Сексуальные традиции древних славян. То, что вас удивит. Досуг древних славян
Славянские игры и забавы - "Радогост"
О славянских играх, бытовавших в эпоху Раннего и Позднего Средневековья, известно очень мало. Большинство развлечений, которые сегодня на аутентичных праздниках устраивают всевозможные общины «неоязыческого» толка, не являются даже реконструкциями. Тем не менее, многие конструктивно простые игры, очевидно имеющие народные корни ввиду сюжетной неприхотливости (а порой – как раз наоборот) и отсутствия специального инвентаря, действительно вполне могут носить статус «славянских народных игр».
Это, в первую очередь, всевозможные вариации игры «в салочки». Вряд ли исконно это игра славянских народов, но очевидно, что дети на всех континентах во все времена играл в аналогичные игры. К данной категории можно отнести и знаменитую игру «Зарница», в ходе которой две команды строят «укрепления» (летом – из бревен, досок, веток, зимой – из снега), а внутри этих укреплений размещают условные «знамена». Задача каждой из команд – захватить «знамя» своих оппонентов и защитить свое. Эта игра также универсальна и в разных вариациях известна у многих народов.
Если же к поиску ответа на вопрос о славянских играх и забавах «подключить» археологию, то, к примеру, шашки известны на Руси, как минимум, с X века, а шахматы – с XIII. Также, согласно археологическим находкам, приблизительно с X века на Руси достаточно массово играли в «мельницу» (эта настольная игра существует до сих пор, хотя не известно, каковы были ее изначальные правила).
При этом наличие шашек обычно связывают с влиянием скандинавских народов, которые, кроме прочего, вполне вероятно принесли славянам хнефатафл. Сегодня хнефатафл часто называют «скандинавскими шахматами», но это достаточно условная аналогия. Хотя хнефатафл, безусловно, стратегическая игра, требующая концентрации и глубокого просчета ситуации в буквальном смысле – на несколько ходов вперед. Вполне возможно, что в Раннем Средневековье все эти игры у славян носили статус если не народных, то, как минимум, массовых.
Также среди традиционных игр славянских народов справедливо назвать всевозможные хороводные забавы, так как хоровод исконно являлся отличительной особенностью славянской культуры. К примеру, сохранились сведения о славянской игре «ящер». Суть игры проста: юноши и девушки становятся в круг и начинают водить хоровод. Внутри круга находится игрок (обязательно юноша) с завязанными глазами, это и есть «ящер». Играющие произносят несколько ритуальных стихотворных фраз, обращаясь к «ящеру», после чего «ящер» заявляет: «Жениться хочу!» После очередной ритуальной фразы «ящер» (все еще с завязанными глазами) бросается на участников хоровода и старается поймать кого-нибудь из них. Если он ловит юношу, то тот занимает его место в центре круга, а если девушку – то уносит ее прочь (по одному из сюжетов – к реке, чтобы «утопить»). Девушке надлежит откупиться, например – поцелуем. В некоторых регионах главным «злодеем» в игре был не «ящер», а «полоз», однако оба варианта имеют очевидную мифологическую подоплеку.
Нет никаких сомнений в том, что игры у славян зачастую носили именно ритуальное, символическое значение (тот же «ящер» и его локальные вариации). С другой стороны, очевидно, что многие забавы (вроде «зарницы») были сугубо развлекательными, нацеленными на большую аудиторию в контексте массового (народного) праздника. Были и интеллектуальные славянские игры (те же шашки и мельница), вероятно – частично заимствованные, но на этот счет можно выдвигать массу предположений, так как у нас нет четкой фактологической базы.
P.S. Обратите внимание, что иногда к народным славянским играм относят городки. Это достаточно условный и спорный вопрос, так как исторически в городки (или рюхи) у нас стали играть, вероятно, в конце XVIII века и массовое распространение игра получал лишь к началу-середине XIX столетья. В ряде европейских стран аналогичные игры известны со Средневековья, поэтому высока вероятность того, что городки – заимствованная игра.
Кострома и Купала – аллегория двойственной сущности мироздания, сакральная эмблема единства энергий, которые никогда не смогут соединиться, хотя имеют один корень. Огонь, вода и любовь – таковы ключевые понятия тандемного образа древнерусских Ромео и Джульетты. И хотя в этой легенде никто не стремится помешать браку влюбленных, их союз изначально порочен и обречен. Тем не менее, они все равно соединяют свои тела, чтобы потом, через необозримую пропасть времен, спустя тысячи лет страданий, соединить свои души. Уже навсегда.
Купить обереги можно тут:
Цена:16900 руб.
Метал: золото
Вес: до 6,5 гр.
Цена:1800 руб.
Метал: серебро
Вес: до 6 гр.
Цена:6500 руб.
Метал: серебро с золотом
Вес: до 10 гр.
Цена:2100 руб.
Метал: серебро
Вес: 7-9 гр.
Смотрите так же:
radogost.ru
Как жили наши предки – славяне?
Жизнь любого человека сильно зависит от окружающей его обстановки, природных условий, климата. Не была исключением и жизнь древних славян. В целом она была очень простой, самобытной. Жизнь шла своим чередом, размеренно и непринужденно. Но, с другой стороны, приходилось выживать и искать пропитание себе и своим детям ежедневно. Так как жили наши предки – славяне?
Содержание статьи
Земледелие
Жили они близ рек и других водоемов. Причина этому – нужда в большом количестве воды, да и земли там очень плодородны. Особенно могли похвастаться такими землями южные славяне. Поэтому одним из их основных занятий было земледелие. Основными выращиваемыми культурами были просо, гречиха, лен. Для обработки земель имелись специальные приспособления: мотыги, борона, соха и другие. У славян было несколько видов земледелия (например, подсечно-огневое). Оно отличалось в разных регионах проживания. Чаще всего жгли деревья в лесу. Образовавшаяся зола шла на удобрение. После того, как земля «уставала» (обычно через три года), переходили на новые территории.
