Древние народы поволжья. Введение в этногенез народов Поволжья и Приуралья
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Расселение болгарских племен в Среднем Поволжье. Древние народы поволжья


длинная история Поволжья — Славянская культура

Из рук в руки: длинная история Поволжья

    Поволжский регион сейчас играет важную роль в экономическом и политическом развитии России, но так было не всегда. В IX веке именно отсюда исходила главная угроза становлению Руси, в XVI столетии здесь находилось враждебное Казанское ханство, а в XVIII горело восстание Пугачёва, грозившее гражданской войной. В этой статье мы ознакомимся с длинной и интересной историей Поволжья.

                Как часто мы интересуемся малой родиной – своим краем? Пожалуй, нечасто. Я, как и многие, скучала в школе на уроках краеведения. И только сейчас, по прошествии стольких лет, я по-настоящему заинтересовалась своим родным краем. Я родилась и живу в Нижнем Поволжье, и теперь решила ознакомиться с его историей. И тем, что я нашла в Интернете, атласах и краеведческом музее, поделюсь с вами в этой статье.

    Основные сведения

    Поволжьем считается все земли вокруг Волги. Левый берег великой реки иногда называют Заволжьем. Все эти земли делятся на Верхнее (от истока до Оки), Среднее (от Суры до Самарской Луки) и Нижнее (от Камы и до Каспия) Поволжье.

    Не следует путать Поволжье с Поволжским федеральным округом – первое понятие носит географический и исторический характер, а второе административное.

      Жители Поволжского региона называются волжанами: волжАнин и волжАнка (реже – вОлженка).

   

Древность и Средние Века

                На Волге первые люди появились в эпоху палеолита. Это были представители европеидной расы и принадлежали они к хвалынской, ямной и полтавкинской культурам. А вот с 4 века до н. э. здесь появляются сарматы. Они дали великой реке название Ра, и оставались на её берегах целое тысячелетие – до 4 столетия н. э.

    С 7 века их место заняли тюрко-язычные племена, пришёдшие с Приазовья. Они ассимилировались с сарматами, но продвинулись не дальше Среднего Поволжья.

    В середине 8 столетия Волжские земли стали заселять другие кочевые народы. Были найдены следы пребывания славянских, финоугорских, угорских и тюркских племён. В это время появляются городища и города кушнаренковской культуры.

    Конец 9–начало 10 веков – время формирования Волжской Булгарии, раннефеодального государства на Средней Волге. Здесь вместе жили все вышеперечисленные народы. Появился Муромский городок – центр ремёсел и торговли с внешними соседями. Это было первое независимое государство Поволжья.

    В 11 веке земли Нижней Волги назывались Половецкой степью или Дешт-и-Кипчак. Это образование трудно назвать государством, скорее оно было историческим и географическим регионом, населённым кочевниками единой этнополитической общности. Они постоянно тревожили Русь кратковременными набегами. Но история Булгарии и Половецкой степи была недолгой – в первой половине 13 века они пали под натиском монголо-татар и перешли к Улусу Джучи.

    Во время господства Золотой Орды Поволжье было разорёно. На левом берегу Волги захватчики основали несколько поселений, куда сгоняли подневольные народы. Названия монгольского происхождения остались до сих пор. Это топонимы Аманай, Толкай, Кутулук.

    После ухода монголо-татар Поволжье оставалось малозаселённым и неисследованным регионом. Лишь на Средней Волге в первой половине 15 века образовалось Казанское ханство – сильное феодальное государство. Оно имело сложные политические и экономические отношения с Московским княжеством.

Присоединение к России

                    В 1552 году московский царь Иван Грозный захватил Казань. После этого Поволжье стало постепенно входить в состав России.

    С середины 16 века сюда начали проникать беглые крестьяне из России. Они принесли с собой свои традиции, способы земледелия и ремесла. С этого момента начало складываться волжское казачество. Наряду с этим шло правительственное освоение земель: в 1586 году была основана Самарская военная крепость, как перевалочный пункт в торговле со Средней Азией.

    В середине 17 столетия распалось Сибирское ханство, и к России присоединилась Башкирия. Этот факт, а также рост населения способствовали тому, что уже в конце этого века сотни смельчаков устремились отсюда на восток – осваивать неизведанные земли Урала.

    18 век принёс России расширение своих владений в Поволжье. Калмыки и башкиры уступали свои пастбища русским переселенцам под пашни и сенокосы. Освоение шло так быстро, что к 19 веку были освоены все Поволжские земли. Малозаселёнными остались лишь южные и юго-восточные окраины.

    Поволжье жило главным образом за счёт сельского хозяйства, особенно земледелия. Это позволило региону стать житницей России. Но жестокие условия крепостного права подтолкнули крестьян и рабочих присоединиться к восстанию Пугачёва в 1773 году. Крестьянская война длилась тут до конца 1774-го.

Эпоха подъёма и развития

              19 век стал временем политического, экономического и культурного подъёма. В 1851 году царским указом была образована Самарская губерния, после отмены крепостного права начинается промышленное развитие региона, строятся железные дороги, Волга превращается в речную магистраль, а Самара в крупный центр торговли с Сибирью и Средней Азией.

    В начале 20-го века здесь возникают пищевая, текстильная, химическая отрасли промышленности, металлургия и деревообработка – Поволжье становится одним из важнейших экономических регионов России. Во время революции большинство населения губернии поддерживало большевиков, и советская власть пришла сюда относительно мирно. Вторая Мировая война по-разному отразилась на развитии городов Волги: сильно пострадал Сталинград, но другие города, к которым линия фронта не приближалась, получили новый толчок – благодаря эвакуированным предприятиям из западных районов.

    С послевоенного времени и до сих пор Поволжье остаётся важнейшим экономическим регионом России.

    Таким образом, Поволжье не раз переходило из рук в руки. Оно входило в состав Волжской Булгарии и Половецкой степи, Улуса Джучи и Золотой Орды, Московского княжества, Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. История моей малой родины длинна и интересна, и я горжусь тем, что знаю её. Надеюсь, мой пример кого-нибудь вдохновит на изучение своей малой родины.

Похожие статьи:

Традиции → Русская изба

История → Древние славяне на берегах Москвы-реки

Музыка → Народные песни средней полосы России и Поволжья (2009)

Ремесла → Традиции и современность русского деревянного зодчества

Этот день в истории → 20 мая - День Волги

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Поволжье - История среднего поволжья

В процессе освоения территории Среднего Поволжья можно выделить несколько этапов. Уже в эпоху палеолита здесь появились стоянки первобытных людей. В период бронзы и железа количество поселений возрастает, на смену присваивающему хозяйству: приходит производящее, население наряду со скотоводством занималось земледелием и ремесленным производством.

Одними из первых жителей юга Поволжья, известных с IV-III тыс. до н.э., были люди европеидной расы. Уже с энеолита и бронзы эта территория была освоена племенами хвалынской, ямной, полтавкинской культуры.

В середине II тыс. до н.э. племенами срубной культуры оказалось заселенным практически все Среднее Поволжье. В происхождении срубной культуры приняли участие ряд предшествующих культур ранней и средней бронзы.

С IV века до н.э. до IV века н.э. полными хозяевами Великой Степи становятся сарматы вероятно, древнее название Волги - Ра - существует именно в это время.

В это же время, в I тыс. до н.э., на Самарской луке жили лесные племена, говорившие на финно-угорских языках. Финно-угры оставили редкие памятники белогородского типа и городецкой культуры.

С конца VII века на юг Среднего Поволжья начинают проникать тюрко-язычные племена из Нижнего и Среднего Поволжья и Приазовья. По характеру своей материальной культуры они тесно связаны с сарматско-аланским населением Приазовья.

