И снова о белорусских городищах… Древние курганы Ракова. Древние городища беларуси
Тайны древнего городища
В Минск Вадим Шадыра, заведующий отделом археологии железного века Института истории Национальной академии наук, вернулся в приподнятом настроении. Причина радости скрывалась в двухкилограммовом контейнере, который он принес в рюкзаке. Впрочем, истинный вес для науки этого "гостинца" из Крупского района вряд ли сейчас возьмется кто-нибудь назвать - около двухсот уникальных находок, большинство которых датируется VII - VIII веками нашей эры.
Нашли это все белорусские археологи на месте древнего городища, которое располагалось на острове озера Селява. По словам Вадима Иосифовича, ученые приезжали сюда ежегодно начиная с 1999 года. Первые же находки убедили археологов в правильности выбранного для исследования места. Сюрпризы сыпались как из рога изобилия. И все же самым урожайным оказался нынешний год.
Во-первых, уверены в Институте истории, по насыщенности артефактами городищу вряд ли найдется аналог во всей Восточной Европе. Судите сами: на площади в 60 квадратных метров при глубине культурного слоя 1 - 1,2 метра найдено несколько сотен самостоятельных предметов, не считая тысяч фрагментов глиняной посуды, костей, шлака. Во-вторых, уникален клад женских украшений VII - VIII веков нашей эры. Он состоит из 3 бронзовых браслетов с орнаментами, значение которых еще предстоит выяснить (в те времена всякий узор нес какой-либо смысл), 15 бронзовых элементов, используемых для напоминающего корону головного украшения, 5 серебряных височных колец диаметром 10 сантиметров (среди ранее находимых в Европе диаметр самых больших не превышал 7 сантиметров). "Честно говоря, я не имею понятия, что означают для современных модниц большие серьги-обручи. Тем более как могу говорить о значении размера украшений для модниц раннего средневековья? - размышляет Вадим Шадыра. - Вероятно, это должно было свидетельствовать о высоком социальном положении обладательницы украшений".
Остается загадкой, кому принадлежали украшения. Такие детали костюмов были присущи для племен и прибалтов, и кривичей. Вообще-то это и не странно - когда кривичи пришли на эти земли, длительное время они жили в окружении прибалтов, а потому произошла ассимиляция.
"Такими булавками пользовались приблизительно в I - VIII веках нашей эры, - Вадим Иосифович разложил на столе железные (даже ржавчина не испортила впечатления о качестве железа, которое умели делать в те времена) "спицы", загнутые с одной стороны в форме кольца. - Отлично также сохранились серпы, наконечники стрел, рыболовные крючки, судя по размерам которых наши предки не мелочились, отправляясь на рыбалку..."
Городище на озере Селява оказалось поистине универсальным местом, где на сравнительно небольшой площади в одном культурном пласте невообразимым образом смешалась история нескольких тысячелетий. В доказательство этого Вадим Иосифович демонстрирует орудия, созданные человеком еще в VI - I тысячелетиях до нашей эры! Особую гордость у археолога вызывает костяной, с четырьмя зубьями по обеим сторонам, наконечник гарпуна. Отечественные специалисты уверяют, что подобных они еще не встречали. Среди других "визиток" каменного века - кремниевые скребки, ножевидные пластины...
В Институте истории полагают, что нынешним летом наконец раскрыли все тайны древнего городища, завершив, таким образом, кропотливую четырехлетнюю работу в Крупском районе. Однако Вадим Шадыра убежден, что белорусская земля еще скрывает огромное количество археологических памятников, представляющих большую научную ценность, но из-за скромного финансирования археологам, к сожалению, приходится очень часто полагаться на помощь энтузиастов-краеведов, как это было и в Крупском районе. Без помощи членов местного молодежного объединения "Малое Полесье" бесценные артефакты так и остались бы до сих пор в земле.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Понравился материал? Поставьте ему оценку.
www.sb.by
Городище Замковая гора
Замковая гора – название, которое можно услышать от жителей многих посёлков и деревень, даже если на карте никакой замок не значится, да и сама гора представляет собой холмик. Только в Беларуси Замковые горы есть в Славгороде, Браславе и не только.Собственно, только в СНГ и ближнем зарубежье более 20 Замковых гор в разных областях. Но так уж бывает – раньше в старину ведь часто строили крепости именно на горах и холмах, несмотря на сложности, сопряжённые с этим – тяжело в строительстве, зато легко в бою. А потом уже местные жители потихонечку разбирали покинутые замки на стройматериалы, «пока совсем ничего не осталось», но сами же и гордились – вот, были и у нас замки да крепости!
