Древние города руси. Древние города Подмосковья эпохи домонгольской Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самый древний город России, самый древний город Руси. Древние города руси


Древние города Подмосковья эпохи домонгольской Руси

Домонгольская, а соответственно – и домосковская, Русь – страна великих русских городов: Киева, Новгорода, Смоленска, Чернигова, Рязани, Ростова, Суздаля, Владимира… Об их истории написаны многие тома научных и научно-популярных книг, снимаются фильмы, открываются новые выставки и музейные экспозиции. А какие города располагались в это время, более 770 лет назад, в нынешнем культурно-географическом сердце России: на территории современной Москвы и Московской области? Что сохранилось от этих городов до настоящего времени?

Схема древних городов Подмосковья

Схема древних городов Подмосковья домонгольской эпохи

В эпоху домонгольской Руси на территории современного Московского региона располагалось по крайней мере семнадцать русских городов: Волоколамск, Дмитров, Дубна, Зарайск (Осетр), Звенигород, Коломна, Колтеск, Лобынск, Можайск, Москва, Перевитск, Перемышль Московский, Ростиславль Рязанский, Свирельск, Тешилов, Тушков и Хотунь.

Информация, которой мы располагаем об этих городах, неравнозначна. Об одном из них – загадочном городе Свирельске – мы почти ничего не знаем, кроме его имени, не известно даже точное место его расположения. Другие города уже много лет изучают археологические экспедиции Института археологии РАН, иных научных учреждений и музеев. Древнейшие этапы истории этих городов мы можем представить относительно подробно – хотя в прошлом каждого из них таится еще немало тайн и загадок.

Некоторые древнерусские города Московского региона постепенно развились в заметные городские центры: Волоколамск – древний новгородский город на торговом пути из Низовских земель в Новгород; Можайск, возникший как восточный форпост Смоленского княжества; основанная рязанцами Коломна. Москва из небольшого городка стала мегаполисом и столицей огромной страны. Другие древние города Подмосковья погибли: например, Колтеск – в монголо-татарское нашествие; или Ростиславль – позднее, во время активных войн Москвы с Крымским ханством.

Древнерусская Дубна Наперсный крест и кресты тельники металлические каменные янтарные

Древнерусская Дубна.Наперсный крест и кресты тельники металлические каменные янтарные

На их месте сейчас нет никакого населенного пункта, только археологические памятники – остатки древних укреплений и насыщенный следами древней жизни слой земли, именуемый в археологии «культурным слоем». Другие города сохранились как небольшие деревни и села – например, Тешилов и Тушков. А древнерусская Дубна, ставшая после нашествия селом Городище на Дубенском устье, теперь входит в состав современного города Дубны, основанного в середине ХХ веке, и является его историческим предшественником.

На территории современной Московской области в эпоху до татаро-монгольского нашествия смыкались земли пяти древнерусских княжеств. Центральные, северные и северо-восточные районы нынешней области входили в состав территории Ростово-Суздальского (позднее – Владимиро-Суздальского) княжества, предшественника Московской Руси. К нему относился бассейн реки Клязьмы, среднее течение реки Москвы, бассейн реки Дубны и ее притоков, правобережье Верхней Волги.

Практически все города на этой территории были основаны или укреплены ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким. В их числе Дубна, Дмитров, Москва, вероятно, Звенигород и Перемышль Московский. К XIII веку земли этого княжества расширились, в них вошли районы по нижнему течению реки Москвы вплоть до ее устья (Коломна). На юго-востоке современной Московской области, в среднем течении реки Оки, располагались земли Рязанского княжества.

Древнерусская Дубна Крест-энколпион

Древнерусская Дубна. Крест-энколпион

К числу рязанских городов относились Ростиславль, Перевитск, Зарайск (Осетр), первое время рязанской была Коломна. На юго-западе Московской области, по берегам Оки и ее притоков, в составе Черниговского княжества были построены города Тешилов, Колтеск, Лобынск (позднее отошел к Рязанскому княжеству). Западная часть области – верховья реки Москвы – принадлежали первоначально Смоленскому княжеству.

Здесь находился смоленский город-форпост Можайск. В северо-западной части нынешнего Подмосковья Ростово-Суздальское княжество граничило с Новгородской землей. Здесь на торговом пути в Новгород находился древний новгородский город Волоколамск (Волок Ламский). Все древнерусские города Подмосковья расположены на берегах рек. Место древнего города в гидрографической системе Волго-Окского междуречья являлось одним из ключевых факторов, оказывающих решительное влияние на его историю.

Большинство древних городов Московской области упоминаются в летописях начиная с середины XII века. Самое раннее летописное упоминание, вероятнее всего, относится к древнерусской Дубне (1134 год, Новгородская перваялетопись). Вторым, под 1135 годом, упоминается Волоколамск. Список дат первых летописных упоминаний древнерусских городов Московской области (указываются только города, впервые упомянутые в домонгольское время):

1134 – Дубна1135 – Волоколамск1146 или 1147 – Колтеск, Лобынск1147 – Москва, Тешилов1152 – Перемышль Московский (по данным В.Н. Татищева)1153 – Ростиславль1154 – Дмитров1177 – Коломна1225 – Зарайск (Осетр), возможно, под именем Осетр – 1146.1231 – Можайск

1 Волоколамск

упоминание Волоколамска

Волоколамск – Волок на Ламе (Волок Ламский). Древний новгородский город, располагался в излучине левого берега реки Городни, у впадения ее в реку Ламу (притока реки Шоши бассейна Волги), на торговом пути, связываю­щем новгородские земли с Волго-Окским бассейном. Впервые упоминается в летописи под 1135 годом. Культурный слой домонгольского времени выявлен на территории Волоколамского городища и окружающих его посадов. Оборонительные конструкции XII века обнаружены в нижних слоях окружающего городище вала высотой до 6 метров.

2 Дмитров

упоминание Дмитрова

Дмитров, согласно летописному указанию основан в 1154 году Юрием Долгоруким. Археологические данные подтверждают существование города с середины XII века. Дмитровский кремль – укрепленная часть древнего города – расположен на правом берегу реки Яхромы (притока реки Сестры бассейна Волги). Его окружает вал высотой до 7 метров. В кремле и вокруг него, на территории посадов, обнаружены многочисленные культурные остатки домонгольского периода.

Большинство специалистов считают несомненной связь названия города с именем великомученика Дмитрия Солунского, что позволяет обоснованно предположить появление здесь Дмитриевской церкви одновременно с созданием города или в первые годы его существования. Возможно, именно в этой церкви первоначально находилась происходящая из Дмитрова известная икона Дмитрия Солунского, написанная в конце XII – начале XIII вв.

3 Дубна

упоминание Дубны

Древнерусская Дубна располагалась на правом берегу Волги, при впадении в нее реки Дубны. Основана Юрием Долгоруким на месте ранее суще­ствовавшего русского поселения. Впервые упоминается в летописи под 1134 годом, таким образом, имеет наиболее раннее упоминание из всех древнерусских городов Московской области. Исследован небольшой фрагмент сохранившихся оборонительных сооружений и отдельные участки жилой застройки. В ближайших окрестностях на правом и левом берегах Волги, левом и правом берегах реки Дубны расположено пять селищ, являющихся остатками посадов древнерусского города.

Одно из них, Пекуновское селище, имеет, судя по всему, более ранее происхождение и содержит многочисленные материалы, связанные с функционированием Волжского торгового пути в X-XI вв. Вероятно, это селище являлось историческим предшественником древнерусской Дубны. В его окрестностях расположено два крупных курганных могильника XI-XII вв., в которых, вероятно, похоронены жители Пекуновского селища и города Дубны. Несколько более позднее христианское кладбище древнерусской Дубны располагалось на правом берегу Волги, на склоне песчаного бугра у южных окраин городского посада.

