Древние евреи в палестине. Древняя Палестина Содержание 1 Евреи поселяются в
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Заселение Палестины древними евреями. Древние евреи в палестине


Евреи в Палестине. История религий Востока

Евреи в Палестине

Завоевав Палестину (Ханаан) и жестоко расправившись с ее оседлым населением (в Библии красочно описываются «подвиги» иудеев, которые, с благословения Яхве, безжалостно уничтожали целые города и опустошали плодородные области этой благодатной части ближневосточного региона), древние евреи осели в этой стране, перешли к земледельческому образу жизни и создали здесь свое государство. Немалое влияние на развитие их культуры – возможно, также и религии – оказали при этом традиции древних палестинских семитских народов, отныне включенных в состав еврейского государства. Первые его цари – объединитель страны Саул, храбрый Давид, мудрец Соломон (XI–X вв. до н. э.), чья деятельность ярко описана в Библии, – не сумели, однако, создать сильного государства, которое после Соломона распалось на две части – Израиль на севере и Иудею на юге. Власть царей в обоих государствах была слабой, но зато большим авторитетом и влиянием пользовались жрецы Иерусалимского храма и различного рода «слуги божьи», назореи («святые» люди) и пророки, выступавшие с обличением несправедливостей и социального неравенства, становившихся все более заметными по мере развития общества. Эти «слуги божий» видели спасение от всех бед в исступленном культе великого Яхве, в уповании на его милость и волю.

Иерусалимский храм с течением времени, особенно после реформ иудейского царя Иосии в 622 г. до н. э., стал не только центром, но и практически единственным местом, где совершались ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. Остальные святилища и алтари, равно как и культы других древнееврейских и заимствованных иудеями у завоеванных ими народов Ханаана богов, с начала I тысячелетия до н. э. постепенно отмирали. Только одному Яхве возносили теперь молитвы жрецы из колена Левия, т. е. потомки Моисея. Яхве был на устах у многочисленных пророков, чьи поучения были включены в Библию (в Ветхий завет) и дожили до наших дней. При этом существенно заметить, что пророки соперничали с жрецами Иерусалимского храма, представляя собой нечто вроде оппозиции официальному курсу культа Яхве. В известной мере можно сказать, что вся жизнь народа и политика государства концентрировались вокруг Яхве и Иерусалимского храма. Недаром и весь период древнееврейской истории до 586 г. до н. э., когда Иерусалим был завоеван Вавилонией, храм разрушен, а множество евреев во главе с жрецами и пророками были уведены в плен в Вавилон, называется периодом Первого храма. Храм этот, построенный в Х в. до н. э. Соломоном из крепкого камня и ливанского кедра, представлял собой впечатляющее сооружение. Строительство его легло тяжелым бременем на народ, и некоторые авторы предполагают, что именно с этим был связан распад еврейского государства после Соломона.

Период Первого храма – эпоха наращивания мощи жрецов и усиления культа Яхве. Уже тогда сложились те основы иерократии (власти духовенства) и теократии, которые отчетливо проявили себя позже, в период Второго храма. После завоевания Вавилонии персидским царем Киром евреям в 538 г. до н. э. разрешили возвратиться в Иерусалим, а храм был отстроен заново. Жрецы его утопали в роскоши – со всех концов страны к ним стекались обильные подношения. В период Второго храма еще резче и последовательнее, чем прежде, стал осуществляться очищенный от наслоений прошлого культ единого и всемогущего Яхве. Жрецы храма, практически забравшие в свои руки всю власть в стране, энергично боролись против политеистических пережитков и суеверий, в частности они запретили изготовление любых идолов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Лекция №31. Евреи и Палестина – мифы об изгнании из Палестины (о галуте)

 

Вступление

 

Сегодня для всех нас, здесь присутствующих, знаменательный день! Мы заканчиваем цикл лекций или, вернее сказать ─ бесед, по истории еврейского народа от Пророка Авраама до наших дней.

Начались же наши беседы, как вы помните, с совместного изучения брошюры «Что такое либеральный Иудаизм?». Было всего две лекции …, затем четыре лекции по Новой истории - истории создания Государства Израиль, включая историю Сионизма, первую и вторую алию и так далее.

И только после этого мы приступили к изучению древней Библейской истории евреев, времени написания Талмуда, средневековой истории евреев Европы, потом опять вернулись в Новое время, узнали о положении Евреев в Польше, о Саббатианстве, о Черте оседлости. Разобрались в эпохе еврейского просвещения ─ Хаскале. И опять вернулись в новейшую историю. Пять Ливано-Израильских войн, еще несколько лекций на актуальные темы последних событий в Израиле. Таким образом, собирались мы за восемь прошедших лет 31 раз! И каждый год, как и сегодня мы обязательно собирались тут с Вами в мой очередной день рождения, который я сегодня отмечаю в 81 раз.

Больше половины лекций были изданы в виде отдельной книги, которую можно взять в нашей библиотеке. Надеюсь увидеть напечатанными и остальные. А пока все желающие могут их прочитать лекции на моем сайте в Интернете.

Вот такая получается статистика. Но перейдем к теме сегодняшней лекции.

 

Евреи и Палестина

 

На заре современной цивилизации два государства достигли наивысшего расцвета: Египет, благодаря Нилу, и Шумерское Царство, благодаря Тигру и Евфрату. Благодатное солнце этого региона и вода создали прекрасные условия для развития новых технологий в сельском хозяйстве и новой государственности. Резко отличаясь в своем развитии от окружающих народов, эти страны, естественно, искали пути для взаимного обмена товарами и методами обработки земли. Наиболее приемлемый торговый путь лежал вдоль земли т.н. Плодородного полумесяца. От Шумера (нижнее течение в Междуречье) купцы поднимались вверх до Арама, затем поворачивая на Юго-Запад вдоль долины Иордана и земли Ханаанской, достигали Египта

Таким образом, земля Палестины с глубокой древности уже с третьего тысячелетия до н.э. была вовлечена в интенсивные торговые отношения двух великих государств.

Название Палестина происходит как производное от Филистии, т. е. страны филистимлян, завоевавших эти территории приблизительно в конце второго тысячелетия до н.э.

К этому же времени относится и завоевание Палестины возвратившимися из египетского плена евреями.

Кстати сказать, новейшие археологические находки свидетельствуют о том, что завоевание Земли Ханаанской осуществлялось несколько иным способом, чем это излагается в ТАНАХе. Подтверждается разрушение только Иерихона и некоторых других городов, но большинство древних ханаанских городов были разрушены или покинуты жителями значительно позже по разным причинам, в том числе и в результате военных завоеваний, но не только евреями, а в основном филистимлянами.

Евреи же при завоевании Палестины захватывали не города, а свободные земли - пастбища для скота, ведь в то время они были скотоводческими племенами. Некоторым подтверждением тому служит захват Иерусалима царем Давидом, произошедший на 200 лет позже завоевания евреями окружающей город территории. При этом Давид не вырезал горожан, а на оборот, привлек их на свою сторону. По всей видимости, иевусеи - коренное население Иерусалима - перешли в иудаизм. Оседлый, земледельческий образ жизни среди евреев победил кочевой несколько позже, по-видимому, в период Царей.

По моему мнению, утверждение о сплошном уничтожении, по Божественному повелению, всех населявших города включая женщин, детей и стариков, обычное для того времени преувеличение с целью показать силу и мощь завоевателей для последующих поколений. Ведь мировоззрение древних сильно отличалось от современного.

Правда, и в наше время имело место практически поголовное уничтожение отдельных социальных групп и даже целых народов на ограниченных территориях тоталитарными режимами. По классовому признаку дворяне и священство уничтожены в СССР в двадцатых-тридцатых XX века, евреи в Германии и на оккупированных Германией во 2-ой мировой войне территориях. Этнические чистки многократно происходили в Африке, в Балканских государствах. До конца XIX в США уничтожали индейцев.

Уже совсем в недавнем прошлом и даже сегодня вожди мусульманского мира от Насера до Ахмединешада постоянно провозглашают своей целью тотальное уничтожение Израиля вместе с населением. Это еще раз подтверждает, что наши современники арабы - бывшие ассирийцы и сегодня не далеко ушли от своего древнего и средневекового мировоззрения.

Однако геноцид победивших евреев в отношении покоренных народов в библейские времена исторически не подтверждается.

С завоевания Земли Обетованной начинается библейская история развития, расцвета и упадка Государства Израиль при пророках, а затем при царях Самуиле, Давиде, и Соломоне. Напомню, что произошло разделение страны на два государства: Иудею с центром в Иерусалиме и Северное царство ─ Израиль с центром в Самарии.

