Древняя магия. древняя магия - что это такое? обзорная статья о древней магии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Елена Петровна Блаватская Древняя магия в современной науке. Древняя магия


колдуны и волхвы, старославянские обряды, источники знаний ведунов

Древняя магияМногие тысячелетия назад предки славян были язычниками. Древняя магия славян — это ведовство, которое было направлено на избавление от плохой энергии, излечение болезней, помощь в решении бытовых и семейных вопросов. Славянские ведуны и волхвы были известны далеко за пределами Русского государства. Их почитали, как хороших лекарей и провидцев.

Ведуны Древней Руси полагались на свою интуицию, совершали обряды, основываясь на чувствах и древних знаниях о божествах и духах, которые передавались из одного поколения в другое.

До прихода в русские земли христианства язычники отмечали праздники, которые основывались на смене времен года и очень часто совпадали с христианскими. В давние времена человек был неотъемлемой частью окружающей природы, с помощью которой он мог излечиться от болезней, узнать будущее. Многие славянские праздники связаны с ритуалами очищения. В день Масленицы или Ивана Купалы волхвы могли избавить от порчи и сглаза, защитить скот и будущий урожай.

Магия древних славян являлась частью традиций. Ведуны и волхвы просили Богов вмешаться в жизнь. Для этого использовались всевозможные привороты и отвороты, заговоры для удачи в битвах. Древние жрецы контролировали высшие силы.

Не следует считать ведовство чем-то темным и злым. Во времена принятия христианства это делалось умышленно, чтобы опорочить язычников. В действительности большинство древних обрядов не несут негатива.

Также рекомендуем прочитать:

Существовало поклонение богам подземного мира и черное колдовство. Колдуны могли навести порчу, наслать болезни, неурожай или мор на домашний скот.

Такие обряды называли порчей. Их существовало очень много. Изначально порча создавалась в целях защиты своей земли от набегов врагов. Позже ее стали использовать против соплеменников и неугодных людей.

Для язычества не характерны светлые и темные Боги. Они обитают в разных мирах и выполняют каждый свои задачи.

В старославянской магии не существовало белого и черного колдовства. Некоторые волхвы использовали свои знания для причинения вреда.

Содержание материала

Источники славянской магии

Какие источники подтверждают магиюДревнеславянская магия была достаточно сильной. В Древней Руси не было колдунов и магов, существовали волхвы, обладающие особой силой и способностью предсказывать будущее.

Волхвы молились божествам, приносили им жертвы и знали, как обратиться к силам природы. Волхвы совершали ритуалы тайно, находясь в полном уединении. Как правило, жилища волхвов находились вдали от поселений. Жрецы вели скрытую от посторонних глаз жизнь.

Энергия природы

Совершая ритуалы, они обращались к силам природы, которые давали им особую энергию:

  • Древняя ведическая магия
    Солнце — самая сильная природная стихия. Ему приносили жертвы и обращались с молитвами и просьбами. В безоблачную ясную погоду волхвы получали энергию, которую использовали при совершении обрядов.
  • Молнии и громы — способны принести разрушение. Они представляли страшную силу, власть над которой имели только опытные старые колдуны.
  • Земля — начало и конец всего живого. Для того, чтобы получить запас энергии и быть к ней ближе, ведуны часто ходили босяком. Землю почитали как начало мира и всего существующего в нем. Очень часто жрецы обращали свои просьбы к земле.
  • Ветер — энергия ветра широко использовалась при совершении языческих ритуалов. Пересекая огромные пространства, стихия переносила слова заговора на большие расстояния.
  • Вода — мягкая, плавная, спокойная, избавляла от порчи и дурного глаза, лечила болезни, уносила несчастную любовь, относила послания и наговоры.

Обряды древних славян

В основе древнерусской магии лежат не только обряды волхвов, но и сезонные праздники. Их участниками становился не только главный жрец, но и все соплеменники. Каждая община имела свое священное место для проведения праздничных обрядов.

Обычно община собирались, чтобы обратиться к божеству с какой-либо просьбой, попросить защиту или богатый урожай. Обязательным было приношение жертвы в виде ритуального животного. Волхвы передавали просьбы соплеменников богу.

Каждый обряд заканчивался хороводами, играми, песнями.

В настоящее время многие современные люди обращаются к древнеславянским языческим традициям. Важной часть их жизни стало единение с природой, с духами предков.

Языческая религия дает знания о мире и о том, что ждет человека после земной жизни, поэтому язычники храбры и не боятся смерти.

Правила обрядов

Люди, практикующие языческое вероисповедание длительное время, предупреждают о том, что неопытный и неподготовленный человек может столкнуться с опасностями. Язычество требует продолжительной подготовки. Общения с силами природы станет возможно, если у человека появится:

  • Особенности древней магии
    Вера в силы стихий, к которым предстоит обратиться.
  • Воля и готовность пройти испытания, поскольку божества будут испытывать твердость духа и веры.
  • Знание текстов заговоров наизусть. Категорически запрещается чтение, человек должен осознавать важность обряда и быть полностью сосредоточен на произносимых заклинаниях.
  • Постоянная медитация, которая помогает достичь состояния покоя и равновесия.
  • Точное соблюдение правил проведения ритуалов. Отклонения недопустимы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

