Древние кхмерские храмы. Небесные города Кхмерской империи в Камбодже и Лаосе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние храмы империи Кхмеров. Древние кхмерские храмы


Древние храмы империи Кхмеров

Храм Ват Фу , ЛаосХрам Ват Фу , ЛаосТысячи туристов отправляются в Камбоджу, чтобы увидеть своими глазами величественные храмы Ангкора, построенные во времена  Кхмерской империи, которая существовала с  9 по 13 века н.э.  Все желают прикоснуться к манящему прошлому Камбоджи, посетить чудо света, которое разгадывают и исследуют уже более 100 лет учёные со всего мира, стараясь постичь истину далёких предков населявших азиатские земли.

Но мало кто из туристов обращает внимание, что территория великой Кхмерской империи в былые времена включала в себя не только Камбоджу, но и земли современных  Лаоса, Вьетнама и Таиланда. А храмы могучей державы  разбросаны в джунглях на этих территориях. На юге  Лаоса в провинции Чампассак (Champassak) на склоне священной горы Фу Ко (Phou Kao) находится полуразрушенный храмовый комплекс  Ват Фу (Wat Phou), построенный в эпоху Ангкора.  Очень интересно прослеживать следы  империи кхмеров на территории Лаоса. Я решила отправиться в этот район, чтобы сравнить стиль  местных построек с храмовыми комплексами на территории Камбоджи.

Имея лишь один день на посещения храмов, я долго колебалась.  Совершить подобное путешествие в столь короткие сроки по началу казалось нереальным, но перспектива испытать удачу и оценить духовное наследие кхмеров прельщала воображение  настолько, что я решилась. Дорога от  Паксе до Чампассака в лучшем случае занимает полтора часа – сначала на автобусе (которые здесь ходят без особого расписания, по мере сбора людей), затем переправой через реку в места, где тянутся тропические лаосские деревни.

Надо отметить, что в Лаосе время настолько тягуче и вязко, а жители беспечны и неторопливы, что собственный ритм жизни замедляется, а ум стремится созерцать вечные ценности мироздания. Неизвестно, то ли виной тому палящее тропическое солнце, то ли медлительность составляет национальную черту местного люда, но постепенно начинаешь ориентироваться в этом мире без спешки и расписаний, где «добраться до места во время» заменяется понятием «добраться до места Сегодня».

В Чампассак  я  добралась к обеду, и  была поражена обилием  сельских гест-хаусов, предлагающих свои услуги – от ночлега  до поездки к местным достопримечательностям. Сторговавшись  с хозяином  одного из  гест-хаусов за 8 $ , до храмов я доехала на мотоцикле, условившись с водителем встретиться здесь через два часа.

Весь путь по грунтовой дороге со свистом и ветром проносились перед глазами пейзажи безмятежно пустынных лаосских полей. Но вот мы подъехали к двум живописным озёрам, которые, как и положено любому озеру на священной территории, за последние 10 веков обросли легендами.

Меня пригласили пройти в музей, где собраны статуи и артефакты кхмерской архитектуры.

Снимаю обувь и прохожу в просторный мраморный зал. И словно оказываюсь снова в Камбодже,  – статуи слонов и львов, осколки плит с сакральными надписями на санскрите, камни с ангкоровских храмов, – всё напоминает мне храм Ангкор Ват.

Оставляю музей позади и окунаюсь в атмосферу древних кхмерских богов и священных атрибутов. Здесь в отдалении на фоне живописной горы высятся постройки полуразрушенных храмов ангкоровского типа, какие я также видела в Камбодже.

ЛаосЛаосМесто поистине блистает красотой и величием. Зелёная гора, перед которой искрятся в лучах солнца изумрудные зеркала озёр, дорога из древних каменных плит, ведущая к вершине горы, – столь очаровательный пейзаж  превратил  кхмерский храм  Ват Фу в один из самых популярных для паломника мест.

Снимаю обувь  и ступаю босиком по древним истёршимся плитам. Невероятное ощущение, что ты попал в прошлое на 10 веков назад, а по этой самой тропе шли когда-то  рабы, паломники, жрецы и императоры,  -  шли, чтобы вознести молитвы  индуистским богам.   Здесь сама атмосфера пропитана тайной и торжественностью.

Строительство храмового комплекса Ват Фу началось ещё в 7 веке, пережив войны и разрушения, он вновь был построен в 11-12 веке.  Храм расположен на 6 разных уровнях, терассах соединённых между собой ступенькам. Большинство тропинок рукотворные, но на вершине горы образовалась  природная терасса, где берёт начало  родник.  Когда-то главное святилище было  посвящено богу Шиве. Но со сменой императорской власти индуистские божества постепенно  заменились буддийскими, и сейчас на месте статуи Шивы восседает статуя Будды. Переориентированный с индуизма на буддизм ещё в 13 веке, Ват Фу до сих пор играет важную роль в религии местных жителей. В феврале, в полнолуние третьего лунного месяца, жители Чампассака проводят традиционный  фестиваль, который включает разные мероприятия, такие как гонки на слонах, состязания быков, петушиные бои и феерические представления.

Но я оказываюсь в этих местах в конце апреля, когда всё тихо и почти пустынно. Прохожу по тропе мимо храмов, забитых в некоторых местах деревянными досками, видимо на период реставрации.  Тут же вижу тайских туристов, слушающих объяснения лаосского гида. При знакомстве с ними выясняется, что тайский и лаосский языки похожи настолько, что жители двух разных стран прекрасно понимают друг друга. Разница лишь в произношении и написании некоторых слов. И я задумываюсь, насколько же наглядно лингвистический аспект выявляет  связь времён и связь соседствующих народов.

Я общаюсь с семнадцатилетней тайской девушкой Эмми, которая неплохо владеет английским, поскольку училась в Австралии. Она переводит мне объяснения и рассказы гида.

Мы поднимаемся с ними на гору по узким каменным ступеням, в окружении пальмовых деревьев. Во время подъёма благодаря нашему гиду  мы с лёгкостью находим среди буйной растительности места силы.

Первая остановка – это алтарь с буддийскими божествами, перед которыми все, по восточной манере, почтительно опускаются на колени, сложив ладони вместе. Затем каждый из тайских паломников подходит  к статуе и с глубоким поклоном читает молитву или просит у божества всяческих благ.

Оставив символические подношения богам, двигаемся дальше и на этот раз подходим к целительному источнику. Хотя по поверью святая вода излечивает разные болезни, на серых камнях она выглядит зеленовато – болотного цвета. Не без брезгливости я смотрю, как туристы умываются из крохотного ручейка. Но как говорится, если вера сильна, то даже обычная вода способна творить чудеса.

Кульминацией нашего восхождения стала остановка у буддийского святилища возле вершины. По традиции паломники могут вытянуть себе важное предсказание, видимо, специально напечатанное божеством для туристов. И мы по очереди вытаскиваем бумажки с загадочными лаосскими письменами. Гид разъясняет нам значение каждого предсказания. Когда очередь доходит до меня, и гид обсуждает мой свиток с остальной группой,  я вижу озадаченные лица. Наконец,  добиваюсь разъяснений у Эмми. Но вместо длинного пророчества она лишь говорит: «Есть у тебя потеря. Но смысл такой, что в итоге ты обретёшь то, что ты потеряла».     Потерь на тот момент у меня было несколько. Но как могли древние боги, почитаемые кхмерами, знать, что меня через несколько дней действительно ждёт крупная потеря, до сих пор остаётся загадкой.

