План урока древний египет. План-конспект урока по истории Древнего мира по теме "Повторительно - обобщающий урок "Тайны Древнего Египта" (5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Методическая разработка урока: "Общество Древнего Египта". План урока древний египет


План -конспект по истории древнего мира "Древний Египет"

I.Организационный момент

Цель:

организация обучающихся для успешной учебной деятельности, основанной

на личностно-значимом уровне

(1- мин)

Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, контурных карт, тетрадей.

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.

Личностные: формирование знаний морально –этических норм

Регулятивные:умение концентрировать внимание, организовывать свою деятельность на уроке

II.Актуализация опорных знаний.

Цель:

определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания

(3 мин).

-Какие затруднения возникли в процессе подготовки домашнего задания?

- Предлагаю одному из вас выйти к доске и ответить на вопросы домашнего задания, а остальные внимательно следят и справляют, если есть ошибки.

-Обратимся к Ленте времени, которую мы составляли на прошлом уроке и отметить на ней 3000г.

- Вспомните понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

Обучающиеся открывают свои тетради и сравнивают свои ответы с ответами отвечающего у доски, исправляют его, если он допустил ошибки.

Выполняют работу на ленте времени, тем самым закрепляют навыки счета.

Называют понятия: наша эра, до нашей эры, цивилизация, государство и др.

Строят высказывания;

формулируют выводы, аргументируют свою точку зрения(К, Л).

Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению;

дают определения понятиям;

строят логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.(П)

Формируется умение работать у доски и взаимодействовать с учителем и всем классом.

(К)

III.Мотивация к изучению новой темы.

Цель:

вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы

3 мин.

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Древний Восток». Наш раздел начинается с главы «Цивилизация речных долин». Первое наше путешествие по Древнему Востоку начинается с изучения цивилизации Древнего Египта.

На предыдущих уроках мы изучали понятия цивилизация и государство.

- Как вы думаете, почему первые цивилизации появились на берегах великих рек Древнего Востока?

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Называют части света и показывают их на физической карте.

Установление причинно- следственных связей с использованием имеющихся ресурсов(карт) (П).

Установление целевых приоритетов (Р).

Владение устной речью (К).

IV.Изучение нового материала

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.

18 мин

Постановка учителем проблемного вопроса: Только ли наличие реки Нил стало основанием для возникновения цивилизации Древнего Египта?

План изучения новой темы:

1.Природа Египта.

2.Возникновение неравенства между людьми.

3.Объединение Египта.

4.Письменность египтян.

Просмотр видеоролика о реке Нил. (к 1 вопросу)

- Как река Нил помогала египтянам в развитии земледелия ?

- Ответом почему египтяне молились богу Хапи станет документ из учебника.

-Давайте познакомимся с мифом о Боге Хапи и гимном в честь него.

-Откройте с. 48 и прочтите миф и гимн.

-О чем говорится в тексте мифа и в гимне?

-Найдите описание природы в мифе.

-Почему Египет называют «Даром Нила»?

- Самостоятельная работа обучающихся с первым пунктом §7. Природа Древнего Египта. При чтении обратите внимание на новые термины, которые вам встретятся и выпишите их в тетрадь.

Переходим ко второму вопросу

- Вспомните, что такое неравенство? Как оно возникло?

Дополняя ответы обучающихся предлагает рассмотреть как оно появилось в Египте.

-Предположите, как именно развитие хозяйства связано с возникновением неравенства между людьми?

Для изучения третьего вопроса

Работа с картой.

-Где находится Египет?

Найдите в атласе и покажите его на настенной карте

«Древний Восток. Египет и Передняя Азия»

- Чем защищен Египет с запада?

-Чем защищена восточная часть страны?

Каким морем омывается северная часть страны?

-Где берет начало Нил?

- Куда впадает Нил?

-Что такое дельта реки?

-Какие новые понятия вы встретили и выписали в тетради?

Вопрос четвертый

-Как вы думаете, откуда мы узнали о событиях, которые вам изобразили ребята?

Предполагается обучающимся прочитать слова, выведенные на экран необычными буквами, в виде рисунков.

-Какое слово написано?

- Что это за знаки?

-Как они называются?

-Подумайте, легко ли было научиться читать и писать в Древнем Египте?

Обучающиеся читают текст мифа и гимна

-О боге Хапи и природе

Обучающиеся находят описание в мифе.

