Объяснение нового материала.

На доске висят следующие таблицы:

Рисунок1 Рисунок2 Рисунок3
Рисунок4 Рисунок5

Учитель: Назовите предметы, которые вы видите на таблицах, расскажите, для чего они нужны.

Группы называют, объясняют, если нужно дополняют друг друга.

Данные знаки вызывают у детей затруднение, над ними ставятся знаки «?».

Учащиеся: Не знаем название некоторых изображений, для чего они нужны.

Учитель: Давайте запишем вопросы, на которые нам надо найти ответ, чтобы понять, что это за предмет.

Дети диктуют, учитель делает запись на доске:

  1. Как предмет называется?
  2. Для чего нужен?

Учитель показывает компьютерную презентацию.

Учащиеся: Это же крыша избы, а на ней – предмет с четвертой таблицы (рисунок №4). А это доска, а на ней круги с первой и пятой таблицы (рисунки1, 5). А это вышивки – и на них изображения со второй и третьей таблицы (рисунки 2, 3).

Учитель: Так где же мы можем встретить эти изображения?

Учащиеся: На крыше дома, на вышивке, на посуде.

Учитель: А часто ли вы видите эти изображения в повседневной, современной жизни?

Учащиеся: Нет. Наверное, их рисовали когда-то давно. Наши предки.

Учитель: Правильно, это древние изображения, встречающиеся в народном искусстве. Но их вышивали, вырезали из дерева и рисовали не просто так, они были наполнены смыслом, несли определенную информацию. Хотите ли вы приобщиться к тайнам народного искусства?

Учащиеся: Да, конечно.

Учитель: Итак, какие изображения встречаются чаще всего?

Учащиеся: Птица, конь, фигуры женщин, круги.

Учитель: Именно такими изображениями наши далекие предки украшали свои изделия. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Как вы думаете, что могла обозначать волнистая горизонтальная линия? (Рисует на доске).

Учащиеся: Воду.

Учитель: О чем рассказывала волнистая или пунктирная вертикальная линия?

Учащиеся: О дожде.

Учитель: А прямая горизонтальная линия?

Учащиеся: О земле.

Учитель: Теперь посмотрите на эти изображения (показывает солярные знаки с таблиц №1 и №5 (рисунки1, 5) и на эту игрушку (показывает архангельскую щепную птицу). Что между ними общего?

Учащиеся: Форма. Знаки круглые и если посмотреть на птицу, это тоже круг.

Учитель: Верно. А что в природе имеет круглую форму? Что вам напоминает эта геометрическая фигура?

Учащиеся: Солнце. Значит, круг говорит нам о солнце.

Учитель: Молодцы! Солнце, огонь действительно изображались кругом или кругом с крестом, или кругом с лучами, но иногда кругом с ромбом обозначали и землю (учитель демонстрирует таблицу с солярными знаками №6 (рисунок6).

Рисунок 6.

Так о чем же рассказывал древний земледелец, рисуя различные линии, круги и крестики?

Учащиеся: Он хотел рассказать о том, что видит каждый день: о солнце, о воде, о земле – о природных явлениях.

Учитель: Совершенно верно. Такими изображениями, например, на полотенце, человек как бы просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело землю и помогло собрать хороший урожай. Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток можно найти в разных видах народного творчества (учитель указывает на таблицу солярных знаков №6 (рисунок 6), на изображения причелин, полотенца в компьютерной презентации).

Но не только эти символы обозначают солнце. Какое животное было необходимо древнему земледельцу, чтобы вспахать землю?

Учащиеся: Лошадь. Конь.

Учитель: Да, конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Образы солнца и коня в народном искусстве сливаются воедино. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Этот мотив в фольклоре воплотился в образе Егория Храброго.

4. Динамическая пауза.

Предлагается ребятам выполнить пантомиму: 1 группа – «Птицы», 2 группа – «Деревья», 3 группа – «Растения». Одна группа выполняет – другие отгадывают, затем меняются.

Учитель: Как вы думаете, что символизировала птица в народном искусстве? Вспомните, мы с вами уже говорили о форме этой птицы (показывает архангельскую птицу).

Учащиеся: Да – это круг, то есть солнце. Значит птица – тоже солнце.

Учитель: А когда к нам прилетают птицы из теплых краев?

