Древние культуры. Античная культура: её роль в развитии мировой культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Общие особенности развития культуры Древнего Мира. Древние культуры


Древние культы. История мировой культуры

Древние культы

Зачатки культов, по-видимому, появляются у неандертальцев. Культ предков у первобытных народов означает, если так можно сказать, культ культуры, потому что предки являются ее создателями. Сами предки называются «вечными и несотворенными», и этим подтверждается торжество культуры.

Значение культуры для первобытных народов столь велико, что они считают, что когда жили предки, «все существа и предметы, напротив, обладали еще необычайными способностями: они потеряли их в течение поколений, чтобы сделаться заурядными людьми, животными, растениями» (Там же. С. 318).

В древних культах нет представления о высших существах, отделенных от мира, потому что нет еще дифференциации, которая связана с возникновением логики. Древние люди относились к миру как к таковому и не разделяли себя с ним. В этом суть мистики. Когда такое разделение начинается, мистика переходит в мифологию.

По Леви-Брюлю, мистическое у первобытных народов слито с физическим, а стало быть, здесь мы имеем дело с генезисом мистики. Имеет место «двойное присутствие» – естественного и сверхъестественного. В древних культах целью является осуществление мистического сопричастия между общественной группой и животными и растительными видами, необходимыми для ее существования. В более развитых цивилизациях это перейдет в мистическое взаимодействие между человеком и Богом.

Вот пример. «Австралиец арунта, например, под влиянием ритма, пения и пляски, под влиянием усталости и коллективного возбуждения во время церемонии теряет отчетливое сознание своей личности и чувствует себя мистически связанным с мифическим предком, который был одновременно и человеком и животным. Можно ли говорить, что он» представляет» или мыслит себе принципиальную однородность человека и животного? Разумеется, нет, но он глубоко и непосредственно чувствует это» (Там же. С. 19).

Отсюда представление о мистической силе, заключенной в предметах-талисманах. «Таким образом амулеты, по крайней мере первоначально, оказываются проводниками мистических сил, исходящих от сверхъестественного мира» (Там же. С. 32). В китайской мифологии говорится, «что люди потом сами научились защищаться от бесов, вырезая из дерева фигурки Шань-гу и Юй-лэй, в руках которых была веревка» (Всемирная галерея. Древний Восток. СПб., 1994. С. 497). Та же роль у вещих птиц, мистическая сила которых переходит на почву. Любой камень необычайной формы имеет мистическое значение и может быть объектом почитания.

Первобытному человеку представляется совершенно естественным, что одна и та же мистическая сила может в одно и то же время действовать сразу в нескольких местах. Принцип древних мистических культов таков: нет ничего такого необычайного и странного, что не могло бы случиться, раз вступившая в действие мистическая сила является достаточно могущественной.

М. Элиаде утверждает, что шаманский комплекс в примитивных обществах также основан на мистических переживаниях. Шаман говорит на языке животных, становится их другом и повелителем, подтверждая мысль, что человек на ранних стадиях своей эволюции обладал способностью внушения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Лекция 15. Особенности древних культур. Культурология (конспект лекций) [litres]

Лекция 15. Особенности древних культур

1. Первобытная культура

Период культурной древности (первобытной культуры) определяется следующими рамками: 40-4 тыс. лет до н. э. Внутри этого периода выделяются:

1) древнекаменный век (палеолит): 40–12 тыс. лет до н. э.;

2) среднекаменный век (мезолит): 12-7 тыс. лет до н. э.;

3) новокаменный век (неолит): 7–4 тыс. лет до н. э.

Общая черта всех первобытных культур – синкретизм (синкретичность) – нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого, первобытного состояния культуры.

Жизненные процессы представлялись как единое целое. Ритуал, предшествующий охоте, изображение убиваемых животных, сам процесс охоты – равнозначные звенья одного процесса.

С синкретизмом переплетается тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами (определенными животными, растениями).

Существовали тотемы конкретного человека, рода, племени. Тотемы были призваны защищать людей. Возникновение тотемизма связано с неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств справиться с непредсказуемым поведением животных.

Первобытная культура – это культура табу (запретов). Обычай табуирования появился вместе с тотемизмом. Табу выполняло роль важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной конкретному человеку.

Другие табу связаны с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями каждого из представителей племени.

Табу сформировалось как результат необходимости выживания (внедрение определенных обязательных для всех законов и порядков). Экзогамия возникла на основе системы табуирования.

Экзогамия – это такая система, при которой из брачных отношений исключаются ближайшие родственники (родители и дети, родные братья и сестры).

Экзогамия способствовала общественной регуляции брака, появлению рода и семьи.

Ритуал в первобытную эпоху – основная форма общественного бытия человека, главное воплощение человеческой способности к деятельности.

Ритуал стал основой производственно-экономической, духовно-религиозной и общественной деятельности.

Ритуал выступает в форме молитвы, песнопений, танцев. Внутри ритуала появляются знаковые системы, ставшие позднее основой для искусства и науки. Из ритуала зарождается миф.

Миф – это некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе. Миф закрепляет и регламентирует представления человека об окружающем мире, затрагивает фундаментальные проблемы бытия.

В первобытную эпоху существовали многие формы искусства. Магическая концепция происхождения культуры заявляет, что истоком искусства являются магические обряды и верования.

Возникновение искусства в первобытную эпоху связано с трудовой деятельностью и развитием общения.

Общение стало возможным благодаря членораздельной звуковой речи, посредством рисунка, жеста, пения, танцев.

Древнейший вид изобразительного искусства – графика. Затем появляются живопись, первые образцы скульптуры, первые произведения архитектуры (мегалиты – культовые сооружения из огромных необработанных каменных глыб).

2. Особенности великих культур древности (Шумер и Древний Египет)

Культура Шумера. К периоду великих архаических культур (4–6 вв. до н. э.) относятся в первую очередь:

1) образование первых очагов высокой культуры на территории Месопотамии: Шумер и Аккад – 4 тыс. лет до н. э.;

2) зарождение древнеегипетской цивилизации – конец IV тысячелетия до н. э. Следующий после первобытного этап истории мировой культуры связан с Междуречьем. Именно Шумер стал первым очагом государственности. Шумеры, неустанно трудясь, заложили основы для дальнейшего хозяйственного и культурного развития Междуречья (Месопотамии). Ими были изобретены колесо к повозке, гончарный круг, бронза. В области математики шумеры знали возведение в степень, могли извлекать корни, пользоваться дробью.

Для передачи важных моментов истории шумеры использовали изобразительное искусство. Благодаря созданию клинописи – древнейшего из известных видов письменности, разновидности идеографического письма – они смогли записывать устные сказания, став родоначальниками литературы. Одно из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров – «Сказание о Гильгамеше», мифическом шумерском царе.

Школы впервые появились у шумеров – «дома табличек». Ученики читали и писали по глиняным табличкам.

