Наказание в древнем египте. По законам Тота. В Древнем Египте наказывали за антисанитарию
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Наказание за преступление в древнем египте. Наказание в древнем египте


Наказание за преступление в древнем египте — Правовой центр

Право Древнего Египта

Источники права

К древнейшим источникам египетского права относятся обычаи, тесно связанные с мифическими предписаниями и религиозными нормами. По легенде начало древнем законодательству Египта положил бог Тот, который передал египетским жрецам 42 священные книги. В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и символов. Именно египтяне стали использовать рычаги как символ правосудия. Магические предсказания и ритуалы совершали жрецы. Большое значение в качестве источника права имело законодательство фараонов. Оно было довольно подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно действующее живой источник своих законов. Своеобразные своды древнеегипетского права были составлены при четырех фараонов: Менесі (конец

IV тысячелетия до н. е.), Сазіхісі в эпоху Древнего царства, за Рамзеса II Великого и фараона Бокхоріча (720-715 года до ы. э.).

V многих случаях силу источника права получали судебные решения фараона и верховного жреца лжаті. административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры.

Право собственности

Еще в древности египетские законы содержали подробные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общественная, частнособственническая), владение и распоряжение недвижимостью. Сделки с землей, скотом, рабами совершались по ритуалу, участием свидетелей, в том числе жрецов. Такие контакты обычно составлялись в суде.

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и деталями и затем скреплялись подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга. Вначале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи писца особым записью (и это делалось за плату). Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом, в частности, составления договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было выполнить обряд ввода покупателя во владение. Некоторые новации были предложены фараоном Бохорисом, правителем из XXIV династии (720-715 года до н. е.), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обращение подданных в рабов за долги, запретил взимать двукратную сумму за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятва.

Формализм в распоряжении недвижимостью — характерная черта юриспруденции многих стран Древнего Востока.

Семейное право

Интересным считается положение женщин в Древнем Египте, которое явно было более независимым по сравнению с положением женщин в других странах того времени. Женщина в социальном и хозяйственном жизни общества, как и в семье, занимала высокое положение, поэтому в Египте был распространен брак-партнерство с правом голоса свободной женщины при заключении брачного контракта и возможностью свободно инициировать развод. Если развод начиналось по инициативе мужа, жене возвращались часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жена имела право на часть приданого и в том случае, если она оставляла мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продавать или дарить могла только свою судьбу. Женитьба и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали самое активное участие в підібранні жениха и согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запрещались. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Вместе с тем законы и обычаи фиксировали превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, брат — сестру, однако в «разумных пределах». Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожженной, говорится в одной из надписей; в другом сказано, что за неверность муж убил жену и бросил труп собакам.

Преступление и наказание

Уголовное право Древнего Египта, зарождалось, знало следующие виды преступлений:

1) государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны

4) против собственности — кража, обмеривание, обвешивание;

5) преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние, изнасилование. Основной целью наказания было устрашение.

Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовном уничтожению. За совершение других тяжких преступлений могли сослать на рудники. Жестокие казни предусматривались в отношении грабителей царских гробниц. За хищение храмового имущества взимался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в двух — или трехкратном размере. Потерпевший мог обратиться в городе до главаря воровской касты. За возврат вещи владелец платил угонщику четвертую часть ее стоимости. Подделка документов наказывалось отсечением руки.

Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

На начальном этапе Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Приказы содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, предвзятость.

Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник. Виновные в краже имущества фараона, кроме штрафа, подлежали телесному наказанию (200 ударов палками и пять ран). Рамзес И издал указ о наказании взяточников. их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, сводились к положению ремесленников: «И твой сын не будет на твоем месте».

Законы, обычаи особенно обороняли культовые сооружения: «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа — того ожидает проклятие. Кто совершит подобное — пусть сожрет его крокодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не проведет похоронных церемоний, сыновья не займут его место, будут голодать, их боги не получат хлеба. их жен будут насиловать на их глазах». Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверными, наивными, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробними карами. Преступников ставили к столбу, били палками, пытали, отправляли на каторгу в рудников, каменоломен, хоронили живьем — не помогало. В начале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Стражники вошли в сговор с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их изъяли и без украшений и золотых масок поместили в тайные места.

Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. При отсутствии детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально подлежал регистрации в пользу тех или иных своих детей, в том числе дочерей. На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно были также обязаны ухаживать могилы родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или частичным материальным фондом, которым он обладал и которым пользовался только по назначению и не мог распределять между своими детьми.

Особое место в праве Древнего Египта занимает процесс. Главной целью судебного разбирательства и решений, принимаемых, было предотвращение возможности повторного преступления. Цель судейского участия в делах управления государством выглядит очень древней по происхождению и назначению — умиротворение конфликтующих и безропотных. Кроме того, египтяне установили еще одно важное правило — правосудие следует отправлять милостиво, и оно должно быть для бедных таким же, как и для богатых. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил характер соревнования с устными выступлениями сторон, письменными и устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство имело письменный характер. Фактически суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти был фараон. На технику изготовления законов в Древнем Египте проливает свет указ фараона Хоремхеба (середина XIV века до н. е.). В нем рассказывается о том, как «ища благое дело для Египта, исследуя дела», фараон «самолично говорит в виде указа», а писец с прибором и свитком записывает «согласно со всем тем, что сказал его величество». В этом же указе перечислены критерии отбора на должность судей: «Небагатомовні, ґречні, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты». Высшая судебная власть принадлежала также визиру. Высшим судебным учреждением со времен Древнего царства были так называемые «шесть палат», главой которых называют визиря. В чрезвычайных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть осуществляется особыми коллегиями — кентетами: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и номовые суды. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Вместе с государственными судами существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался «жрецом богини Истины» и ее символ носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате.

Египетскую армию было организовано в форме военных поселений, расположенных на наиболее угрожаемых направлениях: на нижнем течении Нила было наибольшее количество военных поселений, потому что здесь можно было ожидать нападения со стороны азиатских государств; в Верхнем Египте военных поселений было меньше, поскольку эфиопы серьезным противником не считались за свою раздробленность. Кроме того, покоренные нубійські племена, жившие по берегам Нила, были обязаны поставлять Египта определенное количество воинов для несения внутренней, «полицейской» службы. Во времена больших походов фараоны усиливали свое войско за счет покоренных соседних племен. Войско Древнего царства (3200-2400 года до н. е.) укомплектовувалося воинами, которые имели земельные наделы, и частично за счет привлечения чернокожих наемников. Постоянные отряды воинов находились на службе у фараона и крупных храмов. Для походов войско собиралось из Верхнего и Нижнего Египта и стран Африки. Фараоны брали обычно одного воина с каждых 100 человек мужского населения. Таким образом, войско насчитывало несколько десятков тысяч человек и состояло из отрядов.

Уже в период Древнего царства египтяне применяли построение шеренгами. Все воины в строю имели одинаковое оружие.

В период Среднего царства была усовершенствована организацию войска. Подразделения теперь имели определенную численность: 6,40,60, 100,400,600 воинов. Отряды насчитывали 2, 3, 10 тысяч воинов. Появились подразделения одинаково вооруженных воинов-копейщиков и лучников, которые имели порядок построения для движения, двигались колонной по четыре воина в ряду по фронту и в десять шеренг глубиной.