В середине VIII века в Среднее Поволжье начинают проникать новые волны кочевников, основной их целью были более северные территории современных Татарии и Ульяновской области. В VIII-IX веке здесь фиксируются следы пребывания угорских племен кушнаренковской культуры. Очевидно, все эти разноязычные группы населения - тюркские, финоугорские, славянские - вошли в состав гос-ва Волжская Болгария. Самарское Поволжье явилось южной пограничной территорией, а возможно, и южным удельным княжеством Волжской Болгарии. Здесь находилось несколько городов: Муромский городок и менее крупные - Переволокское и Междуреческое городища.

В конце IX-начале Х вв. Самарская Лука вошла в состав раннефеодального государства Волжская Болгария. В Х в. на окраине этого государственного образования возник Муромский городок, игравший заметную роль в развитии ремесел и торговых связей с кочевнической степью. Эти традиции были нарушены монгольским нашествием.

Монголо-татарское нашествие нарушило мирную жизнь Волжской Болгарии. Были разрушены поселения и разорены хозяйственные угодья, превращен в руины Муромский городок. Возможно, и на Усе монголо-татары организовали ряд поселений, населив их подневольными русскими, болгарами и мордвой. Можно предположить, что существовал какой-то центр золотоордынского монгольского расселения на востоке Самарского левобережья, где известен ряд топонимов, которые можно связать по происхождению с монгольскими языками - Аманак, Кутулук, Сухой Авраль, Толкай.

В начале XVI века край представлял из себя неисследованный регион, который, по сути, ещё не стал частью Российской империи, территория которого была практически не заселена.

Новый этап освоения края начался с середины XVI в., когда Поволжье вошло в состав России. В колонизационном процессе активное участие принимали бежавшие от усиливающегося гнета феодалов крестьяне из центральных уездов страны. Они являлись основным источником формирования волжского казачества - своеобразной народной республики, где не было места для эксплуатации и насилия. Русские переселенцы несли сюда традиционные методы земледельческого и ремесленного производства, что ускорило процесс освоения новых территорий, в котором активное участие приняло коренное население Поволжья - татары, башкиры, чуваши, мордва.

В XVI начало складываться казачество. К концу XVI века начался процесс деления казачества на донское, яицкое, терское и волжское. Привлечение казаков шло из-за волжских богатств, хотя постоянных городов они не строили, а в основном совершали кратковременные набеги. Но складыванию казачества помешало сооружение Самары.

Коренное население Поволжья составляли стрельцы и беглые люди, которые постепенно осели на территории Самарского края. Самара, основанная в 1586 г., стала перевалочным пунктом на волжском торговом пути и на дорогах из Средней Азии и Яика.

Наиболее ранним районом сельского расселения на территории Самарского Поволжья, сохранившим комплекс своих поселений до настоящего времени, являлась Самарская Лука, которая делала заселенные места относительно безопасными от набегов кочевников. Поэтому Поволжье начали постепенно заселять мордва, чуваши, русские.

Помещичьи селения начали появляться в первой половине XVI века. Их основывали как правило рядом с Волгой, в межгорных долинах, на низменных местах.

Уже в XVII-XVIII вв. возникали села и деревни с этнически смешанным населением. Наряду с вольной колонизацией существенное значение имели правительственные мероприятия по хозяйственному освоению края: строительство крепостей и засечных линий в XVI-XVIII вв., раздача земель, лесов и водных угодий боярам, помещикам и монастырям, а также проведение в интересах дворян-помещиков во второй половине XVIII в. генерального межевания и поселение на территории края немцев-колонистов.

В последней четверти XVII столетия вся пригодная для сельскохозяйственной деятельности территория Самарской Луки оказалась освоенной. Наступает аграрное перенаселение региона, начинается массовый отток населения на Урал, Дон, в селения Левобережья.

Рост феодальной земельной собственности сопровождался усилением эксплуатации всех слоев сельского и городского многонационального населения края. Особенно велик был накал противоречий на окраинных землях России: на Дону, в Поволжье, население которых приняло активное участие в крестьянских войнах XVII-XVIII вв.

 

Степное порубежье

В XVIII век Самарский край вступил еще как порубежный, сохранявший военное значение. Старые городские укрепления г. Самары погибли в большом пожаре 1703 года. В течение последующих трех-четырех лет построили новые оборонительные инженерные сооружения, более соответствующие времени. Они расположились на свободном месте вне сгоревшего старинного кремля.

Вместе с тем г. Самара перестал быть изолированным опорным пунктом на волжском левобережье. Вглубь степи стали выдвигаться новые крепости и укрепленные линии. Еще большее значение имело начавшееся в 1736 г. строительство Самарой укрепленной линии.

Со строительством пограничных укреплений, продвигавшихся в степь, значение г.Самары как крепости падало, ее укрепления перестали ремонтироваться и поддерживаться.

Земледельческое освоение

Исход калмыков стимулировал быстрое освоение заволжских степей, так как сравнительно малочисленное башкирское и казахское население не могло занять освободившиеся пастбища, которые все активнее стали обращаться в крестьянские пашни и сенокосы. Традиционная территория башкирских кочевий к тому же сама продолжала сокращаться. До 1736 г. действовал закон, запрещавший куплю-продажу башкирских земель. После его отмены башкиры быстро распродали свои дальние кочевья в Поволжье, ограничившись территорией внутренней Башкирии. Часть этих земель приобреталась государственными крестьянами, но в основном их скупали за бесценок помещики и затем переводили туда своих крепостных. Блестящее литературное описание того, как заключалась такая сделка, открывает "Семейную хронику" С.Т.Аксакова, в которой дана великолепная по художественному мастерству и исторической точности картина жизни русских переселенцев, помещиков и крестьян, в Заволжье конца XVIII века.

К началу последней четверти XVIII в. были освоены уже немалые пространства нашего края за исключением крайних южных и юго-восточных районов, где оседлого населения практически не было. На той территории волжского Левобережья и Заволжья, что лежала между бассейнами Черемшана и Самары в 1760-е гг., проживало уже около 100 тыс. человек. Из них дворяне и чиновники составляли 1% населения, горожане 2%, военно-служилые сословия (казаки, калмыки, Черкассы, отставные военнослужащие) 20%, крестьяне 77%. Пестрым был национальный состав. На долю русских приходилось 44%, народов Поволжья (татары, чуваши, мордва) - 46%, калмыков - более 8%, Украинцев - более 1% жителей.

Если в начале XVIII в. пашенного земледелия в Заволжье и даже в окрестностях с самой Самары практически не было, то в течение столетия оно распространилось очень широко. В основном крестьяне для собственного употребления сеяли рожь и овес, но росли посевы под пшеницей, которая главным образом шла на продажу и производилась на помещичьих полях. Выращивались также ячмень, просо, гречиха, горох, лен, конопля.

Разнообразие культур помогало крестьянину выжить в условиях резко континентального климата с его частыми засухами и другими погодными перепадами. Труд земледельца подвергался здесь большому риску. Простое увеличение площадей под одной сельскохозяйственной культурой или даже тщательная подготовка почвы под ее посев не снижали степени риска. Выход крестьяне находили в засеве нескольких участков хлебами, которые по-разному переносили засуху, заморозки на почве, болезни и т.д. Основными орудиями труда оставались в крестьянском и помещичьем хозяйстве соха, борона, серп и коса. Для подъема новых земель использовался тяжелый плуг и его поволжская разновидность - "сабан". Но для работы с ним требовалось от трех до пяти и даже шести лошадей, что было под силу зажиточному крестьянину. Впрочем, хозяйств, богатых скотом, было достаточно в крае, изобиловавшем пастбищами и сенокосами. Обычно на крестьянском или казачьем дворе имелись две-три лошади, но нередко случаялось, когда у одного хозяина было и 10, и 20, и еще более коней. Распространено было также овцеводство, молочное животноводство, выращивание свиней домашней птицы.

Итак в XVIII - первой половине XIX вв. в крае сложились объективные предпосылки для становления и развития прусского и американского путей развития аграрного капитализма.

