Древние германцы конспект урока. Методическая разработка в соотсетствии с ФГОС План- конспект по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории средних веков на тему"Древние германские племена и Римская империя". Древние германцы конспект урока


Конспект урока по истории для 6 класса "Древние германцы"

Введение

Актуализация, переход к изучению темы «Древние германцы»

Закрепление

1)Вспомните из истории Древнего мира наиболее могущественную империю, о которой вам рассказывали в прошлом году. Что вам известно о ее размерах, достижениях проблемах?

2)476 год –падение Западной Римской империи, конец Древнего мира и начало эпохи Средних веков.

3)В этом году мы подробнее познакомимся с эпохой Средних веков, в которую сложилось большинство государств современной Европы, возникла письменность у европейских народов, распространили свое влияние мировые религии – христианство, буддизм, ислам, появилось университетское образование.

4)Откроем учебник на стр. 3 и обратимся к ленте времени. В каком веке началось Средневековье?

В каком веке оно закончилось?

Сколько столетий продолжалось?

Запишем в тетради период Средневековья.(открываем тетради, число и т.д.).

5)Первыми термин «средние века» стали использовать итальянские мыслители. Этим термином они называли большой исторический отрезок между двумя эпохами – Античностью и Новым временем.

6)Откуда мы знаем о жизни людей того времени?

Люди Средневековья оставили богатое наследие, которое рассказывает нам об их жизни.

7) Какие виды исторических источников вы знаете?

8)Давайте запишем в виде таблицы, какие источники рассказывают нам об эпохе Средних веков. Таблица (приложение 1).

9) Эпоха Средневековья богата яркими и интересными событиями, с которым мы познакомимся в этом году.

В 476 году произошло падение Западной Римской империи. В прошлом году вы узнали, что империя пала под натиском германцев ,сейчас нам предстоит узнать о том, что это за народ.

10)Записываем тему урока: Древние германцы.

11)Характеризовать исторические условия, в которых происходил процесс развития древних германцев мы будем по плану:

1)территория расселения

2)природные условия и их влияние на хозяйственную жизнь, быт, культуру

3)устройство общества

4)достижения культуры (в том числе религиозные представления) – записывают план.(до этого на доске)

12) 1. Территория расселения – Германцы это северные соседи римлян. В первые века нашей эры они занимали территорию от Рейна до Одера, а также на части Скандинавского полуострова. 13)Давайте обратимся к карте на стр. 8 и определим территорию расселения германских племен.(Сначала перечислим германские племена).

-Какая часть света – Европа

Часть Европы – Запад

Направление относительно Западной Римской империи – северо – западнее.

14) 2) Природные условия: Большую часть владений занимали необъятные дремучие леса и топкие болота. Селились германцы на полях, у опушек лесов, около рек и ручьев. Их поселки обычно состояли из нескольких дворов. Позже селения разворачивались в деревни из 10-15 дворов.

15)Прочитайте и выпишите занятия древних германцев стр. 8 – 9.

16) 3) Устройство общества:

В длинных домах из жердей, покрытых соломой, жили большие семьи, состоящие из родственников нескольких поколений. Семья принадлежала к определенному роду.

Род(родовая община)- объединение нескольких семей, ведущих свое начало от общего предка. Несколько родов объединялось в племя, а несколько племен – в союзы.

Запишем.

17) Давайте прочитаем, как проходила жизнь в родовой общине – стр.10

18)Запишем – на смену родовой общине приходит соседская община.

-Какие права имели свободные общинники?

19)Племенем управляло народное собрание , куда входили все совершеннолетние мужчины.

Запишем.

20)На народном собрании избирался конунг – военный вождь. Запишем.

21)Постепенно выделялась родовая знать – старейшины и вожди. Знатные люди стали обзаводиться собственными дружинами

22)Самостоятельно прочитайте о древнегерманских верованиях – стр. -11

-Вспомнить религиозные верования людей Древнего мира и сравнить.