Ассирийский разгром Израиля и захват в рабство значительной части населения в 722 году до н.э., а затем разгром Иудеи Невухаднецаром в 586 году и вавилонское пленение завершает независимое существование первого в мире монотеистического государства - еврейского государства, просуществовавшего в общей сложности около семисот лет.

Возвращение через 50 лет евреев в Иудею и Иерусалим, восстановление, разрушенного первого Храма, образование Самарии из оставшихся в Палестине евреев Северного царства, возродило еврейскую жизнь в виде автономии под властью персидских царей Кира и Дария. Затем произошло завоевание в 330 году до н.э. Палестины Александром Македонским и вхождением ее сначала в состав царства Птолемеев, а затем в 198 году до н.э. в греко-сирийское царство Селевкидов.

В этот период евреи составляли большинство населения Палестины, кроме Финикии, которая занимала территорию нынешнего Ливана.

После изгнания евреями под руководством братьев Маккавеев греко-сирийцев из Палестины во втором веке до н.э. евреи вновь создали на 200 лет на всей ее территории единое еврейское государство династии Хасмонеев, которым наследовала династия царя Ирода, но уже под протекторатом Рима.

 

Из Иерусалима евреи были изгнаны после поражения восстания Бар-Кохбы во втором веке уже нашей эры. Обращу внимание, что это прискорбное событие произошло вовсе не после поражения Зелотов в Иерусалиме в 70 году н.э., как обычно считается в ненаучной литературе.

Однако даже после поражения восстания Бар-Кохбы евреи продолжали жить в Палестине, а именно в Галилеи, Самарии и даже в Иудее, кроме самого Иерусалима. Основная масса еврейского населения занималась своим обычным делом ─ сельским хозяйством, а в городах - ремеслом. Но ученые мужи ─ раввины наряду с исполнением своих обычных обязанностей, в новых условиях религиозного существования без Храма приступили к созданию обновленного иудаизма. В нем Храм и жертвоприношение вынужденно заменила синагога с обновленной литургией и обновленными религиозно-мистическими ритуалами. Снова был созван Синедрион ─ высший религиозный и судебный орган и возник ряд наученных центров, в которых сосредоточились усилия по записи устной Торы.

Во времена Первого и второго Храмов устное Предание записывать было запрещено. Предание, имея такое же священное значение, как и письменная Тора, должно было передаваться и действительно передавалась исключительно «из уст в уста» в течение целого тысячелетия. Но при этом Предание неизбежно, в какой-то мере изменялась в зависимости от изменений условий жизни народа. Теперь же при потере Храма, возникла опасность утраты столь важного стержня соблюдения Традиции, каким являлась устная Тора.

Организовав новые научные центры, ученые с успехом выработали основы нового религиозного существования без Храма. Под руководством великого ученого Иегуды ха Наси танеи записали устную Тору ─ Мишну (Второучение), основу Талмуда, а затем - в четвертом веке записали т. н. Иерусалимский Талмуд ─ свод законов и комментарии к ним.

 

Миф о галуте. Изгнание евреев из Палестины – миф.

 

Научно доказано, что евреи с некоторыми перерывами владели Палестиной в течение, по меньшей мере, 11-ти веков, вплоть до утверждения Византийского владычества в IV веке н.э. Во всяком случае, готовясь к этой лекции, я не нашел, в той литературе, на основе которой изложен весь излагаемый материал, ни одного научно доказанного факта насильственного изгнания евреев из Палестины.

Из источников видно, что обычно этот миф основывается на законах Римского императора Адриана (годы правления 117 по 138), который ввел законы, направленные на изживание иудаизма и христианства, как религий противостоящих государственной религии ─ многобожию, язычеству.

Император не знал, а если и знал, то не понимал сущности монотеизма, а потому считал обряд обрезания, которого придерживались в то время, как иудеи, так и христиане ─ варварским обычаем. Запрет на обрезание и исполнение законов торы послужили важнейшими причинами восстания Бар-Кохбы (131-135 г.г.). Однако в законах императора Адриана ни слова не сказано о запрете евреям жить в Земле обетованной. Запрет касался только города Иерусалима. Через 20 лет императором Антонином Пийем (правил с 138-161г.г.) даже названные дискриминационные законы были отменены.

В период создания Мишны и Иерусалимского Талмуда (период римского протектората) центром еврейской жизни была Галилея. В Иудее, почти полностью разоренной войной с Римом, и в Самарии поселений было меньше также и в силу природных обстоятельств. Безводные пустыни Иудеи давали возможность проживания только в оазисах и в местах, где были колодцы, которые почти полностью подверглись уничтожению в борьбе с восставшим еврейским народом.

Арабы же завоевали Палестину в 638 году – только в 7 веке!

Но и тогда евреи, отказавшиеся от перехода в Ислам, продолжали жить на своей земле, потеряв, правда, в значительной степени гражданские политические права. Арабы владели Палестиной с VII века по XI века - пять веков.

В конце XI века Палестину завоевали крестоносцы. Основали тут свои королевства феодального типа, и с переменным успехом воевали с арабами 200 лет.

Понеся поражение от эмира Салладина в 1187 году, они вынуждены были отступить в крепость Акко, но при следующих компаниях крестоносцы расширили подвластные им территории. Всего за это время произошло семь крестовых походов в Палестину.

С XIII по XV века Палестиной владели мамлюки. Происхождение мамлюков довольно интересно. Египетские эмиры, независимые от Багдадского халифата, для защиты своих владений и своего владычества создали гвардию из белых и черных рабов огромной по тем временам численностью в 12-15 тысяч воинов. Белых воинов называли «мамлюки» (перевод с арабского – «белый раб»).

Происходили они из половцев, кипчаков и других тюркоязычных племен предгорья северного Кавказа, а также черкесов, которые в тот период были христианами, грузин, других кавказцев-христиан и даже славян.

В результате, как мы бы теперь назвали, государственного переворота в 1250 году Каирский эмир был сброшен с престола, а власть перешла к мамлюкам. Мамлюки создали собственное государство, включив в него территорию всего нынешнего Израиля, включая Прибрежную долину, Иудею, Самарию и Галилею.

В XVI веке молодая и очень агрессивная Османская империя разгромила государство мамлюков и на четыре столетия установила свое господство над всем Ближнем Востоком.

После Первой мировой войны (1914-18 г.г.) Палестиной владели Англичане по мандату Лиги Наций, которые и дали принципиальное согласие на создание в Палестине еврейского государства в начале в форме «национального очага».

Таким образом, арабские государства и арабские монархи владели землей Палестины всего около пяти веков. Последние же восемь веков арабы находились в Палестине точно на тех же основаниях, как и всегда остававшиеся тут, хотя и в незначительном количестве евреи. Суверенными же правами на земли Палестины чуть ли не тысячу лет обладали иные государства.

Во времена турецкого владычества Палестина, также как и при арабах, была малонаселенной запущенной страной. Однако и в это время еврейские поселения продолжали существовать и даже развиваться. Особенно в XVI – XVIII веках. После изгнания сефардов из Испании, а также во времена ожидания прихода Мессии в образе Саббатая Цеви.

Ложный Мессия Саббатай Цеви, объявив себя Мессией, настолько возбудил еврейство Европы и в особенности Польши, что множество польских, голландских и балканских евреев позакрывали свои предприятия, распродали имущество и отправляясь в Палестину в основном в район Цефата и Иерусалима, чтобы на Земле обетованной встретить Мессию, который избавит всех евреев от гонений, соберет их на своей древней земле и возродит древний Израиль.

Цефат – духовная столица европейского и турецкого еврейства во времена ложных мессий находится в Галилеи в районе озера Киннерет. Именно в Цефате было создано мистическое учение Каббала и издана ее главная книга Зогар. Правда сами каббалисты настаивают, что каббалистическое учение было создано в Эрец-Израэле мудрецом Раби Шимон Йохай во втором веке н.э.

Там же находились и каббалистическая Академия, где на манер древней Аристотелевой академии, ученики собирались вокруг своего учителя. На прогулках они углублялись в тонкости учения, проповедующего глубокий тайный смысл Торы, который можно познать, только ведя праведную жизнь и строго исполняя все Законы. Кабалисты, изучая тексты Торы, подвергали их цифровому анализу с тем, чтобы на этой основе точно определить время прихода Мессии. В совместных, искренних и жарких молитвах приводили они себя в состояние экстаза с целью максимального приближения к Всевышнему.

Итак, хронология владения землей Ханаанской следующая:

  • Первые известные науке аборигены будущей Палестины Ханаане ─ оседлый семитический народ с достаточно высокой для того времени культурой.
  • Период независимого еврейского владычества, 1200 – 586 годы и с 168 - 37 годы до н.э. Всего - 745 лет.
  • Владение евреями землей Палестины на основе автономии под римским протекторатом с 37 года до н.э. по 398 год н.э. Всего - 435 лет.