Жилище
Славяне старались селиться так, чтобы вокруг были крутые склоны. Это могло спасти их от нападений врагов. С этой же целью вокруг жилищ ставили частокол. Его делали из бревен.
Как известно, на территории современных России и Европы бывают морозные зимы. Поэтому свои жилища (шалаши) славяне на этот период утепляли глиной. Внутри разжигали огонь, для дыма были предусмотрены специальные отверстия. Позже уже начали строить настоящие избы с печью. Но изначально такой ресурс, как бревна, был доступен только славянам, живущим возле леса.
Что касается предметов домашнего обихода, то они были также сделаны из разных пород деревьев (это и посуда, и столы, и скамейки, и даже детские игрушки). А одежду шили из льна и хлопка, которые сами и выращивали.
Жизненный уклад
У славян с течение времени образовался родоплеменной строй, родоплеменные отношения. Единицей, или ячейкой был род. Это совокупность людей, объединенных родственными связями. Сегодня это можно представить так, как будто все дети родителей со своими семьями живут вместе. Вообще для жизни славян была характерна сплоченность, все делали вместе и сообща. Когда возникали трудности или споры, но они собрались на специальном собрании (вече), где старейшины рода решали проблемы.
Питание
Если славяне в основном то, что вырастили и поймали сами. Готовили супы (щи), каши (гречневую, пшенную и другие). Из напитков пили кисель, квас. Из овощей использовали капусту, репу. Картофеля, разумеется, еще не было. Готовили славяне и различную выпечку. Самыми популярными были пироги и блины. Из леса приносили ягоды, грибы. Вообще лес для славян был источником жизни. Оттуда брали и дерево, и животных, и растения.
Охота и скотоводство
Важно отметить, что наряду с земледелием наши предки занимались и охотой.В лесу обитало множество зверей (лисы, зайцы, лоси, кабаны, медведи). Из них извлекали двойную выгоду. Во-первых, мясо шло на еду. Во-вторых, шерсть и мех животных – на одежду. Чтобы охотиться, славяне сооружали примитивное оружие – лук и стрелы. Также немаловажной была и рыбалка.
С течением времени появилось и скотоводство. Теперь за животными можно не бегать, они жили рядом. В основном у славян были коровы и свиньи, а также лошади. Скотина также приносила много пользы для человека. Это и вкусное мясо, и молоко. А крупных животных использовали и в качестве рабочей силы на полях, и в качестве транспорта.
Досуг славян
Отдыхать тоже надо уметь! Как же развлекались наши предки? Во-первых, из дерева они вырезали различные картины, затем придавая им яркий цвет. Во-вторых, любили славяне и музыку. У них были гусли, дудки. Все музыкальные инструменты, разумеется, также изготавливали из дерева. В-третьих, женщины ткали и вышивали. Ведь вся одежда у славян всегда была украшена причудливыми орнаментами и узорами.
В заключение
Вот такой и была жизнь древних славян. Хоть она и не была наполнена простыми бытовыми удобствами, но она была. И была не хуже, чем у других племен, развивавшихся параллельно со славянами и часто имевших лучшие условия. Славяне смогли освоиться, смогли перешагнуть на следующую ступень. Вряд ли современный человек смог бы выжить в то время без всех своих удобств, которых уже не замечает. Поэтому давайте уважать и чтить память наших предков. Они сделали то, чего не смогли бы сделать мы с вами. Мы обязаны им тем, что имеем на сегодняшний день.
Специальный репортаж — Один в прошлом.
Один в прошлом — Особенности древнерусской еды.
Источник
slavicnews.ru
Сексуальные традиции славян: блудливая Русь — HistoryTime
Современное поколение погрязло в разврате и вседозволенности. Как часто мы слышим это мнение! Удивительно, почему тогда никого не смущает еще более разгульный образ жизни наших дальних предков? Брага лилась рекой, парочки прыгали через костры, а потом охотно овладевали друг другом, едва дойдя до дома. Мы предлагаем вам совершить путешествие в блудливую Русь.
Этому дала, этому дала…
Кадр из м/ф «Князь Владимир»
Видимо, виноват климат; а как иначе объяснить чрезмерную любвеобильность древних славян (да и славянок тоже). Мужик замерз на охоте – э-э-эх, бабоньки, налетай греть добытчика! Образ светловолосой скромницы с невинными глазами олененка не что иное, как самая настоящая фикция. Девственность на Руси не ценилась, более того, если муж понимал, что его новая жена еще нетронута, он вполне мог выгнать ее со словами: «Раз тебя никто до меня не любил, то ты ничего не стоишь». А в борьбе за мужа, как известно, все средства хороши: девки кутили, кто во что горазд. И ведь это простой люд. Знать тоже любила гульнуть: купцы могли предаться разврату с дивчинами при всем честном народе. Не отставали и княжеские особы: покутить с наложницей на глазах ратной дружины было обычным делом. Конечно, вы смотрели романтичный полнометражный мультфильм про князя Владимира, в котором тот выступает как единственный защитник Руси от темных сил? Ох, невозможно представить, сколько на самом деле «назащищал» княже, если исторически подтверждено, что его наложницы занимали аж три города.
О курвах и их измерении
Кстати, именно с легкой руки бравого русского войска наши соседи выучили жаргонное слово «курва» (в буквальном переводе – «кривая»). Задорное русское словцо мигом подхватили венгры, албанцы, поляки и многие другие. До сих пор курвами они именуют девушек не самого тяжелого поведения. Забавно, что сейчас картографы называют этим словом кривые линии на карте, а прибор для их измерения приобрел двусмысленное название курвиметра.
Брат за брата – за основу взято
Вполне распространенным был и инцест, кстати. Никто не видел ничего дурного в том, что детские шалости между братом и сестрой вскоре приобретали все менее и менее благопристойный характер. Близкие родственники вполне могли наслаждаться друг другом ночами напролет, и у всех это вызвало бы лишь улыбку, полную умиления. Пароксизмы счастья могло вызвать совокупление братьев и сестер, матери и сына, отца и дочери посреди поля в период посева. Считалось, что страсть между самыми родными людьми «оплодородит» землю. Удивительно, но эта традиция жила до XIX века.
