Древние мифы о животных. Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культовые, астральные мифы, мифы о животных. Древние мифы о животных


Известные и малоизвестные мифические существа мира

Почти каждый из нас слышал о тех или иных магических и мифических существах, населяющих наш мир. Однако таких созданий, о существовании которых мы мало знаем или не помним, гораздо больше. В мифологии и фольклоре упомянуты многие магические сущности, одни описаны более детально, другие менее.

Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор Гомункулус , по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное маленькому человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Для создания такого человечка требовалось использование мандрагоры. Корень должен был быть сорван на рассвете, затем его надо было вымыть и "напитывать" молоком и медом. В некоторых предписаниях говорилось что вместо молока надо использовать кровь. После чего этот корень полностью разовьется в миниатюрного человека, который сможет охранять и защищать его владельца. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор
Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных . Домового стараются подкармливать, оставляют ему на кухне на полу отдельное блюдечко с угощением и водой (или молоком) Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не только не причиняет им зла, но и охраняет домашнее благополучие. В противном же случае (что бывает чаще) он начинает пакостить, ломает и прячет вещи,покушается на лампочки в ванной, создает непонятный шум . Может "душить" по ночам хозяина садясь на грудь хозяина и парализуя его. Домовой может менять облик и преследовать своего хозяина при переезде. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор
Бабай в славянском фольклоре -ночной дух, существо упоминаемое родителями, для запугивания непослушных детей. У Бабая нет конкретного описания, но чаще всего его представляли в виде хромого старика с мешком за плечами, в который он забирает непослушных детей. Обычно родители вспоминали Бабая, когда их ребенок не хотел засыпать . Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор Нефилимы (наблюдатели - "сыны Божие") описаны в книге Еноха . Они являются падшими ангелами. Нифилимы были физическими существами, они обучали людей запретным искусствам и взяв в жены жен человеческих рождали новое поколение людей. В Торе и нескольких неканонических еврейских и ранних христианских письмах, нефилим - nephilim означает "которые заставляют других пасть". Нефилимы были гигансткого роста , сила их была огромна как и аппетит. Они стали проедать все человеческие ресурсы, а когда те кончались, могли напасть и на людей. Нефилимы стали воевать и угнетать людей, что явилось огромными разрушениями на земле. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор
Абаасы - в фольклоре якутских народов, огромное каменное чудовище с железными зубами. Живет в лесной чащобе подальше от людских глаз или под землей. Рождается оно из камня черного цвета, похожего на ребенка. Чем старше он становится тем камень больше похож на ребенка. Сначала каменный ребенок ест все тоже, что едят люди, но когда вырастает он начинает есть самих людей. Иногда упоминаются как антропоморфные одноглазые, однорукие, одноногие чудовища ростом с дерево. Абаасы питаются душами людей и животных, искушают людей, насылают несчастия и болезни, могут лишить рассудка. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву Абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор
Абраксас - Абрасакс имя космологического существа в представлениях гностиков. В раннюю эпоху христианства, в 1—II веках, возникало много еретических сект, пытавшихся сочетать новую религию с язычеством и иудаизмом. По учению одной из них, все сущее зарождается в некоем высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Во главе духов стоит Абраксас. Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах: существо с человеческим туловищем и петушиной головой, вместо ног — две змеи. В руках Абраксас держит меч и щит. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор
Бааван ши -в шотландском фольклоре злобные, кровожадные фейри. Если к человеку подлетел ворон и вдруг превратился в златовласую красавицу в длинном зеленом платье - значит, перед ним бааван ши. Длинные платья они носят недаром, скрывая под ними оленьи копыта, которые у бааван ши вместо ступней. Эти фейри завлекают к себе в жилища мужчин и выпивают их кровь. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор Баку - "Пожиратель снов" в японской мифологии добрый дух, поедающее плохие сны. Его можно вызвать, если написать его имя на бумажке и положить ее под подушку. В одно время изображения Баку висели в японских домах, а его имя было написано на подушках. Верили, что если Баку заставить съесть дурной сон, то он имел силу превратить сон в удачный. Есть рассказы, где Баку выглядит не очень добрым. Съедая все сны и мечты, он лишал спящих благоприятных воздействий, а то и вовсе лишал их сна. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор
Кикимора — персонаж славяно-угорской мифологии, а также, один из видов домового, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.Кикиморы, как правило, поселяются в помещениях, если в доме погиб ребенок.Кикиморы могут появится в виде покинутого на пути убегающего ребенка.Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. Пойманную кикимору можно было превратить в человека. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор Василиск - чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор
Баггейн - в фольклоре жителей острова Мэн злокозненный оборотень. Людей он ненавидит и всячески изводит. Баггейн способен вырастать до исполинских размеров и принимать какое угодно обличье. Он может притвориться человеком, но если присмотреться повнимательнее, можно заметить заостренные кверху уши и лошадиные копыта, которые все равно выдадут баггейна. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор Алконост (алконст) — в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века. Алконст безопасное и редкое существо живущие ближе к морю.По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор
Водяной - хозяин вод в славянской мифологии. Водяные пасут на дне рек и озер своих коров - сомов, карпов, лещей и прочую рыбу. Командует русалками, ундинами , утопленниками, водными жителями. Чаще он добрый но иногда затаскивает на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор
Абнауаю-- в абхазской мифологии («лесной человек»). Гигантское свирепое существо, отличающееся необычайной физической силой и яростью. Все тело Абнауаю покрыто длинной шерстью, похожей на щетину, у него огромные когти; глаза и нос - как у людей. Обитает в дремучих лесах (существовало поверье, что в каждом лесном ущелье живёт один Абнауаю). Встреча с Абнауаю опасна, у взрослого Абнауаю на груди топорообразный стальной выступ: прижимая к груди жертву, он рассекает её пополам. Абнауаю заранее знает имя охотника или пастуха, с которым он встретится. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор Цербер (Дух преисподней) — в греческой мифологии огромный пёс Подземного царства, охраняющий вход в загробную жизнь .Чтобы души умерших могли войти в подземное царство, они должны принести Церберу дары — мёд и ячменное печенье. Задача Цербера — не допускать в царство мёртвых живых людей, желающих вызволить оттуда своих возлюбленных. Одним из немногочисленных живых людей, которым удалось проникнуть в подземное царство и выйти из него невредимым, был Орфей, игравший прекрасную музыку на лире. Одним из подвигов Геракла, которые ему приказали совершить боги, было вывести Цербера в город Тиринф. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор
Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота в разных мифологиях. Грифоны, грифы , в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; они. - «собаки Зевса» - стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Грифонов (Herodot. IV 13). Свои грифоны есть и в славянской мифологии. В частности известно, что они охраняют сокровища Рипейских гор. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор
Гаки. в японской мифологии - вечно голодные демоны В них перерождаются те, кто при жизни на Земле обжирался или выбрасывал вполне съедобную еду. Голод гаки неутолим, но они не могут от него умереть. Они едят все что угодно, даже своих детей, но не могут насытиться. Иногда попадают в Мир Людей, и тогда становятся людедами. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор Вуивр, Вуивра. Франция. Король, или королева змей; во лбу - сверкающий камень, ярко-красный рубин; облик огненного змея; хранитель подземных сокровищ; можно увидеть летящим по небу летними ночами; обиталища - заброшенные замки, крепостях, донжоны и др.; его изображения - в скульптурных композициях романских памятников; когда купается, камень оставляет на берегу, и кто исхитрится завладеть рубином, станет сказочно богатым - получит часть подземных сокровищ, которые охраняет змей. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор Убор - болгарский вампир, питающийся навозом и падалью, потому что он слишком большой трус, нападать на людей. Имеет скверный характер, что не мудрено при таком питании. Известные и малоизвестные мифические существа мира Чудища, мифология, фольклор

