Древние пословицы. 17. Мудрость древних Первые пословицы и поговорки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Совет 1: Как появились поговорки и пословицы. Древние пословицы


Славянские пословицы

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Славянин — последователь Ведической культуры, человек, целью жизни которого является достижение духовного совершенства. Еще задолго до новой эры славяне обладали четко выраженным понятием нравственности как основы развития души: в этом они видели смысл человеческой жизни.

Содержание статьи

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ

Примеры: «Солнце днем работает, а ночью отдых берет» (анимистичекое воззрение на солнце), «Который бог замочит, тот и высушит» (многобожие), «Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился» (намек на жертвоприношение), «Жил в лесе, молился пням» (почитание лешего), «Храбер, силен, а все с лешим не справишься», «Был бы бес, будет и леший», «В лесу леший, а дома мачеха», «Егорий да Влас всему хозяйству глаз» (почитание Волоса), «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «На печи сидел, кирпичам молился» (почитание домового), «Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь», «Не все то русалка, что в воду ныряет», «Старый ворон мимо не каркнет», «Всякому бы ворону на свою голову каркать», «Венчали вокруг ели, а черты пели» (брак без церковного обряда), «Взял боженьку за ноженьку, да и об пол» (низвержение кумиров).

Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: «Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана» (т.е. леший), «Всякому черту вольно в своем болоте бродить» (водяной), «В тихом омуте черти водятся).

Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: «Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь», «Бойся не бойся, а року не миновать», «Где нет доли, там и счастье не велико», «Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив», «Не страшны злыдни за горами», «Деньги идут к богатому, злыдни — к убогому», «От лиха не уйдешь».

ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ

Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: «Не поле кормит, а нива», «Одним конем всего поля не изъездишь», «Рыба-вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова», «Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды», «Мужик умирать собирайся, а земельку паши», «Дорогой товар из земли растет».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ

Примеры: «Бог не в силе, а в правде», «Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море», «Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда», «Золото огнем искушается, а человек напастьми», «Притча во языцех» (из псалтири), «Смирен духом, да горд брюхом», «На небо поглядывает, а на земле пошаривает», «Густо кадишь, святых зачадишь», «Спереди — блажен муж, а сзади — вскую шаташася» ( о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки).

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ

 Примеры: «Хозяин в дому, как хан в Крыму», «Как Бог до людей, так отец до детей», «В девках сижено — горе мыкано, замуж выдано — вдвое прибыло», «За чужую душу одна сваха божится», «В лесу медведь, а дома — мачеха», «Жене спускать — добра не видать», «Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу», «Кто любит , тот и лупит » (жену), «Жену не бить — милу не быть».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ — МИРА

Примеры: «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Ты за мир, и мир за тебя», «Мирская правда крепко стоит», «Мир — велик человек», «Мир за себя постоит», «На мир и суда нет», «Мир заревет, так леса стонут».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО

Примеры: «Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил», «Что мне законы: мне судьи знакомы», «Не бойся суда — бойся судьи», «Лошадь с волком тягалась — хвост да грива осталась», «Наказал Бог народ — послал воевод», «Конь любит овес, а воевода — принос».

ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ

Примеры: «Деньги, что каменья — тяжело на душу ложатся», «Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство», «Гол да наг — перед Богом прав», «Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают», «Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил», «Коли деньги говорят, тогда правда молчит», «Не проси у богатого, проси у тароватого», «В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.»

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

Примеры: «На правду, что на солнце — во все глаза не взглянешь», «Засыпь правду золотом, а она всплывет», «Правду со дня моря выносит», «Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься», «Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть», «Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла», «Правда не на миру стоит, а по миру ходит», «Без правды не жить, да и о правде не жить», «Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться», «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше», «Ретивая лошадка долго не живет».

ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ

Примеры: «Шипит, как каленое железо, когда плюнешь» (о горячем, раздражительном человеке), «Его в ступе пестом не умелешь» (упрямый), «Идет в сапогах, а след босиком» (хитрый), «Где ни ступит, тут и стукнет» (увалень), «Ветрами подшит» (непостоянный), «Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит» (мямля), «Из молодых да ранний, петухом кричит» (выскочка), «Лепечет, что сорока» (о том, кто скоро говорит), «Сказал, что отрубил» ( о говорящем кратко и решительно), «Говорит, что река льется» (плавно), «Воркует, как голубок» (нежно), «Что слово молвит, то рублем подарит» (хорошо и дельно говорящий).

ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ

Примеры: «Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает», «На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся», «Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть».

Древние пословицы славян

Эти древнейшие на Земле основы нравственности изначальной, единой веры всего человечества славяне сохранили и пронесли через тьму веков, невзирая на всю ложь мира сего. Каждая из этих драгоценных заповедей искрилась в русском языке богатейшей россыпью пословиц и поговорок, переливавшихся чудным светом народной мудрости.

Замысел на чужое

— На чужой каравай рот не разевай!— Не разводи усок на чужой кусок!— За чужим добром не гоняйся с багром!— Не надейся, Роман, на чужой карман!— Воровское стяжание впрок не пойдет.— Пожалей чужое — Бог даст свое.— Жизнь на нитке, а думают о прибытке.— Свои сухари лучше чужих пирогов.— Чужое-не прочно и большое, а свое — и малое, да правое.

Замысел на действие преступное

— Где клятва — тут и преступление.— Жить вертко /лукаво/ — помирать терпко.— Каково житье, таково и на том свете вытье.— Как жил, так и умер. Каково живется, таково и отрыгнется.— Лучше смерть, нежели зол живот.— Чего в другом не любишь, того и сам не делай!— Жизнь дана на добрые дела.

Ложь

— Рать стоит до мира, ложь — до правды.— Лжа /ложь/, что ржа: тлит.— Что лживо, то и гнило.— И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.— Вранье не введет в добро.— Всякую ложь к себе приложь.— Без правды не житье, а вытье.— Без правды не живут люди, а только маются.— Не с ветру говорится, что лгать не годится.— Кто лжет, тот и крадет.— Врун, так и обманщик; обманщик, так и плут; плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор.— Проврался, что прокрался: люди долго помнят.— Лгать, так людей обегать.— Врать, так с людьми не знаться.— Соврешь — не помрешь, да впредь не поверят.— Раз солгал, а на век лгуном стал.— Все минется, одна правда останется.— Правда, что шило в мешке — не утаишь.— Хлеб-соль ешь, а правду-матку режь!— Нечего Бога гневить, надо правду говорить.— Делай не ложью — будет по-Божью.

Клевета

— Бойся клеветника, как злого еретика.— Клеветники на том свете раскаленные сковороды лижут.— Ябедника на том свете за язык вешают.— Клевета — что уголь: не обожжет, так замарает.— Змею обойдешь, а от клеветы не уйдешь.— Лихо тому, кто неправду творит кому.— Бог любит праведника, а черт — ябедника.

Непригодные речи

— Во многословии не без пустословия.— Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь.— Плюнешь — не воротишь; выпустишь слово — не поймаешь.— Язык мой — враг мой.— Слово — не нож, а до ножа доводит.— Богу-то молись, да и черту не груби!