Я тебя породил…
Но все-таки было бы странно однозначно утверждать, что славяне совсем не думали о минимальных правилах приличия. Брак ограничивал многие свободы: к примеру, если мужчина заигрался с чужой женой, он вполне мог быть закопан заживо. Мы уже говорили, что народ на Руси был удивительно человечным?
И при этом существовала потрясающая логика: возжелавший чужую жену вполне мог украсть ее. И… мужья радовались этому! Да-да, баба с возу – кобыле легче. «Лишние» люди в семье, не отягощенной лишними богатствами, воспринимались как обуза. Минус рот – и уже жить свободнее. Кстати, по этой же причине новорожденных девочек небогатые родители частенько топили. А зачем они нужны-то: никакой помощи на охоте, только наплодит себе подобных, убогая!
Знаете, теперь особенно забавно думать о том, что какой-нибудь средний американец считает русских «mad and cheerful» (с англ. – «безумными и веселыми»). Ох, янки, как же мало ты знаешь о загадочной русской душе!
Больше о мире «клубничных» развлечений читайте здесь: Сексуальные традиции Азии, Сексуальные традиции племен
Вторая часть о сексуальной культуре славян здесь: Сексуальные традиции славян: фетиши и запреты на Руси
historytime.ru
Славянские Игрища — Славянская культура
Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов. Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян – один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. На Руси умели и работать и весело отдыхать.
Славянские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. “Сундучок с играми” – расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарем для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:
игры, отражающие отношения человека и Природыигры, отражающие повседневные занятия и быт наших предковигры по религиозно-культовым мотивамигры на находчивость, быстроту и координациюигры на силу и ловкостьвоенные игры
Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из представленных далее народных игр подойдут сразу к нескольким категориям. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры – полны смеха, радости и движения
Зазывалки
Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре: Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать….Или: Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор: Тай-тай, налетай! Никого не принимай!Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалки Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре: Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним – луна, поводи одна. Шесть, семь, восемь, девять, десять Царь решил меня повесить А царица не дала И повесила царя.Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее “механизмом случайного распределения ролей”. Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается все лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику. Считалки могут начинаться как загадки: Сидела баба на пече, на каленом кирпиче, Не могла стерпеть, начала пыхтеть….Или как сказки: Жили-были два гуся….Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” – это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.
Жребий
Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам: Мати, мати, Что вам дати?и спрашивают, кто из них кого выбирает: Какого коня – сивого Или златогривого?Или: За печкой заблудился Или в стакане утопился? И т.д.
Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд – своего рода “игра перед игрой”, и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).
Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры – хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.
Игры, отражающие отношения человека и природы
Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.
Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники – медведь, волк, лисица - главные действующие лица.
Волки во рву
На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров. Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки. Их немного, два или три и они не имеют права покидать ров. Остальные играющие – зайцы. Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или сам становится волком.Детали:
Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.
Волки и овцы
На игровой поле отмежевываются площадки, имеющие 3 - 4 шага в ширину и называемые загонами. Играющие назначают одного из участников пастухом, другого - волком, а остальные остаются в роли овец. Пространство между загонами, называется полем. На одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство - логовище волка. После этого овцы размещаются в одном из загонов, а сам пастух становится в поле вблизи загона. Волк, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка. Пойманные волком становятся его помощниками. Помощники не могут “ловить” овец, но могут их всячески задерживать, мешая вернуться в загон. После очередной поимки волк вновь обращается к пастуху со словами: “гони стадо в поле”, и игра продолжается. Число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.Детали:
Волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному. Волк может ловить овец лишь в поле.
Хромая лиса
Один игрок выбирается на роль хромой лисы. Остальные игроки становятся утками. На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров – птичий двор, в который входят все, кроме хромой лисы. По сигналу утки бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается запятнать кого-нибудь из разбегающихся уток, т. е. прикоснуться к ней рукой. Когда лисе это удается - она и присоединяется к уткам, а пойманная утка становится новой лисой.Детали:
Утки не имеют права покидать птичий двор. Лиса ловит их, обязательно прыгая на одной ноге.
Медведь и вожак
Для игры необходима веревка длиной в 1,5-2 метра. Одного из участников назначают медведем, другого вожаком. Они берут в руки противоположные концы веревки, а остальные играющие группируются в 4-6 шагах от них. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и все бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак, охраняя последнего, в свою очередь пытается запятнать каждого приближающегося к медведю, прежде чем медведь получит 5-6 легких ударов. Если вожаку это удается, запятнанный им игрок становится медведем. А в том же случае, если медведь получит вышеуказанное количество ударов, и вожак не успеет запятнать кого-либо, то он сам становится медведем, а нанесший последний удар – вожаком.Детали:
Пятнающие медведя должны вслух заявить о нанесенном ударе, причем удары могут быть наносимы лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими. В начале и во время игры, при каждой смене центральных действующих лиц: вожака и медведя – остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4-6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание полагается роль медведя.
Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже приведем несколько подобных игр:
Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости. Вот пример подобной игры:
Бояре
Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.Первая команда идет вперед со словами:-Бояре, а мы к вам пришли!И возвращается на прежнее место:-Дорогие, а мы к вам пришли!Другая повторяет этот маневр со словами:-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?Начинается диалог:-Бояре, нам веста нужна. Дорогие, нам веста нужна.-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?Первая команда совещается и выбирает кого-то:-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).Дорогие нам вот эта мила.Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.Диалог продолжается:-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.-Бояре, а мы к лекарю сведем. Дорогие, а мы к лекарю сведем.-Бояре, она лекаря укусит. Дорогие, она лекаря укусит. Первая команда завершает:Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам весту навсегда!
Тот, кого выбрали вестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то веста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.Детали:
Можно изменить слова диалога, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге.
