Политические мысли древнего востока. Причины появления и особенности политической мысли Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока (стр. 1 из 3). Политические мысли древнего востока


Политическая мысль Древнего Востока

Введение

ž Политическая мысль древнего востока. Взгляды Конфуция

ž Политическая идеи в античном обществе. Концепция Платона и Аристотеля

ž Список литературы

ž Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых учений (теорий) проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.

ž В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.

ž Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т.д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. «Небесное дао,– утверждал он,– напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято».

ž В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.

ž Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни.

ž Полис - это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны.

ž Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал современную аристократию - правление философов-мудрецов. Именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества. Другие четыре формы государства - тимократия (правление военных), олигархия (правление богатых), демократия, тирания - являются несовершенными. Важно отметить, что Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появление классов, неравенства).

ž Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Его учение более реалистично, чем учение Платона, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Свои выводы он изложил в работе “Политика”.

ž Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, так как полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал город - государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека как “политического животного”, в котором заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, отражением чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение “лучшей жизни”, общего блага для всех граждан.

ž Государство Аристотеля менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю, государство - воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных граждан. Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1) количество правящих и 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он считал правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан. Неправильные формы государства (тирания, олигархия, демократия) служат корыстным интересам правителей. Лучшей формоф государства Аристотель называл политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретной формой воплощения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития - это правление в интересах среднего класса.

ž Список литературы

ž Гайденко П.П. “Вехи”: неуслышанное предостережение // Вопросы философии. - 2002.

ž Гуревич, П.С. Философская антропология: Учебное пособие. - М.: Вестник, 2004

ž Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. - М.: ИНФРА - М., 2006.

ž Люкс Л. Евразийство // Вопросы философии. - 1993. - №6.

ž Панарин А. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. - 1993. - №6.

ž Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983 .

ž Хомич Е.В. Человек // Новейший философский словарь / Сост А.А. Грищанов. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 2005.

mirznanii.com

Политические мысли Древнего Востока и Азии

Политические мысли Древнего Востока и Азии

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ СТРАН ВОСТОКА»

Факультет Регионоведение

Направление Зарубежное регионоведение

Реферат

по дисциплине политология

Политические мысли Древнего Востока и Азии

Выполнила студентка 1 курса

Юнусова Мадина Лутфуллаевна

Руководитель Батюченко Анна Александровна

Оглавление

Введение

.Образование цивилизаций. Общее положение государств Древнего Востока. Развитие политической мысли

.Политические мысли Древнего Египта

.Политические мысли Древней Индии

. Политические мысли в Древнем Китае

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время существует такая наука как политология. Она является наукой о политике или о политическом мире. Цель ее изучения - политические отношения, либо процессы, происходящие в обществе, которые связанны с властью, государством. При изучении этой науки следует знать, что политология так же связана с другими дисциплинами такими как: история, правоведение, философия, экономика, социология. Для того чтобы полностью разобраться в этой науке, следует начинать от ее истоков, изучить как формировалась и развивалась эта наука в мысли человечества.

Из истории нам известно, что первые цивилизации на земле появились на Востоке в руслах крупных рек: Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ. С процессом формирования государства, разложением первобытнообщинного строя зарождаются первые политические мысли. Чтобы появилась возможность обобщить первые теоретические знания о политической сфере жизни, человечеству понадобилось почти два тысячелетия управления обществом в государстве. Следовательно, для тех, кто изучает политологию, право огромную важность приобретают вопросы: Когда появились первые политические учения? Какими они были? Как формировались и развивались?

Целью данного реферата является изучение и рассмотрение древнейших политико-правовых учений, возникших на Востоке и Азии. Данная тема будет раскрываться на примере Древней Индии, Китая и Египта

1.Образование цивилизаций. Общее положение государств Древнего Востока. Развитие политической мысли

Государства на Древнем Востоке образовались в 4 -3 тысячелетиях до н.э. Первыми из них были Египет и Вавилон. С возникновением государств зародилась и стала развиваться и политическая мысль. Именно создание цивилизации означало завершение периода первобытного общества, разрушение родовых отношений, развитие абстрактного и логического мышления, начало прогресса человеческого общества.

На различных территориях были свои конкретные особенности, но в них общим было то, что древневосточная зона являлась зоной субтропического климата с жарким сухим летом и мягкой зимой. Но еще одной главной особенностью являлось то, что на их территориях располагались такие великие реки как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ, которые сыграли большую историческую роль в судьбах древневосточных народов. Эти народы пытались решить сложную проблему выживания, старались приспособиться к окружающей среде и создавать свою цивилизацию.

На древневосточных территориях можно было жить и вести хозяйство при условии создания ирригационных каналов, регулирования режимов рек, отвода лишней влаги, борьбы с наводнениями, постройки дамб, плотин и др. Это все было возможно только при наличии объединенных усилий. Нужен был коллективный труд, чтобы освоить земли на берегах великих рек и организации их орошения требовала некой централизованной власти, которая слаженно руководила и следила бы за работой людей. В некоторых государствах эта власть осуществлялась в очень жестоких, деспотических формах правления.

Складывались цивилизации, где господствовала теократическая монархия. Первые социально-политические мысли несли в себе религиозно-мифологические представления, сохранившиеся от родоплеменных общин.

