Древние мифы что такое. Что такое мифология? Значение и происхождение слова, известные герои мифов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое миф? Что такое миф в литературе? Древние мифы что такое


Что такое мифология? Значение и происхождение слова, известные герои мифов :: SYL.ru

Что такое миф? С одной стороны, под этим понятием скрывается первая исторически сложившаяся форма культуры. С другой - в мифе прослеживаются изменения, происходившие в душевной жизни человека. Причем видим мы их и сегодня, когда эти древние сказания уже давно утратили свое господство.

Говоря научным языком, сущность мифа - это не что иное, как смысловое бессознательное породнение людей с силами бытия природы или общества. Но если рассматривать обыденное понимание этого понятия, то под ним понимают библейские, античные, а также прочие старинные «сказки», повествующие о сотворении человека и мира, а также рассказы о похождениях древних героев и богов – Одиссея и Зевса, Диониса и Апполона и т.д.

И нет ничего удивительного в том, что слово «миф» своими корнями уходит в Древнюю Грецию. В переводе с языка этого народа оно означает «сказание», «предание». А что означает слово «мифология»?

Определение понятия

Значение слов «миф» и «мифология» близки по смыслу. И если с первым из них мы уже знакомы, то на что указывает второе понятие? Значение слова «мифология» – «изложение преданий». Это его буквальный перевод с греческого языка. При этом становится понятным происхождение слова «мифология». Оно тесно связано с древними сказаниями и легендами и означает их пересказ от одного человека другому. Таковым является мнение большинства обывателей. Исходя из того, что легенды представлены древними сказками и занимательными историями о героях и богах, живших в античную эпоху, мифологию считают совокупностью таких повествований, не имеющих никакого отношения к действительности.

Однако у ученых на этот счет сложилось несколько иное мнение. У них определение слова «мифология» является выражением особого вида общественного сознания, своеобразным способом осмысления окружающей действительности, что было присуще людям на ранних этапах развития. Древний человек считал себя одним целым с природой. Подобное единство приводило к тому, что мир понимался как нечто живое. Для жившего в далекие времена человека таким же живым, как и все люди, были космос и камень, светило и река, дерево и камень. При этом основным в тот период выступало правило о том, что мир так же относится к человеку, как и он к каждой находящейся в нем вещи. Именно поэтому люди начали одушевлять природу, олицетворять вещи и явления, сопоставлять все, что их окружает, с обществом. Они переносили на объекты окружающего мира либо свои свойства, что носит название антропоморфизм, либо животных (то есть зооморфизм). Благодаря этому рождалась причудливая мифологическая фантастика. Примером тому могут служить древнегреческий кентавр, а также восточнославянский крылатый пес Симаргл. На природу людьми переносились и родоплеменные отношения. Это мы также можем видеть в мифах, где между героями, духами и богами существуют семейно-родовые связи, схожие с человеческими.

Синкретизм как характерная черта древних сказаний

Что такое мифология? Это понятие, основными чертами которого являются синкретизм и символизм, генетизм и этиологизм. Рассмотрим их подробнее.

Слово «синкретизм» в переводе означает «соединение». Это понятие, характеризующее мифологию в качестве знания, которое является нерасчлененным в связи с его неразвитостью. Если рассматривать современные представления о мире, то его можно подразделить на целый ряд отраслей, каждая из которых по-своему осмысливает те или иные факты действительности. В древности люди пытались объяснить все одними лишь мифами. Например, отчего идут дожди, как появился мир, откуда взялись люди, а также почему они время от времени болеют и в конце жизни умирают.

В мифах мы можем увидеть зачатки разнообразных форм искусств, религии, а также рациональных знаний, передаваемых будущим поколениям. Уже на ранних этапах развития человеческого общества созданные людьми сказания были тесно связаны с религиозными ритуалами и верованиями. В мифах утверждалась и передавалась принятая в человеческом обществе система норм поведения и ценностей. Наши предки содержание подобных сказаний считали реальным, так как в них имелся коллективный опыт целого ряда поколений, который являлся предметом веры и не подвергался критическому переосмыслению.

Древний человек обладал нерасчлененностью мышления. И это отчетливо проявилось в мифологическом сознании, которое не подразделяло явление и сущность, слово и вещь, имени и именуемого. В повествовании древнего сказания все объекты сближены по своим внешним чувственным характеристикам. Примером тому может служить молния со стрелой.

Символизм

Что такое мифология? Это попытка объяснения природных явлений, когда человек даже и не пытался углубляться в поиски сущности. Именно поэтому в древних сказаниях внешнесходное представлялось не иначе, как тождественное. Это и является вторым важным свойством мифологии, то есть символизмом. Что происходит при этом? Те или иные предметы, а также явления превращаются в знаки иных предметов и явлений. Другими словами, они начинают символически заменять их.

Генетизм

Очень часто в древних сказаниях происхождение предмета люди выдавали за его сущность. Подобное свойство носит название «генетизм». В переводе с греческого языка данное слово означает «происхождение», «рождение».

В мифологии объяснение вещи или явления означает рассказ об их возникновении.

Этиологизм

Это свойство, присущее мифологии, обладает непосредственной связью с генетизмом. В переводе с греческого данное понятие означает причину. Из мифов люди узнавали, почему все явления природы, окружающие предметы, а также живые существа именно такие, каковыми они и являются. Во всех древних сказаниях повествование об устройстве мира выглядело как рассказ о происхождении определенных его элементов. При этом мы можем ознакомиться и с целым рядом собственно этиологических сказаний. Это мифы, которые представляют собой короткие повествования и дающие объяснение особенностей какого-либо явления или предмета.

Рассматривая генетизм и этиологизм древних сказаний, становится очевидной одна существенная деталь. К ней относится момент возникновения вещи или мифологическое время. Оно имеет резкие отличия от периода повествования. При этом такое мифологическое время обладает сакральным (священным) характером и служит образцом для повторения события в настоящий момент.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мифы – это далеко не предания, сказки или забавные истории. Это наследие, отражающее в себе древнейшие знания. При этом что такое мифология? Она является не чем иным, как древнейшим способом, с помощью которого люди постигали окружающий мир, объясняя при этом не только явления природы и прочий имеющий место порядок вещей. С помощью мифологии человек узнавал, каким образом он должен действовать в этом мире.

Группировка древних сказаний

Мифы различных народов, населяющих нашу планету, весьма разнообразны. Однако если заняться их изучением, то можно заметить в этих сказаниях некоторые сходные мотивы, темы и черты. Подобные свойства позволили классифицировать мифы, объединив их в определенные группы.

Больше всего древних сказаний было составлено о животных. Такие мифы часто повествовали о тех представителях мира фауны, которых человек считал своими предками. Это так называемые тотемные животные. Однако в данную группу входят мифы и несколько другой направленности. В них говорится о том, как порой человек превращался в животное. Примером тому может служить один из древнегреческих мифов о ткачихе Арахне. Эта искусная мастерица была превращена Афиной в паука. К данной группе можно отнести и восточнославянский миф, в котором говорится о Волхе Всеславовиче – князе-оборотне.