Таким образом, евреи владели землей Палестины с перерывами и включая автономное существование около 12-ти веков.

  • Период византийского владычества 398 – 638 годы = 240 лет.
  • Период арабского владычества, 638–1099 годы = только 461 год, т.е. менее 5-ти веков.
  • Период крестоносцев, 1099–1291 годы = 192 года.
  • Период мамлюков, 1291–1516 годы = 225 лет.
  • Период османского владычества 1517–1917 годы = 400 лет.
  • Период британского мандата 1917 – 1948 годы = 31 год.

Население Палестины к моменту создания Государства Израиль составляло: евреев – 600 тыс. человек, арабов – 700 тыс. Суммарно - менее полутора миллионов человек. Сейчас население этой же территории составляет: Израиля 7.2 миллиона, включая один миллион арабов граждан Израиля, а, кроме того, около 4 миллионов арабов Западного берега, Газы и арабской части Иерусалима.

Всего более 11 миллионов.

При этом демографы Израиля предполагают, что к 2050 году только население Израиля составит 10 миллионов человек.

Я привел эти цифры для того, чтобы показать: к началу массовой алии Палестина представляла собой заброшенную, почти безлюдную, окраину Османской империи, состоящую из безлюдных пустынь и болот Израилитской долины, где арабы не имели никаких особых прав против евреев.

Мой рассказ о постоянном присутствии евреев в Палестине после поражения восстания Бар-Кохбы (135-138 годы) основывается на исследовании этой темы немецкими учеными, изложенными в брошюре «Израиль», изданной в Марбурге в 1985году. В приложении имеются ─ карты с точным указанием населенных пунктов и городов, в которых проживали евреи с первого по начало двадцатого века

На основании вполне надежных источников в этой брошюре приводятся карты расселения евреев по всей территории Палестины, свидетельствующие о том, что евреи никогда не покидали Святую землю, несмотря на притеснения со стороны арабов или других временных завоевателей Земли обетованной. По густоте еврейских населенных пунктов на приводимой карте видна эта закономерность.

Вообще-то территории Самарии и Иудеи и после их захвата в 638 года арабами почти не заселялась. Леса к тому времени были, по-видимому, вырублены, многие источники высохли. Там не было плодородных долин таких, как у Нила или Евфрата, где и расцвела знаменитая арабская средневековая культура. Иудея и Самария, находясь на задворках вновь Багдадского халифата.

Тот факт, что Иерусалим и Палестина ни разу не упоминаются в Коране, говорит сам за себя. Этим территориям арбы не придавали ни стратегического, ни сакрального значения вплоть до 20 годов XX века, когда евреи первой и второй алии реально стали своими руками возрождать пустующие земли Палестины.

 

В этом месте мне следовало бы подробно остановиться на моменте создания Государства Израиль, но это потребовало бы новой отдельной беседы, которая, кстати сказать, уже состоялась у нас года два назад.

В данном случае значительно важнее с точки зрения темы лекции разобраться в вопросах международной легитимности государственных образований в современной Палестине. Государство Израиль создано по решению ООН, следовательно, все государства, входящие в эту всемирную организацию, обязаны признавать законность существования Государства Израиль. Тут нет проблемы.

А существует ли правовые международные установления определяющее право народов на самоопределение или право на отделение, или право на возвращение? Кто имеет право на владение землей? Люди, проживающие на ней, или государства, владеющее в данный момент этой территорией? Имеет ли право народ на возвращение в ту землю, которой он владел ранее?

Оказывается таких, международно-признанных, правовых критериев нет. Вернее они существуют, но в очень противоречивой форме.

Существует международно-признанное право народов на самоопределение, на этом принципе формально даже была построена конституция СССР, но в тоже время существует принцип незыблемости государственных границ. Существует право на возвращение беженцев и перемещенных лиц, в одновременно действуют Ялтинские соглашения 1943 г., по которым миллионы людей в Европе были принудительно выселены со своих исконных мест пребывания уже после 2 мировой войны.

При этом, ни у кого сегодня не возникает желания водворить их на старые места. Например, переселить немцев в Восточную Пруссию или Богемию, поскольку опять же существует принципы нерушимости границ установленные после Второй мировой войны, и подтвержденные в 1975 г. Хельсинскими соглашениями.

В тоже время «Перестройка» в Советском Союзе возвратила все изгнанные народы ─ чеченцев, крымских татар, турок месхетинцев, ингушей и т.д., за исключением немцев Поволжья, на старые места, хотя в отношении некоторых народов и декларативно.

Проблема Нагорного Карабаха осталась практически разрешимой, поскольку на международном уровне не решен вопрос, принадлежат ли земли Карабаха Азербайджану, как государству или армянам, как народу, который там проживает?

Имеют ли право баски на отделение? Если нет, то почему косовары получили самостоятельность? В Косово ООН решила, что надо отдать землю большинству, хотя албанцы и жили-то в границах Сербии всего несколько десятилетий.

Таких противоречий в мире множество. В каждом случае они решаются по-разному, а во большинстве совсем не решаются.

В принципе единообразно их решить невозможно, поскольку народы и их истории крайне разнообразны, то и подходы для решения их проблем должны быть разнообразными.

Крупный еврейский ученый-теолог Мартин Бубер (1878–1965), считает, что право на Эрец Израиль, евреи завоевали тем, что из почти безлюдной заброшенной земли создали цветущий сад, тем самым, подтвердив Божественное право на владение Землей Обетованной.

Известный российский публицист и экономист Полян предложил даже создать международный историко-административный суд по типу Гаагского, который на основании рекомендаций независимых экспертов историков, экономистов, и других ученых специалистов принимал бы решения по удовлетворению исков противоборствующих сторон по международным земельным спорам.

Мое же мнение, также не исполнимое, как и выше приведенные, состоит в том, что решения о принадлежности земли тому или иному народу должны исходить из тех же принципов, каких придерживаются все суды при решении вопроса: кто должен воспитывать детей после развода родителей?

Суды обычно отдают предпочтение тому родителю, который в состоянии создать лучшие условия для жизни детей. Применяя этот принцип к праву на землю того или иного народа, в том числе и в Палестине можно определить настоящего хозяина спорной земли. Нужно только объективно разобраться, что в нашем случае практически маловероятно. В применении к Израилю, для решения конфликта лучше всего прислушаться к просьбе министра иностранных дел Израиля Ливни, обращенной к членам т.н. «Ближневосточного Квартета»: «Оставьте нас в покое, мы сами сможем со временем решить наши проблемы».

Американский принцип решения Палестинской проблемы, высказанный в свое время президентом Джонсоном после войны 1967г., и которым руководствуются все последующие президенты США, состоит в следующем:

1. Израиль не должен возвращать оккупированные им арабские территории до тех пор, пока арабские государства официально не признают его и не предоставят гарантии мира и безопасности (этот принцип более известен по формуле "земля в обмен за мир").

2. Израильские поселения на оккупированных территориях, созданные до 1967 года являются законными. Поселения, созданные после 1981 года, подлежат ликвидации.

3. Права палестинской стороны не включают автоматического возвращения всех палестинских беженцев и автоматического права на образование независимого палестинского государства.

4. Военное и технологическое превосходство Израиля обеспечивается с помощью США.

В 2004 году общее число так называемых «палестинских беженцев», по данным ООН, достигло 3.9 млн. человек.

Мне приведенные принципы представляются вполне справедливыми.

 

В последнее время некоторыми ученными высказываются разные экзотические и парадоксальные теории относительно истории еврейского народа и относительно того, является ли евреи народом или религиозным сообществом. И существует даже дискуссия о том, ассимилируется ли евреи с народами, среди которых они живут, или наоборот евреи настолько сильно влияют на их мировоззрение, что, например, деловая Европа и Америка уже полностью восприняла еврейский образ мысли и еврейский рационализм в приложении к современному экономическому развитию.

Мне представляется заслуживающая внимания теория или лучше сказать гипотеза Шломо Занда, историка, профессора Тель-Авивского университета. Теория изложена им в книге «Когда и как был придуман еврейский народ? Что такое народ и как он становится нацией».

Книга к сожалению еще не издана на русском языке, но основные ее тезисы, очень четко изложены в статье Айка Дëдтмана «Нация или религиозная общность», опубликованной в октябрьском номере 2008г «Еврейской газеты».

Шломо Занд подтверждает, высказанную выше мысль о том, что никакого изгнания из Эрец-Израиль не было. Но ученый идет дальше. Много дальше!