Мышление людей все еще было во власти мифологических представлений об окружающем мире, природе, взаимоотношениях людей друг с другом и с богами. Это было характерным признаком каждого народа. Так как политические мысли несли в себе такого рода представления, их основной идеей было божественное происхождение всех земных порядков, а характерными чертями являлись покорность и послушание.

Правовые и политические учения стран Древнего мира считали императоров, царей, жрецов и других представителей власти, как потомками, так и наместниками богов, наделяя их божественными чертами. Так любое посягательство на их власть являлось недопустимым, а неповиновение должно было караться. Во всех государствах присутствовало рабство. Так, для управления людьми и государствами, которые зарождались, выделившейся знати потребовались определенные правила и постановления, регулирующие и осуществлявшие власть. Уже находясь на ранней стадии развития, политическая мысль, которая, как упоминалось, брала истоки от религиозных представлений, все же дала толчок дальнейшему развитию и прогрессированию человечества. Наступила новая эра в человеческом сознании. С эволюцией общества и его мировоззрений, возникшие тогда политические учения так же начали совершенствоваться и рассматриваться глубже, со всех сторон.

2.Политические мысли Древнего Египта

Одна из древних цивилизаций возникает на просторах великого Нила. Считается, что взгляды и воззрения древнеегипетских людей являются одним из основополагающих источников политико-правовых мыслей.

Изначально Древний Египет представлял собой множество отдельных государств, которые объединились в два мощных государства: Верхний и Нижний Египет. Через несколько столетий они образовали одно великое царство во главе с деспотическим фараоном и с его наместниками (номархами) в регионах.

Взгляды египтян на политику имели религиозно-мифологический характер: все земные порядки неразрывно связанны были с желаниями богов и были давно уже предопределены ими.

Творцом всего живого на земле и отцом других богов считался бог солнца Ра. Он был владыкой богов и людей в течение тысячелетий, позже передал царствование своим наследникам-богам: Осирису, Изиде, Сету, Гору и др. Считалось, что от них и произошли фараоны.

Рассказывается о том, что первые три фараона являются прямыми потомками бога Ра, получая тем самым определенное право на царский престол. В легендах говорится о том, как чудесным образом фараоны рождаются от брака между богом солнца и смертной женщиной. Из истории становится ясно, что культ бога Ра усиливается с последующими династиями, т.к. уже при царях V династии он становится верховным государственным богом всего Египта. В состав имён фараонов IV-V династий входит имя бога Ра. Одним из главных титулов египетского фараона становится титул «бога солнца».

«В эту эпоху формируется древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя. Эта деспотия укрепляется и обосновывается при помощи целой системы религиозных верований, в основе которых лежит учение о божественности царя»

Даже в погребальных комнатах IV-V династий цари уже начали изображаться в виде божества. Соответственно они рисовались в более крупных масштабах, чем обычные люди, т.к. создавался идеальный образ могучего царя, которого охраняют боги.

В основном в государстве религия в большей степени служила для укрепления авторитета царя и аппарата государственной власти. Люди в то время усердно воспринимали то, что царь есть божество, которому следует неуклонно повиноваться, т.к. власть ему вручена богами. За всякое выражение неповиновения, протеста или бунта человека считали вероотступником, осужденным на неудачу.

Вся эта информация дошла до нас через различные источники такие как: наскальные рисунки, папирусные свитки, различные гимны и древние литературные памятники - «Поучения».

В своих «поучениях» авторы оправдывали божественность фараона, более того восхваляли его политику, считали социальное неравенство необходимым аспектом жизни и оправдывали все деспотические и насильственные действия, считая это велением бога. Также мыслители придерживались многих моральных принципов. Они призывали быть бескорыстными, преодолевать корысть, уважать старших, не обижать слабых и бедных. Рассмотрим некоторые из поучений.

«Поучение Птахотепа» (III тыс. до н.э.) - один из древнейших документов, который был написан представителем египетской знати. Он говорит, что никто не должен стремиться внушить страх, кроме бога и фараона. Он считает неравенство естественным, рабы должны повиноваться верхушке безоговорочно, а свободным «низким» людям рекомендует терпеливо смириться со своей участью. «Если ты сидишь или стоишь в приёмной, то спокойно жди своей очереди. Внимательно смотри на слугу, который вызывает. Много места у того, кого вызывают. В приёмной царят свои законы, и всё здесь творится по землемерному шнурку. Бог предоставляет (людям) передние места… но локтями ничего не достигнешь»

В «Поучение Гераклеопольского царя своему сыну» идет наставление царя своему сыну-наследнику. Из этого документа можно увидеть идеологию правящей верхушки в нелегкий для нее момент (во времена бунтов и восстаний).

Ахтой (автор) рекомендует своему сыну жестоко расправляться с мятежниками и с бедняками, которые хотят захватить имущество рабовладельцев, но с другой стороны он советует ему быть уступчивым, если этим можно предотвратить недовольство. Автор также не советует злоупотреблять властью и воздержаться от суровых наказаний.

Он призывает своего наследника не делать противозаконные, несправедливые действия, рекомендует приносить жертвы богам, чтобы в загробной жизни удостоиться их милости.