 

С образованием в 1851 г. Самарской губернии экономическая и культурная жизнь края еще более оживилась. Более активно закладывались основы промышленного производства, продолжалось освоение Заволжья, появились очаги культуры и просвещения, стали издаваться газеты.

После падения крепостного права социально-экономическое развитие Среднего Поволжья ускорилось. Рост торговли и промышленности был связан со строительством железных дорог и развитием волжского речного транспорта, превращением Самары в крупный транспортный узел, связывавший центр страны с Сибирью и Средней Азией. Ведущими отраслями продолжали оставаться пищевая, текстильная, деревообрабатывающая. Более благоприятные условия для металлообрабатывающей и химической отраслей промышленности сложились в 1909-1917 гт. Темпы развития аграрного капитализма в лесостепных уездах губернии были весьма низкими в связи с сохранением в аграрном строе поместного землевладения и других пережитков феодализма. В степных уездах уже в 70-х гг. XIX в. появились и стали развиваться хозяйства фермерского типа - возник район торгового зернового земледелия.

Революционный вихрь 1917 года захватил и перевернул сложившийся в крае жизненный уклад. Различные общественные течения, политические партии и организации функционировали в губернском и уездных центрах, пытались воздействовать на массовое рабочее и крестьянское движение. В Самаре, также, как и в центре, верх в этой борьбе одержали радикальные силы, стремившиеся к преобразованию общественных отношений на принципах всеобщего уравнительного перераспределения.

Прошлое Среднего Поволжья - славные героические страницы летописи России.

povolzje.yartel.ru

Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика

«Культура – это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира».

Президент РФ В. В. Путин.

В целях привлечения внимания к проблемам культуры и в соответствии с Указом Президента РФ в 2014 году  объявлялся Год культуры, проводившийся во всех регионах, в т.ч. и Республике  Татарстан.

Культура - это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

В Поволжье, Республике Татарстан живут люди многих национальностей, но в историческом аспекте «к народам Поволжья относятся: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казанские или поволжские татары и башкиры. Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим» (Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья- http://www.niworld.ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm; http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm)

Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.

Культура народов Татарстана

Культура народов Поволжья

Обычаи и традиции народов Поволжья

Традиционная кухня

Традиционный национальный костюм. Национальный орнамент. Национальная вышивка Фольклор. Пословицы и поговорки. Предания и сказки Национальная музыка. Национальные танцы Праздники народов Поволжья Государственная символика народов Поволжья Методические материалы. Сценарии мероприятий. Стихи о народах Поволжья и их крае

Информационные источники

 

kitaphane.tatarstan.ru

Потомки древних финнов (финноязычные народы Поволжья)

                                     КТО ТАКИЕ ФИННО-УГРЫ
карта Поволжья
Финнами называют народ, населяющий соседнюю с Россией Финляндию (по-фински "Суоми"), а уграми в древнерусских летописях именовали венгров. Но в России нет венгров и очень мало финнов, зато есть народы, говорящие на языках, родственных финскому или венгерскому. Эти народы и называют финно-угорскими. В зависимости от степени близости языков учёные делят финно-уг-ров на пять подгрупп. В первую, при-балтийско-финскую, входят финны, ижорцы, водь, вепсы, карелы, эстонцы и ливы. Два самых многочисленных народа этой подгруппы - финны и эстонцы - проживают в основном за пределами нашей страны. В России финнов можно встретить в Карелии, Ленинградской области и в Санкт-Петербурге; эстонцев - в Сибири, Поволжье и в Ленинградской области. Небольшая группа эстонцев - сету - живёт в Печорском районе Псковской области. По вероисповеданию многие финны и эстонцы - протестанты (как правило, лютеране), сету - православные. Маленький народ вепсы живёт небольшими группами в Карелии, Ленинградской области и на северо-западе Вологодской, а водь (их осталось меньше 100 человек!) - в Ленинградской. И вепсы, и водь - православные. Православие исповедуют и ижорцы. Их в России (в Ленинградской области) 449 человек, ещё примерно столько же в Эстонии. Вепсы и ижорцы сохранили свои языки (они имеют даже диалекты) и используют их в бытовом общении. Водский язык исчез.

Самый крупный прибалтийско-финский народ России - карелы. Они живут в Республике Карелия, а также в Тверской, Ленинградской, Мурманской и Архангельской областях. В быту карелы говорят на трёх диалектах: собственно карельском, людиковском и ливвиковском, а литературный язык у них - финский. На нём выходят газеты, журналы, на филологическом факультете Петрозаводского университета действует кафедра финского языка и литературы. Знают карелы и русский.

Вторую подгруппу составляют саамы, или лопари. Основная их часть расселена в Северной Скандинавии, а в России саамы - обитатели Кольского полуострова. По мнению большинства специалистов, предки этого народа когда-то занимали значительно большую территорию, но со временем были оттеснены к северу. Тогда же они утратили свой язык и усвоили одно из финских наречий. Саамы - хорошие оленеводы (в недавнем прошлом кочевники), рыболовы и охотники. В России они исповедуют православие.

В третью, волжско-финскую, подгруппу входят марийцы и мордва. Мордва - коренное население Республики Мордовия, но значительная часть этого народа проживает по всей России - в Самарской, Пензенской, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской областях, в республиках Татарстан, Башкортостан, в Чувашии и т. д. Ещё до присоединения в XVI в. мордовских земель к России у мордвы появилась собственная знать - "инязоры", "оцязоры", т. е. "хозяева земли". Инязоры первыми крестились, быстро обрусели, и в дальнейшем их потомки составили в русском дворянстве элемент немногим меньший, чем выходцы из Золотой Орды и Казанского ханства. Мордва делится на эрзю и мокшу; у каждой из этнографических групп есть письменный литературный язык - эрзянский и мокшанский. По вероисповеданию мордва православные; они всегда считались наиболее христианизированным народом Поволжья.

Марийцы живут преимущественно в Республике Марий Эл, а также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях. Принято считать, что у этого народа два литературных языка - луго-вовосточный и горно-марийский. Однако не все филологи разделяют это мнение.

Ещё этнографы XIX в. отмечали необычайно высокий уровень национального самосознания марийцев. Они упорно сопротивлялись присоединению к России и крещению, и до 1917 г. власти запрещали им жить в городах и заниматься ремёслами и торговлей.

В четвёртую, пермскую, подгруппу входят собственно коми, коми-пермяки и удмурты. Коми (в прошлом их называли зырянами) образуют коренное население Республики Коми, но живут также в Свердловской, Мурманской, Омской областях, в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Их исконные занятия - земледелие и охота. Но, в отличие от большинства других финно-угорских народов, среди них издавна было много купцов и предпринимателей. Ещё до Октября 1917г. коми по уровню грамотности (на русском языке) приближались к наиболее образованным народам России - русским немцам и евреям. В наши дни в сельском хозяйстве работает 16,7 % коми, зато в промышленности - 44,5 %, а в образовании, науке, культуре - 15%. Часть коми - ижемцы - освоили оленеводство и стали крупнейшими оленеводами европейского севера. Коми православные (частью старообрядцы).

Очень близки по языку к зырянам коми-пермяки. Больше половины этого народа живёт в Коми-Пермяцком автономном округе, а остальные - в Пермской области. Пермяки в основном крестьяне и охотники, но на протяжении своей истории были они и заводскими крепостными крестьянами на уральских заводах, и бурлаками на Каме и Волге. По вероисповеданию коми-пермяки православные.

Удмурты сосредоточены большей частью в Удмуртской Республике, где они составляют около 1/3 населения. Небольшие группы удмуртов живут в Татарстане, Башкортостане, Республике Марий Эл, в Пермской, Кировской, Тюменской, Свердловской областях. Традиционное занятие - сельское хозяйство. В городах они чаще всего забывают родной язык и обычаи. Может быть, поэтому удмуртский язык считает родным только 70% удмуртов, в основном жители сельских районов. Удмурты православные, но многие из них (в том числе и крещёные) придерживаются традиционных верований - поклоняются языческим богам, божествам, духам.

