Древние финны. Население Финляндии (по дореволюционным источникам)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Происхождение финнов: краткий исторический очерк. Древние финны


Происхождение финнов: краткий очерк - eFinland.ru

Финны довольно рано появились на исторической арене. Задолго до нашей эры в некоторой части лесной полосы Восточной Европы обитали финноугорские племена. Племена селились в основном по берегам крупных рек.

Финно-угорские племена. Фото: kmormp.gov.spb.ru

Редкая заселенность лесной полосы Восточной Европы, ее равнинный характер, обилие мощных рек благоприятствовали передвижению населения. Большую роль играли промысловые (охотничьи, рыболовные и др.) сезонные поездки, покрывавшие тысячекилометровые расстояния, поэтому не удивительно, что древняя финноугорская речь была очень сходна на больших расстояниях. Многие группы принимали финноугорскую речь взамен какой-либо иной, особенно если эти группы имели особый хозяйственный уклад. Таковы, например, предки саамов (лопарей), оленеводов-кочевников. У таких групп финноугорская речь обзаводилась исключительными особенностями. К I тыс. до н.э. произошло стягивание части финноугорского населения к берегам Балтийского моря, между Финским и Рижским заливами. Проживание на одной и той же территории, выравнивало речь и противопоставляло ее речи внутренних частей Восточной Европы. Вырабатывалась особая разновидность финноугорской речи – древняя прибалтийско-финская речь, которая стала противостоять другим разновидностям финноугорской речи – саамской, мордовской, марийской, пермской (коми-удмуртской), угорской (мансийско-хантыйской-мадьярской). Историковеды выделяют четыре основных племени, которые повлияли на становление финской народности. Это Suomi, Hame, Vepsa, Vatja.

Народ Сами. Фото: wikipedia.orgНарод Сами. Фото: wikipedia.org

Племя Suomi (Сумь - по-русски) обосновалось на юго-западе современной Финляндии. Местопребывания этого племени было удобно в торговом отношении: здесь сливались воды Ботнического и Финского заливов. Племя Hame (по-русски Ямь или Емь или тавасты расположились у системы озер, откуда текут реки Кокемяенйоки (в Ботнический залив) и Кюминйоки (в Финский залив). Место пребывания этого племени было тоже удобно: близко были и Ботнический и Финский заливы, к тому же внутреннее положение обеспечивало довольно надежную защиту. Позднее к концу 1 тыс. н.э., у северо-западного и северного побережья Ладожского озера, обосновалось племя Karjala (по-русски Карела). Место этого племени имело свои удобства: в то время, кроме пути по Неве, был и другой путь из Финского залива в Ладожское озеро – через современный Выборгский залив, ряд мелких рек и река Вуокси, и Корела контролировала этот путь; к тому же положение в некотором отдалении от Финского залива обеспечивало довольно надежную защиту от нападения с запада. У юго-восточного побережья Ладожского озера, в углу между Волховом и Свирью, обосновалось племя Vepsa (по-русски Весь). Расположение этого племени позволяло контролировать торговлю в волжском и заволоцком направлениях. (Заволочьем называлась территория в бассейнах рек, стекающихся в Белое море).

Племя Суоми. Фото: the-barbarians.ru

Племя Суоми. Фото: the-barbarians.ru

К югу от 60 гр. с. ш. сформировалось племя Vatja, по-русски Водь (в углу между Чудским озером и восточной частью Финского залива), несколько эстонских племен и племя Liivi, по-русски Ливы (по побережьям Рижского залива).

Племена, населяющие Финляндию, задолго до расселения по русской равнине восточно-славянских племен, занимали земли по среднему течению Волги, под общим именем суоми (сумь), разделялись на две главные ветви: карелы – более на севере и тавасты (или тав-эсты, как они назывались по-шведски, а по-фински hame) - южнее. На северо-западе от Волги до самой Скандинавии кочевали лопари, которые некогда занимали всю Финляндию. Впоследствии после ряда передвижений, карелы поселились по Онежскому и Ладожскому озерам и далее на запад вглубь страны, тогда как тавасты осели по южным берегам этих озер, отчасти же водворились на запад достигнув Балтийского моря. Теснимые Литвою и славянами, тавасты перешли в нынешнюю Финляндию, отодвинув к северу лопарей.

Карелы. Фото: karjalan.ruКарелы. Фото: karjalan.ru

К концу 1 тыс. н.э. восточные славяне укрепились у озера Ильменя и Псковского. проторив «путь из варяг в греки». Возникают доисторические города Новгород и Ладога и заводятся торговые связи с варягами и другими западными странами. На севере, в Новгороде, создался узел связей между культурой восточных славян и западными культурами. Новое положение вещей вызывает подъем торговли, подъем торговли – освоение прибалтийским финнами новых северных территорий. Родо-племенной быт в среде прибалтийских финнов в это время разлагался. В некоторых местах слали образовываться смешанные племена, например Волховская Чудь, в ней преобладали элементы Веси, но было много выходцев из других прибалтийско-финских племен. Из западно-финляндских племен особенно сильно расселились Ямь. Выходцы из ями спустились по реке Кокемяенйоки к Ботническому заливу и с реки развили энергичную деятельность в северном направлении. Особенную известность получило деятельность так называемых квенов или Kainuu (каян), которые в конце 1 тыс. н.э. стали хозяйничать у северной части Ботнического залива.

Чудь. Фото: komanda-k.ru

Чудь. Фото: komanda-k.ru

Начинаются сношения Руси с финнами. В X веке южные берега Ладожского озера, Невы и Финского залива, населенные народами финского племени чудь были покорены русскими. Около XI столетия сын Ярослава Мудрого Владимир присоединил тавастов (1042 г.). Новгородцы принуждают карел платить дань. Затем в 1227 году карелы приняли христианство от русского православного духовенства. В прибалтийско-финские языки устремились восточно-славянские заимствования. Все христианские термины во всех прибалтийско-финских языках восточно-славянского происхождения.

Летописцы утверждают, что в образовании Русского государства принимали участие и славяно-русские племена и финские. Чудь жила одной жизнью с ильменскими славянами; она принимала участие в призвании Рюрика и других варяжских князей. Финны, населявшие Русскую равнину, селились большей частью с славяно-русскими племенами.