Естественно, эти все положения - отражение взглядов и интересов знати и верхушек общества, что вызывало недовольство низов и приводило к многочисленным восстаниям, т.к. одним казалось, что эти законы есть олицетворение справедливости, а другим же казалось, что это сущий гнет и притеснение низов.

Все же это социальное положение, управление государством оказало воздействие на дальнейшее развитие политической мысли.

3.Политические мысли Древней Индии

Древнеиндийская цивилизация или Харрапская цивилизация возникла в III веке до н.э. в долине реки Инд. Она представляла собой множество государств, где проживали племена, имевшие свою культуру и своеобразную письменность.

В Древней Индии люди образовывали семейные общины, где было все общесемейное: жилье, средства пропитания, орудия труда и т.д. Была сильно развита патриархальная семья. Как писал Маркс: «эти семейные общины зиждились на домашней промышленности, на своеобразной комбинации ручного ткачества, ручного прядения и ручного способа обработки земли, - комбинации, которая придавала этим общинам самодовлеющий характер». Позднее эти семейные общины перерастают в сельскую территориальную общину.

Наряду с недостаточным количеством источников изучение истории Древней Индии представляла некоторые затруднения. Не смотря на это, ученные и исследователи получили много ценной информации и сведений благодаря Ведам (веды - ведение, знание на санскрите). Они содержат древние легенды, сборники заговоров, жертвенных формул и религиозных гимнов.

Из дошедших до нас источников мы узнаем, что в своем возникновении политико-правовая мысль у всех древневосточных народов восходит к мифологическим истокам. Так и на политические воззрения народов Древней Индии заметно повлияли мифологические и религиозные представления.

В период раннего земледелия и скотоводства индийцы обожествляли явления природы. С течением времени и образованием государства эти боги превращаются в богов, которые являются покровителями царя и его власти. По мере развития государства в единое централизованное целое, начинают появляться мысли о единобожии, т.к. царь-государь на земле единый, так и на небе должен быть единый бог. Этим богом становится Праджапати. «Уже в ведийских гимнах мы находим яркую характеристику этого бога, считавшегося единым творцом мира. «Он, создавший ясное небо, крепкую землю, сияние мира и свод небесный, измеривший свет сквозь эфирные пространства… Он единый бог над всеми богами»».

Постепенно формируется жречество и появляется новая религия, которая называется брахманизм. В Веды добавляются новые и новые записи и толкования, в целом эта брахманская идеология была нацелена на укрепление власти аристократов и жрецов (брахманов).

Согласно брахманскому учению общество делилось на четыре класса (варны): жрецов (брахманов), воинов (кшатриев), крестьян и торговцев (вайшья) и слуг (шудр), рабы не входили ни в одну из варн. Первые две варны были главными и господствующими, а последние две - подчиненными.

Мировоззрения этого учения определяли строение общества, роль и место на земле каждого члена варны, их права и обязанности. Наряду с Ведами развитие мысли брахманизма закрепляется письменно и в другом памятнике - Упанишадах (IX-VI вв. до н. э.).

Все люди должны были следовать законам, долгам, правилам поведения, которые установлены богом (дхарме, или дхамме). Они все записаны были в правовых сборниках (дхармасутры, или дхармашастры), которые составляли разные брахманистские школы.

Одним из важнейших памятников, который выражал политико-правовые мысли стали «Законы Ману». В них утверждается, что социальное неравенство, деспотия царя - явление божественное. В «Законах» говорится, что брахман является главенствующим варном над остальными тремя, наделяясь различными привилегиями. Те, кто осмелится причинить вред брахману, несут наказание, как в этой жизни, так и загробной. Также большое внимание уделяется обожествлению власти царя, и требуется полное подчинению ему.

Эволюционирующее сознание человека подтачивало устои этой идеологии. В появляющихся других религиозных течениях, содержатся ноты скептизма и неверия брахманисткой религии. Она начала постепенно разваливаться, а на смену ей пришел буддизм, который выдвигал идеи духовного равенства всех людей.

«Ни одного человека я не назову брахманом только потому, что родившее его материнское лоно принадлежало к брахманской касте. На языке Брахмы говорят многие, сердце и мысль которых обращены к миру. Поэтому я назову брахманом того лишь, кто, отдаляясь от мира, освобождается от всякой страсти».

Сиддхаттхи Готамы, которого прозвали Буддой (просветленный), выступил против идеологий брахманизма и основных положений Вед и Упанишад. Он отрицал так же мысль о том, что бог это вершитель верховной власти, первоисточник закона. Он считал, что только от человека зависит его положение на земле: если следовать правильному, благородному пути на земле (правильное поведение, речь, образ жизни и т.д.), то можно избежать страданий в этом мире. Это приведет человека к нирване.

В целом буддизм призывал полностью повиноваться высшим чинам, не вникать и быть невнимательным к политико-правовым явлениям, т.к. это считалось одним звеном земных несчастий, не противиться злу, оставить все как есть, относиться равнодушно к жизни, нищете (главное духовное богатство). Буддизм сосредотачивался на внутренних проблемах людей. Это все было выгодно знати, которой было легко таким образом держать в повиновении людей, духовно порабощать их.

В скорее, пройдя некоторые переработке в своей сути, буддизм прекратился в государственную религию, выйдет за пределы Индии и перерастет уже в одну из мировых религий.