23) Какой вывод, мы можем сделать из следующих фактов:

- « Средства для подарков составляют грабёж и война» (Тацит)

- Один – верховный бог, был в то же время богом войны и победы, хозяином рая для доблестных воинов (Вальхаллы).

Вывод: германцы – воинственный народ. Обратим внимание на карту, какая территория станет целью нападения германцев (Западная Римская империя, их богатых и слабеющий сосед).

Подведем итог:

Я узнал сегодня…

Меня удивило…

1) Римская империя разделилась на Западную и Восточную империи. Западная Римская империя пала под ударами германцев.

4) V в. – началась эпоха

XV – XVI в. – закончилась

Запись в тетради:

Тема: Введение

476 г. (падение Западной Римской империи) - XV – XVI в. – эпоха Средних веков.

7) Вещественные, письменные, устные

10) Древние германцы

15) скотоводство, земледелие , добыча металлов.

18)

Домашнее задание

С. 3- 6 – читать, параграф 1 –учить, записи в тетради

infourok.ru

Конспект урока по истории на тему Древние германцы и Римская империя

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Цели: - познакомить учащихся с последствиями распада Римской империи;- выяснить, как жили германцы и чем они занимались, как выделилась знать;- развивать умение работать с историческим источником

Оборудование: компьютер, презентация.

Ход урока.1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.1) что изучает история Средних веков?2) какой период охватывает Средневековье?3) ПО каким источникам учёные изучают историю Средних веков?4) Что поможет нам узнать о том, как жили в Средние века и чем занимались?

3. Сообщение темы и целей урока.(сл. 2) Мы с вами приступаем к изучение Средневековья. И первая наша тема называется « Древние германцы и римская империя». Сегодня выО том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать.Что такое « великое переселение народов»( сл. 3) Работать будем по плану:Деревни древних германцев.Занятия.Как германцы принимали гостей.Выделение знати .Великое переселение народов.

4. Изучение нового материала.1) рассказ учителя- (сл. 4) В первые века н.э. германцы занимали территорию от Рейна до Одера, а так же на части Скандинавского полуострова. Эту территории покрывали дремучие леса и непроходимые болота.(сл. 5) Селились германцы на полянах, у опушек, около рек и озёр, на побережьях морей. Их посёлки обычно состояли из одной усадьбы, причём « каждый окружает свой дом пространством» (Тацит). (сл. 6) Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни по 10-15 дворов. Деревни ограждались валом или рвом. Жители деревни или соседних усадеб составляли ОБЩИНУ, которая решала свои (сл. 7) « Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства»(сл. 8) «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса» - писал Цезарь о германцах. Они разводили коров, свиней, Овец, а из птиц – кур, гусей, голубей.(сл. 9) Позднее у германцев стало преобладать земледелие. Они распахивали землю сохой или плугом, рыхлили бороной. Тягловой силой им служили волы.(сл. 10) Германцы обрабатывали свои участки до истощения почвы, затем забрасывали и расчищали новый.(сл. 11) Германцы занимались охотой, рыбной ловлей, собиранием дикорастущих плодов. Из комочков железной руды они ковали орудия труда и оружие.(сл. 12 – 13) Посуду , одежду и утварь каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но вскоре появляются специалисты – гончары, ткачи, плотники. Мастера умели так же строить повозки, лодки, корабли. В хозяйстве по дому помогали рабы из числа пленных.Германцы давно торговали с римлянами: покупали: изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, хорошие ткани и украшения, а продавали рабов, скот, кожу, особенно янтарь и меха.

2) самостоятельная работа- Прочитайте п. 3 на стр. 13 и ответьте на вопрос: « Какими были взаимоотношения у германцев с родичами?»