fishki.net

легенда про глухаря, о кабарге, о кукушке, о кедровке, о летучей мыши

В алтайских легендах о животных мы видим почитание окружающего мира. Читайте мифы Горного Алтая о животных, пожалуйста.

Легенда о кабарге

У опушки леса, на берегу быстрой реки, жили дед да баба. Никого и ничего у них не было, только одна корова. Дед ночами сказки сказывал, да песни пел. Бабушка шкуры звериные разминала, да деда слушала. И так эти сказки плавно текли, что с высоких камней чуткая кабарга прибегала слушать. Один раз кабарга и днем не удержалась. Спустилась к шалашу, а там казан с молоком стоял. Кабарга половину казана и выпила. Вернулась старуха домой: «Шестьдесят лет в этом шалаше живу, а воров не видывала». От стыда кабарга поднялась на скалы. Но молоко ей так понравилось, что она стала ходить к шалашу каждый день.

Сибирская кабарга – маленький олень, без рогов, с клыками

Сибирская кабарга – маленький олень, без рогов, с клыками.

Рассердились старики, казан на колья повесили, высоко над землей. Наутро прибежала кабарга, а казан-то высоко. Стукнула кабарга копытами по казану - казан покачнулся, да и выплеснулось молоко кабарге на спину. Сколько кабарга о камни не терлась, по земле не каталась, белые пятна не стирались. Стыдясь этой отметины, кабарга и теперь к серым камням жмется. И только по ночам выходит она еду поискать. Стыдно ей днем зверям показываться. Еще воровкой обзовут. До сих пор прячется.

Легенда про глухаря

В давние времена птицы улетали в теплые края все вместе, предварительно обговорив день отлета. В очередную осень птицы собрались на совещание по отлёту. Все птицы прилетели на это совещание, кроме глухаря. Ленив он был, да и проспал. Проснувшись, глухарь пошел искать птиц – слишком тихо стало в лесу. Обошел он свой косогор с опушкой леса, и не встретил ни одной птицы. Все птицы улетели в теплые края. Остался на зимовку только он один. Сел глухарь, пригорюнился и заплакал. Плачет и глаза лапой трет. Трет, трет и плачет. До того натер глаза, что они стали у него красные. Так и остался глухарь с красными глазами.

Легенда о кукушке

В давние времена алтайцы птиц не обижали, о них пелись песни, складывались сказки, былины, легенды. Вот одна из легенд…

Когда это было? Очень давно… Тогда птиц алтайские народы боготворили. А старики до сих пор считают кукушку (кююк) птицей-мученицей. Когда-то кукушка была женщиной. Жила она бедно, но ее спасало трудолюбие. Все силы она отдавала трем своим детям. А дети росли непослушными, мать свою не уважали. Однажды она тяжело заболела. Послала одного сына за дровами. Он не пошел. Послала другого - тот убежал. И третий не послушался мать, отмахнулся от ее просьбы. Заплакала мать и сказала: «Лучше бы я птицей стала, улетела бы от вас…» Сказала в отчаянии, без умысла, а вдруг и правда превратилась в кукушку…

Вспорхнула и полетела в дымоход – дыру юрты. Один сын успел, схватил ее за ногу. Но в руках его остался только обувок, а кукушка улетела. Так и живет теперь она без дома, одна нога ее черная – в «обувке», другая светлая – «разутая». И яйца подкладывает в гнезда других птиц, чтобы самой не мучиться, не кормить птенцов. И столько отчаяния в ее «ку-ку» весной и в начале лета слышится.

Вот такая грустная легенда. Но к сведению успевших загрустить: кукушка - самка не умеет кричать никак. Она всегда молчит. «Ку-ку» - это призыв самца. И чем дольше раздается «Ку-ку, ку-ку», тем «привередливее» попалась невеста. Так что не грустите долго, если услышите его (не ее!) голос и улыбнитесь весне!

Легенда о кедровке

В густой непролазной тайге, среди бурелома жил старый медведь Жизнь научила его быть запасливым, и у него постоянно были орешки. Как-то раз над жильем медведя пролетала огромная черная птица. Она была очень голодна, так как в лесу зимой не стало пищи. Птица сверху увидела вороха кедровых шишек у медведя. Птица знала, что запасливый медведь не поделится с ней шишками, и пошла на обман.