Различные идеологии и религии сменяли друг друга, оставляя след в истории и дальше развивая общественно-политические мировоззрения. Эта смена происходила вследствие эволюции мысли древнеиндийских людей. Просуществовав долгое время, народы Древней Индии подарили нам неисчисляемое количество информации и артефактов. Хоть это общество и считается древним, но по духовному, моральному, социальному и политическому уровню развития оно не уступало, а наоборот даже превосходило другие центры цивилизации.

4. Политические мысли в Древнем Китае

политический древний восток азия

Изучение возникновения и развития древнейших китайских народов в настоящее время можно посредством древних документов, надписей на «гадальных костях» (это были обращения, вопросы, просьбы к оракулу), дарственных грамот и различных религиозно-философских произведениях. Также использовали материалом для ведения летописи панцири черепах, бамбуковые планки, шелк.

Древнейшие земледельческие племена появились примерно в VI-V тыс. до н.э. Ученые называют эту культуру Яншао, она возникла в бассейне р. Хуанхэ.

Китайская историография традиционно начинает историю Китая с образования цивилизации Шань-Инь (II тыс. до н.э.). В эту эпоху считается, что правили пять самых легендарных императоров, которые были справедливы, мудры и преисполнены добродетелью.

По некоторым данным мы можем судить о том, что в эту эпоху уже существовало общинное землевладение. Так же как и во всех древневосточных государствах в период Инь существовала патриархальная семья. Все типичные черты этого: главенствующие мужчины, многоженство и порабощение женщин, сильно выраженный культ предков.

Считается, что в эту эпоху происходило появление рабства, расслоения общества. Этот процесс классового расслоения происходил внутри сельских общин. Древние аристократы, выделившиеся еще из родовых общин, в период Инь имели особое положение. Опираясь на свое богатство и власть, они постепенно образовывали правящий класс рабовладельцев.

С течением времени государство Шан-Инь ослабевает и Чжоуские племена, которые располагались в бассейне р. Вэй, разгромив царство Инь, основывают новое государство (конец XII века до н.э.) Чжоу. Но уже к концу IX века до н.э. государственное устройство ослабело от стремления местных правителей отделиться от центра, от смуты, происходящей в стране. Этот кризис давал толчок к размышлениям и поискам выхода из этой ситуации. Это и привело к развитию и расцвету политико-правовой мысли в VI -V веках до н.э.

Как и в других древневосточных государствах на политические мировоззрения Китая воздействовали религиозно-мифологические представления. Древнекитайская религия восходит к древнейшим формам культа природы и предков. Большую роль сыграли религиозно-философские системы, образовавшиеся в VI-V вв. до н.э., которые стали основами позднейших религий.

Огромное значение в культуре Китая имели религиозно-философские идеологии Конфуция. Все его идеи изложены в книге «Люнь Ой». Самый главный принцип в конфуцианстве - традиция и консервативность. Он сам неоднократно утверждал, что «передает, а не выдумывает».

Конфуций развивал и поддерживал патриархальный строй семьи. По его учению государство являлось громадной семьей, где царь - отец, глава семьи, т.к. он считался «сыном неба». Исходя из этой мысли отношения между главными правящими людьми и подчиненными - образ отношений младших со старшими.

Большое внимание уделяется воспитанию человека. Каждый индивидуум должен был совершенствоваться, полностью изменяться.

Конфуций говорил:

«Только самый великий ученый и самый худший идиот никогда не меняются».

«По своим врожденным свойствам все люди близки друг к другу. По своим приобретенным свойствам они отличаются друг от друга».

«Молчание - верный друг, который никогда не изменит».

Это учение стремилось воспитать в человеке полное духовное повиновение. Конфуцианство утверждало то, что каждый человек должен быть доволен своим социальным статусом и не стремиться его изменить.

«Темные люди должны повиноваться аристократам и мудрецам».

Таким образом, учения Конфуция, которое было основано на принципе неравенства людей, выступало за идею правления «высших по рангу людей», т.к. простолюдины были отстранены от управления государством.

Этот мыслитель стремился установить «классовую гармонию», равновесие, мир между верхами и низами общества.

Также Конфуцианство отвергало насилие и призывало царей и чиновников строить взаимоотношения на добродетели. «Правление посредством добродетели подобно Полярной звезде, которая покоится на своем месте, а все звезды вращаются вокруг нее». Так в трактовке философа добродетель - это целый список норм и принципов основанных на морали и этике.

Философ не принимал концепцию управления государством посредством законов и наказаний, следование ритуалам, по его мнению, могло избежать возникновения разногласий, конфликтов и насилия.

В целом, рабовладельческая знать стремилась подчинить характер человека, выработать постоянное смирение и готовность повиноваться.

Так же широко распространилась и другая религиозно-философская система, которая принадлежала Лао-цзы. Основные положения изложены в трактате «Дао дэ Цзин».

Само слово «даосизм» происходит от «дао» («тао»), означающее «основа мира», «нерожденное, порождающее все сущее».

Так по учению Лао-цзы человек должен был соблюдать полное послушание, смирение. Очевидно, что мысли были схожи с Конфуцианскими идеями, были такие же классовые цели. Пытаясь изменить что-либо, повлиять на ход событий, человек нарушал гармонию, и поэтому одним из главных принципов «дао» было недеяние (У-вэй). Это недеяние являлось не бездействием как физическим, а представляло собой действие без рассуждений, без объяснений.