Овладеть чужим

— Неправдой нажитое впрок не пойдет.— Чужое добро боком выйдет.— Худом нажитое — добро не сотворит.— Нажитое грехом не устроит дом.— В чужой прудок не кидай неводок!— И с умом воровать — беды не миновать.— Чужой хлеб горек. Чужим куском подавишься.— Чужой хлеб рот дерет. Чужой кус в рот нейдет.— Украсть — в беду попасть.— Вор ворует не для прибыли, а для гибели.— Раз украл — навек вором ославился.— Чужая одежа не надежа.— За свое вступайся, а за чужое не хватайся!— Неправая нажива — детям не разжива.— Лучше по миру сбирать, чем чужое брать!— Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.— Лучше с убытком торговать, чем с барышом воровать.— Лишнего не бери — души не губи.

Совершить убийство

— Жизнь дает один только Бог, а отнимает всякая гадина.— Убитый молчит, но за него спросится.— Мертвый у ворот не стоит, а свое возьмет.— По чужую голову идти — свою нести.— Сгубить легко, да душе каково?

Все эти грехи были выражены и в таком виде:

— ментальные грехи /алчность; зависть; отрицание реальности Творца/;— словесные грехи /лжесвидетельство; грубые слова; ревнивые речи; ложь/;— физические грехи /нанесение телесных повреждений; похоть; воровство/.

Изначальный смысл некоторых русских пословиц, к сожалению, был искажен. Примером могут послужить опасные недоговорки известных пословиц:

— Пьяному море — по колено, а лужа — по уши.— В здоровом теле — здоровый дух — редкая удача.— Повторенье — мать ученья и прибежище для лентяев.— Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.— В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.— Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.— Ударили по одной щеке — подставь другую, но не позволь себя ударить.

Последняя пословица, безусловно, имеет христианское происхождение. Считается, что ее в современном, недоговоренном евангельском варианте дал Иисус Христос как заповедь для устранения зла. Но если брать только ее первую часть /в евангельском варианте/, то она будет пресекать зло лишь в том случае, когда агрессивность проявит погорячившийся приличный человек, у которого проснется совесть, и он одумается при виде незащищающейся жертвы. Но если нападающим будет садист, то зло будет только увеличиваться, так как он будет с большим удовольствием ломать подставленные челюсти, и, уверившись в своей безнаказанности, нагрешит еще больше. Ответственность за возросшее при этом зло ляжет не только на нападающего, но и на того, кто спровоцировал его на дальнейшее злодеяние. Ибо обиженный имел шанс остановить зло, подставив, в соответствии с первой частью заповеди, другую щеку, т.е. дав агрессору возможность покаяться, и убедившись в неэффективности евангельской части заповеди и перейдя к ее второй, недоговариваемой части, дать негодяю достойный отпор, чтоб ему впредь неповадно было, — пресекая, тем самым, дальнейшее увеличение зла. Подтверждая это правило, Веды утверждают:

— ненаказанное зло увеличивается…

«И будут руки наши утруждены не от плуга, а от тяжелых мечей, так как нам велено идти к границам нашим и стеречь их от врагов».

slavicnews.ru

Российские пословицы и поговорки от зарождения Руси и до 19 века

О Родине  

  Жить - родине служить.

Всякому мила своя сторона.

Своя земля и в горсти мила.

Человек без родины, что соловей без песни.

Чужбина - калина, родина - малина.

Где кто родится, там и пригодится.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

На родной стороне и камешек знаком.

За морем веселье да чужое, а у нас и горе да сво.

На чужой сторонушке рад и родной воронушке.

На чужой стороне и весна не красна.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Матушка Москва белокаменная

Москва - золотые маковки.

Ярославль-городок Москвы уголок.

Сибирь - золотое дно.

 

О поверьях и быте Древней Руси  

    Жил в лесе, а пеньям кланялся.

Был бы лес, будет и леший.

Было бы болото, а черти найдутся.

Кто с дерева убился - бортник, кто утонул - рыболов, в поле лежит - служивый человек.

Не погнеши пчел, меду не едать.

Мать сыра земля - говорить нельзя.

Прошли те годы, когда богов были полны огороды, теперь чесноку и луку не кланяются.

 

О государственных и военных событиях русской истории  

    Путята* крести мечом, а Добрыня** огнем. *Путята - киевский тысяцкий при великом князе Владимире Святославиче, участвовавший (990) в крещении Новгорода Великого. **Добрыня (X в.), воевода князя Владимира Святославича (978—1015), новгородский посадник.

  Где хан, тут и орда.

Как будто после Мамаева побоища (Здесь как будто Мамай воевал).

На одном вече да не одни речи.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Погиб, как швед под Полтавой!

Приехал Кутузов бить французов.

От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.

Был Неопален, а из Москвы вышел опален.

Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести.

Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.

Голодный француз и вороне рад.

На француза и вилы - ружье.

От копеечной свечи Москва сгорела.

 

О крепостническом труде крестьян и барах-крепостниках  

    Тело государево, душа божья, а спина барская.

Белые руки чужие труды любят.

Сытый голодного не разумеет.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На одно солнце глядим, да не одно едим.

В лесу лес неравен, в миру - люди.

Доля есть да воли нет.

Неволя счастья не даст.

Раздень меня, разуй меня, уложи меня, накрой меня, а там поди - усну я сам.

Барская хворь - мужицкое здоровье.

Крестьянскими мозолями и бары сыто живут.

Охота боярский двор: стоя дремлют, сидя спят, походя едят, ножки болят, а сесть не велят...

Дворянский сын умыл ручки да за стол.

Ешь, медведь, барина, оба не надобны.

Барской работы не переработаешь.

Дело не медведь, в лес не убежит.

Не будет пахотника, не будет и бархатника.

Князья в платье, бояре в платье, будет платье и на нашей братье.

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит.

Вольность всего милее.

Будет и на нашей улице праздник.

 

О духовенстве и религии  

    Родись, крестись, женись и умирай - за все попу денежки подай.

У попа глаза завидущие, руки загребущие.

Попово брюхо из семи аршин сшито.

Попу на Руси, что коту на печи.

Богу слава, а попу каравай сала.

У попа да захотел ты кутьи.

Монах - не кот, молока не пьет, а вина только подавай. Игумен - за чарку, а братья - за стакан.

Нечего тому богу молиться, кой не милует.

Из одного дерева и икона и лопата.

Молебен пет, а пользы нет.

Молись, а сам не плошись.

Бог-то бог, да ты сам не будь плох.

 

О чаре, воеводах, дьяках, судьях и богачах  

    До бога высоко, да царя далеко.

Близ царя - близ чести, близ царя - близ смерти.

Воевода* - большая невзгода. *Военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. Этот термин появился в X веке и часто упоминается в летописях. До XV века он обозначал либо командира княжеской  дружины, либо руководителя народного ополчения. Затем воеводами стали называть и наместников государя в городах.

Воеводою слыть - без меда не быть.

Доныне наш Макар гряды копал, а ныне наш Макар в воеводы попал.

Земля любит навоз, лошадь - овес, а воевода - принос.