Еще один вид древних сказаний – астральные. Это мифы, повествующие нам о небесных светилах. Порой они подразделяются на дополнительные подгруппы. Так, отдельно выделяют сказания о планетах и звездах. Существуют также солярные мифы о Солнце и лунарные о Луне. К центральной группе относят сказания, рассказывающие о происхождении космоса. Их называют космогоническими. В подобные легенды часто вплетаются истории о появлении богов (теогонии), что приводит к возникновению сложных мифологических комплексов – теокосмогониев.

В отдельной группе находятся мифы, в которых объясняется происхождение человека. Они носят название антропогонии. Очень часто их включают в состав космогонии, хотя можно встретить и самостоятельные повествования.

Тесной связью с комогониями обладают эсхатологические мифы, повествующие о конце света. Эти сказания порой указывали на то время, когда мир прекратит свое существование.

Немаловажное место древние народы отводили мифам, в которых говорилось о происхождении имеющихся культурных благ. Это те навыки и предметы, которые герои легенд и сказаний передавали людям. В некоторых случаях подобное происходило лично от себя. Примером тому может служить карело-финский Вяйнямеянен. Порой герои мифологии воровали культурные блага у богов. Например, как древнегреческий Прометей.

Не оставались в стороне и боги славянской мифологии. Например, существует предание о том, как люди научились кузнечному делу. Согласно ему, славянам сбросил клещи прямо с неба бог Сварог.

О культуре древних народов, занимающихся земледелием, нам повествуют календарные мифы. В них отражена та цикличность, которая присуща природным процессам. Неизменная череда времен и их повторяемость находила свое отражение в сказаниях об умирающих и воскресающих богах. В мифологии Египта это был Осирис. В Финикии – Адонис. Во Фракии – Дионис. У славян – Ярило.

Перечисленные выше группы мифов являются самыми крупными. Однако существует и множество других сказаний. Они повествуют о судьбе и смерти, загробном мире.

Как и во многих других сферах, классификация в мифологии носит довольно условный характер. Но уже и это приведенное выше разграничение позволяет как можно лучше сориентироваться в бесконечных и запутанных лабиринтах данного направления.

Сказания и религия

Что такое мифология? Это повествования, имеющие тесную связь с религиозными представлениями человека. Ведь и в тех, и в других имеют место ритуальные действия и обращения к богам, к духам и к чудесным явлениям. Но в отличие от религиозных верований, в мифах сверхъестественным силам отведена второстепенная роль Обращение же к ним необходимо лишь для объяснения природных явлений.

Что касается религиозных идей, то в них сверхъестественному была отведена основная роль. При этом все происходящие процессы ставятся в полную зависимость от желания богов.

На определенной ступени развития человеческого общества религиозное сознание заняло доминирующие позиции. Мифы же при этом превратились в часть системы верования. При этом они отошли на задний план.

Таким образом, можно говорить о том, что мифологическое сознание - это определенный этап развития человеческого сознания. И путь через него был пройден каждым народом.

Античная мифология

К ней можно отнести те легенды, которые рассказывали людям о богах и богинях, героях и демонах Рима и Эллады. Само слово «античная» в переводе с латинского языка означает «древняя». Причем сюда можно включить не только любой греческий миф, но и римский. Вместе они создают единую общность. Именно поэтому в некоторых источниках встречается такое понятие, как «греко-римская мифология».

Уже древнейшие памятники греческого творчества указывают на преобладание у этого народа конкретных представлений над абстрактными. При этом количественное соотношение человекоподобных богов и богинь, героев и героинь явно перевешивает число божеств, обладающих абстрактным значением.

О ком, как правило, слагались античные мифы? Это герои, рожденные от браков богов со смертными. В сказаниях подобных людей описывали как имеющих огромную силу, а также сверхчеловеческие возможности, не наделяя при этом бессмертием. Герои мифологии выполняли на земле волю божеств и вносили в обычную жизнь справедливость и порядок. Они совершали различные подвиги, за что были почитаемы людьми. Самыми известными героями античной римско-греческой мифологии являются:

  1. Геракл. Будучи сыном Зевса и Алимены, он обладал недюжинной силой. За свою жизнь он совершил двенадцать подвигов, о которых и были сложены мифы.
  2. Ахилл. Этот сын богини морей Фетиды и царя Пепея воспитывался кентавром Хироном. Из мифов мы знаем об Ахилле как о могучем юноше, прекрасно владеющем оружием, а также знакомым с пением и музыкальными инструментами. В легендах, передававшихся из поколения в поколение, рассказывается о его подвигах во время Троянской войны.
  3. Персей. Это сын Зевса и Данаи – дочери царя Аргоса. Во многих мифах рассказывается о его чудесных подвигах. Некоторые из них – уничтожение горгоны Медузы, спасение дочери царя Кефея – прекрасной Андромеды, на которой он после женился, и многие другие.
  4. Одиссей. Об этом царе острова Итака мифы рассказывают нам как о ловком и хитром человеке. Во время участия в Троянской войне им было предложено соорудить деревянного коня, в котором спрятались лучшие воины, и оставить его у стен осажденного города. Хитрость удалась. Греки завладели Троей. И это только один из множества подвигов Одиссея, о которых слагались древние легенды.

Мифы Китая

Легенды и сказки народа этой страны обладали особенной чертой. Герои китайской мифологии преподносились в качестве реальных деятелей глубокой древности. Основные персонажи сказаний часто превращались в императоров и правителей, а второстепенные персонажи – в чиновников, сановников и т.д.

Большое значение в китайской мифологии имели тотемистические представления. Например, у племен инь цы тотемом была ласточка, а у ся – змея. Несколько позже птица постепенно трансформировалась в фэнхуан и превратилась в символ государыни. Змея же стала драконом (лун), который повелевал водой и дождем, грозой, и был связан с подземными силами. Этот тотем стал символом государя.

Самые известные герои китайских мифов:

- Еасянь – это группа из восьми бессмертных персонажей, приносящих удачу;

- Жун-Чэн, который являлся учителем и магом, способным достичь бессмертия, и которому приписывалось изобретение календаря;

- Хоу И – сын верховного бога, замечательный стрелок, получивший эликсир бессмертия, а также подчинивший своей воле ветры, которые опустошали страну;

- Хуанди – этот герой огромного роста с ликом дракона, солнечным рогом, четырьмя глазами и четырьмя лицами в китайской мифологии является олицетворением магических сил самой земли.

Сказания славян

Многие мифологические тексты, созданные этим народом в языческие времена, до нас не дошли. Причиной того стало отсутствие письменности, а также та решительная борьба, которую вела христианская церковь против этого верования. Однако те мифологические представления, которые были характерны для восточных славян, нашли свое отражение в творчестве некоторых писателей. Мотивы народных сказаний просматриваются в произведениях Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина и др. Своеобразно отражается славянская мифология и в поэзии С. Есенина. В его стихах описываются обычаи и традиции народных верований, которые далеки от православных канонов.