3) рассказ учителя:( сл. 14) Племенем управляло народное собрание. Все взрослые мужчины по зову старейшин в лунную ночь сходились на обширной лесной поляне.- Какие же вопросы могло решать собрание мужчин?1) объявлять войну и заключать мир2) выбирало военных вождей3) разбирало споры4) обсуждали события и законы- Собрание мужчин судило по старинным законам. За преда

weburok.com

Конспект урока на тему "Древние германские племена и римская империя"

Германские племена и их вторжение в Западную Римскую империю

В 4 веке Римская империя теряет свою мощь, главная причина это кризис рабовладельческого строя. В 395 г. Рим. империя распалась на две части: Западную и Восточную. На западную Римскую империю участились нападения германских племен, связано это с тем что в 4 веке из Азии в Европу устремились огромные полчища кочевников (гунны).Они сгоняли с насиженных мест земледельческие народы (варварские), те в свою очередь теряя свои земли, стали продвигаться на запад Европы.

В 476 г. Западная римская империя прекратила свое существование

Основные причины кризиса Римской

империи

  • Рабство - тормоз для развития экономики.

  • Разорение страны, свертывание торговли в результате гражданских войн.

  • Натиск варварских племен.

  • Ослабление центральной власти.

  • Отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.

Экономический и политический кризис, поразивший Римскую империю, подорвал жизнеспособность античной цивилизации. Вторжения варваров в эпоху Великого переселения народов покончили с Западной Римской империей. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизации.

Начертите в тетради таблицу Приложение 1 стр.6 учебника

Образование Франкского государства

До 5 века франки жили по берегам Рейна.В к.5 века среди вождей вы-делился ХЛОДВИГ из племени Меровея.

В последствии основанная им династия франкских королей стала называться МЕРОВИНГИ.

Франки издавна стремились завоевать Галлию.

В Галлии правил наместник Римской империи ставший самостоятельным правителем.

В 486 г. у г.Суассон Хлодвиг разгромил Римлян и подчинил Север Галлии. Вскоре Хлодвиг собрал новые силы и покорил юг Галлии, разбив войска вестготов.Все земли франки разделили между собой,а владения наместника Хлодвиг присвоил себе.Франки сохранили в Галлии рабство.Прежняя знать признала Хлодвига. Они сохранили землю и вскоре слились с верхушкой франков в правящий класс.

Ок.500 г возникло государство франков,которое стало орудием знати, державшей население в покорности.

Хлодвиг истребил других вождей-соратников и стал королем, распространив свою власть на территорию всей страны.

Управление государством

Вся власть в стране принадлежала Хлодвигу и его окружению -королевскому двору.

В областях правили наместники-графы.

В случае войны собиралось ополчение помогавшее дружине.Дружина существовала за счет налогов.

Судебная власть принадлежала королю.

Приезжая в одно из своих имений, он собирал недовольных и вершил правосудие.

В тоже время сохранились и судебные собрания из жителей деревень. Но решающий голос там получили богачи и знать.

Хлодвиг решил ввести единый закон для всего государства.Основой для него стали законы франков и указы короля.

Закон получил название «Саллическая правда».

Отменялась кровная месть- она была заменена штрафом.

Штрафы свидетельствовали о неравенстве-чем знатнее человек, тем штраф больше.

По закону вина определялась судебным испытанием -из кипятка подозреваемый доставал металлический предмет.Судьи определяли вину по процессу заживления.

Разделение земель

До завоевания Галлии местные жители были свободны. Но Хлодвиг, укрепляя власть, раздавал земли своим приближенным, которые стали крупными землевладельцами.

Они строили поместья в центре своих владений, которые обрабатывались рабами и колонами, небольшие участки получили рядовые войны, простые крестьяне стали объединяться в общины для введения общего хозяйства, начинается процесс стратификации (расслоения).

Вся власть в поместье принадлежала его владельцу. Из их числа стали назначать графов.

Свободные франки лишались своих прав и земель и вынуждены были обращаться за помощью к земле-владельцами. За эту помощь он или отдавал часть урожая, или работал на земле «защитника».

Появление неравенства и начало расслоения в германских племенах

Схема управления германскими племенами

Вождь - был военным предводителем.Он командовал во время набегов, и следил за дележом добычи.