Последователи «даосизма» должны были покорно принимать все, что предоставляет жизнь, не противоречить истинной природе. Принимая все как есть, Лао-цзы говорил, что можно достичь процветания и долголетия духа.

Из идей этого учения видно, что она пропагандирует необходимость сохранения отсталости людей, т.к. непросвещенным человеком легче управлять, нежели умным. Так же как и Конфуцианство, даосизм резко отвергало насилие и войны.

В Древнем Китае появляется другая идеология политической мысли, которая полностью критикует доктрины Конфуцианства. Представителем является Шан Ян, и это учение называлось легизмом.

Последователи этого учения считали, что управлять лучше всего, опираясь на законы и суровые наказания. Закон для всех един и все равны перед ним. Наказание есть закон, он должен быть жестоким.

Они отвергали все принципы Конфуцианского учения, в целом были пронизаны враждебностью к людям, низкой оценкой их качеств. Считали, что человек - источник зла, и пытались противостоять этому.

В результате, это учение привело к образованию сильного централизованного государства в Китае, но в нем установилась жестокая деспотическая власть.

Во II-I вв. до н.э. религией в Древнем Китае становится Конфуцианство, в котором присутствовали идеи легизма. Как и в других древневосточных государствах в древнекитайских социально-политических мировоззрениях присутствовали мифологически-религиозные представления. Но политико-правовые воззрения раньше отделились от религиозных, поставив центр изучение государственного аппарата, взаимоотношений человека и общества.

Заключение

Изучение истории появления политической мысли в Древних государствах помогает нам получить не только полезную и познавательную информацию, но и помогает придти к неким умозаключениям.

Рассмотрение истории возникновения дает понять человеку закономерности развития социально-политических учений, тем более в древневосточных цивилизациях формирование этих учений и развитие этих стран происходило изолированно, без вмешательства внешних факторов, так, можно проследить этап самого зарождения и дальнейшего развития.

Таким образом, подводя итог по изученной теме, можно отметить следующие характерные черты политико-правовой мысли, возродившейся в Древнем Востоке:

.Политическая мысль в целом была основана на мифологическо-религиозных представлениях.

.Политика и право не обособились от верований и мифов, считалось, что основой всего общества являются божественные установления.

.Так же большое значение при формировании социально-правовых учений сыграли этические представления и мораль (напр., Конфуцианство, буддизм).

.Присутствие апологетического характера в большинстве учений, т.е. защита интересов определенных сословий в государстве, одобрение власти эксплуататорской верхушки, неравенства и привилегий знати.

Миф являлся первой и довольно крепко устоявшейся формой освоения и восприятия мира в то время, сохранившееся с первобытных времен. Этим и обуславливается преобладание мифических представлений во всех основных сферах жизни людей.

Политические учения хоть и не были отделены от мифически-религиозных воззрений в отдельную сферу общественной жизни, но все же внесли огромный вклад в развитие человечества как такового. Во-первых, они положили начало образования политической науки; во-вторых, создав почву, они стали дальше в течение долгих тысячелетий накапливать и совершенствовать свои учения; в-третьих, даже сейчас многие мыслители и государственные деятели обращаются к трудам древних предков. Эти признаки отражают всю ценность деятельности древних предков.

Список литературы

1.http://all-politologija.ru/ru/politika-v-stranax-drevnego-vostoka

.http://allpolitologia.ru/politicheskie-ucheniya-drevnego-vostoka-grecii-i-rima/

.http://www.e-reading.co.uk/chapter.php/1002770/56/Moskati_Sabatino_-_Civilizacii_Drevnego_Vostoka.html

.http://www.banks-delo.ru/stat/7498714/

.http://yanko.lib.ru/ann/hist_anc_east-kuz-a.htm#_Toc57414938

.http://grachev62.narod.ru/leist/chapt02.htm

.Ирхин Ю.В. «Политическая мудрость древнего Востока: взгляд из XXI века на политические идеи Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая» Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2000. № 2. С. 5-20.

.http://lawtoday.ru/razdel/biblo/ippu/004.php

.http://www.politictime.ru/potis-977-2.html

.http://www.ipolitics.ru/articles/exams/politologiia/politicheskie_ucheniia_drevneij_indii_brahmanizm_b.shtml

.http://www.mistcity.ru/Biblio/TGU/umk/ippu/ippu09.htm

.http://www.ipolitics.ru/articles/exams/politologiia/politicheskie_ucheniia_drevnego_kitaia_konfutsians.shtml

.Лекции (УМК): История политических и правовых учений. Тема 2. Политические и правовые учения Древнего Китая и Древней Индии

.Всеволод Игоревич Авдиев. «История Древнего Востока» ОГИ3, Государственное издательство политической литературы, 1948.

.http://politike.ru/dictionary/287

diplomba.ru

2. Политико-правовая мысль Древнего Востока. История мировой политической мысли

Похожие главы из других работ:

Актуальные проблемы российской правовой политики

3.1 Российская правовая политика: вызовы и угрозы 21 века

В настоящее время у нас существует множество угроз, вызовов и рисков, порождающих не только у нас крайнее беспокойство и страх...

Анархизм и его особенности

1. Политико-правовая идеология анархизма

В противоположность теориям государственного социализма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства...

