Олимпиада древней греции. Курсы иностранных языков в Киеве «Европейское Образование»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Олимпийские игры в Древней Греции. Олимпиада древней греции


Олимпийские игры в Древней Греции

Начало Олимпийских игр в Древней Греции

Национальные праздники, сопровождавшееся играми, имели огромное значения для развития древнегреческой цивилизации. Первое место между ними и по древности и по важности своей занимали олимпийские игры. Существовала легенда, что начало этим играм положил договор, заключенный между знаменитым спартанским законодателем Ликургом и Ифитом, царем соседней с Лаконикой области Элиды. В договоре определялось, что спартанцы и элидяне будут совершать общий праздник в храме Зевса олимпийского у реки Алфея.

Когда был установлен этот общий праздник, на время которого прекращались военные действия, мы точно не знаем. Более поздняя греческая легенда дала началу олимпийских игр мифическое происхождение: она говорила, что игры учредил Геракл, победив царя Элиды Авгия, и что он определил величину стадия, подставляя ногу к ноге по длине этой линии. Достоверно известно только то, что с первой трети VIII века распорядители олимпийского праздника стали вести список, в который записывали имя того, кто одержал победу в состязании бега. Этот список начинается с игр 776 г. до нашей эры, поэтому сейчас историки тоже начинают с этого года счет олимпиад.

План древней Олимпии

План древней Олимпии. Цифрами обозначены: 1. Северо-восточный пропилон (вход) 2. Пританион 3. Филипейон 4. Храм Геры 5. Пелопион 6. Нимфей 7. Метроон 8. Zanes 9. Крипт 10. Стадион 11. Портик Эхо 12. Здание царя Птолемея II и Арсинои 13. Портик Гестии 14. Эллинистическое строение 15. Храм Зевса 16. Алтарь Зевса 17. Ex-voto of Achaeans 18. Ex-voto of Mikythos 19. Ника Пэония 20. Гимнасий 21. Палестра 22. Теоколеон. Римскими цифрами обозначены сокровищницы городов: I. Сикион II. Сиракузы III. Эпидавр IV. Византий V. Сибарис VI. Кирена VII. Неизвестно VIII. Алтарь? IX. Селинунт X. Метапонт XI. Мегара XII. Гела

 

Олимпийский праздник Зевса

Олимпийский праздник Зевса был первоначально общим торжеством только элидян или спартанцев, но постепенно к нему присоединились другие государства Древней Греции. В конце VIII века к участию в олимпийском торжестве и сопровождавшем его перемирии были приняты уже все пелопоннесские государства и мелкие общины, а в VΙΙ веке уже присылались на олимпийский праздник посольства от государств Средней Греции, от фессалийцев, от малоазийских и сицилийских греков. Граждане всех этих частей греческого мира были допущены к участию в состязаниях. Таким образом, олимпийские игры, совершавшиеся раз в четыре года и начинавшиеся в первое полнолуние после летнего солнцестояния, были в конце VII века общим национальным праздником всех эллинов континентальной Греции, островов и колоний. Он был первым учреждением, к участию в котором допускались греки без различия племен и стран.

 

 

Заведование олимпийскими играми принадлежало элидянам. Однажды удалось было гражданам Писы и аргосскому царю Фидону отнять у элидян это право, но лишь ненадолго. Элидяне посылали по всем странам древнегреческой земли «вестников мира», объявлявших о наступлении священного месяца олимпийского торжества; на этот месяц прекращались все военные действия во всем Пелопоннесе. Если какое-нибудь греческое государство нарушало эту заповедь или другие уставы праздника, элидяне исключали граждан этого государства от участия в торжестве до тех пор, пока грех будет искуплен покаянием и будет уплачен штраф, поступавший в казну олимпийского храма. Если нарушителем уставов праздника был частный человек, он платил штраф или олимпийскому храму или своему государству.

Статуя Зевса в Олимпии, Фидий

Статуя Зевса в Олимпии работы Фидия. Предполагаемый вид

 

Олимпийский праздник совершался в почитаемой всей Грецией местности Олимпии. Посольства всех древнегреческих государства шли туда из Элиды по священной дороге; они собирались у жертвенника Зевса в священной оливковой роще Альтиде и приносили там в жертву животных, которых привели с собой из отечества. Жертвенные чаши также привозились ими из родных городов; это была великолепная посуда, и великолепны были наряды послов.

Когда угасал огонь, которым при пении хоров пылали на жертвеннике Зевса тополевые дрова и положенное на них сало жертвенных животных, начинались олимпийские игры. Желавшие участвовать в состязаниях древнегреческие атлеты должны были раньше того сообщить о своем намерении элланодикам (назначенным от элидян судьям состязаний) и представить им доказательства, что они не подвергались лишению почетных гражданских прав. Кроме того, они удостоверяли под присягой, что не будут при состязании употреблять нечестных уловок, что 10 месяцев занимались гимнастическими упражнениями по предписанным правилам и пр.

 

Виды спорта на олимпийских играх в Древней Греции

Олимпийские игры происходили при бесчисленном собрании зрителей. Тут были только мужчины, женщинам было запрещено присутствовать на играх; исключение было сделано только одно: могла смотреть на игры жрица Деметры Хамины. Игры начинались состязанием в беге. Это был древнейший вид гимнастических состязаний. Участники его бежали партиями по четыре человека. Первоначально эти спортсмены имели на себе пояс, впоследствии были совершенно наги. Элланодики, сидевшие на возвышении и окруженные жезлоносцами, наблюдали за тем, чтобы в состязаниях участвовали только люди безукоризненной жизни и чтобы не нарушались правила игр.

Древняя Олимпия

Древняя Олимпия. Реконструкция

 

По мере того, как возвышалось значение олимпийских игр, увеличивалось число разных видов спортивного состязания. Бег был сначала простой, т. е. состязавшиеся пробегали стадию только один раз; после стали пробегать ее два раза и наконец восемь раз. К состязанию в беге на олимпиадах прибавились состязания в других видах спорта: борьбе, прыжках, бросании диска или копья и кулачном бое. После, при возрастающем богатстве знатных греков, которые почти одни были участниками игр, прибавился ещё один вид спорта – бег колесниц, запряженных четырьмя лошадьми. Для этого бега был устроен в Олимпии ипподром, имевший в длину четыре стадии; он находился на юге от места, где происходили гимнастические игры. Колесницы должны были проехать по ипподрому 12 раз. При быстроте скачки довольно часто случалось, что та или другая колесница ломалась или опрокидывалась, бесились лошади или правивший ими падал; эти случаи, конечно, производили волнение в толпе. Приписывая учреждение гимнастических игр Гераклу, древнегреческое предание называло учредителем бега колесниц Пелопса, который победою в таком состязании приобрел себе жену и царство. В VII веке к прежним, гимнастическим видам спорта прибавился новый, называвшийся панкратионом; это было соединением борьбы с кулачным боем. Кроме бега колесниц была введена верховая скачка. Число дней олимпийского праздника тогда было увеличено до пяти. Первоначальный вид состязаний, бег, остался навсегда важнейшим из них; тот, кто одержал победу в нем, был главнейшим из победителей; собственно ему давалось в Древней Греции название «победителя на олимпийских играх» («олимпионика»), и его именем отмечалась олимпиада. Но богатые люди предпочитали победу в состязании колесниц.