Собрание - выбирало вождя, судило преступников, решало другие вопросы жизни племени.

Мужчины – «Военная демократия» германцев касалась только мужчин, которые составляли Собрание Племени.

Принятие франками христианской веры

Хлодвиг был умным политиком,-он понимал, что одной силы мало для того, чтобы держать население в покорности.

Его внимание привлекло христианство и он крестился.

Как вы думаете почему ?

docbase.org

« Древние германцы и Римская империя»

Методическая разработка в соотсетствии с ФГОС

План- конспект по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Автор материала: Гужавина Наталья Сергеевна

Учитель истории МБОУ "СУВОУ для ОсДП"

Г.Лысьва Пермский край

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.

Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы

Метапредпетные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

 Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Личностные УУД:

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Цели:

  • изучить занятия германцев в период варварского общества;

  • выяснить, как жили германцы и чем они занимались, как выделилась знать

  • выяснить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины;

  • познакомить учащихся с последствиями распада Римской империи

  • ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных государств.

  • развивать умение работать с историческим источником

Основные понятия: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, род, племя, герцог, дружина.

Оборудование: карта «Европа в V-VII вв.», атлас «история Средних веков, карта №1; учебник Е.В.Агибалова / Г.М.Донской;компьютер, презентация.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации и включением игровых ситуаций.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Актуализация знаний

Ответить на вопросы;

1) Что изучает история Средних веков?

2) Какой период охватывает Средневековье?

3) По каким источникам учёные изучают историю Средних веков?

4) Что поможет нам узнать о том, как жили в Средние века и чем занимались?

3. Мотивационно-целевой этап .Сообщение темы и целей урока.

4. План урока:

  1. Деревни древних германцев.

  2. Занятия древних германцев.

  3. Как германцы принимали гостей.

  4. Выделение знати у древних германцев.

  5. Великое переселение народов.

5. Изучение нового материала.

1. Деревни древних германцев

В первые века н.э. германцы занимали территорию от Рейна до Одера, а так же на части Скандинавского полуострова. Эту территории покрывали дремучие леса и непроходимые болота.

Селились германцы на полянах, у опушек, около рек и озёр, на побережьях морей.

Их посёлки обычно состояли из одной усадьбы, причём « каждый окружает свой дом пространством» (Тацит).

Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни по 10-15 дворов. Деревни ограждались валом или рвом. Жители деревни или соседних усадеб составляли ОБЩИНУ, которая решала свои

  1. Занятия древних германцев.

« Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства»

«Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса» - писал Цезарь о германцах. Они разводили коров, свиней,

Овец, а из птиц – кур, гусей, голубей.

Позднее у германцев стало преобладать земледелие. Они распахивали землю сохой или плугом, рыхлили бороной. Тягловой силой им служили волы.

Германцы обрабатывали свои участки до истощения почвы, затем забрасывали и расчищали новый.

(Германцы занимались охотой, рыбной ловлей, собиранием дикорастущих плодов. Из комочков железной руды они ковали орудия труда и оружие.

Посуду , одежду и утварь каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но вскоре появляются специалисты – гончары, ткачи, плотники. Мастера умели так же строить повозки, лодки, корабли. В хозяйстве по дому помогали рабы из числа пленных.

Германцы давно торговали с римлянами: покупали: изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, хорошие ткани и украшения, а продавали рабов, скот, кожу, особенно янтарь и меха.

  1. Как германцы принимали гостей.

Самостоятельная работа Прочитайте п. 3 на стр. 13 и ответьте на вопрос: « Какими были взаимоотношения у германцев с родичами?»

-

4.Выделение знати у древних германцев.

Племенем управляло народное собрание. Все взрослые мужчины по зову старейшин в лунную ночь сходились на обширной лесной поляне.

- Какие же вопросы могло решать собрание мужчин?

1) объявлять войну и заключать мир

2) выбирало военных вождей

3) разбирало споры

4) обсуждали события и законы

Собрание мужчин судило по старинным законам. За предательство или трусость –смерть.