Птица кедровка

Птица кедровка.

Она опустилась на землю и говорит медведю: «Хочешь, я покажу тебе место, где столько орехов, что тебе хватит на всю твою оставшуюся жизнь». Медведь поверил птице и скорее побежал в ту сторону, куда указала птица. А хитрая птица тем временем склевала весь медвежий запас кедрового ореха. Кружил, кружил по тайге медведь и не нашел ни птицы, ни ореха. Кое-как добрел медведь до берлоги, а там одни пустые шишки. Разозлился медведь на птицу за такой обман и воровство и проклял ее.

И в ту пору из красивой черной птицы сделалась маленькая серая птичка. Иногда в пении этой птички слышится: «Хо-о-чешь орешки-и». Это кричит кедровка.

О летучей мыши

Летучая мышь раньше и днем летала, и ночами быстро бегала. Сейчас мышь бегать совсем перестала и днем ее летящей редко увидишь. Старая сказка так гласит.

Раньше все звери и птицы дань платили. Летит мышь как-то, а навстречу ей ястреб. Ястреб и говорит: «Почтенная мышь, я тебя три года ищу. Все птицы дань заплатили, только ты осталась». Мышь и отвечает: «Смотри, разве я птица?» – спустилась в траву и побежала. Ястреб так и ни с чем улетел.

Прибежала мышь к холмам, а там её дожидается лиса: «Добрый день, мышь. Я тебя седьмой год ищу, все звери дань уплатили, ты только осталась». Мышь и отвечает: «Смотри, разве я зверь?» – расправила крылья и улетела. Лису ни с чем оставила.

С того времени, боясь лисы, летучая мышь бегать совсем перестала: от страха у нее ноги отсохли. И летать она тоже не смеет – ястреба боится. Вот и видим мы иногда поздним вечером летучую мышь. И лиса спит, и ястреб не летает.

Все легенды Алтая

myaltai.ru

Народные мифы о зверях

Народные мифы о зверях    Каждый народ составлял мифы о животных, рядом с которыми он жил. Для первых людей Севера священным животным был кит. Они верили, что китов им посылает богиня океана Седна в награду за хорошие поступки. А если богиня сердилась на людей, то она лишала их добычи. Но каждый раз, когда они ловили и обрабатывали кита, часть его (например, кости) бросали обратно в океан. Считалось, что в океане кит обязательно оживет и богиня Седна снова пришлет его людям.

Индейцы Америки хранили предание о том, что одними из первых животных на земле были кролик, выдра и олень.

Древние индийцы полагали, что земля покоится на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. С австралийских сказаний можно узнать: если человека разрисовать как собаку, кенгуру или птицы, то она вскоре обязательно превратится в это животное. В мифе о выдру рассказывается, как жила на свете человек по имени Айяпух. Однажды он вступил в борьбу со своими родственниками. Один из них отсек ему руки и ноги. Айяпух перестал быть похожим на человека. Он не мог ходить. Тогда он превратился в выдру и стал жить в реках и озерах вдали от людей. Вот почему выдра пугливо прячется в норах подальше от людей, а лапы у нее так и остались короткими. Индейцы племени тупые составили миф о черепахе. Как-то поспорила черепаха с птицей грифом, кто первый попадет на небо и затем спустится на землю. Черепаха незаметно забралась в корзину с едой грифа. Когда гриф прилетел на небо, черепаха потихоньку вылезла из корзины и заявила, что уже давно его здесь ждет. А чтобы быстрее вернуться на землю, черепаха решила спрыгнуть вниз с края небес. Она прыгнула, но неудачно приземлилась, и от сильного удара о землю ее тело раскрылся, а панцирь раскололся на множество мелких кусков. Поэтому во всех черепах панцирь состоит как бы из небольших кусочков.

В мифах аборигенов Австралии говорится, что в самого медведя на земле был длинный хвост. Но когда он наклонился, чтобы напиться воды, к нему подкрался кенгуру и оторвал хвост. С тех пор у медведей короткий хвост.

ПОДЕЛИТЬСЯ◄╝

  • « Легенда об озере Синевир
  • Чудеса из глубины веков »

dnevnik-legend.ru

мифы и легенды о зверях

Мифы и легенды на тему - мифы и легенды о зверях

рассказчик прочитано 2663

Мифология Китая о посвящении каждого года одного с животных

Каждый год посвящен для одного с животных    Археологи считают, что первые поселения появились на территории современного Китая 30 тысяч лет до н. е. У племен, которые находились на этой обширной территории, было много богов. Предшественники китайцев твердо верили в посмертную жизнь, они опускали в могилу вместе с умершим его личные вещи и еду, часто строили величественные гробницы.
рассказчик прочитано 4631

Мифология о священных животных

Мифология священных животных    Египтяне поклонялись животным как символам какого-либо божества. Некоторых животных очень уважали в одной местности, а в соседней их могли убивать, что вызвало вражду между этими краями. Если умирал священное животное, ее бальзамировали, клали в саркофаг и хоронили при храме, строго соблюдая ритуал.
рассказчик прочитано 3847

Народные мифы о зверях

Народные мифы о зверях    Каждый народ составлял мифы о животных, рядом с которыми он жил. Для первых людей Севера священным животным был кит. Они верили, что китов им посылает богиня океана Седна в награду за хорошие поступки. А если богиня сердилась на людей, то она лишала их добычи. Но каждый раз, когда они ловили и обрабатывали кита, часть его (например, кости) бросали обратно в океан. Считалось, что в океане кит обязательно оживет и богиня Седна снова пришлет его людям.

dnevnik-legend.ru

Мифы и легенды о животных

Мифы и легенды о животных Выполнила: Пономарева Светлана Владимировна Учитель МКОУ «Беляевская СОШ»

Мифы и легенды о животных

Выполнила: Пономарева Светлана Владимировна

Учитель МКОУ «Беляевская СОШ»

 Саламандра (Salamandra) Огненная саламандра всегда привлекала к себе большое внимание со стороны человека во многом благодаря своему необычному внешнему виду.