Храм Ват Фу, ЛаосХрам Ват Фу, Лаос

С вершины горы открывается потрясающий вид на всю территорию кхмерских священных мест, и мы фотографируемся на фоне ярких картин храмов и озёр.  На обратном пути  Эмми находит розовый храмовый цветок с четырьмя лепестками, что является редкостью (обычно лепестков три) и по поверью азиатских народов приносит удачу. Насладившись закатом  солнца, осветившим пурпурно-алым сиянием остатки храмовых сооружений Кхмеров, мы дружной командой отправляемся в обратный путь на микроавтобусе с кондиционером и жизнь кажется ещё прекрасней…

Автор статьи - Елена Гулевич

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Поддержите наш проект - кликните по рекламке:

daogeo.ru

Храмы Великих Кхмеров

Раздел: Отчёты

29.12.14, Anna Kambarova

Не помню, где и когда услышала про храмы Ангкора. Но знаю точно, что с детства хотела оказаться там. Это одно из тех мест в моем списке, которые я должна была увидеть своими глазами.

Немного о том, где это находится. Итак, Камбоджа. Что я знала о ней. Собственно говоря, только то, что ребенка оттуда усыновила Анджелина Джоли, и кровавую часть истории страны, связанную с режимом красных кхмеров. Сейчас Камбоджа пытается восстановить свои силы, но ей предстоит проделать еще очень длинный путь к былому богатству.

Когда проходишь границу, навстречу тянутся вереницы повозок  с запыхавшимися камбоджийцами. Все они что-то везут, кричат друг другу и смеются. Мимо проносятся мопеды, умудряющиеся быстро перестроиться на другую сторону дороги (в Таиланде левостороннее движение). Кругом снуют попрошайки. Непроизвольно рука постоянно тянется к сумке со стандартной проверкой “все ли на месте”.

Город Пойпет начинается с казино. Вернее сказать, небольшая нейтральная зона между границей и Пойпетом начинается с казино, так как в Камбодже азартные игры запрещены. Садимся в автобус и едем в древнюю столицу кхмерской империи, едем в Сием-Риеп. В его окрестностях расположены храмы Ангкора. В этом городе уже значительно чище, много отелей и магазинов.

Байон
Раннее утро. Фотографируемся на пропуска (стоимость билета на один день 20$). Их будут рьяно проверять на входе в каждый храм. Еще прохладно. Солнце чуть проступает через деревья. Мы подъехали к первому комплексу - Байону. Также его называют храмом “тысячи лиц”. Говорят, что Киплинг написал “Книгу джунглей” под впечатлением от этого места. Нам везет. Внутри почти нет туристов. Только неугомонные полицейские предлагают свои значки в качестве сувениров. У меня не хватает слов, чтобы описать все чувства, которые испытываешь, находясь среди руин древнего храма. Вокруг джунгли, поют птицы, свет лениво падает на камни.
        
   На стенах танцуют апсары.
Та Кео
Следующий - Та Кео, или проклятый храм. По легенде во время строительства в него ударила молния. Это посчитали плохим знаком и остановили строительство. Сейчас его приводят в порядок китайские реставраторы, но, как видно, денег выделяют мало, и работы проводятся очень медленно. Честно говоря, этот храм мне запомнился меньше всего. Самый красивый вид открывается на его смотровой площадке.  
        
Та Пром
Тот самый Та Пром - место съемок нескольких сцен из “Лары Крофт”. Храм, поглощенный деревьями. На подходе к нему вас облепляют камбоджийские дети. Маленькие предприниматели пытаются всучить вам десяток магнитов, дудки, старые банкноты, штаны и т.п. При этом надувают губки, если ничего у них не берешь.                  

Меня удивило, что они знали про существование динозавров.  

Ангкор Ват
И вот наконец-то Ангкор Ват. Солнце высоко. Настала обещанная жара. Длинные строи китайских туристов идут за своими гидами (они 99% случаев передвигаются группами). Непременно в руках у их предводителей развиваются флажки. Мы переходим мост через ров с зеленоватой водой и попадаем на территорию комплекса. Опять за нами носятся куча детей, предлагающих совершить лучшую сделку в нашей жизни и купить у них все оптом. К сожалению, в тот день был перекрыт вход на третий уровень построек, куда раньше могли подниматься только короли и жрецы.               Поражает, как в те времена умудрились построить такое. И невероятно печалит, как могли все это разрушить. Мир столько денег тратит на войны, а мог бы восстановить нечто прекрасное, чем бы еще десятилетиями восхищались следующие поколения.

to be continued...

Нет комментариев

Отчёты читателей

mishka.travel

Big Asian Trip. Древние храмы Камбоджи

Начинать всегда трудно. Но как бы ни было, воспоминания это всегда еще один шанс окунуться в теплый океан, пройтись по белоснежному песку и вдохнуть пряный воздух Азии. Я не знаю, получится ли у нас еще раз побывать здесь. Возможно, это было мое последнее путешествие по ЮВА...Но давайте лучше не будем зарекаться, а я начну рассказ о наших странствиях.

Сегодня будет первая часть нашего путешествия- Бангкок и Сием Рип, культурная столица Камбоджи и город сотни храмов. Вот здесь есть подробная карта маршрута, а ниже показан полностью Камбоджийский участок.

01.

Прилет в Бангкок. Khao San road

Мы прилетели в Бангкок рано утром, поэтому жутко хотели спать, мыться и удовлетворить все прочие желания изможденного организма :) Из аэропорта мы ломанулись на наземном метро BTS в самое сердце бэкпекерского Бангкока- Khao San road.

02.

Там мы быстренько нашли номер за 300 батт- ничего лишнего, просто переночевать. Перекусили в ближайшей кафешке и вырубились акклиматизироваться. Через 3 часа акклиматизация успешно закончилась и мы пошли бродить по вечереющему Бангкоку. Времени в городе у нас было совсем мало, только до следующего утра. Впереди были храмы Камбоджи, поэтому в Бангкоке мы просто бродили по улочкам, прокатились на лодочке по закатной Чао Прайа и сгоняли на самый высокий небоскреб Таиланда, 85-ти этажный Baiyoke sky, высотой 328 метров.

Виды с него открываются может быть и хорошие, но верхняя площадка вращается вокруг оси небоскреба, а по периметру установлено стекло. Поэтому оставалось фотать наобум с рук, вытянув их над стеклом. Вот что из этого получилось:

03.

04.

Еще на входе, когда я узнавал стоимость билетов в кассе, ко мне подошел чувачок и на чистейшем русском поинтересовался не хочу ли я попасть наверх "несколько дешевле", чем за официальную цену. Официальная цена, стоит заметить, не радовала. Ну как же могут обрадовать 900 батт/чел (~900 руб) за какую-то непонятную смотровую площадку! Короче чувак предложил что-то около 500 батт/чел, включая ужин в верхнем ресторане. Вобщем мы согласились и он окольными путями провел нас наверх, в ресторан. Ужин нам понравился- шведский стол, куча морепродуктов, всевозможных шашлычков, салатов, фрутов. Забегая вперед, скажу что это был самый офигенский ужин за все путешествие. Да еще и с таким прекрасным видом!

05.

06.

Потом был массаж и прогулка по Khao San road. Если кто-то там был, объясните пожалуйста прелесть этого места? Меня абсолютно не вдохновляют толпы бухих туристов, орущих в караоке и слоняющиеся в поисках жертв трансвеститы)) Вердикт- говно. Вот только собака-грустяка осталась на память от этого злачного места.

07.