В начале нашей эры у германцев появилась знать ( первые люди племени)

Это были старейшины родов и военные вожди племени ( ярлы, герцоги – ведущие войска)

Постепенно вошло в привычку выбирать вождей из одних и тех же знатных семей. На своих пирах они заранее обсуждали важные дела. Рядовые члены племени по обычаю звоном оружия и криками отвергали предположения.

Все свободные мужчины у германцев носили оружие. Во время войны они становились воинами – собирали народное ополчение во главе с вождём, который должен был отличаться воинскими умениями и доблестью.

Вожди стали набирать себе постоянные военные отряды – дружину. Дружинники приносили вождю клятву верности, считали позором предать своего вождя.

Тацит писал: « Они считают леностью и малодушием приобретать то, что можно добыть кровью.»

5. Великое переселение народов

Работа по учебнику:

« Великое переселение народов» стр. 15 – 17

  1. Закрепление изученного материала

Объясните значение понятий: родовая община, род, племя, герцог, дружина.

  1. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

8. Домашнее задание (нет, специфика учебного заведения).

infourok.ru

конспект урока Древние германцы и Римская империя 6 класс, История Средних веков

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя» Автор материала: Антоненкова Анжелика Викторовна Учитель истории МОУ Будинской ООШ Тверской области Цели: - познакомить учащихся с последствиями распада Римской империи; - выяснить, как жили германцы и чем они занимались, как выделилась знать; - развивать умение работать с историческим источником Оборудование: компьютер, презентация. Ход урока. 1. Организационное начало урока. 2. Проверка домашнего задания. 1) что изучает история Средних веков? 2) какой период охватывает Средневековье? 3) ПО каким источникам учёные изучают историю Средних веков? 4) Что поможет нам узнать о том, как жили в Средние века и чем занимались? 3. Сообщение темы и целей урока. (сл. 2) Мы с вами приступаем к изучение Средневековья. И первая наша тема называется « Древние германцы и римская империя». Сегодня вы О том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать. Что такое « великое переселение народов» ( сл. 3) Работать будем по плану: Деревни древних германцев. Занятия. Как германцы принимали гостей. Выделение знати .Великое переселение народов. 4. Изучение нового материала. 1) рассказ учителя - (сл. 4) В первые века н.э. германцы занимали территорию от Рейна до Одера, а так же на части Скандинавского полуострова. Эту территории покрывали дремучие леса и непроходимые болота. (сл. 5) Селились германцы на полянах, у опушек, около рек и озёр, на побережьях морей. Их посёлки обычно состояли из одной усадьбы, причём « каждый окружает свой дом пространством» (Тацит). (сл. 6) Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни по 10-15 дворов. Деревни ограждались валом или рвом. Жители деревни или соседних усадеб составляли ОБЩИНУ, которая решала свои (сл. 7) « Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства» (сл. 8) «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса» - писал Цезарь о германцах. Они разводили коров, свиней, Овец, а из птиц – кур, гусей, голубей. (сл. 9) Позднее у германцев стало преобладать земледелие. Они распахивали землю сохой или плугом, рыхлили бороной. Тягловой силой им служили волы. (сл. 10) Германцы обрабатывали свои участки до истощения почвы, затем забрасывали и расчищали новый. (сл. 11) Германцы занимались охотой, рыбной ловлей, собиранием дикорастущих плодов. Из комочков железной руды они ковали орудия труда и оружие. (сл. 12 – 13) Посуду , одежду и утварь каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но вскоре появляются специалисты – гончары, ткачи, плотники. Мастера умели так же строить повозки, лодки, корабли. В хозяйстве по дому помогали рабы из числа пленных. Германцы давно торговали с римлянами: покупали: изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, хорошие ткани и украшения, а продавали рабов, скот, кожу, особенно янтарь и меха.2) самостоятельная работа - Прочитайте п. 3 на стр. 13 и ответьте на вопрос: « Какими были взаимоотношения у германцев с родичами?» 3) рассказ учителя: ( сл. 14) Племенем управляло народное собрание. Все взрослые мужчины по зову старейшин в лунную ночь сходились на обширной лесной поляне. - Какие же вопросы могло решать собрание мужчин? 1) объявлять войну и заключать мир 2) выбирало военных вождей 3) разбирало споры 4) обсуждали события и зак

weburok.com

Древние германцы и Римская империя

К началу V века германцы расселились на большей части Западной Римской империи.