Шемякин суд*.*Нарицательное выражение, обозначающее несправедливый суд. Связано с одноименным названием русской сатирической повести 2-й половины 17 в., написанной на основе распространённого среди многих народов сказочного сюжета. Тема повести — обличение взяточничества и произвола суда.

  Сухая ложка рот дерет.

В приказ* ворота широки, да из него - узки... *Приказы - это органы управления в России в XVI - начале XVIII вв. Приказы являлись постоянно действующими учреждениями и в основу их деятельности был положен (хотя и не полностью выдержан) функциональный принцип. Сам термин произошел от слова "приказ", подразумеваемого как поручение. В удельную эпоху князь поручал - "приказывал" определенный круг дел "боярину введенному". Со временем вокруг единоличного исполнителя возник целый штат помощников. В 1534 г. возник Приказ Большого дворца, в 1549 г. - Посольский, в 1554 - Приказ Большого прихода и т.д.

Судейские ворота без серебра не отворяются.

Казенная палата от мужиков богата.

Подьячий* любит пирог горячий. *Подьячий - канцелярский служащий в приказах и в местных государственных учреждениях Русского государства 16-18 вв. Различались подьячие старшие, средние и младшие.

Перо страшно не у гусака, а у дьяка*. *Дьяк (от греческого diakonos — служитель) —  чиновник в древней Руси, исполнявший обязанности секретаря или начальника отдельного учреждения (приказа). Например, посольский дьяк -  начальник посольского приказа, думный дьяк -  нижний чин в боярской думе.

Карман сух, так и судья глух.

Бумаги клочок в суд поволочет.

Дьяк у места, что кошка у теста.

Пошел в суд в кафтане*, а вышел нагишом. *Кафтан (из персидского) — мужское платье.  Различают турецкий, персидский и марокканский кафтаны. Также назывался кавтан, кофтан. Длинная одежда, простирающаяся почти до полу, с пуговицами и застёжками спереди. Не бойся суда - бойся судьи.

Суд прямой да судья кривой.

Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло.

В суд пойдешь - правды не найдешь.

В суд ногой - в карман рукой.

Из суда что из пруда - сух не выйдешь.

Лучше утопиться, чем судиться.

С сильным не борись, с богатым не судись.

Когда деньги говорят, тогда правда молчит.

Богатый и в будни пирует, бедный и в праздник горюет.

Богатство неправедное - прах.

А богатый и на злато слезы льет (И через золото слезы текут).

Богатому не спится: богатый вора боится.

Богатство родителей - порча детей.

Гол да не вор, беден да честен.

На бедного Макара и шишки летят.

Нужда научит терпеть.

До бедности много дорог.

Бедность - не порок.

Доброе братство лучше богатства.

Кто нужды не видал, и счастья не знает.

От трудов праведных не наживешь палат каменных.

 

О деньгах, купцах, капитале  

    Денежка спать не дает.

Деньги что камень на душу ложатся.

Вольнее торга нет, а и там неправда живет.

Хорошо в найме, да не дай боже мне!

Золото моем, а сами голосом воем.

 

О годовом земледельческом календаре крестьянина  

    Солнце на лето - зима на мороз.

Трещит Варюха (4 декабря) - береги нос да ухо!

Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Весна все покажет.

Февраль воду подпустит, а март подберет.

Ветер снег съедает.

В марте курица напьется из лужицы.

В апреле земля преет.

Сей хотя в ненастье, а собирай в вёдро.

Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами.

Весна красна цветами, а осень - снопами.

Одна ласточка весны не делает

  Не земля родит - лето.

Солнце взойдет - все попалит, а роса падет – опять оживит.

Глубже пахать - больше хлеба жевать.

Как посеешь, так и пожнешь.

Хлеб на хлеб сеять - ни молотить, ни веять.

Урожай не столько от росы, сколько от пота.

Хоть голодать да добрым семенем засевать.

Вешний день целый год кормит.

Май холодный - год хлебородный.

На  Егорья* и ленивая соха в поле выезжает. *Праздник Святого  Егория (варианты имени - Георгий, Юрий) - 6 мая.

Ай да месяц май! Не холоден, так голоден!

Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.

В летнюю пору заря с зарей сходится.

Лето собирает, а зима поедает.

Как в мае дожь, так и будет рожь.

Июль - макушка лета, декабрь - шапка зимы.

Июль-то хоть разденься, а декабрь-то – потеплей оденься.

В августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

Красное лето - зеленый сенокос.

В июле на дворе пусто да на поле густо.

Сентябрь холоден да сыт.

На Успенье - огурцы солить, на Сергия – капусту рубить.

Введенье ломает леденье.

Как хлеба край, так и под елью рай.

Калач скоро приестся, а хлеб - никогда.

Покуда есть хлеб да вода - все не беда.

Хлеб - батюшка, водица - матушка.

Рожь кормит сплошь, а пшеничка по выбору.

Держись за землю-матушку, она одна не выдаст.

 

О труде и лени  

    Праздность - мать пороков.

Труд кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Дело мастера боится.

Чести без труда не сыскать.

Были б руки, а сделать можно.

Дело с бездельем не мешай.

Делу - время, потехе - час.

Игра игрою, а дело делом.

Без дела жить - только небо коптить.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Дело учит и мучит и кормит.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки

Ранняя птичка зобок набивает, а поздняя глазки протирает.

Есть терпенье, будет и уменье.

Муравей невелик да горы копает.

Лакомство добра не наживает.

Лакомство пьянству брат.

Пилось бы да елось, а дело на ум не шло.

Лень пристанет - ото всего человек отстанет.

У ленивой пряхи нет и про себя рубахи.

- Лень! Отвори дверь - сгоришь! - Хоть и сгорю, да не отворю!

Не труд портит, а леность.

- Тит, иди молотить! - Брюхо болит!- Тит, иди обедать! - А где моя большая ложка?

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Ленивому всегда праздник.

 

О семейной жизни  

    Веселым пирком да за свадебку.

Замуж выйти или жениться - нужно снова родиться.

Брови соболиные, очи соколиные, сам орел.

Скажет - рублем подарит, взглянет - солнцем осветит.

Не гонись за красотой, гонись за разумом.

Красота - до венца, а ум - до конца.

Дом держится не красавицей, а умницей.

Красота приглядится, а ум пригодится.

Большая Федора да дура.

Мал золотник да дорог.

Красота разума не придаст.

Женишься - переменишься.

Личико беленько да разума маленько.

Бела, румяна да нравом упряма.

Хороша дочка Аннушка, хвалит мать да бабушка.

Не с богатством жить - с человеком.

Много выбирать - женатым не бывать.

Муж - всему дому голова.

Без хозяина дом  - сирота.

Овин стоит на двух вереях, а дом на двух головах.

Муж - голова, а жена - сердце.

Весело жить рука в руку, душа в душу.

На что и клад, коли в семье лад.

Худ муж в могилу, а добра жена - по дворам.

Муж в дверь, а жена - в Тверь.

Жена мужа не бьет, а под свой норов ведет.

Добрая жена дом сбережет, а плохая – рукавом растрясет.