упоминание Дубны

Древнерусская Дубна являлась региональным административным, торговым, военным и духовным центром XII – первой трети XIII вв. Будучи на первом этапе своей истории пограничной крепостью большого Ростово-Суздальского княжества, в дальнейшем она вошла в состав Переяславского княжества со столицей в Переяславле Залесском. Судя по материалам археологических исследований, в городе осуществлялось таможенное освидетельствование товаров, которые везли по рекам Волге и Дубне; здесь располагались местная администрация и гарнизон, работали многочисленные ремесленники, была православная церковь.

Город как минимум дважды сгорал в междоусобных воинах – в 1149 и 1216 годах, после этого отстраивался заново. Погиб в ходе монголо-татарского нашествия, в январе-феврале 1238 года. В дальнейшем на месте города существовало село Городище (оно же село Дубна) – нынешняя улица Ратмино города Дубны Московской области, в XV-XVI вв. здесь же действовал средневековый таможенный пункт «Дубенское мыто».

4 Зарайск (Осетр)

упоминание Зарайска

Город Зарайск (он же Заразск, в домонгольское время, возможно, назывался Осетр) располагается на мысу правого берега реки Осетр (притока реки Ока). Впервые упоминается в летописи под 1225 годом. С Зарайском связано предание о добровольной гибели княгини Евпраксии, муж которой, князь Федор Юрьевич, был убит в стане Батыя. По преданию, под Зарайском собирал свое ополчение Евпатий Коловрат. Культурный слой домонгольского Зарайска выявлен на территории более позднего Зарайского кремля и в его окрестностях.

5 Звенигород

упоминание Звенигорода

Древнерусский Звенигород располагался на мысу левого берега реки Москвы, на западной окраине левобережной части современного города. Звенигород возник в середине XII века, ко времени монголо-татарского нашествия он уже был относительно крупным городским центром. Впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты около 1339 года. Остатки укрепленной части домонгольского Звенигорода представляют собой крупное городище с сохранившимися участками вала XII века; вокруг него расположены посады. В культурном слое древнерусского Звенигорода найдено две берестяные грамоты. Обе они датируются первой половиной XII в.

Одна является коротким отрывком какого-то письма со словами: «а мне не надобно», вторая представляет собой полностью сохранившийся текст письма от Говеновой вдовы к Неженцу с требованием выплатить то, что Неженец был должен покойному Говену, и угрозой судебного преследования: «От Говеновой [вдовы] к Неженцу. Дай шестьдесят кун ладейных (т.е. за ладью или на ладью). [Так] сказал Говен перед смертью (букв.: идя на суд), а поп записывал. Дай [их] Луке. Если же не дашь, то я возьму у князя отрока и вместе [с ним] приеду — это тебе станет в большую сумму».

6 Коломна

упоминание Коломны

Коломна расположена при впадении реки Коломенки в реку Москву. Впервые упоминается в летописи под 1177 годом как пограничный город Рязанского княжества. Культурный слой домонгольского времени выявлен на территории позднего кремля и в его окрестностях. В 1237 году в районе Коломны произошла крупная битва русских отрядов с войсками Батыя, закончившаяся победой татаро-монголов, взятием и разрушением города.

7 Колтеск

упоминание Колтеска

Город Колтеск располагался на левом берегу реки Мутенки, правого притока реки Оки. Впервые упоминается в летописи под 1146 или 1147 годом в связи с походом Святослава «Пришедшю от Святославу в Колтеск городок». Городище Колтово, представляющее собой остатки детинца древнерусского города, практически полностью разрушено при строительстве автодороги, сохранившиеся участки культурного слоя содержат материалы домонгольского периода. Вокруг городища расположено несколько селищ – остатки городских посадов. Город погиб во время татаро-монгольского нашествия.

8 Лобынск

упоминание Лобынска

Город Лобынск (Лобыньск) располагался на мысу левого берега реки Оки, при устье ее притока, реки Протвы. В настоящее время на этом месте находится село Дракино. Площадка памятника была заселена еще в VIII-X вв., первоначальное селище на этом месте относится к ранним вятичам. Городской культурный слой фиксируется начиная с XII в. Впервые упоминается в летописи под 1146 или 1147 годом. В XII в. принадлежал Черниговскому княжеству, в XIII в. – Рязанскому. Город погиб в ходе татаро-монгольского нашествия, возможно, после этого на некоторое время возродился.

9 Можайск

Можайск расположен на правом берегу реки Москвы, при устье реки Можайки. Основан в XII веке, впервые упоминается в летописи под 1231 годом. Сохранилась укрепленная часть древнерусского города – Можайский кремль, окруженный валом высотой до 3 м. В ходе археологических исследований на его территории обнаружены многочисленные материалы домонгольского периода.

10 Москва

упоминание Москвы

Древнерусская Москва располагалась по левому берегу одноименной реки, на мысу при впадении в нее реки Неглинной. Сейчас это место находится в юго­западной части Московского Кремля. Русское поселение на месте нынешней Москвы возникает не позднее XI века. Город впервые упоминается в летописи под 1147 годом. Археологическими исследованиями выявлены остатки мысового городища конца XI в., располагавшегося при впадении реки Неглинной в реку Москву, материалы торгово-ремесленного посада XI-XII вв., существовавшего в окрестностях крепости.

Апполинарий Васнецов Основание Москвы

Картина Апполинария Васнецова "Основание Москвы"

В центральной части крепости располагалась деревянная церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. В 1156 году Андрей Боголюбский ставит в Москве по указанию Юрия Долгорукого новую деревянную крепость. В 1177 г. ее сжег рязанский князь Глеб Ростиславич, но затем она была быстро восстановлена. В начале XIII века Москва становится центром удельного княжества. В 1238 году, во время монголо-татарского нашествия, город был взят штурмом, разграблен и сожжен. Возвышение Москвы и ее становление как столицы русского государства происходит в период ордынского ига.

11 Перевитск

Город Перевитск располагался на мысу правого берега реки Оки, в районе современного села Перевицкий Торжок. Площадка городища прямоугольной формы окружена валом высотой до 7 м. Древнерусский Перевитск входил в состав Рязанского княжества. Он упоминается в летописи лишь под 1389 годом, однако материалы археологических исследований позволяют уверенно относить основание города к домонгольскому времени.

12 Перемышль Московский

Перемышль Московский располагался на мысу правого берега реки Моча (бассейн реки Москвы), между оврагами. Его остатки известны как Сатино-Та­тарское городище. Площадка укрепленной части древнего города окружена валом высотой до 6 м и рвом глубиной до 4 м; вокруг расположено несколько неукрепленных селищ – остатки городского посада. Раскопаны остатки домов и укреплений XII-XIII вв. По сведениям В.Н. Татищева, основан в 1152 г. Юрием Долгоруким. Некоторые современные исследователи высказывают сомнения в датировке времени создания города домонгольским временем и относят его к более позднему периоду.

13 Ростиславль Рязанский

упоминание Ростиславля

Ростиславль, древнерусский город, располагавшийся на мысу правого берега реки Оки, в окрестностях современного села Полуряденки. Городище с напольной стороны ограничено рвом и валом высотой до 4,5 м. К укрепленной части города примыкают посады. Основан, по летописным сведениям, рязанским князем Ростиславом Ярославичем в 1153 году. Под более поздними слоями и конструкциями исследованы остатки жилых и оборонительных сооружений XII­XIII вв. Выделяется особая группа керамики «ростиславльского типа», датирующаяся XII-XIV вв.