Отъезд в Сием Рип

На следующее утро подъем в 6-00, такси до северного автовокзала (Morchit Bus Terminal) и автобус до пограничного городка Aranyaprathet. Затем быстренько проходим границу, ставим визу за 22$. Вообще виза стоит 20 баксов, но 2 бакинских взяли "за скорость". А если препираться, могут вообще завернуть и будешь там на границе куковать пол дня! коррупция етить...Мы не парились за 2 бакса, поэтому нам быстренько вклеили визы и через 5 минут мы оказались в Королевстве Комбоджа, стране больших возможностей и еще большей коррупции :)

08.

На выходе с блок-поста нас уже поджидали "помогалы", которые быстренько нарулили нам машину и мы вместе с парочкой из Голландии погнали в Сием Рип. До Сием Рипа доехали уже совсем затемно и опять попали в лапы местных "помогал", которые нашли нам довольно неплохой отельчик за 25$ с басиком и завтраком. Кому надо- забирайте Siem Reap Riverside, 481 Sivatha Blvd, Vihea Chen Villadge (+855) 12 517 000. Время было уже поздно, поэтому мы быстренько вселились, купнулись в басике и пошли в город. Нужно было еще решить что делать на следующий день.

Храмы в джунглях: Koh Ker и Beng Mealea

А на следующий день я поехал в Koh Ker. Анна решила поватничать у бассейна, приведя непоколебимый аргумент "ну и чо я не видела в этих развалинах?!?" Фишка в том, что основная масса турья прет из тайской Паттайи в Сием Рип и сто-пятьсот миллионов туристов шляются по Ангкор Ватту. По сути Ангкор это безусловно круто...но очень, очень попсово. Но если немного отъехать в сторону, киллометров на 50-80, то можно увидеть реально крутые вещи, без толп турья и поймать совсем другую атмосферу. И вот тут даже небольшая кучка древних камней, поросших мхом, сделает вам такое настроение и атмосферу, что никакой Та Пром тут рядом не стоял!

Итак, первым делом водила меня привез в Koh Ker. 1000 лет назад здесь была столица кхмерской империи, но то что осталось здесь сейчас- лишь развалины.

09.

Которые окружают многовековые реликтовые деревья

10.

По историческим данным, этот комплекс построил девараджа Джаяварман IV. Это был узурпатор, не имевший прямых наследственных прав на престол — он был дядей малолетнего наследника. Обладая некими секретными знаниями, почерпнутыми якобы в общении с индуистским повелителем мира мертвых демоном Марой, он сумел перебить всех прямых претендентов на престол и захватить власть.

Развалины бывшей кхмерской столицы пытаются держать в порядке, сделали деревянные тропинки и укрепили основания разрушающихся храмов. Но в целом впечатление абсолютной победы времени над творением рук человеческих.

11.

12.

Когда-то стоявшие прямо колонны, просто упали как доминошки...

13.

В центре храмового комплекса возвышается пирамида Prasat Thom. Согласно легендам в центре на вершине пирамиды был «проход в ад» через отвесный вертикальный колодец. Именно в него король-бог Джаяварман IV сбрасывал своих жертв, которыми «потчевал» демона Мару. По утверждениям эзотериков колодец заканчивается в некоем пространстве в основании пирамиды, которое содержит порог или дверь между миром демонов и человеческим миром.

Связываться с демонами не хотелось, поэтому я обошел вокруг пирамиды, повстречав только какую-то странную бабку с безумными глазами и свалил от греха подальше. Но вот здесь есть очень крутая история о том, как пара русских диггеров-археологов проникла внутрь шахты и что они там увидели.

14.

Король Джаяварман IV продержался на престоле ровно шестнадцать лет. Нет никаких данных о деталях его смерти и где он похоронен. Известно лишь, что после его смерти город был брошен незавершенным и среди кхмеров пользовался дурной славой.

15.

16.

В окрестностях Koh Ker ошивается небольшое колличество попрошаек и детей, которые просекли фишку с позированием и клянчат копеечку. Тетенька вот притомилась деньги клянчить, задремала в теньке.

17.

Камбоджийские карапузы. Вообще детишки там очень красивые и фотогеничные...

18.

19.

20.

Поехали дальше!

21.

Ну и напоследок- десерт. Самый харизматичный Prasat Pram. Корни деревьев оплетают башни храма и разрушают их.

22.

Если на несколько лет прекратить очистку территории от леса, джунгли легко отвоюют эту местность у человека.

23.

Внутри башенок ничего особенного, но все равно немного жутковато в абсолютном одиночестве. Только цикады стрекочут.

24.

25.

Все, дальше едем в Beng Mealea. Вход охраняют огромные кобры! Что то мне не по себе...:)

26.

Вот это крутяк! Если комплекс Koh Ker представляет из себя отдельно стоящие небольшие храмы, между которыми нужно как то передвигаться, то здесь огромный храмовый комплекс полностью зарос лесом и как бы состовляет сейчас с ним единое целое.

27.

Появляется молодой камбоджийский шалопай и плавненько раскручивает меня на экскурсию по каменным катакомбам. Ну чтож, я не против :)

28.

Пацаненок провел меня какими-то козьими тропами туда, куда не ступала нога китайского туриста...

29.

...получил доллар и был таков! поскакал с друзьями-приятелями дальше :)

30.

Очень жаль, что я приехал в Beng Mealea уже практически на закате и провел там всего около часа, до наступления темноты. Я бы с удовольствием полазил по этим величественным развалинам еще! Когда стемнело, джунгли ожили и стало немного "стремно", поэтому я прыгнул в машину и свалил в Сием Рип. На следующий день был запланирован величественный, но попсовый Ангкор.

31.

Главный храм Камбоджи Angkor (Ta Prohm, Bayon, Angkor Wat)

Ангкор довольно большой комплекс, поэтому если вы решили заценить все самые крутые места за один день, как я , то вам просто необходимо как то передвигаться между скоплениями древних камней, по которым лазиют туристы. Поэтому днем ранее я договорился с пройдохой-туктукером и за 10$ нанял его на весь день. Тук-тукер заехал за мной около 8 часов утра. Многие едут в Ангкор Ват встречать рассвет в 5 утра, но я нихера не понимаю такого счастья- ломиться куда-то ни свет- ни заря ради сомнительного удовольствия и фотать в окружении еще 150-ти таких же чудиков :) Я лучше пофотаю все то же самое на закате в окружении 300 таких же чудиков как я =) Разницы не заметите, да хоть выспитесь! Ну приехал я значит такой в 8-30 в Ta Prohm, думаю щас по утреннему холодку пофотаю, да еще и туристов поменьше будет. Хрен там был! Через полчаса я весь потный в окружении полу-миллиона туристос проклинал яркое солнце, которое выжигало все мои фотки!

Все таки оказалось, что лучшее время для фоток в этом многолюдном комплексе все таки наверно рано утром, с рассвета до 7-8 утра и совсем перед закрытием, когда все свалят смотреть закат.

32.

Тут все гораздо круче, чем в Koh Ker по масштабам и деревья просто поражают своим гигантизмом!

33.

Кстати этот храм был умышленно оставлен на милость джунглям.

34.

Вскоре подтянулись соотечественники с Паттайи. Но японские "киски" мало чем отличаются от наших. Они так же позируют на фоне руин и гигантских деревьев для своих, японских "однокласников" :))

35.

Попытался "заруфить" Та Пром=) Наверх забрался, сделал пару фоток, но добрые камбоджийские охранники меня тут же согнали вниз :) Потом долго ходили за мной попятам и следили, чтобы я никуда не залез.

36.

Очень крутое и красивое дерево! Я его назвал "Спрут" :) Возможно у него есть какое-то другое название, если знаете- подскажите!

37.

А вот это круто, зацените: На территории храма проживало 12 640 человек, храму подчинялось 3 140 деревень с населением в 79 365 человек (!!!). К слову, территория там совсем небольшая и я не представляю как там уместилось бы 12,5 тыщ. человек...хотя...Кхмеры такие кхмеры, малюсенькие совсем :))

38.