У хорошей жены и мужу цены нет.

Без мужа жена - всегда сирота.

Любишь жену - люби и детей кормить.

Седина в бороду, а бес в ребро.

Мужа с женою не разделишь.

С детьми дом - содом, а без детей - могила.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Умел дитя родить, умей и научить.

Выданная дочь - отрезанный ломоть.

Пей пиво да не лей, люби жену да не бей!

Учи ребенка, когда он поперек лавки лежит, а как протянется вдоль, тогда поздно.

У кого есть матка, у того головка гладка.

Родительское благословение на воде не тонет и на огне не горит.

В лесу медведь, а в дому мачеха.

Зять любит взять, а тесть любит честь.

Корми деда на печи - сам будешь там.

Кто родителей почитает, тот навеки не погибает.

У семи нянек дитя всегда без глаза.

 

О любви, дружбе, коллективе  

    Золотое время - младые лета.

Кто кого любит, тот того и голубит.

Не пил бы, не ел, все на милую глядел.

Теплое сердечко - ласковое словечко.

Любовь - не пожар, а загорится - не потушишь.

Насильно мил не будешь.

С глаз долой - из сердца вон.

Любовь правдой крепка.

Любовь - кольцо, а у кольца нет конца.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум - хорошо, а два лучше.

Друг познается в беде.

Старый друг лучше новые двух.

Друг денег дороже.

Дружбой дорожи - забывать не спеши.

Верный друг - редкая птица.

Мир - велик человек.

На миру и смерть красна.

С миру по нитке - голому рубашка.

На мир и суда нет.

На людях и пир веселее.

Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.

Все за одного, а один за всех.

 

О смелости, жизненной энергии, моральных прав илах  

    Дело мастера боится.

Всякое дело делается вовремя.

Куй железо, пока горячо.

На людей не смотри, свой ум имей.

Под лежачий камень и вода не течет.

Волков бояться - в лес не ходить.

Смелость - города берет.

Поспешишь - людей насмешишь.

Не давши слова - крепись, а давши - держись.

Береги честь смолоду, здоровье - под старость.

Не испытав броду, не суйся в воду.

Сто раз примерь, а один раз отрежь.

Не в свои сани не садись.

Не хвались в Москву, а хвались из Москвы.

Не играй с огнем - обожжешься.

Не плюй в колодец - годится воды напиться.

У страха глаза велики.

Нельзя только на небо влезть.

Из избы сор не выноси.

Глаза страшат, а руки делают.

Долг платежом красен.

Взялся за гуж - не говори, что не дюж.

Не смейся над старым - сам стар будешь.

По платью встречают, а по уму провожают.

Искру туши до пожара, напасть отводи до удара.

Не все то золото, что блестит.

Слово - серебро, а молчание - золото.

Век прожить - не поле перейти.

И в радости слезы бывают.

Будет зима - будет и лето.

Как аукнется, так и откликнется.

Живой живое и думает.

Людская молва - что морская волна.

Дума за морями, а смерть за плечами.

Лучше поздно - чем никогда.

Утро вечера мудренее.

Что имеем - не храним, потерявши - плачем.

Здоровье дороже золота.

Как проживешь, так и прослывешь.

Худо тому, кто добра не делает никому.

 

О счастье и несчастье  

    Где счастье, там и радость.

Всяк человек своего счастья кузнец.

Счастливым прежде смерти назваться нельзя.

Счастье не игрушка, в руки не возьмешь.

Иному счастье - мать, а иному - мачеха.

Счастье без ума - что дырявая сума.

Счастье с бесчастьем, что вёдро с ненастьем.

Легко найти счастье, а потерять и того легче.

От радости кудри вьются, а с печали - секутся.

Нет худа без добра.

Не родись красивым, а родись счастливым.

Счастье - вольная пташка, где захотела, там и села.

Счастье покидает, а добрая надежда - никогда.

Беда за бедой, что волна за волной.

Горько не вечно, а сладко не бесконечно.

 

О правде и справедливости  

    Правда - светлее солнца.

Правда - кривды не любит.

Правда милости не ищет.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Всяк правду любит, да не всяк ее скажет.

В ком честь, в том и правда.

Где правда, там и счастье.

Правда глаза колет.

Резва ложь, а от правды не уйдет.

Много деньги смогут, а правда - все.

Все минется, одна правда останется.

 

Об уме, ученье, науке  

    Ученье - свет, а неученье - тьма.

Свой ум - царь в голове.

Разум - силу победит.

Без памяти разум туп.

Зелен виноград - не сладок, а млад ум - не крепок.

И медведя учат.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Ученого учить - только портить.

У дурака не спрашивай ума.

Один глупый бросит камень в воду, а сто умных не вытащат.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Без ума голова - котел.

Повторенье - мать ученья.

Не учась - и лаптя не сплетешь.

Птице крылья, а человеку - разум.

На деньги ума не купишь.

За ученого трех неученых дают.

Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать.

Наукой свет стоит, ученьем люди живут.

Почитай учителя, как родителя.

Не учись до старости, а учись до смерти.

 

О народном поэтическом искусстве  

    Из песни слова не выкинешь.

Сказка - складка, а песня - быль.

Пословица не мимо молвится.

Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка.

Всяк спляшет, да не как скоморох.

На пословицу суда нет.

Глупая речь - не пословица.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.  

   

delovremja.ru

17. Мудрость древних Первые пословицы и поговорки. История начинается в Шумере

17. Мудрость древних

Первые пословицы и поговорки

Долгое время считалось, что библейская Книга Притчей — это древнейшая запись пословиц и поговорок в истории человечества. Когда примерно полтораста лет назад была открыта цивилизация Древнего Египта, оказалось, что существуют сборники египетских пословиц и поговорок и что они намного старше древнееврейских. Однако и эти сборники не являются самыми первыми из письменно зафиксированных человеком афоризмов и изречений. Шумерские сборники пословиц и поговорок на несколько столетий старше почти всех — если не всех — известных нам египетских сборников.

Лет двадцать назад мы еще не знали фактически ни одной шумерской пословицы, которая дошла бы до нас только на шумерском языке. Было опубликовано всего несколько изречений, и почти все они были заимствованы с табличек, относящихся к I тысячелетию до н. э., на которых шумерский текст сопровождается переводом на аккадский язык. Лишь в 1934 г. Эдуард Чиера опубликовал ряд фрагментов и табличек с пословицами из ниппурской коллекции Музея Пенсильванского университета в Филадельфии. Все они относились к XVIII в. до н. э. и ясно говорили о том, что писцы Шумера составляли множество подобных сборников пословиц и поговорок.

Начиная с 1937 г. я посвящал этому литературному жанру немало времени. Мне удалось обнаружить и скопировать значительное количество пословиц в стамбульском Музее Древнего Востока и в Музее Пенсильванского университета. Но только в 1951–1952 гг. я смог транскрибировать почти весь хранящийся в Стамбуле материал, состоящий более чем из восьмидесяти табличек и фрагментов.