Учащиеся: Весной. Когда становится тепло. Когда солнышко начинает пригревать.

Учитель: Именно поэтому в давние времена люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняют зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну и теплое лето. Особенно люди готовились к встрече весны. Изображение жаворонков выпекали из теста, дети бегали с этими пряниками из дома в дом, сажали их на ветки, на проталинки. Так они просили птиц принести весну на своих крыльях.

Посмотрите на эту птицу, вышитую на полотенце (демонстрирует полотенце). Что вам напоминает ее хвост?

Учащиеся: Солнце с лучиками.

Учитель: А эта птица. Какая она? (Показывает полотенце).

Ученики: У нее хвост состоит из веточек. Это весенние листочки.

Учитель: Да, птицы символизировали свет, тепло, плодородие. Зачем же люди изображали у себя в доме птиц?

Ученики: Чтобы в доме всегда было тепло и светло. Так они привлекали к себе солнце и счастье.

Учитель: В русском народном искусстве устойчив образ ковша-птицы (показывает ковш). Ковшом обносили вкруговую на пирах в знак единства и согласия. В знак счастья и прибыли дому – его преподносили жениху и невесте. А на что похоже это изображение? (Показывает вышивку).

Ученики: Это куст. Дерево.

Учитель: Вы правы. В произведениях народного искусства часто встречается этот причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на его ветвях. Это – древо жизни. Посмотрите, разве так бывает: на дереве одновременно распускаются цветы и много спелых плодов?

Ученики: Нет, так не бывает.

Учитель: Древний земледелец допустил такую «ошибку» неслучайно. Дерево жизни – символ вечно живой, процветающей природы, растительных сил земли, символ счастливого продолжения рода.

А теперь посмотрите, чем это изображение похоже на предыдущее? (показывает вышивку с изображением матери-земли и вышивку с изображением древа жизни).

Учащиеся: У этой фигуры руки подняты вверх, как ветки у древа жизни. И на руках у нее тоже птицы. Все как будто в цветочках.

Учитель: Молодцы! Вы все правильно подметили. Это образ матери, который связывался в представлении крестьянина с землей, с ее плодородием. Как и древо жизни, женская фигура – это божество, выражавшее представление о земле, которая дает урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Посмотрите , как условно она решена.

Как вы считаете, цвет в народном искусстве имел символическое значение?

Учащиеся: Конечно (предположения детей).

Учитель: Черный – символизировал землю, желтый – солнце, красный – жизнь, белый – чистоту. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.

Как вы считаете, похожи ли изображения коней, птиц в народном искусстве на своих природных собратьев?

Учащиеся: Нет. Они сказочные, фантастические, с узорами, украшениями и очень условные.

Учитель: Мастер преобразует реальные, природные формы. Он декоративно обобщает, упрощает форму, опускает малозначительные детали. Такой прием называется – стилизация.

Ну как, понравились вам тайны древних образов народного искусства? Сможете вы теперь их понять?

Пожалуйста, объясните, что же изображено на таблицах, где поставлены знаки «?»

Дети называют образы, рассказывают, что они обозначают и для чего нужны.

Учитель: Что интересного вы сможете рассказать родителям и друзьям после этого урока?

Учащиеся: Что древние образы в народном искусстве несут информацию, смысловую нагрузку. Все изображения в народном декоративном искусстве выглядят иначе, чем в действительности: формы условные, обобщенные, стилизованные.

5. Практическое выполнение задания.

На формате А3 создать образ древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца.

6. Подведение итогов и обсуждение работ.

Все работы размещаются на мольбертах в одну линию. Ребята обсуждают, насколько грамотно они выполнены по критериям:

  • создан ли образ
  • композиционное решение
  • цветовое решение (помогает ли цвет раскрыть образ, символика цвета)
  • чистота исполнения

Называются лучшие работы, которые размещаются на стенде в классе (Приложение 1).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Тема: «Знаки и символы в народном праздничном костюме»

Технология: Работа над народным праздничным костюмом, его символикой.

Тип занятия: Комбинированный. Изучение нового, практическая работа.

Оборудование: Проектор, компьютер, экран, таблицы: «Знаки и символы в русском народном искусстве»; материалы: ткань х/б, холст, кисти, акрил, клей.