Об основании Ростиславля известно из Никоновской летописи: "Князь Ростислав Ярославич Рязанский создал во имя свое град Ростиславль у Оки реки". В мае 1183 года Ростиславль стал одним из пунктов сбора войска коалиции русских князей для похода в Волжскую Булгарию, которую возглавлял Всеволод Большое Гнездо.

В 1342 году князь Ярослав Александрович Пронский переносит столицу Рязанского княжества из Переяславля Рязанского в Ростиславль. С этим были связаны кровавые события. В 1340 году рязанский князь Иван Иванович Коротопол убил своего родственника Александра Михайловича Пронского в пылу борьбы за власть. Через два года его сын Ярослав получил от хана Джанибека ярлык на рязанское княжение и татарское войско.

В 1342 году Ярослав взял Переяславль и выгнал оттуда своего дядю Ивана. Однако, оставаться в городе, который взял с помощью татар, не решился и перенес столицу в один из крупнейших городов Рязанского княжества того времени. Вероятно, Ростиславль оставался столицей на протяжении ещё двух лет, до смерти Ярослава Пронского в 1344 году.

С присоединением в 1521 году Рязанского княжества к Москве Ростиславль утратил свое значение крупного центра, уступив его соседнему Зарайску, где к 1531 году была выстроена кирпичная крепость. Во время борьбы с крымскими татарами Ростиславль оказался одним из многочисленных укреплений вдоль Оки. Вероятно, в это время неоднократно разорялся, вследствие чего и пришёл в упадок.

В 1874 году территория Ростиславля использовалась крестьянами как пашня. В XX в. здесь были огороды местных жителей, потом - яблоневый сад. В настоящее время городище Ростиславль частично поросло лесом, а большая часть его площадки покрыта травостоем. С 1994 года началались археологические работы. С 2000 г. на городище ежегодно работает ростиславская археологическая экспедиция.

14 Свирельск

Упоминается в летописи под 1176 годом, в связи с походом черниговского князя Олега Святославовича. Город располагался на территории современной Московской области,судя по всему – в бассейне реки Оки. Точное местоположение города не установлено.

15 Тешилов

упоминание Тешилова

Город Тешилов располагался на правом берегу реки Оки, на участке между двумя глубокими оврагами, близ современного села Спас-Тешилово. С напольной стороны городища сохранился вал высотой до 6 м и ров глубиной до 4 м. Упоминается в летописи под 1147 годом. На площадке городища и окружающих его селищ – посадов древнерусского города – выявлены многочисленные культурные остатки XII-XIII вв. В 1237 году был сожжен татаро-монголами.

16 Тушков

Город Тушков располагался на мысу правого берега реки Москвы, в районе нынешней деревни Тушков городок. Сохранилось городище, представляющее собой остатки укрепленной части древнерусского малого города, существовавшего с XII-XIII веков, окруженное валом высотой до 6 м и рвом глубиной до 3,5 м. На территории городища исследованы остатки жилых построек, следы кузнечного и ювелирного производств. К югу и востоку от городища располагались посады.

17 Хотунь

Город Хотунь находился на мысу левого берега реки Лопасня, левого притока реки Оки. Остатки городища – детинца древнерусского города – расположены близ южной окраины села Хатунь. Большая часть городища занята современным кладбищем. Впервые упоминается в духовной грамоте 1401-1402 гг., однако материалы археологических исследований позволяют обоснованно предполагать существование города уже в домонгольский период.

Пекуновское селище Сборы с берегового обрыва

Пекуновское селище. Сборы с берегового обрыва

Пекуновское селище Кресты-тельники 12-13 века

Пекуновское селище. Кресты-тельники 12-13 века

Материал создан: 31.08.2015

комментарии к статье

iamruss.ru

Самый древний город России, самый древний город Руси

Какой самый древний город России и какой самый древний город Руси? Этот вопрос очень распространенный среди большинства ученых, так как они до сих пор не могут прийти к единому ответу.

На данный момент, даже археологам сложно ответить на этот вопрос со всеми их возможностями. Всего сейчас выделяют три самые распространенные версии, в которых рассказывается о самом древнем городе на Руси.

Дербент — самый древний город России

Впервые об этот городе стало известно благодаря старым летописям VIII века до нашей эры. Большинство ученых, называют Дербент самым древним городом Руси и это является наиболее распространенной версией. Точной даты возникновения города нет, но есть удивительные факты того, что на момент создания этого города еще не существовала ни Российской империи, не Киевской Руси.

До недавнего времени, это поселение никто не мог назвать городом, а также в состав России оно не входило, пока не завоевали Кавказ. Поэтому на данный момент возникает немало сомнений по поводу утверждения, действительно ли Дербент наистарейших город Руси.

Впервые об этом городе вспоминает географ Древней Греции Милетский Гекатей. За долгое время своего существования город не раз подвергали упадкам, штурму и разрушению. Но наперекор всему этому, в истории есть много периодов настоящего расцвета города. На сегодняшний день Дербент является очень популярным и известным туристическим центром, здесь можно увидеть огромное количество музеев.

derbent

Великий Новгород — самый старый российский город

Эта версия является более амбициозной, она говорит, что самый древний город России — это Великий Новгород. Едва ли не каждый житель этого города уверен в этой версии. 859 год — дата основания Великого Новгорода. Этот город является предком христианства на Руси, он омывается рекой Волхов. Многие, кто поддерживается этой версии твердят о том, что этот город на всех этапах своего развития являлся городом России.

velikij-novgorod

Старый Ладога — один из претендентов на звание самого старого города России

Многие ученые, которые долгое время изучают самые древние города России утверждают, что самым старым городом Руси является Старый Ладога. Впервые город был упомянут в VIII веке. В 9-11 веках этот город был городом-портом. На месте современного города активно развивалась торговля, собирались разные купеческие караваны. Стоит также отметить, что в летописях Ладога входит в десятку самых древних городов России 862 года.

staryj-ladoga

Дербент. Самый древний город России — Видео

pristor.ru

Список городов Древней Руси — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

На протяжении веков число городов в Древней Руси, упоминаемых в летописях и, других источниках, неуклонно росло[1]. В IX-X веках упоминаются 25 городов, в XI веке — еще 64, в XII веке — еще 135 и в XIII веке к ним добавляются еще 47 городов. Всего ко времени нашествия Батыя Киевская Русь насчитывала до 300 городов или в среднем по 20—25 на княжество[2]. Помимо них существовали безымянные укрепленные поселения, порой довольно крупные. Всего их насчитывалось более тысячи. Соотношение городов и таких поселений в различных областях составляло от 1:3 до 1:7. При этом, эти укрепления в летописях не считались городами. Вероятно, летописцы относили их к погостам или слободам[3].

По мнению историка Даркевича, в домонгольской Руси можно выделить три периода градообразования: середина X — первая половина XI века; вторая половина XI — середина XII века; вторая половина XII — до 1237-1240 годов[4]. В первый период идёт массовое строительство городов по Днепру и Волхову. На второй период приходится начало феодальной раздробленности на Руси — в это время возрастает роль малых и периферийных городов. Третий период характеризуется максимальным развитием древнерусского города и его культуры[4].

Крупные города имели сложные оборонительные системы. Отдельно защищался детинец — центр города. Укрепления покрывали значительную территорию, в случае опасности за ними могло укрыться не только население города, но и его окрестностей[5][4]. Каждый такой город был и княжеской резиденцией со своим княжеским двором (до 2000 м2). В то же время, в ряде городов, таких как Новгород, Киев, Рязань и Смоленск, существовали и дворы обычных горожан (до 600 м2)[6]. Наличие дворов в значительной степени сказалось на городской планировке. Как правило, одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. Еще одной характерной чертой русского города XI—XIII веков было обязательное наличие церкви или храма. В древнерусских городах насчитывалось от двух-трёх, до нескольких десятков церквей. Монастыри могли располагаться и вне города[7].