По возвращении в Филадельфию, где в Университетском музее хранились еще сотни фрагментов с пословицами, я понял, что мне не одолеть этого огромного материала: другие неисследованные области шумерской литературы не позволяли мне заниматься только этой коллекцией. Поэтому я передал мои стамбульские копии и прочие записи научному сотруднику Университетского музея Эдмунду Гордону. Через несколько месяцев напряженной работы Гордон выяснил, что из имевшегося в его распоряжении материала можно восстановить и составить более дюжины отдельных сборников, в каждый из которых войдет от нескольких десятков до нескольких сотен шумерских пословиц и поговорок. За последние годы им издан сборник, где собраны сотни практически полностью уцелевших и в большинстве своем ранее неизвестных пословиц и поговорок[21]. Некоторые из них будут приведены ниже, однако я хочу напомнить читателю, что пословицы трудно поддаются переводу из-за их предельной лаконичности; возможно, в будущем окажется, что те или иные изречения в нашем переводе неправильно воспроизводили смысл подлинника.

Одной из отличительных особенностей пословиц вообще является их общечеловеческий характер. Если вы когда-нибудь вдруг усомнитесь в единстве человеческого рода, в общности всех народов и рас, обратитесь к пословицам и поговоркам, к народным афоризмам и изречениям! Пословицы и поговорки лучше всех других литературных жанров взламывают панцирь культурных и бытовых наслоений каждого общества, обнажая то основное и общее, что свойственно всем людям, независимо от того, где и когда, они жили или живут.

Шумерские пословицы и поговорки были записаны более трех с половиной тысячелетий тому назад, а многие из них наверняка возникли раньше и передавались устно из поколения в поколение. Они созданы народом, который отличался от нас буквально всем: у него был иной язык, иная географическая среда, иные обычаи, иная религия, иные политические и экономические принципы. И тем не менее пословицы древнего Шумера в основе своей удивительно близки к нашим. Без труда различаем мы в них отражение наших собственных чаяний, надежд, слабостей и затруднений, узнаем свои собственные взгляды.

Вот, например, «нытик», который все свои неудачи приписывает коварству судьбы и не перестает жаловаться: «Я родился в злосчастный день!»

Вот люди, вечно ищущие оправдания своим поступкам, хотя все свидетельствует против них. О таких шумеры говорили:

Не переспав, не забеременеешь,

Не поев, не разжиреешь!

О беспомощных неудачниках шумеры говорили так:

Брось тебя в воду — вода протухнет,

Пусти тебя в сад — все плоды сгниют.

Как и наших современников, шумеров терзали сомнения — как лучше распорядиться своим состоянием. Это нашло отражение в следующем изречении:

Все равно умрем — давай все растратим!

А жить-то еще долго — давай копить!

Эта мысль сформулирована и по-иному:

Может, ранний ячмень уродится — откуда нам знать?

Может, поздний ячмень уродится — откуда нам знать?

В Шумере тоже были, конечно, бедняки, не знавшие как свести концы с концами; про них и сочинены следующие выразительные, построенные на противопоставлении строки:

Бедняку лучше умереть, чем жить;

Если у него есть хлеб, то нет соли,

Если есть соль, то нет хлеба,

Если есть мясо, то нет ягненка,

Если есть ягненок, то нет мяса.

Беднякам часто приходилось тратить свои скудные сбережения. Автор шумерской пословицы сказал об этом так: «Бедняк съедает свое серебро». А когда сбережения кончались, бедняку приходилось обращаться к древним предкам современных держателей ломбардов. Отсюда поговорка: «Бедняк занимает — себе забот наживает». Она весьма напоминает современную английскую пословицу «money borrowed is soon sorrowed» («деньги занятые — деньги проклятые»).

В целом бедняки Шумера очевидно были покорны и смиренны. Нет ни одного указания на то, что они сознательно восставали против правящего класса богачей. И тем не менее сохранилась поговорка, которая, если только она правильно переведена, свидетельствует о пробуждении начатков классового сознания: «Не все семьи бедняков одинаково покорны!»

Другая шумерская поговорка напоминает стих из Екклезиаста (5, 11): «Сладок сон работающего», и в еще большей мере — изречение из Талмуда о том, что умножающий свое достояние умножает свои заботы. Звучит она так:

Тот, у кого много серебра, может быть и счастлив,

Тот, у кого много ячменя, может быть и счастлив,

Но тот, у кого нет совсем ничего, спит спокойно.

Иногда бедняки полагали, что во всех их неудачах виноваты не они сами, а люди, с которыми они связались:

Я кровный скакун,

Да поставлен в одну упряжку с мулом,

Вот и приходится таскать повозку,

Возить тростник и солому.

О бедном ремесленнике, который по иронии судьбы не может пользоваться теми предметами, которые он сам изготовляет, шумеры говорили: «У слуги (следящего за гардеробом хозяина) одежда всегда грязная».

Кстати, шумеры придавали одежде большое значение, что отразилось в пословице: «Хорошо одетому всюду рады».

Среди слуг, очевидно, были такие, кому удавалось получить хорошее образование. Во всяком случае, это вытекает из поговорки: «Это слуга, который изучал шумерский язык».

С другой стороны, далеко не все шумерские писцы, — как и современные стенографистки, — могли хорошо писать под диктовку. Видимо, отсюда и возникла поговорка:

Только тот настоящий писец,

Чья рука не отстает от уст.

Были в Шумере и такие писцы, которые не умели писать без ошибок. Именно к ним относится риторическое восклицание:

Что это за писец,

Если не знает шумерского языка!

Так называемый слабый пол представлен в шумерских пословицах и поговорках довольно широко, но далеко не всегда в лучшем освещении. Если в Шумере и не было ловких авантюристок, разорявших состоятельных мужчин, то в практичных девицах, дорого ценивших свою благосклонность, недостатка, видимо, не ощущалось. Одна такая разборчивая невеста, устав дожидаться богатого жениха, вопрошала:

Кому мне подарить свою любовь?

У кого всего в изобилии, кто достаточно богат?

Женитьба у шумеров считалась делом весьма обременительным. Они определяли свое отношение к браку следующим образом:

Кто не содержал жены или ребенка,

Тот не носил кольца в ноздрях.[22]

Мужьям в Шумере, как видно, приходилось порой несладко. Отсюда поговорка:

Жена — в «храме» (дословно, «в открытом святилище»),

Мать — у реки (по-видимому, совершает какой-то религиозный обряд),

А я умираю с голоду.

Что касается раздражительных, вечно недовольных жен, которые сами не знают, чего им надо, то они, подобно своим современницам, уже в те древние времена искали облегчения у всяких врачевателей. Во всяком случае на это намекает следующая поговорка (если только перевод правилен):

Беспокойная женщина в доме

Прибавляет к горю болезнь.

Нет ничего удивительного, что в Шумере мужчины порой сожалели о столь опрометчивом шаге, как женитьба:

Счастье — в женитьбе,

А подумав — в разводе.

Не случайно жених и невеста смотрели на женитьбу по разному, если верить следующей поговорке:

Радость в сердце у невесты,

Горесть в сердце у жениха.