Еще один большой “плюс” русских игр – игровой инвентарь можно в избытке найти в любом доме.
Рыбный промысел на Руси был одним из важнейших. Следующие две игры по его мотивам:
Невод
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача – поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб – не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.Детали:
Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих
Удочка
Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком – удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.Детали:
Вращение веревки должно производится не выше уровня колен.
Птицелов
Играющие определяют одного игрока, который становится птицеловом. Оставшиеся выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать и становятся птицами. Птицы встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят нараспев:В лесу, во лесочке,На зеленом дубочке.Птички весело поют,Ай! Птицелов идет!Он в неволю нас возьмет,Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя пойманного. После чего этот игрок сам становится птицеловом. Если птицелов ошибается – игра продолжается в тех же ролях.Детали:
Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Игры по религиозно-культовым мотивам
Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некое своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.
Водяной
Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:Дедушка водяной,Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку.
Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.Детали:Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.
Черти в аду
Эта игра – разновидность пятнашек . На земле чертят параллельные линии на расстоянии 2 метров, и называется это пространство Адом. Внутри него бегают двое водящих, взявшись за руки - черти. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и стараются перебежать через него на другую сторону. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями.Детали:Чертям запрещено отпускать руки друг-друга.
Дедушка-рожок
В наше время игра известна под названием “колдунчики”. Выбранному по жребию водящему, в данном случае дедушке-рожку (колдуну), отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома – на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем.
Дедушка-рожок из своего дома спрашивает:- Кто меня боится?- Никто! - отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:- Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!
Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.Современный вариант игры в “колдунчики”. На роликовых коньках
Пока дедушка-рожок занят ловлей кого-нибудь из бегущих, пойманных им игроков могут выручать их товарищи. Для этого надо подбежать к дому колдуна и дотронуться рукой до пойманного. Этот игрок считается расколдованным. Он может покинуть дом и присоединиться к своей прежней группе. Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым.Детали:
Пойманный колдуном игрок, желающий, чтобы его расколдовали, должен вытянуть в стороны руки со словами: “Чай-чай, выручай!”
Игры на находчивость, быстроту и координацию
Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.
Горелки
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии пары шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев приговаривают:Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Стой подоле,Гляди на поле,Едут там трубачиДа едят калачи.Погляди на небо:Звезды горят,Журавли кричат:- Гу, гу, убегу!Раз, два, не воронь,А беги, как огонь!
“Горелки” – очень характерная для русского менталитета игра. Неторопливым и неповоротливым в ней делать нечего.
После последних слов, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны к ее началу. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь водит. И игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.Детали:
Горелка не имеет права оглядываться и может догонять убегающих только тогда, когда они пробегут мимо него.
Свайка
Толковые словари так описывают эту игру: “русская народная игра: метание острого стержня (также называется свайка) с шарообразным концом в кольцо, лежащее на земле”.
Нам же больше известен другой вариант игры, называемый “земли” или “ножички”.
На земле рисуется круг и делится по числу игроков на равные. И начинаются война за “прирезание” земель. Ходят по очереди. Ходящий игрок, стоя на своей доле земли кидает ножик в круг так, что бы он воткнулся на территории любого из соседей. Если бросок удачен, то сделавший его игрок проводит по направлению ширины лезвия ножа на земле черту до границы своей земли. Новая территория отходит в его владение. Если бросок не удается или игрок оступается при попытке прочертить границу – то попытка броска переходит следующему по очереди игроку. Если у играющего остается настолько мало земли, что он не может на ней устоять – то он выбывает из игры, а остаток его территории переходит к ближайшему соседу. Побеждает то, кому удалось захватить все земли.Детали:
Если нож воткнулся вне очерченного круга или в свою территорию, попытка считается неудачный и ход передается следующему игроку. В настоящую “свайку” можно поиграть и сейчас. Если места знать.
12 палочек
Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.
Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.
Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.Детали:
Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной.
Жмурки
С помощью считалки выбирают водящего – жмурку. Ему завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки, заставляют несколько раз повернуться вокруг себя и спрашивают:- Кот, кот, на чем стоишь?- На квашне.- Что в квашне?- Квас.- Лови мышей, а не нас!
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманный меняется ролями с водящим.Детали:
Жмурке запрещено сдвигать с глаз повязку, а убегающие не имеют права покидать площадку. “Жмурки” были популярны не только на Руси. Германские дети тоже с удовольствием бегали с завязанными глазами, стараясь поймать разбегающихся друзей
Игры на силу и ловкость
Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.
Чехарда
Один из игроков выбирается на роль козла. Оставшиеся по очереди должны через него перепрыгивать. Кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или сам упал после прыжка, становится на место козла, а бывший козел идет прыгать. Для сложности вместо одного козла можно выбирать нескольких, и прыгающий должен преодолеть без ошибок всю цепочку.Детали:
Козлу запрещено умышленно прогибаться, уворачиваться или иным способом мешать прыгающему.
Вот такую “полосу препятствий” из спин товарищей приходится преодолевать при игре в “чехарду”
Дуга
Для игры натягивается веревочка и игроки по очереди должны пройти под ней, прогнувшись. При этом нельзя падать и задевать саму веревку. С каждым коном веревка опускается все ниже и ниже и в конце побеждает самый гибкий и упорный.
Бой петухов
Чертится круг диаметром 1,5-2,0 метра, в который заходят два участника игры и располагаются на расстоянии полшага друг от друга. Оба сгибают одну ногу, придерживая ее рукой сзади за стопу, другая рука за спиной. Суть игры заключается в том, что, прыгая на одной ноге и, толкая соперника плечом, вывести его из равновесия и вытолкнуть из круга.
Военные игры
Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.
В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.
Кулачный бой
Для многих читателей будет удивительным, но в кулачных боях на Руси участвовали и дети. Конечно, они бились не с взрослыми, а между собой, “для затравки”.