Академик Б. А. Рыбаков выделял следующие функции города в Древнерусском государстве: военная, экономическая, административная, идеологическая и культурная. По его мнению, с социальной точки зрения древнерусский город был местом концентрации феодальной знати[8]. Схожие функции выделял В. П. Даркевич[4].

Список городов дан в хронологическом порядке.

Список городов

См. также

Напишите отзыв о статье "Список городов Древней Руси"

Примечания

  1. ↑ Куза А. В. Малые города Древней Руси. — Москва: Наука, 1989. — С. 40. — ISBN 5-02009473-0.
  2. ↑ Куза А. В. Малые города Древней Руси. — Москва: Наука, 1989. — С. 40. — ISBN 5-02009473-0.
  3. ↑ Куза А. В. Малые города Древней Руси. — Москва: Наука, 1989. — С. 40. — ISBN 5-02009473-0.
  4. ↑ 1 2 3 4 [http://www.russiancity.ru/books/b37.htm Происхождение и развитие городов древней Руси (X-XIII вв.)] (рус.). Проверено 9 апреля 2013. [http://www.webcitation.org/6FsFHqVCa Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013].
  5. ↑ Куза А. В. Малые города Древней Руси. — Москва: Наука, 1989. — С. 48. — ISBN 5-02009473-0.
  6. ↑ Куза А. В. Малые города Древней Руси. — Москва: Наука, 1989. — С. 46. — ISBN 5-02009473-0.
  7. ↑ Куза А. В. Малые города Древней Руси. — Москва: Наука, 1989. — С. 48. — ISBN 5-02009473-0.
  8. ↑ Куза А. В. Малые города Древней Руси. — Москва: Наука, 1989. — С. 49. — ISBN 5-02009473-0.
  9. ↑ П. П. Толочко. Новые археологические исследования Киева (1963—1978) // Новое в археологии Киева. — Киев, 1981.
  10. ↑ В. Л. Янин, М. Х. Алешковский. [http://www.russiancity.ru/books/b39.htm Происхождение Новгорода (к постановке проблемы) // журнал «История СССР», № 2, М.—Л., 1971, стр. 32—61]
  11. ↑ [http://culture.pskov.ru/ru/persons/object/132 Наследие Земли Псковской]. Проверено 23 мая 2013. [http://www.webcitation.org/6GuP7SCnS Архивировано из первоисточника 26 мая 2013].
  12. ↑ Сапунов А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX в.. — Витебск, 1889.
  13. ↑ [http://grad-rostov.ru/istoricheskaya-spravka Историческая справка]. Проверено 23 мая 2013.

Литература

  • Древняя Русь. Город, замок, село.. — Москва: Наука, 1985. — 429 с.
  • Куза А. В. Малые города Древней Руси. — Москва: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
  • Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1956.

Отрывок, характеризующий Список городов Древней Руси

И отвернувшись от него, я стала смотреть, как горело то, что всего ещё минуту назад было моим ласковым, мудрым отцом... Я знала, что он ушёл, что он не чувствовал этой бесчеловечной боли... Что сейчас он был от нас далеко, уносясь в неизвестный, чудесный мир, где всё было спокойно и хорошо. Но для меня это всё ещё горело его тело. Это горели те же родные руки, обнимавшие меня ребёнком, успокаивая и защищая от любых печалей и бед... Это горели его глаза, в которые я так любила смотреть, ища одобрения... Это всё ещё был для меня мой родной, добрый отец, которого я так хорошо знала, и так сильно и горячо любила... И именно его тело теперь с жадностью пожирало голодное, злое, бушующее пламя... Люди начали расходиться. На этот раз казнь для них была непонятной, так как никто не объявил, кем был казнимый человек, и за что он умирал. Никто не потрудился сказать ни слова. Да и сам приговорённый вёл себя довольно странно – обычно люди кричали дикими криками, пока от боли не останавливалось сердце. Этот же молчал даже тогда, когда пламя пожирало его... Ну, а любая толпа, как известно, не любит непонятное. Поэтому многие предпочитали уйти «от греха подальше», но Папские гвардейцы возвращали их, заставляя досматривать казнь до конца. Начиналось недовольное роптание... Люди Караффы подхватили меня под руки и насильно впихнули в другой экипаж, в котором сидел сам «светлейший» Папа... Он был очень злым и раздражённым. – Я так и знал, что он «уйдёт»! Поехали! Здесь нечего больше делать. – Помилуйте! Я имею право хотя бы уж видеть это до конца! – возмутилась я. – Не прикидывайтесь, Изидора! – зло отмахнулся Папа, – Вы прекрасно знаете, что его там нет! А здесь просто догорает кусок мёртвого мяса!.. Поехали! И тяжёлая карета тронулась с площади, даже не разрешив мне досмотреть, как в одиночестве догорало земное тело безвинно казнённого, чудесного человека... моего отца... Для Караффы он был всего лишь «куском мёртвого мяса», как только что выразился сам «святейший отец»... У меня же от такого сравнения зашевелились волосы. Должен же был, даже для Караффы, существовать какой-то предел! Но, видимо, никакого предела и ни в чём, у этого изверга не было... Страшный день подходил к концу. Я сидела у распахнутого окна, ничего не чувствуя и не слыша. Мир стал для меня застывшим и безрадостным. Казалось – он существовал отдельно, не пробиваясь в мой уставший мозг и никак не касаясь меня... На подоконнике, играясь, всё также верещали неугомонные «римские» воробьи. Внизу звучали человеческие голоса и обычный дневной шум бурлящего города. Но всё это доходило до меня через какую-то очень плотную «стену», которая почти что не пропускала звуков... Мой привычный внутренний мир опустел и оглох. Он стал совершенно чужим и тёмным... Милого, ласкового отца больше не существовало. Он ушёл следом за Джироламо... Но у меня всё ещё оставалась Анна. И я знала, что должна жить, чтобы спасти хотя бы её от изощрённого убийцы, звавшего себя «наместником Бога», святейшим Папой... Трудно было даже представить, если Караффа был всего лишь его «наместником», то каким же зверем должен был оказаться этот его любимый Бог?!. Я попыталась выйти из своего «замороженного» состояния, но как оказалось – это было не так-то просто – тело совершенно не слушалось, не желая оживать, а уставшая Душа искала только покоя... Тогда, видя, что ничего путного не получается, я просто решила оставить себя в покое, отпустив всё на самотёк. Ничего больше не думая, и ничего не решая, я просто «улетела» туда, куда стремилась моя израненная Душа, чтобы спастись... Чтобы хотя бы чуточку отдохнуть и забыться, уйдя далеко от злого «земного» мира туда, где царил только свет... Я знала, что Караффа не оставит меня надолго в покое, несмотря на то, что мне только что пришлось пережить, даже наоборот – он будет считать, что боль ослабила и обезоружила меня, и возможно именно в этот момент попробует заставить меня сдаться, нанеся какой-то очередной ужасающий удар... Дни шли. Но, к моему величайшему удивлению, Караффа не появлялся... Это было огромным облегчением, но расслабляться, к сожалению, не позволяло. Ибо каждое мгновение я ожидала, какую новую подлость придумает для меня его тёмная, злая душа... Боль с каждым днём потихонечку притуплялась, в основном, благодаря пару недель назад происшедшему и совершенно меня ошеломившему неожиданному и радостному происшествию – у меня появилась возможность слышать своего погибшего отца!.. Я не смогла увидеть его, но очень чётко слышала и понимала каждое слово, будто отец находился рядом со мной. Сперва я этому не поверила, думая, что просто брежу от полного измождения. Но зов повторился... Это и, правда, был отец. От радости я никак не могла придти в себя и всё боялась, что вдруг, прямо сейчас, он просто возьмёт и исчезнет!.. Но отец не исчезал. И понемножку успокоившись, я наконец-то смогла ему отвечать... – Неужели это и правда – ты!? Где же ты сейчас?.. Почему я не могу увидеть тебя? – Доченька моя... Ты не видишь, потому, что совершенно измучена, милая. Вот Анна видит, я был у неё. И ты увидишь, родная. Только тебе нужно время, чтобы успокоиться. Чистое, знакомое тепло разливалось по всему телу, окутывая меня радостью и светом... – Как ты, отец!?. Скажи мне, как она выглядит, эта другая жизнь?.. Какая она? – Она чудесна, милая!.. Только пока ещё непривычна. И так не похожа на нашу бывшую, земную!.. Здесь люди живут в своих мирах. И они так красивы, эти «миры»!.. Только у меня не получается ещё. Видимо, пока ещё рано мне... – голос на секунду умолк, как бы решая, говорить ли дальше. – Меня встретил твой Джироламо, доченька... Он такой же живой и любящий, каким был на Земле... Он очень сильно скучает по тебе и тоскует. И просил передать тебе, что так же сильно любит тебя и там... И ждёт тебя, когда бы ты ни пришла... И твоя мама – она тоже с нами. Мы все любим и ждём тебя, родная. Нам очень не хватает тебя... Береги себя, доченька. Не давай Караффе радости издеваться над тобою.