Обучающиеся высказывают свою точку зрения, почему Египет называют «Даром Нила», а затем сравнивают свою точку зрения с текстом параграфа

Обучающиеся работают с текстом параграфа и выписывают понятия в словари

Обучающиеся читают с. 44-45. Дают ответы, дополняя друг друга

Обучающиеся делятся на 3 группы: земледельцы, ремесленники и вельможи. Обсуждают предположение в группах и высказывают своё мнение.

-В северо- восточной части Африки

-Ливийской пустыней

-Рекой и пустыней болотистыми местами, или «безднами»

- Средиземным морем

Обучающиеся читают записи из словарей

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов, среди которых будет письменность

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов

Смысловое чтение и анализ прочитанного;

работа с документами, картами, текстом учебника, понятиями; (П)

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Выражать свои мысли; работать в микро группах и

учет разных мнений (К)

Формировать историко- географический образ изучаемого государства и личное отношение каждого к нему(Л)

V.Первичное

закрепление .

Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции.

3 мин

На контурной карте нужно отметить: Территорию Египта, пороги Нила, Ливийскую пустыню, города

Фивы и Мемфис.

Обучающиеся выполняют работу с контурной картой.

Работа с контурной картой и умение контролировать своё время(П,Р)

IХ. Подведение итогов урока

Цель:

осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

4 мин

-Какую тему мы сегодня разбирали на уроке?

-С какими понятиями познакомились, изучая новую тему?

-Могут ли они нам пригодиться на последующих уроках и вашей повседневной жизни?

- Давайте дадим ответ на наш проблемный вопрос:

Только ли наличие реки Нил стало основанием для возникновения цивилизации Древнего Египта?

-Как вы оцениваете свое понимание изученной темы?

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

-Дают ответы на вопросы

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов

Анализируют деятельность свою и всего класса

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД, следование в поведении моральных норм и эстетическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно;

Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения (К)

Х.Инструктаж домашнего задания

Цель:

дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

1 мин

Объясняет домашнее задание.

Дает 2 варианта заданий на выбор к §7.

1 вариант для учащихся предлагает составить кроссворд из новых понятий.

2 вариант для учащихся поработать с заданием на стр. 44 (календарь)

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулирование и координация деятельности учеников (Р)

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по тебе "Древний Египет" (5 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 

«Искусство Древнего Египта»

ФИО (полностью)

Артеева Марина Павловна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №21

Должность

учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Искусство Древнего Египта  урок №14 в разделе II «Древний Восток»

Базовый учебник  

Вигасин А.А.. История Древнего мира:   учебник для     5 класса общеобразовательных  учреждений. М.: Просвещение, 2012  

  1. Цель  урока: в ходе изучения нового материала у учащихся должно сложиться представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

  2. Задачи:

- обучающие: формирование навыков учащихся получать информацию об исторической карте, давать словесное описание местоположения объекта на карте, образование навыков, соотнесения года с веком, формирование умений анализировать визуальные объекты.

-развивать память, мышление, смекалку;

-воспитать познавательный интерес к предмету, пробуждать и поддерживать интерес  учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять кулшьтурное наследие; расширение кургозора учащихся и формирововние  у них эстетического вкуса.

  1. Тип урока изучение нового материала.

  2. Формы работы учащихся фронтальная и групповая.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, использование презентации через программу мультимедийной доски.

  1. Структура и ход  урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствие. Учитель проверяет  их готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, линеек, дневников).

Ученики занимают свои места.

2 мин.

2

Актуализация  знаний

Тесты

Демонстрация

Устная работа.

Ученики находят правильные ответы, появляющуюся на слайде

5 мин.

3

Новый материал

Искусство Древнего Египта ( Слайд 1)

Демонстрация

Получают информацию и отвечают на вопросы учителя.

10 мин.

4

Закрепление  нового материала

Тесты(№3)

Демонстрация

Выполнение заданий. Закрепляют  полученные знания

20 мин

5

Подведение итогов

Оценивание работы учеников

3 мин.

6

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Запись домашнего задания в дневники

5 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Садитесь. Проверим нашу готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, классная работа.

Тема нашего урока « Искусство Древнего Египта»

Сегодня  на уроке нам предстоит ввести понятия « пирамиды», «храм» и т.д.  