privorot.expert

древняя магия - что это такое? обзорная статья о древней магии

древняя магия - люди сейчас ищут древние трактаты о магии, в настоящее время древняя магия завладела умами человечества. Перед тем как приоткрыть завесу таинственности, давайте, определим, что собой представляет древняя магия и магия вообще. Магия – это определенный набор манипуляций, который в сочетании с энергией мага способен изменять окружающую нас среду. Манипуляции делятся на две категории: проведения ритуала безотносительно к кому-либо и проведение ритуала, ориентируясь на конкретного человека. Проводя ритуал безотносительно к кому-либо, древняя магия ставит перед собой цель войти в контакт с потусторонними силами, в подобных случаях маг может проводить ритуал нал самим собой. Кода же выполняется ритуал, направленный на определенного человека, то для достижения результата привлекают потусторонние силы. В связи с этим, участников магических ритуалов разделяют на две группы: участники над которыми проводят магический ритуал – субъекты и участники, которые проводят ритуал – маги. Многие заблуждаются, думая, что древняя магия подвластна тем, кто внимательно изучит все труды по практической магии. Настоящий маг должен иметь хорошо развитую интуицию и психоаналитические способности, и большие душевные силы. Способность человека к магии определяется с помощью знаков Зодиака в момент появления на свет. Перед тем как приступить к постижению древней магии, следует изучить свой внутренний мир, а этому способствует составление гороскопа. используя взаимное расположение планет можно определить способность к древней магии любого человека. Древняя магия подразделяется на обрядовую и личную магию. Сочетания планет определяют не только способности к постижению древней магии, но еще и указывают, какой именно магией должен заниматься человек – обрядовой или личной. Древняя магия основывалась на специальном календаре, в котором было двенадцать месяцев, каждому из которых соответствовал знак Зодиака. Каждый месяц делился на части, а каждая часть подчинялась влиянию одной из 7 планет. Древняя магия различают дневные и ночные ритуалы. Надо знать, что для проведения каждого заговора или ритуала существует определенное время суток. Согласно учениям древних магов, существуют ангелы, которые управляют часами дня, и существуют ангелы, управляющие часами ночи. При выполнении всех ритуалов, древняя магия ориентируется на так называемый «закон соотношений», который говорит о том, что мир духовный, астральный и физический взаимно проходят друг в друга. Другими словами, между разнообразными предметами астральных, физических и внутренних миров существует определенная связь, определением которой и занимается древняя магия. Древняя магия предписывала для проведения ритуалов белой магии, подыскивать закрытое помещение в тихом, безлюдном месте. Перед проведением ритуалов, древняя магия обязывала освятить помещение и очистить его от присутствия недобрых сил. Помещение должно быть абсолютно пустое, только допускается наличие специально оборудованного места для проведения ритуала. Во время проведения магических ритуалов, древняя магия предписывала магам защищать себя от негативного воздействия потусторонних сил с помощью магических кругов. В кругу могло находиться не более восьми человек. Надо заметить, что круги чертились каждый раз по разному, в зависимости от проводимого ритуала, места его проведения и времени. Древняя магия выработала несколько правил начертания магических кругов. Большое внимание в древней магии уделялось процессу посвящения. Маг, который проводил церемонию посвящения, должен был обладать такими особенностями, как быть посвященным во все тайны древней магии, вести праведный образ жизни, обладать уверенностью в себе и в своих действиях. К одежде мага предъявлялись особые требования. Перед совершением ритуала, Маг проводил омовение и одевал специальные одежды, причем следовало придерживаться следующего правила: руки, ноги и голова мага должны были быть свободны от одежды. Все предметы одежды обязательно освящались. Древняя магия дифференцировала магические действия следующим образом: молитвы, обращения к божественным силам, брызгание святой водой, помазание маслом, касания святыми знаками, благословение дуновением, дымить магическими травами. При проведении магических ритуалов, древняя магия обязывала мага выполнять магические знаки. То есть руками в воздухе очерчивал символические фигуры. Что касается жертвоприношений, то древняя магия объясняет так: жертвоприношение проводится с целью очищения или с целью умилостивить богов. В жертву приносили животное, в каждом из случаев разное. Во время проведения магических ритуалов, маги читают молитвы. Древняя магия определяет молитву следующим образом: слово в молитве есть распространитель энергии мага. У древних магов существовало превеликое множество молитв, но каждый маг составлял молитвы сам для себя, так ,чтобы ему было удобно сконцентрировать в них свою энергию и свои желания. Что касается черной магии, то древняя магия считает ее ничтожной пародией белой магии, отвратительным средством в руках колдунов. С помощью черной магии колдуны призывали себе на помощь темные силы. Среди всех священных символов, древняя магия выделяет пентакль. Священный символ – это знак, который точно выражает законы передаваемых мыслей. Отличительной чертой пентаклей от талисманов следует считать, то, что пентакли обладают большой силой влияния. Пентакли используют для вызова духов, для личного использования, и для общего использования. Пентакль хранится в шелковой надушенной материи. изготавливают их на металлах, соответствующих семи планетам. Древняя магия определяет магическую особенность талисмана как целиком и полностью зависящую от его владельца. При передачи талисмана другому владельцу, его магические качества теряются. Теперь становится ясно, почему талисманы, купленные у гадалок не имеют ни какого влияния.

2009-10-12T23:53:21+04:00

beginmagic.ru

Древняя магия славян - магия природы и древних богов

Магия древних славян

Была ли магия у древних славян?

 Задать такой вопрос – это все равно, что спросить: а были ли древние славяне? Но, сначала, определимся с понятиями. Что означает слово магия?Википедия дает такое определение:

Магия — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхестественным, то есть магическим путём.

Ключевые слова здесь – тайные силы природы и желание, а может быть, и необходимость влиять на события.Но как можно влиять на события?

Очень просто – созданием нужных вибраций.

Все, кто в наше время работают с тонкими энергиями, прекрасно знают: создай сначала вокруг себя энергетическое поле, наполни его нужными вибрациями, и вокруг тебя, как бы сами собой, начнут происходить удивительные совпадения, нужные встречи; события идут так, как ты этого хочешь, даже можно хорошую погоду заказать.

Вот пример заклинания от проклятия, взятое из современной «деревенской» магии:

Сила, сила подо мной, Возвратись к тому иль той, Кто прислал тебя сюда, Разбивайся. Навсегда. Пусть оставит меня тот, Кто за мной сейчас идет…

Это мощное заклинание работает и прекрасно соответствует всем требованиям практической магии:

- создание намерения и переход на иной уровень сознания - наполнение пространства энергией - создание вербального ряда особых энергетических вибраций- поддерживание созданных вибраций многократным повторением - подтверждение результативности заклинания Но вернемся к древним славянам. Так была ли магия у древних славян? Несомненно!Отголоски магических заклинаний дошли до нас сквозь века. Приходилось ли вам наблюдать, как в летний день дети под проливным дождем скачут по лужам и выкрикивают: - Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи! И, представьте себе, дождь усиливается! Несомненно, это часть магического заклинания с присущими ему ритуальными действиями – быстрые движения, прыжки, скачки и, главное, громкое выкрикивание, создающее определенную вибрацию в энерго - информационном поле.

А вот и контрзаклинание: - Дождик, дождик, перестань! Я поеду в Ирезань, Богу молиться, тебе поклониться! И снова ритмические движения, громкое обращение к небесам, упоминание Ирезани, (Ирия) места, где по представлениям древних славян , жили боги.