"Чудь уходит под землю", художник Н. Рерих. Фото: komanda-k.ru"Чудь уходит под землю", художник Н. Рерих. Фото: komanda-k.ru

К XII веку Скандинавия стала христианской, и с этого времи – первый раз в 1157 году при Эрике IX Святом - начинаются крестовые походы шведов в Финляндию, приведшие к ее завоеванию и политическому слиянию со Швецией. Первый поход утвердил за Швецией юго-западный угол Финляндии, который они называли Нюландией. Вскоре начались столкновения шведов с новгородцами на территории финляндского полуострова за религиозное преобладание. Уже при Папе Иннокентии III в Финляндию был послан первый католический епископ Фома. Благодаря ему в Финляндии водворился римский католицизм. Между тем на востоке прощло всеобщее крещение карел. Что бы обеспечить свои пределы от распространения папской власти, новгородцы предприняли большой поход в глубь Финляндии под предводительством князя Ярослава Всеволдовича и покорили всю местность. Шведы в ответ на это, по требованию папы Григория IX пошли на саму Новгородскую область, воспользовавшись тяжелыми временами для Руси (монголо-татарское иго) и заручившись поддержкой у Литвы и Ливонского ордена. Во главе шведов стоял ярл (первый сановник) Биргер с епископами и духовенством, новгородцами же предводительствовал молодой князь Александр Ярославович. В битве при устье Ижоры, а затем на льду Чудского озера в 1240 и 1241 годах шведы были разбиты, а князь Новгородский стал называться Невский.

"Ледовое побоище", художник С. Рубцов. Фото: livejournal.com"Ледовое побоище", художник С. Рубцов. Фото: livejournal.com

Вступив, в качестве зятя короля, в управление Швецией, Биргер в 1249 году покорил земли тавастов (Тавастландию) и построил крепость Тавастборг в качестве оплота против новгородцев и карелы. Но Александр Невский предпринял новый поход вглубь Финляндии на северные ее окраины. В 1252 году им был заключен договор о границах с норвежским королем Гаконом II, но не долго.

В середине XII века сложилось резкое противостояние двух сильных северных государств – России и Швеции. Россия к этому времени успела приобрести сильнейшее влияние на всех заселенных прибалтийскими финнами территориях. В середине XII века Швеция покорила территорию Суми. Ямь оказалась в фарватере шведской военной политики. Карела, борясь против шведского наступления, вошла в союз с Россией, а затем в состав Российского государства. В результате упорных боев шведы в 1293 году правитель Швеции Торкель Кнутсон отвоевал у новгородцев юго-западную Карелию и построил там крепость Выборг. Напротив, что бы сохранить свое влияние на Карелию, укрепили город Карелу (Кегсгольм) и при истоках Невы, но острове Ореховом заложили крепость Орешек (Шлиссельбург, по-шведски Нотеборг). Здесь 12 августа 1323 года новгородским князем Юрием Даниловичем с малолетним королем шведским Магнусом был впервые заключен мирный договор, определивший точно границы Руси со Швецией. Швеции уступили часть русской Карелии. Ореховский договор был очень важен, потому что служил юридическим основанием исконности русских прав на восточную часть Финляндии. В XIV веке он был три раза подтвержден и на него ссылались до конца XVI века. По данному соглашению граница начиналась на реке Сестре, шла к реке Вуокси, а там круто поворачивала на северо-запад к северной части Ботнического залива. В границах Швеции оказались Сумь, Ямь, и две группы Карелы: карелы поселившиеся у Выборга и карелы поселившиеся в районе озера Сайма. Остальные группы Карелы остались в границах России. По шведской стороне на этнической основе Суми, Ями и двух групп Карела стал формироваться финский – суоми народ. Свое название этот народ получил по Суоми, которая играла роль передового племени – на ее территории находиться главный город тогдашней Финляндии – Турку (Або). В XVI веке в среде финнов-суоми возникло явление, которое особенно содействовало объединению разнородных этнических элементов – литературный финский язык.

Памятный камень. Фото: st-roll.ruПамятный камень. Фото: st-roll.ru

материал по теме

Фото: asec.edu.vn

Финны…. какие они?

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать или даже произносить эту фразу? Так получилось, что я родилась и выросла в городе, который был финским с 1811 года до советско-финской войны 1939 года.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Из истории финского жилища Политические партии Финляндии

e-finland.ru

Как жили финны в древности

Кто бы мне раньше сказал, что в Финляндии есть наскальные рисунки 4 000 летней давности? Алтай и Карелия славятся своими петроглифами, но с финскими (хотя, рядом же с Карелией) раньше не сталкивалась. Не знала бы о них еще долго, если бы не путешествие по приглашению Kouvola Innovation Ltd.

После посещения сухопутных владений  изобретателя Маркку Юли-Кайтала мы отправились на лодке по озеру и реке Кюми. И вот там-то нам и показали, что на скалах есть изображения. А детально мы увидели их уже чуть позднее, в традиционном жилище древних племен. населявших когда-то финские земли.

До сих пор интерес этнографов вызывуает происхождение современных финнов. Проводились генетические тесты, сравнивались языки, чтобы понять откуда же есть пошли финны. С одной стороны на эти земли пришли северные народы сааммы и лопари. Помню. как в детстве моей любимой аудиокнижкой на виниле была "Сампо-лопаренок". Для меня, сибирячки, Лапландия казалась невероятно далекой страной, куда не добраться.

Но с приходом племени карела первых поселенцев вытеснили на север. южную часть Финляндии заселили племена суоми и хяме, пришедшие из современной прибалтики. Но это уже было в первом тысячелетии. А кто же был до них? Чем занимались древние обитатели современных финских земель?

Там, где на скалах красноватые пятна виднеются рисунки.

Этот снимок был сделан телеобъективом.

А узнать в деталях, что там изображено, мы смогли в чуме, где нас ждал гостеприимный Маркку.

В чуме Kipina, что значит "искорка", нас ждал роскошный обед.

На стенах уютного древнего жилища висят шкуры, с нанесенными копиями наскальных рисунков. Конечно, же кое-что художник внес и своего - но смысл от этого не изменился особо.

Жили первые люди в землянках, потом стали строить нехитрые сооружения - чумы покрытые шкурами оленей и диких зверей.

 Чум, в котором мы сидим, бревенчатый. Это уже более продвинутая конструкция. Но также в центре очаг и на самом верху отверстие для отвода дыма. Климат в этих землях всегда был нежаркий, поэтому огонь и согревал, и давал горячую пищу, да и веселее с ним было в доме.

Занимались древние люди рыболовством, умели делать лодки (и до сих пор финские верфи производят отличные моторные лодки для рыбалки, а большая часть финнов имеет во владении парусную или хотя бы моторную яхточку для прогулок), ставить сети, одежду шили из рыбьей кожи.

Охотой промышляли тоже. загоняли лосей на скалы к обрывам, откуда животное падало - вот и вся нехитрая охота. Охотились и копьями со стрелами.