  1. Актуализация  знаний

Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте поработаем устно.  

3.         Изучение нового материала.

 Тема нашего урока «Искусство Древнего Египта» . Обратите внимание на фотографию скульптуры египетского писца, которая является одним из символов Древнего Египта. Слайд №1

Ребята, запишите в тетрадях дату и тему урока. Назовите, пожалуйста, какие виды искусства вы знаете?. Сегодня речь пойдет об архитектуре, скульптуре и живописи.

infourok.ru

Методическая разработка урока: "Общество Древнего Египта"

Уроки 10 - 11. § 8—9. Общество Древнего Египта

Цель урока: охарактеризовать общество Древнего Египта.

Основное содержание: Положение фараона. Положение и обязанности чиновников. Положение и обязанности писцов. Положение и обязанности воинов. Положение и обязанности земледельцев и ремесленников. Рабы – говорящие орудия труда.

Основные понятия и термины: фараон, деспотия, вельможи, чиновники, налоги, папирус .

Оборудование урока: карта «Египет и Передняя Азия», учебники, выдержки из хрестоматии.

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Общество Древнего Египта:

Фараон.

Чиновники.

Писцы.

Воины.

Жрецы.

Земледельцы и ремесленники.

Рабы.

Урок 1

Проверка домашнего задания

1. Объясните: пороги, дельта, фараон, саркофаг, государство

2. Покажите на карте территорию Древнего Египта в начале его истории. Опишите словами его географическое положение. Что благоприятствовало и что затрудняло развитие этих территорий?

3. Расскажите об образовании государства в Египте.

4. На какие этапы ученые делят историю Древнего Египта? Проверка решения задач. Что интересного произошло в течение каждого этапа?

5. Письменно: а) В древнеепипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему : «Давай приготовим упряжку быков, потому что пашня вышла из-под воды…»

Объясните слова старшего брата. Что он имел в виду?

Что собираются делать братья?

Какую роль в жизни египтян играла река?

б) Объясните почему египтяне называли свою страну «даром Нила», «страной большого Хапи»?

Первый_этап_урока

Итак, мы знаем, что государством называют территорию, на которой организовано управление проживающим здесь населением. Государства появились тогда, когда в результате развития хозяйства появилось неравенство и усложнились отношения между людьми. Тогда и понадобилась организация власти для решения всех вопросов.

Каждый человек в государстве занимал свое место и отличался от других своими обязанностями и правами, и поэтому общество этого периода изображают в виде пирамиды – чем выше в пирамиде положение человека, тем большей властью он обладает, но тем меньше таких людей.

На уроке мы рассмотрим структуру (устройство) египетского общества и узнаем о том, как оно управлялось.

Рассказ учителя с использованием иллюстрации на с. 38 («пирамида» египетского общества):

• фараон;

• вельможи и чиновники;

• жрецы;

• воины;

• писцы;

• земледельцы;

• купцы и ремесленники;

• рабы.

Форма пирамиды дает нам возможность сделать важный вывод об устройстве древнеегипетского общества:

Чем ниже располагается группа, тем она многочисленнее и тем меньше у нее власти в государстве.

Информация из раскопок гробниц, жилищ и записей на папирусе – материал для письма из тростника.

Второй_этап_урока

Фараон – верховный правитель.

Прочитать отрывок из документа на 39

Какая роль отводилась фараону? - Египтяне верили в божественное происхождение фараона. Боялись произносить даже имя – «Великий дом повелел…»

Обладал неограниченной властью – деспот. Государство – деспотия.

Внешний вид фараона – информация их гробниц – илл стр 28 и 47 (одежда, корона, оплечье, украшения, парик)

Символы власти: стр 29 (шлем со змеей – наместник бога, жезл и плеть – власть)

Жизнь фараона была строго регламентирована. Утром он читал донесения и отчеты. После умывания облачался в цар­ское одеяние, приносил жертвы, слушал молитвы, наставле­ния великого жреца, назидательные истории. Дальнейшее его бремя распределялось между приемами, судебными заседа­ниями, прогулками и развлечениями.

Многие фараоны наверняка относились к своим обязан­ностям очень серьезно. Они ежедневно получали срочные донесения и были в курсе всех событий. Фараоны диктова­ли ответы, а при надобности созывали своих советников.

Фразой: «Пришли доложить его величеству...» — начинаются надписи на многих стенах.