Параллельно с Древним Шумером развивался Древний Египет. В нем существенными были правила Маат, богини мирового порядка. Этим правилам людей обучали с раннего детства. Они содержали основы культуры поведения, приучали к дисциплине, сдержанности и скромности. Если человек сумеет приспособиться ко всем правилам Маат, то он будет счастлив. Счастье для древних египтян – великая ценность, на основе этого была выработана самая древняя система гедонизма (этики наслаждения). Жизнь, ее радостные моменты ценились так, что египтяне создали свою версию загробной жизни (в царстве Осириса их ожидает только самое лучшее, что было в их земной жизни).

Древнее царство – ранний период Древнего Египта. Сформировалась письменность, что было обусловлено наличием крупных хозяйств и необходимостью вести государственное делопроизводство.

Фигура писца занимает видное место, писцов специально готовили в школах при храмах.

Благодаря изобретению письменности стало возможным развитие древнеегипетской художественной словесности (древние мифы, сказки, басни, философские диалоги, дидактики, гимны, плачи, любовная лирика и т. д.).

Специфический институт Древнего Египта «Дом жизни». Он выполнял следующие функции:

1) в нем создавались гимны и священные песни, отражающие определенные философские концепции;

2) разрабатывалась дидактическая литература;

3) там систематизировались, хранились, делались доступными магические книги, содержавшие медицинские сведения;

4) разрабатывались теоретические и практические установки для деятельности художников, скульпторов и архитекторов;

5) шли занятия математикой и астрономией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Культура Древнего Мира

Как только первобытность ушла в далёкое прошлое, наступила новая эпоха – эпоха древности. Иногда этот период называют античностью (в переводе с латыни «антиквитос» обозначает «древний»). В культурном плане античность – время очень и очень интересное. Его можно охарактеризовать сразу несколькими культурными пластами: Древний Шумер, Древний Египет и Древняя Греция. Туда же можно отнести и Древний Рим. Каждая из этих культур уникальна и необычна по-своему. Сравнивать их не имеет смысла.

Наиболее древней из всех культур считается культура шумеро-акадская. Представители этой культуры – шумеры – обитали на территории современного Ближнего Востока, на пересечении рек Тигр и Евфрат. Другие названия этой местности – Месопотамия (греческий вариант), Междуречье или Двуречье. Именно шумерам принадлежит право изобретения письменности. А кое-кто из учёных приписывает им изобретение колеса и гончарного плуга. Так же интересе представляет и шумерская мифология.

Самая необычная из всех культур этого периода – Древнеегипетская. При этом слове тут же всплывают в памяти известнейшие египетские пирамиды и страж пустыни – мудрый сфинкс. У египтян, так же, как и у древних шумеров, была своя особенная письменность – египетские иероглифы. Но изобретателями они, в отличие от шумеров, не были. Египет (или земля Та-Кемет) прославился, прежде всего, своими погребальными культами (мумификацией) и экзотической религией с многочисленными богами.

Не менее популярной и не менее экзотичной является культура Древней Греции и следующая за ней культура Древнего Рима. Оставив после себя письменность, огромное количество мифов и легенд, а также уникальные архитектурные памятники и другие материальные ценности, Греция была поглощена Древним Римом. Но, несмотря на это, культуру Древней Эллады (другое название Греции) продолжают изучать и в наше время. А греческая философия – это вообще тема для отдельной статьи.

Так или иначе, культура всего Древнего Мира оказала очень большое влияние на культуру последующих эпох и на культуру современную. Особенно это касается архитектуры, изобразительного искусства и дизайна одежды. У многих художников можно заметить некие проблески Востока. Но и не только. Культура Древнего Мира всегда поражала исследователей своим величием и своей таинственностью. Те же гробницы фараонов Древнего Египта – наглядный тому пример.

Твитнуть

ladies-paradise.ru

её роль в развитии мировой культуры

 

Античная культура – широко употребляемый термин для определения продолжительного периода в истории культуры, сосредоточенной в области Средиземного моря, прежде всего, включая взаимосвязанные цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Существовала она, начиная с поэзии Гомера (8-7 столетия до нашей эры) и до падения Римской империи в пятом столетии нашей эры.

Обозревая хронологически памятники древнегреческой культуры и искусства можно констатировать развитие древнейших способов выражать мысли с помощью образов, но вместе с тем непрерывно совершенствуя их до уровня наивысших художественных идеалов.

Античная культура греков и римлян, испытывая некоторое влияние Древнего Востока, преобладала повсюду в Древнем мире как база искусства, философии, социальных и образовательных институтов. Идеалы сохранялись, им подражали. Этот греко-римский культурный фонд очень сильно повлиял на язык, политику, образовательные системы, философию, науку, искусство и архитектуру современного мира.

Классическое наследие процветало в Средневековье в Византийско-греческом Востоке, в латинском Западе. Византийцы, называвшие себя ромеями, сохранили многие атрибуты экономических, юридических, административных организаций, характерные для Древнего Рима. В Северной Европе франкский король Карл Великий и саксонский правитель Оттон I, стремившиеся к восстановлению Западной Римской империи, короновались Папой римским в Риме как «император и август». Античная культура возрождалась в период появления различных неоклассических движений 18-19 веков. Реликвии греко-римской старины – монеты, драгоценности, вазопись, скульптура, архитектура, литература – очаровывали мыслящих людей во все эпохи.

Стиха на латыни продолжали писать и в 19 столетии. Среди знаменитых поэтов – Джон Мильтон и Артур Рембо получили свое первое поэтическое образование на этом языке. В музыке можно вспомнить Игоря Стравинского и его «греческую трилогию» к балетам «Аполлон», «Орфей», «Агон».

Античная культура с её мифологическими сюжетами и символами оставила глубокий след в западноевропейской литературе и живописи.

В философии работы святого Фомы Аквинского главным образом основывались на идеях Платона, но переосмысленных в свете христианской религии.

Архитектура отмечена несколькими «ренессансами», особенно римской архитектуры, достаточно привести в пример Вашингтон в Америке. Город заполнен большими мраморными зданиями, которые очень напоминают римские храмы с колоннами.

Эпоха античности стала особенно популярным предметом интереса в шестнадцатом-семнадцатом веках, когда классические скульптурные и архитектурные произведения являлись мотивами для гравюр. Печатные изображения с них служили очень важному делу. Они давали возможность людям, заинтересованным в произведениях искусства и культуры, изучать их. Один из ярких примеров – «Вакханалия» Андреа Мантеньи. Она была создана великим художником после его посещения Рима (в 1488-1490 годах). Характерные особенности гравюры – фризоподобная композиция, фигуры скопированы с античных саркофагов, которые Мантенья видел в частных коллекциях и римских церквях. Работа сильно повлияла на выдающегося мастера Северного Возрождения Альбрехта Дюрера, для которого антична культура также стала предметом вдохновения и исследований. Плоды этого влияния хорошо видны в гравюре Дюрера «Адам и Ева». У Адама поза Аполлона Бельведерского, скульптурное изображение которого было обнаружено под Римом в конце пятнадцатого века.

