Древние мифы азербайджана. Зачем Алиев создает миф о «древнем и великом Азербайджане» 
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кавказский ключ: по страницам духовной истории Азербайджана. Древние мифы азербайджана


Легенды Азербайджана

Азербайджан, Баку, 16 июля /корр. TrendLife Вугар Иманов/

Наш родной край богат легендами, мифами и преданиями. Мы многое знаем о легендах разных народов мира - пора узнать свои.

Почему голубь считается символом мира...

(записано со слов старейшин селения Охут Шекинского района)

В давние времена между могущественными ханами Гянджи и Шеки разгорелся спор, перешедший во вражду. Каждая из сторон обвиняла друг друга во всех мыслимых и немыслимых грехах, пока, наконец, хан Гянджи не объявил войну хану Шеки. Было объявлено место и время решающей битвы между ними.

Хан Шеки около 15 лет не воевал, и поэтому свои боевые доспехи хранил в одной из дальних комнат дворца. За день до битвы он попросил свою мать подготовить его доспехи к битве, а также благословить его на этот, может быть, последний бой. Благословление матери считалось священным, а потому хан нуждался в нём. Когда мать принесла доспехи, то среди них не оказалось шлема. Удивленный хан спросил:

- Мама, где же мой шлем, являющийся гордостью мужчины и нашего рода?

- Я не смогла принести шлем, - не объяснив истинной причины, что-то попыталась скрыть пожилая женщина.

- Я понимаю твои материнские чувства, ты не хочешь войны и разорения, но я не смогу отступить. Это было бы позором для всего моего народа. Если понадобится, я отдам жизнь за свою землю, но не отступлю. Это мое последнее слово! Прошу тебя - благослови меня, - спокойно произнес хан Шеки.

- Я не сомневаюсь в твоей храбрости и решительности, ведь сын рожден для защиты родной земли от врагов. Но твой шлем как будто заколдован. Я не смогла поднять его.

- Тогда я сам пойду за ним.

- Прошу тебя, не делай этого, не трогай шлем, - и мать преградила сыну путь.- Заклинаю тебя материнским молоком, вскормившим и тебя как хана Шеки - древней и славной земли.

- Мать, как же я появлюсь на поле брани перед своим народом и воинами с непокрытой головой?

И тогда мать рассказала сыну об истинной причине своего поведения.

- О, великий хан, мой любимый сын, в твоем боевом шлеме пара белых голубей свила гнездо. Эти самые тихие и мирные птицы высиживают вылупившихся трех птенцов. Голуби знают, где гнездиться, и хотят вырастить своих детей в безопасности. Если эти безвинные создания будут тронуты, родители улетят, а птенчики погибнут и нашу землю постигнут горе и болезни, несчастье навечно поселится в нашем крае. Неужели ты пойдешь на это?

Хан молчал, он не знал, что ответить. Логика матери была сильнее силы и могущества.

Наутро хан Гянджи увидел хана Шеки, сидевшего на боевом коне, но с непокрытой головой. Такой необычный вид соперника удивил гянджинского хана, и он поинтересовался о причине. Шекинский хан ответил:

- В моем шлеме белые голуби свили гнездо, у них появились три птенца, и моя мать умоляла меня, чтобы я не разрушал это гнездо. Мой народ может пострадать от этого. Но тебя, хан Гянджи, это не должно смущать, я готов к сражению.

Хан Гянджи был смущен и поражен миролюбием соперника. Посланные им гонцы вернулись и подтвердили сказанное. Хан Гянджи призадумался. Вокруг воцарилась напряженная тишина, от жеста гянджинского хана могла пролиться кровь братьев. Мудрый хан Гянджи по достоинству оценил поступок благородного шекинского хана и протянул ему руку.

- Великий хан, я хочу заключить мир! Если твоя мать не хотела разорить одно единственное гнездо голубей, то и нам нельзя разрушать дома и земли, проливать кровь безвинных людей. Твоя непокрытая голова не говорит о твоем бесчестье или признании поражения, а, скорее, наоборот свидетельствует о высоком благородстве и чистоте помыслов. Благодарю тебя.

Мир был заключен, и с тех пор белый голубь стал считаться гонцом мира и символом благоденствия.

Как появилось озеро Джейранбатан

(записано со слов старейшин деревни Сараи)

На месте нынешнего Сумгайыта некогда обитало древнее азербайджанское племя. В этом племени жили два любящих друг друга сердца - юный богатырь Сум и красавица Джейран. Они были обручены, их любовь пылала, как яркое несгораемое пламя. Недалеко от места проживания племени протекала река, которая поила и кормила все племя.

Но однажды к этой реке с севера пришло большое варварское войско, и, уничтожая все на своем пути, захватило подступы к ней. Всех, кто пытался подойти к реке, ждал страшный конец. Тогда старейшины решили умилостивить варваров и пошли на переговоры. Но врани потребовали немыслимую цену: за каждый день пользования водой - одного человека в жертву кровожадному идолу, которому они поклонялись. Находясь в безвыходном положении, старейшины согласились с этим беспощадным условием. Но Сум был против этого договора и заявил: "Так мы постепенно потеряем все племя!". Глава же племени возразил ему: "Разве постепенно не лучше, чем сразу - всеобщая погибель? Нам нужно выиграть время". Но это не удовлетворило Сума, и он предложил: "Такие сравнения до добра не доведут. Давайте соберём людей и сразимся с ними!". На это главный старейшина заметил, что не хватит сил: "Погубишь и себя, и все племя".

Так прошло некоторое время, пока очередь не дошла до семьи Сума. "Я буду жертвой!" - сказал Сум. Но его возлюбленная Джейран предложила себя: "Без тебя мне все равно не жить!" Так они спорили до позднего вечера, а под утро, усыпив Джейран, Сум вместе с небольшим отрядом добровольцев выступил навстречу врагу.

Очнувшись, Джейран поняла, что ее усыпили, и, выбежав на дорогу, стала безумно кричать: "Сум, гайыт!... Сум, гайыт!" ("Сум, вернись!). Когда она добежала до поля боя, то увидела, что её Сум со своим отрядом уничтожил врагов и сам героически погиб в неравном бою. Она обняла его окровавленное и бездыханное тело, и закричала на всю долину: "Сум, гайыт!!.. Сум, гайыт!!!". Обезумев от горя, девушка побежала в сторону заболоченного озера и бросилась в него. Трясина затягивала её, а она продолжала звать своего возлюбленного: "Сум, гайыт!..Сум, гайыт!".

С тех пор это озеро стало называться Джейранбатан (утонувшая Джейран), а место, где проживало племя, - Сумгайыт.

Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.

www.trend.az

Зачем Алиев создает миф о «древнем и великом Азербайджане» — Рамблер/новости

Слова Ильхама Алиева, что Ереван является «исторически азербайджанской землей», интересны не только тем, что с научной точки зрения являются полной чушью. Главное другое — подобныя маргинальная историография и мифология приводят порою к настоящим войнам, и в истории много тому примеров. В том числе на пространстве бывшего СССР.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что его страна должна «не забывать о своих исторических землях» и вернуть Ереван. «Это должно стать направлением нашей будущей деятельности, как и сейчас мы работаем в этом направлении. Нашими историческими землями являются Иреванское ханство, Зангезур, Гейче» (— Зангезур — это Сюникская, то есть восточная и северо-восточная область Армении, а Гейче — это озеро Севан — ВЗГЛЯД), — передает его слова Haqqin.az.

Он заявил, что это «должен знать весь мир». Сейчас, отметил Алиев, в Азербайджане пишутся «солидные научные работы, снимаются фильмы, организовываются выставки» о связи Азербайджана с его историческими землями. «В предстоящие годы мы должны быть более активными в этом вопросе и проводить в различных регионах мира презентации и выставки. Потому что Ереван — это наша историческая земля, и мы, азербайджанцы, должны вернуться на эти земли», — подчеркнул Алиев. По его словам, именно это является политической и стратегической целью Баку, к которой власти страны должны поэтапно приближаться.

Эти заявления президент Азербайджана сделал в Баку на VI съезде правящей партии «Йени Азербайджан» («Новый Азербайджан»), выдвинувшей его кандидатом на четвертый президентский срок.

В Ереване эти заявления вызвали закономерно резкую реакцию. МИД Армении обвинил руководство Азербайджана в расизме. «Заявления президента Азербайджана, государства, появившегося на политической карте мира лишь 100 лет назад, о территориальных претензиях к Армении… в очередной раз демонстрируют всю расистскую сущность правящего режима Баку», — сказал пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян. А вице-спикер парламента Армении, пресс-секретарь правящей Республиканской партии Эдуард Шармазанов заявил: «в XXI веке президент одной страны выступает с территориальными претензиями в отношении другой страны». «Вместо того, чтобы выступать с подобными заявлениями, Алиев мог бы ознакомиться со словами своего отца (бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева — ВЗГЛЯД) о том, что азербайджанцы с турками — одна нация — два государства», — сказал Шармазанов. — Откройте все энциклопедии, посмотрите, откуда пришли тюркские племена — из Средней Азии и Алтая. А что такое историческая Армения? На востоке до границы стыка рек Аракс и Карс — историческая Армения».