 

Победители олимпийских игр в Древней Греции

Когда персы, придя к Фермопилам, услышали, что греки в эту знойную нору года (в июле) празднуют олимпийские игры, они удивлялись – ибольше всего тому, что награда за победу на этих играх – вещь, не имеющая никакой денежной цены. Действительно, наградой был в Древней Греции простой венок из ветвей священного оливкового дерева; их срезывал красивый мальчик золотым ножом. По окончании праздника при собрании всех зрителей элланодики возлагали эти венки на головы победителей; и прекраснейшим доказательством высокого развития чувства чести у греков служить то, что они считали оливковый олимпийский венок драгоценнейшим из сокровищ, какие может приобрести человек. Победа прославляла не только одержавшего ее, но и его род, и его родину. В сопровождении посланников своих государств, окруженные своими друзьями, родными, толпою своих соотечественников, победители с венками на головах шли на холм Кротон, в сосновую рощу, принести благодарственную жертву Зевсу за победу, которую он дал им. После того начинался пир; он продолжался весь вечер и часть ночи.

Когда победитель олимпийских игр возвращался в свой родной город, его ждали новые почести и радости. Его встречали торжественной процессией с пением гимнов в честь его победы (эпиникий). Эти гимны писали знаменитейшие поэты Древней Греции, например Симонид и Пиндар. Процессия вела победителя в храм божества – покровителя города; там приносили благодарственную жертву, и после того праздновали радостное событие веселым пиром. По окончании пира народ с радостными криками провожал победителя олимпиады в его дом. На всю его жизнь годовщина его торжества оставалась праздником для него и его семьи. Почти во всех государствах Древней Греции победители на олимпийских играх получали особенные права и почести, которыми на всю жизнь обеспечивалось их благосостояние. На всех праздниках и играх они занимали почетное место; на дворах храмов ставили их статуи; слава их имени долго жила в потомстве. Афиняне предоставляли им на всю жизнь право обедать в пританее. Для древнего грека не было счастья выше победы, одержанной на олимпийских играх.

 

Другие игры в Древней Греции

Олимпийские игры были учреждены дорийцами, заботившимися преимущественно о физическом развитии человека. Поэтому олимпийские игры были только состязаниями в физической силе и ловкости: в беге, в кулачном бою, в борьбе, в бросании диска, в искусстве ездить верхом и править лошадьми колесницы выказывались только сила мускулов и гибкость тела. Изящным искусствам, в которых выражается жизнь души и ума, не было места в состязаниях на олимпийских играх. Присоединением музыки и пляски греческие национальные праздники были обогащены в играх при храмах древнегреческого покровителя искусств – бога Аполлона. Из них знамениты были пифийские игры при дельфийском храме и веселые праздники на Делосе, священном острове, бывшем родиной Аполлона. Славились в Древней Греции и Истмийские игры, которые проходили на Истме (перешейке, соединявшем Пелопоннес с остальной Элладой) и были посвящены богу Посейдону.

 

rushist.com

Античные Олимпийские игры в Древней Греции

Олимпийские игры в Древней ГрецииАнтичные Олимпийские Игры в Древней Греции: виды спорта, знаменитые атлеты Олимпиады, интересные факты в соревнованиях, известные спортсмены среди выдающихся греков.

 

Античные Олимпийские Игры проходили в Древней Греции с 776 года до н.э по 394 год н.э, когда были запрещены императором Римской Империи Феодосием. Если подойти к хронологии более точно, то следует отметить, что дата начала Античных олимпийских игр условная, поскольку точных подтверждающих фактов этой дате нет. По легендам и мифам Древней Греции первые Олимпийские игры организовал Геракл ещё в 13-м веке до н.э. Однако никаких доказательств этому нет, поэтому эта дата так и останется в области мифов. Далее был длительный перерыв в Играх (или просто недостаток исторических фактов), после чего появляется версия о возобновлении Игр во времена правления Ифита из Элиды и Ликурга из Спарты. Однако нет достоверных данных о датах правления этих греческих царей, а предположительно датируются гораздо раньше официально принятой даты начала Античных Олимпийских Игр. В итоге было принято решение считать официальной и достоверной датой начала первых Олимпийских Игр в Древней Греции 776 год до н.э, когда был известен их победитель, Кореб Элидский - раньше Олимпийские Игры не нумеровались, а назывались по имени их победителя, который определялся в беге на 1 стадию (192 метра)*.

*первые 13 Олимпиад античной Греции соревнования состояли только из одного вида состязаний – бега на 1 стадию. И главным победителем всех Олимпийских игр Древней Греции был именно бегун на короткую дистанцию (в современных Олимпийских играх победитель мужского спринта также является самых известным и узнаваемым олимпийцем).

 

В Античных Олимпийских играх могли участвовать далеко не все желающие, причём критерием отбора были не только спортивные достижения, а социальный статус и пол (в самых первых Играх ещё и национальность). Теперь обо всём этом подробнее.

- в Играх могли состязаться только мужчины. Более того, зрителями могли быть тоже только мужчины. Лишь спустя несколько столетий с момента начала Игр Античной Греции победительницей смогла стать женщина в гонке на колесницах, да и то благодаря странной традиции считать победителем не наездника, а владельца упряжки. Таким курьёзным образом дочь спартанского царя вошла в историю как первая женщина, победившая в Олимпиаде.

- принимать участие в Олимпиаде могли не все мужчины, а лишь свободные мужчины с полными гражданскими правами. Другими словами, рабы и лишённые хотя бы части гражданских прав не допускались к Играм.

- сначала к участию в Олимпиадах Древней Греции допускались исключительно греки-мужчины (со всеми описанными выше правами). Позже в Играх стали принимать участие и римляне по праву завоевателей*

*после 146-го года до н.э, когда Римская империя полностью подчинила себе Древнюю Грецию, греческий язык и традиции не смогли быть вытеснены латинским языком и культурой Рима – настолько хорошо развитой была цивилизация Древней Греции.

- даже если вы мужчина-грек, свободный и со всеми гражданскими правами, всё равно у вас не так много шансов стать участником Игр. Дело в том, что за 30 дней до их начала нужно было продемонстрировать свои атлетические умения в Олимпийской гимназии (в современных Олимпийских играх аналогом этому является получение олимпийской лицензии на разных предварительных соревнованиях).

 

Игры длились 5 дней и состояли из 3 периодов:

  1. Первый день – представление атлетов и судей, клятва и жертвоприношение богам, в первую очередь Зевсу. В современных Олимпийских Играх аналогом является открытие Олимпиады.
  2. Со второго по четвёртый день включительно проходили состязания атлетов в различных видах спорта, о которых ниже будет рассказано подробнее.
  3. Последний, пятый день Игр представлял собой чествование победителей и пиршества по случаю завершения праздника. В современных Олимпийских играх последний день также является торжественным днём закрытия Олимпиады. Победитель Античных Олимпийских игр получал в награду венок из оливковых веток, становился популярным человеком у себя на родине, получал различные привилегии (в Афинах своим победителям иногда давали даже небольшие денежные премии).

 

Виды спорта в Олимпийских играх Древней Греции

бег в Древней ГрецииПервым и самым главным видом состязаний был бег. На первых 13-ти Олимпиадах бег был только на спринтерскую дистанцию – 1 стадию, которая равнялась 192-м метрам.