Он полагает, что по миру распространились не евреи, а иудаизм. Евреи путем прозелитизма обратили в иудаизм соседние народы северной Африки и затем вместе с арабами, не как народ, а как религиозная общность, захватили почти весь Иберийский полуостров.

В традиционной историографии тоже упоминается о еврейском прозелитизме, даже о насильственном обращении в иудаизм, как о единичном случае. Когда один из Царей династии Хасмонеев на рубеже второго и первого века до н.э. Гиркан, завоевав практически всю Палестину, насильственно обратил в иудаизм семитские племена Заиорданья и Синая. Историк Дубнов (1860-1942), как и Занд также упоминает об Иудейском государстве, существовавшем несколько десятилетий на территории Йемена, в VI веке, до исламизации. Его население не принадлежало к семитической группе народов, т.е. это были точно иудеи из прозелитов.

Совсем уж оригинальная гипотеза высказана Зандом в отношении происхождения языка идиш. Он утверждает, что в основе идиша лежат славянские и хазаро-тюркские корни, а немецкие корни идиш пробрел уже в Польше, где в тесном общении с немецкими колонистами евреи частично заимствовали их наречия и лексику.

Все свои утверждения, столь резко отличающиеся от традиционного подхода, автор книги излагает, чтобы оправдать свое принципиальное мнение об отсутствии Галута (рассеянья), о том, что современный Израиль создан сионистами не как светское государство европейского образца, а как узко национальное, основанное на расовой принадлежности. Он ратует за то, что Израиль должен создать государство с единственной национальностью «израильтянин». Религиозная же принадлежность это, по мнению ученого, вопрос личностный, не имеющий прямого отношения к национальности.

С такой постановкой вопроса можно было бы согласиться и нужно бы согласиться, но… в будущем. В настоящее же время ни евреи, ни арабы не готовы отказаться от своей этнической идентичности.

Мне кажется, что Израиль избрал вариант демократического государства с определенным религиозно-этническим акцентом, как единственно возможный вариант государственного устройства при существующих условиях. В какой-то степени в защите своей этнической и религиозной основы Израиль черпает силы для успешного противостояния окружающим его агрессивным исламским странам. Там то же религия не отделена от государства и является основой мировоззрения.

Из многочисленных комментариев к книге Шломо Занда в Интернете видно, как неоднозначно воспринял научный мир столь смелые и даже еретические мысли своего коллеги. Конечно, мне невозможно полемизировать с столь авторитетным профессором истории. Тем не менее, в изложении этой теории г-ном Айком Дëтманом есть, на мой взгляд, имеются существенные неточности.

Он и автор книги утверждают, что традиционная версия Истории еврейского народа Герца, изданная в середине XIX века, и другой ее вариант профессора Симона Дубнова, изданный через полвека в 1929 г., являются версией придуманной сионистами, как идеологическая основа для развертывания политической компании по созданию собственного дома в Палестине.

Такое сугубо идеологическое толкование труда Герца, по крайней мере, некорректно, т.к. Генрих Герц умер еще до создания Сионистского движения. Симон Дубнов, хотя и писал все свои исследования в первой половине XX века, но упрекнуть его в ангажировании каким-либо политическим движением можно только совершенно не зная его политических взглядов и стремления к объективному изложению событий исключительно на основании изученных лично им источников и документов (см. Дубнов, «Книга Жизни»). Достаточно сказать, что С.Дубнов был принципиальным противником сионизма. Он исповедовал идею создания в России Еврейской культурной Автономии и активно работал в этом направлении.

Мне представляется, что иудейский прозелитизм, о котором упоминает профессор Занд, ссылаясь на свидетельства поэта Горация и историка Тацита (они жили и творили на рубеже старой и новой эры), могут быть некорректны, так как в это время прозелитизм был главной заботой первых христиан. Об этом вполне определенно повествует Новый Завет. Римляне же, в том числе и упомянутые великие римляне, в то время не отличали иудеев от христиан, признавая и тех и других иудеями. Говоря о прозелитизме, сегодня уже невозможно определить, кого именно они имели в виду.

Упомянутая в книге и в статье из «Еврейской газеты» цифра - четыре миллиона иудеев, проживавших в Римской империи, тоже вызывает сомнения. Вряд ли римляне, производя перепись населения, учитывали религиозную принадлежность. Ведь переписывали исключительно налогоплательщиков, и возможно военный резерв империи, то есть только свободных римлян. Статистика населения Римской империи, приведенная в электронной энциклопедии «Википедия», оценивается учеными как приблизительная, так как неизвестно, как упоминалось выше, кого именно переписывали. Во всяком случае, к началу новой эры население Рима составляло приблизительно 45 миллионов человек. У меня возникают большие сомнения относительно того, что 10% населения империи (четыре миллиона) составляли иудеи, даже если они были из прозелитов.

И последний пример. Хазары действительно были изгнаны монголами из волжских степей. До изгнания их вожди - и только вожди с ближайшим окружением исповедовали иудаизм. Сомнительно, чтобы в изгнании весь народ поголовно принял иудаизм, в то время как все земли куда они, как утверждает автор, переместились, принадлежали христианам-католикам (Польша) или православным (Русь, Болгария и Румыния). Не исключено, что какая-то часть из окружения вождей и последовала за ними, но само племя, по-видимому, полностью ассимилировалось с окружающими народами, приняв их веру.

Тем ни менее, судя по обширным откликам, новый и достаточно парадоксальный взгляд на общую историю еврейского народа очень интересен и в совокупности с традиционным направлением может привести к более точному пониманию довольно прихотливой нашей истории.

Заканчивая наш исторический экскурс, доказывающий, что евреи никогда полностью не покидали Землю обетованную, хочу обратить внимание слушателей на недавно изданную на русском языке книгу профессора Калифорнийского университета Юрия Слëзкина, ─ Эра Меркурия: Евреи в современном мире.

В этом труде в очень живой, энергичной форме излагается совершенно парадоксальный взгляд на историю интеллектуального и рационалистического развития мышления еврейского народа, как основной причины его необычайно успешной интеграции в европейский и американский мир; в его культурную, деловую и научную системы. Автор принял довольно оригинальную канву изложения. Полагая, что Шолом-Алейхем в повести «Тевье – молочник» изобразил не только быт и дух еврея Черты Оседлости, но и модель развития для большинства евреев черты оседлости конца XIX и первой четверти ХХ века автор утверждает следующее.

Во-первых, массовая эмиграции из Черты Оседлости была всего в три «страны обетованные»: на историческую родину, в США и во внутренние районы России.

Второй постулат проф. Слезкина: в силу внешних обстоятельств, в силу присущей еврейскому народу живости ума, особой приверженности к своей религии, и постоянного стремлении к образованию, а так же в силу его энергии и мобильности, был создан особенный менталитет и образ жизни, который автор назвал посредническим и кочевым.

Кочевым не в цыганском смысле слова, а смысле народа отдающего предпочтение так называемым посредническим или обслуживающим профессиям ─ ремеслу, торговле, банковскому делу, юриспруденции, научной деятельности, медицине - в значительно большей мере, чем производительному труду. Причину понятны, в течение полутора тысяч лет народу запрещалось заниматься иными профессиями и, тем не менее, именно в этом евреев упрекали и упрекают.

В то же время в развитом современном мире только 25 -30 процентов работающих прикладывают свой труд в сфере материального производства, а 75% работают именно в сфере обслуживания, т.е. занимаются посреднической деятельностью.

Естественно, что изменение специализации в какой-то мере сказалась на изменении мировоззрения большей части населения экономически развитых стран Европы и Америки. Из аполлонийцев они превратились в меркурианцев. Мобильность или по Слезкину - кочевое существование не только в пространственном понимании, но и в смысле смены профессии, стремления к образованию, в смысле умения изменять устоявшиеся традиционные методы и технологии при изменении обстоятельств и т.д., стали отличительной чертой не только евреев, но также большинства американцев и европейцев. Некоторые понятия требуют пояснений: под аполлонийским мировоззрением автор подразумевает созерцательное начало, некоторый консерватизм мышления, крестьянский подход ─ главное стабильность, устойчивость и пр. Под меркурианским – рационализм, энергию, определенную гибкость, утилитарность мышления и деятельности.

Исходя из этих фундаментальных изменений проф. Слезкин делает парадоксальный на первый взгляд вывод. Не евреи стремятся к ассимиляции в европейскую деловую жизнь, наоборот - европейцы и американцы ассимилировались в еврейских традиционных областях деятельности, а следовательно, восприняли еврейский образ мышления их подход к решению своих задач. Они стали евреями, конечно, не в религиозном понимании, но в бизнесе.