В период Нового царства (начиная с 1560 года до н. е.) большую часть воинов египетской армии были вооружены мечами, значительную роль в бою играл лук. Улучшилось защитное вооружение: воин, кроме щита, имел шлем и панцирь из кожи с прикрепленными бронзовыми пластинками. Важной частью войска были боевые колесницы. Самым древним родом египетских войск была пехота. Она составляла главную силу армии Египта. После введения одинакового вооружения египетская пехота состояла из лучников, пращников, копейщиков, воинов с мечами. Наличие одинаково вооруженной пехоты поставила вопрос о порядке ее построения. Появился строй пехоты, движения ее стали ритмичными, что резко бросается в глаза на всех изображениях египетских воинов периода Нового царства.

Во время похода египетское войско делилось на несколько отрядов, которые двигались колоннами. Вперед обязательно выдвигалась разведка. На остановках египтяне делали укрепленный лагерь из щитов. При штурме городов они применяли построение, которое называется черепахой (навес из щитов, прикрывавший воинов сверху), таран, винею (низкий навес из виноградных лоз, покрытых дерном для защиты воинов при осадных работах) и штурмовую лестницу. Снабжением войск ведал особый орган. В египетском войске можно увидеть зачатки организационных форм армии и боевых порядков, которые заключались в продуманном размещении на поле боя колесниц, отрядов лучников, копейщиков и др. Бой начинали боевые колесницы, за которыми двигалась пехота; третью линию снова составляли боевые колесницы, которые были боевой поддержкой.

Так боевая практика постепенно вырабатывала определенные правила ведения войны и боя, ставя свои требования к войск и командования.

studbooks.net

Наказание за преступление в древнем египте

К древнейших источников египетского права принадлежат обычаи, тесно связаны с мифическими предписаниями и религиозными нормами. По легенде начало прежнему законодательству. Египта положил бог. Тот, который передал есть египетским жрецам 42 священные книги. В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и символов. Именно египтяне стали использовать рычаги как символ правосудия. Магические предсказания и ритуалы осуществляли жрецы. Большое значение как источника права имело законодательство фараонов. Оно было довольно подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно действующее живой источник своих законов. Своеобразные своды древнеегипетского права были составлены при четырех фараонов:. Менесе (конец(кінець

IV тысячелетия до н.э),. Сазихиси в эпоху. Древнего царства, за. Рамсеса II. Великого и при фараоне. Бокхорича (720-715 годы до и е)

V многих случаях действие источника права получали судебные решения фараона и верховного жреца лжати административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры

Еще в древности египетские законы содержали подробные предписания о праве собственности, ее формы (царская, храмовая, общественная, частнособственническая), владения и распоряжения недвижимостью. Сделки с землей, худ временем, рабами совершались по ритуалу, участием свидетелей, в том числе жрецов. Такие контакты обычно состояли в судді.

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и деталями и затем скреплялись подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму бы долга. Сначала собственность передавалась на основании устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась с помощью переписчика особым записью (и это делай лося за плату). Впоследствии передачи собственности стало сопровождаться особым ритуалом, в частности, составления договора и подтверждения его принесением клятвы, необходимо было выполнить обряд ввода поку пця во владение. Некоторые новации могли фараоном. Бохорисом, правителем из XXIV династии (720-715 годы до н э), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обер ния подданных в рабов за долги, запретил взимать двукратную сумму за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятви клятва.

Формализм в распоряжении недвижимостью — характерная черта юриспруденции многих стран. Древнего. Востока

Родственное право

Интересным считается положение женщин в. Древнем. Египте, которое явно было более независимым по сравнению с положением женщин в других странах того времени. Женщина в социальном и хозяйственной жизни обществ ва, как и в семье, занимала высокое положение, назад в. Египте был распространен брак-партнерство с правом голоса свободной женщины при заключении брачного контракта и возможностью свободно инициировать развод вер в разводе начиналось по инициативе мужа, жене возвращались часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жена имела право на часть приданого и в том случае, если она оставляла мужа с а своей волей. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продавать или дарить могла только свою судьбу. Брак и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали найактивни шу участие в пидибранни жениха и согласия молодоженов не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запрещались. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Вместе с тем законы и обычаи фиксув али предпочтение главы семьи, мужа, брата. Мужчина мог побить палкой жену, брат — сестру, однако в»разумных пределах»Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность дружи ни каралась смертью. Жена,»которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожженной, говорится в одном из надписей, в противном сказано, что за неверность мужчина убил жену и бросил труп собакабив дружину та кинув труп собакам.

Уголовное право. Древнего. Египта, зарождалось, знало следующие виды преступлений:

2) религиозные — убийство священных животных, чародейство:

3) против личности — убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;

4) против собственности — кража, обмер, обвес;

5) преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние, изнасилование. Основной целью наказания было устрашение

Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному уничтожению. За совершение других тяжких преступлений могли сослать на рудники. Жестокие казни предусматривала лись по грабителей царских гробниц за хищение храмового имущества взимался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в двух-или трехкратном размере. Пострадавший м иг обратиться в городе до главаря воровской касты. По возвращении вещи владелец платил угонщику четверти ее стоимости. Подделка документов наказывалось отсечением рукням руки.

Лишение чести считалось одним из тяжких и позорящих наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неповиновение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего пред дкка.

На начальном этапе. Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позже эта функция перешла к судье. Приказы содержат нелестные отзывы о представителей судейского состояния по их х плутовство, предвзятостьь.

Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник. Виновные в краже имущества фараона, кроме штрафа, подлежали. Тиле. Весной наказанию (200 ударов палками и пять ран). Рамзес издал приказ о наказании взяточников их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, сводились до положения ремесленников:»И твой сын не будет на твоем местеєму місці».

Законы, обычаи особенно обороняли культовые сооружения:»Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа — на того ожидает проклятие. Кто совершит подобное — пусть зж жрет его крокодил, пусть укусит его змея. Никто на нальет им воды, не проведет погребальных церемоний, дети не займут его место, голодать, боги не получат хлеба их жен гвалтуватимуть на их глазах»Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверными, наивными, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, били палками, пытали отправляли на каторгу в рудников, каменоломен, хоронили заживо — не помогало. В начале царствования XXI династии все гробницы в. Долине царей и. Долине цариц было раскрыто и ограблены. Стражники у вошли в сговор с грабителями ниже жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их изъяли и без украшений и золотых масок поместили в тайном местестили в таємні місця.

Наследственное право

Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. При отсутствии детей жена становилась единственной наследницей. В старо одавних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально подлежал регистрации в пользу тех или иных своих детей, в том числе дочерей. На детей как на наследников накладывались расходы на погребение родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно были также обязаны ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из чл енив семьи назначался ответственным за уход за могилой и наделялся постоянным или частичным материальным фондом, который он и которым пользовался только по назначению и не мог распределить между с воимы детьмидітьми.

Особое место в праве. Древнего. Египта занимает процесс. Главной целью судебного разбирательства и решений, принимаемых, было предотвращение возможности повторного преступления. Цель судейской участия в делах управления государством выглядит очень древней по происхождению и назначению — умиротворение конфликтующих и смиренных. Кроме того, египтяне установили еще одно важное правило — правосудие следует отправлять и милостиво, и оно должно быть для бедных таким же, как и для богатых. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил характер соревнования с устными выступлениями сторон, письменными и устными свидетельствами. В решении указывалось его законные мотивы. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство мало письменный характер. Фактически суд не был отделен от администрации. Гол овою судебной власти фараон. На технику изготовления законов в. Древнем. Египте проливает свет указ фараона. Хоремхеба (середина XIV века до н.э). В нем рассказывается о том, как»искать ок агу дело для. Египта, исследуя дела», фараон»лично говорит в виде указа», а писец с прибором и свитком записывает»согласно всем тем, что сказал его величество»В этом же указе жемчуга. Ичена критерии отбора на должность судей:»Небагатомовни, учтивые, которые умеют судить, слушают речь царя и законы судебной палаты»Высшая судебная власть принадлежала также визирю. Высшим судебным учреждением времен. Древнего царства были так называемые»шесть палат», главой которых называют визиря. В исключительных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период. Нового царства судебная власть здийснюеть ся особыми коллегиями — кентетамы: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и номов суды. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Вместе с государственными суда мы существовали храмовые суды. Несмотря на то что судья считался»жрецом богини. Истины»и ее символ носил на груди, взяточничество в судах было обычным явлением, как и во всем государственном аппаратрудях, хабарництво у судах було звичайним явищем, як і у всьому державному апараті.