Литературный ряд: Б. Дубровин; Конфуций (551 – 479).

Музыкальный ряд: Инструментальная народная музыка.

Цель: Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его принципами композиционного пространства, знаками-символами.

Задачи: Формировать навыки создания единого художественного образа в декоративной композиции, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству, любовь к родной культуре.

План занятия:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

  3. Закрепление (творческая мастерская)

  4. Итог

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к работе (наличие материалов, тетрадь).

Приветствие учащихся. Осанка учащихся при работе за партой.

  1. Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку:

« Знаки и символы управляют миром –

а не слово и не закон»

Конфуций (551 – 479 до н.э.).

Ребята, открыли тетради по искусству и записали тему урока.

Прошу ответить на вопрос. Какие предметы украшали русского человека, его быт?

- Дом, предметы быта, мебель, одежда.

Совершенно верно – посуда, предметы быта, игрушки украшены росписью; постройки резьбой; одежда и полотенца вышивкой.

Но, пожалуй, одежда человека в гораздо большей степени, чем остальное вещественное окружение людей, представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы, целой нации или целой эпохи.

Каждый народ в каждую историческую эпоху вырабатывал свою систему символов.

Ребята, если вы внимательно рассмотрите вышивку и роспись, какие изображения можно увидеть?

- Цветы, фигуры людей, геометрические значки, полоски, кружочки и т. д.

Молодцы! Те узоры, которые вы определили, мы можем назвать солярными знаками.

Они служили определенными символами и не случайно появились в этих узорах (украшение, представляющее собой узор, называется орнаментом).

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живет.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет

Быть может нитками, зигзаги

В узоры вытканы не зря,

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Как точно и красиво сказал об орнаменте поэт Б. Дубровин.

Ребята, запишите в тетрадь определение орнамента.

Слово « орнамент» в переводе с латинского (ornamentum) означает «украшение».

Орнаментом называют узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов (форм растительного и животного мира), путем упрощения и обобщения.

Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Наверное, самым известным применением узора и орнамента является русский народный костюм и если рассматривать орнамент с точки зрения символики в народном костюме, то можно сказать, что ни один элемент там не изображен просто так. Каждый имеет свое значение и находится на своем месте.

Это не только красота предмета, но и защита, оберег его владельца. Известно, что даже до появления письменности, люди уже пробовали украшать свои предметы утвари различными символами (рядом линий, ромбов, точек),

Рассмотрите слайды с изображением русской народной праздничной одежды, архитектуры, предметов быта, народных промыслов, таких как хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка, каргопольская игрушка и др.

Слайд № 1 Птицей оно представлялось… Древние знаки исимволы.

D:\Загрузки из сети\original (2).jpg

Слайд №2 Дымковская игрушка.

D:\Загрузки из сети\orig (1).jpg

Слайд №3 Вышивка выполнялась там, где заканчивалась ткань, рукава, ворот.

D:\Загрузки из сети\001153-001281S.jpg

Слайд №4Множество таких изображений можно найти в убранстве дома и утвари.

D:\Загрузки из сети\1257641496_27.jpgD:\Загрузки из сети\6-19.jpg

Слайд № 5Русская народная роспись хохломская.

D:\Загрузки из сети\840888530.jpgСлайд № 6 Русский народный костюм. Рубаха.

Слайд № 7Символы и узоры древних славян.

D:\Загрузки из сети\embed_asset.png

Слайд № 8 свастика – знак солнца и вечного движения.

D:\Загрузки из сети\27119746.jpg

Слайд № 9 Символы и знаки.

D:\Загрузки из сети\13496161_35360.jpg

Слайд № 10 Символы и знаки.

D:\Загрузки из сети\Безымянный.png

Слайд № 11 Знаки и символы в русском народном костюме

D:\Загрузки из сети\5a8d902e.png

D:\Загрузки из сети\_jpg_1358329695.jpg

Слайд № 12 Лебединая песня реконструктора: Русская.

Слайд № 13

D:\Загрузки из сети\komoeditsa-slavyanskiy-prazdnik.jpg

D:\Загрузки из сети\76445716_ris_10.jpg

Слайд № 14 Солярные знаки.

Слайд 2560Х1440. Вечереет. На прогулке.

Всеволод Иванов.