 

С 14-й Олимпиады к бегу на 1 стадию добавилась ещё одна спортивная дисциплина – бег на 2 стадии (или т.н. «двойной бег»). По аналогии с современными олимпийскими дистанциями это ближе всего к 400-метровке (или т.н. «длинному спринту»).

 

Новшество предыдущей Олимпиады понравилось зрителям, и с 15-х по счёту Игр добавили ещё одну беговую дисциплину – бег на 7 стадий. Это уже средняя дистанция, ближе всего к которой находится современная олимпийская дистанция в 1500 метров.

 

борьба в Древней ГрецииЕщё через 3 Олимпиады, на 18-й по счёту, добавились 2 новые спортивные дисциплины – борьба и пентатлон (или пятиборье).

Борцы обладали могучим телосложением и необычайной для обычных людей силой, о них слагали легенды (порой настолько фантастические, что некоторые можно смело добавлять в категорию «Мифы и легенды Древней Греции», а то и прямо в раздел «Боги Древней Греции»). Правила борьбы были более безопасными, чем правила других олимпийских единоборств - - кулачного боя и панкратиона, но правила эти зачастую не соблюдались, что и дало возможность появлению в олимпийской программе самого жёсткого и зрелищного вида – панкратион.

 

пятиборьеПентатлон, как видно из названия дисциплины, включал в себя 5 видов состязаний: прыжок в длину, метание диска, метание копья, бег (1 стадия) и борьба. С бегом всё шло по привычной схеме – 192 метра. Более-менее всё понятно и с метанием копья и диска – кто дальше метнул, тот и победил. Не совсем понятна ситуация с прыжками в длину. На фресках изображены атлеты, прыгающие в длину с места, и в руках у них были утяжелители, однако античные современники спортсменов утверждали, что прыгали атлеты до 15 метров в длину (яма для прыжков тоже была такой длины). Похоже, что греки и в лёгкой атлетике мастера мифов, а не только в описании жизни местных богов. Борьба была заключительным испытанием и нужна была лишь в тех случаях, когда в первых 4-х видах состязаний не удавалось достичь необходимых 3-х побед.

Античному пентатлону нет точных аналогов в современных видах многоборья (особенно учитывая наличие борьбы в программе). Но, без сомнения, это самый разносторонний вид спортивных состязаний.

 

кулачный бой в Древней Греции23 Олимпиада в Древней Греции была представлена ещё одним новшеством – введение кулачного боя в программу соревнований. Это был очень зрелищный и одновременно очень опасный вид состязаний, в котором бойцы могли нанести друг другу серьёзные увечья и даже убить. Из защитных приспособлений на руки наматывали полоски сыромятной кожи, которая больше защищала руки бьющего, чем корпус или голову соперника. Современный аналог античного кулачного боя – бокс – гораздо более гуманный вид спорта, хотя не так давно для повышения зрелищности отказались использовать шлёмы в любительском боксе. Количество нокаутов увеличилось, публике нравится… известное латинское изречение «panem et circenses» (хлеба и зрелищ) актуально во все времена.

 

25-я Олимпиада Древней Греции получила ещё один вид соревнований – конные скачки (в эту Олимпиаду были разрешены только заезды на четвёрках лошадей – квадригах). Благодаря этому новшеству и странным правилам присуждения победы владельцу лошадей (а не наезднику) у женщин появилась возможность участия и победы в Античных Олимпийских играх. Это был самый дорогостоящий вид спорта, представленный на Играх и доступный лишь очень состоятельным гражданам Древней Греции или же царям и их родственникам. Кроме дороговизны, это был очень опасный вид спорта. Представьте себе ипподром и одновременный старт 44 колесниц. Дальше начинался хаос, который многократно увеличивался после первого разворота. Жокеи выпадали под копыта лошадей, колесницы переворачивались или сталкивались… фразу Лермонтова «смешались в кучу кони, люди…» можно было бы смело применять к конным скачкам в Древней Греции, если бы поэт смог лично всё это действо увидеть. Был известен случай, когда из 44-х стартовавших колесниц 43 выбыло из строя во время заезда. Победа была присуждена колеснице, которая просто сумела выжить в этом ужасе.

колесницы 

 

панкратионСпустя 40 лет после введения в программу Олимпийских игр Древней Греции кулачного боя был добавлен ещё один вид единоборств – панкратион. Это произошло на 33-й по счёту Олимпиаде. По своей сути панкратион представляет вид поединка, в котором разрешались удары всех видов и всеми частями тела (запрещались только удары в глаза), также разрешались все борцовские приёмы. В состязаниях бойцов были смертельные случаи (что, впрочем, иногда не мешало грекам объявлять мёртвого бойца победителем). В современном олимпийском спорте видов борьбы больше, но зрелищность была выше у древних, скорее всего. Панкратион пока не включён в программу современных Олимпийских игр, но работа в этом направлении ведётся давно.

 

На этой же, 33-й Олимпиаде были добавлены скачки на лошадях (одиночные). Правила определения победителя были такие же странные, как и для квадриг – чемпионом Олимпиады становился владелец/владелица лошади, наездник же просто выполнял задание хозяина, рискуя своей жизнью и зачастую получая серьёзные травмы.

 

бег гоплитовПоследняя беговая дисциплина Олимпийских игр Древней Греции появилась значительно позже, во время проведения 65-й по счёту Олимпиады, спустя более 150 лет от начала первой Олимпиады античности. Это был бег тяжело вооружённых воинов (гоплитов) на дистанцию в 2 стадии. Вес всей амуниции первоначально превышал 20 килограммов, впоследствии атлетам «упростили жизнь», оставив только тяжёлый щит (около 8-ми килограммов). В современных Олимпийских играх аналогов этому виду бега нет, зато есть похожая армейская дисциплина (марш-бросок в полной выкладке). Одним словом, бег гоплитов – это прикладная военная дисциплина, но, учитывая постоянные войны греков со всеми своими соседями, а в перерывах между этими войнами они ещё воевали между собой на всякий случай – вещь нужная, одним словом.

 

На 93-й Олимпиаде ввели новую дисциплину в скачках – на колесницах, запряжёнными двумя лошадьми.

 

96-я Олимпиада принесла последние серьёзные дополнения в Игры – на ней появились совершенно далёкие от спорта состязания трубачей и герольдов. Это был единственный вид соревнований на Играх, где судейство было очень субъективным. Впрочем, о судьях нужно рассказать отдельно…

 

«А судьи кто?»

судьи в Древней ГрецииА судьи на Олимпийских играх античности были свободные уважаемые граждане из греческой исторической области Элида, в столице которой (г. Олимпия) и проводились почти все Игры той эпохи.*

*в те годы, когда Элида вела войну с какой-то другой областью Древней Греции, Олимпиада проводилась в другом городе. Правда, жители Элиды не признавали чемпионов тех Олимпиад, которые проводились не в Олимпии.

 

На первых 13-ти Олимпиадах судей было не очень много - всего 1 человек. Была всего одна спортивная дисциплина – бег на 1 стадию, поэтому греки считали, что одного судьи вполне достаточно. Одна дисциплина – один чемпион – один судья – вполне рабочая схема для первых соревнований.