В дошедшем до наших дней уникальном произведении древней Руси «Слово о полку Игореве» языческие символы соединились с христианскими. В данном сказании упоминается множество богов: Велес и Стрибог, Харс и Див, Карона и Желя, Троян и Дажьбог. Рассматривая мифологию в «Слове о полку Игореве», можно указать на присутствие и многих других образов. Среди них христианские (икона) и опоэтизированные (сокол, кукушка, ворон, лебедь), а также неразгаданные (Дева-обида, Боян и др.).

www.syl.ru

Что такое миф? Что такое миф в литературе? :: SYL.ru

От короткого слова «миф» веет далеким прошлым, мистическими историями, древними тайнами, загадочными цивилизациями. Сразу вспоминаются античные герои, скандинавские саги, эпические поэмы. Однако, немного преобразив свою форму, миф глубоко врос в повседневность. Сейчас это понятие несколько шире общепринятого. Стоит попытаться тщательнее разобраться в том, что такое миф. Нашими современниками в литературе, науке, музыке, политике тоже создаются легенды, моделирующие общее сознание человечества и влияющие на новейшую историю.

Неоднозначный термин

Ученые затрудняются дать единое объяснение тому, что такое миф. Определение загадочного термина меняется от мировоззрения исследователей и даже неких их достаточно субъективных ощущений. В этом видят вымысел, ложь, заблуждение, историю народа или сложный архетипический образ, идущий из массового бессознательного предков, а также неотъемлемую часть убеждений человечества. Есть в этих исторических, научных, философских противоречиях и общее. Миф – модель высказывания знаний и мнений, метафорическое слово, наглядно демонстрирующее или пытающееся навязать некое видение мира. Всегда авторство его остается анонимным, это творчество коллективное. Только общий разум определенной группы способен создать настолько живучее в такой изменчивой среде произведение.

Метафорический образ или повествование?

Объясняя, что такое миф вообще, некоторые философы поэтически рассуждают о нем, как о вещи абстрактной, четкие границы которой отсутствуют, существующей отдельно от физического мира. Архетипические знаки находят отклик глубоко в сознании людей и производят сильную реакцию, пробуждая мысли, действия или эмоции. Это сложное единство обозначаемого явления, символа и формы, дошедших до читателя, зрителя, слушателя. Самые радикальные исследователи даже утверждают, что подобные образы присутствовали в общем бессознательном раньше человечества.

Защитники научного объяснения того, что такое миф, определение дают ему как событию сугубо историческому, для красоты сюжета и яркости дополненного мистическими деталями. Очень часто легенды воспринимают исключительно как занимательное повествование, созданное для развлечения, средство для интересного времяпрепровождения.

Предназначения мифа

  • Объяснение. Важнейшая составляющая. Формирует как мировоззрение отдельного индивида, так и коллективное восприятие.
  • Указательная. Регулирует поведение человека, создает особую систему ценностей.
  • Объединение. Является частью культуры, традиций, фольклора, что выделяет группу или этнос среди остальных.

Легенды времен

Представления о мироустройстве разделенных пространством народов Земли в древних преданиях очень схожи. Они наполнены фантастическими описаниями, которые объясняют происхождение человека, Вселенной, материи. Часто в легендах упоминаются чудесные существа, мистические события, магия – вера в потусторонние силы свойственна любому древнему обществу. Существование богов, святые силы природы, подвиги великих героев, некоторый анимизм – черты, объединяющие архаические истории сказителей каждого этноса. Но обычаи, привычки, время накладывали свой индивидуальный отпечаток, придавали любой легенде неповторимость. Мыслители различных эпох имели собственное объяснение того, что такое миф. Как менялось представление о нем, будет крайне интересно рассмотреть.

Архаические сказания и эпосы

Каждый народ имел почти тождественные образы для описания мироустройства: Хаос до сотворения Вселенной, смена годовых циклов, безопасный центр (Родина) и враждебная неизвестность на окраине, боги, умирающие и воскресающие. Что такое миф? Отражение, осмысление коренных законов мироздания, совпадающее у большинства. Индивидуальность устоев, природных обстоятельств, жизненного уклада каждой цивилизации определяет особые качества и характер старинных легенд.

Сила речи

Слова в архаическую эпоху нужны были для коммуникации, передачи мыслей, эстетика речи мало значила. Важны были запоминаемость текста и эмоции слушателей. Иногда легенды представляли собой некий шифр, где за знакомыми фразами от непосвященных скрывалось послание, а слова имели священную силу, влияющую на действительность, внешние обстоятельства. Здесь просматривается явная связь с глубокой верой предков в отождествление процесса наречения, произнесения вслух имени с творением или материализацией.

Особенности древних мифов

В скандинавских сказаниях присутствуют эсхатологические черты, проявляющиеся уже в представлениях о космогенезе. В суровых условиях необходимо непременно придерживаться обетов, правил, заветов, иначе под угрозой окажется существование всех. Античные легенды повествуют о взаимоотношениях правителей, богов и людей, просматривается тяга к прекрасному, познанию, одухотворению мира. В римских мифах четко видна политическая пропаганда, которая нужна для доблестных завоеваний. Славяне старались передать осмысление священных сил природы, а кельты придавали окружающим стихиям божественную и магическую мощь.

Легенды Средневековья

Понимание того, что такое миф, ответы и уроки, которые получало общество, изменились. Бог становится единственным творцом, повелителем, судьей. Теоцентризм средневековых верований лишает природу одухотворенности, но мифологическое восприятие человеком мира наполняет окружающую повседневность иными мистическими существами, которые неукоснительно соблюдают волю Создателя и наказывают либо награждают героев. Мифы внушают страх, воспринимаются как единственно возможная истина, формируют покорное поведение, ограничивая человека суеверным ужасом перед гневом Бога, укрепляя власть церкви, инквизиции, правителей.

Что такое миф в литературе? Новые герои, сказания, образы

У искусства и легенд есть некоторые общие черты. Это результаты единства познания и творчества в стремлении выразить мировоззрение коллектива или автора. Связь мифологического и художественного мышления четко отслеживается в искусстве древнем, но, приближаясь к современности, не ослабевает, а подвергается некоторым метаморфозам.

Исследуя, что такое миф, краткое содержание преданий писатели часто пересказывали, превращая персонажей и обстоятельства в эталон, олицетворение какого-то качества. Эпоха романтизма противопоставляет идеальный мир произведения несовершенной повседневности. Авторы наделяют героев безукоризненными чертами характера и внешности: красотой, духовной глубиной, справедливостью, часто обращаясь к существующим сказаниям и создавая новые.

Метаморфозы мифа. Новейшие предания

Следующий период катастроф, революций, войн неизбежно создал целую волну новых легенд. Стремительно менялось коллективное мировоззрение, обществу были необходимы иные герои. Искусство действительно стало творить окружение, влияя на массовое сознание. Что такое миф сложной эпохи? Отражение и преобразование действительности.