Жизнь у древних финнов была отнюдь не легкая. За едой приходилось бегать по лесам. Особым почтением пользовался медведь - хозяин леса. Зимой нельзя было на него спящего охотиться. Но если удавалось разбудить и выгнать из берлоги - то охотник мог его убить и получить много мяса, жира и хорошую шкуру. Но чтобы душа медведя не принесла горя охотнику, нужно было повесить медвежий череп на дерево, обратив на восток, тогда с восходом солнца душа медведя покидала землю.

А вот уже и современный трофей. Лопатка лося. Пуля попала в 11 часов.

Такой сувенир можно заполучить в этих местах - 50 км от Коувола. А самым азартным отправиться на охоту. Маркку все организует. Белки-зайцы.

Или кто-нибудь покрупнее.

Рыбалка мне уже нравится, а вот к охоте как-то еще не подошла. Уж лучше посидеть в уютном чуме, вдыхая аромат дыма,  да послушать охотничьи байки Маркку, который, между прочим, имеет на своем счету множество крупных трофеев.

Другие мои посты из Коувола читайте здесь

Посты моих друзей:Почему финны - самая быстрая нация? Финляндия на выходные и не только: как активно провести два дня в Коуволе Блогтур в Финляндию состоялся Финляндия. Лисий край

Спасибо нашим принимающей стороне Kouvola Innovation Ltd. и чудесным сопровождающим Кирси Вайнио и Ольге Оксанен.

Спасибо нашему оранжевому партнеру мувинговой компанией "Переездик" .

Добавляйте мой журнал во френды, чтобы быть в курсе интересных путешествий.

Мой профиль Вконтакте, на Фейсбуке.

Если вам понравился пост - жмите кнопки.

oksa-sun.livejournal.com

Из истории финского жилища - eFinland.ru

Кто путешествовал по северной Финляндии не мог не заметить, среди прочих построек одно небольшое строение, непременно встречающиеся в крестьянском хозяйстве. Это строение всегда стоящее в некотором отдалении от других и подле бани, имеет каноническую форму и сложено из очищенных от коры еловых или сосновых кольев, длинной от 8 до 12 аршин и толщиной, в нижнем конце от 4 до 5 дюймов.

Тонкие концы кольев сходились кверху и чем-нибудь скрепляются, так что бы образовать наверху отверстие для дыма. Под этим отверстием в середине постройки находиться очаг, сложенный из мягкого плоского камня, на него кладут дрова, над огнем на крюках возвышается чугунный котел. С боку находиться вход с легкою, из тонких досок сколоченной дверью. Такое строение финские шведы называют kolna, а финны - kota, и служит оно теперь только кухней или прачечной, особенно в теплое время года, или когда по каким-то причинам не хотят разводить огнь в доме. Это древнейший вид жилища, в котором финны искали убежища от холода и непогоды, о чем свидетельствует древняя финская поговорка: «Древнейшей ловушкою было брюхо, древнейшей посудой - горсть, древнейшим жилищем – кота». Не мудрено было придумать такое жилище: вероятно, первоначально прислоняли колья к стволу какого-нибудь дерева, как говорил о том в «Калевале» Юкагайнен: «Сырой холм был древнейшею землей, как ива - первым деревом, а древесные ветви - первым покровом». Тот же смысл и в народной финской поговорке: «Прислушайся к шуму леса, под которым ты живешь». Такое жилье не могло быть обитаемо зимой, если бы стены его не были покрыты снаружи шкурами или войлоком, и если бы не окружала его снизу высокая снежная насыпь. Пол внутри коты устлан сеном, которое служило и сиденьем и столом, а покрытое теплыми шкурами - мягкое теплое ложе. Летом жители покидали эту коту и переселялись в другую, сложенную из более тонких жердей и покрытую берестой. Здесь жители имели более места для хранения копченой рыбы (солили мало, т.к. соль была редкость). Зимние коты стояли уединенно в лесу, так как каждой семье необходимо было для охоты довольно большое пространство леса. Вход в коту для большего тепла и для защиты от северного ветра был всегда обращен к югу. Перед входом было открытое место заросшее крапивой, из волокон которой изготовлялась пряжа. По сторонам находились кладовые, по-фински aitta, устроенная на высоких столбах для того, что бы сохранить там вяленное мясо, сушенную рыбу, и меха от больших и малых хищных зверей. Такой был тип жилища у финнов до появления земледелия. Коты встречаются как на крайнем западе у лопарей, так и на востоке у остяков. И остатки этого рода построек существуют у собственно финнов, как памятник древнего быта. Следы финских кот сохранились и у финских племен восточной России, которые под русским влиянием окончательно перешли к оседлому земледельческому быту и живут в избах.

Кроме кот, древние финны, в зимнее время могли жить в вырытых в земле ямах, над которыми на поверхности земли возвышалась только крыша с отверстием вроде волоковаго окна. Такие жилища встречаются у Угорских финнов, в них живут бедняки. Это жилище носило название - sauna - слово довольно широко распространенное в западно-финских наречиях, и происходящее от savu, sauvu, дым. С течением времени слово сауна подверглось видоизменению, и стали так называть не землянки, а хижины, наполовину врытые в землю для рыболовов и лесопромышленников во время их промыслов. В том же значении слово sauna встречается и в Калевале. Кроме того со временем это слово приобрело и значение бани. Это могло произойти тогда, когда финны узнали от своих соседей о банях и научились строить дома из бревен, переселились в них, превратив свои старые жилища в бани.

Лопари из Норвежской Финмаркен. Фото: coollib.comЛопари из Норвежской Финмаркен. Фото: coollib.com

Еще один тип древних типов финских жилищ - жилище русских Лопарей. Большая часть жителей живет зимою в деревянных лачугах, похожих на энарские: такие же узкие и с открытым очагом. Разница только в крыше здесь обыкновенно плоской, а внутри - в отсутствии кроватей, заменяемых широкими скамьями по всем стенам. На берегу моря лопари живут зимою еще в палатках. Эти палатки широкие посередине, суживаются к обоим концам, делаются из досок или деревьев врываемых наклонно. Стены их не сходятся, а замыкаются на обоих концах узкою поперечною стенкой. Плоская кровля покрыта торфом, пола нет, в середине обыкновенный очаг.

Третий род жилищ составляют курная изба. Круглая печь, выведенная на деревянном фундаменте, похожа на наши банные, но обыкновенно очень мала и сложена так дурно, что пламя всегда пробивается сквозь камни. Отверстие для дыма затыкается мешком или подушкой, которую поднимают вверх шестом. Встречается, изредка и четвертый род жилья: настоящие избы, совершенно сходные с избами русских Карелов, у которых печи с трубами. У Лопарей, живущих в такой или даже в курной избе палатка обращается в кухню.