Подражая великолепным работам древних, стараясь вместе с тем превзойти их, художники, скульпторы, писатели в последующих исторических периодах действительно возрождали былое величие классической эпохи.

 

fb.ru

Культура древних людей - путеводитель

vsemirnaya-istoriya.ru

Культура древних людей. Религии +видио

Понятие о древней культуре.

Как известно, наше далекое прошлое делится на несколько исторических периодов. Каждый период имеет свои особенности культуры. Культура народов древнейшего периода развивалась в течение многих тысячелетий. Древняя культура — это плод всех открытий, достигнутых древними людьми в процессе их жизнедеятельности. Древняя культура разделяется на ма¬териальную и духовную. Они тесно связаны между собой.

Материальная культура.

Понятие о материальной культуре. С древних времен людям приходилось жить в различных регионах с разными климатическими условиями. Приспосабливаясь к ним, люди меняли образ жизни, предметы быта и орудия труда. Разной была и их материаль¬ная культура.Созданные людьми орудия труда и оружие, жилища и предметы быта, одежда, украшения, продукты питания представляют собой материальную культуру.Орудия труда древних людей. Самыми древними орудиями труда являются каменные. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня. Ему примерно 3,5—3 миллиона лет. Изобретение каменного рубила было первым шагом к созданию материальной культуры. Позднее люди научились делать копья, скребки, каменные ножи, пики, луки и стрелы, серпы. В стволах огромных деревьев они выдалбливали углубления и делали лодки. К периоду энеолита и бронзового века люди изобрели телегу на колесах, землю обрабатывали плугом и бороной, запряженными скотиной. Из костей, рогов и зубов животных изготавливали иглы, шила, наконечники стрел, вилы.Позднее люди научились обрабатывать металлы и изготавливать из них орудия труда, предметы домашнего обихода, оружие. Все это представляет материальные культурные ценности древних людей.Стоянки и жилища древних людей. У первобытных людей не было жилищ. Они обитали на открытых площадях, укрывались в пещерах и дуплах деревьев. Затем они стали строить простые жилища из камыша, веток деревьев, костей крупных животных. Они делали каркас и покрывали его шкурами убитых зверей. Таким образом они укрывались от дождя, стужи и палящих лучей солнца.6- 8 тысяч лет назад люди начали строить жилища из глиняных катышей. Это был период мезолита и неолита каменного века. Начиная с периода энеолита и бронзового века, люди, наряду с глинобитными жилищами, начали строить дома из кирпича-сырца. Сотворенные руками древних людей жилища, постройки, землянки тоже представляют материальную культурную ценность.Продукты питания древних людей. Составную часть древней культуры представляют продукты питания. Главным занятием древних людей были охота и собирательство. Мясо и рыбу ели в сыром виде. Позднее стали готовить пищу на огне. С появлением земледелия и скотоводства жизнь древних людей изменилась, питание стало разнообразнее.Развитие ремесел, изготовление одежды. С развитием ремесел древние мастера научились изготав¬ливать ткани, шить из них одежды. На смену грубой одежде из шкур пришли костюмы из тканей и обработанной кожи. Теперь люди думали не только о том, чтобы согреться, но и о внешнем виде, удобстве одежды.Гончарное ремесло, обработка металлов, кузнечное дело тоже представляют виды материальной культуры. Продуктами деятельности у древних мастеров являлись орудия труда, бытовая утварь, одежда. Появление ремесел, как и продуктов деятельности древних ремесленников, имело большое значение для развития материальной культуры древних народов. Из сказан¬ного следует, что происхождение материальной культуры опережает происхождение духовной культуры.Духовная культура людей возникла и стала развиваться значительно позднее материальной. Первоначально она была проста и примитивна, поскольку была непосредственно связана с трудовой деятельностьюлюдей.Под духовной культурой понимают практические знания, мышление, этику, мораль, науку, искусство, право, религию.

Формирование практических знаний.

Хотя уровен знаний древних людей был очень ограничен, но в процессе борьбы за существование стало формироваться сознание, постепенно развивался язык, что ускорило развитие интеллекта и рост духовной культуры.В поисках пропитания древние люди меняли места стоянок, выбирали территории с богатым растительным и животным миром. Это расширяло их географические познания и умственный кругозор. При этом люди замечали, что некоторые растения, травы, животные жиры имеют лечебные свойства. С помощью втираний мазей, настоек древние лекари излечивали сво¬их больных от многих болезней. Примитивными хирургическими методами они лечили переломы, вывихи, растяжения. Использовались и такие методы, как колдовство и заговоры. Таким образом, корни нынешней народной медицины уходят в глубокую древность.Древние люди могли также предсказывать погоду. Большое внимание уделяли воспитанию детей и молодежи.Древнее искусство. Одним из видов духовной культуры является искусство. Оно возникло очень давно. Первобытные и древние люди не знали, что такое искусство. Оно зародилось, когда появились родовые общины.Под искусством понимают живопись, скульптуру, музыку, устное народное творчество, песни. Древнее искусство отражало жизнь, быт, трудовую деятельность, религию древних людей.Одним из видов древнего искусства является нанесение рисунков людей и животных, бытовых сцен и эпизодов охоты на кости, осколки камней, гончарные сосуды, чаши, блюда. Древние люди разрисовывали свои жилища, пещеры, скалы. Рисунки раскрашивали черной, красной, голубой, желтой, бурой (коричневой), белой и другими красками. Стены пещер и скалы худой яики расписывали фигурами людей, птиц, животных: слонов, тигров, бизонов, оленей, львов, мамонтов, носорогов, яков.

Раскрашенные красками рисунки найдены во Франции. Италии. Испании. Башкирии. в африканской пустыне Сахаре. в Монголии, Якутии, Таджикистан е, Киргизии, Узбекистане. на Кавказе. в других регионах Земли. Интересен наскальный рисунок, раскрашенный яркими красками, который был найден вУзбекистане в ущелье Зара- утсай в юго-западных отрогах Гиссарского хреба. При внимательном рассмотрении древних рисунков можно уви¬деть, что на них запечатлены бытовые сцены, охота, танцы, бои диких животных.Одним из видов наскальных рисунков являются петроглифы. Они представляют собой рисунки, нанесенные на гладкую поверхность скалы с помощью металличе¬ских или каменных инструментов. Наиболее часто пет-

Рисунок мамонта .