В этих детских «развлекушках» присутствуют все те же элементы практической магии:- создание желания - намерения- наполнение его энергией – подпрыгивания, скачки и беготня - создание вербального ряда – выкрикивание стишка- поддерживание созданных вибраций – многократное повторения действий- подтверждение - призыв удостовериться в результате

Отголоски древних ритуальных заклятий прослеживаются и в детских коллективных играх, например: «А мы просо сеяли- сеяли…». Здесь инсценируется борьба светлых созидающих сил (посев проса, то есть растения, дающего пищу) с темными, разрушающими силами ( а мы просо вытопчем- вытопчем). Как и должно быть, светлые силы побеждают, темные – отступают. Посеянное просо растет, плодоносит, закрома полны зерном. Происходит подтверждение силы заклятия.

Можно привести еще множество подобных примеров, но вывод будет один. Современная практическая магия базируется на древних знаниях, пробившимся к нам через родовую память.

 

Откуда же черпали эти знания и получали силу древние славяне?

Все очень просто. Люди жили тогда в счастливом союзе с природой, наполненной безграничной высшей силой, сотворившей все мироздание. Эта сила заполняла все пространство и наполняла людей. Поэтому каждый наш предок умел и знал, как ему добиваться нужного результата. И все эти средства имели магические свойства, но не были сверхъестественными в их понимании. Древний славянин умел и мог обратиться за помощью к любому из богов, который мог помочь в данном затруднении. И энергия богов приносила нужную помощь. Поэтому ответ на вопрос заголовка статьи – ДА, магия была у древних славян и ее использование было естественным для наших предков.

Что же изменилось? Почему не может человек также свободно получать и использовать божественную силу?

Ведь все так же по небосклону мчится в своей колеснице Бог Солнца Хорс, а Бог Света – Даждьбог - с помощью своего магического щита направляет эти лучи к людям и питает магической силой всю планету Земля. И древние боги не умерли и они по- прежнему откликаются на наши призывы, но не всегда слышат наши заклинания, потому, что многие ритуалы древних славян забыты, и подорвана вера в могущество древних богов.

Да, многие ритуалы забыты, но с ними не сгинула древняя магия - магия природы и древних богов.

И так случилось, что пришло время разбудить древнюю магию и возродить древние ритуалы, которые могут помочь людям изменять существующую действительность.

Эта миссия выпала команде издательства «Северная Сказка», которые в своих книгах в доступной всем сказочной форме восстанавливают родовую память славян, будят те вибрации в душах, которые помогут человеку управлять магическими силами природы.

Не спрашивайте их, откуда в книгах «Северной Сказки» столько достоверного материала о жизни древних славян, об их взаимодействии с богами. Не пришло время открыть эти источники.

Но, постигая жизнь наших предков, мы приближаемся к своим родовым корням и постигаем смысл нашей теперешней жизни. У каждого ответ может быть свой, хотя искать его лучше под руководством мудрого наставника. А кто лучше Макоши, Богини Судьбы и Магии, поможет найти этот ответ?

Книга исполнения желаний, представленная издательством «Северная Сказка» открывает нам путь к овладению древней магией, восстанавливает утраченный ритуал исполнения желаний, тем самым облегчая нам наш поиск смысла жизни, возрождая утраченную родовую память и способность владеть умениями наших предков.

znaxar.com

Древняя магия написания. Взломай код своей судьбы, или Матрица исполнения желаний

Древняя магия написания

Традиционно считается, что написание – внешняя форма наших чисел – арабская. Их так и называют, в отличие от римских чисел, – арабские числа. Но понятно, что древние написания вбирали в себя множество различных черт. Используясь разными народами, написания цифр менялись. Если мы сравним их, эти самые арабские цифры, например, с древнескандинавскими рунами, увидим множество тождественностей. Например, руна «лагу» изображается как 1, только верхний кончик у нее не с левой, а с правой стороны. И значила руна «лагу» почти то же, что и значит 1: реализовать свой потенциал, определить свое движение.

Древние практики рассказывают нам о том, почему наши цифры выглядят так, а не иначе. Оказывается, они отражали развитие, те поворотные углы, которые преодолевает человек во времени и пространстве своей жизни. Чем более возрастает число, тем больше у него углов – препятствий, которые необходимо преодолеть на пути жизни, чтобы прийти к собственной цели.

Сравните:

– один угол – два угла – три угла – четыре угла – пять углов – шесть углов – семь углов – восемь углов – девять углов – нет углов

Так что, когда вы узнаете СВОИ цифры и заполните КОДОВУЮ таблицу, обратите внимание, сколько углов в каждой вашей цифре. Количество углов будет говорить не только о том, сколько препятствий встретится на вашем пути, но и (а это главное!) о том, насколько нервно вы сами будете воспринимать происходящее.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Магия в древности — Всё самое интересное!

В разделе: Магия | и в подразделах: шаманизм. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер

Мы уже затрагивали такую захватывающую тему, как магия. Давайте всмотримся в этот вопрос подробнее. Магия — это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

Магическое действие, как правило, состоит из следующих основных элементов:

  1. материальный предмет (вещество), то есть инструмент;
  2. словесное заклинание — просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам;
  3. определенные действия и движения без слов — обряд.

Магия в древности

Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно — все они были тесно связаны между собой. 

Если придерживаться теории о магическом, симпатическом (см. статью "Магия в нашей жизни") значении наскальной живописи, время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита. Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей). Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных. 

Наскальный рисунок пещеры ЛаскоНаибольшей известностью среди подобных находок (а на сегодняшний день их насчитывается более 100) пользуется открытая в 1940 году знаменитая пещера Ласко. Свою известность эта пещера получила из-за богатства и обилия найденных здесь рисунков первобытных людей. Большая часть этих рисунков, а некоторые из них отличаются поистине громадными размерами, прекрасно сохранилась до наших дней.

Во всех залах пещеры, в переходах между ними на стене и потолке первобытный художник изобразил в различных позах тех животных, которых он видел вокруг себя: оленей, медведей, кабанов и т.д. Все рисунки разноцветные: использовались три краски — черная, желтая, красная. На тела животных и рядом с ними были нанесены насечки, символизирующие полет дротика и ранение зверя. Многие рисунки носят следы от метания в них настоящих копий и дротиков. Рисунков так много, что местами они наползают друг на друга. 