Много данных в языке финнов свидетельствует, что они не умели строить бревенчатые избы, прежде чем не дошли до Балтийского побережья. Понятие о плотничестве хотя и выражается самобытным словом salvaa, но первоначальное и более употребительное доныне значение этого слова - резать. С другой стороны, слово, которым ныне выражается понятие о строении - rakentaa первоначально значило - составлять складывать в кучу. Такова в принципе и была постройка кот. Стена бревенчатого дома называется в большей части финских языков словом, заимствованным литово-латышского или славянского, и само жилище человека носит у финских народов название, усвоенное ими уже по прибытии на Балтийское побережье: tupa, storo - от литовского stubbo и славянского истьба, истопка, или maja, из латышского языка. Третье название - pirtti, вепсское pert, комната, хижина или дым, в смысле обиталища; это же слово встречается в значении бани, из чего объясняется слова perthe, родительница и perttwaimo, повитуха, ибо финская женщина уходит рожать преимущественно в баню. В этом случае финское pirtti заимствованно из литовского языка, где есть слово pirtis или pirts, баня, от глагола pirti, pirt, парить.

Карельская изба. Фото: perunica.ruКарельская изба. Фото: perunica.ru

В XIX веке финны жили отдельно семействами в своих небольших домах, которые они строят на довольно большом расстоянии друг от друга. Дом стоит всегда на каменном фундаменте, так как камня здесь очень много. Крыши кроются или дранками или тесом. Дом делиться на две половины широкими сенями. Передняя половина представляет из себя небольшую комнату в одно окно, в ней хозяин-финн принимает и угощает своих гостей. Если же есть в семье дочери, то эта комната служит для них светлицей. Несколько стульев, диван, комод, да висячее зеркало на стене - такова всегдашняя обстановка такой комнаты. Затем на полках на стене обязательно у каждого финна находятся священные книги. Остальная часть дома занимается семейством. Там находиться громадная печь, большая часть которой состоит из очага. Здесь финны готовят пищу. Затем по потолку обыкновенно идут длинные палки, на которых нанизываются хлебные лепешки. Лепешки делают из ржаной муки. Они пекутся раза два в год и, заготовленные таким образом заранее, хранятся на этих шестах, откуда снимаются для еды по мере надобности.

Деревни финские строятся не так как в России, с улицей посередине; там каждая изба стоит отдельно. Вся деревня состоит обыкновенно из двух-трех дворов, редко количество их достигает десятка. Около каждой избы находятся и все хозяйственные угодья: тут огород, засаженный картофелем, тут близко поле и пастбище, луг и лес. Многие крестьянские дворы стоят совсем отдельно и называются фермами. От одной фермы до другой не редко несколько верст. Жилище финнов похоже на избу русского крестьянина: оно состоит из деревянного сруба с маленькими окошками. Прежде их строили без труб, только с отверстием в верху для выхода дыма, и под одной кровлей помещали и домашних животных. Но теперь такие избы редки. Избы свои финны окрашивают в ярко-желтый цвет и кроют дранками или тесом, соломою или корой. В некоторых округах Финляндии крестьяне кроют свои дома кусками зеленого дерна и поддерживают его очень заботливо. Эта воздушная земляная лужайка выглядит очень красиво. А что бы от сырости дерна не портились стропила и связи, под дерн настилают полосы бересты, предохраняющей лежащее под ним дерево от сырости и гниения. На дворе финском ничто не валяется зря, нет навозных куч, все чисто и в порядке. Улицы сельские тоже содержаться опрятно.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Население Финляндии (по дореволюционным источникам) Происхождение финнов: краткий очерк

e-finland.ru

Финно-угорский мир > Финны

Финны — один из наиболее крупных уральских народов. Их численность насчитывает в настоящее время 6–7 млн. человек (точной цифры не существует по причине отсутствия достоверной статистики по довольно многочисленной финской эмиграции). Финны проживают преимущественно в Финляндии (5,3 млн. чел.). а также в США (ок. 700 тыс. чел.), в Канаде (120 тыс.), в России (34 тыс), странах Скандинавии, в Австралии и т.д.. Язык — финский или шведский (около 300 тыс. человек в Финляндии). Самоназвание финнов — suomalainen (ед. ч.), русское народное название — чухна, чухонцы, а официальное название — финны — заимствовано русскими из германских языков.

Впервые этноним финны (швед. finnar, нем. Finnen) впервые встречается у римского историка Тацита (I н.э.) в форме Fenni. По-видимому, по своему происхождению оно связано с германским глаголов в значении ‘находить, искать’ (гот. fin?an, швед. finna, нем. finden). Первоначально этот этноним служил в германских языках, откуда он попал, в конечном счете, и к Тациту, для обозначения населения Фенноскандии и (у Тацита, во всяком случае) Восточной Прибалтики, ведущего в основном подвижный образ жизни и незнакомого с земледелием (живущего охотой, то есть — «ищущего»), скорее всего — предков современных саамов, граница расселения которых проходила в то время существенно южнее нынешнего (и само название страны — Finnland, Финляндия — изначально означало, собственно, ‘страна саамов, Саамия’). Ещё в XVIII веке словом finnar норвежцы и шведы называли не только финнов, но и саамов (норв. finne означаeт ‘саам’ и сегодня).

Финское название Финляндии — Suomi (suomalainen, таким образом, значит буквально ‘житель страны Суоми, суомец’) впервые фиксируется на страницах русских летописей в форме Сумь (с начала XII в.). Первначально так называлась территория нынешней юго-западной Финляндии (прибрежные районы), т.н. Varsinais Suomi ‘настоящая Финляндия’. Само это слово также имеет германское происхождение, восходя к древнешведскому слову со значением ‘отряд, группа, сборище’, что само по себе не должно удивлять — финская культура и язык на протяжении всей своей истории постоянно испытывали мощное германское влияние.

Слово Suomi не сразу стало обозначать всю страну. Одновременно с названием Сумь в русских летописях появляется и другая группа — Емь (фин. h?me), и различие между диалектами обеих этих групп сохраняется и по сей день. Диалект суоми по ряду признаков сближается с эстонскими, водскими, ливскими диалектами (южная (западная) группа прибалтийско-финских диалектов) и противостоит диалекту хяме, карельскому и вепсскому языкам. Это указывает на происхождение группы суоми с южного побережья Финского залива. Вопрос о времени появления суоми на территории юго-западной Финляндии остаётся дискуссионным, с археологической точки зрения наиболее вероятно предположение, что это произошло в так называемое «раннеримское время» (рубеж эр — первые века н.э.), когда территория Vаrsinais Suomi и всё побережье Финляндии вплоть до района сегодняшнего г. Васа подверглись экспансии носителей культуры каменных могильников с оградками, происходивших, в частности, с территории современных Эстонии и Латвии. В свою очередь, хяме освоили территории непосредственно к востоку и северо-востоку от Varsinais Suomi, вытеснив с них древнее саамское население.