Я упомянул только пару аспектов из работы профессора Слезкина, но в книге затронуто еще множество особенностей еврейской истории XX века, который автор назвал еврейским веком. В книге приведен обширный статистический материал об участии евреев во всех областях жизни Советского Союза, как в тех, которые вызывают гордость, так и в тех, которые вызывают досаду и стыд.

Обращает внимание недостаточное, книжное знание автора о внутренней обстановке нашей стране в рассматриваемый им период. Некоторые утверждения автора вызывают только удивление, а иногда и протест. Одним словом этот труд далеко не однозначен. Но прочесть его, по моему мнению, ─ полезно.

В заключение беседы нужно сказать, что если уж столь маститые представители историко-научного истеблишмента как профессора Занд и Слезкин увидели этапы еврейской истории с иной точки зрения и сумели, используя обширные первоисточники, как-то противостоять прежним устоявшимся историческим понятиям, то смело, можно сказать, ─ наука о еврействе вышла из оцепенения. Процесс ее развития остановить невозможно и вполне предсказуемо можно ожидать, что вскоре мы услышим об ином общепризнанном историческом понимании нашего прошлого и нашей Традиции.

 

А.Тиктинер20 февраля 2009 г.

tiktiner.ru

Древняя Палестина Содержание 1 Евреи поселяются в

Древняя Палестина

Содержание: 1. Евреи поселяются в Палестине. 2. Борьба с филистимлянами. 3. Цари Израиля.

1. Евреи поселяются в Палестине. • Примерно три с половиной тысячи лет тому назад в землю Ханаанскую, что на Восточном побережье Средиземного моря, пришли кочевые племена семитов. Задолго до этого они жили за рекой Евфрат, затем переправились через нее и кочевали в Аравийской пустыне. Себя эти племена называли "народ Израиль". Другие же народы называли их "ибрим", или "евреи", что, вероятно, означало "переправившиеся через реку" или "пришедшие из-за реки".

Переправ Евреев через реку

Племенной союз Израиля состоял из двенадцати родов (колен). Этими родами управляли судьи (вожди). Главным источником, из которого мы знаем о древней истории евреев, является Библия. Первая часть Библии - Ветхий Завет - священная книга евреев. Особенно ими почитаются первые пять книг Библии - Тора, или Пятикнижие Моисеева.

Библия- священная книга

Древние евреи верили в единого бога Яхве , в то время как другие народы поклонялись многим богам и идолам. Они считали себя народом, избранным Богом. Древние евреи были убеждены, что Бог заключил договор (завет) с их предками. В Библии рассказывается, что праотец (патриарх) евреев Авраам, родившийся в месопотамском городе Уре, получил знамение от Бога и наказ вести своих соплеменников в ту землю, которую Бог укажет. Этой землей оказался Ханаан - та его часть, которая позже стала называться Палестиной.

Бог Яхве

Здесь на берегу реки Иордан находилась земля обетованная (обещанная) Богом. Однако эту землю евреям пришлось отвоевывать у тех, кто жил здесь задолго до них, а затем налаживать отношения с соседними странами и народами. В Палестине древние евреи перешли к оседлому образу жизни. Они занялись земледелием, стали строить города.

Строят город , занимаются земледелием

2. Борьба с филистимлянами • Мирный труд народа Израиля был прерван нашествием "народов моря" - филистимлян. Библия свидетельствует о том, что древние евреи мужественно отражали нашествие врагов.

• Одним из героев этой войны был Самсон. Он обладал такой огромной силой, что мог разодрать льва, как козленка. Многотысячное войско филистимлян Самсон разгромил, использовав как оружие ослиную челюсть. Не могли враги одолеть Самсона, но его погубила филистимлянка Далила.

• Самсон полюбил Далилу. Она же коварно выспросила у него, в чем источник его силы. Самсон признался, что сила его заключена в длинных волосах. Далила позвала филистимлян и приказала коротко остричь спящего Самсона. Вместе с волосами Самсон утратил свою силу. Филистимляне захватили его в плен и ослепили. Заковав его в цепи, они заставили Самсона вращать мельничные жернова. Прошло время. . . Филистимляне во время своего праздника решили поиздеваться над Самсоном. Они собрались в храме и заставили великана забавлять их. Но у Самсона уже отросли волосы и с ними вернулась его могучая сила. Самсон вырвал два столба, на которых держалась кровля храма. Храм обрушился и погреб под собой героя и его многочисленных врагов.

Храм обрушился и погреб под собой героя и его многочисленных врагов.

3. Цари Израиля. • Примерно за тысячу лет до н. э. первым царем Израиля стал Саул. Он одержал немало побед над врагами, но в конце концов филистимляне убили царя и его сыновей.

• После Саула израильтяне избрали своим царем юношу Давида. В детстве Давид был пастушком. Он прославился тем. что, когда был подростком, победил великана Голиафа. Когда войска царя Саула и филистимлян сошлись на поле брани, перед вражеским войском в медном шлеме, чешуйчатой броне, со щитом и копьем выступил Голиаф. Он вызывал на бой израильтян. Сорок дней никто не решался вступить с ним в единоборство. Наконец появился Давид, выглядевший мальчиком по сравнению с Голиафом. • Давид отказался от воинского вооружения. У него была праща, с помощью которой метали небольшие камни. Давид сказал Голиафу: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Бога воинств израильских". Подросток метнул из пращи камень. Камень попал великану в лоб и поразил его насмерть. Давид отсек Голиафу голову, наступив ногой на его тело. Филистимляне, увидев гибель своего предводителя, обратились в бегство.

Победа Давида над Голиафом

• Давид оказался талантливым правителем. При нем под властью Израильского царства находились различные народы. Израиль в то время поддерживал дружеские отношения с соседней Финикией. Столицей своего царства Давид сделал город Иерусалим. По преданию, этот город был воздвигнут на том самом холме, где праотец Авраам собирался принести в жертву Богу своего сына Исаака, но тот был чудесно спасен.

Столица Израиля - Иерусалим

• Давид передал престол младшему сыну Соломону. При Соломоне в израильском царстве воцарились мир и благополучие. Израиль имел выход к Средиземному и Красному морям, контролировал важные торговые пути из Аравии в Египет и в другие страны. В Израиль ввозили драгоценные металлы, предметы роскоши, коней, колесницы, строительные материалы. • Богатства Соломона позволили ему отстроить Иерусалим. В городе был воздвигнут огромный храм. Руководили его строительством финикийские мастера. Иерусалим стал религиозным центром. Израиля, хранилищем еврейских святынь.

• После смерти Соломона государство распалось на два царства: Израильское на севере и Иудейское на юге Палестины. Столицей Иудеи стал Иерусалим. Эти царства временами даже воевали между собой, что ослабляло и то и другое. Позже оба царства были захвачены соседями. • Царь Соломон прославился своей мудростью и справедливостью. Его мудрость вошла в поговорку. До сих пор мудрое решение иногда называют соломоновым.

Спасибо за внимание!!!