Египетскую армию было организовано в форме военных поселений, расположенных на наиболее угрожаемых направлениях: на нижнем течении. Нила было наибольшее количество военных поселений, здесь можно было. Ожидающий ковать на нападения со стороны азиатских государств; в. Верхнем. Египте военных поселений было меньше, поскольку эфиопы серьезным противником не считались через свою раздробленность. Кроме того, покоренные нубийсь ки племена, которые жили по берегам. Нила, были обязаны поставлять. Египта определенное количество воинов для несения внутренней,»полицейского»службы. Во времена великих походов фараоны усиливали свое войском ько за счет покоренных соседних племен. Войско. Древнего царства (3200-2400 годы до н е) укомплектовувалося воинами, имели земельные наделы, и частично за счет привлечения чернокожих найма нцив. Постоянные отряды воинов находились на службе у фараона и крупных храмов. Для походов войско собиралось из. Верхнего и. Нижнего. Египта и стран. Африки. Фараоны брали обычно одного воина с каждым х 100 человек мужского населения. Таким образом, войско насчитывало несколько десятков тысяч человек и состояло из отряделадалося із загонів.

Уже в период. Древнего царства египтяне применяли построение шеренгами. Все воины в строю имели одинаковую оружие

В период. Среднего царства была усовершенствована организацию войска. Подразделения теперь имели определенную численность: 6,40,60, 100,400,600 воинов. Отряды насчитывали 2, 3, 10 тысяч воинов. Появились подразделения одна аково вооруженных воинов-копьеносцев и лучников, которые имели порядок построения для движения, двигались колонной по четыре воина в ряду по фронту и в десять шеренг глубинаминою.

В период. Нового царства (начиная с 1560 года до н е) большую часть воинов египетской армии были вооружены мечами, значительную роль в бою играл лук. Улучшилось защитное вооружение: воин, кроме щита, ма ав шлем и панцирь из кожи с прикрепленными бронзовыми пластинками. Важной частью войска были боевые колесницы древним родом египетских войск была пехота. Она составляла главную силу армии. ЕГ ипту. После введения одинакового вооружения египетская пехота состояла из лучников, пращников, копейщиков, воинов с мечами. Наличие одинаково вооруженной пехоты поставила вопрос о порядке ее построения. Появился устройство пехоты, движения ее стали ритмичными, что резко бросается в глаза на всех изображениях египетских воинов периода. Нового царство царства.

Во время похода египетское войско делилось на несколько отрядов, которые двигались колоннами. Вперед обязательно выдвигалась разведка. На остановках египтяне делали укрепленный лагерь из щитов. При штурме городов вон ни применяли построение, которое называется черепахой (навес из щитов, прикрывавший воинов сверху), таран, вине (низкий навес из виноградных лоз, покрытых дерном для защиты воинов при осадных работах) и штурмовую лестницу. Поставкой войск заведовал особый орган. В египетском войске можно увидеть зачатки организационных форм армии и боевых порядков, которые заключались в продуманном размещать. УНИ на поле боя колесниц, отрядов лучников, копейщиков и др.. Бой начинали боевые колесницы, по которым двигалась пехота; третью линию снова составляли боевые колесницы, которые были боевой поддержкиримкою.

Так боевая практика постепенно производила определенные правила ведения войны и боя, ставя свои требования к войскам и командования

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com

Древние законы Египта

В древнем Египте судебная система не была отделена от правительства. Профессии судья не существовало. В египетском языке даже не было слов «должность судьи». При том что ни одна книга древних законов Египта так и не была найдена, записи на свертках папируса демонстрируют то, что верховная власть государства решала все вопросы исходя из здравого смысла и справедливости. На самом деле египетское законодательство представляло собой ряд договоренностей по урегулированию конфликтов, а не основывалось на каком-то четком своде правил.

Кто устанавливал законы в Древнем Египте?

В период Нового царства был создан Совет старейшин, называемый «кенбет«. Они были ответственны за разрешение судебных дел, связанных с претензиями и мелкими спорами. На должность выбирали чиновников из местных властей и священников с соответствующим рангом судьи. Египетская судебная система возглавлялась фараоном и визирем. Под их председательством рассматривались сложные судебные дела, связанные с убийством, касающиеся сделок с землей и разграбления гробнц. Также как и в современном процессе, истец и ответчик давали клятву о том, что они клянуться говорить только правду. Женщины обладали при ведении судебных дел теми же правами, что и мужчины. Им было разрешено добиваться справедливости всеми доступными правовыми способами.

Все социальные слои населения, кроме рабов, были равны перед законом. И даже беднейший крестьянин имел право ходатайствовать перед визирем о восстановлении справедливости. И женщины, и мужчины наделялись возможностью приобретать в собственность и вести продажи недвижимого имущества, заключать от своего имени договор, вступать в брачные отношенияя и разводиться, являться наследниками, и защищать свои права в суде. Супруги владели собственностью совместно и заключали брачные договоры на случай разлада в семье. Они предусматривали финансовые обязательства и порядок раздела имущества, а также расходы на содержание детей при разводе.

Главой судебной системы признавался фараон. Он был ответственным за принятие законов в Древнем Египте, отправлял правосудиt, поддерживал закон и порядок в государстве. Египтяне называли кульь справедливости Маат. Хотя своды законов до нас не дошли, постановления о решении судебных дел указывают на то, что зправовая система была основана на общепринятом обычае, грани добра и зла, с учетом достигнутых договоренностей и порядка разрешения споров. Придерживаться комплекса сложных законов и судебных установлений не требвалось.

Обвинение по законам Древнего Египта

В некоторых сложных случаях государство брало на себя роль прокурора и судьи одновременно. На чиновников возлагалась ответственность за совершение пыток, которые зачастую проводились в форме битья подозреваемого, для получения признания о совершенном преступлении. Ход процесса записывался судебными писцами. Они фиксировали требования, указанные в жалобе, и приговор.

Наказанием за незначительные преступления служило наложение штрафа, публичное избиение или нанесение увечий. Тяжкие преступления, как убийство или разграбление гробниц, наказывались обезглавливанием, утоплением или посадкой преступника на кол. Ответственность за совершенное деяние также могло быть наложено на членов семьи преступника.