Литераторы современности часто используют сюжеты древних сказаний для основы своих произведений. Они переносят содержание легенд в собственное время или создают из преданий и образов красочные метафоры, иллюстрации философских взглядов. Появилась авторская мифология – увлекательный жанр фэнтези, объединяющий миллионы поклонников. Определяя, что такое миф и легенда современности, невозможно кратко не упомянуть роль СМИ в сотворении новейших сказаний ради изменения общественного мнения.

Заключение

Красочные образы в повествованиях древних певцов, сказителей, хранителей легенд очень жизнеспособны. Их основа лежит в массовом подсознании. Определить однозначно, что такое миф, невозможно – граница между метафорой, размышлением и действительностью размыта. Каждая цивилизация, эпоха, культура творит свои предания в соответствии с мировоззрением, знаниями, заблуждениями, мечтами.

www.syl.ru

Что такое миф

mythНезависимо от времени все мы хотим верить в чудеса и небылицы. Такие сказки помогают легче жить и воспринимать реальность. Одним из самых интересных видов восприятия реальности является миф. Люди давно поняли, что есть необходимость в осмыслении и придании закономерности многим процессам и явлениям.  К примеру, мифы древней Греции помогали грекам лучше понимать устройство мира и придавали веру во что-то высокое, неподвластное и сильное, которое станет их защитником и судьей.

Повествование «Орфей и Эвридика» давали надежду парам хотя бы в царстве Аида еще раз увидится после смерти, а в некоторых случаях и вовсе, если не отчаиваться, можно воскресить любимую с того света.

Миф

Что такое миф? Мифом называется некая совокупность сакральных истин мировоззрения  у Греков и Египтян. Сегодня мифом называется повествование, показывающее представление людей о мире, о человеке в мире, о происхождении сущного, о божествах и героях. Мифы народов мира помогают осознавать реальность прошлого. Так, они являются схемой возникновения той или иной религии, а также помогают лучше узнать прошлые времена. Составной частью мифа являются и легенды. Легенда это не представление  о чем либо, а известный исторический факт о герое. Суть пересказа в предоставлении читателю или слушателю — публике, достоверных фактов с неким вкраплением вымысла. Легенда формирует миф, являющийся пересказанной в несколько раз легендой. Так легенда обходит все земли одной страны и возвращаясь к своему изначальному источнику приобретает новые характеристики и факты. Так мифы и легенды формируют наше представление о действительности, даже сегодня по средствам слухов.

Древняя Греция

Греческие мифы были сопряжены с борьбой человека и богов. Каждый новый миф рассказывает о том, насколько силен человек в своих возможностях и насколько боги не правы в отношении его. Мифы Древней Греции всегда имеют де составляющие: главного положительного героя и героя-антагониста, которыми выступают, в большинстве мифов, боги. Мифы и легенды этой эпохи стали самыми интересными и захватывающими из-за продуманности сюжетных линий и благодаря богатой исторической почве. Так, в те времена государства Греция не было, а существовали отдельные города-автономии или государства, боровшиеся друг с другом за господство над Балканским полуостровом, именно в эти времена и появились основные древнегреческие истории о подвигах и событиях.

Самыми известными историями того периода были мифы:

  • «Орфей»;
  • «Эвридика»;
  • «Орфей и Эвридика»;
  • «12 подвигов Геракла»;
  • «Прометей»;
  • «Странствия Одиссея»;
  • «Троя»;
  • «Ясон и аргонафты»;
  • О богах.

Орфей

Миф «Орфей» рассказывает нам о становлении и происхождении этого юноши. Так, по некоторым данным он — сын Аполлона, а по другим сын Эагра и Каллиопы.  Он является любимцем бога Аполлона, подарившего ему золотую лиру, при помощи которой Орфей мог приручать животных, передвигать скалы и деревья. Орфей усовершенствовал лиру, доведя количество струн до девяти, благодаря чему научился филигранно играть на лире, что помогло ему выиграть в игре на кифаре (разновидности лиры) в погребальных играх по Пелию. Орфей был тем, кто помогал аргонавтам в походе за руном. Его роль заключалась в игре на лире. Игра помогала гребцам возобновить силу духа, из-за чего уже изнеможенные люди гребли так, как в начале путешествия. Отдельным мифом приключения Орфея классифицируются редко, но многие говорят о необходимости создания такого мифа, так как Орфей далее упоминается во многих произведениях того периода.

Миф об Орфее и Эвридике

Миф «Эвридика» является больше легендой и описывает жизнь некой лесной нимфы с именем Эвридика. Эта нимфа была то ли дочерью Аполлона, то ли просто лесной нимфой, т.е. дочерью лесного бога. Эвридика не обладала ни силами, ни умениями выше человеческих, но герой мифов Древней Греции — Орфей, влюбил ее в себя своей игрой и пением. Она была главной его музой и опорой, помогающая  знатному герою совершать самые яркие подвиги.

Миф «Орфей и Эвридика» является важным показателем того, как должна выглядеть настоящая любовь. В представлении греков того времени, все должно доказываться не словами, а делом. Именно под влиянием этого мифа начали появляться выражения, о том, что все решается поступками. Суть мифа такова, что жену Орфея, т.е Эвридику, жалит змея и та умирает.

myth5Супруг, узнав о кончине Эвридики, не смог смирится с кончиной любимой и для ее вовращения в мир живых, он пошел к самому Аиду, где очаровал его и супругу его Персефону своим пением и игрой на лире так, что те отпустили супругу героя в мир живых. Условием богов было не смотреть на жену в мире мертвых, но Орфей не сдержался и посмотрел, из-за чего Эвридика осталась в мире мертвых. После утраты жены он говорил о том, что та с кем он хочет быть уже в Царстве Мертвых, поэтому в этом мире он будет только с мужчинами, что так и было до его кончины. В Царстве  Мертвых он и Эвридика снова воссоединились. Вот так Эвридика стала той, кем хотели быть женщины Древней Греции.

Геракл

Миф о Геракле известен всем, самым известным есть миф о 12 подвигах, которые Геракл совершил в честь своего отца Зевса для завоевания его любви к себе, с тем же, формально был на службе никейского царя. Полубог совершил 12 подвигов за 12 лет для получения отцовской любви, но по завершению подвигов так и не получил признания, как человек. Так, Зевсом ему было предложено стать богом, от чего Геракл отказался, а Зевс отвернулся от него. На фоне этого «Миф о Прометее» гласит, что именно Геракл, в отместку отцу,  спас Прометея от мучительной смерти за то, что тот дал людям огонь и надежду.

Все мы знаем именно эти мифы Древней Греции, именно они и формировали наше впечатление о мире и о человеке в нем. Сегодня новыми Гераклами, Прометеями, Орфеями, Ясонами становятся герои фильмов, образы которых полностью списаны с мифов и легенд.