В пятую,угорскую, подгруппу входят венгры, ханты и манси. "Уграми" в русских летописях называли венгров, а "югрой" - обских угров, т. е. хантов и манси. Хотя Северный Урал и низовья Оби, где живут ханты и манси, расположены за тысячи километров от Дуная, на берегах которого создали своё государство венгры, эти народы - ближайшие родственники. Ханты и манси относят к малым народам Севера. Манси живут в основном в Ханты-Мансийском автономном округе, а ханты - в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской области. Манси прежде всего охотники, потом рыболовы, оленеводы. Ханты, наоборот, сначала рыболовы, а затем охотники и оленеводы. И те и другие исповедуют православие, однако не забыли и древнюю веру. Большой урон традиционной культуре обских угров нанесло промышленное освоение их края: исчезли многие охотничьи угодья, загрязнились реки.

Древнерусские летописи сохранили названия финно-угорских племён, ныне исчезнувших, - чудь, меря, мурома. Меря в I тысячелетии н. э. обитали в междуречье Волги и Оки, а на рубеже I и II тысячелетий слились с восточными славянами. Существует предположение, что современные марийцы - потомки этого племени. Мурома в I тысячелетии до н. э. жили в бассейне Оки, а к XII в. н. э. смешались с восточными славянами. Чудью современные исследователи считают финские племена, жившие в древности по берегам Онеги и Северной Двины. Не исключено, что именно они являются предками эстонцев.

ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ

Большая часть исследователей сходятся на том, что прародина финно-уг-ров находилась на границе Европы и Азии, в районах между Волгой и Камой и в Приуралье. Именно там в IV- III тысячелетиях до н. э. возникло сообщество племён, родственных по языку и близких по происхождению. КI тысячелетию н. э. древние финно-угры расселились до Прибалтики и Северной Скандинавии. Они занимали обширную территорию, поросшую лесами, - практически всю северную часть нынешней Европейской России до Камы на юге.

Раскопки показывают, что древние финно-угры принадлежали к уральской расе: в их облике смешаны черты европеоидные и монголо-идные (широкие скулы, часто монгольский разрез Глаз). Двигаясь на запад, они смешивались с европеоидами. В результате у некоторых народов, происшедших от древних финно-угров, монголоидные признаки стали сглаживаться и исчезать. Сейчас "уральские" черты свойственны в той или иной степени всем финским народам России: средний рост, широкое лицо, нос, именуемый "курносым", очень светлые волосы, негустая борода. Но у разных народов эти особенности проявляются по-разному. Например, мордва-эрзя высокие, светловолосые, голубоглазые, а мордва-мокша и ростом пониже, и лицом пошире, и волосы у них потемнее. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза с так называемой монгольской складкой - эпикантусом, очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом (уральская раса!) светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается и у эстонцев, и у води, и у ижорцев, и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с ненцами, они черноволосы и раскосы; другие скорее напоминают скандинавов, с чуть более широким лицом.

Занимались финно-угры земледелием (чтобы удобрить пеплом почву, выжигали участки леса), охотой и рыболовством. Их поселения находились далеко друг от друга. Может быть, по этой причине они нигде не создали государств и стали входить в состав соседних организованных и постоянно расширявшихся держав. Одни из первых упоминаний о финно-уграх содержат хазарские документы, написанные на иврите - государственном языке Хазарского каганата. Увы, в нём почти нет гласных, так что остаётся догадываться, что "црмс" значит "черемисы-марийцы", а "мкшх" - "мокша". Позднее финно-угры платили дань также булгарам, входили в состав Казанского ханства, в Русское государство.

РУССКИЕ И ФИННО-УГРЫ

В XVI-XVIII вв. на земли финно-уг-ров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.

Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: "Предки наши, бывшая мордва", искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.

Люди переселялись в города, уезжали далеко - в Сибирь, на Алтай, где общим для всех был один язык - русский. Имена после крещения ничем не отличались от обычных русских. Или почти ничем: далеко не все замечают, что в фамилиях типа Шукшин, Веденяпин, Пияшева ничего славянского нет, а восходят они к названию племени шукша, имени богини войны Ведень Ала, дохристианскому имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована русскими, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Потому финно-угры и не составляют большинства нигде - даже в республиках, которым дали своё имя.

Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-"ши-шечку", широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли "пензенский мужичок", теперь воспринимается как типично русский.

В русский язык вошло немало финно-угорских слов: "тундра", "килька", "салака" и т. д. Есть ли более русское и всеми любимое блюдо, чем пельмени? Между тем слово это заимствовано из языка коми и означает "хлебное ушко": "пель" - "ухо", а "нянь" - "хлеб". Особенно много заимствований в северных диалектах, в основном среди названий явлений природы или элементов ландшафта. Они придают своеобразную красоту местной речи и областной литературе. Возьмите хотя бы слово "тайбола", которым в Архангельской области называют глухой лес, а в бассейне реки Мезень - дорогу, идущую по морскому берегу рядом с тайгой. Оно взято из карельского "taibale" - "перешеек". Веками живущие рядом народы всегда обогащали язык и культуру друг друга.

Финно-уграми по происхождению были патриарх Никон и протопоп Аввакум - оба мордвины, но враги непримиримые; удмурт - физиолог В. М. Бехтерев, коми - социолог Пи-тирим Сорокин, мордвин - скульптор С. Нефёдов-Эрзя, взявший имя народа своим псевдонимом; мариец - композитор А. Я. Эшпай.

одежда финноугорских народов Поволжья

proekt-rabota.blogspot.com

Древние Славяне на территории Поволжья.

Древние Славяне  на территории  Поволжья.

Взято в сообществе  oldrus .

Александр Викторович Овчинников об Именьковской археологической культуре, исторических мифах и о том, кто в Поволжье на самом деле более  коренной.

.f07b57e12273

- Когда на территории современного Татарстана впервые появились славяне?

Известно, что в IV-VII веках нашей эры значительную территорию Среднего Поволжья - от Суры на западе (Мордовия) до реки Белой на востоке (Башкирия), от Нижней Камы на севере (Лаишевский, Рыбно-Слободской и другие районы Татарстана) до Самарской Луки на юге - занимало население так называемой именьковской археологической культуры. В 1980-х годах появилась точка зрения, что она оставлена древнеславянским населением.

Ещё раньше, в 1940-70-х годах, когда в Болгарах работали московские археологи, было распространено мнение, что этот город возник на основе Именьковских поселений. В некоторых районах Болгарского городища нет стерильных прослоек между Именьковскими и Булгарскими слоями, они перемешаны. Вполне возможно, что проживавшие на месте будущего Болгара с середины I тыс. н.э. славяне смешались с пришельцами-булгарами и дали начало новому городу.

Относительно недавно в районе Болгара были обнаружены материалы, которые можно идентифицировать даже не со славянами, а с протославянами. Была соответствующая статья в малотиражном научном сборнике, но до широкой публики эта новость не дошла.

Болгарские находки также говорят и о том, что в X-XIV вв. жители Киевской Руси, а потом и русских княжеств, часто бывали в городе, и не только "проездом". Имеются каменные иконки и кресты, металлические иконки, бронзовая церковная утварь: подсвечник, держатель лампады, остатки цепочки от лампады. Подобные вещи вряд ли могли купить исповедовавшие ислам булгары. О постоянном проживании в Болгаре русских, наличии русского ремесленного квартала, говорят остатки жилищ с соответствующими находками. Почему на этом в Татарстане сегодня не акцентируют внимания, я думаю, понятно.