Существуют подобные святилища и на территории Украины — в основном они были обнаружены в Крыму, где много укромных пещер для проведения обрядов и заклинаний. 

В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п.

Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.

Наскальные магические рисунки магии древности

Необходимо так же учитывать, что это разделение весьма условно, и часто разница между шаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств.

В политеистический период, с уходом шаманизма, магические практики становятся одним из основных занятий жречества.

interesko.info

Елена Петровна Блаватская Древняя магия в современной науке

Елена Петровна Блаватская

Древняя магия в современной науке

Можно обвинять, а можно не обвинять Полтьера, французского индолога, за чрезмерный энтузиазм, когда он говорит, что Индия предстала перед ним как великий и древний центр человеческой мысли, чье сильное пламя угасло благодаря общению с, и распространению огня на весь античный мир,[1] – и он прав в своем утверждении. Это арийские метафизики[2] привели разум к оккультному знанию – древнейшей материнской науке о всех вещах, поскольку она содержит в себе все остальные науки. И оккультизм – синтез всех открытий в природе, относящихся, главным образом, к психической потенции внутри каждого физического атома материи и вне его – был первичной связующей силой, которая сцементировала в один краеугольный камень основные черты всех религий античности.

Поистине, первичная искра зажгла огонь каждой нации, и магия сегодня находится в основе всякой национальной веры, древней или молодой. Египет и Халдея, которые находятся на первом месте в ряду таких стран и предоставляют нам наибольшие доказательства по этому предмету, бессильны сделать то, что делает Индия, – защитить свои палеографические реликвии от осквернения. Мутные воды Суэцкого канала доносят до британских берегов магию древнейших времен Египта фараонов, которая наполняет своими крошащимися в пыль реликвиями музеи Британии, Франции, Германии и России. Древняя, историческая магия сама, таким образом, отражается на научных трудах нашего собственного всеотрицающего века. Она укрепляет руки и утомляет мозг ученого, смеясь над его попытками объяснить ее значение при помощи своего собственного материалистического подхода, и все же помогает оккультисту лучше понять современную магию, рахитичную, слабую внучку могущественной и древней бабушки. Вряд ли иератический папирус, эксгумированный вместе с забинтованной мумией царя или жреца-иерофанта, или поврежденная бурями, неразборчивая табличка из разрушенных городов Вавилона или Ниневии, или древняя шляпа-цилиндр – не послужат новой пищей для ума или не дадут какую-либо заслуживающую внимания информацию изучающему оккультизм. В то же время, магию отрицают и называют “суеверием” невежественных древних философов.

Таким образом, магия в каждом папирусе; магия во всех религиозных формулах; магия, сокрытая в герметически запечатанных пузырьках много тысяч лет назад; магия в изящной оболочке современных книг; магия в наиболее популярных романах; магия на общественных собраниях; магия – нет, хуже того, КОЛДОВСТВО – в самом воздухе, которым дышат в Европе, Америке, Австралии: чем более цивилизована и культурна нация, тем более ужасные и сильнодействующие испарения бессознательной магии она выделяет и накапливает в окружающей атмосфере...

Табуированная и осмеянная магия никогда, конечно, не будет принята под своим законным названием; все же наука начала иметь дело с этой подвергнутой остракизму наукой под современными масками, и весьма широко. Но что же в имени? Потому, что волк научно определен как животное genus canis [рода собак], можно ли сделать из него собаку? Люди науки могут предпочесть называть магию, исследованную Порфирием и объясненную Ямвлихом, hysterical hypnosis [истерическим гипнозом], но это не делает ее в меньшей степени магией. Результат первичного откровения ранних рас благодаря их “божественной династии” царей-наставников стал внутренним знанием в Четвертой расе, расе Атлантов; и это же знание называется сегодня в своих редких случаях “аномального” достоверного проявления, медиумичностью. Тайная история мира, сохраненная лишь в удаленных, надежных убежищах, одна бы могла, откровенно говоря, поведать нынешним поколениям о тех силах, которые лежат в скрытом виде и остаются совершенно неизвестными в человеке и природе. Именно ужасное злоупотребление магией Атлантами привело их расу к полному уничтожению и – к забвению. Рассказ об их колдовстве и дьявольском очаровании достиг нас благодаря классическим писателям, в фрагментарных отрывках, как легенды и сказочные истории для детей, и как истории, приписываемые малым народам. Отсюда и презрение к некромантии, черной магии и теургии. Фессалийских “ведьм” высмеивают в наши дни не меньше, чем современного медиума и легковерного теософа. Это опять-таки результат колдовства, и никто не должен никогда испытывать недостаток мужества при употреблении этого термина; ибо постоянное неправильное употребление этой магии заставило адептов, “сынов Света”, глубоко спрятать ее после того, как их греховные последователи нашли себе водную могилу на дне океана; и таким образом сделать ее недоступной для непосвященной расы, последовавшей за Атлантами. Это то колдовство, которому обязан мир своим нынешнем неведением. Но кто или какая группа людей в Европе или Америке поверит такому сообщению? Никто, за одним исключением; и это исключение обнаруживается в римском католицизме и его духовенстве; но даже они, хотя и обязанные в соответствии со своими религиозными догмами признавать существование магии, приписывают ей сатанинское происхождение. Вот та теория, которая, без сомнения, до нашего времени мешает заниматься магией с научных позиций.

Но все же, volens nolens [волей неволей] науке приходится это делать. Археология в своих наиболее интересных областях – египтологии и ассириологии – неизбежно соприкасается с магией. Ибо магия столь тесно связана с мировой историей, что, если последняя и захочет быть когда-нибудь написанной сама по себе и содержать правду, и ничего кроме правды, то в этом, вероятно, у нее ничего не получится. Если археология все еще рассчитывает на открытия и сообщения об иератических писаниях, которые будут свободны от этого ненавистного предмета, тогда, мы опасаемся, что ИСТОРИЯ никогда не будет написана.