Африка

Тинга тинга страна африканских мифов это мультсериал, подавающийся в  стиле картин стиля тингатинга. Данный сериал основывается на мифах, легендах и сказках Африки, сть которых в уважении к природе и ее дарам.

myth6Мифы древнего Египта основаны на легендах о богах. Боги играют роль как главных положительных, так и отрицательных героев. Основной задачей мифов было осознание реальности вокруг себя. Точнее осознание того, кто является над людьми и фараоном. Историки утверждают, что о богах в мифах египтяне стали слагать, так как многие вещи были необъяснимы для египетского народа. Существует теория об основании мифов на легендах о пришельцах или о более развитой цивилизации, население которой было в два-три раза выше человека. Основными мифами древнего Египта являются  мифы о борьбе Осириса и Сета, а также бога Ра и Апопа, т.е. борьба света и тьмы.

Скандинавия

Скандинавские мифы представляют целую вселенную, которую трудно вместить в несколько предложений. Сущность мифологии в том, что существует несколько миров, а точно 9, среди которых есть Земля или Мидгард. Управляют совокупностью миров, т.е. Эдды, сверхлюди, не являющиеся богами, но обладающие силами, которые другим не покоряются, что фактически делало их богами. Эти сверхлюди старели и даже могли умереть, но срок их жизни достигал возраста, когда ничего не будет существовать.  Силы эти основаны на знаниях, не владеющими людьми, но некоторыми из знаний владеют представители других миров. Скандинавские мифы во главе Царства богов ставят Одина, он же аналог Зевса и Марса. Боги-люди сражаются между мирами для защиты каждого из 9-ти миров от зла и для выведения равновесия между мирами, дабы один мир не захватил другие. Культ этой мифологии в богах, которые сильнее и благороднее всех.

Славяне

Мифы древних славян не сумели создать свою вселенную. Так, они основаны на почитании природы и на мужицкой силе. Это из-за того, что история развития славян как национальности произошло после объединения славянских племен, а через 200 лет после объединения пришло христианство, которое полностью вырезало всю немногочисленную мифологию древних славян, оставив нам Лешего, Бабу-ягу, богов: Перуна, Дажьбог, Кощее Бессмертном и Змее Горыныче, а также о богатырей. Поздние славянские мифы основывались на обрядах, приметах, былинах и борьбе черта с Ангелами Господними. К 19 веку, славянская мифология полностью сформировалась, вылившись в сказки и повести, а также в гениальные произведения славянских авторов.

Видео про то что такое миф

ellewoman.ru

Что такое мифы - определение - Topkin

Что такое мифы? Такой вопрос сегодня можно услышать и от ребенка, и от взрослого. У многих само слово ассоциируется с чем-то древним и очень загадочным. В головах возникают образы славных героев, которые смело бросаются в бой с вымышленными чудовищами.

что такое мифы

Ученые до сих пор не смогли найти верное определение «что такое миф». Ведь каждый может дать свое объяснение данному слову. Его смысл напрямую зависит от мировоззрения человека, его ощущений и мыслей касательно окружающего мира. Кто-то видит в мифах обычные сказки, которые не отображают реальные вещи. Другие же считают их историей народа, сокрытой среди строк. Точно можно говорить лишь о том, что мифология представляет собой часть убеждений, движущих человечеством.

Миф можно назвать определенной моделью высказываний, совокупностью добытых знаний и мнений людей. Он дает возможность взглянуть на мир совершенно другим взглядом, рассмотреть его истинную сущность. Ни у одного мифа нет своего автора. Ведь эти сказания были придуманы народом, размышляющим над единой темой. Одному человеку не под силу сотворить такое точное произведение, которое не перестает существовать и терять собственный смысл на протяжении многих столетий.

Разновидности мифов

Исследователи привыкли разделять мифы на несколько отдельных групп по их содержанию. Таким образом, выделяют:

  • Космогонические мифы. Они рассказывают о создании нашего мира, об известных человечеству небесных светилах, стихиях и живых существах. Если верить этим историям, то все нас окружающее появилось благодаря упорному труду богов. Именно они сотворили мир. Древние боги считаются его родоначальниками. Во многих мифах их показывают жестокими и коварными. Они редко имеют подобный человеку облик.
  • Теогонические мифы. Благодаря им люди узнают о происхождении богов. Также отображены их взаимоотношения друг с другом. В греческой мифологии большое внимание уделяется богам Олимпа. Им удалось вступить с людьми в связь. Они имеют отношение с человеческой культурой, а не стихийной.
  • Эсхатологические мифы. Одна из самых загадочных групп. Они повествуют о смерти живых существ, уничтожении непокорных богам. К числу этих мифов относят рассказы о всемирном потопе, великой катастрофе, которая едва погубила все человечество.
  • Антропологические мифы. Их сюжеты связаны с происхождением человека, его судьбой. Если верить мифам, то люди появились из природных материалов. К примеру, они были сделаны из глины. Нередко встречаются истории, в которых человек создавался из отдельной части тела бога.
  • Этиологические мифы. Они помогали людям понять взаимосвязь тех или иных вещей друг с другом. Сюда же относят природные явления, поведение животных и растений.
  • Сотериологические мифы. В них боги показываются добрыми и отзывчивыми. Сюжеты этих историй связаны со спасением человека от его судьбы.
  • Календарные мифы. Их относят к самым древним сказаниям. Они позволяют понимать происхождение времен года, наступление ночи и дня, а также объясняют само время.
разновидности мифов

Каждая группа мифов обладала своими особенностями, которые делали ее уникальной.

Предназначение мифов

Мифы имеют огромное значение для человека. Они выполняют три важные функции:

  • Объяснительная. Миф позволяет сформировать мировоззрение, независимо от того индивидуальное оно или коллективное.
  • Указательная. Учит пониманию системы ценностей, которую должен иметь каждый человек.
  • Объединительная. Дает возможность народу создать собственную культуру и фольклор, чтобы за счет этого выделиться среди других этнических групп.

Особенности древней мифологии

В сказаниях народа Скандинавии преимущественно встречаются мифы эсхатологической направленности. Свое отображение они позже отыскали в космогенезе. Этим людям доводилось жить в непростых условиях. Поэтому они должны были придерживаться различных правил и заветов, чтобы не допускать беспорядков. В противном случае народу не удалось бы выжить. В их сказаниях присутствуют боги, которые время от времени общаются с простыми людьми. Каждый желавший стать избранным пытался тянуться к прекрасному, стремился к духовному развитию. Римские мифы были переполнены политической пропагандой. Так они зарождали в солдатах военных дух, без которого им не удалось бы одержать ни одной победы. Славяне отдавали предпочтение знакомству с силами природы. Кельты окружали себя вещами, которые были олицетворением бессмертных стихий.

особенности мифологии

Средневековые мифы

Со временем мифология стала сильно меняться. Это произошло по той причине, что человека стали интересовать иные вещи. Бог приобретает образ единственного творца, которому дозволено судить людей, направлять их и карать. Появилось новое направление – теоцентризм. Несмотря на веру в единого бога, человек продолжал думать о существовании мифических существ, которым доводится сражаться с героями или же помогать им в совершении новых подвигов. Мифы начинают внушать страх, заставляют принимать себя не как выдумку, а как истину. Появляются суеверия, связанные с тем, что за плохой поступок бог может покарать виновника. Все больше начинала укрепляться церковная власть, появились инквизиции.