- Во всей остальной России славянское происхождение Именьковской культуры не является дискуссионным вопросом?

Этот вопрос дискуссионен в политической плоскости, в плоскости каких-то личных амбиций историков и археологов. Если брать научный аспект проблемы, то можно утверждать, что Именьковцы в большей мере славяне, чем кто-либо иные. Существуют работы известных учёных, например, академика В.В. Седова, крупнейшего специалиста по славянской археологии, востоковеда С.Г. Кляшторного, самарской исследовательницы Г.И. Матвеевой.

В них на основе комплекса источников доказывается, что Именьковцы - славянский массив населения, по крайней мере, большая часть населения этой культуры - славяне. Об этом говорит погребальный обряд,  данные языка соседних народов (славянские заимствования в языке предков удмуртов), письменные источники - так, арабский  путешественник Ахмед ибн Фадлан, лично побывавший в 922 г. в Волжской Булгарии, называет правителя булгар ещё и  царём славян.

- Получается, местные историки и археологи с середины прошлого века отрицают очевидное?

После того, как московские археологи в 1970-е годы были вытеснены из Татарстана, контролировать раскопки и издание печатных трудов стал местный археолог А.Х. Халиков (это было связано с общей тенденцией укрепления позиций номенклатуры в национальных республиках СССР).

Тогда стали говорить, что между Именьковцами и Булгарами никакой преемственности нет, а Болгар стал чисто булгарским, даже булгаро-татарским городом. Писались статьи, выдвигались теории, что, возможно, Именьковцы были тюрками, балтами или финно-уграми, а вот на то, что есть прекрасная доказательная база славянства этого населения, внимания как-то не обращали.

Дело в том, что факт проживания в Среднем Поволжье славян ещё до возникновения Волжской Булгарии разрушал официальную точку зрения, согласно которой татары здесь у себя всегда были дома, а русские - пришельцы, ударял по обоснованию суверенитета республики. В 1990-е годы, с разгулом этого самого суверенитета, и позже, в 2000-е годы, Именьковская проблематика в местных научных кругах стала просто затушёвываться. В итоге сегодня прописной истиной является мысль о том, что славяне появились на Средней Волге лишь после 1552 года, а город Болгар основали булгары, предки татарского народа.

- Почему не удаётся эффективно противостоять фальсификации истории?

Я писал курсовую и диплом под руководством известного археолога П.Н. Старостина, известного специалиста по Именьковской проблеме, автора классической монографии по этой теме. Когда на определённом этапе работы появилась необходимость переходить на более высокий уровень обобщений - этническая и языковая принадлежность - научный руководитель стал говорить: надо быть осторожнее.

Понятно, что это славяне, но лучше говори расплывчато, что Именьковцы - население "западного происхождения". Я в силу подросткового максимализма его не послушал и на всех научных конференциях отстаивал свою позицию. Когда я закончил ВУЗ, те, от кого зависело моё поступление в аспирантуру Академии наук республики, поставили условие: не актуализировать этническую принадлежность Именьковцев. Я снова не послушался, на меня посыпался шквал обвинений - про меня стали распускать слухи, будто я "чёрный археолог".

Постепенно я превращался в изгоя, дело дошло до того, что в апреле 2005 года готовящуюся к изданию монографию по Богородицкому могильнику Именьковской культуры (написанную  в соавторстве с П.Н. Старостиным) просто уничтожили. Пришёл один лаборант нехрупкой комплекции, взял рукопись - и всё. Сказал - ты не понимаешь, как надо себя вести... Даже научный руководитель ничего не мог сделать. В аспирантуру я в итоге каким-то чудом поступил, потом были проблемы с защитой кандидатской. В 2009 году я начал публичную деятельность, актуализировал в прессе Именьковскую и некоторые другие проблемы.

У меня начались сложности на работе, коллеги боялись, что я своими выступлениями навлеку беду на всю кафедру. Я поддался давлению и перестал с 2010 года активно участвовать в общественной жизни Казани, снова переключился на науку, но и здесь начались проблемы: перестали брать на конференции, отказывались публиковать статьи, особенно так нужные учёным ВАК-овские.

- Как обосновывали?

Часто говорили, что тема статьи не соответствует профилю издания. Главный редактор журнала "Эхо веков" Д.Р. Шарафутдинов откровенно сказал, что у каждого народа должен быть свой миф, а я этот миф разрушаю. В последнее время не публикуют учебные пособия. В 2015 году мне предстоят перевыборы. Скорее всего, с доцента переизберут на ассистента (формальным поводом будет как раз отсутствие учебных пособий), а может, и вовсе придётся искать новую работу. Но здесь нет ничего странного, у нас авторитарное государство, и историки должны служить ему не мечом, но пером.

- Какие ещё исторические мифы популяризируют учёные Татарстана?

Главный миф, который очень трудно преодолеть, заключается в том, что на территории Татарстана проживают два народа: русские и татары, якобы отдельные замкнутые общности, у которых очень сложная историческая судьба, и если не будет мудрого руководства, то эти два народа вступят в межэтнический конфликт. Все историки должны этот миф поддерживать, кто-то должен изучать историю русского народа, кто-то - татарского, все должны вести себя правильно. Чтобы что-то изменить, мало научно доказать, что те же Именьковцы - Славяне.

Проблема в той социальной среде, в которой циркулируют профессиональные знания. Историки Казани сгруппированы в профессиональные коллективы - это кафедры, отделы и т.д. Каждый коллектив - своеобразный мирок со своими межличностными отношениями, и нормальное существование этого мирка полностью зависит от благорасположения правителя. Та система взаимоотношений между властью и учёными, которая сейчас существует в Татарстане, повторяет систему взаимоотношений в восточной деспотии между правителем и подданными. Такой механизм обеспечивает функционирование исторических мифов.

Специфика заключается в том, что даже добросовестные научные исследования включаются в общее идеологизированное повествование. Например, археолог работает с керамикой, делает скрупулёзные расчёты, а в обобщающем труде типа "Истории татар" будет значиться, что это - керамика предков татарского народа. Миф имеет функцию идеологии: в авторитарных государствах идеология - это всегда миф, причём часто он граничит с бредом.

- Почему люди верят в исторические мифы, несмотря на всю их очевидную абсурдность?

Один мой знакомый профессор говорил: когда тебя спрашивают про национализм, рассказывай про урбанизацию, и он был прав. Весь XX век в России люди из сельской местности переезжали в города, там им было очень трудно устроиться. Они теряли связь с семьёй, родными местами, добивались всего сами. У них возникало чувство одиночества, им нужно было ассоциировать себя с каким-то кругом людей, которые помогут. Это что-то вроде деревни, семьи. Поэтому и популярны национальные истории.

Да, они бредовы, но человеку, который мыкается по съёмным квартирам, который с трудом зарабатывает себе на еду, знает, что скоро возьмёт ипотеку и будет выплачивать её всю жизнь, чтобы не спиться и не сколоться, нужен какой-то миф. И тут он берёт очередной труд местного историка и видит: вот же! Я принадлежу к великому народу, мои предки - потрясатели Вселенной.

Вот, оказывается, в чем причина моих проблем - русские 450 лет назад захватили Казань, если бы у нас было своё государство, свой независимый Татарстан, я бы сейчас очень хорошо жил. Национальная история (неважно, русская, татарская или башкирская) - история маргиналов, людей между двумя мирами. Они оторвались от сельской жизни, ещё не устроились в городской. Специалисты по теории модернизации пишут, что эта неустроенность приводит к расщеплению личности, мифическому осмыслению окружающего мира, тяге к сюрреалистическим образам. Поэтому национальные истории и популярны.

- Как вы считаете, историки, участвующие в создании мифов, действительно верят в то, что пишут? Или это просто попытка приспособиться к существующей политической ситуации?