В одном из видов подобных игр главное место занимало контактное противоборство “бойцов”. Допускались удары кулаками (обычно из поражаемой зоны исключались лицо и пах), захваты тела и одежды соперников и приемы борьбы. Играющие делились на две команды. Столкновение обеих партий проходило на открытом пространстве, и в итоге надо было захватить противника в плен или обратить в бегство, что делало игру похожей на традиционные кулачные бои взрослых. “Бойцы”, упавшие или поваленные на землю, считались “убитыми” и выбывали из игры.
Снежки
Как один из вариантов этого вида игры в войну можно рассматривать игру в “снежки”, когда одна команда мальчишек состязалась с другой в кидании друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор, пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдержав обстрела противника. Либо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок, пораженный снежком, мог считаться “убитым” или “раненым” и выбывал из дальнейшей игры. Или продолжал в ней участвовать (в случае “ранения”), но с ограничениями. Тяжесть “ранения” определялась местом попадания снежка. Раненый в ногу мог передвигаться теперь, только скача на здоровой ноге и т.д.
Палочный бой
В еще одной разновидности игры в войну соперники фехтовали деревянным оружием: “шпагами”, “мечами”, палками. Правила “ранений” в этой игре были сходны с правилами “снежков”. Выключались из игры и “пленные”, захваченные соперничающей партией. Категорически запрещалось умышленно поражать “оружием”, голову, шею и пах. Противоборство велось до тех пор, пока все играющие одной из сторон не были “убиты”, “ранены тяжело”, “взяты в плен” или обращены в бегство.
Казаки-разбойники
При игре в еще одну распространенную военную игру – “казаки-разбойники”, одна из команд (“разбойники”) должна была прятаться, а вторая (“казаки”) ее искать и преследовать. “Разбойники” в ходе игры стремилась разными способами запутать противника, усложнить ему поиск. При встрече обеих команд или их отдельных представителей условия игры предусматривали как прямое рукопашное противоборство, так и бой деревянным оружием, “перестрелку”, “взятие в плен”.
Взятие крепости
Последний, рассматриваемый в этой статье вид игры в “войнушку” требовал предварительных приготовлений. Каждая соперничающая сторона возводила неподалеку друг от друга укрепления, “крепости”. Материалы для них могли быть самые разные зимой – снег и куски льда, летом дерево: доски, ветки, бревна. Команды обстреливали друг друга снежками, льдинами, мешочками с песком или травой, либо предпринимали “штыковые” атаки на укрепления противника, в ходе которых допускались рукопашный бой и фехтование палками. Победившая партия старалась, как правило, разрушить “крепость” противника.
Похожие статьи:
Боги, духи и существа → О тьме и хаосе в начале времен.
Славянская магия → Гадания Славян
Традиции → Природная славянская вера учение Дарны
Традиции → Дела славянских волхвов или смысл древней поговорки
Традиции → Славянские заговоры
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
9 шокирующих сексуальных традиций древних славян
Ох уж эта Русь! Брага лилась рекой, нагие парочки прыгали через костер, а потом охотно овладевали друг другом, едва дойдя до дома. Мы собрали 9 самых необычных сексуальных традиций наших предков.
1. Этому дала, тому дала…
Девственность на Руси не ценилась. Если муж понимал, что новоиспеченная жена еще нетронута, он легко мог выгнать ее со словами: «Раз тебя никто до меня не любил, то ты ничего не стоишь.» И девки шли кутить, кто во что горазд. Знать тем более ничего не стеснялась: купцы могли предаться любви с девками при всем честном народе!
2. Брат за брата!
На Руси был очень распространен инцест. Никто не видел ничего дурного в том, что детские шалости между братом и сестрой могли приобрести далеко не благопристойный характер. Совокупление матери и сына, отца и дочери, брата и сестры вызывали только лишь улыбку, полную умиления. Славяне считали, что страсть между самыми родными людьми «оплодородит» землю. Удивительно, но эта традиция жила до XIX века.
3. Эй, хлопец! Я тебя живым закопаю!
Но не думайте, что славяне совсем не думали о правилах приличия. Если мужчина слишком много времени уделял чужой жене, его могли запросто закопать заживо. Однако если этот мужчина решал выкрасть ту самую чужую жену, законный муж дамы только радовался этому! Как говорится, «Баба с возу, кобыле легче!» Ведь «лишние» рты в семье, не приносящие никакой выгоды, воспринимались как «обуза». По этой же причине новорожденных девочек небогатые родители частенько топили.
4. Подмени меня
Это сегодня зять и теща традиционно немного недолюбливают друг друга, а раньше все было ровно наоборот. Так как дочерей выдавали замуж в 9-12 лет, часто до начала полового созревания, супружеский долг за нее исполняла… мама. В середине XIX века разрешили венчать невест лишь по достижении 16 лет, а женихов — 18. Вот теща и перестала быть нужной. И любимой.
5. Иван Купала
Праздник Ивана Купала на Руси всегда сопровождался любовными игрищами. Девушки прыгали через костер, и их интимные места неизменно оголялись. После этого к ним присоединялись юноши, и все заканчивалось бурными оргиями.
6. Посевная пора древних славян
Секс являлся неотъемлемой частью посевной поры. Девушки гуляли по полю ночью голышом, чтобы поделиться силой деторождения с землей. Мужчины тоже нередко раздевались при засеивании. Ну, и чтоб урожай был хорош наверняка, славяне занимались сексом прямо на поле или имитировали его, перекатываясь туда-сюда.
7. Гарем князя Владимира I Святославича
Судя по «Повести временных лет», можно сделать вывод, что на Руси кое-где практиковалось многоженство. В одной семье могло быть от двух до четырех жен. Широко известен факт многоженства князя Владимира Святославича. Только официальных избранниц у него было двенадцать, это если не считать 800 наложниц.