o-ili-v.ru

Города Древней Руси - путеводитель

Города Древней Руси

Выводы к 2 главе

Приложение 1. Путь «Из Варяг в Греки»

Приложение 2. Города Древней Руси

Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен.

Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э. Во всяком случае, славянские поселения VI -- VII вв. на территории современной Украины уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточно спокойной и можно было не опасаться вражеских нападений -- славянские поселения строились неукрепленными.

Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать города.

Целью данной работы является рассмотрение городов Древней Руси - их устройства, управления, жизни горожан, а также влияния местоположения городов на род занятий населения, на их роль в истории Руси.

Такой экскурс поможет нам лучше понять жизнь древних Славян, их культуру, значение исторических событий, обозначить роль древних городов в политической, духовной и культурной жизни Руси.

Глава 1. Появление городов в Древней Руси

1.1. Появление городов

Славяне, как центральноевропейский земледельческий народ, обладали устойчивыми навыками сельскохозяйственного производства, основанного на пашенном земледелии, и имели, в сравнении с местными племенами, более развитые формы социальной организации общества. Кроме того, в последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европы пересекли два крупных торговых и военных пути средневековья - балтийско-волжский путь и путь "из варяг в греки". Первый из них сыграл особо значимую роль в истории региона.

Сложение пути между Балтикой и Востоком оказывало сильное влияние на экономику прилегающих районов. Его центры стали играть определяющую роль как административно-военные, торговые и ремесленные центры территорий.

Сложение государственной территории на юге и на севере Руси, а также становление городов, как опорных центров новых общественных и экономических отношений и связей, несомненно, с одной стороны, подчинялись общим закономерностям развития восточнославянского общества, но, с другой стороны, имели немало специфических черт. Традиционно считается, что город является порождением его округи и города возникают в районах наибольшей концентрации сельского населения. Так было с большинством городов Южной Руси в Среднем Поднепровье, где появлению первых городов предшествовал определенный период стабильности в развитии славянского общества, последовавший за переселением славянских племен из более западных и юго- западных районов Европы.

В Северной Руси отнюдь не потребности земледельческого населения создали города. Последние росли в ключевых местах обширных речных систем, запиравших коммуникации огромных территорий. Подобное расположение давало городу возможность сбора даней с населения больших районов и контроля за торговыми путями. Это была дальняя торговля, военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов и торговые пути.

Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки" (см. приложение 1), по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства.

Восточные славяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами.

С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили название погостов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках как привычных людских сборищах прежде всего ставились христианские храмы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходская церковь. С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельское административное деление: это сообщало погосту значение сельской волости.

Мелкие сельские рынки тянули к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли наши древнейшие торговые города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов.

1.2 Внутреннее устройство городов

К началу IX в. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от веси или села -- неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII в. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

В древнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений -- городов.

Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве.

Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.

Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленской и Полоцкой земель.

Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия -- отрывать ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в. когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство -- Киевская Русь.

1.3. Самоуправление городов

Территория русских городов IX-X вв. в основном вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев; в этот период только намечается формирование городов как центров сосредоточия не только княжеских слуг, но и купцов и ремесленников. Первые городские поселения были, в полном смысле слова, колониями купцов и ремесленников, и городские учреждения возникли среди пришлого населения, явившегося со всех концов, чуждых друг другу людей. Центральная укреплённая часть древнейших русских городов носила название «детинца». Корень слова «детинец» ведёт к термину «детский», княжеский дружинник. Внутренний замок получил своё название от детских, составлявших его гарнизон, подобно тому как в позднейших монастырских вотчинах по имени «детёнышей» назывался «Детин дворец»?.

Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии "пригород". Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших городов была следствием колонизации, освоения периферийных земель из старшего города, который выступал как своего рода метрополия. Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече - народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. На вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на вече "людье" решало самые разнообразные вопросы. Вообще, и на вече и вне его древнерусские люди, т.е. демократическая масса городского и сельского населения, составляли действенную политическую силу.

Народ Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со "стола". Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств. Вот почему летописцы так тщательно и с такой тревогой фиксировали все периоды безкняжья.

Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли.

В своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе, занимали одновременно важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости. Однако костяк военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а "вои" - волостное ополчение, в которое входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности. Свободное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло "тысячу", в свою очередь состоявшую из сотен - более мелких территориально-административных образований и вместе с тем военных единиц.

Главный город не мыслился без "области", "волости" т.е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия "Киевская волость", "Черниговская волость", "Смоленская волость" и т.п.

Эти волости - города-государства имели свои государственные границы: "сумежья", "межи", "рубежи", часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях. Христианская церковь, контролировалась городскими и сельскими общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях: даже высшие церковные иерархи избирались на вече. Волости как отдельные государственные образования в силу присущей им суверенности "правили" посольства друг к другу. Кроме того, главные города-государства направляли послов и в зарубежные страны.

Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригородов в рамках системы города-государства не оставались неизменными. Между старшими городами и пригородами нередко возникали конфликты. Более того, заметно стремление пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению прежних волостей-государств на новые более мелкие.

древний славяне город жизнь

1.4 Торговля и ремесла

Появление и развитие городов было важнейшим фактором и в социально-экономической жизни Древней Руси, так как они являлись центрами товарного производства и обмена, какой бы ограниченный характер это производство и обмен ни имели.

После татарских погромов в ряде русских городов (Москва, Новгород, Смоленск, Псков и др.) можно отметить сравнительно интенсивную ремесленную и торговую деятельность. Что же касается русских городов домонгольского времени, то они по уровню развития ремесла и торговли нисколько не уступали городам западноевропейским, а в некоторых отношениях и превосходили их.

Рядом с детинцем (небольшой крепостью) росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, Создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный).

Непременной принадлежностью хозяйства горожан были огороды и сады. В Киеве огороды окружали город и тянулись от Золотых до Лядских ворот. Во время военных действий под Киевом в 1151 г. ратные люди причинили много вреда, в том числе уничтожили огороды («и огороды все посекли»). Местность перед Золотыми воротами в Киеве так и определялась в XII столетии как лежавшая «в огородах». Огородные семена, найденные при раскопках древнерусских городов, не редкость.