Сложение финского народа в конце I — первой половине II тыс. н.э. представляло собою сложный процесс консолидации нескольких прибалтийско-финских племён. Помимо финнов-cуоми и хяме значительную роль сыграли в этом процессе карелы.

В результате смешения диалектов суоми (в небольшой степени), хяме и карелов в восточной Финляндии сложился диалект саво (ф. Savo — возможно, от православных личных имен Савва, Савватий), а на юго-востоке — приладожские финские диалекты, которые по сути дела стоят ближе к карельскому языку, чем к языку финнов-суоми. Именно эти группы составили в XVII веке основу переселявшихся на перешедшие по Столбовскому мирупод власть Швеции земли Ингерманландии (в основном — современная Ленинградская область) финнов, которых к концу XVII века на этой территории было уже более 30 тысяч человек (больше половины населения края). Ингерманландские финны, называвшие себя ьyrьmвiset (множ. ч.; вероятно, от ф. ьyrьs «крутой берег; склон») и savakot (множ. ч.; от Savo — см. выше), в начале XX века были самым многочисленным национальным меньшинством на территории современной Ленинградской области (около 125 тыс. человек) и жили не только в сельской местности, но и в Санкт-Петербурге, где ещё в 1870 году была основана финская газета. В школах велось преподавание на финском языке, выпускалась литература, с 1899 по 1918 год регулярно проводились всеингерманландские песенные фестивали. В первые десятилетия советской власти национально-культурное развитие ингерманландских финнов успешно продолжалось: росло число финских школ, в нескольких сельсоветах области делопроизводство было переведено на финский язык, было создано финское книжное издательство. Однако в середине 1930-х годов отношения Финляндии и Советского Союза стали стремительно ухудшаться, и это самым печальным образом сказалось на судьбе финнов в России: около 50 тысяч человек подверглось насильственной депортации со своей родины, с 1937 года были полностью запрещены все финские печатные издания, преподавание на финском языке, деятельность национально-культурных организаций. Во время войны более 50 тыс. человек ингерманландцев были депортированы в Финляндию, затем возвращены в СССР, но селиться в родных местах им было запрещено. Финны с территории Ленинградской области и из блокадного Ленинграда были почти полностью вывезены в Сибирь, и лишь в 1956 году финнам вновь было разрешено селиться в Ленинградской области. Перепись 2002 года зафиксировала в Санкт-Петербурге 4 тыс. финнов, а в Ленинградской области — ещё ок. 8 тысяч.

Помимо прибалтийско-финских племён, в сложении финнов значительную роль играли переселенцы из Скандинавии (древние германцы — древние скандинавы — шведы), оседавшие на побережье западной, юго-западной и южной Финляндии с конца бронзового века. Их приток на территорию Финляндии значительно возрастает начиная примерно с III века н.э. — с этого времени население Varsinais Suomi оказывается втянутым в единую сферу торговых связей со Скандинавией, в отличие от более восточных областей, где сохраняются старые связи с Восточной Европой. В результате смешения прибалтийско-финского и скандинавского населения в средевековье сложилась группа квенов (рус. каяны, фин. kainuu, норв. kv?n), расселявшаяся вдоль побережья Ботнического залива на север. Название квены фиксируется в древненорвежских (Kv?nir) и древнеанглийских (Cwenas) источниках начиная с IX века, и обозначало смешанное финско-скандинавское население побережья Ботнии (ср. более позднее рус. (поморское) каяне ‘норвежцы’).

Приблизительно на рубеже I и II тыс. н.э. прибалтийско-финские племена занимали только запад, юго-запад и юг современной Финляндии, а центральная Финляндия и озёрный край, не говоря уже о севере страны, были заселены саамами, как об этом свидетельствуют топонимика, археология, фольклор и исторические источники. Прибалтийско-финское население оказалось ещё в I тыс. н.э. втянутым в круг торговых связей Балтики и — шире — Европы в целом и проявляло особую активность на северном направлении. В первые века II тыс. н.э. предки финнов начинают экспансию на саамские земли, носившую первоначально торговый характер. В XVI-XVII веках активно идёт процесс уже земледельческой колонизации саамских земель озёрного края (центральной Финляндии) финскими крестьянами (преимущественно савосцами), которые производят массовый выжег леса, ликвидируя тем самым экологическую базу для сохранения здесь охотничье-промыслового хозяйства саамов. Это приводило к постепенному вытеснению саамского населения всё далее на север или к его ассимиляции финнами. Продвижение финско-саамской границы на север продолжалось на протяжении XVII-XIX веков, пока практически вся территория современной Финляндии кроме небольшого саамского анклава на крайнем севере у оз. Инари и р. Утсйоки не стала финской. Однако, продвижение практиковавших подсечно-огневое земледелие финских групп в поисках новых земель для расчистки на север на этом не остановилось: они проникали на территории северной Швеции и особенно — Норвегии, где получили название лесных финнов. После официального запрещения подсечно-огневого земледелия в Швеции в середине XIX века и проведения активной государственной ассимиляционной политики «лесные финны» перешли к середине XX века на шведский и норвежский языки.

Важным фактором, способствовавшим консолидации финского народа в рамках границ современной Финляндии, было включение её территории в состав Шведского государства и обращение населения в христианство, происшедшее во второй половине XII — первой половине XIII века в результате нескольких крестовых походов, сопряжённых с основанием на территории Финляндии новой епархии. В ходе борьбы между Швецией и Новгородом к середине XIV века установилась граница их владений, близкая к современной границе России и Финляндии, и прибалтийско-финские племена оказались разделёнными в политическом и в конфессиональном отношении: их западная часть была подчинена Швеции (Финляндское герцогство с 1284 г. по 1563 г., когда статус герцогства был временно упразднён после победы шведского короля Густава Вазы над своим мятежным сыном — герцогом Финляндским Юханом) и обращена в католицизм (в эпоху Реформации, связанной в Финляндии прежде всего с деятельностью просветителя Микаэля Агриколы в XVI веке, сменившийся лютеранством), а восточная — подчинена Новгороду и обращена в православие. Это обстоятельство и привело, в основном, к консолидации финского на западе и карельского на востоке народов и установлению границы между ними.