present5.com

Палестинцы - потомки древних евреев

"В 1917 году эмир Файзаль написал в письме главе Сионистской Организации Америки Феликсу Франкфуртеру: " Мы с вами одной расы и крови, и сотрудничество принесет великое процветание нашей стране".Вся последующая печальная история палестино-израильского конфликта кажется издевкой над словами Файзаля – потомка Хашемитов по отцовской линии и еврея, по материнской.Израильский предприниматель и историк-любитель Цви Мисинай утверждает, что эмир прав, большинство палестинцев – потомки еврейского населения древней Иудеи, о чем свидетельствуют их имена, особенности языка, традиции, названия населенных пунктов.История насильственного обращения в ислам обитателей Иудеи и Самарии остается одной из темных и малоисследованных страниц прошлого, о которой в современной Палестине и Израиле не вспоминают, и отдают предпочтение, по выражению Мисиная "продолжению братоубийственной войны".После десятилетий исследований Мисинай убежден в том, что 90% людей, называющих себя палестинскими арабами – потомки евреев, и, более того, половина из них знают об этом.Мисинай, после того, как прекратил заниматься бизнесом, занялся изучением местного фольклора. Он говорит: " По всей стране, в Самарии, на Хевроне, среди бедуинских племен существуют крупные кланы, знающие о своем еврейском происхождении. Более того, соседи называют их "евреями", несмотря на то, что сторонний наблюдатель не отличит их от прочих мусульман".Первый президент Израиля, Ицхак Бен-Цви и первый премьер Давид Бен-Гурион верили в возможность интеграции аборигенного населения и иммигрантов из Европы, и посвятили данному вопросу несколько книг. Создание, по их инициативе, первой бедуинской бригады в ЦАХАЛе в 1956 году было лишь частью более амбициозного плана интеграции бедуинов в социальную структуру нового государства.Ицхак Бен-Цви, в опубликованной в 1932 году книге "Народы нашей страны" перечисляет имена 277 арабских деревень и городов к западу от реки Иордан (почти 2/3 от общего количества) которые идентичны названиям этих населенных пунктов во времена Второго Храма.Мисиний говорит: " Многие деревни имеют неарабские названия, названия, которых не найти в странах арабского мира: Кфар-Ясиф, Кфар-Ката, Кфар-Самия, Кфар-Ятта. Если бы эти деревни были населены людьми, не имеющими отношения к еврейству, их переименование стало бы неизбежным".Мисинай перечисляет большие и могущественные палестинские кланы, история которых насчитывает несколько столетий, а имена указывают на явную связь с еврейским прошлым. Среди них: Клан Абу Хацирас, контролирующей практически всю рыбную ловлю в Газе, клан Эльбаз – потомки еврейских иммигрантов из Марокко, знаменитые хлебопеки Яффо – клан Абулафья (потомки испанского каббалиста 13-го века раввина Абраама Абулафья), клан Альмог из Дженина, клан Давуда (Давида) из Хеврона.Мисинай утверждает, что на территории Иордании живут 4 тысячи представителей клана Коэнов, насильственно обращенных в ислам.Палестинский диалект арабского содержит множество слов, которых не найти в "стандартном" арабском. Эти слова происходят из иврита и арамейского, что лишний раз указывает на близость палестинцев к евреям.Мисинай указывает на то, что некоторые еврейские обычаи сохранились среди палестинцев. По исламскому канону, обрезание мальчиков совершается по достижении 13-летнего возраста. В большинстве мусульманских стран между рождением и обрезанием проходит несколько лет. По утверждению Мисиная, во многих палестинских семьях обрезание совершается на 8-й день после рождения.Кроме того, до последнего времени был широко распространен траур по умершим в течение 7 дней после смерти ( а не трех, в соответствии с исламской догмой), зажигание свечей в память об умерших (такой обычай вообще не существует в мусульманском мире).Мисинай также указывает на то, что легальный код бедуинских племен поразительно похож на некоторые установления Торы и Мишна, а в некоторых палестинских семьях до сих пор хранятся древние менорот – и их зажигают зимой, во время Хануки.Мисинай рассказывает о том, что некоторые бедуинские семьи воздерживаются от употребления мяса верблюдов и других некошерных животных, а в районах Бейт-Лехема, Нацерета и Шфарама существует "особый спрос" на мацу во время празднования Песаха.И если всего этого еще недостаточно для того, чтобы убедить оппонентов, Мисинай приводит генетические доказательства , опубликованные в 2001 году в журнале Human Immunology испанским профессором Антонио Арнез-Вильна. Профессор доказал, что иммунные системы евреев и палестинских арабов чрезвычайно близки, и демонстрируют "практически абсолютную генетическую идентичность".Другие генетические исследования, проведенные в 2002 году в тель-авивском университете показали, что только две этнические группы – ашкенази и палестинские арабы генетически предрасположены к развитию синдрома наследственной глухоты.Мисинай утверждает, что "секретный иудаизм" был широко распространен на палестинских территориях. После образования Израиля, лидеры арабского мира, однако, сумели заставить забыть палестинцев о своих еврейских корнях под знаменем "борьбы с сионистской колониализацией исконно арабских земель". (Источник)

Следует отметить, что эта информация не является такой уж новой. Так, профессор истории Тель-Авивского университета Шломо Занд давно утверждает следующее: "Ни один народ не в состоянии оставаться "чистым" в течение тысяч лет. Но шансы на то, что палестинцы являются потомками древних иудеев гораздо выше, чем те, что такими потомками являетесь вы или я. Первые сионисты, вплоть до арабского бунта (1936-1939), знали, что никакого исхода не было, и что палестинцы являются потомками жителей этих земель. Они знали, что ни один фермер не оставит своей земли, если его только с нее не выгонят... Даже Ицхак Бен-Цви, второй президент государства Израиль, писал в 1929 году, что "подавляющее большинство крестьян не ведут своего происхождения от арабских завоевателей, а происходят от еврейских фермеров, которые были многочисленны и вообще составляли большинство на этой земле" (Источник). Из этого ни в коем случае не следует, что нужно выселить евреев из Израиля. Каждый волен выбирать себе место жительства, к тому же евреи связаны с этой землёй культурно, а значительная их часть родилась здесь. Из этого следует лишь одно: израильская власть должна прекратить апартеид, все граждане Израиля и жители оккупированных территорий должны получить равные права, а с конфликтом должно быть наконец-то покончено.

left-israel.livejournal.com

Вступление. Палестина до древних евреев

Кто мы? Откуда мы пришли? Как развивалось человечество, прежде чем вступить в стадию цивилизации? Все мы, и ученые, и простые обыватели, задаемся этими и многими другими вопросами. Хотим понять, почему мы такие, какие есть, найти смысл наших обычаев, верований, нашего поведения. Интерес к нам самим и к нашей цивилизации заставляет нас оглянуться, чтобы по возможности проследить истоки происходивших в прошлом культурных процессов. В большинстве случаев покров тайны спадает, как только мы узнаем, каким образом появился на свет тот или иной обычай.

Прослеживая предысторию и историю развития человеческого разума, мы можем представить себе процесс эволюции, в ходе которого простые и естественные начала в наши дни превратились в комплекс сложных и разнообразных культурных моделей. Мы можем выяснить, как первые человекообразные существа постепенно обзаводились человеческими качествами и недостатками, как наши далекие предки научились делать орудия труда, добывать огонь, общаться друг с другом посредством сложной системы звуков и символов, которую мы называем языком, как появились и развивались первые религиозные представления, как абстрактное мышление постепенно заняло главное место в сознании людей.

Разница в опыте людей и различные условия окружающей среды привели к тому, что появились разнообразные культуры. В течение нескольких тысячелетий своего существования человеческая культура становилась все более сложной. Каждое общество развивалось по-своему. Это проявляется в орудиях труда, произведениях искусства, в духовной жизни и религии. В конце доисторического периода в некоторых обществах была изобретена письменность и стали записывать данные о том или ином историческом событии. Археологи, антропологи, историки, философы и психологи постоянно пытаются расширить границы нашего знания, более подробно и глубоко понять различные процессы развития культуры. Несмотря на это, мы все равно очень мало знаем о доисторических людях. Все данные, которые мы получаем сейчас, могут стать основой для последующих изысканий. Правда, то там, то тут мы обнаруживаем те или иные обрывочные сведения, проливающие свет на различные аспекты жизни доисторических людей. Можно сказать, что с помощью этой неполной информации древние люди пытались построить мост в далекое будущее.

С точки зрения биологической эволюции человек появился на Земле сравнительно недавно, уже после того, как флора и фауна нашей планеты стали такими, какими мы видим их сейчас. Первые признаки жизни появились на Земле около миллиарда лет назад, тогда как человекоподобные существа – примерно миллион лет назад.

Когда несколько тысяч лет назад изобретение письменности позволило человеку войти в историю, он уже обладал всеми физическими, социальными, интеллектуальными и техническими возможностями, характерными для современных людей. У начала письменной истории стоит человек, очень похожий на нас. Все его качества, абсолютное большинство его умственных и духовных возможностей – часть его доисторического наследия, формировавшегося в течение пятисот тысяч лет, предшествовавших началу исторического периода. Именно в этой длинной череде тысячелетий мы должны искать ответы на свои вопросы о происхождении человека, о его культуре, верованиях, поведении.

Эта книга является попыткой проследить культурное развитие народов, живших в доисторические времена на маленьком клочке земли под названием Палестина (древняя Палестина занимала не только территорию, выделенную по решению ООН для существования Государства Израиль, а также области расселения палестинских арабов и современную Иорданию. – Пер.). В целом культура, до того как стать сложным явлением, во всем мире имела сходные корни. До трехсот тысяч лет назад развивающаяся в Палестине культура была распространена на очень большой площади. Когда она стала локальной, Палестина вступила на собственный путь развития сначала как часть Евразии, затем – Ближнего Востока, позднее – Средиземноморья и, наконец, как регион с несколькими своими культурами.

После еврейского завоевания, произошедшего в конце 2-го тысячелетия до н. э., началась подлинная письменная история Палестины. Мы узнали имена вождей и царей того времени, даты происходивших тогда сражений, подробности политических и военных кампаний, особенности социальной и экономической жизни, общественные и духовные проблемы, беспокоившие людей того времени. Косвенные сведения об эпохе, предшествовавшей еврейскому завоеванию, можно получить из египетских, месопотамских и прочих источников, но они немногочисленны и малозначимы. Для изучения периода между 5 тысячами и 600 тысячами минувших лет (99 процентов времени существования человечества) основным источником изучения Палестины (и не только) является археология.