D:\Загрузки из сети\54c60e331f395da7378b4571.jpg

Ь Слайд № 16 Русский народный южный костюм.

D:\Загрузки из сети\orig.jpg

Закрепление знаний (творческая мастерская)

Учащиеся работают в группах.

Задание:

  1. Определить значение орнаментов в русском народном праздничном костюме, предметах быта, народных промыслах, архитектуре.

  2. Какие цвета преобладают в русском народном праздничном костюме? Имеет ли цвет в декоративно-прикладном искусстве символическое значение?

  1. Предназначение оберега?

Вывод:

1.- Прослеживается связь между знаками и символами ,наличника, дома, который служит крепостью, предметов быта которые хранят тепло человеческих рук, оберегает семью от непогоды и внешних врагов.

Костюма, который определяет роль и место человека в обществе и народных промыслах, которые не теряют связь времен и являются составной частью духовной жизни русского народа.

2.-Цвет несет содержательную символическую нагрузку. Русская народная праздничная одежда, отличалась богатой красочностью с преобладанием огненно-красного горячего цвета. Посланца красного солнца, символ огня, красоты, здоровья силы и славы.

3.-На народной одежде размещено много оберегов, удерживающих надолго магические символы, которые защищают человека от сглаза, нечистой силы.

Да, ребята, действительно на протяжении всей своей истории человек проявлял свою способность распознавать и узнавать абстрактные изображения – знаки и символы для предостережения, руководства, передачи информации.

Попытайтесь и вы понять и применить эту информацию на практике при выполнении творческого задания в работе над русским народным праздничным костюмом, его символикой. При выполнении задания можете пользоваться таблицей декоративно-прикладного искусства с изображением знаков и символов: Мать Сыра Земля (макошь), древо жизни, символы солнца, земли, птицы счастья, засеянное поле и т. д.

Расписать заготовку знаками и символами, которые выберете для себя, своих близких.

Учащиеся работают индивидуально.

Итог: Проверка выполненного задания. Подведение итогов.

Домашнее задание: Подготовить и принести нарядные декоративные вазы, выполненные на уроках изобразительного искусства на школьную выставку детского творчества.

infourok.ru

«Древние образы в народном искусстве»

Слайд 1

ПРОЕКТ «Древние образы в народном искусстве» Выполнила: Сизоненко Л.А. у читель ИЗО

Слайд 2

Данный проект охватывает тему « Древние образы в народном искусстве ». Практическая работа позволила мне глубоко усвоить тему проекта. Качественные проблемные вопросы о том как жили наши предки, что такое декоративно-прикладное искусство, как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте развивают интерес к предмету Искусство.

Слайд 3

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Образовательная: формировать практические навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами. Научить применять новые компьютерные технологии. Развивающая: развивать творческую и познавательную активность. Воспитательная: воспитывать любовь к искусству, к русскому творчеству и русским народным мастерам.

Слайд 4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Разнообразные художественные материалы. 2. Просмотр слайдов и иллюстративного материала с изображением интересующего объекта исследования. 3. Работа с печатными материалами. 4. Использование Интернет-ресурсов.

Слайд 5

Чаши- календари На вид орнамент не приметен Но он столетия живет Не зря его на белом свете Народ издревле бережет. Быть может, нитками зигзаги В узоры вытканы не зря И мы с тобою видим знаки Славянского календаря.

Слайд 6

Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах. Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти. Почему люди изображали на своей утвари кружочки, квадратики, кресты и точки? Что они означают?

Слайд 7

Декоративно – прикладное искусство Декоративно – прикладное искусство - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Оно получило название от латинского – «украшаю». Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, но и красивыми. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки , чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом.

Слайд 8

Символика древних славян Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Слайд 9

Символы солнца Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

Слайд 10

Символы воды В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”.

Слайд 11

Символы земли В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Слайд 12

Древняя богиня Женская фигура ( берегиня ) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля , Макошь , что означает “мать хорошего урожая”.

Слайд 13

Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Образ коня и птицы Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд.

Слайд 14

Древо жизни В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Слайд 15

Символика цвета Цвет в народном искусстве имел символическое значение. Черный – символизировал землю, желтый – солнце, красный – жизнь, белый – чистоту. Наиболее древнее цветовое сочетание в русском творчестве – белый и красный.