По книге: Мотье П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М., 2000.

Выполнение каких обязанностей фараона изображены на илл стр 47?

Дворец фараона: илл стр 47

Чтение раздела «Дворец фараона» § 10

Как был укреплен дворец? Зачем?

Как был украшен дворец? Почему для украшения были выбраны именно эти мотивы?

Третий этап урока

Фараону помогали управлять чиновники – люди на службе у фараона.

Высший слой чиновников – самые знатные и богатые – назывались вельможами.

Внешний вид чиновников: Илл. стр 40

Обязанности чиновников: стр 40 – 41.

Налоги – продукты труда, которые собирались в казну фараона для организации жизни государства.

Илл стр 41 – Какие виды налогов платили египтяне?

В течение своей службы чиновники часто меняли должности.

Как характеризует положение чиновников документ?

Приключения Синухета

Египетский вельможа Синухет сопровождал сына фараона во вре­мя военного похода. Он случайно узнал, что в лагерь прибыл гонец, сообщивший о смерти владыки Египта. Сын фараона тотчас же помчался в столицу, опасаясь, что кто-нибудь из братьев захватит престол. Сам же Синухет испугался, что между наследниками фараона начнется война, в которой он может погибнуть, и бежал из Египта. Он долго шел по пескам азиатской пус­тыни, задыхался от жажды, его гор­ло пылало, и думал он: «Это вкус смерти». Но потом встретил Сину­хет пастухов, которые отвели его к местному князю. Тот полюбил его, поставил во главе войска и от­дал свою дочь в жены. Однажды местный силач вызвал пришельца на единоборство — тот, кто победит в этой схватке, заберет весь скот и имущество побежденного. Синухет принял вызов. Все племя собралось смотреть на этот поединок. Противник выпустил несколько стрел, но промахнулся. А когда он подо­шел ближе, Синухет пронзил его копьем.

Прошло много лет. Молва о Синухете достигла Египта, и фараон прислал ему письмо: «Царь Египта, сын Солнца предлагает своему вельможе вернуться». Вернулся Си­нухет, вошел во дворец и увидел фа­раона на троне. Он упал перед ним на живот и потерял сознание. При­казал фараон поднять вельможу, по­дарил ему дом с прудом и садом.

Слуги побрили Синухета и приче­сали, омыли, одели в одежды из тонкой ткани, душистым маслом на­терли его тело. Спал он теперь на постели, а не на земле, как кочев­ники азиаты. По приказу фараона каменщики соорудили вельможе гробницу. А внутри нее поставили его статую, украшенную золотом. Со слов Синухета рассказ о его приключениях составил ученый пи­сец, и этот рассказ тоже положи­ли в гробницу.

(Зависимое положение чиновников: «Царь – это пища». Зачем эту истории записали и положили в гробницу чиновнику?)

Как характеризует деятельность чиновников данные документы?

По ука­зу фараона Хоремхеба судья, злоупотреблявший своим служебным положе­нием, подвергался позорной казни: ему отрезали нос и ссылали на каторгу. В царствование фараона Сети I чиновник за разграбление храмов был приговорен к 100 ударам палкой и должен был возместить ущерб в стократном размере.

Дом чиновника: илл стр 49, вопрос к иллюстрации

Чтение текста раздела «Поместье богатого вельможи» § 10

Домашнее задание к уроку 1

§ 8- 9 п 1,2

§ 10 п 1,2

Рассказ «Один день из жизни…»

Урок 2

Проверка домашнего задания

1. Объясните: фараон, государство, чиновник, вельможа, налоги, папирус

2. Покажите на карте территорию Древнего Египта в начале его истории. Опишите словами его географическое положение. Что благоприятствовало и что затрудняло развитие этих территорий?

3. Заслушать по одному рассказу о жизни фараона и чиновника.

Работа по схеме стр 38

Четвертый этап урока

Чтение раздела «Жрецы»

Беседа по вопросам:

  1. Кто такие жрецы?

  2. Почему их положение в обществе определено как важное? (умели общаться с богами, владели особыми знаниями и секретами)

  3. Как к жрецам относились фараоны? Почему?

Пятый этап урока

Чтение документа стр 42

Какая профессия названа наиболее важной? Почему? (уважаемый, менее тяжелый труд)

Как вы думаете для кого написан этот текст?