Понятно, что такое громкое заявление сделано Ильхамом Алиевым в преддверии президентских выборов в Азербайджане, назначенных на апрель текущего года.

В целом оно не слишком далеко ушло от привычной для всего Закавказья риторики «кухонной историографии», которые практически все действующие в регионе силы используют в своих целях уже несколько десятилетий, а то и заметно дольше.

С практической точки зрения, это, конечно же, заявление исключительно для внутреннего пользования. Ни к каким практическим последствиям в ближайшем будущем слова Ильхама Алиева не приведут. Обострения конфликта в Нагорном Карабахе или вокруг него ждать не следует. Но столько громкое формулирование таких амбициозных военно-политических задач первым лицом страны все же достойно рассмотрения.

«Кухонная историография» — ненаучные попытки либо искусственно «удлинить» свою историю, либо «прирезать» себе территории, прошлое влияние и придумать некие «знаковые» (обычно очень доблестные, мужественные и добронравственные) черты национального характера — была всегда и будет вечно. Страдают этим многие народы, в том числе и «старые» (вспомним Велесову книгу, «новое летосчисление» Фоменко и Аркаим впридачу), но особенно те, у которых не было сложившейся исторической школы и массового образования советского типа. Отсутствие фундаментальных знаний подменяется массовой культурой и этногенетическими мифами.

Так, некоторые очень нервные народы российского Северного Кавказа искренне убеждены в том, что они прямые потомки то ли шумеров, то ли вавилонян напополам с аланами и готами.

И это с их точки зрения хорошо и полезно в быту. Напрямую это никак не современной жизни не сказывается, но порождает нездоровые иллюзии о своем месте в истории, ксенофобию и бытовой расизм. На практике, увы, очень часто — и мы это наблюдаем со второй половины 80-х годов — такие, казалось бы, чисто маргинальные рассуждения очень небольшого числа недоучек приводили к вполне горячим войнам и трансформации бытового поведения, а также ксенофобскму отношению к другим народам. Ибо глупость — такой же источник человеческих бед и несчастий, как и злая воля.

Но если у вайнахов фундаментальная наука отсутствовала и отсутствует как класс, то в Азербайджане с советских времен есть Академия наук. В историческом антагонисте — Армении бытовал в советское время анекдот. Армянское радио потребовало создания в АрмССР министерства морского флота. Зачем? — удивились в Москве. У вас же моря нет. Ну, есть же в Азербайджане министерство культуры и Академия наук, ответило армянское радио. Это, конечно, обратный случай культурного снобизма, но тоже очень характерный. Армянам этот снобизм также прививался десятилетиями: мы самые древние (даже в общесоветских русскоязычных школьных учебниках истории раздел «История СССР» начинался с Урарту, как самого древнего государства на территории Союза, и с этим вроде как и не поспоришь), мы первыми в мире приняли христианство как государственную религию, и мы единственная в мире нация, которая поставила памятник своим буквам. Это не совсем так (памятник алфавиту и языку есть еще в Южной Африке — буры сами себе поставили, чтобы англичан троллить), но звучит очень красиво. И в Чечне, и в Ингушетии продуцированием этногенетических и исторических мифов заняты в основном люди совсем уж маргинальные. Но в Баку на эту борьбу мобилизованы академические ученые и целые научные институты — тут Ильхам Алиев сказал абсолютную правду. И если Рамзан Кадыров своих местных «мыслителей» одергивает, когда они совсем уж заговариваются, то в Баку организация научных работ, выставок и фильмов — целая пропагандистская система, на которую не жалеют ни денег, ни иных средств, ни связей.

В соседней Грузии такая «историческая», «этнографическая» и «лингвистическая» научная работа поощрялась все советское время. И громыхнуло в конце 80-х, когда лозунг «Сакартвело картвелебиствис!» — «Грузия для грузин!» не только стал государственной идеей при президенте Звиаде Гамсахурдия, но и широко укоренился в массах, упав на подготовленную местным школьным образованием почву.

В Азербайджане стали наверстывать упущенное уже в постсоветское время, когда после унизительного военного поражения потребовалось формировать государствообразующие и реваншистские идеи и символы. Пройдя через заигрывание с древней Кавказской Албанией и этими самыми древними албанами, которые, видимо, все-таки были не тюрки, а протоиранцы, азербайджанская историография принялась просто брать историю с потолка. Или немного ее зачищать и править, что и случилось, например, сейчас с Иреванским ханством и Зангезуром.

Спорить с кухонной исторической и этногенетической мифологией бесполезно. В конце 80-х и начале 90-х серьезные академические ученые еще искренне пытались затевать как бы научные дискуссии в ответ на очередное «открытие местных ученых», но всех ждало разочарование. Мифы создаются не для того, чтобы их подтверждали или опровергали фактами.

А масштаб информационного вброса может быть гигантским. В той же Ингушетии в конце 80-х выходило в месяц до десятка брошюр с разнообразными безграмотными интерпретациями истории. Например, был такой древнешумерский город-государство Лагаш (сейчас это развалины в Ираке невдалеке от Басры). В нем, как везде у шумеров, были храмы-зиккураты ступенчатой постройки. Так — ступеньками — строить удобней было на тогдашнем уровне примитивных строительных технологий. По-ингушски лагIаш — значит во множественном числе «ступени». Все, приплыли: ингуши, следовательно, прямые потомки шумеров.

Есть и относительно безобидные случаи. Например, совсем недавно оформившийся в Кабарде культ царицы Марии Темрюковны — кабардинской принцессы, второй жены Ивана Грозного. Теперь это величайший деятель в истории кабардинского народа. Ей поставлен в центре Нальчика у театра памятник, внешне и размерами подозрительно похожий на памятник Екатерине Великой в Питере. И ни слова о том, что принцесса оказывала на русского царя исключительно отрицательное влияние, участвовала лично и со своей понаехавшей в Москву родней в погромах, пытках и казнях, и до конца жизни так и не научилась говорить по-русски.

Или бесконечная героизация древних алан, несмотря на полное отсутствие письменных тому подтверждений. Постройка в Магасе так называемых «Аланских ворот» — сомнительных достоинств арки непонятной функциональности привела к новому всплеску осетино-ингушского противостояния, хотя и в интернете. Но в этом регионе от интернет хайпа до стрельбы промежуток небольшой.

Про Украину мы тут тактично умолчим. Мы все-таки не врачи, а изучение стратегии и тактики укро-персидских войн времен Гомера и Дария требует изучения уже не истории, а химии. Препараты, которые принимают люди, все это во Львове придумывающие, могут представлять собой действительно научную ценность.

Но тот романтический период, когда сотнями публиковались псевдонаучные изыскания на тему «кто тут самый древний, самый умный и был тысячу лет назад самый сильный», все-таки прошел. Сейчас в большинстве своем кухонная историография и лингвистика уже удел маргиналов. Но в Азербайджане все это превратилось в мощный пропагандистский инструмент. В несколько уменьшенном виде нечто подобное происходит в ряде среднеазиатских республик.

И то, что сейчас Ильхам Алиев говорит с трибуны партийного съезда, через пару лет наверняка воплотится в «солидные научные труды, презентации, выставки и фильмы». И в целом это очень печально. Еще не было в мировой истории случая, чтобы подобное массированное использование кухонных исторических мифов породило что-то хорошее.

Перед Второй мировой войной, например, в Югославии, тогда Королевстве сербов, хорватов и словенцев с помощью нескольких «просветительских» обществ среди хорватов распространялась идея о неславянском происхождении народа, а о некоем древнеиранском (опять аланы!) племени horovati, которое просто случайно перешло на славянский язык. Это Гитлеру очень понравилось, и было одним из аргументов при создании марионеточного хорватского государства со всеми известными последствиями. Вроде как не унтерменши в союзниках, а свои, братья-арийцы.

Так что маргинальная историография далеко не так безобидна, как могут подумать люди с нормальным советским школьным образованиям. Все может быть очень плохо.

news.rambler.ru

Мои азербайджанские легенды - Блог Вячеслава Сапунова

Наш Минкультуризм задумал снять презентационное кино об Азербайджане.Несколько месяцев делили бюджет, планировали расходы так, чтоб и на фильм осталось. Потом стали, думать, как собственно говоря, снимать... Заказали синопсис. Приняли. Прошло время. Им придумалось, что лучше начинать с какой-нибудь легенды...

Я стал изучать легенды. Признаюсь - не радостные они какие-то - легенды наши... То принцесса с башни грохнется вдребезги, то мать выгонит детей в лес, где они в уток превратятся... Ну и так далее. Пришлось выдумывать, модифицируя классические фольклорные конструкции в презентационную туристическую легенду.