 

После того, как добавился ещё и бег на 2 стадии, к судейской работе привлекли ещё 1-го судью – появилось что-то наподобие судейской коллегии. С одной стороны, работа была несложная – смотреть, кто первый прибежал. С другой стороны, в забеге могло участвовать до 20 человек одновременно. Секундомеров, как вы понимаете, тогда ещё не было, фотофиниша тоже. И один судья должен был точно определить, кто же среди этого массового спринтерского забега прибежал первым. Очень ответственная работа, на мой взгляд.

 

По мере добавления видов состязаний добавлялось количество судей, и максимальное количество таковых доходило до 12-ти человек.

 

Когда в Олимпийскую программу добавилась борьба, кулачный бой, а также панкратион, то работа судьи стала не только ответственной и нервной, но и опасной. Судьям стали выдавать палки для усиления их авторитета, так сказать (иные участники единоборств так входили в азарт, что разнять их другого способа не было). Очень важно было для судей борьбы, кулачного боя или панкратиона не пропустить момент, когда нужно остановить поединок, чтобы не допустить увечья или даже смерти атлета. Но, к сожалению, не всегда это удавалось сделать вовремя и такие случаи были, и неоднократно.

 

В работу судей также входила обязанность за 30 дней до начала Олимпиады проверить спортивное мастерство желающих выступать и отобрать лишь самых достойных, иначе Олимпиада могла превратиться в Вавилонское столпотворение.

 

Поскольку на Олимпийских играх участников было гораздо больше, чем судей, а также присутствовало большое количество зрителей на трибунах (до нескольких десятков тысяч), то под начало судей выделялся особый отряд вооружённых людей (прототип современной службы безопасности или же полиции). Чтобы все без исключения могли узнать, кто же на самом деле среди всего народа судья, последние носили пурпурную одежду. А вот атлетов не спутаешь ни с кем, поскольку на ранних Олимпиадах они вообще выступали голыми (если бы такая традиция сохранилась по сей день, популярность Олимпийских игр была бы гораздо выше).

 

Интересные факты в истории Олимпийских игр Древней Греции

- слава и популярность 3-кратного победителя Олимпийских Игр в панкратионе Дорией с острова Родос однажды спасла ему жизнь, когда он был взят в плен и приговорён к смертной казни – за Олимпийские заслуги его отпустили.

 

- на 54-й Олимпиаде произошёл трагичный и одновременно курьёзный случай: в панкратионе победа была присуждена бойцу, который умер в результате удушающего приёма. Однако соперник, который его задушил, успел просигнализировать судье о том, что сдаётся. Судья не успел вовремя среагировать, в результате чего было принято такое абсурдное решение о победе.

 

- на 67-й Олимпиаде, в 512-м году до н.э., во время одиночных скачек лошадь сбросила своего наездника ещё в самом начале забега, но сама пришла к финишу первой. Несчастный наездник никого не интересовал, и победу, как обычно, присудили лошади (точнее, её владельцу).

 

- единственной женщиной Древней Греции, которая смогла дважды «одержать победу» на античных Олимпийских играх, была Киниска (дочь спартанского царя). Её лошади побеждали на 2-х Олимпиадах подряд, а поскольку она была владелицей этих лошадей, то и венок победителя получала она.

 

- 211-я Олимпиада была проведена не в 65-м году (по 4-летнему циклу), а в 67-м, поскольку в ней пожелал участвовать римский император Нерон, который запланировал свой визит в Грецию именно в 67-м году. На этой же Олимпиаде произошёл безобразный случай награждения в скачках колесниц – победила колесница, которая стартовала, однако не приехала на финиш вообще. А управлял ею не кто иной, как вышеозначенный Нерон.

 

Чемпионы в Античной Греции, добившиеся самых выдающихся результатов в Олимпийских Играх

1. Леонид с острова Родос – это, пожалуй, самый выдающийся атлет Древней Греции. Он выиграл 4 (!!!) Олимпиады подряд, причём выиграл каждую из них в 3-х беговых дисциплинах: бег на 1 стадию, бег на 2 стадии и бег гоплитов (бег в вооружении). Если перевести это на современный вид наград, то 12 золотых медалей в спринте на 4-х Олимпиадах подряд. Такого достижения в современной лёгкой атлетике не удалось пока повторить никому из бегунов.

 

2. Гиппосфен из Лаконии был первым спортсменом Древней Греции, который одержал победы на 6 Олимпиадах. В 632 году до н.э. в программу Олимпийских Игр была включена борьба для юношей (ограничение в возрасте – 20 лет) и на дебютной для себя Олимпиаде юный Гиппосфен впервые примерил венок победителя. Дальше были ещё 5 Олимпиад, и на пьедестал почёта каждый раз поднимался он. Подобное достижение удалось повторить лишь 92 года спустя спортсменом, о котором пойдёт речь ниже.

 

3. Милон из города Кротон был вторым атлетом Античности, который смог победить на 6-ти Олимпийских Играх подряд: сначала выиграл соревнования по борьбе в категории юниоров (хотя ему на тот момент было всего 14 и боролся он с 20-летними парнями), а затем победил во всех 5-ти следующих Олимпиадах в категории взрослых. Участвовал и в 7-й для себя Олимпиаде, однако победить уже не удалось. Учитывая, что весовых категорий в борьбе не было, это был абсолютный чемпион на протяжении 20-ти лет подряд.

 

4. Ещё один выдающийся легкоатлет из Кротона, Астиал, смог одержать победы на 3-х Олимпиадах подряд, причём на каждой из них в 2-х спринтерских дисциплинах: беге на 1 и на 2 стадии. До абсолютного рекорда Леонида с Родоса, конечно, далеко, но достижения всё равно впечатляющие.

 

Известные люди Древней Греции и других государств, становившиеся победителями в Античных Олимпиадах

- Платон, один из самых известных философов Античного мира, был победителем в панкратионе*

- Филипп II, македонский царь (отец Александра Македонского) также был победителем в гонках квадриг (упряжек из 4-х лошадей)

- Нерон, римский император, был признан победителем в скачках (управлял колесницей сам, но до финиша не доехал), а также был признан лучшим среди герольдов и актёров (здесь первенство тоже можно поставить под сомнение, учитывая его статус императора, а также нрав Нерона)

- Тиберий, римский император: на 199-й Олимпиаде его квадрига пришла первой, в результате чего он стал победителем в заездах

 

*многие ошибочно присуждают лавры олимпийского победителя в кулачных боях древнегреческому математику и мыслителю Пифагору. Это заблуждение вызвано одинаковыми именами греков. На самом деле среди олимпийцев действительно был Пифагор, причём не один, а целых 3 Пифагора, которые стали чемпионами: 1-й Пифагор победил в беге на 192 метра ещё в далёком 716-м году до н.э, т.е. за 146 лет до рождения Пифагора-учёного; 2-й Пифагор действительно стал чемпионом в кулачном бою, однако тоже в то время, когда самого известного из всех Пифагоров ещё не было на свете – за 18 лет до его рождения. Ну а 3-й Пифагор (тоже бегун и чемпион, причём на 2-х Олимпиадах) завоевал своих оливковые венки спустя 200 лет после смерти выдающегося учёного древности. Так что 3 Пифагора и правда были олимпийскими чемпионами, но ни один из них не был математиком, который вошёл в историю.

Похожее заблуждение существует и относительно философа Демокрита, когда спортсмен с таким же именем победил в забеге на 1 стадию, но это произошло спустя несколько столетий после смерти всем известного мыслителя Древней Греции.