Можно выразить глубокое сочувствие и легко вообразить затруднительное положение различных ученых академиков и ориенталистов из Французского Королевского общества. Вынужденные расшифровывать, переводить и интерпретировать заплесневевшие древние папирусы, надписи на стелах и вавилонских ромбах, они обнаруживают себя в любой момент лицом к лицу с МАГИЕЙ! Выполненные по обету жертвоприношения, резные изображения, иероглифы, магические заклинания – все принадлежности этого ненавистного “суеверия” – пристально смотрят им в лицо, требуют их внимания, наполняют их самой невыносимой растерянностью. Подумайте только, какими должны быть их чувства, например, в следующем случае. Откопали некий безусловно драгоценный папирус. Это посмертный документ, предоставленный осирифицированной душе[3] некоего царевича или даже фараона, написанный черными и красными иероглифами ученым и знаменитым писцом, скажем, IV династии, под наблюдением египетского иерофанта, принадлежащего к классу, который рассматривали во все века как наиболее ученый из ученых среди древних мудрецов и философов. Утверждения, содержащиеся в нем, были записаны в торжественные часы смерти и погребения царя-иерофанта, фараона и правителя. Целью этого папируса было проведение “души” в ужасное царство Аменти, к его судьями, туда, где сказанная ложь перевешивала любое другое преступление. Ориенталист уносит папирус и посвящает его интерпретации дни, возможно недели, труда – лишь для того, чтобы обнаружить в нем следующее заявление: “В XIII-ом году и во втором месяце Шуму, на 28-ом дне того же месяца, мы, первый высший жрец Аммона, царя богов, Пенотман, сын представителя (или заместителя)[4] высшего жреца Пионкимоана, и писец храма Соссерсухона и некрополя Бутгамонму, начали одевать почившего царевича Узирмари Пионоха, и т. д., и т. п., подготавливая его для вечности. Когда все было готово, мумия соизволила воскреснуть и поблагодарить своих слуг, а также принять покрывало, выполненное для него руками “плакальщицы”, Нефрелит Нимутхой, ушедшей в вечность многие и многие годы назад – “за несколько сотен лет до того!” Все это написано иероглифами.

Это может быть и ошибочным прочтением. Существуют десятки весьма достоверных папирусов и записи более интересных историй и рассказов, чем этот, подтвержденных Санхуниафоном и Манефоном, Геродотом и Платоном, Синцеллом и десятками других писателей и философов, которые упоминали данный предмет. Эти папирусы очень часто приводят в пример с той же серьезностью, как любой исторический факт, не нуждающийся в особом подтверждении, о целой династии царей-манов, то есть призраков и привидений. То же самое обнаруживается и в историях других народов.

Все народы говорят о своих первых и наиболее ранних династиях[5] правителей и царей, которых греки называли манами, а египтяне – урваганами, как о “богах”, и т. д. Росцелин попытался интерпретировать такое загадочное утверждение, но безуспешно. “Слово маны обозначает” урваган, – говорит он, – “и это слово в своем буквальном смысле обозначает внешний образ, и мы можем предположить, если возможно соотнести эту династию с неким историческим периодом, что слово относилось к некоторой форме теократического государства, представленного образами богов и жрецов”!![6]

Для того чтобы признать некую династию, по всей видимости, живых, во всяком случае, действующих и правящих царей, которые, оказывается, были просто манекенами и образами, потребовалось бы гораздо большее расширение границ современной доверчивости и легковерия, чем даже в случае “царских призраков”.

Не являлись ли все эти иерофанты и писцы, фараоны и цари-посвященные – глупцами или мошенниками, сообщниками и лжецами, либо верившими сами, либо пытавшимися заставить других людей поверить в такие неправдоподобные истории, если не было истины в самом основании? И все это в течение тысячелетий, от первой до последней династии?

О божественной династии Манов текст “Тайной доктрины” трактует более подробно; но некоторые такие подвиги могут быть выписаны из достоверных папирусов и извлечены из археологических открытий. Ориенталисты нашли способ для спасения: они хотя и форсируют публикацию содержимого некоторых знаменитых папирусов, но называют их сегодня небылицами дней фараона такого-то. Средство остроумное, хотя и не совсем честное. Литературные саддукеи могут весьма порадоваться.

Одним из таковых является “Папирус Лепсия” из Берлинского музея, ныне наконец выкупленный последним у наследников Ричарда Лепсия. Он написан иератическим письмом на архаическом египетском (старокоптском) языке и считается одним из наиболее выдающихся археологических открытий нашего века, так как он предоставляет нам даты для сравнения и исправляет некоторые ошибки в порядке династического преемства. К сожалению, недостает его наиболее важных фрагментов. Ученые египтологи, имевшие величайшие затруднения в его расшифровке, заключили, что это был “исторический роман XVI века до н.э.,[7] восходящий к событиям, которые происходили во время царствования фараона Хеопса, предполагаемого строителя пирамиды того же имени, который жил в XXVI (?) веке до нашей эры”. Он показывает жизнь египтян и состояние общества при дворе этого великого фараона, почти за 900 лет до маленького недоразумения между Иосифом и миссис Потифар.

Первое действие начинается с того, что царь Хеопс на троне, окруженный своими сыновьями, повелевает им развлечь его рассказами о седой древности и таинственных силах, которые проявляли мудрецы и маги при дворе его предшественника. Тогда царевич Хефрен рассказывает собравшимся об одном маге, который в эпоху фараона Небха сделал из воска крокодила и наделил его жизнью и повиновением. Муж поместил его в комнату своей неверной супруги, и крокодил покусал ее вместе с ее любовником и, схватив их, утащил в озеро. Другой царевич рассказал историю о своем дедушке, отце Хеопса, фараоне Сенефру. Будучи нездоровым, он велел одному магу прибыть к нему, и тот посоветовал ему в качестве лекарства посмотреть на игру двенадцати прекрасных девушек, резвившихся в лодке на озере невдалеке. Девушки повиновались, и сердце старого деспота “ожило”. Но внезапно одна из девушек вскрикнула и начала громко плакать. Она уронила в воду озера, которое в данном месте достигало 120 футов глубины, дорогое ожерелье. Тогда маг произнес заклинание, призвал себе на помощь гениев воздуха и воды, и погрузив свою руку в волны, вернул ожерелье назад. Фараон был сильно поражен этим подвигом. Он больше не смотрел на двенадцать красавиц, “сбросивших одежды, покрытых сетью, и с двенадцатью веслами из эбенового дерева и золота”; но приказал совершить жертвоприношения манам тех двух магов, которые умерли. На это царевич Гардадату заметил, что высшие из таких магов не умирают никогда и что один из них живет до сих пор в городе Дейд-Снофру, и ему сейчас уже более ста лет; что его зовут Отец; и что он обладает таинственной силой воссоединять отрубленную голову со своим телом и возвращать его к жизни, а также обладает полной властью и может управлять львами в пустыне. Он, Отец, знал также, где можно достать исключительно необходимые материалы для храма бога Тота (бога мудрости), здание которого фараон Хеопс стремился воздвигнуть рядом со своей великой пирамидой. Услышав это, могущественный царь Хеопс выразил желание увидеть старого мудреца при своем дворе! Тогда царевич Гардату отправился в путешествие и вернулся назад вместе с великим магом.