Начиная с периода Нового царства важную роль в правовой системе Древнего Египта играли оракулы. Они отправляли правосудие как по гражданским, так и уголовным делам. Процесс решения судьбы обвиняемого выглядел примерно так: они задавали вопросы богу – «да» или «нет». Один из священников выходил и оглашал решение, написанное на листе папируса.

drevniy-egipet.ru

Еще по теме:

  • Приказ минтранс 59 Приказ Минтранса РФ от 13.03.2012 N 59 Зарегистрировано в Минюсте России 26 апреля 2012 г. N 23944 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 13 марта 2012 г. N 59 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СЕРВИСНЫМ ЦЕНТРАМ (МАСТЕРСКИМ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УСТАНОВКЕ, ПРОВЕРКЕ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И […]
  • Завещание субсидия Субсидия военно служащему Добрый день!Муж заявил права на наследство,но не оформляет квартиру (по завещанию от деда досталось 42 кв м)в собственность.Муж военнослужащий,полковник,командир в/ч,25 лет выслуги.Нам положено 72 кв м на семью из 4 человек.Повлияет ли заявление прав на наследство(ведь квартира дедушки в […]
  • Налоги и налогообложение учебник черник дГ Налоги и налогообложение. Под ред. Черника Д.Г. Особенностью данного учебного пособия является комплексный подход к рассмотрению налогов России. Представлены ретроспектива эволюции налогов, развитие Налогового кодекса РФ, а также современная налоговая система РФ по состоянию на середину 2009 г. Дана подробная […]
  • Закон 416 о водоснабжении Закон № 416 "О водоснабжении и водоотведении" В думе рассматривается следующее: предлагается новая редакция главы 5 Закона № 416-ФЗ. Нормировать Водоканал: По веществам, которые способны очищаться Водоканалами (азот, фосфор, взвешенные вещества, микроорганизмы, БПК и некоторые другие, полная ответственность […]
  • Органы опеки и попечительства верхняя пышма Управление социальной политики по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск информирует Управление социальной политики по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск предлагает гражданам, не равнодушным к судьбам детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии и инвалидность, […]
  • Патенты уведомление Уведомление о получении патента Кого следует уведомлять, кроме ФНС при получении, ген. директором ООО, патента? Если был продлен срок пребывания иностранца в связи с переоформлением патента, то нужно уведомить миграционную службу, представив письменное заявление в произвольной форме с приложением заполненного бланка […]

mcuns.ru

По законам Тота. В Древнем Египте наказывали за антисанитарию | История | Общество

Кое-какими тайнами врачи Древнего Египта действительно располагали. Но все эти «загадки» давно уже легли в основу вполне официальной медицины.

Мы, сами того не замечая, постоянно пользуемся плодами той древней цивилизации, что почти 4 тысячи лет назад существовала в долине Нила. Даже базовые понятия о времени восходят к Древнему Египту. Именно там разделили сутки на 24 часа. Именно там вычислили, что год – это 365 дней. И завели календарь из 12 месяцев. В общем, хотим мы того или нет, а живём мы по древнеегипетскому времени и в какой-то мере по древнеегипетским законам.

Боги медицины

Во всяком случае, некоторые из них почти дословно повторяются в наших кодексах. Например, закон о санитарно-эпидемиологическом состоянии водоёмов, который предписывает выкашивать траву в береговой зоне прудов, озёр и рек. Смысл его понятен – именно в пойме, там, где тепло и влажно, водятся комары, в том числе и малярийные. В надписи на каменной стеле из города Дендер, найденной при раскопках храма Хатхор, говорилось о «болезни аат, которая поражает слабостью и лихорадкой, бредом и потливостью». Чтобы всего этого не произошло, рекомендовалось «выкашивать траву по берегу с тем же тщанием, что удаляют волосы из неположенных мест». И не только: «Дождись, пока спадут воды великого Хапи (Нила), дождись, пока просохнут лужи, а до того времени не выходи из дому после заката солнца, и комар не уязвит тебя, и болезнь аат не войдёт в тебя». А ведь это время неолита, то есть «новокаменного века». Кое-какие животные и растения уже одомашнены, но вот колесо ещё освоено не вполне, а насчёт обработки металлов смешно и думать.

Тем не менее в полный рост присутствуют развитая религия, письменность, прикладные науки. И, разумеется, сильное государство, которое регламентирует каждое движение своих подданных. Всё вместе – идеальные условия для создания привычной нам модели здравоохранения.

Это зафиксировано даже в пантеоне египетских богов. В Греции, скажем, обходились одним богом, который покровительствовал врачеванию, – Асклепием. Египтянам одного было мало. У них уже жёсткая специализация. Тауэрт, богиня родовспоможения и гинекологии, изображалась как самка гиппопотама. Шакалоголовый Анубис – патологоанатом, изобретатель и покровитель бальзамирования. Дуамутеф – бог души и желудка, избавлявший от болезней желудочно-кишечного тракта. Исида – покровительница новорождённых, специальность – педиатрия. Сохмет – богиня войны, но одновременно и исцеляющая травмы и раны. Тот – покровитель медицинской науки как таковой.

Греки, вошедшие с египтянами в контакт, этому очень удивлялись. «Врачебное искусство, – писал Геродот, – разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей. Одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвёртые желудок, пятые внутренние болезни». Ну совсем как у нас.

Лечение по протоколу

Лечили строго по уставу, для каждого заболевания был разработан свой график, который включал диагностику, собственно лечение и реабилитацию, разбитые по дням. В качестве примера можно привести фрагмент папируса, который приписывают врачу Древнего царства Имхотепу: «Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить». После того как ты зашьёшь ему рану, в первый день положи на неё свежее мясо и не бинтуй её. На второй день смени мясо. На третий и четвёртый лечи рану жиром, мёдом, корпией. После четвёртого дня наблюдай за больным, пока он не поправится».

Или вот ещё один пример, на этот раз – проблемы с пищеварением. «Если ты исследуешь больного, который мучается болью в желудке и часто блюёт, и находишь вздутие передней части, если его глаза впалые, нос заострился – это гнилостное брожение экскрементов. Ты тогда скажи: «Эту болезнь я смогу вылечить». Ты приготовишь средство в составе белой пшеничной муки, и прибавишь чесноку, и сделаешь клизму больному с животным жиром и пивом, чтобы открыть путь его экскрементам».

Здесь выверено каждое слово. Египетский врач, осмотрев больного, обязан был произнести одну из формул: «Это болезнь, которую я могу вылечить. Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить. Это болезнь, которую я не смогу вылечить». Причём данные брались не с потолка, а после тщательного осмотра больного, который предполагал пальпацию, зондаж и аускультацию, то есть прослушивание, что кажется маловероятным, поскольку долгое время считалось, что аускультацию впервые применил греческий врач Аретей во II веке до н. э. Тем не менее в папирусе недвусмысленно говорится: «Если заметишь внутри шум, плеск и хрип, скажи: «Ухом здесь слышится болезнь».

Технический арсенал древнеегипетских врачей был откровенно скуден. Травмы и раны лечились жиром, мёдом и сырым мясом. Болезни глаз – молоком, сырой бычьей печенью и мёдом. Общий наркоз – традиционный опийный мак. Известен фундаментальный труд «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», относящийся к XVI веку до нашей эры. Он содержит 900 прописей препаратов. Но все они приготовляются из полутора десятков растительных компонентов и десятка минеральных, причём самых простых, вроде соды, глины, серы и селитры. Такими же средствами лечились все кому не лень.