…Когда Всемогущий Бог создал Землю и людей, Он созвал народы и спросил Он у народов:- Где, в каких землях хотите жить вы?Кто-то попросил земли красивые, кто-то – плодородные. Некоторые захотели жить в горах, иные – на равнинах… Кого-то прельстили земли золотоносные, а кого-то – покрытые дремучими лесами.Когда настал черед азербайджанца, тот смиренно произнес:- На все, Господи, твоя воля, но я хотел бы жить на такой земле, чтобы не было стыдно позвать гостей.И задумался Бог. Ведь чтобы гости были сыты – нужна земля плодородная. Чтобы радовался их глаз – земля должна быть красива. Чтобы гость уехал с подарком, земля должна быть богата.Чтобы гости чувствовали себя там как дома – должны быть горы и равнины, степи и озера, реки и моря.И подыскал Бог такую землю.И сказал Бог азербайджанцам – вот вам Родина. Живите там. Берегите ее. И принимайте гостей.…Так появилась удивительная страна – Азербайджан.

Минкульт так долго радовался этой легенде, что за это время болгары успели снять нечно подобное. Насколько похоже - не знаю. Наши почесались и попросили что-нибудь еще.

Это было в стародавние времена. Один могущественный правитель, только утвердившись на троне, решил узнать-распознать, что за страны расположены близ его державы, какие люди там живут, чем славны.И послал правитель во все стороны отряды быстрых гонцов.Вскорости вернулись гонцы: из Персии – с коврами прекрасными, из Аравии – с украшениями дивными, из Индии – с пряностями ценными, из Китая – с шелком нежным. Гонцы рассказывали о странах, где побывали, а правитель дивился, сколь эти страны прекрасны и многообразны.– Но погодите! – вдруг спохватился могущественный властитель. – А где гонцы, посланные в Азербайджан?– Не вернулись пока, – робко прошептал первый министр.Не вернулись послы и через неделю, и через две. Правитель послал новых гонцов. Не вернулись и они. Тогда правитель решил сам отправиться на поиск своих подданных. И прибыл он в Азербайджан.И увидел он Азербайджан.И понял, почему его гонцы не вернулись оттуда.Им там понравилось…

Спустя некоторое время попросили еще версию.Ну вот вам, такой перепев кавказского мифа.

По горам, по лесам шел караван. Однажды на исходе дня караванщик - караван-баши - увидел старца, сидящего на высокой скале. Удивился караванщик, остановил караван и крикнул старцу:- Здравствуй, старик! Скажи мне, пожалуйста, что ты делаешь там, на скале?- Читаю, - ответил старик.Снова удивился караванбаши. Он принялся взбираться на скалу. А когда достиг ее вершины, удивился еще больше. У старца не было в руках ни книги, ни манускрипта...Старик увидел удивление караванщика и показал рукою кругом:- Я читаю самую мудрую из книг. Книгу Аллаха. Аллах написал горами по земле. Аллах написал извилинами реки по долине. Аллах написал цветами по траве... День и ночь можно читать эту книгу. Сейчас я читаю одну из самых прекрасных ее глав.- Назови мне ее, о мудрый старец, - попросил караванщик.- Она называется Азербайджан, - сказал старик.

Сегодня выяснилось, что мой друг-режиссер, через которого все заказывалось, не выдержав минкультовской мозготрепки, послал их в жопу. Не могу с ним не согласиться.

А я в который раз работал бесплатно.

sapunov.livejournal.com

Кавказский ключ: по страницам духовной истории Азербайджана - Любопытно

Пёстрая лента автострады теряется в глубине лесов, раскинувшихся на пологих склонах Большого Кавказа. По этой дороге автобусы мчатся к одному из самых популярных мест паломничества туристов в Азербайджане. Здесь, в небольшой деревне Гиш, возвышается древняя церковь, основанная Елисеем, учеником апостола Фаддея.

«Матерь церквей восточных» — так её называет албанский летописец X века Моисей Каланкатуйский. Отсюда начиналась ранняя проповедь христианства на Южном Кавказе. Этот дивный памятник, передающий строгий дух раннего христианства, сохранён и оберегается народом, на протяжении многих веков исповедующим ислам. В его исторической памяти запечатлены традиции, связанные и с народными верованиями, и с религиями откровения. Подобно цветным нитям эти традиции переплелись и сложились в редкостные узоры человеческого общежития. Их объединяют не только общие корни и общая история. Их объединяет Слово, и слово это Азербайджан.

На этой древней земле в разные эпохи бытовали язычество и огнепоклонство, иудаизм и зороастризм, христианство и ислам. Отсюда религии Ближнего Востока проникали к народам Восточной Европы и Великой Степи. Здесь проповедовали апостол Иисуса Христа Варфоломей и десятки сподвижников Пророка Мухаммада. Эта земля словно излучала особую энергию, маня к себе великих мудрецов и могущественных царей.

Скифские племена, направлявшиеся в Переднюю Азию, по неведомой нам причине избрали более долгий путь и обогнули Каспийское море с севера, оставив неизгладимый след в культуре здешних народов. Античные историки писали о завоевании Южного Кавказа армией Александра Македонского. И хотя современная наука не подтверждает это, легенды о его пребывании в Азербайджане сохранились по сегодняшний день. В период правления монгольских ханов Азербайджан был ареной кровавых войн между улусами Чингизидов. Сюда устремлялись полчища мудрого Узбека и жестокого Тимура. После распада Золотой Орды и возникновения Московского государства мечта о покорении Кавказа не покидала умы российских царей и императоров.

Случалось, что иноземные завоеватели разрушали и разоряли азербайджанские города, но никому и никогда не удавалось сломить дух живущих здесь людей, гордых и свободолюбивых словно молчаливые вершины седого Кавказа. Напротив, великие победы и горькие поражения стали достоянием и наследием всех народов Азербайджана, независимо от их языка или религии, навеки соединив их узами солидарности и взаимопомощи.

Страна огней

Легенды связывают происхождение слова Азербайджан с именем поселившегося здесь Азербаза, правнука библейского Сима. Согласно другой версии, этот топоним произошёл от имени персидского сатрапа Атропата. В сознании азербайджанцев название страны обычно ассоциируется с огнём. Азербайджан издревле называют «страной огней», возможно, из-за многочисленных мест возгорания природного газа, вырывающегося из недр Апшеронского полуострова. Здесь, у подножия горы Янар-гая (Горящая скала), ночной мрак время от времени рассекается вспыхиванием метана, погружая мечтательного наблюдателя в глубину веков, к истокам мировой истории. В старину этому явлению придавали особый смысл, ведь огонь почитался как высшая стихия, олицетворяющая жизнь и победу добра над злом.

Культ огня был широко распространён на всей территории Азербайджана. Храмы огнепоклонников, известные как атешгях, существовали во многих городах страны. Большинство из них было разрушено после обращения народов Кавказской Албании в христианство, немногие оставшиеся пришли в полный упадок после распространения ислама. Но в XVII веке один из таких храмов обрёл новую жизнь. Этот памятник, расположенный в посёлке Сураханы (пригород Баку) и основанный не позднее III-IV века, и сегодня привлекает внимание туристов и исследователей.

Атешгях был восстановлен парсами, которые прибывали в Азербайджан с торговыми караванами из Индии. Возобновив паломничества к неугасаемому огню, некогда почитаемому их единоверцами, они начали возводить строения на месте бывшего храма. Наиболее ранняя из построек относится к 1713 году. Самым поздним строением является центральный алтарь, возведённый в 1810 году. К тому времени храмовый комплекс приобрёл свой окончательный вид, сохранившийся по настоящее время.

Просторный внутренний двор, окружённый скромными кельями, без золотых куполов и орнаментальных декоров, говорит об исключительно культовом предназначении храма. Кельи не имеют окон, и свет в них проникает только через аркообразные входы. На некоторых из строений можно разобрать надписи, большинство из которых индусские. Посреди двора, вымощенного каменными плитами, возвышается центральный алтарь с незатухающим огнём. Здесь совершались религиозные ритуалы и жертвоприношения. В большой четырёхугольной яме, которая ныне завалена камнями, предавали огню тела умерших.

Огнепоклонники преодолевали огромные расстояния, чтобы посетить святилище и даже встретить смерть возле него. Но в результате смещения земной коры выход природного газа в этом месте прекратился. Люди восприняли это как гнев «богов», и во второй половине XIX века паломничества в Сураханы прекратились. В настоящее время сооружения храма используются в ритуальных целях только почитателями Кришны, община которых действует в столице страны около двух десятилетий.

Музей под открытым небом

Современный человек начинает привыкать к тому, что историю пишут и переписывают. Но есть книги, которые нельзя переделать. Они переживают своих авторов и проносят память о них через тысячелетия, всякий раз воссоздавая живые картины прошлого. Одна из таких книг записана на скалах Гобустана — гористого участка, расположенного в 60 км к западу от Баку.