Мифы в литературе

Мифология нашла свое место в литературе. И это не удивительно. Ведь легенды всегда были тесно связаны с искусством. Подобное смешение наблюдалось и в древности, и в современном мире.

мифы в литературе

Многие писатели занимались изучением мифологии. Они использовали давно знакомые сюжеты для написания собственных рассказов. Благодаря их труду появились знаменитые персонажи, ставшие через время эталонами, олицетворением отдельных качеств, присущих каждому человеку. В эпоху романтизма авторы старались наделить героев самыми лучшими чертами характера. Они приписывали им безупречную внешность.

Новые предания мифологии

Новая волна мифов появилась после глобальных перемен, затронувших огромное количество народов. Войны и прочие серьезные катастрофы заставили людей задуматься о создании иных легенд. Также на это повлияло измененное коллективное мировоззрение. Общество остро нуждалось в новых героях, которые могли бы сделать их мир немного лучше. Искусство моментально проникло в массы, стало частью повседневности. Мифы следующей эпохи стали преобразованием и реальным отражением действительности.

Даже современные литераторы не перестают использовать древние мифы в своих произведениях. Им удается перенести тех персонажей в собственную реальность. А метафоры позволяют авторам точно передать сущность героя в новой истории. Так в мире появилась авторская мифология – уникальное направление, которое быстро полюбилось миллионам читателей.

рассказы о мифах

 

Тема мифов очень обширна. Ее будут изучать на протяжении следующих нескольких столетий. Мифология так и не нашла для себя определения. Человеку не удается подобрать точное объяснение данному слову из-за невозможности его полного раскрытия. Мифы умело размывают грань между реальностью, размышлениями и фантазией. Они, хоть и являются выдуманными историями, содержат в себе скрытую правду, которую пытался понять народ и рассказать о ней целому миру. 

topkin.ru

Миф - это... Что такое Миф?

Тезей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425—410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид Сбор аргонавтов, аттический краснофигурный кратер вазописца Ниобы, 460—450 до н. э.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир.

В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например, Геродота и Тита Ливия)[1]. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Нана» Эмиля Золя, «Волшебную гору» Томаса Манна).

Различные типы отношения поэта к мифам удобно прослеживать на материале античной литературы. Всем известно, что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его «почву». Это можно отнести прежде всего к гомеровскому эпосу («Илиада», «Одиссея»), который отмечает собой грань между безличным общинно-родовым мифотворчеством и собственной литературой (ему подобны «Веды», «Махабхарата», «Рамаяна», «Пураны» в Индии, «Авеста» в Иране, «Эдда» в германо-скандинавском мире и другие).

Подход Гомера к действительности («эпическая объективность», т. е. почти полное отсутствие индивидуальной рефлексии и психологизма), его эстетика, ещё слабо выделенная из общежизненных запросов, — всё это насквозь проникнуто мифологическим стилем миропонимания. Известно, что действия и психическое состояния героев Гомера мотивируются вмешательством многочисленных богов: в рамках эпической картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Ввиду этого возникает соблазн утверждать, что «мифология и Гомер суть одно и то же…» (Фридрих Шеллинг, «Философия искусства»). Но уже в гомеровском эпосе каждый шаг в сторону сознательного эстетического творчества ведёт к переосмыслению мифов; мифологический материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется.

Позднее греческие поэты ранней античности отказываются от иронии по отношению к мифам, но зато подвергают их решительной переработке — приводят в систему по законам рассудка (Гесиод), облагораживают по законам морали (Пиндар). Влияние мифов сохраняется в период расцвета греческой трагедии, причём его не следует измерять обязательностью мифологических сюжетов; когда Эсхил создаёт трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, он превращает саму историю в миф. Трагедия проходит через вскрытие смысловых глубин (Эсхил) и эстетическую гармонизацию мифов (Софокл), но в конце приходит к моральной и рассудочной критике его основ (Еврипид). Для поэтов эллинизма омертвевшая мифология становится объектом литературной игры и учёного коллекционирования (Каллимах из Кирены).

Новые типы отношения к мифам даёт римская поэзия. Вергилий связывает мифы с философским осмыслением истории, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности. Овидий, напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания; у него совершается до конца сознательная игра с «заданными» мотивами, превращёнными в унифицированную систему; по отношению к отдельному мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется «возвышенным» характером.

Средние века и Возрождение

Средневековая поэзия продолжала вергилиевское отношение к мифам, Возрождение — овидиевское.

Начиная с позднего Возрождения неантичные образы христианской религии и рыцарского романа переводятся в образную систему античной мифологии, понимаемой как универсальный язык («Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, идиллии Ф.Шпе, воспевающие Христа под именем Дафниса). Аллегоризм и культ условности достигают своего апогея к XVIII веку.

Однако к концу XVIII века выявляется противоположная тенденция; становление углублённого отношения к мифам происходит прежде всего в Германии, особенно в поэзии Гёте, Гёльдерлина и в теории Шеллинга, заострённой против классицистического аллегоризма (мифический образ не «означает» нечто, но «есть» это нечто или он есть содержательная форма, находящаяся в органическом единстве со своим содержанием). Для романтиков существует уже не единый тип мифологии (Античность), а различные по внутренним законам мифологии миры; они осваивают богатство германской, кельтской, славянской мифологии и мифов Востока.

В XVII веке, английский философ Френсис Бекон в сочинении «О мудрости древних» утверждал - «мифы в поэтической форме хранят древнейшую философию, моральные сентенции или научные истины, смысл которых скрыт под покровом символов и аллегорий».

Новое время и Современность

В 40-70-x годах XIX века грандиозная попытка заставить мир мифов и мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в музыкальной драматургии Рихарда Вагнера; его подход создал большую традицию.

XX век выработал типы небывало рефлективного интеллектуалистического отношения к мифам; тетралогия Томаса Манна «Иосиф и его братья» явилась результатом серьёзного изучения научной теории мифологии. Пародийная мифологизация бессмысленной житейской прозы последовательно проводится в творчестве Франца Кафки и Джеймса Джойса, а также в «Кентавре» Джона Апдайка. Для современных писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед мифами (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непатетическое отношение к ним, в котором интуитивное вникание дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы мифов отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.

Мифологическое мировоззрение

В мифологическом мировоззрении мир понимается по аналогии с родовой общиной, которая сплачивает, организует совместное поведение сородичей посредством коллективных представлений, как образца поведения.

Миф по А. Ф. Лосеву

В своей монографии «Диалектика мифа» А. Ф. Лосев даёт следующее определение:

Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, то есть прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Таким образом, миф, по Лосеву, особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. С другой стороны, миф, как праклетка, содержит ростки развившихся в будущем форм. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано.

Следует также принимать во внимание, что хотя термином «миф» иногда назывались Лосевым разные религиозные системы, но этот труд — «Диалектика мифа» был лишь альтернативой (иногда неудачной, в связи с преследованиями со стороны советских властей) «диалектическому материализму».