Единственный способ узнать, что происходило в жизни человечества в течение этого огромного промежутка времени, – изучить те немногочисленные артефакты, которые сохранились в пещерах и других местах обитания человека, и попытаться понять их предназначение. Остатки скелетов, кремневые орудия труда, фрагменты керамики, элементы архитектуры, захоронения и все прочее, что специалисты называют археологическим материалом, способны помочь нам раскрыть некоторые аспекты поведения, технологии, верований, экономики, общественной организации и других подробностей повседневной жизни наших далеких предков. Надеюсь, читатель простит меня за то, что я пытался объяснить, каким образом были сделаны те или иные выводы, и уделил слишком много внимания (хотя объем книги был строго ограничен) описанию памятников, на основе изучения которых были сделаны исторические реконструкции. Я решил, что должен ознакомить вас с доступными свидетельствами и позволить вам почувствовать все преимущества и недостатки критического подхода. Читатель, который считает, что не способен воспринимать все это, может сначала пропустить подробности и вернуться к ним во время повторного чтения.

Особенности археологического материала, служащего для исторической реконструкции, зависят оттого, к какому времени он принадлежит. Чем «моложе» артефакты, тем они разнообразнее и многочисленнее. Следовательно, чем дальше отстоит от нас по времени интересующий нас период, тем меньше информации о нем мы получим, чем дольше длится та или иная эпоха, тем проще артефакты и схематичнее наше представление о людях того времени и образе их жизни. В наши дни история представляет собой сложную, запутанную цепь событий и явлений, но чем дальше в прошлое она уходит, тем проще становится ее плетение, а последние звенья теряются в пучине времени.

Та роль, которую Палестина играла в развитии человечества, определялась небольшим размером региона, его географическим положением и тем, какие люди там поселились. Во времена охоты и собирательства в Палестине проходили те же процессы, что и в других частях Евразии. Индивидуальный характер придавали ее эволюции два фактора: здесь археологические культуры, характерные для верхнего палеолита, как и человеческие существа, во многом похожие на верхнепалеолитических Homo sapiens, появились одними из первых. Именно в Палестине наиболее остро встает проблема происхождения этих прямых предков современного человека.

В период, переходный от охоты и собирательства к раннему земледелию, в Палестине появилась уникальная натуфийская культура, в которой впервые стало производиться большое количество пищи. Именно в этот период, насколько нам известно, впервые в мире были построены деревни, населенные оседлыми жителями. Археологические находки помогают нам понять те изменения в психологии людей и технологии, которые привели к тому, что обычай собирания еды сменился обыкновением ее производить и хранить. Период раннего земледелия завершился появлением первых городов. Иерихон, расположенный недалеко от Мертвого моря, в одной из самых жарких точек мира, примерно девять тысяч лет назад был окружен огромной оборонительной стеной. Нужно заметить, что другие известные города появились только через три тысячи лет.

В городской период активнее развивались другие цивилизации Ближнего Востока: Месопотамия, северная Сирия и Египет. Пока в этих странах расцветали царства и империи, а общины постепенно эволюционировали в развитый социум, Палестина оставалась союзом мелких феодальных (термин «феодальный» вряд ли применим к государствам Древнего Востока: во-первых, в этом регионе, как и во многих других областях того времени, существовала иерархия собственности на землю, низшим звеном которой была община, внутри которой осуществлялись периодические переделы земли, а не феодал; во-вторых, строгой феодальной иерархии, подобной существовавшей в средневековой Европе, относительно которой как раз и принято использовать термин «феодализм», на Древнем Востоке не было; в-третьих, даже согласно марксистскому взгляду на проблему, феодализм – общественно-экономическая формация, следующая за рабовладением, а не совпадающая с ним. – Пер.) городов-государств, остававшихся неизменными в течение более чем тысячи лет, и находилась в зависимости то от одного, то от другого более сильного соседа. В течение городского периода в Палестине и окружающих ее странах жили ceмиты, хамиты, индоевропейцы. Находки, связанные с этими народами, помогают нам выяснить детали их происхождения и ранней истории.

Одним из семитских племен, пришедших в Палестину в городской период, были евреи. Они происходили из Месопотамии и ушли оттуда под давлением крупной волны миграции, которая заставила многие другие кочевые племена двинуться на запад (вероятно, древнейших евреев можно отождествить с племенами амореев-сутиев Верхней Месопотамии, вытесненных оттуда касситами и хурритами в XVI–XIV вв. до н. э.; сутийские племена, находившиеся в XIII–XII вв. в Заиорданье, назвались «ибри» – «перешедшие» (видимо, через Евфрат), этим словом обозначались все потомки Авраама, а не только евреи, однако часть бывших верхнемесопотамских племен ушла в пустыню, смешавшись там с арамеями и арабами, другие осели в Заиорданье. – Пер.). В течение более чем пятисот лет евреи оставались на периферии: некоторые из них осели в пустыне, другие жили в горных лесах. Часть из них, судя по всему, добрались до Египта и попали там в рабство. Евреи, жившие в Палестине и на ее границах, сохранили свой традиционный образ жизни, оставшись кочевниками-скотоводами. Изредка они контактировали с местным оседлым населением. В итоге, видимо, вместе с другими кочевыми племенами, земледельцами и безземельными людьми они покорили жителей ханаанских городов и уничтожили их феодальную систему, установив в стране военную демократию (союз еврейских колен управлялся советом предводителей – наси, но в экстраординарных случаях власть на себя брали судьи – шопет, так что вряд ли следует говорить о «военной демократии» у евреев. – Пер.). Эта революция стала началом железного века в Палестине, а с ним и подробных письменных исторических источников.

Доисторический и протоисторический периоды развития Палестины характеризуются значительными изменениями в культуре и активным взаимодействием между различными группами людей. На этом естественном мосту, соединяющем Азию с Африкой, расположенном между Арабской пустыней и Средиземным морем, свои следы оставили многие народы. Происхождение некоторых из них до сих пор остается загадкой, и мы не знаем, кем они были и откуда пришли. С другими археологам повезло гораздо больше – ученые смогли проследить их историю и определить предположительное этническое происхождение.

Читатель может заметить, что многие политические и социальные процессы, которые протекали в доисторической и протоисторической Палестине, напоминают события нашего времени. Мы можем многое узнать о нас самих и сегодняшнем мире, взглянув на события, произошедшие тысячелетия назад. Это, возможно, одна из главных целей истории: лучше понять самих себя и придать нашей жизни смысл.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Заселение Палестины древними евреями - Онлайн библиотека

Согласно старозаповітною традиции, предки древних евреев до своего прихода в страну Ханаан якобы попали со своими козами, овцами и ослами в Египетского. Там они славно множеством, однако наконец-концов вынуждены были бежать из египетской неволи, потому что фараоны переобтяжували их хозяйственными работами. Организовал эту побег Моисей, имя которого означает вождь. Через него на горе Синай (как раз на том месте, где позже вырос монастырь св. Екатерины) Бог заключил с беженцами завет (соглашение), пообещав им приют и свою опеку, если они в дальнейшем будут отдавать все свое религиозное горение только ему. Однако беженцам быстро наскучило вести праведную жизнь, и Бог наказал их за это, заставив на протяжении 40 лет скитаться в странствиях, прежде чем они попали к земле обетованной - Палестины.

Историки не уверены, что к своей миграции в Палестину евреи побывали в Єгипті, ведь факт остается фактом: египетские письменные источники ни словом не упоминают о пребывании евреев в этой стране и об их бегстве оттуда, археологи также оказались беспомощными в решении этого вопроса, сама старозаветная традиция освещает египетский плен евреев очень противоречиво. Поэтому историки в большинстве своем считают: если Египетского и стал временным убежищем для евреев, то лишь для немногих их племен. Церковные авторы, разумеется, считают эту старо-заветную рассказ вполне достоверной, хотя датируют выход по-разному: то концом XIII в. до н. э. (годы царствования фараона Мернептаха, в памятном надписи которого является единственная в староєгипетській традиции упоминание о Израиль), то еще серединой XV в. до н. э. (правления фараона Аменхотепа II).