Уникальные наскальные изображения — петроглифы, высеченные на стенах пещер и каменных глыбах, были обнаружены здесь совершенно случайно. В 1939 году один из посетителей Азербайджанского Государственного Музея Истории в Баку рассказал экскурсоводу о странных рисунках, которые были замечены пастухами в горах Гобустана. В том же году археолог Исхаг Джафарзаде начал первые исследования наскальных изображений. Вторая мировая война не позволила азербайджанским учёным продолжить работу, но после 1947 года исследования возобновились в полном объёме и не прекращаются по сегодняшний день.

В Гобустане обнаружено более 6 тысяч рисунков, около 40 курганов, более 100 тысяч предметов материальной культуры. Наскальные изображения людей и животных относятся к разным эпохам, а наиболее древние из них датируются X-VIII тысячелетиями до н.э. По этим рисункам можно судить о том, как развивалась и изменялась жизнь в этих краях. Охота оставалась излюбленным развлечением мужчин и после того, как люди научились разводить скот. Постепенно развивалось земледелие, совершенствовались орудия труда и оружие. Интересны описания коллективного труда, религиозных обрядов и ритуальных танцев, напоминающих азербайджанский народный танец яллы. Наскальная летопись не прекращалась вплоть до Средних веков, и каждая эпоха оставляла свой отпечаток на характере и содержании изображений.

Пещеры и стоянки Гобустана заинтересовали археологов сразу после их обнаружения. За минувшие годы Гобустан повидал сотни научно-исследовательских экспедиций, но до сих пор не раскрыл всех своих тайн. Внимание известного путешественника и историка Тура Хейердала привлекли рисунки лодок, корма которых украшена изображением солнца. В древности верили, что солнце, скрывшись за горизонтом, перемещается на лодке по океану, чтобы снова взойти на востоке. Установив сходство между изображёнными здесь лодками и между ладьями, на которых путешествовали викинги, норвежский учёный выдвинул гипотезу о том, что предки викингов прибыли в Скандинавию из Южного Кавказа.

В 1966 году расписанные скалы Гобустана были объявлены государственным историко-художественным музеем-заповедником. Здесь у каждого каменного экспоната своя правдивая история о верованиях, занятиях и нравах проживавших здесь племён. На протяжении многих веков за этими памятниками ухаживали только солнце, ветры и дожди. Сегодня они оберегаются азербайджанскими учёными, делясь своими рассказами с тысячами туристов из разных стран.

О чём шепчутся камни?

Научные исследования «оживили» быт и обычаи древнейших племён, населявших территорию Азербайджана. Развитие человека и общества оставило следы во многих уголках страны. Но среди многочисленных открытий, сделанных археологами в течение минувшего столетия, пожалуй, самым ярким стало обнаружение в 1960 году Азыхской пещеры. Расположенная на высоте около 900 м над уровнем моря вблизи города Физули, эта пещера хранит в себе грубые каменные изделия — образцы галечной культуры, одной из древнейших на планете, а также останки более 40 видов животных. Считается, что человек обитал в этих краях ещё до образования пещеры, а заселил её не менее 1,2 млн. лет назад.

Азых далеко не единственное место раннего расселения человека на Южном Кавказе. Памятники, найденные в пещерах Таглар и Ятагери, на открытых стоянках Кадыр-дере и Чынгыл-тепе, помогают ощутить связь времён и познать самого себя. В Азербайджане прошлое сливается с настоящим в бесконечном потоке жизни. Это запечатлено в культуре и искусстве всех народов страны. Дуализм вечного и конечного ощущается в мугамах и баятах, дастанах и отпеваниях умерших — во всех формах выражения азербайджанской души. Эта философия жизни питается энергетикой древней земли и заряжает своей силой каждого, кто прошёлся по зелёным склонам Кавказа и напился из его живых родников.

Здесь горы и равнины имеют свою историю. Печальные насвистывания, эхом пролетающие над густыми лесами, тихие всхлипывания, доносящиеся из глубины ущелий, и нежный звук свирели, рассекающий молчаливый туман в горах… Каждый звук, каждый камень здесь связан с легендами, в которых отражается азербайджанский характер. Это легенды о любви и свободе — непреходящих ценностях, которые проявляются во всей своей полноте только на уносящихся ввысь просторах Кавказа.

img 11 20151218 1996307177

Туристы, которым посчастливится погостить в Гахском районе, непременно услышат историю о двух влюблённых, которые скрылись в горной пещере от местного хана. Юноша добывал пропитание охотой, а девушка заботилась об их ребёнке. Но воины беспощадного правителя выследили юношу и схватили его на глазах у возлюбленной. Его ожидала казнь, а её — вечное унижение. Ещё большим мучением казалась жизнь без любимого. Спасаясь от преследователей, она приняла нелёгкое решение и бросилась вниз с высокой скалы, не выпуская из рук грудного младенца. Существует поверье, что тела умершей девушки и ребёнка так и не достались хану, а превратились в скалу, которая с тех пор называется Гызлар гаясы (Скала девушек).

Благочестивые легенды живут в каждом городе, в каждой деревне Азербайджана. Легенды о чести и доброте, гостеприимстве и терпимости здешних народов живут повсеместно. Они перешагнули высокие хребты Кавказских гор и перелетели через океаны. Они рассказывают о том, как люди, говорившие на разных языках и наречиях, учились жить бок о бок, переживая чужую боль как свою собственную. Но понять их по-настоящему, услышать пронзительный глас истории можно только оказавшись на этих узких горных тропинках, посреди бескрайних пастбищ, у стен древних крепостей, монастырей и мечетей, окружённых таинственной и необъяснимой аурой.

В плену чарующих минаретов

Культура Азербайджана уникальна. Испытав на себе влияние художественных традиций Сасанидской Персии и Кавказской Албании, Византии и Арабского халифата, она сохранила самобытность и подарила миру великолепные по мастерству исполнения памятники архитектуры и миниатюры, декоративного и прикладного искусства. В эпоху мусульманского Ренессанса азербайджанские города были центрами науки, ремесленничества и торговли. Они привлекали путешественников и поэтов со всех уголков мира, поражая их шедеврами зодчества и градостроения.

Памятники монументального зодчества указывают на существование двух зрелых архитектурных школ Азербайджана: нахичеванской, для которой было характерно использование обожжённого кирпича, и ширвано-апшеронской, в которой в основном использовался камень. Башенные мавзолеи в Нахчыване и замковый комплекс Шахбулаг в Карабахе, соборная мечеть в Шемахе (древнейшая на Южном Кавказе) и дворец Ширваншахов в Баку, система кяризов (подземных гидротехнических сооружений) в Ордубаде, многочисленные культовые, оборонительные и гражданские сооружения продолжают впечатлять оригинальными архитектурными и техническими решениями.

Мечети и дворцы, мавзолеи и усыпальницы Азербайджана привлекают не только орнаментальными композициями и архитектурными формами. Каждое из этих творений неразрывно связано с именами славных правителей, непобедимых богатырей и неотразимых красавиц. Немало таких легенд приводит неутомимых туристов на берега горной реки Киш, украшенные жемчужиной Большого Кавказа городом Шеки.

img 2 20160327 1753820013

Точная дата основания города неизвестна. Археологи утверждают, что древнейшим постройкам Шеки не менее 2500 лет. В I веке до н.э. проживавшие здесь племена саки совместно с албанами разбили войска римского военачальника Помпея. И в последующие века город не раз становился ареной кровавых баталий. В окрестностях Шеки сохранились останки двух крепостей. Самая древняя из них, построенная в VI-VII веках, была разрушена в период монгольского нашествия в конце XIV века. Стены более поздней крепости Киш не устояли под натиском войск иранского шаха Тахмасиба в 1551 году.

Готовясь к новым столкновениям с врагами, местные жители построили ещё более надёжную крепость на вершине горы Гаратепе. Ей была уготовлена славная судьба. Она стала воплощением стойкости азербайджанского народа, его непоколебимой воли к свободе. Крепость была неприступна. Её стены выдерживали самые тяжёлые удары противника, а ведущие к ней горные тропы были настолько узкими, что на них едва умещались два человека. В 1743 году глава местной знати Гаджи Челеби провозгласил независимость Шекинского ханства. Его поступок вызвал гнев иранского шаха Надира, который пригрозил жителям города жестокой расправой. Ответное послание шекинского хана было столь же кратким, сколь выразительным: «Гялярсан — горярсан», что означает «Придёшь — увидишь».

Когда многочисленное войско шаха подступило к Шеки, горожане укрылись в крепости. Они не испытывали нужды в питьевой воде, которая поступала в крепость по выстроенной местными мастерами системе подземных каналов. Запасов еды хватало надолго. Осада Шеки продолжалась четыре месяца, но не принесла иранскому правителю ничего, кроме разочарования. Убедившись в прочности стен и непреклонности духа азербайджанцев, он отступил. Шекинское ханство получило независимость, а крепость на горе Гаратепе с тех пор так и называется «Гялярсан — горярсан».