Расселение германцев

Тут они несли военную службу, защищали границы страны от других племён. За это они получали землю, леса, рабов. Больше всех получали вожди племён. Постепенно росло их могущество. Теперь они могли не обращать внимания на приказы из Рима, так как власть на местах принадлежала им.

И постепенно из вождей они превратились в независимых правителей – королей. В конце концов власть Рима стала мешать королям германцев.

В 476 году вождь германцев Одоа̀кр сверг последнего римского императора – Ро̀мула Авгу̀стула, тем самым прекратив существование Западной Римской империи.

Ромул Августул и Одоакр

Большую часть населения в новых германских землях составляли жители бывшей Римской империи. Хотя и жили они вместе, но подчинялись каждый своим законам. Налоги королям платили только римляне, в армии же служили только германцы.

Германские короли хотели стереть разницу между римлянами и германцами, поэтому начали принимать общие для всех законы. Отменили запрет на браки, уравняли в правах римлян и германцев.

В итоге германцы и римляне постепенно сливаются и создают новое общество с одним языком, культурой, религией и властью.

Германо-романское обществто

С началом господства германцев на территории бывшей Римской империи начался упадок. Было разрушено множество городов, дворцов, храмов. Разрушались дороги, прекратилась торговля, опустели порты.

Но германцы принесли с собой и много нового.

Они селились преимущественно в долинах рек и у ручьёв. Их посёлки состояли из нескольких дворов или чаще одной большой усадьбы.

В них жило несколько поколений одной семьи. Такая община называлась ро̀довой. Несколько родов составляли племя. Несколько племён – союз племён во главе с вождём.

Германцы разводили скот и птицу, охотились, занимались рыбной ловлей. Но главным было земледелие.

Занятия германцев

Сначала они использовали подсѐчно-огневу̀ю форму обработки земли. Брался участок леса, деревья вырубались, а пни сжигались. После на этой земле сеяли зерно.

Когда земля истощалась, переходили на новый участок. Но такая форма ведения хозяйства была очень трудоёмкой.

Поэтому германцы переняли от римлян двупо̀лье.

Пашню делили на две части, одну засевали, а вторую оставляли под паром, то есть отдыхать. Ежегодно эти поля менялись местами.

В итоге германцы получили большой прирост пищи.

Как уже было сказано, германцы жили большими семьями, или родовыми общинами. Они вместе обрабатывали поля, делили полученный урожай.

Но постепенно община разрасталась, а земли и еды, полученной с неё, оставалось столько же. Также кто-то работал лучше, кто-то хуже.

В итоге отдельные семьи начали переселяться на новые земли, где уже работали сами на себя и ни с кем не делились. Но выгоны для скота, леса и реки оставались общими.

Люди стали жить малыми семьями вместо одной большой.

В итоге родовая община в V–VI веках уступила место сосѐдской, тем самым обозначив закрепление неравенства в обществе германцев.

Знатные германцы, или вожди поступали по-другому. Они раздавали в пользование свои обширные земли бывшим римским рабам или земледельцам, получая за это от них часть урожая. Тем самым ещё больше укрепляя своё богатство и власть.

За период V века германские короли создали на территории бывшей Римской империи свои государства.

Варварские королевства

Наиболее крупными из них были Королевство Ванда̀лов в северной Африке, Королевство Вестго̀тов в Испании, Королевство Фра̀нков в Галлии, Королевство Остго̀тов в Италии. Самым могущественным было Королевство Франков.