До поселения в Палестине и образование своего государства старозаповітний союз 12-ти израильских племен на самом деле представлял собой ряд враждующих племенных групп, не объединенных между собой ни этнически, ни религиозно, каждая - со своей исторической судьбой. Племя Иуды, например, по словам историка, "скорее представляло собой оседлый род ханаанеїв, чем кочевников-арамеїв", и "слилось с израильским народом и стало похожим на него гораздо позже". Сам приход этих кочевников - семитов в Палестину состоялся несколькими волнами. Первые племена (ветхозаветные колена), возглавляемые выборными вождями-судьями, попали в Зайордання почти без помех, им легко удалось овладеть Єрихоном, который хранил верность египетским фараонам, и разрушить Бетел. Однако другие колени уже должны были принимать Зайордання с боями. Первыми пришли в Палестину израильские племена, поэтому они поселились в северных, земледельческих областях страны, иудеям же достался неземлеробський Юг.

Местные ханаанейці совершили евреям стойкое сопротивление, отраженный в библейском эпосе о Самсоне, Дебору и других еврейских героев. Характерно, что хотя еврейские колени и громили ханаанейські города, самых ханаанеїв они не вырезали, а слились с ними, потому что считали отдельные ханаанейські племена (моавитян, едомітян, аммонитян) своими родственниками. Расположен на неприступной скале Єрусалим (это название переводят как "пусть [Бог] установит мир") евреи сначала взять не смогли. В конце концов евреи и местное ханаанейське населения поладили между собой, потому что надо было защищаться против общего врага - двух племен морских народов, филистимлян и чакара, которые также поселились на окраине Палестины и в которых, в отличие от евреев, уже была железная оружие. Ожесточенная борьба между евреями и філістимлянами за Палестину отражена в библейской легенде про Давида и Голиафа.

Поселившись в Палестине, евреи быстро позаимствовали земледельческую культуру и торговые традиции ханаанейців. Они стали выращивать злаки, виноградную лозу и маслины. В них появились имущественное и социальное неравенство, рабовладение, родовая община изменилась территориальной, зародилась государственность. До построения своего государства еврейские колени на то время уже были готовы. Дело в том, что последние их вожди-судьи - Эли и Самуил - также были верховными жрецами, а поскольку жрецька должность считалась наследственной, то обязанности судей тоже стали наследственными.

Еврейские колени нередко конфликтовали между собой, заключали друг против друга политические союзы, возглавляемые вождями-судьями. Однако совместные торговые интересы и враждебное окружение требовали от них политического объединения, которое совершилось в XI в. н. э.

banauka.ru

Палестинцы - потомки древних евреев

"В 1917 году эмир Файзаль написал в письме главе Сионистской Организации Америки Феликсу Франкфуртеру: " Мы с вами одной расы и крови, и сотрудничество принесет великое процветание нашей стране".Вся последующая печальная история палестино-израильского конфликта кажется издевкой над словами Файзаля – потомка Хашемитов по отцовской линии и еврея, по материнской.Израильский предприниматель и историк-любитель Цви Мисинай утверждает, что эмир прав, большинство палестинцев – потомки еврейского населения древней Иудеи, о чем свидетельствуют их имена, особенности языка, традиции, названия населенных пунктов.История насильственного обращения в ислам обитателей Иудеи и Самарии остается одной из темных и малоисследованных страниц прошлого, о которой в современной Палестине и Израиле не вспоминают, и отдают предпочтение, по выражению Мисиная "продолжению братоубийственной войны".После десятилетий исследований Мисинай убежден в том, что 90% людей, называющих себя палестинскими арабами – потомки евреев, и, более того, половина из них знают об этом.Мисинай, после того, как прекратил заниматься бизнесом, занялся изучением местного фольклора. Он говорит: " По всей стране, в Самарии, на Хевроне, среди бедуинских племен существуют крупные кланы, знающие о своем еврейском происхождении. Более того, соседи называют их "евреями", несмотря на то, что сторонний наблюдатель не отличит их от прочих мусульман".Первый президент Израиля, Ицхак Бен-Цви и первый премьер Давид Бен-Гурион верили в возможность интеграции аборигенного населения и иммигрантов из Европы, и посвятили данному вопросу несколько книг. Создание, по их инициативе, первой бедуинской бригады в ЦАХАЛе в 1956 году было лишь частью более амбициозного плана интеграции бедуинов в социальную структуру нового государства.Ицхак Бен-Цви, в опубликованной в 1932 году книге "Народы нашей страны" перечисляет имена 277 арабских деревень и городов к западу от реки Иордан (почти 2/3 от общего количества) которые идентичны названиям этих населенных пунктов во времена Второго Храма.Мисиний говорит: " Многие деревни имеют неарабские названия, названия, которых не найти в странах арабского мира: Кфар-Ясиф, Кфар-Ката, Кфар-Самия, Кфар-Ятта. Если бы эти деревни были населены людьми, не имеющими отношения к еврейству, их переименование стало бы неизбежным".Мисинай перечисляет большие и могущественные палестинские кланы, история которых насчитывает несколько столетий, а имена указывают на явную связь с еврейским прошлым. Среди них: Клан Абу Хацирас, контролирующей практически всю рыбную ловлю в Газе, клан Эльбаз – потомки еврейских иммигрантов из Марокко, знаменитые хлебопеки Яффо – клан Абулафья (потомки испанского каббалиста 13-го века раввина Абраама Абулафья), клан Альмог из Дженина, клан Давуда (Давида) из Хеврона.Мисинай утверждает, что на территории Иордании живут 4 тысячи представителей клана Коэнов, насильственно обращенных в ислам.Палестинский диалект арабского содержит множество слов, которых не найти в "стандартном" арабском. Эти слова происходят из иврита и арамейского, что лишний раз указывает на близость палестинцев к евреям.Мисинай указывает на то, что некоторые еврейские обычаи сохранились среди палестинцев. По исламскому канону, обрезание мальчиков совершается по достижении 13-летнего возраста. В большинстве мусульманских стран между рождением и обрезанием проходит несколько лет. По утверждению Мисиная, во многих палестинских семьях обрезание совершается на 8-й день после рождения.Кроме того, до последнего времени был широко распространен траур по умершим в течение 7 дней после смерти ( а не трех, в соответствии с исламской догмой), зажигание свечей в память об умерших (такой обычай вообще не существует в мусульманском мире).Мисинай также указывает на то, что легальный код бедуинских племен поразительно похож на некоторые установления Торы и Мишна, а в некоторых палестинских семьях до сих пор хранятся древние менорот – и их зажигают зимой, во время Хануки.Мисинай рассказывает о том, что некоторые бедуинские семьи воздерживаются от употребления мяса верблюдов и других некошерных животных, а в районах Бейт-Лехема, Нацерета и Шфарама существует "особый спрос" на мацу во время празднования Песаха.И если всего этого еще недостаточно для того, чтобы убедить оппонентов, Мисинай приводит генетические доказательства , опубликованные в 2001 году в журнале Human Immunology испанским профессором Антонио Арнез-Вильна. Профессор доказал, что иммунные системы евреев и палестинских арабов чрезвычайно близки, и демонстрируют "практически абсолютную генетическую идентичность".Другие генетические исследования, проведенные в 2002 году в тель-авивском университете показали, что только две этнические группы – ашкенази и палестинские арабы генетически предрасположены к развитию синдрома наследственной глухоты.Мисинай утверждает, что "секретный иудаизм" был широко распространен на палестинских территориях. После образования Израиля, лидеры арабского мира, однако, сумели заставить забыть палестинцев о своих еврейских корнях под знаменем "борьбы с сионистской колониализацией исконно арабских земель". (Источник)

Следует отметить, что эта информация не является такой уж новой. Так, профессор истории Тель-Авивского университета Шломо Занд давно утверждает следующее: "Ни один народ не в состоянии оставаться "чистым" в течение тысяч лет. Но шансы на то, что палестинцы являются потомками древних иудеев гораздо выше, чем те, что такими потомками являетесь вы или я. Первые сионисты, вплоть до арабского бунта (1936-1939), знали, что никакого исхода не было, и что палестинцы являются потомками жителей этих земель. Они знали, что ни один фермер не оставит своей земли, если его только с нее не выгонят... Даже Ицхак Бен-Цви, второй президент государства Израиль, писал в 1929 году, что "подавляющее большинство крестьян не ведут своего происхождения от арабских завоевателей, а происходят от еврейских фермеров, которые были многочисленны и вообще составляли большинство на этой земле" (Источник). Из этого ни в коем случае не следует, что нужно выселить евреев из Израиля. Каждый волен выбирать себе место жительства, к тому же евреи связаны с этой землёй культурно, а значительная их часть родилась здесь. Из этого следует лишь одно: израильская власть должна прекратить апартеид, все граждане Израиля и жители оккупированных территорий должны получить равные права, а с конфликтом должно быть наконец-то покончено.

iskatel1.livejournal.com