Шекинские ханы, как и другие правители независимых государств Азербайджана, уделяли большое внимание развитию науки и искусства, военному делу и градостроению. Ещё при жизни Гаджи Челеби на северо-востоке Шеки была построена новая крепость, укреплённая 21 оборонительной башней. Ханский дворец и мечеть Джумай, два караван-сарая общей площадью около 14 тысяч кв. м., минарет Кюлехли, первый из четырёх высоких минаретов в городе — вот лишь некоторые из шедевров зодчества, украшающих старый город.

Средневековые памятники Азербайджана завораживают взор и очаровывают сердца. Крепости и башни настолько гармонично вписываются в местный ландшафт, будто сама земля нарисовала эти величественные формы. Щедрая и удивительно плодородная земля, неиссякаемый источник жизненной силы и духовного богатства… Она раскрывала свои объятия для тех, кто приходил сюда с миром, и оказывала суровый приём завоевателям. Её пейзажи, в которых зелёные леса пересекаются с заледенелыми склонами Базардюзю, а золотые пески сливаются с нежной бирюзой Каспия, вот уже несколько тысячелетий вдохновляют поэтов и мыслителей. Гений Низами Гянджеви и Мухаммеда Физули, Узеира Гаджибекова и Рашида Бейбутова получил признание во всём мире. Однако среди их творений нет ничего подобного тому, что породила земля Азербайджана.

Тагухи — свет из глубины веков

Южный Кавказ был второй родиной для многих религий. Если в древности местные племена поклонялись огню и небесным светилам, камням и деревьям, то с появлением зороастризма этот край превратился в один из центров распространения этого верования. Религиозная традиция связывает рождение Зороастра с Мидией (южные области Азербайджана). Влияние магов здесь особенно возросло в III веке, после воцарения персидской династии Сасанидов. Однако эпоха зороастризма уже клонилась к своему закату. Над Кавказом бродил дух набиравшего силу христианства. Приблизительно в 313 году царь Урнайр, правивший в Арране (Кавказская Албания) принял христианство и объявил его государственной религией. По мнению ряда историков, именно здесь христианство впервые получило такой статус.

img 9 20160327 1061492734

Хорошо известно, что среди ранних проповедников христианства было немало женщин. Неся священную миссию, они нередко встречали мученическую смерть, тем самым обретая бессмертие и вечную славу. В те далёкие времена на Кавказе хорошо знали историю прекрасной княгини Тагухи. Она была родом из области Утия, где проживали предки современных удин, одного из автохтонных этносов Азербайджана. В начале V века Албания подверглась нападению со стороны гуннов. В тот период в Утии проповедовали три священника из Иерусалима. Гунны схватили их и приговорили к смертной казни. Не менее тяжкой оказалась участь Тагухи, которая опекала священников. Её красота поразила гуннского военачальника, и тот пожелал овладеть ею. Сохранив верность Богу, Тагухи не уступила желанию варвара и была казнена вместе со священниками. Как пишут историки, на месте её гибели взошел яркий свет.

Христианство оставалось основной религией Северного Азербайджана вплоть до второй половины VII века, когда здесь начала распространяться последняя монотеистическая традиция — ислам. Резиденцией албанских епископов был город Габала. Античные историки Клавдий Птолемей и Плиний Секунд упоминали его в числе крупнейших городов Кавказской Албании. Арабские и персидские летописцы восхищались его красотой и богатством. Но жители города, выстаивавшие после нашествий хазар и арабов, не устояли перед непрекращающимися селевыми потоками. Город был покинут, и сегодня от него сохранилась только часть крепостной стены. Но даже по ней можно судить о былом величии и могуществе албанского государства.

Памятники христианской культуры Албании сохранились во многих областях Азербайджана. Это и величественные монастыри, и небольшие церквушки, и надгробные стелы с изображением религиозной символики. Самый крупный монастырский комплекс Худаванк находится в Кяльбаджарском районе, на левом берегу реки Тертер. Название монастыря происходит от слов худа — ‘Бог’ и ваник — ‘место’. Окружённый высокими холмами и утопающий в зелени, он идеально подходил для уединения с Богом. Отдельные строения архитектурного ансамбля относятся к доисламской эпохе, но значительная его часть была построена в первой половине XIII века.

Худаванк не единственный христианский монастырь, возведённый в период расцвета мусульманской культуры Азербайджана. Десятки церквей на территории страны датируются XII-XIII веками — яркое свидетельство того, что традиции веротерпимости существуют здесь издревле. Освящённые молитвами людей, исповедовавших разные религии, они укоренились в генотипе азербайджанского народа и живут по сегодняшний день. Они словно напоминают о том, что именно здесь Европа соединяется с Азией, Запад — с Востоком, а история — с современностью.

Притягательная сила Кавказа

Этнокультурная среда Азербайджана формировалась веками, и многие народы, некогда нашедшие здесь пристанище, всей душой полюбили эту землю, её коренных жителей и их традиции. История еврейской общины Азербайджана насчитывает около 2500 лет. Считается, что первые еврейские поселенцы прибыли сюда после разрушения Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором II в 568 году до н.э. В современном Азербайджане проживают свыше 30 тысяч евреев, функционируют общины горских, европейских и грузинских евреев.

Посёлок Красная Слобода в Губинском районе — единственное место компактного проживания евреев на Кавказе. Его гордость — двухэтажная шестикупольная синагога, отреставрированная и сданная в эксплуатацию в 2001 году. Это еврейское поселение окружено десятками азербайджанских деревень, жители которых исповедуют ислам. Здесь евреи и мусульмане на протяжении многих веков вместе живут и трудятся, роднятся и создают семьи. Их связывает общая судьба, и неслучайно в ходе трагических событий 1918-19 годов, когда армянские дашнаки учинили кровавую резню в азербайджанских городах, от рук бандитов погибло и около трёх тысяч евреев.

За последние два столетия Азербайджан стал родным домом для сотен тысяч евреев и армян, русских и немцев, курдов и татар. Этнические и религиозные меньшинства, поселявшиеся в разных областях страны, легко вписывались в поликультурную среду региона, устанавливая тесные связи с местным населением. Рассказы о миролюбивом и уважительном отношении азербайджанцев к чужим традициям быстро облетали мир. Многие выдающиеся личности посещали этот край, чтобы поближе познакомиться со здешними нравами. Они становились очевидцами легендарного кавказского гостеприимства, порой странного и непонятного иноземцам, но всегда исполненного благородства и доблести.

img 1 20151218 1773429581

Молву о гостеприимстве народов Азербайджана увековечил великий Низами, описавший восхитительное убранство, устроенное во дворце бардинской царицы в честь почтенного гостя Искандера (Александра Македонского). Щедрость и великодушие азербайджанцев были воспеты и другими корифеями. Пышный приём в доме шемахинского бека Махмуда попал в историю со страниц романа «Путешествие на Кавказ», написанного французским писателем Александром Дюма-старшим под впечатлением от его пребывания на Кавказе.

Для азербайджанцев оказать почтение гостю и большая честь, и славная обязанность. Эта черта национального характера наиболее ярко проявляется в небольших городах и деревнях. Здесь достаточно постучать в незнакомую дверь и назваться путником, чтобы тебя накормили самым лучшим из того, что есть в доме, и оставили на ночлег в самой просторной комнате. Погостить в азербайджанской семье — значит навсегда полюбить и незабываемую кухню, и красивые обычаи, и певучий азербайджанский язык.

Песнь древнего Аррана

Гостеприимство, радушие, терпимость… Кажется, что эти качества азербайджанцы впитывают с молоком матери. Уважать человека независимо от его языка и вероисповедания здесь учатся с раннего детства. Неудивительно, что традиции веротерпимости широко представлены и в азербайджанской литературе и фольклоре. Бессмертные памятники, созданные мусульманскими поэтами и ашугами, прославляют справедливость и любовь, осуждают тиранию и страсть к обогащению. Герои лирических поэм и романтических дастанов исповедуют различные религии, принадлежат к разным слоям общества, но полны решимости преодолеть социальные предрассудки и выстрадать собственное счастье. Сюжеты этих произведений, основанные порой на исторических событиях, а порой на мифических рассказах, отражают духовные искания народа, стремящегося к построению свободного и справедливого общества.

img 11 20150818 1079615155

Преданностью идеалам ислама и уважением к чужим традициям проникнуто творчество патриарха азербайджанской поэзии Низами Гянджеви. Исторические предания, античные мифы и коранические притчи переплетаются в его поэмах с переживаниями влюблённых, страданиями простолюдинов и перевоплощениями правителей. Его дивная лирика, исполненная изощрённых дидактических приёмов, не потеряла своей актуальности и сегодня. Изображая человеческое достоинство как одну из высших ценностей, он осуждает притеснение и насилие, порабощение и деспотизм.