Кроме того, ещё сохранилась Восточная Римская империя или Византѝя.

Подведём итоги.

Таким образом, к V–VII векам германцы завершили переход к соседской общине.

У них в обществе возникло неравенство.

В это же время германцы создали свои королевства.

videouroki.net

Конспект урока по истории средних веков на тему"Древние германские племена и Римская империя"

Тема: Древние германские племена и римская империя

        

Цель урока: сформировать у школьников целостное представление о кризисе в  Римской империи, и формировании новых государств в Европе.

Задачи урока:

Образовательные –  формирование представлений о социально-политической обстановки в Римской империи, о жизнедеятельности германских племен, о причинах побудивших их вторгаться в пределы Римской империи, приведшей в результате к ее краху, и созданию  новых государств в Европе.

Воспитательные – воспитывать уважение к средневековой истории мира, к  деяниям выдающихся исторических личностей.

Развивающие – развитие умений самостоятельно оценивать деятельность исторических личностей, развитие навыков самостоятельной работы, умений работать с текстом, выделять главное.

Оборудование урока: доска, мел.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: традиционный урок

План урока:

I.        Орг. момент

II.        Актуализация знаний и объявление новой темы

III.        Изучение нового материала

1. Германские племена и их вторжение в Западную Римскую империю

2. Образование Франкского государства

3. Управление государством

4. Разделение земель

5. Принятие франками христианской веры

IV.        Первичное закрепление знаний

V.        Орг. момент

Часть урока

Время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг.момент

1-2 мин.

Приветствие, отметка в журнале отсутствующих,

Приветствие, подготовка к опросу

Актуализация знаний, объявление новой темы

5 мин.

Весь период существования человечества поделен на периоды, первый период это «Древний мир», история «средних веков» - вторая часть мировой истории. Это название появилось в 18 веке.

«Средними веками»-этот промежуток времени был назван потому, что он находился между Древним миром, и «Новым временем», так в 18 в. историки назвали свою эпоху. Хронологические рамки 5-первая половина 17 века.Началом истории «Средних веков принято считать 476 год- год падения Римской империи.

Что являлось основой экономики Римского государства ?

Завоевательные набеги, грабеж, завоевание других народов и обложения их налогами и повинностями, а также рабовладельческий строй

Изучение нового материала

30 мин.

Германские племена и их вторжение в Западную Римскую империю

В 4 веке Римская империя теряет свою мощь, главная причина это кризис рабовладельческого строя. В 395 г. Рим. империя распалась на две части: Западную и Восточную. На западную Римскую империю участились нападения германских племен, связано это с тем что в 4 веке из Азии в Европу устремились огромные полчища кочевников (гунны).Они сгоняли с насиженных мест земледельческие народы (варварские), те в свою очередь теряя свои земли, стали продвигаться на запад Европы.

В 476 г. Западная римская империя прекратила свое существование

Основные причины кризиса Римской

империи

  • Рабство - тормоз для развития экономики.

  • Разорение страны, свертывание торговли в результате гражданских войн.

  • Натиск варварских племен.

  • Ослабление центральной власти.

  • Отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.

Экономический и политический кризис, поразивший Римскую империю, подорвал жизнеспособность античной цивилизации. Вторжения варваров в эпоху Великого переселения народов покончили с Западной Римской империей. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизации.

  1. Деревни древних германцев.

В первые века нашей эры германцы занимали территорию от Рейна до Одера, местами и дальше на восток, а также часть Скандинавского полуострова. Эту территорию покрывали тогда дремучие леса и непроходимые болота. Наиболее населенными были долины рек и побережье Балтийского моря.

Селились германцы на полях, у опушек лесов, около рек и ручьев. Их поселки обычно состояли из нескольких дворов. Позже эти селения разворачивались в деревни из 10-15 дворов. Деревни иногда ограждали валом и рвом для защит от врагов.

  1. Образ жизни.