Саламандра (Salamandra)

Огненная саламандра всегда привлекала к себе большое внимание со стороны человека во многом благодаря своему необычному внешнему виду.

Дельфин (Delphinidae) Дельфины еще с древних времен вызывали в людях благоговение и восторг. Тогда им приписывали человеческие качества и даже божественные. Дельфинов связывали с чем-то мистическим и загадочным, их любили, им поклонялись, их обожествляли.

Дельфин (Delphinidae)

Дельфины еще с древних времен вызывали в людях благоговение и восторг. Тогда им приписывали человеческие качества и даже божественные. Дельфинов связывали с чем-то мистическим и загадочным, их любили, им поклонялись, их обожествляли.

Кенгуру (Macropus) Широко распространился миф, в соответствии с которым Джеймс Кук, прибыв в Австралию, обратился к одному из аборигенов с вопросом о названии увиденного им животного, однако тот, не понимая речи Кука, ответил ему на своём родном языке:

Кенгуру (Macropus)

Широко распространился миф, в соответствии с которым Джеймс Кук, прибыв в Австралию, обратился к одному из аборигенов с вопросом о названии увиденного им животного, однако тот, не понимая речи Кука, ответил ему на своём родном языке: "не понимаю". Как гласит миф, эту фразу, которая, якобы, звучит как " кенгуру ", и принял Кук за название животного.

Жаба (Bufonidae) Во все времена жаба вызывало у европейских народов неприязнь, а порой считалось опасным и ядовитым. На Востоке же отношение к жабам было совсем другим.

Жаба (Bufonidae)

Во все времена жаба вызывало у европейских народов неприязнь, а порой считалось опасным и ядовитым. На Востоке же отношение к жабам было совсем другим.

Скорпион (Scorpiones) Скорпионы - это самые древние членистоногие, которые вышли на сушу из моря. Ученые до сих пор не устают удивляться тому, сколько тайн и загадок хранит это животное. О повадках этого

Скорпион (Scorpiones)

Скорпионы - это самые древние членистоногие, которые вышли на сушу из моря. Ученые до сих пор не устают удивляться тому, сколько тайн и загадок хранит это животное. О повадках этого "злобного существа" ходили легенды.

ЖИРАФ С давних времен жирафы вызывали у человека любопытство. Древние египтяне и греки считали, что жирафы — это помесь леопарда с верблюдом, и называли его «верблюдопардом». Жираф — самое высокое из всех живущих на Земле животных.

ЖИРАФ

С давних времен жирафы вызывали у человека любопытство. Древние египтяне и греки считали, что жирафы — это помесь леопарда с верблюдом, и называли его «верблюдопардом». Жираф — самое высокое из всех живущих на Земле животных.

ЛОШАДЬ Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага.

ЛОШАДЬ

Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага.

ТИГР Тигр является одним из главных персонажей в мифах народов стран Азии, преимущественно тех регионов, которые являются естественной зоной его обитания. Он часто описывается как царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, символ силы и монархии.

ТИГР

Тигр является одним из главных персонажей в мифах народов стран Азии, преимущественно тех регионов, которые являются естественной зоной его обитания. Он часто описывается как царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, символ силы и монархии.

СОБАКА На протяжении многих столетий происхождение собаки не только связывали с высшими силами, но и обожествляли само животное. Почему это происходило, сказать трудно. Вероятнее всего потому, что собаки были одним из главных предметов внимания человека. Ведь сначала он изучал то, что видел рядом с собой, а уж потом самого себя. И, отталкиваясь от своих, в то время еще скромных познаний, он наделял животных разумом, подобным своему - человеческому.

СОБАКА

На протяжении многих столетий происхождение собаки не только связывали с высшими силами, но и обожествляли само животное. Почему это происходило, сказать трудно. Вероятнее всего потому, что собаки были одним из главных предметов внимания человека. Ведь сначала он изучал то, что видел рядом с собой, а уж потом самого себя. И, отталкиваясь от своих, в то время еще скромных познаний, он наделял животных разумом, подобным своему - человеческому.

КРЫСА С давних пор крыса фигурирует в сказках, легендах и рассказах как явно отрицательный персонаж. Везде отмечается ее жадность, злобность и хитрость. Встреча или сон с крысой предвещали несчастье. Она неизменно служит нечистой силе и сама обладает рядом магических способностей.

КРЫСА

  • С давних пор крыса фигурирует в сказках, легендах и рассказах как явно отрицательный персонаж. Везде отмечается ее жадность, злобность и хитрость. Встреча или сон с крысой предвещали несчастье. Она неизменно служит нечистой силе и сама обладает рядом магических способностей.
БОБЁР В честь Бобра названы города Бобруйск и Касторья (Греция), река и поселок Бобр, погранпереход Бобровники на белорусско-польской границе. Ряд населенных пунктов в США имеют название Beaver (Бобр). А неофициальное название штата Орегон – Beaver State (Бобровый штат).

БОБЁР

  • В честь Бобра названы города Бобруйск и Касторья (Греция), река и поселок Бобр, погранпереход Бобровники на белорусско-польской границе. Ряд населенных пунктов в США имеют название Beaver (Бобр). А неофициальное название штата Орегон – Beaver State (Бобровый штат).
ЛЕВ ЛЕВ является зодиакальным созвездием. В самой высокой точке над горизонтом его лучше всего наблюдать по ночам в марте и апреле. Его ближайшие соседи - созвездия Девы, Чаши, Секстанта, Рака и Малого Льва.

ЛЕВ

  • ЛЕВ является зодиакальным созвездием. В самой высокой точке над горизонтом его лучше всего наблюдать по ночам в марте и апреле. Его ближайшие соседи - созвездия Девы, Чаши, Секстанта, Рака и Малого Льва.
КОРОВА Корова издревле священна. Уже со времен ирано-арийского периода считалось добрым делом заботиться о ней, ухаживать, спасать ее, рискуя своей жизнью и очень рано стало грехом приносить коров в жертву или убивать их для других целей.