После длительных приветствий, взаимных комплиментов и реверансов, согласно папирусу, состоялся долгий разговор между фараоном и мудрецом, который вкратце проходил таким образом:

– Мне сказали, о мудрейший, что твое искусство может воссоединить голову, отделенную от тела, с последним.

– Я могу сделать это, великий царь, – ответил Отец.

– Пусть приведут сюда без промедления преступника, – распорядился фараон.

– Великий царь, моя сила не распространяется на людей. Я могу воскресить лишь животных, – возразил мудрец.

Принесли гуся, обезглавили его и положили голову в восточном углу зала, а его тушку – у западной стены. Отец по очереди протянул свои руки в двух направлениях и пробормотал магическую формулу. Тотчас же тело птицы встало и перешло в центр зала, и голова перекатилась и встретилась с ним. Затем голова вспрыгнула на окровавленную шею; они соединились, и гусь вновь начал ходить, не хуже, чем до экзекуции.

Этот же удивительный подвиг Отец повторил с канарейками и с быком. После этого фараон пожелал узнать о проектируемом храме Тота.

Ман-мудрец знал все о старых останках храма, спрятанных в определенном доме в Гелиополе: но он не имел права открыть это царю. Откровение должно было придти от старшего из трех близнецов Раддедту, жены жреца Солнца в городе Сахбу. Она зачнет сыновей-близнецов от Бога-Солнца, и эти дети сыграют важную роль в истории страны Хеми (Египта), поскольку они будут призваны править ей. Старший из них, перед тем как он станет фараоном, будет высшим жрецом Солнца в городе Гелиополе.

Услышав это, фараон Хеопс разорвал в горе свои одежды: его династия, таким образом, должна быть свергнута сыном божества, которому он воздвигал храм!

Здесь папирус обрывается; и поскольку значительная часть его отсутствует, потомкам отказано в возможности узнать, что предпринял фараон Хеопс в этой чрезвычайной ситуации.

Следующий фрагмент сообщает нам о том, что, очевидно, являлось главным предметом этого древнего рассказа – о рождении трех сыновей Бога-Солнца. Как только Раддедту почувствовала предродовые боли, великий Бог-Солнце призвал богинь Изиду, Нефтиду, Месехекту и Гекту, и послал их для помощи жрице, наставляя: “Она рожает моих трех сыновей, которые однажды станут правителями этой страны. Помогите ей, и они построят храмы для вас, совершат многочисленные воздаяния вином и жертвоприношения”. Они сделали так, как он просил, и родились три мальчика, в один ярд длиной каждый, и с очень длинными руками.[8] Изида дала им имена, а Нефтида благословила их, две другие богини утвердили их счастливую судьбу. Три молодых человека стали в конце концов царями, основав V-ую династию, их имена были Усеркат, Сагурей и Какаи. После того, как богини вернулись в свои небесные дворцы, произошли некоторые великие чудеса. Зерно, принесенное в жертву матерям-богиням, вернулось обратно в закрома на дворе высшего жреца, и слуги сообщили, что невидимый голос распевал песнопения в честь рождения наследных царевичей, и были отчетливо слышны звуки музыки и танцев, относящихся к этому ритуалу. Это явление впоследствии принесло опасность для жизни будущих царей-близнецов.

Одна рабыня, наказанная однажды жрицей, убежала из дома и рассказала собравшейся толпе следующее: “Как она осмелилась наказать меня, женщина, которая родила трех царей? Я пойду и извещу об этом фараона Хеопса, нашего господина”.

На этом интересном месте папирус вновь обрывается; и читатель снова остается в неведении относительно того, что повлекло за собой это обвинение, и каким образом три брата-претендента избежали преследований верховного правителя.[9]

Другой магический подвиг, приведенный Мэритт Бей (Mon. Dir. pl. 9, Персидская эпоха) из таблички, хранящейся в Булакском музее, относится к Эфиопскому царству, основанному потомками высшего жреца Аммона, в котором царила абсолютная теократия. Он сам был богом, по-видимому, выбирающим царей по своей воле, и “стела 114, которая является официальным заявлением об избрании Аспалута, показывает, каким образом происходили такие события”. (Гебал-Баркал.) Армия, собранная невдалеке от святой горы Напата, избрала шесть офицеров, которые должны были присоединиться к остальным делегатам этой страны и предложить начать выборы царя.

“Придите”, – говорит высеченная на камне легенда, – “придите, пусть мы выберем хозяина, который был бы похож на неотразимого молодого быка”. И армия начала стенать, говоря – “Наш хозяин с нами, а мы его не знаем!” А другие вторили, “Да, но мы можем узнать его, хотя до сих пор никто, кроме Ра (бога) не делал этого: пусть великий Бог убережет его от зла, где бы он ни был...” Тотчас же вся армия завопила – “Но этот бог есть Аммон-Ра, на Святой Горе, и он – бог Эфиопии! Предадим же себя ему; не говорите в неведении о нем, ибо слово, сказанное в неведении о нем, это не есть добро. Пусть выберет он, этот бог, который есть бог Эфиопского царства, со дней Ра... Он поведет нас, так как все эфиопские цари – его рук дело, и он дает царство тому сыну, которого он любит”. “Вот что сказала целая армия: Воистину, это самая выдающаяся речь... во все века”.

Далее текст показывает нам делегатов, совершивших должным образом обряд очищения, перешедших в храм и распростершихся перед гигантской статуей Аммон-Ра, формулирующих свою просьбу. “Эфиопские жрецы могущественны. Они знают, как создавать призрачные образы и статуи, способные двигаться и говорить, и служить в качестве оболочек для богов; это искусство они сохранили от своих египетских предков”.