Слайд 16

Итак, я сделала вывод: что все символы несут в себе глубокий человеческий смысл, связанный с жизнью, счастьем и благополучием. Я попыталась по новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, понять смысл, расшифровать древние узоры и орнаменты. Представив себя в роли народного умельца, я создала узоры, знаки, орнаменты на русских народных игрушках.

Слайд 17

Источники изображений: http://luxfon.com/large/201203/5053.jpg фоновый рисунок http:// alfaday.net/clipart/png-psd-on-transparent-background/307931-karandashi-i-kisti-palitry-molberty-klipart-v-formate-png-na-prozrachnom-fone.html

nsportal.ru

Древние образы в народном искусстве

Древние образы в народном искусстве. Презентацию составила: Волошина Надежда Александровна учитель изобразительного искусства МОБУ «СОШ№7»

Древние образы в народном искусстве.

Презентацию составила:

Волошина Надежда Александровна

учитель изобразительного искусства

МОБУ «СОШ№7»

Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны  Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.

Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны  Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).
  • Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).
Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых .

Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых .

образы в древние искусстве народном Тема урока: Древние образы в народном искусстве

образы в древние

искусстве народном

Тема урока: Древние образы в народном искусстве

Образ: 1.  В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. 2.  Вид, облик.  Создать что-н. по своему ~у и подобию  (т. е. похожим на себя; книжн.).  Потерять о. человеческий  (то же, что  потерять облик человеческий ).  В ~е кого-н.  (в виде кого-н.). 3.  Живое, наглядное представление о ком-чём-н.  Светлый ~ матери. 4.  В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.  Поэт мыслит ~ами. 5.  В художественном произведении: тип, характер.  Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о.  (вжился в роль). словарь С.И. Ожегова

Образ:

1.  В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.

2.  Вид, облик.  Создать что-н. по своему ~у и подобию  (т. е. похожим на себя; книжн.).  Потерять о. человеческий  (то же, что  потерять облик человеческий ).  В ~е кого-н.  (в виде кого-н.).

3.  Живое, наглядное представление о ком-чём-н.  Светлый ~ матери.

4.  В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.  Поэт мыслит ~ами.

5.  В художественном произведении: тип, характер.  Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о.  (вжился в роль).

словарь С.И. Ожегова

Символика древних славян Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. А делал он это при помощи искусства. Символические изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками.

Символика древних славян

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками.

А делал он это при помощи искусства.

Символические изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками.

Значение цвета Красный Белый Желтый Черный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. цвет символизировал солнце цвет символизировал землю

Значение цвета

  • Желтый
  • Черный

цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало.

цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял

женское начало.

цвет символизировал солнце

цвет символизировал землю

Работа в группах:

Работа в группах:

  • Солнце
  • Конь
  • Птица
  • Макошь,земля
  • Вода
Символы солнца Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

Символы солнца

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

Берегиня. Макошь. Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце.

Берегиня. Макошь.

Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце.

Древняя богиня Женская фигура (берегиня ) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.

Древняя богиня

Женская фигура (берегиня ) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.

Символы земли Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде волнистой линии В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Символы земли

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде волнистой линии

В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Символы воды Волнистая горизонтальная линия –вода. В древности, люди связывали воду с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью, с веткой, с женскими волосами (они подобны дождю). Вода является источником жизни. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Вертикальная волнистая линия – дождь

Символы воды

Волнистая горизонтальная линия –вода.

В древности, люди связывали воду с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью, с веткой, с женскими волосами (они подобны дождю). Вода является источником жизни. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну.

Вертикальная волнистая линия – дождь

Символика древних славян Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков:     Умываюсь медвяною росою,     Утираюсь солнцем,     Облекаюсь облаками,     Опоясываюсь звездами.

Символика древних славян

Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков:

    Умываюсь медвяною росою,     Утираюсь солнцем,     Облекаюсь облаками,     Опоясываюсь звездами.

Образ птицы В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло .

Образ птицы

В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло .

Образ коня Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Образ коня

Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Задание: Создать композицию из солярных знаков, и объяснить значение вашего узора.

Задание:

Создать композицию из солярных знаков, и объяснить значение вашего узора.

Домашнее задание: найти картинки солярных знаков в современном дизайне.

Домашнее задание:

найти картинки солярных знаков

в современном дизайне.

multiurok.ru


Смотрите также