Но только в Египте они использовались по-настоящему эффективно. Причина тому – отличная диагностика подготовка врачей. И, разумеется, система здравоохранения, созданная на самой заре этой цивилизации. Система предполагала прежде всего диспансеризацию, строгий учёт и сознательность населения, подкреплённую постоянными репрессиями. Так, летом предписывалось дважды в день стирать одежду. Омовение совершать следовало четыре раза, дважды днём и столько же ночью. Вменялось каждую неделю брить голову и удалять волосы из подмышек и интимных мест. Раз в месяц в обязательном порядке все египтяне очищали кишечник клизмами из молока, полыни и ромашки, на что отводилось 3 выходных дня. Даже пользование кремами от солнца и мазями от насекомых было в ведении государства. Известен один-единственный случай, когда отказ от работы и бунт не привели к подавлению и казням. Рабочие, занятые на строительстве некрополя Рамзеса III (1204–1173 гг. до нашей эры), объявили забастовку, поскольку их вовремя не обеспечили кремами от солнца и мазями от насекомых. Государство тут же пошло на попятный – требования были в полной мере удовлетворены.

www.aif.ru

Центр сохранения культурного наследия Черноземья Суровые нравы Древнего Египта

Пока Николас Ривз ищет гробницу Нефертити, египтолог из США Гретхен Дабс опубликовала своё археологическое исследование, посвященное телесным наказаниям в Древнем Египте. Её находка еще раз подтвердила факт о суровости наказаний и беспощадной эксплуатации простолюдинов на больших стройках.

Egipet-2При раскопках кладбища бедняков близ Амарны, в 1352-1336 гг. до н. э. бывшей столицей фараона Эхнатона, были обнаружены скелеты пяти мужчин с идентичными увечьями. У всех у них имеются отверстия на лопатках – предположительно от удара копьём.

Дифференциальная диагностика атрофических перфораций лопатки исключает непреднамеренный характер травмы. Также маловероятны и боевые раны – удары наносились кем-то стоящим очень близко позади жертвы.

Вероятнее всего, это результат телесных наказаний в виде «штрихов» в сопровождении «открытых ран», широко известных из египетской литературы. Они применялись по широкому кругу гражданских и уголовных преступлений.

Часть египтологов указывает на то, что наказание могло носить ритуальный характер. Так, в Амарне было обнаружено несколько свиней с аналогичными травмами черепа и лопатки. Ученые интерпретируют это как ритуал, посвящённый богу Сету.

Egipet-3Важно, что при всей серьезности и болезненности наказания, увечья не были смертельны. Более того, они наносились с таким расчетом, чтобы преступник мог как можно скорее оправиться и вернуться к работе. Оно и понятно: столица Эхнатона представляла собой гигантскую стройку. Нужны были рабочие руки. Условия жизни рабочих были крайне тяжелыми: суставы многих скелетов деформированы от поднятия тяжестей и недоедания. Четко прослеживаются и следы цинги.

Впрочем, удары копьем были еще не самыми жесткими наказаниями. За разграбление гробниц или уклонение от уплаты налогов отсекали конечности или даже казнили.

Источники:www.sciencedirect.comwww.vesti.ru

arhnasledie.ru

Ужасающие факты Древнего Египта! - Все будет хорошо!

Древний Египет — одно из самых интереснейших мест в исторической летописи. Одержимость древних египтян жизнью после смерти, великие пирамиды и золотые сокровища, а также масса информации, которую они оставили после себя в великих работах, захватывает воображение людей на протяжении тысяч лет.

Однако под налётом мистицизма и исторического величия находится Древний Египет, который не всегда был самым забавным местом для жизни. Их система правосудия часто была несправедливой и жестокой, врачебная практика иногда была ужасающей, а их преданность богам часто доходила до безумства.

10. Вспышка холеры однажды была вызвана использованием обёрточной бумаги, сделанной из повязок от мумий

Был период, когда считалось модным всё, что было связано с Древним Египтом. Мумии завозились в Европу, чтобы разворачивать их на вечеринках, и большое количество мумий было незаконно вывезено из Древнего Египта. Правда в том, что мумий было так много, что никто уже не испытывал к ним благоговейного уважения — даже в то время; им придавалось очень маленькое историческое значение.

По этой причине добыть бинты от мумий было не только дёшево, но иногда стоило и дешевле бумаги. Один предприимчивый бизнесмен из США в начале 1900-х годов решил, что можно сэкономить средства при производстве обёрточной бумаги для продуктов, и импортировал старые коричневые погребальные льняные пелены, чтобы провернуть это дело. К сожалению для него, его план провалился, когда люди стали болеть холерой, и использование погребальной пелены для оборачивания продуктов было запрещено.

9. Иногда слуг умерщвляли, чтобы похоронить их вместе со своими умершими хозяевами

Некоторые и раньше слышали о легендах, что слуг фараонов и других важных лиц в истории Древнего Египта часто убивали с помощью ритуальных обрядов и хоронили вместе с умершими, чтобы они могли служить им и в загробной жизни. Сегодня многие скажут вам, что всё это чистой воды египетская мифология, но правда в том, что на самом деле всё гораздо более тревожно. Хотя практика обрядового умерщвления слуг и их укладывания в гробницы была прекращена лишь в конце эпохи Древнего Египта, приношение слуг в жертву некогда было неотъемлемой частью их общества.

Хотя те, кого приносили в жертву таким образом, не обязательно чувствовали, что их убивали. У древних египтян были сложные отношения со смертью, они были одержимы мыслью о продолжении жизни после смерти. В некотором смысле они были гораздо более одержимы жизнью, чем смертью. Те слуги, которых отправляли на смерть и хоронили со своими хозяевами, считались привилегированными, потому что им позволялось следовать за властной фигурой в загробный мир, чтобы служить и там. Однако наверняка всё равно это действовало на нервы — знать, что твоя судьба зависит от случайной смерти человека, на которого ты работаешь.

8. В Европе мумий широко употребляли в пищу в качестве лекарства

Для большинства людей каннибализм является буквально самым ужасным табу, которое только можно себе представить. Сама мысль о поедании человеческой плоти, даже в обстоятельствах, при которых нет другого выбора — это то, что моментально вывернет желудок большинства людей. Даже когда заходит речь о таких случаях, как то, что произошло с группой Доннера (Donner party), когда переселенцы из Иллинойса под предводительством Дж. Доннера, отрезанные от мира снегами в горах, были доведены до крайности и ели тех, кто уже умер, люди говорят об этом шёпотом и с ужасом от самой перспективы столкнуться с подобным чудовищным решением.

Однако ещё в 1600-1700 годах Европу охватило безумство, когда люди ели различные части человеческой плоти в попытке вылечиться от различных заболеваний. Это началось с тех, кто размельчал на куски мумий и добавлял их в настойку, утверждая, что это может вылечить все виды болезней, но закончилось тем, что люди стали употреблять в пищу кровь, чтобы вылечить болезни, связанные с кровью, и даже куски раздробленного черепа, чтобы справиться с болезнями мозга.

Хотя сегодня большинство людей считают каннибализм непотребным, было время, когда в Европе употребление в пищу останков других людей считалось совершенно нормальной практикой, к тому же полезной для здоровья.

7. Того, кто не почитал Бога Солнца, приносили в жертву

В Древнем Египте насильственные преступления были довольно редким явлением, но одним из самых ужасных преступлений, которое можно было совершить, считалась любая форма оскорбления или неуважения Бога Солнца. Того, кто причинял вред (вандализм) или грабил храм, либо каким-либо образом признавался виновным за преступление по отношению к Богу Солнца, обычно приговаривали к сожжению заживо. Это наказание применялось по отношению только к тем, кто совершал величайшие преступления, и обычно сопровождалось ритуалом жертвоприношения богам. В то время как древние египтяне редко практиковали жертвоприношение людей, это было одним из исключений.

В то время как сжигание заживо достаточно болезненно с самого начала, это считалось самой жуткой смертью всеми древними египтянами из-за ритуального значения этого действа. Они твёрдо верили в сохранение физического тела в жизни после смерти, и верили, что разрушение физической плоти человека путём сжигания не оставляет ему никаких шансов в загробной жизни. В то время как боги ещё могли технически вмешаться, чтобы помочь человеку, это было страшным наказанием, какое только мог представить верующий человек древнеегипетского общества.