На фоне этого дерева все устраивают фото-сессии. Оно называется "дерево Анжелины Джоли". К слову, в этом храме снимали "Лара Крофт: Расхитительница гробниц". Посмотрите 43-45 минуты фильма и увидите воочию красоты Та Прома, только без китайских туристов, зато с красоткой Джоли :)) Ну или на крайняк вот это видео о том как снимали фильм с отметки 4:30.

39.

Так, ну все, пора на выход. Нужно еще посмотреть Bayon до обеда :)

40.

Поэтому находим тук-тукера, спящего в теньке и на всех парах едем навстречу Байону и его 200-там лицам. Улыбка, которую вы видите на фотографиях, получила своё уникальное название - "Улыбка Байонга".

41.

Историки полагают, что четыре лица, расположенные с четырёх направлений обозначают короля Джаярвармана и символизируют его вездесущьность.

42.

Основная группа учёных считает, что Байон был построен спустя почти 100 лет после Ангкор Вата, но фокус заключается в том, что фундамент и основная структура на которой стоит Байон построена за много стлетий до самого Ангкора, это тоже признают все учёные, что доказывается углеродным анализом.

43.

Байон соперничает по популярности с Ангор Ватом и является самым загадочным и мистическим строением всего огромного Ангкора. Как это всё может стоять без единой капли цемента или любого другого связывающего материала, учёные до сих пор ответить не могут, а главное не могут восстановить Байон, те ми же методами, которыми он возводился.

44.

Впрочем долго тут задерживаться тоже не стоит, слишком жарко. Поэтому быстренько поднимаемся на Baphuon...

45.

...пробегаюсь по Аллее Слонов (Terrace of the Elephants) и сваливаю в отель. Уже полдень и солнце палит нещадно! Так что непременно нужно быстренько окунуться в бассейн и смыть с себя многовековую пыль истории=)))

46.

После обеда мы уже вдвоем с Аннушкой поехали в самый именитый комплекс- Ангкор Ват. Народу- тьма!

47.

Солнце уже не так жарит, поэтому мы прячемся в тенистых коридорах Ангкор Вата и рассматриваем барельефы.

48.

На главной площади устраивают представление. За денюжку можно сфотаться с "ряженными". Я злостно нарушаю правила, поэтому девушка справа испепелила меня взглядом! У нее так и читается во взгляде "Эй, хмырь, What the fuck ???!!??!!"

49.

Аннушка раскрыла тему сисек. totaren, сбылась твоя мечта!

50.

Адовый пиздец из туристов. Жесть. Как к Ильичу в лучшие годы

51.

Только в одном месте нашел боле-менее нормальный ракурс без большого скопления народа.

52.

Правила созданы для того, чтобы их нарушать, так? Поэтому вылезаем за оградку и фотаемся как ни в чем не бывало. Парочка немцев рядом заохала- "Полиции на вас нет!"Бабульки везде одинаковые, что в России, что в Германии :)

53.

Традиционные попрыгушки! Когда- нибудь я сделаю отдельный пост про попрыгушки в разных концах земного шара=)

54.

Тем временем долгожданный закат. Точнее пред-закат, но все равно видок ничего вышел, а? И вставать в 5 утра не надо было :))

55.

Кстати это только на карточке озерцо так живописно выглядит! На самом деле вполне себе обычный, небольшой прудик)

56.

Все! А теперь мчимся уже на закат в Phnom Bakheng. Невнятный какой то храм, но он стоит на самой вершине горы и по идее с него должны открываться отличные виды! Я стою на краю, пробравшись за одну из башенок. Через 20 секунд ко мне подойдет охранник и начнет долгую дискуссию о том, чтобы я сваливал)

57.

Отмазавшись от охранника, фоткаю монаха и едем домой!

58.

Через несколько часов мы уедем ночным автобусом в Сиануквиль, прекрасное местечко на побережье Сиамского залива. Это будет самое релаксовое место, где мы останавливались в этом путешествии. Оно пленило нас своей атмосферой и...Все! Хватит! Обо всем в следующий раз :) Кстати с культурной программой покончено, больше не будет таких нудных архитекнурно-исторических постов. Дальше только море, только солнце, только хардкор!

Спасибо что дочитали и...не переключайтесь!

lastdjedai.livejournal.com

Небесные города Кхмерской империи в Камбодже и Лаосе

Города кхмерской империиКамбоджа, одна из самых бедных стран в мире, известна своими архитектурными чудесами. Тысячи туристов ежегодно приезжают в жаркую страну Юго-Восточной Азии, чтобы полюбоваться знаменитым храмом Ангкор Ват — настоящим небесным городом Кхмерской империи. Однако это не единственный памятник архитектуры, существующий в Камбодже. И красота его прежде всего состоит в том, что нам, современным людям, непонятны технологии строительства.

Небесный город Ангкор Ват и его история

Ангкор Ват, находящийся всего в нескольких километрах от отелей в Сием Рип, являет собой образец городской архитектуры. Но таких городов было построено огромное множество по всей территории, которая некогда принадлежала Кхмерской империи. Сейчас кхмерские города и храмы можно встретить не только в Королевстве Камбоджа, но и Таиланде, Лаосе и Вьетнаме.  А возможно, и в Китае. Ведь именно туда ушел строитель Ангкор Вата, архитектор Пра Писнокар (Preah Pisnokar), когда был оскорблен правителем Пра Кетумелией.

Вид на Ангкор Ват сверху

Вид на Ангкор Ват сверху

Официальная история настаивает на том, что практически все сооружения, входящие в комплекс Ангкор Ват и Ангкор Том были построены с XI по XIII век разными кхмерскими королями. А конкретно Ангкор Ват был возведен при жизни короля Сорьявармана II. А вот местные легенды и сказки называют имя Пра Писнокара и ему одному приписывают строительство великих городов. Даже сейчас при начале строительства своих домиков, кхмеры вспоминают небесного архитектора и возносят ему молитвы.

Величавая лестница в небо, храм Пре Руп, Камбоджа

Величавая лестница в небо, храм Та Кео, Камбоджа

Сказка эта вполне проста и даже типична. Она рассказывает о великом короле, жившем в Камбодже. Он справедливо правил страной, однако у него не было сына,  а значит наследника, и это очень печалило короля. Когда же он попросил, уже будучи в преклонном возрасте, о последней милости у богов, те сжалились над ним. И бог Индра послал ему собственного сына, чтобы тот воплотился в принца Камбоджи и правил там. Так родился Пра Кетумелия.

В тот же день, когда благодать сошла на королеву в виде кольца света и окутало ее, на землю прилетели небесные танцовщицы, апсары. Они резвились в одном из красивых прудов недалеко от дома садовника из Китая по имени Та Сенг. Одна из апсар так восхитилась его маленьким, но прекрасным садиком, что не удержалась и сорвала шесть цветков, и с ними вернулась на небеса. Однако даже по небесным законам кража карается. И Типсода Чан вынуждена была вернуться обратно в Камбоджу в земном обличии и служить Те Сенгу шесть лет. Те Сенг был добрым и честным человеком, и апсара полюбила его. У них родился сын, Пра Писнокар. И с самого детства он показывал свой необычайный талант – он строил маленькие города из песка, из камней и из всего, что видел.