Илл стр 42

Шестой этап урока

Вооружение и подготовка войска (использовать учебник Вигасина § 9)

От ополчения к регулярному войску + наемники

Завоевательные походы (использовать учебник Вигасина § 9 и карта стр 44 – Какие страны были завоеваны? Название и географическое положение страны.)

Покажите на карте территорию Древнего Египта после завоеваний.

Фараон Тутмос III – XVI в до н. э.

Добыча: золото, древесина, шерстяные ткани, украшения.

Воины ходили с фараоном в завоевательные походы, были его опорой в государстве. В благодарность получали от фараона часть захваченной добычи.

Вот как в одном из папирусов описывается судьба воина: «Удары на животе его, побои на глазах его, синяки над бровями. Го­лова его проломлена. Когда он идет в поход в Сирию, поднимается в горы, его хлеб и вода у него на плечах, как у осла. Его спина согнута, он пьет гнилую воду. Когда он возвращается в Египет, он бывает как дерево, изъеденное червями. Он болен и ложится в постель».

Седьмой этап урока

Практическая работа с иллюстрациями учебника.

Далее учитель отмечает, что невозможно представить себе повседневную жизнь без труда ремесленни­ков и земледельцев. Именно они обеспечивали про­цветание египетского общества.

Для дальнейшей работы разделите класс на две группы.

Одна группа получает задание внимательно рассмотреть иллюстрации на с. 45 и с. 35 – 37 учебника Вигасина и рассказать о работе египетского земледельца (чем занимаются, какие орудия и каких животных используют).

Дополнение:

Тяжелый труд (осушали болота, проводили каналы)

Другая группа рассказывает о труде ремесленни­ка, используя иллюстрации на с. 46 и с.38 – 39 учебника Вигасина. (чем занимаются, какие орудия труда используют).

Эти задания учат использовать иллюстративный материал, вырабатывают умение извлекать из него необходимую полезную информацию.

При наличии времени возможен просмотр сюжета «Пекарни на строительстве пирамид» ВВС

Дом ремесленника: §10 – чтение раздела

Трудовая неделя у древних египтян продолжалась десять дней, после нее наступал выходной. В праздники отдыхали и веселились. Наиболее любимыми были Новый год и праздне­ство в честь разлива Нила. Новый год отмечали по всей стра­не. Его праздновали а день, когда на небе появлялась звез­да Сириус (примерно 19 июля по юлианскому календарю). С этим днем был связан подъем воды в Ниле. Все египтяне в день Нового года обменивались поздравлениями и подар­ками.

Второй большой праздник приходился на время разлива Нила («ахет»). Сельскохозяйственные работы прерывались, бесчисленные толпы египтян собирались на берегах Нила. По пути к реке египтяне пели, плясали, мужчины играли на флейтаx, женщины — на трещотках. Сельские жители отправлялись на лодках по Нилу в города, чтобы принять участие в больших юродских празднествах.

В праздничные дни надевали новую одежду, но считалось плохой приметой начинать в этот день новое дело. Кроме общих праздников каждая область устраивала торжества в честь своего бога и покровителя.

Андреевская Т. П. Древний Восток. М., 1998. С. 28—29

В данную структуру египетского общества не включены рабы. Они находились на самой низшей ступеньке общества, не имели никаких прав. Попадали в рабы пленники. Сначала их просто убивали, т.к. прокормить их было невозможно, но с развитием хозяйства пленных стали оставлять в живых и использовать на самых тяжелых работах. С этих времен сохранились образные названия рабов: «живые мертвые» и «говорящие орудия труда».

Вигасин – стр 47

Домашнее задание: § 8 – 9, 10

Рассказ «Один день из жизни…»

5

kopilkaurokov.ru

Урок по истории Древнего мира на тему "Древний Египет"

Урок-игра

По разделу

«Древний Египет»

5-й класс.

План – конспект открытого урока по истории Древнего мира в 5 В классе по разделу: Древний Египет.

Урок разработан и проведен учителем истории и обществознания МБУ "Ггимназии № 39" Сизовой С.Е.

Тип урока: урок-игра.

Подготовительный этап урока:

  • познакомиться с картой Древнего Египта;

  • познакомиться с изображениями памятников архитектуры, скульптуры, искусства, портретов;

  • повторить даты, понятия, военную, политическую и социально-экономическую историю Древнего Египта;

  • разбить класс на две команды, раздать домашнее задание;

  • выбрать и проконсультировать экспертов.