6. В древнеегипетской полиции выбивание признаний из людей было распространённой практикой

В Древнем Египте была хорошо организованная система законов и группы, которая по существу действовала, как полиция, но это не означало, что всё всегда на самом деле было справедливо. Как и в старом европейском обществе, выбивание силой признания от людей было очень распространено. Фактически, по существу, это было стандартной практикой. Обычно для того, чтобы выбить признания из людей, их били палками, часто по подошвам — пытка, известная как «бастинадо» (bastinado).

Те, из кого выпытывали признания, не только признавались в том, что совершили, но и рассказывали, где всё ещё может быть спрятано всё, что они украли, а также сдавали всех своих сообщников. Этих людей также могли затем избивать, чтобы установить личности каких-либо ещё соучастников. К сожалению, как и во многих несовершенных правовых системах, никогда не будет возможно определить количество невинных людей, вероятно, наказанных за преступления, потому что они были вынуждены сознаться в том, чего не делали. К сожалению, ложные признания под пытками являются невероятно распространённым явлением, потому что человек готов сделать почти всё, лишь бы пытка закончилась, если она достаточно болезненна.

5. Человек, нарушивший закон, считался виновным до тех пор, пока не доказывалась его невиновность

Одним из краеугольных камней современной правовой системы является принцип презумпции невиновности — человек невиновен до тех пор, пока не будет доказана его вина. Это одна из причин, почему многие люди давно расхваливали западные правовые системы, где, по крайней мере, человек получает справедливое и весьма быстрое судебное разбирательство, и где он знает, что система не допускает его вины ещё до того, как ему даётся шанс защищаться. И в то время как в Древнем Египте была довольно передовая правовая система, этого им особенно не хватало.

В их правовой системе вина обвиняемого предполагалась с самого начала, и доказательство своей невиновности падало на плечи самого обвиняемого. В то время как судьи всегда делают всё от себя возможное, чтобы быть объективными, избиение было распространённым явлением, чтобы доказать вину (как мы упоминали ранее), и скорее всего применялось к обвиняемой стороне, даже несмотря на то, что она могла быть невиновной. Могли избивать даже свидетелей, если судьям казалось, что это необходимо для получения дополнительной информации о рассматриваемом деле. Хотя нет никаких доказательств того, что древние египтяне регулярно злоупотребляли этой системой, ложно обвиняя друг друга, кажется, система была гораздо большей пользой для тех, кто злоупотреблял ею, нежели должна была быть для невиновных.

4. Иногда вину человека, обвинённого в преступлении, определяли с помощью магии оракула

В последние дни Древнего Египта духовенство стало устанавливать всё больший контроль над повседневной жизнью египтян и решениями, принятыми правителями. Влияние и власть священников над простыми гражданами постоянно увеличивались с каждым годом, и вскоре с ними стали советоваться гораздо больше, чем было раньше. Те, кто были у власти, знали гораздо больше, чем спрашивали у священников, поскольку считалось, что они имели возможность контактировать и получать поддержку богов, а также могли потенциально влиять на большое количество людей, исполнявших их приказы.

Это означало, что в последние дни Древнего Египта священство оказалось вовлечённым в судебные дела. Они приносили статую Бога Солнца и клали перед ним папирусы с разными вариантами ответов для важных решений — обычно в суде это было два документа, решающих о вине или о невиновности. Статуя должна была повернуться лицом к правильному папирусу, демонстрируя волю богов. Конечно, это давало священникам возможность манипулировать движениями статуй и по существу решать судебные дела на основании своего собственного мнения и прихоти. К сожалению, это означало, что многие древние египтяне, будучи в суде, зависели от прихоти мошенника, того, кому верили поголовно, но кто, вероятно, очень хорошо знал, что всё, что он скажет, будет воспринято, как воля богов.

3. Принятие мер по предупреждению беременности представляло собой ужасное зрелище

Сегодня, чтобы избежать нежелательной беременности, люди, не готовые в данный период времени к продолжению рода, используют различные средства контрацепции. И, как многие знают, регулирование рождаемости существует на протяжении многих тысяч лет. У учёных есть доказательства использования презервативов из бараньей кожи ещё в древности, а древние римляне, говорят, использовали для предохранения растения так часто, что из-за этого они полностью исчезли. Однако большинство из этих методов были довольно разумными способами предупреждения беременности, особенно по сравнению с теми, которые использовались древними египтянами.

В Древнем Египте считали, что смесь большей части мёда с добавлением крокодильего навоза, которой затем обмазывали влагалище, была главным способом, чтобы избежать беременности. По какой-то причине они решили, что это является эффективным спермицидом, хотя на самом деле это ещё больше увеличивало вероятность забеременеть. Хотя понятно, что они верили в то, что это работает в качестве контрацептивного средства, исходя из своих знаний того времени, всё равно жутко представить, как часто им приходилось намазывать крокодилий навоз на самые интимные части тела.

2. Смертная казнь в Древнем Египте была редкой, но чрезвычайно жестокой

Жизнь в Древнем Египте могла быть довольно жёсткой, и побои, как мы уже несколько раз упоминали ранее, были как методом получения признаний, так и распространённым наказанием. Однако в то время как многие люди знают, что Древний Египет может быть довольно строгим с точки зрения наказания преступников, как и большая часть древнего мира, они были против бессмысленного назначения смертной казни.

Хотя подобное наказание и существовало в законодательстве, оно применялось очень, очень редко. На самом деле, был даже период времени примерно в 150 лет, когда в Древнем Египте за преступления смертная казнь официально не санкционировалась. Однако когда кто-то совершал достаточно тяжкое преступление, такое как убийство или государственная измена, смертный приговор, к которому его приговаривали, был довольно жестоким. Хотя ранее уже упоминалось, что сжигание заживо было наказанием за тяжкие преступления по отношению к богам, были и другие формы применяемой смертной казни, которые были такими же болезненными и ужасными: обезглавливание, утопление и даже сажание на кол.

1. Легенды о проклятиях мумий Древнего Египта продолжают будоражить умы учёных

Бесчисленные легенды и истории рассказывают об идее проклятия мумий, и общее представление об этом заходит гораздо дальше, чем многие думают. Ещё до открытия гробницы Тутанхамона уже появлялись истории о мести мумий, чьи останки были потревожены. Однако самая популярная легенда утверждает, что 26 человек участвовали во вскрытии гробницы, а затем все стали умирать при загадочных обстоятельствах — в том числе и руководитель экспедиции, который очень быстро умер от заражения крови.

Исследование гробницы выявило споры плесени, но ничего такого, что считается особенно опасным — эта плесень была не достаточно опасной, чтобы принести вред человеку, который находился в помещении в течение недолгого времени.