Может, одна из этих небесных танцовщиц, мать Писнокара, Типсода Чан? Оформление храма Байон в Камбодже

Может, одна из этих небесных танцовщиц, мать Писнокара, Типсода Чан? Оформление храма Байон в Камбодже

Когда срок подошел, Типсода Чан открылась мужу и сообщила, что ей нужно возвращаться к себе на небеса, она также попросила его разрешения взять с собой сына. Та Сенг не посмел разлучить мать с сыном и дал согласие. Однако это разбило его сердце, и он решил вернуться в Китай. А Типсода Чан, взяв Писнокара с собой, показала ему небесные города. Однако постоянно находиться на небесах Писнокару было нельзя, ведь он был наполовину человек. Но Индра разрешил ему получить все знания, доступные небесным жителям наравне со своим сыном Пра Кетумилией.

Двое юношей изменили облик Камбоджи навсегда. В тот день, когда Пра Кетумилия взошел на трон, он попросил Пра Писнокара построить город на земле, такой же, какие они видели на своей родине. И Пра Писнокар построил Ангкор Ват. Работал он, говорят, всего лишь один день. Потом король попросил его строить еще и еще.

Через несколько лет Писнокар решил одарить нового короля совершенным оружием и попросил у него двести килограмм железа. И все они ушли на то, чтобы выковать небольшой меч. Когда Пра Кетумилия увидел его, он разозлился! А разочарованный Писнокар решил уйти в Китай, где жил его отец. Конечно, позже Кетумилия выяснил, что меч таит в себе огромную силу и им можно разрезать камни, словно они были желе. А Пра Писнокара, небесного архитектора, никто в Камбодже больше не видел. Кто знает, быть может, это он построил пирамиды в Китае недалеко от города Сиань?

Как бы то ни было, а Ангкор Ват стоит по сей день и все еще поражает воображение всех посетителей. А в восторг прийти есть от чего. Кхмерская легенда довольно удачно подобрала образ: когда ознакомишься с планом Ангкор Вата, город действительно кажется небесным.

Каменные лестницы поднимаются к небу, и все кажется, что именно в таких стенах могли происходить события, описанные в Рамаяне. Сцены из эпоса также представлены в оформлении города. Отлитые из камня, они задают вопросы: как можно было так искусно вырезать целое панно в XII веке с помощью примитивных инструментов?

Отлитая в камне Рамаяна

Отлитая в камне Рамаяна

Храмы империи кхмеров и загадки Шри-Ланки

Вокруг Ангкор Ват есть множество других храмов. Бантей Срей, город женщин, поражает с другой стороны. Не размерами и идеальным планом, а миниатюрностью и красивейшими панно с изысканной резьбой. Она удивительна, и по-прежнему задает загадку: как такую работу можно было выполнить без современных инструментов?

Подобная резьба встречается также в лаосском храме Ват Пу (провинция Тямпасак). Этот храм отличается тем, что его начали перестраивать довольно давно. Многие элементы, используемые в качестве украшения и оригинально расположенные в верхней части дверей, обрели новую функцию. Крепкий камень стал служить в качестве элемента лестницы. Те, кто перестраивал полуразрушенный храм, уже не знал, как он выглядел изначально. Технологии были утрачены к моменту расцвета Кхмерской империи, вот о чем свидетельствует Ват Пу.

Пример изысканной резьбы в Ват пу, лаос. Такая же встречается в оформлении храма Бантей Срей в Камбодже

Пример изысканной резьбы в Ват Пу, Лаос. Такая же встречается в оформлении храма Бантей Срей в Камбодже

Пример нецелесообразного использования деталей в Ват Пу, Лаос.

Пример нецелесообразного использования деталей в Ват Пу, Лаос.

И совершенно разительным образом отличаются так называемые храмы группы Ролуос. Внешне они напоминают красивые башенки, которыми знамениты все кхмерские храмы, однако они построены из розового кирпича, совершенно небольшого.

Подобная техника встречается в Таиланде (Аюттая, Сукхотай, Си Сатчаналай и другие исторические города). И глядя на эти красивые, но совершенно не поражающие воображения храмы можно отметить: эти сооружения могли быть построены в XII веке. Кхмеры, как и их тайские соседи, могли прийти на эту территорию, увидеть красоту и попытаться повторить. Вышло, как вышло. Красиво. Но вопросы о строительстве не возникают. Ни одного. Все предельно ясно.

Единственные элементы, роднящие эти храмы с Ангкор Ват (кроме похожего внешнего вида), это плиты с резьбой, вокруг которых и клались розовые кирпичи. По всей видимости, различные элементы от разрушенных храмов были найдены в округе и получили новую жизнь. Элемент по которому можно судить о древности сооружения, это фундамент. В Шри-Ланке также встречается подобная картина — на фундаменте из песчаника построены дагобы из кирпича.

На древнем основании построен храм из мелкого кирпича. Картина, характерная для Шри_ланки

На древнем основании построен храм Преа Ко из мелкого кирпича. Картина, характерная для Шри-Ланки

Пример древней архитектуры в обрамлении более позднего строительства

Пример древней архитектуры в обрамлении более позднего строительства в храме Ло Лей

И именно сравнение делает очевидной пропасть, которая лежит даже между таинственно разрушенной Бенг Мелиа и любым из храмов Ангкора группы Ролуос. Несмотря на то, что в возведении кхмерских храмов не были использованы мегалиты, как при строительстве других подобных сооружений, как, к примеру, в Великой Лаосской стене или Храма Соломона в Иерусалиме, глаз безошибочно определяет те же схемы и технологии, которые использовались при строительстве всех мегалитичных построек по всему миру.

Изучение наследия кхмеров и их легенд вновь приводит к мысли о том, что большая часть храмов значительно древнее, чем принято считать официальной наукой, либо же нам необходимо переписать хронологию. Но в любом случае пока также не найден ответ на вопрос: какая технология позволила Пра Писнокару и его людям строить небесные дворцы на земле.

 

Наша рекомендация: Как забронировать отель дешевле

 

В первую очередь, надо найти и сравнить цены отелей со скидками на разных сайтах бронирования. Чтобы не терять время, мы используем удобный поисковик – RoomGuru. Он сразу ищет лучшие предложения в интернете и показывает самые выгодные из них. Остается только выбрать подходящее и поехать отдыхать!

Отели со скидками на RoomGuru

paikea.ru

Кхмерская архитектура: Ангкор Ват, Баконг, Прасат Том, Пхимеанакас,

29-Янв-2012

Автор : Надежда Соколова

Кох Кре, сер. X в.

Кох Кер

Принято считать, что расцвет кхмерского искусства (кхмеры – коренное население Камбоджи) пришелся именно на XII век, когда возводился, пожалуй, самый известный памятник Юго-Восточной Азии, Ангкор Ват. Но не стоит забывать, что прежде чем создать такое поистине грандиозное и совершенное по своим пропорциям сооружение, потребовалось не одно столетие. Ведь надо было найти эту идеальную парадигму кхмерской архитектуры.

Первые постройки на территории Камбоджи относятся к VI веку нашей эры. Я же считаю, что целесообразно надо рассматривать памятники, построенные во время правления Анкгорской империи. Именно с этого времени архитекторы начали сознательно применять на практике те черты, по которым мы теперь можем отличить кхмерские храмы. Одновременно все признаки можно найти в главном храме Анкгорской империи – Анкгор Вате. Я постараюсь обозначить и найти наиболее характерные черты не только в этом памятнике, но и во множестве других, что строились на протяжении четырех столетий.

Гора Меру является одним из священных символов в системах индуистской и буддисткой мифологии. По этим верованиям она представляет собой центр мироздания. Ведь именно вершину этой горы выбрал Шива (по другим представлениям Брахма) как место для своих медитаций.