8. Бесовской разгул
«Сексуального пика» наша страна достигла в XVI веке — «простой народ погряз в разврате, а вельможи изощрялись в противоестественных формах этого греха при попустительстве, а то и двойственной позиции церкви». Совокуплениями занимались не только в кабаках, но порой и на улице. Главными же борделями стали бани, общие в то время для мужчин и женщин. Свадьбы имели обыкновение отмечать два-три дня, причем уже во второй день невозможно было найти ни одного трезвого, и совсем немногие гости к этому времени не имели половых связей с тремя-четырьмя представителями противоположного пола.
9. Блудницы
Понятие блудницы означало лишь то, что девушка ищет мужа (блуждает). В конце VIII века, когда волхвов подрядили на трудную роль дефлораторов — в «девичьей бане» за день до замужества они лишали девственности тех невест, которые по каким-то причинам не лишились ее ранее, — понятие «блудница» изменилось. Ими стали называть всех дам, лишившихся девственности. С XII по XVII век блудницами считали незамужних девиц, вступавших в интимную связь, и вдов, принимавших у себя мужчин. Лишь в XVIII веке благодаря титаническим усилиям церкви слово блудница стало ругательным. Но не оскорбительным, чего очень бы хотела церковь.
Источник
omj.ru
Сексуальные традиции древних славян. То, что вас удивит
Дорогие девушки, не терпится с вами поделиться информацией, с которой я познакомилась совсем недавно и была весьма удивлена. На днях я начала изучение сексологии, и на первом занятии нам рассказали о становлении сексуальности разных народов мира, в том числе и о сексуальных традициях древних славян. Кратко говоря, я могла лишь увлеченно слушать и повторять «обалдеть» в течение всего рассказа…
В общем, наши прародители были по-настоящему лихими людьми, которые жили по принципу «drugs, sex & rock-n-roll» задолго до появления этого термина. Обычным делом считались пляски на протяжении всей ночи и распития браги ведерными ковшами. Славянские девушки, отличавшиеся настоящей любвеобильностью, отдавались мужчинам без колебаний: девственность не ценили и не придавали ей никакого значения. Удивительно, но тогда дела обстояли наоборот: если мужчина после свадьбы узнавал, что его супруга все еще девственница, то он выгонял ее со словами «Если бы ты чего стоила, тебя бы другие любили».
И это далеко не все подробности сексуальных традиций! Гульнуть любила и русская знать: например, купцы, выезжая на волжские торжица, могли придаться любострастию с местными красавицами прямо на улице, а русские князья развлекались с наложницами на глазах дружины. И кстати, именно наши бравые ратники ввели в международный жаргон слово «курва», которое выучили многие наши соседи. Так, венгры, греки, албанцы и многие другие до сих пор именуют курвами своим сексуально раскрепощенных подруг, и весьма довольны.
Удивительно, но многоженство — это наш красивый старинный народный обычай, не имеющий никакого отношения с мусульманами. В огромны гаремах любвеобильных князей жили десяток-два официальных жен, и не стоит забывать о наложницах! Например, у князя Владимира были весьма впечатляющие успехи на этот поприще: его гарем размещался в трех городах, и в него входили только 5 признанных им жен и 800 (!!!) наложниц! Славяне верили в бога «женитвы» Лада и даже устраивали в его часть грандиозные гуляния. Сегодня этот праздник известен как день Ивана Купала, а празднуется он совсем не так буйно: много веков назад наши предки в этот день развлекались «неподобными» играми, а мужики (даже женатые) и отроки имели «великое падение на женское и девичье шатание». В этот день у водоемов заключались браки.
Может показаться, что наши предки были совсем развязными и не ограничивали себя никакими правилами, однако это не так. С заключением брачного союза сексуальные свободы и вольная жизнь заканчивались, причем ограничения были весьма серьезными. Например, мужчина, покусившийся на чужую жену, рисковал собственной жизнью — его могли попросту закопать. Законопослушное меньшинство славян выкупали невесту у ее отца, но чаще всего понравившуюся курву просто воровали. И ее родители по этому поводу князю бить челом не ходили — одним ртом меньше, да и всё. Рождения девочки в небогатой семье было отнюдь не радостным событием: она становилась обузой и требовала дополнительных расходов, а никакой пользы от войны и охоты быть не могло. По этой причине новорожденных детей женского пола частенько топили как котят, решая таким бесчеловечным способом эту проблему.
И как вы могли уже догадаться, конец всем этим традициям и сексуальным свободам пришел с введением на Руси христианства. От старых обычаев избавлялись, запрещая не только их возрождать, но и даже упоминать. Слово «срам», ранее обозначавшее половой орган, стало синонимом слова «стыд». Христианство сделало сексуальные свободы неприличными и противозаконными, и девственность девушки стала ее главным богатством. Место страстности заняли скромность и непорочность.
Не избавила нас от влияния церкви даже сексуальная революция. С принятием христианства брак стал считать неизбежным злом, а секс — грехом и «богопротивным делом». Славянам пришлось поменять сексуальную свободу на монашеский аскетизм, а любые сексуальные, чувственные проявления жестко осуждались. Женщины не только отказались от «прихорашивания», но и демонстрировали равнодушие к сексуальной жизни, наигранное отвращение. Секс стал необходим только для выводка потомства и только в браке. О предохранении и речи не шло. Церковь пыталась контролировать даже половой ритм прихожан: постные дни — время воздержания, а в праздничные дни предполагалась сексуальная активность. Таким образом, соблюдая все правила и посты, получилось 50 раз в год. И рекомендовалась, чтобы женщина сохраняла неподвижность в позе «лицом к лицу». Допускались поцелуи лица, поцелуи тела — нет. Мастурбация была запрещена как для себя, так и для второй половинки.
Практика разводов существовала, но отличалась от сегодняшней. Уважительными причинами считались женское бесплодие (небесная кара) или мужская импотенция. Замужняя беременная женщина могла требовать развода, если он приставал к ней против её желания — церковь осуждала «настойчивость» такого рода. В любых других случаях разводы не поощрялись, да и людская молва не дала бы покою. И если мужчина после развода мог начать новую жизнь с другой женой, то женщинам рекомендовалось поставить крест на личной жизни и постричься с монахини.