Зарождение политических знаний

1. Политические учения Древнего Востока (Индия, Китай)

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства...

История политической мысли

а) Политическая мысль Востока

Цивилизации Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая) сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве правления...

История политической мысли

§1. Политическая мысль Востока

Цивилизации Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая) сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве правления...

История политической мысли

1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира.

...

Коммуникационная модель взаимодействия власти и общества на примере Указа Президента РФ о формировании резерва управленческих кадров от 25 августа 2008 года

Глава 2. Нормативно-правовая база

Настоящая глава содержит характеристику законодательной трактовки роли и функции коммуникационной работы государственных служащих. Ключевыми нормативными документами являются Конституция страны...

Политико-правовые учения Древней Греции

2. Политико-правовая мысль Древней Греции

...

Политико-правовые учения Древней Греции

2.1 Политико-правовая мысль раннего периода (IX-VI вв. до н.э.)

Особенность раннего периода (IX-VI вв. до н. э.) состоит в том, что в это время древние мифы теряют сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Это отчетливо просматривается в поэмах Гомера и Гесиода...

Политическая мысль государств

§1. Политическая мысль Востока

Цивилизации Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая) сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве правления...

Политические мысли Древнего Востока и Азии

1. Образование цивилизаций. Общее положение государств Древнего Востока. Развитие политической мысли

Государства на Древнем Востоке образовались в 4 -3 тысячелетиях до н.э. Первыми из них были Египет и Вавилон. С возникновением государств зародилась и стала развиваться и политическая мысль...

Политические учения мыслителей Древнего мира (Платон, Аристотель, Цицерон, Конфуций)

1. Политическая мысль в классовых обществах древнего мира

Политическая мысль древности связана с судьбами народов Египта, Вавилона, Индии, Китая, Персии, Греции, Рима. Поскольку все политические теории отображают реальные политические отношения общества...

Происхождение и сущность государства

1.2 Формы государств Древнего Востока

Два типа власти в примитивных обществах согласно Юнгу - власть вождя и власть шамана (жреца) - являлись основами двух древних форм государств - империи, как в Древнем Египте, и храмового управления жрецов, как в Шумере. Император, как вождь...

Развитие политической мысли

1. Политические учения Древнего Востока

Политическая мысль Древней Индии Важной особенностью политической идеологии Древней Индии было оправдание и обоснование системы варн. Варны представляли собой различные социальные группы свободных, неравных по своим правам...

Теории возникновения государства

§ 1. Естественно-правовая теория.

Естественно-правовая теория происхождения государства и права (теория естественного права) является одной из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин. Е.Н Трубецкой писал...

polit.bobrodobro.ru

Вопрос 7. Политическая мысль Древнего Востока |  Читать онлайн, без регистрации

Вопрос 7. Политическая мысль Древнего Востока

Политология имеет богатую длительную предысторию в виде эволюции политических идей. В ее фундамент легли идеи и концепции, которые лучшие мыслители прошлого разрабатывали на протяжении всей истории человечества. Политико-правовая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Осмысление общественных проблем и морально-политических ценностей началось в глубокой древности. Разнообразные идеи, связанные с властью и правами, государством и личностью, демократией и деспотизмом, обнаруживаются в трудах мыслителей Древнего Китая, Арабского Востока, мусульманского мира, европейской цивилизации. Они проходили проверку исторической практикой, шлифовались в четкие формулы политических документов. Шел постоянный поиск оптимальных моделей общественного устройства, взаимоотношений личности, общества и государства, причем долгое время он осуществлялся в рамках философских и религиозных учений.

В III–II тысячелетиях до н. э. мышление людей еще находилось во власти мифологических представлений об окружавшем их мире. Отразилось это и на политической мысли: в ее основе была идея божественного происхождения политических порядков. Правда, взаимоотношения земных и небесных властителей трактовались по-разному.

Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги при любых обстоятельствах сами оставались вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. Например, бог находился в особых договорных отношениях с еврейским народом и считался главным их правителем, законодателем и судьей. У древних китайцев было несколько иное представление: для них император был единственным проводником воли небесных сил. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и возможности.

Подчеркивание божественного характера власти долгое время являлось сквозной темой и мифологического, и религиозного мировоззрения. Они освещали существовавшее общественное устройство непререкаемым авторитетом высших сил – иерархии богов или единого бога. Например, в Древнем Вавилоне в XVIII в. до н. э. царь Хаммурапи изображал свое законодательство как осуществление воли богов. Поэтому деление на рабов и свободных, экономическое, правовое неравенство самих свободных нужно было воспринимать как справедливое, данное по воле богов.

В Древнем Иране примерно в VIII в. до н. э. зародилась религиозная доктрина зороастризма (Зороастр, Заратуштра). Эта доктрина оказала большое влияние на идейно-религиозные концепции как Востока, так и Запада (в том числе на становление христианства). Суть зороастризма – борьба в мире двух начал: добра и зла. Добро олицетворяет светлый бог – Ормузд, зло – темный бог – Ариман. Свет и темнота ведут борьбу друг с другом, и смысл бытия каждого человека заключается в активной борьбе против тьмы и зла. Заратуштра был убежден в конечной победе добра, хотя зло и может временно торжествовать. Государство согласно Заратуштре должно быть земным воплощением светлого бога Ормузда. Монарх выступает как его служитель и должен бороться против зла в государстве, прививая добро.