Но в Могилёвской области на границе с Россией есть городок Мстиславль, где есть своя Замковая гора,. Когда-то, примерно в XII веке, здесь был построен настоящий замок, который защищал городище от врагов наряду с крупными валами. На валах были установлены деревянные ворота (если враг – он будет сбит, если наш – пускай летит), была построена брама, а в XV веке городище значительно укрепилось постройкой восьмиугольной башни – миниатюрного замка, в котором обитал правитель городища – какой-нибудь князь (между прочим, память – и боязливая летопись – сохранила информацию об основателе города и его потомках как о людях добрых, светлых и богобоязненных) – и его дружина. Также городище укрепляли деревянные башни сторожевого и боевого назначения. В кольце городища стояли дома местных жителей и их маленькие мастерские. И всё это хозяйство располагалось на высоте около 20 метров над землёй.
Несмотря на прекрасную видимость для чужаков, на горе жилось довольно надёжно и уютно – стены крепкие, башни высокие, можно спокойно заниматься своими делами. Площадь городища составляла около 2 гектаров, его окружали не только валы, но и мелкие водоёмы, а также рвы, глубина которых доходила до ста метров, делая городище практически неприступным, а на территории его находился колодец с чистой водой, который позволял жителям получать всё необходимое во время осад.
Постепенно городище развивалось, для князя построили дом – тоже деревянный, рядом – церквушку (поначалу она тоже находилась в башне). И жили бы все долго и счастливо, если бы не многочисленные войны. Как пограничный город, Мстиславль постоянно находился в самой «нервной» зоне между Великим княжеством Литовским и Московским. Во время одной из таких войн Мстиславль – тогда уже вполне большой город – вынужден был принять на себя первые жестокие атаки русских войск. Бойня была жесткая, и, хотя воины стояли насмерть, противник с помощью огня и меча захватил город и, озлобленный, перерезал всё местное население, каковой акт вошёл в летописи под названием «Трубецкой резни», как одна из бессмысленно жестоких сцен жизни средневековья.
Современная версия городища, конечно, попроще, чем жилой комплекс с башнями и донжоном, но видно, что об этом месте по-настоящему заботятся. Возле городища стоит памятный знак имени Семёна Лугвена Альгердовича, князя мстиславского, а границы древнего поселения обозначены крепким бревенчатым забором – всё, как в давние времена. У деревянных ворот гостей встречает маленький деревянный воин. Внутри городища пока ничего особенно увлекательного нет – скамейки, оградки и прочее. К сожалению, от оригинальных построек тех времён не остались даже угольков. А ниже были обнаружены следы развития города – улицы, мощёные бревном, остатки домов и предметов быта и т.д.
Всего на Замковой горе размещалось три метра культурного слоя. Кроме горы, можно посмотреть на старинный монастырь иезуитов, Пустынский и Онуфриев монастыри, а также другие здания – не XV века, но с благородным налётом старины. Мстиславль – вообще красивейший город с интересной историей, которая буквально пропитывает его улицы. Постоянное нахождение в межграничье наложило свой отпечаток на его развитие, и что-то несомненно родное и близкое в нём могут найти и жители России, и, конечно, жители Беларуси. Даже природа вокруг Мстиславля кажется особенной – очень уж прекрасен этот город осенью, когда смотришь с горы на окрестности.
Помимо вышеперечисленной культурный программы, сейчас каждый мстиславский турист считает своим долгом подняться на гору, чтобы своими глазами увидеть, что простиралось под городищем. Конечно, пейзаж уже маленько не тот, поскольку где-то глаз натыкается на вышку оператора сотовой связи, где-то – на современный агрокомплекс, но что-то внутри нас будет чувствовать ту древнюю уверенность в том, что в подобном месте он и его житие будут в безопасности. Кстати, рядом есть ещё Девичья гора, с ещё более древним городищем – I век до нашей эры – но это уже совсем другая история, которую мы обязательно расскажем вам в следующий раз.