Я много думал над этим вопросом и пришёл к выводу, что здесь имеет место факт двоемыслия. Есть работы психологов, которые пишут о том, что у людей, которые постоянно находятся в закрытых коллективах, часто появляется феномен двоемыслия. То есть механизмы логики перестают срабатывать. Логика родилась в Древней Греции, это продукт атомизированного общества, с позиций логики размышляет личность, индивидуальность. Чёрное не может быть белым - это логика.

Двоемыслие - это когда чёрное может в то же время быть и белым, т.е. когда признаются верными два взаимоисключающих суждения. В татарстанских условиях учёный мыслит следующим образом: да, я пишу сказки об истории татарского народа, но, может, в них есть какое-то рациональное зерно. Большинство гуманитариев Татарстана, и вообще людей творческих профессий - это вчерашние селяне, и не надо этого стесняться. Они маргиналы и в какой-то момент действительно могут верить в мифы, которые сами сочиняют. Перед нами проблема модернизации, догоняющего типа развития страны. Будем надеяться, что уже их дети, настоящие горожане во втором и третьем поколениях, изживут это.

- Можно ли назвать то, что происходит в Татарстане, общероссийской или даже общемировой тенденцией?

Что касается общемировой тенденции, об этом я судить не берусь, могу только сказать, что во всём развитом мире принята концепция так называемого гражданского национализма, когда нация - это согражданство. В пределах нации может быть много людей с разными этничностями, языками, вероисповеданиями и т.д. Все вместе - одна нация. В тех же Америке, Франции история - это история территории.

Что касается постсоветского пространства - здесь ситуация прямо противоположная, этногенез и история государства совпадают друг с другом. В Средней Азии и Закавказье процветает мифотворчество. Современный Узбекистан, согласно некоторым авторам, продолжает традиции государства великого Тимура (Тамерлана), а Таджикистан, между прочим, - наследник великих арийских цивилизаций, например, персидской державы Ахеменидов, сам Дарий был таджиком. В Азербайджане за сомнения в величии предков можно подвергнуться уголовному преследованию. Россия в плане мифологизации истории не является исключением.

Чтобы изменить ситуацию, необходимы изменения во всём обществе, его демократизация, развитие чувства гражданственности, переход от архаики к модерну, когда люди начнут воспринимать мир рационально. И тогда большинством населения писания местных историков будут восприниматься с улыбкой. Этот процесс будет долгим, если в России сохранится современный политический строй, и страной будут править не живущие в ней люди, а несколько сотен богатых семей, которые и заставляют учёных придумывать мифы для обоснования своей власти. Гражданский национализм - продукт демократического общества, и России до него пока далеко.

- Как вы считаете, снимет ли противоречия историков Татарстана готовящийся к выходу единый учебник по истории России?

Нет, не снимет. Я очень внимательно ознакомился с проектом и могу констатировать, что он написан в том же этнонационалистическом дискурсе.

Я считаю, что история России должна быть, прежде всего, историей территории. Нужно рассказывать обо всех, кто населял территорию современной России, начиная с эпохи палеолита. При таком подходе, например, история Восточной Пруссии как географического пространства, на котором жили люди, говорившие на разных языках и организованные во многие политико-государственные системы (включая Германскую империю), равнозначна истории современных "российских частей" Киевской Руси, государства Бохай или империи чжурчжэней.

- Почему федеральные власти никак не реагируют на порой откровенно антирусские заявления татарстанских историков?

Согласно мнению отдельных специалистов в области социологии и политологии, в 1990-х годах в России стал наблюдаться возврат к архаике, появился даже такой термин - "архаический синдром". Это возврат к тем социально-политическим отношениям, которые были характерны для эпохи средневековья или даже более ранних эпох. Появилось понятие "нового  феодализма".

Власть организуется на основе межличностных патрон-клиентских отношений. Действует феодальный иммунитет, когда сидящий в Москве главный правитель даёт право местному феодалу собирать доходы с определённого региона, например, с Татарстана. Московский сюзерен не вмешивается в дела вассала - главное, чтобы последний делился частью доходов. Вассал может делать всё что угодно (конечно, в определённых рамках) и перегибы в исторических мифах - самое последнее, чем он может разозлить сюзерена.

Александр Викторович Овчинников – кандидат исторических наук, доценткафедры гуманитарных дисциплин КНИТУ. 

Источник:http://regnum.ru/news/polit/1701302.html http://oldrus.livejournal.com/341480.html .

См. также по Именьковской к-ре:*востоковед Кляшторный С.Г.    (доктор исторических наук) "О  ПОИСКАХ  СЛАВЯН  В  СРЕДНЕМ  ПОВОЛЖЬЕ" \ В Е С Т Н И К  Липецкого государственного педагогического университета \ В ы п . 1 ( 8 ) . 2 0 1 3  г .https://app.box.com/s/5cww3lixh4bka2g6b146*Владимир Напольских «Балто-славянский языковой компонент в Нижнем Прикамье в сер. I тыс. н. эры».http://udmurtology.narod.ru/library/napolskikh/baltoslav.pdf*Археология Среднего Поволжья. Именьковская культура.http://old.kpfu.ru/archeol/srednev.htm *В. Седов «Славяне. Историко-археологическое исследование". М. 2002  г .

byslaikyr.livejournal.com

Расселение болгарских племен в Среднем Поволжье — Wikibooks

[1]

В древней истории Среднего Поволжья исследователи выделяют предболгарское время (до VIII в.), раннеболгарский период (VIII-Х вв.), эпоху развития и расцвета Болгарского государства (ХI - первая треть XIII вв.) и золотоордынскую эпоху (ХIII-ХV вв.).

Этническая карта этого региона и до переселения сюда с юга болгаро-суварских племен была сложной, здесь в разные эпохи жили люди как монголоидного, так и европеоидного типов. В эпоху бронзы - в конце III тыс. до н. э. - с юго-запада в лесное правобережье Волги проникли племена фатьяновской или, как ее еще называют, балановской культуры (названа так по могильнику у д. Баланово Козловского района в Чувашии). В середине II тыс. до н. э. на этой территории расселяются европеоидные племена срубной и абашевской культур (названа так по кургану близ с. Абашево Чебоксарского района Чувашии). Во второй половине II тыс. до н. э. в Чувашское Поволжье проникли с левобережья племена приказанской культуры.

В железном веке - в I тыс. до н.э. и первой половине I тыс. н. э. - левобережье Волги занимали племена ананьинско-пьяноборской археологической культуры (предки древних удмуртов, мари и коми), а правобережную территорию заселили племена городецкой и позднегородецкой культур - предки древних мордвы, черемисов (древние мари) и буртасы, на территории Ульяновской области расселялись племена именьковской культуры, в составе которых были переселившиеся в III-IV вв. со Среднего Днепра славяне. Кроме того, в IV-V вв. из южных районов Западной Сибири в Средневолжско-Приуральский регион проникали родственные ханты-мансийскому охотничьему населению угорские (прамадьярские) племена.

В целом предболгарское время в Среднем Поволжье характеризуется сложным этническим составом населения, взаимодействием волжско-финского, пермско-финского населения с проникавшими из Западной Сибири угорскими и угросамодийскими племенами, а также группами индоиранского (сармато-аланского) культурного круга.

Переселившиеся с юга в Среднее Поволжье в конце VII - начале VIII в. болгары расположились по обеим сторонам Средней Волги выше Самарской Луки, но основной массив - в Нижнем Закамье (т. е. в южных районах современного Татарстана). Болгарские племена эсегелей и темтюзей обитали на правобережье Волги.

Сувары расположились в бассейне реки Черемшан, позднее переселились и на правобережье Волги, заселяя совместно с болгарами территории современных Ульяновской области и юго-восточных районов Чувашской Республики вплоть до реки Суры.