Миф по Ролану Барту

Ролан Барт рассматривает миф как семиологическую систему, обращаясь при этом к известной модели знака Соссюра, выделявшего в ней три основных элемента: означающее, означаемое и сам знак, выступающий как результат ассоциации первых двух элементов. Согласно Барту, в мифе мы обнаруживаем ту же трёхэлементную систему, однако, специфика его в том, что миф представляет собой вторичную семиологическую систему, надстроенную над первой языковой системой или языком-объектом. Эту вторичную семиологическую систему или собственно миф Барт называет «метаязыком» потому, что это вторичный язык, на котором говорят о первом. При исследовании семиологической структуры мифа Барт вводит свою нетрадиционную терминологию. Означающее, подчёркивает он, может рассматриваться с двух точек зрения: как результирущий элемент первой языковой системы и как исходный элемент мифологической системы. В качестве конечного элемента первой системы Барт называет означающее смыслом, в плане мифа — формой. Означаемое мифологической системы получает название концепта, а её третий элемент представляет значение. Это вызвано, по мнению Барта, тем, что выражение знак двусмысленно, так как означающее мифа уже образовано из знаков языка.

Согласно Барту, третий элемент семиологической системы — значение или собственно миф — создаётся за счёт деформации отношения между концептом и смыслом. Здесь Барт проводит аналогию со сложной семиологической системой психоанализа. Подобно тому как у Фрейда латентный смысл поведения деформирует его явный смысл, также и в мифе концепт искажает или точнее «отчуждает» смысл. Эта деформация, согласно Барту, возможна потому, что сама форма мифа образована языковым смыслом, подчинённым концепту. Значение мифа представляет постоянное чередование смысла означающего и его формы, языка-объекта и метаязыка. Именно эта двойственность, по Барту, определяет особенность значения в мифе. Хотя миф это сообщение, определяемое в большей степени своей интенцией, тем не менее буквальный смысл заслоняет эту интенцию.

Раскрывая коннотативные механизмы мифотворчества, Барт подчёркивает, что миф выполняет различные функции: он одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Обращаясь к своему «читателю», он навязывает ему свою собственную интенцию. Касаясь проблемы «чтения» и расшифровки мифа, Барт пытается ответить на вопрос как происходит его восприятие. Согласно Барту, миф не скрывает свои коннотативные значения, он «натурализует» их. Натурализация концепта является основной функцией мифа. Миф стремится выглядеть как нечто естественное, «само собой разумеющееся». Он воспринимается как безобидное сообщение не потому, что его интенции тщательно скрыты, иначе они утратили бы свою эффективность, а потому, что они «натурализованы». В результате мифологизации означающее и означаемое представляются «читателю» мифа связанными естественным образом. Любая семиологическая система есть система значимостей, но потребитель мифов принимает значение за систему фактов.

Миф по Ф. Х. Кессиди

Ф. Х. Кессиди писал — «миф — это чувственный образ и представление, своеобразное мироощущение, а не миропонимание», не подвластное разуму сознание, скорее даже доразумное сознание. Грезы, волны фантазии — вот что такое миф"[2].

См. также

Литература

Примечания

  1. ↑ Гринин Л. Е. 2010. Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века. Лекция 1. Древний Восток. Философия и общество, № 1, с. 3–44. [1]
  2. ↑ Кесиди Ф. Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. — 312 с.

Ссылки

biograf.academic.ru

Древние (мифы Ктулху) - это... Что такое Древние (мифы Ктулху)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Древние.

Древние, Великие Древние (англ. Great Old Ones) — вымышленные существа из мифологии, созданной Говардом Филлипсом Лавкрафтом (Мифы Ктулху).

Древние — невероятно могущественные существа, ровесники Вселенной. Почитаемы членами мистических сект как тёмные боги. Древние обитают в других звёздных системах или вообще за пределами нашего измерения, реже они скрываются в глубинах морей или недрах Земли. Как правило, в видимом облике Древние обладают гигантскими размерами.

Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определённых условиях и лишь тогда, когда им помогают их последователи — культисты.

Считается, что на данный момент Великие Древние ограничены в свободе действий и передвижения, подобно пленникам. Причина и природа этого "заключения" неясны. В произведениях Лавкрафта на это нет прямых указаний, а другие авторы предлагают разные трактовки.

Наиболее популярна версия о том, что Древние некогда были побеждены другой расой сверхъестественных существ - Старшими Богами (Elder Gods). Нередко противостояние Великих Древних и Старших Богов рассматривают как противостояние зла и добра - что является неверным. Старшие Боги являются для людей лишь условно "добрыми", и на самом деле они не менее чужды людям, чем Великие Древние. В ряде произведений последователей Лавкрафта герои используют для защиты от Великих Древних "знак Старших Богов".

Согласно другой трактовке, Великие Древние скрылись из видимой вселенной по собственному желанию, или впали в состояние, напоминающее физиологическую спячку животных.

Древние были, Древние есть, и Древние будут.

Не в тех пространствах, о которых нам известно, но между ними. Они идут невозмутимые и изначальные, безразмерные и невидимые для нас. Йог-Сотот знает врата. Йог-Сотот и есть врата. Йог-Сотот — и ключ, и страж врат. Прошлое, настоящее, будущее, всё — в Йог-Сототе. Он знает, откуда Древние пришли в прошлом, и знает, откуда Они придут в будущем.

— «Ужас Данвича», Г. Ф. Лавкрафт

Помимо Великих Древних автор иногда выделяет «Иных богов». По-видимому, Иные боги стоят в иерархии выше Великих Древних и покровительствуют им. Традиционно к Иным богам относят Йог-Сотхотха, Азаг-тота и Нъярлатхотепа.

dic.academic.ru

Миф - это... Что такое Миф?

Тезей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425—410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид Сбор аргонавтов, аттический краснофигурный кратер вазописца Ниобы, 460—450 до н. э.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир.

В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например, Геродота и Тита Ливия)[1]. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Нана» Эмиля Золя, «Волшебную гору» Томаса Манна).

Различные типы отношения поэта к мифам удобно прослеживать на материале античной литературы. Всем известно, что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его «почву». Это можно отнести прежде всего к гомеровскому эпосу («Илиада», «Одиссея»), который отмечает собой грань между безличным общинно-родовым мифотворчеством и собственной литературой (ему подобны «Веды», «Махабхарата», «Рамаяна», «Пураны» в Индии, «Авеста» в Иране, «Эдда» в германо-скандинавском мире и другие).

Подход Гомера к действительности («эпическая объективность», т. е. почти полное отсутствие индивидуальной рефлексии и психологизма), его эстетика, ещё слабо выделенная из общежизненных запросов, — всё это насквозь проникнуто мифологическим стилем миропонимания. Известно, что действия и психическое состояния героев Гомера мотивируются вмешательством многочисленных богов: в рамках эпической картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Ввиду этого возникает соблазн утверждать, что «мифология и Гомер суть одно и то же…» (Фридрих Шеллинг, «Философия искусства»). Но уже в гомеровском эпосе каждый шаг в сторону сознательного эстетического творчества ведёт к переосмыслению мифов; мифологический материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется.