Все члены царской семьи проходят в процессии перед статуей Аммон-Ра, – и все же он не двинулся. Но как только Аспалут приблизился к ней, огромная статуя берет его обеими руками и громко восклицает: “Вот ваш царь! Вот ваш хозяин, который будет распоряжаться вашими жизнями!” – и армейские военачальники приветствуют нового фараона. Он вступает в святилище и коронуется богом, лично, его собственными руками; затем приближается его армия. Торжество заканчивается раздачей хлеба и пива. (Гебал-Баркал.)

Существует много папирусов и древних надписей, доказывающих без малейшего сомнения, что тысячи лет высшие жрецы, маги и фараоны – так же, как и народные массы – верили в магию, более того, практиковали ее; последнее, вероятно, может быть приписано искусному обману. Статуи должны были быть специально подготовлены; ибо, если бы они не были сделаны из определенных элементов и камней, и не создавались бы под определенным знаком зодиака, в соответствии с предписаниями магического искусства, то божественные (или, если угодно, дьявольские) силы, или СИЛЫ, которые, как ожидалось, оживляли такие статуи и образы, не могли бы быть приведены в действие подобным путем. Гальваническая батарея должна быть изготовлена из особых металлов и материалов, а не из выбранных наудачу, если кто-либо хочет вызвать ее магическое действие. И фотограф должен добиться определенных условий затемненности и использовать особые химикаты, прежде чем он сможет достичь намеченной цели.

Около двадцати лет назад археология обогатила себя весьма любопытным египетским документом, выражающим взгляды этой древней религии по поводу призраков (манов) и магии в целом. Его называют “Магический папирус Харриса” (Papyrus Magique). Он исключительно любопытен тем, что имеет отношение к эзотерическим учениям оккультной теософии и наводит на глубокие размышления. Но об этом – в нашей следующей статье о магии.

“Теософист”, октябрь 1886 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Самая древняя магия — Booknik.ru

Собственно говоря, это даже не вечера — один вечер, из которого, как из саркофага саркофаг, появляются еще несколько. И последний из этих вечеров плавно перетекает в ночь, озаренную мерцанием собранных в клетках светлячков, чьи силы иссякают на рассвете — как иссякает желание главного героя романа продолжать повествование.

Усталость Мененхетета I понятна: он прожил четыре жизни, и первая из них пришлась на самое долгое и славное правление фараона Рамсеса II, чьи деяния навечно запечатлены в рельефах храма в Абу-Симбел, что на границе с Нубией. Те, кто видел изображения битвы при Кадеше на стенах этого храма, высеченного в скальном массиве три с лишним тысячелетия назад, ничуть не удивятся масштабу писательского замысла. Мейлеру надо было только внимательно рассмотреть рельефы: вот хеттских шпионов жестоко пытают, чтобы те выдали, где их армия; вот солдаты фараона бегут в испуге, побросав обозы, а вот зримое доказательство триумфа — гора из отрезанных рук, по числу которых можно судить о потерях врага. И здесь же, среди разновеликих фигур — фигура колесничего, того самого Мененхетета-рассказчика.

Искушение персонажем, перед которым мало кто из писателей устоит, — прекрасная, в прозрачной одежде и с нежными руками Нефертари, настолько любимая фараоном, что Рамсес II построил в ее честь храм. Счастливое супружество, однако, не помешало ему заключить брачный контракт с дочерью короля хеттов, чему также свидетельство на фасаде. Мейлеру оставалось только придумать слова. Собрав увиденные фигурки, как ушебти, заставить служить своему замыслу. Он наделил их плотью, кровью, дыханием, спермой - словом, вдохнул в них жизнь, не давая читателю забыть, что они мертвы. Пожалуй, эту двойственность в древней религии Египта постичь труднее всего, однако Норман Мейлер минует препятствие легко, словно бестелесный двойник умершего — толстую стену пирамиды Хуфу.

Именно так и начинается роман, и первая книга — «Книга умершего». Семь сущностей человека покидают его тело после смерти; одна из них, Ка, должна совершить путешествие в Царство Мертвых, дабы в финале решилась человеческая загробная судьба. По Мейлеру, Ка, хотя и рождается из смерти, то есть из конца, все равно себя осознает, ибо Ка — двойник, а «двойник, как зеркало, не имеет памяти». Это необходимо объяснить подробнее: не будь этого бестелесного проводника, мы так и не вступили бы в погребальные камеры романа. Уверенно проведя нас по улицам Города Мертвых в начале, Ка попадает в усыпальницу и (здесь будет правильнее передать ощущения Ка его собственными словами), «сразу же почувствовал своей кожей — точно по моей голове провели ногтем. Казалось, будто мои подошвы царапал кошачий язык. Они зудели. Меня испугало ощущение непорядка и зловония».

Обычное дело — воры. Но только древний египтянин мог верно оценить масштабы катастрофы. Разорение усыпальницы было равносильно утрате загробного покоя — достаточно покалечить мумию, чтобы испортить человеку вечную жизнь. В этом смысле египтяне были очень уязвимы. Недаром Ка, исследуя гниющую ногу мумии, «внезапно почувствовал порез на пятке собственной ноги». Поскольку любители поглазеть на мумии редко заглядывают в усыпальницы, здесь будет уместно привести следующий отрывок:

«Они промыли окровавленную полость пальмовым вином и предоставили воспоминания о моей плоти брожению. Они набивали внутрь специи, перцы и редкие шалфеи, растущие на известняковых почвах Запада; затем наступил черед листьев тимьяна и пчелиного меда, собранного с тимьяна; апельсиновое масло втирали в полость груди, а масло лимона бальзамировало внутренность таза, освобождая его от стойкого запаха кишок».Однако все эти предосторожности пошли прахом из-за воров, среди которых, как выяснится позже, был и один из обитателей этой усыпальницы — колесничий Мененхетет. Из-за жадности матери умершего — еще одна лукавая подробность, помогающая протащить читателя в узкий лаз — в одной погребальной камере хранятся две мумии, юноши Мени (полное имя — Мененхетет II), и его прадеда, Мененхетета I. Именно благодаря скупости этой женщины, прекрасной и чувственной, как царица Нефертари, два родственных Ка начинают свое долгое, в семьсот страниц, путешествие в прошлое — оно, по-видимому, и оказывается страшным Херет-Нечером, с крокодилами и змеями, кипящей водой и черными безднами, — Херет-Невером, который необходимо преодолеть в загробном плавании.