Некоторые предполагали, что, возможно, существовало странное заболевание, приводящее к отравлению крови, но большинство учёных отклонили эту версию, указывая, что она не выдерживает критики, учитывая, что только 6 человек из 26-ти, имевших отношение к гробнице, умерли вскоре после её вскрытия. Однако в то время как нет никаких логических доказательств существования проклятий, это не значит, что древние египтяне этого не практиковали. Многие гробницы имеют по периметру различные символы, проклинающие тех, кто побеспокоит останки лежащих в них, в надежде, что на них нападут злобные животные, такие как львы или змеи, или даже сами боги накажут их.

slavikap.livejournal.com

Слуги в Древнем Египте - Энциклопедия Древнего Египта

Фигурка (ушебти) раба из гробницы периода Старого царства, Музей изобразительных искусств, Будапешт

реди лиц, окружающих знатную особу, порой нелегко отличить помощников в делах от слуг. Но сами египтяне их никогда не путали. Хапиджефаи, номарх Сиута, иногда распоряжался имуществом дома своего отца, то есть своим личным, а иногда – имуществом царского дома, то есть государственным, которым ему доверили управлять. Именно из своих средств он вознаградил тех, кто участвовал в заупокойном культе отца. Но заупокойный культ был для египтянина лишь продолжением земной жизни, поэтому мы можем с полным основанием заключить, что хозяин содержал и вознаграждал своих слуг из своих личных средств.

Множество египетских терминов приблизительно соответствуют нашим понятиям «слуга» или «прислуга»: «послушные призыву», кравчие – «убау» (это слово писали с определителем «сосуд» или просто иероглифом «кувшин»), и, наконец, «шемсу». Последнее слово изображалось сложным иероглифом, состоящим из длинной трости с загнутым концом, свернутой и перевязанной ремнем циновки и маленькой метелки. «Шемсу» сопровождал своего хозяина при выходах. Когда тот где-либо останавливался, «шемсу» разворачивал и расстилал циновку, брал в руку длинную трость, а другой рукой время от времени помахивал метелочкой. Таким образом, хозяин мог с удобствами принимать управляющих и выслушивать отчеты. Другой «шемсу» носил за ним сандалии. Когда хозяин останавливался, он вытирал ему ноги и обувал его. Кравчие прислуживали во время еды. Они накрывали на стол. Они всегда были рядом с хозяином, выслушивали доверительные признания, могли вовремя что-то подсказать, о чем-то напомнить, а потому обладали значительным весом. Кравчие фараона участвовали во всех крупных процессах и расследованиях.

Все вышеперечисленные слуги, по-видимому, были свободными людьми. Они могли уйти от хозяина, заняться ремеслом или приобрести поместье и, если позволяли средства, в свою очередь, нанять себе слуг и наслаждаться жизнью. Бата, после того как старший брат жестоко с ним обошелся, заявляет, что не будет больше ему служить. Анупу придется отныне самому пасти свои стада. В данном случае хозяин и слуга были братьями, но мы вправе думать, что, даже если бы между ними не было никакого родства, Бата все равно оставил бы свое место. Реджедет, жена жреца, родившая трех сыновей от самого Ра, поссорилась со своей служанкой и велела ее высечь («Сказки сыновей фараона Хуфу»). Служанка ушла от нее без всяких объяснений. Правда, ее сурово наказал собственный брат, а потом сожрал крокодил, орудие божеского мщения, – она была наказана за то, что вознамерилась открыть фараону тайну Реджедет, а не за то, что оставила свое место. И, разумеется, хозяин всегда мог прогнать слугу.

Одна из сцен постройки пирамиды рабами. Гробница Рехмира. XVIII династия

И наоборот, людей, которых называли «хемуу» или «баку», можно рассматривать, во всяком случае в эпоху Нового царства, как рабов. С ними не только жестоко обращались, но в случае побега пускались за ними в погоню. Писец сообщает своему хозяину, что «два человека сбежали от конюшего Неферхотепа», приказавшего их бить. С тех пор как они исчезли, больше некому пахать. Говорю об этом моему хозяину». В один прекрасный день двое рабов сбежали из резиденции Рамсесов либо потому, что их били, либо из любви к свободе. На их поиски был отправлен начальник лучников Какемур. Он выступил из Пер-Рамсеса и на следующий день прибыл к укреплению Чеку. Здесь ему сообщили, что беглецы прошли южнее Чеку в тот же день. Когда военачальник достиг крепости, то здесь узнал, что рабы перебрались через стены севернее башни Сети-Меренптаха. От дальнейших поисков пришлось отказаться, и дело было закрыто. Однако не всем рабам так везло. В гробнице Неферхотепа писец выстраивает рабов перед лицом своего повелителя, У одного раба руки связаны, и его ведут на веревке. Двое других уже наказаны, и стражник готовится их связать. Сцену эту можно было бы назвать: «Возвращение беглецов».

По большей части все или почти все рабы были чужеземцами. Их захватывали во время победоносных кампаний в Нубии, Ливии, Восточной пустыне или Сирии, а затем по приказу фараона или отдавали тому, кто их пленил, если речь шла об индивидуальном подвиге, или распределяли между воинами, когда в плен попадало сразу много врагов. Доблестный Яхмес таким образом приобрел за свою многолетнюю службу в армии девятнадцать рабов – десять женщин и девять мужчин – главным образом с иноземными именами: Памеджаи, Паам, Истарумми, Хедеткуш; другие рабы с египетскими именами, видимо, достались Яхмесу во время кампании в Дельте, а возможно, он сам заменил их ханаанейские или нубийские имена на египетские, как это произошло с Иосифом.

Хозяин мог продать своего раба или отдать внаем. Человек, которому понадобились новые одежды, нанял на два-три дня сирийскую рабыню. Неизвестно, какую работу она должна была выполнить, но цену за рабыню запросили немалую.

Одного из горожан Фив заподозрили в том, что он участвовал в ограблении гробниц, потому что он вдруг начал вести роскошную жизнь. Судья спрашивает его жену:

На какие средства ты купила рабов, которые были с ним?»

Она отвечает:

Я не видела серебра, которое он за них заплатил. Он был там [в отлучке]».

Недавно изданный папирус из. музея в Каире приводит несколько способов покупки раба. Торговец по имени Райа предлагает одному человеку купить у него молодую сирийскую рабыню. Они договариваются. Плату за рабыню покупатель вносит не серебром и не золотом, а различными предметами. Стороны произносят клятвы при свидетелях, и суд их регистрирует. Рабыня становится собственностью нового хозяина и сразу же получает египетское имя.

Наказание провинившегося слуги или крестьянина. Фреска из гробницы Менна в Шейх-Абд-эль-Курна. XVIII династия

Когда правительство занялось грабителями гробниц, многие рабы были признаны виновными. Судьи не церемонились с ними, назначая двойное и тройное количество палочных ударов. Впрочем, с преступниками из свободных людей обходились не лучше.

Хозяин бил своих рабов, но точно так же угощал палками пастухов, слуг и злостных должников. Поэтому лишь немногие могли похвастаться, как некий Неджемиб, живший в эпоху Древнего царства, что его со дня рождения ни разу не били палками перед лицом сановников. Впрочем, никто не знает истины. Вполне возможно, что этого счастливейшего из смертных не раз угощали палкам без свидетелей, о чем он, разумеется, умалчивает.

Короче говоря, если учесть все препятствия, которые мешали простолюдинам вырваться из тисков нужды и поменять свое положение на лучшее, станет ясно, что участь свободных людей самых низших классов мало чем отличалась от участи тех, кого мы называем рабами. Мы уже цитировали документ, рассказывающий, как бывший раб цирюльника получил свободу, унаследовал дело своего бывшего хозяина и женился на его племяннице. Таим образом умелые и ловкие рабы обретали свободу и становились равными с прочими египтянами.

egyptopedia.info

Часть 1.