Позднее греческие поэты ранней античности отказываются от иронии по отношению к мифам, но зато подвергают их решительной переработке — приводят в систему по законам рассудка (Гесиод), облагораживают по законам морали (Пиндар). Влияние мифов сохраняется в период расцвета греческой трагедии, причём его не следует измерять обязательностью мифологических сюжетов; когда Эсхил создаёт трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, он превращает саму историю в миф. Трагедия проходит через вскрытие смысловых глубин (Эсхил) и эстетическую гармонизацию мифов (Софокл), но в конце приходит к моральной и рассудочной критике его основ (Еврипид). Для поэтов эллинизма омертвевшая мифология становится объектом литературной игры и учёного коллекционирования (Каллимах из Кирены).

Новые типы отношения к мифам даёт римская поэзия. Вергилий связывает мифы с философским осмыслением истории, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности. Овидий, напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания; у него совершается до конца сознательная игра с «заданными» мотивами, превращёнными в унифицированную систему; по отношению к отдельному мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется «возвышенным» характером.

Средние века и Возрождение

Средневековая поэзия продолжала вергилиевское отношение к мифам, Возрождение — овидиевское.

Начиная с позднего Возрождения неантичные образы христианской религии и рыцарского романа переводятся в образную систему античной мифологии, понимаемой как универсальный язык («Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, идиллии Ф.Шпе, воспевающие Христа под именем Дафниса). Аллегоризм и культ условности достигают своего апогея к XVIII веку.

Однако к концу XVIII века выявляется противоположная тенденция; становление углублённого отношения к мифам происходит прежде всего в Германии, особенно в поэзии Гёте, Гёльдерлина и в теории Шеллинга, заострённой против классицистического аллегоризма (мифический образ не «означает» нечто, но «есть» это нечто или он есть содержательная форма, находящаяся в органическом единстве со своим содержанием). Для романтиков существует уже не единый тип мифологии (Античность), а различные по внутренним законам мифологии миры; они осваивают богатство германской, кельтской, славянской мифологии и мифов Востока.

В XVII веке, английский философ Френсис Бекон в сочинении «О мудрости древних» утверждал - «мифы в поэтической форме хранят древнейшую философию, моральные сентенции или научные истины, смысл которых скрыт под покровом символов и аллегорий».

Новое время и Современность

В 40-70-x годах XIX века грандиозная попытка заставить мир мифов и мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в музыкальной драматургии Рихарда Вагнера; его подход создал большую традицию.

XX век выработал типы небывало рефлективного интеллектуалистического отношения к мифам; тетралогия Томаса Манна «Иосиф и его братья» явилась результатом серьёзного изучения научной теории мифологии. Пародийная мифологизация бессмысленной житейской прозы последовательно проводится в творчестве Франца Кафки и Джеймса Джойса, а также в «Кентавре» Джона Апдайка. Для современных писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед мифами (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непатетическое отношение к ним, в котором интуитивное вникание дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы мифов отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.

Мифологическое мировоззрение

В мифологическом мировоззрении мир понимается по аналогии с родовой общиной, которая сплачивает, организует совместное поведение сородичей посредством коллективных представлений, как образца поведения.

Миф по А. Ф. Лосеву

В своей монографии «Диалектика мифа» А. Ф. Лосев даёт следующее определение:

Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, то есть прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Таким образом, миф, по Лосеву, особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. С другой стороны, миф, как праклетка, содержит ростки развившихся в будущем форм. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано.

Следует также принимать во внимание, что хотя термином «миф» иногда назывались Лосевым разные религиозные системы, но этот труд — «Диалектика мифа» был лишь альтернативой (иногда неудачной, в связи с преследованиями со стороны советских властей) «диалектическому материализму».

Миф по Ролану Барту

Ролан Барт рассматривает миф как семиологическую систему, обращаясь при этом к известной модели знака Соссюра, выделявшего в ней три основных элемента: означающее, означаемое и сам знак, выступающий как результат ассоциации первых двух элементов. Согласно Барту, в мифе мы обнаруживаем ту же трёхэлементную систему, однако, специфика его в том, что миф представляет собой вторичную семиологическую систему, надстроенную над первой языковой системой или языком-объектом. Эту вторичную семиологическую систему или собственно миф Барт называет «метаязыком» потому, что это вторичный язык, на котором говорят о первом. При исследовании семиологической структуры мифа Барт вводит свою нетрадиционную терминологию. Означающее, подчёркивает он, может рассматриваться с двух точек зрения: как результирущий элемент первой языковой системы и как исходный элемент мифологической системы. В качестве конечного элемента первой системы Барт называет означающее смыслом, в плане мифа — формой. Означаемое мифологической системы получает название концепта, а её третий элемент представляет значение. Это вызвано, по мнению Барта, тем, что выражение знак двусмысленно, так как означающее мифа уже образовано из знаков языка.

Согласно Барту, третий элемент семиологической системы — значение или собственно миф — создаётся за счёт деформации отношения между концептом и смыслом. Здесь Барт проводит аналогию со сложной семиологической системой психоанализа. Подобно тому как у Фрейда латентный смысл поведения деформирует его явный смысл, также и в мифе концепт искажает или точнее «отчуждает» смысл. Эта деформация, согласно Барту, возможна потому, что сама форма мифа образована языковым смыслом, подчинённым концепту. Значение мифа представляет постоянное чередование смысла означающего и его формы, языка-объекта и метаязыка. Именно эта двойственность, по Барту, определяет особенность значения в мифе. Хотя миф это сообщение, определяемое в большей степени своей интенцией, тем не менее буквальный смысл заслоняет эту интенцию.

Раскрывая коннотативные механизмы мифотворчества, Барт подчёркивает, что миф выполняет различные функции: он одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Обращаясь к своему «читателю», он навязывает ему свою собственную интенцию. Касаясь проблемы «чтения» и расшифровки мифа, Барт пытается ответить на вопрос как происходит его восприятие. Согласно Барту, миф не скрывает свои коннотативные значения, он «натурализует» их. Натурализация концепта является основной функцией мифа. Миф стремится выглядеть как нечто естественное, «само собой разумеющееся». Он воспринимается как безобидное сообщение не потому, что его интенции тщательно скрыты, иначе они утратили бы свою эффективность, а потому, что они «натурализованы». В результате мифологизации означающее и означаемое представляются «читателю» мифа связанными естественным образом. Любая семиологическая система есть система значимостей, но потребитель мифов принимает значение за систему фактов.

Миф по Ф. Х. Кессиди

Ф. Х. Кессиди писал — «миф — это чувственный образ и представление, своеобразное мироощущение, а не миропонимание», не подвластное разуму сознание, скорее даже доразумное сознание. Грезы, волны фантазии — вот что такое миф"[2].

См. также

Литература

Примечания

  1. ↑ Гринин Л. Е. 2010. Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века. Лекция 1. Древний Восток. Философия и общество, № 1, с. 3–44. [1]
  2. ↑ Кесиди Ф. Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. — 312 с.

Ссылки

dic.academic.ru