Признаюсь: рассказы о сексуальных традициях наших предков меня весьма удивили. Подумать только, сколько всего изменилось! Делитесь и своими комментариями и мыслями в соцсетях. Кстати, на занятиях сексологии мы изучаем много классных практик и техник, которые необходимо отрабатывать в «миру». Так что объявляю поиск добровольцев 🙂 Если желаете диагностировать или прокачать свою сексуальность, пишите мне в личку в ВКонтакте и Facebook. Буду рада сотрудничеству! С любовью, Наринэ, основательница ЖШ «СчастливаЯ».
schastlivaya.by
ЗАБАВЫ НАШИХ ПРЕДКОВ | Славянские традиции
ЗАБАВЫ НАШИХ ПРЕДКОВ
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир. Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа. В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.Цитата: «Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать».
Древность была не особо богата развлечениями, но зато они носили поистине массовый характер – все, от мала до велика, принимали участие в празднествах и торжествах. В празднество, редкий свободный от работы день, люди стремились отдохнуть от тяжелого каждодневного труда, играя, состязаясь или просто участвуя в забавах в качестве зрителей. Но не только забавами и развлечениями служили нашим Предкам игры, а еще и воинской тренировкой перед боями с противниками, коих у славян всегда было великое множество.Само слово «забава» у славян носило не совсем «развлекательный» смысл, а более широкий: «массовое событие». Чаще всего массовым событием и была какая-нибудь из перечисленных здесь игр.
ЕдиноборстваКулачный бой. На протяжении всей Истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в традиционных «потехах».
Русский кулачный бой («кулачная потеха»), – яркий тому пример.
Историческая справкаПервые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII в. Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов представили им на волю: сразиться на конях или пешими. И получил ответ: «мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках».
На первый взгляд, кулачный бой может показаться достаточно варварским развлечением. Но, памятуя, что на Руси редкий год обходился без войны, вполне закономерно, что для простого люда (который в любой момент мог быть востребован, как ополчение) он стал исторической традицией. А для государства в целом – полезной школой, в которой население обучалось воинскому искусству «без отрыва от производства».Обычно плохо вооруженные ополченцы стремились компенсировать данный недостаток быстрой реакцией и умелым, неожиданным использованием ситуации, и этому их учил кулачный бой.Кулачные бои проводились один на один или «стенка на стенку» (групповой бой).Бои один на один («сам на сам») в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров, а так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался «поле» и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле.Самые выдающиеся одиночные бойцы охотно брались боярами «под свое крыло» – они кормились с барского стола и осыпались всяческими милостями, а бояре бились об заклад, сводя их в поединках для своей потехи.Местами проведения боев в летнее время выбирались «обширные» места – городские площади, поляны.Зимой «потеха» происходила чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских народных праздников, большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и полушубках, что накладывало определенный отпечаток на технику боя.Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду – с использованием веса всего тела.Большинство кулачных боев были «правильными», т.е. проводившимися по правилам.
Вот основные их положения:· биться «по любви» – то есть не иметь на противника злобы,· не бить лежачего противника,· не бить сзади,· не таить в кулаке тяжелых предметов,· не ставить подножек и не захватывать одежды противника,· не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).
В боях «стенка на стенку» принимало участие почти все мужское население от мальчишек (!) до взрослых.Подростки «зачинали» бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-»надёжи». Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу.Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия.Развивались чувство локтя и взаимовыручка – умения незаменимые в битве.Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство.По окончанию «потехи» чествовали наиболее отличившихся бойцов – их водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги.Однако единых правил все же не использовалось и нередко бои ограничивались только неизменными – «лежачего не бить» и «досмерти не убивать».Существовал и очень жесткий тип боя, «свалка-сцеплялка» больше напоминающий побоище – в нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые.Из того, что до кулачных боев допускались даже дети, ясно отношение, которое имелось у славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства. Современному человеку дико представить, как мать отпустит ребенка в драку 50 на 50 человек, беЗсмысленную и все же довольно жестокую.Однако для наших Предков это было совершенно осмысленным и приемлемым уроком, некоей школой для мужчины, максимально конкретно, «на живом материале» обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам – а гораздо более важному духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с детства на всю жизнь.Оглядываясь на традиции русского кулачного боя, становится легче понять ту невиданную стойкость и самопожертвование, которое славяне испокон веку проявляли в войнах за свою Родину.С развитием огнестрельного оружия кулачные бои потеряли для государства свое прикладное значение (не малую роль тут сыграло христианство, стремившееся искоренить языческие обычаи) и оно объявило их «вредной забавой».В 1274 году митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, на котором между иными правилами постановлено было: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».Запрещали кулачные бои с завидным постоянством, но даже после указа Николая I (в 1832 г)«О повсеместном и полном запрещении кулачных боев» («Кулачные бои, как забава вредная, вовсе запрещаются») – они не прекратили своего существования и продолжали сохраняться в народном быту:«В Москве фабричный был Семен, силач-боецЗараз из печи изразецСвоею вышибал железной пятернею,Когда же на бою являлся пред стеноюВсе опрокидывал и гнал перед собою.Страх, ужас перед ним,А клики радости и похвала за ним…».А.Е. Измайлов
Историческая справкаПосле 1917 года, кулачный бой был зачислен в «прогнившее наследие проклятого царизма» и не нашел своего места среди спортивных видов борьбы. Идеология кулачного боя, основанная на религиозности и сплоченности общины,шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей совсем иные ценности, и кулачный бой за годы Советской Власти не получает никакого развития.Все попытки внедрить приемы народного боя в программу подготовки пограничников и милиции успехом не увенчались.Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.