Но прежде, чем сесть в лодку, надо хорошенько изучить повадки богов, с которыми предстоит встретиться, и вторую книгу Мейлер посвящает именно им. Это единственная книга, не связанная напрямую с сюжетом, но в ней уже есть всё: все линии, все пунктиры, победы и унижения, кровосмешения, расчленения и даже запахи — например, зловоние «погубленного тростника», уличившего бога Сета во лжи.

Именно так и стоит описывать древнеегипетскую реальность: через погружение в благовонные ароматы смолы елея, оникса, ладана, камеди, мирры, шафрана с фруктовой кожурой, что услаждали ноздри богов и фараонов, а также во «все те потаенные запахи плоти», какие только читатель способен обонять. И любопытно, что самые тонкие, драгоценные ароматы дарят растения, удобренные божественными испражнениями фараона. Вообще тема рождения прекрасного из грязи очень занимает Мейлера, и самая масштабная аллегория в романе — это, конечно же, описание Нила.

«Ветер поднялся вверх по реке из Дельты, миновал Мемфис и пришел к нам. По грязной зелени Нила, что походила на густеющий на огне суп, пошла рябь, и мы говорили, что это крокодил, такой же длинный, как сама река, шевелится внизу. Его шкуры не было видно, но поверхность воды пришла в движение. И все, что умерло в этой сухой жаре, лежало в пене наверху. На наших глазах река начинала гноиться».Так или иначе, практически каждая страница этой книги обладает запахом — иногда благовонным, а иногда — невыносимым. Мейлер остается Мейлером, и в глубины египетской истории мы иногда попадаем через задний проход, а в тайные мысли героев — вместе с извергнутым семенем. Прадед, таким образом, воссоединяется с правнуком (он же сын) — обстоятельство для египетской мифологии вполне обыкновенное. Правда, писатель с помощью одного персонажа (проходного, но для значительности отмеченного еврейством) идет еще дальше — соединяет начало и конец, вырисовывая бесконечность круга. Мужчина может создать себя заново, если вместе с его семенем в женщину уходит и его жизнь, то есть в это мгновение мужчина умирает. Именно поэтому Мененхетет I проживает свои сто восемьдесят лет. Соединяются любовь и насилие — то, что интересует Нормана Мейлера более всего. Любопытно, что и два других, тоже очень важных знания, Мененхетет I получает от еврея и еврейки — науку «долгого пребывания в пещере женской плоти», которая, разумеется, открыла ему «еще одну дорогу в Страну Мертвых», и понимание возможностей языка. Потому что слово, знак — это еще один ключ к чужим мыслям и чувствам. Мейлер живо интересовался магией, а магия слова — самая древняя. Благодаря ей герои романа временами соскальзывают в потоки сознания друг друга, и описываемые события мы видим отчасти сквозь дрему шестилетнего ребенка — отчетливо и достоверно.

Утомительно слушать одного рассказчика, даже празднуя День Свиньи, когда можно не только вкушать, но и произносить запретное. Вообще-то Мейлер с самого начала пользуется этим правом, рисуя сцены сакральные и непристойные, что порою одно и то же. Каждое слово романа — о чем бы ни шла речь, о битве, путешествии или обращении к богам, — каждое слово наполнено невероятной, предельной чувственностью.

«На крыльях таких мыслей, пребывая глубоко в ней, близко к тем небесам, где Нут встречается с Гебом, там, в продолжение всех тех часов, что я купался в ее водах, когда ярость неродившегося ребенка была направлена против меня, я размышлял о всех этих свойствах языка и тосковал, мечтая увидеть наш Нил».Поэтому «Вечера в древности» никак нельзя рекомендовать в качестве внеклассного чтения по истории древнего мира.

С другой стороны, магия Мейлера такова, что его описания Египта времен Нового Царства так же убедительны, как выдолбленные на камне рельефы в Абу-Симбел, а конструкция всего романа продумана по-египетски рационально, остроумно и прямолинейно. Важно даже обозначение глав не цифрами, а словами (один, два), и количество глав в каждой книге. Однако погружение в настолько инакую реальность не требует от читателя особых усилий. Взять хотя бы усыпальницу — предмет, современному человеку неприятный. Египтологи обычно ограничиваются перечислением предметов — мол, проникнуть в тайну древней смерти обычному человеку невозможно; а Мейлер обживает гробницу с детской непосредственностью.

И уже через несколько страниц становится понятно, зачем на саркофаг наносили буквы и знаки, а на стены гробницы — изображения еды. Да, глядя на нарисованного гуся или фиги, легко насытиться, вдохнуть аромат лотоса от каменного лепестка. Именно так поступают боги, а в Египте уже в Среднем Царстве каждый умерший становился Осирисом.

Конечно, очевидны и мелкие писательские хитрости: хеттская жена Рамсеса II, нежная Маатхонефрура, храпит в объятиях божественного супруга, а маленькие царевны, то есть наложницы фараона, заигрывают с евнухами, пьют пиво и сплетничают в Уединенных Садах, куда герой поставлен управляющим. Да и сам Мененхетет, о котором говорили, будто он ел помет летучих мышей, не все свои жизни прожил с достоинством — о трех из них он рассказывает неохотно. Правда, за долгую ночь, когда Рамсес II успел войти в славу и состариться, Великий жрец порядком устал. Его усталость, пожалуй, разделит и читатель: 700 страниц текста, в котором, как в водах Нила, водится абсолютно все, что когда-либо рождалось и умирало, чтобы снова родиться, — от такого не уставал только Осирис. И, безусловно, Норман Мейлер. Комментировать «Вечера в древности» с обычных литературоведческих позиций нельзя. Весь текст романа пронизан магией, и изъятая из него фраза, подобно снабженному табличкой артефакту, теряет часть своей силы и красоты. Но для того, чтобы войти в роман, требуется некая храбрость, ибо уже в первых строчках читатель невольно произносит заклинание:

«Я пребываю во власти обрывочных мыслей и яростных сил. Я не знаю, кто я. Ни того, кем я был».Еще о Нормане Мейлере:Умер хороший писатель — Норман Мейлер

booknik.ru


Смотрите также