Идея чистой любви, сближающей религии и народы, провозглашается и в популярном народном дастане «Асли и Керем». Сын гянджинского хана Керем и дочь священника Кара-Кешиша Асли питают нежную любовь друг к другу. Благородное чувство, приведшее к духовному слиянию двух молодых людей, получивших разное воспитание и выросших в разной среде, пугает старого священника. Он всячески пытается разлучить влюблённых и тайно увозит свою дочь в далёкую страну. Но испытания лишь усиливают чувства юноши, который пускается странствовать по свету. Долгие месяцы скитаний не пропадают зря, и Керем находит свою возлюбленную в далёком сирийском городе Алеппо. Кара-Кешиш, прибегнув к очередной хитрости, обвиняет юношу в воровстве, но тому удаётся доказать свою невиновность. Кара-Кешишу приходится уступить желанию дочери и настойчивости Керема, и тогда он решается на последний зловещий поступок.

Он преподносит своей дочери заколдованный наряд, в который та облачается в брачную ночь. Став жертвой колдовства, Керем сгорает в огне, а вслед за ним умирает и Асли. Их прах предают земле, а Кара-Кешиш перед своей смертью завещает похоронить его между ними. Каждой весной на могилах Асли и Керема расцветают розы. Ветки двух кустов устремляются навстречу друг другу, но куст терновника на могиле Кара-Кешиша не позволяет им соединиться. В народе говорят, что эти могилы сохранились по сей день в местечке Лулали в Ханларском районе.

Проблема гуманизма получила развитие и в азербайджанской литературе XX века. Большую известность, в том числе в Западной Европе и США, приобрёл выросший в Азербайджане писатель Лео Нусенбаум. Эмигрировав в 20-х годах прошлого века в Германию, он печатался под псевдонимами Мухаммед Асад-бек и Курбан Саид. В романе «Али и Нино», написанном на немецком языке и переведённом на многие языки мира, он громко заявил о равенстве наций и культур. И это в конце 30-х годов, когда Европа была поражена вирусом фашизма. «В речах всех мудрецов мне слышится голос одного и того же Бога», — говорит писатель устами одного из своих персонажей.

Эти слова и сегодня звучат в унисон с азербайджанской душой. Культура толерантности по праву считается одним из величайших богатств Аррана. Эта колыбель человечества словно покрыта особым биоэнергетическим полем, подавляющем зло, ненависть и агрессию. Здесь рождается вечная любовь, и отсюда она распространяется по свету.

Великий прорыв

Современный Азербайджан — демократическое государство, переживающее период масштабных экономических и социальных реформ. Обретя независимость и встав на путь модернизации, страна стремительно развивается, принимая вызовы времени. В Азербайджане гордятся успешной реализацией таких транснациональных проектов, как строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и возрождение Великого шёлкового пути. Внешний вид столичного мегаполиса изменяется с каждым днём, словно демонстрируя готовность страны превратиться в одну из важнейших артерий глобальной экономики.

img 39 20151023 1747250517

В то же время в Азербайджане не забывают и о сохранении его богатого духовно-культурного наследия. Поддерживание атмосферы веротерпимости и согласия в обществе — одно из важнейших направлений внутригосударственной политики. Её результатом является передача культовых зданий — мечетей, церквей и синагог — религиозным общинам страны. Многие из них восстанавливаются и реставрируются на средства государства.

Живым примером межрелигиозного согласия в стране стало восстановление Кафедрального собора святых жён-мироносиц, центрального православного храма в Баку. Ремонтно-строительные работы в храме осуществлялись на пожертвования бывшего вице-президента Всероссийского Азербайджанского Конгресса Айдына Курбанова. За помощь, оказанную в деле воссоздания православных святынь, он был награжден двумя орденами Русской Православной Церкви.

Примечательно, что азербайджанский меценат не стал первопроходцем на этом поприще. Он пошёл по стопам Гусейн-хана Нахичеванского, первого и единственного азербайджанца, командовавшего лейб-гвардии Конным полком русской императорской армии. Выходец из знатного рода Эриванской губернии и мусульманин по происхождению, Гусейн-хан Нахичеванский в начале прошлого столетия инициировал сбор средств на строительство православной церкви в Красном Селе.

Известный французский востоковед Анкетиль Дюперрон писал: «Мы напрасно ищем родину античной культуры, литературы и просвещения у греков и римлян. Их следует искать в древней Мидии, Атропатене». Пожалуй, эту мысль можно продолжить. В Азербайджане следует искать ключи от глобальной цивилизации будущего, способной сберечь многоцветную культурную палитру нашей планеты.

e-minbar.com

Азербайджанская мифология — Циклопедия

[править] Народные мифические герои

[править] Агач киши (дух)

Агач киши («меша адам», буквально «человек дерева» или «лесной человек») — персонаж балкарской и азербайджанской мифологии[1]. В мифах балкарцев и азербайджанцев духи, живущие в горных лесах. Их представляли в образе волосатых существ обоих полов, имеющих промежуточный между обезьяной и человеком облик с резким неприятным запахом. Считалось, что в поисках пищи агач киши наведываются под покровом ночи в сады и огороды, надевая при этом на себя выброшенную людьми одежду. По мнению некоторых исследователей, образ Агач Киши является вариантом легенды о «снежном человеке».[2]

[править] Гюль-ябани (дух)

 → Гульябани

Гюль-ябани («пустынный демон») — злой дух в мифах турок, азербайджанцев, киргизов, таджиков. Обитает в степях и на кладбищах. В переводе с арабского «гуль» означает — «чудовище-демон», а «ябан» — от персидского «пустыня».

По поверьям турок и азербайджанцев основным занятием гюль-ябани было пугать припозднившихся ночных путников. При этом злой дух имел черты оборотня а по ночам любил ездить на лошади, запутывая ей гриву. Согласно легендам, если в ворот одежды гюль-ябани воткнуть иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека. Но при этом что все приказы хозяина он будет выполнять наоборот. В западных регионах Азербайджана гюль-ябани часто отождествляли с вредоносным духом воды ардов.[3]

[править] Кёр-оглы (герой)

 → Кёроглы (эпос)

Короглу на почтовой марке СССР, 1989 год

«Кёр-оглы» или «Кёроглу» является фольклорно-эпическим памятником, распространённым на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Сложился около XVII века. Версии о «Кёр-оглы» условно разделяются на две группы: западную (армянская, грузинская, курдская, азербайджанская, турецкая версии, восходящие к азербайджанскому эпосу «Кёр-оглы») и восточную (туркменский «Гёроглы», узбекский и казахский «Гороглы», таджикский «Гуругли», или «Гургули»)[4].

Кёр-оглы (Сын слепого) — исторический деятель рубежа XVI—XVII веков, разбойник и ашуг, один из предводителей антиосманского восстания джалалиев в Восточной Анатолии и Азербайджане. Во всех западных версиях герой — народный мститель и поэт-импровизатор, цель жизни которого — отплатить тирану, ослепившему его отца (отсюда имя героя — Сын слепого). Впервые упоминается армянским историком Аракелом Даврижеци (1662), который, перечисляя лидеров повстанцев, упоминает имя «Кёр-оглы (это тот Кёр-оглы, который сложил множество песен, распеваемых ныне ашугами).»[5] Впоследствии Кёр-оглы сам стал героем песней ашугов и персонажем эпоса, распространенного от Средней Азии до Балкан[6][7][8][9]

[править] Тепегёз

 → Тепегёз

Тепегёз — одноглазый великан, аналог киклопа Полифема в тюркской, в том числе и в азербайджанской мифологии[10]. Упоминание о нём встречается в огузском эпосе «Книга моего деда Коркута».

  1. ↑ Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1. «Советская энциклопедия», 1991. ISBN 5-85270-016-9
  2. ↑ Кавказская мифология/Азербайджанская мифология — Агач Киши
  3. ↑ Кавказская мифология/Азербайджанская мифология — гюль-ябани
  4. ↑ Кёр-оглы // БСЭ:

    Версии «„Кёр-оглы“-о.» Условно можно разделить на две группы: западную (армянская, грузинская, курдская, азербайджанская, турецкая версии, восходящие к азербайджанскому эпосу «„Кёр-оглы“-о.») и восточную (туркменский «Гёроглы», узбекский и казахский «Гороглы», таджикский «Гуругли», или «Гургули»).

  5. ↑ Аракел Даврижеци. Книга историй
  6. ↑ БСЭ «Кёр-оглы», «Кёроглу»
  7. ↑ Кёр-оглы
  8. ↑ Лятиф Маммед. О личности Кер-оглы в национально-освободительном движении курдского народа
  9. ↑ Кавказская мифология/Азербайджанская мифология. Кёр-оглы
  10. ↑ C. Scott Littleton Gods, goddesses, and mythology. — Marshall Cavendish, 2005. — Т. 1. — С. 356. — ISBN 9780761475590.