Крупное значение в хозяйстве горожан имело животноводство. Археологические исследования обнаружили в городах кости многих домашних животных, в том числе лошадей, коров, свиней, овец и т. д.

Конечно, степень значения сельского хозяйства для горожан была не одинаковой в мелких и больших городах. Сельское хозяйство доминировало в маленьких городках, меньше было развито в больших центрах (Киеве, Новгороде и т. д.), но в том или ином виде существовало везде.

Тем не менее, не сельское хозяйство определяло хозяйство русских городов X-XIII вв. а ремесло и торговля. Крупнейшие городские пункты не могли уже существовать без постоянной связи с ближайшей земледельческой округой. Они потребляли продукты сельского хозяйства в большей мере, чем их производили, являясь центрами ремесла, торговли и административного управления.

«Городской строй» на Руси, как и в Западной Европе, создавался в условиях натурального хозяйства с его замкнутостью и слабым обменом. И, тем не менее, рост русских городов и развитие в них ремесла и торговли имели громадное хозяйственное значение, без изучения которого высокая культура Киевской Руси останется для нас непонятной.

Выводы к 1 главе

В первой главе были раскрыты причины возникновения древнерусских городов - в Северной Руси отнюдь не потребности земледельческого населения создали города, это была дальняя торговля, военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов и торговые пути. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки".

Также описано внутреннее устройство городов, методы сооружения укреплений - Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами; описано политическое устройство города - Основным органом самоуправления старейшей городской общиныбыло вече - народное собрание всех свободных жителей города.

Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со "стола".

Главный город не мыслился без "области", "волости" т.е. без пригородов и сел.

Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях.

Глава 2. Роль городов в экономической, политической и духовной жизни Руси

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - "очеловеченная", "окультуренная", отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

В городах, исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности.

Солидарность и взаимопомощь - непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях?.

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы.

В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие.

Рассмотрим города, оказавшие наиболее сильное влияние на историю и культуру Руси.

Великий Новгород, один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги.

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель. Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Находясь в полосе оживленных торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу».

При князь Владимире, сыне Ярослава Мудрого в городе развернулось большое каменное строительство. Был возведен Софийский собор, ставший не только главным храмом всей земли новгородской, но и политическим символом.

К XII веку Новгород становится центром огромной территории, простиравшейся от Ледовитого океана до Торжка. Большая дань, получаемая с подвластных территорий, являлась одним из источников богатства Новгорода.

Новгородская республика образовалась не сразу, окончательно она сложилась к середине XIII века. Со второй половины XIV века город называет себя Великий Новгород.

До конца XV века Новгород оставался политическим, торговым и религиозным центром подчиненной ему территории. Жители занимались возделыванием зерновых культур и льна, животноводством, огородничеством. Существенное место в хозяйстве занимали охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Ремесло в Новгороде имело узкую специализацию с преобладанием металлообработки и использованием сложных технологических приемов. Особой отраслью было производство оружия. Кроме того в Новгороде процветали ювелирное дело, деревообработка, керамика, ткачество и выделка кожи.

Огромное значение для развития города имела торговля. По количеству и разнообразию ввозимых и вывозимых товаров Новгород, пожалуй, занимал первое место среди русских городов.

В 1478 году, при Иване III Новгород стал частью единого Русского государства.

Летописец сообщает: «Еще не было Пскова, а был в той земле первый город по названию Изборск».

Археологическими раскопками, проведенными под руководством советского археолога Валентина Васильевича Седова, в Изборске раскрыты древние жилища, мастерские, хозяйственные постройки, остатки мощных укреплений. Жители Изборска из болотной руды выплавляли металлы, изготавливали оружие, орудия труда, украшения, занимались ткачеством, косторезным и деревообрабатывающими ремеслами. Важными отраслями были сельское хозяйство, охота и рыболовство. Дома здесь рубили из толстых бревен, ставя строения прямо на поверхность земли. В них устраивались деревянные полы.

Уже к IX столетию в Изборске были сооружены и первые укрепления - поселение кольцом окружал высокий вал. За ним в два, а то и в три ряда располагались жилища. Центральная площадь поселения использовалась для собраний, языческих церемоний, торговли. Здесь оплакивали умерших, вершили суд, принимали важные решения, совершали жертвоприношения. Отсюда уходили в походы, сюда возвращались - с радостью побед или горечью поражений.?

В целом Древний Киев (ок. Х в.) рисуется как город с ремесленным производством и торговлей, но едва ли со значительным ремесленным населением. Киев стоял на важнейших торговых путях «из варяг в греки», в Царьград, в Азию, на Дон, в Новгород и этим самым привлекал к себе внимание князей, обосновавшихся на севере. Уже в начальный период существования - Киевской Руси - Киев занимал значительную территорию. Как и большинство славянских городов, он был укреплен земляным валом с деревянными стенами и окружен глубоким рвом.

В середине XII века Русь вступила в период политической раздробленности, и значение Киева несколько упало, но он по-прежнему привлекал внимание русских князей, которые неустанно вели борьбу за владение им.

В конце XII века Киев утрачивает значение политического центра древней Руси и становится центром Киевского удельного княжества. В тоже время он оставался одним из центров русской культуры: здесь существовали государственные школы, велась переписка книг и составлялись библиотеки, писались летописи и создавались произведения духовной и светской литературы. Высочайшего уровня достигли живопись, прикладное и ювелирное искусство.

Роковым для Киева стал 1240 год: в декабре к его стенам подошли полчища хана Батыя, и после героической обороны, длившейся, по словам летописца, десять недель и четыре дня, город был захвачен и разрушен, большинство его жителей погибло. С уходом монголо-татар жизнь в городе начала постепенно возрождаться, и уже через пять-шесть лет Киев имел немалое население. Налаживалась экономика и международная торговля. Киев посещали купцы из Польши, Германии и других стран.

Впервые этот город упоминается в Ипатьевской летописи под 1147 годом, хотя, конечно, город возник раньше летописного упоминания. Располагалась Москва в обжитой местности, на берегу реки, бывшей водным торговым путем.

В конце XI века Москва представляла собой небольшой городок с укрепленным центром на Боровицком холме и ремесленно-торговым посадом. На рубеже XII - XIII веков это был уже значительный город Владимиро-Суздальской Руси.

Не миновало город монголо-татарское нашествие: как и большинство городов Руси, Москву захватили и сожгли войска хана Батыя. Оправиться от ордынского разгрома городу удалось довольно быстро. Этому помогло его расположение на пересечении торговых дорог.

В первой половине XIII века Москва становится центром самостоятельного удельного княжества. Родоначальником династии московских князей стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович, который 33 года мирно княжил в Москве.

Московское княжество в начале XIV века значительно увеличило территорию, присоединив к себе Переяславль.

Главенствующее положение в русских землях Москва утвердила во время княжения Дмитрия Донского.

В XV веке, во времена правления Ивана III, процесс объединения русских земель был практически завершен. Вместо разрозненных княжеств образовалось единое Русское государство. Москва превратилась в столицу огромной державы. Каждый правитель, великий князь, царь или император, вносил в облик Москвы что-то новое. При Иване IV на Красной площади был поставлен Покровский собор, более известный как собор Василия Блаженного. В годы царствования Ивана Грозного в Москве начала работать первая русская типография.

Выводы к 2 главе

Во второй главе было рассмотрено влияние городов на политическую, экономическую и духовную жизнь Руси:

· В городах, исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе

· В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности.

· Города играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы.

· В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие.

Ряд крупных городов оказали огромное влияние на историю Руси, как то: Новгород, Киев, Москва. В этих городах зарождалось российское государство, формировалась национальная культура, и укреплялись торговые и политические связи с другими государствами.