 

Преимущества и недостатки античных Олимпийских игр по сравнению с современными

- Самым серьёзным и существенным недостатком древних Олимпийских игр был травматизм участников соревнований и нередкие смертельные случаи.

Несмотря на то, что существовали какие-то правила ведения состязаний, они в пылу борьбы часто не соблюдались. Но в целом действия атлетов особо не ограничивались. К примеру, понадобилось несколько Олимпиад, чтобы судьи наконец-то поняли, что нужно запретить ломать пальцы соперников в борцовских поединках специально ради достижения победы, ведь победителем становился тот, кто первым успел поймать противника за палец (некоторым борцам даже давали прозвище «Пальчик» за подобный метод ведения поединка). А в гонках колесниц о какой-либо технике безопасности вообще никто понятия не имел – там действовал принцип «вижу цель – не вижу препятствий».

 

- Главным преимуществом Олимпиад в Древней Греции было отсутствие в то время современной фармакологии и понятия «допинг» просто не существовало. В этом плане все были изначально равны, и победителем становились только благодаря своим физическим и волевым качествам, а также спортивному мастерству. Последнее, кстати, высоко ценилось в единоборствах, где не было весовых категорий и нужно было побеждать не просто грубой силой, а техникой и тактикой ведения поединка.

 

- Следующее преимущество – справедливость судей (в большинстве случаев). Разумеется, были ошибки и даже казусы в определении победителя, но такой вопиющей несправедливости, которая творится на современных Олимпиадах, трудно даже представить. Возможно, было мало видов состязаний, где победу решал фактор судейства (разве что только неспортивные виды, вроде соревнований герольдов и трубачей). Но основной причиной, думаю, была честь, а не деньги. В Древней Греции людей вообще было не так много, а таких уважаемых людей, которых назначали судьями на Олимпиады, вообще на пальцах перечесть. Поэтому ни один уважающий себя судья не станет рисковать своей репутацией, чтобы «подыграть» какому-то атлету. А для усиления этого неписанного правила против тех, кто пытался вести себя нечестно на Играх, посвящённых богу Зевсу (и нарушал собственную публичную клятву этому же богу в первый день Олимпиады), применяли наказания и серьёзные денежные штрафы.

 

- Третьим (и тоже очень важным) преимуществом Олимпиад античной эпохи перед играми современности было отсутствие серьёзного материального вознаграждения. Да, атлеты-победители становились популярными и узнаваемыми людьми у себя на родине, в их честь писали стихи, чеканили на вазах и монетах их профили, им делали различные налоговые льготы и другие поощрения, но они после выигранной Олимпиады не становились богатыми людьми. Спорт в то время не был коммерческим, как сейчас - это действительно были состязания силы и духа участников Олимпиад, а не способ заработка и реклама своего олимпийского спонсора.

euroeducation.com.ua

Олимпийские игры в Древней Греции: история, суть, олимпийский огонь

 

Впервые Олимпийские игры были проведены в Древней Греции приблизительно в 776 году до н.э.. Они получили свое название благодаря  древнегреческому городу Олимпия, в котором проводились 1 раз в 4 года.

Олимпийские игры представляли собой состязание в таких видах спорта как езда на колесницах, пятиборье, боевых искусствах. Олимпийские игры также носили религиозный характер, так как посвящались верховному древнегреческому богу Зевсу, который пользовался особенным уважением греков, будучи богом грома и молний.

История Олимпийских игр Древней Греции

На время проведения Олимпийских игр, греки объявляли временное перемирье со странами, с которыми учувствовали в военных конфликтах. Каждые Олимпийские игры были настоящим праздником для греческого народа. Олимпиада была своеобразным идеологическим отражением культа тела и совершенства духа, который активно пропагандировался в Древней Греции.

Героем Олимпиады воздавались почести. Существовала довольно интересная традиция: победитель Олимпиады торжественно въезжал в город на колеснице, но не через главные ворота, а через проем в стене, который сразу после этого закрывали, чтоб не выпустить из города победоносный дух Олимпиады. Победитель был одет в красный плащ, а на голове у него был венок из листьев лавра, который был символом победы.

Центром олимпийских соревнований был святой круг Зевса, который представлял собой рощу вдоль течения реки Алфей. Олимпийские игры устраивались греками более трехсот раз. Согласно греческой мифологии стадион в Олимпии, где проводились Олимпийские игры, был сооружен Гераклом в честь победы Зевса над своим отцом Кроносом.

Олимпийский огонь

Незаменимым атрибутом Олимпийских игр был Олимпийский огонь. В Древней Греции существовал культ Прометея, который украл из Олимпа священный огонь и передал его людям, за что поплатился годами невероятных страданий. В честь Прометея древние греки зажигали Олимпийский огонь. Также, чтоб оказать честь Прометею, устраивались соревнования по бегу, где каждый бегун держал в руках зажженный факел с огнем. Победитель такого соревнования был удостоен чести зажигать огонь для жертвоприношения Зевсу, что считалось тогда очень важной миссией.

За Олимпийскими играми в древней Греции наблюдали не только ее жители. На период игр в Олимпию съезжалось огромное количество представителей других государств. Впечатленные Олимпийскими играми, многие из них старались организовать подобное состязания в своей стране, но, увы, достигнуть масштабности Олимпии не смогли нигде.

Олимпийские Игры закончились с приходом Христианства на земли Греции. Подобные мероприятия рассматривались ни что иное как язычество. Но, не смотря на то, что Олимпийские игры в свое время прекратили проводить, это замечательное действо не кануло в Лету.

Возрождение Олимпийских игр

С 1896 году после длительного перерыва Олимпийские игры провели в Афинах. Значительно расширился спектр видов спорта. С 1896 г. Олимпийские игры проводят один раз в четыре года. В период Первой и Второй Мировой войны, по вполне объяснимым причинам, игры не проводились.

Олимпийские игры стали не только своеобразной данью традициям, они по-прежнему представляют собой яркое, захватывающее зрелище, к которому пристально приковано внимание мировой общественности. Города на десятилетия вперед борются за честь принимать у себя Олимпийские игры, а для спортсмена, которые в них участвуют – это не только всемирная слава, но и заслуженное вознаграждение за года работы в спорте.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Театр Афин: трагедия и комедия, маски и костюмы, первые театры Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspОбразование в Древней Греции: принципы обучения мальчиков и девочек

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

История олимпийских игр Древней Греции |

Нынешний 2012 – год олимпийский. Совсем скоро огонь, доставленный из Олимпии, зажжется в столице Великобритании – Лондоне. Новейшая история этого движения насчитывает всего 116 лет. Возрожденные Пьером Де Кубертеном в 1896 году Олимпийские игры сегодня являются одним из самых волнительных зрелищ для болельщиков и наиглавнейшей целью для спортсменов всего мира.

Но впервые идея подобных соревнований пришла в головы древних греков. О том, как это произошло, рассказывается во многих легендах. По одной из них, олимпийские игры устроили в честь победы Зевса над своим жестоким отцом Кроносом в Олимпии. Другая версия гласит, что именно здесь, в Олимпии, древнегреческий герой Геракл совершил один из своих подвигов, вычистив Авгиевы конюшни, и устроил спортивные состязания.

Но наиболее реальным является предание, согласно которому правитель Элиды (области, где находится Олимпия) Ифит, устав от нескончаемых войн, обратился к дельфийскому оракулу за советом, как прекратить междоусобицы. Ответ был таков: возобновить спортивные олимпийские состязания.