Пеш-Мери. роглифы встречаются в гор- Франция. Поздний палеолит регионах Скульптура, как один из видов древнего искусства, возникла в период позднего палеолита. Большого развития она достигла в период каменного века. Древние скульпторы ваяли различных животных и людей, особенно их привлекали женские фигуры. Материалом служили кости животных, мягкие породы камня, дерева. Такие скульптуры были найдены на территории от Пиренейского полуострова до Восточной Азии. Их обнаруживали повсеместно от берегов Белого моря до Южной части Индии и Африки. Искусство древних людей было связано с одной стороны, — с повседневным бытом, с другой — с религиозными верованиями. Видами древнего искусства являются также музыка, песни, танцы. Музыкальные инструменты появились в эпоху позднего палеолита .Язык, мышление, сознание являются важнейшими сторонами духовной культуры.Верования древних людей. Вера в высшие силы — одно из проявлений древней духовной культу¬ры. В процессе жизнедеятельности человек становился свидетелем многих необъяснимых событий, наблюдал явления природы. Его удивляли и пугали гром и молния, землетрясения, засухи и наводнения, извержения вулканов. Древние верили, что природными явле¬ниями и людьми управляют какие-то сверхъестественные существа. Возникновение древних верований о ловлено страхом древних людей перед природными явлениями, с одной стороны, и неумением их объяснить с другой.Происхождение религии приходится на периодпозднего палеолита. Соблюдение определенных обрядов при захоронении знат¬ных людей связано с первыми проявлениями религиозных верований. Среди древних верований широкое распространение получили тотемизм, анимизм, фетишизм, магия и другие.Тотемизм — вера людей в родство человека с животными — рыбой, львом, тигром, волком и другими или растениями и их почитание.Анимизм — вера в существование душ и духов, в их сверхъестественную силу.Фетишизм — культ неодушевленных предметов, обладающих сверхъестественной силой, способной спасти, уберечь от беды. Вера в силу амулетов, талисманов сохранилась и в наши дни.У многих народов было распространено поклонение Солнцу и другим планетам. В науке оно называется огнепоклонничеством.

Первые художники и «волшебники»

Первый взгляд на мир.

Ученым очень сложно понять, что первобытные люди думали об окружающем их мире. Ведь они еще не умели записывать свои мысли. Помогают особые источники - наблюдения за современными человеческими общинами, которые все еще живут в первобытных условиях.

Судя по этим источниками, наши первобытные предки внимательно изучали природу. Могли ориентироваться по звездам, лечить болезни травами, разыскивать и выбирать наиболее полезные камни, растения, животных. В то же время в отличие от нас они не знали настоящих причин многих явлений: почему, например, идет дождь, гремит гром, приходит весна, начинается болезнь, наступает

смерть. Возможно, особенно много вопросов вызывал у первобытных людей их сон. Сейчас учеными установлено, что во сне наш мозг продолжает работать: все, что мы видели за свою жизнь, он разбива­ет на отдельные «кусочки»-образы и причудливо переставляет их, показывая нам во сне самые неожиданные картины. Однако первобытные люди давали свое душа (дух), которое во сне отправляется путешествовать в некий невидимый людям потусторонний мир, может там охотиться на души животных, есть, радоваться, горевать. Когда же человек умирал, первобытные люди считали, что он заснул очень глубоким сном. Они хоронили его в специ­альной яме, чтобы тело не съели животные, рядом клали копье, запасы еды, которые могут пригодиться душе в по­тустороннем мире.

Наши первобытные предки ощущали себя частью приро­ды, не видели большой разницы между своей родовой общи­ной и стаей волков или стадом бизонов: так же охотились и укрывались от непогоды. Поэтому люди думали, что и всё, что есть в мире (горы, реки, деревья, животные), похоже на человека: так же думает, разговаривает, наделено духом (душой). Если идет дождь - значит, обиделись и плачут ду­хи облаков. Если дерево придавило человека - его дух рассердился на того, кто попытался его срубить. Если отко­чевало стадо животных - их духи узнали, что люди готовят большую охоту. Такие рассказы со сверхъестественными, вымышленными деталями, с помощью которых люди объ­ясняют мир, называются мифы.

У доживших до современности первобытных общин очень много мифов о происхождении мира и людей. Большинство из них считали своими предками ка­кое-то животное и так и называли свою родовую общину: «Род Лисицы», «Сыновья Орла», «Род Оленя». На «предка» нельзя было охотиться, за это он якобы передавал людям свою ловкость, силу, охотничьи знания. Эти знания считались тайными. Взрослые открывали их детям, только когда мальчики уже могли стать охотника­ми, а девочки - матерями и хранитель­ницами очага. Это был особый обряд посвящения во взрослую жизнь: про­верка, как человек может терпеть боль, метать копье, разжигать огонь, кричать голосом своего предка-живот­ного, двигаться в особом танце, повто­ряющем его движения. В пещерах же первобытных людей археологи находят дальние гроты, в центре которых возвы­шается, например, череп медведя (или его глиняная копия), а на полу вокруг отпечатались пятки подростков, живших десятки тысяч лет назад. Накапливая знания, люди часто давали им сверхъестественные объяснения.

Первое переживание мира.

В каждой общине появились люди, которые, как считалось, могли до­говориться с духами природы и тем самым сотворить чудо

то, что не­возможно объяснить имеющимися знаниями: остановить дождь, при­манить стадо лошадей, изгнать бо­лезнь. Таких людей называли кол­дунами (шаманами, знахарями, вол­шебниками). Именно колдуны, прежде всего, запоминали естест-

венные свойства камней, животных и растений, чтобы знать, какую тра- рем. Наскальный рисунок ву дать больному, в какое время пе­рекочевывают животные. Однако делая это, колдуны дума­ли и верили, что говорят с духами - сверхъестественными существами. Чтобы «услышать» голос духов, колдуны ели «пьянящие» (ядовитые) грибы, изматывали себя, кружась в быстром танце под ритмичные звуки барабана или за­вывания.

Если духи сопротивлялись, то колдуны могли их заста­вить сделать что-то. Например, считалось, что надетая на шею веревка с зубами тигра или медведя отпугивает духов страшных хищников, а значит, и их тела, пляска и завыва­ния колдуна - духов болезней и сами болезни. Вера в то, что человек может воздействовать на сверхъестественные си­лы, называется магией. Наиболее важной была охотничья магия. Считалось, что перед охотой на зверя магическими действиями или заговорами надо убить его дух.

Разгоряченные после погони за зверями охотники уходили в дальние утлы пещер, макали пальцы, обернутые лоскут­ками шкуры, в красный, как живая кровь, порошок охры, растворенный в воде, и в мерцающем свете факелов наноси­ли на стены изображения тех, кого они собирались победить в будущих схватках. Вот пальцы выводят на скале «живую мохнатую гору мамонта», вот изогнутая, словно могучая волна, спина бизона, вот быстрые, как ветер, ноги лошади. И последний штрих - кровь, льющаяся из ран животных; они должны погибнуть, чтобы выжили люди.

Первобытные люди старались понять мир, в их сознании за­рождались религия, искусство, основы научных знаний.