Уже в условиях шведского господства начинается просвещение и подъём национального самосознания финнов. В середине XVI века уже упомянутый Микаэль Агрикола издаёт первые книги на финском языке. В 1581 году Финляндия вновь получила статус Великого герцогства в составе Шведского королевства. После русско-шведской войны 1808–1809 гг. Финляндия вошла в состав Российской Империи на правах автономного Великого герцогства, впоследствии — Великого княжества (условия вхождения Финляндии в состав Империи были одобрены собранием представителей сословий страны — Боргоским сеймом в 1809 году; с 1863 г. вновь действует сейм — парламент Финляндии). Для закрепления своих позиций на новых землях и борьбы со шведским влиянием русское правительство использовало финский фактор — даровало автономии беспрецедентные по широте права (с 1863 г. официально объявлено о равноправии шведского и финского языков на территории Великого герцогства, с 1866 г. введено обучение в школах на финском языке), присоединило к землям Великого герцогства земли, входившие к тому времени в состав России, а не Швеции (Выборгская область). Всё это создавало объективно благоприятные условия для национального развития финского народа. Наиболее значимым, судьбоносным для финской культурной истории событием в этом плане стало перенесение из Або (Турку) университета в г. Гельсингфорс (Хельсинки) в 1827 году. Находясь под личным покровительством государя Александра I, Гельсингфорсский университет был единственным в Империи университетом, получавшим для своей библиотеки контрольный экземпляр каждого, печатаемого в России издания, и стал центром финской культуры и науки. Всё это обеспечило резкий подъём национального движения, выдающуюся роль в котором помимо политиков сыграли учёные: собиратель карело-финских эпических песен и создатель «Калевалы» Элиас Лённрот, академик Императорской Академии наук Антти Юхан Шёгрен, путешественник, лингвист и этнолог Матиас Алексантери Кастрен и др. В первой половине XIX века сформировался современный финский литературный язык.

Закономерным образом национальное возрождение финнов вело к росту русофобских настроений в обществе, и попытки правительства Николая II сгладить диспропорцию между свободами, которой пользовалось Великое княжество и статусом прочих областей империи только подливали масла в огонь. Нарастающее национальное движение достигло своей основной цели в ходе революции 1917 года: в июле финляндский сейм принял «Закон о власти», провозгласив себя носителем верховной власти, в декабре вновь избранный парламент принял Декларацию независимости, и Финляндская Республика была признана Советской Россией.

Ссылки:

finno-ugry.ru

Финны - это... Что такое Финны?

Самоназвание Современный ареал расселения и численность Язык Религия Родственные народы
Финны
Айно АктеПааво НурмиМика ВалтариЙорма ОллилаМика ХяккиненАйно Акте · Пааво Нурми · Мика ВалтариЙорма Оллила · Мика Хяккинен

suomalaiset

Всего: около 6,5 миллионовFlag of Finland.svg Финляндия4 856 529 (оц.

2010 по языку)[1]Flag of Sweden.svg Швеция446 134 (оц. 1999)[2]Flag of the United States.svg США:623 573 (пер. 2000, происхождение)[3]Flag of Canada.svg Канада:131 040 (пер. 2006, происхождение)[4]

Flag of Russia.svg Россия:34 050 (пер. 2002)[7]

Flag of Australia.svg Австралия20 988 (пер. 2006, происхождение)[8]Flag of the United Kingdom.svg Великобритания11 228 (пер. 2001)[9]Flag of Estonia.svg Эстония10 639 (оц. 2010)[10]Flag of Norway.svg Норвегия10 000 (оценка, вкл. квенов)[11]Flag of Germany.svg Германия10 000 (оценка)

Финский

Лютеранство, Православие, Анимизм

Эстонцы, Карелы, Водь, Вепсы, Эрзя, Коми-пермяки, Мокша, Марийцы, Коми, Удмурты, Саамы

Фи́нны, самоназвание «суомалайсет» (фин. suomalaiset) — финно-угорский народ, основное население Финляндии.

Расселение

Составляют абсолютное большинство населения в Финляндии (4,6 — 4,9 млн человек или более 90 %). Финны живут также в США — более 623,6 тыс. человек по происхождению (2002)[3], Швеции — от 446 до 470 тыс. человек (оценка)[2], Канаде — более 130 тыс. человек по происхождению (2006)[4], России — 34,1 тыс. человек (2002)[7], Австралии — 21 тысяча человек по происхождению (2006)[8], Великобритании — более 11 тысяч человек (2001)[9], Эстонии — 10,6 тыс. человек (2010)[10], Норвегии — от 10 тыс. до 60 тыс. человек (оценка)[11].

Говорят на финском языке финно-угорской семьи. Письменность на основе латиницы. Верующие — в основном лютеране.

Происхождение

Этноним финны (греч. Φίννοι) впервые встречается в Географии Птолемея (Кн.3, гл. 5, 21), однако локализованы они были в Прибалтике по соседству с венедами. Никаких свидетельств, что это название применялось в финском языке нет, только самоназвание суоми.

Финны ведут своё происхождение от древних прибалтийско-финских племён проникших на территорию современной Финляндии и к VIII веку заселивших её большую часть, оттеснив саамское население на север и отчасти ассимилировав его. Исконной землей обитания племени сумь была Эстония[12]. Под воздействием расселения славян через Карельский перешеек на территорию Финляндии пришло племя емь. К этому времени "аборигенами" Финляндии были германцы-скандинавы и саамы[13]

Генетические исследования

Несмотря на то, что финны являются носителями финно-угорских языков и должны быть "родственниками" уральских народов, тем не менее, генетически у них прослеживается "западный" субстрат.