Пожалуй, самым очевидным признаком кхмерского каменного зодчества следует обозначить стремление архитекторов воплотить в своем творении образ священной горы Меру. В связи с этим фактом объясняется типичная многоярусность религиозных построек древних кхмеров. Впервые этот прорыв вверх осуществился в постройке храма Баконг, что находится в долине Ролуос. В конце IX века на этом месте находилась некогда богатая столица Харихарлайя со множеством религиозных построек, из которых наиболее хорошо сохранился именно Баконг. Центральная пирамида представляет собой шесть уступов, постепенно уменьшающихся по высоте. Примечательно то, что ни дополнительные постройки, ни сама пирамида так таковыми составляющими храма не являются. Лишь непосредственно сама центральная башня на вершине «горы» и называется святилищем. Таким образом всю пирамиду можно считать лишь подготовкой, неким оформлением пути к центру храма. Следовательно, именно в Баконге впервые возникло четкое деление на эти составляющие: святилище и зиккурат. Шесть плавно поднимающихся ступеней заканчиваются платформой, на которой расположена центральная башня, окруженная восемью приземистыми прасатами. Благодаря этому она становится архитектурной доминантой всего комплекса, к которому тянутся остальные постройки. Еще одним фактом отождествления пирамидальной основы храма с горой следует считать и ее абсолютную центричную симметричность. Если есть лестница на востоке, то такие же лестницы сооружаются на остальных трех сторонах, хотя главной все же остается та сторона, к которой идет дорога процессий. В этом воплощается символическая гармония и порядок в абсолютном идеальном божественном мире. К слову сказать, Баконг является одним из самых ранних памятников, построенных во время правления Анкгорской империи.

Линга — один из символов бога Шивы, представляющий собой закругленный сверху столб, символизирующий абстрагированный мужской детородный орган.

Прасаты – небольшие прямоугольные или крестообразные башни с внутренним культовым помещением, которые входили в ансамбль классического кхмерского храма.

Барай – священный проточный пруд для омовения рядом с храмом.

Нага – мифологическое существо, напоминающее большую змею либо сплав человеческих и змеиных частей.

Гаруда – ездовое животное Вишну, напоминающее птицу и человека.

Вторым важным отличительным признаком кхмерских культовых построек следует считать последовательную дорогу процессий к храму, которая потом плавно перетекает в уже обозначенный зиккурат. Такой путь обычен и типичен для большинства средневековых азиатских сооружений религиозного характера. Но все же на территории Камбоджи он отличаются неким своеобразием. Наиболее ярко это, естественно, проявилось в Ангкор Вате. Дорога эта занимает большую протяженность, чем где-либо еще. Она тянется с запада на восток и пересекает широкий ров с водой и причалами, огромную обходную галерею вокруг храма, а также проходит мимо священных прудов для омовения (бараев). Одним из таких первых храмовых комплексов, в которых был применен этот принцип, считается Прасат Том. Как и Баконг, раньше ( в середине X века) он был центром со столицей в Кох Кер. Непосредственно Прасат Том представляет собой типичный зиккурат из семи ступеней, верхушку которого венчала огромная четырех метровая каменная линга. Но наиболее интересным представляется его окружение из подсобных помещений, бараев, ворот, библиотек и маленьких прасатов. Они занимают поистине огромную территорию, тем самым оформляя дорогу процессий к пирамиде. Протяженность этих сооружений всегда направлена с востока на запад. Некоторые из них строятся очень тесно друг к другу, образуя некие подобия галерей, прообразами которых они и являются на самом деле. В связи с этим можно заключить, что кхмерские храмы воспринимаются и в четвертом измерении — времени, то есть, чтобы правильно осмыслить всю задумку архитекторов, необходимо не только окинуть взглядом все строение, но и затратить некое количество минут (а может и часов) на полный обход комплекса.

Наконец, к последнему основному критерию, я считаю, следует отнести систему обходных галерей, окружающих пирамиду храма. Наверное, это наиболее типичный признак, по которому можно обозначить кхмерский храмовый комплекс. Как и в предыдущих случаях, Ангкор Ват является эталоном в воплощении этого элемента. Четыре крытые галереи планомерно связывают все составляющие огромного комплекса в единое целое. Все — и пирамидальная основа, и дорога процессий, теперь явственно подчиняются главной башне святилища путем выделения ее из общей слитой галереями массы. Путь к созданию такого связующего элемента в кхмерских храмах был положен одновременно в двух постройках. В первом случае это был Такео, расположенный к востоку от Ангкор Том. Он почти не украшен скульптурой, поэтому обходные галереи, расположенные на двух нижних ярусах, просчитываются с предельной ясностью. Этот же вариант зафиксирован в бывшей королевской часовне с труднопроизносимым названием Пхимеанакас. В данном случае, обходная галерея поместилась на самом последнем этаже при подходе к святилищу. Здание не велико по размерам, но благодаря этому элементу создается впечатление внезапного и крутого подъема вверх. Такео и Пхимеанакас были возведены в конце X века, а уже в начале XI создается храм, сочетающий в себе элементы одного и другого. В Бапхуоне впервые обходные галереи располагаются на всех четырех ярусах храма. Этим обеспечивается их плавное слияние в общий цельный объем. Благодаря этим галереям во многом обогащается и художественная сторона украшения храма. Из-за окон и прорезей создается так любимая азиатскими народами игра света и тени, которая строится за счет их особенного тропического климата.

Конечно, помимо этих признаков существует и множество других. Например, среди изобразительных черт я бы хотела отметить любовь кхмеров к использованию в украшении мотивов наги и гаруды. Этот обычай восходит далеко в историю, когда на территории Юго-Восточной Азии существовали два государства, эмблемами которых были как раз нага и гаруда. В итоге их слияния и образовалось Анкгорская империя. Хотя именно эти три признака сложения храмов я считаю наиболее характерными для культовой архитектуры Камбоджи. Все же одна особенность кхмерского зодчества останется неизменной на протяжении всей истории архитектуры: если какой-то подходящий элемент найден, то он будет постоянно повторяться и оттачиваться в последующих постройках. Подтверждение этого факта мы видим в гармоничном сооружении, вобравшем в себя все совершенные формы предшествующих построек — Ангкор Вате.

Пхимеанакас

Ангкор Ват

Баконг

Гаруда, борющийся с нагой

Нага

Используемая литература: 1. Рыбакова Н.И. Искусство Камбоджи с древнейших времен до XIV века, 2007

Советуем почитать:

coded by nessus

style-epohi.ru

Древние храмы кхмеров (Сиемреап, Камбоджа)