КОРОВА

Корова издревле священна. Уже со времен ирано-арийского периода считалось добрым делом заботиться о ней, ухаживать, спасать ее, рискуя своей жизнью и очень рано стало грехом приносить коров в жертву или убивать их для других целей.

КРОКОДИЛ Крокодилам поклонялись во многих местах, но особую значимость культ их приобрёл в Фивах и в Фаюме - оазисе в ливийской пустыне, где при фараонах XII династии была создана грандиозная система оросительных сооружений, появилось водохранилище и развелось множество крокодилов.

КРОКОДИЛ

  • Крокодилам поклонялись во многих местах, но особую значимость культ их приобрёл в Фивах и в Фаюме - оазисе в ливийской пустыне, где при фараонах XII династии была создана грандиозная система оросительных сооружений, появилось водохранилище и развелось множество крокодилов.

videouroki.net

Культовые, астральные мифы, мифы о животных

Культовые, астральные мифы, мифы о животных.

На сегодняшний день исследователями были выделены и классифицированы множество разновидностей мифов, которые так или иначе связаны между собой. Рассмотрим некоторые из них.

Среди мифов о животных выделяется древнее верование под названием тотемизм. Эта традиция сохранилась у некоторых народностей и сегодня. Так, в них говорится о возможности перевоплощения человека в различных животных. Например, волка, медведя, сокола, тигра и других. Также животные часто встречаются, как герои древних преданий о сотворении мира или о том, как выглядит мир. Так, в древней Индии была вера в то, что землю на своих плечах держат семь слонов, которые в свою очередь стоят на огромной черепахе. Часто встречаются мифологические персонажи в виде рыб. А вот египтяне считали, что небо - это священная корова Нут.

Астральные мифы также изобилуют животными персонажами. Наверное, не случайно, зодиакальный круг представлен созвездиями в виде рыб, льва, овна, скорпиона, тельцы, большого пса.

Получили широкое распространение сказания о животных и в древнем Китае. Они часто выступали, как прообразы богов, которые сочетали в себе часть человеческую и часть животную. Например, такой известный древний герой Фу-си изначально изображался в виде птицы. А прародительница всего живого – Нюй-ва – изображалась со змеиным телом.

Нюй-ва

Что касается культовых мифов. К ним можно отнести тот эпос, в котором объяснялись обряды, ритуалы и для чего их проводили. Некоторые ученые считают, что у истоков стоит именно мифология, от которой уже и начали образовываться различные обряды, а не наоборот. Часто это было переодевание в тотемических животных или культовых героев древности. Иногда такие действа сопровождались процессом инициации, то есть посвящения в какие-то тайны. Хотя, многие исследователи сегодня считают, что это уже искаженные знания, которые изначально давались всем людям и уже позже начали считаться уделом избранных. Известны такие мифы, как миф о Деметре и Персефоне, легенды о Дионисе, культ Осириса и Исиды и другие.

В свою очередь, астральная мифология тесно связана с расположением и движением различных небесных тел: звезд, созвездий, планет, Луны и Солнца нашей Солнечной системы. Как, например, созвездие Ориона и звезда Сириус, о которых сегодня говорят многие ученые. Согласно древним легендам, это герой древнегреческих эпосов, который после смерти был помещен среди звезд богами. Об этом созвездии знали в далекой древности и многие культовые, мегалитические постройки по всему миру были ориентированы именно на него. Так что, не всё так просто.

Символика и мифология от группы аналитиков "Точка зрения".

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info

Читать книгу Легенды и мифы о животных Виктория Часникова : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Составитель: Виктория Александровна ЧасниковаЛегенды и мифы о животных

© ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2014

Предисловие

Я царь – я раб, я червь – я Бог.

Державин Г. Р.

Задолго до того, как люди научились читать и писать, они хранили народные предания и легенды, передавая их из уст в уста. И, конечно, каждый рассказчик вносил что-то свое: то новый персонаж появится, то сюжет повернется по-другому. Из этих постоянно менявшихся историй и родились мифы и легенды.

Мифы – это истории о вымышленных событиях, и в них действуют сверхъестественные существа. Мифы – это, конечно, выдумка, но они помогают объяснить местные обычаи и природные явления. Очень часто мифы повествуют о божествах, которые принимают облик животных.

Легенда очень похожа на миф. Разница состоит в том, что легенда может сложиться на основе события, которое произошло в действительности, или рассказать о человеке, существовавшем взаправду. Но это не значит, что со временем она не претерпевает изменений.

Мифы древних народов – это, пожалуй, одно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира.

Миф о создании людей на Борнео

На острове Борнео существует миф, что люди были созданы двумя огромными птицами, причем в начале птицы сплели их из прутиков, как плетут они свои гнезда. Но люди очень легко ломались. Тогда птицы высекли людей из камня, но люди оказались так тяжелы, что не могли ни ходить, ни говорить. И, наконец, птицы слепили людей из глины, а в жилы людей налили красную смолу из особого дерева. Вначале люди не могли говорить, но когда птицы окликнули человека и стали клювами терзать его тело, тот закричал от боли, а из ран его потекла кровь. Так человек одновременно научился говорить, научился защищаться и понял, что жизнь – это боль.

Черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи – это потомки динозавров, существ, господствовавших на планете в эпоху мезозоя. Есть люди, испытывающие перед рептилиями безотчетный страх, но большая часть человечества восхищается их красотой и грацией. В древних мифах рептилиям отводилась особая роль – мудрецов, которым известны недоступные человеческому пониманию тайны. К этим животным невозможно оставаться равнодушным, поэтому в современных квартирах можно увидеть многих представителей класса пресмыкающихся, и с каждым днем желающих обзавестись таким необычным домашним питомцем становится больше.