« Исследователи ДНК классифицируют Финнов как индоевропейцев, или носителей западного генофонда[14] »

Этой западной компонентой является (пра-)"германская" гаплогруппа I1, которая у западных финнов достигает 40% и практически равна по частоте с традиционной финно-угорской гаплогруппы N, причем у восточных финнов "финно-угорская" компонента доходит до 71%[15]

В 2008 генетические исследования, результаты которых изложены например в журнале New York Times 13.8.2008 показали, что существуют большие различия в генотипе между жителями западной и восточной Финляндии. Большей частью гены финнов оказались из центральной Европы.[16] При этом восточные финны не обнаруживают в себе славянского влияния[17]

Широкие генетические исследования (несколько сотен тысяч)[18] показали, что финны не являются однородным народом. Наибольшие различия FST между финнами по территории Финляндии достигают 60, тот же показатель у шведов около 25, а между немцами из разных районов ещё меньше.[17] Например, средние FST-различия между немцами, французами и венграми около 10, так же между эстонцами, русскими и поляками примерно 10.[19] То есть, два финна, родом с разных мест Финляндии, генетически дальше друг от друга, чем два европейца из разных уголков Европы. Исследователи правда отмечают, что многое зависит от методов исследования.[20] Самые близкие генетически к финнам эстонцы (FST-различие по Хельсинки 40, по Куусамо 90) и шведы (по Хельсинки 50, по Куусамо 100)

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Statistics Finland  (англ.)
  2. ↑ 1 2 Ethnologue. Finns Population
  3. ↑ 1 2 PCT18. ANCESTRY (TOTAL CATEGORIES TALLIED) FOR PEOPLE WITH ONE OR MORE ANCESTRY CATEGORIES REPORTED (109) - Universe: Total ancestry categories tallied for people with one or more ancestry categories reported U.S. Census Bureau. Census 2000
  4. ↑ 1 2 Ethnic origins, 2006 counts, for Canada, provinces and territories
  5. ↑ Ethnic origins, 2006 counts, for Canada, provinces and territories: Ontario
  6. ↑ Ethnic origins, 2006 counts, for Canada, provinces and territories: British Columbia
  7. ↑ 1 2 3 4 5 6 Всероссийская перепись населения 2002 года. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  8. ↑ 1 2 Australia 2006 Census of Population and Housing
  9. ↑ 1 2 UK. Distribution of people born in Finland. 2001
  10. ↑ 1 2 Eesti Statistika 2001-2009
  11. ↑ 1 2 Kvensk språk, hva er nå det (О языке квенских финнов, в Норвегии)
  12. ↑ История Финляндии
  13. ↑ Матти Хурре. Финно-угры и славяне, Л. 1979
  14. ↑ Откуда происходят Финны?
  15. ↑ Гаплогруппы союза словено-русов и финно-угров
  16. ↑ Maakuntien geeniperimät poikkeavat jyrkästi toisistaan - HS.fi - Kotimaa
  17. ↑ 1 2 Salmela et al. 2011: Swedish Population Substructure Revealed by Genome- Wide Single Nucleotide Polymorphism Data. - PLoS ONE 6, issue 2. [1]
  18. ↑ Salmela E, Lappalainen T, Fransson I, Andersen P. M, Dahlman-Wright K, Fiebig A, Sistonen P, Savontaus M-L, Schreiber S, Kere J, Lahermo P 2008: Genome-Wide Analysis of Single Nucleotide Polymorphisms Uncovers Population Structure in Northern Europe. – PLoS ONE 2008.
  19. ↑ Nelis et al. 2009: Genetic Structure of Europeans: A View from the North-East. – PLoS ONE 5 / 2009. [2]
  20. ↑ Häkkinen, Jaakko 2011: Seven Finnish populations: the greatest intranational substructure in Europe. [3]

Литература

  • Такала И. Р. Финны в Карелии и в России. История возникновения и гибели диаспоры. — СПб: Изд-во журнала «Нева», 2002.
  • Финны // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 100
 Просмотр этого шаблона Финно-угорские племена и народы Волжские Пермские Прибалтийские Саамы Угры
1Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной.     2Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками.

dic.academic.ru

Древнегреческие финны. Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси]

Древнегреческие финны

Авторы, которых принято называть античными, давали названия народам, обитавшим на севере Европы, по германскому их произношению. Так, Тацит (ок. 58 — ок. 117) приводит название славян венеды (венеты), данное им германцами. Он же называет финнов фенами, что есть измененное германское слово финны. Птолемей (ок. 90 — ок. 160) повторяет племенное название венеды для славян, а финнов так прямо и называет финнами, что тоже указывает на германский первоисточник… но где же он добыл германские записи? Ведь их еще не было!

Название германцы (Germani) у латинских авторов имеет, как полагают, кельтское происхождение, так как о них на юге Европы узнали от кельтов. Венеды — тоже кельты, но о них узнали от германцев.

А вообще это характерная ситуация, когда информацию о племенном названии получают через промежуточные звенья. В результате народ, узнавший и записавший, или сохранивший в фольклоре такое «опосредованное» имя другого народа, пользуется обычно не его самоназванием, а лишь названием, данным народом-посредником (так, немцы себя не зовут ни немцами, ни германцами; да и самоназвание финнов — суооми).

Кроме того, узнав о чужом племени, его названию пытались придать конкретный смысл, сохраняя созвучие. Иначе оно, название, было бы пустым набором звуков для иноязычного человека. Например, суоомов (или саамов) русские весьма недавнего прошлого переделывали в самоедов; немецкое название венедов (Wende) превратилось у латинян в venio, veni или ventum — пришедшие. В эстонском русский — vene-lane, где vene значит лодка; как видим, корень «вене» получил конкретный местный смысл. Собственное название эстонцев «маарахвас» означало народ (нашей) земли, а современное «ээстлясед» перешло к ним позже от балтов.

У китайцев издавна чужие племена назывались просто фан, племя. Например, Ма-фан — «племя Лошадь», Лун-фан — «племя Дракон». А позже их стали называть и, мань, жун, ди, связывая с четырьмя сторонами света. Ясно, что это не названия конкретных этносов.

Немало в истории ошибочных или ложных этнических прозвищ. Например, турки всех выходцев из Северного Кавказа называли черкесами. Название жрецов и военной знати племен, вторгшихся в Индию — арийцы, со временем распространилось на все народы, говорящие на индоевропейских языках. Слово пермь, прочно прижившееся на уральской земле, на языке финноязычных вепсов звучит как «пера ма» и означает «далекая земля», зарубежье; по мнению Д. В. Бубриха, встретившиеся с вепсами новгородцы спрашивали у них, что там, дальше, и получали ответ: «Пера ма», далекая земля. На другой стороне планеты, в Америке, союз нескольких индейских плен Дакота (что и значит «союзники») принято называть Сиу; однако эту кличку им дали индейцы-оджибвеи, на чьем языке сиу значит «мерзавцы, противники», так они характеризовали соседей белым следопытам.

Несмотря на все сложности, попробуем разобраться хотя бы с некоторыми племенами Центральной и Восточной Европы, упомянутыми в европейских летописях, дабы получить более-менее достоверную этнографическую карту эпохи раннего средневековья. Сразу и точно можно сказать, что на этой территории обитали племена, относящиеся к трем языковым группам: индоевропейской, алтайской (тюрки) и уральской (финно-угоры).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Население Финляндии (по дореволюционным источникам)

Основная масса жителей Финляндии - финны (91, 2 %). Финские племена пришли сюда из областей, расположенных между Уралом и Волгой. Сначала они поселились на южном побережье Финского залива, на территории нынешней Эстонии, а вначале нашей эры перебрались на территорию современной Финляндии. Финны потеснили саамов (лопарей, лапландцев), древнейших обитателей Северной Европы, потомков коренного населения Финляндии, обитавшего здесь еще в каменном веке.