Рекомендуем ознакомится: http://vsemirnaya-istoriya.ru

worldunique.ru

Древние культуры

СОДЕРЖАНИЕI. Введение …………………………………………………………………3II. Семь чудес света как памятники античной культуры …….…….41. Египетские пирамиды в Гизе ……………………………………….42. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне …………………………..63. Храм Артемиды в Эфесе ……………………………………………84. Статуя Зевса в Олимпии …………………………………………….95. Мавзолей в Галикарнасе ……………………………………………116. Колосс Родосский ………………………………………………….127. Александрийский маяк …………………………………………….14III. Заключение …………………………………………………………..17Список использованной литературы …………………………………..18ВведениеДревний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад было ”сотворено” первое из них - пирамиды египетских фараонов, затем, двадцать веков спустя, второе - висячие сады в Вавилоне (VII в. до н.э.), за ним по одному в столетие - храм Артемиды в Эфесе (VI в. До н.э.), статуя Зевса в Олимпии (V в. до н.э.), Мавзолей в Галикарнасе (IV в. до н.э.) и, наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колос Родосский и маяк на острове Форосе (III в. до н.э.).Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой. Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: “Это одно из семи чудес света”, отдавая дань уважения, прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: “Это восьмое чудо света”, как бы намекая на возможность примкнуть к великолепной семёрке.Актуальность темы нашей работы заключается в необходимости для современного человека культурного наследия и знакомства с мировыми памятниками искусства.Семь чудес света как памятники античной культурыЕгипетские пирамиды в ГизеЭто единственное чудо света, сохранившееся по сей день и не требующее описания ранними историками и поэтами.Пирамиды — неподвластны времени и самые загадочные и таинственные из того, что осталось нам от предков. Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся от современного Каира (в городе Гиза, Некрополисе древнего Мемфиса в Египте) до Фаюмского канала.Вопреки общему убеждению, только Пирамида Хеопса, а не все три Великих Пирамиды, находится в «перечне» Чудес Света. Но всемирно известны и остальные пирамиды фараонов (Хеопса, Хефрена и Микерина). Это их греческие имена, настоящие же египетские соответственно - Хуфу, Хафра и Менкаура. Время их сооружения относится к началу Древнего царства (2800-2250 годы до н.э.). Сложные чувства охватывают путника при виде Великих пирамид. Они кажутся гигантскими кристаллами, выросшими из окружающего их серовато-желтого песка, хотя первоначально они символизировали собой помёт жука-скоробея. Четко вырисовываются они на фоне бледного неба и безжизненной, бесконечной пустыни. И кажется, что они стояли здесь всегда…«Горизонт Хуфу» - так называется пирамида Хуфу. Нужно пройти целый километр, чтобы обойти ее вокруг. Длина стороны основания пирамиды равна 233 метрам. Ее высота - 146,6 метров! Вес этой громадины превышает 6,5 миллионов тонн! Постройка пирамиды стоила невероятных трудов. Никакой механизации в то время ещё не существовало. Инструменты для обработки камня делались из красной меди и быстро тупились. Каменные блоки и плиты, а их понадобилось миллионы и миллионы, изготавливались ужасающим своей трудоемкостью способом. На скале по контуру будущей плиты медными сверлами, под которые непрерывно подсыпался песок и подливалась вода, сверлились глубокие отверстия. В них загоняли деревянные клинья, которые поливали водой. Дерево набухало и отрывало глыбу от скалы. Глыбу обтесывали медными зубилами и шлифовали. И можно только удивляться точности обтески и шлифовки камней, которой достигали древние, имея такую технику. Камни пирамиды так пригнаны, что между ними невозможно просунуть даже лезвие ножа.Пирамида Хафра почти не уступает по высоте пирамиде Хуфу. Хотя длина стороны ее основания - 215 метров, а высота равна 143 метрам, пирамида Хафра кажется даже более высокой из-за большей крутизны склонов. Недалеко от пирамиды высится и сейчас огромная фигура Большого Сфинкса. Размеры фигуры колоссальны: высота ее - 20, а длина - 57 метров. Высеченная из цельной скалы фигура изображает лежащего льва с человеческой головой. Загадочно и таинственно смотрится Сфинкс. «Отцом трепета» называли Сфинкса кочевники-бедуины. Преодолевая суеверный ужас, они уродовали, разрушали лицо Сфинкса. Да и европейцы были не лучше. В Сфинкса стреляли из ружей и пушек солдаты наполеоновской армии во время Египетской экспедиции 1798-1801 годов.Пирамида Менкаура по объему раз в десять меньше пирамиды Хуфу. Ее высота всего 66,4 метра. Но, несмотря на меньшие размеры, пирамида Менкаура выглядит необыкновенно красиво. Менкаур не мог себе позволить сооружение большей пирамиды. Страна была разорена постройкой пирамид Хуфу и Хафра. Начался голод. Население, измученное непосильным трудом, роптало.Пирамиды — самое знаменитое архитектурное сооружение в мире. С инженерной же точки зрения, это примитивные постройки, горы, сложенные людьми, Однако цель была достигнута — пирамиды стали вечными монументами, пережившими тысячелетия.Висячие сады Семирамиды в ВавилонеВ 90 километрах от Багдада находятся развалины Вавилона. Хотя древний город давно перестал существовать, о его былой грандиозности свидетельствуют развалины, которые можно увидеть и сегодня.В VII в. до и. J. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца, сады, ставшие легендой. Создание знаменитых садов легенда связывает с именем Семирамиды, царицы Ассирии, по крайней мере об этом же рассказывают Диодор и другие греческие историки.Семирамида — Шаммурамат — историческое лицо, но жизнь ее легендарна. По преданию, дочь богини Деркето Семирамида росла в пустыне, в стае голубей. Потом ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад Симмасу, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода Оанн увидел девушку и женился на ней. Семирамида была удивительно красива, умна и отважна. Она очаровала царя, который отнял ее у воеводы. Оанн лишил себя жизни, а Семирамида стала царицей. После смерти мужа она стала наследницей престола, хотя у них был сын Ниний. Тогда-то и проявились ее способности в мирном управлении государством. Она построила царский город Вавилов с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом через Евфрат и удивительным храмом Бэлу. При ней была проложена удобная дорога через семь гряд Зг-росской цепи в Лидию, где она тоже построила столицу Экбатану с прекрасным царским дворцом, а воду к столице провела через туннель из далеких горных озер. Двор Семирамиды блистал великолепием. Пинию наскучила бесславная жизнь, и он организовал против матери заговор. Царица добровольно передала сыну власть, а сама, превратившись в голубку, улетела из дворца со стаей голубей. С этого времени ассирийцы стали почитать ее богиней, а голубь стал для них священной птицей.Однако знаменитые «висячие сады» были разбиты не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже, в честь другой, увы, не легендарной женщины. Они были построены по приказу Навуходоносора для любимой жены Амитис — мидийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зеленым холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городам и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Он превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже в те времена, роскошью.Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. На насыпных террасах, покоящихся на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом. Еще выше — свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологами лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала достаточно света для растений.