46

Содержание

Тема 2. История государства и права Древнего Египта 3

Тема 3. История государства и права в Вавилоне. 5

Тема 4. История государства и права Древнего Китая 7

Тема 5. История государства и права Древней Индии. Законы Ману 8

Тема 6. История государства и права Древней Греции 9

Тема 7. История государства и права Древнего Рима 12

Тема 8. Франкское государство 16

Тема 9. Средневековое государство и право Франции 18

Тема 10. Средневековое государство и право в Германии 21

Тема 11. Средневековое государство и право в Англии 23

Тема 12. Византийское государство и право 25

Тема 13. Арабский Халифат. Мусульманское право 26

Тема 14. Особенности возникновения и развития государства и права в Новое время 27

Тема 15. Государство и право Англии в Новое время 28

Тема 16. Государство и право США в Новое время. 33

Тема 17. Государство и право Франции в Новое время 36

Тема 1. Введение в курс истории государства и права зарубежных стран

История государства и права зарубежных стран — это общественная, историко-правовая наука. Предмет науки - исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов. Цель — выявление исторических закономерностей развития государства и права.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права. При помощи логического метода в теории государства и права отражается исторический процесс в абстрактной форме, вырабатывается система общеправовых понятий и категорий, широко используемых в учебном курсе истории государства и права. Таким образом, история государства и права — это наука о государстве и праве отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в хронологической последовательности, в конкретной исторической обстановке, на основе выявления исторических закономерностей этих процессов, действующих в границах исторических эпох.

Эту науку на западе называют всеобщей историей права, которая возникла на рубеже XVIII—XIX вв. Теоретическое и практическое значение истории государства и права зарубежных стран заключается в возможности глубже познать государственно-правовые реалии современности. Также получить необходимые знания по осуществлению глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.

В историко-правовой литературе в России в течение ряда лет господствовала марксистская пятичленная периодизация исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). В настоящее время в отечественной науке утвердилось понятие «цивилизация», которое сложилось в Европе в середине XVIII века. На первое место при новом взгляде ставится человек, его внутренний мир, опыт, мировоззрение, способы ориентации, образ жизни и система ценностей. На данный момент, как принято считать в науке, существуют два пути развития человеческого общества, две цивилизации - Запад и Восток.

В истории государства и права зарубежных стран используются различные подходы (методы), такие как: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный. Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении государственно-правовых явлений в той своеобразной социальной среде определенного государства и его правовой системы. Сравнительно-правовой метод предполагает выявление общих закономерностей и общих признаков в развитии государства и права в один период времени, но в различных странах (синхронное сравнение) и в разных периодах исторических эпох (диахронное сравнение). Системный подход предполагает выделение из общей структуры государственно-правовых явлений отдельных существенных признаков или неповторимых особенностей государства и его правовой системы. В литературе принято выделять такие основные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее время (XX век).

Раздел 1. История государства и права древнего мира Тема 2. История государства и права Древнего Египта

История Древнего Египта подразделяется на три основных периода: Древнее царство (XXVIII—XXVI вв. до н.э.), Среднее царство (конец Ill-го тысячелетия -- XVI век до н.э.), Новое царство (XVI—XII вв. до н.э.).

Общественный строй. Господствовавшими классами были рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определялось: древностью рода, величиной землевладения и значением занимаемой должности. Основная масса населения Древнего Египта жила в деревнях, представлявших собой, что принято называть сельской общиной. В общине сохраняется коллективная собственность на землю. Управление общиной осуществляется общим собранием, старейшиной и советом. В период Древнего царства были сильны позиции номовой родовой аристокрации, которая выделяется из основной массы свободных общинников-крестьян. С первых династий египетских фараонов общинники-крестьяне привлекаются к принудительному труду по строительству различных сооружений. Они же платили государству ренту-налог. Со временем община, как самостоятельная единица, исчезает, поскольку в руках фараона сосредотачивается земельный фонд, функции управления ирригационной системы и царско-храмового хозяйства.

В период Среднего царства усиливается роль нетитулованного чиновничества - Из «слуг царя» выделяются так называемые «неджес» («маленькие»), что обусловлено развитием товарно-денежных отношений.

В период Нового царства работа на государственной земле становится уделом большей части египетского крестьянства. Насильственное прикрепление людей к определенным профессиям становится системой принудительного труда. Население, непосредственно занятое в царском хозяйстве Египта, делилось на жрецов, войско, чиновников, мастеров, «простых людей».

Государственный строй.Древний Египет по форме правления — восточная деспотия. Во главе государства стоит фараон, власть которого была неограниченной. Он был главным законодателем, судьей и назначал высших чиновников. Для Древнего Египта характерен централизованный бюрократический аппарат, во главе которого стоял первый помощник фараона — «джати». «Джати» имел большие полномочия: распоряжался государственным имуществом, казной, системой водоснабжения, контролировал деятельность административных органов и судопроизводства и т.п.

Страна делилась на области, которыми управляли номархи. Центральной фигурой административного аппарата следует считать писца-канцеляриста, в обязанности которого входило составление кадастра всех земель, перепись населения и пр.

Регулирование имущественных отношений.В Древнем Египте преобладала государственная собственность на землю, частная собственность на нее была не развита. В то же время частная собственность на другие вещи достигла высокого развития. Египтяне знали многие договоры: договор купли-продажи, договор займа, залог, поручительство, мену, товарищество, наем (личный и имущественный), аренду земли.

Семейное право.Семья - патриархальная. Имело место высокое правовое положение женщины. Она самостоятельно заключала брак. В брачном договоре она могла указать себе такие права, как право на некоторое время жить в доме отца, штраф в случае измены мужа, поводы для развода. Женщина также могла обезопасить имущество своих детей, поскольку существовал режим раздельного пользования имущества супругов. Дети обязаны повиноваться отцу.

Право наследования.Древний Египет знал наследование по закону и по завещанию. В случае наследования по закону дети наследуют независимо от пола в равных долях. Исключение составлял старший ребенок, который получал большую долю. Женщина также имела право завещать свое имущество. Сделка производилась в письменной форме, в присутствии свидетелей.

Преступление и наказание.В Древнем Египте существовала жесткая репрессивная уголовная политика. Преступления подразделялись на государственные, против личности, против нравственности, правосудия, имущественные. Серьезным преступлением считалось убийство священного животного. Наказания за преступления были: смертная казнь (простая и квалифицированная), телесные наказания, тюремное заключение, обращение в рабство, наказание по принципу талиона (простого или квалифицированного).

Суд и процесс.Суд не отделен от администрации, и вершится коллегиально. В судопроизводстве важную роль играли номархи - царские судьи, носившие титулы «жрецов богини истины». В Древнем Египте сохранились храмовые суды, в которых судьями были жрецы. Постепенно светская власть добивается уменьшения судебных функций храмовых судов. Но жрецы не хотели своего полного отстранения от судопроизводства и учредили суд оракулов, который в государстве получил большой религиозный авторитет. Например, решение жреца-оракула не могло быть оспорено царским чиновником. В период Нового царства была создана верховная судебная коллегия из 30 судей. ВоII-м тысячелетии в Древнем Египте существовал принцип суммирования доказательств. Самым древним видом доказательства была клятва, которая состояла из двух частей: а) обращение к богам, и фараону, б) назначения наказания в случае, если дающий клятву нарушит ее или суд решит, что он не прав. В процессе применялись свидетельские показания и письменные доказательства (документы).

К источникам права Древнего Египта можно отнести: обычай, судебный прецедент, закон.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Древнем Египте было достаточно высоко развито законодательство. Многие народы переняли опыт древних египтян. Так, отдельные статьи законов Хаммурапи имели своим источником древнеегипетское право. В Древней Греции идея отмены долговой кабалы была введена из древнеегипетского законодательства. Древнеегипетское право повлияло на создание права Древнего Рима.

studfiles.net