С начало главным занятием германцев было разведение скота, они разводили: коров, овец, свиней, кур, гусей. Позже у германцев стало преобладать земледелие. Они вспахивали землю сохой, рыхлили ее деревянной бороной. Тягловой силой служила упряжка волов.

Германцы добывали пищу также охотой, рыбной ловлей, собирательством плодов.

Посуду каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но были и специалисты – гончары. Мастера умели также строить повозки, лодки, корабли.

Германцы давно торговали с римлянами. Особенно в их покупке ценился янтарь.

  1. Семья.

В длинных домах из жердей, покрытых соломой, жили большие семьи, состоящие из родственников нескольких поколений. Кроме мужа и жены в семью входили  престарелые родители, незамужние сестры, в зажиточных семьях – рабы.

Семья принадлежала к определенному роду. Род защищал родичей, мстили в случае убийства – месть передавалась от одного поколения к другому. Кровавую месть могла заменить уплата большого штрафа.

  1. Религия.

Древние германцы верили, что вся природа населена сказочными существами: эльфами, карликами, великанами.Над ними царят главные боги.

Отец богов Один (Водан) скачет по нему на восьминогом жеребце.

Валгаллу – повелитель царства убитых (царства мертвых).

Тор (Донар) – бог грома, бури и плодородия.

Германцы не имели храмов, а поклонялись богам в священных рощах, где ставили каменные алтари.

  1. Знать древних германцев.

Племенем управляло народное собрание, они решали важнейшие дела: объявляли войну, заключали мир, выбирали военных вождей, решали споры между родичами.

В начале эры выделилась – знать – «первые люди племени». Это были старейшины родов и военные вожди племени – герцоги (нем. Ведущий за собой войско).

Во время войны все мужчины, способные носить оружия становились воинами – собирались народные ополчения.

Набеги среди германцев усилили неравенство. Знатные люди, занятые делами управления и войной, жили за счет военной добычи и перестали обрабатывать свои участки сами. Знать пользовалась трудом рабов из пленников. Рабу обычно выделяли небольшой участок земли, на котором он вел свое хозяйство. Часть выращенного зерна и скота раб отдавал своему господину.

  1. Великое переселение народов.

Великое переселение народов – это огромный исторический период, начавшийся еще во времена существования Римской империи. Переселение шло с целью захвата плодородных земель, военная добыча. Переселение шло целыми племенами: впереди шли мужчины-воины, затем двигались повозки с домашним скарбом, женщины и дети, позади гнали стада скота.

Толчком к переселению послужило вторжение кочевников из глубин Азии – гуннов. Гунны разгромили племенной союз готов, и вынудили их двинуться на Балканский полуостров.

В середине века гуннов возглавил Аттила – «бич божий». Вместе с подчиненными он двинулся на галлию, однако около города Труа в 451 году римляне дали гуннам отпор, нанеся им страшное поражение. Вскоре союз гуннов распался.

Ослабевшей Западной Римской империи все труднее было сдерживать натиск варваров, так как население, уставшее от жестокого гнета, непосильных налогов, не сопротивлялось завоевателям. Многие города тогда были разрушены, опустели дороги – торговля замерла.

Начертите в тетради таблицу Приложение 1      стр.17 учебника

К началу 6 века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи:

  • Вандалы – в Северной Африке;

  • Вестготы (западные готы) – в Испании;

  • Остготы (восточные готы) – в Италии;

  • Франки – в Галлии;

  • Англы и Саксы – в Британии.

Германцы создали здесь свои государства.

Чертят таблицу в тетради

Прилож№1

Закрепление нового материала

6 мин.

Выделите главную причину Великого переселения народов. Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи?

Какие народы участвовали в создании средневековой западноевропейской цивилизации?

Домашнее задание

1 мин.

§1, Р.Т.№1,4

Записывают задание

Орг.момент

1 мин.

Приложение 1.

На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства

http://tak-to-ent.net/images/ist/1/image001.png

infourok.ru