В повозках, запряженных быками, в Вавилон привозили деревья, завернутые в мокрую рогожу, семена редких растений, трав и кустов. Постепенно разрослись удивительные сады и распустились прекрасные цвета. Для орошения зелени, день и ночь сотни рабов подавали в кожаных мешках воду из Евфрата.Великолепные сады с редкими деревьями, красивыми душистыми цистами и прохладой в знойной Вавилонии были поистине чудом света. В июне 323 г. до н. э. в покоях нижнего яруса этих садов провел свои последние дни Александр Македонский.Висячие сады были разрушены постоянными наводнениями Евфрага, который по время паводка поднимается на З–4 метра. Древний Вавилон давно перестал существовать, но легенда о неповторимых садах города живет и сегодня.Храм Артемиды в ЭфесеЭтот великолепный храм был выстроен в честь Греческой богини охоты и дикой природы Артемиды.Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции. Хотя основание храма относится к седьмому столетию до нашей эры, само здание было построено в 550 г. до н.э. Строительство было субсидировано королем Лидианом Кросусом, а проект был разработан греческим архитектором Персифоном. Здание было украшено бронзовыми статуями, сотворёнными такими скульпторами, как Фидий, Поликлетис, Кресилус и Фрадмон. Храм служил в качестве рынка и религиозного учреждения. Довольно долго святилище посещалось торговцами, туристами, ремесленники, и королями, которые приносили дары богине.В ночь 21 июля 356 до н.э., человек по имени Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить свое имя, поджег святыню малоазиатских городов. Римский историк Плутарх писал позже по этому поводу: «Богиня была слишком занята заботой о рождении Александра Македонского, чтобы спасти храм». Храм сильно пострадал; обгорели деревянные конструкции, треснули балки перекрытий и колонны. Жители Эфеса решили восстановить храм и для его реставрации собрали свои сбережения, и драгоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии. А. Македонский предложил оплатить прошлые и будущие расходы по реконструкции храма, но при условии, что в храме высекут надпись, воздающую должное его заслугам. Эфесцы мотивировали свой отказ тем, что «богу» не подобает воздвигать храмы другим богам.В следующие два десятилетия, храм был восстановлен археологами. Восстановлением храма Артемиды занялся архитектор Хейрократ. Во время работы он внес некоторое изменение: поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние столетия.Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. В художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма вырезал знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн - другой знаменитый скульптор Скопас. Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру. Не удивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал одним из чудес света.Археологи, заинтересованные храмом Артемиды, на месте постройки ничего не обнаружили. В 263 г. храм Артемиды был разграблен готами. Окончательно его уничтожили болотистая почва, постепенно поглотившая здание, и река Каистра, покрывшая остатки сооружения наносами. Археологам и архитекторам потребовались десятилетия, чтобы воссоздать первоначальный облик одного из чудес света.Статуя Зевса в ОлимпииДревнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, являлся религиозным центром, где поклонялись верховному богу Зевсу, и местом проведения посвященных ему Олимпийских игр. Это был величайший культурный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии сложился в основном в VII–IV вв, до н. э. Здесь были возведены великолепные храмы богов, в одном из которых и находилось одно из семи чудес света — огромная и прекрасная статуя Зевса.Статуя Зевса была создана гениальным древнегреческим скульптором Фидием (предположительна 500–430 гг. до и. э.). Это был не только величайший скульптор, но и талантливый архитектор, живописец, мыслитель. По свидетельству древних авторов, Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие богов. Такой была, очевидно, и статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии. Статуя находилась в конце огромного зала, длина которого составляла 64 метра, ширина — 28 метров, а высота - около 20 метров. 14-метровый Зевс восседал на троне, сделанном из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. На троне Фидий воспроизвел немало сюжетов из эллинской мифологии, воплотил фигуры вполне реальных людей. Сама статуя Зевса сделана из золота и слоновой кости. Драгоценные пластинки искусно крепились на специальном деревянном каркасе. Голова и обнаженная до пояса фигура Зевса были выточены из слоновой кости. Голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей — знак миролюбия грозного бога. В одной руке бог держал золотую статую крылатой богини победы Ники, другой опирался на скипетр, завершающийся фигурой орла. Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Статуя казалась живой: вот-вот Зевс поднимется с трона.Впоследствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь во дворец императора Феодосия II. В V в. дворец сгорел, а с ним языки пламени уничтожили и гениальное творение Фидия. Статуя Зевса исчезла.Мавзолей в ГаликарнасеВ Галикарнасе, столице небольшого Карийского государства в Малой Азии, был создан один из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики.Галикарнас был крупным торговым портом, хорошо укрепленным самой природой. Вдоль гавани пролегала рыночная площадь, далее вверх через центр излучины и ее окаймления была проложена широко развернутая улица, «посредине которой был воздвигнут Мавзолей, сооруженный о таком грандиозном масштабе, что он числился среди семи чудес света», - записал Витрувий.Гробница была воздвигнута для Мавсола в IV в. до н.э. царицей Артемисией - женой и родной сестрой царя Мавсола. Мавсол был жестоким и невероятно богатым правителем; он вводил налог за налогом, извлекая доходы из всего, например с похоронных обрядов или волос.Впервые в греческой архитектуре, а именно в архитектуре Галикарнасского Мавзолея, сочетались все три знаменитых стиля — греческий, ионический, коринфский. Нижний этаж поддерживался: 15-ю дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние — ионическими. В Мавзолее была соблюдена строгая геометричность, сочетались массивная простота, исполненная внутренней силы, с декоративностью, легкостью форм и плавностью линий.Галикарнасский Мавзолей — трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора, Здесь помещался заупокойный храм площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, а третий — пирамидальная кровля, тоже мраморная. Венчала здание четырехконная колесница (квадрига), которой правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 10–50 метров в высоту. Гробницы окружали статуи львов и скачущих всадников.Мавзолей строили зодчие Сатир и Пифий, а скульптурная композиция была поручена нескольким мастерам, в числе которых был великий Скопас. Сохранились обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битку греков с амазонками — «Амазопомахия». Ученые считают, что это работа Скопаса или его мастерской.Девятнадцать веков стоял Мавзолей в Галикарнасе. Разрушение началось с того, что сначала его немного повредило землетрясение, затем гробницу царя снесли рьщари-иогонисты, построив из нее каменный монастырь-крепость.В настояние время статуи Мавсола и Артемисии, а также другие украшения Мавзолея хранятся в Лондонском музее. Память о Галикарнасском Мавзолее сохранилась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в слове «мавзолей». Колосс РодосскийОстров Родос расположен в восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады. Это один из центров эгейской культуры. Многочисленные произведения античного искусства острова Родос дошли до наших дней, и одним из них является статуя Гелиоса — Колосса Родосского.