От составителя

Животные
Сказка о медведихе
(отрывок)
 Как весенней теплою пороюИз-под утренней белой зорюшки,Что из лесу, из лесу из дремучегоВыходила медведихаСо милыми детушками медвежатамиПогулять, посмотреть, себя показать.Села медведиха под белой березою;Стали медвежата промеж собой играть,По муравушке валятися,Боротися, кувыркатися…  

Пушкин А. С.

Антилопа

В одном сибирском мифе у первой антилопы было шесть ног. При таком устройстве поймать её было очень трудно, а порой и невозможно.

Божественный охотник Тунг-пой смастерил особые коньки из священного дерева, которое непрерывно трещало и было ему указано лаем собаки. Так же трещали коньки, мчащиеся как стрела; чтобы управлять ими и тормозить их бег, ему приходилось вставлять в них клинья, сделанные из другого волшебного дерева.

Тунг-пой преследовал антилопу по всему небосводу. Изнемогшее животное упало на землю, и Тунг-пой отрезал антилопе заднюю пару ног.

– Люди, – сказал Тунг-пой, – становятся с каждым днём всё мельче и слабее. Как смогут они охотится за шестиногими антилопами, когда я сам с трудом её убил.

С тех пор антилопы стали четвероногими.

В мифах бушменов прародитель людей Цагн участвует в создании мира: он дал антилопе-сернобыку белого меда, сернобык выпил этот мед. И вот поэтому у сернобыка теперь светлая шкура.

А антилопе-каама Цагн дал сотового меда молодых пчел. Соты молодых пчел красные, и антилопа стала красной.

Антилопе-канна Цагн дал осиного меда, поэтому она темная – ведь она поела осиного меда.

Барс

Барс символ храбрости, чести и благородства. В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.

У вахов – этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана, – существует верование в горных духов «пари» – женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.

В тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам, особенно удачным считался именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса – богатство», предсказывали народные приметы.

В Непале существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал запрещает горным пастухам жарить мясо, так как бог гор может прислать свою «собаку», т. е. снежного барса, тогда потери домашнего скота будут неизбежны. В Непале убийство снежного барса считается большим грехом, чем его добычи (например, голубого барана), потому что все грехи, которые барс совершил во время своей жизни, убивая жертв, затем будут переданы охотнику.

В Индии жители провинции Ладакх в Северной Индии считают, что снежный барс и сухопутное, и околоводное животное.

Барс в мифологических представлениях сакско-скифских народов был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».

Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать – Беги вела свою родословную от мифических предков – барсов: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей», – писали на могильных эпитафиях древние кыргызы.

В России увинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» – ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями.

Еще в VII веке предки казанских татар – волжские булгары – считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости – крыльями.

У узбеков по преданию, когда был заложен город Самарканд, с Зеравшанских гор спустился барс – палянг. Он побродил вокруг стен, обернулся человеком, благословил его жителей на строительство города, будущего Самарканда, и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался барс.

Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях. Изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах. Они зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий. До сих пор люди Тувы верят, что встреча с ирбишом – это предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой. Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.

Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой. Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное. Ударится о землю – и уже иной. Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель. Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.

Ирбис, снежный барс – главный герой, о котором повествуют легенды горного Алтая.

Это случилось в глубокой древности. Чудо-зверь Манны, подобно столетнему кедру, родила семерых сыновей-духов: кота, росомаху, барсука, рысь, барса, тигра и льва. В то время жила на Алтае девушка удивительной красоты, дочь вождя скифского племени. Люди звали ее Алтайской принцессой. Однажды она собирала в лесу целебные травы. Вдруг на поляну вышел юноша, его волосы были белыми, как снег, а глаза ясными, как горный хрусталь. На плечи юноши была наброшена белая шкура. Длинный пушистый хвост волочился по земле. Прошло несколько месяцев. Принцесса видела юношу почти каждый день. Они вместе гуляли в горах. Алтайская принцесса полюбила молодого человека с первого взгляда. Он рассказывал красавице о повадках животных, показывал неизвестные травы и скрытые тропы. Девушке казалось, что их кто-то сопровождает, стараясь оставаться незамеченным. Однажды она спросила об этом своего спутника. Юноша помрачнел и сказал, что никто не должен видеть это существо, что его приставила к нему мать Манны. Но девушка очень просила, и юноша решил ей довериться. Он повернулся в сторону чащи и промяукал по-кошачьи. Густые ветви всколыхнулись, и на поляну вышла огромная белоснежная кошка с крыльями за спиной. Именно она охраняла своего хозяина и его спутницу, то скрываясь за скалами, то взлетая к горным вершинам.

С каждым днем молодые люди все яснее понимали, что не могут больше жить друг без друга. Они дали друг другу клятву любви и верности. Тем временем, отец принцессы нашел ей жениха, знатного воина из соседнего племени. Но принцесса сказала, что у нее уже есть возлюбленный. Скифский вождь разгневался. Он решил выследить и убить суженого своей дочери. Девушку заперли, а на ее любимого устроили охоту. Однако юношу не смогли найти, только случайно убили двух барсов, а их шкуры принесли в деревню. Девушка с ужасом узнала одеяние, которое носил ее возлюбленный. В отчаянии принцесса убежала в горы. Ее долго искали, а когда нашли, стало понятно, что девушка лишилась рассудка. Много времени прошло, прежде чем принцесса пришла в себя. Она сказала, что обручена и больше никогда не выйдет замуж. Она закуталась в белую шкуру и ушла. Никто не знает, где она была и кого встретила на своем пути. Говорят, она долго училась у какого-то шамана-отшельника его странному искусству.

Прошли годы. В горах появилось странное существо – большая белая кошка. Люди назвали ее Ирбис. Говорили, что это и есть тот самый юноша, сын зверя Манны.