Анастасия Берсенева,Ксения Вильчинская
rusmystery.ru
Городище (Брестская область) - это... Что такое Городище (Брестская область)?
Городи́ще (белор. Гарадзішча, польск. Horodyszcze) — городской посёлок в Барановичском районе Брестской области Белоруссии.
Расположен в северной части района, в 25 км от города Барановичи.
Одно из древнейших поселений на территории района. Население — 2,2 тыс. жителей[1]. Центр одноимённого поссовета.
Самый крупный населённый пункт в Барановичском районе, так как город Барановичи в состав района не входит.
Некогда районный центр Городищенского района, занимавшего северную половину сегодняшнего Барановичского. На дороге Р-5, соединяющей Городище с Барановичами, самой южной точкой Городищенского района был посёлок Октябрьский. Далее начинался Новомышский район, после объединения которого с Городищенским был образован Барановичский.
История
Имение Городище известно с 1414 года как державная (великокняжеская) собственность. В 1494 году построен костёл. До 1499 года принадлежало князю С. Бельскому. В 1501 году Великий князь Александр подарил владение своей супруге Алёне Ивановне. В инвентаре Кобринского староства с 1597 года был центром волости.
В конце XVI века Я. Адаховский построил церковь св. Илии и выделил ей селища Козельское и Ивановский Луг. В 1640 г. Каменские построили каменный костёл. В 16-18 вв. Городище принадлежало Немировым, Ходкевичам, Гастомским, Пацам (до 1931 г.) и иным. В 172 г. получило разрешение 2 раза в год проводить ярмарки. Здесь находились дворец с садом и парк. В результате второго раздела Речи Посполитой (1793) городок Городище оказался в составе Российской империи, с 1795 г. — центр волости Новогрудского района. С 1831 г. — казённая собственность. В 1866 г. костёл превращен в православную церковь.
В 1866 году в городке было 60 дворов, 4504 жителей, работали 2 православные церкви, народное училище (открытое в 1863 г.), часовня, синагога, 4 дома молитвы, богадельня, конная почтовая станция, кирпичный завод, пивоваренный завод, правление, проходили 2 ярмарки в год, работал врач. В 1909 г. в городке и имении было 246 дворов, 2942 жителя, работали почта и телеграф, народное училище (в 1901 г. 96 учеников, из них только 9 девушек), аптека, лечебница, собственное правление, 2 православные церкви, синагога, 5 домов молитвы, кирпичный завод, более 19 прилавков, 2 ярмарки в год, богадельня, конная почтовая станция. С 1921 г. городок оказался в составе Польши, в Городищенской гмине Новогрудского района; в нём было 165 дворов, 1021 житель. В 1937 г. в городке произошла крупная забастовка рабочих фанерного завода (участвовало около 600 человек). Рабочие требовали увеличить зарплату, улучшения условий труда и жизни, восстановления на работе. Требования рабочих были частично исполнены. В 1939 г. в БССР, с 15.01.1940 г. — городской посёлок, с 1.01.1940 г. до 25.12.1962 г. — центр Городищенского района Барановичской области (с 8.01.1954 — Брестской области).
Во время Великой Отечественной войны с конца июня 1941 г. по 10.07.1944 г. посёлок был оккупирован фашистами, которые уничтожили в Городище около 4000 советских граждан. Евреи Городища были согнаны нацистами в Городищенское гетто и убиты.
Согласно переписи 1959 г. в посёлке проживало 1694 жителя. В 1998 г. — 2630 жителей, ДЭУ и ПМК-5, маслозавод, хлебозавод, столярный цех, электростанция, отделение связи, Дом быта, лесничество, автовокзал, ветлечебница, больница, аптека, средняя школа, школа-интернат, амбулатория, отделение банка, дом культуры, музыкальная и детско-юношеская спортивная школы, ясли-сад, 2 библиотеки, Братская могила советских воинов и партизан.
Деревянная церковь Костел Учебно-производственный комбинат
Памятники
Археологии — городище культуры штрихованной керамики, Архитектуры — церковь Воздвижения св. Креста (1764), костёл Пресвятой Девы Марии (17 в.).
Литература
Нацыянальны архіў РБ, ф.4, воп. 5, спр. 21204 ф. 30, воп. 5, спр.28, 6753, 67604 воп. 9, спр. 2378, 6753. Расійскі дзяржаўны гісторычны архіў, ф.1290, воп.11, спр. 1320—1322.