В III в. до н.э. остров Родос подвергся нападению. Войсками управлял полководец Деметрий. Несмотря на специальные осадные машины — последнее слово военной техники — одолеть родосцев ему не удалось. Войска отступили, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадку для десанта — гелиополиду, которую приводили в движение 3400 воинов. Эта гелиополида — тоже своего рода чудо света — вместо разрушения принесла городу неожиданную финансовую выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы выкупили у родосцев массивную металлическую гелиополиду за баснословные деньги — 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, островитяне возвели статую Гелиоса — покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292–280 гг. до я. э, в память об успешной обороне острова.Статуя юноши достигает в высоту 36 метров. Установлена она была на торговой площади между морем и городскими воротами, на насыпном холме высотой 7 метров, облицованном белым мрамором. Статуя Гелиоса настолько велика, что Плиния Старшего, видевшего ее, поразило то, что мало кто мог обхватить руками большой палец статуи. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки была приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец из расходящихся в сторону лучей. Это было изображение бога Гелиоса — покровителя лучей. Считалось, что остров поднят со дна моря велением этого бога.Автором статуи был представитель Родосской шкоды скульптор Харес, ученик Дисиппа. Конструкция гигантской статуи состояла из трех массивных каменных столбов, выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками. Предположительно сечение железных брусков на уровне щиколотки статуи составляло примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой железного каркаса, который покрыли чеканными листами бронзы толщиной 1,6 мм.Статуя сооружалась 12 лет. Всё выше вырастала статуя, спрятанная в растущей вместе с ней земляной насыпи, на которой работали мастера. Когда голову статуи украсили лучистым венцом и насыпь разобрали, поражённые родосцы увидели великолепное произведение искусства. Быстро распространилась молва об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма короткой, но слава прочной. В 226 году до н.э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю. Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению, восстановить статую не удалось (Оракул запретил новый монтаж). Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Только в 977 году арабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку. Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.От появления до разрушения этого памятника прошло всего 56 лет. И все же Колосс занял своё место среди остальных архитектурных памятников. “Даже будучи расположенным на земле, это является чудом “, сказал Плиний Старший. Колосс Родосский не был только гигантской статуей. Он был символом единства людей, населявших этот Средиземноморский остров - Родес. Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например Французского скульптора Августа Бартолди, известного своей работой “Статуя Свободы”.Александрийский маякВ 332–331 гг. до н. э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта — Александрию. Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон (музей - храм муз) - один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нем не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывается чуть ли не 700 тысяч книг. Александрия был самым богатым городом своего времени, поэтому в ней возводилось много замечательных сооружений, к которым и принадлежит Александрийский маяк на скалистом острове Форос близ дельты Нила.Строительство и использование маяков началось с развитием мореплавания. Сначала маяки не имели ничего общего с современными сооружениями; в непогоду на высоких берегах разводились большие костры. Значительно позже люди стали возводить искусственные сооружения. Одним из семи чудес древнего мира является Александрийский, или Форосский светящийся маяк, сооруженный в 283 г. до н. э. Строительство этого гиганта заняло всего 5 лет, что само по себе примечательно.Основным строительным материалом для маяка послу жили известняк, мрамор и гранит. Маяк состоял из трех башен, поставленных одна на другую. Высота маяка по одним данным была 120 м, по другим — 130 — 140, по некоторым современным публикациям — 180 м.Основание нижней башни было квадратное, размер стороны 30,5 м. Нижняя башня, высотой 60 м, была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой. Средняя, восьмигранная, башня, высотой в 40 м, облицована беломраморными плитами. Верхняя башня - фонарь -круглая, с куполом, установленном на гранитных колоннах, была увенчана огромной (8 м) бронзовой статуей покровителя морей Посейдона.На верхушке башни в объемной бронзовой чаше постоянно тлел древесный уголь, при помощи сложной системы зеркал отблеск углей отражался на 100 миль, указывая место нахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для маяка.Кроме своей основной функции маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Система металлических зеркал использовалась и для обзора морского пространства, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появятся у берега. Здесь же имелись флюгер, часы и астрономические приборы.Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим размерам и сложной отражательной системе был единственным сооружением такого типа. Простоял он около 1500 лет, неся службу светоча. Маяк дважды страдал от землетрясений, его восстанавливали, но все равно крепкие морские ветры окончательно разрушили старые стены. Позже на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость. Каменные остатки «чуда света» были встроены в Кайт-Бей, где находятся и поныне. Название острова превратилось в символ; слово «форос» стало означать «маяк», от него образовалось и современное слово «фара».В 1961 г. во время исследования прибрежных вод аквалангистами были найдены статуи, саркофаги, шкатулки из мрамора. В 1980 г. международная группа археологов обнаружила на морском дне остатки Форосского маяка.ЗаключениеИтак, в нашей работе мы ознакомились с такими выдающимися культурными памятниками, которые принято называть и относить к «чудесам света».Большой вклад в строительство и создание этих памятников был сделан древними народами Египта и Греции.Древние народы Египта представляются нам как носители высшей цивилизации, прибывшие как будто из другого мира. Они смогли создать уникальный и неповторимый опыт, создав произведения искусства огромной ценности (для всего будущего человечества), выходящие за временные рамки. Строительство пирамиды Хеопса в ту эпоху, когда еще не знали железа и колеса, до сих пор остается необъяснимой загадкой.Древняя Греция, несмотря на небольшую по своим размерам (если смотреть карту мира) территорию, стала великой колыбелью античной культуры. Сила и слава античного искусства оказалась вечной. Так художник, пройдя ученичество, и став зрелым мастером, снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни.И в этих маленьких, казалось бы, примитивных мирках, родились и расцвели гигантские духовные культуры, не состарившиеся даже через тысячелетия. Не чудо ли это?А «семь чудес света», созданные древними мастерами, поражавшие воображение современников, продолжают вдохновлять художников, архитекторов и поэтов последующих поколений.