Тогда Ифит предложил Ликургу, царю воинственной Спарты, устроить игры, где сильнейшие воины могут померяться силами на мирном ристалище. На период этих состязаний установили священное перемирие – экейхерия, за нарушение которого взимался крупный денежный штраф, а виновные теряли право на участие в Олимпийских играх.

Древнегреческий историк Павсаний подтверждает реальность этого факта, сообщив в своих трудах, что во II в. н.э в Олимпии хранился медный диск, на котором были начертаны условия перемирия, заключенного между Ликургом и Ифитом.Вызывают интерес детали этого предания: по мнению ученых, Ифит и Ликург жили приблизительно в IX в. до н.э., т. е гораздо раньше, чем Олимпийские игры были учреждены. Но и они только лишь возобновили состязания. Из чего следует – игры в Олимпии проводились и раньше. Можно предположить,  здесь проходили ритуальные турниры в честь посвящения юношей в воины, но местного характера.

Ифит и Ликург сделали игры национальным и торжественным праздником, принять участие в котором почитал за честь любой гражданин Греции. Победителю ставили памятник. Первым документальным свидетельством проведения Олимпийских игр считается надпись на памятнике, установленном в честь Корэба из Элиды, опередившем всех соперников в беге на один стадий. Случилось это в 776 году до н.э., и именно эта дата является официальным годом провозглашения древних Олимпийских игр.

Первоначально Олимпийские игры включали в себя только бег, стадиодром, на длину одного стадия (стадиона). Постепенно программу дополнили бегом на два стадия, на 24 стадия, бегом с вооружением. Затем появились пентатлон (пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска, копья и борьба), а также кулачный бой и скачки на колесницах.

Самым почитаемым из всех видов состязаний оставался бег на один стадий, победитель которых становился главным героем Олимпийских игр и получал право зажечь священный огонь на алтаре Зевса. Ему также вручалась главная награда – оливковая ветвь, срезанная со старого дерева, посаженного самим Гераклом, как считалось в народе.

И это было очень символично, что за долгий, кропотливый труд победитель удостаивался только лишь венка из оливы. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы.

Но жители города, откуда был прислан герой, приветствовали его, с благодарностью подносили щедрые дары, освобождали от налогов и предоставляли бесплатное место в театре. Имена победителей высекались на мраморных плитах, увековечивались в храмах. На их примерах воспитывали молодежь.

Сохранилось имя прославленного героя Древней Греции – Милона Кротонского, который в 540 г. до н.э. в 14-детнем возрасте стал олимпийским победителем в борьбе. После чего он отвоевывал это почетное звание еще шесть раз. Но Милон был не только необычайно одарен физически. Он получал образование в школе Пифагора, что позволило ему сыграть и большую роль в политической жизни своего города, и стать прославленным военным. Можно сказать, что Милон Кротонский являлся идеалом гармонично развитой личности своего времени.

Олимпия превратилась в религиозно-культурный центр Древней Греции. Здесь был воздвигнут храм Зевса, главным украшением которого являлась величественная статуя Бога всех богов. Ее автор – Фидий – создал монумент из золота и слоновой кости высотой 12 метров. Неслучайно современники считали такое скульптурное творение одним из 7 чудес света.  Помимо этого храма на родине  Олимпиады были возведены более 70 святилищ в честь остальных богов и героев.В древнегреческом мире Олимпийские игры проводились в течение десяти веков с 776 года до н.э по 394 г.н.э, что доказывает огромную социальную роль подобных соревнований для страны. Какое же значение они имели для общественной и политической жизни Древней Эллады?

Возникнув, как часть религиозно-культового ритуала, античные Игры были посвящены верховному богу древних эллинов — Зевсу, что уже объединяло все греческие полисы. По представлениям народа, через спортивные состязания люди общались с богами. Именно боги даровали победу самым достойным. Но для того, чтобы добиться милости богов, необходимо было заниматься совершенствованием как тела, так и духа.

Игры выполняли целый ряд функций, помимо состязательной: религиозную, экономическую, политическую и оказали огромное влияние на греческую культуру.  Во-первых, в античной Греции сложился культ красоты обнаженного тела. Атлеты соревновались и тренировались обнаженными. Стыд считался признаком варварства. Греки поклонялись тренированному, загорелому телу, являвшемуся признаком высочайшей культуры.

Во-вторых, на время проведения Игр в Олимпии собирались выдающиеся философы, поэты и ученые, что благотворно влияло на развитие такого феномена как греческая культура. Великие философы –  Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, основоположник медицины Гиппократ, отцы истории Геродот и Фукидид, древнегреческие поэты Пиндар, Софокл и Еврепид выступали перед многочисленной аудиторией.

Именно здесь без какого-либо давления, естественным путем, формировалось национальное самосознание греков как единого народа. При этом сохранялась самобытность каждого из греческих полисов. Неслучайно самые грандиозные игры античности состоялись в 476 году до н.э. в честь победы объединенных греческих войск, отстоявших свою независимость сначала при Марафоне против персов, а затем при Саламинах.

Но в начале нашей эры, Римская империя, завоевавшая Элладу, принесла на эти земли новую религию – христианство, которая усмотрела в народных спортивных состязаниях проявление язычества  и «телесной греховности». В 392 году император Феодосий издал ряд законов, направленных на борьбу с язычеством. В результате чего, Олимпийские игры запретили. Спортивные сооружения и греческие храмы разрушили, а время и стихийные бедствия завершили этот процесс. Так, на многие века Олимпийские Игры были  преданы забвению.

Но сегодня, Олимпийские игры, как и в древности, собирают спортсменов и зрителей на свои стадионы со всего земного шара. И поэтому интерес к колыбели этих соревнований –  Олимпии – не угасает. Тысячи туристов, посещая Грецию, обязательно включают в программу своего путешествие этот город-музей на юге Пелопоннеса.

К счастью сохранились руины на месте когда-то величественных храмов и святилищ, по которым можно судить о былом великолепии этого места. Большой стадион с античными колоннами заставляет воображение представить античных спортсменов: бегунов, борцов, метателей копья.

В музее, выстроенном в XIX веке, собраны уникальные экспонаты, найденные археологами: это фрагменты барельефов, статуи и статуэтки, древние спортивные  снаряды, принадлежащие к разным историческим периодам человеческой цивилизации. Жемчужиной коллекции является хорошо сохранившаяся статуя Ники древнегреческого скульптора Пеония. Там же установлена другая не менее знаменитая статуя Гермеса с младенцем.

Здесь, в Олимпии, особо чувствуется дух славного прошлого исчезнувшей древнегреческой цивилизации, как будто время застыло, превратившись в камни.

Приезжайте сюда и убедитесь сами!

www.greece4all.ru

Олимпийские игры в Древней Греции :: SYL.ru

Первые соревнования

Олимпийские игры Древней Греции были крупнейшими спортивными соревнованиями во всем древнем мире. Более того, они не имели аналогов вплоть до второй половины XIX века. Первым упоминанием о таком мероприятии являются соревнования 728 г. до н. э., однако это же самое упоминание гласит о возобновлении игр! То есть они проводились и раньше и к этому времени не родились, а были возрождены из забытья. С этого года они проводились каждые четыре года вплоть до последних состязаний в 394 году уже нашей эры.