В другом варианте легенды духи помогли принцессе заколдовать родник. Девушка опустила в него шкуру возлюбленного, и он ожил. Но с тех пор не мог больше принимать человеческий облик. И навсегда остался барсом. А принцесса жила с ним в этих местах еще много лет. Люди признали ее своей главной шаманкой и, прежде чем осесть на очередное кочевье, просили договориться с духами гор, с духами кошек, которые охраняли перевалы. Кочевники не хотели, чтобы барсы нападали на их лошадей. Многие народности Алтая до сих пор верят, что их прародителем был снежный барс.

Барсук

На Алтае бытует такая легенда. У Зверя зверей (Панан-панысты) было семь сыновей. Карагула (лев), Бар (тигр), Айу (медведь), Барсук, Бёрю (волк), Шюлюзин (рысь) и Тюлкю (лиса).

Известно, что все братья жили в дружбе и согласии. Однажды, все семь братьев решили устроить охоту на марала (Сыгын). И вот, идя по тайге, они наткнулись на спящего марала.

Братья остановились и заспорили вдруг: кому идти на марала первому?

Тут выскочил вперед барсук и говорит: «Я пойду первым, я старше вас всех». Братья посмотрели на него, и никто не стал возражать. Барсук, получив молчаливое согласие, стал подкрадываться к маралу. Он немного прополз, обернулся и спрашивает: «Как братья, у меня хвост?». Те ему в ответ: «Торчит твой хвост».

Барсук поджал свой хвост и пошел дальше. Но, пройдя несколько шагов, опять обернулся и спрашивает: «Каковы у меня глаза?» Братья ответили ему вновь: «Маленькие стали».

Тогда Барсук смело стал подходить к маралу, надеясь показать свою удаль перед братьями, каков он ловкий и сильный, и не боится большого зверя. И только подумал он об этом, как марал проснулся и встал на ноги.

Марал увидел подкрадывающегося барсука, да как его ударил задними копытами и был таков. От такого сильного и неожиданного удара барсук далеко улетел в кусты, а когда оправился и выполз оттуда, то на его голове не оказалось шкуры. Предстал он перед братьями совсем лысым и растерянным.

Видя, такую картину, все братья-звери дружно рассмеялись. Льву и тигру, медведю и волку, рыси и лисе стало досадно, что барсук упустил марала, да еще и сам сильно пострадал, вызвавшись идти на охоту первым.

«Эх, – сказали братья, – сам не предвидел, что останешься лысым».

В горах Алтая до сих употребляется эта поговорка, в том случае, когда желают укорить хвастуна или самоуверенного человека. Обычно, в таких случаях говорят: – «Эй, брат! Барсук-то, сам не знал, что будет лысым! Неужели не знаешь, что есть такая поговорка?!»

Есть еще японская легенда о Кадзутоё и барсуке. Как-то раз Кадзутоё и его слуга отправились ловить рыбу. Удачно порыбачили и уже собирались возвращаться домой, как внезапно полил сильный дождь, и они были вынуждены искать убежища под ивой. Подождав некоторое время, они увидели, что ливень не прекращается и становится темно, и тогда вопреки ненастью они решили продолжить свой путь. Не успели рыбаки отойти далеко, как повстречали горько плачущую молодую девушку. Кадзутоё отнесся к ней с подозрением, но его слуга был очарован красотой девушки и спросил у нее, кто она такая и почему блуждает в такую ненастную ночь.

– Увы! Добрый господин, – отвечала девушка, все еще рыдая, – моя история очень печальная. Я долго терпела насмешки и жестокость злой мачехи, которая ненавидит меня. Сегодня вечером она оклеветала меня и побила. Я не могла больше терпеть такие горькие унижения и ушла к своей тетке – она живет вон в той деревне, – чтобы найти покой, защиту и кров, но меня внезапно поразил странный недуг, и я была вынуждена оставаться тут, пока боль не отступила.

Эти слова тронули добросердечного слугу, и он тотчас посочувствовал прекрасной девушке, но Кадзутоё, основательно поразмыслив обо всем, выхватил меч и отрубил ей голову.

– О, мой господин, – вскричал слуга, – что вы наделали! Как вы могли убить ни в чем неповинную девушку? Поверьте, вам придется дорого заплатить за свое безрассудство!

– Ты ничего не понимаешь, – отвечал Кадзутоё, – но я тебя прошу сохранить все это в тайне.

Когда они пришли домой, Кадзутоё вскоре уснул, но его слуга после размышлений об убийстве прекрасной девушки отправился к родителям своего господина и рассказал им эту печальную историю.

Отец Кадзутоё, когда услышал этот наводящий ужас рассказ, страшно разгневался. Он тотчас отправился в комнату сына, разбудил его и сказал:

– О, презренный убийца! Как ты мог убить невинную девушку без малейшей на то причины? Ты опозорил благородное имя самурая, имя, которое носят истинные воины, те, что защищают слабых и беспомощных. Ты принес позор в наш дом, и мой долг – лишить тебя жизни.

Произнеся эти слова, он вынул меч.

– Отец мой, – отвечал Кадзутоё, не дрогнув перед сверкающим оружием. – Вы, как и мой слуга, ничего не понимаете. Мне надо было разгадать загадку, и после того, как я ее разгадал, уверяю вас, я не виновен в столь грязном преступлении, как вы предполагаете, и я честно предан призванию самурая. Девушка, которой я мечом отрубил голову, не была смертной. Будьте добры, пойдите завтра со своими слугами на то место, где все это произошло. Если вы найдете труп убитой девушки, вам не надо будет лишать меня жизни, ибо я сам сделаю харакири.

На следующий день рано утром, когда солнце еще едва всходило, отец Кадзутоё вместе со своими слугами отправился в путь. Как только они добрались до места, где разыгралась трагедия, на краю дороги отец увидел обезглавленный труп, который так боялся обнаружить, но не прекрасной девушки, а огромного барсука.

Когда отец снова вернулся домой, то спросил сына:

– Как так случилось, что ты разглядел барсука под личиной прекрасной девушки?