В научной литературе устоялось мнение о захвате пришлыми болгарами территории, якобы сплошь заселенной местными волжскими финнами (предками мари и мордвы) и довольно активном смешении их с новыми тюркоязычными пришельцами. «Это мнение не обосновано фактами, - считает археолог Ф. Ш. Хузин. - К приходу булгар земли, вошедшие потом в состав Булгарского государства, практически пустовали. Именьковское население загадочным образом исчезло еще в VII в., не успев передать своего наследия булгарам, Поволжские финны с VII в. оказались ближайшими соседями булгар, но они предпочитали изолированную жизнь, и время активных контактов между ними наступает со второй половины - конца Х века».

Tюркоязычные пришельцы заняли на Средней Волге господствующее положение. Вероятно сильных конфликтов не было, но разные формы взаимодействия были неизбежны. Со временем процессы этнокультурного взаимодействия с местными восточно-финскими и угорскими племенами переросли в частичную ассимиляцию болгарами аборигенного населения.

В VII в. возник Болгарский союз племен, куда под главенством болгар вошли суварские и местные финно-угорские племена - предки марийцев, мордвы и удмуртов, а также часть огузо-язычных в то время башкир и остатки именьковцев-славян. Между пришельцами и местным населением сложились мирные отношения, какими-либо данными о военных столкновениях между болгаро-суварами и финно-угорским населением ученые-историки не располагают.

В Поволжье новопоселенцы начали в широких масштабах заниматься плужным земледелием, которое окончательно утвердилось в VIII-IX вв. О большой роли этой отрасли хозяйства в жизни болгар и сувар свидетельствуют заимствования, сделанные от них венгерскими (угорскими) племенами еще до IX в., пока они не ушли на Дунай. В венгерском языке насчитывается до 500 болгаро-чувашских слов. Большинство из них относится к скотоводству (венгерское слово еkоr «бык» - чувашское вăкăр; uno «корова» - ĕне; bоrju «теленок» - пăру; kecske «коза» - кача

cv.wikibooks.org

Введение в этногенез народов Поволжья и Приуралья

А.Г. Ситдиков

ВВЕДЕНИЕ В ЭТНОГЕНЕЗ НАРОДОВ

ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ

Казань

2009

1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Исторический факультет

Кафедра этнографии и археологии

А.Г.Ситдиков

ВВЕДЕНИЕ В ЭТНОГЕНЕЗ НАРОДОВ

ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ

Часть I

Истоки этногенеза финских народов

Учебно-методическоепособие

Казань

2009

2

Печатается по решению заседания кафедры этнографии и археологии исторического факультета

Казанского государственного университета Протокол № 12 от 22 апреля 2009 г.

Печатается по решению Учебно-методическойкомиссии Исторического факультета

Казанского государственного университета

Рецензенты:

док. ист. наук, профессор Ф.Ш.Хузин; к.и.н. ист. наук, ст. науч.ст-никН.Г.Набиуллин.

ВСитдиков А.Г.

Введение в этногенез народов Поволжья и Приуралья.

Часть I. Истоки этногенеза финских народов: учебнометодическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История». / А.Г.Ситдиков. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009. – 33 с.

© А.Г.Ситдиков © Казанский государственный университет, 2009

3

ВВЕДЕНИЕ

В Европейской части России, на территории Среднего Поволжья и Приуралья, располагается семь национальных республик (Башкортостан, Мари-Эл,Коми, Татарстан, Удмуртия и Чувашия). Изучение вопросов происхождения проживающих здесь народов имеет не только научное и практическое значение. Их прошлое, настоящее и будущее неразрывно связано с историей России и является неотъемлемой частью современных этнокультурных процессов.

Изучение этногенеза отдельных народов может быть успешное осуществлено, только лишь на фоне широкого рассмотрения – проблем родственных по этносу или близких по территории расселения и сходных по уровню культурно-экономическогоразвития народов. На базе изученияисторико-археологических,палеолингвистических, антропологических материалов в пособии предпринята попытка раскрыть общие моменты и истоки этногенезафинно-угорскихи тюркоязычных народов Восточной Европы и на этом фоне показать специфику формирования отдельных народов Среднего Поволжья и Приуралья.

Учебно-методическоепособие «Введение в этногенез народов Поволжья и Приуралья. Истоки этногенеза финских народов» является составной частью комплекса вводимых курсов, обеспечивающих изучение «Этногенез народов Поволжья и Приуралья» (дневная форма обучения). Он посвящен проблемам этногенеза и этнической истории народов Среднего Поволжья и Приуралья – одного из обширных российских регионов с полиэтничным и поликонфессиональным составом населения. Курс состоит из двух частей. Первая его часть рассматривает вопросы этногенезафинно-угорскихнародов на широком хронологическом и территориальном срезе.

Цель курса – познакомить студентов с узловыми теоретическими проблемами, основными концепциями этногенеза и этнической истории финно-угорских,тюркских народовВолго-Уральскогорегиона. Задачи курса:

- сформировать у студентов научное представление об этногене-

4

зе народов и этнической истории народов Поволжья и Приуралья;

-объяснить основные теоретические положения, понятия и термины, которыми оперирует историческая наука в этногенетических исследованиях;

-проследить этапы и особенности формирования этноса современных народов региона, относящихся к разным языковым семьям;

-обратить на общие элементы в этногенезе соседних народов, подчеркнуть невозможность этнических процессов без контактов, взаимовлияний народов на разных этапах их истории.

-сформировать у студентов уважительное, толерантное отношение к многовековым традициям, национально-психологическимособенностям представителей конкретных этнических общностей.

После прослушивания курса студент должен:

-иметь представление о предмете и методах этногенетических исследований;

-быт знакомым с основными результатами и проблемами исследований в области этногенеза народов Восточной Европы;

-иметь представление об основных этноязыковых семьях и антропологических типах народов Евразии;

-знать национально-этническийсостав народов Российской Федерации.

Формы работы студентов:

-лекционные занятия, в ходе которых рассматриваются основные теоретические вопросы курса, излагаются основные результаты и дискуссионные проблемы в области этногенеза, финно-угорскихи тюркоязычных народов восточноевропейской части России;

-реферативная работа по выбору выполняется в течение курса под руководством преподавателя, является одним из эффективных видов самостоятельной работы студентов;

-внеаудиторная самостоятельная работа.

Лекция 1.

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ

Этногенез (происхождение народа – греч.) – представляет собой процесс сложения этнических общностей на базе различных этнических компонентов. Этногенез является начальным этапом этнической истории. Его развитие характеризуется взаимосвязью автохтонных компонентов и пришлых (миграционных), завершение которого может быть связано с включением в сформировавшийся этнос иных ассимилируемых групп, разделение и сложение новых этносов.

В целом в процессе этногенеза формируется новый этнос со специфическими чертами в материальной и духовной культуре, быте, групповых психологических характеристиках, отличающими его от других этносов. Формирование происходит под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин. В этнической общности возникает общее самосознание, важное место в котором занимает представление об общности происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание – этноним.

Различные этносы классифицируют в группы и другие более крупные объединения. Деление производится по различным признакам. Наиболее общей является группировка народов по географическому расположению: народы Европы, народы Азии, Северной Америки и т.п. Применимо при классификации народов рассмотрение по антропологическим признакам, по религиозной принадлежности, но представители одного и того же народа могут принадлежать к разным антропологическим типам и исповедовать различные религии.

Классификацию народов по культурно-хозяйственнымтипам и ис-торико-этнографическимобластям осуществляют в соответствии с исторически сложившимися особенностями хозяйства и культуры для народов, находящихся на одинаковом уровне социальноэкономического развития и живущих в сходных естественногеографических условиях (группы охотников и рыболовов древности, скотоводческие племена степей, земледельцы и д.р.). Эти особенности стираются по мере развития человечества с бурным ростом меж-

6

дународной экономики и культуры, которые ломают традиционные границы.