    Elements of the myth of Odysseus and Polyphemus can be found on the Norse tale of the hero Beowulf and the monster Grendel, the one-eyed monster Tapagoz from Azerbaijani myth, the northern European fairy story of Jack and the Beanstalk

Мугам

 

cyclowiki.org

Зачем Алиев создает миф о «древнем и великом Азербайджане»

Другой взгляд на историю болезни азербайджанского лидера

Слова Ильхама Алиева, что Ереван является «исторически азербайджанской землей», интересны не только тем, что с научной точки зрения являются полной чушью. Главное другое – подобная маргинальная историография и мифология приводят порою к настоящим войнам, и в истории много тому примеров. В том числе на пространстве бывшего СССР.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что его страна должна «не забывать о своих исторических землях» и вернуть Ереван. «Это должно стать направлением нашей будущей деятельности, как и сейчас мы работаем в этом направлении. Нашими историческими землями являются Иреванское ханство, Зангезур, Гейче», – передает его слова Haqqin.az.

Он заявил, что это «должен знать весь мир». Сейчас, отметил Алиев, в Азербайджане пишутся «солидные научные работы, снимаются фильмы, организовываются выставки» о связи Азербайджана с его историческими землями. «В предстоящие годы мы должны быть более активными в этом вопросе и проводить в различных регионах мира презентации и выставки. Потому что Ереван – это наша историческая земля, и мы, азербайджанцы, должны вернуться на эти земли», – подчеркнул Алиев. По его словам, именно это является политической и стратегической целью Баку, к которой власти страны должны поэтапно приближаться.

Эти заявления президент Азербайджана сделал в Баку на VI съезде правящей партии «Йени Азербайджан» («Новый Азербайджан»), выдвинувшей его кандидатом на четвертый президентский срок.

В Ереване эти заявления вызвали закономерно резкую реакцию. МИД Армении обвинил руководство Азербайджана в расизме. «Заявления президента Азербайджана, государства, появившегося на политической карте мира лишь 100 лет назад, о территориальных претензиях к Армении... в очередной раз демонстрируют всю расистскую сущность правящего режима Баку», – сказал пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян. А вице-спикер парламента Армении, пресс-секретарь правящей Республиканской партии Эдуард Шармазанов заявил: «В XXI веке президент одной страны выступает с территориальными претензиями в отношении другой страны». «Вместо того, чтобы выступать с подобными заявлениями, Алиев мог бы ознакомиться со словами своего отца о том, что азербайджанцы с турками – одна нация, два государства, – сказал Шармазанов. – Откройте все энциклопедии, посмотрите, откуда пришли тюркские племена – из Средней Азии и Алтая. А что такое историческая Армения? На востоке до границы стыка рек Аракс и Карс – историческая Армения».

Понятно, что такое громкое заявление сделано Ильхамом Алиевым в преддверии президентских выборов в Азербайджане, назначенных на апрель текущего года.

В целом оно не слишком далеко ушло от привычной для всего Закавказья риторики «кухонной историографии», которую практически все действующие в регионе силы используют в своих целях уже несколько десятилетий, а то и заметно дольше. С практической точки зрения это, конечно же, заявление исключительно для внутреннего пользования. Ни к каким практическим последствиям в ближайшем будущем слова Ильхама Алиева не приведут. Обострения конфликта в Нагорном Карабахе или вокруг него ждать не следует. Но столь громкое формулирование таких амбициозных военно-политических задач первым лицом страны все же достойно рассмотрения.

«Кухонная историография» – ненаучные попытки либо искусственно «удлинить» свою историю, либо «прирезать» себе территории, прошлое влияние и придумать некие «знаковые» (обычно очень доблестные, мужественные и добронравственные) черты национального характера – была всегда и будет вечно. Страдают этим многие народы, в том числе и «старые» (вспомним Велесову книгу, «новое летосчисление» Фоменко и Аркаим впридачу), но особенно те, у которых не было сложившейся исторической школы и массового образования советского типа. Отсутствие фундаментальных знаний подменяется массовой культурой и этногенетическими мифами.

Так, некоторые очень нервные народы российского Северного Кавказа искренне убеждены в том, что они прямые потомки то ли шумеров, то ли вавилонян напополам с аланами и готами. И это, с их точки зрения, хорошо и полезно в быту. Напрямую это никак на современной жизни не сказывается, но порождает нездоровые иллюзии о своем месте в истории, ксенофобию и бытовой расизм. На практике, увы, очень часто – и мы это наблюдаем со второй половины 80-х годов – такие, казалось бы, чисто маргинальные рассуждения очень небольшого числа недоучек приводили к вполне горячим войнам и трансформации бытового поведения, а также ксенофобскому отношению к другим народам. Ибо глупость – такой же источник человеческих бед и несчастий, как и злая воля.

Но если у вайнахов фундаментальная наука отсутствовала и отсутствует как класс, то в Азербайджане с советских времен есть Академия наук. В историческом антагонисте – Армении – бытовал в советское время анекдот. Армянское радио потребовало создания в АрмССР министерства морского флота. «Зачем? – удивились в Москве. – У вас же моря нет». Ну, есть же в Азербайджане министерство культуры и Академия наук, ответило армянское радио. Это, конечно, обратный случай культурного снобизма, но тоже очень характерный. Армянам этот снобизм также прививался десятилетиями: мы самые древние (даже в общесоветских русскоязычных школьных учебниках истории раздел «История СССР» начинался с Урарту как самого древнего государства на территории Союза, и с этим вроде как и не поспоришь), мы первыми в мире приняли христианство как государственную религию и мы единственная в мире нация, которая поставила памятник своим буквам. Это не совсем так (памятник алфавиту и языку есть еще в Южной Африке – буры сами себе поставили, чтобы англичан троллить), но звучит очень красиво.

И в Чечне, и в Ингушетии продуцированием этногенетических и исторических мифов заняты в основном люди совсем уж маргинальные. Но в Баку на эту борьбу мобилизованы академические ученые и целые научные институты – тут Ильхам Алиев сказал абсолютную правду. И если Рамзан Кадыров своих местных «мыслителей» одергивает, когда они совсем уж заговариваются, то в Баку организация научных работ, выставок и фильмов – целая пропагандистская система, на которую не жалеют ни денег, ни иных средств, ни связей.

В соседней Грузии такая «историческая», «этнографическая» и «лингвистическая» научная работа поощрялась все советское время. И громыхнуло в конце 80-х, когда лозунг «Сакартвело картвелебиствис!» – «Грузия для грузин!» – не только стал государственной идеей при президенте Звиаде Гамсахурдии, но и широко укоренился в массах, упав на подготовленную местным школьным образованием почву.

В Азербайджане стали наверстывать упущенное уже в постсоветское время, когда после унизительного военного поражения потребовалось формировать государствообразующие и реваншистские идеи и символы. Пройдя через заигрывание с древней Кавказской Албанией и этими самыми древними албанами, которые, видимо, все-таки были не тюрки, а протоиранцы, азербайджанская историография принялась просто брать историю с потолка. Или немного ее зачищать и править, что и случилось, например, сейчас с Иреванским ханством и Зангезуром.

Спорить с кухонной исторической и этногенетической мифологией бесполезно. В конце 80-х и начале 90-х серьезные академические ученые еще искренне пытались затевать как бы научные дискуссии в ответ на очередное «открытие местных ученых», но всех ждало разочарование. Мифы создаются не для того, чтобы их подтверждали или опровергали фактами.

А масштаб информационного вброса может быть гигантским. В той же Ингушетии в конце 80-х выходило в месяц до десятка брошюр с разнообразными безграмотными интерпретациями истории. Например, был такой древнешумерский город-государство Лагаш (сейчас это развалины в Ираке невдалеке от Басры). В нем, как везде у шумеров, были храмы-зиккураты ступенчатой постройки. Так – ступеньками – строить удобней было на тогдашнем уровне примитивных строительных технологий. По-ингушски лагIаш значит во множественном числе «ступени». Все, приплыли: ингуши, следовательно, прямые потомки шумеров.

Есть и относительно безобидные случаи. Например, совсем недавно оформившийся в Кабарде культ царицы Марии Темрюковны – кабардинской принцессы, второй жены Ивана Грозного. Теперь это величайший деятель в истории кабардинского народа. Ей поставлен в центре Нальчика у театра памятник, внешне и размерами подозрительно похожий на памятник Екатерине Великой в Питере. И ни слова о том, что принцесса оказывала на русского царя исключительно отрицательное влияние, участвовала лично и со своей понаехавшей в Москву родней в погромах, пытках и казнях и до конца жизни так и не научилась говорить по-русски.