олимпийские игры в древней греции

Происхождение соревнований

Согласно античным легендам, Олимпийские игры в Древней Греции восходили еще к временам бога Кроноса, когда было проведено первое состязание в беге, в котором победитель – легендарный Геракл - был награжден оливковой ветвью.  После этого такие состязания стали проводиться постоянно. Впрочем, существует и ряд других мифов о их происхождении, и все они представляют Олимпийские игры в Древней Греции как божественный дар. Соревнования очень скоро обросли пышной церемониальной частью. Они сопровождались религиозными жертвоприношениями в первый и последний их день. В скором времени Олимпиада в Древней Греции обрела просто невероятную популярность. О ней свидетельствуют, например, археологические раскопки, проведенные в Олимпии. Местные руины, до наших дней сохранившие величественность, очевидно указывали, что когда-то здесь существовали огромные олимпиада в древней грецииспортивные стадионы, вмещавшие до 45 000 зрителей! Рядом были построены специальные площадки для тренировок боксеров, бегунов, прыгунов, дискометателей, гимнастов и других спортсменов.

Организация состязаний

Фактически они и были праздничным мероприятием, в котором могли участвовать лишь полноправные граждане полисов Эллады, варвары не считались достойными. Лишь со временем латиняне, создавшие могущественное Римское государство, покорившее Элладу, добились для себя исключения. Если варвары могли лишь наблюдать за играми, то женщины даже не допускались в качестве зрителей. Впрочем, Олимпийские игры в Древней Греции и без них собирали аншлаг на стадионах. Тем более удивительным явлением выглядит то, что женщины умудрялись получать статус олимпийских чемпионок. Для этого им всего лишь необходимо было представить свою колесницу для гонок. Олимпийские игры в Древней Греции занимали значительное место в общественной и политической жизни, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания об участии известных античных политиков, полководцев и ученых в состязаниях. олимпийские игры древней греции

И уж о многом говорит тот факт, что в период этого праздника во всей Элладе объявлялось перемирие, называемое экерхией. Перемирие часто использовалось представителями враждующих сторон для проведения мирных переговоров в Олимпии. Так спорт становился проводником мира и взаимопонимания, буквально возвышаясь над всеми раздорами.

Закат спорта

Однако становление в античном мире христианства положило конец Олимпийским играм. Их жертвоприношения, ярко выраженная языческая направленность, культ человеческого тела претили новоиспеченной государственной идеологии. В результате чего они были запрещены императором Рима – Феодосием. Произошло это в 394 году, когда сама Античная цивилизация шаталась под напором варваров и внутренних противоречий. Ее падение также было близко. Впрочем, Восточная Римская империя – Византия - просуществовала еще целое тысячелетие, на долгое время сохранив спортивные мероприятия. Интересно, что своеобразные спортивные команды в Византии (партии) не просто соревновались в спорте, а отражали разные социальные прослойки, став праобразом современных политических партий.

www.syl.ru

Олимпийские игры Древней Греции

Олимпийские игры Древней Греции — величайшие из эллинских национальных празднеств, крупнейшие спортивные соревнования древности, происходившие в период с 776 г. до н. э. до 394 года н. э. в Олимпии на Пелопоннесе. Всего было проведено 293 Олимпиады.  Олимпийские игры зародились как часть религиозного культа в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр.

Олимпия и Олимп – это разные вещи. Олимп — это высокая гора в северной Греции;  мифы утверждали, что там живут греческие боги. А Олимпия — это городок в южной Греции, на Пелопоннесе, в области Элида, именно там проходили знаменитые олимпийские состязания.

Это было значимое для всей Древней Греции событие, выходившее за рамки сугубо спортивного мероприятия. И хотя центральным элементом Олимпийских игр были спортивные соревнования, игры имели религиозное значение.

Атлеты (участники) в первый день клялись и приносили жертвы богам. Судьи тоже клялись, что будут честно судить. Соревнования проходили следующие 3 дня.Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

По примеру Олимпийских игр с 6 в. до н.э. стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Немейские игры, Истмийские игры, и тоже посвященные различным древнегреческим богам.

Но Олимпийские игры среди этих состязаний были самыми престижными. Они упоминаются в произведениях Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Плутарха, Симонида и других античных авторов.

Олимпийские игры были возрождены в конце XIX в. по инициативе Пьера де Кубертена.

Очень интересно об Олимпийских играх пишет Михаил Гаспаров в своей книге «Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре»

Раз в четыре года, в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа — участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские считались самыми древними.

Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего — это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

Рекордные результаты не отмечались, смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому лишь в редких случаях мы можем сравнивать достижения греческих атлетов с нынешними. Бегун Тисандр пробежал за час около 19 км — это очень хороший показатель и для современного бегуна. Дискобол Флегий перебросил диск через олимпийскую речку Алфей — это около 50 м по нашему счету, достижение международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших. Камень с надписью «Бибон поднял меня над головою одной рукой» весит 143,5 кг — это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 м — это почти вдвое дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы, — они почти не разбегались, зато они держали в руках гири-гантели, чтобы придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника разработана мало.

Наградой в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах — лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее — любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх — Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!»

Олимпийские атлеты

Греки любили свои спортивные состязания без памяти. На Олимпийские игры народ сходился толпами. Справлялись они в самом разгаре лета; давка и жара была такая, что один хозяин, говорят, грозил провинившемуся рабу: «Вот пошлю я тебя не жернова ворочать, а в Олимпию на игры смотреть!» Имена победителей в соревнованиях были у всех на устах. Об атлетах ходило множество рассказов — иногда восторженных, иногда насмешливых.

Самым знаменитым атлетом всех времен был Милон Кротонский, ученик философа Пифагора. Это он мальчиком стал тренировать силу, поднимая на плечи теленка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. Теленок рос, но росли и силы Милона; прошло года три, и он с такой же легкостью носил вокруг стадиона большого быка.

Когда Милон одержал победу, в честь его отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул ее на плечо и сам принес в храм. Забавлялся он тем, что брал в пальцы гранатовое яблоко и предлагал его вырвать у него; никто не мог, а между тем держал он его так легко, что гранат оставался нераздавленным. Забавлялся он и тем, что обвязывал себе голову веревкой, а потом вздувал жилы на висках и рвал веревку, не коснувшись ее руками. Забавлялся и тем, что протягивал руку дощечкой и предлагал отвести мизинец от других пальцев; никто не мог.

Он погиб, когда гулял в лесу и увидел дерево, расщепленное молнией; для потехи он решил разломать дерево надвое, но был уже стар, не рассчитал силы, руки его защемило в расщепе, и он не мог их вырвать; и когда пришел дикий лев и набросился на него, Милон оказался беззащитен.

Другой атлет, Полидамант, с голыми руками ходил на льва, подражая Гераклу; хватая быка за ногу, он отрывал ему копыто; останавливал на бегу колесницу, запряженную четверней; приглашенный к персидскому царю, убил там в единоборстве трех царских гвардейцев — из тех, которые у персов зовутся «бессмертными». Он погиб, когда сидел с товарищами в пещере и над ними вдруг треснул и стал обваливаться свод; товарищи бросились прочь, но Полидамант счел это позорным, остался, подпер обвал плечами и был засыпан.