Цели урока:

● Образовательная: побуждать учащихся усваивать и углублять знания расширять кругозор, закреплять изученный материал.

● Развивающая: использовать различные источники знаний; умение сравнивать и анализировать явления, излагать полученные результаты устно.

● Воспитательная: готовность к социальному взаимодействию; формировать умение работать в группах.

Оборудование урока: учебник история Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. Просвещение.2005; карточки с заданиями, карточки с датами; исторические карты Древний Египет, Египет и страны Передней Азии; фигуры кукол и бумажные модели одежды жителей Древнего Востока; школьная доска.

План урока

  1. Организационный момент – 5 мин.

  2. Игровой этап – 25 мин.

  3. Выставление оценок – 5 мин.

  4. Рефлексия – 5 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент - приветствие учащихся – 5 мин.

(организационный момент проводится с целью подготовки к полной готовности групп быстрое включение в игру).

Вступительное слово учителя.

Мы закончили изучение государства Древний Египет. Давайте еще раз оглянемся на историю этой далекой страны. С помощью игры и привлечение доступных вам источников мы не только воспроизводим те события, которые происходили в те времена в Египте, но и сможем окунуться в ту эпоху и примерить на себя различные роли древнего общества.

Учитель представляет экспертное жюри команды, перечисляет конкурсы, которые будут проводиться во время игры, сообщает, что оценочные баллы будут предварительно сообщаться участникам конкурса.

II. Игровой этап – 25 мин.

2.1. представление команд (3 балла)

Условие: название команды должно быть связано со значимым событием или явлением в древнем Египте.

1 команда «Амон-Ра» бог солнца в Древнем Египте (главный бог в Древнем Египте)

2 команда «Тутмос» фараон-завоеватель.

2.2. Соревнование фараонов (5 баллов)

1 команда

Задание

В конце XV до н. э. фараоном Египта был Аменхотеп IV. На шестом году царствования от отказался от своего имени, которое в переводе означает «Амон доволен». Фараон стал носить другое имя, которое можно перевести так «Полезный Атону». С чем была связана перемена имени?

Ответ учащихся

Изменение имени фараона произошло в результате религиозной реформы. Аменхотеп IV объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски Атон)

2 команда

Задание

Вы знаете имена двух египетских фараонов – Тутмоса III и Хеопса.

Подумайте, могли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге. Объясните ответ, используя «линию времени»

Ответ учащихся

Хеопс ничего не мог знать о Тутмосе III, а последний знал из истории государства о Большой пирамиде и о фараоне, для которого она была построена.

2.3. Военные походы египтян (4 балла)

1 команда

Задание

Найдите на карте и определите местоположение завоеванных фараонами стран: Нубии, Палестины.

2 команда

Задание

Найдите на карте и определите местоположение завоеванных фараонами стран: Сирии, Финикии.

2.4. Решение задачи (7 баллов)

Одно задание на логику предлагается обеим командам.

Древняя задача о кошках, мышках и прочем.

Было 7 домов, в каждом 78 кошек, каждая кошка съела 7 мышек, каждая мышь съела 7 колосков, каждый колос может дать 7 мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, колосьев и мер зерна.

Ответ учащихся

19 607

2.5. Конкурс купцов (3 балла)

Египетский купец отправился в Финикию

1 команда

Задание

Покажите на карте и опишите словами его маршрут

2 команда

Задание

Какие товары купец предложит на финикийских рынках и, какие привезет в Египет?

Ответ учащихся

В Финикию вывозились товары: зерно ячменя и пшеницы, муку, инжир, вяленное

мясо, пиво.

В Египет привозились товары: кедровые бревна, ювелирные украшения, стеклянную посуду, пурпурные ткани.

2.6. одень куклу (3 балла) Приложение № 1

На доске рисунки двух кукол. Представители команд получают два комплекта бумажной одежды. Они должны правильно подобрать одежду египетского воина и ассирийского воина.

2.7. конкурс хронистов (0,5 балла за правильный ответ, максимальный балл – 1,5)

Ведущий называет событие, а хронисты должны показать карточку с этой датой, кто сделает это правильно и быстрее.