Сочетание культурно-хозяйственныхособенностей и географических признаков дают возможность проводить классификацию этносов поисторико-этнографическимобластям, географическим зонам – народы Кавказа, Прибалтики, Среднего Поволжья и Приуралья, Средней Азии, Южной Сибири и т.п. ВВолго-Уральскуюобласть входят Башкиры, мари, мордва, татары, удмурты, чуваши и в меньшей степени коми. Эти народы формировались в основном на территории современного обитания, в тесной культурной, экономической и этнической связи друг с другом, что привело к общности их традиционной культуры, быта, экономики, антропологического облика и даже языка.

Используется деление по лингвистическому признаку. На основе близости между языками и их происхождения. Отдельные языки формируют в родственные группы, объединяемые в большие языковые семьи. Народы Среднего Поволжья и Приуралья по языку: мордва, мари, удмурты и коми входят в финскую группу уральской языковой семьи, а татары, башкиры и чуваши – в тюркскую группу алтайской языковой семьи.

В западных и северных районах Среднего Поволжья и северозападном Приуралье проживают финно-угорскиенароды – мордва, мари, удмурты,коми-зырянеикоми-пермяки.

Мордва. Самый многочисленный в России народфинно-угорскойгруппы. Основное регион проживания – Среднее Поволжье (Республика Мордовия). Мордва расселена также в южной части Среднего Поволжья от Тамбовской области на западе до Оренбургской области на востоке. Выделяется два мордовских языка – эрзя и мокша.

Марийцы. Большая часть проживает в Республике Мари Эл, расселены также в северных республиках и областях Поволжья и Приуралья. Выделяются три этнографических группы с диалектами языка

– горные марийцы, луговые и лесные марийцы, восточные марийцы. Удмурты. Основным регионом расселения является территория

Республики Удмуртия. Они делятся на две группы по диалектным отличиям языка: северные – ватка и южные – калмез. Имеется также этнографическая группа бессермян (р.Чепца), которые некоторые рассматривают как тюркизированные племена удмурт.

Коми-зыряне и коми-пермяки северные группы пермских финнов близки друг к другу по языку и культуре. Проживают в Республике Коми иКоми-Пермяцкомнациональном округе Пермского края.

На Средней Волге, Нижней и Средней Каме, а также в бассейне рек Белой и Урала проживают преимущественно тюркоязычные народы: башкиры, татары и чуваши.

Татары в основном проживают в Татарстане и соседних республиках и областях Поволжья и Приуралья, а также в Москве, С- Петербурге. Выделяется сибирские татары (томские, барабинские, то-

больские, тюменские и др.) и Нижнего Поволжья (астраханские). Многочисленные группы татар живут в Средней Азии (Узбекистан, Казахстан). Татары Поволжья и Приуралья по языку и особенностям культуры подразделяются на две основные группы (диалекта). Средний диалект (казанские татары, кряшены, касимовские, бартымские, глазовские татары, тептяри) и западный (мишарский).

Башкиры компактной группой проживают на территории Республики Башкортостан, преимущественно в восточных районах, а также Челябинской, Пермской, Свердловской и Оренбургской областях. До начала XX в. сохраняли дробное родоплеменное деление. Имеется два основных диалекта: куваканский, (горный) - восточные (уральские) районы Башкирии, и юрматинский (степной), распространенный в югозападной и центральной Башкирии. Башкиры и татары в языковом отношении составляют кыпчакско-болгарскуюподгруппу кипчакской группы тюркских языков.

Чуваши относятся к болгарской группе тюркских языков. В основном проживают в пределах Республики Чувашия. Имеются группы в Самарской, Ульяновской, Саратовской областях и Республике Татарстан. Подразделяются на две группы: низовые чуваши (анатри) юг и юго-востокреспублики, и верховые чуваши, или вирьял, живущие в северных исеверо-западныхрайонах.

Как показывают исторические и археологические источники с районами Поволжья и Приуралья, точнее Волго-Камья,были связаны ранние этапы этногенеза древних венгров, обитавших в I тыс. н.э. в Великой Венгрии, или «Magna Hungaria» в районах Приуралья и Нижнего Прикамья. Ранние этапы этногенеза всех перечисленных народов самым тесным образом переплетаются между собой и поэтому должны быть рассмотрены совместно. Неразрывно с этногенезом народов Поволжья и Приуралья и индоевропейские славянское русское население, проникавшее в регион сXII-XIVвв.

С проблемой этногенеза теснейшим образом связаны конкретные вопросы происхождения не только самого народа, но и всех сторон его жизни – культуры, экономики, языка, антропологического типа, этнонима и т.п. Этой проблемой в равной степени занимаются и археологи, и языковеды, и этнографы, и антропологи.

ЛИТЕРАТУРА

Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990. Алексеев B.П. Историческая антропология. Учебное пособие. М. 1979.

Алексеев В.П. Этногенез. Учебное пособие. М: Высшая школа. 1986.

Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. М., 1969. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

Крысько В.Г. Этническая психология. Учебное пособие. М., 2004. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974. Мордва. Саранск, 1981.

Народы Поволжья и Приуралья Историко-этнографическиеочерки. М., 1985. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и

раннем средневековье. М., 2004.

Попов А. И. Названия народов СССР. Введение в этнонимику. Л.. 1973.

Руденко С.И. Башкиры. М.-Л.,1955.

Сепеев Г.А. Восточные марийцы. Йошкар-Ола,1975. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.

Тишков В.А. Отрицание России // Отечественные записки, 2005. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М. 1997.

Третьяков П.Н. Финно-угры,балты и славяне на Днепре и Волге.М.-Л.,1966. Узловые проблемы современногофинно-угроведения.Йошкар-Ола,1995. Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-

угорских народов. Йошкар-Ола,2004.

Халиков А.Х. Происхождение татарского народа .Казань, 1978.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1971.

Лекция 2.

РАННИЕ ЭТАПЫ ЭТНОГЕНЕЗА ФИННО-УГОРСКИХНАРОДОВ

Финно-угрыпредставляют собой этноязыковую общность народов входящую в уральскую семью языков. Уральская языковая семья включает в себяфинно-угорскуюи самодийскую ветви. Некоторые исследователи сближают к данной семье юкагирские языки иэскимосско-алеутскиеязыки.

Общая численность финно-угровнасчитывает более 20 миллионов человек. В языковом отношениифинно-угрыделятся на несколько подгрупп.Пермско-финскуюподгруппу составляют коми, удмурты и бесермяне.Волжско-финскуюгруппу - мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы. Кприбалто-финнамотносятся: финны, финныингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, загадочная водь, ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери. К отдельной угорской группе принадлежат ханты, манси и венгры. К волжским финнам, вероятно, относятся средневековая мещера, меря и муромы.

Существует и подход, рассматривающий существование в древности урало-алтайскаяязыковой семьи, объединяющая в одну общность уральские и алтайские языки. В этом отношении уральцы и алтайцы составляют между собой генетически более близкую группу, чем индоевропейцы и уральцы. Сохранение близости народов отражается и в области общих элементов в физиологии, этнографии, мифологии и фольклоре уралоязычных и алтайских народов. По мнению Н.А.Баскаков, какугро-финскиеили уральские языки, с одной стороны, и алтайские языки – с другой, имеют главным образом типологическое, но не генетическое сходство. Ряд исследователей предполагает, что в глубокой древности существовала этническая общность, которая, формировалась и развивалась вне индоевропейской и была основой для последующего выделения и развития как алтайской, так и уральской семей. Время ее существования, он увязывает, с эпохой верхнего палеолита.

На берегах р. Ангары стоянки (Мальта, Буреть) выделяются палеолитические культуры сходные с культурой палеолита Восточной Европы, Подонья. По предположению А.П. Окладникова, люди, оставившие эти стоянки, «проникли к берегам Байкала из Восточной Европы... около 24-25тыс. лет тому назад». В свою очередь антропологи-

10

studfiles.net