В Древней Индии зачатки идеологии брахманизма были изложены уже в «Ведах» во II тысячелетии до н. э.), в которых обосновывается деление общества на 4 варны, т. е. сословия: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудра. Сословия эти и их различное положение предопределены дхармой, т. е. мировым законом и долгом. Законы Ману (II тысячелетии до н. э.) обосновывали руководящую роль брахманов и их исключительное право толковать дхарму. Кроме изощренных земных наказаний за нарушение дхармы представителями других сословий, законы Ману внедряли страх перед переселением души в более низкое существо.

Против брахманистской идеологии и системы варн было направлено в VI в. до н. э. учение Сиддхартха, прозванного Буддой (Просветленный). Дхарма у буддистов выступает как управляющая миром закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона: путь законности оказывается вместе с тем дорогой справедливости и мудрости. Главное в – отличие от брахманизма буддизм провозгласил установку на индивидуальный путь спасения.

Определенные рационалистические трактовки государства и права наблюдаются в «Артхашастре» (IV–III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья), советник и министр царя Чандрагупты I. Кроме морально-нравственных норм, акцент делался на практической пользе (артхе) и обусловленных ею политических мероприятиях и административно-властных установлениях.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (VI–V вв. до н. э.) признавал Божественное происхождение власти императора, но отказался от Божественного происхождения государства. Согласно его учению оно возникло из объединения семей. То есть государство – это большая патриархальная семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Благо народа – один из центральных пунктов политической части его доктрины. Мудрый администратор должен хорошо знать, что любят люди и что они ненавидят; он всегда должен стремиться к добру, и тогда люди пойдут за ним. Следование этим принципам означает «дао» (правильный путь). Сам Конфуций не добился особых успехов в попытках реализовать свои идеи на практике. Однако его доктрина стала той отправной точкой, той стандартной «измерительной шкалой» политической культуры, с которой сверяли свои теории мыслители и реформаторы последующих поколений.

В рамках даосизма, основателем которого считается Лао-цзы (VI в. до н. э.), правильный путь (дао) рассматривался не как путь в соответствии с требованиями богов, а как естественная природная необходимость. То есть по Лао-цзы, законы природы выше законов богов и несут в себе высшую добродетель и естественную справедливость. Тем самым он одним из первых подверг критике общественно-политическое устройство Китая. Его призывы к воздержанию, возврату к общинной жизни в ее патриархальности не получили широкой общественной поддержки.

Основатель моизма Мо-цзы (V в. до н. э.) обосновывал идею естественного равенства людей. Для этого он по-новому трактовал понятие «воля неба», рассматривая его как всеобщность, т. е. равное отношение ко всем людям. Отсюда его резкая критика существующих порядков. Мо-цзы стал одним из первых основателей договорной концепции происхождения государства. Он утверждал, что отсутствие управления и единого понимания справедливости определяло состояние вражды и хаоса в обществе. Для их устранения люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека и назвали его сыном неба.

Легисты Древнего Китая в лице одного из видных представителей этой школы Шан-Яна (IV в. до н. э.) критиковали взгляды Конфуция за идеализм в отношении морально-нравственных норм для правителя, которыми он должен руководствоваться. Шан-Ян считал, что управлять можно не с помощью добродетелей, а с помощью жестких законов, которым люди должны подчиняться под страхом наказания и насилия. Для этого легисты обосновывали принцип коллективной ответственности на основе круговой поруки (пятидворки и десятидворки) и внедряли идеи тотального доносительства. Эти идеи сыграли значительную роль в дальнейшем развитии системы государственного управления Древнего Китая и соседних стран, а впоследствии через монгольское завоевание – и в России.

Таким образом, первые попытки осмысления общественнополитического устройства в рамках религиозно-мифологического мировоззрения заключались в рассмотрении земных порядков как неразрывной части космических порядков, имевших Божественное происхождение. Тем самым утверждалось превосходство порядка над хаосом.

velib.com

Причины появления и особенности политической мысли Древнего Востока

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.

Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. [c. 18] Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.

Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.

Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.

Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства (“ремесла”) управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.

Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. “Государь и его держава – вот главные элементы государства”, – сказано в индийском трактате “Артхашастра”.

Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.

Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления [c. 19] подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. “Если правитель утвердит свое совершенство, – говорилось в китайской книге “Шу цзин”, – то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников” Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.

В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание.

Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.

Развернутые религиозные учения были созданы идеологами господствующих сословий (культ фараона в Египте, идеология брахманизма в Индии и др.). Эти учения освящали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам Народным массам стремились внушить благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и покорность.

Господствующей идеологии противостояли политические взгляды угнетенных. Они критиковали официальные религиозные догмы, искали новые формы веры (например, ранний буддизм), выступали против гнета и произвола, выдвигали требования в защиту справедливости. Их идеи оказывали значительное влияние на развитие политической теории. Правящие круги всегда были вынуждены учитывать в идеологии требования [c. 20] эксплуатируемого большинства. Некоторые идеи социальных низов, как, скажем, призыв библейского пророка Исайи перековать мечи на орала, используются в политической идеологии до сих пор.

Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Возникшие в них политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.

8. Основные течения политико-правовой мысли в Древнем Китае

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-Цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-Цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам.

Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н. э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.

Следование небесному образцу Мо-цзы называл также «почитанием мудрости как основы управления». В поисках «единого образца справедливости» Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.

Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н. э. «Шанцзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390–338 гг. до н. э.), известным под именем Шан Ян. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы «законников» (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361–338 гг. до н. э.).

В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер их можно подчинить желательному «порядку».

cyberpedia.su

Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока

Введение

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности.

Хронологические рамки истории Древнего Китая включает два крупных периода - Циньскую (2000 г. до н.э. –400 г. н.э.) и Китайскую (400 – 2000 гг. н.э.) цивилизации.

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам.

Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими, моральными и иными представлениями.

Государственная власть в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы правления, как восточная деспотия.

Политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Также характерно сохранение и развитие религиозно-мифологического воззрения. В Древнем Китае ведущими направлениями в политической и правовой идеологии являлись даосизм, конфуцианство, моизм, легизм. Эти учения освещали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки.

Основной период развития политико-правовых учений Древнего Китая возникли в эпохи чжоуской и циньской династий. Так, в эти династии жили и творили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы.

Итак, рассмотрим политическую и правую мысль Древнего Китая.

Политическая и правовая мысль Древнего Китая

а) Даосизм

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис

В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в. до н. э.). Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").

Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.

В основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь). В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления "небесной воли" Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба природы и шатия-братия. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны. В такой трактовке дао выступает как естественное право.

Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром.

В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. "Кто много накапливает, — учил Лао-цзы, — тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи". В "Дао дэ цзин" нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, "отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято".

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий.

Все неестественное (культура, искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму, — это отклонение от дао и ложный путь. Влияние естественного вообще (в том числе и естественного права) на общественную и политико-правовую жизнь в целом, по данной концепции, осуществляется на путях такого следования дао, которое скорее означает отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов на основе и с учетом каких-то позитивных требований дао.

Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует".

Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к земле", восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знаний. "В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний".

Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением.

Мистицизм и таинственность даосизма породили интерес к нему со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближайшего окружения царей и кончая различными заговорщицкими организациями. Использование даосами традиций и норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянскими массами.

б) Конфуцианство

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Он защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Его взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "простолюдины", "низкие", "младшие" должны подчиняться "благородным мужам", "лучшим", "высшим", "старшим". Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — "сыном неба". Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. "Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться".

Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание. Под человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. "Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия". Общим принципом взаимоотношений между людьми был принцип "не делай другим того, чего не желаешь себе"..

Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, т. е. с восстановления истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей "Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном". Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять — значит поступать правильно". В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства.

mirznanii.com

Политическая мысль Древнего Востока — Мегаобучалка

Политология – интегрированная наука о политике, сфера общественного и государственного управления.

Политология — наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике во всех формах ее проявления и взаимодействия с личностью и обществом. Состоит из двух греческих слов: politike — государственное дело, искусство правления (Аристотель), logos — учение, норма (Гераклит). Политология — наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.

Политология как учение о политике возникает в IV в. до н. э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н. Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил понятие государство и политика. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Конфуций (V в. до н. э.), Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, К. Маркс, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Политология как самостоятельная сфера научного знания начинает формироваться в середине XIX в. Значительный вклад в становление современной политологии внесли М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето.

Объект, предмет, методы исследования политологии.

Объект политологии — политическая сфера общества, политическая действительность во всех его проявлениях, политическая реальность, её основные элементы и отношения. Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова «политология» выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую юриспруденцию, политическую психологию и другие политические дисциплины. Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь «мир политического» как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества. Методы исследования в политологии следующие:

институциональный — исследование политических институтов, прав государства, политических партий, общественного движения;

исторический — изучение политических отношений институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего;

социологический — исследование социальной обусловленности политики и её влияние на общественную жизнь;

поведенческий (бихевиористский) — непосредственное наблюдение за политическим поведением конкретного лица;

системный — рассмотрение политики как целостного общественного явления;

психологический — исследование психологического механизма политического поведения людей;

нормативно-ценностный — оказание политического воздействия на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека;

сравнительный — сравнение однотипных политических систем, режимов, политических явлений.

Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.

Основные цели преподавания дисциплины:• формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением;• утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;• развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли.Выпускник должен уметь:• формировать и аргументировать свою политическую позицию;• анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;• участвовать в функционировании политической системы общества как избиратель, гражданин, развивать политическую и экономическую культуру;• применять политологические знания к решению профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

Политическая мысль Древнего Востока.

Египет.(III тыс. до н.э.) Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец. Таким образом формируется форма правления – восточная деспотия.Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: кастовая система, социальное неравенство. В VI в. до н.э. возникла философия буддизма, которая ликвидировала кастовую систему, создание социального равенства через благородные поступки.Вавилон (около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества, где письменно закреплена ответственность за нарушение законов.Китай (V в.до н.э. )Конфуций. Основной принцип государственного устройства – патриархальность , которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути».На Древнем Востоке представление о политике и власти носило религиозно-мифологический характер, где основная форма правления – восточная деспотия.

megaobuchalka.ru