Что касается тещи, то в древности она, видимо, была гораздо более покладистой, чем в нынешние времена. Во всяком случае в шумерских текстах до сих пор не обнаружено ни одного анекдота о злой теще. Зато у шумерских снох репутация была, прямо скажем, незавидная. Это видно из следующей эпиграммы, где перечисляется все, что благоприятствует мужчине и наоборот:

Кувшин в пустыне — жизнь мужчине,

Обувь — зеница ока мужчины,

Жена — будущее мужчины,

Сын — убежище мужчины,

Дочь — спасение мужчины,

Но сноха — проклятие для мужчины!

Шумеры высоко ценили дружбу. Но, как говорят по-английски, «blood is thicker than water»[23]. В Шумере говорили примерно так же:

Дружба длится день,

Родство длится вечно.

Весьма любопытно, с точки зрения сопоставления особенностей различных цивилизаций, что собака в древнем Шумере никоим образом не считалась другом человека. Скорее наоборот, она считалась коварным существом, если судить по следующим поговоркам:

Бык пашет,

Собака портит глубокие борозды.

Только пес не знает своего дома.

Собака кузнеца не смогла опрокинуть наковальню,

Зато опрокинула кувшин с водой.

Если отношение шумеров к собакам кажется нам не совсем понятным, то в других случаях их оценки весьма сходны с нашими, хотя они и выражали их иными словами. Например, англичане говорят: «A sailor will fight at the drop of a hat» («Моряк лезет в драку из-за упавшей шляпы»). Шумеры же утверждали: «Лодочник всегда драчлив».

Вот другая шумерская пословица:

Он еще не поймал лисицу,

А уж делает для нее колодку.

Она соответствует поговорке «цыплят по осени считают».

Или еще:

Увернулся от дикого быка, —

Натолкнулся на дикую корову.

Это прямая аналогия с поговоркой «из огня да в полымя».

Прилежание несомненно считалось большим достоинством во все времена и у всех народов, но вряд ли кто-либо выразил эту мысль лучше шумеров:

Рука и еще рука, — и дом построен,

Утроба и еще утроба, — и дом разрушен.

Были в Шумере и люди, которые не хотели отставать от других и вели жизнь не по средствам. Для них существовало изречение:

Кто строит, как господин, живет, как раб;

Кто строит, как раб, живет, как господин.

Война и мир ставили перед шумерами те же самые проблемы, с какими мы сталкиваемся сегодня. С одной стороны, постоянная готовность к войне, казалось, была необходимой, чтобы выжить. Шумеры говорили:

Если страна плохо вооружена,

Враг будет всегда стоять у ворот.

Но с другой стороны, уже тогда была очевидна бессмысленность войн, а также тот факт, что враг в долгу не останется:

Ты идешь, завоевываешь землю врага,

Враг приходит, завоевывает твою землю.

Однако главное в дни мира и в дни войны — «смотреть в оба», чтобы тебя не провели. Шумеры дают по этому поводу добрый совет, сохраняющий свою ценность до наших дней:

Можешь иметь повелителя, можешь иметь царя,

Но больше всего бойся «хозяина»!

Писцы древнего Шумера включали в свои многочисленные сборники не только всяческие изречения, пословицы, поговорки и афоризмы, но также и басни. Эти последние весьма напоминают классические «Эзоповы басни» и строятся по тому же принципу: вначале короткое введение, затем — прямая речь, в которой содержится мораль басни, а иногда — настоящий диалог между персонажами. В следующей главе мы познакомимся с рядом самых древних «Эзоповых басен», переведенных Эдмундом Гордоном за последние годы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Славянские пословицы и поговорки

Славянские пословицы и поговорки

Определённого внимания заслуживают и наши пословицы и поговорки. Это не просто наборы слов. Это божьи заповеди, пропущенные через славянскую душу. В них намного больше жизненного смысла, чем в иудохристианских заповедях...

Правильное понимание тонких струн славянской души, позволит не только правильно понять народное речение, но и обнаружить ошибку в современном изложении. Таким примером может служить пословица «Соловья баснями не кормят». В этой пословице звучит явное нарушение смысла. Кто должен кормить соловья, если он сам добывает себе корм? Баснями раньше называли стихотворные рассказы, которые не читались, а пелись. А любому человеку, знакомому с природой не понаслышке, известно, что соловей во время своей песни не может питаться. Таким образом, пословица должна звучать следующим образом: «Соловья басни не кормят». Меняется всего лишь окончание одного слова, а смысл пословицы меняется значительно. В этом смысле пословица применялась в том случае, когда кто‑то за разговорами забывал о деле. Подобная смысловая ошибка присутствует и в другой басне: «Делу время, а потехе час». В этой пословице слышится противопоставление дела и потехи. Народ такой пословицы создать не мог. По смыслу она подразумевает, что надо много трудиться и мало развлекаться. Потехой ранее называли не только развлечение, но и любое занятие, доставляющее удовольствие и радость. На полях «Урядника сокольничья пути» рукою царя Алексея Михайловича эта пословица написана в её истинном виде: «Делу время и потехе час». Существенно, что в таком виде дело и потеха не разделены во времени, а это придаёт пословице совсем другой смысл: любое дело надо делать с удовольствием, а в любом труде находить радость. По смыслу эта пословица напоминает следующие: «От скуки бери дело в руки», «Весело поётся, весело и прядётся». Творческое отношение к своему труду было на первом месте у наших пращуров, и работу они начинали всегда с шуток–прибауток, особенно при общинной (бригадной) работе. Именно от такого отношения к труду появилось слово делать – ДЕло ЛАдиТЬ, то есть, вкладывая труд, получать удовольствие от сделанного. Работа же – труд подневольный, без творческого подхода и без удовольствия, ради куска хлеба.

 1 1

«Человек без Родины – что соловей без песни». «За морем теплее, а у нас светлее». Нет надобности доказывать, что для русского человека чувство Родины занимает в душе большое место. Русский человек связан с родной землёй не на уровне разума, а на уровне гармонии энергетических вибраций. Земляческое казачество жило по принципу: безземельному да безродному и жизнь не нужна. Поэтому они стояли за свою землю насмерть. «Любовь к Родине сильнее смерти». «Лучше смерть в поле, чем позор в неволе».

«Кому мир не дорог, тот нам и ворог». «Кто драку затевает, то чаще битым бывает». «Худой мир лучше доброй ссоры». Отношение к любой вражде у русского человека было издавна крайне отрицательным. Русичи по своему душевному складу миролюбцы. Об этом говорит история. Никто не задумывается над простым вопросом: «Почему о древнейшей Руси нет никаких исторических сведений?». Ведь сейчас уже известно, что человек на этой территории жил ещё 25 тысяч лет до нашей эры. Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно внимательно приглядеться к описаниям исторических событий. Оказывается, что вся мировая история состоит из скандалов, войн и борьбы за господство одного народа над другим. Если бы такие события происходили между племенами в древнейшей Руси, сведения о них сохранились бы обязательно. В отличии от Библейских законов, предусматривающих наказание – око за око, русские судили по принципу: «Кровь кровью не смоешь», или «Не спеши карать – спеши миловать».