Или бесконечная героизация древних алан, несмотря на полное отсутствие письменных тому подтверждений. Постройка в Магасе так называемых Аланских ворот – сомнительных достоинств арки непонятной функциональности – привела к новому всплеску осетино-ингушского противостояния, хотя и в интернете. Но в этом регионе от интернет-хайпа до стрельбы промежуток небольшой.

Про Украину мы тут тактично умолчим. Мы все-таки не врачи, а изучение стратегии и тактики укро-персидских войн времен Гомера и Дария требует изучения уже не истории, а химии. Препараты, которые принимают люди, все это во Львове придумывающие, могут представлять собой действительно научную ценность.

Но тот романтический период, когда сотнями публиковались псевдонаучные изыскания на тему «кто тут самый древний, самый умный и был тысячу лет назад самый сильный», все-таки прошел. Сейчас в большинстве своем кухонная историография и лингвистика уже удел маргиналов. Но в Азербайджане все это превратилось в мощный пропагандистский инструмент. В несколько уменьшенном виде нечто подобное происходит в ряде среднеазиатских республик.

И то, что сейчас Ильхам Алиев говорит с трибуны партийного съезда, через пару лет наверняка воплотится в «солидные научные труды, презентации, выставки и фильмы». И в целом это очень печально. Еще не было в мировой истории случая, чтобы подобное массированное использование кухонных исторических мифов породило что-то хорошее.

Перед Второй мировой войной, например, в Югославии, тогда Королевстве сербов, хорватов и словенцев, с помощью нескольких «просветительских» обществ среди хорватов распространялась идея о не славянском происхождении народа, а некоем древнеиранском (опять аланы!) племени horovati, которое просто случайно перешло на славянский язык. Это Гитлеру очень понравилось и было одним из аргументов при создании марионеточного хорватского государства со всеми известными последствиями. Вроде как не унтерменши в союзниках, а свои, братья-арийцы.

Так что маргинальная историография далеко не так безобидна, как могут подумать люди с нормальным советским школьным образованием. Все может быть очень плохо.

Источник – ВЗГЛЯД

www.shame.am

Девичья башня в Баку

Каспийское море с месторождениями нефти, плодородные земли, торговые пути, выход к морским просторам… Сказочные сокровища древнего Азербайджана сыграли свою роль в историческом развитии этой страны. Здесь осталось множество загадок, которые до сих пор вызывают искренний интерес к прошлому Азербайджана, и одна из них до сегодняшнего дня не разгадана. Это тайна Гыз Галасы, Девичьей башни в Баку…

Легенды древнего Азербайджана

Дочь шаха славилась своей красотой и грациозностью. В неё влюбился отец и решил сыграть свадьбу. Но девушка ужаснулась подобной мысли. Решив оттянуть момент торжества, она попросила отца построить красивую башню. За это время она хотела попытаться уговорить его изменить свое решение. Но этого не произошло, и когда башня все же была готова, девушка бросилась с ее вершины в море. Камень, о который насмерть разбилась красавица стали называть Камнем Девственницы. Он стал местом посещения для невест и возложения цветов.

Девичья башня Баку

Есть другой финал этой истории. После смерти девушки ее возлюбленный в порыве горя и отчаяния убил шаха. Но потом он узнал, что русалки сумели спасти несчастную. И спустя какое-то время он нашел свою единственную, и они поженились.

Говорят, иногда в особенно лунную ночь, если присмотреться, можно увидеть на вершине башни тонкую девичью фигурку, замершую перед прыжком…

Эта легенда стала вдохновением для многих творческих людей:

  1. 1923 год. Поэма под названием «Девичья башня» стала первым произведением, основанным на легенде, её создатель – драматург Джафар Джабарлы;
  2. 1924 год. Появился на свет фильм «Легенда о Девичьей башне», который режиссировал Владимир Баллюзек;
  3. 1940 год. Первый азербайджанский балет тоже был основан на этой легенде и получил одноимённое название, автором музыки и либретто стал Афрасияб Бадалбейли.

Это только малая часть списка всех произведений искусства, для которых красивая легенда послужила толчком для творчества.

Облик каменной красавицы

Символ города Баку, уникальный исторический памятник, не имеющий малейших аналогов во всём мире, находится в крепости Ичери Шехер.

Башня возвышается на выступе береговой скалы. Это здание цилиндрической формы, высота которого составляет 28 метров, а диаметр – 16 с половиной. Толщина стен уменьшается, у основания – пять метров, а ближе к вершине – четыре. Винтовая лестница соединяет попеременно восемь ярусов, из которых состоит Гыз Галасы. А внутри башни в скале зияет глубокий колодец. Его глубина составляет 21 метр.

Внешняя поверхность стен строения довольно необычная – это чередование выступающих и углубленных рядов кладки.

Немного исторических фактов и загадок

Стройная и неприступная красавица хранит своё каменное молчание, не выдает секретов. До сих пор неясно – для каких целей она была спроектирована и построена? Когда? Кто отдавал приказ о строительстве и кто проектировал это монументальное строение. Откуда там остатки разрушенного глиняного газопровода? Почему и для каких целей её ярусы светились разными огнями – каждый своего цвета? Вопросов больше, чем ответов.

Её размеры, отсутствие условий для долгого проживания говорят о том, что в военных и оборонительных целях её невозможно было использовать. Да и при таком ярком освещении, с окнами, направленными вверх – какая же из неё защитная башня?

Девичья башня

Мда, одни вопросы… Может, есть хоть немного достоверных ответов на них?

Почему такое название?

Множество башен носят такое название не только в Баку, но и в Крыму, Стамбуле, Таллине, в Германии, в Эстонии. Каждая из них обросла легендами и тайнами. Откуда же взялась такая тяга к столь романтическому названию? Если башня ни разу не сдавалась на милость неприятеля и не была захвачена, она считалась «девственной».

Для чего была построена?

Исследователи предполагают, что башня никак не могла предназначаться для военных целей. Пространство верхней площадки – маленькая, окна не могут использоваться, как бойницы, потому что смотрят вверх и расположены только вдоль лестницы. Да и сама лестница тоже не обеспечивает безопасность предполагаемых защитников крепости. Особенно между первым и вторым ярусом – она была временная, и при случае ее можно было убрать. Тогда все обитатели строения оказались бы просто отсечены от внешнего мира.

Правда, в XII веке башня всё же была одной из самых обороноспособных и мощных крепостей Ширваншахов, так утверждают исторические источники. Местоположение вроде обязывает к тому, чтобы со стопроцентной уверенностью сказать – это сторожевая башня, охраняющая от нападения с моря. Но почему (по многочисленным историческим источникам) она так ярко освещалась? Окна не могли быть бойницами – земли из них не видно, только небо. С верхней площадки, продуваемой сильнейшими бакинскими ветрами, стрелами и дротиками по неприятелю не постреляешь – просто не долетят.

Может, она уже тогда являлась маяком? Но зачем такие толстые стены? К тому же обычно на маяке освещалась верхняя площадка, а здесь светились все семь ярусов. Так что же это за строение?

Исследователь Аббас Исламов утверждал, что башня – это культовое здание. Доказательством он назвал то, что именно 22 декабря, в необычный для многих культов день, в центральное окно Гыз Галасы попадают лучи восходящего солнца. Затем в определенной очередности то же самое происходит и с другими окнами, расположенными выше.

Есть предположения, что башня – это храм огня или обсерватория и сторонники данных версий приводят немало аргументов.

Когда родилась на свет «каменная красавица»?

До сих пор никто не может сказать точно, когда была возведена башня. Одни источники опираются на возраст плиты с надписью – это примерно XII век. Многие спорят с этим, утверждая, что плита была использована для ремонта и не имеет никакого отношения к истинному возрасту строения.

Другие уверяют, что если ориентироваться на раствор, использовавшийся строителями, то она появилась в I веке нашей эры. А третьи датируют возраст по камню. Если судить по нему, «каменная дева» появилась в IX веке. Впрочем, если собрать все источники о появлении строения, то временной интервал будет такой: от VI века до нашей эры и вплоть до XII – уже нашей.

Легенда о Девичьей башне

Впрочем, один из историков считает, что у башни два возраста: нижняя часть была возведена в V-VI веке, а верхняя – в XII. Чем не тайна?

Послужной список

Башня была переоборудована в маяк в XVIII веке. Им начали пользоваться в 1858 году, это продолжалось вплоть до 1907 года, а затем маяк перенесли. Историческое строение реставрировалось не один раз, а в 1964 году оно было переоборудовано в музей. В 2000 – объявлено объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на свой солидный возраст, башня полностью оправдывает название, сохранив прекрасный и неповторимый внешний вид. Толпы туристов стремятся побывать в этом обросшем легендами месте, проникнуться историческим очарованием этого места и попытаться разгадать тайны каменной красавицы. Но, как истинная женщина, Девичья башня не открывает своих секретов. И именно поэтому становится особенно притягательной для тех, кто любит неизвестность, покрытую тайной веков.

tanci-kavkaza.ru