- Образование государства Древний Египет

- Завоевательные походы Тутмоса III

- Строительство пирамиды Хеопса

2.7. конкурс писцов (0,5 балла за правильный ответ, максимальный балл – 1)

1 команда

Задание

- Место впадения реки Нил в Средиземное море

- Почему египетские гробницы расположены в западной части, а не в восточной?

2 команда

Задание

- Главный бог в Египте

- Какой не любимый цвет у египтян?

2.8. конкурс на убеждение (3 балла)

задание предлагается обеим командам.

Ведущий говорит о том, как в Египте фараон ценил красноречие и выражает надежду, что жюри сможет оценить самое красноречивое убеждение в пользу своей команды. Убеждать жюри можно только при условии заимствования убедительных аргументов из дошедших до нас исторических источников (не более 10-12 предложений).

III. Подсчет максимального количество баллов обеих команд. 5 мин

IV. Рефлексия. 5 мин.

Что заинтересовало в игре?

Что нового узнали в процессе подготовки?

С какими проблемами столкнулись?

Выводы: Сегодня мы впервые провели такой масштабный урок, где вы продемонстрировали свои знания по разделу «Древний Египет», умение работать с картой, историческими документами, выступили в роли знатоков военной истории, архитектуры, побывали «модельерами», убедились, что красноречие высоко оценивалось в Древнем Египте. Узнали, что получение всесторонних знаний об изучаемой стране возможно в том случае, когда мы используем все доступные нам источники: энциклопедии, художественные произведения, учебник. Тогда история становится нам ближе и интереснее.

infourok.ru

План-конспект урока по истории Древнего мира по теме "Повторительно

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аллакская средняя общеобразовательная школа»

Повторительно – обобщающий урок по теме

«Тайны Древнего Египета»

Подготовила

Шабанова Людмила Геннадьевна

учитель истории и обществознания

первой категории

23 октября 2014 г

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Египет», проверить знания учащихся по теме; развивать словарный запас детей; воспитывать интерес к учёбе, стремление знать больше по изучаемому предмету.

Оборудование: карты по истории Древнего мира, среди них – карта Древнего Египта; карточки с заданиями, кроссворд « Египет», игровой материал.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Форма урока: игра – соревнование «Тайны Древнего Египта»

Ход урока.

I.Организационный момент.

Мотивация.

Мы с вами отправляемся в увлекательную экспедицию. Наш путь будет труден – нам предстоит разгадать тайны Древнего Египта. Разгадывать египетские тайны вы будете командой, на которые поделились заранее. Та команда, которая лучше и быстрее справиться с заданиями и станет победителем, получит отличные оценки.

Правила работы в команде:

1. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

2. Каждый ученик уважает мнение других участников группы.

3. Каждый ученик проявляет терпение к критике.

4. Не мешать отвечающим во время ответа.

5. В игре принимают участие все члены группы.

II. Повторение и обобщение изученного материала через игру « Тайны Древнего Египта».

Таблица для жюри.

задания

1 команда

«Фараоны»

2 команда

«Вельможи»

3 команда

«Писцы»

Задание1. «Тайна старинной рукописи» (5 баллов)

Задание2. «Тайна египетских иероглифов» (1 балл за каждое слово)

Задание 3. «Тайны египетской культуры» (8 баллов)

Задание 4. «Заморочки из бочки» (5 баллов)

Задание 5. «Юные детективы» (5 баллов)

Задание 6. «Исторические термины» (5 баллов)

Задание 7. «Исторические задачи» (5 баллов

Итого:

Задание 1. «Тайна старинной рукописи».

- Рукопись такая старая, что части текста уже не видно. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим её текст.

- Часть карты выпала. Выберите карту Древнего Египта (из нескольких предложенных).

- Как вы её опознали?

Учащиеся заполняют текст рукописи. Правильно выполненное задание - 5 баллов.

Задание 2. «Тайна египетских иероглифов».

- Вспомните и запишите как можно больше слов, терминов, названий, которые относятся к Древнему Египту. (Из команды выбирается один участник и пишет на доске). По окончании работы подсчет слов и подведение итогов (Каждое слово 1 балл)

Задание 3. «Тайны египетской культуры».

- Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют (распределить карточки по отраслям)

 АРХИТЕКТУРА  ЛИТЕРАТУРА  ЖИВОПИСЬ СКУЛЬПТУРА

Задание 4. «Заморочки из бочки». (5 баллов)

Ученик достает из ящика фишку с номером вопроса. Команде дается минута на обсуждение. Один из участников команды дает ответ на вопрос. (5 баллов)

№1 Во 2 тысячелетии до н. э. рабы трудились в Египте почти во всех отраслях хозяйства: в каменоломнях, рудниках, на строительстве дворцов и гробниц, в хозяйствах фараонов и вельмож. Какие выводы можно сделать из этих фактов? Каковы были источники рабства в Древнем Египте?

№2 Строится храм или дворец для фараона. Подумайте, какие знания и какие расчёты потребовались строителям, чтобы выполнить эти задачи? Какие науки могли возникнуть из этих знаний?

№3 Египтяне хорошо знали внутреннее строение человеческого тела и значение сердца в жизни человека. В Египте говорили: «Тайна врача – знание хода сердца». Подумайте, как египтяне могли узнать внутреннее строение человека. Какой древний обычай этому способствовал? Как вы понимаете египетскую поговорку о тайне врача? Имеет ли она значение в настоящее время?

№4 Бог Солнца Ра был провозглашён древними египтянами «царём богов». По их мнению, как фараон управляет людьми, так Ра управляет богами…Он каждый день проезжает на золотой лодке по небу, а вечером уходит в пустыню. Подумайте, почему бог солнца стал главным богом египтян. Как это было связано с жизнью?

№5 Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. О чём свидетельствуют эти факты? Какой была власть фараона в Древнем Египте?

Задание 5. «Юные детективы»

Учеными был найден протокол допроса грабителей. Внимательно прочитайте протокол и ответьте на вопросы. (5 баллов)

Из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов. “Мы проникли во все помещения… Мы нашли божественную мумию царя… На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была украшена золотом. Покровы её были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.

Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Всё золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы мы поделили на восемь равных частей”.

Вопросы:

1. Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число?

2. Когда произошло ограбление – в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем вы можете доказать своё мнение?

Ответы:

1. Грабителей было 8 человек, ведь всю добычу они поделили на 8 равных частей.

2. Ограбление осуществлено ещё в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют такие фразы из протокола допроса как “божественная мумия царя”, “золото, найденное на мумиях этих двух богов”. Современные грабители сказали бы просто: “мумия фараона”, “золото, найденное на мумиях фараона и его жены”.

Задание 6. «Исторические термины». (5 баллов)

Дайте определения понятий расположенных на доске. От команды по 2 человека.

Дельта, фараон, вельможа, шадуф, саркофаг, пирамида, папирус, оазис, пороги, храм, жрецы, иероглифы

Задание 7. «Исторические задачи» (5 баллов)

А сейчас мы займемся математикой. Вам предстоит решить две исторические задачи. Вот они.

1. Пирамида Хеопса была построена в 2600 году до н. э. Сколько лет назад это было. (Начертить ленту времени. Нанести на нее даты условия. Решить задачу. Записать ответ). ( 4614 лет назад)

2. Единое государство в Древнем Египте образовалось 3000 году до н. э. Восстание бедняков и рабов произошло в 1750 году до н. э. Какое событие произошло раньше и на сколько? (Начертить ленту времени. Нанести условия задачи. Записать ответ) (Раньше было образование государства Египет, раньше на 1250 лет)

Жюри подводит итоги игры – соревнования.

Подведите итоги работы команды во время игры и самого себя.

III. Рефлексия.

Вопросы анкеты

Оценка деятельности (баллы)

5

4

3

2

1

1. Как я работал?

2. Как работа команда:

Дружно, совместно разбирали задание

Активно участвовали в обсуждении не все

Работа вялая, неинтересная

3.

Задание 8. «Блиц – опрос» (каждый верный ответ 1 балл)

1. Река, протекающая в Египте (Нил).

2. Бог Солнца у египтян (Амон-Ра).

3. Самая большая пирамида (Хеопса).

4. Главный бог в царстве мертвых (Осирис).

5. Самый воинственный правитель Египта (Тутмос III).

6. Чью гробницу археологи нашли нетронутой? (фараона Тутанхамона)

7. Куда впадает Нил? (в Средиземное море)

8. Так древнегреческий ученый Геродот называл Египет (дар реки Нил)

9. Гробница египетского фараона (пирамида)

10. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека (сфинкс)

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Приложения к уроку

.

www.metod-kopilka.ru