Волости и важнейшее селения Европейской России. Вып. 5 СПб., 1886.
Раков – один из небольших городков в Минской области (Республика Беларусь), который находится на берегу реки Ислочь (правда, раков в ней найти трудно, даже если сунуть руку) и представляет собой весьма живописное зрелище, которое даже назвали пафосно «Северными Афинами». Афины или нет – это решать уже вам, когда вы сюда попадёте, но на самом деле это очень красивое и пасторальное место, сохранившее лучшие традиции старины.Раков немного уступает по возрасту старейшим городам Беларуси – когда он был основан, точно неизвестно, но случилось это ближе к XIV веку, когда городок впервые упомянули в летописи (в связи с тем, что Казмир Ягеллон с княжеского плеча пожаловал его Михаилу Кяжгайле). Случилось это в XIV веке, а уже в XVII веке город стал своего рода религиозным центром области – в нём появились два больших монастыря, униатский и католический, которые позволяли верующим (в отличие от прогрессивной Европы) сосуществовать вполне мирно бок о бок, не устраивая Варфоломеевские ночи.
Но всё это случилось уже потом, а вначале Раков представлял собой попросту городище – сейчас от него осталось несколько курганов. Раскопкам в Ракове местные археологи уделили не так много внимания, как следовало бы, а напрасно – городище достаточно неплохо сохранилось, и там есть множество интересных объектов. Здесь сохранились остатки древнего языческого алтаря, проводимые раскопки позволили обнаружить множество орудий труда времён неолита. Всё это сейчас размещается в разных музеях Беларуси, в том числе в местном этнографическом музее Феликса Янушкевича. Неподалёку есть несколько валов, явно созданных вручную для обороны городища.
А ещё в районе городища Раков периодически проводятся разные народные праздники – встречи весны, Купалье и т.д. Попав на такое мероприятие, можно увидеть аутентичные народные обряды, которые здесь стараются сохранить для будущих поколений. Здесь поют старинные песни (в красивейших народных костюмах), исполняют обрядовые танцы, жгут костры. К фольклору в этих местах относятся очень серьёзно, так что можно увидеть образцы местного народного искусства тех времён, о которых в других странах уже давно забыли. Традиции ремёсел тоже перешли сюда с давних времён – например, традиции создания керамики, которые появились в этих местах бог знает сколько времени тому назад (в раскопках древнего городища остатки посуды тоже были найдены), своего расцвета достигли в XVI веке, и ко всему – смогли дойти до наших дней. Впрочем, надо заметить, что с особой теплотой люди вспоминают здесь не XVI-XVII вв. – становление великих княжеств, расцвет империй – а 20-е годы XX-го века, когда Раков был ещё под Польшей, благодаря чему получил статус пограничного города с возможностью транспортировать контрабанду и обогащаться. В те времена в городе было около 6 ресторанов, всевозможные лавочки и магазины и шанс на красивую карьеру контрабандиста или даже разведчика – словом, это было второе рождение города, а затем его вернули в БССР и он получил статус агрогородка.
Кроме древнего городища, здесь есть очень живописные кладбища, еврейское и католическое, красивейшая брама на православном кладбище, церковь XVIII века (Спасо-Преображенская), старинная гончарня как минимум столетней давности и другие достопримечательности, ради которых вполне стоит нанести визит в этот город. Возле католического кладбища течёт маленький ручей, с которым связана интересная легенда – когда-то его руками откопал слепой старец, которому было видение от Богоматери. Он умылся и прозрел, а ручей остался здесь, чтобы исцелять других страждущих, так что сюда во всякое время приходят люди попить водицы и с собой набрать – во всяком случае, вода тут чистая и вкусная, так что попробовать её не вредно.
Кстати, и окрестности городища Раков хороши сами по себе – поля с редкими и красивыми растениями представляют собой восхитительное зрелище. Ещё примечателен большой костёл Богоматери Святого Розария, выполненный в неоготическом стиле. В общем, берите фотоаппарат и отправляйтесь в Раков – вы не будете разочарованы тем, что доведётся там увидеть, будь то поиск древней истории, истории средних веков или даже истории новейшей.