Ангкор, это искажённое кхмерское слово — столица. Комплекс древних храмов, которыми гордится Камбоджа отстраивался в течение 600-сот лет, между 1Х и Х1V столетиями. Именно на этот период приходится вершина творческого развития кхмерской цивилизации. Является одним из выдающихся архитектурных чудес мира.Ангкор – огромная территория в сотни квадратных километров. Это древний и дремучий лес, это множество озёр, это горы, хоть и не высокие, крестьянские поля, хутора и сёла с современными храмами. Поэтому пешком туда не ходят, по нему надо ездить. Тук – тук можно взять на пол дня или на целый день. Входной билет продают на 3 дня, считается оптимальным именно этот срок для знакомства с комплексом. Тук – тукер, то есть моторикша, явился по первому звонку. Улыбчивый и скромный, со всем согласный. Шлем для меня и поехали. Портреты короля в траурной рамке были вывешены на улицах Сием Рипа и выставлены в магазинах. К тому моменту, месяц прошёл, как он скончался, прожив долгую жизнь. Поэтому страна была в трауре. Говорят, что на улицах несколько дней после его смерти стояла гробовая тишина.Жара, но в зоне Ангкора продают не только воду. Там и рестораны, и мелкая торговля, только цены другие. Входной билет купила за 40 дол. на 3 дня и жутко удивилась, увидев на нём чей-то портрет в моей шляпе. Подумала: «Неужели король!», а оказалась я. Билеты в Ангкор личностные! Пока я стояла у кассы меня успели сфотографировать, чем сильно смутили.Лес вековой начинался сразу, мощные деревья с шумными кронами. Запах стоял дурманящий, пахло дерево чхеутеал (наверное, это эвкалипт) со светлым гладким стволом в три обхвата. А как тот лес звенит! Миллионы насекомых издают звук, точно похожий на звон монашеского колокольчика. Это священный лес. Первые мои впечатления были точно, как на Рувензори в лесу Мзизи.Небо над Ангкором, хмурилось, и мой драйвер, он же и гид повёз меня по мелким храмам без названия. Все они стояли в самом лесу, затем по кирпичной древней стене Ангкор Тома отпустил походить, причудливые статуи слонов и львов, замысловатые фрески. Снова китайцев целые отряды в галстуках и в одинаковых шляпах, с лозунгами да призывами.Следующим был Байон, как потом оказалось, очень похож на Ангкор Ват, который решили посетить в конце дня. Башни Байона имели лики с четырёх сторон, а перед самим храмом озеро с лотосами. Здесь я прониклась духом древних кхмеров, чьими руками были созданы башни и ходы, галереи и крепостные стены. Реставрация храмов шла повсюду, выравнивались стены, добавлялись новые блоки, устнавливались подпорки. Камбоджийцы всячески стараются сохранить культуру своего народа.Храм Та Пром Кел внушал трепет. Деревья великаны проросли корнями в древности, они словно монстры – осьминоги увили своими щупальцами полуразрушенные строения, оберегая и пряча их от разрушительного времени. Корни были повсюду, каждая башенка, каждый вход были ими охвачены. Даже те замшелые камни, которые разбросаны по всему лесу, были захвачены деревьями. Деревья и храмы переплелись навсегда, они просто срослись на века.По дороге к Ангкор Вату, главному и самому красивому храму комплекса, встретили обезьян. Они совсем не боялись людей, бегая по древним руинам. Запрыгнули к нам в карету, но не найдя там ничего, кроме тяжёлого шлема, который было не унести, быстро потеряли интерес и переметнулись на следующий тук-тук.А потом были слоны в красивых попонах, они уверенно шли по лесу с седоками на спине, стоимость такой прогулки мой гид не знал. Но если путешествовать на маленьком поезде из трёх вагонов, то на день это обойдётся в 80 дол. для одного.Интересным было всё, но мне просто не терпелось увидеть жемчужину Ангкора.

turbina.ru

Наследие Кхмерской Империи | VeniVidi.ru

Потрясающий воображение древний храмовый комплекс Ангкор

Наследие Кхмерской Империи 

 «О, это настолько необычное сооружение, что его невозможно описать при помощи пера! Оно не имеет аналогов в мире и построено, вероятно, самими богами!» - писал в 1586 году португальский монах Антонио да Магдалина в своих воспоминаниях о знаменитом шедевре Индокитая Ангкор-Вате.

Попасть в Камбоджу я хотел уже на протяжении 3х лет, но все как то не складывалосьВ феврале этого года воедино спелись намерения и обстоятельства и вот в 6 утра садимся на автобус с Морчит басстоп в Бангкоке.Перед этим была  ночка в автобусе Сураттани -Бангкок,итого сутки в пути, около 40 $ на человека  и мы с райского острова Ко Панган попадаем в столицу древней Кхмерской империи Ангкор Ват( ныне г. Сиам Рип)Наследие Кхмерской Империи"Трасса" Пойпет(граница с Тайландом)-Сиам Рип около 150 км, временами дорога оч плохая. теоретически ездят автобусы или такси 30 $ за машину с кондиционером.  Границу переходим без проблем,визу ставят там же в течении 5 минут за 25 $ на месяц. После таких прозрачных границ и услужливых погранцов очередь в шереметьево воспринимается особенно неприятно!Из Тайланда действительно очень просто попасть в Камбоджу, "ужасная дорога" после границы, которой нас пугали, на проверку оказалась не так уж и ужасна,особенно после наших гималайских приключенийНаследие Кхмерской ИмперииНа улицах современного Сиам Рипа много напоминаний о древнем величии Кхмеров!Камбоджа имеет богатую историю. Величественную в далеком прошлом и печальную в нестольотдаленном. В 8-13 веках территория Камбоджи была центром огромной Кхмерской империи, сейчас от этой империи остались только упоминания в летописях да каменные храмы разбросанные по всей Азии. В 60 х годах Страна пришла в упадок благодаря Пол Поту и режиму красных кхмеров. Проклятые коммунисты вырезали от 1.5 млн (по официальным данным) до 3 млн(по неофициальным) мирного населения. Даже спустя 30 лет Камбоджа еще не оправилась от этой страшной трагедии. Это хорошо заметно когда пересекаешь границу с Тайландом, Камбоджа это, как бы, азиатская Индия, народ живет крайне бедно!Но не будем о грустном. В Камбодже нас интересовал храмовый комплекс Ангкор настоящая жемчужина юговосточной Азии. Кхмерские храмы разбросаны по всей территории современной Камбоджи и на территории Тайланда, а сам храм Ангкор Ват занимает площадь в 2 кмВІ, являясь самым крупным "культовым" сооружением на Земле.  Расцвет Кхмерской империи приходился на 11-12 вв, спутниковые снимки говорят о том что Ангкор являлся самым большим поселением людей доиндустриального мира,превосходящим по площади современный Нью Йорк!!! Наследие Кхмерской ИмперииПо сей день лики Богов охраняют подступы к древним святыням До наших дней сохранились только постройки религиозного назначения тк они строились из камня. все остальные строения были деревянными и не сохранились.Храмы были посвящены как индуистским так и буддийским богам. Это связано с тем, что разные правители Кхмеров исповедовали разные религии. В соответствии с этим они и воздвигали храмы! Замечательно то, что им хватило ума не разрушать храмы своих предшественников, а просто переделывать их под новую веру, так на многих барельефах Будда переделывался в Шиву и обратно!  В 15 веке Кхмеры столкнулись с захватчиками из Сиама(современный Тайланд) после взятия Ангкора в 1432 г столица страны переносится на восток в долину Меконга, в район современной столицы -Пномпеня. Постепенно страна все больше попадает в зависимость от Вьетнама и Сиама, империя теряет свои позиции и земли!Наследие Кхмерской ИмперииСпустя 9 веков Бодхисатвы смотрят на смертных с башен Ангкора