Атлет Феаген одержал 1400 побед. Это значит, что у него было 1400 побежденных соперников, и все они ему завидовали. Когда Феаген умер, один из них приходил по ночам к статуе Феагена (всем олимпийским победителям ставили статуи) и хлестал ее бичом. Статуя упала и задавила хлеставшего. Статую обвинили в убийстве, судили и бросили в море. На следующий год настал неурожай, начались моровые болезни; граждане обратились к оракулу, и прорицательница-пифия велела им вернуть всех изгнанников. Граждане объявили всем изгнанникам дозволение вернуться, но мор не кончался. Опять пошли к оракулу, пифия сказала: «Забыли Феагена». Статую вытащили сетями из моря, поставили на место, устроили в честь ее празднество, и все кончилось благополучно.

Атлет Главк был крестьянский сын. Отец, увидав, как он голыми руками вбивает в соху сошник, привел его в Олимпию. Начался кулачный бой. Главка стали бить, а он стоял и терпел, опасаясь не в меру зашибить противника. Отец из публики крикнул ему: «Бей, как по плугу!». Главк развернулся и ударил, и победа осталась за ним.

У атлета Демократа заболели ноги, а отказаться от состязаний он не хотел. Он пришел в Олимпию, встал среди поля и предложил столкнуть или стащить его с места. Никто не смог. Демократу присудили победу.

На скачках кобыла наездника Фидола сбросила седока, но продолжала скачку и пришла первой. Фидол был объявлен победителем — за то, что у него такая хорошая лошадь.

Атлет Аполлоний опоздал в Олимпию, потому что выступал за деньги за морем, но признаться в этом он постеснялся и сказал, что его задержали встречные ветры. Он вступил в состязания, вышел победителем, получил венок, но тут обман его раскрылся, венок с него сняли и возложили на его соперника. Аполлоний тут же набросился на соперника с кулаками, тот бросился бежать с венком на голове; кому присудить победу, так и осталось нерешенным.

Обман в Олимпии наказывался сурово: возле стадиона стояли в ряд статуи Зевса, сооруженные только на штрафы, собранные с нарушителей. Один атлет хотел воспользоваться тем, что его соперник Эгмий был отроду немой, и подкупил судью, чтобы тот подсудил в его пользу, думая, что Эгмий не сможет пожаловаться. Но Эгмий, увидев это, пришел в такое негодование, что вскрикнул и впервые в жизни заговорил.

А вообще олимпийские судьи судили честно. Перед состязанием они должны были проверять лошадей, допускаемых к скачкам, и давали при этом две клятвы: во-первых, судить по совести и, во-вторых, никому не объяснять, почему они судили так, а не иначе. Греки нанимали, что бывают и такие случаи, когда правильное решение чувствуешь, а объяснить не можешь.

www.smirnova-tatjana.ru

Олимпийские игры (античные) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (видео) [спорт] АНТИ́ЧНЫЕ ОЛИМПИ́ЙСКИЕ И́ГРЫ — в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп и холма Кроноса — Крониона. По мифологическому преданию, Олимпийским играм предшествовали погребальные игры в честь героя Пелопса, впоследствии возобновленные Гераклом. Пелопс и Геракл считались также учредителями первых видов состязаний: скачек на колесницах, бега и борьбы. В 4 в. до н. э. на основании реконструкции списков победителей была условно определена дата первых Игр — 776 до н. э. Установление порядка их проведения приписывалось в древности царю Элиды Ифиту, спартанскому законодателю Ликургу и ахейцу из Писы Клеосфену, заключившим (с одобрения дельфийского оракула) священный союз. Текст договора о правилах состязания был записан на бронзовом диске, о нем в 4 веке до н. э. сообщает Аристотель, во в 2 веке в храме Геры его еще видел Павсаний.В Играх, поначалу имевших местный характер, с 15-й Олимпиады принимают участие жители Пелопоннеса, с 30-й всей Греции, начиная с 40-х Игр к участию в состязаниях допускаются малоазийские греки и греки Великой Греции (Южная Италия) и Сицилии. Варвары могли присутствовать на Играх только в качестве зрителей. После завоеваний Филиппа II Македонского (4 в. до н. э.), в эпоху эллинизма и во время господства Рима (со 2 века до н. э.) участниками Игр могли быть даже выходцы из самых дальних окраин. Замужним женщинам, за исключением жрицы богини Деметры, запрещалось появляться на празднике под страхом смерти.

Дата проведения Игр, начинавшихся в первое полнолуние после летнего солнцестояния, определялась особой комиссией, о времени их открытия все греческие государства оповещались специальными послами — спондофорами. С этого момента начиналась экехерия — священное перемирие, длившееся два месяца (апполоний и парфений по элейскому календарю), когда прекращались все военные действия и область Элида становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием. Случаи нарушения экехерии были крайне редки и наказывались наложением штрафа или запретом принимать участие в Играх.

Агонотесией — организацией праздника — с 572 до н. э. ведали граждане Элиды, из числа которых на каждую Олимпиаду выбирали от 1 (в раннее время) до 12 (в позднейшую эпоху) судей — элланодиков, деятельность которых контролировал Олимпийский Совет — буле. Порядок на празднике поддерживали рабдохи-палочники. Для тренировок предназначались палестры, для состязаний — стадион, гипподром и гимнасион с помещениями для атлетов, вокруг которого располагались площадки для борьбы. У алтаря Зевса Горкия атлеты приносили клятву в соблюдении правил олимпийских состязаний; статуя державшего в обеих руках молнии Зевса в булевтерионе была призвана внушать страх нарушителям законов Игр. У входа на стадион на каменной террасе были выставлены Заны — медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов — нарушителей правил соревнований.

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й — состязания мужчин, в 4-й — конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Долихос (роспись на амфоре)

Долихос

Апене (роспись)

Апене

Первым победителем на Олимпийских играх считался элеец Кореб (776 до н. э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192, 27 м). В 14 Олимпиаду (724 до н. э.) в программу Игр вводится двойной, т. е. на 2 стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7 до 24 стадиев), с 18-й (708 до н. э.) — борьба и пятиборье, или пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, борьбы и метания копья или диска. С 23 Олимпиады (688 до н. э.) появляется кулачный бой. В 25-ю — впервые вводится бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, в 33 (648 до н. э.) — верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.) в программу включен бег в полном вооружении — гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 до н. э.) появляется бег апены (колесницы, запряженной мулами), в 71-ю (496 до н. э.) — кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице), в 93-ю (408 до н. э.) — синорида (бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й Олимпиады (384 до н. э.) — бег колесниц, запряженных молодыми лошадьми. В 131 Олимпиаду (256 до н. э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145 (200 до н. э.) — панкратий для мальчиков. Олимпийские игры в античности (олимпионик)

Олимпионик

С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках, состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград. Имя победителя-олимпионика, имя его отца торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом; с 60-й — им позволялось поставить в Альтисе свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои. Олимпия (храм Зевса)

Храм Зевса в Олимпии

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы — теоры — представляли в Олимпии все греческие государства. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах).В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, превращаясь в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада — 80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого. В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.
  • Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.
  • Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.
  • Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.
  • Пиндар. Вакхилид: Оды. Фрагменты. М., 1980.
  • Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
  • Mezo F. Geschichte der Olympischen Spiele. Muenchen, 1930.
  • Curtius E. Olympia. Berlin, 1935.

megabook.ru


Смотрите также