Пляски и танцы Нам сейчас трудно разглядеть и осознать корни современной славянской пляски, наблюдая ее по телевизору или на гуляниях и праздниках в исполнении фольклорных коллективов. А создавалась она совсем не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.Гопак, трепак, «казачок», «барыня», матросское «яблочко» и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.Например, суть известнейшего русского танца «Барыня» заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной.А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством! Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая «Барыня» очень трудна – требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство!На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником. Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов «спорили» и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино. Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания «коленцев», неизвестные соперникам и зрителям.До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса. Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором – соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов».
Историческая справкаОдин из вариантов боевого пляса «скобарь» (или как его еще называли – «ломание веселого»)предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения. «Исполняли» его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке.Бой-пляска проходила по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена – гусляр), прекратив наигрыш.Перед началом «ломания» плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы.Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к элементам древней народной магии. Совершая их, человек выходил из привычного бытового пространства, перебираясь в иной пласт бытия, где время текло иначе, а органы чувств работали по-другому.Расслабленное тело скобаря реагировало не то что на действия соперника – а даже на дуновение ветерка.Подобное состояние аналогично трансу, в который вводили себя воины Востока. Кроме воинских плясок существовали и многочисленные мирные танцы-игры, обрядового и просто развлекательного назначения. Самым «славянским» из которых является хоровод (коло, корогод, танок).
Игры-обряды Обрядовые игры на Руси чем-то сродни современным ролевым играм.Играющие переодевались («рядились») в различные одежды – принимая образы зверей или высших сил.Строились такие игры на природной магии подобия: блин, хоровод, горящее колесо – подобны Солнцу и, вспоминая о нем, люди изготавливая его изображения, прося поскорее вернуться после зимних стуж. Они верили, что действительно помогают весне придти поскорее.Христианство так и не смогло до конца искоренить веру в языческих богов, и части древних обрядов нет-нет, да проскакивают в нашей повседневной жизни.Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной. Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае.Люди приносили на поле испеченный накануне большой каравай и «подкармливали» им землю.Использовали танец и для того, что бы отвести предполагаемую беду от селения – один крестьянин на коне опахивал землю по краю всего села, а остальные, держась за руки, цепочкой шли за ним и пели.Хоровод служил также молодежным развлечением и включал в себя не только непосредственно сам круговой танец, но и многое другое: гуляющие играли на музыкальных инструментах, внутри самого хоровода разыгрывались бытовые сценки и пантомимы.Комоедицы (23 марта) – «праздник поедания комов», особых блинов, посвященных медведю. Более известен как Масленица.Люди прыгали через костры, умывались талой водой или снегом, после чего торжественно сжигали на костре чучело Зимы-Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи.
Историческая справкаОбычно Масленицу (Марену) представляли в образе огромной женоподобной фигуры, которую делали из соломы, наряжали нелепым образом, сажали в сани и возили по селам. Карнавальный поезд мог состоять из десятка саней, в которых разъезжали ряженые. После завершения праздничного ритуала куклу сжигали, прощаясь с ней:«Ты прощай, прощай,Наша Масленица.Ты прощай, прощай,Наша широкая…»Образ Масленицы соединял в себе смертоносное (зима) и животворящее (весна) начала: люди словно бы вступали в новую жизнь, прощались со старой. С принятием христианства образ Масленицы претерпел значительные изменения, хотя и не утратил до конца языческих черт.После этого шли «будить медведя» («пробуди»). В яме-берлоге, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображавший спящего медведя. Вокруг берлоги водили хоровод, криками стараясь разбудить косолапого.Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. «Медведь» не просыпался до тех пор, пока одна из девушек не садилась ему на спину и не подпрыгивала на ней. Затем девушка убегала, унося с собой кусок медвежьего наряда. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, и шел искать свою потерю, опираясь на костыль:«Скрипи нога, скрипи липовая!И вода-то спит, и земля-то спит.И по сёлам спят, по деревням спят.Одна баба не спит, на моей коже сидит.Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит.Мою кожу сушит».Поймав свою обидчицу, «медведь» пытался «задушить» её в своих объятиях.После «пробудей» наставал черед остальных масленичных игрищ: городка, кулачек, коняшек, катания на качелях и лошадях и лазания на столб за подарком.Масленичный столб. На площади устанавливали высокий, абсолютно гладкий столб вдобавок еще и натертый маслом или салом.На верхушке столба подвешивали какой-либо приз (например – пару сапог) и любой желающий мог попытать счастья снять приз.Задача была не из легких – зачастую смельчаки соскальзывали по столбу обратно вниз под хохот собравшегося народа, едва одолев половину пути.Часто на верхушке столба устанавливали колесо, с прикрепленными к нему веревками или цепями – прообраз современных «гигантских шагов».Коляда (Святки) начинается 29 декабря – в пору, когда день понемногу начинает прибывать, «поворачивая на весну». Перед празднеством кудесник выл волком, прогоняя злых духов – еще один элемент языческой природной магии.На Коляду существовал обычай рядиться в звериное платье и с песнями ходить по дворам, выпрашивая у хозяев продукты – колядовать.Главой ряженых была коза, за которой шла ее свита – кот, лисица, журавль, свинья:«Ой, пляшу, пляшу для дорогогоМожет даст ползолотого.Ой, мало, мало, на том не стало!Ой, скачу, скачу, серебра хочу!Раз имеешь сына, дай головку сыраРаз имеешь дочку, дай мне мёда бочкуЕсли не богатый, выгони из хатыХоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою»
«Звери» подпевали:«Наша коза – стара дерезаС Киева шла, всю Русь обошла»….Люди бросали колядующим в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье – кто, чем богат.Собрав полный мешок гостинцев отправлялись пировать.Праздник заканчивался игрищами – нужно вкатить горящее колесо в гору со словами:«В гору катись, с весной воротись».
Тризна. С появлением в обряде захоронения нового мемориально-культового элемента – насыпного кургана возник и новый поминальный обряд – тризна. Тризна – традиция воинская, состоявшая из жертвоприношения, поминального обряда, пира и воинских игрищ в честь усопших (павших) воинов.В такие иг