После упадка империи, города пришли в запустение, постепенно джунгли поглотили человеческие постройки.Величественные храмы быстро обросли лианами и деревьями. Комплекс был обнаружен в 1861г  французским путешественником Анри Муо, хотя местные жители конечно никогда о нем не забывали. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1992 году вместе с прочими сооружениями  Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО и сегодня является одной из главных туристических достопримечательностей Камбоджи и всей юговосточной Азии!!!Итак начнем осмотр достопримечательностейВходной билет в комплекс стоит 20$ на один день ,мы брали за 40$ на 3 дня. Дороговато конечно для Азии, но поверьте-это того стоит. За эти 3 дня можно осмотреть все основные храмы разбросанные на расстоянии до 70 км от Сиам Рипа, высунув язык, проводя на территории комплекса весь световой день! Тоесть посмотреть действительно есть что! Передвигаться можно на тук-туке, здесь-это мотоцикл с коляской сзади, стоит такое удовольствие около 15 $ в день, можно так же снять машину с водителем или велосипед. Снять мотоцикл или машину без водителя не получиться!Наследие Кхмерской ИмперииВот на таком транспорте передвигается большинство туристов по храмовому комплексу. На заднем плане величественный Ангкор Ват.АНГКОР ВАТАнгкор Ват (перев.Город-Храм) гигантский храмовый комплекс, посвященный богу Вишну -жемчужина комплекса,он сохранился лучше всего и представляет собой замечательный образец кхмерской архитектуры и искусства! Он занимает площадь в 2 кмВІ, являясь самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112—1152). Ангкор-Ват сохранился намного лучше, чем многие другие кхмерские сооружения, что объясняется тем, что даже после запустения этих мест в Ангкор-Вате жили буддийские монахи.Наследие Кхмерской ИмперииАнгкор ВатХрам построен на заболоченной местности из 3х видов камня который доставлялся сюда по реке с гор Кулен боле чем за 70 км. В постройке не использовался цемент или что то подобное, и тем не менее храм простоял в крайне влажном климате на болотистой почве 9 веков.Ангкор-Ват окружен рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, по которой и проходят в Ангкор-Ват. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землей почти на полтора метра.  Ров так же служил как бы водной подушкой для фундамента!!! В сезон дождей он отводил лишнюю влагу а в засуху подпитывал землю не давая ей рассыхаться и фундаменту рушиться. Он же служил запасами воды для населения!Потрясает не только находчивость строителей но и замысел архитекторов!  Сам храм построен по типу Мандалы! Ангкор несет в себе тайну знаний древних математиков и астрономов.Наследие Кхмерской ИмперииПлан Ангкор ВатаНаследие Кхмерской ИмперииА вот так это выглядит в реальности(фото не мое)Наследие Кхмерской ИмперииСнимок со спутникаНаследие Кхмерской ИмперииКак вам задумка древних? Откуда такие точные знания?Вид из космоса на Ангкор сверху дает удивительную картину карты звездного неба, но того звездного неба, которое существовало 10500 лет назад до нашей эры!Считалось, что город подобен горе Меру - жилищу богов и центру мироздания и поэтому является центром земли, а храм Ангкор-Ват - центром всей земной суши. Современные ученые предполагают, что две тысячи храмов и дворцов Ангкора точно воссоздавали расположение двух тысяч самых ярких звезд в одну из ночей года.Наследие Кхмерской ИмперииУ входа в Ангкор ВатЕще по одной легенде, Анкор-Ват воздвиг сын бога Индры, кхмерский король Прех Катомиалиа. Побывав в небесных чертогах у своего отца, ему очень понравился коровник Индры - он решил построить у себя такой же, но только дворец. Так что Анкор-Ват - это точная копия коровника Индры!Истинную цель постройки храма Сурьяварман видел в заслуге перед богами! Поэтому для него было важно построить храм до его смерти. Колоссальное строение было возведено в течении 35 лет.Наследие Кхмерской ИмперииБарельефы в галереях АнгкораВдоль каждого из трёх уровней храма проходят галереи. Галереи первого уровня, общая длина которых приблизительно 800 м, украшены барельефами высотой 2 м, изображающими различные сцены из мифологии и жизни древних кхмеров. Наследие Кхмерской ИмперииГалереи второго уровня украшены скульптурными изображениями танцовщиц, общее количество которых около двух тысяч.Величие Ангкор-Вата потрясает даже сейчас, что уж и говорить про времена расцвета империи в 12 веке.Наследие Кхмерской ИмперииФотографировать Ангкор Ват достаточно тяжело, находясь внутри сложно подобрать ракурс, передающий масштаб строения, вход в башни храма закрыт, туристы кишат вокруг. Так что снимков получилось мало.Лично на меня намного большее впечатление произвел храм Байон о котором я расскажу ниже! Наследие Кхмерской ИмперииАнгкор буквально кишит туристами! АНГКОР ТОМВ непосредственной близости от Ангкор Вата находиться комплекс Ангкор Том(перев.Великая Столица) куда входят храмы: Байон, Слоновая терраса, Прасат Суор Прат, Терраса Прокажённого короля, Кхабанг, царский дворец. Комплекс являлся столицей Кхмерской Империи в XII- XV вв. Построен в 1177 году, в правление Джаявармана VII на месте разрушенной в результате войны с Чампой прежней столицы — Яшодхарапуры. Наследие Кхмерской ИмперииНа этом плане хорошо видно расположение храмов. Ангкор Ват снизу,комплекс Ангкор Том выше с Байоном по центру.Весь комплекс занимает 9кмВІ , обнесен стеной со входами с четырех сторон и рвом наполненным водой. С точки зрения Кхмерской мифологии, комплекс представляет собой макрокосм вселенной с храмом Байон в центре.Сейчас большую часть комплекса Ангкор Том занимает лес,как видно на карте сверху, но в 13 веке это был огромный город, здесь жили люди.Наследие Кхмерской ИмперииЮжный вход в Ангкор Том. Байон изначально строился как буддийский храм. Именно с его стен смотрят на туристов знаменитые каменные лица Ангкора. ученые до сих пор спорят, кто же изображен на башнях Байона. Одни считают что это лики  Бодхисатвы Авалокитешвары, другие, что король Джаяварман увековечил в них свое лицо! Наследие Кхмерской ИмперииБашни Байона

Храм имеет три уровня и его окружают три стены. Основная часть декора храма — изображение бытовой и повседневной жизни кхмеров. Есть также глухая стена высотой в 4,5 метра на которой изображены сцены победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.Наследие Кхмерской ИмперииБарельефы на стенах Байона

Наследие Кхмерской ИмперииПлан храма. Мандала в объеме!!!

Наследие Кхмерской ИмперииВот что осталось от храма спустя века. Слева видно Юльку=)Храм изначально состоял из 37 башен. Большинство из них украшены лицами ориентированными на стороны света.Наследие Кхмерской ИмперииСреди местных жителей ходит легенда что в свете полной луны лица на башнях Байона выражают самые мрачные человеческие эмоции.Наследие Кхмерской Империи Проверить это у меня возможности не было, доступ туристов к храму открыт только днем, когда они выражают спокойствие и умиротворенность! В башнях храма можно найти прохладу среди жаркого дня. Это так же ценят летучие мыши. В храме есть действующая святыня, стоит статуя Будды, верующие совершают подношения.Наследие Кхмерской ИмперииОдна из современных статуй в Байоне.Наследие Кхмерской ИмперииИсследуем руины Байона Наследие Кхмерской ИмперииБашниНаследие Кхмерской ИмперииЛара Крофт в затерянном городе!В Комплексе Ангкор Том так же вызывает интерес Слоновая терраса.  Протяженность цоколя составляет примерно около 300 метров. Терраса — плод постоянных перестроек, кое-где встречаются древние фрагменты.Наследие Кхмерской ИмперииТерраса украшена реалистичными изображениями слонов, по краям терраса украшена нагами, на которых упирается один из цоколей, украшенный изображениями хамсов — лебедей или гусей, на которых ездил Брахма. Наследие Кхмерской ИмперииБарельефы Апсар на стенах слоновой террасы. Большинство камней уже заменено копиями!Наследие Кхмерской ИмперииСлоновая терраса. Когдато тут прогуливались короли,теперь толпами бродят туристы! На территории Ангкор Тома разбросаны еще несколько храмов. Во второй половине дня здесь немного народу и можно в одиночестве побродить среди руин не забираясь вглубь комплекса. Вот одно из таких мест:Наследие Кхмерской Империи25 trip photo

Автор: oleg_incaoleg_inca

venividi.ru


Смотрите также