– Господин, – отвечал Кадзутоё, – существо, которое я увидел прошлой ночью, вначале и мне показалось девушкой, но ее красота была странной, не похожей на ту, какая бывает у земной женщины. Более того, хотя в то время шел проливной дождь, я заметил, что одежда девушки нисколько не намокла, и, поразмыслив над этим странным явлением, я сразу же понял, что эта женщина не что иное, как какой-то злой дух. Это существо приняло облик прекрасной девушки, чтобы околдовать нас своими чарами в надежде, что она сможет получить весь наш улов.

Старого отца переполнило восхищение мудростью сына. Обнаружив в нем такой дар предвидения и осмотрительности, он решил отречься от престола и провозгласить Кадзутоё вместо себя правителем Тосы.

Существует легенда, почему барсук и лиса в норах живут. Когда-то, рассказывают, не было у зверей хвостов. Был он только у льва. Плохо жилось зверям без хвостов. Зимой еще кое-как, а подойдет лето – нету спасения от мух да мошкары. Чем их отгонишь? Не одного, бывало, за лето до смерти заедали оводы да слепни.

Прознал про такую беду звериный царь и дал указ, чтоб все звери шли к нему хвосты получать.

Кинулись царские гонцы во все концы зверей созывать. Увидали волка – передали ему царский указ. Увидали быка, барсука – тоже позвали. Лисице, кунице, зайцу, лосю, дикому кабану – всем сказали.

Остался один лишь медведь. Долго искали его гонцы, нашли наконец сонного в берлоге. Разбудили, растолкали и велели, чтоб за хвостом поспешал.

Да только неторопливый медведь не очень спешил за хвостом.

Плетется, да мед выискивает. Видит – пчелиное дупло на липе. Взобрался медведь на дерево, а там, в дупле, меду полным-полно. Ест мед, торопится.

Наелся, глянул на себя, а шуба-то вся в меду да в трухе!.. «Как же, – думает, – в таком виде мне пред царские очи являться?»

Пошел медведь на речку, вымыл шубу да и прилег на пригорке сушиться. А солнышко так припекло, что не успел Мишка и оглянуться, как уже сладко захрапел.

Тем временем стали звери к царю собираться. Первой прибежала лиса. Огляделась по сторонам, а перед царским дворцом целая куча хвостов: и длинные, и короткие, и голые, и пушистые.

Поклонилась лиса царю и говорит:

– Ясновельможный господин царь! Я первая откликнулась на твой царский указ. Дозволь же мне за это выбрать себе хвост какой захочется.

Царю-то все равно, какой хвост дать лисе.

– Ладно, – говорит, – выбирай себе хвост по вкусу.

Разворошила хитрая лиса всю кучу хвостов, выбрала самый красивый – длинный, пушистый – и помчалась назад, пока царь не передумал.

За лисой прискакала белка, выбрала себе хвост тоже красивый, да только поменьше, чем у лисы. За нею – куница. И она с хорошим хвостом назад побежала.

Лось, тот выбрал себе хвост самый длинный, с густою метелкой на конце, чтоб было чем от оводов да слепней отмахиваться. А барсук схватил хвост широкий да толстый.

Лошадь взяла себе хвост из сплошного волоса. Прицепила, махнула по правому боку, по левому – хорошо машет.

– Теперь мухам смерть! – заржала она на радостях и поскакала на свой луг.

Последним прибежал зайчик.

– Где же ты был? – говорит царь. – Видишь, у меня один только маленький хвостик остался.

– А мне и этого хватит! – обрадовался зайчик. – Оно и лучше, чтоб налегке от волка и собаки убежать.

Прицепил себе зайчишка коротенький хвостишко куда полагается, скакнул раз, другой и побежал веселый домой. А звериный царь, все хвосты раздав, пошел спать.

Только под вечер проснулся медведь. Вспомнил, что надо ведь к царю за хвостом торопиться. Глянул, а солнце-то уже за лес катится. Кинулся он со всех ног галопом. Бежал, бежал, аж вспотел бедняга. Прибегает к царскому дворцу, а там – ни хвостов, ни зверей. «Что ж теперь делать? – думает медведь. – Все будут с хвостами, один я без хвоста».

Повернул Мишка назад и злой-презлой потопал в свой лес. Идет он, вдруг видит – на пне барсук вертится, ладным своим хвостом любуется.

– Послушай, барсук, – говорит медведь, – зачем тебе хвост? Отдай его мне!

– И что ты, медведь, выдумал! – удивляется барсук. – Разве можно такого красивого хвоста лишиться?

– А не дашь по доброй воле, силой отберу, – буркнул медведь и положил свою тяжелую лапу на барсука.

– Не дам! – закричал барсук и рванулся изо всех сил бежать.

Смотрит медведь, а у него в когтях кусок барсучьей шкуры остался да кончик хвоста. Бросил он шкуру прочь, а кончик хвоста себе прицепил и двинулся в дупле мед доедать.

А барсук от страха места себе не найдет. Куда ни спрячется, все ему мерещится, что вот-вот придет медведь, остаток хвоста отберет. Вырыл он тогда в земле большую нору, там и поселился. Рана на спине зажила, а осталась зато темная полоска. Так до сих пор она и не посветлела.

Бежит раз лиса, глядь – нора, а в ней кто-то храпит. Забралась она в нору, видит, там барсук спит.

– Что это тебе, соседушко, наверху тесно, что ты под землю забрался? – удивляется лиса.

– Да-а, лисичка, – вздохнул барсук, – правда твоя – тесно. Если б не еду искать, то и ночью бы не выходил отсюда.

И рассказал барсук лисе, отчего ему на земле тесно. «Э-э, – подумала лиса, – коль медведь на барсучий хвост позарился, то мой ведь во сто раз краше»

И побежала она искать от медведя убежища. Пробегала целую ночь, нигде спрятаться не может. Наконец под утро вырыла себе нору, такую же, как у барсука, залезла в нее, прикрылась своим пушистым хвостом и спокойно уснула.

С той поры барсук и лиса живут в норах, а медведь так без хорошего хвоста и остался.

iknigi.net