В данной работе прослеживается появление городов Древней Руси. а также их устройство, управление, жизнь горожан, и влияние местоположения городов на род занятий населения, и главное - их роль в истории Руси.

Были раскрыты причины возникновения древнерусских городов - в Северной Руси отнюдь не потребности земледельческого населения создали города, это была дальняя торговля, военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов и торговые пути. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки".

Также описано внутреннее устройство городов, методы сооружения укреплений - Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами; описано политическое устройство города - Основным органом самоуправления старейшей городской общиныбыло вече - народное собрание всех свободных жителей города.

Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со "стола".

Главный город не мыслился без "области", "волости" т.е. без пригородов и сел.

Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях.

Во второй главе было рассмотрено влияние городов на политическую, экономическую и духовную жизнь Руси:

· В городах, исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе

· В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности.

· Города играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы.

· В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие.

Ряд крупных городов оказали огромное влияние на историю Руси, как то: Новгород, Киев, Москва. В этих городах зарождалось российское государство, формировалась национальная культура, и укреплялись торговые и политические связи с другими государствами.

Приложение 1. Путь «Из Варяг в Греки»

Путь «Из варямг в гремки» -- водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг -- в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII--XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Летописец Сильвестр в своём труде называет этот путь «из грек в варяги».

В переводе на современные названия, путь от древних торговых центров Скандинавии -- Сигтуны, Бирки или Висбю -- проходил Балтийским морем через пролив Сёдра Кваркен в Або-Аландские шхеры, далее -- шхерами северного берега Финского залива, затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру, реке Волхов (еще одни пороги) в озеро Ильмень. Оттуда -- вверх по рекам Ловать, Кунья, Серёжа; затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа, впадающей в Западную Двину. Вниз по Двине -- до Каспли, а по этой реке вверх до ее истока из озера Каспля, где в районе городища Гнёздово существовал древний волок в речку Катынь, впадавшую в Днепр. Далее путь выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги. По морю -- вдоль европейского побережья (Румелийского берега) до Константинополя. Перед тем, как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Еще один остановочный пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная.

Путь возник в начале IX в. (не позднее 825-30 гг.), о чем свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет - дирхемов 1-й четверти IX в. Наибольшее значение имел в X - 1-й трети XI вв. то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко. Во 2-й половине XI - начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Города Древней Руси

По летописи можно установить существование в IX- X вв. свыше двух десятков русских городов.

Назовём их с показанием года основания или первого упоминания данного города в источниках:

Белоозеро (по летописи относится к древнейшим временам) (862)

Рекомендуем ознакомится: http://knowledge.allbest.ru

worldunique.ru

Древнейший город Руси

Древнейший город Руси

Ладога (после 1704 г. - Старая Ладога) была основана в 753 г. на северо-западе нынешней европейской части нашей страны в низовьях реки Волхов. Именно ей принадлежит основополагающая роль в создании русской государственности, защите ее северных границ, становлении сотрудничества народов Европы и Азии. Здесь пересекались великие западный и восточный пути (Балто-Волжский и Балто-Днепровский), что стимулировало развитие всей европейской цивилизации.

Ладога во второй половине VIII - первой половине IX вв. являлась одним из центров союза славянских и финских племен. Возможно, уже до 839 г. она стала центром русского каганата - раннегосударственного образования в северной части Восточной Европы. В тот период Ладожская Русь наряду с Хазарией была торговым лидером евразийских торговых связей.

Согласно наиболее достоверной версии (не позднее XII в.) летописного "Сказания о призвании варягов" Федерация славянских и финских племен (словене, кривичи, меря, весь и чудь) в 862 г. пригласила в качестве правителя знатного скандинава Рюрика с братьями. "Придоша к словенам первое и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладозе Рюрик". Именно она стала первой резиденцией правителя, столицей складывавшейся державы Рюриковичей, ее административным, военным и экономическим центром. В 864 г. стольным княжеским городом стал Новгород, затем - Киев. Здесь был принят договор о легитимности призвания и дальнейшей деятельности появившегося властителя. Новое правительство расширило международную торговлю и наладило транспортировку грузов, узаконило дальние перевозки товаров. Через Ладогу хлынул на Запад основной поток исламских монет и других ценностей.

Ладожская крепость, первоначально деревянная, затем каменная, построенная во второй половине IX в., препятствовала экспансии викингов в славянские пределы и надолго приостановила их разбойничьи походы. В первой столице жили и работали представители разных народов, прежде всего славяне, финны, скандинавы; установился прочный межэтнический и межконфессиональный мир, основанный на терпимости, свободе предпринимательства, открытости региональной и международной торговли. На примере этого города видно, как более 1000 лет тому назад создавалась интегрированная Европа без охраняемых границ, с общими путями передвижения и единой валютой.

Историко-культурное наследие Ладоги представлено 160 памятниками археологии, истории, архитектуры и искусства, а также разнообразными свидетельствами письменных и графических источников. Здесь сохранились планировка X -XII вв. и исторический природный ландшафт культурного слоя VIII-X вв*.

С 1972 г. в Старой Ладоге работает археологическая экспедиция нашего института. Результаты ее поиска позволили по-новому оценить историческое значение первого стольного града, а также установить дату его основания. Было обнаружено около 100 остатков жилых, производственных и хозяйственных построек, что позволило представить домостроительство, включая возведение изб, домов, "гостевых", культовых и других сооружений. Впервые в слое второй половины IX в. выявлены, жилые и производственные, стандартные по ширине парцеллы**, что дает представление о начале регулярно спланированной застройки городов.

В ряде построек на "Земляном городище" специалисты нашли куски янтаря, бусы неоконченной обработки, капли стекла, тигли, формочки, пиленую кость, а также инструменты ремесленников. Очевидно, здесь трудились мастеровые-универсалы, изготовлявшие янтарные, бронзовые, стеклянные и костяные изделия. Особое значение имеет обнаруженная доктором исторических наук Е. А. Рябининым древнейшая в Европе ювелирно-слесарная и литейная мастерская 750-х годов с набором не менее 28 инструментов.

В 1997 г. экспедицией впервые были найдены остатки бронзолитейной мастерской последней четверти IX в. с редчайшими украшениями скандинавского образца, относящиеся к женскому и мужскому костюму. Среди уникальных предметов выделяются художественно отделанные вещи, а также свинцовые печати. Специалисты составили шкалу эволюции городской посуды (после 900 г ее изготавливали с помощью гончарного круга), а также перечни найденных арабских и других монет. Восточное монетное серебро (диргемы) появилось на Ладоге не позднее 50 - 60-х годов VIII в., т.е. сразу же, как только началось их распространение в Восточной и Северной Европе.

Мы ведем камеральное изучение и этническую сортировку отдельных категорий находок (бусы, керамика, деревянные изделия, оружие, принадлежности корабельного дела, украшения костюма), в результате чего по происхождению форм выделены серии скандинавских, славянских, финских и других находок. Особое внимание специалисты обращают на этноопределяющие принадлежности женского головного убора, что позволило опознать не только вещи кривичей, но и, возможно, словен.

Археологами были обнаружены сооружения древнерусской каменной и деревоземляной фортификации. Укрепления конца IX - начала X в. и крепость 1113/1114 гг. (высота стен не менее 8,5 м) - вероятно, наиболее ранние каменные постройки на Руси. На месте этой твердыни в XVI в. возвели новую каменную крепость, приспособленную к огнестрельному бою. В ней проявились передовые черты итальянской оборонительной архитектуры эпохи Возрождения, выразившиеся, например, в равной высоте стен и башен. С юга к цитадели примыкает бастион "Земляное городище" - его построили в 1584 - 1585 гг.