1 4

«На всякий цветок пчёлка садится, да не со всякого цветка поноску берёт». Смысл этой пословицы в том, что всякого человека можно послушать, да не от всякого можно мудрости набраться. Судя же по следующей пословице, так некоторых и слушать не годится. «За пчелой пойдёшь – до мёду дойдёшь, за жуком пойдёшь – до навозу дойдёшь».

«Не ищи правды в других, коли в тебе её нет». «Правда–матушка светла живёт, ложь под тыном прячется». «Правда груба, да нам люба».

«Доброе желаешь – добро и делай». «Добра не смыслишь – так худа не делай». Можно подумать, что в этих пословицах перефразирована христианская заповедь, однако и раньше люди понимали, что: «Козла спереди бойся, коня сзади, а злого человека со всех сторон», а «Кто злым попускает, тот сам зло творит». Таким образом, добро делай добрым, а не злым.

1 3

По поводу всего написанного у народа есть очень меткая поговорка: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

«Выгода на миг, доброе имя на век». «Добрая слава дороже богатства». «Живи своим умом, а честь расти трудом». Что можно добавить к этим словам? Их даже не надо пояснять, как приходится пояснять заповеди Иисуса.

«Иному горе – мученье, а иному – ученье». «Иное горе и терпеньем одолеть можно». Как видите, беду и горе можно воспринимать по–разному: можно начать ныть и руки опустить, а можно принять как урок, чтоб для ума был прок. Если человек ноет, это всю его жизнь в ад превращает, а каждая победа над собой радость приносит. «Хвали горе, чтоб не плакало».

1 2

А. Н. Толстой о русских пословицах писал следующее: «Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов».

Любовь к мудрости народной, выраженной в пословицах и поговорках, необходимо прививать с раннего детства. Изучение языка необходимо основывать на изучении родных пословиц и поговорок.

«Ни тени ущерба виною нашей да не претерпит наш язык».  (Святополк Чех).

www.idikomne.com

Древние русские поговорки :: NoNaMe

Древние русские поговорки Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Отличаясь часто мерностью склада, имея нередко созвучия в начале и в средине (аллитерацию) или в конце (рифму), эти обобщения легко запоминались, выделялись из рассказов и даже переживали в народной памяти самые рассказы.

----------------------<cut>----------------------

Примерами пословиц, до сих пор связанных с рассказами или песнями, могут служисть следующие: "В горе жить не кручинну быть, а нагому ходить — не соромиться" (из песни), "от радости кудри вьются, в печали секутся", "нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит" (из сказки о журавле), "и ракитовый куст за правду стоит" ( из сказки об убитой сестре и дудке), "битый небитого везет" (из сказки), "то старина, то и деяние" (из старины).

Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. Важное значение пословицы народ выразил в пословицах же: "Старинная пословица во век не сломится", "старинная пословица не мимо молвится", "добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз", "на пословице суда нет".

Пословицы касаются исторических событий, отражают древний быт, верования языческие и христианские, семейный и общественный быт, мораль, и т.д.

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ. Примеры: "Солнце днем работает, а ночью отдых берет" (анимистичекое воззрение на солнце), "Который бог замочит, тот и высушит" (многобожие), "Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился" (намек на жертвоприношение), "Жил в лесе, молился пням" (почитание лешего), "Храбер, силен, а все с лешим не справишься", "Был бы бес, будет и леший", "В лесу леший, а дома мачеха", "Егорий да Влас всему хозяйству глаз" (почитание Волоса), "Что у волка в зубах, то Егорий дал", "На печи сидел, кирпичам молился" (почитание домового), "Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь", "Не все то русалка, что в воду ныряет", "Старый ворон мимо не каркнет", "Всякому бы ворону на свою голову каркать", "Венчали вокруг ели, а черты пели" (брак без церковного обряда), "Взял боженьку за ноженьку, да и об пол" (низвержение кумиров).Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: "Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана" (т.е. леший), "Всякому черту вольно в своем болоте бродить" (водяной), "В тихом омуте черти водятся).Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: "Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь", "Бойся не бойся, а року не миновать", "Где нет доли, там и счастье не велико", "Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив", "Не страшны злыдни за горами", "Деньги идут к богатому, злыдни — к убогому", "От лиха не уйдешь".

ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ. Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: "Не поле кормит, а нива", "Одним конем всего поля не изъездишь", "Рыба-вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова", "Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды", "Мужик умирать собирайся, а земельку паши", "Дорогой товар из земли растет".

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ Примеры: "Бог не в силе, а в правде", "Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море", "Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда", "Золото огнем искушается, а человек напастьми", "Притча во языцех" (из псалтири), "Смирен духом, да горд брюхом", "На небо поглядывает, а на земле пошаривает", "Густо кадишь, святых зачадишь", "Спереди — блажен муж, а сзади — вскую шаташася" ( о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки).

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ. Примеры: "Хозяин в дому, как хан в Крыму", "Как Бог до людей, так отец до детей", "В девках сижено — горе мыкано, замуж выдано — вдвое прибыло", "За чужую душу одна сваха божится", "В лесу медведь, а дома — мачеха", "Жене спускать — добра не видать", "Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу", "Кто любит , тот и лупит " (жену), "Жену не бить — милу не быть".

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ — МИРА. Примеры: "Что мир порядил, то Бог рассудил", "Ты за мир, и мир за тебя", "Мирская правда крепко стоит", "Мир — велик человек", "Мир за себя постоит", "На мир и суда нет", "Мир заревет, так леса стонут".

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО. Примеры: "Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил", "Что мне законы: мне судьи знакомы", "Не бойся суда — бойся судьи", "Лошадь с волком тягалась — хвост да грива осталась", "Наказал Бог народ — послал воевод", "Конь любит овес, а воевода — принос".

ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ. Примеры: "Деньги, что каменья — тяжело на душу ложатся", "Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство", "Гол да наг — перед Богом прав", "Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают", "Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил", "Коли деньги говорят, тогда правда молчит", "Не проси у богатого, проси у тароватого", "В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется."

ПОСЛОВИЦЫ. ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ. Примеры: "На правду, что на солнце — во все глаза не взглянешь", "Засыпь правду золотом, а она всплывет", "Правду со дня моря выносит", "Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься", "Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть", "Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла", "Правда не на миру стоит, а по миру ходит", "Без правды не жить, да и о правде не жить", "Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться", "Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше", "Ретивая лошадка долго не живет".

ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ. Примеры: "Шипит, как каленое железо, когда плюнешь" (о горячем, раздражительном человеке), "Его в ступе пестом не умелешь" (упрямый), "Идет в сапогах, а след босиком" (хитрый), "Где ни ступит, тут и стукнет" (увалень), "Ветрами подшит" (непостоянный), "Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит" (мямля), "Из молодых да ранний, петухом кричит" (выскочка), "Лепечет, что сорока" (о том, кто скоро говорит), "Сказал, что отрубил" ( о говорящем кратко и решительно), "Говорит, что река льется" (плавно), "Воркует, как голубок" (нежно), "Что слово молвит, то рублем подарит" (хорошо и дельно говорящий).

ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ. Примеры: "Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает", "На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся", "Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть".