en.coolreferat.com

1. Общие особенности развития культуры Древнего Мира

Большой регион, что называется Древним Миром, простирается с запада на восток от современного Туниса, где находился Карфаген, до современных Китая и Индонезии, а с севера на юг - от Кавказских гор и Аральского моря до Эфиопии. Здесь в древности существовали многочисленные государства, что сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии мировой цивилизации. Отличные условия для сельского хозяйства в бассейнах рек, обмен и торговля с соседними племенами способствовали быстрому развитию производительных сил, возникновению крупных поселений, некоторые из которых выросли в города. Вообще, город (как следствие процесса урбанизации) стало принципиально новым явлением в истории человечества; оно становится центром управления, ремесленного производства, религии и искусства.

Цивилизации Древнего Мира учреждались на рабовласницькій социально-экономической системе, по которой общество делится на три основных класса: рабов, мелких свободных производителей и господствующий класс, в состав которого входили землевласницька, придворная и чиновничья аристократия, командный состав армии, жречество и богатая верхушка земледельческих общин. Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин обусловила рост роли государственной власти, создания специфической формы такой власти - неограниченной монархии, которую часто называют «восточной деспотией». Царь был не только носителем всей полноты власти (законодательной, исполнительной, судебной), но и признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов.

Первые рабовладельческие цивилизации сформировались на рубеже IV-III тыс. до н.э. в Єгипті и Месопотамии; они во многом определили весь дальнейшее развитие Ближнего Востока. На протяжении II - первой пол. I тыс. до н.э. продолжается расписание первобытнообщинного строя и возникновение рабовладельческих государств в других частях Древнего Мира. Города-государства (полиса) состоят в Восточном Средиземноморье (Угарит, Ебла, Библ и др.), в Малой Азии и Северной Месопотамии формируются Хеттский и Ассирийская государства, закладываются основы индийской и китайской цивилизации. В середине - второй половине i тыс. до н.э. древние цивилизации Ближнего Востока постепенно приходят в упадок: Ассирийская империя уступает место гегемона Нововавілонській государстве (VII-VI вв. до н.э.), которая, в свою очередь - Персидской империи Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.). С завоеванием этой последней Александром Македонским в 334-331 гг. до н.э. цивилизация региона начинает затухать. Зато начинается расцвет Древней Индии и Китая, которая длится до середины I тыс. н.э.

Народы Древнего Мира создали исключительно богатую культуру, которая оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Именно они разработали первые мифологично-религиозные учения и теологические системы, которые побудили возникновения древнеиндийской и древнекитайской и древнегреческой философии и монотеистических концепций Ветхого и Нового Завета. Именно здесь были созданы ієрогліфіка и клинопись, которые развились в алфавитные системы письменности, заимствованные греками, римлянами и многими другими народами мира. Гениальные «Эпос о Гильгамеше», «Сказание Сінухе», произведения древнееврейских мыслителей и поэтов («Книга Иова», «Книга Екклезіаста» и др.), священная книга иранских народов «Авеста», индийские Веды, «Махабхарата» и «Рамаяна», китайские «Лунь юй» и «Дао дэ цзин», древнеегипетские пирамиды, месопотамские зіккурати, дворцы Ассирии и Персии, успехи жрецов-мыслителей в областях медицины, математики, астрономии - вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой цивилизации.

Следующим этапом развития культуры Древнего Мира стали цивилизации Греции и Рима. По всей разнообразия, этим культурам присуща внутренняя единство, которое позволяет объединить их общим названием - античная культура (от лат. antiquus - древний). Современная наука рассматривает культуру Античности в неразрывной связи с историей формирования, расцвета и гибели рабовладельческого строя в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и сопредельных стран в период с III тыс. до н.э. по V в. н. э. Собственно говоря, сáме рабство сделало возможным осуществление разделения труда между земледелием и ремеслами, и таким способом создало условия для расцвета культуры Античности. Наиболее цветущую пору существования античного общества составляет тот период, когда рабовладение набирает классической формы, по которой труженик рассматривается как instrumentum semivocale (наделено голосом орудия труда).

Одна из центральных проблем понимания Древнего Мира - осмысление многообразие и уникальности архаических культур, удаленных от современности в историческом времени и пространстве. Несомненно, древние культуры в совокупности своих достижений и их значимости для настоящего составляют определенную цивилизационную единство, представляются нам хотя и закономерным, но уникальным этапом всемирно-исторического развития. В данном контексте неповторимость древних цивилизаций видится в их единстве, совокупности важнейших признаков, которые придают им принципиальные отличия как от первобытных культур, так и от цивилизаций, которые пришли им на смену.

С точки зрения современной цивилизации, в свете ретроспективного (то есть, обращенного в прошлое) видение, древние культуры получают значимость прежде всего в своих достижениях, послужившие «кирпичиками» для создания современного научно-технического мира. Но есть и такие подходы, в которых культура и цивилизация разделяются по самой своей функцией: культура оказывается способом существования этноса, преодоление им исторического пространства, обычно на одной и той же географической площади. Цивилизация же рассматривается как техническая, интеллектуальный, моральный и т.д. «оснащенность» культуры. В данном случае, как это было уже в Шпенглера, на первый план выступают своеобразие и уникальность различного типа культур, что хранят во времени свое историческое ядро и сосуществуют, оставаясь взаимно непроницаемыми друг для друга.

Историческая ретроспектива в этом случае оказывается разрушенной, а любое рассмотрение истории мировой культуры в плане эволюционного (с революционными скачками) механизма становится несостоятельным. Более того, обязательность современного состояния общества для всех типов культур ставится под вопрос, ответы на которые находятся в далеком прошлом, в інваріантах культурного развития. Похоже, эту инвариантность осознавали уже сами древние, в частности греки - первые европейцы, что столкнулись с Древним Востоком, с персами и разошлись с ними в оценке человека и человеческой свободы; путешествуя в Египетского и удивляясь величия и монументальности египетских пирамид и всей его культуры.

Охарактеризовать разницы культур Древнего Востока и Древнего Запада, не противопоставляя их друг другу, позволяет теория осевого времени, что принадлежит немецкому философу Карлу Ясперсу, который считает, что осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, что существовали тысячелетиями. Ось мировой истории, согласно Ясперса, следует отнести в середине I тыс. до н.э., до тех духовных событий, происходивших между 800 и 200 гг. до н.э. на всем протяжении от Запада до Востока. Именно тогда произошел основной исторический поворот - появился человек современного типа. Приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом, производятся основные понятия и категории, которыми мы пользуемся до сих пор, закладываются основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда; в Китае получили развитие мощные философские школы конфуцианства и даосизма, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступили пророки, в Греции - была эпоха Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагіків, Фукидид и Архимеда.

Суть изменений, которые произошли почти одновременно в упомянутых культурах заключается в определенном духовном озарении (вдохновленные): перед человеком открывается ужас мира и собственная беспомощность, она ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые ею на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Индивидуальное сознание основывается на рефлексии, сознание осознает сознание, новая, настоящая человек, выходя за пределы своего собственного существования, способен слушать и понимать то, о чем он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

Интенсивное духовное движение Ясперс обнаруживает в трех мирах: Китай, Индия, Эллада и Ближний Восток. Здесь традиции прошлого обновлялись и развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания. В то же время осевое время ознаменовал исчезновения тех величественных древних культур, в которых человек не достиг подлинного самосознания, как это произошло с египетской и месопотамской.

Обращение к концепции Ясперса позволяет выяснить, что разницы между Востоком и Западом не имеют абсолютного характера. Те особенности, которые исследователи обычно находят в культурах Востока - их устойчивость, недвижимость, традиционализм - относятся к их доосьового периода. И хотя традиции доосьового времени вошли в культуру післяосьового, эти культуры динамично развивались. Их ослабление и упадок отмечается с 1500 г., когда Европа вступает на путь своего неизвестного ранее продвижения вперед. При этом сами восточные культуры оказываются непохожими друг на друга в своем отношении к осевого времени, демонстрируя разнообразие типов древних культур, поливариантность мирового культурного развития.

Западный мир не столько отличается от Востока в своей полярности с ним, сколько несет ее в самом себе, своей самосознания. Радикальность, которую привнес в мир Заход в своем тысячелетнем развития, понимается и конкретизируется, если поставить вопрос, почему наука и техника возникли только на Западе? Или владел Мероприятие уже в осевое время некой своеобразием, последствия которой оказались в следующую эпоху? Заложены ли было уже в осевое время то, что позже обнаружило себя в науке?

banauka.ru


Смотрите также