С помощью раскопок, шурфовки и письменных источников специалисты определили примерное распространение средневекового культурного слоя и площадь поселения: в VIII - X вв. она достигала 12 га, в XVI - 16 - 18. В третьей четверти XII в. здесь были построены сразу 6 каменных храмов (для тогдашних древнерусских городов беспрецедентный факт), располагавшихся в определенной градообразующей системе. Типологически и конструктивно их признают нововведением в отечественной архитектуре того времени.

Сведения Писцовых книг конца XV - XVI вв., соотнесенные с местностью, позволили определить топографию ладожского посада, расположение дворов и дорог. Специалисты впервые реконструировали план средневекового города с его районами (концами) и монументальными сооружениями, а также уточнили местонахождение и наименование некоторых несохранившихся церквей.

В. П. Петренко раскопал в Старой Ладоге в 1970 - 1980 годах 12 сопок коллективных усыпальниц первых поколений горожан. Опубликованные им результаты исследования - "Погребальный обряд населения Северной Руси VIII - X вв. Сопки северного Поволхвья" - позволили археологам предположить, что погребальные сооружения данного типа появились первоначально именно здесь, а затем распространились на значительные территории расселения северных славян. Ученые выдвигают положение о существовании особой Ладожской земли - предшественницы Новгородской. Ядром ее была городовая волость, протянувшаяся примерно на 65 км вдоль нижнего течения реки Волхов, включавшая многорядные Гостинопольские и Пчевские пороги, обслуживающие их укрепленные станции и приречные сельские поселения. На расстоянии дневного перехода (43 - 50 км) на востоке, юге и западе от Ладоги располагались укрепленные форпосты, прикрывавшие дальние подступы к этому городу, а далее тянулись обширные земли, занятые финским и лопарским населением, находившимся по отношению к метрополии в даннической зависимости.

К той же культуре относятся ближайшие к Ладоге городища у деревни Новые Дубовики и в устье речки Любоша. Археологическая экспедиция под руководством Е. А. Рябинина обнаружила на городище "Любша" едва ли не самую древнюю каменно-земляную крепость Руси, построенную, по-видимому, в IX в. Аналогичные сооружения известны у западных славян.

В 1984 г было принято решение правительства РФ о создании Староладожского историко- архитектурного музея-заповедника. Под особую охрану взята территория размером около 200 га с находящимися здесь памятниками архитектуры и археологии, средневековым культурным слоем и застройкой XIX - начала XX вв.

В этом году Старой Ладоге исполняется 1250 лет. В связи с этой датой Президент РФ 10 декабря 2002 г. подписал указ. Юбилей древнейшего русского города свидетельствует о значительности нашей истории, уходящей корнями в седую старину, укрепляет представление о культурной и торговой интеграции народов Старого Света, более чем 1000 лет тому назад заложивших пути развития единой Европы.

* См.: В. И. Кулаков. Балтийский путь викингов. - Наука в России, 1998, N 5.

** Земельные участки, на которых горожане возводили дома и производственные сооружения (прим. авт.).

Доктор исторических наук А. Н. КИРПИЧНИКОВ, Институт истории материальной культуры РАН

kocmi.ru

Города Древней Руси: «Страна городов» - ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ - ИСТОРИЯ - Каталог статей

Города Древней Руси исстари были центрами древнерусской культуры. Викинги именовали русские земли Гардарикой, то есть «страной городов». Количество городских поселений на Руси неуклонно росло, о чём можно судить по упоминанию их в летописях и прочих источниках.

Если в IX-X веках упоминалось всего 25 городов, то ко времени нашествия Батыя можно было говорить о примерно 300 русских городах; в то же время существовали многочисленные безымянные укрепления, которые не считались городами, некоторые из них были достаточно крупными.

Общественный замок

Своеобразие русских городов проистекало из их основной функции. Если на Западе города, как правило, были в первую очередь центрами торговли и ремесла, то на Руси город нес, прежде всего, оборонительную функцию. Все значительные города Древней Руси имели сложную систему оборонительных сооружений. Об этом говорит и наименование «главы городской администрации» - воевода: обязанностью градоначальника было командование расположенным в городе военным подразделением.

Кроме того, города Древней Руси справедливо называть «общественными замками». В каждом городском поселении существовал кремль – особо укреплённый замок, предназначенный для всего населения: в случае опасности, если враг штурмовал городскую стену, горожане могли скрыться в кремле. Такая структура была характерна и для городов в других славянских странах, например в Чехии; кремль там назывался «градом» и часто располагался на возвышении. Наиболее известен, конечно же, пражский Град – знаменитый памятник средневековой архитектуры, строившийся на протяжении нескольких веков. По своей истории и значению он очень близок к Московскому Кремлю.

Близким по значению термином является «детинец», происхождение которого ясно не до конца. По одной версии, в самом защищённом месте города князья располагали своих детей; по другой – «детьми», или «отроками», назывались княжеские дружинники, проживавшие в укреплении; наконец, третья версия выводит слово от глагола «деть» («девать»).

Как правило, древнерусский город считался завоёванным только тогда, когда враги штурмовали кремль или детинец.

Известные события древнерусской истории привели к тому, что оборонительная функция города на Руси как бы «законсервировалась»: города представляли собой укреплённые поселения в общей сложности до воцарения Петра I, тогда как в Западной Европе, начиная с эпохи Возрождения, города отказывались от громоздких крепостных стен, превращаясь исключительно в торгово-промышленные и научные центры.

Переход на кирпичное строительство только упрочил оборонительную функцию русского города: новый строительный материал шёл главным образом на сооружение городских стен и башен.

Древние города Руси: деревянные мегаполисы

Долгое время основные городские постройки, включая оборонительные укрепления, строились из дерева. Каменными, как правило, были лишь церкви, и то в наиболее крупных городах; встречались и каменные замки, самым знаменитым из которых является Боголюбово – белокаменный замок князя Андрея Боголюбского.

Кроме оборонительной, другой важной функцией города была административная. В каждом городе находился княжеский двор – обширный, укреплённый и защищённый район, застроенный соответствующим образом. В крупных городах (Киев, Смоленск, Рязань, Новгород) имелись и дворы обычных горожан, меньшие по площади. Наличие собственного «двора» указывало на состоятельность горожанина.

Одна или две большие улицы располагались вдоль рек. Они пересекались малыми улицами и переулками. Кроме того, обязательным атрибутом древнерусского города были церкви, которых могло быть от одной до нескольких десятков.

 

 

 

wikii.ru

Древние города России

На главную

Киев

Новгород

Белозерск

Муром

Полоцк

Ростов

Смоленск

Псков

Чернигов

Углич

Города Древней Руси…По ним можно проследить историю нашей страны, все этапы ее постепенного развития, изменения и становления. В этих городах историей, славой побед и горечью поражений дышит буквально каждый камень. Прожившие долгую жизнь, они служили ареной знаменательных исторических событий.

Существующие и поныне древние города проявили удивительную жизнестойкость, сумели сохраниться, пройдя через испытания веков. Каждый из них славится своей исторической и архитектурной значимостью. Во многих еще сохранились крепостные стены, земляные валы, древние соборы и монастыри - свидетельства былого могущества и неувядающей со временем красоты.

Города, как люди: у каждого своя судьба. Одни - из простых приобретают значимость, другие, некогда процветавшие, - теряют былую славу, становятся  одними из многих.

Городам, оставившим яркий след в истории Древней Руси,  и посвящен этот сайт.

Об авторах

Брянск

Суздаль

Ярославль

Курск

Рязань

Владимир

Москва

Кострома

Переславль

Тверь

goroda-ru.narod.ru


Смотрите также