Статьи по теме:Древние русские поговоркиПолные версии пословиц и поговорокПоговорки Русского народа о ПОПах

txapela.ru

Пословицы и поговорки: история происхождения

Пословицы и поговорки: история происхождения

На ком возили воду в России и почему французы чувствуют себя не в своей тарелке?

Пословицы и поговорки – неотъемлемая часть нашего языка. В общении друг с другом люди часто используют подобные словесные выражения, однако не всегда понимают их значение, а, тем более, не знают историю их происхождения. Давайте разберемся с некоторыми из них.

1. Филькина грамота.

Впервые так высказываться начали в XVI веке, в период правления Ивана IV. Митрополит московский Филипп, будучи не согласным с кровавыми реформами государя, писал и распространял разоблачительные грамоты против царя. Впоследствии Иван Грозный приказал поймать его и закрыть в монастыре, где вскоре митрополита и убили. В результате, филькиной грамотой стали называть ничего не стоящий документ, фальшивку.

Филькина грамота.

Филькина грамота.

2. Остаться с носом.

Здесь следует использовать слово «нос» в другом значении – ноша, нести. Выражение относится к человеку, дающему подношение или взятку. И, если так называемый дар не был принят, то и договориться было уже невозможно. Поэтому человек уходил с ношей, непринятой взяткой, и не договорился.

Остаться с носом.

Остаться с носом.

3. На обиженных воду возят.

Фразу начали употреблять со времён Петра I. В то время была популярной профессия водовоза – человека, который снабжал водой город. Он был лакеем специальной повозки в виде бочки. Чтобы заработать больше денег, особо предприимчивые водовозы начали повышать цену на свои услуги, хоть по закону этого нельзя было делать. Чтобы наказать скряг, Петр I дал специальное указание – вместо лошадей впрягать в телегу жадных водовозов. Естественно, они были сильно обижены, но вынуждены исполнять наказание. Отсюда и пошло выражение.

На обиженных воду возят.

На обиженных воду возят.

На обиженных воду возят.

На обиженных воду возят.

4. Не в своей тарелке.

История возникновения оборота связана с неким недоразумением — неправильном переводе слова «assiete» с французского языка, в котором есть выражение «etre dans son assiette», обозначающее «быть в незавидном положении». Однако, «assiete» имеет омоним «тарелка», и видимо, какой-то «умник» сделал неправильный перевод. Что и послужило созданию крылатого выражения.

Не в своей тарелке.

Не в своей тарелке.

5. Затрапезный вид.

Вернемся снова к Петру I, во времена которого жил купец Затрапезников, который был известен тем, что производил на своей фабрике ткань плохого качества. Иметь затрапезный вид — значит безвкусно и неряшливо одеваться. Как видим, ничего общего с трапезой в этом выражении нет.

Затрапезный вид.

Затрапезный вид.

6. На лбу написано.

Фразу стали употреблять в XVIII веке. Чтобы отличить преступника от других людей, российская государыня Елизавета Петровна выдала указ – ставить клеймо на лбу правонарушителя. Следует отметить, что делалось это весьма варварским способом: раскалённым железом выжигали на лице уродливый знак, который оставался на всю жизнь.

На лбу написано.

На лбу написано.

7. Собаку съел.

Сейчас данное выражение относят к человеку, который имеет за плечами огромный опыт в чем-то. Ранее поговорка имела иное значение. Эту фразу употребляли иначе: «Собаку съел, а хвостом подавился», — так говорили о том, кто проделав тяжелую работу, ошибся из-за пустяка.

Собаку съел.

Собаку съел.

8. Как пить дать.

Еще древние славяне считали, что если человек попросит воды, то ни в коем случае нельзя ему отказывать. Это грех. С того времени выражение значит «точно», «несомненно».

Как пить дать.

Как пить дать.

9. И на старуху бывает проруха.

Обозначает досадную ошибку в каком-то деле. Указывает на то, что даже человек с опытом может ошибаться. На Руси «прорухой» называли неудачно проделанную работу, которая привела к плохим последствиям.

И на старуху бывает проруха.

И на старуху бывает проруха.

10. Сирота Казанская.

Когда Иван Грозный завоевал Казань, местные князья, чтобы добиться снисходительности новоиспеченного государя, делали вид убогих и несчастных. С того времени людей, которые специально прибедняются для своих корыстных целей, называют сиротой казанской.

Сирота казанская.

Сирота Казанская.

Поделиться ссылкой:

poznavatelno.net

Как появились поговорки и пословицы 🚩 греческие пословицы 🚩 Разное

Самые известные и популярные народные мудрости

«Две кошки в одном мешке дружбы завести не могут» и «Двум шпагам в одних ножках сложно ужиться».

«Деньги всегда найдут друга, а денежка - дружка».

«Для верного друга все не так уж туго», «Для друга не сложно выпрягаться из плуга», «Для друга и пост разрешается» и «Для друга нет круга».

«Для хорошего друга семь верст не околица».

«Для милого дружка и сережку можно отдать из ушка», «Доброе братство минее любого богатства», «Добрый друг не по конец рук» и «Дорожка вместе, а табачок – всегда пополам».

«Верный друг любых денег дороже».

«Друг до определенной поры, что тот же недруг».

«Друг другу и терем поставит, а недруг недругу – гроб наладит».

«Верный друг и верный брат – это великое дело: их не скоро добудешь».

Это утверждение очень верно, так как построить настоящие дружеские отношения – дело очень непростое.

«Друг, если неиспытанный, что орех нерасколотый», «Друг настоящий познается только в несчастии», «Верный друг познается на рати да при беде».

Известна и очень веселая поговорка – «Друг сердечный, все равно, что таракан запечный!».

«Друга держать не так убыточно как жену», «Друга верного ищи, а, если найдешь – береги его», «Друга за деньги не купишь», «Чтобы друга узнать, нужно вместе пуд соли съесть».

У последней поговорки есть и другой вариант, в котором пуд заменяется словом «куль».

Менее известные пословицы и поговорке о друзьях и дружбе

«Другу сноровить – все равно что самому себе досадить».

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть в реку брось».

«Дружба – она не служба, а, кому дружить, на того и служить».

Очень меткими являются и следующие «дружественные» пословицы – «Дружба от недружбы близко живет», «Дружбу водить – так и себя не щадить», «Дружиться дружись, а нож за пазухой держи», «Приятелей бывает очень много, да настоящих друзей нет».

«Друзья прямые – все равно что братья родные».

«Бедный знает и друга и недруга», «Без беды друга не узнаешь», «Без друга человек – сирота, а с другом - семьянин», «Без друга Ивашки не счастье выпить пенной бражки», «Богач друга не узнает. Богатому ни правды, ни дружбы не знавать», «Больше той любви не бывает, как друг за своего друга умирает».

«Будь друг, да без всякого убытку» или «Будь друг, да лучше не вдруг».

«Был я у друга, пил я воду слаще меду» или «Правда есть только в дружбе».

«В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне», «Иногда говорить правду – терять дружбу», «Не сошлись обычаем, значит не бывать дружбе».

www.kakprosto.ru


Смотрите также