К приходу сюда финских племен саами жили по всей стране. Об этом свидетельствуют многочисленные географические названия: Лапинлахти, Лаппи, Лапуа, Лаппвик. Финские племена обосновались на морском побережье в юго-западной и западной частях современной Финляндии. За четыре века пришельцы продвинулись вдоль реки Кокемяэнйоки в район Тампере - Хяменлинна. В последующие четыре века в Финляндии появились германские племена, впоследствии смешавшиеся с финнами.

Они заняли господствующее положение в торговле пушниной.

В конце XIII века шведы захватили юго-западную часть Финляндии. Они оттеснили финнов и саами из приморской полосы. Особенно пострадали саами. Подвергаясь преследованиям со стороны шведов и финнов, саами, после продолжительного сопротивления у Кусамо и в районе озера Кемиярви вынуждены были отступить за полярный круг. Сопротивление шведской агрессии, длившееся свыше 200 лет (1157-1362 гг.), вызвало объединение финских племен. Однако финская народность сформировалась только в XVI-XVII столетиях. В период шведского господства у финнов не было ни языка, ни экономической общности. В состав финского народа вошли все племена, обитавшие на территории Финляндии. Племенные различия между ними почти сгладились. Красотой финны не отличаются. Лица у них широкие, с грубыми чертами; у большинства светлые глаза и волосы. По внешнему виду финны - большей частью высокие, худощавые и светловолосые. Из национальных меньшинств наиболее значительную прослойку составляют шведы. В течение своего шестивекового господства в Финляндии шведы заселили здесь лучшие приморские районы.

Саамы. Фото: zaist.ruСаамы. Фото: zaist.ru

Население Финляндии состоит из финнов, шведов и русских. Финны делятся на тавастов и карелов. Первые и есть настоящие финны. Русские зовут их - чухнами. Карелы живут на востоке, ближе к русской границе, тавасты на западе. Тавасты - небольшого роста, но коренасты. Голова большая, лицо широкое, волосы светлые, причем совсем не растут бороды и усы. Небольшие голубые глаза, выдающиеся скулы, приподнятый немного к верху нос и большой рот - такова наружность таваста. Характер у таваста угрюмый и напоминает собой его дикую, суровую родину. Говорит он мало и не поет вовсе. Там где русский, работая распевал бы на раздолье веселые песни, там таваст молча будет постукивать топором, да потягивать свою длинную висячую трубку. Ходит и работает он медленно, как бы нехотя, но за то уж никогда не бросит дела неоконченным, доделает до конца. Суровая, бесплодная родина приручила его к труду, и он в поте лица своего добывает хлеб на каменистой почве. Так как земля в Финляндии плохая, то не редко здесь бывает и голод, но тавасты терпеливо переносят его и болезни. Не дай бог рассердить таваста. В жестоком гневе он сейчас-же хватается за нож, который всегда носит с собой, и готов не задумываясь вонзить его в обидчика. Он долго помнит обиду и не скоро простит ее.

Карелы - почти полная противоположность тавастам, как по внешности, так и по характеру. Они почти все высокого роста, и даже попадаются между ними настоящие великаны. Темные густые волосы на голове, длинные усы и борода - вот украшение головы и лица карела. Темные глаза, прямой нос и средней величины рот, все это делает его скорее похожим на русского, чем на финна. Карелы, в противоположность тавастам, отличаются веселым, живым и легко увлекающимся нравом.

Карелы. Фото: karelia.ruКарелы. Фото: karelia.ru

С виду финн угрюм, часто даже мрачен. Он очень молчалив, нескоро сближается с незнакомыми людьми и не отличается откровенностью. Но нередко под этой угрюмостью прячется природное добродушие. Пока финн не узнает, не раскусит человека, с которым его столкнула судьба, он будет упорно молчать или отделываться короткими или . Но эту недоверчивость легко можно победить ласковым обращением. Если же вы отнесетесь в финну со вниманием, а тем более окажите ему какую-нибудь важную услугу - он становиться вашим лучшим другом, и благодарность его в таких случаях беспредельна.

Отличаясь большим хладнокровием финны редко выходят из себя. Но в минуты сильного гнева он становиться страшен и часто пускает в ход свой короткий нож - пукко. Преступления совершаемые в такие минуты, отличаются большой жестокостью. Финляндцы отличаются скромностью, добросовестностью и трудолюбием. Деньги они всегда добывают своим трудом и не имеют худой привычки просить на чаек или водку. К этим хорошим качествам присоединяется еще и честность. Редкие дома в Финляндии запираются на ночь, и никто никогда не зайдет в них тайком и не украдет ни одной вещи. Даже на берегу моря забытой кем-нибудь вещи никто не возьмет. Если кто сделает финну доброе дело, он этого никогда не забудет. Нравы у финнов очень чисты. И чем дальше местность находиться от моря, тем они лучше. Это от того, что прибрежные жители, особенно горожане, отличаются большим довольством, чем жители внутри страны, а потому у них появляется стремление к роскоши. Богатство и роскошь портят нравы. Затем дурное влияние на прибрежных жителей оказывают и иностранцы, с которыми часто встречаются финны [1, с. 17-19].

Гостеприимство развито у них, несмотря на кажущуюся угрюмость. К кому бы вы ни попали на пути - к богатому помещику, к пастору или к бедному крестьянину - везде вас встретят радушно, везде постараются угостить получше и дать возможность хорошенько отдохнуть [2, с. 30].

Шведы, живущие в Финляндии, по большей части, потомки тех шведов, которые в качестве победителей пришли в страну и остались здесь на житье. Живут они по всей стране, но Аландские острова преимущественно заняты ими. Всего их Финляндии 1/7 часть всего населения и занимают они главным образом высшее положение: чиновников, пасторов, учителей, землевладельцев.

Источники:

1. Финляндия и ее обитатели/ сост. М. Протасов, под ред. А.Г. Ворона.- СПб, Тип. М. Акинфеева и Л. Леонтьева, 1899.-39 с.-(Народные чтения).

2. Сно Е.Э. В стране скал и озер: финны.- Спб, Изд-во О.Н. Поповой, 1904.- 51 с.- (Рассказы о родной стране и ее обитателях, вып. 57).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Выход Финляндии из Второй Мировой войны Из истории финского жилища

e-finland.ru


Смотрите также